Что такое интеграция и что именно можно интегрировать.


Международная экономическая интеграция - это процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый национальными или межгосударственными органами.
Экономическая интеграция характеризуется некоторыми существенными признаками, которые в совокупности отличают ее от других форм экономического взаимодействия стран:
взаимопроникновением и переплетением национальных воспроизводственных процессов;
широким развитием международной специализации и кооперирования в производстве, научных и опытно-конструкторских разработках на основе наиболее прогрессивных и глубоких их форм;
глубокими структурными изменениями в экономике стран-участниц, подчиненными стратегическим целям интеграции;
целенаправленным регулированием интеграционного процесса, координацией экономической стратегии и политики стран-участниц.
Предпосылки создания интеграционных группировок:
близость уровней экономического развития и степени рыночной зрелости интегрирующих стран. В большинстве случаев межгосударственная интеграция развивается либо между промышленно развитыми странами, либо между развивающимися;
географическая близость интегрирующихся стран, наличие в большинстве случаев общей границы и исторически сложившихся экономических связей;
общность экономических и других проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования экономики, политического сотрудничества и т.д.;
демонстрационный эффект. В странах, создавших интеграционные объединения, обычно происходят положительные сдвиги (ускорение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и т.д.), что оказывает определённое психологическое воздействие на другие страны. Демонстрационный эффект проявился, например, в желании стран бывшего СССР как можно быстрее стать членами ЕС, даже не имея для этого макроэкономических предпосылок.
«Эффект домино». После того, как большинство стран отдельного региона стали членами интеграционного объединения, остальные страны, оставшиеся за его пределами, испытывают некоторые трудности, связанные с переориентацией экономических связей стран, входящих в группировку. Это может привести к сокращению торговли стран, оставшихся за пределами интеграции. В результате они также вынуждены вступить в интеграционное объединение. Например, после вступления Мексики в НАФТА, многие латиноамериканские страны поспешили заключить с ней соглашения о торговле.
Участие стран в интеграционных объединениях обеспечивает им ряд преимуществ в процессе экономического развития, к наиболее значимым из которых можно отнести:
более широкий доступ хозяйствующих субъектов к разного рода ресурсам: финансовым, трудовым, материальным, новейшим технологиям, а также возможность производить продукцию в расчете на более емкий (региональный) рынок;
возможность оперировать на более широком международном (интеграционном) рыночном пространстве;
создание привилегированных условий для фирм стран-участниц, защита их в определенной степени от конкуренции со стороны фирм третьих стран;
совместное решение странами-участницами сложных социально-экономических, научно-технических, экологических и иных проблем (например, снижение безработицы, выравнивание условий развития отдельных регионов и т.п.).
Исторически интеграция эволюционирует через несколько основных ступеней, каждая последующая из которых постепенно развивается из предыдущей. Основными этапами интеграционного процесса в логике их исторического развития являются:
1. Преференциальные торговые соглашения заключаются либо на двусторонней основе между странами, либо между уже существующей интеграционной группировкой и отдельной страной или группой стран. В соответствии с ними страны предоставляют друг другу более благоприятный торговый режим, чем третьим странам. Межгосударственные органы управления на данном этапе, как правило, не создаются.
2. Зона свободной торговли предусматривает полную отмену таможенных тарифов во взаимной торговле товарами (всеми или большинством) и услугами при сохранении национальных таможенных тарифов в отношениях с третьими странами. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, но нередко обходится без него, согласовывая основные параметры своего развития на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств.
3. Таможенный союз отличается согласованной отменой национальных таможенных тарифов между странами-членами, введением ими общих таможенных тарифов и системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих государств. Предполагается беспошлинная внутриинтеграционная торговля товарами и услугами и полная свобода их перемещения внутри региона. Обычно на этом этапе создается система межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Чаще всего они принимают форму периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный секретариат.
4. Общий рынок, при котором интегрирующиеся страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства - капиталов, рабочей силы и технологий. Координация осуществляется на периодических совещаниях (обычно1-2 раза в год) глав государств и правительств стран-участниц, значительно более частых встречах министров. Одновременно создается постоянно действующий межгосударственный секретариат (например, в ЕС - Европейский Совет глав государств и правительств, Совет министров и Секретариат).
5. Экономический и валютный союз, на уровне которого происходит полная интеграция, предполагающая проведение странами-участницами единой экономической, валютной, бюджетной, денежной политики, введение единой валюты, учреждение органов наднационального регулирования внутри интеграционной группировки. Правительства согласованно отказываются от части своих функций в пользу надгосударственных органов, которые наделяются правом принимать решения по вопросам, касающимся интеграции без согласования с правительствами стран-членов (например, в ЕС - Комиссия ЕС).
Несмотря на многочисленность и разные уровни развития, все интеграционные группировки мира преследуют примерно одинаковые цели:
использование преимуществ экономики масштаба на базе расширения размеров рынка, сокращения трансакционных издержек, прилива прямых иностранных инвестиций. Подобные цели особенно четко выражены у интеграционных группировок Центральной Америки и Африки;
создание благоприятной внешнеполитической среды путем укрепления взаимопонимания и сотрудничества стран-участниц в политической, военной, социальной и других неэкономических областях; особенно характерно для стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока;
решение задач торговой политики путем усиления переговорных позиций участвующих стран в рамках многосторонних переговоров в ВТО. Кроме того, региональные объединения позволяют создать более стабильную основу для взаимной торговли. Подобные мотивы присутствуют в интеграционных объединениях Северной и Латинской Америки Юго-Восточной Азии;
содействие структурной перестройке экономики за счет использования рыночного опыта, капиталов, технологий более развитых участников группировки. Наиболее полно эти цели интеграции проявляются в рамках ЕС;
поддержка развития отраслей национальной промышленности вследствие возникновения более широкого регионального рынка. Эта цель была ведущей для интеграционных объединений стран Латинской Америки и Африки, расположенных к югу от Сахары.
Таким образом, в результате интеграции отдельные группы стран создают между собой более благоприятные условия для торговли и для межрегионального передвижения факторов производства, чем для всех других стран. Подобные региональные образования оцениваются как положительный фактор мировой экономики, но при условии, что группа интегрирующихся стран, либерализуя взаимные экономические связи, не устанавливает менее благоприятные, чем до начала интеграции, условия для торговли с третьими государствами.

Контрольные вопросы
В чем заключаются сущность и цели международной экономической интеграции?
В каких формах проявляется экономический эффект от участия страны в интеграционном объединении?
Какие этапы выделяются в процессе международной экономической интеграции?

Международная интеграция - сложный процесс взаимодействия государств, характеризующийся двумя элементами: правовой формой и экономическим содержанием, являющийся одной из основных тенденций современных международных отношений 14.

Предметом настоящего исследования являются вопросы приоритетно связанные с правовыми формами региональной экономической интеграции государств - бывших республик СССР. В то же время форма или формы интеграции неотрывны от содержания. Поэтому, на наш взгляд, необходимо сделать краткий экскурс в экономическую составляющую проблематики.

В экономической науке под интеграцией понимают процесс взаимодействия и взаимоприспособления экономик отдельных стран и их внутренних экономических структур, подразумевающий определенное их сближение, осуществляемый с целью экономической взаимовыгоды15. Этот процесс обусловлен развитием и углублением международного разделения труда16. Это объективный процесс взаимодействия национальных хозяйств, формирования региональных экономических группировок, где для этого сложились необходимые условия.

Она происходит в разных формах и на разных уровнях.

Можно говорить об универсальной (всеобщей) и региональной экономической интеграции. Отражением тендёнций всеобщей экономической интеграции, ее высшей формой, является процесс глобализации. В то же время, региональная интеграция - одно из проявлений глобализации мировой экономики, выражающееся в образовании и деятельности международных экономических объединений, а также в появлении и развитии в современном сообществе международных экономических институтов и транснациональных компаний17. При этом, если ранним ступеням международной экономической интеграции была присуща практически лишь одна форма ее реализации - международная торговля, то этап глобализации наряду с этим предполагает в планетарном масштабе перемещение рабочей силы, капитала, научно-технических знаний и информации18. Таким образом, на современной стадии - стадии глобализации, процесс международной экономической интеграции приобретает не только более значимые количественные характеристики, но и новые более развитые формы и проявления. По мнению большинства ученых - экономистов, такой сложный и поступательный процесс как глобализация мировой экономики находится сегодня на первоначальной стадии своего развития19. В этой связи отмечается, что современная экономическая наука пока не способна определить полный эффект от реализации интеграционных процессов на глобальном уровне20. Следует, однако, согласиться с мнением21, что экономическая глобализация, как и интеграция вообще, является эффективной формой организации экономики, эффекты от реализации которой могут быть достигнуты от международной специализации и кооперации, международной торговли, рационального потребления рабочей силы и других факторов производства, а также от всеобщего использования в экономике последних достижений науки и техники22.

