Пикассо мальчик с трубкой картина. Скромное обаяние раритетов

Картина написана в 1886 году в Голландии. Чтобы восполнить технические недостатки от отсутствия подобающего художественного образования, Ван Гогу приходилось снова и снова рисовать скелеты и черепа. Наличие сигареты искусствоведы объясняют попыткой художника высказать свое несогласие с незыблемыми правилами Академии искусств, где он проучился меньше года. Дело в том, что академия была категорически против каких-либо лишних деталей на «тренировочных объектах». Так что сигарета на черепе, безусловно, покоробила бы бывших преподавателей Ван Гога.

Пабло Пикассо, «Женщина с сигаретой»

Картина создана в 1901 году. Меланхоличное настроение творчества того периода связано с тяжелым душевным состоянием художника: недавно умер его близкий друга Карлос Касагемас. По мнению искусствоведов, сигарета в руке дамы символизирует жизнь, которая то тлеет, то разгорается от порыва ветра. А потом и вовсе тухнет.

Эдуард Мане, «Цыганка с сигаретой»

Данная работа основоположника импрессионизма произвела в 1862 некое подобие фурора. Дело в том, что в цыганке современники Мане без труда узнали образ чопорной, сухой и добродетельной матроны. Таким образом, сигарета в ее губах становится символом свободы: при каждой тяге обжигает и таит в себе удовольствие и опасность одновременно.

Петр Заболотский, «Девушка с папиросой»

Лучше всего у Петра Заболотского получались правдивые портреты. В 1830 году, когда художник был в расцвете творческих сил, был создан как раз один из таких портретов - «Девушка с папиросой». Папироса в одной руке и зажженная спичка в другой подчеркивают ощущение чистоты и наивности модели, а также придают картине легкомысленное настроение.

Сальвадор Дали, «Автопортрет»

Это первый автопортрет Сальвадора Дали, написанный еще в 1921 году, в возрасте 17 лет: мрачный юноша с трубкой во рту пренебрежительно оглядывается через плечо. Ощущение, что сейчас он выдохнет в лицо зрителя дым, дав тем самым понять, насколько он выше безликой толпы.

Петр Кончаловский, «Портрет В. Э. Мейерхольда»

Работа над картиной была начата в 1938 году, когда Мейерхольд уже впал в немилость у власти. Несмотря на кажущуюся веселость картины - пестрые краски и замысловатые узоры ковра, - она создает у зрителя тревожное настроение. По мнению некоторых искусствоведов, картина должна была передать напряженность мыслительного процесса интеллигента. А какой мыслительный процесс без сигареты?

Макс Бекман, «Автопортрет в форме санитара»

Один из лучших немецких портретистов XX века написал первый автопортрет в 13 лет. А на этом автопортрете, созданном в 1915 году, Бекману уже 31 год. «Автопортрет в форме санитара» появился вскоре после демобилизации художника с фронта. Психика Бекмана была сломлена войной. Разумеется, в тот период он не расставался с сигаретой.

Эдвард Мунк, «Автопортрет с зажженной сигаретой»

Один из самых депрессивных живописцев в истории черпал вдохновение для своих темных картин в собственной биографии. Жизнь подкидывала ему одно испытание за другим: садистская религиозность отца, смерть одной сестры, заболевание шизофренией другой, собственное психическое расстройство, невеста, все время угрожавшая ему самоубийством... В общем, неприятностей у Мунка хватало. Неудивительно, что он курил. Даже на собственном автопортрете 1895 года.

Текст: Андрей Белоконь

Слева наверху: Picasso. 05.

Новую эру в мировом искусстве ознаменовало творчество Пабло Пикассо. Француз испанского происхождения превосходит своих предшественников в выразительности образа, достигнутой крайней напряженностью линий и невиданной для того времени смелостью в передаче форм.

Пабло Пикассо родился в Малаге, учился живописи в Барселоне, а затем в Мадриде в Академии Сан Фернандо. Талант Пабло проявился еще в детстве. Уже в 15 лет он писал с мастерством и уверенностью зрелого мастера. Юный художник приехал в Париж в 1901 году, - с точки зрения академического искусства он был уже сложившимся мастером: вполне профессионально писал и в совершенстве владел рисунком. Новое французское искусство захватывает Пикассо, он жадно впитывает многообразные влияния; его внимание привлекают Домье и Дега, Ван-Гог и Тулуз-Лотрек. Творчество Пикассо, яркое, остро гротескное и самобытное, в этот период не лишено оттенка подражательности. Однако начиная с 1901 года Пикассо вырабатывает собственный стиль, который характеризует так называемый "голубой период" в его искусстве. Художник пишет исключительно в холодной, сине-голубой гамме. Персонажи его картин - нищие, больные или выброшенные из жизни люди. Холодный колорит придает произведениям то грустное, то трагическое звучание.

