Вопросы для экологической викторины на тему экология. Экологическая викторина для детей старшего возраста «Знатоки природы

Игра-викторина с ответами для учащихся начальной школы «ЛЕСНЫЕ РОБИНЗОНЫ».

ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ: вызвать у ребят заинтересованность к явлениям природы и расширить их кругозор; познакомить с книгами о природе.

СЦЕНАРИЙ ИГРЫ-ВИКТОРИНЫ.

Ведущий 1:
25 апреля 1719г. в Англии вышла книга, которой суждено было пережить века и стать одной из самых популярных и читаемых. Это – книга Даниэля Дефо «Робинзон Крузо». Герой ее стал любим многим поколениям ребят, которые видят в нем человека, нашедшего в себе силы не пасть духом в трудных обстоятельствах. Сегодня к нам пришло письмо:
«Вот уже около 300 лет я живу на свете! Кто бы мог подумать, что судьба сыграет со мной такую шутку! Выбросив, меня на берег, и едва не лишив жизни, она, впоследствии, сделала меня долгожителем. Видно, не суждено было погибнуть в морской пучине! 28 долгих лет пробыл я на необитаемом острове почти в полном одиночестве. Правда, с самого начала мне здорово повезло. Остров, на который меня выбросило, был поистине райским уголком, где круглый год лето. С корабля мне удалось взять все, что смогли унести мои крепкие руки: оружие, одежду, инструменты…
Единственная беда – я не знал окружающих меня дикорастущих растений. Мне очень хотелось бы постигнуть их свойства. Но, увы! Я так и не сумел открыть их секретов. На мое счастье, на острове росли хорошо мне знакомые виноград и апельсиновые деревья.
А если б судьба забросила меня в тайгу или, к примеру, в леса средней полосы России? Ох, и плохо бы мне пришлось. Так что, друзья мои, будьте любознательны, изучайте окружающий мир, чтобы во всеоружии знаний встретить удары судьбы, если они выпадут на вашу долю! Искренне ваш – Робинзон Крузо!»

Ведущий 2:
Имя Робинзона Крузо стало для нас нарицательным. Так называют людей, оказавшихся один на один с природой.
Так уж устроен человек, что стремится проверить себя в самых сложных испытаниях. И по сей день совершаются труднейшие переходы через пустыни; смельчаки в одиночку на шлюпке пересекают океаны; высаживаются на необитаемые острова, пытаясь найти там средства к существованию; идут в тайгу, не имея продовольствия и питаясь, в полном смысле, подножным кормом. Выйти победителями из всех этих ситуаций людям помогает сила духа, хорошая физическая подготовка и, конечно же, знание родной природы.
А сегодня такими Робинзонами станем мы с вами, учась распознавать растения, проявлять сноровку и ловкость, а также умение ориентироваться на местности.
И так начали! Первый конкурс «Разминочный». Ваша задача: ответить на как можно большее число вопросов.
1. Название какого растения связано со звоном? Колокольчика.
2. Соком какого растения выводятся бородавки? Чистотела.
3. Самая маленькая птица? Колибри.
4. Косой ли заяц? Нет.
5. Какой страшный зверь падок на малину? Медведь.
6. Какая нить в природе самая тонкая? Паутина.
7. Где раки зимуют? В норах по берегам рек.
8. Глаза на рогах, а дом на спине? Улитка.
9. Какая рыба напоминает собой шахматную фигуру? Морской конек.
10. Кит – рыба или зверь? Зверь.
11. Какой снег быстрее тает: чистый или грязный? Грязный.
12. Что бывает вороне через три года? 4 года.
13. Самая большая змея? Анаконда.
14. Какое животное выползает «из кожи вон»? Змея.
15. Назовите хищное растение. Росянка.
16. Что за трава, которую знают слепые? Крапива.
Ведущий 1:
И так, разминку провели. Следующий конкурс – «живая аптека».
Каждой команде выдается карточка с названиями растений и грибов. Необходимо ответить, где применяются следующие растения:
а)черноплодная рябина; б)тыква; в)сосна обыкновенная; г)мох сфагнум; д)подорожник; е)черемуха; ж)шиповник; з)чага; и)мухомор.
Также выдаются карточки с вопросами:
1. Какое из предложенных растений можно использовать в качестве ваты? (г)
2. Какое растение используют при расстройстве желудка? (е)
3. Какое растение используют при зобной болезни? (а)
4. Что является лучшим лекарством для лосей? (и)
5. Какое растение используют при воспалениях и ожогах кожи? (д)
6. Что является лучшим противоглистным средством? (б)
7. Какое растение является богатейшим источником витамина С? (ж)
8. Что с древности используют в борьбе против рака? (з)
9. Из какого растения получают скипидар, используемый при радикулите? (в)
(Ответы оцениваются по 9-балльной системе.)
Пока команды работают с карточками, я предлагаю болельщикам отгадать загадки:
Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами.
(Петух)
Зимой спит,
А летом ульи воротит.
(Медведь)

Быстрый маленький зверек
По деревьям скок-поскок.
(Белка)
На шесте дворец,
Во дворце – певец.
(Скворец)
Кто зимой холодной
В лесу ходит злой и голодный?
(Волк)
В воде купался –
Сухой остался.
(Гусь)
С хозяином дружит,
Дом сторожит.
Живет под крылечком,
А хвост колечком.
(Собака)
Какая сова охотится днем?
(Полярная)
Какая птица поет ночью?
(Соловей)
Ведущий 2:
Следующий конкурс нашей викторины – «ЛЕСНОЙ БАРОМЕТР»
В этом конкурсе нужно, используя народные приметы, предугадать погоду на завтра.
Дым столбом - (к морозу)
Утром на траве роса - (дождя не будет)
Ночью был иней – (снега не будет)
Кукушка издает звуки, похожие на кваканье, - (будет дождь)
Грачи рано прилетели – (к теплой весне)
Рыбы выскакивают из воды – (к дожю).
За каждый правильный ответ команда получает 5 баллов.

Ведущий 1:
А сейчас будет конкурс «КАПИТАНОВ».
(Капитанам поочередно задают вопросы, на которые они должны ответить - «ВЕРЮ» или «НЕ ВЕРЮ». Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.)

