Можно ли ставить церковные свечи на кладбище. Поминальная свеча: особенности, традиции и интересные факты

Количество записей: 105

Здравствуйте, батюшка! Не противоречит ли православным канонам тот факт, что на могиле православного человека при установке памятника и оградки, рабочие вытащили дубовый крест, положили его на могилу, залили бетоном и положили сверху тротуарную плитку. (В верхнем углу установленного памятника есть небольшой православный крест).

Геннадий

Геннадий, мы, православные, должны жить и умереть по-православному, и хоронить нужно строго по-христиански. Самое главное на православной могиле – это, конечно же, КРЕСТ. Крест должен быть не нарисованным, а именно стоять во весь свой рост. Скажите, зачем вообще усопшему памятник, если он ставится вместо креста? Это неправильно. Крест не следовало бы вынимать из могилы. Крест - это наша надежда, наше упование. А что такое памятник - это бездушная глыба мрамора, которую, к сожалению, сейчас многие ставят вместо Креста. Крест на могиле православного христианина должен быть обязательно, и не лежать а стоять!

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! В какие часы необходимо быть на кладбище на 40-ой день или это не имеет значения

Андрей

Андрей, самое главное - это наша молитва за усопших. Необходимо соблюсти 40-й день, а в какие часы мы придем - не имеет значения. Из практики скажу, что удобнее всего приходить до обеда. Повторяю, это для удобства, и только. Когда мы приходим с утра, то у нас остается много времени, и во время обеда можем помянуть усопшего за столом, и потом еще останется время поделать какие-то свои дела.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте. Когда отпевали мою мамочку, в руках у нее была икона. Что мне с ней делать? Спасибо.

Людмила

Людмила, икона - это Святой образ Божией Матери, и мы должны иконы хранить дома (сделать красный уголок) и молиться на иконы. То, что икона была в руках у покойной - ничего страшного. Икона - это Святыня, а любая Святыня - только благо для человека.

иеромонах Викторин (Асеев)

Батюшка, подскажите, в самое ближайшее время когда можно пожениться (расписаться в ЗАГСе) и совершить венчание? Знаю, начинается пост, в течение поста нельзя? А в мае? Говорят, надо жениться на Красную Горку. Правда ли это? Прошу дать совет, а то мы никак не можем определиться с датой росписи в ЗАГСе, свадебного торжества, венчания... И все ли надо совершить в один день?

марина

Действительно, постом не венчают. Венчаться на "Красную горку" не обязательно (тем более, что обычно в этот день много венчаний), просто это самый первый день, когда начинают венчать после поста. Хотя, наверное в этом году на "Красную горку" будет немного народа – не любят люди венчаться в мае, хотя это и обыкновенное суеверие. Расписываться и венчаться в один день необязательно, хотя так проще чисто организационно.

диакон Илия Кокин

Скажите, пожалуйста, батюшка, почему в наших церквах не разрешается сидеть? Что бы изменилось? Ведь не секрет, что на службу ходит много пожилых и больных людей, которым стоять очень тяжело, а помолиться сходить хочется. Как быть?

Анна

Да разрешается сидеть, Анна, какая в этом проблема? Просто люди сами стесняются, да и подвиг хотят сугубый понести, помолиться стоя. Ну, и в некоторых храмах, что правда, то правда, нет скамеек, но те, кому действительно нужно, приходят со своими складными стульчиками.

игумен Никон (Головко)

Добрый день! Спасибо Вам за Ваши ответы - чтение ответов-вопросов значительно снижает мою безграмотность. Вопрос такой - я проживаю в Казани, в следующем году у нас в городе планируют открыть крематорий. Город большой, мест на кладбище мало. Каково отношение РПЦ к кремированию? Допустимо ли это? Или все-таки православным необходимо избегать этой процедуры в сторону обычного погребения? Спасибо!

Алексей

Алексей, мы люди православные, и должны всегда придерживаться православных древних традиций. "Из праха взят, и в прах возвратишься", говорит нам Священное Писание. Отпевание и погребение - это молитва Богу и предание земле - "из земли взят, и в землю возвратишься, а дух к Богу пойдет", и ни о какой кремации и речи нет. Мы, православные, должны придерживаться погребения, а не кремации, хотя кремация и не считается грехом. Официально церковь не запрещает кремацию Однако это не наша традиция, не православная, это все пришло с Запада.

иеромонах Викторин (Асеев)

Батюшка, подскажите, для чего необходим траур по усопшему? Откуда появилась такая традиция? Ведь люди, близкие ушедшего человека, истязают себя изнутри скорбью, плачем. У многих начинаются проблемы с сердечно-сосудистой системой, повышается давление, появляется уныние. Почему нельзя вспоминать человека с приятными чувствами, пожеланием доброты в небесах? Объясните пожалуйста, зачем эта душераздирающая традиция?

Алексей

Алексей, это хороший вопрос. Вот на Афоне монахи радуются, когда кто-то из братии умирает. Казалось бы, странно, ан нет, просто они уверены, что человек действительно спасется, и поэтому, зачем скорбеть? Вот и задумаешься невольно о причинах траура. Либо это скорбь о вечной погибели твоего близкого человека, ушедшего из жизни не готовым к вечности – но тогда надо скорее браться за молитву, а не убиваться в рыданиях, не терять на это время. Либо это скорбь по личной утрате, нам с человеком было хорошо и комфортно, а теперь его нет – но опять же это как-то эгоистично. Других причин я, честно говоря, и сам не вижу, и в любом случае в трауре есть много языческого, я уж не говорю про такой траур, когда нанимают специальных плакальщиц и совершают какие-то странные ритуалы – это вообще напоминает античные мистерии.

игумен Никон (Головко)

Спаси Господи! Можно ли ставить фотографию усопшего на полку, над которой висят иконы и стоит лампадка? И еще вопрос: я читала утренние и вечерние правила по молитвослову, а сейчас скачала перевод на русский язык и начала читать по листочку. Не согрешаю ли я, и надо ли мне брать благословение на это?

Наталья

Наталия, мы молимся на иконы на Святых, которые прославлены Богом и церковью. Ставить фотографию рядом с иконами нехорошо. Фотографии наших близких должны находиться в соответствующих местах (коробочке, альбоме), или если уж так хочется - то можно повесить на стенку или в сервант поставить, но не рядом с иконами. Молитвы читайте, как раньше читали, по Молитвослову, ничего не меняйте.

иеромонах Викторин (Асеев)

Добрый вечер. Меня зовут Виктория. Мне нужна Ваша помощь. Накануне нас с мужем попросили обвенчать пару молодых. Невеста приходится мне двоюродной сестрой. Мои родители венчали родителей невесты. В каких случаях мы можем отказаться от венчания их? Я верю, что отказ от того, чтобы стать крестными родителями - это грех. Мы не в состоянии на данный момент венчать молодых. Мы с мужем поженились полгода назад и сами живем на съемной квартире, и еще остался долг отдать от свадьбы. Причем, за все это время я не видела особого почета и уважения от них к своим родителям, как к крестным их, а наоборот, насмешки и высокомерие. Поэтому не хотим их венчать, т. к. им это нужно лишь для галочки. Тем более, я понимаю всю ответственность взятых на себя обязательств, если согласимся венчать. А обратились к нам лишь потому, что в их кругу нет больше венчанных пар. А так мы не хотим венчать. И еще один вопрос - как получить благословение на зачатие ребеночка? Мы 3 месяца назад потеряли ребеночка на раннем сроке, 5 недель, и очень переживали. Теперь с Божьим благословением хотим снова попробовать. Жду ответа. Спасибо Вам.

Виктория

Виктория, искать каких-либо особых причин на то, чтобы отказаться быть свидетелем на венчании, не нужно, это дело добровольное. Если Вы не хотите участвовать в их венчании, так и не участвуйте – это не грех, это свободная воля человека. Вот молитва о рождении ребенка, читайте ее каждый день. "Услыши нас, Милосердный и Всемогущий Боже, да молением нашим ниспослана будет благодать Твоя. Будь милостив, Господи, к молитве нашей, вспомни Закон Твой об умножении рода человеческаго и буди милостивым Покровителем, да Твоею помощию сохранится Тобою же установленное. Ты властною силою Твоею из ничего все сотворил и положил начало всего в мире существующего – сотворил и человека по образу Своему и высокою тайною освятил союз супружества и предуказание тайны единения Христа с Церковью. Призри, Милосердный, на рабов Твоих сих (имена), союзом супружеским соединенных и умоляющих о Твоей помощи, да будет на них милость Твоя, да будут плодовиты и да увидят они сына сынов своих даже до третьяго и четвертаго рода и до желаемой старости доживут и войдут в Царство Небесное через Господа нашего Иисуса Христа, Которому всякая слава, честь и поклонение подобает со Святым Духом во веки. Аминь".

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, у дедушки выпадает 40 дней на 18 марта 2013 г. Когда нам можно организовать поминки по усопшему и что можно готовить?

Анна

Анна, для усопших самое главное - не стол, а молитва. 40-ой день очень важен для усопшего, в этот день совершается частный суд над душой, решается, куда ее поместить, в рай или в ад, и поэтому самое главное - это наша молитва. Обязательно нужно заказать панихиду в этот день и самим помолиться. Хорошо бы в этот день посетить кладбище. 18 марта делать поминальную трапезе НЕЛЬЗЯ, так как это начало Великого (строгого) поста. Поминальную трапезу можно сделать 17 марта, на масленицу. Мясо в этот день (17 марта) тоже уже нельзя есть. Можно все продукты, но без мяса.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка! Мне из Иерусалима привезли 33 свечи, могу ли я их зажечь дома, а потом дать родным и друзьям, чтобы они тоже зажгли их у себя? И что потом делать со свечами? Или их нужно разделить и раздать? Спасибо!

