День ашура что надо делать. Пятничная проповедь: Месяц Мухаррам и день "Ашура"

Примечание от редакции сайт: В этом году, день Ашура наступает 9-го сентября (понедельник). Это значит, что поститься желательно 8-го и 9-го сентября или 9-го и 10-го сентября.

Хотя весь месяц Мухаррам является священным месяцем, однако 10-ый день данного месяца — самый священный из всех его дней. Этот день называется Ашура. Как передает сподвижник Ибн Аббас (радиаллаху анху), Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) при переселении в Медину обнаружил, что мединские иудеи постились 10-го мухаррама. Они говорили, что это день, когда Пророк Муса (алейхиссалям) и его последователи пересекли чудесным образом Красное море, а фараон был потоплен в его водах. Услышав это от иудеев, Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:

«Мы ближе связаны с Мусой (алейхиссалям), чем вы», - и предписал мусульманам постится в день Ашура. (Абу Дауд)

Также передается в ряде достоверных хадисов, что в начале пост в день Ашура был обязательным для мусульман. Позднее пост в Рамадан был сделан обязательным, а пост в день Ашура — добровольным. Саййидина Аиша (радиаллаху анха) сказала:

«Когда Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) переехал в Медину, он постился в день Ашура и предписал людям поститься в это день. Но когда пост в Рамадан был сделан обязательным, обязанность поста стала ограничена Рамаданом, а обязательность поста в день Ашура была отменена. Тому, кто пожелает, следует поститься в этот день, а кто желает иначе, может оставить пост». (Сунан Абу Дауд)

Однако Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) постился в день Ашура даже после того, как пост в Рамадан был сделан обязательным. Передается Абдуллой ибн Муса (радиаллаху анху), что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) предпочитал пост в день Ашура постам в другие дни и предпочитал пост в месяц Рамадан посту в день Ашура. (Бухари и Муслим)

Одним словом, на основе ряда достоверных хадисов является установленным, что пост в день Ашура — Сунна Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) и соблюдением данного поста человек заслуживает большую награду.

Согласно другому хадису, более желательным является, чтобы пост в день Ашура дополнялся постом в предыдущий или следующий за ним день. Это означает, что следует поститься два дня: 9-го и 10-го мухаррама или же 10-го и 11-го мухаррама. Причиной дополнительного поста, как упомянуто Пророком Мухаммадом (салляллаху алейхи уа саллям), является то, что иудеи постились только в день Ашура, а Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) хотел выделить мусульманский способ поста по сравнению с иудейским. Поэтому он посоветовал мусульманам добавить еще один день поста к посту в день Ашура.

Некоторые хадисы указывают на еще одну особенность дня Ашура. Согласно данным хадисам в это день следует быть щедрее к своей семье, предоставляя им больше еды, чем в другие дни.

Согласно науке хадисов данные хадисы не являются очень достоверными, однако некоторые ученые — такие, как Байхакы и Ибн Хиббан — приняли их как заслуживающие доверия.

То, о чем говорится выше, - это все то, что поддерживается достоверными источниками о дне Ашура.

Хвала Всевышнему Аллаху наступил у нас новый год по хиджре и первый месяц это Мухаррам. Это один из четырех месяцев, в которые запрещены кровная месть, войны и т.д. О высокочтимоcти месяца Мухаррам много говорится в Коране и Сунне. Поэтому каждый мусульманин должен стараться провести этот месяц в служении Всевышнему Аллаhу.
По поводу причины названия месяца аль-Мухаррам (что в переводе с арабского означает «запретный») существует ряд мнений:

1. Месяц назван «аль-Мухаррам» по той причине, что считалось запретным вести вооруженные военные действия в его дни, за исключением обороны от нападения врагов. Это наиболее предпочтительное и правильное мнение.
2. По причине того, что в этот месяц рай стал запретным для Иблиса (сатаны).
3. По причине того, что запрет на совершение грехов в этот месяц становится строже, подобно другим запретным месяцам.