1. Верите ли вы, что пчелы и муравьи ведут общественный образ жизни? (Верю)
2. Верите ли вы, что в Англии полностью отказались от автомобилей и перешли на велосипедный транспорт? (Не верю)
3. Верите ли вы, что клещ может находиться без пищи до 7 лет? (Верю)
4. Верите ли вы, что яйца самой большой бабочки агриппины снабжены парой крылышек и способны при опасности перелетать в более укрытые места? (Не верю)
5. Верите ли вы, что белые медведи не питаются в природе пингвинами, потому что те живут колониями и нападать на них опасно? (Не верю)
6. Верите ли вы, что комнатная муха быстрее, чем человек, приспосабливается к изменяющимся условиям внешней среды, потому что имеет многочисленное потомство? (Верю)
Ведущий 2:
А вот и четвертое препятствие на пути наших Робинзонов – «ПОСЛОВИЦЫ» . Отдельные части фраз необходимо так подобрать, чтобы можно было прочесть десять народных примет о птицах. Максимальное количество баллов – 10.

1. Кукушки стали куковать - …(е). А)…весна на дворе.
2. Низко ласточки летают -…(в) Б)…зима на дворе.
3. Синица к избе -…(б) В)…дождь предвещают.
4. Кулик не велик, а…(ж). Г)…свое болото хвалит.
5. Соловей запел - …(д). Д)…скоро гром загремит.
6. Прилетел кулик из заморья -…(з). Е)…морозам больше не бывать.
7. Ласточка прилетела - …(к) Ж)…все-таки птица.
8. Гусь летит - …(и) З)…вывел весну из затворья.
9. Грач на горе - … (а). И)…зимушку на хвосте тянет.
10. Всяк кулик … (г) К)…вода пошла на убыль.
Ведущий 1:
Ну, а теперь мы посмотрим, как наши Робинзоны умеют отгадывать загадки о животных и растениях. Следующий конкурс викторины – «Загадай-ка».
Черен да не ворон,
Рогат, да не бык,
Шесть ног без копыт,
Летит – воет,
Сядет – землю роет. (Жук)
Ягоды не сладость,
Зато глазу радость,
И садам украшенье,
И дроздам угощенье.
(Рябина)
На шесте – дворец,
Во дворце – певец.
(Скворец)
Рыболову, вот так штука,
На крючок попалась…
(щука)
Маленький, беленький,
По лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык.
(Заяц)
ь Рыжая птичница
В курятник пришла,
Всех кур перечла,
С собой унесла. (Лиса)
Про кого говорят:
Пятится назад?
(про рака)
От зубастых щук таясь,
Стороной проплыл…
(карась)
В лесу под березкой – крошка,
Только голова да ножка.
(гриб)
Пестрая крякушка
Ловит лягушек.
(Утка)
Крылатый, горластый,
Красные ласты.
(гусь)
Растут на дне,
Дают приют и пищу всем.
(водоросли)
В золотой клубочек
Спрятался дубочек.
(Желудь)
Все жуки, букашки, мушки –
Вкусный завтрак для …
(лягушки)
Ведущий 2:
Лесным Робинзонам кроме знаний, необходимо уметь преодолевать по кочкам топкое болото, пролезать через лесные завалы, проникать в пещеры и т.д.Поэтому следующий этап нашей игры-викторины – это «ВЕСЕЛАЯ ЭСТАФЕТА»
1. «Каждое зернышко в свой мешочек». Робинзоны должны уметь сне только искать, но и собирать растительную пищу.(Переноска кубиков из обруча в обруч).

2. «Меткий стрелок».Чтобы добыть пропитание с древних времен убивали животных. А для этого нужно быть метким. Перед вами дартс. Каждый участник выполняет один бросок. Побеждает команда, которая набирает больше баллов.

3. «Маскировка». Чтобы охота была удачная, нужно уметь маскироваться чтобы «враг» не заметил.Каждая команда начинает двигаться по залу в разные стороны. Когда дается сигнал «Кочки» - все должны присесть и наклонить голову вперед. Сигнал «Копна» - команда должна быстро собраться, встать в круг, взяться за руки и поднять руки вверх. «Дорожка» - встать друг за другом, положить руки на плечи соседу.

4. «Перетягивание». Робинзоны должны не только добыть продукты, но и вынести их к своему жилищу. Вот сейчас и посмотрим, чья команда сильнее. Команды становятся друг напротив друга, в ряд. Кладут руки на пояс соседу, а направляющие команд берутся за руки и по команде пытаются перетянуть соперников.

5. На необитаемом острове Робинзон должен сам подоить дикую козу или корову. Из каждой команды к нам должен выйти самый сильный представитель (выдается ведро и перчатка с водой). Он будешь буренкой. Остальные будут выступать в роли хозяюшек. На старте вы одеваете платок, передник и бежите доить корову. И так, по очереди, пока не выдоите все молоко.
Ведущий 1:
Вот и закончилась наша игра-викторина. Теперь мы знаем как выжить в трудных условиях, но нужно помнить и о природе. Сейчас жюри подведет итоги и объявит победителей.(Слово жюри).Награждение.
Ведущий 2:
И хотелось бы закончить нашу встречу словами Вл. Шефнера:
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей:
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей,
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а Она одна!

Сценарий игры – викторины по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему "Здравствуй, лес, здравствуй, матушка природа".

Ботякова Татьяна Александровна, воспитатель МБДОУ Красноборский д/с «Колосок» с. Красный Бор, Нижегородская обл.

Описание материала: материал будет полезен педагогам дошкольных образовательных учреждений при проведении экологических проектов, акций, развлечений. Данное мероприятие рекомендуется проводить с детьми старшей группы.

Цель: формирование экологических знаний, нравственно – ценностного отношения к природе.

Задачи:
Образовательные: расширять представления о лесе и его обитателях.
Развивающие: развивать познавательный интерес, любознательность, обогащать словарный запас детей.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, понимание необходимости сохранения его целостности, умение вести себя в лесу.