Татьяна

Татьяна, поступите следующим образом: либо подарите их друзьям, по штучке, либо оставьте себе, чтобы зажигать их на молитве дома.

игумен Никон (Головко)

Уважаемый отец Сергий, большое спасибо Вам за доброе слово, надежду и веру. Если можно, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы: покойному на могилу и дома у фотографии цветов ставят обязательно четное количество? Если Службу на Пасху смотреть по телевизору и молиться - это что-то значит, это можно? И последний вопрос. У моей подруги, она верующая, есть бабушка, которая видит, например, жив человек или нет, если он пропал, ворует ли подчиненный на работе, сложатся ли отношения с мужчиной и т. д. Денег никогда не берет и чужих не принимает, а если кому из близких поможет, потом плохо себя чувствует. Удивительно, но всегда говорит чистую правду и никогда не ошибается, она еще и лечит немного. Я всегда знала, что это считается грехом, но подруга уверяет, что это у бабушки дар от Бога, что она получила разрешение и благословение в церкви. Скажите, пожалуйста, такое возможно? Большое спасибо за внимание и терпение, заранее благодарна за ответ.

Елена

Елена, традиционно кладут четное количество цветов. Если ошибетесь, не беспокойтесь, это никак не повредит никому. Молиться можно всегда, и если нет возможности пойти в храм, можно благоговейно посмотреть трансляцию по телевизору. Но, заменив храм трансляцией без серьезной причины, Вы окрадете себя. "Разрешение и благословение" - это сказки. Избегайте общения с такими "бабушками". Просто так плохо себя не чувствуют. Помоги Бог.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте, батюшка. Подскажите, пожалуйста, можно ли делать венчальные кольца из платины? И правдивы ли суеверия о кольцах? Спаси Господи.

Наталия

Кольца из платины делать можно, а любое суеверие – ложно. Даже в рифму ответил.

диакон Илия Кокин

Доброго дня! Скажите, пожалуйста, есть ли очередность или разница, кому вначале ставить свечу - за мертвых, а потом перейти и ставить за живых?

Всегда принято сначала молится о здравии, потом о упокоении. В алтаре на Литургии молитва за живых о здравии всегда идет первой, потом уже мы поминаем о упокоении. И я думаю, в отношении свечей надо придерживаться такого же правила - сначала ставить о здравии, потом о упокоении. Во всех молитвословиях также сначала мы молимся о здравии, потом об усопших.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Насколько часто зажигают лампаду? Благодарю!

юлия

Юлия, Лампады в доме обычно зажигают, когда мы молимся, в церковные праздники, в воскресные дни, бывает, что просто хочется зажечь лампаду – конечно, можно зажечь лампаду просто так. Можно сказать, что лампаду можно зажигать в любое время, когда Вам захочется.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, что необходимо выполнить для того, чтобы подготовиться к Великому посту? Я слышал, что перед его началом следуют какие-то особые недели. Заранее благодарен. Дмитрий.

Дмитрий

Дмитрий, нужно просто прожить это приготовительное время вместе с Церковью, как, собственно, и всегда - жить Церковью и быть ее членом. А суть приготовительных недель заключается в постепенной подготовке к посту - и морально, через назидательные примеры покаяния, бывшие в истории человечества, и, в том числе, физически, через постепенный отказ от скоромной пищи, мяса, затем молока, и, наконец, полный переход на пищу постную. Эта тема отражена в одном из разделов "Видеокурса" на нашем сайте.

Зачем молящиеся зажигают свечу? Ее пламя всегда считалось символом молитвенного горения перед Богом, Его Матерью, святыми угодниками. Это причастность верующего к божественному свету, его добровольная жертва Богу и Его храму. Зажигая свечу за кого-то, вы делаете это с искренней любовью и благоволением к нему. Без таких чувств жертва будет напрасной. В православной религии есть особая традиция ставить поминальные свечи за упокой. Многие верующие лишь поверхностно знакомы с ней, поэтому мы постараемся осветить в статье все самые важные вопросы, касающиеся этой традиции.

Как ставят свечи в храме?

Ставя в Божьем храме не только поминальные свечи, но и другие, верующие обычно соблюдают следующее:

  • Свечи ставятся до начала службы. Если вы опоздали на литургию, то дождитесь ее окончания, чтобы зажечь свечу. Делается это, чтобы не нарушить благочиние во время богослужения.
  • Сколько свечей вы поставите - только ваше добровольное желание.
  • Первым делом ставят свечу перед центральным аналоем, затем перед особо чтимой иконой храма. Потом - перед мощами святого (в случае если они есть), следующая очередь - за здравие, поминальные свечи за упокой.
  • Свечу зажигают обычно от другой горящей свечки. Зажигалками, спичками в храме не пользуются, также не принято зажигать от лампады. Свечку ставят прямо в свободную ячейку.
  • Если в ячейках более нет мест, то нужно положить свечу на подсвечник. Неправильно ставить по две в ячейку или убирать чужую, освобождая место для своей.

Где ставятся поминальные свечи в церкви?

Поставить свечу за упокой можно в любом храме на кануне. Это прямоугольный столик с мраморной или металлической доской, где расположены ячейки для свечек. Также его легко найти по прямоугольному подсвечнику с Христовым Распятием. Обычно канунные столы устанавливают в левой стороне церкви.

Но если в церкви иконы с Распятием нет, то свечу за душу усопшего вы можете поставить у любой иконы. Главное - не делать это на автомате, отстраненно, без светлых мыслей о покойном.

Как правильно поставить свечу за упокой?

Зажжем поминальные свечи по принятому испокон веков канону:

  • Подойдя к иконе с Распятием, православный человек дважды крестится.
  • От горящих свечей зажигает свою.
  • Свеча ставится в свободную ячейку. Закрепите ее воском так, чтобы она не падала, не соприкасалась с другими.
  • Во время того, как он ставит свечку, верующий человек про себя повторяет короткую молитву: "Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего (имя покойного)".
  • В заключение следует еще раз перекреститься перед иконой и поклониться ей.
  • Если вы ставите несколько поминальных свечей, то все действия нужно повторить нужное число раз.

Свечи за упокой самоубийцам

В христианстве самоубийство считается одним из тяжких грехов, отчего молиться за выбравшего такой путь или ставить за него свечи в храме нельзя. Отпевание самоубийц тоже под запретом. Раньше ушедших из жизни добровольно людей даже не разрешалось хоронить на кладбище - их могилы были за оградой погоста.

Сегодня, однако, нет запретов для родных и близких в выборе места захоронения для выбравшего суицид. А в редких случаях самоубийц отпевают, по большей части когда покойный при жизни был психически болен. Но разрешение на это выдает только сам епископ или его представитель.

Молиться, ставить поминальные свечи дома за добровольно ушедших из жизни могут только их ближайшие родственники.

Может ли беременная женщина поставить свечу за упокой?

В старые времена будущую маму старались не пускать в общественные места, в том числе и в храм - боялись, что ее могут сглазить. Сейчас мистическая эпоха прошла. Беременная женщина по своему желанию может и ходить в церковь, и ставить горящие поминальные свечи за упокой близких и родных.

Есть, правда, небольшие оговорки: если у женщины случился выкидыш, то в течение 40 дней ей лучше не ходить в храм. Что касается критических дней, то мнения здесь разделяются. Кто-то считает, что в это время не стоит ходить в церковь и тем более ставить поминальные свечи. Другие верующие возражают, не считая физиологические процессы в нашем организме грехом. Кстати, по этой причине в течение 40 дней после родов многие не советуют молодым мамам ходить в Дом Божий - пока полностью не прекратится кровотечение.

Свечи за упокой некрещеного

Есть особое правило: не молиться в храме вслух за некрещеного. А на протяжении литургии имя этого человека не упоминается даже мысленно. Его имя также не указывается в записках к молитвам.

Молиться за некрещеного усопшего можно дома. В церкви - только мысленно. А вот поминальные свечи за его душу ставить не запрещено.

Свечи за упокой живому

Действительно интересно, зачем ставят поминальные цветы и свечи живому и здравствующему человеку? Делается это исключительно из желания ему навредить, навести порчу, а то и свести в могилу.

Обычно это творится по наущению различных колдунов, магов - они утверждают, что если поставить свечу за упокой живому человеку, то он перестанет радоваться жизни, его окружат беды, болезни, что и приведет к скорейшей смерти. Да и сам психологический фактор того, что за них поставлена упокойная свеча, многих заставляет переживать, ждать чего-то страшного и неизбежного.

На самом же деле человеку, которому хотят навредить таким образом, абсолютно ничего не грозит. Бог видит все, и единственный, кто пострадает здесь - тот, кто желал зла ближнему.

Когда ставятся свечи за упокой после смерти человека?

В социальных сетях жива скорбная традиция публиковать стихи о поминальной свече, как только становится известно о смерти близкого или знакомого. Свечи же за упокой ставятся и в день смерти, и в течение 40 дней после него. Однако до прошествия сорокодневного срока они зажигаются за новопреставленного, а лишь потом - за упокой его души.

