Занятие Знакомство со звуком и буквой. Знакомство со звуком (а) и буквой А Догадались, о чем пойдет речь? Посмотрите, с какой буквы начинается каждое имя

Знакомство со звуком (а) и буквой А.

Цель: познакомить детей с гласным звуком а и буквой А. Учить подбирать слова со звуком а в начале, середине и конце слова. Дать первое понятие о гласном звуке. Развивать мелкую моторику, ориентировки на листе с наклонными линиями при печатании буквы А.

Оборудование: кукла, картинки: арбуз, Айболит, автобус; картинка с изображением буквы А, карандаши красного цвета, простые карандаши, счетные палочки, мяч.

Ход занятия

Оргмомент

Ребята, у нас в гостях сегодня кукла. Ее зовут Аня. Она приготовила для вас задания.

Что называют звуком? (это то, что мы произносим и слышим)

Что называют буквой? (это то, что мы пишем и видим)

- Отгадайте загадки.

Что за чудо - синий дом!

Ребятишек много в нём.

Носит обувь из резины

И питается бензином. (Автобус)

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды из болота

Вытащил он бегемота.

Он известен, знаменит.

Это доктор.... (Айболит)

Он большой, как мяч футбольный,

Если спеет, все довольны,

Так приятен он на вкус.

А зовут его...(арбуз)

Какой звук вы слышите в этих словах?

Правильно, слышится звук «А».

Давайте вместе произнесем звук «А».

Широко рот открываем

Куклу ласково качаем. (Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса – тише, громче.)

Рот широко открыт.

Губы спокойны (не напряжены и не округлены) .

Кончик языка находится у нижних зубов, язык плоский.

Когда мы произносим звук, как выходит из ротика воздух? (легко, свободно)

Есть ли преграда? (воздух не встречает преграды)

Если при произношении звука воздух из ротика выходит легко и свободно, не встречает преград, то такой звук называется гласным.

Каким цветом он обозначается?

Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «А»:

а, у, о, а, ы, и, а, э, у, а.

ом, уф, ам, ур, ат, ит, ык, ар, ау, ок

сом, кот, рак, азбука, ананас, ангел, индюк, Англия, умный, овощ, туфли, тапки, бант, бинт, бунт.

Игра «Где звук?» (в начале, в середине или в конце слова)

Аист, туча, астра, автобус, вата, рама, ракета, глина, река, камень, танк, труба, тайна, мышка, зима, рак, клад, луна, парк?

Игра «Придумай слово со звуком А» игра с мячом

(- в начале слова, в середине слова, в конце слова)

Игра «Придумай предложение»

(придумайте предложение со словом Аня)

Физкультминутка. Аист.

Аист, аист длинноногий

Покажи домой дорогу.

Топай правою ногой,

Снова – правою ногой.

Снова – левою ногой

После – правою ногой,

После – левою ногой,

Вот тогда придешь домой.

На зарядку солнышко

Поднимает нас.

Поднимаем руки мы.

По команде – раз!

А над нами весело

Шелестит листва

Опускаем руки мы.

По команде – два.

Знакомство с буквой «А». Показ буквы «А».

Вот буква вроде шалаша.

Не правда, ль буква хороша!

И хоть она проста на вид,

А начинает Алфавит.

Вот два столба наискосок,

А между ними – поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква А!

На что похожа буква А?

Из скольких элементов состоит буква?

Игра «Найди букву А»

Выкладывание буквы из палочек.

Постройте букву А из пальчиков. Кто догадался, как это можно сделать?

Прорисовывание буквы в воздухе.

Печатание буквы.

– Вы потрудились и пальчики устали, давайте их разомнем.

Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин».

(Рука сжата в кулачок) Мы делили апельсин.

(Крутим кулачком вправо-влево) Много нас, а он один!

(Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого) Эта долька для ежа, (Разгибаем указательный пальчик) Эта долька для чижа,

(Разгибаем средний пальчик) Эта долька для утят,

(Разгибаем безымянный пальчик) Эта долька для котят,

(Разгибаем мизинчик) Эта долька для бобра,

(Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево) Ну, а волку - кожура.