Предварительная работа:
экскурсия в лес, просмотр иллюстраций с изображением различных видов деревьев, просмотр альбомов "Дикие животные", "Птицы", "Насекомые", конкурс рисунков о природе, чтение произведений русских писателей и поэтов о природе.

Оборудование: круги зеленого и красного цвета, картинки с изображением животных, насекомых, птиц, грибов, цветов, "шапочки" ягод, цветы, вырезанные из картона по количеству детей, листья деревьев (клена, дуба, березы, осины), карточки с изображением следов животных, жетоны, корзинка с природным материалом.

Участники: ведущий, дети, Лесовичок, лиса.

Ход викторины.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Летний теплый ветерок принес в детский сад кленовый листок. На нем написано приглашение от старичка Лесовичка. Он приглашает нас в лес за загадками.

Хоровод: "В лес пошли мы гулять"("Лес поет" О. Фельцмана)
Ведущий: Вот и пришли мы на цветочную поляну. Правда, здесь очень красиво? Деревья стоят зеленые, на поляне цветы...Ах, как хорошо дышится!

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре?
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится:
Что за зверь, какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты ведь знаешь - мы свои! (С. Погореловский)

(Появляется Лесовичок)


Лесовичок: Добрый день, ребята! Вы меня узнали? Я - Лесовичок, хозяин леса. Я рад, что вы пожаловали на лесную полянку. знаете ли вы, что лес - это ваш большой и настоящий друг? Лес - живой. И как всему живому, ему необходимо солнце, которое дарит тепло и свет, вода и почва для роста растений и жизни животных, чистый воздух, а еще покой и тишина. Люди часто не задумываются о том, как легко могут нанести вред лесу и его обитателям. А как вы себя ведете в лесу. Прежде чем отправиться по лесу искать загадки, давайте вспомним правила поведения в лесу.

Дидактическая игра: "Экологический светофор"
(Лесовичок перечисляет, что можно делать в лесу, а чего нельзя. Дети в соответствии с этим поднимают зеленый или красный кружок)
- Можно (нельзя) ломать ветки;
- оставлять после себя мусор;
- разорять гнезда и муравейники;
- кувыркаться в траве;
- собирать ягоды;
- уничтожать ядовитые грибы;
- разжигать костры;
- отдыхать на пне и т. д.
Лесовичок: Правильно. И запомните еще несколько правил:

Отправляясь в лес гулять,
Попрошу не забывать
Правила лесные,
Незатейливые, простые.

Деревья, ветки не ломай,
Мусора в лесу не оставляй,
Зря костров не разводи,
Очень громко не кричи.
Бабочек ты не лови,
Не для этого они.

Ты в лесу лишь гость,
Главные там дуб и лось.
Берегите зеленый лес
И он откроет много тайн и чудес!

Лесовичок: Итак, первая моя загадка будет о наших пернатых друзьях. Кого мы называем пернатыми?
Дети: Птиц.
(На мольберте дети выбирают из нескольких соответствующую картинку)
- Каких птиц вы знаете? (Ответы детей).
- Какие птицы зимуют в наших краях? (Ворона, воробей, сорока, дятел и т. д.)
- Какая птица подбрасывает своих птенцов в чужие гнезда? (Кукушка)
- Какая птица весь день стучит по дереву? (Дятел)


- Какая птица селится на крышах домов и, по преданию, приносит счастье в дом? (Аист)
- У какой птицы очень длинная шея и ноги? (Журавль)
- Какая птица охотится ночью? (Сова)


Подвижная игра «Совушка»
Обозначается «гнездо совы». В гнезде помещается водящий совушка. Остальные дети изображают птиц, бабочек, жуков - разлетаются по поляне.
На слова воспитателя: «Ночь наступает, все засыпает» - дети замирают в тех позах, в которых их застала ночь. Совушка в это время тихо вылетает на охоту - ходит, медленно размахивая руками, и забирает мотыльков и жучков, которые пошевелились. Отводит их в своё гнездо. Совушка ловит до тех пор, пока воспитатель не скажет: «День». Тогда она возвращается к гнезду, а мотыльки и жучки снова начинают летать. Совушка выходит на охоту два-три раза. Потом выбирают нового ведущего, и игра начинается сначала.

Лесовичок: Итак, следующая загадка.
Растет в траве Аленка
В красной рубашонке,
Кто не пройдет,
Всяк поклон отдает. (Ягода)
(Дети выбирают картинку с изображением ягод)


Земляника:
Ягодку сорвать легко -
Ведь растет невысоко.
Под листочки загляни-ка -
Там созрела... (земляника)


Ежевика:
Вкус ягоды хорош,
Но сорви ее пойди - ка:
Куст в колючках будто еж -
Вот и назван.... (ежевика)

Клюква:
Я красна, я кисла,
На болте я росла,
А дозрею под снежком,
Ну - ка, кто со мной знаком?

Черника:
Под листом на каждой ветке
Сидят маленькие детки,
То, кто деток соберет,
Руки вымажет и рот.

Малина:
Бусы красные висят,
Из кустов на вас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.


Хоровод: "По малину в сад пойдем".

Лесовичок: Следующую загадку вам предстоит отыскать самим. Для этого вам нужно повернуться вправо, сделать три шага вперед и найти дубовый листок. На нем и будут написаны загадки.
(Дети выполняют задание, среди листьев разных деревьев находят лист дуба, на котором написаны загадки про насекомых) .

1.От цветка к цветку порхает,
а присядет, отдыхает. (Бабочка)

2.На ромашку у ворот
Опустился вертолет -
Золотистые глаза.
Кто же это?... (Стрекоза)

3.Я работаю в артели
У корней мохнатой ели,
По буграм тащу бревно -
Больше плотника оно. (Муравей)

4.По цветам летает,
Мед собирает. (Пчела)

5.Прыгает пружинка -
Зеленая спинка -
С травы на былинку,
С ветки на тропинку. (Кузнечик)


6.Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упусти,
Сядет и укусит. (Комар)

Игра малой подвижности: "Поймай комара".
Дети стоят в кругу. В центре круга- водящий. У водящего в руке палка с привязанной к ней веревочкой. На конце веревки - комар вырезанный из бумаги. Водящий крутит веревку с комаром над головами детей. Те в свою очередь стараются поймать руками комара.

