Как умирают колдуны и гадалки. Что происходит с даром ведьмы при ее смерти

Колдун/ведьма, умирая, хочет передать свою силу другим людям

Ведьма у них в селе была, она на кого из людей посмотрить, тот хвораеть. Животных много гибло. А умирала она целую неделю. Уже и крышу открыли и крест на нее положили, а она никак не умреть. Повторяла все одно: «Возьми, возьми». Вот у нас Рай-ка-то и взяла, правда, ведьмой не стала. Только тогда ведьма и померла, когда отдала свой «дар».

Про бабу Танюшу, по прозвищу Чечетка, ходили слухи, что она и в самом деле колдунья. Когда она умирала, возле неё стояли её дети и родственники. Она протянула руку, сжала её в кулак и стала кричать: «Нате, возьмите!» Но никто не решался к ней подойти. Наконец, одна из дочерей подошла к ней, взяла что-то у неё из руки.

Потом она (дочь) вышла в сени и зашвырнула то, что у неё было в руке, на чердак.

Записано в с. Луговатка Верхнехавского р-на Воронежской обл. от Титовой М.М.,1924 г.р. Запись Титовой Н.В., 1999 г. АКТЛФ

В селе был дед, колдун, который у сына родного творил: как сеять - лошади дохнут. А ведь тогда лошадь - это было всё. Поехал тогда сын в прибыток, а там дед был и говорит: «Найдите место во дворе, где лошадь жеребилась, и раскопайте послед*, который дед-колдун закопал». Нашли этот послед. Тогда дед-колдун залез напаличку* и кричал не своим голосом: «Что вы надо мной сделали? Вы у меня всё нутро вынули». Пошла я к ним в гости на Рождество. И вот он всё кричал: «Нате! Нате!» И никто у него не брал. А потом пришла дочь: «Пап, давай!» И выломали доски, где труба, и тогда колдун стал умирать.

Записано в с. Запрудское Каширского р-на Воронежской обл. от Еренковой Евдокии Николаевны, 1941 г.р., Запись Большаковой Е., Самойлович Е., 2004 г. АКТЛФ

В одном селе Воронежской области жила женщина, которую все считали ведьмой, колдуньей. Её все боялись и обходили её дом стороной. Когда она состарилась, то заболела. Но никто к ней не подходил, так как знали, что прежде чем умереть, старуха должна передать свою силу кому-нибудь.

Но родители одной маленькой девочки оставили ребёнка, гуляющего, одного. Когда девочка проходила мимо дома старухи, та позвала её и попросила у неё воды. Когда девочка подавала ей воду, то старуха прикоснулась к ней и, отдав свою силу, умерла.

Когда девочка выросла, то за ней стали замечать странные вещи. Говорят, что она превращалась в собаку и гонялась за людьми, и кого она кусала, тот тяжело заболевал.

Записано в с. Терновое Острогожского р-на Воронежской обл. от Сотниковой Е.И., 1932 г.р. Запись Алёхиной Н., 2002 г. АКТЛФ

Когда я была маленькой, то мама запрещала мне ходить на ту сторону пруда. Да и не только мне, а и все боялись туда ходить, всех предостерегали, так как на той стороне пруда жила ведьма. Она вечно делала какие-то пакости людям. А, когда пришло время умирать, она не умирала (По преданию ведьмы должны перед смертью передать кому-то своё мастерство, а жила она одна) Ей уж за сто перевалило, а она всё жила, мучалась.

Вся иссохлась. Многие, кто был на той стороне пруда, говорят, что видели её. Она, словно призрак, ходит до сих пор, не может умереть.

Записано в с. Красновка Таловского р-на Воронежской обл. от Варнавской Варвары Николаевны, 1917 г.р. Запись Арсентьевой Е.А., 1998 г. АКТЛФ

У меня бабка в Матрёновке рассказывала, дом у них есть, там колдунья умерла. А они, колдуны, когда умирают, им плохо. Они мечутся и кричат: «Возьмите! Возьмите!» И никак она не умирала. И кто-то сказал, что надо матицу* пошевелить. Три дня она умирала, силу свою отдать хотела, чтобы с чистой душой на тот свет уйти, а никто не брал. И только когда матицу потрогали, она умерла. А в этом доме, где она умирала, теперь скот всё время болеет и умирает. Наверное, это её сила в доме осталась.

Записано в с. Борщёвские Пески Эртильского р-на Воронежской обл. от Голевой Матрёны Ильиничны, 1928 г.р., уроженки с. Соловец Эртильского р-на Воронежской обл. Запись Грязновой А., Свеженцевой П., 2005 г. АКТЛФ

Ведьмы тяжело умирают, долго - по 3-4 дня, по неделям. Они кричат: «Нате!» (силы свои отдают). Люди говорят: «Воткни в стенку».

Записано в с. Щучье Эртильского р-на Воронежской обл. от Полянских Анны Алексеевны, 1922 г.р., переехала из г. Караганда. Запись Нашатырёвой С. и Дюжаковой С., 2005 г. АКТЛФ

Говорят, что на Чижовке в переулке жила ведьма. Все её боялись. Она сидела по вечерам около дома и что-то шептала. Может, это от старости губы шевелились. Но все считали её колдуньей.

И вот, когда она умирала, а, говорят, колдунья умереть не может, то кричала: - Нате, возьмите, нате, возьмите!

Всё боялись подойти. И тогда одна женщина подошла, взяла её за руку и говорит: -Ну что, ну что, давай, давай, давай. Колдунья посмотрела на неё и умерла.

С тех пор эту подошедшею женщину считали колдуньей. Записано в г. Воронеже от Шевцовой Клавдии Ильиничны, 1930 г.р., уроженки Новой Усмани. Запись Л.Горожанкиной, И.Назаровой, И.Шевелёвой, Ю.Яковлевой, 1993 г. АКТЛФ

Умирал как-то старик, а рядом мальчик оказался. Он ему веник подарил.

Мальчик принёс веник домой, да он не знал, что старик колдуном был. И ночью стала к мальчику нечистая сила являться, и жуткие вещи творились, пока родители к бабкам не обратились, те и рассказали в чем тут дело. Веник и сожгли. Больше, вроде, к нему никто не приходил.

Записано в г. Воронеже от Никулиной Ольги, 1981г.р. студентки ВГАУ ветеринарного факта. Запись Груздовой Н., 2001 г. АКТЛФ

И что тебе рассказать-то? Даже не знаю.

