Женщины евгения моргунова. Вдова евгения моргунова

Про Моргунова говорили, что он стал «заложником одного образа». И это правда. Несмотря на то, что в его фильмографии более 100 ролей, запомнили актёра всего по нескольким картинам, причём в одном образе. Но правда и то, что Моргунов, будучи человеком противоречивым и неоднозначным, стал заложником всевозможных стереотипов о себе. Даже те, кто знал его лично, рассказывают о нём разное. «АиФ» попытался рассмотреть основные слухи об актёре и разобраться, что из этого правда, а что — пустые сплетни.

«Говорят, что был жутким бабником»

Моргунов тщательно скрывал свою личную жизнь от посторонних глаз. Шутил про себя, что человек он скромный, несмотря на свою порядочность. Но если в его скромности многие коллеги сильно сомневаются, то оснований подвергать сомнениям порядочность Моргунова в отношении женщин они не находят. При этом всю жизнь актёр любил двух женщин одновременно. 10 лет он прожил в гражданском браке с балериной Большого театра Варварой Рябцевой, которая была старше его на 13 лет. Но Вава, как он её ласково называл, не могла иметь детей. В итоге Моргунов женился на студентке, которая была младше его на 13 лет. С ней он и прожил до конца дней. С ней воспитал двоих сыновей, один из которых погиб в 26 лет в аварии.

«Говорят, что был пьяницей»

Откуда появился миф о том, что Моргунов — запойный алкоголик, ни сам актёр, ни его близкие так и не смогли понять. Да, Евгений Александрович любил шумные застолья, но выпивал не больше других. Его «наркотиком» был не алкоголь, а еда. Поесть он любил, хотя врачи настоятельно рекомендовали актёру соблюдать диету: его вес превышал 130 кг. С 25 лет актёр страдал диабетом, который с годами прогрессировал и только чудом и усилиями жены не лишил Моргунова обеих ног.

«Говорят, что перессорился со всеми друзьями»

История о том, как Моргунов поссорился прямо во время съёмок с режиссёром Леонидом Гайдаем , стала уже хрестоматийной. Конфликт случился на съёмках фильма «Кавказская пленница». Актёр якобы пришёл на просмотр рабочего материала подвыпившим и в компании посторонних людей. Гайдаю это не понравилось. Слово за слово — разразился настоящий скандал! В итоге фильм доснимали уже без Моргунова. Использовали дублёров.

Помирить актёра с режиссёром пытался Сергей Бондарчук . Но всё было бесполезно. Оба были с характером и не хотели идти на уступки. По воспоминаниям вдовы Евгения Александровича, к концу жизни её супруг в пух и в прах рассорился со своими многолетними партнёрами по съёмочной площадке: Вициным и Никулиным .

«Евгений Александрович неосторожно высказался в адрес Никулина в одной из газет: мол, работали вместе, а Госпремию получил один Никулин. И пошло-поехало!» — вспоминает Наталья Моргунова . Впрочем, она также подчёркивает, что актёры из любимой зрителем троицы в жизни никогда не были закадычными друзьями.

По другой же версии, Моргунов и Никулин рассорились из-за очередного розыгрыша Евгения Александровича. Мол, как-то Моргунов встал у входа в Цирк на Цветном бульваре и громогласно сообщал, что все желающие улучшить свои жилищные условия могут обратиться к Никулину. После очередного настырного посетителя Юрий Владимирович не на шутку разозлился: «У нас своих клоунов хватает!» На этом отношения были испорчены окончательно.

Моргунов вообще не признавал никаких авторитетов. С вышестоящим начальством разговаривал так, словно это его одноклассники. Впрочем, то, что не прощалось другим, Моргунову почему-то сходило с рук. Однако конфликт с Министерством культуры с рук ему всё-таки не сошел. Звание народного артиста ему так и не дали. А значимых ролей в кино после конфликта с Гайдаем он так и не сыграл.

«Говорят, что Моргунову выбиться в артисты помог Сталин»

Так ли это на самом деле, никто точно не знает. Но Моргунов часто сам рассказывал, что в 1943 г. решился написался письмо вождю народов с просьбой пристроить его в театр. Сталин якобы ему ответил. В ответе было сказано, что товарища Моргунова следует направить для поступления в театр Таирова актёром вспомогательного состава. Известно, что в этом театре он проучился год, после чего перевёлся во ВГИК на курс Сергея Герасимова.

«Говорят, имел дурной характер»

«Последние 15 лет Женя жил практически „ под ножом “ . Ему многократно твердили врачи: „ Ампутируем ноги! “ — вспоминает Наталья Николаевна, супруга актёра. — Он стал очень вспыльчивым и даже просто невыносимым: грубым, озлобленным. Я прощала и терпела, понимая, что всему причиной болезнь». Моргунов окончательно сдался после смерти сына. Лишь в редкие минуты к нему возвращалось его чувство юмора и дурашливость. «Вы меня отсюда не вынесите! — Говорил он врачам. — Я же просто невыносимый!»