Лесовичок: Слушайте внимательно и ищите следующую загадку.

Из нарядной яркой чашки
Угощаются букашки.
(Цветок)

Цветочные загадки
1.Белые горошки
На зелёной ножке. (Ландыш)

2.Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдёшь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (Василёк)

3.Стоят в лугах сестрички -
Золотой глазок, белые реснички. (Ромашки)

4.Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет. (Колокольчики)


5.Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок -
Остался стебелёк. (Одуванчик)

Танцевальный конкурс.
Детям кладут на голову картонные цветы и по сигналу ведущего они начинают танцевать под музыку, не касаясь цветов руками. Побеждает тот, кто протанцует дольше всех, не уронив цветка.

Лесовичок: Следующая загадка от старичка Лесовичка. (Показывает картинки с изображением следов животных) Как вы думаете, что это такое?
Дети: Следы животных.

Игра: «Чьи следы?»
Дети по очереди из «Волшебного мешочка» вытягивают карточки с изображением следов и отвечают, кому они принадлежат. За правильные ответы начисляются жетоны.(Ответы детей: лось, кабан, лиса, заяц и др.)

Загадки о животных
1.Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка)


2.Когда я голодный меня не встречай,
Щелкну зубами, съем невзначай.(Волк)

3.Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)

4.Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала. (Ёж)


5. Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая,
В сарай попала,
Кур пересчитала. (Лиса)

Лесовичок: А вот и жительница леса - Лисонька. (Выходит ребенок в костюме лисы)
Лисонька, ты не серчай,
Вместе с нами поиграй.

Подвижная игра: "Хитрая лиса"
Играющие стоят в кругу. В стороне, вне круга, обозначается дом лисы. По сигналу воспитателя дети закрывают глаза, а педагог обходит их с внешней стороны круга и дотрагивается до одного из играющих, который становится водящим - хитрой лисой. Затем дети открывают глаза, хором три раза спрашивают: "Хитрая лиса, где ты?" После третьего вопроса хитрая лиса выбегает на середину круга, поднимает руки вверх и говорит"Я здесь!" Все играющие разбегаются, а лиса их ловит.

Лесовичок:
В лесу под елкой крошка,
Шапка да ножка. (Гриб).
(Дети выбирают соответствующую картинку)
Лесовичок: Молодцы, ребята, хорошо загадки ищете. Слушайте загадки грибные.

Бывают грибы съедобные, а бывают - ... (Несъедобные).
- Грибы, имеющие особый рыжеватый цвет. (Рыжики).
- Соседи березы. (Подберезовики).
- Чаще всего они растут под осиной, но встречаются под березами и дубами. (Подосиновики).
- Смертельно ядовитые грибы, «родственники» мухомора. (Бледные поганки).
- Быстро спасут от голода в лесу. (Сыроежки).
- Съедобные грибы, которые выращивают круглый год. (Шампиньоны) .
- Самые красивые ядовитые грибы. (Мухоморы).


Игра - эстафета: "Собери грибы".
Дети делятся на две команды. На полянке (два обруча) расставлены грибы. По сигналу ведущего дети бегут к обручам, берут гриб и кладут в корзину. После чего возвращаются, передают корзину другому игроку. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не сорвут гриб.

Ведущий: Ребята, заканчивается наше путешествие. Я, думаю, вы теперь станете настоящими друзьями леса, будете беречь его и любить.
1.ребенок:
Красота родной природы -
Это реки и леса
И озера, и болота,
И блестящая роса,
Даже малая улитка,
Даже маленький сверчок -
Все напомнят о природе,
Даже скрученный сучок.
2.ребенок:
Красота родной природы -
Это небо и земля,
И реки водовороты,
И цветущие поля.

Ведущий:
Для чего нужен лес?
Дети:
- лес нужен нам для отдыха;
- лес сохраняет от высыхания реки;
- дает планете чистый воздух;

Экологическая игра - викторина

(3-4 классы)

Подготовила: Горлова Е.И.

Цели:

    расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру, раскрыть важность рационального использования и охраны окружающей природы;

    воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желание заботиться о ней;

    воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы;

Ход занятия

Организационный момент.

Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце,
дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весенний звон ручья,
Живёшь в том светлом доме ТЫ
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нём.
ПРИРОДОЮ родной земли
Зовётся этот дом.
(Л.Дайнеко)

Дорогие ребята, сегодня мы с вами побываем в удивительном мире природы: на речке, в поле, в лесу и на полянке. Побываем в гостях у животных, заглянем в царство грибов. Вас ждут интересные вопросы и весёлые игры.

От каждого класса представлена команда из 8 человек. Давайте их поприветствуем!!!

Оценивать ваши знания в ходе соревнования команд будет жюри. Болельщики тоже могут принести своей команде дополнительный балл за правильный ответ, но и за плохое поведение они могут лишить свою команду балла.

I. Первая станция. «Царство растений».

Ведущий. Нашу Землю называют Зелёной Планетой. Кто подарил ей зелёный наряд?

Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне. Высоко в горах, в лесу, на лугу и у самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч названий.

Итак в путь. Первая станция нашего путешествия «Царство РАСТЕНИЙ» .

Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему?» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое – пчелою забралось в цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
«Что?» мышкой шныряет
под листьями в норах,
«Кто?» ищет в кустах притаившийся шорох
Сидит «отчего?» на зеленом листке.
«Куда?» полетело верхом на жуке.
«Зачем?» вслед за ящеркой влезло на пень.
Вопрос за вопросом, и так –
целый день!
Мы с вами, друзья, по тропинке идем
Ответы искать под зеленым шатром.

1-й конкурс. Викторина «Узнай растение».

– Каждая команда внимательно слушает свой вопрос.

    На какие группы можно разделить все растения? (Хвойные и цветковые).

    Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света. (Одуванчик).

    Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну). Почему?

    Какие деревья с белой корой? (Береза, осина).

    Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? (Смородина).

    На этом цветке любят гадать влюблённые девушки. (Ромашка).

