Задания по теме грибы для дошкольников. Тема: "Лес

Домашнее задание на тему "Грибы" для старшей группы представляет собой подборку речевых упражнений на данную тему, здесь же подобраны соответствующие теме и возрасту стихи и загадки для прочтения взрослыми детям, а непосредственно для детей - графические упражнения и упражнения на внимание, что также способствует речевому развитию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГРИБЫ

Повторите с Вашим ребенком:

  • Где растут грибы? (Грибы растут в лесу).
  • На какие две большие группы делятся все грибы? (Грибы бывают съедобные и несъедобные).
  • Какие ты знаешь части гриба? У гриба есть… (У гриба есть шляпка и ножка.)
  • Как называются корни у грибов? (Грибница)
  • Как называют людей, которые собирают грибы? (Грибники)

« СКАЖИ СО СЛОВОМ МНОГО»

одна сыроежка, много … (сыроежек).

один опенок – много опят, одна лисичка – много лисичек, один подосиновик – много подосиновиков, один белый гриб – много белых грибов, один подберезовик – много подберезовиков, один масленок – много маслят, одна поганка, много поганок, один мухомор – много мухоморов.

КАК НАЗЫВАЮТСЯ ГРИБЫ?

Как называются грибы, которые растут под березой? (Подберезовики)? Под осиной? (Подосиновик). Грибы рыжего цвета… (лисички) На пеньках растут… (опята). Грибы с масляными шляпками… (маслята). Грибы, которыми морят мух… (мухоморы). Нехорошие «поганые» грибы называются… (поганки).

НАЗОВИ ЛАСКОВО

Подберезовик – подберезовичек, подосиновик – подосиновичек, масленок – масленочек, опенок – опеночек, мухомор – мухоморчик, поганка – поганочка, сыроежка – сыроежечка, белый гриб – беленький грибочек.

РАССКАЖИ О ГРИБАХ

Рассказ-описание гриба по плану (белый гриб, мухомор, лисички, опята, сыроежка).

  1. Как называется этот гриб?
  2. Где он растет?
  3. Какого цвета?
  4. Съедобный или несъедобный?
  5. Что можно из него приготовить?

ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ?

Цель: употребление глаголов совершенного и несовершенного вида.

ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА

Цель: сопоставление глаголов множественного числа 1-го и 2-го лица настоящего времени.

Эти ребята очень дружные - они всё всегда делают вместе. Мы сейчас о них расскажем. Я буду начинать фразы, а ты помогай мне их закончить.

РАЗ ГРИБОК, ДВА ГРИБОК

Цель: употребление глаголов «класть» и «положить».

Методические указания. Сначала взрослый проводит игру по картинке. Затем взрослый листом бумаги закрывает картинки и дает задание ребёнку нарисовать грибы, которые Егорка клал в корзину. Наконец, взрослый открывает картинки и говорит.

Вот Егор - он в лес пошёл

И грибы в лесу нашёл.

Посмотри и запомни, как Егорка грибы собирал:

Вот как много - посмотри.

А теперь вспомни, в каком порядке Егорка клал грибы в свою корзинку. Нарисуй их.

Проверь, правильно ли ты нарисовал. Для этого еще раз вместе с Егором расскажи, как он грибы собирал:

Я кладу в корзину гриб - это раз.

Я кладу...

Ответь на вопросы: Сколько грибов нашёл Егор? (Три.) Что Егорка делал с грибами? (Клал в корзинку.)

Читаем и заучиваем стихи

В лесу

Н. Гладков

Сто грибов в лесу найдем,
Обойдем полянку.
В кузовок мы не возьмем
Бледную поганку.
Мы обшарим все дубы,
Елки и осинки
И хорошие грибы
Соберем в корзинки.

В тесноте

Е. Серова

На пенечке сто опят.
- Очень тесно тут! – вопят. –
Позовите грибника
Собирать опят с пенька.

Грибы

В. Шульжик

По тропинке шла,
Белый гриб нашла.
Проходила по опушке –
Отыскала три волнушки.
Пошла леском –
Моховик под листком.
А шагнула напрямик –
Увидала боровик.

Ю. Копотов

Волнуются волнушки:
- Как быть нам без кадушки?
Все грибы в кадушках!
Забыли о волнушках!
Поищи волнушки ты!
Очень вкусные грибы!

Боровик

А. Прокофьев

По дорожке шли –
Боровик нашли.
Боровик боровой
В мох укрылся с головой.
Мы его пройти могли,
Хорошо, что тихо шли.

Дождевик

В. Шульжик

Этот гриб называется так:
Дождевик, или дедов табак.
Только тронешь его за бочок,
И начнёт он курить табачок.

Кто сеял лисички?

Е. Алексеев

Клим спросил у Алексея:
- Кто в лесу лисички сеял?
Звери дикие иль птицы?
- Ну, понятно кто – лисицы.

Мухомор

И. Мельничук

Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как Петрушка,
Ядовитый мухомор.

Опенок

А. Прокофьев

Влез опенок на пенек,
Простоял один денек,
А потом склонился,
Чуть не свалился,
Тоненький, тоненький,
Ножка – что соломинка!

Сыроежка

В. Шульжик

Над поляной дождь промчался,
К сыроежке
В плен попался...
И летят букашки в спешке
За водою к сыроежке.