Нам нравилось в Рябцеве все: и то, как он преподает, и то, как он рассказывает о любимом искусстве танца. Заниматься у него было наслаждением. «Многожестие — это засоренность выражения мысли. Лаконичность жеста — это большое искусство»,— говаривал Рябцев. Однажды на урок Рябцев пришел сильно прихрамывая. Окружив его, мы стали расспрашивать, что с ним случилось. Владимир Александрович, страдая от боли в ноге, сел на стул и очень тихо сказал:

— Напился... как свинья, не помню, что было. Наши лица мгновенно изменились. Сострадания как не бывало. Удивление, а кое у кого из девушек — испуг: Рябцев — и вдруг напился! Мальчики скрывали усмешку... Владимир Александрович посмотрел на всех, болезненно улыбнулся и сказал аккомпаниатору:

— Мазурочку можно? С первым же тактом Рябцев встал со стула и буквально «полетел» по залу, лихо ведя воображаемую Даму. Весь класс как-то разом охнул. Это был восхитительный обман, игра педагога.

Рябцев, довольный, улыбающийся, сел на стул и, обращаясь к Мише Каверинскому, сказал:

— Вот так-то вот. Ты, брат, и впрямь поверил в мою фантазию. Молодцы вы все. Гамма быстро сменяющихся чувств прочитывалась прекрасно. А почему вы мне поверили? Разве Рябцев славится как пьянчужка? Я пью, по секрету скажу вам, только в двух случаях: когда идет дождь и когда он не идет... Дальше Рябцев продолжать не мог. Его шутка вызвала гомерический хохот. Когда мы успокоились, он продолжал:

А почему вы мне поверили? Да потому что я искренне, глубоко прочувствовал свою «больную ногу» а вы все по-своему пережили этот момент. Подчеркиваю — пе-ре-жи-ли. А на сцене что надо делать, чтобы партнер, партнерша, публика вам поверила? Глубоко искренне пережить, даже если вы играете этот спектакль уже в сотый раз. Но! Берегитесь пе-ре-играть Лучше уж не-до-играть. Пусть нашим девизом станет: «Чуточку сильнее, чем в жизни, и лучше «недо», чем «пере». Часто он говорил: «Это у тебя вышло «пере». Ученик понимал, что переиграл и получилось неправдоподобно.

Рябцев много времени отдавал занятиям в училище. Искал и подбирал нотный материал, сочинял вместе с учениками сюжеты для сцен и этюдов. Преподавал он увлеченно, с большим интересом. Как бы он ни был занят в театре и как артист, и как руководитель балетной труппы, и как член художественного совета, он никогда не пропускал уроков. Параллельно с искусством хореографии Владимир Александрович немало времени отдавал драматическому искусству. С детства любовь к Малому театру и участие в спектаклях с корифеями драматического искусства с годами превратились в потребность пробовать свои силы и в этом жанре. В 1913 году он гастролировал в Петербурге, где в Театре на Фонтанке играл вместе с выдающейся артисткой Рощиной-Инсаровой в спектакле «Хозяйка гостиницы». Она исполняла роль Мирандолины, а Рябцев — Фабрицио.

В 1921 году Рябцев был одним из создателей Театра старинного водевиля. Он был актером, режиссером, ставил танцы. Артисты Большого театра любили ходить в этот театр. Рябцев был великолепен в водевилях. Этот театр существовал недолго, однако любовь к этому жанру у Рябцева осталась на всю жизнь. Только один раз мне посчастливилось видеть моего учителя в одной из картин старинного водевиля «Лев Гурыч Синичкин». Он исполнял роль самого Льва Гурыча. Его дочери — жена Рябцева Варвара Кеслер. тоже артистка балета . Было это при печальных в моей жизни обстоятельствах. Владимир Александрович узнал, что мне сделана операция в в связи с туберкулезом легких, собрал бригаду артистов и приехал в санаторий, где я находилась. Добрый, душевный человек, Рябцев решил порадовать больную балерину. В этот вечер он играл как большой мастер, играл самозабвенно, с отдачей всех творческих сил. Публика долго его не отпускала...

Владимир Александрович пробовал свои силы и в балетмейстерской деятельности. В 1920 году Владимир Иванович Немирович-Данченко пригласил его ставить танцы в оперетте Лекока «Дочь мадам Анго» в музыкальной студии Художественного театра. В Большом театре в 1921 году он поставил балет Стравинского «Петрушка». В один вечер с «Петрушкой» шел «Воинственный танец» Равеля. Этот номер Рябцев создал для Е. Гельцер и Л. Жукова. Во время войны с фашистской Германией Владимир Александрович находился в Москве. В прифронтовой столице он по-прежнему играл свои любимые роли — Марцелину, Санчо Панса и др. Все тяготы военного времени он мужественно переносил. 27 ноября 1945 года в Большом театре шла опера Глинки «Иван Сусанин». На балу у Сигизмунда артисты танцевали краковяк и мазурку. Владимир Александрович, как всегда, танцевал в первой паре, создавая образ горделивого польского шляхтича, с гривой седых волос и лихими усами. С первыми тактами мазурки Рябцев вдруг покачнулся и упал. Он умер на сцене...

