Михаил полицеймако сын никита. Михаил полицеймако - биография, информация, личная жизнь

Михаил, можно сказать, что профессия передалась вам по наследству? Это было заложено на генетическом уровне? Михаил Полицеймако: По поводу генетики я бы поспорил. Потому что, если взять мальчика из актерской семьи и отправить его рыбачить с детства, он станет рыбаком. А когда ты с младенчества постоянно находишься с родителями на гастролях, видишь только театр, съемки и больше ничего, то, скорее всего, ты будешь актером. И тут уже дело не в генетике, а в том, что окружает тебя с детства.

Значит, на выбор профессии влияет именно среда?

М. П.: Да. Меня, например, никогда не заставляли стать артистом. Никогда. Папа непонятно зачем отдал меня в математическую школу при академии Педагогических наук СССР. Я в ней учился до 8 класса и искренне не понимал, что я там делаю. Поэтому честно могу сказать, что когда привыкаешь к определенной атмосфере, в другую окунаться уже не хочешь. Это то, что цепляет тебя в детстве и уже не отпускает никогда. И в этом есть свои минусы. Потому что актерский труд — это очень тяжелый путь и зависимая профессия. Заработать большие деньги, будучи актером, невозможно. По крайней мере, у нас в стране.

Получается, что для вас работа — это кайф?

М. П.: Это образ жизни. Я смотрю, опять же, на людей, которые ходят в море. Их каждый день штормит, они на старых баркасах опускают якорь, поднимают сети, солнце, жара... И ты со стороны не понимаешь, как это вообще возможно... Но они привыкли. Как рыба привыкла жить в воде, так же и я привык находиться за кулисами или на съемочной площадке. Я не отношусь к этому как к работе и не жду, когда же это закончится. Для меня спектакль — это способ самовыражения, энергетическая разрядка даже на физиологическом уровне...


А что тогда
влияет на формирование характера?

М. П.: Ну, это несколько другое. Характер закладывается, как мне кажется, с первых месяцев жизни. И, на мой взгляд, до 5 лет ребенок должен жить в любви. Когда я вижу мамашку, которая трясет малыша за руку и кричит: «Заткнись, я сказала!», я представляю, что будет с этим ребенком в 13-14 лет. Я не могу на это спокойно смотреть. Потому что ведь он еще не понимает, что от него хотят. Хотя сам я приверженник строгого воспитания.

Вы строгий папа?

М. П.: Нет, я не могу сказать, что я строгий. Скорее, требовательный. Я, вообще, функции папы из-за своей занятости выполняю очень редко. Правда, недавно отдыхали с моей женой Ларисой и Миленочком у друзей на даче. Целых четыре дня я был реальным папой — нянчился с дочкой, кормил ее. А так в основном моя Лара все время с ней.

Вы в детстве тоже сами себе были предоставлены? Кто воспитывал Михаила Полицеймако, актера, биография которого так известна всей стране?

М. П.: У меня было две бабушки. Причем, две противоположности. Мамина мама, бабушка Женя, происходила из династии Альшванги и была крайне интеллигентной дамой. Она, даже когда ругалась с моим папой, говорила ему: «Молодой человек, я вас сейчас ударю палкой». Папина мама, баба Ида, всю жизнь проработала фармацевтом и была из рабочей семьи. И вот они постоянно спорили по поводу моего воспитания. Потому что одна бабушка говорила: «Мальчик должен кушать», а вторая: «Мальчик не должен быть толстым». В общем, как видите, победила та бабушка, которая говорила, что мальчик должен кушать. А еще у меня была потрясающая няня — Варвара Григорьевна Зайцева, которая еще воспитывала моего старшего брата Юру. У нас дома всегда была шумная, дружеская, открытая атмосфера. Вообще, я очень любил моменты, когда оказывался с родителями.

Вас наказывали за шалости или жизнь прошла без ремня?

М. П.: Я вообще не знаю, что такое ремень, слава Богу! Меня не наказывали, так, иногда ругали. Но я не был избалованным ребенком. Помню смешной момент, когда в 6 лет я встал на стул и начал рассказывать бабе Иде, которая просто не переносила мата, что я знаю слова на бэ, пэ и хэ. А она бегала и кричала: «Боже мой, что он говорит! Что теперь делать с этим ребенком!». Вот такая вот была развлекуха.


Какие у вас
самые яркие воспоминания детства?

М. П.: Их очень много. Но прежде всего, связанные с гастролями, Когда мне было 5 лет, я ездил с театром на Таганке в Ташкент. Лето, медовый аромат спелых дынь на развалах, жара... Еще запомнился круиз с папой и Марком Розовским на теплоходе «Тарас Шевченко», когда мы плыли из Одессы в Крым. Было очень классно! Самые теплые воспоминания о Коктебеле, в котором я отдыхал каждое лето с 6 до 18 лет. Помню спектакли в театре на Таганке, которые я смотрел по 20-30 раз за кулисами...Эх, вернуть бы детство!

Обычно дети хвастаются родителями. Вы хвастались?

М. П.: Я и сейчас продолжаю это делать. У меня уникальные родители, я ими очень горжусь. И счастлив, что родился именно в этой семье.

На кого вы больше похожи внешне, по характеру?

М. П.: Что касается внешности, мне все говорят, что я очень похож на маму. Характер у меня, скорее, отцовский. Хотя, не совсем, наверное, это все-таки своеобразный микс маминого и папиного.

Как вы считаете, вас правильно воспитали?

М. П.: Безусловно. И главное достижение моего воспитания в том, что я реально могу себя оценить. Я смотрю на себя в зеркало и не завышаю свою самооценку, и, в то же время, не занижаю. Я вижу то, что вижу. Однако у меня в детстве не было ситуаций, в которых надо было преодолевать трудности. И в этом минус. Например, многих детей отдают в настоящий спорт. И уже в 12-13 лет они знают, что такое работать на износ.

Вот я этого не знал. Поэтому, когда поступил в институт, на первом курсе у меня начался кризис. Как это была такая благополучная жизнь, а теперь надо впахивать? Для меня это было как обух по голове. Также и бокс...