(Двумя руками показываем волчью пасть) Он сердит на нас - беда!

(Складываем руки домиком) В домик прячемся - сюда!

Кукле Ане пора возвращаться домой. Давайте ей скажем до свидания!

Итог:

Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?

С какой буквой?

Каким цветом обозначаем?

Обучение грамоте

Старшая группа

Тема: «В мире звуков. Звук и буква А».

Цель : способствовать развитию звуко-буквенного анализа.

Задачи: познакомить с гласным звуком А и его условным обозначением, формировать умение определять место звука в словах, выделять его из ряда других звуков на слух. познакомить с буквой А, учить писать ее, используя образец;

развивать фонематический слух, внимание, память;

воспитывать интерес к познанию, трудолюбие.

Форма организации : подрупповая, индивидуальная.

Оборудование: кукла,

дудочка, колокольчик, бубен,

Д/и “Буква сломалась”,

иллюстрации – рак, азбука, жираф, луна, платье, аист.

магнитная азбука,

схемы слов для определения места буквы в словах, магниты красного цвета,

магнитофон

аудиозаписи “У жирафа пятнышки”, “Слова на букву А”

Ход деятельности.

1. Организационный момент.

2. Введение в тему занятия, сюрпризный момент.

Игра “Молчанка”

В гости пришла кукла Аня и принесла игрушки – бубен, колокольчик, дудочку.

слушание звуков вокруг;

с закрытыми глазами:

Раз, два, три четыре, пять –

Начинаем мы молчать

И слушать разные звуки.

Педагог с помощью детей демонстрирует различные звуки.

Вывод звуки бывают разные – громкие, тихие. Звуки мы слышим ушами. Звуки могут издавать не только разные предметы, но и сам человек.

1‘

3. Д/и “Найди одинаковый звук”

Кукла Аня принесла не только игрушки, но и картинки. Ананас, автобус, аист. Какой звук в этих словах одинаковый?

1‘

4. Знакомство с артикуляционным аппаратом.

В домике этом красные двери,

Рядом с дверями – белые звери.

Любят зверюшки конфеты и плюшки.

(Рот)

1‘

5. Фонетическая зарядка.

Фонетическая зарядка

– Как мама укачивает малыша?

– Как мы показываем больное горло доктору?

6. Д/и “Поймай звук” (из череды звуков “поймать” 9 хлопнуть в ладоши) только звук А)

7. Характеристика звука А.

8. Д/и “Найди звук “А”

Выбрать только те картинки, в названии которых есть звук А.

3‘

9. Д/и “Найди место звука А”

Работа на магнитной доске на схеме.

рак, азбука, жираф, луна, платье, аист.

2‘

10. Физпауза

“У жирафа пятнышки”

11. Знакомство с буквой А.

А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко.

Рассматривание буквы.

На что похожа буква А?

Д/и “Вспомни слова на букву А”

Букву А
За первой партой
Посадили перед картой,
А на карте вся земля -
Реки, горы и поля.
И спросили, кем она
Стать мечтает, буква А?
- Я хочу быть агрономом,
Я смогу и астрономом,
Архитектором, артистом
И еще … аквалангистом!..
А какие вы слова
Знаете на букву А?

Прослушивание аудиозаписи “Слова на букву А”

2‘

12. Рисование буквы на магнитных экранах.

13. Работа в рабочих тетрадях

Найди и обведи букву А.

14. Д/и “Буква сломалась”.

Из отдельных элементов составляем букву.

Рефлексия

Список использованной литературы:

1. Волина В. Занимательное азбуковедение. М.,1991

2.Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. М., 2000

3.Колесникова Е.В. От звука к букве. М., 2008

Разработала педагог дополнительного образования
Золотарева Алла Викторовна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
“Центр развития ребенка – детский сад №169”
г. Воронеж.

Тема: звук и буква А.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель: систематизировать знания обучающихся о гласном звуке и букве А.

Образовательные:
- Продолжать учить выделять гласный звук [А] и обозначать его буквой.