Нам нравилось в Рябцеве все: и то, как он преподает, и то, как он рассказывает о любимом искусстве танца. Заниматься у него было наслаждением. «Многожестие — это засоренность выражения мысли. Лаконичность жеста — это большое искусство»,— говаривал Рябцев. Однажды на урок Рябцев пришел сильно прихрамывая. Окружив его, мы стали расспрашивать, что с ним случилось. Владимир Александрович, страдая от боли в ноге, сел на стул и очень тихо сказал:

— Напился... как свинья, не помню, что было. Наши лица мгновенно изменились. Сострадания как не бывало. Удивление, а кое у кого из девушек — испуг: Рябцев — и вдруг напился! Мальчики скрывали усмешку... Владимир Александрович посмотрел на всех, болезненно улыбнулся и сказал аккомпаниатору:

— Мазурочку можно? С первым же тактом Рябцев встал со стула и буквально «полетел» по залу, лихо ведя воображаемую Даму. Весь класс как-то разом охнул. Это был восхитительный обман, игра педагога.

Рябцев, довольный, улыбающийся, сел на стул и, обращаясь к Мише Каверинскому, сказал:

— Вот так-то вот. Ты, брат, и впрямь поверил в мою фантазию. Молодцы вы все. Гамма быстро сменяющихся чувств прочитывалась прекрасно. А почему вы мне поверили? Разве Рябцев славится как пьянчужка? Я пью, по секрету скажу вам, только в двух случаях: когда идет дождь и когда он не идет... Дальше Рябцев продолжать не мог. Его шутка вызвала гомерический хохот. Когда мы успокоились, он продолжал:

А почему вы мне поверили? Да потому что я искренне, глубоко прочувствовал свою «больную ногу» а вы все по-своему пережили этот момент. Подчеркиваю — пе-ре-жи-ли. А на сцене что надо делать, чтобы партнер, партнерша, публика вам поверила? Глубоко искренне пережить, даже если вы играете этот спектакль уже в сотый раз. Но! Берегитесь пе-ре-играть Лучше уж не-до-играть. Пусть нашим девизом станет: «Чуточку сильнее, чем в жизни, и лучше «недо», чем «пере». Часто он говорил: «Это у тебя вышло «пере». Ученик понимал, что переиграл и получилось неправдоподобно.

Рябцев много времени отдавал занятиям в училище. Искал и подбирал нотный материал, сочинял вместе с учениками сюжеты для сцен и этюдов. Преподавал он увлеченно, с большим интересом. Как бы он ни был занят в театре и как артист, и как руководитель балетной труппы, и как член художественного совета, он никогда не пропускал уроков. Параллельно с искусством хореографии Владимир Александрович немало времени отдавал драматическому искусству. С детства любовь к Малому театру и участие в спектаклях с корифеями драматического искусства с годами превратились в потребность пробовать свои силы и в этом жанре. В 1913 году он гастролировал в Петербурге, где в Театре на Фонтанке играл вместе с выдающейся артисткой Рощиной-Инсаровой в спектакле «Хозяйка гостиницы». Она исполняла роль Мирандолины, а Рябцев — Фабрицио.

В 1921 году Рябцев был одним из создателей Театра старинного водевиля. Он был актером, режиссером, ставил танцы. Артисты Большого театра любили ходить в этот театр. Рябцев был великолепен в водевилях. Этот театр существовал недолго, однако любовь к этому жанру у Рябцева осталась на всю жизнь. Только один раз мне посчастливилось видеть моего учителя в одной из картин старинного водевиля «Лев Гурыч Синичкин». Он исполнял роль самого Льва Гурыча. Его дочери — жена Рябцева Варвара Кеслер. тоже артистка балета Большого театра . Было это при печальных в моей жизни обстоятельствах. Владимир Александрович узнал, что мне сделана операция в в связи с туберкулезом легких, собрал бригаду артистов и приехал в санаторий, где я находилась. Добрый, душевный человек, Рябцев решил порадовать больную балерину. В этот вечер он играл как большой мастер, играл самозабвенно, с отдачей всех творческих сил. Публика долго его не отпускала...

Владимир Александрович пробовал свои силы и в балетмейстерской деятельности. В 1920 году Владимир Иванович Немирович-Данченко пригласил его ставить танцы в оперетте Лекока «Дочь мадам Анго» в музыкальной студии Художественного театра. В Большом театре в 1921 году он поставил балет Стравинского «Петрушка». В один вечер с «Петрушкой» шел «Воинственный танец» Равеля. Этот номер Рябцев создал для Е. Гельцер и Л. Жукова. Во время войны с фашистской Германией Владимир Александрович находился в Москве. В прифронтовой столице он по-прежнему играл свои любимые роли — Марцелину, Санчо Панса и др. Все тяготы военного времени он мужественно переносил. 27 ноября 1945 года в Большом театре шла опера Глинки «Иван Сусанин». На балу у Сигизмунда артисты танцевали краковяк и мазурку. Владимир Александрович, как всегда, танцевал в первой паре, создавая образ горделивого польского шляхтича, с гривой седых волос и лихими усами. С первыми тактами мазурки Рябцев вдруг покачнулся и упал. Он умер на сцене...

«Однажды Никулин, Вицин, Моргунов...» — про самую знаменитую комедийную троицу по сей день слагают анекдоты, а это самый верный знак популярности. Трус, Балбес и Бывалый путешествовали из комедии в комедию, их реплики тут же становились крылатыми фразами. В жизни они, конечно, были совсем другими. Один — грустный клоун, другой — человек в футляре, а третий — неисправимый оптимист, который на смертном одре мог заявить врачам: «Вы не вынесете меня отсюда, потому что я — не-вы-но-си-мый!»

