152 миллиметровая пушка. Боеприпасы для пушки-гаубицы

152-миллиметровую пушку-гаубицу Д-20 спроектировали в екатеринбургском ОКБ-9 под руководством Петрова. Серийное производство начали в 55-м г. на заводе № 221 в Волгограде (ныне ФГУП "Баррикады").

Гаубица Д-20 имеет ствол, длинна которого составляет около 26 калибров, состоящий из трубы-моноблока, казённика, муфты и двухкамерного дульного тормоза. Затвор клиновой, вертикальный с механический полуавтоматикой. Поворотным и подъёмным механизмом обеспечивают углы вертикального обстрела -5;+45 градусов, угол горизонтального обстрела – 58 градусов.

Для стрельбы из Д-20 используют те же выстрелы, что и для 152-миллиметровой гаубицы Д-1. Возможно ведение огня тактическим ядерными боеприпасами и управляемыми снарядами "Краснополь".

ОАО "Мотовилихинские заводы" в 2003 году освоило и осуществляет до настоящего времени капитальный ремонт гаубицы Д-20, а также производство ее деталей и командных узлов. В процессе капремонта конструкторы ОАО "Мотовилихинские заводы" произвели и защитили огневыми испытаниями модернизацию Д-20, которая повышает эксплуатационные характеристики домкратов и надежность работы механизмов систем затворной группы.

152-миллиметровая пушка-гаубица Д-20 является еще одним примером старой советской традиции объединять компоненты имеющихся арт. систем, получая новые. В этом случае новый 152-миллиметровый ствол устанавливался на лафет полевой 122-миллиметровой пушки Д-74. Данная 152-миллиметровая гаубица была разработана после окончания ВОВ (1941–1945 гг.), но промышленное производство пушки-гаубицы началось лишь в начале 1950-х гг., и впервые орудие показали в 55-м г.

Основа Д-20 аналогична ранней модели 152-миллиметровой гаубицы Д-1, однако у нее другое расположение противооткатных амортизаторов, а вес лафета Д-74 таков, что для перемещения пушки-гаубицы на передке станин требуются дополнительные колесики. Форма щита также другая.

Однако основное отличие Д-20 от Д-1 заключается в выборе боеприпасов. При стрельбе из Д-20 может использоваться большинство типов боеприпасов гаубицы Д-1, однако у нее имеется собственное семейство боеприпасов. Пушка Д-20 стала первой советской артсистемой, способной стрелять тактическими ядерными боеприпасами. Кроме этого имелся большой выбор боеприпасов с химическим зарядом, которые сегодня сняты с вооружения. Усовершенствованная система метательных зарядов изменяемой мощности дала возможность увеличить максимальную дальность до 17410 метров, а использование активно-реактивного снаряда позволяет уничтожать цели на дальности до 24 тыс. метров. К последним нововведениям относится использование противотанкового снаряда массой 50 килограмм с наведением по лазерному лучу «Краснополь».


Бронепробиваемость бронебойно-трассирующего тупоголового снаряда БР-540Б (специальный заряд, начальная скорость 600 метров в секунду, взрыватель ДБР, дальность прямого выстрела при высоте цели 2,7 метров – 860 метров).
Толщина пробиваемой брони при угле встречи 90 градусов на дальности 500 метров – 130 мм, 1000 м – 120 мм, 1500 м – 115 мм, 2000 м – 105 мм.
Толщина пробиваемой брони при угле встречи 30 градусов на дальности 500 метров – 105 мм, 1000 м – 100 мм, 1500 м – 95 мм, 2000 м – 85 мм.

155 миллиметровый ствол, который установлен на самоходной гаубице 2С5 – модифицированный ствол Д-20. Бывшая Югославия экспортировала модификацию Д-20 имеющую ствол длиной 39 калибров, которая была принята на вооружение армией Югославии – состояние дел на сегодняшний день неизвестно. На вооружении румынской армии стоит буксируемая гаубица, разработанная в Румынии и известная как Модель М1985. В ее конструкции просматриваются некоторые черты пушки-гаубицы Д-20. Китайская модификация выпускалась под обозначением 152-миллиметровая Тип 66.