Сел мышонок на масленок…

А. Лаптев

Сел мышонок на масленок,
А масленок - липкий гриб,
Вот мышонок и прилип.
Ай-ай-ай, ай-ай-ай!
Мама, мама, выручай!

Подберезовик

Е. Серова

Подберезовик,
Подберезовик,
Ловко спрятался
Под березою.
Да не прячься ты
Так старательно –
Я найду тебя
Обязательно.

В. Кожевников

Под раскидистой сосной
Отыскала белка
Непонятный гриб лесной.
Гриб, не гриб – тарелка!
- Больно странен он на вид, -
Говорят ей звери. -
- Может быть он ядовит?
Надо бы проверить.
Но смеется им в ответ
Белочка лесная.
- В нем ни капли яда нет,
Этот гриб я знаю.
А вода в нем, ну и пусть,
Даже пить удобно.
Этот гриб зовется груздь.
Он вполне съедобный!

Сморчок

А. Прокофьев

Сморчок, сморчок,
От рожденья старичок.
Вырос на опушке.
Шапка на макушке.
Дунул ветер … и сморчок
Повалился на бочок,
Весь в морщинах –
Старичина!

Рыжик

В. Мусатов

Под сосной
В хвоинках рыжих
Не ищи весною рыжик.
Рыжий рыжик
Рыж не зря:
Рыжик –
Вестник сентября.

А. Лаптев

Стаpый гpиб Боровик
Поднимает воротник.
Возле кочек ежится,
Ежится, тревожится.
Поворчать ему охота.
Он собрал своих детей
И бормочет: - По субботам
Прячьтесь, дети, от людей.
Кто накроется листвой -
Тот останется живой.
А того, кто рот разинет -
Люди мигом прикорзинят!

По грибы

В. Шульжик

Шел грибник издалека
А в корзинке ни грибка!
Ни единого грибочка –
Только травка и листочки.
Утомился грибничок
И уселся на пенек.
- Ты скажи мне, лес,
Ты с грибами или без?
Поглядел на грибника
Лес дремучий свысока.
Покачался – скрип да скрип! –
Показал под елкой гриб.
- Я с грибами, - молвил лес, -
А ты с глазами или без?

И. Демьянов

На горе растут дубы,
Под горой растут грибы:
Белый – стар, брать не стал,
Моховик и мал и вял.
Груздь на солнце греет бок.
В кузовок иди, грибок!

Отгадываем загадки

Шапочка да ножка –
Вот и весь Ерошка.
(Гриб)

Кто шляпу на ногу одевает?
(Гриб)

Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке.
(Гриб)

Нет грибов дружней, чем эти, -
Знают взрослые и дети.
На пеньках растут в лемму,
Как веснушки на носу.
(Опята)

Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красной шапке модной,
В пищу непригодный.
(Мухомор)

Растут на опушке
Розовые подружки,
Их зовут ….
(Волнушки)

Коренастый, в шляпе новой
Гриб в бору растет сосновом.
Рады бабушка и дед:
– Будет праздничный обед!
Ой, схватили белки вмиг
Этот белый…

(Боровик)

Зашёл мужик в сосняк,
Нашёл слизняк,
Бросить - жалко,
Съесть - сыро.

(Груздь)

Что за гриб стоит на кочке
В красном бархатном платочке?

(Подосиновик)

Что за желтые сестрички
Спрятались в траве густой?
Эти желтые сестрички
Называются…

(Лисички)

У тенистого лога
Вырос гриб-недотрога:
Чуть нажмешь на бочок -
Глядь, уже синячок.

(Моховик)

Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красной шапке модной,
Никуда не годный.

(Мухомор)

Бледная она стоит,
У нее съедобный вид.
Принесешь домой - беда,
Будет ядом та еда.
Знай, что этот гриб - обманка,
Враг наш - бледная…

(Поганка)

Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я ….
(Подосиновик)

Не спорю - не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В берёзовой роще.

(Подберезовик)

Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай!
Это …

(Сыроежки)

Математические раскраски



Тема «Грибы»: речевые игры и упражнения в картинках для занятий с детьми.

Тема «Грибы»: речевые игры и упражнения в картинках для занятий с детьми

В этой статье Вы найдете игры для детей старшего дошкольного возраста по лексической теме «Грибы» и картинки к ним. Некоторые из игр — «Что готовят из грибов», «Большие и маленькие», «Отгадай, чей гриб», «Рыжик и Золотинка» — Вы можете использовать и с детьми более младшего возраста — 3- 4 лет (при высоком уровне развития речи ребенка).

Игра 1. Грамматическая игра «Что готовят из грибов»

Игра научит ребенка словообразованию — умению образовывать новое слово по аналогии (по образцу), например:

— суп, соус, салат — грибнОЙ ,

— лапша, начинк, икра, запеканка — грибнАЯ ,

— котлеты — грибнЫЕ ,

— все блюда, которые повар готовит из грибов — грибнЫЕ блюда (грибные салаты, грибные соусы, грибные запеканки).

а также развивает языковое чутье ребенка.

Часть 1. Предложите детям представить, что они теперь не дети, а … повара! Можно надеть на голову ребенка настоящий белый колпак. Если колпака нет, то можно использовать бумажный значок повара на веревочке (повесить значок на шею как медаль). Медаль маленького повара Вы можете скачать А можно использовать «волшебство»: хором сказать «волшебные слова» («Раз — два повернись. В повара быстро превратись!») и даже взмахнуть волшебной палочкой.

