Краткая биография Коко Шанель - CocoChanel. Биография коко шанель

Мисс Коко Шанель

Это имя знакомо даже тем людям, интересы которых далеко ушли от мира моды. Оно знакомо и детям, и людям преклонного возраста, и бедным, и богатым. Это великое имя ассоциируется с настоящей иконой стиля, роскошью, революцией в мире модной женской одежды. Мадемуазель Коко Шанель жила в прошлом столетии и перевернула с ног на голову все женские представления о действительно стильном и элегантном образе. Главным девизом одежды от Шанель всегда был: «Роскошь должна быть удобной!». Этот девиз жив до сих пор, и является главной заповедью создания сегодняшних коллекций.

Как уже было упомянуто выше, Коко Шанель (родилась в 1883 — умерла в 1971 году) стала настоящей Кларой Цеткин, которая полностью изменила женское восприятие того времени. Только не касательно многочисленных социальных прав, она вела свою революцию с громоздкими и безвкусно вычурными нарядами, неудобными корсетами и ужасными громоздкими шляпами.

Краткая история успеха

Появилась на свет Габриель Бонёр Шанель девятнадцатого августа в небольшом французском городке Сомюре в крайне бедном семействе. Ее родители были настолько бедны, что мать не была в состоянии прокормить своего ребенка, а потому Габриель оказалась в детском приюте. Время шло, и девочке исполнилось 12 лет. В этом возрасте она потеряла мать, а оставшийся в живых отец отдает ее в католический монастырь. Несколько позже она продолжила свои долгие скитания в интернате.

Именно из-за этой однотонной и скучной униформы ненавистного интерната у девочки родилась мечта. Мечта, которая сделала ее матерью сегодняшней моды. А мечта заключалась в моделировании и пошиве уникальной, ни на что не похожей, модной одежды для женщин.

Когда девочка стала девушкой, ей пришлось самостоятельно зарабатывать себе на жизнь в качестве певицы в кабаре. Здесь ей не удалось добиться особого успеха, но зато посчастливилось познакомиться с несколькими влиятельными мужчинами, которые оказали на ее дальнейшую жизнь немалое влияние.

Один из таких поклонников, с которым она познакомилась, подарил девушке ее первый магазин, в котором Шанель шила и продавала свои собственные шляпки. Именно благодаря ему она стала так быстро известна в мире моды. Могла ли она об этом даже подумать, когда устраивалась на работу певицей или она была твердо уверена в своем успехе? Сложно ответить на этот вопрос, но уже в пятидесятых годах двадцатого века все модницы Парижа знали и уважали имя мадемуазель Шанель.

Любовники Коко

Эта женщина была чертовски талантлива и умна, но все равно мужчины оказали огромное влияние на ее творчество. Она так и не вышла замуж, но главные жемчужины ее коллекций были посвящены именно им.

Рывком в мир европейской интеллигенции стало знакомство с Сергеем Дягилевым, который познакомил ее с богатыми русскими эмигрантами и великими художественными деятелями. Среди них: Игорь Стравинский, Жан Кокто, Пабло Пикассо, русский князь Дмитрий Романов. Именно с ним у нее завязался очень бурный роман, полный страсти и любви, благодаря которому в мир вышел знаменитый аромат Коко Шанель.

На этом список почитателей не заканчивается! У нее было множество других поклонников, среди которых стоит отметить одного из влиятельнейших и богатейших людей Англии герцога Вестминстерского, поэта Пьера Реверди, Поля Иребарнегаре. Последней любовью Шанель стал немецкий дипломат и барон Ганс Гюнтер фон Динклаге, который был младше своей избранницы на целых 13 лет!

Стиль Шанель

Что касается ее французского дома моды, то время ни коим образом не властно над ним даже спустя столько лет после смерти своей основательницы. Классическая одежда по-прежнему главная прерогатива бренда, но только сегодня на подиуме манекенщицы щеголяют уже в несколько обновленных красках и фасонах. Здесь по-прежнему можно увидеть и знаменитые маленькие черные платья Chanel, и элегантные модные блузки, и консервативные костюмы из твида.