Сегодня Бывалому исполнилось бы 85 лет.

Наталья Николаевна Моргунова неохотно соглашается на интервью. На журналистов у нее есть обиды. И она не может понять, почему на Евгения Александровича вдруг вылилось столько негатива.

— Он был хороший человек. Я-то знаю, что он никогда и никому не желал зла. Если смотрел спектакли, восторгался, ходил за кулисы говорил: «Старик, как здорово!» Поэтому я никак не могу понять, кому он так насолил? Пока Отари Квантришвили не убили, мы не знали, что это криминальная среда. Женю пригласили к нему на день рождения, и он пошел. Это была их первая встреча. В это время как раз снимался фильм «Райское яблочко». Брагинский написал сценарий, подобралась хорошая компания: Янковский, Гундарева, Никоненко. А денег не было. Даже снимались в своей домашней одежде. Женя был одним из продюсеров картины, и он искал, как сейчас говорят, спонсоров. После титров картины идет огромный список благодарностей, включая трест булочных. Да любого сейчас сними, кто ходит на корпоративы, и окажется, что он «связан с криминалом»!

— Может быть, Евгения Александровича недолюбливали из-за его знаменитых розыгрышей?

— Больше половины придуманы. Володя Цукерман, директор Музея трех актеров, рассказывает, будто Женя однажды полез к чиновнику на балкон по пожарной лестнице и сфотографировал его с любовницей, чтобы шантажировать. Куда он полезет со своей комплекцией и больными ногами? И фотоаппарата у него никогда не было!

— Но все-таки неудачные шутки случались?

— Например, в ЦДЛ он действительно сделал глупость, когда перед панихидой лег на постамент для гроба. Просто валял дурака. Конечно, это было цинично. Директор тогда распорядился Моргунова в ЦДЛ не пускать.

— Другой известный розыгрыш, когда Моргунов на троллейбусной остановке прикидывался водителем и просил прохожих подержать рога.

— Это было.

— А «красной книжечкой» для прохода в ресторан пользовался?

— Его и так пускали. У нас ведь актеров очень любили, и он этим пользовался. Жене нравилось, когда его узнавали, просили автограф. Однажды пошел гулять с сыном, и вдруг появились поклонницы. Прекрасная возможность покрасоваться! И он чуть не потерял ребенка. Даже не заметил, как сын выпал из санок.

Евгений Моргунов и Георгий Вицин были друзьями и в кадре, и за кадром. Фото из архива Натальи Моргуновой.

— Ваше знакомство тоже началось с розыгрыша?

— Мы познакомились в начале января. Как сейчас помню, у него был телефон Б-6-17-61, а на кафедре моего института К 6-17-61. Бывает же так! Я звоню на кафедру — занято, позвонила подруге — тоже занято. Опять набираю и попадаю к Жене. Спрашиваю: «Это кафедра физики?» Солидный голос отвечает: «Да». — «Мне профессора Котова!» — «Я слушаю». — «Я должна сдать зачет...» — «Оставьте ваш телефон, я посмотрю расписание и перезвоню». Через пять минут перезванивает: «Приходите завтра!»

— И вы пришли?

— Я пришла, но меня, конечно, никто не ждал. Правда, Евгений позвонил — наверное, совесть проснулась: «Извините, я пошутил!» Я чуть было не сказала: «Ну и дурак!» Он представился и начал рассказывать о себе. Он воображал из себя звезду. А я — хоть убей — не знала такого артиста!

— Ну как же! Он в «Молодой гвардии» сыграл, «Пес Барбос и необычный кросс» вышел в прокат!

— В «Молодой гвардии» он совсем другой был. Юный, стройный. А картину «Пес Барбос» я, конечно, смотрела, но думала, что Бывалый — не артист, а просто типаж. Мне почему-то казалось, что Евгению Моргунову уже за пятьдесят, и было смешно, что он кокетничает. Он назначил мне встречу на Центральной студии документальных фильмов в Лиховом переулке, а я решила, что он имеет в виду кинотеатр документальных фильмов. И приперлась, конечно, туда. Женя мне звонит: «Что ты за неандерталец такой!» Он рассказал, что снял фильм по Шолохову «Когда казаки плачут» и хочет «обкатать» его на спортсменах в Серебряном Бору. Пригласил меня на этот просмотр, а я поехала с подругой. Ее зовут Таня, но мы договорились, что обе назовемся Наташами. Пусть разбирается!

— Встречный розыгрыш! Евгений Александрович вас вычислил?

— Не сразу. У нас с подругой интонации были похожие, и он со своим музыкальным слухом это, конечно, уловил. А внешне мы с ней совсем разные: у меня лицо овальное, а она круглолицая. И Женя больше на нее посматривал. А потом сказал: «Ну пошли, Наташки!» Вечером позвонил, чтобы узнать, как мы доехали, и пытался с помощью наводящих вопросов узнать, кто из нас та самая Наташа. И как-то догадался. Мы начали встречаться. Он уезжал на две-три недели, но звонил в любое время суток. Мои родители напряглись: «Как это можно звонить по ночам? И вообще, зачем тебе нужен артист?» И я стала на ночь отключать телефон. Родители приняли Женю не сразу. Мама говорила: «Понравится сатана больше красного сокола!» А потом они его полюбили, и он их тоже полюбил. Он обрел семью.

