История рыцарских доспехов. Русские доспехи и оружие средневековья

В старые добрые времена, которые, как известно, были весьма нелегкими, одежда была вопросом жизни и смерти: простая, непрочная ткань была делом обычным, кожа считалась редкостью, а для состоятельных джентльменов важную роль играли только доспехи ...

Армет Генри VIII, известный как "Панцирь с рогами". Инсбрук, Aвстрия, 1511 год


Существует несколько версий относительно появления первых доспехов. Некоторые полагают, что все началось с мантий, сделанных из кованого металла. Другие уверены, что защита из древесины тоже должна считаться, в этом случае нам нужно вспомнить о поистине далеких предках с камнями и палками. Но большинство думают, что доспехи пришли из тех трудных времен, когда мужчины были рыцарями, а женщины томились в их ожидании.

Еще один странный панцирь-маска, из Аугсбурга, Германия, 1515 год.


Разнообразию форм и стилей средневековых панцирей следовало бы посвятить отдельную статью:


Или доспехи, или ничего


Первые доспехи были очень простыми: грубо обработанные металлические пластинки, предназначенные для защиты рыцаря, находящегося внутри них, от копий и мечей. Но постепенно оружие становилось все более усложненным, и кузнецам приходилось это учитывать и делать доспехи все более прочными, легкими и гибкими, до тех пор, пока они не станут обладать максимальной степенью защиты.


Одной из самых блестящих инноваций было усовершенствование кольчуги. По слухам, впервые ее создали кельты много веков назад. Это был долгий процесс, который занял очень много времени, пока за него не взялись оружейники, которые вывели эту идею на новые высоты. Данная идея не совсем логична: вместо того, чтобы изготавливать доспехи из крепких пластин и очень надежного металла, почему бы не сделать их из нескольких тысяч тщательно соединенных колец? Получилось замечательно: легкая и прочная, кольчуга позволяла своему обладателю быть подвижным и зачастую являлась ключевым фактором того, как он покинет поле битвы: на лошади или на носилках. Когда доспехи из пластин были добавлены к кольчуге - результат оказался сногсшибательным: появились доспехи эпохи Средних Веков.


Средневековая гонка вооружений


Сейчас это трудно представить, что долгое время рыцарь на лошади был поистине страшным оружием той эпохи: прибывая на место битвы на военной лошади, часто также одетой в доспехи, он был столь же ужасен, сколь и непобедим. Ничего не могло помешать таким рыцарям, когда они, с мечом и копьем, могли легко напасть практически на любого.


Вот воображаемый рыцарь, напоминающий о геройских и победных временах (нарисован восхитительным иллюстратором Джоном Хоувом):


Причудливые монстры


Сражение становилось все более и более "ритуальным", что привело к рыцарским турнирам, которые мы все знаем и любим по фильмам и книгам. Доспехи стали менее полезны на практике и постепенно стали в больше степени лишь показателями высокого социального уровня и благосостояния. Только богачи или дворяне могли позволить себе доспехи, однако только поистине богатый или очень зажиточный барон, герцог, принц или король могли позволить себе фантастические доспехи высшего качества.


Становились ли они от этого особо прекрасными? Через некоторое время доспехи стали выглядеть скорее как одежда для ужина, нежели снаряжение для битвы: безукоризненная металлическая работа, драгоценные металлы, вычурные гербы и регалии... Все это хоть и выглядели потрясающе, но было бесполезно во время сражения.

Только взгляните на доспехи, принадлежащие Генриху VIII: разве они не шедевр искусства того времени? Доспехи были разработаны и изготовлены, как и большинство всех доспехов того времени, по размеру обладателя. В случае с Генрихом, однако, его костюм выглядел скорее благородно, нежели устрашающе. А кто может вспомнить королевские доспехи? Глядя на комплект таких доспехов, возникает вопрос: они придуманы, чтобы сражаться или чтобы похвастаться? Но, честно говоря, мы не можем винить Генриха за его выбор: его доспехи в действительности никогда и не разрабатывались для войны.


Англия выдвигает идеи


Не вызывает сомнений то, что костюм с доспехами был ужасающим оружием тех дней. Но любые дни заканчиваются, и в случае с классическими доспехами, их конец был просто ужаснее некуда.

1415 год, северная Франция: с одной стороны - французы; с другой - англичане. Хотя их количество - вопрос спорный, в общем, полагают, что французы превзошли в численности англичан в соотношении примерно 10 к 1. Для англичан, при Генрихе (5-м, праотце вышеупомянутого 8-го), это вовсе не было приятным. Вероятнее всего, они, используя военный термин, будут "перебиты". Но затем произошло то, что не только определило исход войны, но также изменило Европу навсегда, так же как обрекло гибель доспехов как основного оружия.



Французы не знали, что их поразило. Ну, на самом деле, они знали, и это превратило их поражение в еще более страшное: ведь это были они, "сливки" снаряжения французской пехоты, идущей к очевидной победе, их кольчуги и пластины, сверкающие на солнце, их чудовищные металлические доспехи и самая лучшая в мире защита...

На них начали падать стрелы, выпущенные из секретного оружия Генриха: английского (если быть точным, уэльского) большого лука. Несколько залпов - и французы были разбиты врагом, к которому не смогли даже приблизиться, их драгоценные доспехи оказались подушками для булавок, а армия - втоптанной в грязную землю.



Одежда многое говорит о человеке. И в течение очень долгого времени доспехи были самым универсальным, пригодным на практически все случаи жизни одеянием того времени. Но времена меняются. В нашем случае этому сильно помогли несколько людей с небольшим количеством луков и стрел.


Доспехи Первой мировой войны

Доспехи Брюстера, 1917-1918 год:

Около 1420 года пластинчатые латы можно рассматривать как полностью сформировавшиеся, все их последующие изменения являются только частичными усовершенствованиями или причудами моды, которые постепенно оказывали решительное влияние на вооружение. Изменения в форме лат оказываются порой очень рациональными, но часто, уже спустя несколько лет, создают новые разновидности; при этом замечается национальное своеобразие, очень затрудняющее обзор сущности формы.

Готический доспех

Такие доспехи изготавливались в течение всего XV века и достигли своего пика в 1480х годах, когда они считались лучшими в Европе. Их внешний вид нёс в себе черты Готической архитектуры и Готического искусства. Доспехи имели много заострённых форм и изящных линий, кроме того, как правило, данный тип доспеха имел гофрирование и рифление - так называемые рёбра жёсткости, которые повышали прочность доспеха.

