Народный артист РФ Запашный Аскольд Вальтерович: биография, личная жизнь, творчество. Цирк братьев Запашных

«А вдруг он все-таки меня бросит? Что же мне тогда делать?!» - ошарашила корреспондентов «7Д» жена Аскольда Запашного Элен.

Решив завести детей, супруги очень хотели мальчика и девочку, но получились две дочки (Еве почти два года, а Эльзе шесть месяцев). «Иногда в магазине игрушек, покупая кукол, я ловлю себя на мысли: был бы у меня сын, я бы и вот эту машинку купил, и динозавриков, и конструкторы. И сам бы с удовольствием поиграл!» - улыбается Аскольд. «Мы мечтаем о мальчиках, и они у нас будут! - уверенно заявляет Элен. - Мы будем рожать, пока на свет не появится сын».

Аскольд строго смотрит на жену: «Давай только без фанатизма! Я не считаю, что нужно безумствовать и рожать, например, шестого ребенка в надежде, что он окажется мальчиком. Четверо детей - это максимум. И если в четвертый раз тоже будет девочка - замечательно! На этом и остановимся. Здесь, как говорится, как Бог даст».

Еще супруги заранее запланировали, что дети должны продолжить отцовскую цирковую династию. «Это вопрос рациональности, - считает Запашный. - Я столько лет провел на манеже, столько экспериментировал, как же я могу никому не передать свой бесценный опыт? Это было бы абсурдно. Моим детям даже не придется учиться в цирковом училище - я сам подготовлю их к работе. Буду учить их лет с пяти.

Мы с братом начинали с акробатики и жонглирования, и своих дочерей я поведу тем же путем». С этим прицелом родители и назвали девочек: будущим артисткам цирка следует носить яркие, броские, запоминающиеся имена. «Имя Ева выбрали по двум соображениям: во-первых, оно подходит для арены, и во-вторых, это еврейское имя, а поскольку моя супруга - еврейка, такой выбор приятен ее семье, - говорит Аскольд. - А имя Эльза просто красивое и очень нам нравится...» Старшая - Ева - больше похожа на мать, а младшая - папина копия, за что ее в шутку зовут Аскольда Аскольдовна. «Когда ты видишь, что ребенок похож на тебя, это как-то успокаивает, - смеется Запашный. - А то ведь, знаете, бытует же мнение, что только мать точно знает, кто отец ее ребенка». Элен шутливо подхватывает: «Об обеих своих беременностях я сообщала Аскольду в эсэмэсках, потому что в первый раз, когда я узнала новость, он был на гастролях, а во второй - я сама была в Израиле.

И он ворчал: «Ты вечно пишешь мне, что беременна, когда я далеко. Это как-то подозрительно». Вообще, Аскольд очень сдержанный мужчина. Когда узнал о второй беременности, написал мне: «Очень хорошо, все по плану. Мы ведь об этом мечтали». Рожая во второй раз, Элен захотела, чтобы муж присутствовал при родах, держал ее за руку и первым взял на руки ребенка. «Жена считает, что в первые минуты жизни младенцу необходим контакт с обоими родителями. А я не очень верю, что ребенок что-то запоминает в этот момент, - говорит Аскольд. - Думаю, что присутствие мужа больше нужно жене. И я был не против, но роды совпали с гастролями».

Цирк братьев Запашных постоянно гастролирует по стране и по миру, и дома Аскольд иной раз не бывает месяцами.

Из опыта других цирковых семей он знает, что долгая разлука - штука опасная, супруги отвыкают друг от друга, и чувства остывают. Поэтому Аскольд и Элен часто путешествуют вместе и берут с собой своих маленьких дочерей. «Чтобы быть рядом с мужем, я готова терпеть любые трудности и неудобства, - говорит Элен. - Хотя мы так приспособились, что особого дискомфорта не ощущаем. Возим с собой кроватки, холодильник, стиральную машину, шкафчики, даже шторы и постельное белье. Я привыкла к кочевому образу жизни, и когда Аскольд вдруг уезжает один, через месяц не выдерживаю и пишу ему: «Все, забирай меня, хочу к тебе!» Да и детям необходим постоянный контакт с папой». Таким образом, девочки имеют возможность видеться не только с любящим отцом, но еще и с дядей - папиным старшим братом Эдгардом Запашным.

«Мне кажется, что когда он берет их на руки, то прислушивается сам к себе, к своим ощущениям. Ведь собственной семьи и детей у Эдгарда пока нет, - рассказывает Аскольд. - Думаю, он для этого еще не созрел. Хотя, как и всякий дрессировщик, всеми навыками воспитания уже обладает».