— Вам было 23, ему — 36. Неискушенная девушка и зрелый мужчина, к тому же артист. В чем вы совпадали?

— Где бы он ни был, куда бы ни приезжал, всегда любил исследовать окрестности. Ему было интересно увидеть места, связанные с великими людьми. В Смоленске Женя разведал, что в 100 километрах от города родился Глинка, и отправился туда. А смотреть в четыре глаза всегда интересней. Он везде меня таскал: и на спектакли, и в консерваторию, хотя я и раньше была завзятой театралкой и знала весь репертуар московских театров. Мы были созвучны.

С женой Натальей они были созвучны... Фото из архива Натальи Моргуновой.

— Но в чем-то вы были разными?

— Я не любительница больших компаний, где нет общения, а просто треп, и каждый норовит себя показать. А Женя любил общество, быть на виду. Когда надо было фотографироваться, я всегда отходила в сторону. Он говорил: «Давай для истории!» Я отнекивалась: «Знаешь, я очень плохо выхожу». — «Ты думаешь, что в жизни выглядишь лучше?».

— А Евгений Александрович был домашним человеком?

— Нет! Но ему надо было все обеспечить. Он ведь по-настоящему почувствовал семью в 39 лет, когда уже родился сын. Наша совместная жизнь началась в 11-метровой комнате коммуналки, где Женя раньше жил с мамой. Тогда квартирный вопрос его не интересовал: у него появилась женщина — балерина из Большого театра Варвара Рябцева, ее называли Вава, на 13 лет старше. Она жила на Кузнецком Мосту, и Женя много времени проводил там. У Вавы был открытый дом. Собирались артисты, играли на рояле. Это общение Женю очень облагородило. Бондарчук, с которым он вместе учился, спрашивал: «Женька, а где ты научился так красиво есть?»

— Вы не ревновали к балерине?

— Нет, что вы? У меня фора была 26 лет. Сначала я об этом ничего не знала, потому что он вел себя совершенно свободно. Наверное, Ваве было обидно. В дом к нам она, конечно, не приходила, но они часто перезванивались. Тогда было время продуктовых заказов. Один заказ Женя нам принесет, другой — ей.

— Он ведь поддерживал Ваву до конца и хоронил. Удивительная верность!

— Это не верность, это просто порядочность. А как иначе? Она не могла дать ему семью, детей, но разве это ее вина?

— Вы много раз переезжали?

— Да. Когда должен был появиться старший сын, Антон, Женя выхлопотал однокомнатную квартиру на Разгуляе. Потом нам дали «двушку» на улице Алексея Толстого, но скоро и там стало тесно. Родился второй сын — Николай. Я поступила во ВГИК, на киноведческий факультет, поэтому с нами жила нянька, и мне приходилось спать на диванных подушках. Потом мы переехали на Пушкинскую, рядом с Театром Станиславского. В этой четырехкомнатной квартире прожили 13 лет. Там был маленький, почти питерский двор-колодец, и в нем находилась шахта метро. Как раз строили новые станции, и по ночам самосвалы с жутким грохотом вывозили породу. Когда объявили, что в доме будут делать капитальный ремонт, Женя сказал: «Я этого не вынесу!» И у него появилась страсть к перемещениям. Я думаю, если бы он был жив, опять бы нас куда-нибудь сковырнул! Переезды как бы стали необходимы. Женя не был занят творчеством, а обретение нового дома — это тоже творческий процесс.


В жизни он не любил оружие, а в картине «Крутые ступени» снялся в роли немецкого офицера. Фото из архива Натальи Моргуновой.

— Он, наверное, не умел отдыхать?

— Даже из санатория сбегал. Однажды мы с Вициными приехали в Юрмалу с детьми, так Женя два дня потомился: «Что я, идиот? На пляж ходить!» — и исчез. Он не мог сидеть без дела. У нас в квартире есть крохотная комнатушка, которую мы называли телефонной будкой за то, что Евгений Александрович часами не расставался с трубкой, договариваясь о творческих встречах и концертах, — другой работы в последнее время у него не было. Его обуревала жажда деятельности, постоянно надо было куда-то ехать, лететь. И я ему в этом не препятствовала. Потому мы, наверное, 36 лет прожили вместе.

— Евгений Александрович был хозяйственным человеком?

— Все тащилось в дом! Если он работал в Средней Азии, фрукты покупались ящиками и передавались с вагоном-рестораном. Хорошо, что я не жадная, не требовательная, но стоило только обмолвиться о чем-то, как любая просьба по хозяйству выполнялась «позавчера».

— А он любил делать подарки?