Что касается брюк, то, несмотря на то, что именно Коко ввела на них женскую моду, сама она редко надевала их, считая, что этот атрибут гардероба на мужчинах смотрится гораздо лучше и уместнее.

Многие предметы одежды, разработанные под ее именем, до сих пор считаются модными, удобными и элегантными. Просматривая коллекции этого мастера, можно смело утверждать, что это вечная классика, которая не только не стареет с годами, но и обогащается.

Лучшие - образцы мудрости и остроумия.

  • Fashion is not something that exists in dresses only. Fashion is in the sky, in the street, fashion has to do with ideas, the way we live, what is happening.
    Мода существует не только в платьях. Она существует в небе, на улице. Мода связана с идеями, образом жизни, происходящими событиями.
  • A girl should be two things: classy and fabulous.
    Девушке нужны два качества: она должна быть стильной и потрясающей (фантастической).
  • I don’t care what you think about me. I don’t think about you at all.
    Мне всё равно, что вы думаете обо мне. Я о вас не думаю вообще.
  • There is no time for cut-and-dried monotony. There is time for work. And time for love. That leaves no other time.
    Для сухой монотонности просто нет времени. Есть время для работы - и есть время для любви. Ни на что другое времени нет.
  • I wanted to give a woman comfortable clothes that would flow with her body. A woman is closest to being naked when she is well-dressed.
    Я хотела дать женщине удобную одежду, облегающую её тело. Женщина ближе всего к обнажённости, когда она хорошо одета.
  • Fashion is architecture: It is a matter of proportions.
    Мода - это архитектура: она вся зависит от пропорций.
  • There are people who have money and people who are rich.
    Есть люди, которые имеют деньги, а есть люди, которые богаты.
  • Luxury must be comfortable, otherwise it is not luxury.
    Роскошь должна быть удобной, иначе это не роскошь.
  • Fashion has become a joke. The designers have forgotten that there are women inside the dresses. Most women dress for men and want to be admired. But the y must also be able to move, to get into a car without bursting their seams! Clothes must have a natural shape.
    Мода превратилась в шутку. Модельеры забыли, что внутри платьев находятся женщины. Большинство женщин одеваются для мужчин и хотят их восхищать. Но ведь ещё надо двигаться, надо сесть в машину так, чтобы не лопнули швы! Одежда должна иметь естественные формы.
  • Fashion is always of the time in which you live. It is not something standing alone. But the grand problem, the most important problem, is to rejuvenate women. To make women look young. Then their outlook changes. They feel more joyous.
    Мода всегда соответствует тому времени, в котором вы живете. Она неотделима от него. Но самая большая проблема, самая важная проблема - это омолодить женщин. Сделать так, чтобы женщины выглядели молодо. Тогда их мировоззрение меняется. Они чувствуют себя более счастливыми.
  • Don"t spend time beating on a wall, hoping to transform it into a door.
    Не тратьте время на то, чтобы стучаться об стену, надеясь превратить её в дверь.
  • Success is often achieved by those who don"t know that failure is inevitable.
    Успех часто приходит к тем, кто не знает о том, что неудача неизбежна.
  • Great loves too must be endured.
    Всякую большую любовь тоже надо уметь вынести (пережить).
  • Since everything is in our heads, we had better not lose them.
    Так как всё находится у нас в головах, то нам лучше не терять их.
  • In order to be irreplaceable one must always be different.
    Чтобы быть незаменимой, надо всегда быть разной.
  • Elegance is not the prerogative of those who have just escaped from adolescence, but of those who have already taken possession of their future.
    Элегантность не является прерогативой тех, кто только что выскочил из подросткового возраста, но тех, кто уже завладел своим будущим.
  • A woman who doesn’t wear perfume has no future.
    Женщина, которая не пользуется духами (парфюмом), не имеет будущего.
  • Fashion fades, only style remains the same.
    Мода проходит, стиль остаётся.