Кстати
, что вас сподвигло принять участие в проекте «Король ринга»? В жизни не хватало адреналина?

М. П.: Во-первых, мне было приятно, что меня пригласили в этот мужской вид спорта, а не в какую-то попсень. Адреналин — это когда ты не знаешь, что это такое, а когда ты уже начинаешь тренироваться и получаешь по рылу и понимаешь: а ведь все по-настоящему... Вот таких ситуаций мне и не хватало. Поэтому я считаю, что в какой-то момент детям надо давать почувствовать, что это такое — работать на износ. Мне бы хотелось, чтобы Милька с 9-ю лет занималась теннисом и плаванием до седьмого пота. Причем с тренером, который давал бы ей нагрузку. Детей заранее надо ставить в такие ситуации, из которых они бы самостоятельно искали выход. Это и есть подготовка к настоящей взрослой жизни. И она обязательно должна быть.

В чем принципиальное отличие в воспитании сына и дочки?

М. П.: Воспитание детей вообще начинается с 5-6 лет. Несмотря на то, что своего сына от первого брака Никиту я вижу редко, я уже сейчас начинаю приучать его к главному принципу дисциплины: «сказал — сделал». Если я один раз попросил его что-то сделать, а он этого не выполнил, я обязательно напомню ему еще раз и, в конце концов, он внемлет моим просьбам. К сожалению, у него есть няня, которая его балует. Например, сейчас я его ругаю за то, что он сам не одевается. Конечно, проще, когда ботинки тебе зашнурует няня. Я и сам помню, как в детстве меня одевали бабушки, и меня это жутко раздражало. Это надо сразу искоренять. Вот девочка есть девочка. Но, если ее сильно баловать, тоже сядет на шею маме с папой, разложит лапти и скажет: «Вот, я такая!». Я такого не допущу ни в коем случае. Безусловно, не должно быть кадетского воспитания, когда дети тихо ненавидят своих родителей и потом в 17-18 лет все им высказывают. Но мне хочется, чтобы дети с 8 лет мыли посуду, слушались родителей — если папа сказал вынести мусор, значит, его надо вынести, и компьютерные игры — это не оправдание. То есть надо начинать вот с таких обычных вещей, чтобы дети понимали, что свободное время надо заработать. Все эти избалованные московские дети, которые в 16 лет ездят на «Феррари», — не просто мажоры, а самые настоящие дубль-диезы. В 25 лет они разочаровываются в жизни, потому что у них все есть и не к чему стремиться...


У моей дочери
несколько другое воспитание, чем у сына. Мы с женой принципиально отказались от няни. Я, конечно, понимаю, это модно. Но для меня шок, когда какая-нибудь известная женщина уже через несколько дней после родов снимается для журналов, а ребенка отдает на воспитание няне, вместо грудного молока кормит его смесями. Приходящая мама — это неправильно. В будущем это аукнется, и в какой-то момент ребенок скажет: «Мам, а пошла ты!».

Лариса Полицеймако: На самом деле я сумасшедшая мама и даже с бабушками не всегда оставляю дочь. А няня — это вообще чужой человек в доме. Да еще столько страшных историй показывают по телевизору про то, как няни издеваются над детьми. И потом мама, и ребенок так взаимосвязаны! Разве я могу оставить свою кроху с кем-то и уйти?

Михаил, вы присутствовали на родах. Чья это была инициатива? Какие остались впечатления? В обморок не упали? М. П.: Это была полностью моя инициатива. Я очень хотел поддержать свою любимую жену и быть с ней рядом. Эмилию мы «рожали» в Перинатальном Медицинском Центре. И второго рожать будем там. Когда присутствуешь на родах собственного ребенка — это незабываемо...

Л. П.: С Мишей рожать мне было очень легко. Он все 1,5 суток был рядом со мной. Приехал с гастролей уставший, и сразу ко мне. Когда он зашел в палату в чепчике и халате, я его вообще не узнала, думала, новый врач какой-то. Смотрю, мой муж! М. П.: Я все время смотрел на аппарат, который показывал динамику схваток. Потом увидел Милькин чуб. Причем она родилась и молчит. Я так испугался! Спрашиваю у врачей: «Все нормально?». Они: «Да». И когда они очистили ей ротик и носик от слизи, только тогда я услышал крик моей дочери.

Л. П.: Миша взял ее на руки, и у него по щекам покатились слезы, настоящие красивые мужские слезы. Я первый раз видела, как мой муж плакал. Это было так трогательно и приятно! М. П.: У меня остались самые лучшие воспоминания от присутствия на родах. И второй раз рожать будем вместе, и третий. Я считаю, что детей должно быть много. Поэтому в ближайшем будущем собираюсь построить большой дом, в котором всем хватит места.

Почему назвали дочку Эмилией?

М. П.: У нас было два варианта имени — Софья и Эмилия. Но все-таки решили остановиться на втором. Она же у нас миленькая, милая. Кроме того, имена Лариса и Эмилия оба греческие. Мы же на самом деле греки. А главное, если разобрать имя «Миля», то первый слог «Ми» от имени Михаил, а второй «Ла» — от имени Лариса. Вот и получилась у нас Эмилия Михайловна Полицеймако собственной персоной.


На кого она больше похожа?
Л. П.: Внешне она вылитая прапрабабушка, и еще очень похожа на Мишу в детстве. Недавно был смешной случай. К нам пришел массажист, смотрит на детскую фотографию Миши и говорит: «Ой, какая Миля фотогеничная!». А я говорю: «Вообще-то, это наш папа». Вот такое потрясающее сходство.

Какую судьбу пророчите дочери?

М. П.: Миля очень любит музыку. Поэтому посмотрим, есть ли у нас слух, захотим ли мы играть на фортепиано. Абсолютно точно будем учить английский, и заниматься теннисом. А там посмотрим. Л. П.: Еще дочь у нас увлекается литературой. Может часами с бабушкой рассматривать книги. Так что девушка она у нас серьезная.

