«Мне абсолютно наплевать на ее чувства»: Михаил Полицеймако рассказал о конфликте с первой женой. Михаил полицеймако, актер, биография Кто такой михаил полицеймако

Михаил, говорят, что родительское чувство укрепляется и растет с каждым новым ребенком в семье. Это так?

Наверное, да. Первым у меня был сын, я был достаточно молод, у нас были сложные отношения с матерью Никиты. Но потом я встретил Ларису, родилась первая дочь, я многое понял, осознал себя отцом. Дети – это дар. А Соня стала вообще спасением для всей нашей семьи. Она родилась через несколько месяцев после смерти отца (Семена Фарады. – Прим. авт.) и помогла нам всем как-то справиться с этой утратой. Особенно важно это было для моей мамы. Она посвятила себя внукам.

Вы присутствовали при рождении дочерей. Это было ваше решение или просьба супруги?

Присутствовать при родах было моим осознанным решением и желанием, но, безусловно, и Лариса нуждалась в моей поддержке. Я могу сказать всем, кто сомневается, нужно ли так делать: нет большей радости, чем взять на руки свою кроху, которую только что родила любимая женщина.

Никита общается с сестрами?

Конечно! Летом мы ездим с ним вместе на нашу дачу. Он с удовольствием возится там с девчонками. При любой возможности я стараюсь собирать детей вместе. Мне важно, чтобы они выросли не чужими друг другу людьми, а настоящими близкими, которые помогут друг другу во взрослой жизни в любую минуту. Мне особенно важно не потерять близких отношений с сыном. Так уж получилось, что с его мамой мы разошлись, но Никита мой ребенок и полноправный член нашей большой семьи. Иногда я стараюсь побыть с ним вдвоем, поговорить по-мужски. Мы ходим в кино, на выставки, вместе отдыхаем.

Какие у него интересы?

Никита уже вполне состоявшийся актер с плотной загрузкой. Он играет в спектаклях и мюзиклах с 8 лет, впервые вышел на сцену в мюзикле «Красавица и чудовище». Теперь у него большой репертуар, постоянные репетиции, гастроли.

А у дочерей вы замечаете актерские задатки?

Конечно! Миля – тот еще фрукт, настоящая актриса, когда ей что-то нужно, то в ход идут все уловки, ужимки, весь арсенал. Она может изобразить такую боль и грусть, что отказать невозможно! (Смеется.) Но я все-таки стараюсь быть последовательным, иногда никакие уловки не действуют. Я считаю, дети должны четко понимать, что такое «нет». Мы с Ларисой не из тех родителей, которые задаривают детей, потакают всем прихотям.


Какие таланты проявляет младшая дочь?

И Соне, и Миле нравится заниматься всякими делами на даче, ухаживать за цветами. Недавно посадили елочки и сосны. Так что у них обеих есть задатки садоводов. Обе хорошо рисуют, легко запоминают стихи, в общем, хорошо проявляются в гуманитарной области.

У детей уже есть какие-то обязанности – например, помогать на кухне маме, убирать за собой?

Конечно. Эмилия уже может приготовить завтрак или помочь в приготовлении чего-то маме и бабушке. Убирать за собой вещи, комнату, мыть посуду – это то, к чему мы приучаем девочек. Эмилия прибирает за собой и за младшей сестрой, она знает, это ее обязанность и никто этого за нее не сделает.

У вас большая семья, вам нужно много работать. Как находите баланс, чтобы успеть все?

Вы участвуете в благотворительных мероприятиях. И детям, наверное, прививаете сочувствие к другим людям?

Да, разговорами, обсуждением каких-то вещей, они иногда ходят со мной на благотворительные мероприятия. И потом, детям свойственно брать пример с родителей. Я всегда за благие дела. Например, недавно мне позвонили и описали цель акции – помочь детям-беженцам из Украины. Я незамедлительно попросил Лару собрать все вещи, которые мы могли бы передать на благотворительность. Такое сопадение... За неделю до акции, разбирая вещи на чердаке, я нашел целую коробку с одеждой Эмилии и Софии, которую они уже год не носят. Супруга хотела уже выкинуть ее, но девочки предложили отдать в детский дом. А на следующий день меня пригласили принять участие в этой благотворительной акции. Это было как знак свыше... Сейчас вижу, что все мои разговоры и действия на эту тему дали свои всходы: дети по мере своих сил стараются помогать другим.

Эмилия осенью стала первоклассницей. Вы уже были на родительских собраниях?

Да, был на собрании перед школой и потом в середине четверти. Стараюсь быть в курсе, но, конечно, на каждодневные заботы (уроки, завтраки) времени не хватает. С этим прекрасно справляется Лара. Что касается более глобальных вещей – закупок провизии, покупок к школе, одежды – все на мне. Конечно, период подготовки к школе я до сих пор вспоминаю с легким ужасом. Вся семья была озабочена поиском нужной школьной формы, тетрадей, прописей, принадлежностей... Оказалось, нынче это все не так просто.

Дочки смотрят фильмы, программы с вашим участием по ТВ?

Девочки, конечно, видели папу «в ящике». Издали. Но я категорически против детского «зависания» у телевизора. Соне вообще это рано, а Эмилия смотрит мультфильмы, но не более 45 минут в день.

Вы ведете передачу «О самом главном» – о здоровье. Следите, чтобы семья правильно питалась? Или разрешаете все же иногда детям есть сосиски?

Сосиски? Нечасто. Это же продукт с высоким содержанием консервантов. Я сейчас очень внимательно читаю все, что написано на упаковке, и приучил к этому Ларису. Если есть буквы «Е», мы вообще не берем – это же вредно! Мы не кормим такой гадостью своих детей (но к своему рациону не так строги). Я предпочитаю покупать натуральное мясо на рынке, фрукты и овощи по сезону там же. Летом стараюсь брать ягоды и овощи в проверенных совхозах, в знакомых местах. У нас среди зимы не может быть клубники на столе, например, потому что все эти привезенные штуки неестественных размеров очень опасны. Мы витаминизируемся максимально летом и осенью и ждем следующего сезона.

А вы жене на кухне помогаете?

