Биографии, истории, факты, фотографии. Мария Арбатова: краткая биография Личная жизнь марии арбатовой

Ищите женщину!

Самая знаменитая российская феминистка Мария АРБАТОВА: «Мои сыновья заявили: «Мамик, тебе нужен мужик, который был бы сильнее тебя, а где ж его взять, ведь Путин уже женат?»

Ровно 12 лет назад псевдоним Арбатова, под которым вышло более 20 книг и 14 пьес, стал паспортной фамилией Марии Гаврилиной

Кембриджский биографический центр наградил Арбатову в номинации «Драматургия», хотя Машу знают прежде всего как самую известную феминистку бывшего СССР. В конце 90-х на телеэкранах шло популярное ток-шоу «Я сама» — водители такси спрашивали ее: «Это не вы в ящике пессимисткой работаете?», молодежные компании вопили в спину: «Смотри, пофигистка с шестого канала пошла!», девушки мечтали «быть феминисткой, как Маша Арбатова: ничего не делать и все время говорить мужикам, что они — козлы!». А недавно с виду вполне интеллигентный спутник в метро пристал к Марии Ивановне с негодующим: «Вы же лесбиянка! На меня как на мужчину не реагируете!». Узнав, что третий муж Арбатовой — бенгалец Шумит Датта Гупта — настоящий принц, дедушка которого имел титул «рай бахадур», что означает «великий король», знакомые шутили: «Ну ты прямо Аллилуева!». Конечно, Маше это не понравилось. Как известно, гражданский супруг Светланы — сын богатого раджи, индийский коммунистический деятель Браджеш Сингх — был старше дочери Сталина на 17 лет, а Шумит моложе Марии на 10... В автобиографической книге «Мне 40 лет» она подробно рассказала о том, как ее насиловали, о чудовищных порядках в советских роддомах, непростых отношениях с матерью. Потом пояснила свой шокирующий обывателей поступок: «Фанатизм откровенности отношу не к личным заслугам, а к тому, что принадлежу к первому поколению, родившемуся без Сталина». Бунтовать против системы юная москвичка начала с 15-ти — квартиру, куда ее прописала мама, прозвали «Салоном Маши с Арбата». Ровно 12 лет назад псевдоним Арбатова, под которым вышло более 20 книг и 14 пьес, стал паспортной фамилией Марии Гаврилиной. Однажды мою собеседницу спросили, с каким зверем она себя ассоциирует. Ответила: «С восточноевропейской овчаркой — ощущаю себя не декоративной и комнатной, а сильной и верной зверюгой-защитницей».

«ДО СИХ ПОР ИЗ 10 ШКОЛЬНИЦ, ПЕРЕЖИВШИХ НАСИЛИЕ, ВОСЕМЬ ПЫТАЮТСЯ ПОКОНЧИТЬ С СОБОЙ ВО ВРЕМЯ СЛЕДСТВИЯ»

Мария Ивановна, в аннотации к одной из ваших книг написано: «Женщина, которой с самого детства было лень притворяться»...

Для меня огромная загадка - люди, имитирующие самих себя. Фальсифицировать свой образ и самое жизнь - все равно что имитировать оргазм: в проигрыше оказывается имитирующий. Хотя физиологическая потребность говорить правду, только правду и ничего, кроме правды, закрыла мне дорогу в политику.

На выборах 1999 года я шла от «Союза правых сил». Как свежий дурак с мороза. Меня сдало все руководство партии: бандиты наезжали (полгода ходила с охраной), на начальника штаба совершили покушение, сыновьям грозили ежедневно. Каждый человек по-разному реагирует на предательство: один машет шашкой, другой прячет голову в песок...

Легко ли простили второго супруга - политического эксперта Олега Вите? Вас ведь подставили его люди: риску подвергалась не только ваша жизнь, но и жизни ваших детей?

Это упрощенная трактовка. На самом деле, ситуация была сложнее, многослойнее, оттеночнее. «Люди Вите» - только в том смысле, что он провел с ними 10-летия и был для меня гарантом их порядочности. Олег занимался идеологией в партии Гайдара, от которой я баллотировалась. Какое-то время ему казалось, что мои страхи преувеличены: он ведь решал проблемы в кабинете, а я - на поле боя. В результате выборы 1999 года не только развалили наш брак, но и обесценили ту команду и для него тоже.

Забавно, что в результате произошло «перекрестное опыление»: Вите получил психологическое образование как второе высшее и стал блистательным психоаналитиком, я на какое-то время сильно погрузилась в политику, постоянно с ним консультируясь.

Маша в детском саду, 1961 год

Кудахтала, как курица. Пыталась дважды попасть в Госдуму - хотела продвигать законы о защите от сексуального и бытового насилия, уровень которого просто чудовищный. До сих пор из 10 школьниц, переживших насилие, восемь пытаются покончить с собой во время следствия, потому что его ведут, как о краже кошелька: по 100 раз заставляют девушек повторять травмирующую историю, ни о какой помощи психолога нет и речи. Ни свидетели, ни потерпевшие не охраняются - жертвам угрожают, вынуждая отзывать дела. В России от побоев ежегодно гибнут 14 тысяч женщин...

Писательство, политика, психоанализ - вместо пресловутых трех «К» (Kinder, Kuche, Kirche - дети, кухня, церковь), на которые прежде была обречена женщина, у вас три «П»...

Когда во время выборов проводились опросы, большинство участников отвечали, что я феминистка, меньшинство - что писатель. Еще кто-то говорил: то ли дочь академика Арбатова, то ли жена депутата Арбатова...

Безусловно, литературная работа - самая любимая, хотя деньги умею зарабатывать разными способами. Много лет обучалась психоанализу (не могу сказать, что без удовольствия), причем в лохматые годы, когда он существовал в стране практически подпольно. Психологическое консультирование мне нравилось, только сейчас время побежало быстрее - не успеваю жить в параллельных профессиях.

В прошлом году уговорили сделать для нашего Первого канала два сценария о великих разведчиках: Алексее Козлове, остановившем ядерную войну (он получил неопровержимые доказательства того, что ЮАР провела успешные испытания ядерного оружия), и Зое Воскресенской-Рыбкиной, первой в мире женщине-полковнике разведки, которую большинство знает как писательницу.

Роль Козлова в картине «Испытание смертью» досталась замечательному актеру и спортсмену Олегу Тактарову. Зою Воскресенскую в ленте, названной ее именем и фамилией, сыграли Людмила Чурсина (героиня в зрелом возрасте) и Юлия Галкина (в молодости). Оба эти фильма из телепроекта «Поединки» вроде удались, но за писательским столом мне уютнее, чем перед экраном, когда текст безбожно деформируется кинокомандой.