В основе региональной интеграции - естественные процессы усиления взаимозависимости национальных хозяйственных систем и рынков. В повседневной жизни это проявляется, прежде всего, в растущем объеме международных торговых, кредитных, финансовых операций, соглашений, договоров государств и дополняется их сознательным совместным регулированием взаимных хозяйственных связей23. Цель такого регулирования - устранить национальные барьеры на пути взаимного торгового и инвестиционного взаимодействия, развитие добросовестной конкуренции, создание равных условий для хозяйствующих субъектов этих государств. В дальнейшем, на основе совместно выработанных экономических и социальных приоритетов, посредствам согласования, унификации и гармонизации бюджетной, налоговой, валютной политики, государства стремятся к созданию единого экономического пространства.

Различие между терминами «экономическое сотрудничество» и «экономическая интеграция», на наш взгляд, следует проводить по критерию целей. Экономическое сотрудничество, подразумевающее сближение экономических систем государств, следует считать экономической интеграцией24. В то же время, на практике эти два понятия различить не всегда возможно. Скажем, соглашение об избежании двойного налогообложения в одних случаях будет элементом процесса интеграции, имеющим целью сближение национальных экономических систем, а в других не будет таковым, а своей целью будет иметь поддержку национальных хозяйствующих субъектов.

Следует также отметить, что помимо экономической интеграции государств, существуют и иные области, в которых осуществляется сотрудничество государств и к которым применяется термин интеграция: часто говорят о военной25, политической26, социальной27, культурной28, научной29, экологической30 и т.д. интеграции. Эти процессы могут быть как относительно самостоятельными по отношению к экономической интеграции (например, военное сотрудничество в рамках блока НАТО), так и сопутствующими, параллельными. В современном мире ни одна из сфер общественной жизни не функционирует изолированно. Экономика государства тесно связана с внешней и внутренней политикой, с социальным и экологическим благополучием, с моральным и физическим здоровьем граждан, со всей совокупностью факторов, обеспечивающих интересы личности, безопасности общества. Экономическая интеграция неизбежно, в большей или меньшей степени сочетается (сопутствует) с другими формами интеграции: социальной, политической, культурной31. В этой связи, при анализе межгосударственных соглашений и иных документов, регулирующих процессы экономической интеграции, мы регулярно сталкиваемся с нормами, относящимися к иным областям сотрудничества государств. Становление и развитие международной экономической интеграции начинается с установления торговых отношений между отдельными странами и продолжается на уровне комплексного экономического сотрудничества государств вплоть до полной интеграции национальных экономик32.

В экономической науке выделяют несколько форм (типов, этапов) интеграции. Существует несколько вариантов их деления и наименований. Для краткости мы собрали наиболее распространенный вариант в

обобщенной таблице. Таблица 1.

Формы и этапы интеграционных процессов. Формы интеграции Признаки 1 Зона свободной торговли Объединение стран с целью устранения таможенных пошлин и количественных ограничений во взаимной торговле, но с сохранением автономности в проведении внешнеторговой политики в отношении третьих стран. Классический пример - Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), созданная в соответствии со Стокгольмской конвенцией 1959 г. При создании многих зон свободной торговли в мире, предусматривается даже больший уровень интеграции, вплоть до свободного движения капиталов. Например, Соглашение о североамериканской зоне свободной торговли НАФТА. 2 Таможенный союз Группировка стран, нацеленная на ликвидацию пошлин и количественных ограничений во взаимной торговле стран-участниц, а также введение общего таможенного тарифа в отношении товаров из третьих стран. Предполагает проведение общей таможенно- тарифной политики, как во взаимных расчетах, так и в отношении третьих стран 3 Общий рынок Устранение препятствий для перемещения всех видов товаров» услуг, капитала, рабочей силы ме- Мировая экономикаУПод. ред. И.П. Николаевой. M., 2000. С. 106.

жду странами-участницами. Согласование экономической политики и т.д., выравнивание экономических показателей. Самый яркий пример: Европейское Сообщество. 4,1 Экономический союз Свободное передвижение факторов производства. Проводится согласованная (или даже единая) экономическая политика. Как правило, сопровождается созданием органов межгосударственной интеграции. 4.2 Валютный союз Как правило - составляющая экономического союза.

Характерными чертами валютного союза являются: 1.

согласованные (совместные) котировки национальных валют; 2.

установление по соглашению фиксированных валютных курсов, которые целенаправленно поддерживаются Центральными банками стран-участниц; 3.

создание единой региональной валюты; 4.

формирование единого регионального банка, являющегося эмиссионным центром этой международной валютной единицы.

(В развивающихся странах под валютным союзом иногда понимают клиринговые соглашения.) 5 Полная интеграция Единая экономическая и валютная политика и унификация законодательства в сфере налогов, таможни, трудового права, стандартизации и сертификации, антимонопольного законодательства, транспортно-тарифного регулирования. Политический союз. Существует также ряд признаков, характеризующих процессы интеграции. Это: взаимопроникновение и переплетение производственных процессов интегрирующихся государств; глубокие структурные изменения в экономике стран; осознание необходимости и целенаправленное регулирование интеграционных процессов со стороны руководства государств; возникновение межгосударственных структур - органов интеграции32. Наряду с признаками интеграционных процессов, можно говорить об условиях интеграции: территориальная обусловленность интеграции, достижение определенного уровня экономического развития государств (экономическая база), наличие политических решений уполномоченных органов (создание условий для интеграции - политическая база)34. Условие достаточного экономического развития является наиболее спорным. Интеграционные объединения создают не только высокоразвитые государства. Развивающиеся страны, например, создают интеграционные группировки для преодоления проблем индустриализации. Примером может служить МЕРКОСУР (создан в 1991 г., подписано Асунсьонское соглашение), в состав которого входят Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай. Целями этой формы интеграции являются - снижение бюджетного дефицита, избежание перепадов в экономическом развитии, преодоление кризисов национальных экономик. Тем не менее, условием эффективной и успешный экономической интеграции является определенный уровень индустриализации и развития государств. Чем соответствующий уровень выше и равномернее, тем больше шансы успешного развития интеграционных процессов. Негативные факторы и препятствия на пути интеграции развивающихся (слаборазвитых) стран многочисленны: интегрирующиеся страны слабо дополняют экономики друг друга, что сдерживает процесс интеграции; требует структурных изменений экономики; инфраструктура стран не развита; значительны различия уровней и потенциалов экономического развития; интеграционным процессам часто сопутствует политическая нестабильность35.

Продолжая, краткий экскурс в экономическую составляющую, исследуемого вопроса, хотелось бы остановиться на преимуществах и отрицательных последствиях международной экономической интеграции для экономического развития стран-участниц. То есть выделить то, к чему стремятся государства, подписывая те или иные интеграционные соглашения, и то, чего они стремятся избежать.

Среди преимуществ, которые может принести эффективная интеграция обычно называют: увеличение размеров (с точки зрения территории и объема) рынка, эффект от масштабов производства (для стран с малой емкостью национального рынка), рост конкуренции между хозяйствующими субъектами, а следовательно, повышение качества товаров и услуг, обеспечение лучших условий торговли, развитие инфраструктуры, развитие и распространение передовых технологий, повышение экономической стабильности, снижение зависимости от третьих стран, рост удельной доли влияния на мировой рынок, возможность более эффективного участия в работе международных экономических организаций, снижение административных и управленческих затрат, общую активизацию экономических процессов33.

Среди отрицательных последствий отметим: отток ресурсов (факторов производства) у более отсталых стран, перераспределение ресурсов в пользу более сильных партнеров, высокую зависимость экономик от партнеров по интеграции, миграция рабочей силы, спад малого (мелкого) производства за счет роста крупных предприятий, возможность олигополь- ных сговоров между TI ПС стран-участниц34.

Экономисты выделяют макроэкономический (межгосударственный) и микроэкономический (взаимоотношения хозяйствующих субъектов и индивидов) уровни интеграции35. В настоящей работе предметом исследования является макроэкономический уровень интеграции и его правовые формы. Следует, однако, добавить, что содержание современных экономических процессов, свидетельствует о неразрывной связи и переплетении уровней интеграции36. Говоря о факторах влияния на современное международное сотрудничество государств в различных областях, начиная вопросами культуры и заканчивая вопросами обеспечения международной безопасности, роль хозяйствующих субъектов, индивидов и общественных организаций нельзя недооценивать37.

Отметим, что большинство названных закономерностей и свойств процесса интеграции выведены эмпирическим путем, на основе опыта развития интеграционных процессов в мире. Представляется, что интенсивность экономического взаимодействия государств и появление новых моделей и правовых форм может внести значительные коррективы и опровергнуть многие из представленных суждений. Не исключено, что некоторые основания для такой корректировки даст и развитие интеграционных процессов на постсоветском пространстве, специфика которого будет рассмотрена ниже.