Ну вот, помню, когда с дедом твоим познакомились, он тогда с девкой другой гулял. Ох, и злющая она была, а мать её - та ведьма. Но я молодая была, ума не было. Ну, предложение мене твой дед сделал, я и согласилась. А мать мене той девки-то и сказала: «Тебе это боком выдет». Ну, вот... свадьбу сыграли, картохи объедались, в дом мужа пошли. Только спать улеглись - вдруг грохот, сверху упало что-то, посыпалось - это банка упала, немножко до постели до нашей не достала. Страсть как страшно. Деду-то Пашке тогда 26 было - ему ничего, а мне-то 18, ох, я испугалась. А потом поняла - это та колдунища нас прибить хотела.

А года через 2 она умирать начала. Долго мучилась, пока дочь досиделась. Ведьма ведь силу свою пока не передаст кому, умереть не может. Да и Нинка (дочь) не хотела грех на душу брать. Ох, та кричала, как зверь загнанный. Но пришлось Нинке к матери подойти, а та ей что-то сказала, за руку взяла, и тут же умерла. Вот страсть-то какая.

Записано от Бородиной Марии Алексеевны, 1930 г.р. в с. Троицкое Липецкой обл. Запись Батраковой В.Е., 2001 г. АКТЛФ

Ведьма не может умереть, пока не сделают отверстие в потолке

Лет 50 назад на Непочетовке дом стоял, старый дом, заброшенный дом давно, но жила в нем старуха, звали Галей. Никто с ней не разговаривал, никто не ходил, только баба Настя, соседка, изредка захаживала. Жила эта старуха одна, детей у нее не было.

Говаривали, будто ведьма она, ведьмачит. Она по молодости ходила, всё землю в мешочках с кладбища таскала. А как умирал кто, ходила у родных умершего выпрашивала воду, в которой мертвого-то купали. В церковь эта баба Галя не ходила никогда. Один год, помню, падёж был, умирали коровы, половина стада повымерла. На нее все грешили. Ну, а что ж оно, люди думают, а никто ж ничего не докажет. Бабы говорили, что некому было ведьмачество-то свое передать. Бабе Насте она б его не отдала

Та уж старая стала, а больше и некому, никто к ней не ходил, ее боялись все.

Стала умирать эта ведьма, начала кричать. Прибежала соседка - баба Настя, что делать

Не знает. А ведьма кричит и кричит. Ну, местные и подсказали, что надо батюшку позвать.

А она кричит: «Не надо батюшку!». Тут знающие это дело говорят: «А вы крышу-то раскройте, она и умрет. Небо ей покажите».

Ну что ж делать, полезли мужики крышу раскрывать, сами чуть не умерли, дом-то старый, крыша ветхая. Мужик один упал, ногу сломал. Раскрыли, значит, крышу. Говорят, увидела бабка эта небо голубое и умерла сразу. Правду говорят, тяжело они, ведьмочки, умирают, мучаются. Господь их за это и наказывает.

Записано в с.Шишовка Бобровского р-на Воронежской обл. от Мягковой А.Т. 1918 г.р. Запись Тереховой А., Сионской А. 2007 г. АКТЛФ

Это было где-то около тридцати лет назад. В нашем селе жила колдунья Акулька. Она и добрые дела творила и злые: и порчу могла навести, и от сглазу вылечить. Были такие, которые её ненавидели, и такие, которые были ей благодарны. Но расскажу я не об этом, а о том, как она умирала, ох, и страшная у неё была смертушка. Говорят, что колдуны перед смертью обязательно должны передать свои навыки и умения кому-то; своим детям, племянникам или ученикам, а потому, как Акульку за её деяния с родного хутора изгнали давным-давно, родные от неё отреклися, замуж её брать мужики боялись, в общем, оказалась она одинока ко дню смерти, некого было научить всему, что она умела, да и охотников не нашлось перенять у неё силушку нечистую. Так вот, когда умирала она, рядом не оказалось никого, а у неё начала выходить сила нечистая, её корёжило всю, билася она то об пол, то об стены. Если б кто прорубил бы потолок в её хате, вся нечисть бы ушла через трубу, а так как некому было это сделать, она своим горбом билась об потолок, пока не пробила его, благо хата её соломенная была. Людей, живших по соседству, всю ночь страх брал от звуков, доносившихся из дома колдуньи, а утром нашли её изуродованное тело на полу, всё вокруг в крови было замарано, а в потолке дыра.

Так вот, тогда поговаривали, что это кто-то расправился с Акулькой за её злодеяния, а апосля узнали о том, что надобно было бы ей передать своё колдовство, и она померла бы в покойствии.

Записано в с.2-е Селявное Лискинского р-на Воронежской обл. от Неврюевой Татьяны Стефановны, 1938 г.р. Запись Мешковой Л., 1997 г. АКТЛФ

Я бы никогда не поверила, что есть ведьмы, если бы не видела своими глазами. Вечерами жители нашей деревни видели огромную свинью. Я ее тоже видела несколько раз. Свинья как свинья, только уж слишком большая. Откуда она взялась, никто не знал. Она появлялась после 12 ночи, приставала к людям, которые возвращались домой, после 12 ч. Никто старался не выходить за околицу. Однажды ночью собрались мужики, кто посмелее, и пошли на окраину. Поймав свинью, они ее сильно избили и оставили подыхать. Наутро придя туда, свиньи не нашли. В этот же день одна женщина зашла в дом, она не сразу узнала свою соседку - она лежала на кровати вся в синяках, ушибах, ссадинах, с перебитой головой, с переломанными руками и ногами. На вопрос: «Что с тобой случилось?» она ответила: «Я упала в погреб». Женщина позвала других баб и мужиков. Мужики, увидев соседку, рассказали бабам о том, что они вчера ночью поймали свинью, сильно избили, а на утро она пропала. Бабы начали понимать, что их соседка - ведьма. На ведьму пришла посмотреть вся деревня. Я тоже там была. Женщина лежала, мучалась, но умереть не могла. Она всё время говорила «На, возьми». Но никто ничего не говорил ей в ответ. Пришла старушка из другой деревни и сказала, что она не умрет, пока не передаст кому-то свое ведьмовское дело или пока не сделают в потолке 7 дыр. Мужики принялись делать дыры, и, когда сделали последнюю 7-ую дыру, ведьма испустила свой дух.

Записано в с. Верхнее Турово Нижнедевицкого р-на Воронежской обл. от Назарьевой Пелагеи Николаевны, 1934 г.р. Запись Турбиной Е. В., 2003 г. АКТЛФ

Раньше часто жили ведьмы. У одной ведьмы смертельно заболел муж. Он должен был умереть, но грехи жены не пускали его на тот свет. Из дальней деревни шел незнакомый стародавний дед. Он посоветовал: «Снымыте тылину над кимнатой (спальней)». Так и сделали. «Ведьмич» (муж ведьмы) лежал в комнате в самом углу. Над ним сняли доски крыши. Он вздохнул несколько раз и умер с просветленным лицом. А этого советчика - деда больше никто никогда не видел. Люди на всякий случай побрызгали это место святой водой.