При случае был бы не против приготовить что-нибудь этакое. К сожалению, хронически не хватает времени. Но я с удовольствием помогаю на кухне моим любимым женщинам – маме и жене, когда выдается свободная минутка… Вообще в еде я весьма непривередлив. Меня вполне устроит завтрак, состоящий из творога, бутерброда с сыром или колбасой, и чашки чая. Не скажу, что я сильно слежу за питанием и выбираю только правильные продукты. Кто-то, вероятно, глядя на меня, подумает: «Наверное, сладкоежка». И ошибется, потому что я торты и пирожные практически не ем. Я – мясоед и «колбасная душа», все это «добро» готов есть каждый день. Но, в общем, у меня есть фирменные блюда. В основном супы, которые очень нравятся детям. Так что если папа на хозяйстве, дочки голодными не останутся. Я из тех пап, которые «могут все, что угодно».

Михаил, вы с Ларисой планируете еще детей?

Мы родим с Ларисой столько, сколько Бог даст. Для мужчины дети – это единственная настоящая возможность быть мужчиной, чувствовать себя главой. Все остальное не так существенно. Никакие карьерные достижения и победы над слабым полом не дадут этого ощущения «я мужчина». Не самец, не делец, а именно мужчина.

С Михаилом Полицеймако беседовала Анна Щербакова

Михаил, можно сказать, что профессия передалась вам по наследству? Это было заложено на генетическом уровне? Михаил Полицеймако: По поводу генетики я бы поспорил. Потому что, если взять мальчика из актерской семьи и отправить его рыбачить с детства, он станет рыбаком. А когда ты с младенчества постоянно находишься с родителями на гастролях, видишь только театр, съемки и больше ничего, то, скорее всего, ты будешь актером. И тут уже дело не в генетике, а в том, что окружает тебя с детства.

Значит, на выбор профессии влияет именно среда?

М. П.: Да. Меня, например, никогда не заставляли стать артистом. Никогда. Папа непонятно зачем отдал меня в математическую школу при академии Педагогических наук СССР. Я в ней учился до 8 класса и искренне не понимал, что я там делаю. Поэтому честно могу сказать, что когда привыкаешь к определенной атмосфере, в другую окунаться уже не хочешь. Это то, что цепляет тебя в детстве и уже не отпускает никогда. И в этом есть свои минусы. Потому что актерский труд — это очень тяжелый путь и зависимая профессия. Заработать большие деньги, будучи актером, невозможно. По крайней мере, у нас в стране.

Получается, что для вас работа — это кайф?

М. П.: Это образ жизни. Я смотрю, опять же, на людей, которые ходят в море. Их каждый день штормит, они на старых баркасах опускают якорь, поднимают сети, солнце, жара... И ты со стороны не понимаешь, как это вообще возможно... Но они привыкли. Как рыба привыкла жить в воде, так же и я привык находиться за кулисами или на съемочной площадке. Я не отношусь к этому как к работе и не жду, когда же это закончится. Для меня спектакль — это способ самовыражения, энергетическая разрядка даже на физиологическом уровне...


А что тогда
влияет на формирование характера?

М. П.: Ну, это несколько другое. Характер закладывается, как мне кажется, с первых месяцев жизни. И, на мой взгляд, до 5 лет ребенок должен жить в любви. Когда я вижу мамашку, которая трясет малыша за руку и кричит: «Заткнись, я сказала!», я представляю, что будет с этим ребенком в 13-14 лет. Я не могу на это спокойно смотреть. Потому что ведь он еще не понимает, что от него хотят. Хотя сам я приверженник строгого воспитания.

Вы строгий папа?

М. П.: Нет, я не могу сказать, что я строгий. Скорее, требовательный. Я, вообще, функции папы из-за своей занятости выполняю очень редко. Правда, недавно отдыхали с моей женой Ларисой и Миленочком у друзей на даче. Целых четыре дня я был реальным папой — нянчился с дочкой, кормил ее. А так в основном моя Лара все время с ней.

Вы в детстве тоже сами себе были предоставлены? Кто воспитывал Михаила Полицеймако, актера, биография которого так известна всей стране?

М. П.: У меня было две бабушки. Причем, две противоположности. Мамина мама, бабушка Женя, происходила из династии Альшванги и была крайне интеллигентной дамой. Она, даже когда ругалась с моим папой, говорила ему: «Молодой человек, я вас сейчас ударю палкой». Папина мама, баба Ида, всю жизнь проработала фармацевтом и была из рабочей семьи. И вот они постоянно спорили по поводу моего воспитания. Потому что одна бабушка говорила: «Мальчик должен кушать», а вторая: «Мальчик не должен быть толстым». В общем, как видите, победила та бабушка, которая говорила, что мальчик должен кушать. А еще у меня была потрясающая няня — Варвара Григорьевна Зайцева, которая еще воспитывала моего старшего брата Юру. У нас дома всегда была шумная, дружеская, открытая атмосфера. Вообще, я очень любил моменты, когда оказывался с родителями.

Вас наказывали за шалости или жизнь прошла без ремня?

М. П.: Я вообще не знаю, что такое ремень, слава Богу! Меня не наказывали, так, иногда ругали. Но я не был избалованным ребенком. Помню смешной момент, когда в 6 лет я встал на стул и начал рассказывать бабе Иде, которая просто не переносила мата, что я знаю слова на бэ, пэ и хэ. А она бегала и кричала: «Боже мой, что он говорит! Что теперь делать с этим ребенком!». Вот такая вот была развлекуха.


Какие у вас
самые яркие воспоминания детства?

М. П.: Их очень много. Но прежде всего, связанные с гастролями, Когда мне было 5 лет, я ездил с театром на Таганке в Ташкент. Лето, медовый аромат спелых дынь на развалах, жара... Еще запомнился круиз с папой и Марком Розовским на теплоходе «Тарас Шевченко», когда мы плыли из Одессы в Крым. Было очень классно! Самые теплые воспоминания о Коктебеле, в котором я отдыхал каждое лето с 6 до 18 лет. Помню спектакли в театре на Таганке, которые я смотрел по 20-30 раз за кулисами...Эх, вернуть бы детство!

Обычно дети хвастаются родителями. Вы хвастались?

М. П.: Я и сейчас продолжаю это делать. У меня уникальные родители, я ими очень горжусь. И счастлив, что родился именно в этой семье.

На кого вы больше похожи внешне, по характеру?

М. П.: Что касается внешности, мне все говорят, что я очень похож на маму. Характер у меня, скорее, отцовский. Хотя, не совсем, наверное, это все-таки своеобразный микс маминого и папиного.

Как вы считаете, вас правильно воспитали?

