Всенародно любимый актер сергей филиппов ушел из жизни голодным. Подруга Сергея Филиппова: Утащили даже диван, куда он испражнялся Сергей филиппов киса воробьянинов

Популярность сыграла не самую лучшую роль в личной жизни актера - он не выдержал испытания славой и большими деньгами, возможно поэтому и распался его первый брак - жена Сергея Филиппова Алевтина Горинович, устав от постоянных застолий мужа, забрав сына, ушла от него. Позже Алевтина Ивановна эмигрировала в США, и на этом закончилось общение актера не только с бывшей женой, но и с сыном, которого он так больше никогда и не увидел.

С Алей Горинович Филиппов познакомился в стенах Ленинградского эстрадно-циркового техникума, они начали встречаться, и вскоре поженились. У них родился сын Юрий, и первые годы из десяти прожитых вместе, супруги жили очень счастливо.

Сергей Николаевич очень любил Алю, а она его безумно ревновала, а еще обижалась на то, что для мужа слава дороже, чем они с сыном.

Когда пришла оглушительная популярность, личная жизнь Сергея Филиппова начала рушиться - в ней появились не только застолья с коллегами и поклонниками, но и другие женщины, с которыми он заводил романы.

Это доходило до Алевтины Ивановны, она мучилась и переживала, а потом ушла от Филиппова. Уехав из России, Горинович больше на родину не возвращалась, и поэтому официально с Филипповым они так и не разошлись.

Второй супругой актера стала детская писательница Антонина Голубева, с которой он познакомился в ресторане гостиницы «Астория», где жил в снятой для него режиссером Театра комедии Акимовым номере.

Это произошло почти сразу после расставания с Алевтиной Ивановной, и Филиппов вскре переселился из гостиницы к Голубевой. Антонина была на тринадцать лет старше Филиппова и ездила за ним повсюду.

Она следила за тем, чтобы он не заводил романов на стороне и пыталась отучить его пить.

А еще она была против общения Сергея Николаевича с сыном, но он все равно продолжал навещать Юру, пока тот с матерью не уехал в Америку. У Антонины Голубевой тоже была дочь от одного из предыдущих браков и внучка, но она с ними не общалась.

Все, кто знал эту пару, удивлялись, что держит их вместе - Антонина всегда была чем-то недовольна, да и сам Филиппов нередко в минуты откровений говорил, что не любит свою вторую жену, да и хозяйкой Голубева была неважной.

Рассказывают, что дома у них всегда был беспорядок, в театр актер часто приходил неопрятно одетым, но он не придавал этому никакого значения.

Вместе они прожили сорок лет, пока Антонина Голубева не умерла. Чтобы ни говорили, а вторая жена актера была его спасительницей - она поддерживала мужа, когда того уволили из театра, выхаживала после сложной операции.

Смерть Антонины стала черным днем в биографии Сергея Филиппова - он оказался никому не нужным и еле сводил концы с концами, живя на мизерную пенсию, у него начались проблемы с психикой. Свою жену актер пережил всего на год и умер в одиночестве в своей квартире в обстановке ужасающей бедности.

"Он был странным человеком, со своеобразной манерой общения. Думаю, такие неординарные личности рождаются раз в сто лет. Будучи уже немощным стариком, Сергей Филиппов все чаще вспоминал свое балетное прошлое и очень жалел, что не стал звездой балета, а пошел в кино. Балет он бросил не по своей воле - врачи обнаружили у него опухоль мозга, провели серию операций и запретили танцевать" - рассказала старейшая сотрудница "Ленфильма" Любовь Тищенко в интервью МК.

C первой женой Сергей Николаевич расстался после того, как она эмигрировала в Америку.



"Он до мозга костей был коммунистом, поэтому такой поступок жены расценил как предательство. Это заметно отразилось на его психике. В то время у него буквально "поехала" крыша. Ему казалось, что за ним следят органы КГБ, постоянно мерещились какие-то люди. Позже он говорил: "Конечно, я был дураком. У меня были совсем иные взгляды на жизнь, меня так воспитали. Спустя годы он осознал, что поступил неправильно. Однажды Филиппов мне признался, что никогда не бросил бы жену, если бы она не уехала в Штаты" - вспоминает она.

