Особенности философского мышления. Философия о мышлении

Дея-ть в любой ее форме определяется комплексом факторов. Среди них существенную роль выполняет метод, задающий совокупность и последовательность приемов и процедур по теоретическому или практическому освоению объекта. Метод интересовал человека всегда: сначала чел. опирался на чувства, здравый смысл и интуицию; потом на позн. дея-ть.

Основные в истории: диалектический метод Платона, опытно-индуктивный Ф. Бэкона, рационалистический Декарта, диалектико-материалистический Маркса, феноменологический метод Э. Гуссерля.

В эпоху классики 2 идеи: 1-ф. реализует свои позна. и объяснительные возможности в форме рефлексии над сознанием и универсалиями культуры; 2-метод позн дея-ти должен перекликаться с ее предметом. Предмет ф. не может быть постигнут посредством наблюдения или эксперимента, а необходимо использовать специфические методы фил познания. Рефлексия есть мышление, направленное на осознание и осмысление своих собственных предпосылок и сущностных свойств.

Творческая и креативная направленность философского мышления определяет наличие такой важнейшей его характеристики, как критическое осмысление реальности и неприятие укоренившихся догм и стереотипов сознания.

Два основных метода философствования: диалектический и метафизический (не столько философский, сколько научный, Новое время).

Диалектический метод (античной философии в структуре так называемых сократических диалогов). Слово диалектика (греч. dialog – искусство вести беседу, спор) означает фил диалог как полемический способ изложения фил идей, предполагает столкновение различных мировоззр и исследовательских позиций, рациональную дискуссию, ориентированную на поиск объективной истины.

По Аристотелю диалектика - метод умозрительного познания, но и исследования единичных вещей и предметов, включала логику и силлогистику.

Диалектика, по Г. Гегелю, осн. на идее беспрерывного движения, изменения и развития бытия, сущности и понятия, а также идее противоречия как единства взаимоисключающих и одновременно предполагающих друг друга противоположностей, характерна для критического и творческого мышления.

Метафизический метод в эпоху Нового времени. Ф. здесь призвана не созерцать природу, а разрабатывать программы и методы научного, экспериментального исследования в целях развития техники и цивилизации на благо человека.

По классической механике: Всел.=огромный сложный механизм, состоящий из множества простых и устойчивых тел, изменения которых сводятся к перемещению в пространстве.

Происходит абсолютизация анализа, эксперимента, классификации и систематизации исследуемых явлений природы. +фиксация объективной устойчивости и неизменности вещей. характ. черты: абстрактность, односторонность, абсолютизация в целостном процессе познания.

В современной постклассической ф. – кризис рефлексивных форм философствования и размывании традиционных методов анализа сознания и самосознания. Ориентируется на языковые игры. приводит к след.методам: «различные формы артикуляции парадоксов» (А. Шопенгауэр), «диалогическое воображение» (Э. Левинас), «интерпретация» (Г. Гадамер), «конструирование повествовательных интриг» (П. Рикер) и др.

5. Ф. и основные формообразования культуры: наука, искусство, мораль, религия. Аксиологический потенциал ф.

Философия и наука. Ряд особенностей философии, которые роднят ее с наукой:

и философия, и наука чрезвычайно высоко оценивали истину как нормативный и регулятивный идеал познания

Разница с наукой:

наука всегда вычленяет ее предметный аспект, абстрагируясь при этом от личностно-субъективных мнений и оценок этой реальности

наука отражает мир таким, как есть. философия формирует ценностные ориентации

философия покидает пределы опыта, а наука – нет

в науке просто опыт, а философия трактует опыт широко: опыт сознания, культуры, обыденный опыт

Философия и искусство.Общее : искусстве одним из главных предметов изучения является человек, универсум его духовного мира.

раскрытие сферы значений тех или иных явлений культуры

философские трактаты так же полисемичны

Разное : в искусстве – худож мышление, а философия – язык категориальных абстракций

искусство - воздействует прежде всего на чувственность человека, в то время как философ апеллирует в первую очередь к человеческому разуму

Философия и религия.Общее : и философия, и религия формируют представления об абстракциях самого высокого порядка, в которых фиксированы идеи Бога. Религия содержит в себе значительный элемент рациональности, что сближает ее с философией

Разное : Философское мышление по сути своей критично и антидогматично, а религия – совокупность догматов

религиозный опыт предполагает личный и глубоко интимный тип отношений человека с Богом

являясь ярко выраженной формой духовно-практического освоения действительности, предполагает строгое соответствие религиозных догматов и символа веры реальным поступкам человека

аксиологическая – конкретизирует иерархию ценностных ориентаций.

