Гюго роман отверженные краткое содержание. Отверженные

«До тех пор, пока в силу законов общества и его нравов над человеком будет тяготеть проклятие, которое в эпоху расцвета цивилизации создаёт для него ад на земле и отягчает его судьбу, зависящую от Бога, пагубными усилиями людей; до тех пор, пока не будут разрешены три основные проблемы нашего века: угнетение мужчины, принадлежащего к классу пролетариата, падение женщины по причине голода, увядание ребенка вследствие мрака невежества; до тех пор, пока в некоторых слоях общества будет существовать застой; иными словами и беря шире - до тех пор, пока на земле не перестанут царить нужда и невежество, - книги, подобные этой, будут, пожалуй, небесполезны. » Отвиль-Хауз, г.

История создания романа

Монументальное эпическое полотно позднего романтизма, роман-"река" «Отверженные» был создан Гюго на чужбине, в годы эмиграции из бонапартистской Франции. Отказавшись вернуться во Францию по амнистии 18 августа 1859 года , мастер встретил свое шестидесятилетие в изгнании в расцвете творческих сил. Как бы подводя итог значительной части своего писательского пути, Гюго ознаменовывает юбилейный год завершением работы над романом-эпопеей «Отверженные», который стал самым популярным его произведением.

Замысел романа из жизни низов, жертв общественной несправедливости, возник у писателя еще в начале его творческого пути. Узнав в 1823 году , что его друг Гаспар де Понс будет проездом в Тулоне, он просит его собрать сведения о быте каторжников. Интерес Гюго к каторге был, вероятно, пробужден наделавшей много шума историей беглого каторжника, ставшего полковником и арестованного в 1820 году в Париже. В 1828 году бывший префект Миоллис рассказал Гюго о своем брате, монсеньере Миоллисе, епископе города Динь, оказавшем в 1806 году гостеприимство освобожденному каторжнику Пьеру Морену. Духовно переродившись под влиянием епископа, Морен стал военным санитаром и затем погиб под Ватерлоо. В 1829 году Гюго поместил в XXIII главе «Последнего дня приговоренного к смерти» рассказ каторжника, отбывшего срок и сталкивающегося с первых шагов на свободе с предубежденностью и враждебностью окружающих; во многом это уже напоминало историю Жана Вальжана. К началу 1830 года Гюго стал представлять себе очертания будущего романа и набросал начало предисловия к нему: «Тем, кто спросил бы, действительно ли случилась, как выражаются, эта история, мы бы ответили, что это не имеет значения. Если волею случая эта книга заключает в себе урок или совет, если события, о которых в ней идет речь, или чувства, вызываемые ею, не лишены смысла, то она достигла своей цели… Важно не то, чтобы история была правдивой, но чтобы она была истинной…»

Обычно «Отверженных» считают романом о современной жизни. Однако не надо забывать, что завершен он в 1862 году , в то время как происходящие в нем события относятся к -1830 годам . Таким образом, как и другие романы Гюго, этот роман по существу является историческим, и это не случайно, ибо историческая масштабность требуется Гюго для постановки главнейших, с его точки зрения, вопросов человеческого существования.

Сердцевину замысла «Отверженных» составляет та же идея морального прогресса как необходимого условия общественных преобразований, которой проникнуто все зрелое творчество Гюго. Писатель не скрывал, что его книга носит дидактический характер: «Сочинение этой книги шло изнутри вовне. Идея родила персонажей, персонажи произвели драму». Свой роман он называл «эпосом души», имея в виду процесс нравственного совершенствования героя Жана Вальжана, как и в других произведениях Гюго, столкновение главных действующих лиц воплощает романтическую идею борьбы добра и зла, социальные проблемы переключаются писателем в плоскость этическую. С точки зрения Гюго, есть две справедливости: одна, которая определяется юридическими законами, и другая - высшая справедливость, высшая гуманность, основывающаяся на принципах христианского милосердия. Носителем первой в романе является полицейский инспектор Жавер, носителем второй - епископ Мириэль. Истинность этих принципов проверяется на судьбе главного героя Жана Вальжана, и в конце концов юридический закон в лице Жавера отступает перед законом милосердия, преподанным Жану Вальжану епископом Мириэлем. В своем романе за основу основ Гюго берет не материальную жизнь, а моральное бытие, понимаемое как извечную человеческую сущность. Не общественные условия нужно изменить, чтобы изменился человек,- надо изменить человека, и тогда изменятся общественные условия, будет искоренено социальное зло. Процесс этого пересоздания человека изнутри и отражает роман «Отверженные», как утверждается в первом варианте предисловия к нему: «Эта книга от начала до конца в целом и в подробностях представляет движение от зла к добру, от несправедливого к справедливому, от ложного к истинному, от мрака к свету, от алчности к совестливости, от гниения к жизни, от скотского состояния к чувству долга, от ада к небу, от ничтожества к богу».

Подобный замысел легко мог бы привести писателя к схематизму образов, и Гюго не всегда удается избегнуть этой опасности.

Будучи большим художником, Гюго не мог не отразить в романе некоторых существеннейших сторон действительности, связанных с тремя основными социальными проблемами того времени, о которых говорится в предисловии («угнетение мужчины, принадлежащего к классу пролетариата, падение женщины по причине голода, увядание ребенка вследствие мрака невежества»). Демократические симпатии Гюго приводят его к созданию правдивой картины народного восстания 1832 года .

Но при этом перед нами все же типично романтическое произведение. В этой огромной панораме все приподнято, ярко, красочно, необычно. Фабула, как всегда у Гюго, чрезвычайно остра, авантюрна, в развитии действия большую роль играет случай, обнаружение тайны и т. п. Подобным авантюрным мотивам как будто противоречит любовь автора ко всякого рода описаниям и отступлениям, однако эти ретардации лишь возбуждают интерес, а также создают впечатление грандиозности, эпичности (так, для рассказа о том, как Тенардье «спас» отца Мариуса, Гюго дает всю историю битвы при Ватерлоо). Романтическим является и психологизм Гюго. Внутреннее развитие человека, историю его души Гюго любит давать в виде резких переворотов (таково перерождение Жана Вальжана, Жавера), избегая нюансов, незаметных переходов.