М. П.: Безусловно. И главное достижение моего воспитания в том, что я реально могу себя оценить. Я смотрю на себя в зеркало и не завышаю свою самооценку, и, в то же время, не занижаю. Я вижу то, что вижу. Однако у меня в детстве не было ситуаций, в которых надо было преодолевать трудности. И в этом минус. Например, многих детей отдают в настоящий спорт. И уже в 12-13 лет они знают, что такое работать на износ.

Вот я этого не знал. Поэтому, когда поступил в институт, на первом курсе у меня начался кризис. Как это была такая благополучная жизнь, а теперь надо впахивать? Для меня это было как обух по голове. Также и бокс...


Кстати
, что вас сподвигло принять участие в проекте «Король ринга»? В жизни не хватало адреналина?

М. П.: Во-первых, мне было приятно, что меня пригласили в этот мужской вид спорта, а не в какую-то попсень. Адреналин — это когда ты не знаешь, что это такое, а когда ты уже начинаешь тренироваться и получаешь по рылу и понимаешь: а ведь все по-настоящему... Вот таких ситуаций мне и не хватало. Поэтому я считаю, что в какой-то момент детям надо давать почувствовать, что это такое — работать на износ. Мне бы хотелось, чтобы Милька с 9-ю лет занималась теннисом и плаванием до седьмого пота. Причем с тренером, который давал бы ей нагрузку. Детей заранее надо ставить в такие ситуации, из которых они бы самостоятельно искали выход. Это и есть подготовка к настоящей взрослой жизни. И она обязательно должна быть.

В чем принципиальное отличие в воспитании сына и дочки?

М. П.: Воспитание детей вообще начинается с 5-6 лет. Несмотря на то, что своего сына от первого брака Никиту я вижу редко, я уже сейчас начинаю приучать его к главному принципу дисциплины: «сказал — сделал». Если я один раз попросил его что-то сделать, а он этого не выполнил, я обязательно напомню ему еще раз и, в конце концов, он внемлет моим просьбам. К сожалению, у него есть няня, которая его балует. Например, сейчас я его ругаю за то, что он сам не одевается. Конечно, проще, когда ботинки тебе зашнурует няня. Я и сам помню, как в детстве меня одевали бабушки, и меня это жутко раздражало. Это надо сразу искоренять. Вот девочка есть девочка. Но, если ее сильно баловать, тоже сядет на шею маме с папой, разложит лапти и скажет: «Вот, я такая!». Я такого не допущу ни в коем случае. Безусловно, не должно быть кадетского воспитания, когда дети тихо ненавидят своих родителей и потом в 17-18 лет все им высказывают. Но мне хочется, чтобы дети с 8 лет мыли посуду, слушались родителей — если папа сказал вынести мусор, значит, его надо вынести, и компьютерные игры — это не оправдание. То есть надо начинать вот с таких обычных вещей, чтобы дети понимали, что свободное время надо заработать. Все эти избалованные московские дети, которые в 16 лет ездят на «Феррари», — не просто мажоры, а самые настоящие дубль-диезы. В 25 лет они разочаровываются в жизни, потому что у них все есть и не к чему стремиться...


У моей дочери
несколько другое воспитание, чем у сына. Мы с женой принципиально отказались от няни. Я, конечно, понимаю, это модно. Но для меня шок, когда какая-нибудь известная женщина уже через несколько дней после родов снимается для журналов, а ребенка отдает на воспитание няне, вместо грудного молока кормит его смесями. Приходящая мама — это неправильно. В будущем это аукнется, и в какой-то момент ребенок скажет: «Мам, а пошла ты!».

Лариса Полицеймако: На самом деле я сумасшедшая мама и даже с бабушками не всегда оставляю дочь. А няня — это вообще чужой человек в доме. Да еще столько страшных историй показывают по телевизору про то, как няни издеваются над детьми. И потом мама, и ребенок так взаимосвязаны! Разве я могу оставить свою кроху с кем-то и уйти?

Михаил, вы присутствовали на родах. Чья это была инициатива? Какие остались впечатления? В обморок не упали? М. П.: Это была полностью моя инициатива. Я очень хотел поддержать свою любимую жену и быть с ней рядом. Эмилию мы «рожали» в Перинатальном Медицинском Центре. И второго рожать будем там. Когда присутствуешь на родах собственного ребенка — это незабываемо...

Л. П.: С Мишей рожать мне было очень легко. Он все 1,5 суток был рядом со мной. Приехал с гастролей уставший, и сразу ко мне. Когда он зашел в палату в чепчике и халате, я его вообще не узнала, думала, новый врач какой-то. Смотрю, мой муж! М. П.: Я все время смотрел на аппарат, который показывал динамику схваток. Потом увидел Милькин чуб. Причем она родилась и молчит. Я так испугался! Спрашиваю у врачей: «Все нормально?». Они: «Да». И когда они очистили ей ротик и носик от слизи, только тогда я услышал крик моей дочери.

Л. П.: Миша взял ее на руки, и у него по щекам покатились слезы, настоящие красивые мужские слезы. Я первый раз видела, как мой муж плакал. Это было так трогательно и приятно! М. П.: У меня остались самые лучшие воспоминания от присутствия на родах. И второй раз рожать будем вместе, и третий. Я считаю, что детей должно быть много. Поэтому в ближайшем будущем собираюсь построить большой дом, в котором всем хватит места.

Почему назвали дочку Эмилией?

М. П.: У нас было два варианта имени — Софья и Эмилия. Но все-таки решили остановиться на втором. Она же у нас миленькая, милая. Кроме того, имена Лариса и Эмилия оба греческие. Мы же на самом деле греки. А главное, если разобрать имя «Миля», то первый слог «Ми» от имени Михаил, а второй «Ла» — от имени Лариса. Вот и получилась у нас Эмилия Михайловна Полицеймако собственной персоной.


На кого она больше похожа?
Л. П.: Внешне она вылитая прапрабабушка, и еще очень похожа на Мишу в детстве. Недавно был смешной случай. К нам пришел массажист, смотрит на детскую фотографию Миши и говорит: «Ой, какая Миля фотогеничная!». А я говорю: «Вообще-то, это наш папа». Вот такое потрясающее сходство.

Какую судьбу пророчите дочери?

М. П.: Миля очень любит музыку. Поэтому посмотрим, есть ли у нас слух, захотим ли мы играть на фортепиано. Абсолютно точно будем учить английский, и заниматься теннисом. А там посмотрим. Л. П.: Еще дочь у нас увлекается литературой. Может часами с бабушкой рассматривать книги. Так что девушка она у нас серьезная.