Богатую и своеобразную почву для исследования вопросов международной интеграции представляют собой формы сотрудничества государств, сформировавшихся на территории бывшего СССР в результате подписания Беловежских соглашений в 1991 г.38 В первую очередь обращает на себя внимание многообразие и самобытность форм сотрудничества государств в различных, но в первую очередь в экономической сфере. СНГ, ЕврАзЭС, ЕЭП, Союзное государство России и Беларуси, ГУАМ (содружество Грузии, Азербайджана, Украины и

Молдовы), Центральноазиатское экономическое сообщество (см. таблицу 2), а также международные организации и договоры членами или участниками, которых являются не только страны-республики бывшего СССР, но в которых последние играют ведущую роль: Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) Организация Черноморского сотрудничества, Совет министров северных стран - это лишь неполный перечень форм экономического сотрудничества на территории бывшего СССР.

Таблица 2.

Участие в международных организациях государств на территории бывшего СССР за исключением Латвии, Литвы и Эстонии. СНГ ЕврАзЭС ГУАМ ЦАС ЕЭП Союзное государство России и Беларуси Азербайджан да да Армения да наблюдатель Беларусь да да да да Казахстан да да да да Кыргызстан да да да Молдова да наблюдатель да Россия да да да да да Таджикистан да да да Туркменистан да Узбекистан да До да отношении структуры и задач организации. В этой связи, представляется правомерным применение как сокращенного наименования ГУ У AM, так и ГУАМ.

27.05.05 Украина да наблюдатель да да Грузия да да Чтобы ответить на вопрос о востребованности такого количества форм интеграции с участием одних и тех же государств, необходимо проанализировать некоторые черты их сходства и различия39. На наш взгляд, для целей настоящего исследования, приоритетно необходим анализ с точки зрения целей создания и деятельности, статуса данных интеграционных образований закрепленных в их учредительных документах.


Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния 21-24.

В процессе глобализации наиболее отчетливо проявляются кардинальные изменения, происходящие в мировом хозяйстве, именно финансовый капитал выступает главным фактором, разрушающим границы национальной экономики. Глобализация является наивысшим уровнем взаимодействия и взаимопроникновения национальных экономических систем, выражающихся в полной утрате всякой экономической самостоятельности, изменении и ослаблении функций национального государства, активизации деятельности транснациональных негосударственных образований.

Мировые и региональные державы видят в интеграции мощный инструмент своего политико-экономического доминирования; развивающиеся страны рассматривают ее как возможность укрепления своих позиций на мировой экономической арене и лучшей защиты национальных интересов в условиях глобализации мировой экономики.

Процесс глобализации протекает в условиях сильно поляризованной мировой архитектуры в плане экономической мощи и возможностей. Такое положение является потенциальным источником рисков, проблем и конфликтов. Несколько ведущих стран контролируют значительную часть производства и потребления, в них формируются “центры экономического притяжения капиталов”. Их внутренние приоритеты и ценностные ориентиры накладывают отпечаток на все крупнейшие сферы интернационализации.

В “Докладе о мировом развитии” Всемирного банка, озаглавленном “Новый взгляд на экономическую географию”, анализируются особенности процесса региональной интеграции по группам стран: Регионы, близкие к основным мировым рынкам. Странам в регионах, близких к мировым рынкам, таких как Центральная Америка и Карибский бассейн, Северная Африка и Восточная Европа, осуществлять интеграцию относительно легко. Общие институты могут помочь этим странам стать частью крупных, более продвинутых рынков.

Удаленные от мировых рынков регионы с крупными странами. Страны в регионах, которые географически удалены от основных мировых рынков, но имеют свои крупные рынки, такие как Индия, Китай, Южная Африка и Бразилия, являются привлекательными для инвесторов. Надлежащие институты и региональная инфраструктура могут помочь им выйти на эти рынки. Примерами таких регионов являются Восточная Азия и во все большей мере - Южная Азия. Но южная часть Африки и Южная Америка могут также интегрироваться в мировую экономику, увеличивая свои внутренние рынки и повышая специализацию с помощью региональных институтов и инфраструктуры. Для самых малых стран региональная инфраструктура является особенно важной, с тем чтобы сократить расстояние до крупных соседних стран и использовать этих соседей как канал для выхода на мировые рынки.

Особенность интеграционных процессов на международном уровне заключается в стремлении объединиться разных, а зачастую и диаметрально противоположных культур. Имеющиеся различия в историко-культурном, экономическом и политическом развитии экономик не позволяют создать единую интеграционную модель мирового хозяйствования. Поэтому современная мировая экономическая архитектура представляет собой сложнейшую систему, состоящую из региональных объединений стран, блоков и союзов, переплетенных между собой различными связующими звеньями, интеграционными институтами и прочими элементами международной экономической интеграции.

Следовательно, учитывая социально-культурную разнородность государств, одной из наиболее приемлемых форм сотрудничества остается региональная экономическая интеграция, эффективнейшим образом позволяющая усилить экономическое взаимодействие с учетом поддержки национальных интересов в рамках определенной территории.

Пояснение.

Фактором, который, как считают авторы, способствует успешной экономической интеграции, является наличие в странах, вовлеченных в процесс интеграции, достаточно развитых рыночных институтов, а именно в кредитно-банковской, валютно-финансовой сфере.

Примеры экономической интеграции:

1) Создание ВТО (Всемирной торговой организации) - сущность интеграции состоит в создании мирового единого экономического пространства;

2) Создание ОПЕК (союза между странами, обладающими богатыми залежами энергетических ресурсов - нефтью и газом) - сущность интеграции заключается в стремлении установить единую цену на энергоносители и не допустить спекуляцию.

Сегодня в экономике очевидно прослеживаются две тенденции: усиление его планомерная глобализация и экономическое сближение стран на региональном уровне.

Экономическая интеграция - это объединение стран на политическом и экономическом уровне путем создания и развития международных взаимосвязей и разделения труда хозяйств отдельных стран. Это взаимодействие начинается с сотрудничества предприятий близлежащих стран (к примеру, путем создания филиалов за границей). На макроуровне интеграция проходит в форме создания экономических объединений разных государств путем согласования национальных политик.

Экономическая интеграция микро- и макроуровня требует государственного регулирования, а в ряде случаев - и надгосударственного. Целью подобного регулирования является обеспечение свободного движения товаров, денежных капиталов и труда (рабочей силы) между разными странами; проведение совместной экономической, финансовой, валютной, социальной, научно-технической, оборонительной и внешней политики. В итоге создаются целостные хозяйственные комплексы с единой инфраструктурой, общими финансовыми фондами и органами межгосударственного управления.

Экономическая интеграция развивается под воздействием сочетания многих факторов. Среди них наиболее существенными являются следующие: глобализация хозяйств, развитие разделение труда на международном уровне, открытость национальных экономик. Все названные факторы взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Самыми быстрыми темпами экономическая интеграция проходит на региональном уровне. Поэтому сегодня главной тенденцией глобализации хозяйств является процесс образования вокруг определенных стран интеграционных зон и мегаблоков. Примерами могут служить США на территории американского континента, Япония в союзе с США - в Тихоокеанском регионе, наиболее Запада.

Экономическая интеграция предъявляет к национальным экономикам требование повышения их открытости. Это подразумевает их более глубокую втянутость в систему международных отношений, ослабление ограничений на перемещение товаров, трудовых ресурсов и капитала между странами, конвертируемость их валют.

Какие формы экономической интеграции существуют? Наиболее простой формой является зона в которой снимаются ограничения между участниками (странами). В отношениях с третьими странами допускается проведение самостоятельной политики. С этой формы начинался ЕС, сегодня на этой стадии развития находится Латиноамериканский регион.

Следующая форма - таможенный союз, которая наряду с зоной требует установления единого тарифа для ведения торговли и общей внешней политики по отношению к не входящим в союз странам. Часто таможенный союз дополняется платежным, что облегчает конвертируемость валют и хождение единой денежной единицы.

Более сложная форма - общий рынок, который обеспечивает устранение препятствий при перемещении производственных факторов и согласование экономической политики с целью выравнивания показателей стран. При такой форме интеграции создаются общие (наднациональные) органы управления и формируется единое экономическое, информационное и правовое пространство.

На более высоком уровне развития образуются экономические (единая экономическая политика) и валютные (совместное хождение национальных валют, фиксированные курсы, затем создание единой валюты и банка) союзы. Эти формы характерны только для стран Западной Европы.

Последняя форма - пол-ная эко-но-ми-че-ская ин-те-гра-ция, при которой унифицируется законодательная база, устанавливаются единые стандарты, трудовое законодательство и т.д.

Введение

Заключение

Введение

Актуальность темы заключается, в том, что развитие интеграционных процессов является важнейшей характеристикой современного мирового хозяйства и экономическая интеграция помогает странам более рационально использовать сырьевые, топливные, трудовые ресурсы, улучшить территориальное разделение труда, от обыкновенного экономического сотрудничества, базирующегося, главным образом на торговле, экономическая интеграция отличается дальнейшим углублением всесторонних связей, сращиванием производственных процессов отдельных стран.