Непреходящее историческое значение «Отверженных» в том, что Гюго выступает в этом романе неутомимым обличителем буржуазного мира, его лицемерия, лжи, бездушия, жестокости. Гюго берет под защиту отверженного человека, страдающий и гонимый народ. Вот почему и в наши дни не может оставить читателя равнодушным произведение, которое великий гуманист Лев Толстой однажды назвал лучшим французским романом. Толстой оставался верен своей любви Гюго до конца жизни, заявив в 1907 г. в разговоре с С. А. Стахович: «У Виктора Гюго есть большая сила, настоящая…».

Высоко оценил «Отверженных» и Достоевский . По свидетельству жены писателя, Анны Григорьевны, он воспользовался двухдневным арестом за нарушение цензурных условий при издании журнала «Гражданин», чтобы перечитать «Отверженных». «Вернулся из-под ареста Федор Михайлович очень веселый и говорил, что превосходно провел два дня. Его сожитель по камере… целыми часами спал днем, и мужу удалось без помехи перечитать „Les Misérables“ Виктора Гюго…». «Вот и хорошо, что меня засадили,- весело говорил он,- а то разве у меня нашлось бы когда-нибудь время, чтобы возобновить давнишние чудесные впечатления от этого великого произведения?»

Библиография

  • Толстой Л. Н. Предисловие к сочинениям Гюи де Мопасса-на//Полн. собр. соч. в 90 т.- Т. 30.- С. 3-24.
  • Литературное наследство, т. 90. «Яснополянские записки» Д. П. Маковицкого, кн. 2.- М., 1979.- С. 562.
  • Достоевская А. Г. Воспоминания, «Художественная литература»,- М., 1971.-С. 258-259.

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Отверженные (роман)" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Отверженные (значения). Отверженные Les Misérables … Википедия

    Отверженные: «Отверженные» (фр. Les Misérables) роман 1862 года писателя Виктора Гюго. «Отверженные» мюзикл по роману Виктора Гюго. Экранизации романа Виктора Гюго: «Отверженные» (фр. Les Misérables) кинофильм 1909… … Википедия

    - «Отверженные» (фр. Les Misérables) роман 1862 года писателя Виктора Гюго. «Отверженные» мюзикл по роману Виктора Гюго. Экранизации романа Виктора Гюго: «Отверженные» (фр. Misérables) кинофильм в трёх частях, 1913 год, Франция, режиссер Альбер… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Отверженные (значения). Отверженные Les Misérables Жан … Википедия

Роман-эпопея «Отверженные» создавалась Гюго на протяжении тридцати лет. В основу сюжета французский писатель положил два строго противоположных образа своей эпохи – каторжника и праведника, но не с тем, чтобы показать их нравственную разницу, а с тем, чтобы объединить их в единой сущности Человека. Свой роман Гюго писал с перерывами. В начале были созданы сюжетные перипетии произведения, затем оно стало обрастать историческими главами.

Главной целью «Отверженных» французский писатель видел показ пути, которой проходит как отдельная личность, так и всё общество «от зла к добру, от неправого к справедливому, от лжи к истине. Исходная точка – материя, конечный пункт - душа». Центральный связующий образ роман – каторжник Жан Вальжан – воплощает в себе внутреннюю реализацию этой идеи.

Самый «отверженный» герой произведения проходит тяжёлый путь нравственного становления, начавшийся для него с неожиданной встречи с праведным епископом Диня – семидесятипятилетним Шарлем Мириэлем. Благочестивый старик оказался первым человеком, который не отвернулся от Жана Вальжана, узнав о его прошлом, приютил в своём доме, обращался, как с равным, и не просто простил кражу столового серебра, а ещё и подарил два серебряных подсвечника, попросив употребить их с пользой для бедных. В очерствевшей от тяжёлого труда и постоянной несправедливости душе каторжника произошёл внутренний переворот, приведший его на первую ступень нравственного становления – он стал вести честный и благочестивый образ жизни, занявшись промышленным производством и заботясь о своих рабочих.

Вторым переломным моментом в судьбе Жана Вальжана стало дело Шанматье. Спасение неизвестного ему человека от каторги и раскрытие инкогнито далось герою путём тяжёой внутренней борьбы – Жан Вальжан промучился целую ночь, думая о том, стоит ли ему рисковать благополучием целого края ради жизни одного человека, и, если он остановится на последнем, не будет ли это свидетельствовать о его излишней гордости. На встречу судьбе герой отправляется, так и не приняв никакого решения. Своё имя он говорит на заседании суда, увидев в Шанматье обычного недалёкого старика, который понятия не имеет о том, что происходит вокруг него.

Самым трагическим для Жана Вальжана оказывается третий этап его духовного становления, когда он отказывается от Козетты. Любящий свою названную дочь всепоглощающей любовью, сочетающей в себе бесконечное разнообразие чувств (любовь к дочери, сестре, матере и, возможно, Женщине), он идёт на баррикаду улицы Шанврери, где спасает от смерти Мариуса – того самого Мариуса, которого он ненавидит лютой ненавистью, с тем, чтобы потом не просто отдать ему самое дорогое, что у него есть – Козетту, но и рассказать о том, кем является он сам.

Жизнь Жана Вальжана начинается после освобождения с каторги. В начале он учится делать добро людям, затем жертвовать собой во имя правды, потом отказываться от того, что любит больше всего на свете. Три отказа – от материальных благ, от самого себя и от земных привязанностей – очищают душу Жана Вальжана, делая её равной праведному епископу Диня и самому Господу. Бывший каторжник уходит из жизни, примирённый со своей душой, как и положено настоящему христианину.

Полной противоположностью Жана Вальжана в романе является полицейский инспектор Жавер. Строго следующий букве закона, он не видит вокруг себя ни истинной доброты, ни человеколюбия до тех пор, пока это не касается его самого. Неожиданное освобождение, дарованное ему злейшим врагом, выбивает Жавера из привычной колеи почитания правосудия. Он начинает задумываться о том, что есть на свете что-то большее, чем законы, придуманные людьми. Жавер настолько резко прозревает существование Бога, что его измученная грехами душа не успевает устоять перед открывшейся бездной правды, и он кончает жизнь самоубийством.

С момента выхода Жана Вальжана с каторги и до его смерти проходит восемнадцать лет. Художественное время романа не ограничено рамками октября 1815 – начала лета 1833 года. Гюго периодически погружает читателя то в прошлое, рассказывая о битве при Ватерлоо (18 июня 1815 года), об истории монастыря Малый Пикпюс, о развитии парижской канализации, то в будущее, когда говорит о Революции 1848 года, выросшей из восстания 1832-го.