Общ сознание как и Ф. задает специфичную для каждой эпохи шкалу аксиологических предпочтений, которые определяют устойчивые категориально-мировоззренческие конструкции разума и те «культурные фильтры», через которые воспринимается мир.

Мораль (лат. moralis нравственный, mores обычаи, нравы, поведение) специфический способ нормативной регуляции поведение человека в обществе, утверждающий примат ценностного отношения и действительности; система норм, правил, оценок, регулирующих общение и поведение людей с целью гармонизации интересов индивида и общества. Мораль – сфера идеально должного.

6. Философия и миф: становление философии в культуре древних цивилизаций Востока.

Господствует миф: образы-символы + художественность.

В отличие от религии философия на Востоке развивалась в полемике идей, хотя тесная связь с религией.

Практические задачи древней философии были связаны с разработкой представлений о природе и назначении человека, целях и смысле его жизни, с построением идеальных моделей справедливого государства, рациональным обоснованием нравственных императивов и социально-правовых норм.

Индия : зарождение философии VIII в. до н. э. (Веды) сборники гимнов, молитв, заклинаний. философские тексты - Упанишады/ (букв. - «сидеть у ног учителя»), в которых образы мифических божеств уже играли роль рациональных фил понятий.

Образование первых фил школ относится к VI - II вв. до н. э. Здесь сложилось 6 ортодоксальных фил учений, составивших рациональное ядро идеологии брахманизма : веданта , ньяя, вайшешика, миманса, санкхья, йога. Этому направлению активно противостояли неортодоксальные школы: буддизм , джайнизм, локаята, адживика.

Черты: традиционализм, связь с религией, ценностно-мировоззр. основания. Ортодоксальные фил школы разработали такие категории, как Брахман, Атман, самсара, карма, мокша (учение об освобождении). Неоортодоксы - дхарма, сансара, нирвана

Буддизм: чел включается в поток бытия и обрекает себя на страдание (сансара). Нирвана – достижение покоя.

Китай : Зарождение философских представлений относится к эпохе Западного Чжоу (XII - VIII вв. до н. э.) сложился культ Неба.

В эпоху Восточного Чжоу (VIII - VI вв. до н. э.). Это натурфилософский период – идея об инь и ян (перемены) + Дао.

6-3 вв до н.э. – эпоха сражающихся царств – золотой век китайской философии. Выделились 6 школ: конфуцианство, даосизм, моизм, легизм, натурфилософскую школу «инь - ян» и школу имен династии Хань (206 г. до н. э. - 220 г. н. э.) – неоконфуцианство.

Черты: иерогифичность, образность языка. категория Дао, ли, инь и ян, ци, у син, понятие пермен (и), гуманность(жэнь), принцип не-деяния (у вэй) и идея «благородного мужа» с характерным для него набором добродетелей.

Для древнекитайской философии был характерен светский рационализм. Китайцы поклонялись Небу как надличностному принципу мирового порядка, всеобщей необходимости, судьбе. Вместо веры в священное божество древние китайцы почитали установленный Небом порядок и следили за соблюдением ритуала.

Консерватизм

Благодаря неоконфуцианскому синтезу различные идеи и положения философских школ Китая были гармонизированы.

7. Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной фил традиции.

Возникновение ф в др Греции относится к VI в. до н. э., когда сформировались достаточно развитые в эк и полит отношении рабовладельческие г-ва. В VIII–VI вв. до н. э. завершилось расселение греков на Балканском полуострове. рабовладение, аристократия, торговля, демократия – независимость граждан.

геометрический стиль мышления, мораль и нравственность, гражданственность, объективизм, космологизм, гармония, симметрия, ритм.

Доклассический период (VII - V вв. до н. э.) – милетская школа (Анаксимен, Анаксимандр и Фалес), Пифагор (число ), Гераклит. Проблемы возникновения и устройства космоса, на выявление внутренней основы и порядка природы. Поиск первоначала – учение о стихиях.