В дополнение к стальным пластинам эти доспехи включали кольчужные элементы, крепившиеся к поддоспешнику, для защиты тела на внутренней части суставов и промежности.
Иногда данный тип доспеха называют германской готикой, а современный ему миланский доспех - итальянской готикой, на основании того, что за пределами Германии и Италии порой смешивали итальянские и германские части доспехов (особенно часто так делали в Англии), получая доспех, имеющий смешанные черты.

Иногда данный тип доспеха называют германской готикой, а современный ему миланский доспех - итальянской готикой, на основании того, что за пределами Германии и Италии порой смешивали итальянские и германские части доспехов (особенно часто так делали в Англии), получая доспех, имеющий смешанные черты. Аргументом против такого использования терминологии является то, что миланский доспех существовал (с небольшими конструктивными изменениями) и до, и после готического доспеха (готический доспех существовал с середины XV века, и в первые годы XVI века - до появления максимилиановского доспеха, а миланский доспех с конца XIV века и продолжал носиться в начале XVI века).
По стилю готический доспех делится на высокую и низкую готику, а также на позднюю и раннюю. Некоторые ошибочно полагают, что для готического доспеха характерно отсутствие набедренных щитков (tassets), но на самом деле это особенность наиболее известных образцов - существуют менее известные образцы готических доспехов, у которых щитки не утеряны.
Обычно считают, что для высокой готики обязательно обильное рифление, но встречаются образцы высокой готики, имеющие характерный силуэт высокой готики, но не имеющие рифления (в частности такие встречаются как среди выкованных Пруннером, так и среди выкованных Хельмшмидтом, которые были в то время одними из известнейших кузнецов-доспешников).
Поздняя готика и высокая готика - не одно и то же, дешёвые образцы поздней готики порой имеют признаки низкой готики.

Миланский доспех

Итальянский доспех конца XIV - начала XVI века. Это доспех, закрывающий практически всю поверхность тела крупными округлыми гладкими стальными пластинами. Основной отличительной чертой доспехов этого стиля является округлая кираса, передняя и задняя часть которой состоят из двух крупных сегментов; а также широкие наплечники с крупными бортами для отражения копья. Причем левый наплечник особенно массивный и защита предплечья и плеча представляют одну деталь и использование для защиты кистей латных рукавиц (в немецких доспехах применялись преимущественно латные перчатки).

Ниже представлен, ставший хрестоматийным комплект миланской брони, принадлежавший члену семьи фон Матч (Matsch), владельцев замка Хурбург (Schloss Churburg), датированный где-то 1455 годом. Ныне экспонируется Художественном музее-галерее в Глазго.
Этот комплект брони была почти наверняка принадлежащие члену семьи Матш (Matsch) замка Хкрбург в итальянском Тироле, который в средние века был территорией Германии (ныне Австрия). Возрастом этих лат более пяти веков. Еще более впечатляющим является тот факт, что этот комплект доспехов очень близок к оригиналу. Но если правая латная рукавица является подлинной, то левая современного производства. Шлем барбют (Barbuta), по времени производства соответствует остальной части комплекта доспеха, но ему не принадлежит. Но этот шлем прекрасен сам по себе, сохранилась также его ​​оригинальная мягкой подкладка. Кольчуга тоже, скорее всего, относится к доспеху лишь по периоду, потому что в это время редко носили полную кольчужную рубашку под латами. Ограничиваясь лоскутками кольчуги, прошнурованными к поддоспешной куртке.
Некоторые детали также отсутствует. В частности, четыре кожаных ремешка предназначены для свисающих с латной обки пластин налядвеников, для защиты уязвимых мест между юбкой и набедренниками. Кроме того, отломан крюк для фиксации копья. Есть вмятины на латной юбке, наверное от копья или арбалетного болта. Вес доспеха (без новодельной рукавицы и кольчуги) - 25,85 кг.

Максимилиановский доспех

Германский доспех первой трети XVI века (или 1505-1525, если считать обязательным характерное рифление), названный так по имени императора Максимилиана I.

Доспех характеризуется наличием шлема типа армет и закрытым шлемом с гофрированным забралом, мелким веерообразным и параллельным рифлением, часто покрывающим большую часть доспеха (но никогда поножи), гравировкой, сильно выпуклой кирасой.
Характерной особенностью являются сабатоны (латная обувь) «Медвежьи Лапы», соответствующие модной в то время обуви с очень широкими носами, от которой пошло выражение «жить на широкую ногу». Позднее после выхода из моды эти сабатоны и обувь были прозваны «Утиными Лапами».

Сам доспех была разработан для подражания плиссированной одежде, которая была модной в Европе в то время. Создание доспехов, не только обеспечивающих максимальный уровень защиты, но и визуально привлекательных, было тенденцией в Европе в XV-XVI веках. Она объединила итальянский округлый стиль доспехов с немецким рифленым стилем. Максимилиановский доспех действительно несколько схож с итальянскими доспехами в стиле итал. alla tedesca (аля германский), но создан в Германии/Австрии под впечатлением итальянских доспехов, славившихся своей надёжностью и защитой (взамен пожертвованной свободы движений). При внешних очертаниях, делающих его похожим на миланский доспех (с поправкой на отличающийся изгиб кирасы), имеет конструктивные особенности, унаследованные от германского готического доспеха. Обилие рёбер жёсткости (изготовленных методом чеканки), давало более прочную конструкцию, что позволило уменьшить толщину металла, и существенно снизить вес!

При этом доспех, в отличие от готического, подобно миланскому, делался не из мелких, а из крупных пластин, что связано с распространением огнестрельного оружия, из-за чего пришлось жертвовать знаменитой гибкостью и свободой движений готического доспеха ради способности выдержать пулю, выпущенную с дистанции. Благодаря чему рыцаря в таком доспехе из тогдашнего ручного огнестрельного оружия можно было гарантированно поразить только стреляя в упор, при том, что нужны очень крепкие нервы, для того чтобы не выстрелить преждевременно в атакующего рыцаря на бронированном коне, который может затоптать и не прибегая к оружию. Также играла роль низкая точность тогдашнего огнестрельного оружия, и то, что стреляло оно с небольшой и, главное, практически непредсказуемой задержкой (порох на затравочной полке загорается и сгорает не мгновенно), отчего выцеливать уязвимые места у движущегося всадника было нереально.
Помимо создания рёбер жёсткости путём гофрирования в максимилиановских доспехах широко применялся ещё один способ создания рёбер жёсткости. Края пластин выгибались наружу и заворачивались в трубочки (по краям доспехов), которым в свою очередь, путём дополнительного гофрирования придавали форму в виде верёвочек, в результате чего пластины получали по краям очень прочные рёбра жёсткости. Интересно, что у итальянских итал. alla tedesca (а ля германский) края крупных пластин тоже выгибались наружу, но не всегда заворачивались. В готических же доспехах вместо выгибания края пластин гофрировались и могли иметь наклёпанную позолоченную окантовку в качестве украшения.