В пору вашей юности в литературу трудно было пробиться, если ты не из «жеписов», «писдочек», «мудописов» или «сыписов»...

Жены писателей, писательские дочки, мужья дочек писателей, сыновья писателей имели значительное преимущество. Я училась в МГУ на вечернем отделении философского факультета. Случайно оказалась в Союзе писателей РСФСР, где работала, регистрируя всю почту. Видела устройство государственно-цензурной машины по уничтожению талантов и раскрутке идеологически верных графоманов изнутри. Молодая творческая личность тогда никого не интересовала - только ее тело и идеологическая устойчивость.

Амбициозному молодому дарованию трудно было научиться отказывать дяденькам, от которых зависели успех и карьера?

По семейному преданию, мое первое слово было «нет» и только второе - «мама». Наверное, мне повезло с наследственностью и гороскопом. Кроме того, в год я переболела полиомиелитом и до пяти лет моталась по больницам и санаториям. Детский советский лечебный ГУЛАГ был хорошей школой выживания, он учил защищать собственные границы от окружающих.

- У вас не было комплексов перед звездами?

Всегда понимала, что передо мной просто человек, только более одаренный, яркий и трудоспособный, чем другие. Гениальные люди обращали на меня внимание, ставили важные вехи на пути. Александр Еременко научил меня писать стихи, Арсений Тарковский - не писать. Егор Яковлев заставил стать публицистом, Галина Старовойтова - баллотироваться в Госдуму. Безумно благодарна им, потратившим на меня время и силы. Теперь пытаюсь делать то же самое по отношению к следующему поколению.

- Правда, что в «Салоне Маши с Арбата» когда-то жила чеховская любовь Лика Мизинова?

Да, с этими двумя комнатами была связана история нескольких поколений моей семьи: прадед купил их у режиссера Санина и его жены - той самой Лики. В начале ХХ века там пел Шаляпин, Мизинова пыталась соблазнить (впрочем, безуспешно) Чехова, а в самой маленькой комнате у ванной доживала век старушка, ставшая прообразом чеховской Душечки, - Ольга Ивановна, горничная Лики...

«ХОДИТЬ ПО АРБАТУ МАМЕ ЗАПРЕЩАЛИ: «БЕРИЯ ЕЗДИТ НА МАШИНЕ, ХВАТАЕТ ДЕВУШЕК И УВОЗИТ»

В одной из своих автобиографических книг вы написали: «Мама и старший брат вели по отношению ко мне политику жестокого контроля»...

У меня сложная семья - как и все посттоталитарные семьи. Чтобы понять, что в ней не так, и собрать ее по кускам, я с 27 лет ходила к психоаналитикам. Прошло уже четыре года с тех пор, как умер мой брат, а все никак не могу решиться привести в порядок его бумаги. Тем более сделать книгу о том, о чем не хотелось писать при его жизни...

Моя мама - очень талантливый человек, напрочь изуродованный «совком». Всю жизнь боялась указывать в анкетах, что один дядя расстрелян, а два других - за границей. Ходить по Арбату маме запрещали и говорили, как и всем красавицам: «Берия ездит на машине, хватает девушек и увозит». Это было не мифологией, а повседневностью. Подобная история произошла с матерью искусствоведа Виктора Мезиано. Но она итальянка и потому начала громко орать - Берия растерялся, она вырвалась и убежала. Остальные цепенели от страха...

Поехав за высланным отцом в Муром, мама поставила крест на карьере. После ХХ съезда папа как идеологический работник получил полный текст доклада Хрущева и, прочитав его, хотел застрелиться - мама прятала пистолет...

Из досье «Бульвара Гордона».

«Что такое два процента уничтоженных Сталиным? - написала недавно Мария Арбатова в своем блоге. - Дедушка по папе - областная партноменклатура из бывших белогвардейцев. Был вычищен из партии и посажен, будучи уличенным в том, что порученная ему артель стала чрезвычайно прибыльной.

Дедушка по маме, в 1925 году демонстративно вышел из партии. Понятное дело, о кандидатской в такой ситуации не могло быть и речи. До ХХ съезда каждый день ждал, что будет арестован. Пронесло, но всей семье от постоянного стресса снесло крышу.

Брат дедушки по маме, детский врач, занимавшийся научной работой в области педиатрии, расстрелян как польский шпион в 1937 году. Его жена - художник - посажена как жена «врага народа», позже отправлена на поселение, где умерла. Их сын-студент вскоре скончался от осложнения после гриппа.

Два других брата дедушки эмигрировали в Израиль и 30 лет не имели возможности даже переписываться. Братья встретились дряхлыми стариками - мой дед уже был парализован, лежал и плохо говорил. Младший брат зашел в его комнату, сел на постель. И они даже не разговаривали, просто плакали вместе.

Сибирская бабушка первого мужа не вышла три дня на работу после тяжелых родов - над ней устроили товарищеский суд. Это стало для нее таким потрясением, что она подбила деда, и семья в 30-е годы бросила дом в Тогуле, поехала на телеге на стройку века в Кемерово. Младшего - пятого, завернутого в пеленки, - выронили из телеги. Потом вернулись и нашли в снегу. Все обошлось - со временем младенец стал знаменитым штангистом...

Большинство родственников второго мужа погибло в блокаду Ленинграда от голода. Включая деда, дворянина и в прошлом влиятельнейшего сотрудника наркомата иностранных дел, застрелившего из ревности командира латышских стрелков прямо в Кремле.

...И эти два процента, привитые на наши генеалогические дерева, давно проросли на них страхом, болью, агрессией, недоверием и беспомощностью. Если сейчас каждый из нас не начнет выдавливать из себя по капле «сталина», то в стране никогда не поднимется ценность человеческой жизни»...

Разве человек, сформированный в подобных обстоятельствах, может быть нормальным родителем? Ведь выросший в лагере постарается выстроить семью по единственно понятным ему законам лагеря.

«РАЗВОД - КАК КУПАНИЕ В ШТОРМ. НЕОБХОДИМО ТОЧНО РАССЧИТАТЬ, КАКАЯ ВОЛНА ТЕБЯ ПОДНИМЕТ, А КАКАЯ - ПОХОРОНИТ»

Одной из первых на постсоветском пространстве вы объяснили нашим женщинам: мужей может быть много, а «я у себя одна»...

Если немного опоздать с разводом, погублена будет не только семья, но и человеческие отношения. Это - как купание в шторм: необходимо точно рассчитать, какая волна тебя поднимет, а какая - похоронит. Расставаться стоит, когда отношения уже не развивают ни тебя, ни его. Особенно если к этому добавляется необратимый постельный кризис.

Верите в знаки судьбы? Со вторым мужем Олегом Вите вы, кажется, познакомились в день развода с первым супругом - Александром Мирошником...