Основным местом действия романа становится Париж, точкой пересечения всех сюжетных линий – лачуга Горбо, в которой Тенардье устраивает засаду для Жана Вальжана. Главные и второстепенные герои романа, связанные между собой родственными и событийными узами, не всегда знают о них: например, Козетта не узнаёт в Тенардье своего бывшего попечителя, Гаврош не признаёт в двух малышах младших братьев, Жан Вальжан, Тенардье и Жавер попеременно не узнают друг друга. Последнее обстоятельство служит основой для формирования многих сюжетных интриг.

Авантюристское начало «Отверженных» связано прежде всего с образом Жана Вальжана. Психологизм романа также проявляется именно в этом персонаже. Козетта и Мариус – герои романтического склада: их характеры почти не меняются на протяжении всего повествования, главной же их чертою становится любовь друг к другу. Герои парижского дна – семейство Тенардье, бандитское сообщество «Петушиный час», уличный мальчишка Гаврош – связаны с натуралистической основной произведения. В «Отверженных» Гюго одинаково хорошо удаётся как передача внутренних переживаний героев, так и детальное описание помещений, зданий, улиц, пейзажных панорам.

Любовная тема в романе тесно связана с темой смерти: любящая Мариуса Эпонина зазывает его на баррикады, предпочитая видеть героя мёртвым, нежели принадлежащим другой женщине, но в итоге сдаётся и погибает, спасая жизнь любимого; Мариус идёт на баррикады потому, что не может жить без Козетты; по той же самой причине вслед за ним отправляется и Жан Вальжан. Как и положено романтическим персонажам, герои мало контактируют с реальностью – они находятся во власти своих чувств и не видят других путей развития ситуации, кроме как «быть с любимым человеком» здесь и сейчас или умереть.

«Отверженные» обществом герои окончательно покидают его в момент наивысшего внутреннего подъёма низших слоёв общества: бывший церковный староста Мабеф отдаёт свою жизнь, водружая на баррикаде знамя Революции, Гаврош умирает, собирая патроны для восставших, «Друзья азбуки» погибают ради светлого будущего всего человечества.

На чужбине, в период эмиграции из бонапартистской республики, во время расцвета своих творческих сил создал величайшее позднеромантическое полотно Виктор Гюго - «Отверженные». Этим самым писатель подвел итог существенной части своего авторского пути. Данное произведение и в современном мире является самым известным его творением.

Замысел

Еще в молодости у писателя появился замысел романа, описывавшего жизнь низшего сословия, несправедливости и предубеждений общества. Гюго попросил одного из своих друзей собрать сведения о быте и жизни каторжников. Скорее всего, интерес к осужденным был пробужден из-за истории о ставшем полковником беглом каторжнике, которого позднее арестовали в столице Франции.

Городской префект поведал Гюго о родственнике епископе, приветившем в своем доме освобождённого каторжника. Переродившись под влиянием духовного лица, тот, в свою очередь стал военным санитаром, который впоследствии погиб под Ватерлоо. В двадцать третьей главе романа «Отверженные» Виктор Гюго поместил повествование о каторжнике, с первых дней на свободе сталкивающемся с жестокостью, предубеждением и враждебностью окружающих. Во многом этот рассказ напоминал историю главного героя произведения. И вот, когда автор уже представил себе очертания романа и написал к нему предисловие, он отвлекся на театр. Но все равно замысел книги не покидал Гюго и продолжал зреть в его голове, обогащаясь новыми впечатлениями и большим интересом к социальным вопросам и проблемам. В некоторых произведениях того времени можно обнаружить очертания будущего романа «Отверженные».

История написания истрического романа

Писатель настолько увлечён работой, что даже пытается «удлинить» свой рабочий день за счет перенесённого на вечер обеда. Но такая упорная работа была прервана сначала событиями революции, а затем и переворотом. В результате написание книги «Отверженные» Виктор Гюго заканчивает уже на чужбине, в столице Бельгии.

Редакции произведения

В сравнении с окончательным текстом первая редакция содержала намного меньше авторских отступлений и эпизодов. Она состояла из четырёх частей.

Через пятнадцать лет после начала работы над книгой, окончательно названной Гюго «Отверженные», он решил переработать роман и дать полную свободу своей лирической прозе. За счёт таких авторских отступлений произведение увеличилось в объёмах. Также здесь присутствуют ответвления от основной линии сюжета.

Будучи в Брюсселе, писатель за две недели в романе создал главы, которые описывали тайное республиканское общество с созданным идеальным образом жреца революции, а также сражения под Ватерлоо.

Об окончательной редакции книги можно сказать, что демократические взгляды автора к тому времени значительно углубились.

Идея романа и истинность принципов

Роман Виктора Гюго «Отверженные» является историческим, так как именно такая масштабность, по мнению автора, необходима для постановки вопросов существования человека.

Основной идеей замысла является моральный прогресс как основной компонент общественных преобразований. Этим и проникнуто всё зрелое творчество писателя.

Мы наблюдаем, как главный герой Виктора Гюго («Отверженные») нравственно совершенствуется. Именно поэтому автор назвал своё произведение «эпосом души».

Социальные проблемы и романтическая идея борьбы добра со злом переходят в этическую плоскость. По мнению писателя, в жизни имеется две справедливости: одна - высшая гуманность, основанная на законах христианской религии (епископ), а другая определяется законами юриспруденции (инспектор).

Но, несмотря на это, роман, который написал Виктор Гюго («Отверженные»), сколько томов бы в нем ни было (произведение состоит из трёх томов), овеян ореолом романтической борьбой добра со злом, милосердием и животворной любовью. Именно это и является стержнем всего романа.

Роман «Отверженные». Историческое значение

Историческое значение этого произведения в том, что здесь писатель берёт под защиту гонимый и угнетённый народ и отверженного, страдающего человека, а также обличает лицемерие, жестокость, ложь и бездушие буржуазного мира.

Именно поэтому невозможно остаться равнодушным, читая одно из лучших произведений, которое написал Виктор Гюго, - «Отверженные». Отзывы о нём были оставлены и великими русскими классиками. В частности, Толстой, являющийся великим отечественным гуманистом, назвал эту книгу лучшим французским романом. А Достоевский перечитывал произведение, воспользовавшись двухдневным арестом за нарушение условий цензуры.