С сыном Сергей Филлипов не общался, жена увезла мальчика с собой.

"Помню, Сергей Николаевич достал из-под кровати целую пачку нераспечатанных писем от сына. "Хочешь, читай, а мне неинтересно", - сказал он мне. Но самое интересное, что ни одного письма он не выбросил. Видимо, чего-то выжидал. Надеялся, что сын вернется. Сын приехал только пять лет назад, когда Сергея Филиппова уже давно не было в живых".

Второй женой актера стала некая Антонина Голубева, которая была старше Филиппова на двадцать лет. В актерской среде эта женщина на тот момент вызвала бурю негативных эмоций.

"Я не знаю, чем вызвано такое отношение к этой трогательной и любящей женщине. Филиппов называл ее Барабулькой и сильно привязался к ней. Голубева была писательницей, правда, написала всего одну книжку. Это была странная, абсолютно неприспособленная к жизни семья. Cо своей дочерью и внучкой Барабулька совсем не общалась. Однажды она предложила Филиппову встретиться с ними, но он наотрез отказался. Зато они объявились после смерти актера. Буквально за два дня вывезли из квартиры Филиппова всю мебель и дорогой сервиз, остальные вещи сдали в комиссионку" - поведала Тищенко.

"Филиппов был очень расточительным человеком, поэтому ничего не скопил себе на старость. А по молодости он даже не знал ценность тем или иным вещам. В советское время он мог достать любой дефицит и постоянно баловал своих знакомых, - говорит Любовь Тищенко. - У Филиппова в доме была очень богатая библиотека. Когда я в очередной раз пришла к нему домой, то не обнаружила ни одной книги. Оказывается, когда у Филиппова были проблемы с деньгами, Голубева продала всю библиотеку за какие-то смешные деньги. Самое ужасное, что в одном из томов Сергей Николаевич хранил приличную заначку".

Лучшие дня

"Как это ни банально звучит, Филиппова сгубила слава! В период его бешеной популярности с ним все хотели выпить. Когда организм у Филиппова был молодой и крепкий, он никому не отказывал. А потом актер уже без этого не мог. Каждый день ему обязательно надо было принять коньячку или водочки. В последнее время Филиппов совсем бросил пить. Во-первых, ему не на что было покупать спиртное, а в долг он никогда ни у кого не просил. Во-вторых, он был уже тяжело больной человек" - вспоминает сотрудница "Ленфильма".

Любовь Григорьевна Тищенко ухаживала за Филипповым в последние годы его жизни.

"Он мне всегда нравился как человек. Этот нелюдимый грубый актер на самом деле был трогательным и ранимым человеком. Хотя посторонним людям он казался жестоким. Ведь он мог запросто обидеть совершенно незнакомого человека - нахамить и даже послать матом. Но это был не настоящий Филиппов, таким образом он защищался. Он крайне негативно относился к собственной популярности. Он искренне ненавидел своих поклонников. После выхода фильма "Двенадцать стульев" он не мог спокойно пройти по улице - людям хотелось его потрогать, поговорить с ним. Филиппова это страшно раздражало. Зачастую дело доходило до драк" - говорит она.

Тищенко рассказала о том, что Филиппов был одиноким человеком. Он сам выбрал такой образ жизни - он никого не впускал в свой дом, отключил телефон. Коллеги по "Ленфильму", зная его суровый нрав, попросту вычеркнули его из своей жизни.По ее словам, он даже врачей не вызывал на дом вероятно, ему было очень стыдно за свой внешний вид, за беспорядок, творившийся в квартире. Любовь Николаевна приходила раз в неделю, и занималась уборкой. С годами Филиппов становился озлобленным.

Питерские актеры всегда были обделены, но Филиппов на фоне других буквально бедствовал.

"Квартплату не платил месяцами. Вы не поверите, но он буквально голодал. Я помогала чем могла - покупала крупу, лимончик, кусочек сыра. А в последнее время он вообще стал отказываться от еды", - вспоминает сотрудница "Ленфильма". - Он никогда ни у кого ничего не просил. Под конец жизни у Сергея Николаевича даже не осталось вещей. То ли продал все, то ли износились. За месяц до смерти мы положили его в больницу. Так у него не было тапочек, в которых он мог бы выйти из дома. Нам пришлось бегать по всему городу в поисках обуви 47-го размера. Вот так и госпитализировали его - в одних тапочках и какой-то рваной рубахе".