Таким образом, кроме того, что аль-Мухаррам - это первый месяц в году, он также является одним из запретных месяцев, имеющих ряд достоинств, на которые указывают аяты Священного Корана и Пречистая Сунна.

Всевышний Аллах сказал:
«Воистину, число месяцев у Аллаха двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них запретные. Такова правая религия, и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе»

В этом священном месяце есть особый день называют его “Ашура" ("ашура, от слова “"ашара”, что означает десять)

В этот день произошло много событий, некоторые из них были радостными а некоторые печальными.

В этот день Пророк Адам, мир Ему, покаялся в своем малом грехе и Аллаh простил Его. Грех Адама, мир Ему, заключался в том, что Он ел запретный плод с особого райского дерева. Это не было большим грехом, и эта ошибка не была малым грехом, указывающим на подлость совершившего его, и тем более это не является неверием.

В этот же день Аллаh спас от всемирного потопа Пророка Нуха (Ноя), мир Ему, и верующих, которые были с Ним на корабле. Их корабль-ковчег по Воле Всевышнего почти после 150 дневного плавания остановился на горе Аль-Джудий, которая находится на территории современного Ирака.

В этот же день произошла битва «Зат ар-рика‘».
10 числа месяца Мухаррам 4 года hиджры должно было произойти сражение «Зат ар-рика‘», но его не было, потому что сердца неверных дрогнули, преисполнились страхом и они убежали с поля боя, бросая имущество и близких. Аллаh Всевышний оградил Своего Пророка и Его последователей от зла и вреда неверующих.

Также в этот день угнетателями был убит имам Хусейн сын ‘Али внук Пророка Мухаммада, мир Ему.
10 числа месяца Мухаррам 61 года hиджры произошло печальное событие. Убили внука Пророка Мухаммада, мир Ему, сына Его дочери Фатимы Аз-Заһра - Абу ‘Абдуллаhа Хусейна, да благословит их Аллаh. Он был убит угнетателями.
Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал о Хусейне и его брате Хасане следующее:

”الْحَسَنُ وَالْحُسَيْنُ سَيِّدَا شَبَابِ أَهْلِ الْجَنَّةِ“

Это означает: «Хасан и Хусейн - господа юношей Рая».
Также Он сказал:

”هَذَانِ ابْنَايَ فَمَنْ أَحَبَّهُمَا فَقَدْ أَحَبَّنِي“

Это означает: «Это Мои дети (внуки), кто их любит, тот и Меня любит» .

От Ибн ‘Аббаса по достоверной цепочке передается следующее: «Когда Посланник Аллаhа, мир Ему, вошел в город Медину и узнал, что некоторые не мусульмане постятся в день ‘Ашура. Их спросили, почему они это делают. На что они ответили, что в этот день Бог дал Пророку Мусе, мир Ему, и Его последователям победу над фараоном, то именно поэтому они в этот день постятся, возвеличивая Пророка Мусу, мир Ему. Тогда Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал:

”نَحْنُ أَوْلىَ بِمُوسَى مِنْكُمْ“ رواه مسلم

«Мы ближе к Пророку Мусе, мир Ему, чем вы». И призвал мусульман соблюдать Пост этого дня».

История спасения Мусы мир Ему и его народа.