Характерной особенностью максимилиановских доспехов считаются латные рукавицы, способные выдержать удар мечом по пальцам, но с распространением колесцовых пистолетов появились максимилианы с латными перчатками, позволяющими стрелять из пистолетов. При этом латные рукавицы хоть и состояли из крупных пластин, но всё же эти пластины были несколько меньше чем в миланском доспехе, а их число больше, что обеспечивало немного большую гибкость при примерно равной надёжности. Кроме того, защита большого пальца соответствовала по конструкции защите большого пальца у готического доспеха и крепилась на специальном сложном шарнире, обеспечивающем большую подвижность большого пальца.

Парадный доспех

В Средневековой Европе до XV века в качестве парадных доспехов использовали боевые, дополнительно украшенные геральдикой: нашлемными фигурами (из папье-маше, пергамента, ткани, кожи, дерева), наплечными щитками, и гербами на сюрко, намете, конской попоне и бригантине. Некоторые надевали поверх шлема или кольчужного капюшона настоящую корону. Кроме того, кольчуги украшались вплетёнными медными кольцами, отполированными до золотого блеска. Шлемы иногда расписывали раствором золота в ртути, после испарения которой на шлеме оставался золотой рисунок. Дополнительно носился обильно украшенный рыцарский пояс из золотых или позолоченных бляшек (фактически перевязь меча в виде широкого пояса), а в XIV веке появились цепи (для подвешивания оружия и шлема), которые также могли украшаться.
В XV веке, в связи с повсеместным распространением лат, появились отдельно изготовленные парадные доспехи на основе боевых, отличающиеся от них прежде всего тем, что были расписаны золотом. При этом в Германии дорогие доспехи, даже не являвшиеся парадными, имели обильное гофрирование, а латная обувь снабжалась отстёгиваемыми вычурно длинными носами.

А в Италии имели хождение обильно украшенные парадные шлемы с открытым лицом.
В XV-XVI веках некоторые парадные латы обтягивали нарядной тканью украшеной геральдикой и прибитой к металлу фигурными заклёпками. Причём, у некоторых из таких доспехов металлическую основу, скрытую под тканью, для облегечения веса обильно перфорировали, так что такой облегчённый доспех был непригоден для боя, хотя и мог использоваться для турнирных поединков на булавах. Что примечательно, металлические кирасы обтянутые тканью, фактически появились ещё в конце XIV века, являясь тогда разновидностью крупнопластиначтых бригантин (корацин), переходных к от брингатин к латам. В конце XV - начале XVI века, как влияние Эпохи Возрождения, появились парадные доспехи в античном стиле, созданные в подражание римским и древнегреческим доспехам. К тому же итальянцам, любившим доспехи в стиле итал. alia romana (то есть римский), не нужно было далеко ехать, чтобы увидеть, какие доспехи носили римляне.

В том же XVI веке некоторые доспехи расписывали эмалью, рисуя на них настоящие картины в стиле современных им картин Эпохи Возрождения. Естественно, при ударе по доспеху эмаль не выдерживала и рассыпалась, от чего эти доспехи, хоть и держали удар оружия, были предназначены для парада, а не для боя. Тогда же, в дополнение к росписи золотом, получили распространение доспехи, покрытые чеканкой и гравировкой, а также аппликациями из золотых и серебряных пластин.

Костюмный доспех

Пик моды на подобные доспехи пришёлся на первую четверть XVI века - расцвет эпохи Возрождения, восход ландскнехтов и кирасиров и начало заката рыцарства. Именно последние рыцари, овеянные духом Эпохи Возрождения, были обладателями таких доспехов; именно безумная дороговизна таких доспехов привела к тому, что многие дворяне вместо того, чтобы по традиции пройти посвящение в рыцари в 21 год, предпочитали оставаться сквайрами и служить не в качестве рыцарей, а в качестве кирасиров, жандармов, рейтаров, гусар и т. п., и даже идти офицерами в пехоту, что всего лишь сотню лет назад было немыслимо для многих дворян.

Обладание подобным крайне дорогим доспехом было вопросом престижа для рыцаря, ибо каждый рыцарь, прибывая на турнир или иное торжественное мероприятие, старался впечатлить окружающих. И если в прежние века - во времена кольчуг и бригантин - это обходилось в приемлемую сумму (для этого просто украшали шлемы раскрашенными гербовыми фигурами из папье-маше, дерева или пергамента, а поверх доспеха надевали нарядное сюрко, покрыв также и коня нарядным покрывалом), то в XVI веке попытка впечатлить окружающих была разорительна. К тому же в прежние времена турнирный доспех использовали и в бою, а в XVI веке уже мало кто надевал турнирный доспех в сражение.

Существовали и специальные доспешные гарнитуры, в которых к обычному доспеху прилагались дополнительные части, превращавшие его в турнирный, но такие гарнитуры тоже стоили очень дорого, а выглядели хуже костюмных доспехов. При этом не все костюмные доспехи были пригодны для турниров. Так, очень модные и престижные доспехи, стилизованные под античность, например в стиле итал. alia romana (а ля римский), из-за недостаточной защиты были непригодны для турниров, и при том, что такой доспех стоил намного дороже боевого. Владелец подобного доспеха, хоть и щеголял в нём на турнире, но для поединка всё же надевал другой доспех. Не каждый участник турнира мог позволить себе иметь помимо турнирного доспеха ещё и доспех «под античность», пригодный лишь для парада. Другие типы костюмных доспехов, например в стиле «de fajas espesas», были пригодны и для турнирных боёв, так как обеспечивали хорошую защиту, в связи с чем большой популярностью пользовались доспехи, имеющие вид одежды XVI века. Цена таких доспехов определялась не только обилием украшений из золота и качеством, но и сложностью изготовления: поскольку одежда той эпохи часто имела вычурные элементы (например, огромные пышные рукава), выковать такой доспех мог не всякий кузнец - так что наиболее впечатляющие доспехи были также и самыми дорогими.

