Задания по грозе островского. Индивидуальные задания по драме А.Островского "Гроза"

учитель гимназии № 000

Контрольная работа по драме «Гроза»

Вариант 1.

Задания с кратким ответом (слово, словосочетание)

1. О каком герое идет речь: молодой человек, сирота, семья состоит, кроме него, еще из одного человека - его сестры. Он живет из милости у своего дяди, богатого купца, присвоившего себе причитающееся наследство, терпит его всевозможные унижения, надругательства.

2. Вспомните последнее свидание Бориса с Катериной, прощальное свидание. Ваша душа разрывается от жалости, от невозможности помочь любимой женщине. «Только одного и надо у Бога просить, чтоб…» - срываются с ваших уст горькие слова. Что же попросил герой у Всевышнего для своей возлюбленной, покидая ее?

3. Кому принадлежат слова (драма «Гроза»):

А) А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать. Знаете, что ваш дядюшка, Савел Прокофьич, городничему отвечал? К городничему мужички пришли жаловаться, что он ни одного из них путем не разочтет. Городничий и стал ему говорить: «Послушай, говорит, Савел Прокофьич, рассчитывай ты мужиков хорошенько! Каждый день ко мне с жалобой ходят!» Дядюшка ваш потрепал городничего по плечу, да и говорит: «Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами об таких пустяках разговаривать! Много у меня в год-то народу перебывает; вы то поймите: недоплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!» Вот как, сударь! А между собой-то, сударь, как живут!


Б) Да здесь все как будто из-под неволи. И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как все это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается! А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют.

В) Вот жизнь-то! Живем в одном городе, почти рядом, а увидишься раз в неделю, и то в церкви либо на дороге, вот и все! Здесь что вышла замуж, что схоронили, все равно. (Молчание.) Уж совсем бы мне ее не видать: легче бы было! А то видишь урывками, да еще при людях; во сто глаз на тебя смотрят. Только сердце надрывается.

Г) Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!

Д) Вот какой, сударь, у нас городишко! Бульвар сделали, а не гуляют. Гуляют только по праздникам, и то один вид делают, что гуляют, а сами ходят туда наряды показывать. Только пьяного приказного и встретишь, из трактира домой плетется. Бедным гулять, сударь, некогда, у них день и ночь забота. И спят-то всего часа три в сутки. А богатые-то что делают? Ну, что бы, кажется, им не гулять, не дышать свежим воздухом? Так нет. У всех давно ворота, сударь, заперты и собаки спущены. Вы думаете, они дело делают, либо богу молятся? Нет, сударь!

Е) Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и поважней тебя никому отчета не даю. Хочу так думать о тебе, так и думаю. Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и все. Хотелось тебе это слышать от меня? Так вот слушай! Говорю, что разбойник, и конец! Что ж ты, судиться, что ли, со мной будешь? Так ты знай, что ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю.

Ж) Что она это делает-то? Что она только придумывает? Ах, сумасшедшая, право, сумасшедшая! Вот погибель-то! Вот она! Бросить его, бросить далеко, в реку кинуть, чтоб не нашли никогда. Он руки-то жжет, точно уголь. (Подумав.) Вот так-то и гибнет наша сестра-то. В неволе-то кому весело!

З) Что прячешься! Нечего прятаться! Видно, боишься: умирать-то не хочется! Пожить хочется! Как не хотеться! видишь, какая красавица! Ха, ха, ха! Красота! А ты молись богу, чтоб отнял красоту-то! Красота-то ведь погибель наша! Себя погубишь, людей соблазнишь, вот тогда и радуйся красоте-то своей. Много, много народу в грех введешь!

4. Чье стихотворение цитирует Кулигин: Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьет! Не гроза это, а благодать! Да, благодать! У вас все гроза! Северное сияние загорится - любоваться бы надобно да дивиться премудрости: «С полночных стран встает заря»!