Многих интересует также, с какой частотой зажигают поминальные свечи. Каких-то особых указаний традиции не указывают. В некоторых домах свечи, не погасая, горят все 40 дней. Однако большинство следуют такой традиции:

  • Свечи зажигают в день смерти. Они горят вплоть до выноса тела из дома.
  • Огни свечек светятся на протяжении поминального обеда.
  • Следующий раз зажигают свечи на девятый день, а затем - только на сороковой.

Как ставить упокойные свечи дома?

Дома поминальную свечу ставят перед иконой, не забывая при этом молиться за душу умершего. Свечку может заменить лампадка.

Свечу за упокой можно ставить в любое время суток и любой день - в том числе в субботу и воскресенье. Единственный период, когда поминальные свечи не зажигают - это с дня Пасхи и до Троицы.

Важные тонкости

В заключение темы о православной традиции хотим вам напомнить о нескольких важных тонкостях:

  • В храме свечи за упокой, как вы знаете, ставятся на прямоугольный канунный столик. За здравие - на круглый. Если вы перепутали, в этом нет ничего страшного - Бог все равно видит, как есть, ваши помыслы.
  • Свечи за упокой можно ставить перед любой иконой, если нет кануна с Распятием Христовым.
  • За одного человека можно поставить несколько поминальных свечей. Так же как и зажжением одной свечки помянуть несколько усопших. Главное - не забыть о каждом из них замолвить молитву.
  • Нет разницы, с какой стороны вы поставите на канун свечу за упокой.

Поминальные свечи в иудаизме

Традиция зажигать свечи в память об усопшем жива также и в иудаизме. Последователи этой веры зажигают свечки, лампады и в первую неделю после смерти близкого, и на каждую годовщину этого скорбного дня.

Особенности традиции здесь следующие:

  • Свеча должна, не погасая, гореть в доме в течение семи дней после смерти человека.
  • В годовщину смерти зажигается специальная свеча, которая горит на протяжении 24 часов.
  • Свечку зажигает близкий покойному скорбящий. Обычно это сын или дочь.
  • Традиция предписывает зажигать свечу в той комнате или том доме, где жил усопший. Если это невозможно, то там, где находятся скорбящие.
  • Используют как свечи из оливкового масла, так и восковые. Иногда их заменяют даже электрическим светом.

Таким образом, традиция зажигать поминальные свечи жива не только в православии. Главное - это вспомнить о покойном, вознести молитву за его душу, совершить ритуал со светлыми мыслями.

Об усопших и смерти

Можно ли поминать в храме умерших вследствие болезни, вызванной пьянством?

Можно, если они были православными и верующими и умерли не от самого пьянства (не упились до смерти).

Можно ли ставить за престол свечи о упокоении?

Для этого есть особое место - канун, туда и должно ставить.

Можно ли на могилу или крест могильный помещать фотографию умершего? Надо ли ухаживать за могилой? Можно ли ставить столики, скамейки, трапезничать?

Ни в коем случае недопустимо помещать фотографию. Благочестивые верующие ставят футляр с иконкой и лампадой. Также нельзя ставить столики, скамейки и трапезничать. Это обычай языческий. Верующие поминают усопших молитвой, некоторые читают «Серафимово правило».

Можно ли на могилу ставить памятник, на котором выбит крест?

На могиле должен быть только крест.

Есть обычай возжигать на могиле свечи или лампадки. Правильно ли это?

Ставить свечи на могиле можно при условии, если эти свечи будут гореть перед иконой, а не перед памятником или фотографией усопшего.

Многие люди в первый день Пасхи ходят на кладбище. Правилен ли этот обычай?

Это современный обычай. Верующие знают, что поминовение усопших начинается после Антипасхи. Сейчас есть и такие обычаи, что проводы покойника без водки не бывают. А пословица народная говорит: «Кто усопших водкой поминает, тот им больших мук уготовляет».

Существует поверье, что до сорокового дня ничего нельзя отдавать из вещей умершего. Верно ли это?

Это - поверье, внушенное диаволом. Наоборот, надо делать добро за усопшего. Жертвовать в монастырь, в церковь вино - кагор (для Св. Таин), муку (для просфор), воск (для свечей), раздавать из вещей умершего, покупать священные книги (и раздавать верующим) до сорокового дня, а не после. Когда надо ходатайствовать за судимого - до суда или после суда? Так и здесь: душа проходит мытарства, совершается суд, надо ходатайствовать за нее: молиться и совершать дела милосердия, а люди этого не делают.

Надо ли оставлять на сорок дней в храме икону, которая была при отпевании на умершем, и куда ее девать потом?

Есть обычай, что икона остается до сорокового дня в храме, а в сороковой (или после) берется домой. В гроб икона не кладется. Об этом пишет святитель Феофан Затворник.

Как часто и в какие лучше дни надо бывать на могилах близких людей и что желательно там делать? Можно ли брать с собой собак?

В дни памяти усопших, если это не отвлекает от храма, а иначе в другой день, посетить могилы. Прочитать из Псалтири 118-ю кафизму или «Серафимово правило». На кладбище, особенно в ограду, где находится храм, брать собак нельзя.

Хорошо ли украшать могилы близких?

Украшение могилы усопших пользы усопшим никакой не приносит, но еще и доставляет вред душам их.

Что важнее в день памяти близких: побывать на кладбище или отслужить обедню в церкви?

Отслужить обедню в храме важнее посещения могил родственников.

Что важнее всего при поминовении усопших: милостыня, панихида, обедня?

Хорошо и приятно усопшему всё; но если усопший мало веровал или без креста умер, то лучше за него милостыня, чем молитва.

Хорошо ли приглашать священника отслужить панихиду на могиле?

Был случай, когда после служения на могиле усопшая явилась родственнице и сказала: «До сих пор на мне как бы камень лежал, а как только ты отслужила по мне литию, так как бы камень с меня сняли».

Слышал, что умершие на Светлой Седмице сподобляются Царствия Небесного. Так ли это?

Это правильно, но не для всех. Те, кто носил крест, в Великий пост причащался, каялся, жил благочестиво, тот действительно сподобляется блаженной жизни. А кто этого не имел, тот ее не получит.

Может ли священник, за неимением поблизости храма и невозможностью перевозки, совершать отпевание на дому или обязательно в храме?

Конечно, может, но в храм для того приносят усопшего, чтобы о нем помолились на Литургии.

Можно ли в случае смертельной и неизбежной опасности исповедаться человеку, не имеющему священнического сана? Есть ли в этом смысл или это безполезно?

Лучше перед монахом и если человек ранее прибегал к священнику и исповедовался.

В календарях (православных), кроме церковных праздников, юбилейных и памятных дат и др., приводятся дни особого поминовения усопших. А когда нельзя поминать? Я имею в виду поминальные домашние трапезы. Два года назад у меня умер брат, в среду на Страстной неделе. Хоронили, как и положено, на третий день, в пятницу. А пер­вые поминки Церковь разрешила только во вторник после пасхальной недели. Хотелось бы знать, в какие дни нельзя устраивать поминки и как это объясняется. И еще: какие из поминок (девятый день, сороковой день, полгода, год) можно делать, как их называют, встречными, т.е. с переносом на другой день?

Поминальные трапезы устраиваются не по Церковному Уставу, а по обычаю. По Уставу Церкви поминовения, а следовательно, и трапезы не полагаются Великим постом, кроме суббот и воскресений, на Светлой Седмице, в великие праздники. Объясняется это тем, что в дни, когда Церковь призывает к радости праздника, всякая печаль не уместна. Великим же постом не бывает Литургии (кроме Литургии Преждеосвященных Даров), а следовательно, и проскомидии, за которой священник вынимает частицы из просфор [в память усопшего -Прим. ред.], которые в конце Литургии омываются Кровью Христа в Св. Чаше. Постом и трапеза поминальная очень скудная. В последние несколько десятилетий сложилась практика: вместо богослужения многие на Пасху идут на кладбище и устраивают там поминки. Сложился этот обычай вследствие того, что народ отучали от Церкви длительное время. Но так как веру в бессмертие уничтожить невозможно, то и нецерковные люди старались ее в День Светлого Христова Воскресения выразить тем, что шли на кладбища и там общались со своими усопшими так, как это понимали. Церковь же, по традиции, поминает усопших на «Радоницу» - первый вторник после Пасхальной седмицы, а на Пасху призывает к великой радости и не благословляет ходить на кладбище, так как особенно недавняя смерть близких вместо радости повергает человека в печаль: вместо радости - слезы, чего быть не должно. На Пасху лучше помолиться в церкви и дома и порадоваться празднику. Кто не может быть во вторник - в день «Радоницы» - в связи с работой, то более логично побывать на кладбище в первый воскресный день после Пасхи (он еще называется «Сошествием Иисуса Христа в ад»). Девятый день, сороковой и годовщины - нужно поминать в Церкви в эти же дни, а трапезы устраивать - как вам удобно.

Я - пенсионерка, у нас в селе нет церкви. Живу одна, по воскресеньям собираются у меня старухи, как и я. Молимся, читаем молитвослов. Нам нужно знать: при похоронах и на поминках в девятый, сороковой дни, на полгода и год, если поминать, то что читать и в каком порядке?