Аллаh Всевышний послал Мусу и Его брата hаруна, мир Им, чтобы Они призывали фараона и его подданных веровать в Единого Создателя - Аллаhа и поклонятся только Ему.
Фараон был тираном, который считал себя богом и заставлял жителей Египта поклоняться себе. Когда Пророк Муса и Его брат hарун, мир Им, пришли к фараону и стали призывать его веровать в Единого Бога - Аллаhа и поклоняться только Ему, он отказался, проявляя упорство в своем неверии и начал преследовать последователей Пророка Мусы, мир Ему. Это продолжалось до тех пор пока Пророк Муса, мир Ему, не получил откровение от Аллаhа Всевышнего о том, что Пророку с Его последователями нужно покинуть Египет. Фараон, узнав об этом, снарядил конную армию в количестве 1 миллион 600 тысяч человек, чтобы уничтожить Мусу, мир Ему, и Его последователей численность, которых составляла всего 600 тысяч человек. Когда наступило утро и взошло солнце Пророк Муса, мир Ему, и Его последователи увидели приближающуюся армию фараона. Когда мусульмане увидели мощное и многочисленное войско, то сказали, что эта армия уже догоняет их и вот-вот уничтожит людей. Но Пророк Муса, мир Ему, выступил, обращаясь к своим последователям, подбадривая их, чтобы они не боялись и не беспокоились.
Подойдя к морю, они увидели, что оно штормит и в этот момент Аллаh повелел Пророку Мусе, мир Ему, ударить посохом по воде. После этого удара в этом месте море, по Воле Всевышнего, разделилось на 12 проходов. Это было подобно большим горам, между которыми были сухие дороги. Пророк Муса, мир Ему, со своими последователями пересекли море оказавшись на противоположном берегу. Фараон подошел к морю и увидел в нем проходы. С высокомерием и заносчивостью он крикнул своей армии: «Будем следовать за ними и догоним их!». Когда войска фараона вошли в проходы, образовавшиеся в море, и прошли полпути до другого берега, Аллаh Всемогущий повелел морю принять прежний вид. Тогда море сомкнулось над головами фараона и его войска, полностью накрыв их. Это было наказание им за то, что они были неверующими и угнетателями. Некоторые из сторонников фараона не верили, что он умер, но Аллаh показал им мертвое, распухшее от воды тело фараона, выброшенное на берег.

Преимущества соблюдения поста в день ‘Ашура

Пророк Мухаммад, мир Ему, призывал Своих последователей соблюдать Пост в день ‘Ашура - это сунна нашего Пророка Мухаммада, мир Ему, который, ответил на вопрос об этом дне:

”يُكَفِّرُ السَّنَةَ الْمَاضِيَةَ“ رواه مسلم.

Это означает: «Кто соблюдает в этот день Пост искренне ради Аллаhа Всевышнего, то прощаются его грехи прошлого года» . Этот Хадис передал имам Муслим.

Так же сообщается, что Абу Катада (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто постится три дня в каждом месяце и в течение Рамадана, тот словно постоянно бывает в посте. За пост в день Арафата я надеюсь, что Аллах сотрёт грехи предыдущего года и будущего, а за пост в день Ашура я надеюсь, что Аллах сотрёт грехи предыдущего года» .

Соблюдать Пост в день ‘Ашура не является фардом (обязанностью). Об этом сказали исламские ученые, обосновывая это заключение изречением Пророка Мухаммада, мир Ему: «Аллаh Всевышний не обязывал вас соблюдать Пост в день ‘Ашура, кто хочет - пусть соблюдает, а кто не хочет - пусть не соблюдает» .
Этот Хадис передали имамы Аль-Бухарий и Муслим.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Лучший пост после Рамадана - это пост в месяце Аллаха аль-Мухаррам» В этом хадисе аль-Мухаррам назван «месяцем Аллаха» , и это указывает на его достоинство.

Также является Сунной соблюдать Пост 9 числа месяца Мухаррам. Это следует со слов Пророка Мухаммада, мир Ему:

”لَئِنْ بَقِيتُ إِلَىَ قَابِلٍ لأَصُومَنَّ التَّاسِعَ“ رواه مسلم

Это означает: «Если Аллаh даст мне дожить до следующего года, то я буду соблюдать Пост 9 числа месяца Мухаррам» . Это изречение передал имам Муслим.
Но Посланник Аллаhа, мир Ему, умер до наступления следующего года. Некоторые исламские ученые говорили, что мудрость соблюдения Поста девятого и десятого числа месяца Мухаррам заключается в том, чтобы отличаться от иудеев, которые постятся только десятого числа месяца Мухаррам.