5. Вставьте пропущенные слова:

Как донской-то казак, казак вел коня поить,
………..молодец, уж он у ворот стоит,
У ворот стоит, сам он думу думает,
Думу думает, как будет жену ………
Как жена-то, жена мужу возмолилася,
Во скоры́-то ноги ему поклонилася:
Уж ты, батюшка, ты ли мил …………друг!
Ты не бей, не губи ты меня со вечера!
Ты убей, загуби меня со полуночи!
Дай …………моим малым детушкам,
Малым детушкам, всем ближним соседушкам.


Задания с выбором ответа

6. Добролюбов назвал «лучом света в темном царстве»?

А) Варвару

Б) Катерину Кабанову

В) Тихона

Г) Кулигина

7. Финал пьесы трагичен. Самоубийство Катерины, по мнению, является проявлением:

А) Духовной силы и смелости

Б) Духовной слабости и бессилия

В) Моментного эмоционального взрыва.

8. Речевая характеристика является яркой демонстрацией характера героя. Найдите соответствие действующим лицам пьесы:

А) «Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», «Ветры буйные, перенесите вы ему печаль-тоску»

Б) «Бла-алепие, милая, бла-алепие!.. В обетованной земле все живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный».

В) «Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы я слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так разговаривала».

1. Кабаниха 2. Катерина 3. Феклуша

9. Кому из героев пьесы принадлежат слова, ярко его характеризующие: «Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела».

А) Варвара

Б) Катерина

Д) Феклуша

10. В речи героев присутствует (найдите соответствие):

А) Церковная лексика, насыщенная архаизмами и просторечием.

Б) Народно-поэтическая, разговорно-просторечная, эмоциональная лексика.

В) Мещанско-купеческое просторечие, грубость.

Г) Литературная лексика 18 века с ломоносовско-державинскими тенденциями.

1. Катерина 2. Кулигин 3. Кабаниха 4. Дикой

11. Статью «Темное царство» написал:

12. тесно сотрудничал с театром, на сцене которого были осуществлены практически все пьесы драматурга. Как называется этот театр?

А) Художественный театр

Б) Малый театр

В) «Современник»

Г) Большой театр.

13. Дайте определения: реплика, герой, драма.

Ответы

Вариант 1.

1. Борис Григорьевич

2. («…чтоб она умерла поскорее, чтоб ей не мучиться долго!»)

3. Кулигин, Катерина, Борис, Катерина, Кулигин, Дикой, Катерина, барыня

4. «Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния»:

5. Добрый, губить, сердечный, уснуть.

8. Катерина, Феклуша, Кабаниха

10. Кабаниха, Катерина, Дикой, Кулигин

Тесты по драме «Гроза». 1 вариант

1) К какому литературному направлению следует отнести драму «Гроза»

    романтизм

  1. классицизм

    сентиментализм

2) Действие драмы «Гроза» происходит

    в Москве

    в Калинове

    в Петербурге

    в Нижнем Новгороде

3). Определите кульминацию драмы «Гроза»

      сцена с ключом

      встреча Катерины с Борисом у калитки

      раскаяние Катерины перед жителями города

      прощание Тихона и Катерины перед его поездкой

4). Какое изобретение хотел внедрить в быт своего города механик-самоучка Кулигин?

        телеграф

        громоотвод

        микроскоп

        печатный станок

5). Как звали мужа Катерины?

6). Определите основной конфликт драмы «Гроза»

    история любви Катерины и Бориса

    история любви Тихона и Катерины

    столкновение самодуров и их жертв

    описание дружеских отношений Кабанихи и Дикого

7). Кто из героев драмы «Гроза» «позавидовал» умершей Катерине, считая собственную жизнь предстоящей мукой?

9) К какому типу литературных героев принадлежала Кабаниха

1. герой-резонер

2. «самодур»

3. «лишний человек»

4. «маленький человек»

10. О каком персонаже идет речь?