Коко Шанель

Примечание: интересные и остроумные высказывания известных (и не только) людей можно найти в материале "

For almost six decades. Her elegantly casual designs inspired women of fashion to abandon the complicated, uncomfortable clothes-such as and -that were prevalent in 19th-century . Among her now-classic innovations were the Chanel suit, the quilted purse, costume , and the “little black dress.”

When was Coco Chanel born, and when did she die?

Coco Chanel was born on August 19, 1883, in Saumur, France, and she died on January 10, 1971, in Paris, at the age of 87.

What is Coco Chanel known for?

Coco Chanel was a fashion designer known for such now-classic innovations as the woman’s suit, the quilted purse, costume jewelry, and the “little black dress.” She also introduced the phenomenally successful perfume Chanel No. 5.

How did Coco Chanel become famous?

Coco Chanel was a seamstress who became associated with several wealthy men, one of whom, Arthur (“Boy”) Capel, provided her with financial assistance to open a millinery shop in Paris in 1910. Chanel’s minimalist designs were immediately successful, and within 10 years she was the head of a thriving Parisian couturier.

What was Coco Chanel’s family like?

Coco Chanel was born into an impoverished family. Her father abandoned her and her two sisters to an orphanage and her two brothers to a local family after their mother died. Chanel never married and had no known children, but she looked after her elder sister’s son, André Palasse, following her sister’s suicide.

Chanel was born into poverty in the French countryside; her mother died, and her father abandoned her to an orphanage. After a brief stint as a shopgirl, Chanel worked for a few years as a café singer. She later became associated with a series of wealthy men and in 1913, with financial assistance from one of them, Arthur (“Boy”) Capel, opened a tiny millinery shop in , where she also sold simple sportswear, such as jersey sweaters. Within five years her original use of jersey fabric to create a “poor girl” look had attracted the attention of influential wealthy women seeking relief from the prevalent corseted styles. Faithful to her maxim that “luxury must be comfortable, otherwise it is not luxury,” Chanel’s designs stressed simplicity and comfort and revolutionized the . By the late 1920s the Chanel industries were reportedly worth millions and employed more than 2,000 people, not only in her couture house but also in a laboratory, a textile mill, and a jewelry workshop.

The financial basis of this empire was Chanel No. 5, the phenomenally successful perfume she introduced in 1921 with the help of Ernst Beaux, one of the most-talented perfume creators in France. It has been said that the perfume got its name from the series of scents that Beaux created for Chanel to sample-she chose the fifth, a combination of and several other floral scents that was more complex and mysterious than the single-scented perfumes then on the market. That Chanel was the first major fashion designer to introduce a perfume and that she replaced the typical perfume packaging with a simple and sleek bottle also added to the scent’s success. She partnered with businessmen Théophile Bader of the Galeries Lafayette and Pierre Wertheimer of the Bourjois cosmetics company, who both agreed to help her produce more of her fragrance and to market it in exchange for a share of the profits. After signing a contract wherein she received only 10 percent of the royalties, Chanel enacted a series of lawsuits in the ensuing decades to regain control of her signature fragrance. Although she was never able to renegotiate the terms of her contract to increase her royalties, Chanel nonetheless made a considerable profit from the perfume.

Chanel closed her couture house in 1939 with the outbreak of . Her associations with a German diplomat during the occupation tainted her reputation, and she did not return to fashion until 1954. That year she introduced her highly copied suit design: a collarless, braid-trimmed cardigan jacket with a graceful skirt. She also introduced bell-bottomed pants and other innovations while always retaining a clean classic look.