Тактико-технические данные 152-миллиметровой пушки-гаубицы Д-20:
Первый опытный образец - конец 1940-х годов;
Серийное производство начато в 54-м или 55-м году;
Состоит на вооружении: Алжир, Афганистан, Венгрия, Египет, Индия, Китай, Никарагуа, Страны СНГ, Эфиопия и др.;
Боевой расчет – 10 чел.;
Полная боевая масса – 5650 кг;
Длина ствола – 8690 мм;
Общая длина в походном положении – 75580 мм;
Ширина в походном положении – 2320 мм;
Максимальная дальность огня 17410 м;
Максимальная дальность огня АРС – 24 тыс. м;
Начальная скорость снаряда – 655 м/с;
Масса снаряда ОФС – 43,51 кг;
Максимальный угол возвышения/ склонения +63/-5 градусов;
Угол горизонтального наведения – 58 градусов.

Тактико-технические характеристики 152-миллиметровой пушки-гаубицы Д-20:
Баллистические данные:
Начальная скорость осколочно-фугасного снаряда:
- полный заряд – 655 м/с;
- уменьшенный заряд – 511 м/с;
Начальная скорость бронебойно-трассирующсго снаряда – 600 м/с;
Начальная скорость кумулятивного снаряда – 680 м/с;
Наибольшая дальность огня – 17410 м;
Максимальное давление пороховых газов – 2350 кгс/смЗ;
Масса осколочно-фугасного снаряда – 43,56 кг;
Масса бронебойно-трассирующего снаряда – 48,96 кг;
Масса бронебойно-трассирующего остроголового снаряда – 48,78 кг;
Масса кумулятивного снаряда – 27,439 кг.

Конструктивные данные 152-миллиметровой пушки-гаубицы Д-20:
Калибр – 152 миллиметра;
Длина ствола включая дульный тормоз – 5195 миллиметров;
Длина нарезной части – 3467 миллиметров;
Число нарезов - 48;
Ширина нарезов – 6,97 миллиметров;
Крутизна нарезов – 25 клб.;
Глубина нарезов – 3 миллиметра;
Ширина поля – 3 миллиметра;
Длина зарядной каморы от начала нарезов до казенного среза трубы – 772,9 миллиметра;
Наибольший угол склонения - -5°;
Наибольший угол возвышения - 45°;
Горизонтальный обстрел - 58°;
Количество стеола в накатнике - 13,4 литров;
Количество стеола в тормозе отката - 14,7 литров;
Начальное давление в накатнике – 6З кгс/см2;
Предельная длина отката - 950 миллиметров;
Нормальная длина отката - 910 +20/-120 миллиметров;
Давление в уравновешивающем механизме (угол возвышения 45°) – 62 кгс/см2;
Давление в пневмошинах – 5,6 кгс/см2.

Габаритные данные 152-миллиметровой пушки-гаубицы Д-20:
Параметры орудия в походном положении:
Длина – 8690 миллиметров;
Ширина – 2317 миллиметров;
Высота – 2520 миллиметров;
Параметры орудия в боевом положении при угле возвышения ствола 0°:
Высота – 1925 миллиметров;
Длина – 8100 миллиметров;
Высота линии огня - 1220 миллиметров;
Клиренс – 380 миллиметров;
Ширина колеи - 2000 миллиметров;
Диаметр колес - 1167 миллиметров;
Ширина шины колес – 337 миллиметров;
Расстояние от центра тяжести орудия до оси колес при закреплении по-походному – 182 мм;
Масса:
- орудия в походном положении – 5700 кг;
- орудия в боевом положении – 5650 кг;
- затвора – 96 кг;
- ствола с затвором – 2556 кг;
- откатных частей – 2720 кг;
- качающейся части - 3086 кг;
- люльки – 280 кг;
- тормоза отката без ствола – 85,4 кг;
- тормоза отката со стволом – 101,6 кг;
- накатника без ствола – 88,6 кг;
- накатника со стволом – 103,3 кг;
- верхнего станка - 208 кг;
- уравновешивающего механизма - 58 кг.

Эксплуатационные данные 152-миллиметровой пушки-гаубицы Д-20:
Время перевода между походным и боевым положениями и обратно – от 2 до 2,5 минут;
Прицельная скорострельность – около 6 выстрелов в минуту;
Скорость перевозки:
- по бездорожью – 15 км/ч;
- по булыжной дороге – 30 км/ч;
- по хорошим дорогам – 60 км/ч.