Поэтому целью своей работы, я считаю, исследование и анализ международной экономической интеграции. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. Рассмотреть теоретические основы международной экономической интеграции: сущность, формы и основные интеграционные группировки;

2. Проанализировать международную экономическую интеграцию на примере НАФТА;

3. Определить некоторые итоги либерализации торговли и инвестиций для стран - участниц североамериканской интеграции.

Объектом курсовой работы является международная экономическая интеграция. Предмет международная экономическая интеграция на примере НАФТА.

В курсовой работе рассматриваются теоретические основы международной экономической интеграции, анализируется международная экономическая интеграцию на примере НАФТА, описываются некоторые итоги либерализации торговли и инвестиций для стран - участниц североамериканской интеграции.

В процессе выполнения работы использовались следующие методы исследования:

1) изучение, и анализ научной литературы;

2) обобщение изученной информации.

Практическая значимость работы заключается в возможности ее использования для дальнейшего исследования проблемы международной экономической интеграции.

Глава 1. Теоретические основы международной экономической интеграции

1.1 Сущность, причины и цели международной экономической интеграции

Интеграция в переводе с латинского, означает соединение отдельных частей в общее, целое, единое.

В основе процесса экономической интеграции лежат следующие факторы (причины):

· углубление международного разделения труда;

· бурное развитие международных экономических отношений;

· растущая интернационализация экономик стран мира;

· ускорение темпов научно - технического прогресса;

· повышение степени открытости национальных экономик;

· усиление однородности экономической жизни на основе базовых для большинства стран моделей экономического развития.

Результатом международного разделения труда, развития внешней торговли и международных экономических отношений в целом является усиление взаимосвязи и взаимозависимости национальных экономик, когда нормальное развитие не возможно без внешних факторов. Данное явление принято называть интернационализацией хозяйственной жизни.

В своем развитии интернационализация хозяйственной жизни прошла ряд этапов. Первоначально она затрагивала сферу обращения и была связана с возникновением международной торговли, превращением ее в мировую. Это период конца XVIII - начала XX в.

В конце XIX в. набирает силу международное движение капиталов, выходящее в настоящее время на первое место в системе международных экономических отношений. Оно оказывает интенсифицирующее воздействие на мировую торговлю товарами и услугами - это важная и реальная предпосылка перемещения центра тяжести международных экономических отношений в сферу производства и научно-исследовательской деятельности, а последнее знаменует переход к качественно новому этапу мирохозяйственных отношений, т.е. к международной экономической интеграции.

Международная экономическая интеграция означает взаимоприспособление национальных экономик, интеграцию их в единый воспроизводственный процесс. Это предполагает известную близость стран - участниц международной интеграции и объясняет ее региональный характер. Хронологически современный интеграционный тип международной экономической интеграции начал складываться после Второй мировой войны.

Главной причиной этого процесса является стремление к повышению экономической эффективности производства, и сама интеграция носит прежде всего экономический характер.

Бурный рост экономических интеграционных блоков отражает развитие международного разделение труда и международной производственной кооперации. Эта тенденция получила развитие сначала в Европе, но затем распространилась и на другие регионы. Многие страны добровольно отказываются от полного национального суверенитета и образуют интеграционные объединения с другими государствами.

Результатами международного разделения труда и международной производственно кооперации является развитие международного обобщения производства - интернационализация производства. Она экономически выгодна, поскольку, во-первых, позволяет наиболее эффективно использовать ресурсы разных стран, а во-вторых, дает экономию на масштабе.

Интернационализация производства идет одновременно и на общемировом уровне, и на уровне отдельных регионов. Для стимулирования этого объективного процесса создаются специальные наднациональные экономические организации, регулирующие мировую экономику и перехватывающие часть экономического суверенитета у национальных государств.

Интернационализация производства может развиваться по-разному. Простейшая ситуация - это когда между разными странами устанавливаются устойчивые экономические связи по принципу взаимодополнения. В этом случае каждая страна развивает свой особый набор отраслей, чтобы продавать их продукцию в значительной мере за рубеж, а затем на валютную выручку приобретать товары тех отраслей, которые лучше развиты в других странах. Главными организациями, стимулирующими и контролирующими такого рода интернационализацию в мировом масштабе, являются Всемирная торговая организация и Международный валютный фонд.

Более высокая ступень интернационализации предполагает выравнивание экономических параметров стран-участниц. В международном масштабе этот процесс стремятся направлять экономические организации при Организации Объединенных Наций.

С гораздо более ощутимым эффектом подобная интернационализация развивается не на мировом, а на региональном уровне в виде создания интеграционных союзов различных групп стран.

В последние годы усилилось влияние такого фактора интеграции как технологический. Современный этап научно-технического прогресса требует от стран увеличивающихся объемов расходов на НИОКР. Снизить эти расходы, избежать ненужного дублирования усилий, распыления сил и средств, помогает экономическая интеграция. В ходе интеграционных процессов осуществляются поиски путей достижения баланса интересов разновекторных сил мировой экономики.

Важнейшим фактором современного этапа интеграции выступает также унификация моделей экономического развития стран. Окончание "холодной войны", распад СССР и СЭР привели к исчезновению так называемой социалистической системы хозяйства. Исчезло и такое понятие, как "развитие по социалистическому пути", которое применялось ранее в отношении ряда развивающихся стран. Упрощая ситуацию, можно сказать, что большинство стран мира сегодня развиваются по одной и той же модели: западной рыночной экономики. В итоге формируется принципиально новая экономическая инфраструктура XXI в. В ее основе лежат не только принципы рыночного хозяйства, конкуренции, экономической либерализации, но и требования научно-технического прогресса. Быстрая технологическая модернизация, ориентация на ресурсосберегающее и энергосберегающее производство выдвигают и новые требования к странам мира. Решение многих вопросов развития напрямую связано с интеграционными процессами.

Интеграция имеет ряд существенных характеристик, которые в совокупности отличают ее от других форм экономического взаимодействия стран:

· устранение ограничений в движение товаров, а также, капиталов, людских ресурсов между странами - участницами соглашения;

· согласование экономической политики стран-участниц;

· взаимопроникновение и переплетение национальных производственных процессов, формирование в рамках региона технологического единства производственного процесса;

· широкое развитие международной специализации и кооперации в производстве, науке и технике не основе наиболее прогрессивных и глубоких форм, совместное финансирование развития экономики и ее инновационного механизма;

· сближение национальных законодательств, норм стандартов;

· целенаправленное регулирование интеграционного процесса, развитие органов управления хозяйственным взаимодействием;

· региональный характер процессов интеграции.

Региональная интеграция имеет следующие конкретные цели:

международная экономическая интеграция североамериканская

· повышение национальной конкурентоспособности, совместное противостояние вызовам глобализации;

· использование "экономики масштабов", позволяющих расширить размеры рынка, снизить трансакционные издержки, создавая новую комбинацию факторов производства, стимулировать приток прямых иностранных инвестиций;

· содействие модернизации и структурных реформ в экономике;

· подключение стран, создающих рыночную или осуществляющих глубокие экономические реформы, к региональным торговым соглашениям стран с более высоким уровнем развития;

· получение для национальных производителей более широкого доступа к финансовым, трудовым, материальным ресурсам, к новейшим технологиям;

· укрепление добрососедских отношений между странами по всем направлениям;

· усиление позиции участвующих стран на мировом рынке.

Таким образом, международная экономическая интеграция - это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями.

1.2 Формы международной экономической интеграции

Региональная интеграция, или реальная интернационализация, производства в своем развитии проходит ряд ступеней - зону свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз и политический союз. У всех этих ступеней, или видов, интеграции есть общая характерная особенность. Она состоит в том, что между странами, вступившими в тот или иной вид интеграции, устраняются определенные экономические барьеры. Вследствие этого в пределах интеграционного объединения складывается единое рыночное пространство, где развертывается свободная конкуренция. Под действием рыночных регуляторов - цен, процентов и т.д. - на этом едином пространстве возникает более эффективная территориальная и отраслевая структура производства. Благодаря этому все страны выигрывают на повышении производительности труда, а так же на экономии расходов на таможенный контроль за внешнеэкономическими связями. В то же время каждая ступень, или вид, интеграции имеет специфические черты.

В условиях Зоны свободной торговли страны добровольно отказываются от защиты своих национальных рынков только в отношениях со своими партнерами по данному объединению, а по отношению к третьим странам они выступают не коллективно, а индивидуально, т.е. сохраняют свой экономический суверенитет. С третьими странами каждый участник зоны свободной торговли устанавливает собственные тарифы. Такой вид интеграции применяется странами ЕАСТ, НАФТА и другими интеграционными группировками.

Специфическим видом региональной интеграции выступает Таможенный союз. В рамках этого интеграционного объединения внешнеторговые связи его членов с третьими странами определяются коллективно. Так, участники Союза возводят совместно единый тарифный барьер против третьих стран. Это дает возможность более надежно защитить формирующееся единое региональное рыночное пространство и выступать на международной арене в качестве сплоченного торгового блока. Но при этом участники данного интеграционного объединения теряют часть своего внешнеэкономического суверенитета. Подобный вариант интеграции первоначально осуществлялся в рамках Европейского Союза западноевропейских стран.