Обычно за упокой мирян читают Псалтирь. В ней указан и порядок чтений. После нескольких коротких или одного длинного псалма указано: «Слава Отцу и Сыну и Св. Духу, и ныне и присно и во веки веков» и трижды - «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже», а затем: «Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего (имя)». После каждой «Славы» помин повторяется снова. Можно читать помянник, который есть в молитвословах после утренних молитв.

Какое самое важное поминовение для усопших?

Проскомидия - самое важное поминовение, ибо вынутые части за усопших погружаются в Кровь Христову и очищаются грехи сей великой жертвой. Вообще же хороший пример поминовения оставила нам св. праведная Иулиания. Читаем, что когда скончались Василий и Евдокия, она раздала за упокой их души щедрую милостыню, заказала по церквам сорокоусты и в течение сорока дней ставила поминальные столы для монахов, священников, вдов, сирот и нищих, а также посылала обильные подаяния по тюрьмам (есть еще ми­лостыня духовная: раздача духовных книг за усопших).

Скажите, какую молитву, сколько поклонов и в течение какого времени нужно совершать по новопреставленной усопшей?

Должно читать молитву: «Упокой, Господи, душу усопшей новопреставленной рабы Твоея (имя ее) и прости ей всякое согрешение вольное же и невольное», - двенадцать раз с двенадцатью поклонами утром (после утренних молитв), вечером так же (после вечерних молитв), в течение сорока дней.

Все ли усопшие молятся там о нас?

«Очень ошибаются те, которые говорят про умерших: «Они теперь молитвенники за нас». Мертвые уже не молятся, а требуют молитв и забот о их душах от живых; но когда их грехи очищены молитвами, верою и делами живых, тогда только молитва поминовения обращается на пользу душам поминавших. Избавлена бывает воздушных мытарств только та душа, которую Господь сподобил с полной верой причаститься в час кончины или получить христианскую кончину в неделю Светлого Христова Воскресения» (игумения Феофания Говорова).

Что важно во время смерти?

Надо всегда думать о том, чтобы встретить смерть в мире со всеми. Многие этого не знают, поэтому и не придают значения немирствию.

Имеет ли значение для вечной участи умершего внешний обряд погребения?

Знай, что для вечной участи умершего внешность погребения (гроб, венки, почет, музыка, отпевание высшими церковными чинами и пр.) мало имеет значения. Каждый будет судим по делам своим.

Имеет ли для спасения души значение, в чем застанет человека смерть?

Спасение души немало зависит от последних минут жизни. «В чем обрящу, в том и сужду», - говорится в Евангелии.

Чего должно более всего опасаться при приближении смерти?

Отчаяния. Надо помнить, что сказал Господь св. Екатерине: «Грешники, которые при кончине жизни своей отчаиваются в Моем милосердии, больше всего прогневляют Меня и очень Мне не угодны за свой грех, нежели за все иные беззакония и злодеяния свои».

Нужно ли служить панихиды по младенцу?

По младенцу не нужно служить панихид, а довольно поминать на проскомидии; панихиды служатся о прощении грехов, а на проскомидии приносится жертва и о святых вынимают­ся частицы: погребение младенческое поется - прося не о прощении грехов, но «об упокоении младенца».

Как избавиться от боязни внезапной смерти?

По уверению св. отцов, внезапная смерть не случается с людьми, желающими очистить себя покаянием, хотя бы они по временам и побеждались своими немощами.

Как оправдаться на мытарствах?

Святая Феодора хорошо отвечала, когда ее пытали (на мытарствах). «Ты то и то сделала», -говорили бесы. Она отвечала: «Да, сделала, но каялась и получила прощение, разрешение». Вот самый добрый ответ. Сюда все наше внимание и должно быть обращено. Сперва исповедь, а затем исправление жизни.

Как смотреть на посмертные завещания?

Иные делают разные посмертные распоряжения, завещания, но такая жертва далеко не может равняться с тою, которая делается своими теплыми руками.

Должно ли нам рисковать жизнью или надо сохранять себя от безвременной смерти?

Когда Бог явно не определяет нам смерти или когда смерть наша не приносит пользу ни вере, ни Церкви, ни ближним, ни отечеству, тогда можно ли думать, что Бог «не хотяй смерти грешнику», могущему обратиться, захотел смерти безвременной людям? Читаем, что святитель Афанасий Великий многократно убегал от гонителей, искавших его смерти. Святой Поликарп Смирнский вышел из храмины, угрожавшей падением и по его исходе подавившей многих. Сам Господь заповедал и ученикам Своим не подвергать себя без­временно опасности и, когда будут гнать их в одном каком-либо городе, убегать в другой.

Можно ли брать определенную таксу (деньги) за чтение Псалтири по умершим?

Можно ли молиться за усопших не только Господу, но и Его святым?

Уже известны нам слова от лица умерших на большой панихиде: «Того прилежно мученицы молите долгов разрешение нам даровати». Вообще же Церковь заканчивает заупокойные свои молитвы обращением к Божией Матери.

Что делать, если трепещешь Страшного Судного дня?

Если ты, душа христианская, воистину трепещешь Страшного Судного дня и ищешь помилования у Господа, то страхом Суда Божия возбуди в себе твердую решимость покаяться и жить для одного Господа в благочестии и чистоте, и в свидетельство своей искренности понуди себя, на первый раз, благоговейно провести наступающую седмицу, в благочестивом размышлении, в воздержании и молитвенном приготовлении к подвигам приближающегося поста, как того требует Св. Церковь.

Если в этом деле останавливают и соблазняют тебя обыкновенные мирские мысли, из-за которых большая часть людей остается в нераскаянности и беспечности, то опять противо­поставь им образ Страшного Суда - и соблазны исчезнут.

Все ли дела человека на Страшном Суде будут исследованы?

Приити бо имать Сын Человеческий во славе Отца Своего со Ангелы Своими, и тогда воздаст комуждо по деянием его (Мф. 16: 27); когождо дело явлено будет: день бо явит, зане огнем открывается: и когождо дело, якожеесть, огнь искусит (1 Кор. 3: 13); яко все творение приведет Бог на судео всяцем погрешении, аще благо и ащелукаво (Еккл. 12: 14). По сих востанет и воздаст им, и воздаяние их на главу их воздаст (Сир. 17: 19). Не думай, чтобы я, говоря о суде, внушал ложный страх подобно кормилицам, которые, чтобы удержать детей от плача, имеют обыкновение пугать их вымышленными рассказами. О суде говорит неложное учение. Итак, будь уверен, что все дела, совершенные тобой в продолжение жизни, будут исследованы.

Кто должен более бояться Страшного Суда?

Страшного Суда должны бояться более те, кои не испытывают здесь наказания за свои грехи. Эта ненаказанность и долготерпение Божие в будущем суде увеличат их наказание.

Будет ли наша будущая жизнь лучше настоящей?

Будущая наша жизнь несравненно будет превосходнее настоящей.

«Сила, поддерживающая жизнь души, будет там не совокупность чего-либо твердого и жидкого, но ведение Божественной природы, общение с истинным и Святым Духом. Там нет ни горестей сиротства, ни несчастий вдовства, ни тех разнообразных болезней, кои терзают наше тело. Там не завидуют счастливым, не презирают несчастных... Там, в оном народе душ, царствует совершенная справедливость прав и законов и высочайшая мирная свобода; ибо там каждый имеет то, что еще здесь приготовил себе по собственному произволу и выбору. И если кто, по неблагоразумию, приготовил себе худшее вместо лучшего, - смерть не виновата; ибо всякий имеет здесь власть избрать себе то, чего ему хочется» (святитель Григорий Нисский. Слово о жизни будущей).

Чем можно помочь душе усопшего?

Можем принести отраду его душе милостынями, молитвами, а паче Бескровной Жертвой, приносимыми за него. Хотя душа преставившегося обретается во временном месте, где удерживается за свои прегрешения, но совершаемые Церковью молитвы о преставившихся могут искупить ее от долгов, и мы, грешные, преставившимся этим споспешествовать можем.

Хочу, чтобы меня похоронили с почестями. Грех ли это?

Святой Феофил предузнал свою кончину и велел послушнику похоронить его так: привязать веревкой за ногу и стащить (волоком) по земле в глубокий овраг. Пред кончиной же он лег на пол, на рогожу и сказал: «Радуюсь я вам, Святые Ангелы, радуюсь я Тебе, Пресвятая Богородица, радуюсь я вам, все святые», - и скончался. Пример этот поучает нас не о пышных похоронах заботиться, а лучше стараться совершать больше добрых дел при жизни.

Должно ли кропить св. водою тело и гроб умершего?

В православном обряде погребения читаем: священник (или если нет его, то мирянин) на дому кропит св. водою тело умершего и ковчег его извне и изнутри и тотчас влагает (тело) в него.

Можно ли поминать в храме умерших вследствие болезни, вызванной пьянством?

Можно, если они были православными и верующими и умерли не от самого пьянства (не упились до смерти).

Можно ли ставить за престол свечи о упокоении?

Для этого есть особое место - канун, туда и должно ставить.

Можно ли на могилу или крест могильный помещать фотографию умершего? Надо ли ухаживать за могилой? Можно ли ставить столики, скамейки, трапезничать?

Ни в коем случае недопустимо помещать фотографию. Благочестивые верующие ставят футляр с иконкой и лампадой. Также нельзя ставить столики, скамейки и трапезничать. Это обычай языческий. Верующие поминают усопших молитвой, некоторые читают «Серафимово правило».

