История и этнология. Факты

Если вас спросят о хазарах, вы, вероятно, сможете смутно припомнить стихотворение Пушкина, посвященное Вещему Олегу. То самое, в котором князь скоропалительно отправился «отмщать неразумным хазарам». Но назвать неразумным этот народ можно было только с высоты прошедших времен. Во времена расцвета государства Хазарский каганат хазары были хитрыми, смелыми, предприимчивыми и яростными. Чтобы вы смогли убедиться в правдивости этого утверждения, представим кратко Хазарский каганат на страницах этого небольшого исследования.

1. Где находился Хазарский каганат?

Вопрос фундаментальный. Ведь если Хазария находилась в районе Китая, это одно, а если прилегала к территории славянских племен - совсем другое. О соседях узнавать всегда интереснее. Да, хазары были соседями русичей. Более того, и во времена княжеских междоусобиц, и во время существования Киевской Руси между славянами и хазарами были достаточно крепкие экономические связи. Также связи у государства Хазария были и с Византией, и с арабским халифатом, и с Волжской Булгарией.

Однако, сказать определенно, какую территорию занимал Хазарский каганат, нельзя. Связано это с тем, что границы ее не были чем-то незыблемым, и по периметру обозначены не были. Если примерно, то на юг каганат простирался до Дербента, на юго-западе - включал Крым, на северо-западе продолжался до реки Дон, а на востоке — до реки Яик (Урал).

Карта хазарского каганата. Ярко-оранжевым обозначены пределы страны в 650-м году н.э., светло-оранжевым - в 750-м, желто-оранжевым - в 850-м. Желтый цвет - территории, платившие дань каганату.

2. Краткая история Хазарского Каганата

Начинается любая история, как обычно, с летописей. Хазары «появились» в византийских за 582-ой год н.э. Затем о племенах не было ни слуху, ни духу, разве что иногда арабы упоминали о своих военных стычках с хазарами.

В 650 году государство оформилось как самостоятельное. Основатель Хазарского каганата — правитель из некогда могущественного, но наголову разгромленного арабами тюркского рода Ашин. Ему удалось «сколотить» правящую верхушку каганата и отправиться в захватнический поход.

Предположительно, хазарский флаг и хазарский каган.

Вообще, вся история Хазарии - это непрекращающееся военное противостояние с арабами, сотрудничество с Византией, и непродолжительные отношения с различными иными племенами, которых использовали либо как союзников, либо как «подданников» (тех, кто после завоевания и погромов был обязан платить дань). Камнем преткновения арабо-хазарских войн всегда была Армения и Албания.

Арабский этап

  • 650 год - захват Хазарией Великой Булгарии.
  • 655 год - захват Крыма
  • 670 - 690 годы - захват части будущей Киевской Руси (+ причерноморские и прикаспийские степи)
  • 684 год - нашествие на Албанию, Армению, Грузию. Территории обложены данью.
  • 710 год - завоевание Дербента (у арабов).
  • 721 – 737 - арабо-хазарская война, ведется с переменным успехом. В конце арабы одерживают победу, но уходят, и хазары восстанавливаются.

Арабские воины

Хазары после поражения перестали активно захватывать близлежащие земли и сосредоточились на экономике. Так, один из знатных хазар, по преданию, обращается в иудейскую веру, увидев ангела во сне. А потом этот товарищ становится каганом. И иудаизм приходит в верхушку хазарского общества. Кроме того, хазары мирно идут на север, опасаясь нового нашествия арабов, а колонизация протекает без излишней жестокости.

К 800-му году Хазарский каганат территорию увеличил, хазары распространили свою власть до Оки и Днепра.

Тогда же столица «переехала» из Семендеры (Прикавказье) в прекрасный и большой город Итиль на Волге.

Венгерский этап

Примерно в 800-850-е годы главной проблемой хазар стали отношения с финно-угорами/венграми, или, как они тогда назывались — с племенами «буртасов». Сначала буртасы были в подчинении. Вместе с венграми хазары захватили Киев. А потом начинается кровопролитная война между давешними союзниками.

Венгерский воин

В это же время установились четкие границы государства (Дербент с юга, Яик с востока, Крым с запада, Камская Булгария с севера). Иудейская община побеждает мятежников в столице. Строится легендарная крепость Саркел, клады которой ищут сегодня на дне Цимлянского водохранилища. В 865-ом году государственной религией хазар все же становится иудаизм.

Русский этап

В это время на северо-западе от Хазарского Каганата формируется молодое государство, знакомое нам по до боли родному названию - Русь. А основные занятия Хазарского каганата становятся все более мирными. И зря, как оказалось.

В 885-ом году правитель Руси, некий Олег (позже названный Вещим) объявляет хазарам войну. Отбивает пару славянских племен и облагает их данью вместо хазар. А каганат терзают в это время печенеги, аланы и гузы.

В 964-ом война Хазарии с Русью разворачивается на полную мощь. Многочисленные по тогдашним меркам (около 40 тысяч ратников) войска князя Святослава. В 965-ом Святослав берет и Саркел, и Итиль, и даже старую столицу Семендеру.

Русский корабль прибывает к хазарской крепости.

После такого погрома, устроенного русскими, каганат, скорее всего, и «приказал долго жить». Святослав удерживать «Козарию» не стал, и она склонилась к Хорезму - мусульманскому государству.

Но это был еще не конец. В 985-ом князь Владимир, который наше «Красное Солнышко», снова потоптался по каганату и захватил его стратегические точки. И наложил дань. Кстати, Владимир задумывался, какую веру принять, и рассматривал вариант иудаизма (основополагающая религия Хазарского каганата). Попадись ему достаточно умный хазарский проповедник, кто знает, как бы сложилась история Киевской Руси?