Вот мы уже и повара! Повар умеет готовить разные блюда. И каждое блюдо у него очень вкусное, красивое, ароматное. Сегодня повара готовят блюда из грибов.

А что же можно сделать из грибов?

Сейчас мы будем делать суп из грибов. Он называется…. как? (грибной суп ). Что мы в него положим? (перечислите продукты). Вспомните вместе с детьми, как варят грибной суп.

Спросите — суп жарят или варят? Если варят, то в чем его варят — в сковороде или в кастрюле? Можно ли в сковороде сварить суп? Почему? Изображаем, играя, все действия: берем воображаемую «кастрюлю», режем грибы, кладем их в кастрюлю и т.д. Вдыхаем аромат получившегося у нас супа и придумываем, кого мы им угостим. Можно тут же «понарошку» угостить игрушки и друг друга и похвалить суп (слова — описания блюд Вы найдете чуть ниже в этой статье).

А еще из грибов можно сделать… икру! Как она будет называться? Икра из грибов — это какая игра? Если ребенок затрудняется ответить на этот вопрос, то подскажите ему: «Икра из кабачков — кабачковая икра. Икра из баклажанов — баклажанная икра. А икра из грибов — это какая икра. ..?» (вопросительная интонация и пауза для ответа ребенка). Правильный ответ: грибная икра .

Изображаем действиями (пантомимой), как мы все вместе делаем грибную икру: режем грибы, овощи. обжариваем их, кладем в банки, закрываем их крышками, ставим на хранение в холодильник (Это важно: все действия изображаются «понарошку», пантомимой — это игра! Не надо требовать от ребенка в этой игре закручивать настоящие крышки на банке, подписывать банку, считать, сколько кусочков овоща он в нее положил — малыш должен быть сосредоточен исключительно на речи и речевых задачах. Всё остальное делается как в обычной игре — в свёрнутом виде — «как будто» мы взяли банку, «как будто» ее поставили на полку)

Сегодня у нас — у поваров — есть еще один заказ — сделать для детского сада запеканку с грибами. Как мы ее назовем? Запеканка из картофеля — картофельная, из капусты — капустная, а из грибов — это какая запеканка? Как она называется? (грибная запеканка ).

Последний заказ — сделать салат с грибами на День рождения белочке. Салат с грибами называется …. как ты его назовешь?(грибной салат ). Давай придумаем интересное название нашему грибному салату: «Белкина радость», «Грибное лукошко» (придумайте название с ребенком и название, и то, что Вы положите в салат для белки и изобразите, как Вы вместе с малышом его готовите).

А сейчас напечем пирожки. А начинка у нас тоже будет из грибов. Как называется такая начинка? Грибная. Это пирожки с грибной начинкой .

А еще можно сделать из грибов лапшу! Она так и называется «грибная лапша « или сварить соус из грибов — как он называется? (грибной соус) А как называются котлеты из грибов, наверное, ты уже догадался? Грибные котлеты !

А подливка с грибами называется… как? (грибная подливка)

Рагу с грибами — как назвать это рагу? (грибное рагу )

После того, как мы с детьми «изготовили» все блюда, делимся впечатлениями. Можно «похвалить» самое полюбившееся блюдо: «У меня грибные котлеты — вкусные, с хрустящей корочкой, поджаристые». «А у меня готовы пироги с грибной начинкой, украшенные косичками из теста» и так далее. Можно «хвалиться» по очереди, а можно всем вместе придумать, как «похвалить» свое блюдо, подобрав как можно большее количество слов — описаний. Помогите детям подобрать выразительные слова, описывающие эти блюда.

Примерный словарик для описания блюд и развития выразительности речи детей в этой игре:

горячий, теплый, мягкий, свежий, жареный, печеный, слоеный, вкусный, румяный, ароматный, душистый, вкусный, хрустящий, зернистый, сочный, сладкий, солёный.

Полезная идея для развития ребенка:

покажите дома ребенку, как Вы варите грибной суп и называйте по ходу дел все свои действия.

Глагольный словарь для такого комментирования:

— мою, чищу, варю, кладу, режу, нарезаю на кусочки, тру на терке, ставлю на огонь, снимаю, мешаю.

— действия с грибами: грибы сушат, маринуют, тушат, режут, солят, жарят, из них варят суп.

Такое комментирование будет очень полезно для развития речи ребенка. Исследования доказывают, что дети, которые часто слышат правильные формы слов, не ошибаются в их употреблении в речи. Слова «тереть» (тру — трем -трет), «чистить» (чищу — чистишь — чистим), «резать» (режу, режем, режут) не так просты для детей, какими они кажутся для нас. Объясняя, что Вы делаете, Вы одновременно развиваете речь ребенка и предупреждаете типичные речевые ошибки типа «терешь» вместо «трешь», «чистю» вместо «чищу», «мешу»/»месю» вместо «мешаю», «ложу» вместо «кладу». Привлекайте ребенка к своим действиям и спрашивайте: «Ты хочешь мыть со мной? Что ты сейчас делаешь? А я что делаю? Да, ты моешь , я мою . Мы с тобой вместе моем овощи. Ты какой овощ моешь ? А какой овощ уже вымыл ? А какой сейчас будешь мыть ? Какая ты замечательная помощница! Спасибо тебе за помощь!».