Коррекционно-развивающие:
- Формировать пальчиковую и артикуляционную моторику
- Развивать фонематическое восприятие и представление.
- Формировать звукослоговой анализ и синтез.
- Продолжать работать над развитием кинестетических ощущений.
- Корригировать мышление на основе отработки операции анализа и синтеза.
- Развивать восприятие формы, работая с геометрическими фигурами.
- Использовать здоровьесберегающие действия для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся (танец гласных звуков, физ. минутку о/р, чередование различных видов деятельности).
- Корригировать внимание на основе формирования способности к распределению.

Коррекционно-воспитательные:
- Формировать умение понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
- Продолжать учить отвечать на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии.
- Развивать умение активно осмыслять пройденный материал.

Оборудование:
Демонстрационный материал:
ПК, презентация РР.
Раздаточный материал:
Зеркала, палочки для спичечной мозаики, карточки с домашним заданием.

Ход занятия:

1. Организационный момент
Сядет тот, кто узнает геометрические фигуры.

2. Артикуляционная гимнастика
Приготовим наши язычки к работе.

3. Пальцевая гимнастика
Работа с палочками. Выкладывание фигур по образцу. Уточнение названия.

4. Работа в тетради в клеточку
Зарисовка овала. Штриховка овала в направлении слева направо.

5. Повторение пройденного
Гласные звуки - поют, танцуют, не встречают преград. Согласные на все натыкаются, обо все спотыкаются. Согласные встречают преграду в виде губ, зубов, языка.

6. Отгадывание темы занятия. Произнесение. Доказательство. Танец.
Танец звука ребенок стоит, держит руки перед собой в форме широкого овала.

7. Работа с артикуляционным профилем
Выяснение положения губ, зубов, языка, работы голосовых связок при произнесении звука. Вывод: Звук – гласный.

8. Работа с сигнальными карточками и в тетради. Поиск звука [А] в словах.
Если есть [А] в слове - карточка со знаком +, если нет – со знаком -
Устно: армия, кот, рыба, душ, гриб, бык, март.
Письменно: стол, санки, дырка, весы, дым, крыша, рука.

9. Прослушивание аудиозаписи о звуке и букве А. Запись темы занятия.

10. Рассказ тетушки Совы о букве А
Выяснение, какие слова запомнили. Уточнение лексического значения этих слов.

11. Чтение прямых и обратных слогов (хоровое, по очереди)
Запись двух любых слогов в тетрадь. Буквы гласных звуков записываем ручкой с красной пастой.



12. Физ. пауза о/р
Хомка-хомка хомячок (делаем движения по тексту)
Полосатенький бочок.
Хомка рано встает, щечки моет, шейку трет.
Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хомка хочет сильным стать.

13. Работа с картинками с экрана монитора. (У доски и в тетради).
Узнавание предметов. Запись названий предметов с проговариванием на доске и в тетради. Буквы гласных звуков - красным цветом. Деление на слоги. Повторение правила: сколько в слове гласных, столько и слогов.

Конспект занятия по обучению грамоте.

Тема. Звук [а] и буква А.

Коррекционно-образовательные цели . Закрепление понятия «гласный звук». Формирование представления о том, что гласные звуки обозначаются красным цветом (фишкой). Знакомство с буквой А.

Коррекционно-развивающие цели . Развитие фонематического слуха, навыка языкового анализа слов с новым звуком. Развитие зрительного и слухового внимания. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Коррекционно-воспитательные цели . Воспитание внимания, интереса детей к занятию посредством включения в него игровых и занимательных моментов. Развитие самоконтроля за речью детей.

Оборудование. Игрушка Госпожа Азбука. Пособие «Город гласных и согласных». Схемы по количеству детей для звукового анализа, фишки красного цвета. Предметные картинки, начинающиеся на звук [а]. Предметные картинки, в названии которых звук [а] стоит в разных фонетических позициях. Картинка для проговаривания чистоговорки. Буква А. Картинка, на которой изображены предметы, похожие на букву А. «Мой букварь», «Играйка-грамотейка» и тетради № 1 по обучению грамоте Н.В.Нищевой. Пособие «Алфавит телодвижений». Палочки для выкладывания буквы.