У него уж такое заведение. У нас никто и пикнуть не смей о жалованье, изругает на чем свет стоит. «Ты, – говорит, – почему знаешь, что я на уме держу? Нешто ты мою душу можешь знать? А может, я приду в такое расположение, что тебе пять тысяч дам». Вот ты и поговори с ним! Только еще он во всю свою жизнь ни разу в такое-то расположение не приходил.

3.Чтобы оживить пьесу

12) О каком персонаже идет речь?

13) А.Н.Островский раскрывает социально-типические и индивидуальные свойства персонажей определённой общественной среды, какой именно:

1. Помещечье-дворянской

2. Купеческой

3. Аристократической

4. Народной

14) Кому принадлежат слова

Всякий должен бояться! Не то страшно, что убьёт тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми.

    Кабанихе

    Катерине

2 вариант

1) Как звали возлюбленного Катерины?

1. Кулигин

2) Кто устроил встречи Катерины и Бориса, украв у Кабанихи ключ?

2 .Кулигин

3. Варвара

3) Кому принадлежит фраза: «Делай что хочешь, только бы шито да крыто было»?

  1. Катерине

  2. Кабанихе

4) Что изобретал механик-самоучка Кулигин?

    телеграф

    громоотвод

    солнечные часы

    перпетуум-мобиле

5) Какой фразой заканчивается драма «Гроза»?

    Маменька, вы ее погубили, вы, вы, вы...

    Спасибо вам, люди добрые, за вашу услугу!

    Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!

    Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!

6) О каком персонаже идет речь?

Он прежде наломается над нами, надругается всячески, как его душе угодно, а кончит все-таки тем, что не даст ничего или так, какую-нибудь малость. Да еще станет рассказывать, что из милости дал, что и этого бы не следовало.

7) Кто сказал:

«Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Меня отдали в Коммерческую академию, а сестру в пансион, да оба вдруг и умерли в холеру, мы с сестрой сиротами и остались. Потом мы слышим, что и бабушка здесь умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам выплатил часть, какую следует, когда мы придем в совершеннолетие, только с условием...»

8) Кто сказал:

«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры».

  1. Борис Григорьевич

9) В пьесе «Гроза» показана жизнь патриархального купечества, дикого, ограниченного, невежественного. Есть ли в Калинове человек, способный воспротивиться законам этой жизни? Назовите его:

1.Кулигин

3.Варвара

5.Катерина

11) Катерина признаётся при людях Тихону в своём «грехе». Что заставило её сделать это?

1.Чувство стыда

2.Страх перед свекровью

4.Желание уехать с Борисом

12) А.Н.Островский раскрывает социально-типические и индивидуальные свойства персонажей определённой общественной среды, какой именно:

1. Помещечье-дворянской

2. Купеческой

3. Аристократической

4. Народной

13)Пьеса «Гроза» написана в

14) Город, в котором происходит действие «Грозы», называется

    Нижний Новгород

    Кострома

3 вариант

1) А.Н.Островский раскрывает социально-типические и индивидуальные свойства персонажей определённой общественной среды, какой именно:

1. Помещечье-дворянской

2. Купеческой

3. Аристократической

4. Народной

2) К какому литературному жанру можно отнести пьесу «Гроза» (по определению автора):

1.Комедия

3.Трагедия

4.Лирическая комедия

5.Трагикомедия

3) Назовите основной конфликт в пьесе «Гроза» (по мнению Добролюбова):

1.Это конфликт между поколениями (Тихон и Марфа Игнатьевна)

2.Это внутрисемейный конфликт между деспотической свекровью и непокорной невесткой

3.Это столкновение самодуров жизни и их жертв

4.Это конфликт между Тихоном и Катериной

4) Пьеса «Гроза» начинается с пространной, несколько затянутой экспозиции для того, чтобы:

1.Заинтриговать читателя

2.Представить героев, непосредственно участвующих в интриге

3.Создать образ мира, в котором живут герои

4.Замедлить сценическое время

5) Действие пьесы «Гроза происходит в городе Калинове. Все ли герои принадлежат (по рождению и по воспитанию) калиновскому миру? Назовите героя, не относящегося к их числу:

1.Кулигин

5.Варвара

6) Какие герои являются (с точки зрения конфликта) центральными в пьесе:

1.Борис и Катерина

2.Катерина и Тихон

3.Дикой и Кабаниха

4.Марфа Игнатьевна Кабанова и Катерина

5.Борис и Тихон

7) Н.А.Добролюбов в статье «Луч света в тёмном царстве» назвал Бориса «образованным Тихоном» потому, что:

1.Борис и Тихон принадлежат одному сословию

2.Борис лишь внешне отличается от Тихона

3.Борис очень резко отличается от Тихона

8) В пьесе «Гроза» показана жизнь патриархального купечества, дикого, ограниченного, невежественного. Есть ли в Калинове человек, способный воспротивиться законам этой жизни? Назовите его:

1.Кулигин

3.Варвара

1.Феклуша

2.Кулигин

5.Катерина

10) Почему события в пьесе «Гроза» происходят в вымышленном городе?

11) Савёл Прокофьевич Дикой не участвует в основном конфликте пьесы «Гроза». Для чего Островский ввёл это действующее лицо?

1.Чтобы противопоставить Марфе Игнатьевне Кабановой

2.Чтобы создать целостный образ «тёмного царства»

3.Чтобы оживить пьесу

4.Чтобы подчеркнуть удаль и размах русского купечества

12) К какому сословию принадлежали родители Катерины Кабановой?

1.Дворяне

3.Крестьяне

5.Разночинцы

13) Катерина признаётся при людях Тихону в своём «грехе». Что заставило её сделать это?

1.Чувство стыда

2.Страх перед свекровью

3.Желание признанием искупить вину перед Богом и муки совести

4.Желание уехать с Борисом

14) Н.А.Добролюбов назвал одного из героев пьесы «Гроза» «лучом света в тёмном царстве». Это:

1.Кулигин

2.Марфа Игнатьевна

3.Катерина

№ вопроса

1 вариант

2 вариант

№ вопроса


3 вариант

№ вопроса

Ответы к школьным учебникам

«Москвитянин»

2. Кто написал статью «Темное царство»?

H.A. Добролюбов

3. Кто является яркими представителями «темного царства» в пьесе «Гроза»?

Дикой, Кабаниха

4. Кого H.A. Добролюбов назвал «лучом света в темном царстве»?

Катерину

5. Установите соответствие между характеристиками и их героями.

ПЕРСОНАЖИ
1) Дикой
2) Кабаниха
3) Феклуша

ХАРАКТЕРИСТИКА
А) «Кто ж... угодит, коли у... вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходится... А беда, коли поутру... кто-нибудь рассердит! Целый день ко всем придирается».
Б) «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних поедом [заел(-а)] совсем*.

Ответ:
1 - А, 2 - Б

6. Кому из героинь пьесы принадлежат слова, ярко ее характеризующие?
«Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела».

Катерина

7. А. Н. Островский тесно сотрудничал с театром, на сцене которого были осуществлены практически все пьесы драматурга. Как называется этот театр?

Малый театр.

8. Где происходит действие пьесы «Гроза»?

в Калинове

9. Ниже приведено высказывание одного из героев драмы А. Островского «Гроза». Кому принадлежат эти слова? «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!
В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры».

Кулигину.

10. Что, по мнению сумасшедшей барыни, грозит гибелью?

вольные нравы и обращение

11. Кого из героев драмы Островского «Бесприданница» в финале пьесы Лариса Огудалова благодарит за «благодеяние»?

Карандышева

12. К какому литературному жанру можно отнести пьесу «Гроза» (по определению автора)?

13. Назовите основной конфликт в пьесе «Гроза».

