Основы маршевой подготовки автомобильных подразделений литература. Подготовка водителей

Система обучения командиров, штабов и личного состава подразделений, частей и соединений организации и совершению марша. В РВСН организуется и проводится в ходе боевой подготовки в ракетных полках (рп), частях и подразделениях тыла [баз тылового обеспечения (бто), отдельных эксплуатационно-ремонтных групп (орэг) и др.] и специальных войск [технических ракетных баз (трб), ремонтно-технических баз (ртб), баз регламента средств связи (брсс) и др.] и штабов соединений.

М.п. командиров и офицеров штабов включает: изучение руководящих документов по организации и совершению марша, маршевых возможностей войск; тренировки в изучении полученной задачи, оценки обстановки и принятию решений на марш, планирование марша, доведение задач до войск, организации взаимодействия; морально-психологическую подготовку личного состава к маршу, всестороннее обеспечение и управление войсками при подготовке и в ходе марша и др. Обучение организации марша осуществляется в системе командирской подготовки, на штабных тренировках, командно-штабных и тактических учениях и др.

М.п. личного состава подразделений (частей и соединений) заключается в приобретении ими знаний, умений навыков по выполнению своих задач при подготовке и в ходе марша и включает: тренировку в погрузке (посадке) на боевые [автономные пусковые установки (АПУ) и др.] или транспортные [боевые машины дежурных сил (БМДС)] машины (агрегаты) и выгрузке (спешивании) с них; отработке порядка движения и дисциплины марша, мер безопасности в движении, ведении наблюдения и передачи команд (сигналов); действий при развертывании агрегатов (машин) на полевых боевых стартовых позиций (БСП) или (полевых позиций (ПП), учебных полевых боевых стартовых позиций (УПБСП) и др.) и приведении их в готовность к выполнению задач по предназначению; действий при нападении воздушного и наземного противника, террористических и экстремистских групп (формирований); действий при преодоления зон заражения, районов разрушений и пожаров, различных препятствий, минных полей и водных преград, а также в составе органов охранения, разведки и т.д.

Особое место в М.п. соединений и воинских частей РВСН занимает обучение механиков-водителей многоосных агрегатов. Она слагается из технической подготовки, вождения и тактической подготовки. На занятиях по технической подготовке изучают материальную часть машин, порядок подготовки их к движению, запуска двигателя, его прогрева для работы в эксплуатационных режимах, заправки топливом и маслом, охлаждающей жидкостью; порядок разворачивание (сворачивания) агрегатов в боевое (походное) положение; в правила пользования различными приборами управления; меры безопасности при эксплуатации машин, порядок проведения контрольного осмотра, выявления и устранения неисправностей и др. На занятиях по вождению в соответствии с требованиями курса вождения и программ боевой подготовки отрабатываются задачи и нормативы, рассчитанные на приобретение навыков вождения в различных условиях: основы и правила движения машин, преодоления сложных препятствий, вождение с приборами ночного видения, погрузка на переправочные транспортные средства и выгрузка с них, само вытаскивание и буксировка машин, выполнение нормативов по технической подготовке. Навыки практического вождения совершенствуются в ходе тактических занятий и учений, стрельб и др. мероприятий связанных с эксплуатацией боевых машин, в ходе которых механики-водители рп СПУ обучаются действиям при выполнении боевой задачи личным составом рп (рдн, гпп) в ходе совершения марша.

Для РВСН характерна значительная первичная подготовка механиков-водителей многоосных агрегатов на базе шасси МАЗ в учебных центрах. С вновь назначенными водителями после тренировок (отработки упражнений курса вождения) в вождении одиночных машин в составе подразделений проводятся 100- и 500 км. марши. На занятиях по тактической (тактико-специальной) подготовке механики-водители (водители) совершенствуют навыки вождения машин в колонне, выдерживания дистанции и заданной скорости, прохождения населенных пунктов, мостов, теснин и др. узких мест, преодоления различных препятствий и минных полей, развертывание из колонны в предбоевой и боевой порядок, действий на привалах, вынужденных остановках, при нападении воздушного противника и диверсионных групп и др. Важным условием высокой М.п. войск является повышение квалификации механиков-водителей (водителей), так для механиков водителей АПУ и др. многоосных агрегатов на базе шасси МАЗ, введено категорирование (1-5 категории). (См. рис.).

Значительное место в М.п. отводится занятиям с формированиями (отряд восстановления боевой готовности, аварийный отряд и др.) назначаемых от специальных войск и тыла при выводе последних в назначенные (полевые) районы. В ходе подготовки этих подвижных формирований совершенствуются навыки личного состава в согласованных действиях во время движения с решением тактических, огневых и специальных задач, а также их готовности выполнять задачи по предназначению в границах позиционного района соединения.

Первой ступенью слаживания подразделений, являются тактико-строевые занятия. На них отрабатываются техника выполнения приемов и способов действий в различных условиях совершения марша, а командиры и штабы приобретают практические навыки в управлении подчиненными подразделениями. Основной и наиболее эффективной формой М.п. являются тактические учения и маневры, на которых все вопросы подготовки и совершения марша решаются комплексно.

В ходе М.п. проводится обучение обеспечивающих подразделений, прежде всего выделяемых для несения комендантской службы.

Показателем высокой М.п. частей и подразделений соединений РВСН является прибытие совершающих марш формирований, подразделений, частей в назначенный район своевременно, в полном составе и готовности к немедленному выполнению боевой задачи.