Третьей ступенью развития интеграционных объединений является общий рынок. Здесь все характеристики Таможенного союза сохраняют свое значение. Кроме того, в рамках Общего рынка устраняются ограничения на перемещение различных факторов производства, что усиливает экономическую взаимозависимость стран - членов данного вида интеграционного объединения. Формирование Экономического союза идет значительно медленнее, чем Таможенного союза или Общего рынка. Но оно идет. По мере развития Экономического союза в странах складываются предпосылки для высшей ступени региональной интеграции - Политического союза. Он совмещает все вышеуказанные формы с проведением общей экономической валютно-финансовой политики. Главная особенность данной формы интеграции состоит в создании наднациональных структур управления и проведения единой социально-экономической политики.

Поскольку интеграция в отдельных регионах мирового хозяйства как согласованное объединение экономики ряда стран возможна только при межгосударственных договоренностях, она неизбежно облекается в определенные политические формы. Как свидетельствует практика международного сотрудничества, в зависимости от уровня развития интеграции используются формы "содружества", "сообщества" и "союза".

Содружество - форма организации межгосударственного сотрудничества, при котором правительство ориентируются на сохранение и совершенствование экономических связей, сложившихся между участниками. Эта форма пригодна только для начального этапа интеграции. При подобной организации взаимодействия интеграционный процесс мало управляем, что не позволяет своевременно разрешать его противоречия и, по существу, не стимулирует развитие интеграции. Органы содружества в состоянии обеспечить лишь минимальную координацию действий его участников.

Сообщество - типично интеграционная форма организации межгосударственных отношений, наиболее точно отражающая важнейшие признаки международной экономической интеграции - суверенность ее участников и развитие сотрудничества на регулируемых рыночных основах. Для сообществ характерно совершенствование координационных функций при организации сотрудничества и одновременно создание подлинно международных органов управления экономикой, главной функцией которых становится принятие обязательных для исполнения решений и законодательных актов.

Союз как форма организации предполагает постепенное "отрицание" межгосударственной интеграции. Он создается при глубокой международной экономической интеграции, в качестве основных задач которой выступают: обеспечение развития межгосударственного объединения в единое конфедеративное или федеративное государство; преобразование общего рынка, общего экономического, информационного, правового пространства в единый рынок, единое экономическое, информационное, правовое пространство; расширение и совершенствование надгосударственных функций исполнительной, представительной и судебной властей союза.

Таким образом, высшая ступень региональной интеграции - политический союз. Он предполагает превращение единого рыночного пространства в целостное экономическое и политическое образование

1.3 Основные интеграционные группировки в современном мире, их место в международной экономике

Наиболее полное развитие экономическая интеграция получила в Западной Европе, где в настоящее время осуществляется плавный переход от единого рынка через экономический союз к экономическому и валютному союзу, основанному на единой валютно-финансовой политике стран с выходом на единую европейскую валюту евро.

История образования ЕС начинается с подписания в 1951г. Договора о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС), в который вошли 6 стран - Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. В 1957г. подписан договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). К середине 70-х гг. созданием ТС и появлением в нем новых стран (Великобритании, Дании, Ирландии) завершается первый этап развития западноевропейской экономической интеграции. В последующий период увеличивалось количество стран-участниц Сообщества. В соответствии с положением Единого европейского акта с 1 января 1993г. введено свободное передвижение факторов производства внутри границ Сообщества, тем самым возникло единое экономическое пространство. В соответствии с Маастрихтским договором (февраль 1992г.) ЕЭС трансформировалось в Европейский Союз (ЕС) с 15 странами-участницами: Австрия, Германия, Великобритания, Италия, Ирландия, Франция, Испания, Португалия, Финляндия, Швеция, Дания, Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Греция.

ЕАСТ - Европейская ассоциация свободной торговли. Эта интеграционная группа была создана в 1960 г. Первоначально в ее состав входили десять стран - Великобритания, Дания, Португалия, Австрия, Финляндия, Швеция, Норвегия, Исландия, Лихтенштейн, Швейцария. В связи с присоединением к ЕС в 1973г. из ЕАСТ вышли Великобритания и Дания, в 1986г. - Португалия, а в 1995г. - Австрия, Финляндия и Швеция. В настоящее время членами ЕАСТ являются Норвегия, Исландия, Лихтенштейн, Швейцария. ЕАСТ в отличие от ЕС не имеет наднациональных функций и межгосударственных координирующих институтов.

Главное место в деятельности этой ассоциации занимает экономическое сотрудничество. ЕАСТ содействует развитию торговля между странами-членами в условиях частной конкуренции, развитию экономической активности, повышению уровня жизни населения, обеспечению полной занятости, расширению мировой торговли и устранению торговых барьеров. В торговле между странами - членами ЕАСТ отменены все таможенные пошлины, но сохранены внешние таможенные тарифы.

ЕЭП - Европейское экономическое пространство. Эта организация представляет собой совокупность ряда государств, на территории которых действуют общие правила хозяйствования, а также согласованные принципы проведения единой политики в области внешнеэкономических связей, валютно-финансовой и инвестиционной сферах. Такого рода пространство может возникнуть в любом регионе мира. В настоящее время оно уже функционирует на территории стран Западной Европы под названием Единое экономическое пространство. Соглашение о его образовании было подписано в 1992г., которое предусматривало создание единой межгосударственной территориальной структуры, действующей на основе общих правил и равных условий конкуренции. Соглашение вступило в силу в 1994г. и его положения применяются на практике пятнадцатью членами ЕС и тремя членами ЕАСТ, кроме Швейцарии. Данное соглашение предусматривает свободное движение капиталов, товаров, услуг и людей согласование политики в области экономики, научных исследований, потребления, окружающей среды, образования.

ОЭС - Организация экономического сотрудничества. Многостороннее межгосударственное экономическое объединение создано в 1995г. с целью развития взаимной торговли стран-членов и улучшения условий для длительного экономического роста в регионе. Членами ОЭС являются 10 государств: Азербайджан, Афганистан, Иран, Казахстан, Кыргызстан, Пакистан, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан. Между этими субъектами международного права осуществляется сотрудничество в сфере промышленности, энергетики, сельского хозяйства, транспорта и коммуникаций, окружающей среды и здравоохранения, образования, науки и культуры.

НАФТА - Североамериканская зона свободной торговли. Интеграционный блок создан в результате Соглашения между тремя государствами Западного полушария - США, Канадой и Мексикой, вступившего в силу 1 января 1994г. Территория трех государств-членов занимает обширное пространство с населением 370 млн. человек и мощным экономическим потенциалом.

Соглашение о создании НАФТА предусматривает свободный доступ к рынкам стран-членов, миграции капиталов и их гарантии, межстрановое оказание услуг, соблюдение прав интеллектуальной собственности, применение государственных закупок. Согласно Соглашению трех государств на протяжении последующих 15 лет почти все торговые и инвестиционные барьеры между ними должны быть сняты, а таможенные пошлины и торговые барьеры отменены.

МЕРКОСУР - общий рынок стран Южного конуса. Интеграционный союз государств создан на основе Асунсьонского договора, подписанного в 1991г. Аргентиной, Бразилией, Парагваем, Уругваем в целях создания Зоны свободной торговли и Таможенного союза. Договор предусматривает отмену всех пошлин и нетарифных ограничений во взаимной торговле четырех стран, свободное движение капиталов и рабочей силы, введение единого внешнего тарифа, координацию политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, валютно-финансовых отношений.

АТЭС - Азиатско-Тихоокенское экономическое сотрудничество. Образовано в 1989 г. по предложению Австралии в целях поддержания экономического развития стран-участниц, усиления положительного воздействия растущей экономической взаимозависимости стран АТР, в том числе в области услуг, капитала и технологий. Статус этой организации предусматривает укрепление открытой многосторонней торговой системы, увеличение степени либерализации торговли инвестиций в АТР, усиление и стимулирование частного сектора. Деятельность АТЭС заключается в обмене информацией и проведении консультаций о политике и развитии экономики, осуществлении корректировок и сокращении разрыва в экономическом развитии, о разработке стратегий, предусматривающих уменьшение препятствий на пути движения товаров, услуг, инвестиций. В настоящее время членами АТЭС является 21 государство.

АСЕАН - Ассоциация государств Юго-Восточной Азии. Создана в 1967г. и на протяжении 30 лет успешно действует в регионе Восточной Азии. В эту группировку входят Индонезия, Малайзия, Сингапур, Бруней, Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Филиппины, Таиланд.

Основные цели деятельности АСЕАН: содействовать развитию сотрудничества в экономической, социальной и культурной областях;

развивать сотрудничество в сельском хозяйстве, промышленности, транспорте и связи для повышения уровня жизни населения; взаимодействовать в сфере науки и образования; развивать сотрудничество с международными и региональными организациями.