Классика (5-4 вв до н.э.) . Атомистика Демокрита - учение о дискретном строении материи было гениальной попыткой создать первую физико-математическую модель природы. Школа элеатов (Парменид, Зенон) – рассмотрели бытие как есть, у них мысшление=бытие. Софисты – платные учителя красноречия (нет объективных моральных ценностей), ещё Протагор сказал что человек есть мера всех вещей. Сократ – как следует жить. Истина заложена в душе человека, и к истине нужно стремиться. Человек, его разум и познание, природа знания и морали, принципы государственной жизни - этот круг тем Платон полагал приоритетными для философского исследовании (идеи-парадигмы составляют царство идей). Аристотель – систематизатор, учил о сущем, возвысил философию до статуса метафизики.

Эллинизм . Эпикуреизм, скептицизм, кинизм и стоицизм – основные учения. Цель философии – обеспечение безмятежности духа. Эпикур : Человек стремится к атараксии=невозмутимость. Пиррон - Скептик. Не верят в рац. обоснование моральных норм и в существование добра и зла. Киники – за внутреннюю свободу индивида. Диоген – человек обязан жить по своим, а не по общественным – законам. Стоики – Логос (внутренний принцип развития Вселенной) составил сущность каждой вещи. Человек должен следовать судьбе, чтобы стать независимым (автаркия). Оказала влияние на религию (конкр. христианство).

Римский эллинизм . Римский стоицизм (Сенека, Марк Аврелий) усиление религиозно-мистических тенденций. Природа пронизана Логосом, но теперь его понимают в приближении к Богу как Абсолюту. Космос – государство, где человек космополитичен, его родина – небесный Космополис.

Неопифагорейцы и неоплатоники . Они разработали детальное учение о происхождении и устройстве космоса. Согласно этому учению в основании космоса находится сверхсущее Единое - непознаваемый и неописуемый духовный Абсолют, который отождествляется с Благом и уподобляется Солнцу и свету. Нравственное очищение человека – постижение Единого.

можно определить как мышление о мышлении. По содержанию оно может быть: а) творческим, диалектическим и б) догматическим. По форме Ф.м. может быть: а) диалоговым, проблемно-рефлексивным и б) монологовым, авторитарным. Характерными чертами Ф.м. могут быть названы: субъектно-объектный характер, антиномичность, проблемность, рефлексивность, субстанциональность, универсализм, многовариантность решения философских проблем. Сущностной категорией Ф.м. является мудрость, а также ее антиподы. Философское мышление возможно только при наличии подлинной свободы мыслящей личности. Другими словами, философское мышление это свободное мышление свободной личности.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ФИЛОСОФСКОЕ МЫШЛЕНИЕ (ОСОБЕННОСТИ)

философия уникальный феномен духовной жизни человечества, главная цель которого ставить перед людьми вечные вопросы, на которые вечных ответов не существует. Каждое новое поколение ставит и отвечает на эти вопросы по-своему и с помощью особого – философского мышления. Его главные особенности следующие.

1. Субъективный, личностный (авторский) характер философского мышления. По этой причине философия не может быть наукой. Любой философский вопрос рассматривается через призму человеческих взглядов, ценностей конкретной личности. Философское мышление не может существовать как отчужденное от духовной жизни конкретного человека. Реальная форма его существования - в глубинном осмыслении жизненных проблем личности.

2. Субстанциональный и всеобщий характер анализа любой проблемы: какова сущность действительности и ее сторон, и как соотносятся единое и множество, духовное и материальное и т.п..

3. Мировоззренческий, экзистенциональный, моральный характер подхода к постановке и решению вопросов.

4. Проблемность, рефлексивность, биполярность, антиномичность философского анализа.

5. Философское мышление это свободное мышление свободной личности.

6. Ценностный характер философских подходов, их софийный характер (поиск мудрости). Анализ отношений «Человек-Человек» и «Человек - Мир» через призму мудрости.

7. Использование трансцендирующих методов мышления и духовного опыта, признание философской веры.