Советская 152-мм гаубица-пушка МЛ-20 1937 года является основной артиллерийской системой большой мощности, стоящей на вооружении советских корпусов времен Великой Отечественной войны. Орудие было рассчитано на нанесение сокрушающего огневого удара по закрытым позициям противника в полосе фронта. Использование этого орудия в больших количествах на ограниченном участке фронта создавало необходимый ударный кулак для наступающих войск.

Разработка, создание и серийный выпуск 152 мм гаубицы-пушки МЛ-20

Идея создания нового и мощного орудия, способного вести навесной огонь и стрелять по пологой траектории возникла у командования РККА в середине 30-х годов. Для этого ГАУ поручило коллективу советских конструкторов под руководством Ф.Ф. Петрова разработать мощную гаубицу-пушку нового типа, используя технические наработки по 152 мм орудию 1910/34 года. Основные работы велись в КБ завода №172, расположенном в г. Мотовилиха Пермского края. К 1936 году новое орудие было в основном готово. Главными особенностями конструкции стали длинный ствол с полуавтоматическим затвором, мощный и устойчивый лафет со сдвоенной колесной базой.

После успешных полигонных стрельб и буксировочных испытаний новое орудие было принято на вооружение. В серию оно пошло в 1937 году под названием 152 мм гаубица-пушка МЛ-20 образца 1937 года.

Изделие выпускалось только на одном предприятии на номерном заводе в г. Мотовилихе. За годы выпуска с 1937 по 1946 с конвейера сошло 6884 орудия.

  • Расчет - 9 человек.
  • Боевая масса - 7,27 т.
  • Заряжание раздельно-гильзовое.
  • Начальная скорость осколочно-фугасного снаряда - 655 м/с.
  • Угол вертикального наведения: от - 3 до +65 градусов, угол горизонтального наведения - 58 градусов.
  • Скорострельность: 3-4 выстр./мин.
  • Максимальная дальность стрельбы - 17230 м.
  • Основные типы боеприпасов: осколочно-фугасные, кумулятивные, бетонобойные, гаубичные снаряды, шрапнель.
  • Вес осколочно-фугасного снаряда - 43,6 кг.
  • Время перевода из походного положения в боевое: 8-10 мин.
  • Способ транспортировки: перевозится тягачами Я-12, тракторами разных модификаций.

Гаубица-пушка МЛ-20 образца 1937 года массово применялась в ходе вооруженного конфликта на р. Халкин-Гол, в советско-финской войне 1939-40 годов и на протяжении всего периода Великой Отечественной войны. Стол артиллерийского орудия МЛ-20 использовался в 1942-44 годы для крепления новой артустановки на советские САУ, которые строились для борьбы со средними и тяжелыми немецкими танками.

Фото

Позволим себе маленькое предисловие.

Говоря об артиллерии прошлого века, хочется еще раз выразить некое восхищение. Действительно, бог войны. Да, сегодня рассказы об артсистемах не вызывают такого интереса и ажиотажа, как рассказы/показы тех же танков, но…

Согласитесь, есть что-то завораживающее в этих гаубицах и пушках. Да, нет закрытости и загадочности танков (а что там внутри?), все на виду. Но от этого пушки и гаубицы не становятся менее привлекательны.

Хотя возможно, мы просто маньяки от артиллерии.

Работая с многочисленными материалами о гаубице-пушке МЛ-20, мы ощущали постоянное "давление" авторитета действительно уважаемых и авторитетных предшественников. Практически во всех работах присутствует множество восторженных отзывов, примеров, сравнений. Система, созданная Ф. Ф. Петровым, действительно заслуживает этих слов. Заслуживает уже за то, сколько солдатских жизней спасла в многочисленных войнах 20 века. Либо наоборот, унесла - применительно к жизням солдат противоборствующей стороны.

И в благодарность за спасенные жизни фронтовики прозвали этого крушителя артиллерийских батарей, инженерных сооружений и бронетехники противника Емелей. Не хочется аналогий, но тот, сказочный Емеля, тоже мог всё. Разница только в том, что один использовал возможности щуки, а второй обходился тем, чем его наградили создатели.

Однако, при всем уважении к мнению артиллерийских авторитетов, невозможно создать "универсал", который бы соответствовал лучшим образцам "специалистов". Специализированное орудие всегда будет лучше универсального. Пушка лучше гаубицы-пушки, гаубица тоже.

Но такие преимущества видны только в том случае, когда командир располагает разными видами артиллерийских систем. Что в условиях войны случается не часто.