СТЭС - Совет тихоокеанского экономического сотрудничества. Сформирован в 1980 г. по инициативе Австралии и Японии как партнерское объединение представителей бизнеса, государственных органов и исследовательских центров. Членами СТЭС являются 22 государства АТР. СТЭС занимается практическим решением вопросов на уровне правительства и деловых кругов в целях активизации торговли, инвестиций и экономического развития в регионе.

САЭЕ - Совет арабского экономического единства. Создан в соответствии с Соглашением, подписанным в 1964 г. двенадцатью государствами (Египет, Ирак, Иордания, Йемен, Кувейт, Ливия, Мавритания, ОАЭ, Палестина, Сирия, Сомали, Судан).

Основные цели САЭЕ: достижение арабского экономического единства; обеспечение свободы движения капитала и людей, свободы обмена национальными товарами; гарантия свободы выбора места жительства, места работы, а также свободы заниматься экономической деятельностью; обеспечение свободы транспорта, транзита и использования транспортной инфраструктуры, включая наземные пути сообщения, морские порты и гражданские аэропорты.

ОПЕК - Организация стран - экспортеров нефти. Образована в 1960 г. на конференции в Багдаде. Устав организации был принят в 1965 г. в Каракасе. В настоящее время членами ОПЕК являются 12 стран: Алжир, Венесуэла, Габон, Индонезия, Ирак, Иран, Кувейт, Ливия, Нигерия, ОАЭ, Катар, Саудовская Аравия.

ОАЕ - Организация африканского единства. Создана в 1964 г. в результате подписания Устава на Конференции глав государств и правительств стран в стран в Аддис-Абебе после многочисленных ранее предпринимавшихся попыток. Членами данной организации являются 53 страны.

Основные цели ОАЕ: содействие единству и солидарности африканских стран; координация усилий по повышению уровня жизни африканских народов; ликвидация всех форм колониализма в Африке; согласование и координация сотрудничества в области политики и дипломатии, обороны и безопасности, экономики, образования и культуры, здравоохранения и продовольственного обеспечения, науки и техники.

САДК - Южноафриканское сообщество развития. Образовано в результате подписания Декларации глав государств и правительств и Договора об образовании САДК в 1992 г. В состав САДК входят 12 государств: Ангола, Замбия, Легато, Намибия и др. Договоры, политика и соглашения, принимаемые под эгидой САДК, являются юридически обязательными для всех ее членов.

Основные цели САДК: достижение развития и экономического роста;

повышение уровня и качества жизни народов Южной Африки; укрепление общих политических ценностей и институтов; достижение взаимодополняемости национальных и региональных стратегий и программ.

Следует отметить, что это не все интеграционные группировки, а только самые основные. Многие международные экономические объединения создают лишь предпосылки для формирования подлинных интеграционных блоков.

Глава 2. Международная экономическая интеграция на примере НАФТА

2.1 Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА)

С 1 января 1994 г. на территории США, Канады и Мексики вступило в действие соглашение о создании Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА). Как показывает исторический опыт, торгово-экономические отношения "между тремя странами были и остаются основным фактором развития североамериканского хозяйственного комплекса.

Первой официальной акцией, направленной на активизацию интеграционных процессов в Северной Америке, стала реализация "плана Эббота", целью которого было стимулирование инвестиций США в ведущие отрасли канадской экономики. Этот план был принят в 1947 г. Позже в 1959 г. США и Канада заключили соглашение о совместном военном производстве, которое способствовало внедрению американских стандартов в канадское производство военной техники. Началом следующего этапа развития двусторонних отношений между США и Канадой послужило заключение в 1965 г. соглашения о либерализации торговли продукцией автомобилестроения, которое, в свою очередь, стимулировало интеграцию и многих других отраслей.

Линия на организацию торгово-политического объединения США с Канадой и Мексикой активно начала проводиться Вашингтоном с конца 70-х гг. Первоначально речь шла лишь об оформлении энергетического союза трех стран. Американский Конгресс принял директиву в адрес президента США в законе 1979 г. о торговых соглашениях изучить перспективы создания Североамериканской зоны свободной торговли. В 80-е годы президенты Р. Рейган и Дж. Буш не раз заявляли о своей поддержке долгосрочной цели обеспечения свободной торговли в Северной Америке.

В сентябре 1988 г. после нелегких трехлетних переговоров было подписано американско-канадское соглашение о свободной торговле (CUSFTA), согласно которому в течение 10 лет между США и Канадой должна была сформироваться зона свободной торговли.

Изменение политической и экономической ситуации в мире в конце 80-х годов, активизация интеграционных процессов в Европе и Азиатско-тихоокеанском регионе, растущая конкуренция со стороны Японии, социально-политические реформы в странах Латинской Америки снова подняли вопрос об экономической взаимозависимости США, Канады и Мексики, о необходимости "возврата" американского бизнеса в Западное полушарие и в конечном итоге о создании Североамериканской зоны свободной торговли, которая, по словам бывшего президента США Б. Клинтона, "станет основой для продвижения к объединению всей Латинской Америки - с населением 700 млн человек - в торговую единицу, которая принесет процветание всем народам, проживающим на американском

континенте". Необходимо отметить, что при подготовке договора Мексика,

Канада и США рассматривали значение, потенциал НАФТА с различных позиций.

Для США североамериканское соглашение призвано обеспечить приращение не только экономической, но и геополитической мощи Соединенных Штатов. Оно - составная часть стратегической политики США, направленной на достижение широкомасштабных целей: свободное движение американских товаров и услуг, свободный доступ для американских инвестиций, защита прав интеллектуальной собственности, рост конкурентоспособности, использование новых региональных сравнительных преимуществ за счет объединения высоких технологий и инвестиций США с дешевой рабочей силой Мексики и дешевыми изобильными природными ресурсами обеих стран-соседей. Бывший помощник по экономическим вопросам государственного секретаря США Роберт Золик так охарактеризовал важность североамериканской интеграции: "НАФТА - хорошая стратегическая возможность обеспечить, усилить и развивать континентальную базу в экономическом и политическом отношении, с тем чтобы укреплять экономическую мощь, лидерство и всемирное влияние Америки. НАФТА будет ключевым компонентом в разработке и заключении глобальных, региональных и двусторонних соглашений, служащих американским интересам". Уже тогда в 1992г. речь шла об "одном континенте и одной экономике".

Для Мексики НАФТА была необходима для успешного выполнения экономических реформ, модернизации экономики. В прошлом Мексика была страной, зависимой от экспорта нефти, сегодня она является чистым экспортером промышленных товаров, что обеспечивает устойчивый экономический рост. В ходе переговоров Мексика добивалась обеспечения надежного доступа на крупнейший в мире рынок (с перспективой вытеснения оттуда "азиатских тигров"), увеличения потока инвестиций, включая возврат мексиканских капиталовложений, а также снижения

уровня защиты рынка США. Участие Канады в переговорах предоставляло для Мексики возможность открытия нового экспортного рынка и источника ПЗИ. Кроме того, создание ЗСТ может обеспечить более надежный инвестиционный климат в Мексике, а значит, привлечет капиталы и из третьих стран.

Заинтересованность Канады в заключении НАФТА связана с возможностью не только сохранения преимуществ CUSFTA, но и модификации некоторых ее положений, а также обеспечения надежного доступа своих товаров на мексиканский рынок, а в будущем на быстрорастущие рынки латиноамериканских стран.

На новом "витке цивилизационной эволюции", на этапе заключения НАФТА США, Канада и Мексика признали необходимость укрепления взаимной дружбы и сотрудничества; содействия гармоничному развитию мировой торговли; создания расширенного и надежного рынка для своих товаров, услуг и капиталов; устранения препятствий в торговле; установления четких и взаимовыгодных правил ведения торговли с тем, чтобы обеспечить стабильное развитие экономики, способствовать инновационным процессам, повысить уровень жизни населения.

Таким образом, НАФТА - первое соглашение, подписанное между развивающейся страной и двумя высокоразвитыми странами. По своему экономическому потенциалу США занимают первое место в мире, на них приходится около 85 % ВВП и промышленного производства трех стран НАФТА. Канада занимает 6-7 место в мире, в то время как Мексика не входит и во вторую десятку развитых стран мира. В то же время асимметричность взаимозависимости, обусловленная слабым интеграционным взаимодействием Канады и Мексики и доминирующим положением США, сделали НАФТА непохожей на другие интеграционные группировки.

2.2 Предпосылки и особенности североамериканской интеграции

К целям НАФТА относятся:

· "снятие барьеров в торговле и содействие свободному движению товаров и услуг между странами;

· установление справедливых условий конкуренции в рамках ЗСТ;

· значительное увеличение возможностей для инвестирования в странах - членах соглашения;

· обеспечение необходимой и эффективной системы защиты прав интеллектуальной собственности в каждой из стран;

· эффективное выполнение и применение данного соглашения для урегулирования споров;

· установление рамок для будущего регионального многостороннего сотрудничества с целью расширения и усиления преимуществ данного соглашения".