Независимый этап

После разрушительных походов Владимира Хазарский каганат стал независимой страной - такой, от которой ничего больше не зависит. Сжался в размерах (в том числе и из-за того, что уровень Каспия поднялся,и территории затопило, сжался в амбициях, превратился в княжество с центром в древней столице Семендере. Пропало оно после татаро-монгольского нашествия в 1238-1239-м годах.

3. Население Хазарского каганата

Дочь бека в Хазарском каганате

Несмотря на то, что религия у хазар была иудейская, а говорили они на славянском диалекте, их племенной союз изначально относился к тюркской языковой ветви. Ведь племя осознало себя после распада Западно-Тюркского каганата. Сами хазары основателем своего племени считали Тогараму, библейского прародителя тюрков. Вместе с тем, Хазарский каганат языковые семьи включал не только тюркские, были там представители гуннских, иранских и угорских племен.

В восьмом веке н.э. «хазарами»-«козарами» называли всех подданных кагана и бека. А среди них были и евреи, и славянские племена. Таким образом, каганат представлял собой многонациональную федерацию.

Вот примерный список «субъектов хазарской федерации»:

  • азовские и волжские булгары
  • буртасы
  • крымские готы
  • иранцы
  • мадьяры-венгры
  • донские аланы
  • кавказские горцы
    и др.

Исторический факт

Путешественник Ибн Хаукаль (X век) некогда поделил хазар на две части — «кара-хазар» (черные, похожие на индусов) и «абъяд» (белые, красивые).

4. Религия Хазарского каганата

Здесь, как вы уже поняли, все просто. Многонациональный состав обеспечил множество конфессий. То есть, поклонники различной веры чувствовали себя в каганате неплохо. Изредка только мусульмане подвергались гонениям, но это было связано с непрекращающимися арабо-хазарскими стычками и войнами.
Религией правящей верхушки и основного слоя хазарского общества был иудаизм. Откуда же он пришел?

Напомним, мусульманство появилось в 613-ом году, и хазары, хоть и тяготели к Востоку, о нем просто не знали. Зато с юга начали в 450-х годах прибывать этнические иудеи. Да, прямо оттуда, откуда их согнали злые ассирийцы, насильно насаждавшие зороастризм. Есть мнение, что это было одно из десяти исчезнувших колен израилевых, ведущее своей род от Шим’она (сын Иакова). Так или иначе, хазары принимали евреев и смешивались с ними.

Может быть, это и стало основной причиной принятия иудаизма в одной отдельно взятой загадочной восточной стране.

Хазарские раввины

А, может, были иные причины. Политические, например. В пику соперникам арабам и византийцам следовало что-то сделать. Или экономические. Ведь евреи - это капитал, приток капитала в Хазарию, измученную завоеваниями и погромами.

Исторический факт

Иехуда ха-Леви, иудей-философ 12-го века, пересказывает историю принятия иудаизма Хазарским царем Кузари. Будто бы пригласил этот царь правоверного иудея, караима, мусульманина, философа аристотелевской школы и христианина. И вел с ними диалоги о религии. Конечно же, в труде ха-Леви утверждается превосходство иудаизма.

5. Развитие и достижения Хазарского каганата

Государственный строй

Изначально, где-то в 7-ом веке, главой каганата был каган. Но позже он превратился в знаковую, сакральную фигуру - символ Хазарии.

Реальная власть принадлежала беку (шаду), военному вождю. Он ведал не только войсками, но и экономикой страны, сбором дани и податей. Такое управление Хазарского каганата сформировалось в первой половине 8-го века.

И бека, и кагана избирали на определенный срок.

Как назначали кагана

Кандидата начинали душить шелковым шнуром и при этом спрашивали, сколько лет он хочет «быть на царстве». Когда он в полузадушенном состоянии называл цифру, его утверждали. Если каган умирал раньше назначенного срока - повезло, а если «задержался на посту» — его убивали.

Власть в провинциях-«климатах» принадлежала тудунам. Это звание примерно соответствует понятию «наместник», т.к. Тудуны подчинялись напрямую беку. Есть сведения, что тудуны некоторых городков сами называли себя шадами и беками, поэтому у историков вопрос о единстве Хазарии остается открытым.

Экономика и основные занятия населения

Занятия Хазарского каганата были не слишком затейливыми. Как обычно, хазары разводили скот - в основном, быков и баранов в силу религии. Его же и продавали. Еще продавали рабов, избыток которых постоянно ощущался после набегов и войн. На экспорт уходила и дань с завоеванных народов - меха соболей, горностаев, лис, бобров.

Воин Хазарского каганата

Среди земледельческих занятий преобладало виноградарство, и хазарские вина были в цене.
Интересно, что еще одной статье доходов государства был экспорт рыбного клея. Хазария, как могла, использовала свое приморское положение.

Но самым выгодным основным занятием населения Хазарского каганата была торговля. Торговые пути просто-таки пронизывали каганат вдоль и поперек. Торговые караваны шли по пути «из немцев в хазары», от городов Регенсбург, Прага, Краков; по морю Каспийскому пролегал путь от арабов к Балтике и Скандинавии. Через море Черное шел отрезок Великого шелкового пути из Китая в Европу, а по степям средней Азии тянулись на Урал караваны.

И все эти «ниточки», связывающие европейские цивилизации с восточными, держали в руках хазары. Верховодили торговлей евреи. «Валюта» Хазарского каганата, шэлэг, высоко ценилась в странах Средней Азии, что указывает на достаточно «продвинутый» уровень экономики.