Запашный считает, что с детьми, как и с хищниками, лучше всего срабатывает метод кнута и пряника: за всякий хороший поступок должно следовать поощрение, за плохой - наказание. «И нельзя путать эти границы! - убежден Аскольд. - А Элен позволяет Еве добиваться своей цели капризами. Вот дочь и научилась капризничать намеренно, шантажировать. Например, Ева подходит ко мне, тянет за руку и показывает на какой-то предмет. Я говорю: «Нет, нельзя». Она начинает плакать - я не реагирую.

Тогда она бежит к маме, устраивает настоящую истерику: орет, визжит. Я знаю, что ни в коем случае нельзя ей потакать, и в такие моменты у нас с Элен бывают разногласия». «Когда ребенок плачет, мое материнское сердце просто разрывается, - объясняет Элен. - У меня своя методика! Я просто нахожу другие выходы».

Бывают у них в семье разногласия и из-за ревности. Причем с обеих сторон. «Сейчас Элен уже разобралась в ситуации и понимает, где действительно стоит ревновать, а где нет, - говорит Аскольд. - В начале наших отношений она меня просто изводила своими подозрениями, ревновала буквально ко всем! А я ей объяснял: «Если ко мне подходит женщина, это еще не означает, что она меня домогается, что хочет затащить в постель. Скорее всего она хочет от меня только автограф.

При этом когда к моей жене кто-то подходит, я тоже ревную. Ведь у нее-то мужчины как раз не просят автографов, ими движет не что иное, как сексуальный интерес!»

Но тираном Запашного не назовешь. Во всяком случае, он не запретил жене, у которой, казалось бы, и так очень много дел с двумя детьми, поступить в нынешнем сентябре в ординатуру, чтобы закончить медицинское образование. «Мы много разговаривали на эту тему. Аскольд говорит, что мне вообще не нужно работать, что он в состоянии сам обеспечить семью. Но я хочу иметь профессию, быть независимой. Ведь всякое в жизни бывает, вдруг он через двадцать лет меня бросит, что я буду делать? Лучше уж подстраховаться», - делится Элен. «Зачем тогда вообще жениться, если думать о том, что через двадцать лет можем развестись? - пожимает плечами Аскольд. - Но я считаю, что глупо отучиться семь лет, а потом, не закончив, все бросить.

Так что пусть получит профессию - я не против».

Когда Аскольд и Элен только начали встречаться, родители с обеих сторон были против их союза. Дрессировщику прочили в жены цирковую артистку, а родители невесты мечтали о зяте - израильском враче. «Сейчас все замечательно! Родители видят, как мы любим друг друга и как нам хорошо вместе, - рассказывает Элен. - Глупо их осуждать за те давние настроения. Еще неизвестно, что я сама буду творить, когда мои дочери вырастут и найдут женихов. Понравится ли мне их выбор?» «Все будет хорошо! - считает Аскольд. - Главное, чтобы они любили друг друга и уважали - как мы с тобой».

Краткие сведения об Аскольде Запашном выглядят следующим образом. Он родился 27.09.1977 г. в Украине, в Харькове. Является одним из представителей знаменитой цирковой династии в четвертом поколении, народный артист России. Выступает в цирке как дрессировщик хищников, канатоходец, жонглер, акробат, вольтижер. Далее об Аскольде Вальтеровиче Запашном будет рассказано более подробно.

Знаменитая семья

Начиная рассказ о биографии Аскольда Запашного, нельзя не упомянуть о его знаменитой семье, насчитывающей четыре поколения. В цирке работали не только его родители, но также и бабушка, дед и прадед. Последнего звали Карл Томпсон. Он происходил из немецкой семьи, был клоуном-эксцентриком и выступал в России под псевдонимом Мильтон.

Затем семья Запашных стала специализироваться на дрессуре хищных зверей. Вальтер и Татьяна Запашные, родители Аскольда и его старшего брата Эдгарда, постоянно находились на гастролях. Эдгард родился в Ялте в 1976 году, а Аскольд в Харькове в 1977-м.

Школьные годы

Братья, несмотря на годичную разницу в возрасте, учились в одном классе. Отец мечтал об их цирковом будущем. Поскольку семья все время колесила по городам, мальчикам пришлось сменить множество школ.

Однако это не давало им права на плохую успеваемость, за этим строго следил отец. Он, несмотря на сильную занятость, всегда находил возможности для воспитания сыновей.

Начало карьеры

Цирковую биографию Аскольд начал еще в раннем возрасте. В первом цирковом номере он принял участие в 10 лет, а его официальный дебют состоялся в 11-летнем возрасте. Тогда семья гастролировала в Риге, где их номер «Машина времени» был тепло принят зрителями.

Когда в 1991 году Аскольд окончил школу, его семья заключила выгодный контракт, по которому она могла выступать в Китае. Это позволило сохранить животных в голодные 90-е. Для Запашных китайской стороной был выстроен летний цирк возле города Шэньчжэнь, в Сафари-парке.