After her death in 1971, Chanel’s couture house was led by a series of different designers. This situation stabilized in 1983 when became chief designer. Chanel’s shrewd understanding of women’s fashion needs, her enterprising ambition, and the romantic aspects of her life-her rise from rags to riches and her sensational love affairs-continued to inspire numerous biographical books, films, and plays, including the 1970 Broadway musical Coco starring

Коко Шанель (наст. имя Габриэль Шанель) – икона стиля, одна из самых известных модельеров мира, основатель бренда одежды и духов Chanel. Стиль, созданный Шанель, олицетворяет собой целую эпоху, а в ней – элегантность, минимализм в использовании аксессуаров и удобство. Шанель была неординарным и сложным человеком в жизни – она по большей части презирала людей и была готова идти по головам ради своего успеха и выгоды.

Детство и семья

Будущая знаменитость Габриэль Шанель родилась в 1883 году (хотя сама утверждала, что появилась на свет 10 лет позже) в бедной семье рыночного торговца и дочки сельского плотника. Когда Габриэль родилась, ее родители не были женаты, это была их вторая дочь. Регистрировали девочку в приюте, а имя ей дали в честь медсестры Габриэль, которая помогла малютке появиться на свет.


Мамы Габриэль, Жанны Деволь, не стало, когда девочке было всего одиннадцать лет. Буквально через неделю ее с сестрой и двумя братьями бросил отец – до своего совершеннолетия Габриэль пришлось жить в приюте при монастыре.


Казалось бы, совсем не располагающая успеху предыстория – однако опыт, приобретенный Шанель в сиротском доме, и определил ее дальнейшую жизнь. Дело в том, что именно монахини научили девушку шить, так что, покинув заведение, Габриэль смогла устроиться продавщицей в магазин белья «Au Sans Pareil».

Первые шаги к успеху

Помимо увлечения дизайном одежды, Габриэль любила петь и даже выступала в кабаре. Именно тогда она получила прозвище Коко, потому что ее любимыми песнями были «Ko Ko Ri Ko» и «Qui qua vu Coco». В одном из таких кабаре девушка познакомилась с богатым офицером в отставке, Этьеном Бальзаном, который вскоре предложил ей переехать к нему в настоящий замок в Париже. Шанель согласилась, однако зависеть от кого-то было не в ее стиле.


Вскоре, вспомнив уроки шитья в приюте, она поняла, что хочет стать модисткой (мастерицей по изготовлению женских шляп, платьев и белья), и с помощью молодого английского предпринимателя Артура Кэйпела в 1910 году смогла открыть свой собственный шляпный магазин в Париже – он до сих пор находится напротив отеля «Ритц» на улице Камбон, 31.

Начало дизайнерской карьеры

Когда Коко Шанель открыла собственный бизнес и смогла дать волю своему вкусу и способностям, уже ничто не могло ее остановить – ни отсутствие опыта, ни даже Первая Мировая война. Она работала и как предприниматель, и как дизайнер, воплощая в жизнь все свои идеи по созданию элегантности – ввела в моду женские брюки, то самое маленькое черное платье. Созданный ей стиль позднее назвали «простая роскошь» – для того, чтобы одеваться в стиле Шанель, нужен в первую очередь вкус, а не огромные деньги.


Но у клиенток Габриэль деньги водились, и они с радостью покупали шляпки и одежду у оригинальной модистки. Очень скоро бизнес Коко стал феноменом, которого не было до этого в истории моды. Сама Шанель стала первой портной, которая вошла в высшее общество, а не была прислугой у богатых заказчиков. Ее друзьями становились композиторы, балетмейстеры, художники, режиссеры, предприниматели. Девушка изменила общественное мнение о труде дизайнера, став притягательной личностью международного масштаба.

«Я вошла в сливки общества не потому, что создавала одежду. А наоборот. Я ведь создавала одежду, потому что находилась в обществе, где стала первой женщиной, которая жила полной жизнью моего века», – комментировала свою славу Коко Шанель.

Коко Шанель уделяли внимание высокопоставленные аристократы. К примеру, женщина входила в круг общения Великого российского князя Дмитрия и английского герцога Вестминстерского. Ее руки пытались добиться многие успешные мужчины, однако ее по-настоящему волновало только свое дело. На предложение герцога Вестминстерского Коко ответила, что герцогинь Вестминстерских может быть много, а вот Шанель такая одна.