Да, в 1993-м в редакции «Общей газеты». Тогда в кабинете главного редактора Егора Яковлева собралось огромное количество народа. Мы с Олегом впервые увидели друг друга, хотя уже полтора года сотрудничали в одном издании (он параллельно работал аналитиком в Центре экономических реформ при правительстве и был очень занятым человеком, я приходила когда хотела, писала что хотела, хотя считалась обозревателем отдела политики). Следили по телевизору за трансляцией событий путча. На тот день у меня действительно было назначено расторжение первого брака, которое отменили из-за обстрела Белого дома - суд находился поблизости.

- Семейная лодка разбилась о быт?

Да нет. Александр был идеальным партнером в быту, из тех, кто все тащит в дом, и обладал единственным недостатком: будучи вокалистом с дипломом Гнесинки, он гастролировал по полгода.

- Олег был женат?

Неоднократно. Но буквально через неделю начал разводиться...

- Тогда еще не с вами - впереди вас ждали восемь совместных лет. Счастливых?

Олег - из сверхполноценных мужчин, которым от женщины нужна только духовная и сексуальная близость. Их нельзя женить на тарелке супа и глаженой рубашке по утрам...

Абсолютно убеждена: как люди живут, так и разводятся. Если брак был свинарником, значит, разбежавшись, люди, случайно столкнувшись на улице, переходят на разные стороны. Но если в бывшей семье оба были полноценными партнерами, зачем с омерзением отворачиваться - это же кусок твоей жизни и развития, твоего пространства...

Ровно в годовщину свадьбы со вторым мужем вы встретили Александра Раппопорта, психотерапевта, актера и певца. Это правда, что у вас в мобильниках совпали все цифры, кроме одной?

Роман с Раппопортом мне приписали журналисты... Вообще же у меня есть свойство мгновенно видеть «своего мужчину». Настолько сильное, что и он видит меня. На конфетно-букетный период никогда нет времени, да это мне и не нужно - и без того самооценка высока. В результате конфеты и букеты получаю в течение всего брака, а не в период ухаживания.

- Ваши сыновья лет 10 назад заявили: «Мамик, тебе нужен мужик, который был бы сильнее тебя, а...».

- «...а где ж его взять, ведь Путин уже женат?». Трудно не понять, что это было шуткой. Кстати, когда я в 20 лет родила детей (они вдвоем весили шесть килограммов 300 граммов, а я - 42 килограмма), моментально перестала быть хиппи. Произошла история, которая быстро поставила мне мозги на место. К ребенку одной хипповавшей пары какие-то негодяи подошли, брызнули из баллончика ему в лицо, и он ослеп. После этого сказала себе: все, теперь я только мама...

Как-то вы признались: «У меня каждый очередной брак удачный. Бывшие мужья - мои ближайшие друзья, я бы даже сказала, родственники»...

Разве это удивительно, если людей связывали настоящая любовь и хороший уровень диалога? Как могут быть иные отношения, например, с человеком, с которым прожито 17 лет, отцом Петра и Павла? Или с тем, кто растил моих близнецов с 16 лет? Оба сейчас бывают в нашем доме, отлично общаются между собой и с моим нынешним мужем.

- Спасибо интернету и радиостанции «Маяк» за Шумита?

Мы действительно познакомились, когда я вела правозащитную программу на этом радио - для передачи об индийской демократии моя помощница нашла его в Сети...

- Разве принц, которого вы нашли, сильнее вас?

При всей своей мягкости и расслабленности мой муж - очень сильный своей внутренней цельностью человек. Индуисты вообще существуют в мире, отличном от нашего. Будучи физиком по образованию, Шумит словно живет в окружении своих богов: не молится возле их изображений, а просто находится с ними в диалоге. Кроме того, все индийцы сочетают глубокую мудрость с удивительной детскостью - мы кажемся им депрессивными занудами.

«ДАЖЕ ЕСЛИ ТЫ ПОДНИМЕШЬСЯ НА САМУЮ ВЫСОКУЮ ВЕРШИНУ ТИБЕТА, ВСЕ РАВНО НЕ СТАНЕШЬ БЛИЖЕ К НЕБЕСНОМУ ДИСПЕТЧЕРУ»

- Я читала, что вы похожи на тетю Шумита, которая косвенно способствовала вашей встрече...

Действительно, внешне я очень напоминаю Калпану Датта, национальную героиню Индии. На склоне лет она приехала в МГУ, выучила русский язык и основала Всеиндийскую ассоциацию русского языка. Хотя в семье Шумита культ России укреплялся не только ею. Ее муж Пуран Чанд Джоши, генсек компартии Индии, был связан с СССР сначала со знаком плюс, а после приказа Сталина сместить и убить его - со знаком минус (он скрывался от сталинских подручных в собственной стране, уже будучи пожилым человеком, перенесшим несколько инсультов). Другой дядя мужа - Субодх Рой, один из лидеров второй компартии Индии (она называется «марксистской») - часто бывал в СССР на международных съездах.

Так что в детстве Шумиту говорили: «Будешь хорошо учиться, поедешь в Россию!», привозили конфеты «Мишка косолапый», альбомы с фотографиями СССР. Поэтому отправился за высшим образованием к нам в Университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы, а не в Великобританию или Америку, как принято в его кругу. Из фундаментальной науки он ушел в 1991-м, переквалифицировался в финансового аналитика. Кстати, последний чемодан семейных драгоценностей пропил его двоюродный брат, которого во ВГИКе научили не только снимать кино, но и пить водку...

- Наверное, ваш супруг тоже прошел алкогольную инициацию?

Физфак значительно отличается от режиссерского, да и по складу Шумит совсем иной персонаж, чем его брат, ставший, кстати, вполне успешным режиссером. Может позволить себе спиртное в застолье, но, конечно, не в таком количестве, как русские. А если пытается не отставать, у него потом температура поднимается до 40 градусов. В Индии ведь только недавно начали легально производить алкоголь. Попробуйте налегать на крепкие напитки, когда большую часть года на улице жара за 30 по Цельсию.

Шумит светский, но не богемный человек, он больше заточен на семью. Его лучший собеседник - компьютер. Если есть выбор: сыграть партию в шахматы или выпить рюмку - выберет первое.

Не хочется ли вам освоить английский в совершенстве (а то и бенгальский), чтобы однажды поговорить по душам с нынешней свекровью?

На бенгальском «кумир» - это крокодил, а наше презрительное «ну-ну» - непристойное название полового члена (Шумит вздрагивает, когда я так говорю). Увы, мне некогда привести в порядок ни немецкий, ни испанский, который учила. Для разговоров по душам не обязательно знать язык - чаще всего слова мешают людям слышать друг друга.