НАФТА предусматривает программу по устранению тарифных барьеров, которая включает в себя четыре этапа. На первом этапе часть тарифных ограничений будет устранена немедленно с подписанием Соглашения; на втором - в течение 5 лет; на третьем - в течение 10 лет и на последнем долгосрочном этапе - в течение 15 лет.

На первом этапе США должны немедленно устранить 84 % тарифов на мексиканский экспорт, за исключением "нефтяного экспорта" и на 79 % канадского экспорта. В свою очередь, Мексика должна я ликвидировать 43 % тарифных ограничений на американские товары и 41 % - на канадские товары, из которых 80 % представляют основной капитал (машины и оборудование, электронные детали, транспортные средства) и химические товары.

На втором этапе США и Канада ликвидируют тарифы почти по 1200 видам товаров (включая продукцию автомобильной и текстильной промышленности), которые в 1991 г. составляли 80% мексиканского "нефтяного экспорта". Мексика, в свою очередь, должна устранить тарифные ограничения почти по 2500 видам товаров, доля которых в экспорте США И Канады составляет соответственно 18 и 19 %.

На третьем этапе США и Канада планировали снятие тарифных| ограничений на 12 и 7 % мексиканского "нефтяного экспорта", одновременно Мексика должна снять тарифы на 48 % американского и канадского экспорта.

В течение долгосрочного периода каждая из трех стран устранит | оставшийся 1 % тарифных ограничений на импорт особых "чувствительных" товаров (зерно, порошковое молоко, фасоль для Мексики; молочные продукты и птицу - для Канады; фрукты и овощи - для США).

С точки зрения мексиканского правительства, устранение тарифных ограничений во взаимной торговле по данной схеме будет способствовать созданию устойчивого предпринимательского климата для мексиканских производителей и принятию рациональных инвестиционных решений. Кроме того, у Мексики появится возможность модернизации экономики и ее адаптации к новым условиям хозяйствования.

Необходимо учитывать также необходимость устранения нетарифных ограничений, затрудняющих свободное движение товаров между странами. Согласно НАФТА "если иное не предусмотрено соглашением, ни одна страна не может применять ограничения на импорт любых товаров из другой страны или на экспорт любого товара в другую страну, за исключением случаев, предусмотренных статьей XI ГАТТ". Достижением НАФТА является устранение дискриминации в отношении мексиканских товаров при их импорте на рынок США и Канады. В свою очередь, отмена импортных лицензий в Мексике способствует увеличению объемов и повышению эффективности американского и канадского экспорта.

В рамках НАФТА установлены общие правила определения страны происхождения товара, согласно которым товар будет считаться произведенным в данном регионе, если он подвергся существенной переработке различными методами в одной из трех стран (в зависимости от метода доля североамериканского компонента в стоимости товара должна составлять не менее 50-60 %). Особые правила определения страны происхождения товара предусмотрено применять к продукции особых отраслей промышленности: производство компьютеров, автомобилей и украшений.

Одной из особенностей ЗСТ является то, что, несмотря на основную цель ее создания - полную либерализацию торговли между странами, она допускает некоторые исключения. В ходе переговоров стороны настаивали на исключении из НАФТА ряда отраслей: культуры - со стороны Канады, морских перевозок - со стороны США, нефтяной промышленности - со стороны Мексики. Для Мексики нефтяная отрасль является стратегической. Государство имеет исключительное право на инвестиции в данную отрасль и имеет значительное присутствие в ней в лице государственной компании REMEX. США стремились добиться разрешения на вложение капиталов по крайней мере в отельные сектора мексиканской нефтяной промышленности. Руководителям мексиканского государства все-таки удалось настоять на сохранении основной части ограничений на капиталовложения в нефтяную промышленность.

В качестве так называемых соглашений в рамках НАФТА рассматривались вопросы торговли услугами, движения инвестиций, права интеллектуальной собственности. Движение инвестиций. На протяжении многих лет дискуссии по вопросам инвестирования являлись источником разногласий между США, Канадой и Мексикой. Что касается США и Мексики, споры в связи с национализацией промышленности и экспроприацией иностранных инвестиций оставили своеобразное наследие в виде недоверия. Однако в результате урегулирования проблемы задолженности и существования потребности в новых фондах ограничения на иностранные инвестиции в Мексике стали рассматриваться как

препятствия для необходимого для экономики иностранного капитала.

Согласно НАФТА для инвесторов североамериканского региона в каждой из трех стран устанавливается недискриминационный режим в том, что касается создания предприятий, приобретения компаний, расширения и управления.

Одним из достижений НАФТА является снятие целого ряда ограничений и требований для иностранных инвесторов (которые имели место в Мексике): обязательный экспорт определенного количества товаров и услуг, обязательное использование отечественных товаров и услуг, обязательная передача технологий. Согласно НАФТА инвесторы из США, Канады и Мексики получают следующие права с целью более свободного ведения дел: право на репатриацию прибылей и капитала, право на получение справедливой компенсации в случае экспроприации, право на урегулирование споров между инвесторами и правительствами в арбитраже. Однако Мексика сохранит запрет на иностранные инвестиции в таких секторах, как энергетическая отрасль, железные дороги и др.

Включение в НАФТА раздела, посвященного торговле услугами, имеет огромное значение для стран-участниц, особенно для Мексики, так как начиная с 80-х годов услуги составляют более половины ВВП страны, а уровень занятости в данной сфере составляет соответственно 60 %. НАФТА охватывает все виды услуг, включая финансовые, исключением являются услуги авиационных и морских перевозок, бухгалтерского учета, архитектуры, наземных транспортных перевозок, консалтинга, инжиниринга, публикаций, коммерческого образования, рекламы, радиовещания, строительства, туризма, здравоохранения, юридических услуг. НАФТА не ослабляет требования по лицензированию и сертификации, но в соответствии с принципом недискриминации лицензирование таких видов услуг, как юридические услуги, медицинские и бухгалтерский учет, должно

соответствовать объективным критериям и создавать условия для конкуренции, однако не по национальному признаку. Правда, мексиканские и канадские специалисты не могут работать в США, если они не прошли те же процедуры лицензирования и сертификации, что и американские специалисты. Например, мексиканский архитектор может приехать в США согласно положению о временном пребывании специалистов, но он не сможет осуществлять трудовую деятельность, пока не пройдет сертификацию в США. В целях успешного выполнения соглашения была создана институциональная структура НАФТА, которая включает в себя комиссию по свободной торговле, секретариат, а также комитеты: по торговле товарами, торговле сельскохозяйственной продукцией, по санитарному и фитосанитарному контролю, по стандартам, малому бизнесу, финансовым услугам; торговле и конкуренции, рабочие группы: по правилам определения страны происхождения товара, по субсидированию сельского хозяйства; двусторонние рабочие группы Мексика - США, Канада - Мексика и т.д.

Центральным институтом НАФТА является Комиссия по свободной торговле на уровне министров торговли, которая "следит за выполнением соглашения и оказывает содействие разрешению споров, возникающих при его интерпретации". Она также контролирует деятельность 30 комитетов и рабочих групп. Заседания Комиссии проводятся ежегодно. Министры стран - участниц договорились о том, что содействие работе комиссии будет оказывать координирующий секретариат НАФТА (КСН). По мере расширения объемов торговли увеличивается количество споров и разногласий. НАФТА предусматривает меры по снижению вероятности

возникновения торговых споров между странами. Установленный в рамках НАФТА порядок разрешения споров состоит из трех этапов:

1) проводятся переговоры между сторонами с целью удовлетворительного разрешения споров;

2) если в течение первого раунда переговоров не удается прийти к соглашению, то дело переходит на рассмотрение Комиссии;

3) если Комиссия не сможет разрешить спор, то он переходит на рассмотрение специальной группы специалистов, которая состоит из пяти членов и гарантирует справедливое урегулирование споров.

Следует подчеркнуть, что в отличие от Европейского союза в НАФТА отсутствуют какие-либо наднациональные структуры и четкие формы регулирования интеграционного взаимодействия. В рамках НАФТА Канада, США и Мексика сохраняют свое внешнеторговое законодательство, и создание таможенного союза не предусмотрено, хотя, как мы видим, содержание договора существенно превосходит цели формирования зоны свободной торговли товарами.

2.3 Некоторые итоги либерализации торговли и инвестиций для стран - участниц североамериканской интеграции

Вокруг североамериканской интеграции идет много дискуссий и споров. Темой дискуссий является вопрос об ожидаемом экономическом эффекте, и особенно о том, как преимущества объединения будут распределяться между США, Канадой и Мексикой. Этой проблеме посвящены многие экономические исследования, которые основываются на математических моделях, с помощью которых определяется влияние НАФТА на производство, торговлю и занятость в отдельных секторах экономики каждой из трех стран после отмены тарифных и нетарифных ограничений.