Общие положения
Марш - это организованное передвижение подразделений и частей на штатных средствах (БМП, БТР, танк, автомобиль) или в пешем порядке (на лыжах) в колоннах по дорогам и колонным путям. Подразделения всегда должны быть готовы к маршу на большие расстояния в условиях угрозы применения противником оружия массового поражения, воздействия его авиации, воздушных десантов и разведывательно-диверсионных групп, радиоактивного, химического и бактериологического заражения, разрушения дорог и переправ. Марш может совершаться в предвидении встречного боя с противником или вне угрозы столкновения с ним, как правило, ночью или в других условиях ограниченной видимости.
В любых условиях подразделения, совершающие марш, должны прибыть в указанный район своевременно и в полной боевой готовности. Марш, совершаемый в пешем порядке, требует от личного состава подразделений большого физического и морально-психологического напряжения. При совершении марша на БМП, БТР, танках и автомобилях наибольшую нагрузку получают механики-водители (водители).
Мотострелковые подразделения чаще всего совершают марши на БМП, БТР и автомобилях. Продолжительность марша может достигать нескольких суток. Величина суточного перехода зависит от проходимости дорог, рельефа местности, средней скорости движения и физических возможностей водителей боевых и транспортных машин, их способности выдерживать напряжение марша, сохраняя полную боеготовность, и других условий. Марш в пешем порядке (на лыжах) подразделения совершают на небольшие расстояния со средней скоростью движения 4-5 (5-7) км/ч.
Дистанция между подразделениями и машинами на марше может быть 25-50 м. При движении по пыльным дорогам, в гололед, по дорогам, имеющим крутые подъемы, спуски и повороты, а также при движении на повышенных скоростях дистанция между машинами увеличивается. V
Для своевременного начала марша подразделениям назначается исходный рубеж (пункт). Чтобы обеспечить организованность передвижения подразделений и иметь возможность регулировать скорость движения колонн и таким образом добиться своевременного их прибытия в указанный район, назначаются рубежи (пункты) регулирования.
Для сохранения сил личного состава, проверки состояния материальной части, технического обслуживания и дозаправки машин в ходе марша назначаются привалы, а при совершении марша на большие расстояния (более одного суточного перехода), кроме того, дневной (ночной) отдых. Если марш совершается в пешем порядке, привалы назначаются продолжительностью 10 минут через каждые 50 минут движения. Привал продолжительностью до двух часов назначается в начале второй половины пути. Дневной (ночной) отдых обычно назначается после дневного (ночного) перехода.
Подготовка личного состава и техники взвода (отделения) к маршу
Мотострелковый взвод (отделение) обычно совершает марш на БМП, БТР, автомобиле, а на небольшие расстояния - в пешем порядке или на лыжах.
Подготовка личного состава и техники к маршу начинается с получением распоряжения на марш. Боевой приказ на марш командир взвода отдает всему взводу, В приказе он указывает сведения о противнике, задачу взвода, маршрут движения, построение колонны, дистанцию между машинами, скорость движения; организацию противовоздушной обороны; время готовности к маршу и заместителя. При организации взаимодействия определяются порядок наблюдения, места возможной встречи с противником и порядок действий при встрече с ним, при налете авиации, применении противником зажигательного оружия; сигналы оповещения, управления и взаимодействия.
Командир отделения, организовав подготовку личного состава и машины к маршу, проверяет знание солдатами полученной задачи, сигналов оповещения, управления, взаимодействия и порядок действия по ним, назначает наблюдателя. Затем он, проверив выполнение работ механиком-водителем (водителем) и наводчиком-оператором (наводчиком) и убедившись в готовности БМП (БТР) и личного состава к маршу, докладывает командиру взвода.
Порядок совершения марша
Время прохождения взводом (отделением) исходного рубежа (пункта) считается началом его марша. На марше соблюдается порядок и ведется непрерывное наблюдение за сигналами командира, за местностью, за впереди и позади двигающимися машинами, за воздушным противником. Обо всем замеченном наблюдатели докладывают своему командиру.
Движение осуществляется по правой стороне дороги. Левая ее сторона остается свободной для встречного, движения. Ночью машины двигаются с использованием приборов ночного видения и светомаскировочных устройств.
При вынужденной остановке машины отводятся на правую обочину дороги. После устранения неисправности они пристраиваются к проходящей колонне. Место в колонне своего подразделения машины занимают на очередном привале. Обгон колонн в движении запрещается.
По сигналу оповещения о воздушном противнике взвод (отделение) продолжает движение. Люки БМП (БТР) закрываются, а личный состав переводит противогазы в положение «наготове». Огневые средства, предназначенные для ведения огня по низко летящим самолетам, приводятся в готовность. В этом случае люк БМП (БТР) не закрывается. Нападение воздушного противника отражается огнем по команде командира.
По сигналам оповещения о радиоактивном, химическом или бактериологическом заражении личный состав взвода (отделения) надевает респираторы (противогазы) и продолжает движение. Зоны заражения взвод (отделение) преодолевает на максимальной скорости. При этом в БМП (БТР) закрываются люки, бойницы и жалюзи. После выхода из зоны заражения, обычно на\" привале, проводится частичная специальная обработка.
При применении противником зажигательного оружия в БМП (БТР) закрываются люки и жалюзи. После выхода из района пожара во взводе (отделении) организуется тушение очагов огня на машинах и оказывается помощь пострадавшим.
На привале построение колонн подразделений не нарушается. Машины останавливаются на правой обочине дороги на установленной дистанции, но не ближе 10 м одна от другой. Личный состав взвода (отделения) по команде командира выходит из машины и располагается для отдыха справа от дороги. В машинах остаются наблюдатели и дежурные пулеметчики. Огневые средства, предназначенные для отражения воздушного противника, находятся в готовности к ведению огня. На привале осматриваются машины и устраняются неисправности.
В районе дневного (ночного) отдыха взвод (отделение) сходит с дороги и располагается в указанном месте вдоль маршрута движения, используя местность для маскировки и укрытия. Здесь. командир взвода (отделения) организует обслуживание машин, обеспечение горячей пищей и отдых личного состава, а при необходимости и просушку обмундирования и обуви.
Марш в пешем порядке взвод (отделение) совершает по дороге или по обочине. При этом каждый солдат занимает в. строю определенное место, соблюдая установленные дистанцию и интервал. С разрешения командира можно идти вольно, а в летнее время расстегнуть воротник, обшлага и периодически снимать головной убор. В движении необходимо строго соблюдать питьевой режим. Зимой при сильном морозе и встречном ветре впереди идущие солдаты сменяются через 20-30 минут. По сигналу оповещения о воздушном противнике взвод (отделение) занимает ближайшее укрытие и по команде командира огнем из стрелкового оружия уничтожает воздушные цели. На привале устраняются недостатки в подгонке снаряжения и проверяется исправность обуви.
Взвод (отделение) в походном охранении
Мотострелковый взвод на марше может назначаться в головную (боковую, тыльную) походную заставу с задачей предупредить охраняемую колонну от внезапного нападения противника, проникновения его наземной разведки и обеспечить ей выгодные условия для вступления в бой.
Для непосредственного охранения, а также в целях осмотра местности от походной заставы может высылаться вперед дозорное отделение на удаление, обеспечивающее наблюдение за ним и поддержку огнем. При движении в пешем порядке для непосредственного охранения от- дозорного отделения высылаются дозорные. В походной заставе (дозорном отделении) организуется наблюдение за наземным и воздушным противником и назначается наблюдатель для приема сигналов от дозорного отделения (дозорных).
Командир взвода, назначенного в походную заставу, перед началом движения отдает боевой приказ всему личному составу взвода, в котором он указывает сведения о противнике; задачу взвода, маршрут движения, построение колонны, дистанцию между машинами, скорость движения, исходный пункт и время его прохождения; дозорное отделение, его задачу и удаление; организацию противовоздушной обороны; время готовности к движению и заместителя. Отдав приказ, командир взвода организует взаимодействие - порядок наблюдения, места возможной встречи с противником и действия взвода при встрече с ним, действия взвода при налете авиации, по сигналам оповещения, управления и взаимодействия.
Командир дозорного отделения назначает наблюдателей и ставит задачу дозорным, если они высылаются. Затем он, проверив готовность БМП (БТР) и личного состава к выполнению боевой задачи, докладывает командиру взвода.
Походная застава (дозорное отделение) начинает движение по сигналу командира охраняемого подразделения и двигается \"с установленной скоростью.
Командир взвода находится в голове колонны и установленными сигналами докладывает командиру, выславшему походную заставу, о заграждениях, зараженных участках и о встрече с противником.
На пути движения дозорное отделение (дозорные) осматривает местность и местные предметы, обращая внимание на все признаки, по которым можно обнаружить противника. Не обнаружив противника, дозорное отделение (дозорные) подает сигнал «Путь свободен» и продолжает выполнять задачу. Местность и местные предметы дозорное отделение (дозорные) осматривает в той же последовательности, как и при ведении разведки.
Разрушенные мосты, заминированные и зараженные участки на маршруте движения походная застава и дозорное отделение (дозорные) обходят. Направление обхода обозначается указками.
Встретив мелкие группы противника, походная застава (дозорное отделение), как правило, уничтожает их и продолжает выполнять задачу. При встрече с превосходящим по силе противником походная застава действует в зависимости от обстановки. Она может внезапным огнем с выгодной позиции и решительной атакой уничтожить противника. Если своими силами походная застава не может уничтожить противника, она упорно удерживает занимаемую позицию и обеспечивает развертывание и вступление в бой охраняемого подразделения.
Во время привалов походная застава занимает выгодную позицию и продолжает охранять остановившееся подразделение. Дозорное отделение также останавливается и продолжает вести наблюдение. При этом походная застава и дозорное отделение располагаются скрытно, в готовности к отражению нападения противника.