Турнирный доспех

Доспех для турнирных поединков. Мог, но не обязательно, одновременно являться парадным доспехом. Классические турнирные доспехи (конца XV и всего XVI веков) в связи со слишком узкой специализацией были непригодны для настоящего боя. Так классический доспех для пешего боя не был пригоден для конного боя, а доспех для копейной сшибки не годился не только для пешего боя, но и для того чтобы рубиться на коне. Кроме узкоспециализированных доспехов, существовали также и доспешные гарнитуры, представлявшие собой настоящий конструктор из латных частей. Из него можно было собрать любой турнирный или боевой доспех, и даже парадный доспех.
Начиная с возникновения турниров, в качестве турнирного и парадного доспехов было принято использовать обычный доспех, отличие было лишь в том, что для турнира надевали дополнительную кольчугу, не считая нарядного плаща.

В XIV веке, с распространением забрал для бацинетов, горшковый шлем постепенно перестали носить в бою, продолжая носить в турнирах, и к концу XIV века он превратился в чисто турнирный шлем. С распространением лат, горшковый шлем превратился в так называемую «Жабью голову», привинчиваемую к кирасе.

Появление «Жабьей головы» привело к тому, что если раньше, при конной сшибке, наклоняли голову прижимая подбородок к груди, то в жабьей голове, привинченной к кирасе - выпрямлялись, чтобы копьё даже случайно не попало в зрительную щель. В шлеме, не привинченном к кирасе попадание копьём в голову на полном скаку было чревато риском свернуть шею.

Доспех для конного копейного поединка (штехцойг) весил до 85 кг. Он закрывал только голову и торс всадника, но имел толшину более сантиметра. Облачали в него рыцаря, посадив на поднятое над землей бревно или специальное «подъёмное» устройство, так как с земли он на коня сесть не мог. Турнирное копьё было очень тяжёлым и имело у рукояти мощный стальной круг для защиты руки и правой стороны груди. Для его удерживания и направления в цель использовалась система крюков и захватов. Конь для турнира также обряжался в особый доспех с толстой мягкой подкладкой. Рыцарь сидел в огромном седле, задняя лука которого подпиралась стальными стержнями, а передняя оковывалась сталью и была настолько широкой и простёртой вниз, что надежно защищала живот, бедра и ноги. Все облачение всадника и лошади покрывалось богатейшими геральдическими мантиями, накидками, попонами, на шлемах крепились геральдические фигуры, копья украшались флажками, лентами или шарфом.
Так как удар копья по правилам шёл под углом вверх-вперёд, то по ногам можно было попасть либо намеренно, либо при несчастном случае. Поэтому ради облегчения веса ноги либо вовсе не защищали, либо их защиту ограничивали набедренными щитками, вместо которых иногда присутствовали набедренники пристёгнутые к кирасе или латной юбке.

Доспех для пешего турнира

Изначально отличался очень длинной латной юбкой колокольчиком, для надёжной защиты половых органов. Но позднее, с развитием доспешного искусства, появились варианты, дававшие надёжную защиту и без длинной латной юбки. Другой характерной особенностью был шлем с опорой на плечи, в котором импульс удара по шлему во избежание сотрясений передавался не голове, а плечам.

При этом для поединков с тупым оружием вроде булавы (т.е. при отсутствии опасности, что остриё оружия случайно попадёт в глаз), вместо забрала использовалась крупная решётка из толстых прутьев, дававшая хороший обзор.

Для защиты пальцев на руках как правило использовались латные рукавицы, хорошо держащие удар по пальцам. Что любопытно, шлем сидящий на плечах, рукавицы и длинная латная юбка делали данный доспех похожим общими очертаниями на кастен-бруст.

Гринвичский доспех

Доспехи XVI века, производившиеся в Гринвиче в Англии, завезёнными туда германскими оружейниками.
Гринвичские мастерские были основаны Генрихом VIII в 1525 году, имели полное название англ. «The Royal „Almain“ Armouries» (буквально - «Королевские „Германские“ Арсеналы», фр. Almain - французское название Германии). Поскольку мастерские были созданы для изготовления именно "германских" доспехов, то производство возглавлялось германскими оружейниками. Первым англичанином, возглавившим производство, стал Уильям Пикеринг (William Pickering) в 1607 году.

Хотя доспехи и должны были, по мысли Генриха VIII, воспроизводить германские, они, тем не менее, несли в себе как германские, так и итальянские черты, в связи с чем Гринвичские Доспехи, хоть и изготовлялись германскими мастерами (при участии английских подмастерьев), выделяются исследователями в отдельный «английский» стиль.
Схема заимствований из различных стилей в Гринвичских Доспехах выглядит следующим образом:
Кираса (включая как форму, так и конструкцию) - в итальянском стиле.
Шлем (примерно до 1610 года) - в германском стиле с «бургундским» горже.
Набедренные щитки и набедренники - в южно-германском и Нюрнбергском стиле.
Защита плеч - в итальянском стиле.
Исполнение других деталей - в Аугсбургском стиле.

Ландскнехтский доспех

Неполный доспех, носившийся ландскнехтами, комплектация и цена доспеха зависела от звания и жалования ландскнехта. Типичный доспех ландскнехта состоял из кирасы с ожерельем и набедренниками, представлявшими собой единственную защиту для ног. Часто составной частью доспехов являлись латные наручи упрощённой конструкции. К ожерелью прикреплялись наплечники, доходившие до локтя. Голову ландскнехта защищал шлем бургиньот.

Рейтарский доспех

Имел ту же конструкцию, что и дешёвые кирасирские и дорогие ландскнехтские доспехи. В XVI веке уже не было особой конструкции доспехов «для ландснехтов», «для кирасиров», «для рейтаров» и так далее. Существовал лишь полный рыцарский доспех, носившийся в то время фактически лишь высшей аристократией и жандармами французского короля, и неполный доспех, носившийся всеми прочими, включая и рейтар. Доспехи и оружие покупались за свой счёт, и потому разница между ландскнехтскими и кирасирскими доспехами проистекала из того, кто какой доспех мог себе позволить. Обычный ландскнехт часто ограничивался открытым шлемом, кирасой с наплечниками и набедренниками. Кирасир, как правило, являвшийся дворянином, мог себе купить закрытый шлем с забралом (армэ либо тяжёлый бургиньот), кирасу, полную защиту рук, длинные набедренники с наколенниками и пару крепких хороших сапог, усиленных стальными пластинами - что и составляло отличие между типичными ландскнехтским или рейтарскими доспехами.