Записано в с. Фоменково Петропавловского р-на Воронежской обл. от Кобцевой Натальи Дмитриевны, 1930 г.р. Запись Гитман З., Бондаревой Г., Садчиковой С., 2003 г. АКТЛФ

В одной деревне жила одинока бабушка. Все в деревне считали ее ведьмой. Она умирала страшной смертью, так как никому не передала свое умение. Всю ночь в деревне слышали страшные крики. Всю ночь ее било спиной о потолок, пока она его не пробила. И тогда вся чернота вышла через пробитую дыру, и бабка умерла. А утром в доме нашли ее изуродованный труп.

Записано в г. Воронеже от Мешковой Ларисы Львовны, 1971 г. р. Запись Хохолкиной Н., 2002 г. АКТЛФ

В одной деревне жила бабка. И все знали, что она - колдунья. Как известно, колдуны и ведьмы не могут умереть, не передав своего колдовства кому-нибудь.

Вот пришло время ей умирать. А так как все знали, что она ведьма, её боялись, и никто к ней не приходил. Три дня она не могла умереть, всё лежала и страшно кричала. Никто не хотел взять её колдовство. Один мужчина пожалел её и говорит: «Что ж вы не поможете ей умереть, ведь нельзя, чтоб человек так мучился!» И он залез на крышу её дома и разобрал её, выдернув какую-то балку или матицу. По поверью, это даёт возможность колдунам умирать. Только он её выдернул, как бабка тут же испустила дух.

Записано в г. Воронеже от Мозговой Прасковьи Антоновны 1915 г.р. Запись Аношиной Е.А., 1997 г. АКТЛФ

Это ж... Это ж она умерла. А у яго, у Вити проводы. А у внука у етта проводы. У Вити у етого. И мы пришли с оттудова, с проводов. Прохорова, Волокова да я. И вот. Кала их, кала угла показалась что-то как белое. А тада я вижу - это собачка. Лохматая. Я грю: «Глянька! Женщины!» Я грю: «У нас собаки такой-то никада не было!» А потом у меня стук в голове. Я вспомнила, что Витька рассказывал. Говорить: «При"деть. То вакошко открыить, то калитки позакрыить». Заходила йона.

Я тада отодвинулась эта скамейки, гварю: «Садись, Нестеровна!» Она ж Нестеровна, её звали. Она прыг на скамейку. Волохова и Вольгушка. Этты. Вообще обасрались. Она посидела, посидела. Я говорю: «Ну ладно, иди теперь». Она слезла и пошла по дороге, опять к йим. Ну, она что-то знала. Она было выйдеть. Что-то в руке держить, особенно когда солнце всходить. Выходить, держить в руке. Креститься, с руки и по сторонам. А что у ней было, что она знала.

Ну, дак када она умирала. Она ж, говорять, долго умирала. Она ж Полине Когдратовой передала, что во в первой хате у нас. Полина кода пришла, говорять, а Федоровна к ей, дочка", не подходила. Не стала подходить. А Полина подходила.

Ну, у нее ж топор лежал, под этим. Под гробом же.

Ну, под гроб это топор ложут, чтоб она.

Быстрей дух ушел.

Дух ушел, это вон отрывают половицы под потолком. И топор ложут.

А ето я не слышала. Фёдоровна ж тада говорила, что Полина. Полина её с горя выручила.

Записано в г. Воронеже от Т.И. Мишиной, 1946 г.р., уроженки с. Кулаги Суражскогор-на Брянской обл. Запись Коваленко М.А. 2008 г. АКТЛФ

Отказ колдуна от христианских погребальных служб

Умер колдун. Он перед смертью сказал, чтоб по нём никаких служб не делали - «За упокой». Он сам отказывался от этого. А когда начали его отпевать, пригласили молящихся, то в комнате запрыгали стулья. Лично я не присутствовала при этом. Случилось это несколько лет назад. Мы его знали. Рассказывали люди, что он был колдун.

Записано в с. Битюг-Матрёновка Эртильского р-на Воронежской обл. от Иванова Мария Ивановна, 1939 г.р. Запись Телковой О., Букши М., 2005 г. АКТЛФ

Колдун умирает только после проведения христианского погребального обряда

Ходили часто к всяким ведьмам привораживать, отвораживать. Вот у одной бабы муж был, ушел он от нее, так она поехала его приворожить в соседнее село. А ведьма сказала, что еще до нее побывали у нее. Муж к ней вернулся, и зажили они опять счастливо. Недавно умирал у нас один дед, дед Филипп, вот он вроде не колдун, а умереть никак не мог. Пока батюшка не пришел и не пособоровал его, он не умер.

Записано в с.Шишовка Бобровского р-на Воронежской обл. от Мягковой А.Т. 1918 г.р. Запись Тереховой А., Сионской А. 2007 г. АКТЛФ

Уехала в Москву к дочери, долго она умирала. Это ж надо кому-то передать. Колдовство-то. И звонила с Москвы к нам: «Пусть Наташка тут.. .эт самое.. .(она тоже сейчас немножко знает) ... Пусть немножко почитает, чтоб я померла.» Ну, эта Наташка чёт вроде почитала. Ну, и померла бабака та. Дочь звонила, говорит: «Спасибо тебе, отмучилась, а то никак».

Записано в с.Нижняя Байгора Верхнехавского р-на Воронежской обл. от Варвары Михайловны Долгих 1931 г.р., уроженки с.Чкалова Дубенского р-на г.Саранска Мордовии. Запись сделана студ. М.Коваленко и О.Головнёвой в 2008г. АКТЛФ

Явление колдуна после смерти

Стоял дом старинный, и там на стене появился образ мёртвого колдуна. Чего только не делали. Стену белили, а он всё равно появлялся.

Записано в с. Грязцы Эртильского р-на Воронежской обл. от Слащёвой Натальи, 1969 г.р. Запись Грязновой А., Свеженцевой П., 2005 г. АКТЛФ

Иду я как-то ночью от бабушки, но уже было часов двенадцать или начало первого. Прохожу мимо дома бабки Феклы, которая умерла уже год назад, а там слышатся шаги, и поет кто-то. А дом ведь пустой и никто там не живет. У меня сердце в пятки ушло. Бежала так, что чуть в ров не свалилась на другой улице. Пришла домой еле живая, рассказываю маме, а она говорит, что бабка Фекла при жизни колдуньей была, а теперь душа ее успокоиться не может.