Как вы относитесь к методикам раннего развития?

М. П.: Я считаю, что ребенка до 5-6 лет вообще нельзя загружать. У него должно быть счастливое детство. А если гениальность есть, она сама проявится. Л. П.: Я месяц с Милей ходила в школу общего развития, и с i сентября мы туда опять пойдем. Ей там очень нравится. Потому что педагоги через игру развивают восприятие мира.


Вы будете влиять
на выбор профессии ваших детей?

М. П.: Ни в коем случае. Хотя честно скажу, боюсь услышать от дочери фразу: «Папа, я хочу стать актрисой». Это очень тяжелый путь. И не каждый его выдержит.

Какие качества характера вы хотели бы, чтобы Миля взяла от вас, а какие от мамы?

Л. П.: Лично я хочу, чтобы у нее был Мишин характер. Он у нас такой добрый папа!

М. П.: Мы сейчас можем сколько угодно философствовать по этому поводу, но у нее уже есть свой характер. Лариса — потрясающая мама и жена, поэтому я хочу, чтобы Миля была похожа на нее. Вообще, самое главное, чтобы наша девочка всегда говорила «здравствуйте» и «спасибо». Чтобы она была хорошим человеком, а это складывается из поступков. Дети, они же всегда лучше своих родителей, поэтому у нее должен быть характер лучше, чем у нас.

Семен Фарада мечтал о сыне — эта мечта сбылась, когда актеру было 42 года. Михаил Полицеймако рад, что сам стал отцом намного раньше. «Глупо звучит, но я счастлив, что у моих детей молодой папа. Никита родился, когда мне было 25, Эмилия — в 31, а Соня — в 34 года. Сейчас мне 37 лет, и у меня есть какой-то запас времени. Я могу с ними побыть, поставить их на ноги и увидеть своих детей в их тридцать семь».


— Мне было лет шесть, мы ехали на поезде в Коктебель через Феодосию. В Харькове обычно длинная стоянка — когда едешь из Москвы, то 18 минут, а на обратном пути вообще 22 минуты. Папа вышел за мороженым, а когда купил его, состав уже трогался, и папа прыгнул в другой вагон. Подходя к нашему купе, услышал мой плачущий бас: «Такого отца потеряли!!!» Я обожал папу и прекрасно знал, как он любит меня. Еще в более нежном возрасте, года в четыре, у нас в ходу была такая шутка. Папа спрашивал: «Где мое солнце?» — я в ответ показывал на себя пальцем. Я поздний ребенок: родился, когда маме было 38 лет, а папе 42 года. У мамы был взрослый сын от первого брака, мой брат Юра, а у папы до меня детей не было.

— Он рассказывал, почему так получилось?

— Это тайна, которую мы никогда не обсуждали. Прежних папиных жен я ни разу не видел и ничего о них не слышал… Отец же до 40 лет жил совсем другой жизнью: окончил серьезный технический институт — «Бауманку», служил на флоте, работал инженером, правда, параллельно участвовал в самодеятельности… Не знаю, почему он не стал отцом в то время. Но когда он пришел работать в Театр на Таганке, познакомился с мамой и полюбил ее. Он мечтал о ребенке и не мог на меня надышаться. Сам отец говорил: «В первые годы я не выпускал Мишу из губ». А маме он дал прозвище Марья-искусственница. Я родился здоровым кабаном, весил 4200 г и отличался прекрасным аппетитом. Стал кусать маму, и у нее началась грудница — воспаление молочных желез, кормить она меня не смогла. Папа бегал за молоком на молочную кухню. Когда о нашей проблеме узнал Владимир Высоцкий, он привез из валютного магазина огромную банку датской сухой смеси — в 1976 году в СССР о такой диковине мало кто слышал. Сухого молока, подаренного Высоцким, мне хватило на несколько месяцев.

— Папа дружил с Владимиром Семеновичем?

— Нет. Он был маминым хорошим другом. Году в 1979-м они поругались, а через какое-то время Высоцкий к ней подошел: «Маш, давай помиримся, а то я чувствую, что скоро умру». И они помирились.

— Вы понимали в детстве, что товарищи родителей — звезды? Трепетали перед кем-то из них? Михаил Ширвиндт в интервью «ТН» рассказывал, как в 10 лет под впечатлением от «Бриллиантовой руки» попросил Андрея Миронова дать автограф. Тот написал: «Миша, твой папа тоже неплохой актер»…

— Когда я в детстве приходил в театр, то побаивался разве что Юрия Любимова, потому что это мамин и папин начальник. А к Валерию Золотухину, Леониду Филатову, Ивану Бортнику заходил в гримерку запросто. Понимал, что они актеры, видел их спектакли и фильмы, но автографы ни у кого не брал. Сейчас жалею только, что Андрея Дмитриевича Сахарова ничего не попросил написать на память, а ведь сколько раз выпадала возможность, я же бывал у них дома…

— Надо же! Родители даже академика Сахарова знали?

— Бабушка Женя, мамина мама, была актрисой Ленконцерта и дружила с Еленой Боннэр, будущей женой Сахарова, и эта дружба перешла по наследству к моей маме. Когда мама переехала из Ленинграда в Москву и ей негде было жить, Боннэр предложила остановиться у нее. Елена Георгиевна и Андрей Дмитриевич жили на «Курской», недалеко от Театра на Таганке, и мама у них часто бывала.

— Мама жила у Боннэр, папа вырос в одной коммуналке с Владимиром Ресиным, будущим первым заместителем мэра Москвы… С какими интересными людьми сводила жизнь ваших родителей!

— Это точно. Но они дружили вовсе не с одними знаменитостями. У меня, как у многих московских детей, была сильная аллергия, и когда мне было 5 лет, врачи посоветовали сменить климат — отвезти меня в Крым. Приехали в Алушту, а там жара невыносимая, как на сковородке. Мы двинули в Коктебель. Постучали в дверь первого попавшегося дома, спросили, пускают ли хозяева жильцов… И с тех пор я каждый год до 19 лет жил летом у этих

людей — дяди Толи и его жены. Мы практически родственниками стали. Однажды их младший сын упал с большой высоты, ударился головой о бетонную плиту, и у него начались приступы эпилепсии. Мои родители позвали наших друзей в Москву, папа водил ребенка по лучшим врачам, и его вылечили! Мы с этой семьей до сих пор общаемся. Только, к сожалению, Коктебель очень изменился, и я туда уже не езжу. Последний раз заглядывал на пару дней, когда снимался неподалеку в сериале «Богиня прайм-тайма». Но в 1980-е годы я его обожал! В Коктебеле был дом Любови Полищук, где почти все детство провел Леша Макаров (там я с ним и познакомился), жил Евгений Фридман с семьей. Да там вся творческая Москва отдыхала. Пока гуляешь по набережной под кодовым названием «Бродвей», встретишь приятелей, с которыми дома год не мог увидеться.