— В Москве он по магазинам не ходил, а в других городах покупал мне одежду. Приезжал и вываливал покупки. Запомнил, что у меня 46-й размер одежды и 36-й обуви. Звонит как-то: «Тут есть костюм». Спрашиваю: «Какого цвета? — «Бордо». — «Но ты ведь знаешь, я не ношу красные оттенки!» — «Ну сейчас она тебе скажет», — и дает трубку продавщице. Выясняется, что костюм зеленый. Женя знал, что здесь ничего нет, и я никуда не пойду. Однажды я два часа простояла в очереди на улице за рубашками большого размера. Он меня ругал: «А зачем ты стояла? Зашла бы к директору и сказала, что ты моя жена!». Но он никогда ничего не дарил ни ко дню рождения, ни к празднику.

— Каким он был отцом?

— Хорошим, хотя ему некогда было заниматься детьми. Он даже не знал, в какой школе они учатся. Дни рождения не помнил. Но когда он находился в Москве, обязательно ходил с ними в театр и в консерваторию.

— У него ведь был абсолютный слух, и сам Шостакович рекомендовал его в консерваторию.

— Он пропадал в консерватории с детства. Слушал классику, когда учился во ВГИКе у Сергея Герасимова. Симфонии Чайковского знал наизусть. По тактам мог определить, какой инструмент вступает. Он ходил к знаменитому Кнушевицкому на репетиции оркестра. Музыкант говорил: «Жень, выйди!» и кому-то велел сыграть чуть-чуть по-другому. Женя сразу слышал, кто сфальшивил.


Счастливое время, потому что пока вся семья в сборе. С сыновьями Антоном и Николаем. Фото из архива Натальи Моргуновой.

— В войну Евгений Моргунов работал на заводе и написал письмо Сталину: «Уважаемый Иосиф Виссарионович, примите меня в искусство. Я хочу быть как Станиславский, Немирович-Данченко...» Пришел ответ: «Направить товарища Моргунова Е.А. для поступления в Театр Таирова...» Как он относился к Сталину?

— Как воспитали: хорошо. Когда пошли разоблачения, замолчал. Женя в школе был хулиганом. Пришел однажды с рогаткой, метился в какого-то паренька, а попал — на минуточку — в портрет Сталина! Тут же доложили классному руководителю, тот — директору, а директор — куда следует. Вызвали мать и забрали на два дня в отделение. Поняли, что она простая женщина, ей вообще не до диверсий — лишь бы сына поднять на ноги! «За детскую шалость забрали!» — горячилась я. «Но отпустили же!» — говорил Женя.

— Он был верующим?

— Да, но в церковь ходил только по большим праздникам, как его мама. У нее в жизни ничего не оставалось, никакой опоры. С первым мужем она шла под ручку по бульвару, и казаки шашкой разрубили его пополам у нее на глазах. Потом вышла она замуж за Александра Моргунова, он работал бухгалтером в ЦАГИ. Мама выгнала мужа за то, что он гулял.

— Евгений Александрович страдал сахарным диабетом. Он соблюдал диету?

— Это отдельная тема. У нас в доме не было картошки, макарон, сладкого, а он принесет торт или пирожные: «Это — тебе!», а потом, как кот, цапнет кусок и попробуй отними! Забывал колоть себе инсулин. Пятнадцать лет мы жили под дамокловым мечом ампутации. В любую минуту Женя мог лишиться ноги. У него начиналась гангрена. Мизинец уже рассыпался. На сцену Женя выходил в костюме и тапочках и объяснял зрителям, что на него только что бревно упало. В 86-м он слег с инфарктом в больницу. Я приезжала в десять утра и в десять вечера уезжала. Каждый день мне приходилось делать ему перевязки, потому что врачам он не доверял. Какие-то снадобья варила, колдовала. Врачи изумлялись: «Как вам удалось спасти ему ноги?» Мы боролись за его ноги, а умер Женя от инсульта. Потом заведующий отделением сосудистой хирургии мне объяснил, что это явления одного порядка...

Несколько раз в году он лежал в Склифе. И мне было страшно обидно, когда возник слух, что Женя брал у Никулина бесплатные билеты и продавал. Это неправда. Все билеты дарились врачам.

Трагическая гибель вашего младшего сына Коли, наверное, ускорила уход Евгения Александровича.

— Когда погиб сын, он пошел вразнос. Старался уйти в какие-то компании, выпить, утопить горе. Не мог находиться дома, хотя я его не терзала и всегда держала себя в руках. Я никогда не плачу. Многие семьи рушатся после такого несчастья. Мужчинам хочется поскорее стереть эту страницу.

Фото из архива Натальи Моргуновой.

— Ваша внучка Женя Моргунова — музыкант. Гены?

— Наверное. Женю мне «подкинули», когда она в первый класс пошла. Прошел год, как ушли мои мужчины. Женю приняли в музыкальную школу, но сказали, что у нее не пианистические руки и что ей нужна виолончель. Мои дети в шкафу прятались, когда приходил педагог по музыке, а Женю не надо было уговаривать. Я думала: Господи, за что мне такое счастье?

Говорят, что на похоронах Никулина Моргунов спросил Лужкова: «Юрий Михайлович, где нас с Вициным хоронить будете?» И пояснил: «Люди приходят на кладбище, рыдают... И вдруг видят: рядышком лежат Трус, Балбес и Бывалый. Настроение сразу поднимается...».