Часть 2. В конце игры загадайте детям грамматическую загадку: «Отгадай, что я загадала:

загадка направлена на развитие языкового чутья и умения согласовывать в роде прилагательные и существительные.

свежАЯ, вкуснАЯ, ароматнАЯ — это икра или салат? (Если ребенок отвечает «Грибной салат», то переспросите его: «Разве мы так говорим: грибнАЯ вкуснАЯ салат? Нет! Как мы говорим про салат: грибнОЙ вкуснЫЙ салат. Значит, что это?»)

свежИЙ душистЫЙ вкуснЫЙ — это суп или запеканка? Правильно! А про запеканку мы бы как сказали бы? ДушистАЯ вкуснАЯ запеканка,

грибнЫЕ вкуснЫЕ ароматнЫЕ — это котлеты или пирог?

Полезные советы:

— На забудьте в конце игры превратить детей из поваров обратно в обычных дошкольников:). Сделать это также можно самыми простыми «волшебными словами»: «Раз, два, повернись! В Мишу (имя ребенка) снова превратись!» или «Раз- два, покружись! Дома снова окажись!»

— Играя с детьми, не забывайте, что повара ведут себя в соответствии со своей профессией и не ведут себя как дети. Они не могут бросить кастрюлю на пол или неаккуратно порезать грибы. Поэтому старайтесь передавать особенности движения повара сами, а дети будут Вам подражать. Главное — относитесь к ребенку в этой игре как к настоящему шеф-повару — очень уважительно, спрашивайте у него совета, интересуйтесь его мнением, можете даже называть его по имени — отчеству: «Уважаемый Михаил Григорьевич, мы уже можем начинать делать грибную икру? Хорошо, тогда начнем. Что нам понадобится?». Сами не выходите из своей роли!

— Если ребенок стал вести себя не так, как повар, напомните ему, что он сейчас не мальчик/девочка, а повар и его блюдо очень — очень ждут (назовите кто ждет и зачем нужно его блюдо). Поэтому нужно постараться и «сварить» его вкусным, чтобы люди обрадовались и съели его с удовольствием. Этого бывает достаточно, чтобы ребенок вспомнил о своей роли в игре.

Второй вариант игры: второй раз играя в эту игру, измените ее и проведите во втором варианте.

Во втором варианте этой игры дети будут учиться использовать существительные в родительном падеже: из лисичЕК (а не «из лисичков» — это ошибка), из подберезовикОВ, из волнушЕК, из боровикОВ и так далее.

Для этого варианта Вам понадобятся карточки «Грибы». Вы их сможете скачать бесплатно в статье

Кладем карточки на стол картинкой вниз (Вам понадобятся карточки съедобных грибов, на которых изображено несколько грибков). Роли поваров выполняют дети игроки по очереди.

Шаг 1. Повар берет карточку и называет изображенные на ней грибы. Решает, что он будет из них делать: «Я буду готовить грибной суп».

Шаг 2. Все угадывают, из чего он будет варить грибной суп (или любое другое выбранное им блюдо): «Ты будешь варить грибной суп из лисичек? из шампиньонов? из подосиновиков? из боровиков?», пока не догадаются. Угадывают все по очереди.

Когда игрок догадался, то ведущий показывает свою карточку и подтверждает правильность ответа, например: «Да, я буду варить грибной суп из лисичек»

Можно ввести такое правило игры: взять в набор карточек еще и «штрафные» картинки — ядовитые грибы. Если ребенок узнает несъедобный гриб и сразу же скажет: «У меня ядовитый гриб. Это…(название гриба)», то он может взять новую карточку. И продолжать участие в игре. Если же он не узнает ядовитый гриб и «сварит» в игре из ядовитого гриба суп или другое блюдо, то он в следующем круге пропускает ход. Или платит фант.

Как познакомить малыша со съедобными и ядовитыми грибами Вы узнаете из статьи

В игру можно играть в паре, в небольшой подгруппе детей, с большой группой детей. Если играть с большой группой детей, то дети играют одной командой. Например, один ребенок — ведущий — выбирает карточку. А вся группа детей отгадывает, что на ней изображено. Если ведущий — повар допускает ошибку, то группа детей его исправляет, например: «Нет, надо сначала порезать, а потом в суп положить». Затем считалкой выбирается новый ведущий.

Игра 2. Грамматическая игра «Отгадай, чей гриб».

Играет взрослый и ребенок в паре. Или взрослый и несколько детей.

Игра 6. Речевая игра «Загадки — описания грибов»

Эта игра развивает связную речь детей, учит их излагать свои мысли последовательно, «читать» план в картинках и составлять текст по плану.

Обычное описание любого гриба можно сделать по такому плану в картинках

Описание грибов: план в картинках

Например: «Этот гриб называется подосиновик. Подосиновик может вырасти очень большим. Шляпка у него ярко-оранжевая, очень яркая, крепкая, гладкая. Как красный колпачок на голове. Поэтому его называют еще «красноголовик». Ножка у подосиновика серовато- белая, крепкая, толстенькая. Подосиновики растут в лесу под осинами. Это съедобный гриб. Из него можно сварить суп, можно пожарить подосиновики, можно сделать их них грибные котлеты или грибную подливку, пирожки».

Загадка — описание отличается от обычного описания гриба тем, что название гриба водящий не говорит. Нужно догадаться, что это за гриб по описанию.