Сходство между ландскнехтским и кирасирским доспехами появлялось, если дворянин был обедневший, а ландскнехт на «двойном» жаловании. Рейтар же в этом отношении был гораздо обеспеченней пехотинца, но так как его основное оружие - колесцовые пистолеты, стоили очень дорого (для сравнения: в пехоте пистолеты были по карману лишь офицерам), то приходилось экономить на доспехах, так как, в отличие от кирасиров, для рейтара было предпочтительней иметь хорошие дорогие пистолеты и недорогой доспех, чем наоборот.
Типичный рейтарский доспех состоял из кирасы с сегментными набедренниками (обычно до колен), латной защиты рук, латного ожерелья и шлема. Латная защита рук в зависимости от кошелька могла быть полной, а могла ограничиваться сегментными наплечниками до локтей и латными перчатками, тоже до локтей. Компромиссный вариант состоял из тех же наплечников до локтей и латных перчаток, дополненных налокотниками. Помимо налокотников, могли иметься и наколенники, которые в случае наличия обычно пристёвались к набедренникам. Что касается шлема, то поначалу был популярен бургиньот с козырьком и нащёчниками, носивший название «штурмового шлема» (нем. Sturmhaube). Обычно лицо было открыто, но при желании, если позволяли средства, можно было купить вариант со складным наподбородником, закрывавшим лицо подобно забралу, но не сверху вниз, а снизу вверх.

Сугубо кирасирский вариант шлема - армэ, не пользовался у рейтар заметной популярностью. Впоследствии (нем. Sturmhaube) уступил у рейтаров, а также аркебузиров, место мориону, а затем и шишаку (капелине), как более удобному для стрельбы. Поскольку рейтар сидел в седле, и, как правило, в бою не спешивался, то пах был хорошо прикрыт седлом и лошадью, от чего гульфик был практически не нужен. Хотя при большом желании носить его в парадных целях, а гульфику в целях подчеркнуть мужественность его обладателя часто придавали гротескно большую форму, он мог быть дополнительно закуплен.
Что касается чёрного цвета доспехов, то этот цвет встречался не только у «Чёрных всадников» и, помимо эстетическо-психологических причин, имелись также и практические причины. С одной стороны рядовой наёмник, не имея личного слуги, следил за состоянием доспеха сам, и потому выкрашенный масляной краской доспех был для него предпочтительней неокрашенного, поскольку был меньше подвержен ржавлению, а с другой - кузнецы, делавшие доспехи, часто сами пользовались покраской, чтобы скрыть имеющиеся дефекты дешёвого доспеха. Как правило, дорогие доспехи шлифовались, а в случае необходимости придания чёрного цвета не красились, а воронились, что ещё лучше защищало доспех от воздействия ржавчины.
Дешёвый доспех обычно весил около 12 кг, в то время как дорогой пуленепробиваемый доспех сер. XVI века мог весить все 30-35 кг, для сравнения: доспех начала того же XVI века весил около 20-25 кг и покрывал всё тело.

Гусарский доспех

Доспех крылатого гусара, состоящий из сегментной кирасы с длинными наплечниками и крыльями, крепившимися за спиной, наручей, а также шлема типа шишак (капалин). Использовался, в основном, в XVII веке.
Ранние гусары Речи Посполитой начала XVI века не имели металлических доспехов, а носили лишь простёганные кафтаны. Вскоре у них появляются кольчуги и капелины, заимствованные у венгров. Всё изменилось в конце XVI века - со Стефаном Баторием. Это была конница кирасирского образца. Поверх доспехов они часто надевали шкуры разнообразных зверей, а также одевали крылья, которые носили сбоку или сзади у луки седла, либо даже на щите. Но сами доспехи, как правило, импортировались из Западной Европы. Классический вид доспехи приобрели только к середине XVII века - во время правления Владислава IV. Но развивалось огнестрельное оружие, в связи с чем гусары в металлических доспехах теряли свою значимость. В XVIII веке гусары постепенно превращаются в парадное войско. И, наконец, в 1776 году обязанности гусар были переданы уланам, вместе с чем перестали использоваться и доспехи.

Кираса ковалась толщиной от 2 до 3,5 мм, при этом давала неплохую защиту от многих типов холодного оружия. Вес был не более 15 кг. Кираса состояла из наспинника и нагрудника, нашейник (ожерелье) и наплечники соединялись с кирасой кожаными ремешками, либо стальными петлями. Для защиты предплечий и локтей надевались наручи, поэтому подвижность была высокой. Все элементы доспеха часто могли украшаться медью или латунью. Качество отделки зависело от цены доспеха. Так, например, доспехи покупавшиеся согласно принятой в Речи Посполитой практике, богатым гусаром для бедного, часто имели топорную отделку, выглядевшую впечатляюще лишь с расстояния. В то время как доспехи пана ротмистра (которым обычно выступал тот или иной магнат) отличались тонкостью и роскошностью отделки.
Классический гусарский доспех имел наручи для защиты рук от запястья до локтя, а более ранний, в зависимости от цены, мог ограничиваться кольчужными рукавами, иногда носившихся с латными перчатками. Что касается защиты ног у бедных шляхтичей, чей доспех (а нередко и боевой конь тоже) принадлежал товарищу (а таких шляхтичей в гусарской роте часто было более двух третей, так как богатый шляхтич становясь гусаром был обязан привести с собой несколько воинов снаряжённых за свой счёт, и естественно, приводил отнюдь не холопов, а просто обедневших шляхтичей), отдельная защита ног отсутствовала. Зато у тех, кому принадлежали доспехи более бедных гусар, часто имелась латная защита ног в кирасирском стиле - из сегментных набедренников, заканчивающихся наколенниками. В раннем же варианте верхняя часть бёдер могла быть прикрыта кольчугой, как при кольчуге одетой под кирасу, так и при доспехе, состоящем из кольчуги и шлема, мог также иметься кольчужный подол, одевающийся с кольчужными руками в дополнение к кирасе.