С мамой Шумита мы не видимся - она живет в Индии, где бывает 60 градусов выше нуля и стопроцентная влажность, так что дружим подарками. Между прочим, в стране долго были запрещены браки индусов с иностранками, за это изгоняли из касты. После того как страну возглавила итальянка Соня Ганди, невестка Индиры Ганди, стало спокойнее.

- Ваша свекровь ходит в храм богини Кали и делает пуджу - это слово звучит почти зловеще...

В России драматизируют ритуал пуджи, который предполагает медитации, песнопения, чтения манускриптов, предложения пищи и поклонов. Индуизм - одна из самых свободных религий: каждый выбирает себе Бога из двухтысячного пантеона и строит с ним самостоятельные отношения, да и пуджу совершает так, чтобы общаться с Богом было комфортно.

- А вы при колоссальной загруженности успеваете медитировать?

Безусловно, как обученный психоаналитик проходила психотерапевтические медитационные практики, но не чувствую их органичными для себя. Я постсоветская буддистка. Терпеть не могу ряженых - всех этих йоганутых и рерихнутых. Правительство Индии уже поставило вопрос о сертифицировании преподавателей йоги на планете. Ужасно, когда толпы тренеров и списанных спортсменов обучают йоге и медитации. Для того, чтобы идентифицировать себя с буддизмом, мне совершенно не обязательно обвешиваться колокольчиками или ежегодно ездить к артистам вроде ныне покойного Саи Бабы. Как говорил мой учитель: «Даже если поднимешься на самую высокую вершину Тибета, все равно не станешь ближе к небесному диспетчеру».

«ЗА НЕИМЕНИЕМ МАЛЫШЕЙ ВОСПИТЫВАЮ ТОЛПЫ ВЗРОСЛЫХ»

В 40 с небольшим вы сказали: «С недоумением смотрю на женщин, которые скрывают свои годы и маскируются под вечных девочек»...

Сегодня мне 53, и я понимаю это еще меньше. Мои сверстницы все больше становятся похожими на аватаров (речь не о синекожем герое фильма Джеймса Кэмерона, а о термине в философии индуизма, обозначающем нисхождения Бога из духовного мира в более низкие сферы бытия. - Прим. ред. ). За этим стоит исключительно неуважение к себе. На мой взгляд, нет ничего ценнее собственного лица. Психическое здоровье человека - это его адекватность своему возрасту. У многих женщин моих лет абсолютно остановившийся взгляд. Ее спрашиваешь: «Чего ты хочешь?». Отвечает: «Ничего».

Сейчас я на переходе от зрелости к старости, что меняет угол зрения на большинство предметов. Когда осознаю, что мне шестой десяток, начинаю ржать. Чувствую себя мудрой, как змея, при этом молодой и годной к употреблению. Мне жалко женщин, которые молодятся в надежде, что это принесет им какие-то дивиденды на брачной ярмарке. Мой им совет: годам к 40-ка - в «кризис середины жизни» - обязательно приведите себя в порядок. Потому что дальше объективно психика не держит возрастающие нагрузки и все начинает рассыпаться.

- Преодолевая этот кризис, вы приводили себя в тонус с помощью новых отношений?

У нас почему-то не принято обсуждать и подробно описывать то, что огрубленно называется климаксом у мужчин и женщин. Мужчина, столкнувшийся с тем, что он перестал быть сексуальным гигантом, женщина, ощутившая себя никому не нужной, в ужасе думают, что это их индивидуальное. Хотя речь идет о нормальной перестройке организма, свойственной человеческой популяции. Дальше начинается очень интересное, позитивное время - если знать, как именно обращаться с собственной персоной.

Когда-то одно издательство попросило меня сделать популярную книжку по психологии этого периода. Я назвала ее «Семилетка поиска» - этот термин употребляю как синоним «кризиса середины жизни» человек начинает метаться, он не понимает, почему ему внезапно разонравились его квартира, работа, партнер по браку, да и вся жизнь от большого до малого. На самом деле, это сигнал не убежать, а увидеть самого себя с нового ракурса.

- О внуках мечтаете?

Я была бы им рада, но своих 33-летних сыновей не тороплю. Оба по разу разведены. Петр (культуролог) находится в поиске, Павел (психотерапевт) недавно женился на замечательной девушке. Впрочем, все мои невестки, и настоящие, и прошлые, умницы и красавицы, ибо я сама формировала вкус сыновей.

- Представляю, каково вам было с близнецами, - трудности полового созревания обрушивались с двойной силой...

В переходном возрасте мои мальчики, естественно, были панками, ходили в кожаных косухах, обвешанных железками от пива и булавками. В 16 Петр носил ирокез, выкрашенный в белый цвет. У Павла были длинные волосы, получая паспорт, он выбрил ровно половину головы, сфотографировался и отправился за документом - вся милиция встала на уши.

В те годы шли настоящие молодежные войны: бритоголовые гопники против припанкованного молодняка. Однажды брат и одноклассник доставили 14-летнего Павла после такой разборки без сознания. Растерявшись, ребята не вызывали «скорую» - везли Пашу домой на метро.

Конечно, сегодня мои потрясающие сыновья выглядят совершенно спокойно и интеллигентно. Вообще они - самое главное достижение в моей жизни. Петр и Павел считают, что мне нужно было бы работать воспитательницей детского сада, так что за неимением малышей воспитываю толпы взрослых.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

О семье
У меня идеальная семья. Правда, это третий брак, но дружу со всеми своими мужьями. Я способна почти все сделать сама, поэтому для меня любимый мужчина, в первую очередь, является партнером. Мы помогаем друг другу развиваться, двигаться вперед.

Об одиночестве
Я была замужем трижды. И естественно у меня были промежутки, когда я отдыхала от отношений. Тогда просыпалась и напевала песню Александра Вертинского, которую исполняет Гребенщиков:

Как хорошо проснуться одному
В своем уютном холостяцком флэте
И знать, что ты не должен никому
Давать отчет, никому на свете.
Я наслаждалась одиночеством. Но проходило примерно 2-3 года, вновь находила своего «идеального» мужчину и выходила за него замуж.

О домашних обязанностях
В наше время положение мужчин и женщин выравнивается. Новые поколения строят более качественные семьи, с четким распределением обязанностей и личного пространства. Все популярнее в нашей стране брачные контракты. В них часто обговаривается, что мужу нужно взять половину домашних обязанностей. Я считаю, что это правильно. Своим детям я вложила идею, что нет распределения труда на «мужской» и «женский». Поэтому они женились не на тарелке супа, а на красивых, интеллигентных девушках.

О детях
У меня шикарные сыновья! У них замечательный отец, да и я сумела объяснить, что работа никогда не делится «мужскую» и «женскую», они очень самостоятельные. Вообще считаю, что мальчика и девочку надо воспитывать одинаково. Вот тогда они и будут абсолютно гармоничными.