Но смерть развела троицу окончательно: Георгий Вицин покоится на Ваганьковском кладбище, Юрий Никулин — на Новодевичьем, Евгений Моргунов — на Кунцевском. А в нашей памяти они всегда вместе: Трус, Балбес и Бывалый...

«Про Моргунова ходит много нелепых слухов и сплетен. И забывают, что именно он привёл в искусство Сергея Бондарчука, выбил квартиру напротив Кремля для Броневого и был готов прийти на помощь любому», - рассказал друг Евгения Моргунова Владимир Цукерман.

Моргунов был человеком прямым, рубил правду-матку в лицо. Поругался с Министерством культуры - из-за этого ему не дали следующего звания, так и умер Моргунов заслуженным, а не народным артистом. Его вычёркивали из кинословарей, отказывались снимать. Мы помним Евгения Моргунова только по роли Бывалого, а ведь у него в фильмографии более 100 ролей! Да, ему доставались роли жандармов, фашистов, полицаев, каких-то громил. А он мог бы сыграть Черчилля - есть фотопробы Моргунова на эту роль. Шпаликов для него писал роль поэта Демьяна Бедного, но и это не срослось.

Конфликт Гайдая и Моргунова (Гайдай так разругался с Моргуновым, что выгнал его прямо во время съёмок и с тех пор с ним не разговаривал), во время съёмок последнего гайдаевского фильма, где фигурировала знаменитая троица, - «Кавказской пленницы», произошёл из-за ерунды, - объясняет Владимир Цукерман (по одной из версий, Моргунов некорректно себя повёл на просмотре отснятых фрагментов фильма, куда зачем-то привёл своих поклонниц). - После этого Гайдай снимал в «Кавказской пленнице» вместо Моргунова только дублёров - холодильник уже нёс не он, за рулём на горе Ай-Петри тоже был дублёр. Гайдай мне сам потом рассказывал: «Бондарчук приводил ко мне Моргунова мириться. А чего мириться? Я не хочу, для меня этот человек не существует».

После Гайдая тройку пытались «реанимировать» другие режиссёры - Эльдар Рязанов в «Дайте жалобную книгу» и Карелов в «Семь стариков и одна девушка», но это уже было не то.

* * *

Евгений Моргунов был небедный человек, - продолжает Владимир Цукерман. - Он жил в четырёхкомнатной квартире на Краснопролетарской улице в центре Москвы. У него была прекрасная семья - двое детей, жена Наталья Николаевна, которая его боготворила. Они поженились в 1962 г. До этого Моргунов жил с балериной Варварой Рябцевой, которая была на 10 лет его старше. Общение с Рябцевой он не прекращал даже после женитьбы. Когда она совсем постарела, ухаживал за ней, носил лекарства, продукты. Супруга не ревновала, она была мудрая женщина. (Кстати, в этом Моргунов в какой-то степени повторил судьбу Георгия Вицина. Вицин в своё время увёл жену у своего учителя Николая Хмелёва, народного артиста СССР. Вицину тогда было 19 лет, а его избраннице - 34 года.)

Да и Моргунов был великолепный семьянин. Всё тащил в семью. Приходил к директору магазина «Океан» в период тотального дефицита и говорил: «5 баночек чёрной икры, 5 - красной икры и 10 банок крабов». Директор удивлялся: «А что так много?» Моргунов пожимал плечами: «У Вицина через 4 дня день рождения». - «А ты знаешь, неделю назад приходил Вицин и говорил то же самое про тебя...»

О Моргунове сейчас говорят много нехорошего - мол, у него были связи с криминалом; что он завидовал более востребованным коллегам по цеху, поскольку его на серьёзные роли звали редко, а собственные сценарии, в которых он мечтал воскресить тройку «Трус - Балбес - Бывалый», заворачивали; что много выпивает, а перебрав, буянит; что может ни с того ни с сего послать человека по известному адресу. Но мало кто вспоминает о том, что иногда он был готов в лепёшку разбиться, чтобы кому-то помочь. Как-то под Новый год Моргунов собрал звёздный коллектив и поехал в Бутырскую тюрьму - там сидел сын его друга, журналиста Генриха Сечкина. Актёры дали бесплатный концерт, и только тогда парня перевели в двухместную камеру из жутких условий - в битком набитой камере задержанные могли только стоять, а спали по очереди по 2 часа. Моргунов с Якубовичем ездил куда-то на Дальний Восток вызволять человека из тюрьмы. Он таким был всегда - как-то к профессору ВГИКа, знаменитейшему тогда режиссёру Сергею Герасимову подошёл никому ещё не известный студент Евгений Моргунов с просьбой: «Сергей Аполлинариевич, посмотрите солдатика!» Герасимов отмахнулся: «Какой солдатик? Набор уже закончен!» - «Ну посмотрите, послушайте, пусть прочитает что-нибудь. Это же 5 минут!» Герасимов смилостивился, послушал - и взял солдатика без экзаменов. Солдатиком этим оказался Сергей Бондарчук.