Как вы относитесь к методикам раннего развития?

М. П.: Я считаю, что ребенка до 5-6 лет вообще нельзя загружать. У него должно быть счастливое детство. А если гениальность есть, она сама проявится. Л. П.: Я месяц с Милей ходила в школу общего развития, и с i сентября мы туда опять пойдем. Ей там очень нравится. Потому что педагоги через игру развивают восприятие мира.


Вы будете влиять
на выбор профессии ваших детей?

М. П.: Ни в коем случае. Хотя честно скажу, боюсь услышать от дочери фразу: «Папа, я хочу стать актрисой». Это очень тяжелый путь. И не каждый его выдержит.

Какие качества характера вы хотели бы, чтобы Миля взяла от вас, а какие от мамы?

Л. П.: Лично я хочу, чтобы у нее был Мишин характер. Он у нас такой добрый папа!

М. П.: Мы сейчас можем сколько угодно философствовать по этому поводу, но у нее уже есть свой характер. Лариса — потрясающая мама и жена, поэтому я хочу, чтобы Миля была похожа на нее. Вообще, самое главное, чтобы наша девочка всегда говорила «здравствуйте» и «спасибо». Чтобы она была хорошим человеком, а это складывается из поступков. Дети, они же всегда лучше своих родителей, поэтому у нее должен быть характер лучше, чем у нас.

Семен Фарада мечтал о сыне — эта мечта сбылась, когда актеру было 42 года. Михаил Полицеймако рад, что сам стал отцом намного раньше. «Глупо звучит, но я счастлив, что у моих детей молодой папа. Никита родился, когда мне было 25, Эмилия — в 31, а Соня — в 34 года. Сейчас мне 37 лет, и у меня есть какой-то запас времени. Я могу с ними побыть, поставить их на ноги и увидеть своих детей в их тридцать семь».


— Мне было лет шесть, мы ехали на поезде в Коктебель через Феодосию. В Харькове обычно длинная стоянка — когда едешь из Москвы, то 18 минут, а на обратном пути вообще 22 минуты. Папа вышел за мороженым, а когда купил его, состав уже трогался, и папа прыгнул в другой вагон. Подходя к нашему купе, услышал мой плачущий бас: «Такого отца потеряли!!!» Я обожал папу и прекрасно знал, как он любит меня. Еще в более нежном возрасте, года в четыре, у нас в ходу была такая шутка. Папа спрашивал: «Где мое солнце?» — я в ответ показывал на себя пальцем. Я поздний ребенок: родился, когда маме было 38 лет, а папе 42 года. У мамы был взрослый сын от первого брака, мой брат Юра, а у папы до меня детей не было.

— Он рассказывал, почему так получилось?

— Это тайна, которую мы никогда не обсуждали. Прежних папиных жен я ни разу не видел и ничего о них не слышал… Отец же до 40 лет жил совсем другой жизнью: окончил серьезный технический институт — «Бауманку», служил на флоте, работал инженером, правда, параллельно участвовал в самодеятельности… Не знаю, почему он не стал отцом в то время. Но когда он пришел работать в Театр на Таганке, познакомился с мамой и полюбил ее. Он мечтал о ребенке и не мог на меня надышаться. Сам отец говорил: «В первые годы я не выпускал Мишу из губ». А маме он дал прозвище Марья-искусственница. Я родился здоровым кабаном, весил 4200 г и отличался прекрасным аппетитом. Стал кусать маму, и у нее началась грудница — воспаление молочных желез, кормить она меня не смогла. Папа бегал за молоком на молочную кухню. Когда о нашей проблеме узнал Владимир Высоцкий, он привез из валютного магазина огромную банку датской сухой смеси — в 1976 году в СССР о такой диковине мало кто слышал. Сухого молока, подаренного Высоцким, мне хватило на несколько месяцев.

— Папа дружил с Владимиром Семеновичем?

— Нет. Он был маминым хорошим другом. Году в 1979-м они поругались, а через какое-то время Высоцкий к ней подошел: «Маш, давай помиримся, а то я чувствую, что скоро умру». И они помирились.

— Вы понимали в детстве, что товарищи родителей — звезды? Трепетали перед кем-то из них? Михаил Ширвиндт в интервью «ТН» рассказывал, как в 10 лет под впечатлением от «Бриллиантовой руки» попросил Андрея Миронова дать автограф. Тот написал: «Миша, твой папа тоже неплохой актер»…

— Когда я в детстве приходил в театр, то побаивался разве что Юрия Любимова, потому что это мамин и папин начальник. А к Валерию Золотухину, Леониду Филатову, Ивану Бортнику заходил в гримерку запросто. Понимал, что они актеры, видел их спектакли и фильмы, но автографы ни у кого не брал. Сейчас жалею только, что Андрея Дмитриевича Сахарова ничего не попросил написать на память, а ведь сколько раз выпадала возможность, я же бывал у них дома…

— Надо же! Родители даже академика Сахарова знали?

— Бабушка Женя, мамина мама, была актрисой Ленконцерта и дружила с Еленой Боннэр, будущей женой Сахарова, и эта дружба перешла по наследству к моей маме. Когда мама переехала из Ленинграда в Москву и ей негде было жить, Боннэр предложила остановиться у нее. Елена Георгиевна и Андрей Дмитриевич жили на «Курской», недалеко от Театра на Таганке, и мама у них часто бывала.

— Мама жила у Боннэр, папа вырос в одной коммуналке с Владимиром Ресиным, будущим первым заместителем мэра Москвы… С какими интересными людьми сводила жизнь ваших родителей!