Записано в г. Белгороде от Щербининой Натальи Владимировны, 1984 г.р. Запись Кишкиной И. АКТЛФ


Похоронили ведьму у нас в деревне. Что ведьма, так-то все знали, дом её подальше обходили. Да и хоронить-то самые смелые мужики вызвались. Закопали её на кладбище, да оно у нас место-то святое, не принимает, стало быть, её, крест падает и всё тебе. Тогда решили перенести её могилу за кладбище, долго спорили, вот, мол, охота выкапывать да закапывать. Но решили-таки перенести. Только после того, как это сделали, стали слухи по деревне ходить, что, мол, ведьма в белых одеждах летает. Не знали, верить или нет. Да я вот только не верил, пока вот что со мной не случилось.

Шёл я с работы, да только задержался там с ребятами, да так, что 12-й час ночи на дворе стоял. Вдруг, вижу белое что-то, как будто летит навстречу. Ну, думаю, уже мерещится, спать больше надо. Да нет, она всё ближе и как будто женщина, и волосы чёрные, длинные да распущенные. Тут я понял, что ведьма это наша, только как будто помолодела. А сама улыбается так мне, примостилась потом сзади, на пятки наступает и говорит: «Вань, спи, спи, Вань» - и так много раз. Я бежать хотел, а ноги как одеревенели. Но есть Бог. Дополз я до дома. Только неделю потом болел, бредил. А её потом снова потревожить пришлось, кол осиновый в грудь вбить.

Записано с. Дмитряшевка Хлевенского р-на Липецкой обл. от Дедова Ивана Николаевича, 1941 г.р. Запись Берегудовой О.В., 1997 г. АКТЛФ

Ведьму хоронят на кладбище, но отдельно от всех

В селе есть одна часть, она называется Липея. Она называется так, потому что раньше там жила одна ведьма. Она сейчас захоронена в кладбище, но отдельно от всех. Ходит давняя история, что эта ведьма у нас всех губила домовых, а домовые потом душили людей. Мне вот соседка рассказывала, баба Оля, что за ее сестрой гонялся домовой вокруг дома и убил, зарезал.

Запись сделана в с. Никольское 2 Воробьевскогор-на Воронежской обл. от Сорокина Сергея, 1989 г.р., из с.Манино Калачеевскогор-на Воронежской обл. Запись Фоминой Е., Сорокиной И., Обуховой Е., 2001 г. АКТЛФ

Одна из главных задач сатаны – заставить человечество поверить в его … нереальность! И, надо признаться, ему это почти удалось: ну, какой «образованный» человек в век «технологий» и «научного прогресса» может верить в «сказки» о каких-то бесах и демонах! Однако понимание, что эти силы очень реальны, только и может объяснить очень многие «странные» явления нашего времени. Не случайно, святые Отцы и праведники, подтвердившие всеми деяниями свой «особый» статус и неспособные к обычной житейской лжи, прямо говорили о существовании демонских сил как о такой же (если не большей!) реальности, что и стены их келий, земля, по которой мы ходим, или воздух, которым мы дышим.

Еще одним ярким подтверждением вышесказанному является рассказ игумен N (о. Ефрема), изложенный в другой его книге, которая называется « ОБ ОДНОМ ДРЕВНЕМ СТРАХЕ (Кого и как «портят» колдуны)» . Вот о какой «странной» и очень поучительной истории, случившейся с ним самим, поведал батюшка: «Однажды мне довелось получить достоверную информацию из первых рук о том, какими силами воздействуют колдуны и на окружающую природу, и на человека. Это было в одну из зимних ночей 1992 года. Мне позвонили из привратницкой с просьбой принять женщину, которая тряслась от страха и рыдала у монастырских ворот. Никакие уговоры прийти завтра утром на нее не действовали. Вот о чем она мне поведала в ту ночь:

«В Лукьянцеве проживает бабушка-знахарка по имени Мария Ивановна. О ней знает весь наш город. Многие к ней обращались за помощью, и, как я слышала, она многим помогала. Мне, профессиональному врачу-терапевту, хорошо известны случаи, когда никакие анализы, рентгены, УЗИ и прочие методы диагностики не помогают поставить диагноз. Анализы в норме, на снимках - тоже никакой патологии. Неизвестно: от чего лечить и чем лечить больного. Но при этом человек действительно мучается от боли, теряет сон, аппетит, сохнет на глазах, у некоторых начинается атрофия мышц. А в чем причина - непонятно. Вот я и решила, что, наверное, есть какие-то народные методы лечения, которые традиционная медицина не знает, но которые сохранены бабками-знахарками. Я люблю свою профессию и стараюсь постоянно пополнять знания, чтобы как можно более эффективно помогать своим пациентам. С этой целью, закончив прием в поликлинике, я и отправилась к народной целительнице Марии Ивановне. Пришла к ней, когда уже смеркалось. Бабушка очень внимательно меня выслушала и заулыбалась. Ей очень понравилось мое желание научиться новым для меня методам народной медицины. Ее старческие глаза просто светились от счастья.

- Я давно этого ждала, - прошептала бабуля.

- Чего?

- Чтобы ко мне пришел человек, которому я все передам! У меня не осталось никого из родственников, кому бы я смогла передать. Ты мне понравилась, доченька. Я тебя всему научу.

При этих словах я, глупая, чуть не запрыгала от радости: вот так удача!

- Мне уж пора умирать, - продолжала бабуля, - а я все живу и живу. Не могу умереть, пока не передам…

В этот момент я почувствовала в груди как бы толчок. На душе вдруг стало тревожно. Как-то не по себе.

- Мария Ивановна, а я смогу вашими методами людей лечить?

- Конечно! И лечить сможешь, и любому врагу отомстить. Как муху прихлопнешь, - и она весело рассмеялась. - Ты слышала, что в Дуброво намедни полдеревни выгорело?

А мне как раз вчера в газете попалась заметка о пожаре в Дуброво, где погибло несколько человек. Мне стало страшно, и я сказала:

- Мария Ивановна, но там же люди погибли!

- Ничего, ты еще больше сможешь, ты - молодая! А если какой мужичок приглянется, сможешь так сделать, что он, как собачка, за тобой бегать будет и, как лакей, - все твои желания исполнять.

- Желая прекратить неприятный для меня разговор и перевести его в другое русло, я спросила:

- А вы расскажете мне, как вы диагностируете больных, какими методами и лекарствами их лечите? Наверное, мне надо будет это все записать?