Образы героев книги являются неотъемлемыми частями мирового культурного наследия. Интерес к ним не утихает до сих пор. Невозможно остаться равнодушным к проблемам, которые поднял в своей книге Виктор Мари Гюго. «Отверженные» и сейчас переживают всё новые и новые публикации и экранизации, последняя из которых была выпущена около трёх лет назад. В фильме-мюзикле приняли участие известные актёры Голливуда.

До тех пор пока силою законов и нравов будет существовать социальное проклятие, которое среди расцвета цивилизации искусственно создает ад и отягчает судьбу, зависящую от бога, роковым предопределением человеческим; до тех пор пока не будут разрешены три основные проблемы нашего века – принижение мужчины вследствие принадлежности его к классу пролетариата, падение женщины вследствие голода, увядание ребенка вследствие мрака невежества; до тех пор пока в некоторых слоях общества будет существовать социальное удушие; иными словами и с точки зрения еще более широкой – до тех пор, пока будут царить на земле нужда и невежество, книги, подобные этой, окажутся, быть может, не бесполезными.

Отвиль-Хауз, 1862 г.

Господин Мириэль

В 1815 году Шарль-Франсуа-Бьенвеню Мириэль был епископом города Диня. Это был старик лет семидесяти пяти; архиерейский престол в Дине он занимал с 1806 года.

Хотя это обстоятельство никак не затрагивает сущности того, о чем мы собираемся рассказать, будет, пожалуй, небесполезно, для соблюдения полнейшей точности, упомянуть здесь о толках и пересудах, вызванных в епархии приездом г-на Мириэля. Правдива или лжива людская молва, она часто играет в жизни человека, и особенно в дальнейшей его судьбе, не менее важную роль, чем его собственные поступки. Г-н Мириэль был сыном советника судебной палаты в Эксе и, следовательно, принадлежал к судейской аристократии. Рассказывали, что его отец, желая передать ему по наследству свою должность и придерживаясь обычая, весьма распространенного тогда в кругу судейских чиновников, женил сына очень рано, когда тому было лет восемнадцать-двадцать. Однако, если верить слухам, Шарль Мириэль и после женитьбы давал обильную пищу для разговоров. Он был хорошо сложен, хотя и несколько мал ростом, изящен, ловок, остроумен; первую половину своей жизни он целиком посвятил свету и любовным похождениям.

Но вот пришла революция; события стремительно сменялись одно другим; семьи судейских чиновников, поредевшие, преследуемые, гонимые, рассеялись в разные стороны. Шарль Мириэль в первые же дни революции эмигрировал в Италию. Там его жена умерла от грудной болезни, которой давно уже страдала. Детей у них не было. Как же сложилась дальнейшая судьба Мириэля? Крушение старого французского общества, гибель собственной семьи, трагические события 93-го года, быть может, еще более страшные для эмигрантов, следивших за ними издалека сквозь призму своего отчаяния, – не это ли впервые заронило в его душу мысль об отречении от мира и одиночестве? Не был ли он в разгаре каких-нибудь развлечений и увлечений, заполнявших его жизнь, внезапно поражен одним из тех таинственных и грозных ударов, которые порой, попадая прямо в сердце, повергают во прах человека, способного устоять перед общественной катастрофой, ломающей его существование и уничтожающей материальное благополучие? Никто не мог бы ответить на эти вопросы; знали только, что из Италии Мириэль вернулся священником.

В 1804 году г-н Мириэль был приходским священником в Бриньоле. Он был уже стар и жил в глубоком уединении.

Незадолго до коронации какое-то незначительное дело, касающееся его прихода, – теперь уже трудно установить, какое именно, – привело его в Париж. Среди прочих власть имущих особ, к которым он обращался с ходатайством за своих прихожан, ему пришлось побывать у кардинала Феша. Как-то раз, когда император приехал навестить своего дядю, почтенный кюре, ожидавший в приемной, оказался лицом к лицу с его величеством. Заметив, что старик с любопытством его рассматривает, Наполеон обернулся и резко спросил:

– Что вы, добрый человек, так на меня смотрите?

– Государь, – ответил Мириэль, – вы видите доброго человека, а я – великого. Каждый из нас может извлечь из этого некоторую пользу.

В тот же вечер император спросил у кардинала об имени этого кюре, и немного времени спустя г-н Мириэль с изумлением узнал о том, что его назначили епископом в Динь.

Впрочем, насколько достоверны были рассказы о первой половине жизни г-на Мириэля, никто не знал. Семья Мириэля была мало известна до революции.

Господину Мириэлю пришлось испытать судьбу всякого нового человека, попавшего в маленький городок, где много языков, которые болтают, и очень мало голов, которые думают. Ему пришлось испытать это, хотя он был епископом, и именно потому, что он был епископом. Впрочем, слухи, которые люди связывали с его именем, были всего только слухи, намеки, словечки, пустые речи, попросту говоря – околесица, прибегая к выразительному языку южан.

Как бы то ни было, но после девятилетнего пребывания епископа в Дине все эти россказни и кривотолки, которые всегда занимают вначале маленький городок и маленьких людей, были преданы глубокому забвению. Никто не осмелился бы теперь их повторить, никто не осмелился бы даже вспомнить о них.

Господин Мириэль прибыл в Динь вместе с пожилой девицею, м-ль Батистиной, своей сестрой, которая была моложе его на десять лет.

Их единственная служанка, г-жа Маглуар, ровесница м-ль Батистины, бывшая прежде «служанкой господина кюре», получила теперь двойное звание: «горничной м-ль Батистины» и «экономки его преосвященства».

Мадмуазель Батистина была высокая, бледная, худощавая и кроткая особа. Она олицетворяла собою идеал всего того, что заключается в слове «достоуважаемая», ибо, как нам кажется, одно лишь материнство дает женщине право называться «досточтимой». Она никогда не была хороша собой, но ее жизнь, являвшаяся непрерывной цепью добрых дел, в конце концов придала ее облику какую-то белизну, какую-то ясность, и, состарившись, она приобрела то, что можно было бы назвать «красотой доброты». Что в молодости было худобой, в зрелом возрасте обратилось в воздушность, и сквозь эту прозрачную оболочку просвечивал ангел. Это была девственница, более того – это была сама душа. Она казалась сотканной из тени; ровно столько плоти, сколько нужно, чтобы слегка наметить пол; комочек материи, светящийся изнутри; большие глаза, всегда опущенные долу, словно душа ее искала предлога для своего пребывания на земле.