Творчество

Аскольд Запашный во время пребывания в Китае и позже приобрел множество цирковых профессий. Он научился ходить по канату, жонглировать на спине у лошади, стал прекрасным акробатом-вольтижером, стал дрессировать не только крупных хищников, но и обезьян.

В данном виде дрессуры братья Запашные достигли больших высот. На 1-м всероссийском фестивале циркового искусства, прошедшем в 1997 году в г. Ярославле, они получили первый приз - «Золотую тройку».

После того как китайский контракт был закончен, семья вернулась в Москву. В 1998 году, на праздновании собственного юбилея, их отец, Вальтер Запашный, передал аттракцион под названием «Среди хищников» сыновьям.

Братья побывали на гастролях во множестве стран. Таких как Китай, Монако, Италия, Финляндия, Латвия, Эстония, Япония, Венгрия, Болгария, Монголия, Казахстан, Белоруссия.

Путь к вершинам мастерства

Аскольд Запашный и его брат Эдгард переняли премудрости дрессуры хищников от отца и развили их. Так, например, Аскольд за исполнение авторского трюка, представляющего собой самый длинный прыжок, совершаемый на спине у льва, оказался в Книге рекордов Гиннесса.

В 1999 году А. Запашный становится заслуженным артистом РФ, а в 2012 году - народным. А еще в 2012-м он получает должность художественного руководителя Большого Московского цирка, на которой работает по сей день, не прекращая артистические выступления.

Запашный с отличием окончил ГИТИС. Со своим братом он организовал «Цирк братьев Запашных». Он является режиссером-постановщиком и автором сценария многих цирковых шоу, среди которых такие, как: «Колизей», «Камелот», «Садко», «Легенда», «Страшная сила», «Хозяйка мертвого озера».

Эти шоу неизменно привлекают множество зрителей, которые остаются от них в большом восторге.

Личная жизнь Аскольда Запашного

На протяжении длительного времени знаменитый дрессировщик ходил в завидных женихах. Что немудрено при его видной внешности, росте 177 см, известности и богатстве. По свидетельству его окружения, за артистом охотились многие красавицы.

Однако в один момент они были разочарованы, так как стало известно, что Аскольд нашел наконец свою избранницу. Они поженились и родили двух очаровательных дочерей. Нужно отметить, что имена им были даны очень звучные - Ева и Эльза - в соответствии с традициями знаменитой цирковой семьи.

Встреча с Элен

С ней Аскольд Запашный познакомился во время гастролей в Минске. По национальности она еврейка и имеет израильское гражданство. Когда они встретились, Аскольду было 27 лет. К тому времен он расстался с артисткой цирка Еленой Бараненко, с которой восемь лет прожил в гражданском браке, так и не решившись на его узаконение.

Место рождения Элен - Белоруссия, однако еще будучи ребенком она с родителями уехала в Израиль. Девушка пришла в цирк вместе с другом Аскольда и сразу понравилась артисту. Ее отличали красота, обаяние, умение вести беседу. Кроме того, что Элен Райхлин являлась интересной личностью, она заинтриговала Аскольда еще и тем, что до встречи ничего не знала о нем и его творчестве. Это было для Запашного внове, так как он был избалован вниманием женщин, а здесь не находил его.

Преодоление препятствий

Три года длились их встречи, которые были почти эпизодическими, так как девушка не могла бросить получение высшего образования, а знаменитый дрессировщик не мог отменить гастроли.

Кроме этого, препятствием для развития отношений стало и мнение представителей обеих семей. Родные не были в восторге от возможного союза молодых людей. Родители девушки мечтали о еврейском зяте-враче, а семья дрессировщика хотела видеть в качестве его будущей супруги представительницу циркового круга. Ведь, по их мнению, только такой человек мог понять и разделить необычный стиль жизни артиста.

Но настоящая любовь помогла преодолеть препятствия, и брак состоялся. Родившиеся дочери укрепили его. Родные также коренным образом изменили свое мнение. Так, в одном из интервью мать Запашного вспоминала, что сначала отнеслась к невестке довольно холодно, но со временем приняла ее и полюбила. Она сказала сыну, что даже если они с Элен расстанутся, она будет оставаться членом семьи.

В 2016 году Эльза и Ева в первый раз выступили в цирке вместе с народными артистами РФ Аскольдом Запашным и Эдгардом Запашным - с отцом и дядей.

Авария и операции

В 2010 году братья Запашные при возвращении в Брянск для начала репетиций новой цирковой программы попали в аварию. Их автомобиль, наехав на бордюр и потеряв два моста, затормозил всего в 10 см от дерева. К счастью, никто из братьев не пострадал. Аскольд и Эдгард чудом были спасены благодаря ремням и сработавшим подушкам безопасности.