— Это точно. Но они дружили вовсе не с одними знаменитостями. У меня, как у многих московских детей, была сильная аллергия, и когда мне было 5 лет, врачи посоветовали сменить климат — отвезти меня в Крым. Приехали в Алушту, а там жара невыносимая, как на сковородке. Мы двинули в Коктебель. Постучали в дверь первого попавшегося дома, спросили, пускают ли хозяева жильцов… И с тех пор я каждый год до 19 лет жил летом у этих

людей — дяди Толи и его жены. Мы практически родственниками стали. Однажды их младший сын упал с большой высоты, ударился головой о бетонную плиту, и у него начались приступы эпилепсии. Мои родители позвали наших друзей в Москву, папа водил ребенка по лучшим врачам, и его вылечили! Мы с этой семьей до сих пор общаемся. Только, к сожалению, Коктебель очень изменился, и я туда уже не езжу. Последний раз заглядывал на пару дней, когда снимался неподалеку в сериале «Богиня прайм-тайма». Но в 1980-е годы я его обожал! В Коктебеле был дом Любови Полищук, где почти все детство провел Леша Макаров (там я с ним и познакомился), жил Евгений Фридман с семьей. Да там вся творческая Москва отдыхала. Пока гуляешь по набережной под кодовым названием «Бродвей», встретишь приятелей, с которыми дома год не мог увидеться.

Однажды папа с дядей Толей пошли туда ночью, да еще и меня, 10-летнего, прихватили. Был День десантника или какой-то другой праздник. А в те годы у подростков была опасная развлекуха — массовые драки, но не район на район, а город на город. Москва била Харьков, Харьков бил Киев, а Киев бил Москву. Мы гуляем, никого не трогаем, и вдруг на нас несется толпа то ли киевских, то ли харьковских хулиганов. Обступают и спрашивают: «Москалей не видели?» — «Не видели». Мы, естественно, испугались. И тут кто-то из толпы восклицает: «Это же артист! Уно, уно, уно…Ун моменто! Дашь автограф?» И папа в молчании дал 40 автографов подряд.

В Коктебеле родители не всегда жили со мной, ведь у них были гастроли и съемки. Но один раз место папиной работы совпало с местом моего оздоровительного отдыха: когда мне было 10 лет, папа снимался в «Человеке с бульвара Капуцинов». В 4 км от Коктебеля, в Тихой бухте, построили из фанеры город, точь-в-точь как в кино про Дикий Запад. Я смотрел на съемки с восторгом. Актеры один другого лучше — Андрей Миронов, Михаил Боярский, Лев Дуров, Николай Караченцов! Ковбои, индейцы, драки — что еще нужно 10-летнему пацану для счастья? А когда у папы был перерыв, мы шли купаться.

Он часто меня брал на съемки, но не все они были так же прекрасны. Я ужасно скучал в Одессе, глядя, как папа снимается с Александром Ширвиндтом в «Миллионе в брачной корзине» — одни непонятные взрослые разговоры, которые мне быстро надоело слушать. А недавно я работал в Киеве, и ко мне подошла второй режиссер Ольга Константиновна: «Миша, я помню, как ты маленький приезжал сюда с папой на съемки «Алмазов шаха»!» А я уже и забыл: подростковый возраст, юность помню в подробностях, а детство яркими вспышками.

— Вы ведь тоже снимались с папой в эпизодах. Интересно было? Не страшно?

— Я понимал, что дело ответственное, но зажима, от которого скулы сводит, не было. Сейчас со мной, мамой и женой в программе «Дом вверх дном» на канале ТВ Центр снимается Эмилия, старшая дочка, — у нее вообще никакого волнения перед камерой, только козы испугалась. Думал, она будет быстро уставать, но ничего подобного: устает, как и я, лишь когда в павильоне жарко. Наверное, у нее актерская игра в крови. Если бы я с пяти лет так работал… Это же опыт, он накапливается… Но я в детстве играл совсем чуть-чуть. Маленьким вместе с папой бегал в массовке в спектакле «Десять дней, которые потрясли мир». Позже отец играл в фильме «Детство Темы» учителя французского языка и предложил взять меня на роль гимназиста. Еще я сыграл папиного сына в комедии Марка Айзенберга «Болотная street, или Средство против секса» — там у меня была роль побольше.

— Репетировали дома с папой?

— Нет, но он объяснял, что слово режиссера всегда закон, и очень переживал за меня на съемках. Однако мы сняли большую сцену, не напоровшись на подводные камни. Папа исполнял роль фальшивомонетчика. Его сын-оболтус покрасил все доллары, кропотливо нарисованные трудолюбивым отцом, в фиолетовый цвет, и отец устроил хулигану разнос. Дело было в 1990-м, актерам задерживали зарплату. Мою маму играла Бронислава Захарова. Между дублями папа сунул мне пачку фальшивых денег и сказал: «Отдай тете Броне, скажи, что выдали аванс». Я к ней подошел, сунул эту пачку, а она сказала: «Ты весь в отца!» Папа не упускал случая наколоть ближнего. Когда играл могильщика в спектакле «Гамлет», подлил одному актеру водку вместо воды. А однажды разыграл меня на глазах у всего зала! Я учился в институте, а отец участвовал в «Юморине». Позвонил мне и попросил: «Слушай, нужно, чтобы ты приехал и сыграл мне джаз на выход». Отвечаю: «Папа, я в трениках, грязный. Не могу!» Он говорит: «Да какая разница, рояль за кулисами будет». Приезжаю — рояль не за кулисами, а в углу сцены. Но деваться некуда — я успокаиваю себя мыслью, что на аккомпаниаторов все равно никто не смотрит. И тут ведущий торжественно объявляет: «На сцене заслуженный артист России Семен Фарада и его сын, студент ГИТИСа Михаил Полицеймако!» Зрители аплодируют папе, потом переводят глаза на меня — и замирают… У сына артиста Фарады прическа а-ля «ежик в тумане», выцветшие до рыжины старые ботинки и знававший лучшие времена спортивный костюм.

Я не помню, чтобы папа проводил со мной воспитательные беседы. Никогда не ругал. Только потом стал, когда заболел… Но пока я рос, у нас не было ни одного отцовско-родительского конфликта. Мама меня больше контролировала. Хотя и ей было некогда: репетиция с одиннадцати до двух, а в семь вечера спектакль. Мама прибегала домой на два-три часа, успевала что-то приготовить, пообедать и убежать. Лет с двенадцати я был предоставлен сам себе. А до этого мною дружно занимались бабушки и няни, которые воспитывали меня, как Лебедь, Рак и Щука из басни Крылова.