Можно ли на могилу ставить памятник, на котором выбит крест?

На могиле должен быть только крест.

Есть обычай возжигать на могиле свечи или лампадки. Правильно ли это?

Ставить свечи на могиле можно при условии, если эти свечи будут гореть перед иконой, а не перед памятником или фотографией усопшего.

Многие люди в первый день Пасхи ходят на кладбище. Правилен ли этот обычай?

Это современный обычай. Верующие знают, что поминовение усопших начинается после Антипасхи. Сейчас есть и такие обычаи, что проводы покойника без водки не бывают. А пословица народная говорит: «Кто усопших водкой поминает, тот им больших мук уготовляет».

Существует поверье, что до сорокового дня ничего нельзя отдавать из вещей умершего. Верно ли это?

Это - поверье, внушенное диаволом. Наоборот, надо делать добро за усопшего. Жертвовать в монастырь, в церковь вино - кагор (для Св. Таин), муку (для просфор), воск (для свечей), раздавать из вещей умершего, покупать священные книги (и раздавать верующим) до сорокового дня, а не после. Когда надо ходатайствовать за судимого - до суда или после суда? Так и здесь: душа проходит мытарства, совершается суд, надо ходатайствовать за нее: молиться и совершать дела милосердия, а люди этого не делают.

Надо ли оставлять на сорок дней в храме икону, которая была при отпевании на умершем, и куда ее девать потом?

Есть обычай, что икона остается до сорокового дня в храме, а в сороковой (или после) берется домой. В гроб икона не кладется. Об этом пишет святитель Феофан Затворник.

Как часто и в какие лучше дни надо бывать на могилах близких людей и что желательно там делать? Можно ли брать с собой собак?

В дни памяти усопших, если это не отвлекает от храма, а иначе в другой день, посетить могилы. Прочитать из Псалтири 118-ю кафизму или «Серафимово правило». На кладбище, особенно в ограду, где находится храм, брать собак нельзя.

Хорошо ли украшать могилы близких?

Украшение могилы усопших пользы усопшим никакой не приносит, но еще и доставляет вред душам их.

Что важнее в день памяти близких: побывать на кладбище или отслужить обедню в церкви?

Отслужить обедню в храме важнее посещения могил родственников.

Что важнее всего при поминовении усопших: милостыня, панихида, обедня?

Хорошо и приятно усопшему всё; но если усопший мало веровал или без креста умер, то лучше за него милостыня, чем молитва.

Хорошо ли приглашать священника отслужить панихиду на могиле?

Был случай, когда после служения на могиле усопшая явилась родственнице и сказала: «До сих пор на мне как бы камень лежал, а как только ты отслужила по мне литию, так как бы камень с меня сняли».

Слышал, что умершие на Светлой Седмице сподобляются Царствия Небесного. Так ли это?

Может ли священник, за неимением поблизости храма и невозможностью перевозки, совершать отпевание на дому или обязательно в храме?

Конечно, может, но в храм для того приносят усопшего, чтобы о нем помолились на Литургии.

Можно ли в случае смертельной и неизбежной опасности исповедаться человеку, не имеющему священнического сана? Есть ли в этом смысл или это безполезно?

Лучше перед монахом и если человек ранее прибегал к священнику и исповедовался.

В календарях (православных), кроме церковных праздников, юбилейных и памятных дат и др., приводятся дни особого поминовения усопших. А когда нельзя поминать? Я имею в виду поминальные домашние трапезы. Два года назад у меня умер брат, в среду на Страстной неделе. Хоронили, как и положено, на третий день, в пятницу. А первые поминки Церковь разрешила только во вторник после пасхальной недели. Хотелось бы знать, в какие дни нельзя устраивать поминки и как это объясняется. И еще: какие из поминок (девятый день, сороковой день, полгода, год) можно делать, как их называют, встречными, т.е. с переносом на другой день?

Поминальные трапезы устраиваются не по Церковному Уставу, а по обычаю. По Уставу Церкви поминовения, а следовательно, и трапезы не полагаются Великим постом, кроме суббот и воскресений, на Светлой Седмице, в великие праздники. Объясняется это тем, что в дни, когда Церковь призывает к радости праздника, всякая печаль не уместна. Великим же постом не бывает Литургии (кроме Литургии Преждеосвященных Даров), а следовательно, и проскомидии, за которой священник вынимает частицы из просфор [в память усопшего -Прим. ред.], которые в конце Литургии омываются Кровью Христа в Св. Чаше. Постом и трапеза поминальная очень скудная. В последние несколько десятилетий сложилась практика: вместо богослужения многие на Пасху идут на кладбище и устраивают там поминки. Сложился этот обычай вследствие того, что народ отучали от Церкви длительное время. Но так как веру в бессмертие уничтожить невозможно, то и нецерковные люди старались ее в День Светлого Христова Воскресения выразить тем, что шли на кладбища и там общались со своими усопшими так, как это понимали. Церковь же, по традиции, поминает усопших на «Радоницу» - первый вторник после Пасхальной седмицы, а на Пасху призывает к великой радости и не благословляет ходить на кладбище, так как особенно недавняя смерть близких вместо радости повергает человека в печаль: вместо радости - слезы, чего быть не должно. На Пасху лучше помолиться в церкви и дома и порадоваться празднику. Кто не может быть во вторник - в день «Радоницы» - в связи с работой, то более логично побывать на кладбище в первый воскресный день после Пасхи (он еще называется «Сошествием Иисуса Христа в ад»). Девятый день, сороковой и годовщины - нужно поминать в Церкви в эти же дни, а трапезы устраивать - как вам удобно.

Я - пенсионерка, у нас в селе нет церкви. Живу одна, по воскресеньям собираются у меня старухи, как и я. Молимся, читаем молитвослов. Нам нужно знать: при похоронах и на поминках в девятый, сороковой дни, на полгода и год, если поминать, то что читать и в каком порядке?

Обычно за упокой мирян читают Псалтирь. В ней указан и порядок чтений. После нескольких коротких или одного длинного псалма указано: «Слава Отцу и Сыну и Св. Духу, и ныне и присно и во веки веков» и трижды - «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже», а затем: «Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего (имя)». После каждой «Славы» помин повторяется снова. Можно читать помянник, который есть в молитвословах после утренних молитв.

Какое самое важное поминовение для усопших?

Проскомидия - самое важное поминовение, ибо вынутые части за усопших погружаются в Кровь Христову и очищаются грехи сей великой жертвой. Вообще же хороший пример поминовения оставила нам св. праведная Иулиания. Читаем, что когда скончались Василий и Евдокия, она раздала за упокой их души щедрую милостыню, заказала по церквам сорокоусты и в течение сорока дней ставила поминальные столы для монахов, священников, вдов, сирот и нищих, а также посылала обильные подаяния по тюрьмам (есть еще милостыня духовная: раздача духовных книг за усопших).

Скажите, какую молитву, сколько поклонов и в течение какого времени нужно совершать по новопреставленной усопшей?

Должно читать молитву: «Упокой, Господи, душу усопшей новопреставленной рабы Твоея (имя ее) и прости ей всякое согрешение вольное же и невольное», - двенадцать раз с двенадцатью поклонами утром (после утренних молитв), вечером так же (после вечерних молитв), в течение сорока дней.

Все ли усопшие молятся там о нас?

«Очень ошибаются те, которые говорят про умерших: «Они теперь молитвенники за нас». Мертвые уже не молятся, а требуют молитв и забот о их душах от живых; но когда их грехи очищены молитвами, верою и делами живых, тогда только молитва поминовения обращается на пользу душам поминавших. Избавлена бывает воздушных мытарств только та душа, которую Господь сподобил с полной верой причаститься в час кончины или получить христианскую кончину в неделю Светлого Христова Воскресения» (игумения Феофания Говорова).

Что важно во время смерти?

Надо всегда думать о том, чтобы встретить смерть в мире со всеми. Многие этого не знают, поэтому и не придают значения немирствию.

Имеет ли значение для вечной участи умершего внешний обряд погребения?

Знай, что для вечной участи умершего внешность погребения (гроб, венки, почет, музыка, отпевание высшими церковными чинами и пр.) мало имеет значения. Каждый будет судим по делам своим.

Имеет ли для спасения души значение, в чем застанет человека смерть?

Спасение души немало зависит от последних минут жизни. «В чем обрящу, в том и сужду», - говорится в Евангелии.

Чего должно более всего опасаться при приближении смерти?

Отчаяния. Надо помнить, что сказал Господь св. Екатерине: «Грешники, которые при кончине жизни своей отчаиваются в Моем милосердии, больше всего прогневляют Меня и очень Мне не угодны за свой грех, нежели за все иные беззакония и злодеяния свои».

Нужно ли служить панихиды по младенцу?

По младенцу не нужно служить панихид, а довольно поминать на проскомидии; панихиды служатся о прощении грехов, а на проскомидии приносится жертва и о святых вынимаются частицы: погребение младенческое поется - прося не о прощении грехов, но «об упокоении младенца».

Как избавиться от боязни внезапной смерти?

По уверению св. отцов, внезапная смерть не случается с людьми, желающими очистить себя покаянием, хотя бы они по временам и побеждались своими немощами.

Как оправдаться на мытарствах?