Именно этим и можно объяснить те восторги, которыми абсолютно правильно награждена гаубица-пушка МЛ-20.

Прежде чем начать разговор об этой системе, необходимо пояснить сам термин, употребляемый для этого орудия. Гаубица-пушка. Дело в том, что в некоторых работах этот термин меняется на противоположный: пушка-гаубица. В обозначении таких орудий на первое место всегда ставят тот вид орудия, свойство которого сохранены в большей степени. Для МЛ-20 это гаубица. Поэтому и называть эту систему необходимо гаубицей-пушкой, а не пушкой-гаубицей.

Правда, авторы не нашли такого термина в описаниях каких-либо других артиллерийских систем. Из этого вытекает интересный вывод. Вернее всего, термин введен специально для МЛ-20. Он как бы подчеркнул уникальные боевые качества этих орудий.

Классические полевые гаубицы с коротким стволом были более мощными орудиями. В этом они превосходили МЛ-20. А классические дальнобойные длинноствольные пушки особой мощности превосходили МЛ-20 в дальности стрельбы. Теоретически получается, что новая система уступает обеим системам. Таким образом, необходимости в таком орудии вроде бы и нет.

А что на практике? МЛ-20 находится как бы в нише между полевыми гаубицами и дальнобойными пушками особой мощности. И рассматривать этот факт необходимо с совершенно другой позиции.

В противостоянии с гаубицами эта система обладает несомненным преимуществом - дальностью стрельбы. А значит, в реальном бою способна наносить удары по гаубичным батареям противника без возможности ответного огня. Прекрасное контрбатарейное орудие!

Сложнее с пушками особой мощности. Тут, при такой же тактике ведения боя, как против гаубиц, система явно проиграет. Но! МЛ-20 более легкая и мобильная. А, следовательно, способна менять позиции гораздо быстрее, чем тяжелые орудия особой мощности.

Конечно, тяжелые МЛ-20 "подбирающиеся по-пластунски" к батарее немецких дальнобойных пушек выглядели бы смешно. Но, в Великой Отечественной есть примеры именно такого противостояния. И гаубицы-пушки эти бои выигрывали! Не за счет более уверенной стрельбы. Просто дальнобойные пушки берегли. Штучные бойцы. И достаточно сложные в изготовлении. Потому, в случае обстрелов серьезными орудиями, батареи меняли позиции!

Кстати, вопрос стоимости орудия, также как и вопрос технологических решений производства, немаловажен в условиях подготовки к войне. А в период войны архиактуален. Орудие должно быть дешево в производстве и технологически просто в изготовлении.

История гаубицы-пушки МЛ-20 начинается ещё в царской России. Именно тогда в русской армии появилось, наверное, самое удачное орудие того времени: 152-мм осадная пушка образца 1910 года системы Шнейдера. По крайней мере, по баллистике, на тот момент, лучшего орудия в мире не было.

Уже к окончанию Гражданской войны стало ясно, что пушку необходимо модернизировать. Разговоры об этом, в конечном итоге, превратились в задание для Пермского завода №172 (Мотовилихинский завод). Модернизация проводилась два раза. В 1930 и в 1934 годах. Однако, недостатки старого орудия исправить не удалось. Хотя, кое-какие новшества и позволили говорить о более или менее успешной модернизации. Но требования к таким орудиям постоянно возрастали.

По заданию ГАУ Мотовилихинский завод начал работу над новым орудием МЛ-15. Причем, эта система должна была быть действительно по многим параметрам новой. Однако, завод №172 был производством! И конструкторы прекрасно понимали, что любая "революция в технологиях" для завода выльется во множество проблем.

Именно поэтому, параллельно, в инициативном порядке, проводилась работа по конструированию и другой системы - МЛ-20. Системы, которая бы использовала уже созданные на заводе технологии, была бы проще в производстве и, в конечном итоге, могла бы быть внедрена в производство в кратчайшие сроки.

Ствол с затвором обе системы заимствовали у предшественника. Более того, МЛ-20 использовала колесный ход, подрессоривание и станины орудия обр. 1910/34 гг.

Задание ГАУ было выполнено к апрелю 1936 года. Орудие поступило на полигонные испытания.

Увы, но изделие оказалось недоработанным. Испытания показали, что система не соответствует требованиям. Образец был отправлен на доработку на завод. Сказалась именно "революционность" орудия.