Играть в игру можно даже по дороге или в транспорте. Водящий описывает гриб. Отгадывающие отгадывают, что это за гриб. Если описание не очень подробное, то они могут задавать дополнительные вопросы водящему.

Для загадывания можно взять комплект картинок «Грибы» (ссылка для скачивания дана выше).

План загадки — описания гриба

Ребенку проще всего сочинить загадку с помощью плана в картинках:

— какого гриб размера,

— описание шляпки,

— описание ножки,

— где растет,

— что из него можно сделать,

— заключительный вопрос: «Отгадайте, что за гриб»

Пример загадки — описания гриба: Это гриб небольшой. Он всегда растет рядом с другими такими же грибами — как семейка. У гриба шляпка гладкая, оранжевая, с резным краем. А ножка у него тоненькая. Растет этот гриб в смешанном лесу. Это гриб съедобный. Из него можно приготовить много вкусных блюд: (перечисление блюд, известных ребенку). Отгадайте, что это за гриб?» (лисичка)

Сначала загадки загадывает взрослый ребенку, а затем ребенок сможет загадать Вам подобные загадки. Если ему трудно построить текст загадки, то помогите малышу:

а) задавая начала фраз: «У него шляпка какая? А ножка у него…. Это гриб…»

б) вопросами по картинкам — плану: «Какая у этого гриба шляпка? Где он растет» и т.д.

Всю необходимую для загадок познавательную информацию о грибах Вы найдете в статье

Как правильно подобрать загадки про грибы по возрасту ребенка, как вместе с ребенком сочинить загадку про гриб , 95 загадок с отгадками и картинками Вы найдете в статье

Игра 7. Как называются грибы?

Это игра со словами, которая развивает языковое чутье и позволяет ребенку овладеть системой словообразования русского языка.

Главное в этой игре со словами — не подсказать правильный ответ, а позволить ребенку поэкспериментировать с языком и самостоятельно придумать. как бы он назвал такие грибы. Это игра, в которой ребенок действует со словами и их частями как с конструктором, из знакомых деталек которого можно собрать новую фигуру.

Очень важно: Если ребенок придумал в речевой игре такое слово, которого нет в русском языке, например, сказал, что если грибы тушат, то это «тушные» грибы, то не смейтесь над его ответом. А просто скажите малышу: «Ты знаешь, такое слово могло бы быть в русском языке. Но люди договорились называть такие грибы по-другому. Они называются «тушёные грибы». И другие блюда, которые тушат, также называются. Если тушат капусту, то это — какая капуста? Тушеная капуста. Если тушат морковку. то получится тушёная морковка. А если тушат картошку, то получится какая картошка? Правильно, тушеная». Главное — дать правильный образец и его применение в разных ситуациях в жизни. Словотворчество ребенка (придумывание им новых слов русского языка) — это проявление той самой «лингвистической одаренности» каждого маленького ребенка, о котором писал Корней Иванович Чуковский в своей книге «От двух до пяти».

Фразы для речевой игры «Как называются грибы?»:

  • Если грибы варят, то получатся грибы какие? (варёные).
  • Если грибы жарят, то это грибы… какие? как их можно назвать? (жареные ).
  • Если грибы маринуют, то это грибы… какие? (маринованные )
  • Если грибы тушат, то получатся грибы… какие? (тушёные )
  • Если грыби сушат, то получаются грибы.. .какие? (сушёные)
  • Если грибы солят, то получатся какие грибы? (солёные ).

Игра 8. Речевая игра «Рыжик и Золотинка»

В этой простой небольшой истории малыш дополняет слова, заканчивая предложения. При этом он учится согласовывать глаголы прошедшего времени с местоимениями я, ты, мы, он, она, они.

Текст: «Жили-были две белочки — брат и сестра. Брата звали Рыжик. Ты догадался, почему его так назвали? А какое еще имя можно придумать для рыжего бельчонка (Огонек, Рыжехвостик и т.д.). А сестричку звали Золотинка, потому что шубка у нее была золотисто- оранжевого цвета.

Рыжик был старшим братом, и Золотинка всегда и во всём старалась быть похожей на него.

Один раз пошли Рыжик и Золотинка за грибами. Рыжик прыгает по веткам, и Золотинка прыгает. Рыжик поскакал по земле, и Золотинка тоже… что сделала? (поскакала) по земле.

Рыжик нашел гриб, и Золотинка … что сделала? (нашла гриб). Прыгает Золотинка по земле и поет песенку:

«Я в лес пошла.
Я грибок … (нашла).
Рыжик в лес… (пошел).
Рыжик гриб… (нашел).
Мы в лес… (пошли)
Мы грибы… (нашли)»

Рыжик сорвал гриб, и Золотинка сорвала гриб .

Рыжик принес гриб домой в дупло, и Золотинка тоже… (принесла грибы домой) Они вместе — что сделали? (принесли грибы)

Рыжик вымыл гриб, и Золотинка тоже …

Рыжик высушил гриб, и Золотинка тоже…

И получились у них сушеные грибы на зиму!

Сидят бельчата на веточке и радостно поют:

«Мы в лес пошли.
Мы грибы нашли.
Мы грибы принесли
Засушили для зимы!»

Все картинки из этой статьи для игр и занятий с детьми по теме «Грибы» Вы можете бесплатно скачать в хорошем разрешении и качестве в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (смотрите раздел «Документы» справа под видеозаписями сообщества. Файл с картинками называется «Тема Грибы» (tema-gribi).