Об отношениях
Мне вспоминаются слова Ахматовой: «Жить надо только с тем, без кого не можешь жить». Сейчас общество перестраивается, одинокая женщина больше не «старая дева» и не «разведенка». Все больше людей начинают понимать, что мужчина и женщина равноправны и должны жить вместе, если любят друг друга и им хорошо вместе. Такие пары счастливы и формат брака совсем не важен. Всем желаю таких союзов.

СПРАВКА

Мария Ивановна Арбатова родилась 17 июля 1957 года в городе Муром Владимирской области. Автор 14 пьес, поставленных в России и за рубежом, среди которых «Завистник» (1979 г), «Алексеев и тени» (1984 г), более 20 книг, первой из которых являются «Пьесы для чтения» (1991 г). Её перу принадлежит более 70 публицистических статей. Член Союза писателей Москвы и Союза театральных деятелей России, президент «Центра помощи женщинам».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Мария Арбатова: "В юности астролог предсказал, что я буду жить под чужой фамилией"

Я – феминистка. Мне никогда в голову не приходило менять собственную фамилию на фамилию мужа. Даже в истории нашей страны – все жены первых лиц до Хрущева никогда не меняли фамилию. Поэтому я с большим недоумением отношусь к тому, что женщины меняют свою фамилию, отказываясь от своих корней. Я сделала это случайно, а не специально и очень люблю фамилию отца. Причем, в юности один астролог сказал мне, что я - человек, который будет жить под чужой фамилией. Тогда он еще не знал, что Арбатова – это и есть мой псевдоним... (

Мария Ивановна Арбатова - общественный деятель, Член Союза Писателей Москвы, Президент «Центра помощи женщинам», Президент "Клуба женщин, вмешивающихся в политику» , Член Совета по развитию общественного контроля при Комитете по общественным объединениям и религиозным организациям.

http://www.greenmama.ua/nid/1322206/

Мария Арбатова родилась в 1957 году в городе Муроме Владимирской области, куда в 1950 году отец получил назначение в качестве военного преподавателя марксистской философии.

Мария Арбатова живёт в Москве. Не вступала в комсомол по принципиальным соображениям. Была «активной хиппи».

Училась в Школе Юного Журналиста при факультете журналистики МГУ, на философском факультете МГУ, на отделении драматургии „Литературного института имени А. М. Горького“, частно обучалась психоаналитическому консультированию.

Карьера

С 1996 года работала в многочисленных пиар-проектах и избирательных кампаниях всех уровней в качестве политического психолога.

В 1999 году Баллотировалась в Государственную Думу от Союза Правых Сил.

В 2007 году от „Партии СОциальной спраВЕедливоСТИ“.

На выборах в парламент Москвы 2005 года была вторым лицом партии „Свободная Россия“. Являлась сопредседателем „Партии Прав человека“ с 2001 по 2003 год.

Баллотировалась в Уполномоченные по правам человека РФ. В качестве автора и ведущей работала в правозащитной программе „Право быть собой“ на радиостанции „Маяк 24“.

Около пяти лет являлась политическим обозревателем «Общей газеты». Шесть лет работала соведущей в женском ток-шоу «Я сама» канала ТВ-6.

С 1991 года руководила клубом психической реабилитации женщин «Гармония». С 1996 по настоящее время «Клубом женщин, вмешивающихся в политику». С 2012 года Президент «Центра помощи женщинам».

Член Союза Писателей Москвы (с 1990 года) и Союза театральных деятелей России (с 1994 года). Автор 14 пьес, поставленных в России и за рубежом.

Награды Марии Ивановны Арбатовой

1993 - Лауреат премии газеты „Литературные новости“ за лучшее произведение в прозе - рассказ „Аборт от нелюбимого“.

1991 - Лауреат „Всесоюзного конкурса радиодраматургии“ - радионовелла „Обряд инициации“ из пьесы „Поздний экипаж“.

Обладательница Золотой медали Кембриджского библиографического центра „За вклад в культуру ХХ века“ - в номинации драматургия.

1996 - Лауреат Боннского театрального биенале - спектакль „Пробное интервью на тему свободы“ в постановке Боннского драматического театра.

1998 - Лауреат конкурса радиодраматургии „Приз Европы“ 1998 года за радиоспектакль по пьесе „Обряд инициации“ в постановке радио „Россия“.

2003 - Награждена медалью „За служение Отечеству“ Национального благотворительного фонда „Вечная слава героям“.

2006 и 2007 - Награждена серебреным и золотым „Орденами Миротворца“ Всемирного Благотворительного Альянса „Миротворец“ –

2008 - Награждена премией «MONE Beauty Awards» в номинации «Муза литературы» .

2010 - Награждена медалью "За веру и добро" .

  • Награждена премией журнала «FHM» - «За активную жизненную позицию»
  • Награждена Национальной премией «Талант и призвание».
  • Награждена Национальной литературной премией «Золотое перо Руси» за произведение «Дегустация Индии».
  • Награждена Почетным знаком имени С.И. Вавилова за активное участие в научно-просветительском движении.