В возрасте пятидесяти лет Коко Шанель оказалась на вершине своей славы и красоты. Она одевалась с чувством абсолютной свободы и купалась в славе. Именно в это время ей восхищались больше всего. Годы пятидесятилетия стали самыми золотыми в биографии некогда бедной девочки Габриэль.

И если в Первую Мировую войну дизайнер сумела остаться на плаву, то после объявления Второй Мировой войны в 1939 году Шанель пришлось закрыть все свои салоны – в такое время моде не было места. Несмотря на оккупацию Парижа, Коко осталась на это время во французской столице и даже сумела вызволить из плена своего племянника.


В сентябре 1944 года по инициативе Комитета по Общественной морали женщину арестовали из-за слухов о ее связи с немецким офицером Гансом Гюнтером фон Дюнклегом. Вскоре ее освободили по просьбе Черчилля с условием того, что она покинет Францию. Шанель уехала в Швейцарию и прожила там почти десять лет. По версии исследователя Хэла Вогана, Шанель не только была любовницей пособника нацизма, но и поставляла информацию немецкому правительству.

Интервью Коко Шанель французскому телевидению (1969)

Личная жизнь Коко Шанель

Жизнь знаменитого дизайнера одежды пестрила романами, но ни один из них не перерос в супружество – кажется, Шанель в этом и не нуждалась. Ей приписывали романы с русским композитором-эмигрантом Игорем Стравинским, герцогом Вестминстерским и даже нацистским офицером Гансом фон Динклаге. Согласно некоторым источникам, Шанель была бисексуальна.


Мода на загар появилась как раз во времена Коко Шанель. Произошло это случайно – в 1923 году Габриэль загорела во время круиза и появилась в таком виде в Каннах. Общество, на тот момент внимательно относившееся к внешнему виду женщины, сразу последовало примеру Шанель.


Знаменитые духи «Chanel № 5» появились в 1921 году. Их автором является русский парфюмер-эмигрант Эрнест Бо. Уникальность этих духов состоит в том, что до Шанель у женских духов не было сложных запахов. Коко выступила новатором и предложила женщинам первый синтезированный парфюм.


Коко Шанель сделала популярными маленькие черные платья, которые позволялось носить в течение всего дня, дополняя разными аксессуарами. Так она доказала, что некогда считавшийся траурным, черный цвет может быть элегантным и прекрасно дополнит вечерний образ.


К заслугам Коко Шанель относится и создание уникальных сумочек. «Я устала носить ридикюли в руках, к тому же я их вечно теряю», – сказала Габриэль в 1954 году. А через год представила небольшую прямоугольную сумочку на длинной цепочке. В итоге женщины смогли носить сумку, удобно повесив на плечо.

Коко Шанель - история успеха и биография

Коко Шанель (фр. Coco Chanel).


Коко Шанель - её настоящее имя - Габриэ́ль Бонёр Шане́ль (фр. Gabrielle Bonheur Chanel).
Шанель родилась 19 августа 1883года. Кажется нет необходимости говорить о том, что Шанель была французским модельером, вдохновение и модернизм которой сделали её одной из самой известной в истории моды XX столетия - об этом знают все.

А началось всё в маленьком городке Сомюре, где оказались родители Шанель - Альбер Шанель и Жанна Деволь. Отец Коко был бродячим торговцем и не сидел на одном месте. Какое-то время родители не состояли в законном браке - ему нужна была подруга, но не жена. Не такого мнения была Жанна, она любила Альбера, и на столько сильна была её любовь, что, скорее всего, это уже была не просто любовь, а болезнь. Она не могла расстаться с Альбером, чего бы это ей не стоило. Жанне приходилось зарабатывать на содержание всё прибывающих членов семейства тяжёлым трудом: работа на кухне, груды белья. Ей приходилось бороться, чтобы получить место на кухне, место гладильщицы или служанки. Здоровье её таяло, но она готова была всё снести, лишь бы быть рядом с мужем. Жанна умерла, когда Габриэль было всего шесть лет. А потом её с братьями и сёстрами оставил и отец. С этого момента Габриэль была на попечении, то родственников, то в приюте, в который её отдали, когда ей было 12 лет. В 18 лет Коко с помощью благотворительной организации оказалась в интернате для детей из знатных семейств. А затем устроилась продавцом в магазин тканей в городе Мулен. Она мечтала стать певицей и в свободное время в кафе «Ротонда» исполняла песенки «Тот, кто видел Коко» и «Ко-Ко-Ри-Ко». Вот тогда и прозвали её Коко.