По ее словам, Филиппов за месяц до смерти был уже другим человеком. Он страдал от головных болей, у него ломило все тело, с психикой у него тоже было не все в порядке. Когда Тищенко приходила к нему домой, он встречал ее в чем мать родила.

Сергея Филиппова не стало 19 апреля 1990 года. Его похоронили рядом с Голубевой. За несколько дней до смерти актер рассказал Любови Тищенко о своей мечте.

"Знаешь, я ведь всю жизнь хотел сыграть положительную трагическую роль, а мне доставались одни мерзкие типы, - вздыхал Филиппов. - Я даже плакал, когда узнал, что главная роль в фильме "Когда деревья были большие" досталась Юрию Никулину".


Сергей Филиппов, которому на сцене и в кино часто доводилось играть отрицательных персонажей, был настолько популярен, что в Ленинграде на улицах водители останавливали транспорт при виде знаменитого артиста. В жизни Сергей Филиппов тяготился навязчивым вниманием публики, хотя откровенно гордился собой. Он был довольно сложным человеком, а отношения с сыном Юрием были настолько запутаны, что период их взаимного отчуждения затянулся на долгие годы.

Провинциал и аристократка


Сергей Филиппов познакомился с Алевтиной Горинович во время обучения на балетном отделении Ленинградского эстрадно-циркового техникума. Мама Алевтины Любовь Ипполитовна гордилась своим дворянским происхождением и выбор дочери стать артисткой категорически не одобряла.

Ещё большим ударом для аристократки стало желание дочери создать семью с Сергеем Филипповым, простым пареньком из Саратова. Она и не догадывалась, что родной отец юноши – самый настоящий немецкий барон, который служил управляющим гвоздильного завода. Отец будущего артиста вынужден был покинуть Россию во время Первой мировой войны.


Возможно, знай Любовь Ипполитовна об истинном происхождении зятя, она была бы к нему более благосклонна. Теща считала Филиппова не ровней своей Алевтине, внучке генерала Куприянова.
Однако сама Алевтина от классовых предрассудков не страдала. Она любила своего Серёжу всем сердцем и планировала жить с ним в горе и в радости до самой смерти.


После окончания техникума Сергея Филиппова пригласили в Мариинский театр, чем артист необычайно гордился. Однако балетная карьера Филиппова завершилась очень быстро: актёру стало плохо во время одного из спектаклей и врачи настоятельно рекомендовали молодому танцору сменить профессию из-за слабого сердца. Поначалу Филиппов растерялся, стал груб и раздражителен, часто вымещая злобу на домашних. Он пробовал себя на эстраде и в мюзик-холле, а после был принят в Театр комедии.

Семейная лодка разбилась о славу


Вскоре Сергея Филиппова стали приглашать на съёмки в кино, он стал настоящей знаменитостью. Вместе со славой в жизни актёра появились поклонники и поклонницы. Филиппову льстило женское внимание, он стал позволять себе не являться домой ночевать.

Он привык к тому, что сердце супруги безраздельно принадлежит только ему. Алевтина неустанно заботилась об обожаемом Серёже, восхищалась его талантом, защищала от нападок собственной мамы.


Но все изменилось с появлением в семье сына Юрия. Алевтину теперь куда меньше, чем раньше, волновали творческие метания супруга. Она была увлечена своим материнством и с энтузиазмом занималась воспитанием сына. Теперь не Сергею Николаевичу, а маленькому Юрочке доставалось все внимание Алевтины Ивановны.


Сергей Николаевич всё чаще стал уходить в длительные загулы. После очередного недельного отсутствия супруга Алевтина Ивановна собрала его вещи, да и выставила муже вон, пригрозив для острастки поленом. Он возмущался, обижался, грозил, но пощады не дождался. Он ещё много раз пытался примириться с супругой, однако она так его и не смогла простить.

Во время войны с помощью актера его жена, сын и теща были эвакуированы. В Таджикистане семья воссоединилась, однако после войны супруги расстались уже окончательно.