Министерство образования и науки Российской Федерации
ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет военного обучения
»
Кафедра «Танковых войск
Тактико-специальная подготовка
ЛЕКЦИЯ
Тема № 3 «ДЕЙСТВИЯ КОМАНДИРА
ОТДЕЛЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К
МАРШУ И В ХОДЕ МАРША»

Учебные цели: 1. Дать студентам знания о последовательности и содержании работы командира отделения после получения задачи на марш; 2. Изучи

Учебные цели:
1. Дать студентам знания о последовательности и
содержании работы командира отделения после
получения задачи на марш;
2. Изучить со студентами порядок управления отделением
в ходе марша.
Учебные вопросы:.
1. Основы марша. Показатели маршевых
возможностей колонн. Районы и рубежи,
назначаемые для совершения марша.
2. Последовательность и содержание работы
командира отделения при подготовке к маршу.
3. Действия командира отделения в ходе
совершения марша.

1. Основы марша. Показатели маршевых возможностей колонн. Районы и рубежи, назначаемые для совершения марша.

1.
ОСНОВЫ МАРША. ПОКАЗАТЕЛИ МАРШЕВЫХ
ВОЗМОЖНОСТЕЙ КОЛОНН. РАЙОНЫ И РУБЕЖИ,
НАЗНАЧАЕМЫЕ ДЛЯ СОВЕРШЕНИЯ МАРША.
Марш – организованное передвижение подразделений
своим ходом в колоннах по дорогам и колонным путям в
целях выхода в назначенный район или на указанный рубеж
в установленное время, в полном составе и в готовности к
выполнению боевой задачи.
Марш является основным способом передвижения подразделений.
Части и подразделения совершают марш на боевых штатных и транспортных
машинах, а мотострелковые подразделения при необходимости и пешим
порядком или на автомобилях.
Началом марша считается момент прохождения исходного рубежа
головой колонны главных сил.
Заканчивается марш прибытием войск в назначенный район или с
выходом их на указанный рубеж.
Марш может совершаться к фронту, вдоль фронта или от фронта в тыл.

По условиям проведения принято различать:
-
марш в предвидении вступления в бой
марш вне угрозы столкновения с противником.
Во всех случаях марш совершается скрытно, как правило, ночью или в
других условиях ограниченной видимости.
В любых условиях подразделения должны прибыть в назначенный район
или на указанный рубеж своевременно, в полном составе и в готовности к
выполнению боевой задачи.
Марш в предвидении вступления в бой совершается в том случае, когда
непосредственно с марша подразделениям предстоит выполнить боевую
задачу. Он, как правило, совершается в районе боевых действий, при
выдвижении из состава второго эшелона или резерва для ввода в бой.
Марш вне угрозы столкновения с противником совершается обычно в
тылу своих войск, при выдвижении из глубины расположения своих войск в
районы боевых действий. В основном он характеризуется большой
протяженностью, войска должны быть готовы к ведению напряженной борьбы
со средствами воздушного нападения противника.

Маршевые возможности.
Под маршевыми возможностями подразделения принято понимать
способность его к передвижению своим ходом из одного района в другой, в
установленные сроки с сохранением боеспособности.
Показателями маршевых возможностей являются:
- средняя скорость движения колонн подразделений;
- величина суточного перехода и запас хода по моторесурсам, гусеницам и
горючему.
Средняя скорость движения является важнейшим показателем при
производстве расчётов на марш. Она определяется отношением расстояния
суточного перехода к общему времени движения, исключая время на привалы
и зависит от задач, маршевой выучки подразделений, технического состояния
машин, количества и состояния маршрутов, погоды, времени года и суток.
Средняя скорость движения на марше может быть: смешанных и
танковых колонн – 20–25 км/ч; автомобильных колонн – 25–30 км/ч.
В горах, пустынях, северных районах, лесисто-болотистой местности и в
других неблагоприятных условиях средняя скорость уменьшается до 15–20
км/ч.
При совершении марша в пешем порядке средняя скорость движения 4–5
км/ч, на лыжах – 5–7 км/ч.
Величина суточного перехода может составлять: для смешанных и
танковых колонн – до 250 км, для автомобильных – до 300 км.

Значительно снижается скорость движения при совершении марша
ночью:
- с полной светомаскировкой и без приборов ночного видения;
- в лесисто-болотистой местности;
- в горах;
- по колонным путям;
- в условиях сильной запыленности, в жару, в снегопад.
При планировании марша скорость движения определяется по участкам
маршрута с учетом конкретных условий движения на них. При наличии на
маршрутах движения серьезных естественных препятствий (крупные водные
преграды, каньоны, перевалы) скорость движения при их преодолении
определяется отдельно, в зависимости от состояния переправ. При втягивании
в район или развертывании на заданном рубеже берётся половинная маршевая
скорость, что составляет 10–15 км/ч. Во всех случаях марш должен
совершаться с максимально возможной в данных условиях скоростью.
Запас хода подразделения по горючему определяется отношением
количества топлива в баках машины за вычетом неснижаемого запаса (0.3
заправки) к расходу горючего на 1 км пути. Он зависит от емкости топливной
системы машины, расхода топлива на 1 км пути и наличия войсковых запасов.
Для современной бронетанковой техники запас хода составляет 500 км и
более.

Походный порядок.
Подразделения совершают марш в походных порядках.
Походный порядок – это построение подразделений для передвижения в
колоннах. Он строится так, чтобы обеспечивались:
высокая скорость движения;
быстрое развертывание частей (подразделений) и вступление их в бой.
Походный порядок состоит:
из колонн, число которых может быть различным и зависит от масштаба
войсковой инстанции;
её организационной структуры и количества маршрутов, предоставленных
для передвижения.
Походный порядок подразделения всегда состоит из одной колонны.
Походный порядок главных сил может состоять из одной или нескольких
походных колонн, передвигающихся по одному маршруту.
-
Походный порядок батальона состоит:
походного охранения;
колонны главных сил;
технического замыкания.

Походное охранение батальона должно обеспечить:
беспрепятственное движение главных сил;
исключить внезапное нападение противника;
обеспечить выгодные условия для вступления в бой;
не допустить проникновения к ним наземной разведки противника;
ведения разведки.
Для охранения колонны на марше от батальона высылаются: в направлении
движения на удалении 5-10 км головная походная застава (ГПЗ) в составе
усиленного взвода или роты. На фланги и в тыл при необходимости – дозорные
отделения (танки) на удалении, обеспечивающим наблюдение за ними и поддержку их
огнём, или боковые (тыловые) походные заставы силой до усиленного взвода на
удалении до 5 км.
Колонна главных сил в зависимости от условий обстановки может иметь
различное построение. Танковое подразделение, приданное мотострелковому
батальону, следует обычно в голове колонны, а мотострелковое подразделение,
приданное танковому батальону (роте), обычно распределяется между танковыми
ротами (взводами) и следует в их походных порядках.
На базе взвода технического обслуживания батальона создается техническое
замыкание, задачей которого является оказывать помощь экипажам застрявших и
поврежденных машин. Время для оказания помощи в ходе совершения марша не
должно превышать 1,5 часов.