- Да ничего тебе не нужно записывать, доченька. Все это делается совсем не так, как думают люди. Они просто ничего не знают… И не должны знать! Слышишь, не должны!!! - и она ударила сухой ручонкой по столу. Ее глаза сверкнули каким-то неистовым пламенем. И мне стало еще страшнее. Старуха приблизила ко мне свое лицо и прошептала:

- Сейчас я открою тебе тайну, которую ты должна хранить всю жизнь, а если проболтаешься - сгинешь ты и вся твоя семья: и муж, и дети! - Она немного помолчала. - Я тебе передам четырех бесов…

От этих слов меня так передернуло от страха, что это заметила и старуха. Но поняла по-своему, и стала меня успокаивать.

- Да ты их не бойся! Хотя они и страшные с виду, но тебя не тронут. Я им скажу, что теперь ты будешь их новой хозяйкой.

Меня начала бить крупная дрожь.

- Но если ты так боишься, могу им приказать явиться так, чтобы их не было даже видно, а только голоса их услышишь, да потом и привыкнешь. Ничего, это только
поначалу страшно, это все пройдет потом. Привыкнешь, привыкнешь, - повторила она. - Вот они-то и будут тебе помогать: и лечить, и порчу наводить, если надо; и при­ворожить кого захочешь, и как лекарство сделать, и ка­­кой
когда заговор прочитать нужно. Все подскажут и помогут.

От страха я уже плохо соображала. Была только одна мысль - побыстрее выбраться отсюда. Но как? Если она поймет, что мне не нужны ее жуткие “помощники”, она уничтожит и меня, и моих близких, чтобы я не проболталась. Ведь она раскрыла мне свою тайну. И тогда мне не жить! Я была в панике, мысли путались, я не знала, что делать, как выпутаться из этой ужасной истории. Вдруг пришло буквально озарение. Как бы со стороны, словно откуда-то извне. Меня осенила спасительная мысль. Теперь я знала, что нужно сказать. Взяв себя в руки, я, как мне показалось, довольно спокойно произнесла:

- Мария Ивановна, сегодня я пришла к вам после приема в поликлинике и очень устала. Сейчас вернется домой голодный муж, а у меня ничего не приготовлено… И сыну еще нужно помочь сделать уроки, а сил уже нет. Давайте так: послезавтра у меня свободный день. Я к вам приду,
и мы без всякой спешки сделаем все, что нужно. Хорошо?

- Ладно, дочка, давай так. Я буду тебя ждать. Приходи, - и старушка ласково приобняла меня за плечи, - обязательно приходи.

Уж и не знаю, как я выбралась из ее квартиры, как добралась до автобусной остановки. Страх пронизывал меня до костей. Нужно было что-то предпринять. Как-то выпутываться из этой ситуации, да еще сохранить жизнь и здоровье близких мне людей. Я - человек далекий от Церкви, хотя и была в детстве крещена своей бабушкой. Иногда, по большим праздникам, заходила, конечно, в храм, ставила свечи. Ну, в общем, - как многие. Не знаю даже - почему, но в этот страшный для меня момент жизни я почувствовала, что помощь можно ожидать только от Церкви. Но было уже темно, и все городские храмы - закрыты. Я не была знакома ни с одним священником, просить помощи не у кого. Меня объял жуткий, нечеловеческий страх. Парализовало волю, мысли. Я была в панике, не знала, что делать. Но тут - снова какое-то озарение. Вдруг пришла мысль: недалеко за городом есть монастырь. Монахи там живут постоянно, значит, кого-нибудь из священников я обязательно застану, и хотя дело уже к ночи, наверное, не откажут в помощи и совете. Вот так я к вам и попала».

Человека можно убить, физически к нему не прикасаясь. Что и делают с успехом ведьмы и колдуны. К сожалению, доказать это невозможно.

Как долго духи колдунов и ведьм живут в человеке?

До тех пор, пока человек не умрет. Когда душа покидает тело умирающего, вместе с ней выходят и нечистые духи. Затем этих духов загоняют в других людей, и так продолжается довольно долго.

Могут ли ведьмы перебрасывать свои болезни на другого человека?

Мне часто приходится сталкиваться с такими случаями. Например, у колдуна болит сердце. Тогда он своим духом входит в здорового человека и садится на его сердце. Через небольшой промежуток времени колдун выздоравливает, а ранее совершенно здоровый человек начинает болеть. Если ведьма не может иметь детей, ее дух заходит в здоровую женщину. Через некоторое время ведьма сможет стать матерью, а здоровая женщина теряет способность к деторождению. Ведьмы могут и начальную стадию рака перебрасывать с себя на других людей, то есть они умеют свои болезни перебрасывать на других людей.

«… Мы немножко повздорили с нашей новой соседкой. Теперь она как идет по подъезду, так что-то шепчет, а у нас сразу начинаются боли. Она приехала с костылем, а сейчас на глазах расцветает, костыль бросила, а мы сохнем…»

«…По соседству жила молодая женщина, очень больная, не могла родить. Приехала ее мать издалека, устроили гулянку. Моя сестра ее матери понравилась, она целует ее: «Какая ты хорошая, давай с тобой выпьем». Сестра после этого сильно начала болеть: руки синие, холодные, пульс за 200, задыхается, страх смерти. Сколько врачей – столько диагнозов болезней. А соседка поправилась, родила и уехала из села».

Везде ли есть колдуны?

Колдуны есть везде. Более всего насыщены нечистью Донецкая, Ростовская области, Москва, Западная Сибирь и Дальний Восток. В Германии немцы боятся чернокнижников, колдунов арабов и турок. У греков страх перед турками. В США колдовством занимаются негры, выходцы из Южной Америки. Не гнушаются черным занятием и коренные жители. Неплохой подарок на этом поприще преподнесли им и выходцы из бывшего СССР. Приходилось мне встречаться с африканскими и южноамериканскими колдунами, среди них были индийцы, китайцы, западноевропейцы. Но самые сильные и кровожадные колдуны – это выходцы из бывшего Союза.

В 1995 году, в конце августа, мне попался колдун, который в реальной жизни отправил на тот свет 1000 человеческих душ. Он был из Крыма. В 1996 году я «убрал» колдуна из Нальчика, в арсенале у которого было около 600 человеческих душ. Попались мне и 68 номерных ведьм из Западной Украины. Самая сильная из них уничтожила 589 человек.

Смертны ли ведьмы и колдуны?

Смертны. Но умирают они тяжело, если не успели передать свое черное дело. Перед смертью они стараются взять человека за руку, чтобы их дух через чакру, находящуюся в центре ладони, перешел в их преемника. И через некоторое время человек под давлением духа умершего колдуна или ведьмы сам начинает заниматься колдовством.