Противостояние


Настоящее противостояние началось, когда в жизни Сергея Николаевича появилась его вторая жена, Антонина Голубева. Прожили они вместе больше 40 лет.

По воспоминаниям сына писателя, Антонина Голубева ему совершенно не нравилась. Юрий считал, что между его отцом и второй женой настоящих чувств не было. Правда, в Юрии Сергеевиче вполне могла говорить детская обида. Он ведь так хотел, чтобы родители жили вместе. Тем не менее, именно из-за вмешательства в жизнь Юрия второй супруги отца подростку пришлось сменить несколько школ. Антонина Голубева неустанно «сигнализировала» руководству очередной школы о пробелах в воспитании ребёнка и недостаточном патриотизме мальчика.


Позже отец очень обиделся на сына, который категорически отказался идти по стопам своего отца и поступил в Мухинское училище, твёрдо решив стать художником.

Первые же дни обучения преподнесли Юрию неприятный сюрприз. Юноше сообщили, что по настоянию отца он не включён в список на получение стипендии. Якобы студент Юрий Филиппов находится на полном обеспечении отца. Недоразумение разрешилось, однако уже тогда Юрий понял: жена папы, действующая от его имени, в покое его просто так не оставит.


Позже, когда Юрий Сергеевич уже работал в Худфонде, к нему стала приходить какая-то дама с требованием посетить отца. У Юрия к тому времени уже накопилась критическая масса обид на папу. За его неучастие в жизни, за то, что он ни разу не навестил сына, когда тот болел, за бесконечные нападки его жены. Когда критическая масса взаимных обид была превышена, молодой человек сменил фамилию отца на фамилию и отчество матери. В этот раз обиделся уже Сергей Николаевич.

«Не испросить прощенья и покоя»


После того, как Юрий неоднократно отказался вступать в партию, ему перестали давать интересные и выгодные заказы. И вскоре он принял решение эмигрировать из страны.

Для Сергея Филиппова это стало настоящим ударом. Во время встречи с бывшей женой и сыном актёр сказал, что сына у него больше нет. Справку об отсутствии материальных претензий он передал через третьих лиц. В заявлении он предлагал строго наказать сына-предателя.


Впоследствии Сергей Филиппов пресекал большинство попыток сына возобновить общение. Он искренне считал его предателем и стыдился своего родства с ним. Лишь однажды в телефонном разговоре Сергей Филиппов признался: он всю жизнь любил свою первую жену. Однако встречаться с ней и сыном отказался.

О смерти отца Юрий Сергеевич узнал поздно и не успел прилететь на похороны из Америки. Они при жизни так и не сказали друг другу главные слова. А после ухода отца Юрий Сергеевич написал в память о нём книгу «Есть ли жизнь на Марсе…»

Даже эпизодическое появление в фильме Сергея Филиппова становилось настоящим событием. На пике популярности актёр купался в лучах всенародной славы, жил на широкую ногу, однако фортуна оказалась немилосердной и к нему: страдая от тяжелых болезней, нищеты и покинутости.

До того как стать актёром, Филиппов в своём родном Саратове кем только ни трудился: был и столяром, и пекарем на хлебном заводе, и дворником, и садовником. Но мечта у него была одна: сцена. Правда, не драматического театра, а балетного. Сергей Филиппов окончил в Ленинграде балетное отделение эстрадно-циркового училища, педагоги ему прочили прекрасное будущее в классическом танце: благо были физические данные и рост для исполнения главных балетных героев и принцев. Но врачи сразу по окончании училища поставили ему диагноз: опухоль головного мозга. Оперировать не предлагали, но запретили серьёзные физические нагрузки строго-настрого. Так разбилась первая мечта Филиппова.