В 2014 году Аскольд Запашный перенес три сложнейших операции на позвоночнике, которые проводились в Германии. Нарушения в позвоночнике у артиста произошли вследствие исполнения им акробатических номеров и сложных трюков. Позже в интервью он вспоминал об этом с улыбкой, однако отметил, что, если бы вовремя не пошел к врачам, мог остаться на всю жизнь инвалидом.

Участие в общественно-политической жизни

Кроме цирковой деятельности и участия во многочисленных шоу, Аскольд Запашный принимает активное участие в общественно-политической жизни страны. Вот некоторые примеры:

  • 2011-й - подписание обращения против давления на судебную систему в связи с делом НК «ЮКОС».
  • 2012-й - доверенное лицо В. В. Путина.
  • 2014-й - подписание обращения, поддерживающего позицию Президента РФ по Крыму и Украине.
  • 2016-й - доверенное лицо «Единой России» на выборах в Думу и доверенное лицо С. С. Собянина, мэра Москвы.

Аскольд родился на год позже своего брата Эдгарда Запашного, но строгий папа — Вальтер Запашный не позволял младшему сыну отставать. Даже в школу братья пошли в один год, когда Аскольд был совсем маленьким. Дисциплины в силу возраста давались ему чуть тяжелей, но скатываться на плохие отметки папа не позволял, зорко следя за успеваемостью мальчишек.

Впрочем, открытый миру, жизнерадостный Аскольд с увлечением выполнял школьные задания, но с еще большем удовольствием занимался в цирке: папа тренировал сыновей с самого маленького возраста.

Китай

В 90-е, когда страна в миг поменялась, а семейное дело Запашных встало под угрозу из-за отсутствия средств к существованию, все вместе они уехали в Поднебесную. Китай встретил талантливых артистов радушно. Теперь в обязанности Запашного-старшего входило обучение китайских дрессировщиков. А мальчишкам ничего не оставалось, как учиться самим.

Аскольду нравились новые для него направления работы. В Китае он выучил сложный интонационный язык, учился жонглировать, стоя на лошадях, дрессировать обезьян. Лишь в конце 90-х, с возвращением в Россию Вальтер Запашный посвятил детей в сложные премудрости дрессуры хищных животных. Быстро переняв у отца хитрости, Аскольд попадет в Книгу рекордов Гиннесса со своим знаменитым «самым длинным прыжком верхом на льве».

Элен

Однако младший Запашный все же считается человеком гибким, внимательным, с более покладистым характером, чем у старшего брата. Даже его любимая узнала, каким он может быть строгим только прожив с Аскольдом некоторое время.


С супругой Элен знаменитый дрессировщик познакомился на гастролях в Минске. Студентку местного медуниверситета ему представили в общей компании. Девушка понравилась, но вот в кутерьме вечера он не сообразил попросить у нее телефон. Лишь на следующий день позвонил общему другу с просьбой договориться с девушкой о встрече. Однако Элен тут же отшила обоих.

Воспитанная в строгой еврейской семье девушка приехала учиться в Минск из Израиля, где много лет жила с родителями. Девушка была четко настроена получить хорошее образование и вернуться на родину — и никаких романов! Она из Хайфы-то сбежала потому, что там ей докучал назойливый кавалер.

Добился

Запашный не отступал и терроризировал друга на предмет телефона красавицы, друг наступал на Элен, уговаривая дать номерок прекрасному, доброму и сердечному, обаятельному и знаменитому Аскольду. Услышав, что Запашный еще и знаменит, она отказалась наотрез. Битва за телефон продолжалась несколько недель, пока ей, наконец, не надоело. Она разрешила дать номер, строго наказав, чтобы приятель передал Аскольду: рук не распускать!


Только потом окажется, что приятель ничего, кроме телефона, не передал, зато Запашный, очарованный такой настойчивостью девушки, и сам не собирался приставать к ней на первом свидании. Он сразу почувствовал, что отношение к Элен не будет поверхностным, а значит не нужно форсировать события.

Его девчонки


Отношения с девушкой шли своим чередом. Оба рассказывают, как тяжело принимали сначала Аскольда в строгой еврейской семье, потом — Элен — в большом и закрытом цирковом семействе. В какое ужасное положение ставили девушку поклонницы знаменитости, угрожающие избить ее, облить кислотой и даже убить. Влюбленным долго приходилось скрывать и отношения, и брак. Лишь с рождением первой дочери Аскольд решился представить Элен публике.

Теперь у них две дочери — Ева и Эльза. Восемь лет назад они впервые вышли на арену цирка. Дети Запашных, вероятнее всего, продолжат династию, которая сегодня насчитывает четыре поколения.




СЧАСТЛИВЫЕ РОДИТЕЛИ Когда в вашей жизни появился цирк?