Рубежи, пункты и районы, назначаемые на марше.
В целях обеспечения высокой организованности марша назначаются исходный
пункт и пункты регулирования, определяется время их прохождения. При
совершении марша по нескольким маршрутам назначаются исходный рубеж и рубежи
регулирования.
Исходный рубеж (пункт) назначается для:
своевременного начала марша;
обеспечения возможности быстро занять своё место в походном порядке;
предотвращения задержки и смешивания подразделений.
Формирование колонн, их вытягивание к исходному рубежу (пункту) проводятся с
таким расчётом, чтобы пройти его точно в установленное время. Исходный пункт
назначается на удалении, которое обеспечивает вытягивание и набор заданной скорости
колонной на марше, и в зависимости от глубины колонны и условий местности может
быть на удалении 5–10 км от передней границы расположения. Каждое последующее
подразделение проходит исходный рубеж (пункт) головой колонны в точно назначенное
время.
Дистанция между машинами и подразделениями в колонне батальона может быть
25–50 м. При движении по пыльным дорогам и в других условиях ограниченной
видимости, в гололёд и по дорогам, имеющим крутые подъёмы и спуски, а также при
преодолении зон радиоактивного заражения дистанции между машинами
увеличивается. Исходный рубеж (пункт) назначается на линии ясно выраженных
ориентиров, хорошо заметных для совершающих марш подразделений местных
предметов. В ночное время он может обозначаться световыми ориентирами.

10.

Рубежи (пункты) регулирования назначаются для обеспечения планомерного и
организованного совершения марша подразделениями и дают возможность
регулировать скорость движения колонн.
Рубежи (пункты) регулирования обычно назначаются через 3–4 часа движения по
хорошо заметным ориентирам или местным предметам.
Для отдыха личного состава, проверки состояния вооружения и техники и их
технического обслуживания в ходе марша через 3–4 часа движения назначаются
привалы продолжительностью до 1 часа и один привал продолжительностью до 2-х
часов во второй половине суточного перехода. В конце каждого суточного перехода
назначается дневной (ночной) отдых. При совершении марша на большое расстояние, в
несколько суточных переходов, через каждые три – пять суточных перехода может
назначаться суточный отдых.
Районы привалов, дневного (ночного), а также суточного отдыха выбираются на
местности,
которая должна
обеспечивать
рассредоточенное
расположение
подразделений, маскировку их от воздушного и наземного противника, защиту от
оружия массового поражения, быстрое выдвижение из района для продолжения марша,
а также иметь достаточное количество источников воды.
На привалах построение колонн подразделений не нарушается. Все подразделения
останавливаются одновременно, дистанции между ними сохраняются. Боевые и
транспортные машины останавливаются у правой обочины дороги не ближе 10 м одна
от другой или на дистанции, установленной командиром. В машинах остаются
наблюдатели за сигналами, дежурные расчёты зенитных средств и радисты командиров
подразделений.

11.

На привалах проводятся контрольный осмотр вооружения, боевой и другой
техники, устранение мелких неисправностей и техническое обслуживание. На привале
продолжительностью до 2 часов личный состав обеспечивается горячей пищей. По
необходимости подразделения пополняются боеприпасами и дозаправляются
горючим. По окончанию привала все машины одновременно возобновляют движение,
постепенно увеличивая скорость и дистанции.
Регулирование движения организуется старшим командиром (начальником) в
целях планомерного безостановочного и быстрого совершения марша. Регулирование
движения осуществляется на маршрутах движения, в районах привалов и отдыха,
районах расположения и на рубежах развертывания. Оно организуется
заблаговременно, как правило, за 2–4 часа до начала движения. Для регулирования
движения на исходных рубежах, рубежах регулирования, переправах, перевалах, в
узлах дорог и дефиле выставляются комендантские посты в составе двух-трёх человек
во главе с офицером, которые обеспечиваются средствами связи. По мере прохождения
подразделениями этих участков посты регулирования снимаются.

12.

2. Последовательность и содержание работы командира
отделения при подготовке к маршу.
Командир отделения, получив задачу на марш в составе взвода:
- проверяет знание личным составом полученной задачи;
- сигналов оповещения, управления и взаимодействия, порядка действий по ним
и назначает наблюдателя за сигналами, подаваемыми командиром взвода;
- доводит порядок работы на средствах связи;
- определяет личному составу секторы наблюдения, кому и в каком секторе
вести наблюдение в ходе движения;
- указывает порядок действий в движении и на привалах, при нападении
противника, преодолении зон (районов) заражения, разрушения, затопления;
- ставит задачу подчиненным по личной подготовке, подготовке вооружения и
военной техники к маршу;
- руководит выполнением отданных распоряжений.
При подготовке к маршу командир отделения обязан проверить:
- исправность вооружения и военной техники, приборов ночного видения,
средств защиты и пожаротушения, средств связи и светомаскировки;
заправку горючим;
наличие и правильность укладки боеприпасов, средств специальной
обработки, шанцевого инструмента, возимого комплекта разминирования и
средств повышения проходимости.

13.

При наличии времени командир отделения (танка) по карте командира взвода изучает
маршрут:
- протяженность и условия движения по участкам маршрута;
- наличие населенных пунктов;
- труднопроходимых мест;
- мостов и их грузоподъемность, другие сведения.
-
Составляет схему маршрута:
с разбивкой его по участкам;
указанием километража;
скорости движения;
населенных пунктов;
ориентиров в местах изменения направления движения;
мест остановок и привалов;
труднопроходимых участков.
О готовности к маршу в установленное время он докладывает командиру роты
(взвода).

14.

3. Действия командира отделения в ходе совершения
марша.
Командир отделения на марше обязан строго соблюдать:
установленный порядок движения и маскировки;
не допускать задержек на переправах, дамбах, межозерных (межболотных) дефиле,
населенных пунктах;
вести непрерывное круговое наблюдение за наземным, воздушным противником и
сигналами командира взвода;
своевременно оповещать личный состав о противнике, о радиоактивном,
химическом и биологическом заражении.
От умелой организации марша, всестороннего обеспечения и особенно высокой
маршевой выучки частей и подразделений зависит успешное выполнение боевых задач
войсками.
Кроме того именно в этих действиях очень большую роль играют подразделения
технического обеспечения – возможность и способность совершения марша,
выполнения большого объёма мероприятий по подготовке к предстоящим действиям
(наступлению, обороне, маршу).

Основным способом передвижения войск является марш.

Марш, как и любое явление, характеризуется рядом присущих только ему черт. Основными из них можно считать:

организованное и одновременное передвижение всеми главными силами бригады (батальона) своим ходом на штатной технике;

передвижение в колоннах частей (подразделений), построенных в походный порядок;

соблюдение в ходе передвижения установленной скорости движения, дистанции между элементами походного порядка, частями (подразделениями), машинами.

Соединения и подразделения совершают марш на боевых и транспортных машинах, а мотострелковые подразделения, при необходимости и пешим порядком (на лыжах). Танки, самоходная артиллерия,а также вооружение и военная техника с малым запасом хода и низкими скоростями движения могут перевозиться седельными автотягачами с грузовыми полуприцепами (трейлерами), включаемых в состав колонны.