В марте 1937 года начались вторые испытания МЛ-15. На этот раз орудие показало именно те результаты, которые требовали военные. Более того, в некоторых источниках даже говорится о положительных рекомендациях по серийному производству этой системы.

В декабре 1936 года на полигон доставили второй образец. 25 декабря 1936 года начались испытания МЛ-20. По большинству требований эта система соответствовала поставленным задачам. Некоторые замечания касались лафета. Доработка заняла не много времени и орудие стало именно таким, каким его видели военные.

До настоящего времени идут споры о том, почему же для на вооружение принята именно МЛ-20.

Авторы множества работ ссылаются на мнение такого "монстра" как А. Б. Широкорада. Действительно, МЛ-15 была мобильнее за счет меньшего (на 500 кг в боевом и 600 кг в походном положении), имела большую скорость возки (до 45 км/час), более современный, но сложный лафет.

По нашему мнению, Широкораду помешали "шоры" видного специалиста. С точки зрения именно ученого, МЛ-15 лучше. Но жизнь вносит свои коррективы. На то, что ГАУ приняла именно МЛ-20, существенно повлияли именно конструктора завода. Производственники.

Так как технологическая оснастка производства МЛ-15 должна была ещё только разрабатываться, а это требовало времени и денег, решающую роль сыграла именно позиция производственников. При минимуме затрат мы дадим орудия в кратчайший срок! У нас готовы линии по производству всех компонентов орудия.

Правда, да, можно серьезно возразить по поводу веса орудий. Но этот недостаток совершенно не существенный в виду того, что система проектировалась не для полкового или дивизионного звена. Это было корпусное орудие. Более того, МЛ-20 стало дуплексом со 122-мм пушкой А-19.

Как бы там ни было, но 22 сентября 1937 года МЛ-20 была принята на вооружение РККА под официальным названием "152-мм гаубица-пушка обр. 1937 г.".

Орудие имело достаточно современную для своего времени конструкцию с лафетом с раздвижными станинами и подрессоренным колёсным ходом. Ствол выпускался в двух разновидностях - скреплённый и моноблок (в некоторых источниках упоминается и третий вариант - со свободной трубой).

МЛ-20 оснащалась поршневым затвором, гидравлическим тормозом отката веретённого типа, гидропневматическим накатником и имела раздельно-гильзовое заряжание.

Затвор имеет механизм принудительной экстракции стреляной гильзы при его открывании после выстрела и предохранитель, который запирает затвор после заряжания до производства выстрела. Если в силу каких-нибудь причин потребовалось разрядить орудие, то необходимо сначала переключить выключатель предохранителя для разрешения открывания затвора.

Для облегчения заряжания при больших углах возвышения казённик МЛ-20 оснащён механизмом удержания гильзы. Спуск производится нажатием курка с помощью спускового шнура.

Орудие имело механизм взаимной замкнутости, который препятствует открыванию затвора, если ствол не соединён должным образом с противооткатными устройствами. Для смягчения отдачи на противооткатные устройства и лафет МЛ-20 оснащалась мощным массивным дульным тормозом щелевидного типа. Накатник и откатник содержат по 22 литра жидкости каждый, давление в накатнике составляет 45 атмосфер.

Отличительной особенностью МЛ-20 является уникальное сочетание различных углов возвышения и начальных скоростей снаряда, которые задаются выбором одного из тринадцати метательных зарядов. В результате орудие могло использоваться и как гаубица, стреляющая по навесной траектории с относительно небольшой скоростью снаряда, и как пушка - по настильной траектории с высокой скоростью снаряда. Орудие оснащалось как телескопическим прицелом для стрельбы прямой наводкой, так и артиллерийской панорамой для стрельбы с закрытых позиций.

Лафет с раздвижными станинами снабжён уравновешивающим механизмом и щитовым прикрытием. Колёса металлические с резиновыми шинами (некоторые ранние орудия имели колеса со спицами и резиновыми грузошинами от пушки обр. 1910/34 гг.), рессоры пластинчатые.

Возка орудия обычно производилась на лафете со стволом в оттянутом положении.

Время перехода из походного положения в боевое составляло 8-10 минут. На небольшие расстояния система могла перевозиться с не оттянутым стволом со скоростью 4-5 км/ч.

Лафет пушки МЛ-20 был признан нормализованным, получил обозначение 52-Л-504А и был использован при модернизации 122-мм пушки А-19.