Если колдун или ведьма умирают долго, то в углу потолка пробивают небольшое отверстие, полностью раскрывают окна и двери помещения или кладут под подушку умирающего нож.

Ведьму или колдуна, как правило, после смерти так распирает, что они даже не помещаются в гробу. Это происходит за несколько часов до выноса тела.

«…Вашу работу оценить невозможно никакими словами. Я сама не из робких, но Ваша смелость, твердость духа, желание очистить мир и победить нечисть при такой страшной жизни просто невероятны. Нечисть так укрепила свои позиции, она живет почти в каждом человеке, сейчас созданы такие условия, что даже самые честные, порядочные люди живут по их законам.

Оказалось, что моя свекровь – страшная ведьма. Умирала она страшно, на полу билась головой и лицом, все перевернула в доме. Она бесилась три дня, а потом три дня лежала на полу и хрипела, головой залезла под кровать. Я открыла чердак и на крыше окно, и только тогда она умерла. Я не верила, боялась, что она притворяется; она и раньше падала на пол и просила сына поднять ее. Раньше мы это делали, потом сильно болели, а в этот раз и не поднимал никто.

Уже когда похоронили свекровь, я сожгла многие ее вещи, но запах в доме стоит невыносимый. Мы с сыном живем в кухне, а в доме после сорока дней начну делать ремонт. Как будто сделала все, как положено, но кошмары были и будут еще, она не успокоится, т. к. никому не передала свою силу. По ночам лезет ко всем детям, дочкам снится, меня пыталась накормить какой-то гадостью».

Что будет с человеком, которому умирающая ведьма передала свой дух?

Если она просто коснулась, то ничего не будет. А вот если взяла за руку так, что соприкоснулись ладони, то человек тоже будет колдовать.

Случается, что ко мне приходят люди, из которых слышен голос умершей ведьмы или колдуна. Это бывает потому, что ведьма или колдун загнали свой дух в человека, а сами умерли. Их тело на кладбище, душа в аду, а дух – в человеке. Чтобы «вытянуть» дух покойника из больного, надо в могилу ведьмы или колдуна вбить осиновый кол. Об этом, возможно, вы когда-то читали.

Можно ли в животных загнать дух ведьмы, колдуна или беса?

Да. Животные после этого начинают болеть и, как правило, умирают.

Почему так сложилось, что в определенных жизненных ситуациях говорят: «Ищи бабку», а не говорят: «Иди в церковь к священнику»? Стоит ли идти в церковь с такими проблемами, как колдовство, порча?

С любой бедой нужно идти только в православную церковь. Реальную помощь можно получить только там.

Что является причиной колдовства?

Отсутствие страха Божьего у людей – одна из основных причин разгула колдовства. Раньше боялись совершить дурной поступок, так как знали, что за грехи будет наказание Божье не только нам, но и нашим детям, внукам и правнукам. За годы Советской власти людям внушили, что Бога нет, что дьявол не существует; поэтому никто ничего не боится, грешит, а потом недоумевает, почему неприятности идут одна за одной.

Что заставляет людей заниматься колдовством?

Прежде всего, зависть, злость и ненависть, а также желание получить блага без особого труда.

Всегда ли это желание сбывается?

Да, желание-то сбывается, но платить за него приходится слишком большой ценой. Ведь заключив договор с нечистыми, человек предает себя, своих близких, родных и друзей. Не надо оправдывать себя, что, мол, предам один раз ради престижной работы, а потом откажусь. Увы, предавать придется всю жизнь, а потом еще и детям не в одном поколении придется расплачиваться за этот грех.

Примеры колдовства, с которыми Вы столкнулись в процессе работы?

Мне приходится сталкиваться с самыми невероятными случаями колдовства. Примеров – тысячи. Как-то приехала ко мне женщина, недавно похоронившая 17-летнего сына, и рассказала свою историю: «Несколько раз, просыпаясь ночью, я видела над сыном склоненную фигуру черта. Через год сын умер. Врачи не могли поставить ему диагноз. Я пришла в ужас, когда, похоронив старшего сына, стала замечать, как черт стал склоняться и над младшим».

А теперь представьте себе, что было бы, если бы женщина рассказала эту историю врачам. Вывод у них был бы один – шизофрения.

Меня часто мучил вопрос: «Почему хорошие, добрые люди долго не живут?» Ответ получил уже в зрелом возрасте. Оказывается, за всем этим стоят нечистая сила, ведьмы и колдуны. Навести на человека болезнь, развести семью, повесить, утопить или просто умертвить через болезни – для ведьм и колдунов это ничего не стоит. В меру своих сил и возможностей я стараюсь не дать им осуществить свои планы. Борьба здесь идет только на смерть, кто – кого. Слава Богу, сила всегда на стороне Господа. Лишь бы люди обращались за помощью к святым, Богородице или Пресвятой Троице.

Когда начинаешь лечение, то начинается духовная брань между светлыми и темными силами. Проиллюстрирую это примерами из своей практики.

Однажды приехала ко мне женщина и попросила вылечить ее мужа. Муж у нее – известный ученый, доктор медицинских наук, у него много своих учеников. Но, видимо, от зависти ее мужу «сделали» так, что он стал всего бояться, спал только с молотком в руках, крушил им стены. Женщина (сама медик) сказала, что в лечении таких болезней медицина бессильна. Они с мужем полностью уверены, что на него навели порчу. При осмотре стало понятно, почему мужчина стал так неадекватно себя вести.

Приведу еще пример. Обратилась ко мне женщина-врач и рассказала о том, что после того, как стала работать с новой медсестрой, у нее появились страхи, боязнь замкнутого пространства, слабость во всем теле. Обращалась ко многим врачам-коллегам, но излечение не наступало, а здоровье все ухудшалось и ухудшалось. Причем она указала на одну интересную закономерность: все врачи, с которыми эта медсестра работала до нее, ушли из жизни.

Когда я начал лечить больную, из нее «заговорил» дух медсестры. Оказалось, что медсестра была ведьмой. Делала порчу не только медработникам, но и пациентам, которые обращались в больницу. В настоящее время женщина-врач практически здорова, а вот медсестра-ведьма долго не проживет.

Примечательно, что бесы сами дают ответ на вопрос, который мне часто задают больные: «Почему мы заболели?» или «Почему такое случилось?».

Однажды, когда я шел осматривать находящуюся в машине парализованную женщину, то из больной стали кричать бесы: «Не подходи к нам, мы бесы расслабленные, расслабили члены этой женщины, она и не ходит. Где грех, там и мы. Не грешила бы, и не болела бы». Отсюда напрашивается вывод, что в большинстве наших бед мы виноваты сами.