1. Кто выполнит 4 ракаата намаза, читая в каждом из ракаатов Суру Аль-Фатиха 1 раз и Суру Аль-Ихлас 50 раз (т.е. всего в намазе надо прочесть 4 раза Аль-Фатиху и 200 (двести) раз Аль-Ихлас), то, инша-Аллах, Аллах простит такому человеку грехи за 50 лет и создаст для него в Раю дворцы из Нура.
В соответствии с другим источником, рекомендуется след. намаз
2. Прочесть намаз, состоящий из 4 ракаатов. При этом читать по 2 ракаата отдельно, в каждом из ракаатов рекомендуется читать следующие Суры: Аль-Фатиха - 1 раз, Зульзиля - 1 раз, Аль-Кафирун - 1 раз, Аль-Ихлас - 1 раз.
А по окончанию всех 4 ракаатов (после намаза) прочитать салават* - 70 раз.

Кто проведет ночь, предшествующую Дню Ашура в ибадате, а утро Дня Ашуры встретит в состоянии поста (уразы), тот будет сохранен от ужаса предсмертных агоний, инша-Аллах.

Кто будет щедр с людьми, находящимися от него в материальной зависимости (семья и т.д.), то, инша-Аллах, Аллах будет проявлять свою щедрость к такому человеку в течение целого года.

Мухаррам - месяц покаяния и богослужения, так что не упускайте шанс получить прощение грехов и многократное воздаяние за добродеяния. Аминь!

Примечание от редакции сайт: В этом году (2019), день Ашура наступает 9-го сентября (понедельник). Это значит, что поститься желательно 8-го и 9-го сентября, или 9-го и 10-го сентября.

Хотя весь месяц Мухаррам является священным месяцем, однако 10-ый день данного месяца — самый священный из всех его дней. Этот день называется Ашура. Как передает сподвижник Ибн Аббас (радиаллаху анху), Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) при переселении в Медину обнаружил, что мединские иудеи постились 10-го мухаррама. Они говорили, что это день, когда Пророк Муса (алейхиссалям) и его последователи пересекли чудесным образом Красное море, а фараон был потоплен в его водах. Услышав это от иудеев, Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:

«Мы ближе связаны с Мусой (алейхиссалям), чем вы», - и предписал мусульманам постится в день Ашура. (Абу Дауд)

Также передается в ряде достоверных хадисов, что в начале пост в день Ашура был обязательным для мусульман. Позднее пост в Рамадан был сделан обязательным, а пост в день Ашура — добровольным. Саййидина Аиша (радиаллаху анха) сказала:

«Когда Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) переехал в Медину, он постился в день Ашура и предписал людям поститься в это день. Но когда пост в Рамадан был сделан обязательным, обязанность поста стала ограничена Рамаданом, а обязательность поста в день Ашура была отменена. Тому, кто пожелает, следует поститься в этот день, а кто желает иначе, может оставить пост». (Сунан Абу Дауд)

Однако Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) постился в день Ашура даже после того, как пост в Рамадан был сделан обязательным. Передается Абдуллой ибн Муса (радиаллаху анху), что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) предпочитал пост в день Ашура постам в другие дни и предпочитал пост в месяц Рамадан посту в день Ашура. (Бухари и Муслим)

Одним словом, на основе ряда достоверных хадисов является установленным, что пост в день Ашура — Сунна Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) и соблюдением данного поста человек заслуживает большую награду.

Согласно другому хадису, более желательным является, чтобы пост в день Ашура дополнялся постом в предыдущий или следующий за ним день. Это означает, что следует поститься два дня: 9-го и 10-го мухаррама или же 10-го и 11-го мухаррама. Причиной дополнительного поста, как упомянуто Пророком Мухаммадом (салляллаху алейхи уа саллям), является то, что иудеи постились только в день Ашура, а Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) хотел выделить мусульманский способ поста по сравнению с иудейским. Поэтому он посоветовал мусульманам добавить еще один день поста к посту в день Ашура.