Для транспортировки МЛ-20 использовались тяжёлые гусеничные артиллерийские тягачи «Ворошиловец» и «Коминтерн», которые выпускались Харьковским паровозостроительным заводом.


"Ворошиловец"




"Коминтерн"

"Сталинец" тоже тащил вполне себе успешно.

Впервые МЛ-20 была применена в ходе боев на реке Халхин-Гол. Орудие активно использовалось в советско-финской войне, где оно успешно применялось для разрушения ДОТов и ДЗОТов на линии Маннергейма.

МЛ-20 участвовала во всех крупных операциях Великой Отечественной войны, сыграла важную роль в Курской битве, оказавшись одним из немногих орудий, способных эффективно бороться с новыми хорошо бронированными немецкими танками и САУ. Опыт фронтового применения МЛ-20 показал, что это было лучшее советское орудие для контрбатарейной стрельбы.

Интересно, что первый выстрел по Германии, произведенный 2 августа 1944 года, был сделан именно из МЛ-20.

Тактико-технические характеристики:

Годы выпуска: 1937-1946
Произведено, шт: 6 884
Расчет, чел: 9

Масса в боевом положении, кг: 7 270
Масса в походном положении, кг: 7 930

Углы обстрела:
- возвышения, град: от -2 до +60
- горизонтальный, град: 58

Начальная скорость снаряда, м/с: 655
Скорострельность, выстр/мин: 3-4
Дальность стрельбы, м: 17 230
Скорость буксировки по шоссе, км/ч: до 20

Как и любое значимое орудие РККА, МЛ-20 "посадили" на танковое шасси. Первыми образцами такого симбиоза стали СУ-152. Выпускались эти машины только в 1943 году. С февраля по декабрь 1943 года, если точнее. И представляли собой систему на базе танка КВ-1с. Таких СУ было выпущено 670 штук.

В ноябре 1943 года было решено "пересадить" МЛ-20 на другое шасси, на базе танка ИС-1. Эта система известна как ИСУ-152. Выпускалась не только в период войны, но и после. Выпуск закончен в конце 1946 года, хотя поставки в войска производились даже в 1947 году. Всего выпущено 2790 машин.

Была и ещё одна машина. ИСУ-152 обр. 1945 года. Машина экспериментальная. В металле была произведена в единственном экземпляре. Отличалась от стандартной ИСУ-152 шасси. Было использовано шасси ИС-3. Вернее всего, этот образец должен был бы "поразить" американцев вместе с ИС-3 на параде в Берлине.

Описывать эту машину не будем. Но, для тех, кто интересуется именно самоходными орудиями, сообщим, что ИСУ-152, даже в вариантах ИСУ-152-1 или ИСУ 152-2, совершенно новая машина. С мощным бронированием, новой гаубицей-пушкой МЛ-20СМ и прочими новшествами.

В заключении статьи хочется сказать о собственных ощущениях от данного орудия. Разбирая особенности конструкции или боевого применения МЛ-20 испытываешь постоянное чувство величия этого орудия. Оно подавляет. Мощь и гений в металле. Да, в некоторых музеях авторы экспозиции пытаются "разбавить" это ощущение травкой, мирными пейзажами, но оно не проходит.

В целом же, орудие получилось действительно великим. Великим на своем, собственном, месте. А эксплуатация во многих армиях мира только подтверждает это утверждение.

Орудие, которое первым ударило по рейху! Первое орудия возмездия за те разрушения и смерти, которые понесла наша страна в Великой Отечественной войне.

Мы уже привыкли говорить об артиллерийских системах предвоенного периода в превосходных тонах. Что ни система, то шедевр конструкторской мысли. Но сегодня речь пойдет о гаубице, которая не вызывает такого восхищения. Гаубице, которая пришла в РККА из далекого 1909 года. Но, тем не менее, с честью прошла все военные испытания от озера Хасан до разгрома Японии.

122-мм гаубица образца 1910/30 гг.

Действительно, оба орудия можно рассматривать в целом как масштабированные версии друг друга, но в некоторых частностях французские инженеры применили уникальные для каждой системы конструктивные решения. Эти решения сохранились и в модернизированной версии орудий.

Артиллеристы, которые служили в частях, где эксплуатировались эти гаубицы, вспоминают систему с гордостью и уважением. Да и сами они скорее годятся для гренадерских частей, чем для артиллерии. Силачи! Почему же эта система требовала именно таких солдат?