Желаю всем интересного путешествия в мир грибов вместе с детьми! 🙂

Еще материалы для познавательно — речевых занятий с детьми Вы найдете в рубриках сайта «Родная тропинка»:

Всегда рада Вашим вопросам и комментариям! А если у Вас с детьми есть свои любимые игры на эту тему или свой опыт знакомства малыша с миром грибов — буду рада, если поделитесь ниже в комментариях к этой статье!

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

- дополнительный материал по теме "Грибы".

Существительные:

боровик,подосиновик, подберёзовик, мухомор,лисичка, сыроежка,гриб,ножка,шляпка,лес,поляна,

мох, пень, корзина,маслёнок,опёнок,моховик,груздь,рыжик, волнушка,поганка,грибница,чаща,

лукошко,грибник, клубника,смородина,крыжовник,малина,черника, брусника, морошка, клюква,

земляника, компот, варенье.

Глаголы:

расти,стоять,прятаться,краснеть,вырастать,варить, собирать,готовить,резать,сушить,солить,

мариновать, заблудиться, аукать.

Прилагательные:

белый, красный, рыжий, маленький, старый, съедобный, несъедобный,червивый,грибной(дождь,лето,

поляна, год),малиновый,клубничный,черничный,брусничный, клюквенный, морошковый, земляничный.

Наречия:

рядом, далеко, близко.

Пальчиковая гимнастика

КОРЗИНА С ЯГОДАМИ

Вот корзина - так корзина!

В ней крыжовник,

В ней малина,

И лесная земляника,

И садовая клубника,

Там брусника и черника!

К нам ты в гости приходи-ка!

Ягод, что найдём мы в ней,

Нет полезней и вкусней!

С. Васильева

(Изображают удивление, раз- водят руки в стороны.)

(Загибают пальцы, начиная с большого, одновременно

на правой и левой руках.)

(Делают приглашающий жест - движение руками на

себя.)

(Поочерёдно ритмично ударяют о кулак и ладонь о ладонь.)

Координацияречисдвижением « Мыидёмвосенний лес»

Цели: учитькоординироватьречьсдвижением,развивать творческое воображение, закреплять в речи

существительные - названия грибов, развивать мелкую моторику.

Мы идём в осенний лес.

А в лесу полно чудес!

Дождь вчера в лесу прошёл -

Это очень хорошо.

Будем мы грибы искать

И в корзинку собирать.

Вот сидят маслята,

На пеньке - опята,

А во мху - лисички,

Дружные сестрички.

«Подосиновик, груздок,

Полезайте в кузовок!

Ну, а ты, мухомор,

Украшай осенний бор».

И. Михеева

(Маршируют на месте.)

(Разводят руки в стороны, «удивляются».)

(Потряхивают ладонями обеих рук.)

(Хлопают в ладони.)

(Приставляют ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону.)

(Сводят руки перед собой - «корзина».)

(Загибают по одному пальцу на обеих руках

одновременно на каждое название грибочка.)

(Делают манящие движения руками.)

(Грозят указательным пальцемправойруки.)

Скороговорка

Цели: развиватьобщиеречевыенавыки:чёткостьдикции, правильное звукопроизношение, правильное

Ход игры. Воспитатель предлагает детям соревнование: кто быстрее и правильнее произнесёт скороговорку.

У пеньков опять пять опят.

Диалог

Цель:развиватьобщиеречевыенавыки,работатьнад интонационной выразительностью речи.

-Мы с тобой шли?

-Шли.

-Подберёзовик нашли?

-Нашли.

-Я тебе его дал?

-Дал.

-Ты его взял?

-Взял.

-Так где же он?

-Кто?

-Подберёзовик.

-Какой?

-Мы с тобой шли?

- Шли.

И т. д.

Игра «Кто заблудился?»

Цели: развивать слуховое внимание.

Ход игры. Воспитатель говорит: «Представьте, что мы с вами пошли в лес,кто-то заблудился и кричит «Ау!».

Один из детей поворачиваетсяспинойкостальным.Детипоочереди произносят «Ау!» с разной

Игра «В лесу»

Цели: активизироватьиобогащатьсловарьдетейпо лексической теме «Грибы».

Ход игры. Воспитатель предлагает детям послушать рассказ и дополнитьего.Можно выставить перед

детьмикартинкис изображением грибов.

Наступила осень.Зайдёшь в лес и ахнешь.Деревья в золотом уборе стоят, сквозь ветви пробиваются

солнечные лучи.Посмотришь вокруг и поймёшь - не зря говорят, что осенний лес дарами

богат. Вот под осинкой мелькают красные шляпки. Это дружная семейка. А под берёзкой стройные (...)

стоят. Зайдёшь дальше в лес и увидишь рыжие шляпки во мху. Раздвинешь мох руками, а там

сестрички-(...) притаились.Аэточтозагрибочкина пенёчке сидят? Опытный грибник сразу

поймёт, что это (...). Но тому больше всех повезёт,кто в глубине лесного бора самый важный гриб

отыщет - (...).

И. Михеева, С. Чешева

Игра « Какоеваренье? Какой компот?»

Цели: развиватьграмматическийстройречи(образование относительных прилагательных, согласование

прилагательных с существ ительными).