Вскоре Шанель познакомилась с богатым наследником Этьеном Бальзаном. У него было поместье недалеко от Парижа, где он разводил лошадей. На его предложение стать любовницей она ответила согласием - ей давно хотелось переехать в Париж и, к тому же, Габриэль знала, что за всё в жизни надо платить. Именно здесь она стала превосходной наездницей и начала делать свои восхитительные шляпки, которые всех покоряли своей новизной и шармом. И именно здесь она поняла, как женщины преклоняются перед мужчинами, стараясь понравиться, и проигрывают сражение.

Для себя Коко решила, что из любого сражения, она выйдет победителем. В детстве ей не хватало любви, её окружало равнодушие - всё это наложило отпечаток. И Габриэль научилась бороться и побеждать, а самое главное, она научилась шить. И что бы она ни делала - шляпку или одежду, которая сидела на ней так хорошо, что об этом можно было не думать - всё привлекало внимание окружающих. И тогда Шанель поняла, что в ней есть то, которым следует воспользоваться, то есть дар творческой мысли, а главное, умение выживать.

Бальзана сменил Артур Кейпел, богатый наследник угольных шахт, превосходный бизнесмен, который погиб в 1919 году в автомобильной катастрофе. Он помог стать ей деловой женщиной. В 1910 году она открыла свой первый магазин в Париже, продавая женские шляпки, через год открылся её дом моды на улице Рю- Камбон, где находится и сейчас.

Простота и роскошь были в творениях Шанель. Она сумела изъять корсет из сознания женщин, воспользовалась мужской элегантностью, чтобы создать в гардеробе женщин такие свободные и необходимые вещи, как рубашки мужского покроя, галстуки, брюки для верховой езды, пиджаки, в которых были суровость и в то же время шарм, превосходство и покорность. В 1918 году Шанель расширила свое предприятие. Она вызвала восторг вечерним платьем из черного кружева и тюля, расшитого бисером, ансамблем платье-пальто из бежевого джерси. Всё это казалось простым, но в то же время роскошным - настоящим чудом портновского искусства

«Мода - это нечто, что существует не только в одежде. Мода витает в воздухе. Она связана с нашими мыслями и нашим образом жизни, с тем, что происходит вокруг нас».

Ее лучшие творения: маленькое черное платье, которое, в 1926 году американский журнал Vogue приравнял к популярности автомобиля «Ford» и назвал его «фордом» моды, каскады жемчуга на простой бечевке, двухцветные туфли, туфли-лодочки, приталенный жакет, камелия из белого шелка, которые стали символами её марки. Её украшения имели потрясающий эффект, в которых сочеталась роскошь изумрудов или жемчуга с превосходной собственной бижутерией. Сочетание драгоценных камней с искусственными являлось смелой находкой, которую она использовала как роскошные украшения.

Её броши из разноцветного стекла и через плечо произвели потрясающий эффект, их в дальнейшем стали производить различные модные фирмы по всему свету. Они и сейчас считаются классикой, а модницы готовы за них отдавать приличные суммы.
Её маленькое чёрное платье можно было носить и днём и вечером, добавив нить жемчуга или другие аксессуары.

Идеи, которые она создала в начале ХХ - го века, остались вечными потому, что элегантность не поддаётся влиянию времени. Девизом облика её моделей были простота и подвижность. Многие свои открытия Шанель сделала, подглядев тот или иной образ или какой-то элемент, среди народной одежды. Например, русский стиль с вышивкой и меховой отделкой, геометрические узоры, прорезиненные плащи, модель которых она увидела, разглядев её в одежде своего шофёра. Она первая использовала в женском гардеробе трикотаж.