Согласно многим исследованиям, в результате либерализации торговли США, Канада и Мексика смогут повысить благосостояние за счет выгодного

размещения ресурсов, снижения цен, снижения издержек по сделкам, улучшения условий окружающей среды, повышения активности капиталовложений и технического прогресса. В качестве статических эффектов первых трех лет функционирования НАФТА выделили общее повышение экономического благосостояния в каждой из стран: в США - 3,6 млрд долларов. в Мексике - 2,4 млрд долларов., в Канаде - 1,6 млрд долларов.

Важнейшее значение для всех стран имеет проведенное сокращение таможенных тарифов. В результате устранения части тарифов в 1998 г. по сравнению с 1992 г. (лад подписания Договора) увеличение торговых потоков между США, Канадой и Мексикой составило 190 %. В 1998 г. мексиканский экспорт в США; увеличился в 2,3 раза по сравнению с 1992 г., американский экспорт в Мексику за аналогичный период увеличился в 2 раза. Это свидетельствует о положительной роли НАФТА в увеличении объемов торговли практически во всех секторах экономики двух стран. Кроме того, в 1998 г. американский экспорт в Канаду вырос в 1,6 раза, канадский экспорт в США увеличился на 80 %; канадский экспорт в Мексику увеличился на 32,9 %, в то время как мексиканский экспорт в Канаду увеличился в 2,3 раза по сравнению с 1992 г. Наиболее быстрые темпы роста наблюдались в экспорте машин, оборудования и автомобильных запчастей из Мексики.

Вступление Мексики в североамериканский интеграционный блок обеспечило ей стабильный рост экспорта на рынки США. Положительное сальдо торгового баланса Мексики с США превысило в 1998г.14 млрд долл. США, тогда как остальные страны ЛКА зарегистрировали совокупный дефицит более 11 млрд долларов. Доля промышленных изделий в мексиканском экспорте превысила 90%. В 1999 г. благодаря поставкам на американский рынок мексиканский экспорт увеличился на 16,4 % и достиг 136,7 млрд долларов. США.

Другим положительным эффектом реализации НАФТА является высокий темп роста инвестиций.

Вместе с тем имеются и противоречивые, неоднозначные последствия в деятельности НАФТА. В апреле 1999 г. Комиссия договора о зоне свободной торговли в Северной Америке опубликовала данные о том, что США за 5 лет существования НАФТА за счет роста экспорта в страны-партнеры получили 12,8 млн новых рабочих мест, в то время как Мексика - 2,2 млн, а Канада - 1,3 млн. Многие аналитики считают, что в США и Канаде исчезают высокооплачиваемые рабочие места по мере увеличения объемов импорта из менее развитых индустриальных стран, одной из которых является Мексика.

У Мексики также есть причины для беспокойства: американские и канадские ТНК, проникая в страну, "сметают" отечественные малые и средние промышленные предприятия. Таким образом в рамках НАФТА было уничтожено 28000 мексиканских малых предприятий, которые не выдержали конкуренции со стороны крупных зарубежных компаний. В Мексике на грани разорения находятся 200 тыс. крестьянских хозяйств. Вскоре после вступления Мексики в НАФТА в стране разразился тяжелейший валютный кризис. В декабре 1994 г. обвал фондового рынка, падение курса мексиканского песо сопровождались "эффектом текилы" - бегством краткосрочных капиталов из этой страны, а также с других "нарождающихся рынков", стали первым серьезным вызовом для североамериканского интеграционного процесса. Более того, ряд специалистов небезосновательно отмечали, что хотя между вступлением Мексики в полосу социально-политических и экономических потрясений и началом функционирования НАФТА и нет прямой связи, тем не менее курс на форсированную подготовку экономики страны к интеграции с США и Канадой, проводимый правительством К. Салинаса в 1988-1993 гг., привел к столь острым формам проявления глубинных противоречий мексиканского общества. Соединенные Штаты вынуждены были реагировать на ситуацию мгновенно. В условиях, когда ни Федеральная резервная система, ни тем более Конгресс США не были в состоянии предпринять действенных мер по спасению американских

держателей мексиканских ценных бумаг, Вашингтон использовал весь свой вес в МВФ, чтобы тот предоставил чрезвычайный заем Мексике, причем в три раза больший, чем это обычно практиковалось фондом. В целом из различных источников Соединенные Штаты смогли мобилизовать 51 млрд долларов США для стабилизации финансово-экономического положения своего южного соседа.

Если не принимать во внимание тяжелейшие социальные последствия кризиса, в результате которого уровень жизни упал ниже показателя 1980 г., то в плане экономического роста и динамики внешней торговли Мексика в 1995 г. восстановилась относительно быстро. Достаточно сказать, что если во время кризиса 1982-1983 гг. экспорт США в эту страну упал на 50 %, то в 1995 г. - всего лишь на 2 %. НАФТА действительно оказалась тем "зонтиком", на который рассчитывали правящие круги Мексики, приступая к переговорам по созданию североамериканской зоны свободной торговли.

НАФТА не только смогла выстоять в период мексиканского кризиса, но и в дальнейшем показала свою жизнеспособность.

По оценкам большинства специалистов, североамериканский интеграционный процесс к концу 90-х годов обрел необратимый характер. Об этом свидетельствовали не только такие показатели, как динамика внешней торговли и движение капиталов и услуг. И в США, и в Канаде, и в Мексике ни одна из политических партий, крупных предпринимательских организаций уже не выступала против НАФТА. Даже принимая во внимание ряд противоречивых последствий НАФТА для стран-участниц, общий ее потенциал и значение трудно переоценить. Следует учесть, что в США НАФТА рассматривается как структура, выходящая по своему значению за рамки свободной торговли между тремя странами-участницами, она является краеугольным камнем для более широкой интеграции стран Западного полушария. В политическом плане предполагается создание "сообщества демократий Западного полушария". В торгово-экономическом плане в Вашингтоне рассчитывают на то, что НАФТА станет ядром интеграционного объединения, охватывающего весь американский континент. В тексте договора (НАФТА) предусмотрены перспективы и некоторые механизмы расширения североамериканской зоны свободной торговли.

Заключение

На основе проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

1. Международная экономическая интеграция - это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями.

2. Классические формы международной экономической интеграции: зоны свободной торговли, когда отменяются ограничения между странами - участницами интеграционного объединения и прежде всего, снижаются или отменяются вообще таможенные пошлины; таможенный союз, когда наряду с отменой внешнеторговых ограничений устанавливается единый таможенный тариф и проводится единая внешнеторговая политика в отношении третьих стран; общий рынок, знаменующийся подписанием договора, охватывающего "четыре свободы" пересечения государственных границ - для товаров, услуг, капитала и людей; экономический союз, когда договоры о зоне свободной торговли, таможенном союзе и общем рынке дополняются соглашениями о проведении общей экономической и валютной политики; высшая ступень региональной интеграции - политический союз, который предполагает превращение единого рыночного пространства в целостное экономическое и политическое образование

3. НАФТА - первое соглашение, подписанное между развивающейся страной и двумя высокоразвитыми странами.

4. Следует подчеркнуть, что в НАФТА отсутствуют какие-либо наднациональные структуры и четкие формы регулирования интеграционного взаимодействия. В рамках НАФТА Канада, США и Мексика сохраняют свое внешнеторговое законодательство, и создание таможенного союза не предусмотрено, хотя, содержание договора существенно превосходит цели формирования зоны свободной торговли товарами. Возможно, именно НАФТА и МЕРКОСУН положат начало всеамериканской зоне свободной торговле.

Список использованной литературы

1. Интеграция в Западном полушарии / Отв. ред. А.Н. Глинкин. - М.: ИЛА РАН. 2000. - 80 с.

2. Международные экономические отношения/ Е.Ф. Авдокушин. - М.: Юристъ, 2001. - 368 с.

3. Международные экономические отношения: Учебник для Вузов / К.А. Семенов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 454с.

4. Международные экономические отношения: Учебник для Вузов / Е.Ф. Жуков, Т.И. Капаева. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2000. - 398с.

5. Международная интеграция / В.Л. Хейфец, А.А. Овденко. - Спб.: ГУАП, 2003. - 68с.

6. Международные экономические отношения - ИНТЕГРАЦИЯ (учебное пособие) Ю.А. Щербанин, К.Л. Рожков, В.Е. Рыбалкин. - М.: ЮНИТИ, 1997. - 257с.

7. Международная экономика / А.Н. Киреев - М.: Международная экономика, 1999. - 34с.

8. Мировая экономика/ А.Г. Мовсесян, С.Б. Огнивцев. - М.: Финансы и статистика, 2001.

9. Мировая экономика / В.М. Кудров. - М.: Бек, 2002. - 112с.

10. Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А.С. Булатова. - М.: Экономистъ, 2005. - 734с.

11. Мировая экономика / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 78с.

12. Мировая экономика: учебное пособие/ М.В. Пашковская, Ю.П. Господарик. - М.: Маркет ДС, 2010. - 416с.

13. Модели современных интеграционных процессов/ Н.Е. Овчаренко. - М.: Проспект, 2003. - 451 с.

14. Экономика/ Г.П. Журавлева. - М.: Юристъ, 2004. - 254с.

Развод