    Какой газ необходим для дыхания растений? (Кислород).

    Это самый первый цветок, появляющийся из под снега. (Подснежник).

    Какой цветок называют – царицей цветов? (Роза).

    Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен).

    У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина).

    Листья какого дерева и без ветра трепещут? (Осина).

– Молодцы, ребята!

2-й конкурс. Кто больше составит слов – существительных из слова ПРИРОДА. (У каждой команды лист и карандаш. Род, пир, ода, дар, ар, пора, ад, ирод, и др. ).

3-й конкурс. Какие листья и плоды и на каком дереве они растут?

Лист берёзы – берёзовый.
Лист липы – …
Лист клёна – …
Шишка ели – …
Плод дуба – …
Лист дуба – ….
Лист осины – …
Лист ивы – …
Шишка сосны – …
Плод яблони – …

4-й конкурс. Игра «Четвёртый лишний».

Вычеркни лишние. Объясни – ПОЧЕМУ?

    Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как …

    Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как …

    Яблоня, смородина, малина, рябина. Так как …

    Осина, липа, дуб, ель. Так как …

    Сосна, тополь, рябина, ива. Так как …

    Липа, осина, клён, яблоня. Так как …

    Груша, слива, тополь, вишня. Так как …

    Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как …

А пока команды работают, болельщикам предлагаем отгадать загадки и принести дополнительный балл своей команде.

Загадки

    Русская красавица,
    Всем нам очень нравится.
    Бела она, стройна,
    Одежда зелена. (Береза ).

    Прямо в небо рвутся, ввысь;
    Ты внимательно всмотрись:
    Не березы, не осинки,
    Нет листочков, есть хвоинки. (Ели ).

    Вот бочонок с шапочкой,
    С дерева упал.
    Год прошел – и деревцем
    Маленьким он стал. (Желудь ).

    Ветви над рекой склонила,
    В реку смотрится уныло. (Ива ).

    Осень тихая настанет,
    Дивным дерево то станет:
    Листья – звезды яркие,
    Золотые, жаркие. (Клен ).

    Летом знойным зацветет –
    Сразу пчел к себе зовет.
    Круглые листочки,
    Светлые цветочки.
    Вкусен, сладок их нектар...
    Кто-то дерево узнал? (Липа ).

    Что за дерево такое
    Угощает снегирей?
    Снег стоит, трещат морозы,
    Ну а ягоды вкусней. (Рябина ).

II. Вторая станция. «Царство Животных».

Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу. Послушайте стихотворение Б. Заходера

Про всех на свете.

Все-все, все на свете,
На свете нужны,
На свете нужны,
И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников,
Злых и свирепых.

Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мед,
И кто делает яд!

Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки!

И если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы все-таки очень
Друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!

Все-все,
Все на свете нужны,
И это все дети
Запомнить должны!

Ведущий: Наступила зима. Сейчас мы вспомним, как готовились наши лесные жители к зимним холодам. Давайте посмотрим инсценировку В.Орлова «Осеннее задание» .

С утра в лесу
Над нитью серебристой
Хлопочут паучки-телефонисты.
И вот уже от елки
До осинки,
Как провода
Сверкают паутинки.

Паучок 1:

Внимание!
Внимание!
Послушайте
домашнее задание!

(Снимает телефонную трубку).

Паучок 2:

Алло! Медведь!
Вы слышите?

Медведь : Да! Да!

Паучок 1:

Уже не за горами
Холода!
Пока зима не подошла
К порогу,
Вам нужно срочно
Подыскать берлогу!

Звенят звонки
У белок и ежей
От верхних и до нижних этажей.

Паучок 2:

Проверьте поскорей
Свои кладовки –
Хватает ли запасов
Для зимовки?

Звенят звонки
У старого болота.

Паучок 1:

У цапель все готово
Для отлета?

Цапли: К отлету все готово!

Паучок 2:

В добрый час!
В апреле снова
Ожидаем вас!

Паучок1: Алло, зайчата!

Паучок 2:

Идет зима,
Скорей меняйте шубки!

Звенят звонки
У липы и у клена.

Паучок 1:

Алло! Скажите,
Кто у телефона?

Муравьи :

Алло!
У телефона Муравьи.

Паучок 2:

Закройте
Муравейники свои!

Паучок 1: Скажите, это речка?

Речка : Речка, речка!

Паучок 2:

А почему для раков
Нет местечка?

Речка:

Это враки!
Я покажу вам,
Где зимуют раки!

Паучок 1:

Алло?! Ребята!
Добрый день, ребята!
На улице уже холодновато!
Пора для птиц
Вывешивать кормушки –
На окнах, на балконах,
На опушке.
Ведь птицы – наши добрые друзья,
А про друзей нам
Забывать нельзя!

Ведущий: Ребята, как вы думаете, почему паучки обратились и к вам с просьбой? На нашей планете много животных, но некоторые из них занесены в красную книгу, т.к. они могут исчезнуть совсем. Поэтому главная задача человека сохранить и приумножить животный мир. Мы продолжаем наши конкурсы

1-й конкурс. Викторина «Лесные загадки».

    Что человек делает для сохранения животного мира?

    Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы ).

    Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы ).

    Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери ).

    Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки ).

    Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук ).

    У кого на сучке кладовая? (У белки ).

    Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина ).

    Почему весной запрещена охота? (Весной пушные звери линяют, из-за чего мех обесценивается. Кроме того, у зверей весной детеныши).

    Какую птицу называют «белобока»? (Сорока ).

    Есть на речках лесорубы
    В серебристо-бурых шубах
    Из деревьев, веток, глины
    Строят прочные плотины. (Бобры ).

    Скачет зверюшка:
    Не рот, а ловушка.
    Попадут в ловушку
    И комар, и мушка. (Лягушка ).

    Над рекою он в полёте,
    Этот чудо-самолётик.
    Над водой парит он гладкой,
    На цветке его посадка. (Стрекоза ).

    На спине я дом ношу,
    Но гостей не приглашу:
    В костяном моём дому
    Место только одному. (Черепаха ).

    Лежит верёвка,
    Шипит плутовка,
    Брать её опасно –
    Укусит. Ясно? (Змея ).