Наследство Хазарского каганата

Если разложить всё по полочкам, получится вот что.

  1. Каганат защитил Европу от арабского нашествия
  2. Административную систему каганат позаимствовала Киевская Русь: так, два столетия (до Владимира Святославовича) великих князей величают «каганами», при том, что существует вторая ветка власти - военная, во главе с «воеводой».
  3. Русские заимствовали и налоговую систему - в том плане, что брали тот же размер дани с бывших хазарских «подданников».
  4. Историк В.Мавродин утверждал, что докириллическая письменность русов была создана на основе хазарских символов.
  5. В Киеве сохранились названия объектов, оставшиеся еще со времен хазар-иудеев — Сионские горы, река Иордан.
  6. Возможно, самоназвание общины «казаков» произошло от названия «хазары» («козары» по-древнерусски).

6. Клады Хазарского каганата

Деньги в Хазарии были. Была и немыслимая роскошь, и наверняка рачительные иудеи прятали свое серебро и золото, ведь времена всегда в каганате были неспокойными - то набег, то война. А значит, должны были остаться клады.

Золотые изделия в каганате делать умели.

Поискать хазарское золото и серебро можно на Кубани, в Донецкой области Украины, а также в устье реки Волги. Скорее всего, придется подготовиться к подводному поиску: место столицы каганата так и не выяснено, но есть предположение, что она опустилась на дно Каспия. В Прикавказье можно попробовать отыскать Семендеру, а на дне Цимлянского водохранилища в Ростовской области РФ - крепость Саркел.

Поисковую технику лучше выбирать солидную - глубинные высокочастотные металлоискатели, георадары.

Удачи. Может быть, вам повезет и вы сделаете археологическое открытие на сотни миллионов долларов.

О хазарах много писали соседние народы, но сами они практически не оставили о себе сведений. Насколько неожиданно хазары появились на исторической сцене, настолько же внезапно они с нее сошли.

Невесть откуда

Впервые о хазарах в V веке сообщил армянский историк Моисей Хоренский, который писал что «толпы хазар и басилов, соединившись, перешли Куру и рассыпались по эту сторону». Упоминание реки Куры, по всей видимости, говорит, что в Закавказье хазары попали с территории Ирана. Арабский летописец Якуби это подтверждает, отмечая что «хазары вновь завладели всем, что персы отняли у них, и держали в своих руках до того времени, пока римляне не выгнали их и не поставили царя над четырьмя Армениями».
До VII столетия хазары вели себя довольно скромно, входя в состав различных кочевых империй – дольше всего в Тюркский каганат. Но к середине века они окрепли и осмелели настолько, что создают собственное государство – Хазарский каганат, которому суждено было просуществовать более трех столетий.

Государство-призрак

В византийских и арабских летописях во всех красках описывается величие Итиля, красота Семендера и мощь Беленджера. Правда, складывается ощущение, что летописцы отражали лишь ходящую о Хазарском каганате молву. Так, аноним, словно пересказывая легенду, отвечает византийскому сановнику, что есть такая страна, называющаяся «ал-Хазар», которую от Константинополя отделяет 15 дней пути, «но меж ними и нами находится много народов, а имя их царя Иосиф».
Попытки археологов установить, что собой являла загадочная «Хазария» активно стали предприниматься в 20-30-х годах XX столетия. Но все безуспешно. Легче всего оказалось обнаружить хазарскую крепость Саркел (Белая Вежа), так как ее местоположение было известно относительно точно. Профессору Михаилу Артамонову удалось раскопать Саркел, но найти следы хазар он не смог. «Археологическая культура собственно хазар остается до сих пор неизвестной», – грустно констатировал профессор и предлагал продолжать поиски в низовьях Волги.

Русская Атлантида

Продолжая исследования Артамонова, Лев Гумилев ведет свои поиски «Хазарии» на незатопляемых островках дельты Волги, но список находок отнесенных к хазарской культуре невелик. Более того, легендарный Итиль ему найти так и не удалось.
Тогда Гумилев меняет свою стратегию и проводит подводную разведку около части Дербентской стены, которая уходит в Каспий. Обнаруженное его поражает: там, где сейчас плещется море, жили люди и нуждались в питьевой воде! Еще средневековый итальянский географ Марина Сануто отмечал, что «Каспийское море год от года прибывает, и многие хорошие города уже затоплены».
Гумилев делает вывод, что Хазарское государство следует искать под толщей морской воды и наносов волжской дельты. Однако напасть шла не только со стороны моря: с суши на «Хазарию» надвигалась засуха, которая довершила, начатое Каспием.

Рассеяние

Что не сумела сделать природа, осуществили русско-варяжские дружины, окончательно уничтожившие некогда могущественный Хазарский каганат и рассеявшие его многонациональный состав по миру. Часть беженцев после победного похода Святослава 964 года встретил в Грузии арабский путешественник Ибн Хаукаль.
Современный исследователь Степан Головин отмечает весьма широкую географию расселения хазар. По его мнению «хазары дельты смешались с монголами, а евреи частью скрылись в горах Дагестана, частью перебрались обратно в Персию. Христиане-аланы сохранились в горах Осетии, а тюркские хазары-христиане в поисках единоверцев перебрались на Дон».
Некоторые исследования показывают, что хазары-христиане, слившись с донскими единоверцами, впоследствии стали именоваться «бродниками», а позднее и казаками. Однако внушающими больше доверия являются выводы, по которым основная масса хазар вошла в состав Волжской Булгарии.
Арабский географ X века Истахри утверждает, что «язык булгар подобен языку хазар». Эти близкие этнические группы объединяет то, что они первыми на развалинах Тюркского каганата создали свои государства, которые возглавлялись тюркскими династиями. Но судьба распорядилась так, что сначала хазары подчинили своему влиянию булгар, а затем сами влились в состав нового государства.