Однажды папа с дядей Толей пошли туда ночью, да еще и меня, 10-летнего, прихватили. Был День десантника или какой-то другой праздник. А в те годы у подростков была опасная развлекуха — массовые драки, но не район на район, а город на город. Москва била Харьков, Харьков бил Киев, а Киев бил Москву. Мы гуляем, никого не трогаем, и вдруг на нас несется толпа то ли киевских, то ли харьковских хулиганов. Обступают и спрашивают: «Москалей не видели?» — «Не видели». Мы, естественно, испугались. И тут кто-то из толпы восклицает: «Это же артист! Уно, уно, уно…Ун моменто! Дашь автограф?» И папа в молчании дал 40 автографов подряд.

В Коктебеле родители не всегда жили со мной, ведь у них были гастроли и съемки. Но один раз место папиной работы совпало с местом моего оздоровительного отдыха: когда мне было 10 лет, папа снимался в «Человеке с бульвара Капуцинов». В 4 км от Коктебеля, в Тихой бухте, построили из фанеры город, точь-в-точь как в кино про Дикий Запад. Я смотрел на съемки с восторгом. Актеры один другого лучше — Андрей Миронов, Михаил Боярский, Лев Дуров, Николай Караченцов! Ковбои, индейцы, драки — что еще нужно 10-летнему пацану для счастья? А когда у папы был перерыв, мы шли купаться.

Он часто меня брал на съемки, но не все они были так же прекрасны. Я ужасно скучал в Одессе, глядя, как папа снимается с Александром Ширвиндтом в «Миллионе в брачной корзине» — одни непонятные взрослые разговоры, которые мне быстро надоело слушать. А недавно я работал в Киеве, и ко мне подошла второй режиссер Ольга Константиновна: «Миша, я помню, как ты маленький приезжал сюда с папой на съемки «Алмазов шаха»!» А я уже и забыл: подростковый возраст, юность помню в подробностях, а детство яркими вспышками.

— Вы ведь тоже снимались с папой в эпизодах. Интересно было? Не страшно?

— Я понимал, что дело ответственное, но зажима, от которого скулы сводит, не было. Сейчас со мной, мамой и женой в программе «Дом вверх дном» на канале ТВ Центр снимается Эмилия, старшая дочка, — у нее вообще никакого волнения перед камерой, только козы испугалась. Думал, она будет быстро уставать, но ничего подобного: устает, как и я, лишь когда в павильоне жарко. Наверное, у нее актерская игра в крови. Если бы я с пяти лет так работал… Это же опыт, он накапливается… Но я в детстве играл совсем чуть-чуть. Маленьким вместе с папой бегал в массовке в спектакле «Десять дней, которые потрясли мир». Позже отец играл в фильме «Детство Темы» учителя французского языка и предложил взять меня на роль гимназиста. Еще я сыграл папиного сына в комедии Марка Айзенберга «Болотная street, или Средство против секса» — там у меня была роль побольше.

— Репетировали дома с папой?

— Нет, но он объяснял, что слово режиссера всегда закон, и очень переживал за меня на съемках. Однако мы сняли большую сцену, не напоровшись на подводные камни. Папа исполнял роль фальшивомонетчика. Его сын-оболтус покрасил все доллары, кропотливо нарисованные трудолюбивым отцом, в фиолетовый цвет, и отец устроил хулигану разнос. Дело было в 1990-м, актерам задерживали зарплату. Мою маму играла Бронислава Захарова. Между дублями папа сунул мне пачку фальшивых денег и сказал: «Отдай тете Броне, скажи, что выдали аванс». Я к ней подошел, сунул эту пачку, а она сказала: «Ты весь в отца!» Папа не упускал случая наколоть ближнего. Когда играл могильщика в спектакле «Гамлет», подлил одному актеру водку вместо воды. А однажды разыграл меня на глазах у всего зала! Я учился в институте, а отец участвовал в «Юморине». Позвонил мне и попросил: «Слушай, нужно, чтобы ты приехал и сыграл мне джаз на выход». Отвечаю: «Папа, я в трениках, грязный. Не могу!» Он говорит: «Да какая разница, рояль за кулисами будет». Приезжаю — рояль не за кулисами, а в углу сцены. Но деваться некуда — я успокаиваю себя мыслью, что на аккомпаниаторов все равно никто не смотрит. И тут ведущий торжественно объявляет: «На сцене заслуженный артист России Семен Фарада и его сын, студент ГИТИСа Михаил Полицеймако!» Зрители аплодируют папе, потом переводят глаза на меня — и замирают… У сына артиста Фарады прическа а-ля «ежик в тумане», выцветшие до рыжины старые ботинки и знававший лучшие времена спортивный костюм.

Я не помню, чтобы папа проводил со мной воспитательные беседы. Никогда не ругал. Только потом стал, когда заболел… Но пока я рос, у нас не было ни одного отцовско-родительского конфликта. Мама меня больше контролировала. Хотя и ей было некогда: репетиция с одиннадцати до двух, а в семь вечера спектакль. Мама прибегала домой на два-три часа, успевала что-то приготовить, пообедать и убежать. Лет с двенадцати я был предоставлен сам себе. А до этого мною дружно занимались бабушки и няни, которые воспитывали меня, как Лебедь, Рак и Щука из басни Крылова.

Когда мне исполнилось шесть, мы переехали из небольшой двухкомнатной квартиры на «Выхино» в просторную четырехкомнатную квартиру на «Красных Воротах», съехавшись с обеими бабушками. Не знаю, зачем родители пошли на это. «Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой», как мои бабушки!