Первое, что приходит в голову, это масса самого снаряда. 40 с лишним килограммов да в хорошем темпе под силу не каждому. Но, как оказалось, это не главное. Главное в самой конструкции гаубицы. В особенностях её эксплуатации.

Многие замечали на кадрах кинохроники, что при выстреле солдаты от орудия убегают за снарядные ящики, а иногда даже прячутся в блиндажи. Да и сам выстрел осуществляется с использованием довольно длинного шнура.

Дело в том, что однобрусный лафет на мягком грунте не удерживает гаубицу на месте. Орудие откатывается на метр-два. Сошник "закапывается" в землю только тогда фиксирует положение системы.

А дальше уже необходима физическая сила! Выстрел. Сошник "закопался" сильнее. Необходимо вертикальная наводка. Следующий выстрел. Та же история. В конечном итоге, сошник "зароется" так, что вытянуть его расчет не сможет. Да и колеса тоже. И это будет не через 10-20 выстрелов, а через 2-5. Потому и "катали" солдаты совсем не лёгонькую гаубицу вперед после пары выстрелов.

Но и это не все. Нужно ещё вскапывать землю сбоку от сошника. Для обеспечения грубой наводки. И таскать лафет всей "бригадой". Хороши перспективы для работы расчета? А ведь эти действия делаются почти после каждого выстрела!

А ещё гаубицы здорово... скакала! При небольших углах вертикальной наводки орудие подпрыгивало при выстреле на 10-20 см!


Кстати, теперь всем, наверное, стало ясно, почему переход на лафеты с раздвижными станинами это не прихоть конструкторов, а необходимость.

Но вернемся к блиндажам, куда прятались солдаты во время выстрела. Для этого необходимо изучить приказ Наркома Обороны № 39 от 1936 года. При учебных стрельбах одиночными и залповыми выстрелами расчет необходимо укрывать в блиндажах или ровиках. Для спуска курков необходимо применять длинные шнуры.

А теперь самое интересное! В случае преждевременного разрыва снаряда в стволе необходимо заполнить специальный опросный лист (по форме) и немедленно донести о происшествии в Наркомат обороны!

Учитывая, что по другим системам такого приказа не существовало, можно сделать вывод, что такая проблема существовала. Правда "виноватых" найти сложно. Возможно, конструкция не выдерживала. А может, сами гранаты были не доработаны.

Боевое крещение 152-мм гаубицы обр.1909/30 г. приняли на озере Хасан летом 1938 года. В ряде частей и соединений на вооружении имелись именно эти орудия. В 40-й и 32-й стрелковых дивизиях, например. Несмотря на проблемы с боеприпасами, система сыграла важную роль в разгроме японских войск.


Через год 152-мм гаубицы участвовали уже в боях на Халхин-Голе. Причем участвовало достаточно много стволов, если судить по данным Наркомата обороны по использованию боеприпасов. Гаубицы не только помогали уничтожать японские инженерные сооружения и укрепления, но и успешно подавляли артиллерийские батареи противника. За время конфликта было выведено из строя всего 6 гаубиц. Все они впоследствии были восстановлены.

Советско-финская война также не могла обойтись без этих систем. В составе советских частей и соединений находилось более 500 орудий.

Наибольшую эффективность 152-мм гаубицы показали при вскрытии линии Маннергейма. Дзоты уничтожались двумя-четырьмя выстрелами. А при обнаружении ДОТов, когда толстый слой бетона не мог быть пробит 152-мм снарядом, цель передавали 203-мм орудиям.

Увы, но эта война принесла и первые невозвратные потери систем. Более того, финны захватили несколько орудий и в дальнейшем использовали их в собственной армии.


На начало Великой Отечественной войны 152-мм гаубицы обр. 1909/30 гг. являлись самыми распространёнными в РККА системами данного калибра и класса – их насчитывалось 2611 единиц.

Для сравнения: количество имеющихся 152-мм гаубиц обр. 1910/37 гг. составляло 99 орудий, 152-мм гаубиц обр. 1931 г. (НГ) – 53, 152-мм гаубиц Виккерса – 92, а новых М-10 – 1058 единиц. В западных военных округах находилось 1162 гаубицы обр. 1909/30 гг. и 773 М-10.