Неожиданные потомки

В настоящий момент существует множество версий о народах-потомках хазар. По мнению одних – это восточноевропейские евреи, другие называют крымских караимов. Но сложность в том, что мы не знаем каким был хазарский язык: немногочисленные рунические надписи до сих пор не удалось расшифровать.

Писатель Артур Кестлер поддерживает идею о том, что хазарские евреи, переселившись после падения каганата в восточную Европу, стали ядром мировой еврейской диаспоры. По его мнению, это подтверждает тот факт, что потомки «Тринадцатого колена» (так писатель назвал хазар-евреев) будучи не семитского происхождения, в этническом и культурном плане имеют мало общего с современными евреями Израиля.

Публицист Александр Полюх в попытках определить хазарских потомков пошел по совершенно необычному пути. Он опирается на научные выводы, по которым группа крови соответствует образу жизни народа и определяет этнос. Так, русские и белорусы, как и большинство европейцев, по его мнению, более чем на 90% имеют группу крови I (О), а этнические украинцы на 40% носители группы III (В).
Полюх пишет, что группа III (В) служит признаком народов, ведших кочевой образ жизни (куда он относит и хазар), у которых она приближается к 100% популяции.

Далее свои выводы писатель подкрепляет новыми археологическими находками академика РАН Валентина Янина, который подтверждает, что Киев к моменту его захвата новгородцами (IX век) не был славянским городом, о чем также свидетельствуют «берестяные грамоты».
Также, по мнению Полюха подозрительно совпадают по срокам завоевание Киева и разгром хазар, осуществленные Олегом. Тут он и делает сенсационное заключение: Киев – возможная столица Хазарского каганата, а этнические украинцы – непосредственные потомки хазар.

Последние находки

Впрочем, сенсационные выводы могут оказаться преждевременными. В начале 2000-х годов в 40 километрах южнее Астрахани российские археологи при раскопках средневекового города Саксин обнаружили «хазарские следы». Серия радиоуглеродных анализов датирует культурный слой IX веком – время расцвета Хазарского каганата. Как только поселение было оконтурено, определилась его площадь – два квадратных километра. Какой крупный город кроме Итиля возвели хазары в дельте Волги?
Торопиться с выводами конечно рано, однако, уже сейчас столпы хазарологии М. Артамонов и Г. Федоров-Давыдов практически уверены, что столица Хазарского каганата найдена. Что касается хазар, то скорее всего они просто растворились в этнокультуре соседних народов так и не оставив после себя прямых потомков.

Хазары – одно из кочевых, воинственных племен, обитавших в древности на территории современного юга России.

Постепенно хазары захватили обширные территории от Черного моря до Нижнего Поволжья и превратились в сильное государство – Хазарский каганат.

Наибольшее могущество оно приобрело примерно в VII-X веках нашей эры. Столицей государства был город Итиль в устье Волги, недалеко от нынешнего города Астрахань.

Что мы знаем о хазарах

Все, что сегодня мы знаем о хазарах — это лишь гипотезы ученых разных стран. Они опираются на немногочисленные письменные и археологические источники. В основном это западноевропейские и арабские документы и хроники.

Этимология самого слова «хазары» не имеет однозначной трактовки.По некоторым сведениям хазары были кочевым тюркоязычным народом, или союзом тюркских племен, во главе которого стоял правитель — каган.

Но по мере расширения Хазарский каганат стал включать в свой состав многочисленные народности. Все они говорили на разных языках, имели разные верования. Мусульманство, христианство, иудаизм, язычество – все эти религии процветали здесь.

По отрывочным сведениям предполагается, что сам каган с наследниками примерно в VIII веке перешел в иудаизм. Как бы там ни было, Хазарский каганат прославился своей веротерпимостью.

Некоторые источники сообщают о случаях, когда жители придерживались трех вероисповеданий одновременно.Постепенно хазары создали процветающее государство.

Они много воевали, были искусными дипломатами, успешно вели международную торговлю. И все же в X веке Хазария приходит в упадок. Решающую роль в этом сыграло Древнерусское государство.

Сначала новгородский князь Святослав Игоревич разгромил в 965 году хазарское войско. Позднее князь Владимир вновь идет походом на Хазарию и накладывает на неё дань. Дальнейшие сведения о государстве становятся отрывочными и постепенно исчезают.

Краткая летопись хазар

  • 626г. – тюркско-хазарское войско захватывает Дербент.
  • 650г. — хазары получают независимость.
  • 700г. – первое упоминание в западноевропейской литературе.
  • VIIIв. – арабо-хазарские войны. Столица в городе Итиль.
  • 859г. — хазары берут дань со славянских племен.
  • 861г. — Константин (св. Кирилл) крестит хазар.
  • 965г. – разгром хазарского войска Святославом.
  • XIIIв. – хазар завоевывают монголы.

Короткая, но яркая история Хазарии тревожит умы ученых и писателей, во многом оставаясь загадкой. Не случайно одно из своих причудливых сочинений классик европейской литературы Милорад Павич назвал просто – «Хазарский словарь».

Фото: Переход князя Арпада через Карпаты. Циклорама написана к 1000-й годовщине завоевания мадьярами Венгрии.