Шанель была в дружеских отношениях со многими людьми искусства: Пикассо, Дягилевым, Стравинским, Сальвадором Дали, Жаном Кокто и не оставалась в стороне от авангардного направления. Но она никогда не меняла своих принципов. Для неё шляпка в форме телефона или юбка, в которой можно было не идти, а только семенить, были неприемлемыми. Поэтому то, что впоследствии было названо «обликом Шанель», означало бескомпромиссный взгляд на моду, где присутствует во всём мера и удобство и никаких крайностей. «Нужно всегда убирать, удалять всё лишнее. Не надо ничего прибавлять…Нет иной красоты, кроме свободы тела…». Став модельером, она испытывала удовлетворение и считала, что одержала победу тогда, когда её идеи подхватывала улица, и её модели были на простом народе. Её принципы были создавать простые, строгие модели с четкими линиями, модели, которые подчеркивают достоинства и скрывают недостатки

Шанель оказывала материальную поддержку многим деятелям искусства. Например, она финансировала некоторые постановки Русского балета, много лет поддерживала композитора Игоря Стравинского, помогала оплатить расходы за лечение Жана Кокто.
В той ловкости, с которой она умела придать шик любому изделию, чувствовался не только вкус, но прежде всего умение «сделать нечто из ничего».

Её клиентки учились нравиться, идя наперекор существующей моде. У Габриэль не было недостатка в идеях, да и продавать она умела, как в своё время и отец и дед. Габриэль унаследовала семейные качества - она была вынослива в работе. Работать и добиваться успеха… Шанель не рисовала свои модели, она создавала их с помощью ножниц и булавок, прямо на манекенщицах. Ей было достаточно нескольких движений рук, чтобы из бесформенной материи возникла роскошь. Иногда идеи приходили ей во сне, она просыпалась и начинала работать.

Она трудилась по 12-14 часов в сутки и того же требовала от своих коллег. Не всем было дано вынести такой труд. Шанель обладала сочетанием аристократизма и, в то же время, жёсткой деловой хваткой. Когда она ставила перед собой цель, то всегда добивалась её. По приблизительным оценкам в 20 - 30- е годы её модельный бизнес давал $200-300 тыс. в год.

Шанель была великим художником. Она хотела создавать не только новые силуэты, но и внести новые ощущения жизни. Многие годы спустя это назовут «стилем жизни».
Коко Шанель одну из представителей высокой моды журнал «Тайм» внёс в список ста самых влиятельных людей XX века.
Своё сороколетие она ознаменовало выпуском совершенно новых духов, в которых не присутствует запах одного какого- то цветка. Содействие в этом ей оказали Великий Князь Дмитрий и русский парфюмер-эмигрант Эрнест Бо.

Началась Вторая мировая война. В 1940 году ей пришлось обратиться к немецкому дипломату, чтобы выручить своего племянника, попавшего в плен. С дипломатом она была давно уже знакома. И когда он ей помог, её привязанность к нему ещё более возросла. В конце войны обстоятельства складываются так, что Шанель приходится покинуть Францию почти на долгие восемь лет. Её обвинили не только в любовной связи с немецким бароном, но и в контактах с начальником управления внешней разведки Германии Шелленбергом, помощником командующего "СС" Генриха Гиммлера.

Ей грозил арест. За Шанель вступился сам Уинстон Черчилль, который как-то о ней записал в своём дневнике: «Приехала знаменитая Коко, и я восхищался ею. Это одна из самых умных и очаровательных, самая сильная женщина, с которой мне когда-либо приходилось иметь дело».
Шанель закрыла все свои бутики и уехала в Швейцарию.