Когда мне исполнилось шесть, мы переехали из небольшой двухкомнатной квартиры на «Выхино» в просторную четырехкомнатную квартиру на «Красных Воротах», съехавшись с обеими бабушками. Не знаю, зачем родители пошли на это. «Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой», как мои бабушки!

Баба Женя, мамина мама, — актриса Ленконцерта, вдова народного артиста СССР Виталия Полицеймако, была дама богемная. А баба Ида, папина мама, из простой рабочей семьи и всю жизнь проработала фармацевтом в аптеке. Они были антиподами во всем, начиная с режима дня. Все скандалы в нашем доме случались из-за того, что они по-разному пытались меня воспитывать. Папа практически не бывал дома — снимался, мама пропадала в театре, но стоило им переступить порог нашей квартиры, как их втягивали в конфликт. Бабушка Женя в гневе кричала папе: «Молодой человек, я ударю вас палкой!» Баба Ида считала, что я должен после школы сидеть и делать уроки, а гулять — самое позднее до семи вечера. Но с двух часов дня и до двенадцати ночи я играл в футбол, что абсолютно устраивало бабу Женю. Другим камнем преткновения было мое питание. Я был не худым мальчиком, и все детство бабушки спорили, есть или не есть Мише колбасу. По мнению бабы Иды, после шести вечера мне можно было только кефир, зато баба Женя была уверена, что пара бутербродов еще никому не повредила. Я действительно после футбола умирал от голода. И няня Варя, доставшаяся мне по наследству от брата Юры, украдкой носила мне в постель колбасу.

В 1987 году дебаты внезапно прекратились — скончалась баба Женя. А в 1989 году и баба Ида. У няни Вари, когда она была дома, в Воронежской области, случился инсульт. Мы ее забрали в Москву, и она угасла у нас на руках. Все трое ушли так внезапно. А папа тяжело болел долгие девять лет… Глупо звучит, но я счастлив, что у моих детей молодой отец. Когда я появился на свет, папе было 42 года. Мой старший сын Никита родился, когда мне было 25 лет, Эмилия — в 31 год, а через три года Соня. Сейчас мне 37 лет, и у меня есть какой-то запас времени. Надеюсь, я успею поставить детей на ноги и мы вместе отметим их 37-летие.

— Считается, что поздних детей обычно больше и контролируют, и балуют…

— Не скажу, что меня опекали как Марфушечку-душечку. Несмотря на наличие двух бабушек и няни, с восьми лет я активно тусовался во дворе с ребятами. Помню серьезный разговор с родителями, когда мне было 17 лет. Они решили промыть мне мозги, чтобы, не дай Бог, не вздумал попробовать наркотики. Я на их месте тоже бы волновался. У меня четверо одноклассников умерло от героина. Но в целом жесткого контроля не было. С первого курса я ночевал у друзей в общаге, отвисал на модной дискотеке на ВДНХ. Папа пару раз приехал туда, посмотрел, как я танцую, — и все. Чтобы меня особенно баловали, тоже не припомню. В школе давали карманные деньги. Но как только я поступил в институт, на досуг зарабатывал себе сам. Во-первых, получал стипендию, во-вторых, искал подработки. В 1993 году бегал на Радио Maximum, которое тогда находилось на Пушкинской площади, и записывал рекламные ролики. За один они платили $7, а я мог в месяц записать роликов 15-20. $100-140 были тогда для студента целым состоянием! Записывался и на «Серебряном дожде», и на «Радио 101». Потом мы стали участвовать в массовке в молодежном театре.

Папе нравилась моя самостоятельность, но в нужный момент он умел подстелить соломку. Я на всю жизнь запомнил поездку в Екатеринбург. У меня есть друг Денис Назаренко, он сейчас артист театра «Эрмитаж». В 1997 году он стал работать в Театре Романа Виктюка. И на гастролях в Екатеринбурге ему предложили: «Если у тебя есть какой-нибудь спектакль, привози». Пообещали отличные деньги! Денис переделал свой дипломный спектакль, позвал меня и еще одного нашего друга Никиту Салопина, а женскую роль играла жена Дениса — Юля. Нам пообещали заплатить по $200 — это было просто сказочное предложение! Когда я воодушевленно собирал сумку, папа спросил: «Куда намыливаешься?» — «В Екатеринбург с Назаренко». — «На, возьми сто долларов». — «Да зачем мне твои сто долларов, мне двести заплатят!» — «Пожалуйста, возьми…» Уговорил. В Екатеринбурге с самого начала все пошло как-то странно: нас поселили в общежитии местного те­атрального института. Но это никого не смутило, хотя Денис с Юлей недавно стали молодыми родителями и приехали с грудным младенцем и взятой на подмогу тещей. После спектакля пригласивший нас парень накрыл стол и объявил, что случилась неувязочка и сейчас денег нет, но он их обязательно вышлет. Тут мы и заподозрили, что это чистое кидалово. Тогда подобные истории случались и с гораздо более известными актерами. Спартак Мишулин, взяв с собой часть труппы Театра сатиры, прилетел на Дальний Восток с «Карлсоном», а когда сыграл в Хабаровске два спектакля из девяти запланированных, пригласивший их человек исчез. И я уж не помню, кто им помог улететь оттуда. Екатеринбуржец поступил гуманнее — выдал нам обратные билеты. Мы, голодные, без денег, садимся в поезд. И тут я — та-дам! — вытаскиваю папины сто долларов! Мы их проели. Перед отъездом я успел позвонить отцу, и с каким же ликованием он встречал меня на Казанском вокзале! Первым делом спросил: «Ну что, гастролер, как заработки?»

— Вы сейчас вместе с женой, мамой и старшей дочкой ведете на канале ТВ Центр программу «Дом вверх дном». В жизни у вас часто дом вверх дном бывает?