Изданные книги

  • «ПЬЕСЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ» – издательство “Прометей” – 1991 год.
  • «НАТУРАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ, НАТУРАЛЬНОЕ ЛЕЧЕНИЕ, НАТУРАЛЬНАЯ КОСМЕТИКА» совместно с ПИТЕРОМ ДЕДМАНОМ – издательство “Культура и традиции” – 1992 год.
  • «DRAHG NACH WESTEN» - издательство «Felix Bloh Erbeni» - 1992 год.
  • «PROBEINTERVIEW ZUM THEMA FREIHEIT» - издательство «Rowolt Verlag gmbh» - 1996 год.
  • «Gleichung mit zwei gegeben» - издательство «Rowolt verlag gmbh» - 1996.
  • «EROBRTE BASTIIONEN» - издательство «Rowolt verlag gmbh» -1997 год.
  • «МЕНЯ ЗОВУТ ЖЕНЩИНА» – издательство “Прометей” – 1998 год.
  • «МНЕ СОРОК ЛЕТ» – издательство “Захаров” – 1999 год.
  • «ВИЗИТ НЕ СТАРОЙ ДАМЫ» – издательство “Подкова” – 1999 год.
  • «ПО ДОРОГЕ К СЕБЕ» – издательство “Подкова” – 1999 год.
  • «МЕНЯ ЗОВУТ ЖЕНЩИНА» – издательство “ ” – 1999 год.
  • «On the road to myself» - издательство - «Harwood academic publishers» - 1999.
  • «ВИЗИТ НЕ СТАРОЙ ДАМЫ» – издательство “Эксмо” – 1999 год.
  • «МОБИЛЬНЫЕ СВЯЗИ» – издательство “Эксмо” – 2000 год.
  • «MON NOM EST FEMME» – издательство «Editions Jacqueline Chambon» – 2000 год.
  • «НА ФОНЕ ПУШКИНА… И ПТИЧКА ВЫЛЕТАЕТ» – издательство “Эксмо” – 2001 год.
  • «МЕНЯ ЗОВУТ ЖЕНЩИНА» – издательство “Эксмо” – 2001 год.
  • «ПОСЛЕДНЕЕ ПИСЬМО К А.» – издательство “Эксмо” – 2001 год.
  • «ПРОЩАНИЕ С ХХ ВЕКОМ» I том – издательство “Эксмо” – 2002 год.
  • «ПРОЩАНИЕ С ХХ ВЕКОМ» II том – издательство “Эксмо” – 2002 год.
  • «СЕМИЛЕТКА ПОИСКА» I том – издательство “Эксмо” – 2003 год.
  • «СЕМИЛЕТКА ПОИСКА» II том – издательство “Эксмо” – 2003 год.
  • «МНЕ СОРОК ШЕСТЬ» - издательство “Эксмо” – 2004 год.
  • «ЛЮБОВЬ К АМЕРИКАНСКИМ АВТОМОБИЛЯМ» – издательство “Эксмо” – 2004 год.
  • «ДЕГУСТАЦИЯ ИНДИИ» – издательство “АСТ Москва” – 2006 год. год.
  • «Na imię mi kobieta» - издательство «Twój Styl» (Варшава) - 2006 год.
  • «КАК Я ПЫТАЛАСЬ ЧЕСТНО ПОПАСТЬ В ДУМУ» – издательство “АСТ Москва” – 2007 год.
  • «МЕНЯ ЗОВУТ ЖЕНЩИНА» – издательство “АСТ Москва” – 2007 год.
  • «МОБИЛЬНЫЕ СВЯЗИ» – издательство “АСТ Москва” – 2007 год.
  • «СЕМИЛЕТКА ПОИСКА» - издательство «АСТ Москва» - 2008 год.
  • «ДЕГУСТАЦИЯ НА ИНДИИ» - издательство Рива (София) – 2008 год.
  • «СТАРЫЕ ПЬЕСЫ О ГЛАВНОМ» - издательство «АСТ Москва» – 2008 год.
  • «КИНО, ВИНО и ДОМИНО» - издательство «АСТ Москва» - 2009 год.
  • «JA CE ЗОVEM ЖЕНА» - издательство «Удруженье книжевника црне горе» г. Подгорица (Черногория, перевод Славко Штепанович) – 2011 год.
  • «ИСПЫТАНИЕ СМЕРТЬЮ или ЖЕЛЕЗНЫЙ ФИЛАТЕЛИСТ» - совместно с Шумитом Датта Гупта - издательство "Астрель Москва" - 2012 год.
  • «НОВАЯ РУССКАЯ ЖЕНЩИНА»" - издательство «Амфора»- 2012 год.

Пьесы Марии Ивановны Арбатовой

  • "Завистник" - пьеса в двух действиях, 1979 год. 10 ролей мужских, 4 роли женских, издана ВААП, поставлена в театре-студии Александра Демидова при журнале «Театр».
  • "Уравнение с двумя известными "- пьеса в двух действиях, 1982 год. 1 роль мужская, 1 роль женская. Напечатана в самиздатском журнале - журнале "Женское чтение "- Ленинград, 1991; в - альманахе "Глас"(на английском языке)- 1996; издана ВААП и издательством "Ровольт" 1996 (Гамбург). Наиболее известные постановки - Театр- студия "Камерная сцена"(Москва); театральная студия "Ретро" (Москва), "Окленд центр искусств" (г. Янгстоун, США), Театр-Студия «Новый взгляд» (Берлин).
  • "Алексеев и тени"- пьеса в двух действиях, 1984 год, 2 роли мужские, 6 ролей женских. Поставлена в Симферопольском театре им. А.С. Пушкина, в Русском ТЮЗе (Алма-Ата), Торопецком городском независимом театре (Тверская область), Театр «Штрих» (Красноярск), Белгородском драматическом театре, Театре-студии «Зеркало» (Кемерово), театре-студии «Колокол» (Киров), Лысьвенском драматическом театре имени Савина. Напечатана в альманахе «Теплый стан» - 1987, в альманахе «Современная драматургия» - 1993.
  • "Анкета для родителей "- пьеса в двух действиях, 1987 год, 6 ролей мужских, 6 ролей женских. Издана ВААП, поставлена театрами городов Омска, Челябинска, Томска, Иркутска, Ленинграда, Новосибирска, Иваново, Свердловска, Кирова, Саратова, Киева, Минска.
  • "Виктория Васильева глазами посторонних "- пьеса в двух действиях, 1985 год, 2 роли женские, 3 роли мужские, мальчик 10 лет. Издана ВААП, напечатана в альманахе "Современная драматургия" – 1987. Поставлена на "Радио России "- 1996, поставлена в театре-студии "Дети райка", Театре-студии «Дебют» при театре Ленинского комсомола, Театральной студии (г. Владимир), театре-студии "Драматург" (Москва).
  • ны на берегу Днепра "- пьеса в двух действиях, 1987 год, 4 роли женские, 4 роли мужские. Поставлена на Первом всесоюзном фестивале драматургии "Свистуха" театром "Ковчег" под руководством Галины Дубовской.
  • br> Семинар у моря "- пьеса в двух действиях, 1987 год, 8 ролей мужских, 4 женские. Исполнялась на театральном фестивале "На обочине" в рамках проекта «Игры в Лефортово. Ни разу не была напечатана, в Министерстве Культуры СССР входила в список «антисоветских».
  • "Сейшен в коммуналке " - пьеса в двух действиях, 1991 год, 8 ролей женских, 10 ролей мужских. Издана ВААП. Поставлена на фестивале в Любимовке, в театре «Альбом» под руководством Геннадия Яловича, в Студенческом театре Череповецкого Государственного Университета, под названием « Мне не хватает свободы» идёт в «Мастерской Кирилла Датешидзе» (Санкт-Петербург), музыку для спектакля написал культовый музыкант Чиж (Сергей Чигарёв), в Доме Культуры "Дружба " города Уссурийска в постановке Александра Нешинкина.
  • "Поздний экипаж "- радиопьеса в трех новеллах для пожилой актрисы, 1991 год. 1 роль женская, 1 роль мужская. Поставлена на радио «Россия», спектакль стал Лауреатом «Всесоюзного конкурса радиодраматургии» 1991 года и Лауреатом конкурса радиодраматургии „Приз Европы“ 1998 года в постановке радио „Россия“. В радиопостановке играла гениальная Любовь Соколова.
  • "Дранг нах вестен"- пьеса в трех новеллах, 1992 год, 1 роль женская, 1 роль мужская. Напечатана в газете "Гуманитарный фонд", альманахе "Драматург"- 1993, альманахе "Werkstatt Moskau" (Берлин) - 1995. Поставлена, в Смоленском драматическом театре (двумя разными режиссёрами, оба раза для жен на главную роль, оба раза спектакль закончился разводом); в Челябинском муниципальном театре "Ключ"; в Тобольском драматическом театре; в театре "Колесо" (Тольятти); Брестском драматическом театре; Ижевском драматическом театре; Томском ТЮЗе; Магаданском драматическом театре; Русском театре (Ереван); Новосибирском молодежном театре "Глобус"; театре-студии «Содружество актеров» (Санкт-Петербург), Театре-студии под руководством Риммы Беляковой (Саратов), Государственном драматическом театре «Саввы Доброплодного» (г. Силистра, Болгария), в Театре-студии «За углом» (Гатчина). А также на радио - "Радио России", радио "Свободный Берлин" и Гессенском радио. На радио «Россия» в пьесе играли Алла Балтер и Эммануил Виторган.
  • "По дороге к себе" - пьеса в двух действиях, 1992 год, 5 ролей женских, 6 ролей мужских. Напечатана в альманахе "Современная драматургия" – 1994; в сборнике пьес «Russian Mirror» three plays by russian woman – «Harwood academic publishers» - 1999; куплена издательством "Ровольт". Поставлена в Московском театре-студии «Друзья» и Театре-студии «Театральная набережная» (Санкт-Петербург).
  • "Пробное интервью на тему свободы"- пьеса в двух действиях, 1993 год, 3 роли женские, 4 роли мужские. Напечатана отрывками в газете "Экран и сцена" - 1995, целиком в журнале "Театр"-1996, поставлена на фестивале "Любимовка", в Смоленском драматическом театре, Московском театре "На Покровке", Крымском академическом драматическом театре им. М. Горького, Городском драматическом театре (Бонн), Городском драматическом театре (Стокгольм), куплена издательством "Ровольт".
  • "Пробный сеанс "- радионовелла, 1991 год, 2 роли мужские. Поставлена на "Радио России", в театре «Ключ» и театре «Тандем» (Челябинск). Начали репетировать также в Новом художественном театре Челябинска, но сгорели декорации.
  • "Взятие Бастилии"- пьеса в двух действиях, 1994 год, 2 роли женские, 2 роли мужские. Напечатана в журнале «Современная драматургия» - 1997 год. Поставлена на фестивале "Любимовка", в Театре-студии «Свободные люди (Москва), куплена издательством "Ровольт"(Гамбург).