При передвижении маршем сохраняется организационная целостность подразделений, высокая компактность, благодаря чему создаются более благоприятные, чем при других способах передвижения, условия для поддержания постоянной боевой готовности и способности практически с ходу вступить в бой. Вместе с тем на марше, особенно при совершении его на большое расстояние, личный состав подразделений, в первую очередь механики-водители танков и других бронированных гусеничных машин, испытывают большие нагрузки. От них требуется высокое напряжение сил и постоянное внимание к оценке дорожных и других внешних условий. На маршах также увеличивается износ вооружения и военной техники, требуется большой расход моторесурсов.

(Слайд № 7)

На организацию и совершение марша влияют следующие условия: ограниченность сроков на подготовку; большая вероятность разрушений надорогах и появления заминированных участков местности в результате применения противником средств дистанционного минирования; возможное внезапное затопление обширных районов местности; высокая вероятность нанесения ударов авиации и внезапного нападения противника (десантов, диверсионно-разведывательных групп) на колонны; необходимость совершения передвижения (марша) в короткиесроки в готовности к резким изменениям направления движения. Все это будет требовать тщательного ведения разведки, надежного походного охранения и продуманного принятия необходимых мер всестороннего обеспечения.



Марш начинается с прохождения исходного рубежа (пункта) головами или головой колонн главных сил головных батальонов (рот) и заканчивается с прибытием частей, подразделений бригады (батальона) в назначенный район (на рубеж) или с началом развертывания для боя.

Иногда марш бригады (батальона) может заканчиваться раньше, если к тому вынудит противник, вышедший на пути выдвижения. Прибытием бригады (батальона) в назначенный район считается момент пересечения ими тыльной (ближней) границы этого района хвостом колонны частей (подразделений) технического обеспечения и тыла: прибытие на указанный рубеж (пункт) - время достижения главных сил головных полков (батальонов) указанного рубежа; начало развертывания для боя - начало развертывания главных сих головных полков (батальонов) в предбоевой порядок.

Марш не может совершаться изолированно от других их действий, и всегда сочетается либо с боем, либо с занятием определенного рубежа, либо о расположением на месте.

Если марш предшествует указанным действиям, то он может сменяться развертыванием войск для перехода в наступление, ведения встречного или оборонительного боя, занятием (достижением) бригады (батальона) назначенного рубежа вне соприкосновения с противником, либо сосредоточением их в заданном районе.

Условия организации и совершения марша соединениями (подразделениями) определяются многими факторами, такими как наземная и воздушная обстановка, характер местности, время года и суток, характер погоды, состояние войск, совершающих марш и др. Однако решающее влияние на организацию и совершение марша оказывают вообще действия противника и, в частности, возможность ведения боя с его наземной группировкой в ходе марша или ее отсутствие.

(Слайд № 8)

В зависимости от задачи и удаления батальона (роты) от противника марш может совершаться в предвидении вступления в бой или вне угрозы столкновения с противником. По направлению движения он может осуществляться к фронту, вдоль фронта или от фронта в тыл. Во всех случаях марш должен совершаться скрытно, как правило, ночью или в других условиях ограниченной видимости, а в боевой обстановке и в глубоком тылу своих войск - и днем.

Марш в предвидении вступления в бой бригада (батальон) совершает в том случае, когда в ходе него возможно столкновение с наземным противником, или когда на завершающем этапе марша бригада (батальон) может развертываться на указанном рубеже для перехода в наступление на обороняющегося противника, для ведения встречного боя или для занятия обороны под воздействием наземного противника, т.е. в первом случае - в предвидении перехода в наступление, во втором - в предвидении встречного боя, в третьем - в предвидении перехода к обороне.

Марш в предвидении вступления в бой, как правило, совершается в районах боевых действий, при выдвижении бригады (батальона) из пунктов постоянной дислокации или района сосредоточения к государственной границе, при выдвижении ее из состава второго эшелона армии (армейского корпуса) или резерва фронта для ввода в сражение, при перегруппировке или маневре вдоль фронта, а также на последнем суточном переходе при совершении марша на большое расстояние.

Марш вне угрозы столкновения с противником бригада (батальон) совершает в том случае, когда исключается столкновение с наземным противником. Такой марш может иметь место, главным образом, при выдвижении бригады (батальона) из глубины страны к району боевых действий и реже при проведении межфронтовых перегруппировок. Он характеризуется, прежде всего, большой протяженностью. После марша бригада (батальон) обычно, сосредоточивается в назначенном районе, а иногда развертывается на указанном рубеже для заблаговременной подготовки к бою.

Передвижение бригады (батальона) своим ходом на расстояние свыше суточного перехода считается маршем на большое расстояние.

(Слайд № 9)

Бригада может совершать марш самостоятельно или в составе армии (корпуса). Марш в составе армии (корпуса) имеет место, обычно, при выдвижении войск из глубины в район боевых действий. При этом бригада может следовать в ее передовом, первом или последующих походных эшелонах.

Батальон совершает марш в составе бригады или самостоятельно.

При совершении марша в составе бригады он может следовать в колонне главных сил, либо составлять передовой отряд, либо авангард, а при отходе (отступлении) арьергард бригады.

Рота совершает марш в колонне главных сил соединения (части, подразделения). Кроме того, рота на марше выделяется в головную, боковую, боковую неподвижную или тыльную походные заставы.

(Слайд № 10)

Для своевременного и организованного начала и совершения марша, контроля за организованным движением колонн, регулирования скорости движения и дистанции между подразделениями, назначаются исходный рубеж (пункт) и рубежи (пункты) регулирования, а также указывается время их прохождения головами колонн. Исходный рубеж (пункт) выбирается на удалении до 5 км от района расположения бригады (батальона) с таким расчетом, чтобы обеспечивалась возможность вытягивания колонн батальонов (дивизионов) и прохождения ими рубежа с установленной скоростью движения. Рубежи (пункты) регулирования обычно назначаются через каждые 3-4 часа движения с учетом месторасположения районов привалов и отдыха главных сил бригады (батальона). При этом их не рекомендуется назначать по рекам, перевалам, теснинам, вблизи крупных узлов дорог и на других участках местности, где движение затруднено и может образоваться скопление войск. При совершении бригадой (батальоном) марша по нескольким маршрутам целесообразно иметь одинаковые расстояния между рубежами на каждом из них. Это обеспечит одновременное прохождение рубежей колоннами.

Для проверки состояния вооружения и техники, их технического обслуживания, приема пищи и отдыха личного состава назначаются привалы, дневной (ночной, суточный) отдых . Привалы назначаются через 3-4 часа движения продолжительностью до 1 часа и один привал продолжительностью до 2 часов во второй половине суточного перехода.

Привалы целесообразно назначать перед каждым рубежом (пунктом) регулирования, что дает возможность командирам подразделений сократить или увеличить время привала в целях своевременного прохождения рубежа (пункта) регулирования. В конце каждого суточного перехода назначается дневной (ночной) отдых, а при совершении марша на большое расстояние -через каждые три-пять суточных переходов, при необходимости, может назначаться суточный отдых. Продолжительность пребывания подразделений в районе отдыха должна быть не менее 6 часов. Для дневного (ночного), суточного отдыха и для привалов выбираются районы с условиями, благоприятными для защиты от ядерного и высокоточного оружия и маскировки войск, обеспечивающие быстрое выдвижение подразделений на маршруты движения. Величина районов расположения для дневного (ночного) отдыха может быть: для бригады - до 250 кв. км; для батальона - до 10 кв. км. Рота в указанном ей районе располагается обычно вдоль маршрута выдвижения, но в стороне от него на дистанциях и интервалах, снижающих эффективность средств поражения противника. Расстояния между машинами может быть 100-150 м , между взводами – 300-400 м , а между ротами – 1-1,5 км .