Госпожа Маглуар была маленькая старушка, седая, полная, даже тучная, хлопотливая, всегда задыхавшаяся, во-первых, от постоянной беготни, во-вторых – из-за мучившей ее астмы.

Когда г-н Мириэль прибыл в город, его с почестями водворили в епископском дворце, согласно императорскому декрету, который в списке чинов и званий ставит епископа непосредственно после генерал-майора. Мэр и председатель суда первые нанесли ему визит; к генералу же и префекту первым поехал г-н Мириэль.

Когда епископ вступил в должность, город стал ждать, каким он окажется на деле.

Господин Мириэль превращается в монсеньора Бьенвеню

Епископский дворец в Дине примыкал к больнице.

Это было огромное и прекрасное каменное здание, построенное в начале прошлого столетия монсеньором Анри Пюже – доктором богословия Парижского университета, аббатом Симорским, занимавшим архиерейский престол в Дине в 1712 году. Это был поистине княжеский дворец. Все здесь имело величественный вид: и апартаменты епископа, и гостиные, и парадные покои, и двор, весьма обширный, со сводчатыми галереями в старинном флорентийском вкусе, и сады с великолепными деревьями. В столовой – длинной и роскошной галерее, которая была расположена в нижнем этаже и выходила в сад, – монсеньор Анри Пюже дал 29 июля 1714 года парадный обед, где присутствовали монсеньоры: Шарль Брюлар де Жанлис, архиепископ князь Амбренский; Антуан де Мегриньи, капуцин, епископ Грасский; Филипп Вандомский, великий приор Франции; аббат Сент-Оноре Леренский; Франсуа де Бертон Крильонский, епископ, барон Ванский; Сезар де Сабран Форкалькьерский, владетельный епископ Гландевский, и Жан Соанен, пресвитер оратории, придворный королевский проповедник, владетельный епископ Сенезский. Портреты этих семи высокочтимых особ украшали стены столовой, и знаменательная дата – 29 июля 1714 года – была золотыми буквами выгравирована на белой мраморной доске.