Может быть, ими бы не интересовались с такой страстью, если бы не предположение, что именно хазары являлись предками современных евреев. Многие ученые сходятся в том, что именно они являются прародителями этого народа. Это мнение значительно подкрепляется последними археологическими данными, которые позволяют достоверно говорить о том, что знаменитого исхода евреев с территории Египта не было. Народ есть, но его происхождение не выяснено до конца.

Именно поэтому в последние два десятка лет к изучению хазар приступили с удвоенным рвением. Принято считать, что первое достоверное сообщение о хазарах датируется примерно 550 годом нашей эры, когда они начали активно проявлять себя на международной арене тех лет. Попробуем проследить их путь.


фото: Карта Хазарского каганата около 820 г. н.э.

Откуда же пошло само название "хазары"? Значение слова (если судить по словарю Даля) «хазить» можно понять как «грубить, ругаться». В некоторых источниках утверждается, что «хаз» - надменный, грубый человек. Впрочем, под «хазом» мог также пониматься пышный, качественный и дорогой товар. Вспомните слово «неказистый», которое как раз-таки содержит видоизмененный суффикс «хаз», но обозначает некую куцую, неприглядную вещь. Напротив, слово «показуха» применяется в случае, когда явление или предмет предстают преувеличенно пышными, роскошными.

Кроме того, все тот же Даль утверждает, что слово «отхазовать» равноценно словам «ходить, слоняться». Так как же тогда интерпретировать термин «хазары»? Значение слова невозможно узнать, если не попытаться разобрать этимологию. Если разбить это слово на три составные части, то есть на «ха», «з» и «ар», то мы наверняка будем весьма близки к тому смыслу, который в этот термин вкладывали наши предки. В случае если перевести его как «идущие за Аром (Ярилой)», то получается, что слово «хазары» вполне можно трактовать как «идущие с Востока».


Так кем по происхождению являлись хазары? Достоверно известно, что они представляли собой классическую кочевую народность тюркского происхождения. Первоначально они жили на территории, расположенной между Черным и Каспийским морями. Исторические документы говорят о том, что после вторжения гуннов хазары появились в Восточной Европе. Вот только сочетание «появились после гуннов» очень расплывчатое, а авторы солидных научных трактатов хранят на этот счет поистине партизанское молчание.

Вполне возможно, что осевшие в тех местах гунны и тюркоязычные народы внезапно стали именоваться хазарами, но и прочие варианты также не исключены. Так что этот период в их истории является едва ли не самым таинственным.


фото: П. Гайге. «Гунны сражаются с аланами».

Кстати, а кто такие сами гунны? Это также кочевой народ, который сформировался во II-IV вв. в Приуралье. Предками их были все те же тюркоязычные народы (народность хунну), которые прибыли туда ко второму веку из Центральной Азии. Кроме того, свою лепту в возникновение нового народа внесли местные угры и сарматы. Сами же хунну имеют довольно любопытное происхождение, так как они являются предками европеоидных выходцев из Северного Китая, которые ушли оттуда примерно за тысячу лет до начала нашей эры.

Но исследования китайских археологов говорят о том, что до Приуралья хунну если и добрались, то в виде разрозненных полиэтнических групп, по пути превратившихся в классический кочевой народ. Дело в том, что в Северном Китае эта народность катастрофически быстро исчезала, не выдерживая конкуренции с сильными племенами. Таким образом, гунны явно были сформированы преимущественно уграми. Это обобщенное название тех манси и хантов, которые в то время проживали на этой территории. Скорее всего, эти народности обособились еще в третьем тысячелетии до нашей эры.

Изначально угры жили в лесостепях Западной Сибири, в некоторых местах доходя до Иртыша. Сарматы также внесли не слишком большой вклад в формирование хазарского народа.


Примерно в шестом веке нашей эры хазары были покорены могучим Тюркским каганатом. Как ни странно, но исследователи не нашли никаких упоминаний о межэтническом сплаве, хотя такое явление вполне могло быть.

Исторический парадокс: несмотря на всю свою мощь, сам каганат просуществовал просто смехотворно малое время по историческим меркам - с 552 по 745 годы н. э. Сами же тюрки появились в результате того, что 460 году одно из гуннских племён (и снова мы возвращаемся к ним), которое называлось ашина, было завоевано народом жужан. Об ашинах не сохранилось вообще никаких достоверных сведений. По странному стечению обстоятельств, именно в то же время большая часть хунну была уничтожена жужанями. После этого народ ашинов был насильственно переселен на Алтай.

Именно в этой местности и появился сильный кочевой народ, который известен нам как «тюрки». Обобщенное название этих племен происходит от русского слова «тюря», которым наши предки именовали самую простую еду: крошеный хлеб или сухари с квасом и луком (или вариации). Проще говоря, к тому времени тюрки состояли разве что из угров и сарматских племен, разбавленных полумифическими ашинами.


В 545 году этот народ разгромил войска уйгуров, а в 551 году отомстил за выселение жужаням. В истории тех лет особенно отметился вождь Бумын, который еще при жизни провозгласил себя каганом. Это звание было принято только среди иудеев. Уже в 555 году все местные народы оказались под тюркской властью. «Верховная ставка» каганата была перенесена в верховья реки Орхон, где и обосновались практически и все хазары. Народ этот активно развивался и накапливал военную мощь.

Уже в середине шестого века нашей эры в зависимость от кагана попали почти все народы Северного Китая. Вскоре тюрки заключают военный союз с Византией, после чего они совместными силами начали войну с Ираном за контроль над Великим Шелковым путем. Уже в 571 году граница каганата проходила по Амударье. Всего через пять лет тюрки сумели взять Боспор (Керчь), а в 581 году оказался полностью блокированным Херсонес.