Марш в предвидении вступления в бой может совершаться с одним, реже с двумя привалами, а при небольшой протяженности марша - даже без привала. Марш вне угрозы столкновения с противником часто совершается в течение нескольких суток с двумя-тремя привалами и дневным или ночным отдыхом, иногда глубина этого вида марша может ограничиваться рамками одного суточного перехода.

При совершении марша в предвидении вступления в бой определяются рубежи возможной встречи с противником . Такие рубежи емкостью на бригаду (батальон) выбираются с учетом местоположения тактически выгодных участков местности. В зависимости от конкретных условий организации марша могут определяться один-два таких рубежа. Первый из них в 25-40 (20-30) км, а зимой, в распутицу и других неблагоприятных условиях может быть ближе, но не менее чем в одном часе движения от назначенного старшим командиром района или указанного рубежа развертывания. Второй - на таком же удалении от первого рубежа. Удаление рубежей возможной встречи с противником от конечного рубежа марша обусловливается возможностью противника, его авиации, задержать выдвижение бригады (батальона) на 1-2 часа.

Марш , как способ передвижения, характеризуется рядом показателей. К основным показателям марша относятся: протяженность (глубина), продолжительность, количество выделяемых маршрутов и ширина полосы движения, средняя скорость движения и величина суточного перехода . В свою очередь величина суточного перехода и средняя скорость движения характеризуют маршевые возможности бригады (батальона).

Протяженность (глубина) марша есть не что иное, как длина маршрута в километрах от исходного рубежа (пункта) до назначенного рубежа или до передней (дальней) границы района сосредоточения, или до рубежа, предназначенного для начала развертывания бригады (батальона) в предбоевой порядок с целью перехода их в наступление, к обороне или ведения встречного боя.

Продолжительность маршаизмеряется в часах или сутках от времени прохождения исходного рубежа (пункта) до времени пересечения тыльной (ближней) границы назначенного района хвостом колонны частей (подразделений) технического обеспечения и тыла (прибытием на указанный рубеж или выходом на рубеж, предназначенный для начала развертывания главных сил головных батальонов (рот) в предбоевой порядок). Продолжительность марша зависит от протяженности (глубины) марша, скорости движения колонн, количества выделяемых маршрутов движения и продолжительности привалов, районов отдыха.

Количество выделяемых маршрутов и ширина полосы движения зависит от условий совершения марша. Для совершения марша в предвидении вступления в бой бригаде назначаются один-два основных маршрута, один запасный, рокадные маршруты, а иногда и полосы движения шириной, в зависимости от условий театра военных действий, 25-50 км, что обеспечивает выбор достаточного количества маршрутов с учетом требований защиты войск от оружия массового поражения, высокоточного оружия противника и маневра в случае создания противником заграждений, зон заражения, районов разрушений, пожаров и затопления. При совершении марша вне угрозы столкновения с противником, в том числе на большое расстояние, бригаде назначаются один-два основных маршрута, запасный и рокадные маршруты, а иногда и полоса движения шириной до 25 км.

На марше батальон (рота) совершает движение обычно одной походной колонной.

Маршруты по возможности не должны проходить через крупные населенные пункты, узлы дорог, теснины и вблизи железнодорожных станции (портов, аэропортов), предприятий атомной энергетики, химической промышленности, а расстояние между ними должно исключать одновременное поражение двух параллельно движущихся колонн одним ядерным боеприпасом средней мощности, а также обеспечивать развертывание частей (подразделений) для вступления в бой. Исходя из того, что при нанесении противником ядерного удара боеприпасом средней мощности безопасное удаление от эпицентра взрыва, за пределами которого личный состав, действующий на автомобилях, не получает поражений, приводящих к выводу его строя, составляет 4-8 км, удаление соседних маршрутов один от другого должно быть не менее 5 км. Если бригада (батальон) совершает марш в предвидении перехода в наступление (ведения встречного боя), а также если этот вид боя (разновидность наступления) придется вести в ходе марша, то бригаде придется развертываться на фронте 4-6 км, а батальону - до 2 км. Следовательно, удаление соседних маршрутов должно быть не менее 5 км.

Дистанции в колонне между машинами могут быть равны 25-50 м ,между взводами – 300-400 м , а между ротами – 1-1,5 км , между батальонами 2-3 км . При движении на открытой местности в условиях угрозы применения противником высокоточного оружия, по пыльным дорогам и в других условиях недостаточной видимости (менее 300 м), в гололед, по дорогам, имеющим крутые подъемы, спуски и повороты, а также при движении с повышенной скоростью дистанции между машинами увеличиваются и могут быть 100-150 м.

Совершение марша батальона (роты) характеризуется маршевыми возможностями, под которыми обычно понимается способность преодолевать своим ходом в течение одних суток максимально возможное расстояние при сохранении боеспособности и полной готовности к выполнению поставленной задачи. Основными показателями маршевых возможностей батальона (роты) являются средняя скорость движения и величина суточного перехода.

Средняя скорость движения мотострелковых (танковых) подразделений на марше определяется отношением пройденного (планируемого) расстояния к общему затраченному на движение времени, исключая время на привалы . Она должна соответствовать дорожным условиям, возможностям и техническому состоянию вооружения и военной техники. Важно также учитывать уровень подготовленности и мастерства водительского состава. Опыт показывает, что при наличии в подразделении даже нескольких водителей с низкой квалификацией колонна не сможет двигаться с большей скоростью, чем та, с которой осуществляют движение ее слабо подготовленные водители. Если на это не обратить внимания и не назначить реально возможную скорость движения колонны, то неизбежными будут вынужденные замедления, отставание машин, наезды и другие происшествия. В итоге колонна батальона (роты) будет двигаться с нарушением графика.

Как показывает практический опыт, колонна батальона (роты) по шоссейной дороге с твердым покрытием может двигаться в среднем со скоростью 20-25 км/ч , а на небольшое расстояние иногда и с более высокой средней скоростью. Однако при совершении марша в горах, пустынях, северных районах, лесисто-болотистой местности, в распутицу, туман и других неблагоприятных условиях средняя скорость движения колонн может уменьшиться в полтора-два раза.

При расчете марша командир батальона (роты) определяет также скорость движения при вытягивании и сосредоточении колонны . Как показывает опыт, она принимается равной от 0,5 до 0,75 средней скорости движения колонны на марше, то есть примерно около 10-12 км/ч .

Величина суточного перехода - это расстояние, преодолеваемое в течение суток. Оно зависит от средней скорости и времени движения колонн. Продолжительность движения колонн в течение суток зависит, в свою очередь, от возможности непрерывной работы техники и водителей.Величина суточного перехода зависит от средней скорости движения и времени, затраченного непосредственно только на движение колонны.

Опыт учений показывает, современная техника, состоящая на вооружении частей и соединений, в состоянии надежно эксплуатироваться до 18-20 часов в сутки, а механики-водители (водители) сохраняют высокую работоспособность при движении в течение 10-12 ч в сутки. В этой связи за 10-12 ч движения при средней скорости движения на марше около 20-25 км/ч величина суточного перехода может составить 200-250 км на марше по дорогам с твердым покрытием. На маршах по грунтовым дорогам, в горной местности и особенно в лесисто-болотистой местности в период дождей величина суточного перехода может быть значительно меньшей, иногда сокращаться вдвое.