столкновение самодуров и их жертв

14. А. Н. Островский раскрывает социально-типические и индивидуальные свойства персонажей определенной общественной среды, какой именно?

купеческой

15. Установите соответствие речи с действующими персонажами пьесы.

РЕЧЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
A) «Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на поле!*, «Ветры буйные, перенесите вы ему печаль-тоску».
Б) «Бла-алепие, милая, бла-алепие!.. В обетованной земле все живете! купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный*.
B) «Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы и слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так разговаривала».
ПЕРСОНАЖИ
1) Кабаниха
2) Феклуша
3) Катерина
4) Дикой

Ответ:
А - 3, Б - 2, В - 3

16. Установите соответствие между персонажами и особенностями их лексикона.

ОСОБЕННОСТИ ЛЕКСИКИ
A) церковная лексика, насыщенная архаизмами и просторечием Б) народно-поэтическая, разговорно-просторечная, эмоциональная лексика
B) мещанско-купеческое просторечие, грубость
ПЕРСОНАЖИ
1) Катерина
2) Кабаниха
3) Кулигин
4) Дикой

Ответ:
А - 4, Б - 1, В - 2

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1-B7; C1-С2.

Б о р и с. Эх, Кулигин, больно трудно мне здесь без привычки-то! Все на меня как-то дико смотрят, точно я здесь лишний, точно мешаю им. Обычаев я здешних не знаю. Я понимаю, что все это наше русское, род­ное, а все-таки не привыкну никак.

К у л и г и н. И не привыкнете никогда, сударь.
Б о р и с. Отчего же?
К у л и г и н. Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В ме­щанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать. Знаете, что ваш дядюшка, Савел Прокофьич, городничему отвечал? К городничему мужички при­шли жаловаться, что он ни одного из них путем не разочтет. Городничий и стал ему говорить: «Послушай, говорит, Савел Прокофьич, рассчиты­вай ты мужиков хорошенько! Каждый день ко мне с жалобой ходят!» Дядюшка ваш потрепал городничего по плечу, да и говорит: «Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами об таких пустяках разговаривать! Много у меня в год-то народу перебывает; вы то поймите: недоплачу я им но какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составля­ются, так оно мне и хорошо!» Вот как, сударь! А между собой-то, сударь, как живут! Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то человеческого на нем нет, обличье-то человеческое истеряно. А те им, за малую благостыню, на гербовых листах злостные кляузы строчат на ближних. И начнется у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучени­ям. Судятся-судятся здесь, да в губернию поедут, а там уж их и ждут да от радости руками плещут. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; водят их, водят, волочат их, волочат; а они еще и рады это­му волоченью, того только им и надобно. «Я, говорит, потрачусь, да уж и ему станет в копейку». Я было хотел все это стихами изобразить...
Б о р и с. А вы умеете стихами?
К у л и г и н. По-старинному, сударь. Поначитался-таки Ломоносова, Державина... Мудрец был Ломоносов, испытатель природы... А ведь тоже из нашего, из простого звания.
Б о р и с. Вы бы и написали. Это было бы интересно.
К у л и г и н. Как можно, сударь! Съедят, живого проглотят. Мне уж и так, сударь, за мою болтовню достается; да не могу, люблю разговор рассыпать! Вот еще про семейную жизнь хотел я вам, сударь, рассказать; да когда-нибудь в другое время. А тоже есть что послушать.
Входят Ф е к л у ш а и д р у г а я женщина.
Ф е к л у ш а. Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ бла­гочестивый, добродетелями многими украшенный! Щедростью и подая­ниями многими! Я так довольна, так, матушка, довольна, по горлушко! За наше неоставление им еще больше щедрот приумножится, а особенно дому Кабановых.
Уходят.

Тесты

B1. Укажите литературный род, к которому принадлежит это произве­дение.

B2. Определите жанр пьесы «Гроза».