    Волны к берегу несут
    Парашют – не парашют
    Не плывёт он, не ныряет,
    Только тронешь – обжигает. (Медуза ).

2-й конкурс. «Забавные зверюшки».

Если понаблюдать за животными, то можно увидеть много интересного и забавного. А сейчас я предлагаю командам изобразить зверей, так чтобы все догадались – КТО ЭТО?

    Цапля и лягушата в озере.

    Лев и собачка.

    Ворона и лисица.

    Машенька и три медведя.

III. Третья станция. «Царство Грибов».

Ведущий. Отгадайте загадку и узнаете, какая нас ждёт станция.

По дорожке, по тропинке
В лес за ними мы идём.
Если место попадётся,
То лукошко наберём. (Грибы ).

Среди даров природы, которыми богата наша страна, значительное место занимают грибы – ценный продукт питания. Собирая грибы, мы много времени проводим на свежем воздухе, вдыхаем аромат леса, любуемся красотой природы. Это очень полезное и увлекательное занятие.

А сейчас мы отправляемся за грибами.

Вы любите собирать грибы?

1-й конкурс. «На лесной полянке».

Сейчас мы вспомним правила сбора грибов. За несколько минут обсудите в команде эти правила и решите, кто будет отвечать. Выходят по одному человеку от команды и по очереди говорят правила.

2-й конкурс. Игра «Собери грибочки».

(На поле разбросаны картинки грибов. Выходят по одному члену от команды).

– Кто больше соберёт грибов. (Повторить несколько раз ).

– На какие группы можно разделить все грибы? (На съедобные и несъедобные ).

Загадки

    Вот в траве приметные
    Шляпки разноцветные.
    Вспомни ты их имя,
    Но не ешь сырыми! (Сыроежки).

    Очень дружные ребята
    У пенька живут... (Опята).

    Где хвоинок многовато,
    Поджидают нас... (Маслята).

    Под осиной гриб тот, дети,
    В ярком красненьком берете. (Подосиновик).

    У берёзок, посмотри:
    Здесь один, тут целых три! (Подберёзовик).

    Царь грибов живёт в дубраве.
    Для жаркого нужен маме. (Боровик, белый).

3-й конкурс. «Собери пословицу».

Участники команд получают конвертики с разрезанным на слова текстом пословицы. По сигналу ведущего они должны открыть конверт и склеить пословицу.

Грибок к грибку – наберёшь и лукошко» ).

Текст пословицы представляется жюри, которое оценивает правильность и скорость выполнения задания.

А теперь сюрприз для всех.
Для Вас, мои друзья, подружки,
Грибные сбацают частушки

Грибные частушки

    Начинаем мы запевку
    Первую начальную
    Мы хотим развеселить
    Публику печальную.

    Вот растёт гриб – боровик
    И красив он, и велик.
    В толстой шляпке набекрень,
    Ножка крепкая, как пень.

    Шоколадная папаха,
    Белый шёлковый мундир.
    Посмотрев, опёнок ахнул:
    Настоящий командир

    Сколько лет тебе, сморчок?
    Ты по виду старичок.
    Удивил грибок меня:
    Возраст мой – всего два дня.

    Спрятались под ёлками
    Рыжики с иголками.
    Не малы, не велики,
    И лежат, как пятаки.

    А во мху, как на подушке,
    Чьё-то беленькое брюшко.
    Это груздь нас просит взять,
    А за ним ещё штук пять.

    Под осинами на кочке
    Гриб в малиновом платочке,
    Подосиновиком звать,
    И его придётся взять.

    Мы частушек вам пропели
    Хорошо ли, плохо ли,
    А теперь мы вас попросим,
    Чтобы нам похлопали.

IV. Четвёртая станция. «Экологическая».

– Ребята, что такое «экология»?

Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Но не все люди помнят об этом. Вот послушайте стихотворение о горе – туристах, которые пришли отдохнуть в лес.

Прогулка. (С.Михалков )

Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят, и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Там и тут пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло.
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костёр, бумагу жгли –
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо
– Эй, ребята! – крикнул Дима, –
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода,
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали,
Жгли костёр.
В футбол играли –
Веселились, как могли:
Пили квас, конфеты ели,
Хороводом песни пели…
Отдохнули – и ушли!
И остались на поляне
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки –
Две размокшие баранки –
Словом мусора гора.
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не нашли!

– Как вы думаете, почему в понедельник туристы не нашли чистого местечка?

– А как бы вы поступили на месте этих туристов?

– Какой вред наносят люди таким поведением?

– Какие ещё источники загрязнения природы вы знаете? (Дети перечисляют ).

Конкурс «Правила друзей природы».

– Вспомните правила друзей природы? (Называют правила по очереди).

Молодцы, ребята. Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе.

День ЗЕМЛИ. (М. Дубин )

Как яблоко на блюдце,
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все исчерпать до дна.

Не мудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков.

Мы общей жизни зерна,
Одной судьбы родня,
Нам пировать позорно
В счет будущего дня.

Поймите это, люди,
Как собственный приказ.
Не то Земли не будет
И каждого из нас.

– Вот и подошло к завершению наше путешествие в удивительный мир ПРИРОДЫ.

Слово для подведения итогов я предоставляю нашему жюри. (Награждение команд ).

Литература:

    Как прекрасен этот мир!.. / Ред.-сост. Л. И. Жук. – Мн. : Красико-Принт, 1998.

    Учите детей отгадывать загадки / Ю. Г. Илларионова. – М. : Просвещение, 198

Раиса Янбулатова
Вопросы к викторине по экологическому воспитанию

\В работе с детьми дошкольного возраста очень часто использую викторины. Детям нравится такая форма работы, главное, чтобы вопросы соответствовали возрасту детей, были заранее продуманы, сопровождались показом иллюстраций, картинок, игрушек. Если есть такая возможность, то можно использовать ИКТ.