АСКОЛЬД ЗАПАШНЫЙ Я не знаю ответа на этот вопрос, потому что «рожден в опилках». Мы с братом Эдгардом ‒ потомственные цирковые артисты в четвертом поколении, и для нас цирк и жизнь начались одновременно. И цирк был настолько естественен, что какие-то обычные явления нами в детстве воспринимались более непривычными, чем, живущие рядом дикие звери или возможность кататься на верблюде или слоне. В песочнице мы точно играли реже, чем наши нецирковые сверстники.

С.Р. Интересно, а что сегодня для вас, циркового артиста, непривычное, необычное?

АСКОЛЬД Ну, вот недавно, например, я впервые в жизни в компании олимпийских чемпионов прокатился по олимпийской трассе по бобслею в Сочи. Это были совершенно сумасшедшие ощущения! Даже несмотря на то, что на следующий день у меня дико болела спина, потому что во время проката на таком бобе человек испытывает нагрузки в 5G. Это штука удивительная, очень опасная. Но для меня даже не это стало главным, а возможность оказаться среди этих людей, среди суперпрофессионалов. Это эмоции неподдельные! А после этого я пошел и прыгнул с моста в пропасть в банджи. Вы не представляете, какой я счастливый был! Да, конечно, я не боюсь высоты, в цирке я хожу по канату на 12 метрах с партнерами на плечах, несу ответственность и за их жизни. Но когда ты поднимаешься на мост над ущельем в 200 метров и прыгаешь оттуда – это другое. Это круто! Вот это и есть ощущения вне цирка.

С.Р. Рождение детей не заставило стать менее рисковым ?

АСКОЛЬД Помню, моя мама, когда только появилась дочь, сказала: «Ну, теперь-то ты будешь более аккуратен, должен беречь себя!» И даже подняла палец вверх. Но я не верю в то, что надо быть осторожнее, чтобы что-то не случилось. Я – рациональный человек, но, если что-то судьбой или чем-то, кем-то еще уготовано, так тому и быть. Я об этом не задумываюсь, потому что такие мысли способны привести к паранойе… Так же, кстати, как и гиперопека детей может превратиться в манию, и я знаю примеры, когда родители, забыв обо всем, на этой опеке и зацикливаются. А поскольку вещь это инстинктивная и связана с психологией, у них на это даже и повод всегда находится. Так и вырастает несамостоятельный балбес. Но рано или поздно он что-то сам ведь захочет сделать? Вот тогда, будучи неподготовленным, он и способен совершить серьезные ошибки. Так что моя точка зрения такова: опекать детей нужно настолько, насколько это действительно необходимо, рисковать же самому стоит, когда имеется в виду какой-то благородный риск, и при этом брать от жизни максимум. Поэтому, когда говорят: вот, ты должен быть осторожным, у тебя семья, ответственность и т. п. (а я при этом люблю с парашютом прыгнуть или в открытый океан к акулам опуститься), я вспоминаю, как опасно летать в самолете или ехать с лихими водителями по серпантину. И где опаснее, где рискованнее, скажите мне? А об этих ежедневных рисках почему-то никто не вспоминает. Да, я несколько утрирую, но просто заявлять, что нужно больше себя беречь, если у тебя появились дети, это только стереотип. А я не люблю стереотипов.

С.Р. Похожи ли Ева и Эльза на своего папу в этой тяге к необычному?

АСКОЛЬД Трудно сказать, они еще маленькие… Хотя в этом году я специально возил девочек в Диснейленд, хотел посмотреть, как они реагируют на те или иные аттракционы. Там же не только детские качельки-карусельки есть… Когда в первый раз с Евой решили проехать на американской горке с двумя мертвыми петлями, мне даже за нее страшно стало. Шли мы к горке, музыка такая забойная играла, атмосфера было немножко напряженная, и я Еву отвлекал, потому что видел: она волнуется. Мы сели на сиденье, нас закрыли специальными держалками, я взял руку дочери и почувствовал, как быстро бьется ее сердечко. «Ой, что же я делаю», ‒ подумалось тогда. Хотя на этой горке даже более младшим детям кататься разрешено. В общем, мы прокатились, и, когда все закончилось, с карусели выскочил безумно счастливый ребенок с криками: «Я хочу еще!!! Это было круто!!!» И это ‒ здорово! Но были и парадоксы. Например, когда обе дочери пошли в комнату ужасов, Ева устроила такую истерику прямо на входе, что мне пришлось вывести ее. А с младшей я прокатился там аж 9 раз. И такие вещи непредсказуемы. Я просто предлагал дочерям все аттракционы, на что-то они соглашались, от чего-то отказывались. Например, падающий лифт их испугал. Подобной же философии руководствуюсь и в их воспитании: если есть возможность, подойдите, посмотрите. А я всегда готов сначала на себе все проверить. После этого сами принимайте решение.