Кадр из фильма «Старый знакомый», 1969 г. Фото: РИА Новости

Несостоявшаяся звезда балета отправилась в Ленинградский театр комедии к режиссёру Акимову. Быстро выяснилось, что у Филиппова ярчайший талант комика. Позже актёр, сыграв в десятках фильмов, с горечью скажет, что режиссёры его не видят в качестве «основного блюда», а только используют его талант как «острую приправу к пресному». Согласившись участвовать в «Карнавальной ночи» Эльдара Рязанова , Филиппов позже крайне пожалел, что сыграл этого лектора-зануду. Стоило ему появиться на публике, как сразу все вокруг начинали цитировать его героя: «Одна звёздочка, две звёздочки, три звёздочки». По воспоминаниям коллег, актёр просто трясся от негодования. Ведь мечтал он о серьёзной драматической роли. Ему хотелось сыграть в драме, трагедии, а предлагали сплошные комедии. И ладно бы он играл в них главных персонажей, так нет же, доставались ему одни эпизоды: «Иван Васильевич меняет профессию», «Укротительница тигров» и др. Когда Сергей Николаевич узнал, что роль в картине «Когда деревья были большими» досталась не ему, а Юрию Никулину , он заплакал. Чтобы как-то снять напряжение, артист начал выпивать… Потом всё больше и больше.

Согласившись участвовать в «Карнавальной ночи» Эльдара Рязанова, Филиппов позже крайне пожалел, что сыграл этого лектора-зануду. 1956 г. Кадр из фильма

Смог победить рак

Главный персонаж в картине у него был один: Киса Воробьянинов в «12 стульях» Леонида Гайдая . Но участие в этом фильме едва не стоило актёру жизни. Перед самым началом съёмок у Филиппова начались страшные головные боли. К тому времени у него уже диагностировали рак мозга. Режиссёр принял решение заменить актёра на Ростислава Плятта. Но Филиппов позвонил Леониду Гайдаю и заявил: Ипполита Матвеевича будет играть он, чего бы это ему ни стоило. Режиссёр попал в сложную ситуацию: с одной стороны, ему не хотелось обидеть Филиппова, с другой стороны, серьёзная болезнь исполнителя могла поставить съёмки под угрозу. Но, когда о страстном желании Сергея Филиппова сыграть Кису Воробьянинова узнал Плятт, Ростислав Янович позвонил Гайдаю и отказался от этой роли. По окончании съёмок Филиппову стало хуже, его срочно положили в больницу. Но, к счастью, лечение прошло успешно, артист прожил больше 20 лет. Вот только темя у него так и не заросло после операции, лишь тонкая кожа вместо кости наросла в этом месте. Но актёр даже умудрялся шутить на эту тему. Например, министр культуры Фурцева назвала его однажды дураком. После этого Филиппов всегда говорил коллегам, что зря, мол, Фурцева, его дураком считает, у него ведь всего лишь часть мозга вырезали.

Участие в фильме «12 стульев» едва не стоило актёру жизни. 1971 год. Кадр из фильма

Личная жизнь у актёра была тоже непростая. Он очень любил свою первую жену, артистку балета Алевтину Горинович , в браке родился сын Юрий. Но балерина приняла решение эмигрировать в США и поставила Филиппова перед выбором: хочешь быть вместе со мной, поезжай тоже в Америку. Для Филиппова же такой вариант сохранения семьи был неприемлем: измена родине была страшнее одиночества и потери сына.

Потом Филиппов женился повторно: нашлась женщина, которая стала его ангелом-хранителем. Живя с ней, Филиппов бросил пить. Это была Антонина Голубева, специалист по русскому фольклору, автор книг для детей и юношества о жизни революционера Сергея Кирова , статей о русской эмиграции.

Сергей Филиппов. Фото: www.globallookpress.com

Коллеги, которые заходили в гости к Филиппову, вспоминали, что человеком Антонина Георгиевна была прекрасным и очень добрым. Жили они дружно и весело, актёр жену звал Барабулькой. А вот хозяйкой Голубева была совершенно безалаберной. В доме всегда было не прибрано, а часто ещё и нечего есть. Так, одна из актрис вспоминает, что однажды увидала на Сергее Николаевиче… свитер в дырочку. Жена ножницами вырезала те места, которые побила моль. А ещё Голубева безумно ревновала Филиппова: она была на 13 лет его старше. Когда жены не стало, Сергей Филиппов не справился с ударом судьбы. Через год не стало и его. Похоронили его в Ленинграде, на Северном кладбище, рядом с Антониной Голубевой, его ангелом-хранителем Барабулькой.

Ленинградского актера-комика Сергея Филиппова знала и любила вся страна.