Святая Феодора хорошо отвечала, когда ее пытали (на мытарствах). «Ты то и то сделала», -говорили бесы. Она отвечала: «Да, сделала, но каялась и получила прощение, разрешение». Вот самый добрый ответ. Сюда все наше внимание и должно быть обращено. Сперва исповедь, а затем исправление жизни.

Как смотреть на посмертные завещания?

Иные делают разные посмертные распоряжения, завещания, но такая жертва далеко не может равняться с тою, которая делается своими теплыми руками.

Должно ли нам рисковать жизнью или надо сохранять себя от безвременной смерти?

Когда Бог явно не определяет нам смерти или когда смерть наша не приносит пользу ни вере, ни Церкви, ни ближним, ни отечеству, тогда можно ли думать, что Бог «не хотяй смерти грешнику», могущему обратиться, захотел смерти безвременной людям? Читаем, что святитель Афанасий Великий многократно убегал от гонителей, искавших его смерти. Святой Поликарп Смирнский вышел из храмины, угрожавшей падением и по его исходе подавившей многих. Сам Господь заповедал и ученикам Своим не подвергать себя безвременно опасности и, когда будут гнать их в одном каком-либо городе, убегать в другой.

Можно ли брать определенную таксу (деньги) за чтение Псалтири по умершим?

Можно ли молиться за усопших не только Господу, но и Его святым?

Уже известны нам слова от лица умерших на большой панихиде: «Того прилежно мученицы молите долгов разрешение нам даровати». Вообще же Церковь заканчивает заупокойные свои молитвы обращением к Божией Матери.

Что делать, если трепещешь Страшного Судного дня?

Если ты, душа христианская, воистину трепещешь Страшного Судного дня и ищешь помилования у Господа, то страхом Суда Божия возбуди в себе твердую решимость покаяться и жить для одного Господа в благочестии и чистоте, и в свидетельство своей искренности понуди себя, на первый раз, благоговейно провести наступающую седмицу, в благочестивом размышлении, в воздержании и молитвенном приготовлении к подвигам приближающегося поста, как того требует Св. Церковь.

Если в этом деле останавливают и соблазняют тебя обыкновенные мирские мысли, из-за которых большая часть людей остается в нераскаянности и беспечности, то опять противопоставь им образ Страшного Суда - и соблазны исчезнут.

Все ли дела человека на Страшном Суде будут исследованы?

Приити бо имать Сын Человеческий во славе Отца Своего со Ангелы Своими, и тогда воздаст комуждо по деянием его (Мф. 16: 27); когождо дело явлено будет: день бо явит, зане огнем открывается: и когождо дело, якожеесть, огнь искусит (1 Кор. 3: 13);яко все творение приведет Бог на судео всяцем погрешении, аще благо и ащелукаво (Еккл. 12: 14). По сих востанет и воздаст им, и воздаяние их на главу их воздаст (Сир. 17: 19). Не думай, чтобы я, говоря о суде, внушал ложный страх подобно кормилицам, которые, чтобы удержать детей от плача, имеют обыкновение пугать их вымышленными рассказами. О суде говорит неложное учение. Итак, будь уверен, что все дела, совершенные тобой в продолжение жизни, будут исследованы.

Кто должен более бояться Страшного Суда?

Будет ли наша будущая жизнь лучше настоящей?

Будущая наша жизнь несравненно будет превосходнее настоящей.

«Сила, поддерживающая жизнь души, будет там не совокупность чего-либо твердого и жидкого, но ведение Божественной природы, общение с истинным и Святым Духом. Там нет ни горестей сиротства, ни несчастий вдовства, ни тех разнообразных болезней, кои терзают наше тело. Там не завидуют счастливым, не презирают несчастных... Там, в оном народе душ, царствует совершенная справедливость прав и законов и высочайшая мирная свобода; ибо там каждый имеет то, что еще здесь приготовил себе по собственному произволу и выбору. И если кто, по неблагоразумию, приготовил себе худшее вместо лучшего, - смерть не виновата; ибо всякий имеет здесь власть избрать себе то, чего ему хочется» (святитель Григорий Нисский. Слово о жизни будущей).

Чем можно помочь душе усопшего?

Можем принести отраду его душе милостынями, молитвами, а паче Бескровной Жертвой, приносимыми за него. Хотя душа преставившегося обретается во временном месте, где удерживается за свои прегрешения, но совершаемые Церковью молитвы о преставившихся могут искупить ее от долгов, и мы, грешные, преставившимся этим споспешествовать можем.

Хочу, чтобы меня похоронили с почестями. Грех ли это?

Святой Феофил предузнал свою кончину и велел послушнику похоронить его так: привязать веревкой за ногу и стащить (волоком) по земле в глубокий овраг. Пред кончиной же он лег на пол, на рогожу и сказал: «Радуюсь я вам, Святые Ангелы, радуюсь я Тебе, Пресвятая Богородица, радуюсь я вам, все святые», - и скончался. Пример этот поучает нас не о пышных похоронах заботиться, а лучше стараться совершать больше добрых дел при жизни.

Должно ли кропить св. водою тело и гроб умершего?

В православном обряде погребения читаем: священник (или если нет его, то мирянин) на дому кропит св. водою тело умершего и ковчег его извне и изнутри и тотчас влагает (тело) в него.

О духовном чтении и понимании

Священного Писания

Сейчас очень большое количество православной литературы. Какую лучше литературу читать, чтобы избежать ошибок и заблуждений (богословскую, современную, святоотеческую и пр.), или вообще лучше ограничиться только чтением Священного Писания?

Священное Писание написано Святым Духом через пророков и апостолов, и Тот же Святой Дух через св. отцов разъяснил нам, как правильно понимать его. Все еретические веры произошли от неправильного понимания Св. Писания. Только одни св. отцы правильно разъясняют нам Св. Писание.

Как должно толковать Священное Писание?

«Не дерзай сам истолковывать Евангелие и прочие книги Священного Писания. Святой Дух истолковал его через св. отцов. И бывает слово Божие, слово спасения, для дерзких толкователей его волею в смерть, мечом обоюдоострым, которым они заколают сами себя в вечную погибель», - говорит нам святитель Игнатий Брянчанинов. Св. Писание могут понять правильно только чистые сердцем; они разумеют волю и намерение Божие в Писании, а людям с неочищенным от страстей сердцем оно послужит камнем преткновения. Посему нам надо читать творения святых отцов, в которых они изъясняют смысл Св. Писания.

Что, в частности, можно посоветовать почитать для новоначальных православных?

Закон Божий, толкование Св. Евангелия, наставления о духовной жизни.

Книги «Спутник христианина», «Духовный цветник», «Училище благочестия», «Духовные посевы», «Пролог» священника Гурьева.

У некоторых есть мнение, что чтение духовных книг может заменить церковные службы. Так ли это?

Чтение Божьего слова - что хлеб, а молитва - что вода живая для души. Может ли хлеб заменить воду или вода - хлеб? Нужно то и другое.

Великий старец, преподобный Амвросий Оптинский, на такое же заявление отвечал: «Ты не понимаешь, но зато бесы прекрасно понимают и бегут прочь. Читай пока не понимая, а когда-нибудь и понимать начнешь».

Изменил ли Иисус Христос закон, данный Богом Моисею? Вообще-то на этот вопрос я нахожу ответ в Библии в Святом благовествова-нии от Матфея: гл. 15, ст. 17: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков. Не нарушить пришел Я, но исполнить». Почему же в церквах почитают воскресенье - первый день недели, а не субботу - седьмой день, как заповедал нам Бог?

Внимательно читая Евангелие, вы увидите, что очень многие положения Ветхого Завета (Моисеева Закона) вызывали особое отношение к ним Иисуса Христа. Посмотрите, как Он обличал фарисеев и законников за их внешнее почитание обрядов и законов Моисея. Когда Он говорил, что пришел исполнить закон, Спаситель тут же пояснял, каким образом нужно исполнять эти законы. «Вы слышали, - говорил Он, - что сказано древним: не прелюбодействуй. Я же говорю вам, что всякий, кто воззрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействует с ней в сердце своем», и т.д. Кроме того, из книги Деяний апостолов мы знаем, как апостолу Петру было видение пищи, которую по Моисееву закону было запрещено принимать, как нечистую. Однако апостолу было сказано: «Что Бог очистил, того не почитай нечистым» (см. гл. 10 Деяний апостолов). Можно привести еще много мест из Священного Писания, Нового Завета, где сказано, что многие положения Ветхого Завета не обязательны для христиан. Из церковной истории мы знаем, что уже в I веке христиане собирались для молитвы не в день субботний, а в день недельный, т.е. в день Воскресения Христа из мертвых, потому что это событие стало центральным для всякого верующего во Христа: Если Христос не воскрес, то тщетна вера наша, тщетно и исповедание наше, - писал апостол Павел к христианам Коринфа (1 Кор. 15: 14). Поэтому суббота и была заменена воскресеньем.

Есть ли литература, где описано, что означает каждая икона? Что означает икона Божией Матери «Одигитрия», «Владимирская» и т.д.? Есть ли икона «Казанская»? Мой племянник родился 21 июля - на «Казанскую», недавно принял крещение, ему будет 24 года; я советую купить ему икону «Казанскую». Права ли я?