С.Р. Элен, скажите, ваши девичьи ожидания хоть немного оказались похожи на нынешнюю семью?

ЭЛЕН А я совершенно никак не представляла себе будущую семью, не думала об этом. На первом месте была карьера. Я же выросла в Израиле, и здесь девушки сначала думают именно о работе. Кроме того, я никогда не испытывала дефицита в молодых людях, поэтому и переживать, и мечтать было не о чем. В общем, цели искать мужа не стояло. Была цель закончить медицинский в Минске, где я училась, и поскорее уехать домой, продолжать династию врачей. Врачом я стала, и работаю сейчас дерматологом-косметологом, но только в Москве. Все в моей жизни изменила случайная встреча с Аскольдом в Минске. Еще во время учебы там я побывала на выступлении братьев, где Аскольд увидел меня и добился встречи... В общем, меньше чем через три месяца мы с ним уже мечтали о том, какой будет наша семья и дети.

С.Р. А стать цирковой артисткой после встречи с Аскольдом могли?

ЭЛЕН Могла бы. И Аскольд предлагал мне это. Но… Я пришла в цирк, когда мне уже исполнилось тридцать. К тому же, к сожалению, физических данных для акробатики у меня не было. Принципиально важно было и то, что, начав уже взрослой, я никогда бы не смогла дотянуться до профессионального уровня. Цирковые, чтобы выйти в манеж со своим номером, трудятся всю жизнь. А я? Стать цирковой артисткой, выступая в поставленном другими готовом номере, например, с собачками? И все только потому, что удачно вышла замуж? Нет, это было не для меня, я не хотела краснеть ни перед самой собой, ни перед цирковыми. Хотя выходы на манеж у меня все же были. В Казани, вместе с балетными девочками. Танец, который длился секунд 15‒20, мне казался очень простым… Так вот, мне понадобился месяц на его отработку. Затем был просмотр, смотрели братья, весь коллектив. Первый раз не одобрили, разрешили выйти на манеж только со второго раза. Всего лишь 20-секундный танец!

С.Р. Ева и Эльза будут пятым цирковым поколением вашей семьи?

АСКОЛЬД Конечно! Они уже работают в цирке. В зимние праздники сестер можно будет увидеть на представлении «Ангел Ы» в Лужниках, где обе играют главные роли. А карьеру им я начал строить практически с рождения: выносил на общий поклон в крупных проектах. Даже специальные костюмчики у них для каждого выступления были. Впервые в маленьких ролях выбегать на сцену дочки стали три года назад. Это был эксперимент, я хотел посмотреть, как они, во-первых, справятся со сценой, второе, что немаловажно, смогут ли работать на постоянной основе: приходить, гримироваться, одеваться ‒ выполнять долг…

С.Р. Смогли?

АСКОЛЬД Да. А позже у них были главные роли в спектакле «Посланник». Сначала роль получила Ева, потому что Эльза была излишне капризна, а здесь нужно было полный спектакль вести. Когда старшая начала репетировать, младшая сперва присматривалась. И вдруг у нее появилась ревность, она спросила, когда будет репетировать. Я очень порадовался, провел с ней взрослую беседу, сказав, что это не игра и если она готова работать, то можно начинать. Но уж не отступать. «Папа, я обещаю все делать», ‒ сказала Эльза. Я рискнул и не пожалел ‒ девочки полноценно отработали полный сезон.

С.Р. То есть никаких проблем с воспитанием, с послушанием, у вас нет?

АСКОЛЬД Нет. Поймите, я – профессиональный дрессировщик, который на протяжении сорока лет находился в клетке с убийцами и выжил. Но вопрос не в страхе. Я умею дисциплинировать, воспитывать. Дрессура – это просто воспитание более опасных, чем дети, существ с достаточно ограниченным интеллектом.

Совет от Элен Запашной

У меня две девочки-погодки, воспитывающиеся в абсолютно одинаковых условиях. И они настолько разные! Не верю, что характер формируется с годами, уверена: какая родилась, такой и останешься. Можно только что-то подкорректировать, обезопасить. Вывод: все советы могут быть только и строго индивидуальны. Помнить об этом ‒ мой единственный совет всем мамам и папам.

С.Р. Как думаете, что девочек больше всего привлекает в цирке?