Киносценарии

  • 1992 - "Мне не забыть, не простить" - совместно с Надеждой Репиной - режиссёр Надежда Репина - киностудия "Катарсис.
  • 2010 - "Поединки. Испытание смертью" - совместно с Шумитом Датта Гупта - режиссёр Владимир Нахабцев - киностудия "Артель" ."Поединки. Две жизни полковника Рыбкиной" - режиссёр Леонид Белозорович - киностудия "Артель" .

Контакты Марии Ивановны Арбатовой

http://www.arbatova.ru

arbatovagidepar.livejournal.com/

Родилась 17 июля 1957 года в городе Муроме Владимирской области. Училась на философском факультете МГУ, окончила Литинститут (1979; семинар драматургии В. Розова и И. Вишневской).
Дебютировала как драматург; автор 14 пьес, в том числе «Алексеев и тени» (М.: Теплый Стан, 1990) и «Взятие Бастилии», поставленных в театрах России, Англии, Германии и США. Прозу и эссе печатает в еженедельнике «Книжное обозрение», журналах «Новоекнижное обозрение», «Золотой век». Самооценка Арбатовой: «Я бы назвала себя первой писательницей-феминисткой в постсоветской стране» («Книжное обозрение», 12. 09. 1995), - подтверждается и экспертными оценками в периодике: «Река - Волга. Поэт - Пушкин. Феминистка - Маша Арбатова. Это знает всякий, кто смотрит телевизор» («Новое время», 1. 08. 1999), и воспоминаниями о роли гувернантки отечественного феминизма, которую М. Арбатова играла в популярной телепередаче «Я сама» (1995-99).
Президент феминистского клуба «Гармония», координатор «Клуба женщин, вмешивающихся в политику». В 1999 году безуспешно баллотировалась как независимый кандидат в Государственную Думу РФ.
Награждена золотой медалью Кембриджского биографического центра «За вклад в развитие культуры XX века», отмечена премиями конкурса молодых драматургов Союза театральных деятелей СССР (1985, 1990), Международного конкурса радиодраматургии (1992), газеты «Литературные новости» (1994), Боннского театрального биеннале (1995), американского конкурса драматургии «Новые голоса из России», еженедельника «Литературная Россия» (2002).
С 2003 года Мария Арбатова является лидером Партии прав человека.

Мария Ивановна Арбатова (1957), (фамилия при рождении - Гаврилина; Арбатова - псевдоним, ставший с 1999 года официальной фамилией)- российская писательница, драматург, публицист, активная деятельница феминистского движения, телеведущая. Член Союза писателей Москвы и Союза театральных деятелей России. Автор 14 пьес, поставленных в России и за рубежом, более двадцати книг, а также около 70 публицистических статей.

Семья и детство

Родилась 17 июля 1957 года в городе Муроме Владимирской области в семье Ивана Гавриловича Гаврилина и Цивьи Ильиничны Айзенштадт. Через год семья переехала в Москву. Учась в школе, в комсомол не вступала «по принципиальным соображениям». В 9-10-м классах посещала Школу юного журналиста при факультете журналистики МГУ. Тогда же, по её собственным заявлениям, стала одной из активисток московского движения хиппи.

Отец, Иван Гаврилович Гаврилин (1910, Кудашево Рязанской губернии - 1969), окончил исторический факультет Института философии и литературы, а впоследствии - адъюнктуру при Военно-политической академии имени Ленина, журналист и редактор, был заместителем главного редактора «Красной звезды», преподавал марксистскую философию в военных академиях имени Ленина, имени Фрунзе, имени Дзержинского. В 1950 году он получил назначение в Муром в качестве военного преподавателя марксистской философии, в 1958-м семья вернулась в Москву.

Мать, Цивья Ильинична Айзенштадт (1922, Москва - 2017, Москва), окончила школу с золотой медалью, в 1940 году поступила в 1-й Московский медицинский институт, затем в эвакуации поступила в эвакуировавшийся из Москвы Московский зооветеринарный институт и окончила его с красным дипломом по специальности микробиолог. В 1990-х годах активно увлеклась рэйки-терапией и стала успешным рэйки-терапевтом.