Об иконах Богоматери сообщается довольно полно в книге, которая называется «Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание Ее чудотворных икон», - она постоянно переиздается издательством «Благовест». «Одигитрия» в переводе с греческого означает «Путеводительница». «Владимирская» икона по преданию написана святым апостолом и евангелистом Лукой, принесена к нам из Византии. Первоначально находилась в г. Владимире (откуда и название), затем была перенесена в Москву. Здесь было совершено от нее множество чудес. В частности, она спасла Москву от нападения Тамерлана. В настоящее время находится в Третьяковской галерее. Патриархия ходатайствует о том, чтобы этот образ занял прежнее место в Успенском Соборе Кремля. «Казанская» икона обретена неподалеку от г. Казани. Была в войске Минина и Пожарского при освобождении г. Москвы. Очень почитаемая всероссийская святыня. Будет хорошо, если вы подарите ее своему племяннику.

Почему в Библии нигде не встречается слово «ад»?

Вас неправильно информировали. «Ад» в Библии встречается неоднократно. «Ад» (евр. шеол) встречается в книге Бытия (37, 35), в книге Чисел (16, 30-33), в книге Псалмов (15, 10) и др. В буквальном переводе с греческого языка, ад означает место, лишенное света. В христианском учении под этим словом разумеется духовная темница, т.е. состояние духов, грехом отчужденных от лицезрения Божия и соединенного с Ним света и блаженства (см. Иуд. 1: 6).

Христианство всегда утверждало и утверждает, что Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых (Лк. 20: 38). Ф. М. Достоевский писал в своем дневнике: «Без веры в свою душу, в ее бессмертие бытие человека неестественно, немыслимо, невыносимо». Если нет загробной жизни, то вся наша жизнь бессмысленна. Многие современные ученые не только признают загробную жизнь, но даже занимаются проблемами бессмертия, исследуя опыт людей, переживших клиническую смерть.

Как понять, что в одном месте в Библии написано: «наказываю детей за грехи отцов до четвертого поколения», а в другом, что дети не несут ответов за грехи отцов?

Ответ на ваш вопрос дан в 18 главе книги пророка Иезекииля. Читайте внимательнее Библию; там еще есть разъяснения.

Почему есть такие противоречия: «возлюбите друг друга» и «благословенны миротворцы», а в другом месте: «Не мир Я принес вам, а меч», «Я пришел восстановить человека против его отца, дочь против ее матери и т.д.»?

Да, христианство - это религия любви, и не вина Иисуса Христа, что многие не смогли принять Его вероучение. Его Самого, не имевшего греха, предали истязаниям и позорной смерти на Кресте. Словами: «Не мир Я принес вам, а меч», Он предсказывал, как мир часто будет ненавидеть всех верующих в Него. И не вина мучеников, верующих во Христа, что даже родители истязали их (см. житие святой Варвары-великомученицы), а беда мучителей, что они не восприняли это учение любви и желали силой истребить его.

Как понимать слово «блаженны», именно «блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное»? Какие нищие духом и почему?

«Блаженны» - значит счастливы. Счастливы нищие духом - это те люди, которые осознают себя находящимися только в начале духовного движения к Царствию Небесному, сознают, что имеют недостаток собственных сил для достижения духовных дел и им требуется Божественная помощь. У таких людей всегда стремление к идеалу святости. Им чужда фарисейская самоудовлетворенность, которая порождает косность и застой и конец совершенствования. Поэтому «нищие духом» недалеки от достижения Царствия Небесного, а это есть величайшее счастье.

Я слышала, что в Библии сказано: «Пей из сосуда своего, и будешь долго жить и не болеть». Но почему-то я в Библии этого не прочла. Дело в том, что я лечусь уриной - больны ноги. Правильно ли я поступаю? Библия у меня американская, каноническая, в переводе, но крестик на обложке нехристианский. Может, не следует ее читать или в принципе они одинаковы?

Текст Библии звучит так: Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя... Источник твой да благословен - и утешайся женою юности твоей (Притчи Соломоновы, гл. 5, ст. 15-20). В вашей Библии этой книги нет, так как ваша Библия содержит только канонические книги. Читать ее можно, но в ней не хватает одиннадцати книг. Сегодня появились новые переводы, по крайней мере Нового Завета, Евангелия, которые верующих вводят в сомнение. Там действительно есть тексты, которые православные не принимают. Поэтому старайтесь приобретать Библию, которая напечатана с текста, одобренного Священным Синодом.

Почему в одном из четырех Евангелий дается родословная Христа по Иосифу, тогда как считается, что Иисус родился от Марии без мужского семени и, значит, родословную нужно описывать Марии, а не Иосифа?

В Евангелии от Луки действительно написано, что Иисус, «как полагали, был сыном Иосифовым». Однако в Александрийском Кодексе - тексте - дается пояснение этой родословной: «И был (точнее будучи) сын, как полагали Иосифов - (на самом деле) - Илиев». Но кто же такой Илий? По наиболее вероятному предположению, это был отец Пресвятой Девы Марии. Сама Она, по обычаю еврейскому, не вводится в число членов родословия Христа, но зато евангелисту было очень важно указать, что Христос по плоти являлся настоящим потомком Давида, что он и делает, давая родословие отца Марии и показывая, что Мария действительно происходила от Давида. Евангелист Лука ведет, таким образом, родословие Христа через Его деда по матери и в восходящем порядке. Так как предание называет отца Марии не Илием, а Иоакимом, то в объяснение этого можно припомнить обычай иудеев носить по два имени - одно, данное при рождении, и другое, принятое по случаю какого-нибудь необычайного события в жизни человека (см. Толковую Библию).

В Ветхом Завете читаем: «И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на востоке от Едема. И познал Каин жену свою: и она зачала и родила Еноха. И построил он город: и назвал город по имени сына своего Енох» (Бытие, гл. 4, 16-17). Мой вопрос: «Кто является женой Каина? Если она являлась дочерью Адама и Евы и имя ее не упоминается, то как не возникла проблема кровосмешения?»

Жена Каина действительно была дочерью Адама и Евы. В первые века после сотворения человека вопрос о кровосмешении и не возникал, потому что главной была заповедь о размножении рода человеческого. Об этом говорят и святитель Иоанн Златоуст и блаженный Феодорит. При умножении рода человеческого необходимость браков в близком родстве отпадает. А в законе Моисеевом - уже считается большим грехом (см. книгу Второзаконие, 27 гл., и книгу Левит, 18 гл.). Хотя в истории Лота и рассказывается, как его дочери обманом вошли к своему отцу и зачали от него, толкователи Библии говорят, что поступили они таким образом потому, что считали, что все человечество погибло, и они не ради удовлетворения страсти так поступили, а ради продолжения рода человеческого.

Не могли бы вы истолковать в Псалтири церковные произношения, например, иерей, тропари, икос, ирмос, клирицы?

В современных молитвословах довольно часто помещаются краткие словарики, где вы можете найти перевод непонятных слов. Рекомендую приобрести «Словарь русского языка» Даля. Иерей - священник (греч.), архиерей - старший священник или епископ. Тропарь - краткое песнопение, посвященное празднику или святому. Кондак и икос - также специальные песнопения, только кондак - короче, а икос - длиннее. Кондак - это тема, а икос - развитие темы. Из кондаков и икосов составлены акафисты - более обширные церковные песнопения, посвященные праздникам, иконам и т.д. Ирмос - греческое название песен канона (буквальный перевод - связываю, соединяю). Ирмос есть образец, по которому составлены все прочие тропари той же песни. Зная напев ирмоса, всегда можно правильно петь все тропари; поэтому-то ирмос полагается в начале всякой песни канона. Клирицы (церковнослав.), клирики (от слова клир) - служители церкви.

Не беру ли я грех на душу? Набираю книг, а читать - времени очень мало. Работаю, хозяйство, летом огороды - и до пенсии еще им долго лежать.

Хотя сегодня и очень трудно жить и не всегда есть время читать, но если мы забросим свою духовную жизнь до пенсии, вот этим мы действительно грешим, потому что Господь никому из нас не обещал, что мы завтра будем жить. Он сказал, что примет наше покаяние в любой момент. Но мы сами себя очень обедняем, ничего не читая. Ведь даже в правила христианина входит не только чтение молитв, но и духовное чтение. Время поста - это время, когда мы особенно должны усилить свои духовные упражнения, в том числе и чтение Нового Завета и других духовных книг.

Какие книги Церкви относятся к Священному Писанию?

Объясните, как понимать евангельские слова: «Кто постыдится Меня в роде сем прелюбодейном, того и Я постыжусь»? Если я стыжусь перекреститься (на храм, когда сажусь есть, трогаюсь в путь и т.п.), - это обо мне?

Да, мы не должны стыдиться исповедовать имя Христово крестным знамением; несниманием нательного креста в общественной бане или идя к врачу; беседами о святом и добром; не должны постыдно молчать, когда попирается вера православная, а мы часто стыдимся исповедовать веру во Христа из-за ничтожных обычаев света, из малодушного страха прослыть между знакомыми отсталыми, фанатиками, как обычно именуют люди «мира сего» тех, кто хочет честно относиться к своим христианским обязанностям; не должны бояться перекреститься до и после обеда, благоговейно обнажить голову, проходя возле храма, стыдиться украшать свои жилища св. иконами.

Чтобы чтение Священного Писания было полезно, надо: 1) перед чтением призвать благодать Духа Святого в помощь себе; 2) читать неспешно, повторяя несколько раз то, что непонятно для тебя; 3) не стараться прочитать сразу много; 4) остерегаться чтения разнокнижного.