Возвратимся к хазарам. Они-то здесь при чем? Дело в том, что у историков есть немало доказательств того, что к тому времени в составе тюркского каганата уже имелся хазарский «филиал». Вот только кто и по какой причине дал завоеванному народу такие вольности? Тюрки уже точно не приветствовали такую демократию, да и логических обоснований для создания Хазарского каганата нет. Впрочем, есть одно мало-мальски внятное объяснение…

Дело в том, что до распада тюркского государства оставалось всего 100 лет. Нарастали внутренние проблемы, были трудности с удержанием границ. Быть может, подчиненный этнос настолько лояльно относился к тюркам, что те позволили им создать свое государство хазар в обмен на гарантии их преданности в дальнейшем.

Но и здесь полно противоречий. Дело в том, что современники отзывались о хазарах только как о кочевниках, которые могли быть грозной силой в момент набегов, но толкового взаимодействия между ними не было. На страницах практически всех трудов их современников мы видим, что образ жизни и занятия хазар были типичны для кочевников: скотоводство, постоянные набеги на врагов, внутренние распри.

Да, у них имелась столица, наличествовал каган. Но он был всего лишь «первым среди равных», да и сил приказывать представителям крупных родов у него попросту не было. Сомнительно, что тюрки могли заключить с ними столь важное соглашение. Все же хазары – народ довольно специфичный, как и все кочевники.


фото: Дань славян хазарам, миниатюра в Радзивиловской летописи, XV век

Как бы там ни было, но в VII-VIII веке нашей эры они уже смогли завоевать Киев и Крым. Многие историки утверждают, что в те времена славянские племена начали выплачивать им дань. Вот только сами хазары не имели ничего, что хоть как-то бы походило на сильное центральное государство хазар. Как они могли собирать эту самую дань, если у них в принципе не было более-менее развитой административной системы?

В конце концов, до уровня Золотой Орды им было очень и очень далеко. Скорее всего, под «данью» понимались те эпизоды, когда жители осажденных городов предпочитали откупиться от очередного набега кочевников. Да и сам образ жизни и занятия хазар не способствовали установлению серьезной власти над другими народами: каганат был чрезвычайно неоднороден, а потому правитель тратил больше времени на удержание этой рыхлой структуры в рамках хотя бы относительного порядка.

Во главе хазарского народа тогда стоял хакан и его «заместитель» бег. Столицей каганата был город хазар Валангиар (Астрахань), а потом Саркел (был полностью разрушен в 1300 году). Известно, что в те времена они вели активную торговлю с Индией. В 965 году войска хазар терпят поражение от войск князя Святослава. В 1016 году они были разбиты объединенными войсками русских и греков, которыми командовал Мстислав Тмутараканский.


Многие исторические источники сообщают, что в восьмом веке хазары приняли иудаизм. Но возвратимся к началу статьи. Видные израильские ученые сообщают, что процесс слияния евреев и хазар произошел только в 1005 году. Но как тогда Бумын принял иудаизм за 500 лет до этого? В связи с этим у историков возникает масса вопросов. Вот наиболее распространенные из них:


  • Кто же среди тюрок и хазар мог в те годы исповедовать иудаизм, если евреев там еще и близко не было?

  • Как вообще можно исповедовать иудаизм, но при этом не быть евреем? Все священные книги израильтян говорят о том, что такого быть не может!

  • Наконец, кто был миссионером иудаизма за 500 лет до прихода евреев?

К сожалению, на все эти вопросы пока нет внятных ответов. Скорее всего, здесь имеется какая-то путаница. Если это так, что ничего удивительного в этом нет: с тех времен осталось так мало внушающих полное доверие документов, что историкам приходится довольствоваться в основном летописями. А уж они-то точно не отражают всей сути происходившего, так как неоднократно переписывались в угоду правящим лицам.

Так что даже сейчас мы не можем с абсолютной уверенностью говорить, кем по происхождению являлись хазары, так как с их вероисповеданием все не так просто. Если они не исповедовали иудаизм, то евреев среди их предков не было.


фото: работорговля, хазария

В советских исторических монографиях можно встретить теорию, что хазарский каганат пал из-за банальной нехватки жизненного пространства, которое скрылось под водами разлившегося Каспия. Автор этого предположения - Л. Н. Гумилев. Он предположил, что в VII-VIII веке крупные поселения хазар из-за трансгрессии почв были попросту смыты. Впрочем, Гумилев всегда выдвигал весьма смелые гипотезы

Историки не израильского происхождения высказывают весьма любопытное предположение. Они считают, что распад каганата был вызван принятием иудаизма, которое произошло во времена правителя Обадии. Предположительно, что этот каган начал свою миссионерскую деятельность где-то на рубеже IX-X века. Упоминания о его деятельности можно встретить в «Житии Иоанна Готского».

Арабский ученый Масуди писал о том, что после принятия иудаизма каганом в его царство начали стекаться иудеи со всего мира. Евреи быстро заселили большие кварталы практически всех хазарских городов, причем особенно много их стало в Крыму, да и столица хазар (Валангиар) переживал настоящий «бум» миграции. Очень многие осели в Итиле. По утверждениям современников, «евреи взяли в осаду трон Обадии». Они свидетельствуют о том, что каган дал евреям много привилегий, позволил селиться в любых городах. Каган способствовал строительству синагог и духовных школ, тепло встречал иудейских мудрецов, щедро одаривая их деньгами.