  • Виктор Гюго
  • Отверженные
  • Том I
  • Часть I. «Фантина»
  • Книга первая. Праведник
  • Глава первая. Шарль Мириэль
  • Глава вторая. Священник Мириэль превращается в Монсеньора Бьенвеню
  • Глава третья. Доброму епископу трудная епархия
  • Глава четвертая. Слово не расходится с делом
  • Глава пятая. О том, что монсеньор Бьенвеню слишком долго носил свои сутаны
  • Глава шестая. Кому он поручил охранять свой дом
  • Глава седьмая. Крават
  • Глава восьмая. Философия за стаканом вина
  • Глава девятая. Сестра о брате
  • Глава десятая. Епископ перед неведомым светом
  • Глава одиннадцатая. Оговорка
  • Глава двенадцатая. Одиночество монсеньора Бьенвеню
  • Глава тринадцатая. Во что он верил
  • Глава четырнадцатая. О чем он думал
  • Книга вторая. Падение
  • Глава первая. После целого дня ходьбы
  • Глава вторая. Мудрость, предостерегаемая благоразумием
  • Глава третья. Героизм слепого повиновения
  • Глава четвертая. Некоторые подробности о сыроварнях в Понтарлье
  • Глава пятая. Спокойствие
  • Глава шестая. Жан Вальжан
  • Глава седьмая. Глубина отчаянья
  • Глава восьмая. Море и мрак
  • Глава девятая. Новые горести
  • Глава десятая. Человек проснулся
  • Глава одиннадцатая. Что он делает
  • Глава двенадцатая. Епископ за работой
  • Глава тринадцатая. Малыш Жерве
  • Книга третья. В 1817 году
  • Глава первая. 1817 год
  • Глава вторая. Двойной квартет
  • Глава третья. Четыре пары
  • Глава четвертая. Толомьес так весел, что поет испанскую песенку
  • Глава пятая. У бомбарды
  • Глава шестая, в которой все обожают друг друга
  • Глава седьмая. Мудрость Толомьеса
  • Глава восьмая. Смерть лошади
  • Глава девятая. Весел конец веселья
  • Книга четвертая. Доверить другому – значит иногда бросить на произвол судьбы
  • Глава первая, в которой одна мать встречает другую
  • Глава вторая. Беглая характеристика двух темных личностей
  • Глава третья. Жаворонок
  • Книга пятая. По наклонной плоскости
  • Глава первая. Как было усовершенствовано производство изделий из черного стекла
  • Глава вторая. Мадлен
  • Глава третья. Суммы депонированные у Лафита
  • Глава четвертая. Господин Мадлен в трауре
  • Глава пятая. Зарницы
  • Глава шестая. Дедушка Фошлеван
  • Глава седьмая. Фошлеван становится садовником в Париже
  • Глава восьмая. Госпожа Виктюрньен тратит тридцать пять франков во имя нравственности
  • Глава девятая. Торжество госпожи Виктюрньен
  • Глава десятая. Последствия торжества
  • Глава одиннадцатая. Christus nos liberavit
  • Глава двенадцатая. Досуги господина Баматабуа
  • Глава тринадцатая. Разрешение некоторых вопросов, находящихся в ведении муниципальной полиции
  • Книга шестая. Жавер
  • Глава первая. Начало умиротворения
  • Глава вторая. Каким образом Жан может превратиться в Шана
  • Книга седьмая. Дело Шанматье
  • Глава первая. Сестра Симплиция
  • Глава вторая. Проницательность дядюшки Скофлера
  • Глава третья. Буря в душе
  • Глава четвертая. Страдание принимает во сне странные образы
  • Глава пятая. Палки в колесах
  • Глава шестая. Испытание сестры Симплиции
  • Глава седьмая. Приезжий обеспечивает себе обратный путь
  • Глава восьмая. Вход для избранных
  • Глава девятая. Место, где складываются убеждения
  • Глава десятая. Система запирательства
  • Глава одиннадцатая. Удивление Шанматье растет
  • Книга восьмая. Удар рикошетом
  • Глава первая. В каком зеркале господин Мадлен видит свои волосы
  • Глава вторая. Фантина счастлива
  • Глава третья. Жавер доволен
  • Глава четвертая. Законная власть восстанавливает свои права
  • Глава пятая. По мертвецу и могила
  • Часть II. «Козетта»
  • Книга первая. Ватерлоо
  • Глава первая. Что можно увидеть по дороге из Нивеля
  • Глава вторая. Гугомон
  • Глава третья. 18 июня 1815 года
  • Глава четвертая. А
  • Глава пятая. Quid obscurum сражений
  • Глава шестая. Четыре часа пополудни
  • Глава седьмая. Наполеон в духе
  • Глава восьмая. Император задает вопрос проводнику Лакосту
  • Глава девятая. Неожиданность
  • Глава десятая. Плато Мон-Сен-Жан
  • Глава одиннадцатая. Дурной проводник у Наполеона, хороший у Бюлова
  • Глава двенадцатая. Гвардия
  • Глава тринадцатая. Катастрофа
  • Глава четырнадцатая. Последнее каре
  • Глава пятнадцатая. Камброн
  • Глава шестнадцатая. Qlot libras in duce?
  • Глава семнадцатая. Следует ли считать Ватерлоо событием положительным?
  • Глава восемнадцатая. Восстановление священного права
  • Глава девятнадцатая. Поле битвы ночью
  • Книга вторая. Корабль «Орион»
  • Глава первая. Номер 24601 становится номером 9430
  • Глава вторая, в которой читатели найдут двустишие, сочиненное, быть может, дьяволом
  • Глава третья, из которой видно, что надо предварительно поработать над звеном цепи, чтобы потом разбить его одним ударом молотка
  • Книга третья. Исполнение обещания, данного умершей
  • Глава первая. Вопрос о водоснабжении в Монфермейле
  • Глава вторая. Два законченных портрета
  • Глава третья. Людям – вино, а лошадям – вода
  • Глава четвертая. На сцене появляется кукла
  • Глава пятая. Малютка одна
  • Глава шестая, которая, пожалуй доказывает сообразительность башки
  • Глава седьмая. Козетта в темноте, бок о бок с незнакомцем
  • Глава восьмая. О том, как неприятно впускать в дом бедняка, который может оказаться богачом
  • Глава девятая. Тенардье за работой
  • Глава десятая. Кто ищет лучшего, тот может найти худшее
  • Глава одиннадцатая. Номер 9430 появляется снова, и Козетта выигрывает его в лотерею
  • Книга четвертая. Лачуга Горбо
  • Глава первая. Хозяин Горбо
  • Глава вторая. Гнездо совы и славки
  • Глава третья. Два несчастья при слиянии образуют счастье
  • Глава четвертая. Наблюдения главной жилицы
  • Глава пятая. Пятифранковая монета, падая на пол, звенит
  • Книга пятая. Ночная охота с немой сворой
  • Глава первая. Стратегические ходы
  • Глава вторая. К счастью, по Аустерлицкому мосту проезжают повозки
  • Глава третья. Смотри план Парижа 1727 года
  • Глава четвертая. В поисках спасения
  • Глава пятая. Что было бы немыслимо при газовом освещении
  • Глава шестая. Начало загадки
  • Глава седьмая. Продолжение загадки
  • Глава восьмая. Загадка усложняется
  • Глава девятая. Человек с бубенчиком
  • Глава десятая, в которой рассказывается о том, как Жавер сделал ложную стойку
  • Книга шестая. Малый Пикпюс
  • Глава первая. Улица Пикпюс, номер 62
  • Глава вторая. Устав Мартина Верга
  • Глава третья. Строгости
  • Глава четвертая. Веселье
  • Глава пятая. Развлечения
  • Глава шестая. Малый монастырь
  • Глава седьмая. Силуэты во мраке
  • Глава восьмая. Post corda lapides