Величина суточного перехода батальона (роты) может определяться по горючему - из расчета величины его штатных возимых запасов (за вычетом неснижаемого запаса - 0,2 заправки) и расхода топлива на 1 км пути. Например, при наличии в батальоне 2500 л топлива на каждый танк и расходовании его по дорожным условиям около 10 л/км, при вычете неснижаемого запаса (0,2 заправки) батальон может преодолеть на суточном переходе только 150-200 км.

Кроме того, время движения колонн можно определить исходя из того, что в течение суток бригада (батальон) будут иметь 2-3 привала по 1 часу, один привал во второй половине суточного перехода на 2 часа, в конце суточного перехода - дневной (ночной) отдых, продолжительностью до 6 часов . Следовательно, время движения колонн на марше составит 13-14 часов (24 часа - 2-3 часа - 2 часа - 6 часов). Однако механики-водители начинают управлять техникой уже при вытягивании походных колонн к исходному рубежу (пункту), а также при их втягивании (развертывании) в назначенный район (на указанном рубеже). В этом случае необходимо из суток еще отнять 2-3 часа на эти мероприятия (около 1 часа - время вытягивания, 1-2 часа -время втягивания (развертывания)). Итого, время движения колонн на марше составит 10-12 часов (13-14 часов - 2-3 часа). Исходя из этого, при указанных выше средних скоростях движения и сохранении работоспособности водителей, величина суточного перехода в зависимости от условий совершения марша может составлять от 200 до 250 км.

Батальон (рота) на марше может находится в походной колонне главных сил бригады (полка, батальона), в составе органов походного охранения или в передовом отряде. Самостоятельно (отдельной ко лонной) батальон может совершать марш, находясь в передовом отряде или авангарде, а рота - в головной, боковой или тыльной походной заставе. При этом рота, действующая в походном охранении, должна обеспечить беспрепятственное движение главных сил, не допустить проникновения к ним наземной разведки противника, исключить его внезапное нападение на колонну батальона.

ГЛАВА ЧЕТВЁРТАЯ

Методика обучения вождению военной автомобильной техники

Задачи обучения:

1. Вырабатывать навыки управления автомобилем в различных условиях дорожного движения.

2. Дать практику в самостоятельном проведении работ по подготовке автомобиля к выходу в рейс.

Общие указания

Каждое задание программы обучения вождению разбивается на отдельные упражнения, которые разрабатываются образовательным учреждением ДОСААФ России и утверждаются ее руководителем.

Обучение вождению проводится мастером производственного обучения индивидуально с каждым обучаемым в соответствии с графиком очередности обучения вождению (на тренажере и учебном транспортном средстве). Занятия проводятся на учебном автодроме (площадке для учебной езды) и на учебных маршрутах, утверждаемых образовательным учреждением ДОСААФ России и согласованных с администрацией района и руководством ГИБДД.

1. Основы экстремального вождения автомобилей.

Общие положения

На занятиях по основам экстремального вождения машин руководитель должен иметь план проведения занятия в котором предусматриваются название темы, цели, учебные вопросы, расчёт учебного времени, краткое содержание, а также действия руководителя и обучаемых.

Занятия проводятся индивидуальным или групповым способом путём отработки упражнений в определённой последовательности.

Для проведения занятий по основам экстремального вождения в зимнее время оборудуются площадки с ледовым покрытием по одному из вариантов согласно приложению 4.

Возможны другие, удобные для образовательного учреждения варианты площадок со скользким покрытием, обеспечивающие выполнение элементов, предусмотренных программой доподготовки.

В летнее время для получения практики в управлении автомобилем в условиях слабого сцепления с грунтом могут выбираться участки местности с влажным грунтом, заболоченная местность, мокрый луг и т.д. а также участки обеспечивающие аквапланирование. При отсутствии таковых занятия могут проводиться на любой труднопроходимой местности (песок, полевые, лесные, глинистые и другие дороги, имеющие глубокую колею, стерня, пахота, опушка леса, канавы, овраги).

Методические указания

Обучение основам экстремального вождения в зимних (летних) условиях эксплуатации грузовых автомобилей следует начинать с более простого упражнения - разгон и торможение (летом - на мокрой дороге, зимой - на обледенелой дороге).

Руководитель занятия для первоначального изучения основ экстремального вождения может использовать автотренажеры, которые способны имитировать основные режимы движения автомобиля. В дальнейшем занятия проводятся на площадке.

Основной принцип обучения - многократное повторение действия водителя (тренаж), выработка на этой основе динамического стереотипа.

Обучение начинается с выработки навыка скоростного руления, который необходим при интенсивных маневрах, на разворотах и при выводе автомобиля из заноса.

Прежде всего, руководитель должен объяснить курсантам, как правильно нужно держать руки на руле, как правильно вращать руль при рулении.

При движении по прямой водитель удерживает руль двумя руками. Руки располагаются на руле симметрично, положение рук на отметках 10 и 2 в соответствии с циферблатом часов. Хват закрытый, т.е. большие пальцы рук огибают обод изнутри – такой хват самый надежный.


1.Левая рука поворачивает рулевое колесо в положение на 2 ч, а правая выполняет перехват в положение на 10 ч.

2. Правая рука продолжает поворачивать рулевое колесо вправо по ходу часовой стрелки, а левая осуществляет перехват и занимает положение на 10 ч.


3-4. Левая рука поворачивает рулевое колесо вправо,

затем правая рука после перехвата продолжает его вращение

вправо, занимая исходное положение.

5. Правая рука поворачивает рулевое колесо влево в положение на
10 ч, а левая осуществляет перехват в положение на 2 ч.

6-7-8.Левая, правая, а затем опять левая рука продолжают вращать рулевое колесо влево, занимая исходное положение.

Обучение курсантов управлению автомобилем в зимних условиях на скользкой дороге необходимо начинать на специально подготовленной площадке с простого упражнения: трогание, движение прямо на скорости
35-45 км/час и торможение.

Для исключения пробуксовывания колёс начинать движение автомобиля на скользком покрытии следует на второй или даже третьей передаче плавно, с постепенным увеличением скорости. Уменьшить пробуксовку можно, включив повышающую передачу или подтормозив задние колеса стояночным тормозом.

Перед началом движения передние колеса автомобиля необходимо выровнять. Даже незначительный угол поворота способен затормозить автомобиль и спровоцировать пробуксовку.

При движении в прямом направлении не следует делать резких движений рулевым колесом для недопущения ввода машины в занос. Для уменьшения скорости и удержания машины от заноса необходимо нажимать на педаль тормоза многократно. Остановить автомобиль требуется в определённом месте у отметки «стоп».

Важно довести до курсантов способы экстренного торможения.

При изучении способов торможения, руководитель занятия должен научить курсантов торможению двигателем, котороеиграет важную роль с точки зрения безопасности:

во-первых, это исключение возможности блокировки колес при торможении двигателем особенно ценно на скользкой дороге;

во-вторых, торможение двигателем настоятельно рекомендуется на затяжных спусках, когда длительное торможение ножным тормозом может привести к перегреву тормозов и их отказу.

Важно отметить, что именно помочь, поскольку торможение на передаче намного надежнее, чем торможение на нейтральной передаче или при выключенном сцеплении. При включенной передаче получается двойное торможение – и двигателем и ножным тормозом, что весьма эффективно.