Некоторые хадисы указывают на еще одну особенность дня Ашура. Согласно данным хадисам, в это день следует быть щедрее к своей семье, предоставляя им больше еды, чем в другие дни.

Согласно науке хадисов, данные хадисы не являются очень достоверными, однако некоторые ученые — такие, как Байхакы и Ибн Хиббан — приняли их как заслуживающие доверия.

То, о чем говорится выше, - это все то, что поддерживается достоверными источниками о дне Ашура.

Вопрос.

В какие дни нужно держать пост в месяц Мухаррам?

Ответ.

Пост в месяц Мухаррам не является обязательным, но тот, кто постится в этот месяц, обретает награду Аллаха. Согласно хадису, пост в Мухаррам является самым значимым среди добровольных постов: «После поста в месяц Рамадан, самым достойным и лучшим постом считается пост в месяц Мухаррам» . (Рийазу"с-Салихин, II, 504)

Самым благословенным днем месяца Мухаррам является его 10-й день – День Ашура, который в этом году приходится 9 сентября. Наш Пророк (мир ему) советовал держать пост на 9-й, 10-й и на 11-й дни месяца. Посланник Аллаха (мир ему) говорил, что иудеи постятся только в День Ашура и чтобы различить мусульман от них, советовал держать пост 2 дня подряд.

В одном из хадисов говорится: «Пост в день Ашура, станет причиной для прощения всех ошибок и грехов, совершенных за этот год». (Рийазу"с-Салихин, II, 509).

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Когда Пророк (мир ему), прибывший в Медину, увидел, что иудеи постятся в день Ашура, он спросил их: «Что это?» Они ответили: «Это - благой день, тот день, когда Аллах спас сынов Исраиля от их врага, и поэтому Муса стал соблюдать пост в этот день». На это Пророк (мир ему) сказал: «Я имею на Мусу больше прав, чем вы!», после чего стал соблюдать пост в этот день сам и велел делать это всем остальным».

Мать всех праведных Айша (мир ей) говорила:

«Во времена джахилийи Курайшиты постились в день ‘Ашура и посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), также постился в этот день. Когда он прибыл в Медину, то не перестал поститься в этот день и велел другим соблюдать этот пост. Когда же в обязанность был вменен пост в месяце Рамадан, он перестал поститься в день Ашура. И с тех пор кто хотел, соблюдал этот пост, а кто не хотел, не делал этого» . (Бухари, «Саум», 69).

Другой риваят относительно этого гласит следующее: "Кайс ибни Са’д ибни Убаба (мир ему) передает, что в день Ашура мы держали пост и выплачивали милостыню. Но с тех пор, как пост в месяц Рамадан и выплата закята стали фардом, эти деяния не стали для нас запрещенными, мы продолжали выполнять и их" (Несаи, «Закят», 35).

О достоинстве поста в день Ашура говорится во многих хадисах:

Однажды один человек пришёл к Пророку Мухаммаду (мир ему) и спросил: «В какое время Вы посоветуете мне держать пост кроме как в месяц Рамадан?». Наш Пророк (мир ему) сказал: «Держи пост в месяц Мухаррам. Потому что это месяц Аллаха. В нём есть такой день, в который Аллах принял покаяние одного из племён, и может простит остальных». (Тирмизи, «Савм», 40).

В другом хадисе сказано: «Лучший пост, продержанный после месяца Рамадан – пост в месяц Мухаррам» (Ибн Маджа, «Сыйам», 43).

В хадисе переданный от Тирмизи говорится, что Посланник Аллаха (мир ему) сообщал: (Тирмизи, «Савм», 47)

Растолковывая данный хадис, Имам Газали говорил: «Месяц Мухаррам – это начало года Хиджры. Очень хорошо начинать это время соблюдением поста. Есть надежда, что баракат, благословение будет с вами продолжительно».