Не пренебрегайте псалмами, потому что они отгоняют от души лукавых духов и вселяют в нее Святого Духа. «Чтением Псалтири и милостынею душа очищается от грехов», - говорил затворник Георгий Задонский.

Жития святых лучше для начинающих; писания отеческие - для средних; Божие слово - для совершенных. Пред чтением надо упразднить душу от всего, обратиться молитвенно к Богу. Читаемое следить со вниманием и складывать в сердце. Что не дошло до сердца, на том стой, пока дойдет. Читать должно весьма медленно. Прекратить чтение, когда душа не хочет уже читанием питаться, - сыта, значит. Если поразит душу какое место, стой на нем и не читай далее. Лучшее время для слова Божия - утро, житий святых - после обеда, св. отцов - незадолго пред сном. Есть такие тексты Св. Писания, которые возгревают дух, действуют на сердце и вызывают умиление и слезы. Такие места надо выписывать и хранить на случай нужды, для возбуждения
(старец Адриан Югский) .

Надо ли каждый раз заново слушать слово Божие, поучения, ибо я слушаю, а не исполняю; не делаю то, чему оно учит?

«Слушай, хотя бы ты и не делал, потому что от слушания доходят и до делания. Хотя бы ты и не делал, но будешь стыдиться за грех, хотя бы и не делал, но переменишь образ мыслей; хотя бы и не делал, но будешь осуждать себя за то, что не делаешь»(святитель Иоанн Златоуст"^.

Как понимать апостольские слова: «Суд без милости не сотворшему милости»?

Ночью пришел ко мне о. Никита, недавно умерший, - рассказывал валаамский старец, - а я его и спрашиваю:

А как вы, батюшка, проходили мытарства? - Ох, тяжело на мытарствах всем человекам - отвечал он. - Хорошо, кто добрый и милостивый, тогда и суд ему на мытарствах бывает снисходительный, а кто злой и жестокий, тому и судии поставляются лютые и злобные. Кто как на земле живет и проходит свою жизнь, так все там и спрашивают по его делам и жизни на земле.
Полезно ли читать Св. Писание?

«Чтение Писания - великая защита от греха» (святитель Епифаний Кипрский).

Необходимо ли покупать душеполезную литературу?

«Приобретение христианских книг для имеющих средство к такому приобретению - необходимо; одно зрение этих книг останавливает в нас стремление ко греху, возбуждает в нас стремление к добродетели» (святитель Епифаний Кипрский).

В разных странах человеку свойственно посещать могилы своих предков. Но только у русского человека отношение к кладбищу, к могилам самое трепетное. Как писал Пушкин:

Два чувства дивно близки нам -

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Заметим, что кладбище, происходит от слова клад, получившегося в свою очередь от глагола класть, полагать лежа. Но в то же время, как известно клад - слово означающее нечто ценное, зарытое в землю. Причем зарытое до поры. Так и слово кладбище означает, что на нем до поры зарыто сокровище - тело православного христианина, которое непременно восстанет в день всеобщего Воскресения. Русское кладбище - это не некрополь, как модно стало говорить. Некрополь - означает город мертвых, а согласно православию - у Бога мертвых нет. Потому русское кладбище - место, где усопшие /заснувшие на время/ люди покоятся в ожидании воскресения. Вот почему наш народ относился к кладбищу, к могиле своих предков, как к священному месту.

К сожалению, такое понятие сегодня во многом утрачено. Но в генетической народной памяти оно осталось. Об этом говорит то, что даже невоцерковленные люди стремятся посещать могилки родных или близких. У Бога мертвых нет… И наш народ приходит к усопшим родным, как к живым, как на свиданье. Люди предаются воспоминаниям, размышляют о своей жизни и стараются хоть как-то почить память усопших. Ухаживают за могилкой, поновляют кресты, надгробия и памятники. И это неплохо. Однако нам надо знать, что усопшим не станет легче от того, что их могилы ухожены, не забыты. Им не станет легче и от наших размышлений о них, от пожелания «да будет тебе земля пухом». Да и разве такое пожелание лучше молитвы-просьбы «Со святыми упокой Господи душу усопшего раба Твоего…»

Когда мы ухаживаем за могилкой, то проявляем свое почтение, свою любовь к усопшему неким делом. Конечно же, это хорошо. Могилы умерших, близких нам людей являются отражением нашей души. Аккуратная и ухоженная, она выражает нашу любовь, память. Но ведь внешнее проявление любви для души усопшего практически ничего не значит. А вот молитва есть самое великое дело, которое мы можем свершить в память покойного, есть самое глубокое проявление нашей любви к нему. При молитве и душа молящегося получает умиротворение и душа усопшего. А без молитвы на кладбище может возникнуть у вас тоска и даже уныние. А это, в свою очередь почувствует душа покойного и тогда о каком ее покое можно говорить?

Очень хорошо о смысле молитвы за усопшего сказал старец нашего времени архимандрит Кирилл (Павлов). «Часто смерть поражает человека внезапно, и он, не принеся никакого покаяния, также отходит со грехами. Сам он уже не может помочь себе никакими средствами. Изменить свою участь человек может только, когда он жив, творя добрые дела и моля о своем спасении ко Господу. Вот в таких-то случаях молитва за усопших весьма необходима и доставляет им величайшее благодеяние.

Придёт время, когда мы увидимся с ними. Как же радостно будет услышать от них слово благодарности за молитву! Они скажут: "Вот ты помнил меня, не забыл меня и помог мне во время нужды моей. Благодарю тебя". И напротив: как горько будет услышать упрек тому, кто не молился за умерших! "Вот ты не вспоминал обо мне, не молился обо мне, не помог мне в час нужды моей, упрекаю тебя".

Состояние усопших подобно положению человека, плывущего по очень опасной реке. Молитва за усопших - это как бы спасательный канат, который бросает человек утопающему ближнему. Если бы каким-нибудь образом перед нами отворились врата вечности и мы увидели бы эти сотни, тысячи миллионов людей, рвущихся к мирному пристанищу, - то какое бы сердце не поразилось и не сокрушилось при виде своих единоверных и единокровных близких, без слов взывающих к нашей молитвенной помощи!»

Лучшая молитва за усопших - это соборная молитва всей Церкви. Поэтому, прежде чем посетить кладбище, кому-либо из родственников следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами).

Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой. После литургии нужно отслужить панихиду.

Когда же посещаете кладбище, надо зажечь свечку на могиле. А поскольку свеча часто задувается ветром, то для нее следует иметь специальный закрытый подсвечник, который продают непосредственно в прикладбищенских православных лавках, либо в православных магазинах. Можно порекомендовать обратиться в православный интернет-магазин «Зерна», где имеется большой выбор таких подсвечников. Имеются в нем и специальные фонари для возжигания свечей. Такие фонари традиционно использовали наши предки. Возобновление такой традиции способствует уважительному отношению к православной культуре возжигания свечей на кладбище. Особенно пригодится такой фонарь, когда на могиле близкого человека свершается лития.

Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. Если же сделать это по каким-либо причинам трудно, то можно и самому свершить краткий чин, по книге "Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище". А можно помолиться даже и своими словами. Ведь главное в молитве - это наше сердечное расположение, искреннее обращение к Богу об упокоении души близкого человека.

Затем прибрать могилу и предаться воспоминаниям о покойном. Но не таким, которые оскорбляют его память, а таким, которые подвигают нас на душеполезные размышления.

Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку на могилу - этим оскорбляется память покойного. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба "для усопшего" является пережитком язычества. Не надо оставлять на могиле никакую еду, лучше отдать ее нищему или голодному. Архиепископ Иоанн (Максимович) так говорил об этом: «Родные и близкие усопших! Делайте для них то, что им нужно и что в ваших силах. Тратьте средства не на внешние украшения гроба и могилы, а на помощь нуждающимися, в память усопших близких, на церкви, где возносятся о них молитвы».

К сожалению, внешние украшения могил становится все более распространенным. Но присмотритесь к разным могилам и вы увидите, что простой крест на могильном травяном холмике с живыми цветами смотрится естественно, вызывает чувство умиротворения. Потому что крест на могиле православного христианина напоминает нам о том, что у Бога нет мертвых, что все усопшие когда-то воскреснут. Вот почему он вызывает умиротворение.

А вот могила придавленная гранитом и громадной глыбой памятника вызывает тяжелое чувство. Не оттого ли у таких могил часто слышатся рыдания вместо молитв, пьют водку за то, чтобы земля покойному была пухом, потом опять рыдают и уходят придавленные тоской, как гранитом, которым придавлена могила.

Крест, будь он из металла или из дерева, более приличествует месту упокоения православного христианина, нежели дорогие монументы и мраморные надгробия. Но, конечно же, решение этого весьма деликатного вопроса - дело личное и решается каждой семьёй индивидуально.

"Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц - нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага", - говорил святитель Иоанн Златоуст.

Вот почему так душеполезно сделать пожертвование на храм или дать милостыню бедным с просьбой помолиться об усопшем рабе Божьем, называя его имя. Хорошо принести продукты для поминовения в церковь, специальное место для этого - канун. Обычно покупают крупы, конфеты в коробках, сок, красное вино, растительное масло, яйца, макароны. Эти продукты потом передаются нуждающимся и будут жертвой, принесенной за усопшего.

Однако, как уже говорилось выше прежде всего необходимо самим молиться за усопших. Это самое главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.

Чувства