Ходигры. Воспитательпредлагаетдетямответитьна вопросы девочки Кати.Необходимо следить за

правильностью употребленияокончаний(малиновоеваренье,малиновый компот).

Осень-времязаготовок.Катясбабушкойрешили запастись назиму сладким вареньем и

ароматнымкомпотом. Раноутромонипошливлесзаягодами.Путьпредстоял неблизкий.

Бабушка,-спрашивалаКатя.-Еслимымалину соберём, какой компот получится? (...) А варенье

какое? (...)

А вдруг чернику найдём, - продолжала размышлять Катя.

Какой компот получится? (...) А варенье какое? (...)

Ну, а если брусника нам попадётся? Какой компот сварим? (...) А какое варенье? (...)

Моё любимое варенье из клюквы. Отгадай, какое? (...)

А компот я люблю из морошки. Отгадай, какой? (...)

Так незаметно подошли бабушка со своей внучкой к полян ке, на которой видимо-невидимо было ягод земляники.

Какой компот сварит бабушка? (...) А какое варенье? (...)

С. Чешева

Игра «Лишняя ягода»

Цели: учить узнавать знакомые ягоды,закреплять названия ягодизакреплятьпонятия«лесные»и

«садовыеягоды»; тренироватьвопределенииналичиязвука[а]всловеиего места в нём

(начало,середина,конец),развивать зрительное внимание.

Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми картинки с изображениемягод(например:клюква,

черника,клубника), просит назвать ягоды и сказать, какая ягода лишняя. Воспитатель просит каждого ребёнка

объяснить свой выбор.

Например:

Лишняя клубника, т. к. она - садовая ягода, а все остальные - лесные.

Ребёнок определяет,есть ли в названии ягоды звук [а]и в какой части слова он находится.

Слова: брусника,клубника,малина,земляника,клюква, смородина, черника, крыжовник.

Игра «Составь схему»

Цели: закреплять навык анализа предложений на слова.

Ходигры. Воспитательпредлагаетдетямпрослушать предложения,сосчитатьколичествослови

начертитьсхемы. Напоминает, чтовпредложенияхмогутвстретиться « маленькие слова» - предлоги.

Например:

Осенний лес богат дарами.

На лесной полянке много земляники. Под еловой веткой спрятался боровик. На болоте поспела кислая клюква.

Игра «Собери грибы»

Цели: совершенствоватьфонематическиепроцессы,учить подбирать слова на заданный звук.

Ходигры. Воспитательвыставляетпереддетьмикоробкус написанной на ней буквой «н» и предлагает

детям положить в неё только те грибы (муляжи, картинки), в названии которых есть звук [н].

Слова: опёнок, маслёнок, подосиновик, волнушка.

Загадки

Цели: развивать слуховое внимание, слуховую память, учить связному монологическому высказыванию

(толкование загадки).

Ход игры. Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают. Одинизребятобъясняетеёсмысл.

Остальныедополняют. Затем все вместе разучивают любую загадку.

Коричневой шляпкой приветствую вас.

Я скромный грибок безо всяких прикрас.

Под белой берёзкой нашёл я приют.

Скажите-ка, дети, меня как зовут?

(Подберёзовик)

В лесу осеннем в сентябре

В скучный день дождливый

Вырос гриб во всей красе,

Важный, горделивый.

Под осиной его дом,

Шляпка красная на нём.

Многим этот гриб знаком.

Как его мы назовём?

(Подосиновик)

Красная шляпка, на шляпке горошки,

Короткая юбка на беленькой ножке.

Красивый грибок, но тебя не обманет,

Кто знает о нём - его трогать не станет.

Всем людям известно уже с давних пор

Что ядом наполнен гриб... (мухомор).

Текст для пересказа

Митька набрал столько грибов, что ему нельзя было донести домой. Он сложил их в лесу. На заре Митька

пошёл взять грибы.

Грибы унесли, и он стал плакать. Мать ему сказала:

Что плачешь? Или наши лепёшки поели кошки?

Тогда Митькесталосмешно,онтёрполицуслезуисам смеялся.

Л. Толстой

Вопросы:

Почему Митя оставил грибы в лесу?

Что случилось утром?

Что сказала мама?

Текст для пересказа

БРАТ И МЛАДШАЯ СЕСТРА

Санька и его младшая сестричка Варя идут из лесу. Набрали земляники, несут в кузовках.

Моя бабушка поглядела и посмеивается:

Что ж ты, Саня... Маленькая Варя больше тебя набрала!

Ещё бы! - отвечает Санька. - Ей нагибаться не надо, вот и набрала больше.

Опять идут Санька и Варя из лесу, тащат корзинки с грибами маслятами.

Чтожты,Саня,-говоритбабушка.- Маленькая-то больше набрала.

Ещё бы! - отвечает Санька. - Она к земле ближе, вот и набрала.

Втретий разотправляютсяв лес Варяи Санька.Малину собирать. И я пошёл вместе с ними.

И вдругвижу,как Санька незаметно от Вари подсыпает ей ягоды в кузовок. Варя отвернётся, а он возьмёт и

подсыплет...

Идём обратно.У Вари ягод больше,у Саньки - меньше.

Встречаетсябабушка.

Чтожты, - говорит, - Саня... Малина-то высоко растёт! Тебе легче дотянуться, а Варя больше набрала!