— Порядок и распорядок? Таких слов мы не слышали! Мы живем в квартире на «Красных Воротах» 31 год, и все это время у нас дом именно вверх дном. Мы все по отдельности — и я, и мама, и жена, и даже дочки — люди спокойные и миролюбивые, но в совокупности наши энергии образовывают ураганы. К нам приходила и приходит куча народу. Когда я был маленьким, тут жили мы с родителями, бабушки, няня и временами добрая половина творческого коллектива Театра на Таганке. Впрочем, гостили не только знакомые актеры, но и порой случайные люди. Это сейчас многие пытаются заработать за счет своей известности, а папа свою популярность радостно разбазаривал. К нему, например, подходил на улице человек и говорил: «Здорово! Ты отличный актер! А пойдем выпьем?!» И он мог пойти с ним и выпить. «А поехали ко мне домой!» — «А поехали!» Он начинал дружить с этими людьми. У него было огромное количество друзей, большинство из которых потом куда-то исчезло. Может быть, у них появились свои проблемы или их уже вообще нет? Не знаю.


31 декабря, на папин день рождения, плавно перетекавший в Новый год, в гостиную набивалось до 60 человек. В кухне могли одновременно курить человек пятнадцать, и еще десять дымили на лестнице. Вообще у папы, как в «Иронии судьбы…», была традиция: 31 декабря он с друзьями ходил в баню, в «Сандуны». Лет с десяти и меня брали в мужскую компанию, куда входили дядя Слава Суховер, дядя Валера Баранов, Андрей Пирлик… Правда, «Сандуны» мне не очень нравились. Я старался побыстрее попариться, чтобы потом, завернувшись в простыню, съесть что-нибудь вкусненькое, пока папа с друзьями выпивают. Тем временем дома наши женщины пекли и жарили. Папа родился в пять часов вечера, и к этому времени мы всегда приезжали домой. Мама начинала метать на стол. Обязательно был винегрет с майонезом, пирожки, а няня делала свой фирменный холодец. Когда папа заболел, на его день рождения стало собираться существенно меньше народа — человек 15-20, в основном родственники и близкие друзья.

Меня поражало, что при всей внешней папиной мрачности он никогда никому не отказывал в помощи. Все время устраивал кого-то в больницу, решал чьи-то бесконечные проблемы. Недалеко от Театра на Таганке была химчистка. Там работала женщина, которая принимала у папы вещи вне очереди. У нее случилось несчастье: сына посадили в тюрьму. И папа туда поехал — 400 км от Москвы, Вологодская область. Два дня выпивал с начальником тюрьмы, и тот, представьте себе, скостил парню срок!

Я к своему окружению отношусь более избирательно. Возможно, потому что в моей жизни были тяжелые девять лет папиной болезни, когда все вдруг исчезли. Кроме, конечно, самых близких. Впрочем, есть и те, о ком я всегда буду вспоминать с благодарностью. Например, Елена Юрьевна Васильева, главный врач кардиологического отделения 23-й больницы, где лежал папа. Когда у него случился инсульт, папу полагалось перевести в неврологию, но она оставила его в своем отделении и не отходила от отца.

Парадоксально, что могли помочь абсолютно незнакомые люди. Ко мне на улице как-то подошел человек и сказал: «Мы деньги собрали. Передайте, пожалуйста, вашему папе». Но по большому счету мы попали в вакуум. Папа был брошен. Вот поэтому я не живу так, как папа. Я не очень верю в огромное количество друзей. Мне кажется, у человека может быть два-три друга настоящих, а у папы их было слишком много, но, как показала жизнь, на самом деле один — Суховер. Ну еще Андрей Пирлик и Марк Розовский. Все остальные как-то отвернулись. И это чувство во мне живет. Я не обоз­лен, нет, просто живу по-другому.

Настоящая фамилия: Фердман

Семья: вдова — Марина Полицеймако, актриса; сын — Михаил Полицеймако, актер

Образование: в 1962 году окончил МВТУ им. Баумана

Карьера: служил на флоте, семь лет работал инженером. В 1972 году по приглашению Юрия Любимова стал актером Театра на Таганке. Играл в таких спектаклях, как «Добрый человек из Сезуана», «Мастер и Маргарита», «Гамлет». Снялся в фильмах «Гараж», «Чародеи», «Формула любви», «Человек с бульвара Капуцинов» и др. Народный артист РФ

Семья: жена — Лариса Полицеймако, актриса; сын от первого брака — Никита (12 лет); дочери — Эмилия (6 лет), Софья (3 года)

Образование: в 1997 году окончил РАТИ (ГИТИС)

Карьера: впервые снялся в кино в 8 лет, в комедии «Что такое «Ералаш»?». Сыграл в фильмах «Даун Хаус», «Здравствуйте, мы ваша крыша!», «День радио», «День выборов», «72 метра», сериалах «Простые истины», «Моя прекрасная няня», «Богиня прайм-тайма» и др.


Имя: Михаил Полицеймако (Mihail Politseimako)

Возраст: 41 год

Место рождения: Москва

Рост: 178 см

Вес: 92 кг

Деятельность: актёр театра и кино, телеведущий

Семейное положение: женат

Михаил Полицеймако - биография

Михаил Семёнович прославился не только, как сын известного артиста Семёна Фарады. Он и сам пробился к славе как шоумен, артист и ведущий передач на телевидении.

Детские годы, семья

Миша родился в Москве, отец и мать – известные актёры. Дедушка мальчика был народным артистом Советского Союза. Бабушка отдала свою жизнь служению театра эстрады. Как можно было сомневаться, что творческая биография суждена и Михаилу! Ему исполнилось 8 лет, а он уже сумел сыграть в кино.


Обучаясь в школе, мальчик уже был загружен до предела. Школа математическая, музыкальная школа, футбол. Михаил осваивал фортепиано и одновременно игру на гитаре. От рождения Миша был достаточно полного телосложения, но это его не смущало.