Актер Геннадий Воропаев как-то рассказал: "Я впервые видел, как на улице транспорт останавливается при виде знакомого артиста. Это было в Свердловске, 59-й год. Гастроли. Филиппов говорит: "Пойдем пройдемся". Выходим на главную улицу и вдруг! Прохожие останавливаются, смотрят на него, подходят к нему. Трамвай остановился, пассажиры высыпали и - к нему. А что было на "Уралмаше", куда нас пригласили на встречу с трудящимися. Завод просто прекратил работу, когда там узнали, что Филиппов приехал.

Как-то мы были на гастролях в Киеве. Тогда я еще не знал, что это такое - выйти с Филипповым на улицу. Мы шли по Крещатику. Все движение остановилось.

Филиппов, Филиппов! - раздавалось со всех сторон.

Мы с Сергеем шли по коридору, стены которого - живые люди. Так велика была его популярность".

Актер Александр Суснин утверждал: "Сергей Николаевич был единственным актером во всем СССР, который получал деньги, прежде чем артисты начинали съемки. "Сумма прописью!" Всё! Безропотно выплачивали".

Михаил Боярский вспоминает, что однажды его потрясло, как Филиппов говорил ему: "Мишка, копи деньги. Будешь старым, никому не будешь нужным. Все тебя забудут".

Эти и множество других историй собрал в книгу об актере его сын, петербургский художник Юрий Филиппов, с помощью своей супруги Татьяны Гринвич, и только что в московском издательстве "Эксмо" она вышла под названием "Есть ли жизнь на Марсе…", оформленная рисунками Юрия.

Корреспондент "РГ" встретилась с наследником выдающегося актера.

Российская газета: Юрий Сергеевич, как рождалась ваша книга? Как вы писали ее вдвоем? Вооружившись диктофоном?

Юрий Филиппов: Нет, у нас как-то попроще, по-домашнему, шутя. Из бесед, телефонных разговоров получилась книга. Слушали людей (Клару Лучко, Инну Ульянову, Тамару Носову, Арчила Гомиашвили, Леонида Куравлева, Олега Анофриева, Нину Гребешкову, многих-многих), запоминали, записывали - и на диктофон в том числе. Включили стихи, посвященные Сергею Филиппову. Собрали его фильмографию. Он снялся, как оказалось, в 118 картинах. Часто это были роли коротенькие, эпизодические, но всегда - колоритные.

Книгу мы задумали, еще находясь в эмиграции, году в 97-м. Дали объявление в газету "Новое Русское слово": может быть, кто-то поделится воспоминаниями. Архив-то пропал. Когда Сергей Николаевич умер, нас в Ленинграде не было, нам о его смерти не сообщили и квартиру просто разворовали. Исчезли фотографии, дневники, документы. Мы услышали о его смерти позже, случайно. Книгу собирали по крохам. Фактически начали ее после разговора с актрисой Юлией Николаевной Предтеченской, мамой художника Михаила Шемякина. Она работала вместе с Сергеем Николаевичем в Театре комедии и написала для нас воспоминания. Почти 10 лет ушло на книгу.

РГ: Вы упомянули об эмиграции…

Филиппов: Кто из мальчишек не мечтает об Америке? Я не был ни диссидентом, ни противником советской власти. Захотелось большей творческой свободы. Мы с женой уехали в Нью-Йорк в 1979 году, прожили там 25 лет. К счастью, мне не пришлось водить такси. Жизнь художника довольно трудна, неординарна, все время приходится искать разные заказы. За границей русских художников не ждут с распростертыми объятиями. Нужно энергично двигать локтями, искать работу самому. Я нашел ее на шестой день - сначала работал в чужом офисе, а потом открыл собственный. Кроме дизайнерских работ у меня были живописные, графические.

РГ: Ваша цель - рассказать неизвестные факты из жизни Сергея Филиппова?

Филиппов: Именно так. Зрители могут судить о Филиппове по его экранным образам, может быть, по чьим-то рассказам. А заглянуть в домашнюю жизнь известного артиста, в его актерскую "кухню", узнать его интересы, привычки, увлечения - это, конечно, любопытно. Мы с женой не киноведы, не театроведы, поэтому творческая биография отца в нашей книге не на первом месте. Сергей Николаевич жил среди людей, которые, несомненно, влияли на его творчество, ведь то, что делает артист на сцене, фактически синтез его жизненного опыта, впечатлений.