Броневому именно Моргунов выбил квартиру напротив Кремля. Чьих-то детей помогал устроить в детский сад, кому-то пробить место в больнице, кому-то привозил продукты. Как-то у Олега Анофриева забрали права. Моргунов узнал об этом и говорит Анофриеву: «Поехали к начальнику ГАИ. Ему сегодня 50 лет, поздравим и решим вопрос». Анофриев отказывался: «Ну что ты, Женя, не надо». Но Моргунов настоял. И вот они приехали к начальнику ГАИ Москвы, у него в приёмной уже стояли горы цветов. Моргунов выхватил из вазы самый лучший букет и направился в кабинет. Через 15 минут права были в руках у Анофриева.

Вицин категорически запрещал своей дочери Наташе бесплатно приходить в цирк к Никулину, только по купленным билетам. Моргунов же выписывал контрамарку на 2 лица, потом подрисовывал единичку и проводил 12 человек в ложу дирекции.

* * *

Однажды Моргунов где-то раздобыл красные «корочки», ездил в трамвае, проверял билеты, - вспоминает Владимир Цукерман. - На остановке иногда спускал рога троллейбуса и говорил первому попавшемуся: «На, подержи, чего стоишь?!» Тот, естественно, держал, думая, что Моргунов - водитель. А Моргунов переходил на другую сторону и наблюдал. В это время настоящий водитель уже понимал, что что-то не так, выходил из кабины и ругал «по матушке» того, кто схватился за рога.

Когда Моргунов был ещё молодой, симпатичный, его очень любили жёны генералов. Как-то на банкете несколько дам пристали к нему: «Ну Женя, ну отрежь маленький кусочек торта». - «Не хочу!» - «Ну пожалуйста!» Тогда он отрезал маленький кусочек, оставил его, а остальной торт взял и унёс.

Любил подкалывать гаишников. Как-то едет на «Жигулях», специально развернулся на полосу встречного движения, его, конечно, остановили. Тогда Моргунов крикнул гаишнику: «Смирно!» Тот отдал честь. Моргунов поинтересовался: «Ну что, нарушил?» - «Нарушил». - «Вольно! Я решил проверить твою бдительность». И поехал дальше. В другой раз, когда гаишник остановил Моргунова, тот опускает стекло и говорит: «Иди сюда, моя дорогуша! На, пожми руку Моргунову, вон сзади едут Вицин и Никулин. Съёмка!» Страж порядка даже жезл из рук выронил.

Он хохмил, каламбурил, дурачился, но сам был невероятно умным и начитанным человеком. Мог без нот играть Брамса, Шопена, Шостаковича. Когда у меня была презентация Музея трёх актёров, я диктовал адрес Никулину и Моргунову: «Приезжаете на улицу генерала Берзарина...» Никулин спросил: «А кто такой этот Берзарин?» И тут Моргунов начал рассказывать всю биографию генерала - где родился, на ком женился, где учился, на каких фронтах воевал.

Перед гастролями он сначала изучал историю того города, куда должен был ехать. Кладбища, рынки и краеведческие музеи - это первые три места, куда он ходил, знакомясь с местными достопримечательностями. Как-то в Кемерове после концерта машина, которую послали за актёрами, припозднилась. Все стоят, интересуются друг у друга: «Кто же нас повезёт?» Моргунов, ничего не спрашивая, вдруг ткнул в первого попавшегося человека с машиной, припарковавшегося у концертной площадки: «А вот шофёр!» Мужчина засмущался: «Ну конечно, довезу. О чём разговор?» «Шофёром» оказался полковник КГБ из отдела по борьбе с организованной преступностью в высших эшелонах власти.

Как-то Моргунов прибыл в Горьковскую область, позвонил сразу в администрацию: «Вам привет от Алексея Николаевича Косыгина. Это Моргунов, народный артист, депутат бундестага. После меня к вам приедут на гастроли Вицин и Никулин, я позабочусь. Завтра в 10 утра, пожалуйста, чтобы не было никаких осложнений, привезите три спецпайка - на меня, Вицина и Никулина. Я доложу о вас кому следует». В 10 утра действительно принесли пайки. А на Дальнем Востоке Моргунову за участие в концерте вручили рыбу килограммов на 8. Он покачал головой: «Я не имею права брать от вас такой дорогой подарок, зная о том, что у моих друзей Вицина и Никулина такой рыбы не будет». Ему ещё две рыбины дали. Никулин потом жаловался: «Хоть бы кусочек нам привёз».

* * *

На самом деле в еде Моргунов мог держать себя в руках, - говорит Владимир Цукерман. - На поминках Утёсова и рюмки не выпил, сказал: «Я пришёл, чтобы проститься с другом, а не пить и есть». И весь вечер просидел, ни грамма не выпил, ничего не съел. Во ВГИКе сокурсник Моргунова как-то нарисовал картинки будущего. Моргунов был изображён солидным полным человеком. Все посмеялись, но спустя недолгое время он действительно стал таким - весил 132 кг. В конце жизни диабет его совсем подкосил, а смерть сына сломила настолько, что он стал опять худеть (младший сын Моргунова Николай погиб в 1998 г. в автокатастрофе. Отец переживёт его всего на год, перенеся за этот год два инфаркта и инсульт).

У него была диабетическая стопа, он, хромая, выходил на сцену в ботинке и тапочке, говорил, что на съёмках упал с лошади, повредил ногу. Это всё было очень грустно, нога болела страшно, но ничего уже нельзя было сделать.

Развод