Баба Женя, мамина мама, — актриса Ленконцерта, вдова народного артиста СССР Виталия Полицеймако, была дама богемная. А баба Ида, папина мама, из простой рабочей семьи и всю жизнь проработала фармацевтом в аптеке. Они были антиподами во всем, начиная с режима дня. Все скандалы в нашем доме случались из-за того, что они по-разному пытались меня воспитывать. Папа практически не бывал дома — снимался, мама пропадала в театре, но стоило им переступить порог нашей квартиры, как их втягивали в конфликт. Бабушка Женя в гневе кричала папе: «Молодой человек, я ударю вас палкой!» Баба Ида считала, что я должен после школы сидеть и делать уроки, а гулять — самое позднее до семи вечера. Но с двух часов дня и до двенадцати ночи я играл в футбол, что абсолютно устраивало бабу Женю. Другим камнем преткновения было мое питание. Я был не худым мальчиком, и все детство бабушки спорили, есть или не есть Мише колбасу. По мнению бабы Иды, после шести вечера мне можно было только кефир, зато баба Женя была уверена, что пара бутербродов еще никому не повредила. Я действительно после футбола умирал от голода. И няня Варя, доставшаяся мне по наследству от брата Юры, украдкой носила мне в постель колбасу.

В 1987 году дебаты внезапно прекратились — скончалась баба Женя. А в 1989 году и баба Ида. У няни Вари, когда она была дома, в Воронежской области, случился инсульт. Мы ее забрали в Москву, и она угасла у нас на руках. Все трое ушли так внезапно. А папа тяжело болел долгие девять лет… Глупо звучит, но я счастлив, что у моих детей молодой отец. Когда я появился на свет, папе было 42 года. Мой старший сын Никита родился, когда мне было 25 лет, Эмилия — в 31 год, а через три года Соня. Сейчас мне 37 лет, и у меня есть какой-то запас времени. Надеюсь, я успею поставить детей на ноги и мы вместе отметим их 37-летие.

— Считается, что поздних детей обычно больше и контролируют, и балуют…

— Не скажу, что меня опекали как Марфушечку-душечку. Несмотря на наличие двух бабушек и няни, с восьми лет я активно тусовался во дворе с ребятами. Помню серьезный разговор с родителями, когда мне было 17 лет. Они решили промыть мне мозги, чтобы, не дай Бог, не вздумал попробовать наркотики. Я на их месте тоже бы волновался. У меня четверо одноклассников умерло от героина. Но в целом жесткого контроля не было. С первого курса я ночевал у друзей в общаге, отвисал на модной дискотеке на ВДНХ. Папа пару раз приехал туда, посмотрел, как я танцую, — и все. Чтобы меня особенно баловали, тоже не припомню. В школе давали карманные деньги. Но как только я поступил в институт, на досуг зарабатывал себе сам. Во-первых, получал стипендию, во-вторых, искал подработки. В 1993 году бегал на Радио Maximum, которое тогда находилось на Пушкинской площади, и записывал рекламные ролики. За один они платили $7, а я мог в месяц записать роликов 15-20. $100-140 были тогда для студента целым состоянием! Записывался и на «Серебряном дожде», и на «Радио 101». Потом мы стали участвовать в массовке в молодежном театре.

Папе нравилась моя самостоятельность, но в нужный момент он умел подстелить соломку. Я на всю жизнь запомнил поездку в Екатеринбург. У меня есть друг Денис Назаренко, он сейчас артист театра «Эрмитаж». В 1997 году он стал работать в Театре Романа Виктюка. И на гастролях в Екатеринбурге ему предложили: «Если у тебя есть какой-нибудь спектакль, привози». Пообещали отличные деньги! Денис переделал свой дипломный спектакль, позвал меня и еще одного нашего друга Никиту Салопина, а женскую роль играла жена Дениса — Юля. Нам пообещали заплатить по $200 — это было просто сказочное предложение! Когда я воодушевленно собирал сумку, папа спросил: «Куда намыливаешься?» — «В Екатеринбург с Назаренко». — «На, возьми сто долларов». — «Да зачем мне твои сто долларов, мне двести заплатят!» — «Пожалуйста, возьми…» Уговорил. В Екатеринбурге с самого начала все пошло как-то странно: нас поселили в общежитии местного те­атрального института. Но это никого не смутило, хотя Денис с Юлей недавно стали молодыми родителями и приехали с грудным младенцем и взятой на подмогу тещей. После спектакля пригласивший нас парень накрыл стол и объявил, что случилась неувязочка и сейчас денег нет, но он их обязательно вышлет. Тут мы и заподозрили, что это чистое кидалово. Тогда подобные истории случались и с гораздо более известными актерами. Спартак Мишулин, взяв с собой часть труппы Театра сатиры, прилетел на Дальний Восток с «Карлсоном», а когда сыграл в Хабаровске два спектакля из девяти запланированных, пригласивший их человек исчез. И я уж не помню, кто им помог улететь оттуда. Екатеринбуржец поступил гуманнее — выдал нам обратные билеты. Мы, голодные, без денег, садимся в поезд. И тут я — та-дам! — вытаскиваю папины сто долларов! Мы их проели. Перед отъездом я успел позвонить отцу, и с каким же ликованием он встречал меня на Казанском вокзале! Первым делом спросил: «Ну что, гастролер, как заработки?»

— Вы сейчас вместе с женой, мамой и старшей дочкой ведете на канале ТВ Центр программу «Дом вверх дном». В жизни у вас часто дом вверх дном бывает?

— Порядок и распорядок? Таких слов мы не слышали! Мы живем в квартире на «Красных Воротах» 31 год, и все это время у нас дом именно вверх дном. Мы все по отдельности — и я, и мама, и жена, и даже дочки — люди спокойные и миролюбивые, но в совокупности наши энергии образовывают ураганы. К нам приходила и приходит куча народу. Когда я был маленьким, тут жили мы с родителями, бабушки, няня и временами добрая половина творческого коллектива Театра на Таганке. Впрочем, гостили не только знакомые актеры, но и порой случайные люди. Это сейчас многие пытаются заработать за счет своей известности, а папа свою популярность радостно разбазаривал. К нему, например, подходил на улице человек и говорил: «Здорово! Ты отличный актер! А пойдем выпьем?!» И он мог пойти с ним и выпить. «А поехали ко мне домой!» — «А поехали!» Он начинал дружить с этими людьми. У него было огромное количество друзей, большинство из которых потом куда-то исчезло. Может быть, у них появились свои проблемы или их уже вообще нет? Не знаю.