Ещё бы! - отвечает Санька. - Варя у нас молодец,

Варя у нас работница. За ней не угонишься.

По Э. Шиму

Вопросы:

Что несли в кузовках Санька и Варя?

Что сказала бабушка?

Что ответил Санька?

Что Саня и Варя собирали в лесу во второй и в третий раз?

Что Санька каждый раз отвечал бабушке?

Как ты думаешь, почему Санька подсыпал Варе ягоды?

Домашние задания по лексической теме «Грибы» для детей старшей логопедической группы включают в себя лексический материал (словарь), грамматические упражнения и задания на развитие связной речи (пересказ небольших текстов, составление рассказов, заучивание наизусть).

Лексическая тема «Грибы»

Предметы: гриб, белый, подберезовик, подосиновик, лисичка, волнушка, опенок и т.д.; поганка, мухомор; лес, земля, шапка, ножка; осень.

Действия: собирать, искать, мыть, чистить, варить, жарить, солить, сушить; прятаться, вырастать.

Признаки: съедобный, ядовитый, грибной; цвет: коричневый, серый, рыжий, красный с белыми пятнами, белый; размер: большой, маленький, высокий, низкий, толстый, тонкий…

Задания

1. Подбери признаки (не менее трех признаков):

мухомор (какой?) – …

2. Один – много: (именительный падеж множественного числа):

гриб — грибы
подберезовик — …
шляпка — …
мухомор –
лисичка — …
пень — …

3. Есть – нет (родительный падеж единственного числа):

мухомор – нет мухомора
подберезовик — …
шляпка — …
шляпка –
поганка — …
пень — …

4. Посчитай:

один гриб, два …, три …, четыре …, пять …;

одна волнушка, две … , три …, четыре …, пять… .

5. Ответь на вопросы:

Где растут грибы:

под березой – подберезовик
под осиной – …
опенок – …

Что можно делать с грибами?

Как называется суп из грибов?

Как называют человека, собирающего грибы?

В какое время собирают грибы?

6.Что лишнее и почему?

Поганка, волнушка, шишка, мухомор.

Подосиновик, масленок, мухомор, лисички.

7.. Отгадай загадку. Выучи ее.

И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шляпках молодцы стоят.

8. Нарисуй или приклей картинки с изображением грибов. Раздели их на 2 группы: съедобные грибы и несъедобные грибы. Покажи и назови части: шляпка, ножка.

Троян Наталья Анатольевна,
учитель-логопед МБДОУ детского сада
комбинированного вида «Колокольчик»
г. Ноябрьск (ЯНАО)

Тема Грибы, Ягоды 5-7 лет

1. Нарисуйте изображения грибов и уточните, какие съедобные грибы знает ребенок (белые, маслята, лисички, опята, подберезовики, подосиновики). Уточните знание несъедобных грибов (поганка, мухомор). Закрепите обобщающее понятие "грибы". Рассмотрите с ребенком строение гриба: грибница, ножка, шляпка. Обратите внимание на окраску шляпки. Расспросите о строении гриба. Расскажите, где растут грибы, укажите особые приметы этих мест. Вместе с ребенком почистите грибы, расскажите о том, что грибы можно жарить, солить, мариновать и варить. Нарисуйте изображения ягод: лесных и садовых. Закрепите обобщающее понятие "ягоды".Напомните, что ягоды растут в лесу, они называются - лесные (брусника, клюква, черника, голубика, земляника) и на кустах в саду - садовые (смородина, крыжовник, малина, слива, вишня, клубника). Перечислите что из них можно приготовить (варенье, компот, джем, повидло).

2. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными .

1 гриб, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ... 1 лисичка, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...

1ягода, 2 ...,3...,4....,5... 1 опенок, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...

1 мухомор, 2… 3… 4… 5… 1вишня, 2..., 3...,4...,5...

3. Упражнение "Один - много" на употребление существительного множественного числа в родительном падеже.

Одна сыроежка - много сыроежек. Один опенок - много опят.

Один мухомор – много… Одна поганка – много…

Один гриб – много… Одна шляпка – много…

Одна ножка – много… Один подосиновик – много…

Один подберезовик – много…. Одна лисичка -много….

Одна ягода - много... Одна слива - много...

Одна земляника - много... Одна малина - много....

4. Упражнение "Какие грибы" (учимся образовывать отглагольные прилагательные ).

Если грибы сварить, то они будут вареные, а если грибы пожарить, тогда они будут жареные. Если грибы посалить они будут….

5. Игра "Повар" образование относительных прилагательных .

компот из малины (какой?) - малиновый, из клюквы -...,

из смородины -...

варенье из малины(какое?) - малиновое, из клюквы -..,

Из черники -..., из смородины-...

Следите за четким произнесением окончаний.

5. Познакомьте ребенка с многозначными словами: лисички, шляпка, ножка. Объясните разницу в значениях этих слов.

6. Упражнение "Скажи наоборот, заканчивая предложение" на подбор антонимов .

Старый гриб большой, а молодой - ... У боровика ножка толстая, а у подосиновика - ... Опята съедобные грибы, а мухоморы - ... Малина сладкая, а клюква...

7. Развитие слуховой памяти. Выучить стихотворение .

Боровик.

По дорожке шли,

Боровик нашли.

Боровик боровой

В мох укрылся с головой.

Мы его пройти могли,

Хорошо, что тихо шли. (А. Прокофьев)

Измена жены