ЭЛЕН Цирк – это костюмы, грим. Девочкам там уделяют внимание. А еще – адреналин. Помню, в ту ночь, когда Еве предстояло первый раз совсем одной выйти в «Посланнике» на манеж, мы с Аскольдом не спали всю ночь. Дело в том, что на всех репетициях, на всех сценах с ней за руку выбегал папа, одной прямо перед зрителями ей предстояло остаться впервые. Причем и дублеров, случись что, у девочек не было. А у Аскольда самый страшный сон ‒ это остановка спектакля. Как же нас трясло за час до премьеры! Помню, мы стоим перед кулисой, звонит третий звонок, гаснет свет… Я держу Еву и чувствую ее бешеное сердцебиение. «Мамочка, я так боюсь», ‒ шепчет мне дочь. Не помню точно, что я ей говорила, но суть была такая: «Солнышко, ты это делаешь только для себя!» То же я ей говорю, когда она играет на экзаменах в музыкальной школе: «Не обращай внимания на экзаменаторов, закрой глаза, забудь счет, забудь все, играй душой. Люди пришли тебя не экзаменовать, а просто послушать». И все получилось.

С.Р. Расскажите про девочек. Какие они?

ЭЛЕН Они обе учатся в музыкальной и обычной государственной школе, в первом и во втором классах. Эльза – младшая, копия Аскольда. Замкнутая, но очень творческая девочка. Стеснительная, говорит мало, не любит, когда ее трогают, тревожат, может проводить целые дни в своей комнате, смотреть мультики. Все куклы в нашем доме с подрезанными волосами – «с прическами», раздетые и раскрашенные в черных, готических тонах. Это дело рук и фантазии Эльзы. Ева, это ‒ я. Болтунья, расскажет все и всем, что можно и, что нельзя. Она – лидер, активная девочка, хороший организатор, в своем классе уже руководит. Ева очень хорошо считает, понимает, как зарабатываются деньги. Обожает оставаться ночевать в гостях. Например, мы из цирка уезжаем, она говорит: «Мам, можно я сейчас к бабушке ночевать поеду?» Или к подруге просится. Полностью социально адаптированная. Неважно, кто к нам домой приходит, ‒ Ева со всеми находит общий язык, а в цирке экскурсию гостям устраивает.

С.Р. Понятно, что имена девочкам выбирались с прицелом на цирковую карьеру. А кто выбирал?

ЭЛЕН Аскольд. И это моя принципиальная позиция. Я считаю, что выбор имени ‒ как второе рождение ребенка. Мама становится мамой или еще во время беременности или родив малыша, а у отцов по-другому. Тем более у таких брутальных отцов, как наши братья. Выбор имени ребенку папой, думаю, ‒ это некое участие отца в его рождении. Так, он понимает, что ребенок тоже его. Поэтому имя было прерогативой Аскольда. Я бы приняла любое.

С.Р. Девочки уже работают в цирке. А вот, скажут, детство…

АСКОЛЬД У них удивительное детство! В этом году, например, дочери побывали в четырех странах. И с цирком, и отдыхали. Не каждому ребенку такое удается в их возрасте. Я хочу дать им все, что возможно, но при этом не избаловать. Они знают четкую границу между отдыхом и работой ‒ это то, чему меня учил отец ‒ и уже очень ответственно относятся к работе. Но потом я им компенсирую труд, чем они захотят. Например, мы можем зайти в магазин, где я куплю девочкам все, на что они укажут. Здесь им можно все, в другом месте, на работе, все будет наоборот. Будет работа, будет ответственность, а это – подарок за работу. И вот так я пытаюсь их воспитывать. Плюс уважение к старшим, вообще к людям, любовь к животным, любовь к своей работе. По моим расчетам, на фоне других возможностей это должно сделать их счастливыми. Эта моя формула воспитания. А они… Приезжаю домой ‒ кидаются мне на шею, кричат: «Папа, наш самый любимый папа!»

С.Р. Элен, а вы не против, что девочки уже выступают в цирке? В перспективе, наверное, ведь будет риск?..

ЭЛЕН О будущем риске я не думаю. Не хочу об этом думать. К тому же есть отработанная техника безопасности, к нашему реквизиту никто никогда не подходит. Да и сейчас девочки еще не делают ничего травмоопасного в силу возраста. В цирке очень четкие законы: во сколько человек первый раз может в клетку войти, на какую высоту подняться и т. п. Все строго регламентировано. На самом деле, в смысле ежедневных опасностей я согласна с Аскольдом – мы просто ко многим уже привыкли. Например, когда наша няня выходит с девочками на улицу, я больше волнуюсь, как они перейдут дорогу, чем когда муж работает в манеже. А недавно Ева впервые без меня вместе с классом поехала на экскурсию. Я жутко переволновалась, звонила каждую секунду, как они едут, как доехали. Так что случиться может что угодно и где угодно. И да, я очень рада, что дочери в цирке, и очень хочу, чтобы они стали настоящими цирковыми артистами. К тому же я очень уважаю своего мужа, чтобы, войдя в его семью, устанавливать свои законы. Единственное, мы с Аскольдом даем девочкам полноценное образование, для того чтобы к моменту, когда они смогут сами выбирать, у них был багаж знаний и, собственно, возможность этого выбора, кем становиться. Но, думаю, к этому возрасту мы сделаем максимально все, чтобы они полюбили цирк как свой образ жизни.