Тема обездоленных переходит в следующий, так называемый, "розовый период" творчества Пикассо. Грусть его носит теперь более светлый, лирический оттенок. Колорит картин строится на сочетании нежных розовых и голубых тонов. Художника привлекают сюжеты из быта странствующих циркачей. Перед зрителем проходит их жизнь - тяжелая, нищая, хотя и не лишенная своеобразной романтической прелести. Особую роль в этих картинах играет тема душевной близости, нежной любви или товарищества.

О мастерстве его рисунка позволяет судить превосходная маленькая гуашь "Мальчик с собакой" , находящаяся в собрании Эрмитажа, которая прекрасно характеризует искусство Пикассо "розового периода".

Тихая и верная дружба связывает тщедушного мальчика и собаку - простую дворнягу с умной мордой, доверчиво прижимающуюся к ноге своего маленького хозяина, в то время как тот гладит ее по голове. Пикассо подчеркивает худобу мальчика, несколько нарушая пропорции его тела, но эта деформация (не мешающая, кстати, заметить великолепный рисунок) только подчеркивает производимое впечатление и потому служит усилению правдивости. Картина трогательна без сентиментальности, она глубоко человечна. Изображая худого, бледного, большеголового ребенка, голодного и одетого в рубище, художник не унижает его достоинства, но придает его образу тонкую поэтичность. В "Мальчике с собакой" проявляется высокий гуманизм Пикассо, составляющий главную черту всего его искусства.

К картине «Мальчик с трубкой» Пабло Пикассо

«Мальчик с трубкой» (фр. Gar;on ; la Pipe) – картина, написанная в общежитии в 1905 году в Бато-Лавуар на Монмартре 24-летним художником Пабло Пикассо. У Пикассо этот период – ранний, докубистский и, кстати, самый ценный. Полотно относится к редкому для любого мастера разряду знаковых картин: оно знаменовало собой переход художника от «голубого» периода к «розовому».
Самая дорогая картина в мире?! Да, если не считать, что вошла в топ-10 самых дорогих картин в мире – она заняла третье место. В 2004 году на аукционе Sotheby’s неизвестный покупатель приобрёл работу Пабло Пикассо «Мальчик с трубкой» (Garson а la Pipe) (100 ; 81,3 см) 1905 года за 104,168 миллиона долларов, хотя начальная аукционная цена была 70,00 миллионов долларов. Руководство фонда семьи Уитни выставило «Мальчика с трубкой» на торги вместе с 34 другими холстами из её коллекции. Картины Пикассо разных периодов сегодня лидируют на рынке искусства, побив все мыслимые рекорды цен.
Интересно, что Пикассо считается одним из самых «продуктивных» художников: в рыночный оборот вовлечено несколько тысяч его произведений. Но массовость обеспечивают преимущественно его поздние работы, которые и стоят в разы дешевле. Иногда складывается ощущение, что автор картин «голубого» или «розового» периодов на рубеже веков, кубист Пикассо и стареющий мэтр искусства ХХ века, каким он стал после Второй мировой войны, – это три разных человека, три разных художника.
Высказывались предположения, что покупателем «Мальчика с трубкой» был россиянин. Если так, то об имени остаётся только гадать, но интерес покупателей из нашей страны к работам Пикассо очевиден – например, 3 мая 2006 года некий россиянин приобрёл на нью-йоркском аукционе Sotheby’s полотно Пикассо «Дора Маар с кошкой» за 95 миллионов долларов, и если бы мы составляли рейтинг самых дорогих работ, то этот результат уверенно занял бы в нём второе место.
Что известно о «Мальчике с трубкой»? Работа считается в какой¬-то степени переломной для Пикассо. После жизнерадостной череды акробатов, танцовщиц и арлекинов он неожиданно написал чистый и простой, несколько печальный портрет парижского юноши. По некоторым данным, изображённого юношу звали «малыш Луи»; он был то ли актёром, то ли безработным, нередко наблюдал за работой мастера, и их связывали приятельские отношения.
Известны и обстоятельства создания картины. Около месяца она оставалась незавершённой, но однажды вечером Пикассо вернулся в студию на Монмартре, достал картину, дополнил её розовым фоном (розовые обои с букетами) и увенчал голову мальчика венком из роз. Неожиданный порыв вдохновения художника подарил миру ещё один шедевр. Потому что до дополнения её розовым тоном картина смотрелась скудно, простое, ничем не привлекательное лицо мальчика, которого можно было заметить на многих картинах художника, – немного сутулившегося, с узкими плечами и большими ушами.

Развод