Изначально, в XVI веке крылом являлся трапециевидный щит, который вначале просто расписывали, рисуя на нём перья, а затем стали украшать настоящими перьями. Во время реформирования гусар Стефаном Баторием щиты королевским указом заменили на кирасу. Но, тем не менее, крыло не исчезло, а превратилось в деревянную рейку с перьями, удерживаемую в руке на манер щита.
Уже к концу XVI века (то есть более чем за полтора десятка лет до «карусели») крыло стали крепить к левой стороне седла, а вскоре появилось и второе крыло, закреплённое справа. А к 1635 году оба крыла переползли за спину, оставаясь прикрёплёнными к седлу. В годы «кровавого потопа», когда из-за затянувшейся войны, по свидетельству очевидцев, лишь каждый десятый гусар был одет в латы, крылья также превратились в редкость. После окончания затяжной войны, когда экономика стала восстанавливаться, гетман, а затем и король - Ян III Собеский приложил все усилия, чтобы снова одеть всех гусар в латы, в это же время возникла мода крепить крылья не к седлу, а к кирасе. Впрочем, литовские гусары (а Литва и Польша составляли - одно государство Речь Посполитую) и тогда продолжали крепить крылья к седлу, а не к кирасе.

К деревянному каркасу или металлической трубке длиной от 110 до 170 см крепились перья - орлиные, соколиные, журавлиные или страусиные, либо латунные пластины вместо перьев.
По разным теориям крыльев приписываются следующие функции:
-защита от аркана, который активно применяли казаки, турки и татары.
-дополнительная защита спины от ударов холодным оружием.
-при езде крылья издавали звук, который мог пугать коней противника.
-в случае падения с седла амортизировали удар о землю.
Эти крылья крепились к наспиннику кирасы на кронштейнах, либо держались на ремнях и в случае необходимости быстро отстёгивались. Но всё же имели и несколько недостатков. Это, прежде всего, аэродинамическое сопротивление и дополнительная масса, которая усложняла движение всадника. Носить что-либо за спиной так же было нельзя. Кроме того, имелись варианты не с двумя, а с одним крылом. Это значительно снижало эффективность и выглядело хуже, но зато уменьшало массу и дороговизну. Ещё крылья могли крепиться не к спине, а к седлу. Это значительно увеличивало подвижность всадника, в случае чего их не приходилось снимать. Но вместе с тем уже не могли защищать при падении с коня. Кроме того, крылья могли быть не только естественного цвета, но, и окрашены в разные цвета. Наиболее широкое распространение крылья получили именно у поляков. Наряду с ними, крылья использовали ещё некоторые сербские, венгерские и турецкие кавалеристы.
Шишак, либо капелина (польск. кapalin),- полусферический шлем с козырьком, наушами, назатыльником и увеличенным наносником, в некоторых вариантах по величине смахивающем на маску или полумаску.

Делался из двух сваренных пластин, к которым приклёпывали козырёк, крепился сегментный назатыльник, науши держались на кожаных ремнях, а наносник проходил сквозь тулью и был подвижным. Этот тип шлема пришёл на Польшу с Венгрии, как модификация русской ерихонки, в свою очередь возникшей на основе восточных шишаков. Сверху польский шлем украшался либо шпилем, либо высоким гребнем, имевшем защитную функцию. Потом из Польши этот тип шлема пришёл в Европу, распространился во Франции как «капелин» (фр. Capeline), в Германии как «паппенхаймер» (нем. Pappenheimer-Helm), и, позднее, на его основе были разработаны другие популярные шлемы. Но многие из них всё равно сохранили транслитерированное название «шишак». Поэтому гусары носили не только шлемы польского производства, но и трофейные, в том числе немецкие и турецкие.

В средневековые времена жизнь была не легкой, одежда играла важную роль, в плоть до сохранения жизни.
Простая одежда из непрочной ткани была обычным делом, кожа считалась редкостью, а вот доспехи носили только состоятельные джентльмены.

Армет Генри VIII, известный как "Панцирь с рогами". Инсбрук, Aвстрия, 1511 год

Существует несколько версий относительно появления первых доспехов. Некоторые полагают, что все началось с мантий, сделанных из кованого металла. Другие уверены, что защита из древесины тоже должна считаться, в этом случае нам нужно вспомнить о поистине далеких предках с камнями и палками. Но большинство думают, что доспехи пришли из тех трудных времен, когда мужчины были рыцарями, а женщины томились в их ожидании.

Еще один странный панцирь-маска, из Аугсбурга, Германия, 1515 год.

Разнообразию форм и стилей средневековых панцирей следовало бы посвятить отдельную статью:

Или доспехи, или ничего
Первые доспехи были очень простыми: грубо обработанные металлические пластинки, предназначенные для защиты рыцаря, находящегося внутри них, от копий и мечей. Но постепенно оружие становилось все более усложненным, и кузнецам приходилось это учитывать и делать доспехи все более прочными, легкими и гибкими, до тех пор, пока они не станут обладать максимальной степенью защиты.

Одной из самых блестящих инноваций было усовершенствование кольчуги. По слухам, впервые ее создали кельты много веков назад. Это был долгий процесс, который занял очень много времени, пока за него не взялись оружейники, которые вывели эту идею на новые высоты. Данная идея не совсем логична: вместо того, чтобы изготавливать доспехи из крепких пластин и очень надежного металла, почему бы не сделать их из нескольких тысяч тщательно соединенных колец? Получилось замечательно: легкая и прочная, кольчуга позволяла своему обладателю быть подвижным и зачастую являлась ключевым фактором того, как он покинет поле битвы: на лошади или на носилках. Когда доспехи из пластин были добавлены к кольчуге - результат оказался сногсшибательным: появились доспехи эпохи Средних Веков.

Средневековая гонка вооружений
Сейчас это трудно представить, что долгое время рыцарь на лошади был поистине страшным оружием той эпохи: прибывая на место битвы на военной лошади, часто также одетой в доспехи, он был столь же ужасен, сколь и непобедим. Ничего не могло помешать таким рыцарям, когда они, с мечом и копьем, могли легко напасть практически на любого.

Вот воображаемый рыцарь, напоминающий о геройских и победных временах (нарисован восхитительным иллюстратором Джоном Хоувом):

Причудливые монстры
Сражение становилось все более и более "ритуальным", что привело к рыцарским турнирам, которые мы все знаем и любим по фильмам и книгам. Доспехи стали менее полезны на практике и постепенно стали в больше степени лишь показателями высокого социального уровня и благосостояния. Только богачи или дворяне могли позволить себе доспехи, однако только поистине богатый или очень зажиточный барон, герцог, принц или король могли позволить себе фантастические доспехи высшего качества.