Предварительная работа . Дети повторяют понятия «звук речи», «гласный звук». Учатся отличать речевые звуки от остальных звуков, издаваемых животными, предметами; произносят звуки в разных голосовых регистрах (шепотом и громко), длительно и отрывисто. Упражнения: «Послушаем тишину», «Укачай куклу», «Поезд», «Лесенка», «Эхо». Повторяют правила про звуки и буквы.

Ход занятия.

1. Организационный момент . Установка на самоконтроль за речью. Игровой момент.

Логопед приглашает детей в группу, организует приветствие, предлагает встать около стульчиков .

Логопед. Ребята, давайте повторим, о чем мы узнали на прошлом занятии.

Дети. Мы говорили о звуках и буквах.

Логопед. Чем отличаются звуки и буквы?

Дети. Звуки мы слышим и говорим, а буквы видим и пишем.

Логопед. Как называются звуки, которые мы можем петь?

Дети. Гласные звуки.

Логопед. Ребята, как мы будет стараться говорить на занятии?

Дети. Будет говорить четко, внятно, чтобы было всем понятно!

Логопед. Сегодня у нас гостья. К нам пришла сама Госпожа Азбука – королева всех звуков и букв. Она принесла нам много интересных заданий и познакомит нас с новым звуком и буквой.

2.Объявление темы.

Логопед. Посмотрите на доску (на доске прикреплены картинки, в названии которых в начале слова стоит звук [а]: аист, астра, альбом, ананас, апельсин). Как вы думаете, с каким звуком хочет познакомить нас Госпожа Азбука?

Дети называют картинки. Определяют, что все они начинаются с одного и того же звука – звука [а].

Логопед. К нам в гости пришел звук [а]. Давайте попробуем рассказать, что мы знаем о нем?

3.Характеристика звука (характеристика звука [а], обозначение его фишкой красного цвета).

Логопед. Давайте споем звук [а].

Дети выполняют упражнение «Лесенка».

Логопед. Как мама укачивает малыша?

Дети. А-а-а.

Логопед. Как называются звуки, которые мы может петь?

Дети. Гласные.

Логопед. Молодцы! Звук [а] – это гласный звук. Мы будем обозначать его красным цветом (показ графического изображения звука).

4. Развитие артикуляционной моторики, слухового внимания, фонематического слуха. П роговаривание чистоговорки, выделение слов с новым звуком, подбор слов на новый звук.

Логопед. Ребята, посмотрите на картинку. Послушайте чистоговорку и повторяйте за мной.

Алик с Аллочкой дружил,

Алле астры подарил.

Дети проговаривают чистоговорку сначала медленно, потом ускоряя темп.

Логопед. Скажите, какие слова начинаются со звука [а]?

Дети. Алик, Аллочка, астры.

Логопед. Молодцы. А теперь вы назовите слова, которые начинаются со звука [а].

Дети называют по очереди слова.

Логопед. Молодцы!

5. Развитие фонематических процессов, общей и мелкой моторики. Игра «Поймай звук». Работа со схемами и фишками красного цвета.

Логопед. Давайте мы с вами поиграем с новым звуком. Я буду произносить разные звуки и слова, а вы хлопните, когда услышите гласный звук [а].

Дети играют в игру «Поймай звук».

Логопед. Молодцы, научились слышать звук [а]. А как показать его с слове? Госпожа Азбука принесла нам специальные домики для слов. Это называется схема слова. В каждом слове есть начало, середина и конец, как на этой схеме. Звездочка будет обозначать начало слова.

Сейчас сядьте за столы. Посмотрите, у каждого из вас лежит схема и фишка красного цвета. Как вы думаете, почему?

Дети. Гласный звук [а] мы будем обозначать красным цветом.

Логопед. Посмотрите, какие картинки приготовила для вас Азбука. В них звук [а] стоит в начале, середине или в конце слова. Мы с вами будем называть картинки, и находить, в каком месте в слове стоит звук [а] – в начале, середине или конце слова. Слова: аист, юла, рак.