Студенческие годы

Мария поступила на философский факультет МГУ, но вскоре покинула его, так как, по её словам, «столкнулась с сильнейшим идеологическим давлением». В 1984 году окончила отделение драматургии Литературного института имени Горького. Частным образом обучалась психоаналитическому консультированию в «психоаналитическом подполье» Б. Г. Кравцова и С. Г. Аграчёва.

Политическая и общественная деятельность

С 1991 года руководила клубом психологической реабилитации женщин «Гармония». С 1996 года занимается индивидуальным консультированием как психоаналитик. С 1996 года возглавляет общественную организацию «Клуб женщин, вмешивающихся в политику». Поддерживает идею «позитивной дискриминации». Неоднократно выступала против нарушения прав сексуальных меньшинств, высказывалась в поддержку легализации однополых браков и возможности усыновления детей гей-парами.

Около пяти лет работала обозревателем «Общей газеты». В течение пяти лет работала соведущей в женском ток-шоу «Я сама» канала ТВ-6. Автор и ведущая правозащитной программы «Право быть собой» на радиостанции «Маяк 24».

Работала в многочисленных пиар-проектах и избирательных кампаниях разных уровней. В качестве эксперта принимала участие в написании предвыборной президентской программы Бориса Ельцина и предвыборной президентской программы Эллы Памфиловой.

В 1999 году выдвигалась в депутаты Государственной думы по Университетскому одномандатному округу города Москвы от Союза правых сил, но набрав 14,78 % голосов, проиграла кандидату от партии «Яблоко» Михаилу Задорнову, набравшему 20,16 %.

В 2001-2003 годах была кандидатом на пост Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Была сопредседателем Партии прав человека, которая прекратила своё существование по воле инвесторов.

Входила в руководство партии «Свободная Россия», переименованной в феврале 2007 года в партию «Гражданская сила». Была второй в списке кандидатов от партии «Свободная Россия» на выборах в Московскую городскую Думу 4 декабря 2005 года, где партия получила 2,22 % голосов.

В 2007 году была кандидатом в депутаты Государственной думы по списку Партии социальной справедливости, набравшей 0,22 % голосов. Перед выборами была переиздана книга «Как я пыталась честно попасть в Думу» с подзаголовком «Малохудожественная история выборов», которая впервые вышла в 2000 году и описывала её попытку баллотироваться в Государственную думу от Союза правых сил в 1999 году.

В 2007-2008 годах член Высшего совета политической партии «Гражданская сила», по списку которой должна была выдвигаться в Думу пятого созыва. Она резко отзывалась о партии и сожалела, что привела в «Гражданскую силу» её тогдашнего лидера Михаила Барщевского, а также ряд известных деятелей культуры. «Ими попользовались так же, как мной», и «кинули», - писала Арбатова. - «За полтора дня до съезда, утверждающего кандидатуры по округам, Барщевский руками формального руководителя партии Рявкина нечистоплотно вышвыривает меня из списка».

Критически отзывалась о приговоре участницам группы Pussy Riot и позиции Русской православной церкви по этому и другим вопросам.

В январе 2013 года поддержала принятие закона, запрещающего усыновление российских детей-сирот гражданами США.

29 сентября 2016 года приняла участие в телепередаче «Поединок», посвящённой теме абортов, во время которой неоднократно называла радикальных противников абортов «шоблой».

Личная жизнь

Арбатова была замужем три раза:

Первый муж - Александр Мирошник (брак длился 17 лет) - классический певец. Учился в Музыкальном училище имени Гнесиных на отделении музыкальной комедии и в Академическом музыкальном училище при консерватории им. П. И. Чайковского на отделении вокала. Работал солистом московских хоров и музыкальных театров; в браке с А. Мирошником у Арбатовой родились сыновья-близнецы:

Сын - Пётр Александрович Мирошник (род. 1977) - окончил РГГУ по специальности «культурология». Написал и редактировал сетевой альманах «Четвёртый Рим», посвящённый архитектуре и социологии города. Координатор общественного движения «Архнадзор».

Сын - Павел Александрович Мирошник (род. 1977) - окончил РГГУ по специальности «психология», психотерапевт. В юности Пётр и Павел участвовали в рок-группе «Инки».

Второй муж - Олег Вите (брак длился 8 лет) - политический эксперт. Окончил экономический факультет ЛГУ и Институт практической психологии и психоанализа. Работал обозревателем в «Московских новостях», затем - на 1-м канале ТВ, в Рабочем центре экономических реформ при правительстве РФ (1993-2000), в экспертной группе при службе помощников Президента (1996), в Фонде эффективной политики (2000-2004), c осени 2004 года - главный эксперт Фонда поддержки законодательных инициатив. Биограф и исследователь творчества советского историка и социолога Б. Ф. Поршнева. Автор нескольких научных и публицистических работ в области экономики, политической социологии, истории и пр.;

Третий муж - Шумит Датта Гупта (муж в настоящее время) - финансовый аналитик. Проживает в России с 1985 года. Окончил факультет физико-математических и естественных наук Российского университета дружбы народов. Племянник Пурана Чанда Джоши (Puran Chand Joshi) - первого генерального секретаря Коммунистической партии Индии (1935-1947 гг.), а также племянник Калпаны Датты (Kalpana Datta) - национальной героини Индии, жены П. Ч. Джоши.

1991 - Золотая медаль Кембриджского библиографического центра «За вклад в культуру XX века» в номинации драматургия.
1991 - Лауреат «Всесоюзного конкурса радиодраматургии». Радионовелла «Обряд инициации» из пьесы «Поздний экипаж».
1993 - Лауреат премии газеты «Литературные новости» за лучшее произведение в прозе. Рассказ «Аборт от нелюбимого».
1996 - Лауреат Боннского театрального бьеннале. Спектакль «Пробное интервью на тему свободы» в постановке Боннского драматического театра.
1998 - Лауреат конкурса радиодраматургии «Приз Европы» за радиоспектакль по пьесе «Обряд инициации» в постановке «Радио России».
2002 - Орден «За служение Отечеству» (святых великого князя Дмитрия Донского и преподобного игумена Сергия Радонежского) Национального благотворительного фонда «Вечная слава героям».
2006 - «Орден Миротворца 2-й степени» Всемирного благотворительного альянса «Миротворец».
2007 - «Орден Миротворца 1-й степени» Всемирного благотворительного альянса «Миротворец».
2008 - Премия «MONE Beauty Awards» салона красоты «МОНЕ» в номинации «Муза литературы» («за умение сочетать в себе и своих произведениях женскую мягкость и независимость»).
2010 - медаль Кемеровской области «За веру и добро».
2012 - Национальная литературная премия «Золотое перо Руси» за произведение «Дегустация Индии».

Развод