Оттуда она следила за изменениями, происходившими в модном мире. Появились новые кутюрье, такие как , Юбер де Живанши и другие. Шанель было 71 год, когда она снова вернулась в Париж и предложила свою коллекцию. Но показ её моделей происходил в полном молчании публики. Шанель хотела всем доказать, что мода изменяется, а стиль остаётся, но пресса говорила о том, что она не предложила ничего нового. Но не всем дано понять, что элегантность вечна. Шанель усовершенствовала свои модели, и через год почти все модницы сочли за честь одеваться у Шанель. Знаменитый костюм Шанель стал бессмертным, в нём чувствуешь себя уютно и свободно, и это ещё благодаря правильно подобранной ткани- лёгкому твиду. Костюм гарантирует надёжность во всех ситуациях.

Сумочки Шанель, обувь и бижутерия стали классическими. В 60-е годы она сотрудничала с голливудскими студиями. Мода Шанель не устареет, потому что в ней заложена философская концепция Шанель: «Чтобы великолепно выглядеть, необязательно быть молодой и красивой».
Шанель покинула наш мир 10 января 1971 года, в воскресенье, в возрасте 88 лет, в номере отеля «Ритц» в Париже. «Тime Magazinе» оценила ее ежегодный доход в 160 миллионов долларов.
При этом она никогда не превозносила богатство и не восхваляла деньги. Шанель нашла среди видных деятелей искусства тех друзей, которыми гордилась. Хотя её жизнь была полностью подчинена работе - созданию одежды, самым главным для неё оставалась любовь. Поражает в ней не только успех, которого она достигла, не только её популярность, но и то, что она сумела остаться загадочной. Непостижимая Шанель…

Как и Шанель, бессмертен ее знак: две перекрещивающиеся буквы С - Coco Chanel и белая камелия на черном сатиновом банте.

с 1983 года руководит домом моды Шанель и является его главным дизайнером Карл Лагерфельд.

Шанель была ценительницей прекрасного, умела создавать красивые вещи и благодаря этому ее квартира в Париже выглядит как настоящий музей. Кроме красивых зеркал в квартире много книг, наверное иначе и не могло быть, ведь Шанель была очень мудрой женщиной, которая оставила после себя не только сумочки и духи, но и много афоризмов.

Цитаты Коко Шанель

Есть люди, у которых есть деньги, и есть богатые люди.

Глупые женщины стараются поразить мужчин, одеваясь эксцентрично. А мужчин
это пугает, они терпеть не могут эксцентричности. Им нравится, когда
оглядываются на их женщин, потому что они красивы.

Женщины могут выглядеть смешными. Разумеется, я говорю о немногих
женщинах. Смешной же мужчина - конченый человек, если он не гений.

Где следует душиться? Там где вы хотите, чтобы вас поцеловали.

Слабым людям свойственно хвастаться преимуществами, которые способен дать
им только случай.

В двадцать лет мы выглядим так, как были задуманы природой; в тридцать -
как нам бы того хотелось самим; но к пятидесяти годам мы получаем то
лицо, которое заслужили.

Истинная щедрость состоит в том, чтобы не замечать неблагодарности.

За любовь платишь в рассрочку, и большей частью, увы, когда любовь уже кончилась.

Мода, как и архитектура, - вопрос пропорций.

Каждая женщина имеет тот возраст, какого заслуживает.

Чтобы быть незаменимой, нужно все время меняться.

Хорошо выкроенное платье идет любой женщине. Точка!

Не выходите замуж за мужчин с для мелочи.

Я оцениваю людей по их манере истрачивать деньги. Деньги - не самоцель, а того, что человек не ошибся.

Прекрасное остается, красивое проходит.

Чтобы оставаться незаменимой, не надо походить на других.

Самое лучшее в любви — это заниматься ею.

Если вы хотите иметь то, что никогда не имели, вам придётся делать то, что никогда не делали.

Красота нужна нам, чтобы нас любили мужчины; а глупость — чтобы мы любили мужчин.

Всё в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

Уход за собой обязан начаться с сердца, в противном случае никакая не поможет.

Развод