Дети выполняют звуковой анализ слов. Проговаривают, где стоит звук в каждом слове.

Логопед. Молодцы, ребята!

6. Знакомство с буквой . Анализ элементов буквы, «рисование» буквы в воздухе, на теле (прием «дермолексии»), изображение буквы А в схеме тела («Алфавит телодвижений»), выкладывание буквы из палочек, работа в тетради. Развитие общей и мелкой моторики.

Логопед. Ребята, мы уже с вами говорили, что у каждого звука есть свой портрет – буква. У звука [а] тоже есть свой портрет – буква А (показ маленькой и большой буквы). Буква А будет «жить» в красном домике в городе гласных и согласных. Как вы думаете, почему?

Дети. Потому что в букве А прячется звук [а], а он – гласный. А гласные звуки мы обозначаем красным цветом.

Логопед.

А – начало алфавита – тем она и знаменита.

А узнать ее легко – ноги ставит широко.

Ребята, посмотрите, из каких элементов состоит буква А.

Дети. Три элемента.

Логопед показывает картинку с забавными изображениями буквы А, картинку, на которой изображены предметы, похожие на эту букву.

Давайте «возьмем» пальчики-карандашики и напишем в воздухе букву А.

Два столба наискосок – между ними поясок.

Вот она какая, эта буква А.

Дети «пишут» в воздухе букву А.

Логопед. Молодцы, а теперь давайте напишем букву А на спинках друг у друга. Вставайте «паровозиком».

Дети «пишут» букву на спинах друг друга.

Логопед. Молодцы! А еще можно показать букву А с помощью рук и ног («Алфавит телодвижений»).

Дети показывают букву А.

Логопед. Ребята, а давайте выложим букву А из палочек.

Дети выкладывают.

Логопед. Молодцы! Ребята, Азбука так довольна вами – она приготовила вам подарки – тетради, в которых вы будете писать все новые буквы. Если мы не успеем выполнить все задания в детском саду – вы закончите их дома. Давайте обведем по точкам букву А.

Дети работают в тетради.

7. Подведение итогов. Оценка .

Логопед. Ребята, сколько интересного мы с вами сегодня узнали. Давайте, вспомним.

Дети повторяют, о чем говорили на занятии. Логопед с Госпожой Азбукой оценивают работу детей.

Задачи.

Коррекционно-обучающие:

  • познакомить с буквой и звуком «А» и их отличительными признаками;
  • учить давать характеристику гласному звуку;
  • выделять звук голосом, определять место звука в слове;
  • писать печатную букву «А».

Коррекционно-развивающие:

  • способствовать развитию звуко-буквенного анализа и фонематического слуха через игры «Сигнальщики», «Кто внимательный», «Четвертый лишний», «Где спрятался звук»;
  • развивать зрительное восприятие через зрительную гимнастику и игру «Найди и обведи все буквы «А»;
  • память и речь через полные ответы на вопросы по стихотворению и запоминание слов со звуками «А», которые встретятся в тексте;
  • внимание и логическое мышление через дидактические игры;
  • моторику через написание и обводку буквы «А», и физминутку.

Коррекционно-воспитывающие:

  • воспитывать усидчивость и аккуратность при выполнении заданий.

Словарь. Звук, буква, речевой, неречевой, гласный.

Оборудование.

Демонстрационный материал:

  • Презентация «В стране бук и звуков» № 1.

Раздаточный материал:

  • игра Сигнальщики – карточки (см. приложение 1)
  • красный карандаш;
  • карточка – напиши букву (см. приложение 1);
  • карточка – найди и обведи все буквы «А» (см. приложение 1);
  • карточка – обведи картинки, в словах которых есть звук «А» (см. приложение 2)
  • игра «Где спрятался звук» (см. приложение 2), красный квадрат.
  • ноутбук,
  • экран;
  • проектор.

Интеграция образовательных областей.

Методические приемы


Ход занятия.

Организационный момент.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуйте, мои друзья!

Всех вас рада видеть я!