  • Глава девятая. Сто лет под апостольником
  • Глава десятая. Происхождение «неустанного поклонения»
  • Глава одиннадцатая. Конец Малого Пикпюса
  • Книга седьмая. В скобках
  • Глава первая. Монастырь – понятие отвлеченное
  • Глава вторая. Монастырь – факт исторический
  • Глава третья. При каких условиях можно уважать прошлое
  • Глава четвертая. Монастырь с точки зрения принципов
  • Глава пятая. Молитва
  • Глава шестая. Неоспоримая благодать молитвы
  • Глава седьмая. Порицать следует с осторожностью
  • Глава восьмая. Вера, закон
  • Книга восьмая. Кладбища берут то, что им дают
  • Глава первая, где говорится о способе войти в монастырь
  • Глава вторая. Фошлеван в затруднительном положении
  • Глава шестая. Между четырех досок
  • Глава седьмая, из которой читатель уяснит себе, как возникла поговорка: «Не знаешь, где найдешь, где потеряешь»
  • Глава восьмая. Удачный допрос
  • Глава девятая. Жизнь в заточении
  • Том II
  • Часть III. «Мариус»
  • Книга первая. Париж, изучаемый по его атому
  • Глава первая. Parvulus
  • Глава вторая. Некоторые отличительные его признаки
  • Глава третья. Он не лишен привлекательности
  • Глава четвертая. Он может быть полезным
  • Глава пятая. Границы его владений
  • Глава шестая. Немножко истории
  • Глава седьмая. Гамены могли бы образовать индийскую касту
  • Глава восьмая, в которой идет речь об одной милой шутке последнего короля
  • Глава девятая. Древний дух Галлии
  • Глава десятая. Ессе paris, ессе homo
  • Глава одиннадцатая. Глумясь, властвовать
  • Глава двенадцатая. Будущее, таящееся в народе
  • Глава тринадцатая. Маленький Гаврош
  • Книга вторая. Важный буржуа
  • Глава первая. Девяносто лет и тридцать два зуба
  • Глава вторая. По хозяину и дом
  • Глава третья. Лука-разумник
  • Глава четвертая. Претендент на столетний возраст
  • Глава пятая. Баск и Николетта
  • Глава шестая, в которой промелькнет Маньон с двумя своими малютками
  • Глава седьмая. Правило: принимай у себя только по вечерам
  • Глава восьмая. Две, но не пара
  • Книга третья. Дед и внук
  • Глава первая. Старинный салон
  • Глава вторая. Один из кровавых призраков того времени
  • Глава третья. Requiescant
  • Глава четвертая. Смерть разбойника
  • Глава пятая. Чтобы стать революционером, иногда полезно ходить к обедне
  • Глава шестая. К чему может привести встреча с церковным старостой
  • Глава седьмая. Какая-нибудь юбка
  • Глава восьмая.. Нашла коса на камень
  • Книга четвертая. Друзья азбуки
  • Глава первая. Кружок, чуть было не вошедший в историю
  • Глава вторая. Надгробное слово Боссюэ профессору Блондо
  • Глава третья. Изумление Мариуса растет
  • Глава четвертая. Дальняя комната в кафе «Мюзен»
  • Глава пятая. Расширение кругозора
  • Глава шестая. Res angusta
  • Книга пятая. Преимущество несчастья
  • Глава первая. Мариус в нищете
  • Глава вторая. Мариус в бедности
  • Глава третья. Мариус вырос
  • Глава четвертая. Мабеф
  • Глава пятая. Бедность и нищета – добрые соседи
  • Глава шестая. Заместитель
  • Книга шестая. Встреча двух звезд
  • Глава первая. Прозвище как способ образования фамилии
  • Глава вторая. Lux facta est
  • Глава третья. Действие весны
  • Глава четвертая. Начало серьезной болезни
  • Глава пятая. Громы небесные разражаются над головой мамаши Ворчуньи
  • Глава шестая. Взят в плен
  • Глава седьмая. Приключение с буквой «У» и догадки относительно этой буквы
  • Глава восьмая. Даже инвалиды могут быть счастливы
  • Глава девятая. Затмение
  • Книга седьмая. Петушиный час
  • Глава первая. Рудники и рудокопы
  • Глава вторая. Самое дно
  • Глава третья. Бабет, Живоглот, Звенигрош и Монпарнас
  • Глава четвертая. Состав шайки
  • Книга восьмая. Коварный бедняк
  • Глава первая. Мариус, разыскивая девушку в шляпке, встречает мужчину в фуражке
  • Глава вторая. Находка
  • Глава третья. Четырехликий
  • Глава четвертая. Роза в нищете
  • Глава пятая. Потайное оконце, указанное провидением
  • Глава шестая. Хищник в своем логове
  • Глава седьмая. Стратегия и тактика
  • Глава восьмая. Луч света в притоне
  • Глава девятая. Жондрет чуть не плачет
  • Глава десятая. Такса наемного кабриолета: два франка в час
  • Глава одиннадцатая. Нищета предлагает услуги горю
  • Глава двенадцатая. На что была истрачена пятифранковая монета г-на Белого
  • Глава тринадцатая. Solus cum sola. In loco remoto, non cogitabuntur orare «pater noster»
  • Глава четырнадцатая. Полицейский дает адвокату два карманных пистолета
  • Глава пятнадцатая. Жондрет делает закупки
  • Глава шестнадцатая, в которой читатель услышит песенку на английский мотив, модную в 1832 году
  • Глава семнадцатая. На что была истрачена пятифранковая монета Мариуса
  • Глава восемнадцатая. Два стула Мариуса ставятся один против другого
  • Глава девятнадцатая. Остерегайтесь темных углов
  • Глава двадцатая. Западня
  • Глава двадцать первая. Всегда надо начинать с ареста пострадавших
  • Глава двадцать вторая. Малыш, плакавший во второй части нашей книги
  • Часть IV. «Идиллия улицы Плюме и эпопея улицы Сен-Дени»
  • Книга первая. Несколько страниц истории
  • Глава первая. Хорошо скроено
  • Глава пятая. Факты, порождающие историю, но ею не признаваемые
  • Глава шестая. Анжольрас и его помощники
  • Книга вторая. Эпонина
  • Глава первая. Жаворонково поле
  • Глава вторая. Зародыши преступления в тюремном гнездилище
  • Глава третья. Видение папаши Мабефа
  • Глава четвертая. Видение Мариуса
  • Книга третья. Дом на улице Плюме
  • Глава первая. Таинственный дом
  • Глава вторая. Жан Вальжан – национальный гвардеец
  • Глава третья. Foliis ac frondibus
  • Глава четвертая. После одной решетки другая
  • Глава пятая. Роза замечает, что она стала орудием войны
  • Глава шестая. Битва начинается
  • Глава седьмая. За одной печалью печаль еще большая
  • Глава восьмая. Кандальники
  • Книга четвертая. Помощь снизу может быть помощью свыше
  • Глава первая. Рана снаружи, исцеление внутри
  • Глава вторая. Тетушка Плутарх без труда объясняет некое явление
  • Книга пятая. Конец которой не похож на начало
  • Глава первая. Уединенность в сочетании с казармой
  • Глава вторая. Страхи Козетты
  • Глава третья. Обогащенная комментариями Тусен
  • Глава четвертая. Сердце под камнем
  • Глава пятая. Козетта после письма
  • Глава шестая. Старики существуют, чтобы вовремя уходить из дому
  • Книга шестая. Маленький Гаврош
  • Глава первая. Злая шалость ветра
  • Глава вторая, в которой маленький Гаврош извлекает выгоду из великого Наполеона
  • Глава третья. Перипетии побега
  • Книга седьмая. Арго