В его крови течёт еврейская кровь, которую он унаследовал от отца, и греческая – от матери. Мать была дважды замужем, и по матери у Михаила имеется брат Юрий. Михаил носил фамилию знаменитого отца до шестнадцати лет. Когда Миша получал паспорт, он сделал выбор в пользу фамилии деда. Отец сначала очень был обижен поступком сына, но потом смирился. В семье мальчик рос единственным ребёнком, с которым играли и воспитывали, баловали все домочадцы. На выбор артистического института повлияла мать. По её предложению, юноша поступил к профессору А.Бородину в ГИТИС.

Работа в театре

Окончив театральный институт, Полицеймако начал свою службу на сцене Российского академического молодёжного театра. Так сложилось в представлении режиссёров, что Михаилу следует играть роли в комедиях. Актёр стал невероятно востребованным в короткий срок.


Активное сотрудничество с Современным театром антрепризы подарило зрителям много интересных сценических образов в исполнении Михаила Семёновича. Но театр часто подвергался критике, звучавшей из уст Полицеймако. Он решил найти себя в кино и на экране телевидения.

Михаил Полицеймако - фильмы

Участие в съёмках фильмов в карьере Михаила Полицеймако начинается с 1985 года. В это время он был ещё ребёнком, через шестнадцать лет стали поступать далеко не детские предложения. Но фильмы были самые разножанровые, как и роли: сериал «Простые истины» - учитель физики, комедия «Здравствуйте, мы ваша крыша!» - бизнесмен из провинции, «День денег» - писатель. Актёру всегда везло на партнёров по съёмочной площадке, в последнее время он играет с талантливой молодёжью: Данилой Козловским, Павлом Деревянко, .


Съёмки в кинокартине о «Ералаше» подарили первый опыт на площадке. С этого момента идёт отсчёт всех киноработ актёра. В списках работ, которых уже больше ста двадцати, есть и роли второго плана, и эпизодические, и главные. Но в каждой из них Михаил запоминается зрителям своей невероятной харизмой и необычной внешностью. Чаще всего на выбор картины влияет понравившийся сюжет, а чаще дружеские отношения с создателями фильма.

Так произошло с фильмом «Три девушки», который снял Мурад Ибрагимбеков. Снимали картину в столице Азербайджана Баку. Полицеймако очень внимательно наблюдал за тем, как ведут себя коренные азербайджанцы, чтобы полностью соответствовать образу своего героя. Актёр профессионально подходит к своей работе, поэтому ему одинаково хорошо удаются разноплановые роли.

Телевидение

В начале двухтысячных Михаил попробовал себя в роли телеведущего. Программа о здоровье принесла популярность молодому актёру, и вскоре ещё несколько ведущих каналов телевидения пригласили успешного молодого человека вести свои шоу.


Всё шло хорошо, биография актёра, замечательная профессиональная подготовка Михаила добавляла ему новые предложения от продюсеров и режиссёров. Но организм Полицеймако начал давать сбои. Невзирая на недомогания, актёр продолжает работать в напряжённом режиме.

Личная жизнь

В биографии личной жизни Михаила Семёновича Полицеймако было два брака. Первый брачный союз продлился не так долго, как хотелось бы. Супруга Ольга Лысак родила от Михаила сына Никиту. После того, как родители развелись, они не разъехались, а стали жить по соседству. Они оба участвуют в воспитании своего ребёнка.


Вторая жена актёра Лариса подарила мужу двух дочек. Когда проходили роды первой Эмилии, Михаил поддерживал свою супругу в родильном зале. Вторую девочку назвали Софией.

Трудным моментом в жизни всей семьи стал инсульт отца Михаила . Результатом перенесённого заболевания стала постель на долгие девять лет. Происходит переоценка многих понятий, ведь в этот момент количество друзей семьи резко уменьшилось. Молодой актёр взвалил на свои плечи непосильную ношу поддержки своего отца.

Но Михаил отличается от многих своих сверстников огромной силой воли. Он сумел ограничить своё желание вкусно поесть, когда ему сообщили врачи, что при его избыточном весе возможен инсульт. Сбросив двадцать пять килограммов, актёр сейчас себя прекрасно чувствует.

Михаил Полицеймако - Фильмография, фильмы

Что такое "Ералаш"?
- Даун Хаус
- ДМБ - 003
- 72 метра
- Моя прекрасная няня
- Есенин
- Глянец
- Морозко
- Карамель
- Тайный город
- Пятница

Экс-жена Михаила Полицеймако актриса Ольга Лысак обвинила актера во лжи. 44-летняя Ольга Лысак заявила, что экс-муж ее бил, что не платит алименты и сын не живет с ним.

В недавнем интервью Михаил Полицеймако в программе Леры Кудрявцевой «Секрет на миллион» рассказал о своей семье. Он признался, что жалеет о том, что мало сделал для своего знаменитого отца Семена Фарады.

Кроме того Михаил Полицеймако поведал, что у него был служебный роман. Он не скрывая рассказал, как ему приходилось жить на две семьи. Михаил обвинил свою бывшую супругу в том, что она плохая мать, а также рассказал, что однажды вынужден был поднять на нее руку, так как та устроила скандал его матери.

В воскресном эфире программы «Звезды сошлись» Ольга Лысак впервые ответила своему бывшему мужу и отцу ее сына. «Михаил лжет! Все, что он говорил в программе „Секрет на миллион“ - вранье. Он ударил меня из-за телефона. Никита тогда только родился, и телефон был единственной моей связью с миром. А он мне его заблокировал. „Ты у меня попляшешь, - говорил мне, - будешь на коленях передо мной ползать“. И тогда я сказала, что возьму его. Никакой мамы там не было в помине. Я не пошла в полицию, не хотела, чтобы у сына был отец, который „официально“ бьет жену», - поделилась актриса.

Экс-жена Михаила Полицеймако заявила, что сын не живет с Михаилом, как тот завил в программе Леры Кудрявцевой. «Никита не живет с папой. Он живет в общежитии колледжа, в выходные приходит домой, ко мне. Иногда ночует у папы, как и было всегда. Просто папе стало, видите ли тяжело платить алименты. И он договорился с сыном - „давай, как будто ты живешь со мной, и все“. И Никита скажет, что угодно ради отца, он его просто обожает», - сказала Ольга Лысак.