Евреи были образованными, отлично разбирались в торговле… но их вера оказалась губительной для каганата. Мы уже говорили о том, что хазарское государство и без того не отличалось особенно развитым административным устройством. Принятие же верховной знатью иудаизма отвратило от них большую часть подданных, которые и без того относились к верховной власти без всякого пиетета. Для большинства хазар ключевым было мнение старейшин, а они не питали особенной любви к иудеям.

Началась борьба за власть в каганате. Возникла междоусобица, часть хазар объединилась с турками и венграми, которые жили на печенежской земле. Они заключали взаимовыгодные военные и политические союзы. Современники прозвали их «кабарами». Об этом, в частности, нередко писал Константин Порфирородный.


Неудивительно, что в пламени гражданской войны сгорел как сам Обадия, так и оба его наследника: Езекия и Манассия. Власть над обескровленным государством взял в свои руки Ханукка, приходившийся родным братом Обадии. К тому времени Крым, в котором проживало много «провинциалов», осуждавших сближение с Иудеей, перешел под протекторат Византии. В это время на земли хазар уже наступали орды печенегов, которым политические и религиозные распри были абсолютно неинтересны.

Вы должны понимать, что без знания всех этих перипетий вы не сможете понять, кем по происхождению являлись хазары. В последние годы существования каганата его этнический состав стал удивительно пестрым. Если вы внимательно читали статью, то и сами наверняка поняли, что хазары никогда не были особенно цельным этносом. Превалирующие народы и религии сменялись в каганате с невероятной скоростью.


Чтобы вы окончательно в этом убедились, приведем примеры из жизни позднего каганата. Итак, в 730 году каган Булан принимает иудаизм. В 737 году, всего через семь лет, хазары уже исповедовали ислам. С 740 по 775 год они становятся истовыми христианами под патронажем византийского императора Константина Копронима. С 786 по 809 год – снова ислам. На этот раз с благословения багдадского халифа Харун-ар-Рашида. С 799 по 809 годы известный нам каган Обадия вновь активно продвигает «иудаизм в массы».

Этнографы считают, что менее чем за 100 лет хазары настолько ассимилировались с народностями, исповедовавшими христианство и ислам, что от их первоначального этноса практически ничего не осталось. Окончательный же разгром хазарского каганата (точнее, его самоуничтожение) еще раз убедительно доказал, что для формирования действительно мощного государства нужна крепкая центральная власть, которая, ко всему прочему, умеет учитывать желания всех своих подданных.

фото: Святослав, разрушитель Хазар (Лебедев, Клавдий Васильевич).

Всего лишь через год после последнего принятия иудаизма началась медленная агония государства: с 810 по 820 годы его терзали восстания уже известных нам кабаров; с 822 по 836 годы происходили постоянные вторжение венгров. С 829 по 842 год правил византийский император Феофил, который внес в уклад хазарского каганата окончательный разлад. В 965 году Святослав громит хазарские войска, после чего каган Булан III уже в третий раз провозглашает государственной религией иудаизм. Как же произошел полный разгром хазарского каганата?

К концу десятого века вся эта этническая и религиозная чехарда закончилась тем, что хазары окончательно были ассимилированы с мусульманами. Таким образом, бывшие тюркские племена, которые смогли создать довольно значимое государственное образование, полностью утратили свою самостоятельность и собственные земли.


Все вышеизложенное свидетельствует о том, что Хазария вполне могла существовать в реальности. Кроме того, каганат и в самом деле мог быть исторической родиной евреев. Теологи же считают, что истоками иудаизма (равно как и христианства с исламом) в этом случае был шаманизм, широко распространенный у кочевых племен. Это, к слову говоря, очень сильно отражено и в христианстве: мы не знаем имени Бога, но предполагаем, что он есть Все, и Благодать его повсюду. Таким образом, тюркские племена сыграли чрезвычайно важную роль в развитии современной цивилизации, ибо они дали человечеству монотеизм.

Народ, некогда обитавший в нынешней Южной России. Происхождение их с точностью неизвестно. Константин Багрянородный считает их тюрками и переводит хазарское название города Саркела - белая гостиница. Байер и Лерберг тоже принимают их за тюрков, но слово Саркел переводят разно: первый - белый город, второй - желтый город. Автор статьи, помещенной в "Beytr ä ge zur Kenntniss Russlands" (I, 410), признает их за венгров; Френ относит их к финскому племени; Клапрот и Будыгин считают их вогулами, арабский писатель Ибн-ель-Ефир - грузинами, географ Шемеуд-дин-Димешки - армянами и т. д. Существует интересное письмо еврея Хисдаи (см. ст. Евреи), казнодара одного арабского государя в Испании, к хозарскому кагану и ответ кагана: каган считает X. потомками Форгомы, от которого ведут свое происхождение грузины и армяне. Подлинность этого письма, впрочем, сомнительна. Достоверные сведения о хазарах начинаются не раньше II-го века по Р. Х., когда они занимали земли к северу от Кавказских гор. Тогда у них начинается борьба с Арменией, большей частью победоносная, и тянется до IV в. С нашествием гуннов хазары скрываются из глаз истории до VI в. В это время они занимают большое пространство: на востоке граничат с кочевыми племенами тюркского племени, на севере - с финнами, на западе - с болгарами; на юге владения их доходят до Аракса. Освободившись от гуннов, хазары начинают усиливаться и угрожать соседним народам: в VI в. царь персидский Кабад устроил на севере Ширвана большой вал, а сын его Хозрой построил стену для ограждения от X. В VII в. хазары заняли территорию болгар, воспользовавшись раздорами среди них после смерти царя Кровата. С этого века начинаются сношения X. с Византией. Xазарские племена представляли большую опасность для последней: Византии приходилось давать им подарки и даже родниться с ними, против чего ополчается Константин Багрянородный, советуя бороться с хазарами при помощи других варваров - аланов и гузов. Императору Гераклию удалось привлечь на свою сторону хазар в борьбе его с Персами. Нестор называет хазаров уграми белыми. У хазарских племён на Таврическом полуострове, в бывших владениях болгар, нашел убежище Юстиниан II, женившийся на сестре хазарского кагана. В 638 г. халиф Омар завоевал Персию и разгромил соседние земли. Попытка Х. противодействовать завоевательному движению арабов кончилась неудачно: столица их Селиндер была взята; только поражение арабов на берегах реки Боланджира спасло страну хазар от полного опустошения. В VIII в. Х. вели 80-летнюю войну с халифатом, но должны были (хотя и позже встречаются их нападения на земли халифата) просить у арабов в 737 г. мира, который и был дан им под условием принятия ислама. Неудачные войны на юге вознаграждались до некоторой степени успехами на севере: около 894 г. хазары в союзе с гузами разгромили печенегов и венгров, живших на севере от Таврического полуострова; еще раньше они подчинили себе приднепровских славян и брали с них "по беле от дыма".