  • Глава первая. Происхождение
  • Глава вторая. Корни
  • Глава третья. Арго плачущее и арго смеющееся
  • Глава четвертая. Два долга: бодрствовать и надеяться
  • Книга восьмая. Чары и печали
  • Глава первая. Яркий свет
  • Глава вторая. Упоение полным счастьем
  • Глава третья. Первые тени
  • Глава четвертая. Кэб по английски-то, что катится. А на арго-то, что лает
  • Глава пятая. Что таится в ночи
  • Глава шестая. Мариус возвращается к действительности и дает Козетте свой адрес
  • Глава седьмая. Старое сердце и юное сердце друг против друга
  • Книга девятая. Куда они идут?
  • Глава первая. Жан Вальжан
  • Глава вторая. Мариус
  • Глава третья. Мабеф
  • Книга десятая. 5 июня 1832 года
  • Глава первая. Внешняя сторона вопроса
  • Глава вторая. Суть вопроса
  • Глава третья. Погребение – повод к возрождению
  • Глава четвертая. Волнения былых времен
  • Глава пятая. Своеобразие Парижа
  • Книга одиннадцатая. Атом братается с ураганом
  • Глава первая. О корнях поэзии Гавроша. Влияние на его поэзию одного академика
  • Глава вторая. Гаврош в походе
  • Глава третья. Справедливое негодование парикмахера
  • Глава четвертая. Ребенка удивляет старик
  • Глава пятая. Старик
  • Глава шестая. Новобранцы
  • Книга двенадцатая. «Коринф»
  • Глава первая. История «Коринфа» со времени его основания
  • Глава вторая. Чем кончилась веселая попойка
  • Глава третья. На Грантера начинает опускаться ночь
  • Глава четвертая. Попытка утешить тетушку Гюшлу
  • Глава пятая. Подготовка
  • Глава шестая. В ожидании
  • Глава седьмая. Человек, завербованный на Щепной улице
  • Глава восьмая. Несколько вопросительных знаков по поводу некоего Кабюка, который, быть может, и не звался Кабюком
  • Книга тринадцатая. Мариус скрывается во мраке
  • Глава первая. От улицы Плюме до квартала Сен Дени
  • Глава вторая. Париж – глазами совы
  • Глава третья. Последний рубеж
  • Книга четырнадцатая. Величие отчаяния
  • Глава первая. Знамя. Действие первое
  • Глава вторая. Знамя. Действие второе
  • Глава третья. Лучше, если бы Гаврош согласился взять карабин Анжольраса
  • Глава четвертая. Бочонок с порохом
  • Глава пятая. Конец стихам Жана Прувера
  • Глава шестая. Томительная смерть после томительной жизни
  • Глава седьмая. Гаврош глубокомысленно вычисляет расстояние
  • Книга пятнадцатая. Улица вооруженного человека
  • Глава первая. Бювар-болтун
  • Глава вторая. Гаврош – враг освещения
  • Глава третья. Пока Козetta и Тусен спят…
  • Глава четвертая. Излишний пыл Гавроша
  • Том III
  • Часть V. «Жан Вальжан»
  • Книга первая. Война в четырех стенах
  • Глава первая. Харибда предместья Сент-Антуан и Сцилла предместья Тампль
  • Глава вторая. Что делать в бездне, если не беседовать?
  • Глава третья. Чем светлее, тем мрачнее
  • Глава четвертая. Пятью меньше, одним больше
  • Глава пятая. Какой горизонт открывается с высоты баррикады
  • Глава шестая. Мариус угрюм, Жавер лаконичен
  • Глава седьмая. Положение осложняется
  • Глава восьмая. Артиллеристы дают понять, что с ними шутки плохи
  • Глава девятая. На что могут пригодиться старый талант браконьера и меткость в стрельбе, повлиявшие на приговор 1796 года
  • Глава десятая. Заря
  • Глава одиннадцатая. Ружье, которое бьет без промаха, но никого не убивает
  • Глава двенадцатая. Беспорядок на службе порядка
  • Глава тринадцатая. Проблески надежды гаснут
  • Глава четырнадцатая, из которой читатель узнает имя возлюбленной Анжольраса
  • Глава пятнадцатая. Вылазка Гавроша
  • Глава шестнадцатая. Как брат может стать отцом
  • Глава семнадцатая. Mortuus pater filium moriturum expectat
  • Глава восемнадцатая. Хищник становится жертвой
  • Глава девятнадцатая. Жан Вальжан мстит
  • Глава двадцатая. Мертвые правы, и живые не виноваты
  • Глава двадцать первая. Герои
  • Глава двадцать вторая. Шаг за шагом
  • Глава двадцать третья. Голодный Орест и пьяный Пилад
  • Глава двадцать четвертая. Пленник
  • Книга вторая. Утроба Левиафана
  • Глава первая. Земля, истощенная морем
  • Глава вторая. Древняя история клоаки
  • Глава третья. Брюнзо
  • Глава четвертая. Подробности, доселе неизвестные
  • Глава пятая. Прогресс в настоящем
  • Глава шестая. Прогресс в будущем
  • Книга третья. Грязь, побежденная силой духа
  • Глава первая. Клоака и ее неожиданности
  • Глава вторая. Пояснение
  • Глава третья. Человек, которого выслеживают
  • Глава четвертая. Он тоже несет свой крест
  • Глава пятая. Песок коварен, как женщина: чем он приманчивей, тем опасней
  • Глава шестая. Провал
  • Глава седьмая. Порою терпят крушение там, где надеются пристать к берегу
  • Глава восьмая. Лоскут от разорванного сюртука
  • Глава девятая. Человек, знающий толк в таких делах, принимает Мариуса за мертвеца
  • Глава десятая. Возвращение блудного сына
  • Глава одиннадцатая. Потрясение незыблемых основ
  • Глава двенадцатая. Дед
  • Книга четвертая. Жавер сбился с пути
  • Книга пятая. Дед и внук
  • Глава первая. Читатель снова видит дерево с цинковым кольцом
  • Глава вторая. После войны гражданской Мариус готовится к воине домашней
  • Глава третья. Мариус идет на приступ
  • Глава четвертая. Мадмуазель Жильнорман примиряется с тем, что Фошлеван вошел с пакетом под мышкой
  • Глава пятая. Лучше поместить капитал в лесу, чем у нотариуса
  • Глава шестая. Оба старика, каждый на свои лад, прилагают все старания, чтобы Козетта была счастлива
  • Глава седьмая. Обрывки страшных снов вперемежку со счастливой явью
  • Глава восьмая. Два человека, которых невозможно разыскать
  • Книга шестая. Бессонная ночь
  • Глава первая. 16 февраля 1833 года
  • Глава вторая. У Жана Вальжана рука все еще на перевязи
  • Глава третья. Неразлучный
  • Глава четвертая. Immortale jecur
  • Книга седьмая. Последний глоток из чаши страдания
  • Глава первая. Седьмой круг и восьмое небо
  • Глава вторая. Какие неясности могут таиться в разоблачении
  • Книга восьмая. Сумерки сгущаются
  • Глава первая. Комната в нижнем этаже
  • Глава вторая. Еще несколько шагов назад
  • Глава третья. Они вспоминают сад на улице Плюме
  • Глава четвертая. Притяжение и отталкивание
  • Книга девятая. Непроглядный мрак, ослепительная заря
  • Глава первая. Будьте милосердны к несчастным, будьте снисходительны к счастливым!
  • Глава вторая. Последние вспышки светильника, в котором иссякло масло
  • Глава третья. Перо кажется слишком тяжелым тому, кто поднимал телегу Фошлевана
  • Глава четвертая. Ушат грязи, который мог лишь обелить
  • Глава пятая. Ночь, за которой брезжит день
  • Глава шестая. Трава скрывает, дождь смывает
Чувства