Слайд 1.

Характеристика звуков.

Ребята, сегодня с вами отправиться с ним в страну звуков и букв. В стране букв и звуков есть школа, в которой каждый кто захочет может научиться читать и писать. В мире много разных звуков, шумит дождь, дятел стучит по дереву своим клювом, в листьях пыхтит ежик, звонит телефон, говорят люди. Все звуки можно разделить на речевые и неречевые. К неречевым звукам относятся звуки окружающего мира, а звуки, которые мы слышим, когда говорит человек, называется речевыми.

Слайд 2 – 10.

Сигнальщики.

Медведь с ежиком хотят проверить запомнили ли вы какие бывают звуки и предлагают поиграть в игру сигнальщики. Если вы слышите речевой звук, вы поднимаете карточку с изображением феи, а если звук не речевой, вы поднимаете карточку с изображением ежика (см приложение 1). Во время игры педагог интересуется, почему ребята подымают именно эту карточку.

Знакомство со звуком «А».

Сегодня мы с вами познакомимся с речевым звуком «А». Посмотрите, когда я произношу звук «А», мои губы в спокойном состоянии, рот широко открывается, язычок лежит во рту спокойно, горлышко «работает» (для контроля за работой голосовых связок дети кладут руку на горлышко). Я могу петь этот звук, моему голосу ничего не мешает. Звуки, которые мы можем петь, называют гласными звуками. Гласные звуки мы обозначаем красным квадратом.

Дыхательное упражнение

Давайте все вместе глубоко вдохнем через нос, а выдыхая произнесем звук «А» широко открыв рот, сначала тихо, А…, затем громко, А…. Повторить 4-5 раза

Какие звуки называют гласными?

Звуки, которые мы можем петь, как называются?

Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?

Слайд 11.

Составление предложений по опорным картинкам.

Устали, давайте немного отдохнем и вспомним, какое сейчас время года?

Дети: Осень.

Педагог: А почему вы так думаете?

Дети: На улице холодно, птицы собираются в стаи, листья желтеют, день становится короче.

Пальчиковая гимнастика «Улетают, улетели» Е. Благинина

Педагог: Давайте мы с вами поиграем в игру «Улетают, улетели».

Скоро белые метели Вращают кисти рук

Снег подымут от земли. Опускают кисть руки и подымают

шевеля пальчиками

Улетели журавли! остальными машут, как крыльями

Не слыхать кукушки в роще, Ладони ставят за ухо и

поворачивают голову в стороны

И скворечник опустел. Кончики пальцев соединяют

изображая крышу дома

Аист крыльями полощет – Большие пальцы соединяют

Улетает, улетел. остальными машут, как крыльями

Лист качается узорный Ладони соединяют и наклонят их

в стороны

В синей луже на воде. Ладони присоединяют ребром

друг к другу, ладошками вверх

Ходят грач с грачихой черные Указательный с средний пальцы

В огороде, по гряде. шагают по столу

Осыпаясь, пожелтели Пальцы в разные стороны,

большие пальцы крест на крест

Солнца редкие лучи Пальцы соединяются и

опускаются

Улетают, улетели, Большие пальцы соединяют

Улетели и грачи. остальными машут, как крыльями

О каких птицах говорится в стихотворении?

Дети: В стихотворении говорится о граче, скворце, кукушке, журавле и аисте.

Педагог: Название какой птицы начинается со звука «А»?

Дети: Аист начинается со звука «А».

Слайд 12

Кто внимательный

Аист хочет с вами поиграть в игру «Кто внимательный». Послушайте внимательно стихотворение и запомните все слова со звуком «А», которые вы услышите.

Аист азбуку учил,

И пятерку получил.

И сегодня без подсказки,

Сам себе читает сказки.

Какие слова со звуком «А» вы услышали и запомнили? При необходимости педагог читает стихотворение второй раз.

Давайте вспомним, о ком говорилось в стихотворении?

Что делал аист?

Что получил аист?

Чему научился аист?

Физминутка «Аист»

Дети вместе с педагогом шагают, высоко поднимая ноги, руки на поясе.


Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу!

Аист бодро отвечает:

Топай правой ногой,

Топай левой ногой,

Снова – правой ногой,

Снова – левой ногой,

Потом – правой ногой,

Потом – левой ногой,

Вот тогда придешь домой.


Слайд 13

Интерактивная игра «Четвертый лишний»

Ребята, аист предлагает поиграть в игру «Четвертый лишний», но чтобы правильно найти ответ, помните, что мы находимся в стране букв и звуков.

Подумайте, какая картинка лишняя, если здесь нарисованы: арбуз, зонт, автобус, апельсин.

Дети: Лишняя картинка зонт, потому что арбуз, автобус и апельсин начинаются со звука «А», а зонт, со звука «З».

Слайд 14

Педагог: На этой карточке нарисованы: ананас, часы, волк, бабочка.

Дети: Лишняя картинка волк, потому что в словах ананас, часы, бабочка есть звук «А», а в слове волк, его нет.

Слайд 15

Самостоятельная работа «Найди и обведи».

Аист приготовил для вас еще одно задание. Обведите на карточках картинки, в словах которых есть звук «А» (см приложение 2). Дети выполняют задание самостоятельно, после чего идет проверка на экране.

Слайд 16

Где спрятался звук?

Ребята сорока тоже хочет с вами поиграть, она очень любит играть в игру «Где спрятался звук?». Если в слово начинается со звука «А», то она берет красный квадратик в клюв. Аааааарбуз

Если звук «А» находится в середине слова, то квадратик сорока берет крылышком. Баааааант.

А если слово заканчивается звуком «А», то она держит его на хвостике. Кошкааааа.

Слайд 17 - 19

Самостоятельная работа детей с проверкой на экране. Карточки для игры (см приложение 2)

На что похожа буква «А».

У всех речевых звуков есть символическое обозначение БУКВА. Звуки мы слышим, и произносим, а буквы мы видим и пишем. А сейчас садитесь поудобнее, я познакомлю вас с буквой «А».

А шагает по дорожке,

Широко расставив ножки.

Буква может убежать,

Надо ножки ей связать.

Слайд 12

А вдруг в горку превратилась

И тихонько покатилась.

Слайд 13

Как запомнить букву эту?

А похожа на ракету.

Отправляется в полет,

Да и нас с собой зовет.

Слайд 14 - 16

Показ написания буквы «А»

Посмотрите, как пишется буква «А». Буква «А» начинают писать с нижнего левого угла, поднимаются вверх к середине квадрата, а затем опускаются в правый нижний угол. После этого в середине квадрата соединяют линией две наклонные палочки.

Напиши букву «А»

Ребята, а сейчас попробуйте сами написать букву «А» по клеточкам (см приложение 1).

Слайд 17

Зрительная гимнастика «Веселая буква».

Ребята буква «А» хочет снами поиграть, кувыркаться и перемещаться, прямо как акробат в цирке. Давайте внимательно последим глазками за нашей буквой. Дети наблюдают за появлением буквы и её перемещением на экране, тем самым выполняя зрительную гимнастику. Пока мы наблюдали за буквой, наши глазки не отдыхали, а выполняли зрительную гимнастику. Теперь им надо отдохнуть, поморгайте глазками (3 сек), закройте (5 сек). Выполняют упражнение 3 раза.

Слайд 18 - 19

Найди и обведи все буквы «А»

А сейчас возьмите красный карандаш и обведите все буквы «А», которые вы видите на листочке (см приложение 1). После выполнения задания дети проверяю себя на экране.

Слайд 29.

Итог занятия.

О каком звуке и букве мы сегодня говорили. Что показывает нам мишка? Давайте вспомним, букву мы …, а звук … Звук «А» это какой звук? Каким цветом мы его обозначаем? Молодцы вы сегодня справились со всеми заданиями, многое узнали, а что вам особенно запомнилось?

Ну вот и пришла пора возвращаться, в следующий раз мы еще отправимся в страну букв и звуков за новыми знаниями, а сейчас до свидания.

Измена жены