Уж не знаю, как там было дальше, но девочка повзрослела, и действительно ходили слухи, что она колдовством промышляет: ворует у коров молоко , нагоняет порчи и даже отнимает у беременных женщин их плод. Народ ее не любил, детвора закидывала дом камнями, а взрослые пропросту боялись.

Так и прошла вся ее жизнь. Будучи в возрасте довольно преклонном и лежа на смертном одре, она была совершенно одинокой. И стоны боли и страданий разносились по округе дня два, пугая местных. Все боялись войти в ведьмин дом. Но на третьи сутки все же собралось десяток храбрецов и самых любопытных и решились войти и проверить, что там такое происходит.

Вошли. На стенах весели сушеные травы да перевернутые кресты, на столе банки со всякой жижей , а на окнах куклы из тряпок и волос . Обстановка гнетущая. Ведьма лежала на кровати - точно скелет, - и стонала. Она не могла умереть и просила помощи. (Считается, что ведьма не может умереть, если не пробить дыру в потолке и крыше.)

Моя мама этническая немка, родилась в Казахстане в сорок девятом, до школы воспитывалась дома, так что русский язык выучила лишь в школе. Соответственно, немецким владеет практически в совершенстве. Отец родился и вырос на Украине в одном из сёл Винницкой области. В шестьдесят шестом, когда ему было 22, он добровольцем отправился в Казахстан на поднятие целины, где и познакомился с моей мамой.
В сентябре 68-го они поженились и сразу же уехали на Украину. Хотели там устроить свою жизнь.

В первые дни они хотели обвенчаться еще раз по церковному обряду, так как в Казахстане такой возможности не было. Деревушка небольшая, все друг о друге всё знают, и во время вечерних домашних посиделок бабушка моего отца поведала маме про их соседку-ведьму, которая жила через два дома в сторону леса – мол, ведьма эта вредит и людям и домашним животным, и держит в страхе большинство обитателей хутора. Мама у меня впечатлительная, испугалась, а батя только посмеивался, говорил, что всё это ерунда.

Никто не знал, сколько старухе лет (родители говорили, что на вид ей лет 90-100, вся сморщившаяся, неопрятная, но передвигалась еще довольно бодро), откуда, когда точно и каким образом она появилась в деревне, и есть ли у нее родня (может, поэтому и пошли слухи, что ведьма). На что она жила, тоже было непонятно: огорода, как такового, у нее не было, скотины тоже. В общем, сплошные спекуляции. Ходили слухи, что она по заказу порчу навести могла, не родившихся детей вытравляла. Никто, конечно, не признавался, но в больницах аборты не делали (тогда, в принципе, ясно, откуда средства на пропитание).

В те дни, когда приехали мои родители, было известно, что старуха уже пару месяцев тяжелобольная и очень редко выходила на улицу. В такие моменты она вставала у своей ограды и либо молча, пристально, со злобой смотрела на проходящих мимо, либо проклинала всех, на чем свет стоит, и пыталась чем-нибудь кинуть (чаще всего мелкие камешки или земля). Люди со временем просекли это и, когда видели ее у ограды, уходили на другую улицу. Самое интересное, что все, кто ее когда-либо встречал и более или менее мог ее рассмотреть, говорили, что у нее на редкость хорошо сохранились зубы, почти как у молодых, несмотря на ее возраст.

В день венчания (это была вторая неделя после их переезда) мама вышла рано утром в сад помолиться. Молитвы читала на немецком, но говорила, что совсем тихо, почти про себя. Никто, стоящий дальше, чем полметра, не смог бы ничего разобрать. И вот рассказывает: «Открываю глаза, а за забором передо мной стоит эта старуха и с такой злобой смотрит на меня, а когда увидела, что я ее заметила, как давай на меня орать матом и проклинать. Кроме прочего крикнула: «Ты зачем сюда явилась, дрянь нерусская?“ И ведь откуда узнала? Я стою, сначала ничего сообразить не могла, а она сунула руку в карман, достала что-то, швырнула в меня пригоршню земли и поковыляла прочь. У меня слёзы на глазах от обиды, земля в волосах застряла. Я бегом в хату, а там бабуля (бабушка моего отца) только встала и хотела тесто ставить, ну я ей всё и рассказала».

И тогда бабуля (по словам родителей очень тихий, уютный и спокойный человек) развела такую бурную деятельность! Разбудила всех кто еще спал, велела маме закрыться в сенях, раздеться, одежду сложить в мешок, надеть ночную рубаху до пят и распустить волосы. Моему отцу велела баню затопить и утопала в церковь. Довольно быстро вернулась с тремя свечами, сняла старый крест с иконостаса, подхватила маму и мешок с одеждой – и в баню. Около двух часов ее парила, голову отмывала, пока три свечи не сгорели, а мешок с одеждой в бане в печи сожгла. Венчание было в полдень, всё прошло хорошо, вечером дома погуляли и спать легли. А ночью маме плохо стало, температура поднялась, сыпь странная появилась, как будто крапивой отстегали, только ярче намного. Она бредить начала, дрожь по всему телу. Отец говорил, она так плохо выглядела, думали помрёт. До ближайшей больницы 30 километров, машин нет. Сразу позвали прабабушку, она чай какой-то заварила из своих запасов, несколько кружек в нее влила и молитвы над ней всю ночь читала. Через полтора-два часа после начала симптомов всё прошло так же внезапно, как и началось, и она довольно быстро уснула. Утром она прекрасно себя чувствовала и почти ничего не помнила.

В этот же день они с отцом сильно разругались, чуть ли не на жизнь, а на смерть, причём сейчас оба не знают почему. Дошло до того, что мама собрала чемодан и пошла пешком на станцию (также около 30 километров), возвращаться в Казахстан. И тут опять же вмешалась прабабушка: догнала её на телеге, уговорила пойти с ней хотя бы на время, в её дом. Она сказала, что это порча, и она попробует ее снять. Четыре дня мама жила у нее. Бабуля не выпускала её из дома, каждый день бегала в церковь за свечками, практически непрерывно читала молитвы, то над мамой, то перед иконостасом. Самое интересное: мама говорит, что она каждый день по нескольку раз просеивала муку у нее над головой и потом ставила из неё тесто и пекла хлеб. Первая буханка не поднялась вообще, это была скорее лепёшка. Руками бабуля к ней не прикасалась, взяла через полотенце, вынесла из дома и закопала за огородом. Вторая и третья получились намного лучше, но всё же не так хорошо, как обычно. Их прабабушка скормила свиньям. Четвёртая вышла на славу, воздушная, румяная. Ее она раскрошила голубям и сказала, что теперь всё в порядке. Мама уже совершенно не держала зла на отца и в тот же вечер убежала к нему. Родители говорят, что в течение семейной жизни они не раз ссорились, не без этого, но так, как в тот день, больше никогда не ругались.