Викторину можно проводить как итоговое занятие по любой образовательной области. Сейчас очень много готовых викторин по любому разделу программы можно найти на страницах интернета, я предлагаю вопросы, которые составляла по разделу «Экологическое воспитание», пользуясь литературой для детей:

В. В. Зотов «Лесная мозаика», А. А. Плешаков «Зелёные страницы», В. А. Алексеев «300 вопросов и ответов о животных», энциклопедии для детей и др.

«Я лично не хотел бы жить в мире без птиц, без животных и растений. Природа составляет бессловесное и лишённое права голоса большинство, которое может выжить только с нашей помощью». Дарелл

Вопросы к викторине

1. Говорят, что медведь в берлоге сосёт лапу. А вы как думаете?

2. Почему заяц спит с открытыми глазами?

3. Кто выводится из икры лягушки?

4. Для чего уж, гадюка высовывают язык?

5. Сколько раз в год у воробья появляются малыши? Почему птицу называют воробьём?

6. Какого медведя называют пестун? А шатун?

7. Чем опасен майский жук? А его личинки?

8. Где и как сорока строит гнездо?

9. Кто кукует: самец или самка? Что означает кукование кукушки?

10. Чем муравьи видят? Как муравьи отыскивают дорогу домой?

11. Откуда и почему капает у берёзы сок?

12. Почему крапива обжигает?

13. Почему мать-и-мачеха имеет такое странное название?

14. Почему на ветках ели не держится много снега?

15. Почему муравьи могут подсказать место, где растёт земляника?

16. Почему груздь так называется?

17. Какое дерево не любит подберёзовик?

18. Что общего и в чём разница между облаками и туманом?

19. Что такое крона? Чем отличается крона одинокой сосны от кроны сосны, растущей в лесу?

20. Какую пользу приносят дождевые черви?

21. Сколько раз в году белка меняет свой наряд?

22. Как лось пробирается через лесное болото? Почему он не проваливается в топях?

23. Что плохого делают кукушки и их птенцы певчим птицам? Почему?

24. Где улитка оставляет свой дом, когда гуляет?

25. За что медведь получил своё имя?

26. Какая птица выводит птенцов в любое время года, даже зимой, среди снега?

27. Из древесины какого дерева делают музыкальные инструменты?

28. Чем стрекочут кузнечики? Где у них уши?

29. Как дятел достаёт вредных насекомых из глубины дерева?

30. Почему ворону называют лесным санитаром?

31. Грибы – это растения?

32. Нужны ли в природе мухоморы?

33. Почему Красную книгу назвали красной, а не синей, например? Назовите растения (животных) из Красной книги.

34. Каких врагов леса вы знаете?

35. Паук – это насекомое?

36. Смогут ли люди прожить без насекомых?

37. Почему белые медведи не могут жить в лесу?

38. Чем ёж на медведя похож?

Ответы на вопросы викторины

1. Он не сосёт, а лижет её. На подошве у медведя зимой отслаивается старая, огрубевшая за лето кожа. Молодая, нежная кожица зудит и мёрзнет. Он облизывает подошвы горячим языком, да и причмокивает губами.

2. Из осторожности, чтобы не схватили хищные звери и даже птицы. Поворачивают голову по ветру, чтобы вовремя услышать врага.

3. Головастики.

4. Они ими чувствуют.

5.2-3 раза. Назвали так, потому что тащит крошки и т. п. у больших птиц, «вора бей».

6. Шатун – медведь, который бродит зимой в поисках пищи (летом накопил мало жира). Пестун – медведь из прошлогоднего выводка.

7. Поедает листья деревьев, личинки – корни деревьев.

8. В густых зарослях. Строит из прутьев, переплетая их травинками, скрепляя глиной. Сверху и с боков гнездо прикрывают колючие ветки, которые служат надёжной крышей. Похоже гнездо на шар, с одной стороны есть вход.

9. Кукует самец, он своим «ку-ку» подзывает самок. Предупреждает, что участок занят.

10. Видят муравьи плохо, помогают усики, которыми муравьи ощупывают всё, что встречается на пути. По пахучим следам на тропинках при помощи усиков находят дорогу домой.

11. Из трещин, которые появились от сильного мороза, через ранки от обломанных веток. Сок из земли вытягивают корни, им напиваются все веточки и почки берёзы.

12. На листьях и стеблях есть волоски, очень хрупкие, острые, как иголки крошечного шприца. При прикосновении они легко обламываются и обжигают едким соком.

13. Листья снизу мягкие, пушистые, ласковые, сверху – блестящие и холодные.

14. Ветки у ели эластичные и пружинистые. Они наклоняются от снега, и он сползает.

15. Они строят свои дома на сухих землях да на слабом солнцепёке, там же чаще растёт земляника.

16. Растут группами, семейками, словно друг на друге груздятся.

17. Подберёзовик не любит ели, так как под ними темно, а ему нужен свет.

18. Общее – состоят из капелек воды, но облака – над землёй, туман – над поверхностью земли.

19. Крона – верхняя разветвлённая часть дерева вместе с сучьями и ветвями. У одинокой сосны крона с распахнутыми мощными сучьями.

20. Дождевые черви рыхлят почву.

21. Белка меняет наряд 2 раза. Весной серый – на рыжий, а осенью – наоборот.

22. Острые копыта лося рассечены и расходятся в стороны. А между рассечёнными частями есть кожистая перепонка, которая не даёт ногам лося проваливаться в топях.

23. Самец отвлекает птиц, а самка в это время подкладывает яйцо, иногда даже выбрасывает лишнее яйцо. Кукушонку мешает скорлупа яиц и другие птенцы, он начинает их выбрасывать, остаётся один.

24. Улитка гуляет вместе с ним.

25. Ведаёт, где есть мёд.

26. Клёст. Он выкармливает своих птенцов еловыми и сосновыми семечками.

27. Из ели. Самое певучее и звонкое дерево. Ещё в древние времена из ели делали скрипки.

28. Уши на передних ногах. Трутся надкрылья, получается стрекот.

29. У него очень длинный язык, 10-15см, он липкий, с твёрдыми зазубринками. Насекомые приклеиваются к языку или накалываются на зазубринки.

30. Ворон ест всё, собирает падаль, очищает лес.

31. Грибы – это грибы, хотя раньше их относили к растениям. В грибах есть вещества, которых нет ни в одном растении.