Таким образом в IX в. их владения простирались от северной части Кавказа до земель северян и радимичей, т. е. до берегов рек Десны, Сейма, Сулы и Сожа. В Χ в. их владения еще расширились, но близка уже была гибель. Русское государство крепло и собирало воедино разрозненные славянские племена. Уже Олег столкнулся с Хазарским каганатом, подчинив себе некоторых хазарских данников. В 966 (или 969) г. Святослав Игоревич двинулся в Хозарию и в решительной битве одержал полную победу. Хазария пала. Остаток народа хозарского некоторое время еще держался между Каспийским морем и Кавказскими горами, но затем смешался с соседями. В русских летописях последнее указание на хозар сохранилось под 1079 г., но имя хозарянин встречается в XIV и даже XV в. при перечислении разных слуг московских князей. Хазары, подобно болгарам, были народ полуоседлый. Зимою, по описанию Ибн-Даста, они жили в городах, а с наступлением весны переселялись в степи. Главным городом их после разгрома Селиндера был Итиль, стоявший близ того места, где теперь Астрахань. Население Хозарии было разноплеменное и разноверное. Сам глава государства - каган - принял в XVIII в., по словам Фоцлана и Массуди, иудейство вместе с своим наместником и "порфирородными" - боярами; остальная масса населения исповедовала частью иудейство, частью ислам, частью христианство; были и язычники. Существует предание (см. "Acta Sanctorum", II, 12-15), принимаемое Бестужевым-Рюминым, что X. просили у императора Михаила проповедника и что последний послал туда св. Кирилла. Очень оригинальный характер носили у хазар правление и суд. Арабские писатели Х-го в. рассказывают, что хотя главная власть принадлежала кагану, но управлял не он, а его наместник пех (бег?); каган, по всей вероятности, имел только религиозное значение. Когда новый наместник являлся к кагану, последний накидывал ему на шею шелковую петлю и спрашивал полузадохшегося "пеха", сколько лет он думает править. Если он к назначенному им сроку не умирал, то его умерщвляли. Каган жил совершенно замкнуто в своем дворце, с 25 женами и 60 наложницами, окруженный двором из "порфирородных" и значительной стражей. Народу он показывался раз в 4 месяца. Доступ к нему был открыт "пеху" и некоторым другим сановникам. После смерти кагана старались скрыть место его погребения. Войско хазар было многочисленно и состояло из постоянного отряда и ополчения. Начальствовал над ним "пех". Для суда у хазар было 9 (по Ибн-Фоцлану) или 7 (по Гаукалу и Массуди) мужей: двое судили по иудейскому закону, двое - по магометанскому, двое - по Евангелию, один назначен был для славян, русов и др. язычников. Торговля в Хазарском каганате была транзитная: они получали товары из Руси и Болгарии и отправляли их по Каспийскому морю; дорогие товары шли к ним из Греции, с южных берегов Каспийского моря и Кавказа. Складочным местом для товаров был Хазеран - одна из частей Итиля. Государственные доходы составлялись из проезжей пошлины, десятины с товаров, привозимых сухим и водным путями, и податей, отправлявшихся натурою. Монеты собственной у хазар не было.

Литература. Френ, "Veteres memoriae Chazarorum" ("Mem. de l"Acad. Sciences", VIII, 1822); Thunmann, "Unters. über die Geschichte der östl. Europ. Vö lker" (перев. Погодина, "Вестн. Европы", 1823); Эверс, "Krit. Vorarbeiten" (перев. Погодина, "Сев. арх.", 1838); Хвольсон, "Известия о хозарах, буртасах, мадьярах, славянах и руссах - Ибн-Даста" (СПб., 1869); Сум, "Ист. раз. о хазарах" ("Чтен. в "Общ. ист.", год 2, кн. 3); В. В. Григорьев, " Обзор полит. Истории Хазарии" ("Сын Отеч." и "Сев. архив", 1835, 17); "Об образе правления у Х." ("Ж. М. Н. Пр.", 3 кн.); Д. Языков, "Опыт в истории Xазарии" ("Труды Рос. акад.", I); Б. А. Дорн, "Известия о Xазарии вост. ист. Табори" ("Ж. М. Н. Пр.", 1844, кн. 7); "Исторический сборник" Валуева и "Чтения в Общ. ист.", год 2, 6 (письмо Хисдаи и ответ кагана в переводах К. Коссовича и Гартенштейна). Более подробные указания см. у Д. Языкова.

Чувства