Нажимая на газ, курсант заставляет двигатель увеличить частоту вращения, при отпускании газа двигатель замедляет обороты и тормозит автомобиль. Это и есть торможение двигателем. Этот процесс очень удобен, т.к. часто позволяет управлять автомобилем только при помощи одной педали – педали газа. Добавляем газ – разгон, отпускаем – торможение.

При торможении двигателем с переключением передач по нисходящей водитель может каждый раз добавлять газ перед отпусканием сцепления, что позволит достичь максимальной плавности или отпускать сцепление без добавления газа, что даст большую интенсивность замедления.

Занятия по безопасному прохождению поворотов в скоростном режиме (снос, боковое скольжение, занос) иприемы экстренного маневрирования необходимо проводить на специально оборудованной площадке с соблюдением мер безопасности.

Обучение курсантов безопасному прохождению поворотов на скользкой дороге необходимо начинать с объяснения того, что на любом закруглении дороги автомобиль начинает испытывать на себе действие боковой силы, которая стремится сдвинуть его в противоположную повороту сторону.

Однако даже небольшого превышения скорости достаточно, чтобы нарушилось равновесие сил, и автомобиль заскользил на повороте вбок, увеличивая радиус траектории движения. Правильный выбор скорости движения - основа безопасного прохождения поворота. Снижать скорость и переходить на более низкую передачу надо заблаговременно, до входа в поворот, когда управляемые колеса еще не повернуты. Тормозить, выключать сцепление и переключать передачи, резко увеличивать подачу топлива на повороте опасно.

При закреплении навыков безопасного прохождения поворотов курсант, выполняя упражнение ни в коем случае не должен захватывать полосу встречного движения, иначе может произойти лобовое столкновение. На входе в поворот и выходе из него автомобиль должен находиться у внешней границы полосы движения.

Для того чтобы занос стал управляемым курсант должен совершить ряд действий. Прежде всего, необходимо резко увеличить на дуге поворота подачу топлива, а после того, как занос уже начался, прекратить его подачу, стабилизировав при этом автомобиль поворотом рулевого колеса в сторону заноса.

Выработку навыков можно начинать с промежуточного управления - торможения на повороте. Если скорость входа в поворот будет завышена или выполняется слишком резкое торможение с одновременным поворотом управляемых колес, автомобиль может легко не принять маневра и скользить прямо либо его занесет. С помощью этого упражнения, кроме овладения способом торможения в повороте, можно научиться чувствовать момент начала заноса.

Управление автомобилем в заносе может отрабатываться с помощью «змейки» на гладком скользком покрытии. Поэтому наиболее безопасный и верный способ предотвращения возникновения критических ситуаций - это предельное внимание при движении на дорогах и обязательное выполнение требований дорожных знаков.

Данное упражнение необходимо повторить неоднократно до полного и уверенного его выполнения.

Вначале рекомендуется разгонять автомобиль и перейти на 2-ю передачу, затем искусственно с помощью резкого поворота рулевого колеса и увеличения подачи топлива вызвать занос задней оси, затем с помощью руления и дросселирования стабилизировать движение автомобиля и тут же перевести занос в противоположную сторону.

Прохождение поворота в управляемом заносе

После твердого овладения навыками стабилизации движения автомобиля и управления заносом увеличивают скорость выполнения данного упражнения до 40-50 км/ч.

После получения начальных навыков в скоростном рулении и управлении автомобилем при управляемом заносе целесообразно дать практикув экстренном объезде препятствий.

Экстренный объезд это маневр, совершаемый с целью исключения наезда на препятствие.

При этом следует помнить, что в подобных случаях расстояние объезда почти всегда меньше тормозного пути. Надо быть готовым к возможному заносу задней оси и стабилизировать направление движения с помощью опережающего руления в сторону заноса.

Такое решение требует от курсанта исключительного самообладания, так как большинство водителей в данной ситуации безотчетно нажимают педаль тормоза, вместо того чтобы совершить объезд.

При объезде необходимо выполнять энергичное маятниковое движение рулевым колесом при этом педаль газа не отпускать.

Манипулирование рулевым колесом при объезде:

1-исходное положение;

2- уводящий поворот руля;

3-возврат на первоначальную полосу движения;

4-переход к прямолинейному движению.

2. Основы маршевой подготовки.

Общие положения

Основными целями доподготовки по основам маршевой подготовки являются:

1. Учить курсантов:

в короткие сроки готовить автомобили и совершать длительные марши в сложных условиях обстановки;

быстро ориентироваться и уверенно водить машину по пересеченной и труднопроходимой местности на максимально возможных скоростях, в различное время года и при любой погоде;

преодолевать препятствия, ограниченные и колейные проходы, заграждения, участки радиоактивного заражения, водные преграды, железнодорожные переезды.

проводить специальную обработку техники после преодоления зараженных участков местности.

2. Совершенствовать практические навыки курсантов в:

вождении автомобилей в колонне на повышенных скоростях;

пользовании средствами повышения проходимости машин;

проведении работ по техническому обслуживанию машин, обнаружении и устранении эксплуатационных неисправностей;

3. Формировать и вырабатывать у курсантов:

устойчивость внимания, быстроту реакции;

способность выдерживать большие нервно-психические нагрузки и физические напряжения.

4. Воспитывать у курсантов:

дисциплинированность, собранность и организованность в работе;

любовь к изучаемому автомобилю, уверенность в его высоких качествах;

чувство долга и личной ответственности за выполнение задач, поставленных на период марша.

Обучение основам маршевой подготовки осуществляется в два этапа с отработкой вопросов эксплуатации, технического обслуживания машин и элементов общевойсковой подготовки.

На первом этапе под руководством преподавателей курсанты изучают сигналы управления строем (колонной), требования к дисциплине марша, порядок действий военного водителя в условиях непосредственного воздействия противника, порядок преодоления участков заражения и проведения частичной специальной обработки, меры безопасности в ходе марша и порядок оказания первой помощи.

В последующем под руководством мастеров производственного обучения вождению вырабатывают навыки вождения в колонне по дорогам и пересечённой местности (в объеме 50 км) в составе одной группы (смены) численностью 4-5 человек в зависимости от обеспеченности образовательного учреждения автомобильной техникой. Возглавляет и ведет колонну старший мастер, либо назначенный руководителем образовательного учреждения мастер производственного обучения вождению. В этом случае для проведения занятий по отдельным вопросам общевойсковой подготовки и оказания первой медицинской помощи также могут привлекаться специально подготовленные преподаватели.

При этом на занятиях в медленном темпе по элементам отрабатываются вопросы вытягивания колонны, набора скорости и прохождения исходного пункта (пунктов регулирования) в установленное время. На оборудованных учебных местах по маршруту движения, либо вблизи образовательного учреждения или в парке отрабатываются менее сложные задачи: преодоление подъемов и спусков, минно-взрывных заграждений по колейному проходу, проезд железнодорожных переездов и разворот для движения в обратном направлении.

В последующем средние скорости движения и сложность отрабатываемых задач увеличиваются. Курсанты совершенствуют навыки вождения в колонне с изменением скорости движения и дистанции между машинами, отрабатывают задачи по проезду населенных пунктов, действиям водителя при технической неисправности автомобиля, преодолению заболоченных и труднопроходимых участков с использованием штатных и подручных средств повышения проходимости, а также по преодолению водных преград вброд.

Чувства