Следовательно, пост в День Ашура является сунной Посланника Аллаха (мир ему). Поэтому не упускайте возможность получить награду от Всевышнего и заслужить Его довольство!

Первым месяцем исламского календаря. Это один из четырех месяцев (Раджаб, Зуль-Каада, Зуль-Хиджжа, Мухаррам), в течение которых Аллах запретил вести военные действия, провоцировать на конфликты и т.д. Бесспорно, лучшим днём этого месяца является день Ашура.

Также о важности месяца Мухаррама говорится в хадисах и аятах. В Священном Коране сказано: «Воистину, Аллах в тот день, когда сотворил небеса и землю, определил число месяцев – двенадцать, согласно Писанию Аллаха. Четыре месяца из них запретные, это – стойкая религия. Так не причиняйте же в эти месяцы вреда сами себе».

«Наказание и вознаграждение за поступки в эти месяцы возрастают. Притеснение в любые месяцы является большим грехом, но в эти четыре месяца наказание за него увеличивается. Всевышний возвеличивает, что пожелает. Таким образом возвеличил пророков, избрав для этого их, а не ангелов. Из всей человеческой речи Всевышний выделил Его поминание. Самыми лучшими местами на земле являются мечети. Среди месяцев Всевышним избраны Рамадан и Мухаррам. Самым лучшим из дней перед Всевышним является пятница, из ночей – ночь Ляйлятуль Кадр. Возвеличивайте то, что возвеличивает Всевышний ». (Ибн Касир, толкование суры «ат-Тавба», 36 аят) Поэтому каждый мусульманин должен стараться провести этот месяц в служении Всевышнему Аллаху.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал о достоинстве поста в этом месяце: «После поста в месяце Рамадан самым достойным является пост в месяце Аллаха – Мухарраме» (Муслим)

Обычно наступление нового года люди рассматривают как вступление в какую-то новую фазу их жизни. Поэтому они строят планы, надеются на улучшения, мечтают о будущем счастье, готовятся к новым свершениям. Безусловно, халиф Умар (да будет доволен им Аллаха) решил, что мухаррам должен быть первым месяцем , так как он следует за месяцем зуль-хиджа, в котором мусульмане совершают паломничество (хадж). Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто совершил хадж к этому Дому, не сквернословя и не творя нечестия, тот вернётся таким, каким его родила мать» . (Аль-Бухари:1819)

Следовательно, совершив хадж, человек возвращается свободным от груза своих грехов, подобно новорожденному. К счастью, в таком очищенном состоянии человек начинает следующий год. И это даёт ему возможность с оптимизмом и воодушевлением смотреть в грядущее. Также это побуждает сохранять чистоту души на протяжении всего года и не возвращаться к ошибкам и грехам.

Хасан аль-Басри говорил: “Поистине, Аллах открывает год месяцем мухаррам и завершает год этим месяцем, и нет месяца в году после рамадана, величественнее перед Аллахом, чем мухаррам по причине его святости! ” См. “Лятаиф аль-ма’ариф” 79.

‘Усман аль-Хинди говорил: “Они (саляфы) возвеличивали десять дней трех месяцев: Десять последних дней месяца Рамадан. Десять первых дней месяца зуль-Хидджа. И десять первых дней месяца аль-Мухаррам!” См. “Лятаиф аль-ма’ариф” 79.
Ибн ‘Умар говорил: “Люди времен джахилии соблюдали пост в день «Ашура», и в этот день постился посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и мусульмане до того, как Аллах вменил пост в месяце Рамадан. После того, как пост в Рамадан стал обязательным, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, ‘«Ашура» – это день из дней Аллаха! И тот, кто желает, пусть постится, а кто не желает, не постится» ”. Муслим 1126.