Помните эпизод Филиппова из фильма "А вы любили когда-нибудь?" замечательного режиссера Игоря Усова? В картине были две бабушки - Вицин и Филиппов. Для достоверности, чтобы хорошо проработать женские роли, актеры переодевались в бабушек, брали кошелки и ходили по Невскому, обращая на себя внимание прохожих, задевая их, заходили в магазины, стояли в очередях. Их никто не узнавал! Такие колоритные были старухи.

Книга получилась объемистой. Мы начали ее издалека - с истории нашей семьи. А во второй части - воспоминания папиных коллег. Сергей Николаевич - натура настолько богатая, щедрая на истории, есть еще масса материала, поэтому у нас есть замыслы на дальнейшее. Возможно, расширим книгу. Собираемся выпустить еще две книги: сказки, которые писал я для своей жены, и рассказы комического характера, которые Сергей Филиппов предположительно должен был читать со сцены, но этого не случилось.

РГ: Вам говорят, что вы похожи на отца?

Филиппов: Я не очень похож. Носом не вышел. А вот голоса похожи. Есть снимок, где папа с бородой, без усов, там он и я действительно похожи, только я немного длиннее, все-таки мама тоже принимала участие.

РГ: Живы ли еще родственники Сергея Филиппова?

Филиппов: Нет, только я, единственный сын.

РГ: А вы актером стать не хотели?

Филиппов: Не хотел. Я слишком ленив. Актер должен рано вставать. Ходить на репетиции. Учить роли. Вечером - спектакли. Куда-то надо ездить. Свободного времени совсем нет. Я всегда любил рисовать, и мама говорила: "Ты, сынок, не любишь работать, давай-ка в художники". Она почему-то считала, что художники ничего не делают. Ошибалась! Расскажу вам историю. Когда я учился в "Мухе" (Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. Мухиной), у нас было задание написать на летней практике несколько этюдов. Сижу на Дворцовой площади, пишу городской пейзаж. Подходит какая-то старушка: "Что, рисуешь, сынок?" - "Да, бабушка". - "Ну, рисуй, рисуй. Всё лучше, чем воровать". Тогда это меня так поразило! Я всюду показывал эту старушку и себя в лицах. А сейчас, спустя годы, пожалуй, даже не знаю, что лучше - рисовать или воровать. Но переучиваться поздно. (Смеется.)

афоризмы

Афоризмы Сергея Филиппова

Давай, сынок, будешь актером. Пойдешь по стопкам отца моим методом пробок и ошибок. Я научу тебя вживаться в образ - есть секреты. Самое главное, себя надо любить в искусстве. Ну и всех остальных!

Похвально, что девушка пьет молоко. Но запомните, милочка, что в жизни есть вещи и пострашнее трезвости.

Больше всего избегай гонорарной недостаточности. Люби свой гонорар как самого себя. Мой гонорар - это мое я! В чем душа держится? В гонораре!

Не встряхнуть ли мне стариной? Вдруг старого артиста наградят, как и прежде, рукохлестаниями?

Однажды Сергей Филиппов поскользнулся и упал. Лежит и говорит сам себе: "Как же низко я пал!"

Сергей Филиппов любил рисовать и однажды написал картину, которую назвал "Укратихаинская ночь".

Самые известные роли Сергея Филиппова в кино:

Киса Воробьянинов ("Двенадцать стульев")

Лектор ("Карнавальная ночь")

Казимир Алмазов ("Укротительница тигров")

Шведский посол ("Иван Васильевич меняет профессию")

Осип ("Инкогнито из Петербурга")

"Масик хочет водочки"

"Я-я, Кемска волость!"

"Алмазов - это имя! Афиша, публика, касса!"

"Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе - это науке неизвестно!"

"Зашел я как-то в ресторан выпить… супу!"

Кстати

Известный петербургский режиссер-документалист Юрий Занин (фильмы "Курск. Последний причал", "Девять дней и вся жизнь", "Кино и Сталин", "Две славы Алексея Смирнова") только что снял 2-серийный фильм "Смех и слезы Сергея Филиппова", в котором о выдающемся актере вспоминают люди, близко знавшие его.

Измена жены