Становились ли они от этого особо прекрасными? Через некоторое время доспехи стали выглядеть скорее как одежда для ужина, нежели снаряжение для битвы: безукоризненная металлическая работа, драгоценные металлы, вычурные гербы и регалии... Все это хоть и выглядели потрясающе, но было бесполезно во время сражения.

Только взгляните на доспехи, принадлежащие Генриху VIII: разве они не шедевр искусства того времени? Доспехи были разработаны и изготовлены, как и большинство всех доспехов того времени, по размеру обладателя. В случае с Генрихом, однако, его костюм выглядел скорее благородно, нежели устрашающе. А кто может вспомнить королевские доспехи? Глядя на комплект таких доспехов, возникает вопрос: они придуманы, чтобы сражаться или чтобы похвастаться? Но, честно говоря, мы не можем винить Генриха за его выбор: его доспехи в действительности никогда и не разрабатывались для войны.

Англия выдвигает идеи
Не вызывает сомнений то, что костюм с доспехами был ужасающим оружием тех дней. Но любые дни заканчиваются, и в случае с классическими доспехами, их конец был просто ужаснее некуда.
1415 год, северная Франция: с одной стороны - французы; с другой - англичане. Хотя их количество - вопрос спорный, в общем, полагают, что французы превзошли в численности англичан в соотношении примерно 10 к 1. Для англичан, при Генрихе (5-м, праотце вышеупомянутого 8-го), это вовсе не было приятным. Вероятнее всего, они, используя военный термин, будут "перебиты". Но затем произошло то, что не только определило исход войны, но также изменило Европу навсегда, так же как обрекло гибель доспехов как основного оружия.

С начала возникновения человеческого общества, воины защищали свое тело от ударов врагов. Первоначально доспехи защищали лишь самые уязвимые части тела, а уже к XIV веку рыцарские латы закрывали полностью все тело.


В XI веке доспех воина состоял из прочной основы, к которой были прикреплены квадратные или круглые железные пластины, заходящие друг на друга. Такая броня защищала тело и частично руки и ноги. Уже в XII веке в конструкцию доспехов были внесены изменения, что породило так называемый хауберт.


Такая броня состояла из железных чешуй, находящих друг на друга, из железных колечек, связанных между собой, или бляшек, нашитых встык. Хауберт уже закрывал голову специальным капюшоном, а руки и ноги почти полностью были закрыты. Чтобы в хауберте можно было свободно сесть на лошадь, по бокам в нем, а иногда и сзади, делались специальные надрезы. Носился хауберт поверх длинной стеганой рубахи.


В XII веке, во времена крестовых походов, когда распространилось влияние Востока на Центральную Европу, появилась кольчуга.


Она изготавливалась из переплетенных между собой сваренных или склепанных железных колец. Кольчуга закрывала голову капюшоном, а для защиты ног рыцари носили вместе с доспехами кольчужные штаны в виде чулок, которые защищали еще и ступню.


Кольчуга XII века


С XII века кольчужные штаны стали носить и вместе с хаубертом. Кольчуга стала неотъемлемой от рыцаря.


Во времена крестовых походов, когда приходилось сражаться под жарким солнцем востока, кольчуга сильно разогревалась. Чтобы уменьшить нагревание, сверху на кольчугу надевались белые накидки без рукавов с разрезами по бокам.


Шлем XII века

Если раньше хауберт был длинным, то в XIII веке он укоротился, стал достигать лишь до середины бедер, что сделало рыцарей более поворотливыми, а плечи и колени стали закрывать железными дисками. Если не прикрывались ноги кольчужной тканью, то их защищала полоса из крепкой проваренной кожи, которая застегивалась сзади.


Рыцарь XII века


Первые пластинчатые латы появились в XIII веке.


Они представляли собой железные пластины, которые закреплялись с помощью ремней поверх хауберта и кольчужных штанов.


В XIV веке для защиты передних поверхностей голеней применялись железные наголенники, а приблизительно к середине века их делают подвижными.



Для знатных рыцарей того периода изготовлялись поножи и латные башмаки.


Еще до начала XVI века поверх доспехов надевались свободные плащи и гамбизоны, но позже на их место приходит плотная прилегающая одежда, которую богато украшали шелком и вышивкой. В том же XIV веке поверх кольчуги стали надевать лентнер. В то же время капюшон кольчуги стали делать отдельно от самой кольчуги.


Уникальные турнирные доспехи Генриха VIII - посеребренные и украшенные гравировкой.


В конце XIV века рыцари стали применять железный нагрудник полукруглой формы, в котором верхняя часть была подвижной, позже появляется и наспинник такого же рода.


Стали оберегать и руки рукавицами, сделанными из железных пластин.


К концу XIV века из употребления полностью выходит кольчужная бармица, а кольчужная рубаха теперь имеет высокий ворот. Первые набедренники появились из потребности более удобной посадки на лошадь, когда к краю латной юбки пришили широкое продолжение.


А в начале XV века появляются первые наплечники с глубоким вырезом с правой стороны, для удобства ношения копья.


Пластинчатые доспехи полностью сформировались к XV веку, далее же их изменения не столь значительны или поддаются веяниям моды.


Пластинчатые доспехи XV века


С 1500 года на некоторых элементах доспехов (кроме поножен) появляются желобки и рифления.


Такое новшество сделало доспех более прочным, при том, что его вес не поменялся. Такие доспех стали называть «максимилиановскими доспехами», в честь Максимилиана I, который любил проводить реформы по преобразованию вооружения.


В XVI веке максимилиановский доспех активно используют в турнирах и сражениях, его надевают для участия на праздничных торжествах, где он преображается в богато украшенную одежду. В то время рыцарь должен был иметь несколько видов доспехов – для турниров, для сражений и для «парадного» выхода – богато украшенный. Все вместе они стоили неимоверных денег, потому оружейные мастера старались сделать доспехи универсальными, дополняя их различной гарнитурой. В это период из употребления выходит кольчуга, которую ранее носили под доспехом.


С начала XVII века каждый кавалер надевал кожаные колеты под нагрудник, полы которого доходили до половины бедра. И лишь императорские кирасиры носили еще слишком тяжелое снаряжение, напоминавшее старые пластинчатые латы. Но хоть они и были толстыми, все равно оставались бесполезными против набиравшего распространения огнестрельного оружия.

На рыцарских турнирах XVII-XVIII века доспехи были неотъемлемым атрибутом дворянского достоинства, а на парадных портретах тех времен дворяне изображались исключительно в доспехах.