ВЗ. С каким литературным направлением связаны имена русских поэтов М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина, упомянутых в речи Кулигина?

B4. Напишите термин, которым обозначают слова и фор­мы разговорной речи, придающие речи Феклуши грубоватый, стили­стически сниженный оттенок: «бла-алепие», «по горлушко», «наше неоставление» и т.д.

B5 Как называется средство художественной изобразительности, с помо­щью которого Кулигин характеризует город Калинов: «нравы жес­токие», «бедность нагольная», «злостные кляузы»?

B6 Как называется развернутое высказывание одного из героев пьесы?

Входят Феклуша и другая женщина

Часть С

С1 . С какой целью А.Н. Островский включает в текст пьесы «Гроза» рассказ Кулигина о городе Калинове и их жителях?

С2. В произведениях каких русских писателей (поэтов, драматургов) возникает тема города и в чем эти произведения созвучны с пьесой Островского «Гроза»?

1-й вариант

1. Соотнести определения (см. табл. 1) и литературоведческие понятия: драма, трагедия, комедия, водевиль

Таблица 1

2. Выбрать определение понятия “ремарка”.

А) Часть акта, в которой состав действующих лиц не меняется или появляется новое действующее лицо.

Б) Текст, заключающий в себе слова одного из действующих лиц.

В) Представление героев, в котором рассказывается об их возрасте, социальном положении и т.д.

Д) Большая часть драматургического произведения.

А) Самоубийство Катерины.

Б) Тихон возвращается из Москвы.

В) Разговор Катерины с Варварой о детстве.

Д) Борис покидает город.

4. Кто это говорит?

А) “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться с этой коры”.

Б) “Молодость-то что значит! Смешно смотреть даже на них! Кабы не свои, насмеялась бы досыта: ничего не знают, никакого порядка. Проститься путём не умеют”.

В) “Я грубиян считаюсь… он - слово, а я - десять; плюнет да и пойдёт. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану”.

А) “Одно слово: воин!”

Б) “И на воле-то он словно связанный”.

Г) “И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало”.

6. Кто из героев произносит эти поэтические строчки? Какому поэту они принадлежат?

Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю.

2-й вариант

1. Выбрать определение понятия “драма”.

А) Драматическое произведение, в основе сюжета которого лежит неразрешимый жизненный конфликт, завершающийся в большинстве случаев гибелью героев.

Б) Драматическое произведение, обличающее посредством осмеяния пороки людей и отрицательные явления социальной действительности.

В) Короткая комическая пьеса, обычно с пением.

Г) Драматическое произведение, в котором воспроизводится преимущественно частная жизнь людей. В ней изображается напряжённая борьба героев и острый, преимущественно социальный конфликт.

2. Соотнесите термины и их толкование (см. табл. 2).

Таблица 2

3. Восстановите последовательность событий.

А) Бегство Варвары из дома;

Б) Тихон едет по делам в Москву;

В) Встречи Катерины и Бориса;

Г) Знакомство с жителями города Калинова и обрисовка их нравов.

4. Кто это говорит?

А) “…Да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а всё добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить - обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю”.

Б) “Отчего люди не летают!”

В) “Ты подумай-то: какой ни на есть, а я всё-таки мужчина; всю жизнь вот этак жить, как ты видишь, так убежишь и от жены. Да как я знаю, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?”

5. Определите по репликам, о ком идёт речь.

А) “Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем”.

Б) “Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится”.

В) “Накинулись мы давеча на него с дядей, уж ругали, ругали - молчит. Точно дикий какой сделался. Со мной, говорит, что хотите делайте, только её не мучьте!”

6. Кто из героев произносит эти поэтические строчки? Какому поэту они принадлежат?

Открылась бездна звезд полна,
Звездам числа нет, бездне - дна.

КЛЮЧИ

1-й вариант

  • А - трагедия,
  • Б - комедия,
  • В - водевиль,
  • Г - драма.
Развод