32. Мухоморами питаются некоторые животные: лоси, белки, сороки. Для лосей это лекарство. Грибы участвуют в переработке растительных остатков в лесу: разрушают пни, отмершую листву, упавшие сучья (санитары леса). Мухомор украшает лес.

33. Красный цвет – сигнал опасности. Животные – амурский тигр, белый медведь, леопард, снежный барс и др. ; растения – майский ландыш, белая и жёлтая кувшинка, подснежник и др.

34. Гусеницы,

35. У паука – 8 ног, а у насекомых только 6.

36. Не смогут: сначала исчезнут растения (некому опылять, потом животные, птицы (нечего есть). Всё в природе взаимосвязано. Всё зависит от человека.

37. Они питаются рыбой.

Экологическая викторина для школьников 3-4 и 5-7 классов.(Загадки о растениях и животных)

Экологическая викторина для школьников

В викторине загадки и вопросы о растениях и животных.Можно использовать воспитателям во внеклассных мероприятиях для школьников с 3-го по 7-е классы, а также учителям биологии.
Цель викторины : расширение кругозора детей, сравнительный анализ знаний о растениях и животных разных школьников.
1. Какие полезные растения вы знаете? (картофель, подсолнечник, сахарный тросник, хлопок, кукуруза, яблоня, груша, слива и т.д.)
2. Из каких растений изготавливают масло?(подсолнечник,лен,кукуруза,оливковое ит.д.)
3. Какая трава самая горькая?(полынь)
4. На листе какого водного растения можно плавать, как на плоту?(виктория-регия)
5. Самое крупное цветковое растение.(раффлезия)
6. Какое дерево дает лучшую древесину для изготовления музыкальных инструментов?(ель)
7. Какое дерево в России цветет позже всех?(липа)
8. Мех какого пушного зверя в России самый ценный?(соболь)
9. У какой птицы крылья покрыты не перьями, а чешуей?(пингвин)
10. Какие животные спят с открытыми глазами?(рыбы,змеи)
11. Какая рыба называется именем человека?(карп)
12. Какая обезьяна самая большая?(горилла)
13. У какого млекопитающего самая толстая кожа?(носорог)
14. Животное, которое называют кораблем пустыни?(верблюд)
15. Самая крупная из современных птиц, быстро бегает, но не летает.(страус)
16. У кого уши на ногах?(кузнечик)
17. Сколько ног у паука?(8)
18. Деревенский будильник.(петух)
19. Где живут и чем питаются ежи?(в леу,строят гнезда,мыши,насекомые,грибы,яблоки....)
20. Почему муравья называют силачом?(поднимает груз в 11 раз превышающий свой вес)
21. Какие сладости дарит нам лес?(земляника,черника,брусника,малина,смородина...)
22. Какие растения останавливают кровь?(подорожник...)
23. Какие дикорастущие растения - заменители овощей вы знаете?(картофель,одуванчик,крапива,щавель,головки клевера,корни лопуха,кислица обыкнов...)
24. Какие фрукты и овощи богаты витаминами?(лимон,апельсин,яблоки,капуста,марковка...)
25. Название какого итальянского города, если его прочесть наоборот, превращается в рыбу?(Милан)
26. Как можно укрепить свое здоровье?(закалятья,заниматься спортом,правильно питаться,пить воду....)
27. Из древесины какого дерева изготавливают спички? (осина)
28. Вроде сосен, вроде ёлок, а зимует без иголок? (лиственница)
29. Какая рыба без чешуи? (сом)
30. Какая самая высокая трава на земле? (бамбук)
31. Какие ноги у жирафа длиннее передние или задние? (одинаковые)
32. Каких зверей называют косолапый, сохатый, серый? (медведь, лось, волк)
33. Чему равна половина суток? (12 часов)
34. Естественный спутник Земли. (Луна)
35. Какое из морских обитателей самое умное? (дельфин)
36. Копытное, но не лошадь; длинноух, но не заяц; сер, но не волк. (осел)

Загадки о растениях.

1.Русская красавица
Всем нам очень нравится
Бела она, стройна
Одежда зелена (берёза)

2. Прямо в небо рвутся, ввысь
Ты внимательно всмотрись
Не берёзы, не осинки
Нет листочков, есть хвоинки (ели, сосны)

3. Вот бочонок с шапочкой
С дерева упал.
Год прошёл – и деревцем
Маленьким он стал. (желудь, дуб)

4. Осень тихая настанет
Дивным дерево то станет
Листья – звезды яркие
Золотые, жаркие. (клен)

5. Летом знойным зацветает –
Сразу пчёл к себе зовет
Светлых цветочков вкусен нектар
Кто ж это дерево узнал? (липа)

6. Не береза, не сосна
В тишине стоит она
Но лишь ветер пробежит
Вся листва на ней дрожит. (осина)

7. Что за дерево такое
Угощает снегирей?
Снег лежит, трещат морозы
Ну а ягоды вкусней. (рябина)

8. Что за дерево растет?
Снег в июне нам несет
Этот снег не тает
В воздухе летает. (тополь)

9. Дерево чудесное,
Листья интересные
Веерочки, веерки
Белой свечкою цветки. (каштан)

10. С синевою неба дружат эти милые цветы
Маленькие, нежные, прямо у воды
Их увидишь, не забудешь
Ну а знаешь ли их ты? (незабудки)

11. Видел я такой цветок
Золотистый ободок
Долго он в траве сидел
Стал седым и улетел. (одуванчик)

12. Нам запах свежести лесной
Приносит позднею весной
Цветок душистый, нежный
Из кисти белоснежной (ландыш)

13. В саду есть петушок
Лиловый гребешок
Цветок сиреневого цвета
Такая есть еще конфета (ирис)

14. И матушка родная
И мачеха злая
Бок о бок живут
Через стеночку. (мать и мачеха)

15. Хороша трава-
Красная голова
И медку подарит
И чайку заварит. (Иван чай)

16. Травка та растет на склонах
Запах крепок и душист
А её цветок и лист нам с тобой идет на чай
Что за травка отгадай. (душица)

Развод