А прабабушка через два дня сильно заболела, почти две недели лежала, уже думали не выходят, но потом отошла. Причем симптомов определённых, как таковых, не было, просто плохо, слабость. Фельдшер разводил руками, говорил, что, скорее всего, гипертонический криз и надо в больницу, но бабуля не соглашалась.

На этом вроде всё устаканилось. Но через несколько недель стало известно, что та старуха при смерти лежит. Узнали совершенно случайно: люди, проходя мимо, услышали громкие стоны и нечеловеческие завывания из дома. К вечеру собралась толпа, председатель долго колотил в дверь, а старуха хохотала в доме и не открывала. Дверь взломали, но никто не хотел заходить в дом. Пришлось фельдшеру самому идти. Через пару минут он вышел и сказал, что старуха ужасно дегидрирована, истощена и лежит в бреду. Что-то предпринять на месте у него нет возможности, а дорогу в больницу она не переживёт. Поэтому решили дать ей спокойно умереть дома, думали, что ночь она не переживёт, но круто ошиблись. На следующий день стоны и проклятья в бреду не прекращались, возле дверей постоянно кто-то был, но внутрь не заходили, соответственно печь не топилась. Зима еще хоть и не началась, но погода стояла довольно холодная и сырая, постоянно моросил дождь. Наверняка в доме было не больше 12-13 градусов. Кто-то сказал, что ведьма не умрёт, пока свой дар не передаст. Решили, что если к утру не помрёт, то позовут священника, чтоб отмаливал. Председатель начал возмущаться (это был довольно молодой партийный атеист откуда-то из района), на него так хмуро посмотрели (причём сразу половина деревни), что он сразу притих. Утром следующего дня старуха стонала дальше.

Позвали священника. Встали в сенях почти напротив кровати, в комнату зайти не решались. Кроме священника было там несколько старушек, которые ему подпевали и 4-5 мужиков из деревни, которые регулярно подменялись, среди них и мой отец. Батя говорил, что зрелище было не из приятных – на засаленном матрасе лежала истощенная, кожа да кости, седоволосая старуха с такими черными и злыми глазами, что все присутствующие старались не ловить на себе ее взгляд. Она лежала неспокойно, еле движущимися губами, исторгала из себя какие-то слова-вздохи, проклятия, очевидно относившиеся к присутствующим. Приступы бессилия сменялись у нее агрессией, черной злобой, в порывах которой она пыталась вскакивать со своего смертного одра, но потом снова в бессилии падала на кровать.

К концу третьего дня священник сказал, что нужно разобрать крышу над кроватью, чтобы душа ее могла, наконец-то, отойти. Председатель начал снова возмущаться, кричал, что не допустит порчи имущества и доложит все в райком. Председателю дали в морду и заперли на конюшне. Сказали, все равно никто не поверит, что вся деревня взбунтовалась (а были там и партийные, очень уважаемые в райкоме люди). Три мужика залезли на крышу и начали разбирать кровлю и потолок над кроватью, к 11 вечера все было готово. Отец говорил, что когда начались шорохи на крыше, старуха притихла, больше не издавала практически ни звука и не отрывала взгляд от потолка, а потом и от дыры. Примерно через час-полтора, после того, как крышу разобрали, старуха с длинным вздохом умерла.

Вот тут, по-моему, и начинается мистика. Мой отец помогал укладывать старуху в гроб и когда он наклонился над ней, то был шокирован: во рту почти все зубы были на месте (как я уже упоминал, люди говорили, что зубы ее были в очень хорошем состоянии). Но это были почти полностью сгнившие, чёрно-жёлтые пеньки, особенно передние: они были обломаны и сточены больше, чем наполовину. Отец сказал, эта картина у него на всю жизнь перед глазами осталась. Когда он дома маме рассказал, она не поверила, сказала или померещилось или придумывает, но прабабушка подтвердила (она тоже ее отпевала там). Если зубы и впрямь были хорошие, то они никак не могли за несколько недель прийти в такое состояние. Последние лет 5-7 старуха деревню точно не покидала, зубного врача там и в помине не было. Для протезов необходимо, чтобы собственные зубы были удалены. Да и не было тогда таких протезов. Неужели всем мерещилось.

Дом подожгли сразу, как только вынесли гроб с телом, по крайней мере, до 87-го года (в 87-м мы последний раз были на Украине, когда умерла бабушка) там оставался пустырь, поросший сорняками.

Но и это еще не всё. Могилу вырыли за кладбищенской стеной. Кладбище находится на холме, и рыли, получается, на склоне. Когда сняли примерно 1 метр земли, выяснилось, что яму вырыли аккурат над двумя гранитными глыбами, сходящимися вглубь друг с другом узкой расщелиной. Копать новую могилу никто не хотел – просто вынули глину между ними, сколько смогли, да так и оставили. То есть, получается, сверху была нормальная могила, а потом ее каменные стены сходились книзу как воронка. Гроб смогли опустить только на ту глубину, сколько позволяла ширина могилы, под ящиком еще осталась пустота. Когда вытаскивали веревки, произошло то, чего и следовало ожидать: гроб сорвался, завалился и рухнул боком на дно расщелины, при этом в верхней боковой стенке образовалась длинная трещина, около 3 см шириной. Священник сказал, что это плохой знак, но никто уже больше ничего делать не хотел. Так и засыпали землёй, да поставили деревянный крест для упокоения. Весной кладбищенский сторож обходил территории, глянул и на ведьмину могилу: крест сгнил, практически развалился, и это за несколько месяцев. Поставили новый…

Следующим летом мои родители вернулись в Казахстан, на Украине, к сожалению, не сложилось. Конец истории они узнали из писем: весной следующего года, как и весной третьего, ситуация с крестом повторилась один к одному. Кресты гнили и разваливались, как будто стояли там, по крайней мере, лет 10. Атеисты говорили, что просто эта сторона холма слишком сырая, а верующие, что ведьма успокоиться не может. Тогда, по совету священника, выковали железный крест с очень длинным нижним концом (где-то 2-3 метра), который заострили. Освятили его в церкви и вогнали в могилу до упора в землю так, чтобы острый конец прошел сквозь тело, обложили камнями и залили бетоном.

С тех пор больше ничего особенного не происходило. Отец говорил, что когда в 87-м бабушку похоронили, он спускался со мной за кладбищенскую стену, чтобы глянуть на ведьмину могилу: крест всё еще торчал из кустов. Но я этого не помню, слишком маленький был.

Чувства