Кроме того Ольга Лысак написала пост в социальной сети , где прокомментировала интервью Михаила Полицеймако.

"На сына он элементарно не платит алименты последние несколько лет" - написала Ольга Лысак.

Михаил Полицеймако родился в актёрской греко-еврейской семье. Мать - актриса Мария Полицеймако, отец - актёр Семён Фарада. Дед - актёр БДТ Виталий Полицеймако. Впервые снялся в кино в восьмилетнем возрасте - в фильме «Что такое „Ералаш“».

Учился в школе с математическим уклоном. Окончил музыкальную школу по классу фортепиано.

Окончил РАТИ (ГИТИС) в 1997 году. В этом же году был принят в труппу Российского академического молодёжного театра (РАМТ).

Михаил Полицеймако был дважды женат. Первая жена - актриса Ольга Валерьевна Лысак (род. 9 июня 1973). В браке 28 сентября 2001 года родился сын - Никита Полицеймако. С первой женой отношения не сложились. Сын в 14 лет переехал жить к отцу.

Вторая жена с 2005 года - Лариса Юрьевна Полицеймако (в девичестве Муратова) (род. 8 марта 1977, Ржев) - её мама Татьяна Семёновна, работала в паспортном столе, а отец - бывший прапорщик, она окончила Санкт-Петербургскую Школу русской драмы имени Игоря Горбачёва. В 2002 году организовала детский театр «ТриэЛь», пишет пьесы для своего театра и играет в нём. У пары две дочери: Эмилия (род. 23 октября 2007) и София (род. 15 ноября 2010).

У Михаила есть старший брат Юрий, который живёт в Йоханнесбурге (от предыдущего брака матери).


родился 7 апреля 1976 года в Москве в театральной семье. Актер в третьем поколении. В 1997 году окончил РАТИ (ГИТИС), мастерскую А.Бородина. В этом же году был принят в труппу Российского академического молодежного театра. На телевидении вел программы «Зарядка для страны» (7ТВ), «Утро на НТВ», кулинарное шоу на канале «Домашний». Снялся в 50 фильмах и сериалах.

Михаил, вы - отец троих детей и при этом очень востребованный артист. Удается ли гармонично совмещать работу и семью?

Да, я всегда стараюсь находить время для близких. Мы можем сходить в кино, на каток или просто вместе поужинать. Я считаю нашу семью абсолютно счастливой. Чтобы все успевать, стараюсь четко выстраивать планы. Свободное время для меня - это роскошь!

Вы не только играете в кино и театре, но и в рекламе снимаетесь Некоторые актеры считают это ниже своего достоинства, а вы нет. Почему?

Не вижу в этом ничего зазорного. Это все моя работа, я артист, а все артисты по сути клоуны. Тем более что сейчас у меня большая семья, и ее нужно не только накормить, обуть и одеть, но и побаловать подарками.

- Ваша семейная жизнь не всегда складывалась удачно, вам пришлось пережить развод...

Сейчас, по прошествии стольких лет, я могу сказать, что мой первый брак не был счастливым. Отношения с первой женой (актриса Ольга Лысак.) были плохими. Не люблю об этом говорить, но и сейчас все очень непросто... Я познакомился с Ларисой (актриса Лариса Муратова-Полицеймако, вторая жена актера.) за кулисами Молодежного театра и сразу понял, что она должна быть моей женой.

Поэтому был развод с первой супругой, а это всегда тяжело, тем более когда есть общий ребенок. Было много недопонимания, скандалов. В тот момент меня поддержала Лариса. Я очень благодарен судьбе за нашу встречу.

- И все же вы общаетесь с сыном от первого брака - Никитой?

За сына у нас с бывшей женой идет настоящая борьба... Конечно, мы с Ларисой его всегда приглашаем на все праздники. Ему приходится быть то с мамой, то с папой. Никита уже вполне состоявшийся актер. Я им горжусь! (Улыбается.) Конечно, у него есть и некоторые проблемы, одна из которых - дисциплина, но я пытаюсь его воспитывать. Вообще, я считаю, что дети не должны расти сами по себе, но и сильно загружать их не нужно. Надо давать время на себя, детство, хулиганство...

- Вы присутствовали при рождении обеих дочерей. Как ретина такое?

Что может сравниться с ощущением счастья, когда берешь на руки свою кроху, которую только что родила твоя любимая женщина?! Это потрясающе... Если Бог даст, мы с Ларисой еще родим детей! Вообще, я считаю, что именно дети делают мужчину настоящим мужчиной, а не просто самцом!

- А вы помогаете супруге с детьми?

Конечно, я и пеленки в свое время стирал! Ведь когда на свет появился Никита, памперсы еще были дефицитом. Я люблю возиться с детьми и не брезгую ничем, что с ними связано. Каждый период развития ребенка дарит что-то новое. С Эмилией было все не так, как с Никитой, а с младшей, Соней, - не так, как с Эмилией. Сонечка, вообще, стала спасением для нашей семьи.

Она родилась буквально через несколько месяцев после смерти отца (Семена Фарады.) и помогла нам всем справиться с этой утратой, отвлечься от горя,стать еще сплоченнее. Особенно важно это было для моей мамы. Сейчас она целиком и полностью посвящает себя внукам.

- Вы живете вместе с мамой. У Ларисы с ней не возникает конфликтов?

Нет. В подобных вопросах ведь все зависит от того, как невестка и свекровь относятся к мужчине, которого любят, - своему мужу и сыну. Если они действительно заботятся о нем, они не будут бороться за лидерство, а постараются сделать все, чтобы мужчина был сыт и доволен, в семье царил мир. Мне повезло с женщинами! (Улыбается.)

- Вы нередко принимаете участие в благотворительных акциях для детей. Почему это важно для вас?

Потому что сейчас очень мало людей, которые самоотверженно и бескорыстно помогают детям. Я дружу с

Развод