Как видим, все дни Мухаррама обладают достоинством. Стало быть мусульманину разрешается держать пост на протяжении всего этого месяца, или же поститься в нём больше, чем в другие месяца. Но день «Ашура», помимо того, что имеет особое положение и высокую награду от Аллаха, так же имеет и ряд полезных моментов, связанных с убеждениями и историей Ислама.

Священный день – «Ашура» это десятый день , и он является самым ценным днем этого месяца. Множество событий в истории человечества произошло именно в этот день. На него приходится сотворение Аллахом Всевышним Небес, Земли, Аль-Арша, Ангелов, первого человека и Пророка Адама (мир ему). Конец Света также наступит в день «Ашура». В этот день произошло много событий, связанных с Пророками Аллаха.

  • Аллах Всевышний принял покаяние от Пророка Адама (мир ему);
  • ковчег Нуха (Ноя) (мир ему) причалил к горе Джуди (Ирак) после Великого потопа;
  • родился Пророк Ибрахим (Авраам) (мир ему);
  • были вознесены на небо Пророки Иса (Иисус) и Идрис (мир Им);
  • Пророк Ибрахим (мир ему) спасся от огня, разожженного язычниками;
  • Пророк Муса (Моисей) (мир ему) и Его последователи ушли от преследования фараона, который в этот день погиб, поглощенный морем;
  • Пророк Юнус (мир ему) вышел из чрева рыбы;
  • Пророк Аюб (Иов) (мир ему) исцелился от тяжкой болезни;
  • Пророк Якуб (Иаков) (мир ему) встретился с сыном;
  • Пророк Сулейман (Соломон) (мир ему) стал царем;
  • Пророк Юсуф (Иосиф) (мир ему) вышел из тюрьмы.
  • Также в этот день смертью шахида (борца за Веру) пал внук Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнгео) — Хусейн.

В день «Ашура», а также в предыдущий и последующий дни желательно соблюдать пост. Согласно одному из хадисов, пост в день «Ашура» очищает мусульманина от грехов за предыдущий год, а за крупицу подаяния (садака) в день «Ашура» Всевышний Аллах даст вознаграждение величиной с гору Ухуд. Сказано в хадисе: «Кто в день «Ашура» кормит и поит свою семью, тому Аллах даст баракят в течение года».

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я никогда не видел Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) столь стремящимся поститься, как в день Ашура, и в месяц » (Аль-Бухари).

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Я надеюсь, что аллах примет пост в Ашура как искупление за год, который был прежде » (Муслим).

Абд-Алла ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) передал: «Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) постился на Ашура и предписал пост всем мусульманам, они сказали: “O Посланник Аллаха, это – день, который чтят евреи и христиане”. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) ответил: “Если я доживу, чтобы увидеть следующий год, Ин ша Аллах, мы будем поститься также на девятый день” . Но так случилось, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) скончался прежде, чем наступил следующий год» (имам Муслим).

И его ученики, такие как Имам Ахмад и Исхак передали: «Поститься в девятый и десятый дни – желательно, потому что Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) постился в десятый день и намеревался поститься в девятый ».

Имам Ан-Навави говорил: «Учёные – сподвижники и другие – упоминали несколько причин, по которым желательно соблюдать пост в девятый день месяца Мухаррам:

1. Отличие от иудеев, которые почитают только десятый день. Это мнение передано от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах).

2. Намерение состоит в добавлении другого дня к Ашура. Это схоже с запретом поститься отдельно в пятницу, как было упомянуто.

3. Убедиться, что пост приходится на десятый день.

Если в Ашуру совершить полное омовение (гусуль), то Аллах защитит человека от болезней в течение года. Если смазать глаза сурьмой, то Аллах защитит от болезней глаз. Кто посетит больного человека в день «Ашура», приравнивается к посетившему всех сынов Пророка Адама, мир Ему (т.е. всех людей). В день «Ашура» раздают садака, читают Коран, радуют детей и близких, а также совершают другие богоугодные дела.

Чувства