Аскольд Запашный является одним из самых узнаваемых цирковых артистов в России. На выступления дрессировщика хищных животных с удовольствием приходят тысячи людей различных возрастов и профессий.

Биографию представителя знаменитой цирковой династии Запашных осветит данный материал.

На заметку поклонникам цирка

Аскольд Запашный появился на свет в украинском городе Харьков осенью 1977 г. Артист является этническим немцем, однако родным для него является русский язык. Также знаменитый циркач свободно владеет английским и китайским.

Аскольд впервые начал осваивать азы дрессировки тигров в 10 лет и вместе со своим братом Эдгардом стал представителем четвертого поколения цирковой династии Запашных. Семья постоянно меняла прописку, выступая в различных регионах СССР, и Аскольд успел поучиться в нескольких школах.

За успеваемостью мальчика строго следил отец Вальтер, который каждую свободную минуту в перерывах между утомительными выступлениями уделял воспитанию своих детей. Цирковой дебют Аскольда Запашного состоялся в начале 1989 г . в возрасте одиннадцати лет. Юный дрессировщик принял участие в интерактивном номере, который был положительно воспринят зрителями Риги, где проходило выступление.

В начале 90-х многие российские циркачи оставляли свою деятельность, не имея возможности получать от выступлений достаточное количество денег для достойного существования. В подобной ситуации оказалась и семья Запашных, испытывавшая нехватку средств на содержание тигров.

Остаться на плаву Аскольду и его семье помог переезд в Китай, где циркачи получали выгодные гонорары. Артисты обосновались в городе Шэньчжэнь, обучая местных дрессировщиков и регулярно выступая на местной арене.

Для того чтобы зрители издалека могли отличать русских циркачей от китайских, Аскольд и его брат перекрасились в блондинов. За годы, проведенные в Поднебесной, представитель династии Запашных овладел навыками жонглирования и езды на лошади в положении стоя. В 1997 г. Аскольд стал лауреатом престижного российского конкурса “Золотая тройка”, проводимого среди циркачей.

По возвращении из Китая семья Запашных обосновалась в Москве и периодически отправлялась на гастроли в крупные города России и стран ближнего зарубежья. В 1998 году Вальтер Запашный доверил сыновьям исполнение циркового номера “Среди животных”, являвшегося визитной карточкой династии артистов.

Позднее Аскольд попал в книгу рекордов Гиннесса как человек, выполнивший самый дальний прыжок верхом на спине льва. В “нулевых” братья основали свой собственный цирк, аналогов которому нет нигде в мире. В 2012 г. Аскольд занял руководящую должность в главном государственном цирке России.

Год спустя браться представили вниманию зрителей шоу-программу “Эмоции” , которую успешно показывали в Санкт-Петербурге. Будучи медийной персоной, Аскольд регулярно становится участником различных телевизионных программ. В 2013 г. артист выступал в рейтинговом шоу “Ледниковый Период” в паре с известной фигуристкой Марией Петровой.

Артист вносит немалый вклад в общественно-культурную жизнь России, параллельно принимая участие в киносъемках. В середине 2015 г. артист, находясь на рабочей площадке, получил рассечение бедра в результате удара лапы тигра.

К счастью, после непродолжительного пребывания в больнице циркач вернулся к своему привычному рабочему графику. В 2016 г. Аскольд Запашный принял участие в рейтинговой ТВ-передаче “Кто хочет стать миллионером?”. В 2017 году артист принял участие в выборах в Государственную думу, представляя “Единую Россию”.

Личная жизнь

В начале своей профессиональной карьеры Аскольд Запашный начал встречаться с коллегой по цирковым выступлениям Еленой Бараненко, с которой состоял в романтических отношениях около 8 лет. Позднее на гастролях, проходивших в Беларуси, артист впервые увидел свою будущую жену Элен Райхлин.

Молодая девушка ранее практически ничего не знала о цирковых достижениях семьи Запашных и привлекла внимание Акольда неподдельным интересом к дрессировке животных. Пара на протяжении трех лет встречалась в перерывах между гастролями Аскольда, так как Элен была еще студенткой и не могла себе позволить бросить учебу ради отношений.

Родители артиста, видевшие будущей женой сына циркачку, изначально отнеслись к его избраннице прохладно. Со временем Элен приобщилась к цирковой деятельности и присоединилась к семье Запашных. Аскольд и его жена воспитывают двух дочерей Еву и Эльзу, которые уже успели выступить в цирке, став представителями пятого поколения знаменитой династии.

Аскольд Запашный, как и многие российские артисты, ведет страничку в Instagram, в которой регулярно публикует кадры подготовки к выступлениям и семейные фото.

Развод