В 1941 г. советские 152-мм гаубицы понесли тяжёлые потери – 2583 единицы, что составляет около двух третей численности их орудийного парка до начала войны. В дальнейшем, в силу того, что орудия этого типа не выпускались, количество систем образца 1909/30 гг, только уменьшалось.


Однако, завершающий этап войны неожиданно сделал эти гаубицы популярными. Парадокс? 1945 год и...активизация использования уже устаревших систем? А ответ кроется в изменившейся тактике советских войск.

Армия наступала. Но, чем ближе мы подходили к Берлину, тем все чаще и чаще натыкались на серьезные инженерные сооружения немцев. С этим справлялись новые гаубицы. А вот в боях в городской застройке тяжелые орудия не могли придаваться штурмовым группам.

А старая добрая гаубица образца 1909/30 годов легко перекатывалась вручную силами группы. Её мощи хватало для подавления и даже уничтожения огневых точек противника в домах. Орудие в этих случаях стреляло с минимального расстояния. Чуть ли не прямой наводкой.

Боевой путь 152-мм гаубиц обр.1909/30 г закончился как у настоящего солдата, на Дальнем востоке. Японцами орудия начали боевую биографию, японцами и закончили. Окончательно орудия сняли с вооружения в 1946 году.

Парадокс нашего времени. Система, которая заслуженно носит звание самой многочисленной системы РККА (больше выпущено только Д-1, да и то, с учетом послевоенного выпуска) почти не сохранилась до нашего времени. Заслуженный ветеран, которого сложно увидеть…

Артиллерия России и мира, пушки фото, видео, картинки смотреть онлайн внедрила наряду с другими государствами такие наиболее значительные инновации - превращение гладкоствольного, заряжаемого с дульной части, пушки - в нарезное, заряжаемое с казенной части (замок). Применение снарядов обтекаемой формы и различных типов взрывателей с регулируемой настройкой на время срабатывания; более мощных порохов, таких как кордит, появившийся в Британии перед Первой мировой войной; развитие систем наката, позволивших увеличить скорострельность и избавивших орудийный расчет от тяжелой работы накатывания в положение стрельбы после каждого выстрела; соединение в одной сборке снаряда, метательного заряда и взрывателя; использование шрапнельных снарядов, после взрыва разбрасывающих мелкие стальные частицы во все стороны.

Русская артиллерия способная стрелять крупными снарядами, остро высветило проблему долговечности оружия. В 1854 году, во время Крымской войны, сэр Уильям Армстронг, британский инженер-гидравлик, предложил метод ковшей орудийных стволов из сварочного железа: сначала скручивая железные прутки, а затем сваривая их вместе методом ковки. Ствол орудия дополнительно стали укреплять кольцами из кованого железа. Армстронг создал предприятие, где изготовляли орудия нескольких размеров. Одним из самых известных стало его 12-фунтовое нарезное орудие с калибром ствола 7,6 см (3 дюйма) и винтовым механизмом замка.

Артиллерия второй мировой войны (ВОВ), в частности Советского Союза, вероятно, обладал самым крупным потенциалом среди европейских армий. Тогда же Красная армия испытала чистки главкома Иосифа Сталина и выдержала трудную Зимнюю войну с Финляндией в конце десятилетия. В этот период советские конструкторские бюро придерживались консервативного подхода к технике.
Первые усилия по модернизации пришлись на улучшение 76,2-миллиметровой полевой пушки М00/02 в 1930 году, что включало усовершенствование боеприпасов и замену стволов на части парка орудий, новую версию пушки назвали М02/30. Спустя шесть лет появилась 76,2-миллиметровая полевая пушка M1936, с лафетом от 107-миллиметровой.

Тяжелая артиллерия всех армий, и достаточно редкие материалы времен блицкрига Гитлера чья армия отлажено и без проволочек перешла через польскую границу. Германская армия была самой современной и лучшей по экипировке армией мира. Артиллерия вермахта действовала в тесном взаимодействии с пехотой и авиацией, стремясь быстро занять территорию и лишить польскую армию путей коммуникации. Мир содрогнулся, узнав о новом вооруженном конфликте в Европе.

Артиллерия СССР в позиционном ведении боевых действий на Западном фронте в прошлой войне и ужасе в траншеях у военных руководителей некоторых стран создала новые приоритеты в тактике использования артиллерии. Они полагали, что во втором глобальном конфликте XX века решающими факторами станут мобильная огневая мощь и точность огня.

Чувства