31 декабря, на папин день рождения, плавно перетекавший в Новый год, в гостиную набивалось до 60 человек. В кухне могли одновременно курить человек пятнадцать, и еще десять дымили на лестнице. Вообще у папы, как в «Иронии судьбы…», была традиция: 31 декабря он с друзьями ходил в баню, в «Сандуны». Лет с десяти и меня брали в мужскую компанию, куда входили дядя Слава Суховер, дядя Валера Баранов, Андрей Пирлик… Правда, «Сандуны» мне не очень нравились. Я старался побыстрее попариться, чтобы потом, завернувшись в простыню, съесть что-нибудь вкусненькое, пока папа с друзьями выпивают. Тем временем дома наши женщины пекли и жарили. Папа родился в пять часов вечера, и к этому времени мы всегда приезжали домой. Мама начинала метать на стол. Обязательно был винегрет с майонезом, пирожки, а няня делала свой фирменный холодец. Когда папа заболел, на его день рождения стало собираться существенно меньше народа — человек 15-20, в основном родственники и близкие друзья.

Меня поражало, что при всей внешней папиной мрачности он никогда никому не отказывал в помощи. Все время устраивал кого-то в больницу, решал чьи-то бесконечные проблемы. Недалеко от Театра на Таганке была химчистка. Там работала женщина, которая принимала у папы вещи вне очереди. У нее случилось несчастье: сына посадили в тюрьму. И папа туда поехал — 400 км от Москвы, Вологодская область. Два дня выпивал с начальником тюрьмы, и тот, представьте себе, скостил парню срок!

Я к своему окружению отношусь более избирательно. Возможно, потому что в моей жизни были тяжелые девять лет папиной болезни, когда все вдруг исчезли. Кроме, конечно, самых близких. Впрочем, есть и те, о ком я всегда буду вспоминать с благодарностью. Например, Елена Юрьевна Васильева, главный врач кардиологического отделения 23-й больницы, где лежал папа. Когда у него случился инсульт, папу полагалось перевести в неврологию, но она оставила его в своем отделении и не отходила от отца.

Парадоксально, что могли помочь абсолютно незнакомые люди. Ко мне на улице как-то подошел человек и сказал: «Мы деньги собрали. Передайте, пожалуйста, вашему папе». Но по большому счету мы попали в вакуум. Папа был брошен. Вот поэтому я не живу так, как папа. Я не очень верю в огромное количество друзей. Мне кажется, у человека может быть два-три друга настоящих, а у папы их было слишком много, но, как показала жизнь, на самом деле один — Суховер. Ну еще Андрей Пирлик и Марк Розовский. Все остальные как-то отвернулись. И это чувство во мне живет. Я не обоз­лен, нет, просто живу по-другому.

Настоящая фамилия: Фердман

Семья: вдова — Марина Полицеймако, актриса; сын — Михаил Полицеймако, актер

Образование: в 1962 году окончил МВТУ им. Баумана

Карьера: служил на флоте, семь лет работал инженером. В 1972 году по приглашению Юрия Любимова стал актером Театра на Таганке. Играл в таких спектаклях, как «Добрый человек из Сезуана», «Мастер и Маргарита», «Гамлет». Снялся в фильмах «Гараж», «Чародеи», «Формула любви», «Человек с бульвара Капуцинов» и др. Народный артист РФ

Семья: жена — Лариса Полицеймако, актриса; сын от первого брака — Никита (12 лет); дочери — Эмилия (6 лет), Софья (3 года)

Образование: в 1997 году окончил РАТИ (ГИТИС)

Карьера: впервые снялся в кино в 8 лет, в комедии «Что такое «Ералаш»?». Сыграл в фильмах «Даун Хаус», «Здравствуйте, мы ваша крыша!», «День радио», «День выборов», «72 метра», сериалах «Простые истины», «Моя прекрасная няня», «Богиня прайм-тайма» и др.

Михаил Полицеймако – это яркий актер, который, кажется, был рожден для того, чтобы играть в кино и театре. Его карьерный путь начался уже в восемь лет, однако творческой энергии этому неординарному актеру с лихвой хватило на многие годы.

В настоящий момент наш сегодняшний герой является признанным деятелем кино и театра. В его фильмографии значится множество интересных ролей. А потому разговор о его жизни и актерской судьбе наверняка должен получиться интересным. Что ж, тогда не будем терять попусту время. Мы начинаем!

Ранние годы, детство и семья Михаила Полицеймако

Михаил Полицеймако родился в Москве в семье, которая была примечательна сразу несколькими звездными личностями. Так, отцом нашего сегодняшнего герой был признанный мэтр советского кинематографа – актер Семен Фарада . Не менее «звездной» личностью была также мама будущего актера – артистка Мария Полицеймако, большую часть жизни игравшая в театре на Таганке. Ярким и неординарным человеком был даже дед нашего сегодняшнего героя – народный артист СССР Виталий Полицеймако (Большой драматический театр). Таким образом, уже сразу после своего появления на свет наш сегодняшний герой был постоянно окружен известными театральными актерами.

Наверное, воспитываясь в подобном окружении, Михаил с самого детства был обречен стать известным актером. Он учился ремеслу у своего деда, пристально следил за карьерой своей популярной матери, а также не пропускал ни одного фильма с участием своего отца.

Таким образом, почти все детство юного актера проходило за кулисами различных театров, в гримерках и на съемочных площадках. Однако во всем остальном наш сегодняшний герой был самым обычным ребенком. Он учился играть на фортепиано, а затем самостоятельно освоил гитару.

Кроме того, главной страстью его детства был футбол. Несмотря на полноту, играл Михаил довольно неплохо, а потому некоторое время даже всерьез подумывал о карьере профессионального футболиста.

Однако в какой-то момент мама предложила маленькому сыну попробовать себя в качестве актера. Михаил согласился и после окончания школы отнес документы в театральный ВУЗ. Как это ни странно, только лишь в этот момент наш сегодняшний герой начал по-настоящему увлекаться лицедейством.

Актёр Михаил Полицеймако - Рюмка водки на столе

Актерское ремесло и творческая обстановка ГИТИСа настолько поразили Михаила Полицеймако, что впоследствии он просто не представлял своей жизни без кинематографического и театрального искусства. Об этом он неоднократно сам заявлял в своих интервью. Однако несколько странными данные высказывания делает то обстоятельство, что еще в детском возрасте наш сегодняшний герой успел сняться в нескольких небезынтересных фильмах. Возможно, актер просто не воспринимает те роли всерьез?