Парадный портрет Людовика XIII в доспехах

Отдавали предпочтение латам. Кольчужная броня начала терять свою актуальность тогда, когда были придуманы большие луки и арбалеты. Их пробивная способность была так велика, что сетки из металлических колец стали бесполезными. Поэтому пришлось защищать себя сплошными металлическими листами. В дальнейшем, когда доминирующее положение заняло огнестрельное оружие, отказались и от лат. Правила диктовал военный прогресс, а оружейники лишь подстраивались под них.

Рыцарь в кольчуге, поверх которой надето сюрко
На плечах имеются эспаулеры (прародители эполет)

Вначале кольчуга закрывала лишь грудь и спину. Затем её дополнили длинными рукавами и рукавицами. К XII веку появились кольчужные чулки. Так что практически все участки тела оказались защищёнными. Но самое главное - это голова. Её закрывал шлем, но лицо оставалось открытым. Затем сделали сплошной шлем, который закрывал и лицо. Но чтобы его надеть, на голову предварительно надевали толстый тканевый чепец. На него натягивали кольчужный наголовник. А уж сверху водружали на голову металлический клёпаный шлем.

Естественно, голове было очень жарко. Ведь изнутри шлем ещё оклеивали замшей. Поэтому в нём делалось множество отверстий для вентиляции. Но это плохо помогало, и рыцари старались сразу же после битвы снять с головы тяжёлую металлическую защиту.

Рыцарские шлемы XII-XIII веков

Щиты делались каплевидной формы. На них наносили рыцарские гербы. Гербы также отображались на специальных наплечных щитках - эспаулерах . Впоследствии их заменили эполеты. Сами же эспаулеры делались не из металла, а из кожи, и выполняли чисто декоративные функции. Нашлемные украшения делались из дерева и обтягивались кожей. Чаше всего их делали в виде рогов, орлиных крыльев или фигур людей, животных.

В вооружение рыцаря входило копьё, меч, кинжал. Рукоятки у мечей были длинными, чтобы их можно было обхватить 2-мя руками. Иногда вместо меча использовался фальшион . Это рубящий клинок, схожий по форме с мачете.

Фальшион сверху и два рыцарских меча

В конце XII века появились первые доспехи для лошадей. Это были вначале стёганые, а затем кольчужные попоны. На морду животного натягивали маску. Делали её обычно из кожи и покрывали краской.

В XIII веке на кольчугу стали накладывать кожаные пластины. Делали их из нескольких слоёв варёной кожи. Добавляли их только на руки и на ноги. Ну и, конечно, сюрко . Это был очень важный элемент одежды. Представлял он собой тканевый кафтан, который надевали поверх доспехов. Богатые рыцари шили себе сюрко из самых дорогих тканей. Их украшали гербами и эмблемами.

Данный вид одежды был обязателен. По понятиям католической морали неприкрытые ничем рыцарские доспехи были сродни голому телу. А поэтому появляться в них на людях считалось неприличным. Поэтому их и закрывали тканью. К тому же белая ткань отражала солнечные лучи, и металл нагревался меньше в жаркие летние дни.

Рыцарь в латах

Рыцари в латах

Как уже говорилось, во второй половине XIII века появились большие луки и арбалеты. В высоту лук достигал 1,8 метра, а выпущенная из него стрела пробивала кольчугу на расстоянии 400 метров. Арбалеты были не такими мощными. Они пробивали доспехи на расстоянии 120 метров. Поэтому пришлось постепенно отказаться от кольчуг, а на смену им пришли сплошные металлические латы.

Изменились и мечи. Раньше они были рубящими, а теперь стали колющими. Острый конец мог вонзиться в сочленение пластин и поразить противника. На шлемы стали крепить забрала в форме вытянутого вперёд конуса. Такая форма не давала стрелам попасть в шлем. Они скользили по металлу, но не пронзали его. Шлемы такой формы стали называть бундхугелями или "собачьими мордами".

К началу XV века латы полностью вытеснили кольчугу, и рыцарские доспехи перешли в другое качество. Металл стали украшать позолотой и чернью. Если же металл был без украшений, то его называли "белым". Продолжали совершенствоваться шлемы.

Слева направо: армэ, бундхугелям, бикок

Довольно оригинальным был шлем бикок . У него забрало не поднималось, а открывалось, как дверка. Самым крепким и дорогим шлемом считался армэ . Он выдерживал любые удары. Придумали его итальянские мастера. Правда, весил он около 5 кг, но зато рыцарь чувствовал себя в нём абсолютно безопасно.

Появились целые школы мастеров, которые соревновались друг с другом в изготовлении доспехов. Итальянские доспехи внешне сильно отличались от германских и испанских. А те имели очень мало общих черт с английскими.

Совершенствовалось мастерство, росли и цена. Латы стоили всё дороже и дороже. Поэтому в моду вошли доспешные гарнитуры. То есть можно было заказать полный комплект, а можно было оплатить лишь его часть. Количество деталей в таких сборных латах доходило до 200. Вес полного комплекта иногда достигал 40 кг. Если закованный в них человек падал, то уже не мог встать без посторонней помощи.

Но не надо забывать, что люди ко всему привыкают. Рыцари чувствовали себя в латах вполне комфортно. Надо было лишь походить в них недели две, и они становились как родные. Следует также заметить, что после появления лат стали исчезать щиты. Воин-профессионал, закованный в железные пластины, в этом виде защиты уже не нуждался. Щит потерял свою актуальность, так как латы сами по себе выполняли функции щита.

Шло время, и рыцарские доспехи постепенно из средства защиты превратились в предмет роскоши. Связано это было с появлением огнестрельного оружия. Пуля пробивала металл. Конечно, латы можно было делать толще, но в этом случае значительно возрастал их вес. А это негативно сказывалось и на лошадях, и на всадниках.

Стреляли вначале из фитильных ружей каменными пулями, а позже свинцовыми. И даже если они не пробивали металл, то делали на нём большие вмятины и приводили латы в негодность. Поэтому к концу XVI века рыцари в латах стали редкостью. А в начале XVII века они исчезли совсем.

От лат остались лишь отдельные элементы. Это металлические нагрудники (кирасы) и шлемы. Главной ударной силой в европейских армиях стали аркебузиры и мушкетёры. Шпага вытеснила меч, а пистолет заменил копьё. Начался новый этап истории, в котором облачённым в доспехи рыцарям уже не было места .

Чувства