Карьера актера Михаила Полицеймако, фильмография и роли в театре

Новый этап в карьере актера начался в тот момент, когда он успешно окончил ГИТИС. В этот период он стал часто участвовать в различных кинематографических проектах, а также выступать вместе с труппой Российского академического молодежного театра. В самом начале театральные роли занимали главенствующее место в судьбе актера и превалировали над кинематографическими работами. Однако с течением времени все встало с ног на голову. Впоследствии Михаил Полицеймако неоднократно критиковал российские театры и сам принцип их построения.

В какой-то момент он стал играть практически только в кинематографических и телевизионных проектах. Наиболее успешными работами актера на данном поприще стали картины «ДМБ», «По ту сторону волков», «Дарья Васильева: любительница частного сыска», «День денег», «Здравствуйте, мы ваша крыша» и некоторые другие. Он работал вместе с такими актерами, как Станислав Дужников, Иван Охлобыстин и другими.

Данные фильмы, а также многие другие картины принесли актеру известность в широких кругах, однако о настоящей популярности говорить, к сожалению, не приходилось.

Михаил Полицеймако в Приюте комедиантов

Впоследствии наш сегодняшний герой продолжил часто сниматься в кино, однако чаще всего, как и прежде, играл преимущественно второстепенные и эпизодические роли. Его уважали режиссеры, ценили коллеги по цеху, однако главные роли в карьере Михаила Полицеймако по-прежнему оставались большой редкостью.

В общей сложности наш сегодняшний герой исполнил в кино и на телевидении более семидесяти пяти ролей. И подобная работоспособность в конечном итоге принесла свои плоды. В настоящее время Михаил Полицеймако является популярным актером, которого знают и любят во всех уголках СНГ. А что, кроме народной любви, нужно настоящему актеру?

Карьера Михаила Полицеймако в качестве телеведущего

В роли телеведущего наш сегодняшний герой впервые появился достаточно поздно. Уже будучи известным и популярным актером Михаил начал вести на канале «7ТВ» передачу «Зарядка для всей страны» (в паре с фигуристкой Марией Бутырской). После первой удачной работы актер (или уже телеведущий?) начал получать новые предложения о работе на телевидении. Так некоторое время он работал в качестве ведущего на канале «Домашний», а также вел программу «Утро на НТВ» на соответствующем канале.

Михаил Полицеймако похудел

Однако по-настоящему известен Михаил Полицеймако стал в качестве ведущего медицинской передачи «О самом главном». На данном проекте наш сегодняшний герой работал с 2010 по 2012 год.


Весьма примечательно, что до съемок в данной передаче актер сам испытывал большие проблемы со здоровьем. Его вес стал достигать отметки в 112 кг, и врачи начали предупреждать Михаила о высокой вероятности инсульта. В этот момент наш сегодняшний герой был вынужден серьезно задуматься о своем здоровье. Он похудел на 25 кг и стал тщательно следовать рекомендациям врачей в области здорового питания.

Личная жизнь Михаила Полицеймако

В жизни Михаила было два брака. Первой супругой представителя прославленной театральной династии стала актриса Ольга Лысак, которая родила ему сына Никиту. Однако данный семейный союз распался достаточно скоро. После развода бывшие супруги приняли решение о том, что им лучше жить недалеко друг от друга. В настоящее время Ольга и Михаил являются соседями, а потому их общих сын может проводить много времени с обоими родителями.

Второе супружество Полицеймако оказалось более удачным. С женой Ларисой наш сегодняшний герой счастлив в браке уже многие годы. В рамках данного союза на свет появилось две дочери – Эмилия и София, которых актер очень любит.

Несмотря на то, что многие зрители запомнили Михаила Полицеймако по его комедийным ролям в сериалах, сам он считает своей основной профессией игру в антрепризных постановках. Михаил не ограничивается этим и применяет свои способности как в различных телепрограммах, так и для съемок в рекламе. В своем напряженном графике актер находит время и для благотворительных дел, помогая больным детям. Личная жизнь Полицеймако сложилась очень счастливо: с любимой женой он воспитывает двоих детей, считая себя внимательным и заботливым отцом.

Михаил родился в 1976 году в Москве. Его родители были известными актерами: отец - Семён Фарада, а мама - Марина Полицеймако. Его дед, Виталий Полицеймако, являлся Народным артистом СССР. Неудивительно, что и детские годы будущего актера прошли за театральными кулисами, а в возрасте 8 лет он снялся в фильме «Что такое «Ералаш». Миша успевал не только учиться в школе с историческим уклоном, но и заниматься музыкой, а также играть с мальчишками в футбол и баскетбол. Юноша не стремился стать актером, однако, после того, как мама уговорила его пройти прослушивание в Щукинском училище, все изменилось.

После окончания школы он прошел обучение в ГИТИСе, после чего стал работать в театре. Полицеймако много снимался, благодаря чему сейчас за его плечами обширная фильмография, в которой очень много второстепенных и эпизодических ролей. Сам актер считает наиболее удачными свои работы в таких фильмах, как «По ту сторону волков» и «72 метра». Он также активно появляется и в сериалах, утверждая, что и эти проекты могут быть высокого качества. Имея большой опыт в роли телеведущего, в марте 2017 году Михаил вновь возвращается на канал «Россия 1», где вместе с доктором медицинских наук Татьяной Шаповаленко будет вести шоу «О самом главном».

Первая семья появилась в личной жизни актера, когда ему было всего 18 лет. Его женой стала тогда актриса Ольга Лысак. Вскоре у пары родился сын Никита, однако, через четыре года семейной жизни они расстались. Несмотря на развод, бывшие супруги сохранили дружеские отношения, а Полицеймако всегда поддерживал связь с сыном.

На фото Михаил Полицеймако с семьей: женой Ларисой и дочерью Эмилией

Со своей будущей женой Ларисой он познакомился, когда еще работал в Молодежном театре. Во время одного спектакля он вышел за кулисы и увидел девушку, в которую влюбился с первого взгляда. Со своей супругой актер счастлив в браке уже много лет. В семье подрастают две дочери - 10-летняя Эмилия и 7-летняя София. Девочки растут разными. Старшая дочь изучает музыку и танцует, предпочитая активный образ жизни. Соня же очень спокойная девочка, которая любит покушать, как и папа.

Когда Михаилу было 34 года, его вес составлял 117 кг. В то время врачи предупредили его о вероятности инсульта, благодаря чему актер занялся своим здоровьем, похудев на 25 кг. Ему пришлось расстаться навсегда с некоторыми любимыми продуктами и заняться физическими упражнениями.

Смотрите также

Материал подготовлен редакцией сайта сайт


Опубликовано 14.10.2016
Развод