1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе. 2

2. Мировоззрение: понятие, структура. 4

3. Исторические типы мировоззрения. 4

4. Основные функции философии, ее социальная роль. 8

5. Философия Древнего Востока, ее основные особенности. 11

6. Античная философия и основные этапы ее развития. 14

7. Платон - основоположник и классик объективного идеализма. 17

8. Философия Сократа и ее значение. 19

9. Место Аристотеля в истории философии. 20

10. Атомистический материализм (Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар). 22

11. Философия эллинистического периода (эпикуреизм, стоицизм и спептицизм). 24

12. Философия средневековья (схоластика: номинализм и реализм). 26

13. Философия эпохи Возрождения и ее особенности. 28

14. Философское учение Дж.Бруно. 31

15. Становление современной науки и философская революция Нового времени. 33

16 . Эмпиризм Ф. Бэкон. 35

17. Рационализм Р. Декарт. 36

18. Классическая немецкая философия, ее место и роль в истории философии и культуры.. 37

19. Философия И. Канта. 39

20. Философия Г.В.Ф.Гегеля. 41

21. Философия Л. Фейербаха. 42

22. Проблема человека и общества в философии Просвещения. 43

23. Сущность марксистской философии и ее исторические судьбы.. 43

24. Современная западная философия (общая характеристика и основные направления). 45

25. Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм. 47

26. Иррационализм как ведущая тенденция развития западной философии второй половины XIX – XX вв. 49

27. Развитие философии в России (вторая половина XIX – начала XX вв.) 50

28. Вернадский и создание современной научной картины мира. 53

29. Философские идеи в культуре Киевской Руси. 56

30. Киево-Могилянская академия и ее роль в развитии философской мысли на Украине. 57

31. Философия Г.С. Сковороды. 59


Философия, круг ее проблем и роль в обществе.

Философия как наука и способ мышления.

Философия в переводе с древнегреческого означает любовь к мудрости. Мудрость-это умение просто и емко выразить главное. В этом понятии схвачена суть философии. Чтобы быть мудростью, философия должна проявляться и как мировоззрение, и как наука, и как разумный способ мышления.

Своеобразие объекта философского познания состоит в том, что оно представляет собой единство сознания в отношении к объективному миру и объективного мира в отношении к сознанию.

Данные отношения складываются в процессе общественно-исторической практики, которая сформировала разумный способ мышления. Выделяя в объективном мире всеобщие и необходимые связи, философия выработала свои понятия (категории). Философское познание выступает как постижение мира в его универсально-всеобщих формах. Сам процесс исторического развития превратил философию в науку о всеобщих законах движения и развития мира и его познания. Вместе с тем философия, обладая мировоззренческой ориентацией, превращает в свой предмет всю ту проблематику, которая возникла на основе развития мировоззрения как формы общественного самосознания человека и духовно-практического способа освоения мира. Как наука философия возникает и развивается на путях развития мировоззрения, через освоение, постановку и теоретическое решение мировоззренческой проблематики. Решая своими теоретическими средствами мировоззренческую проблематику и тем самым поставляя общественному сознанию теоретически разработанные научные знания, философия сама функционирует как система мировоззренческих знаний, выполняет функцию теоретически разработанного мировоззрения.

Предметом философского знания является отношение «человек - мир»- По существу все науки так или иначе замыкают свой предмет на том или ином характере этих отношений. В отличий от других наук философия берет мир в отношении к человеку, а человека рассматривает как самоопределяющегося в мире. В философии рассуждение о мире всегда шло и идет в русле выясне­ния места человека в мире. Отношения «человек-мир» филосо­фия рассматривает под углом зрения природы и сущности мира; природы и сущности человека, его места в мире и отношения к нему; возможностей познания и преобразования мира; общей структуры мира и состояния, в котором он находится. Решая эти проблемы с научных позиций, философия проявляется как миро­воззрение, вооружая при этом того, кто ей следует разумным спо­собом мышления.

Философия как мировоззрение и как наука не противопо­ставляются друг другу, философия не может развиваться не будучи наукой, не опираясь на достижения научного знания. Сте­пень развития философии как науки, в свою очередь, является необходимым условием формирования мировоззренческих пред­ставлений о мире и самом человеке, об их взаимосвязях и отно­шениях. Однако сами по себе научные знания еще не определяют характер философского видения мира. Рассматривая в качестве своего объекта научного исследования отношения «человек - мир», философия стремится поднять их до осознания вопросов о целях и смысле жизни, о счастье и путях его достижения. Поэтому философия осмысливает свои проблемы как с научной точки зрения, так и с мировоззренческих оснований. Развитие научных знаний о мире и о человеке нуждается в мировоззренческой ориентации человека к миру и к себе. Ведь познание человеком реальной действительности и развитие на этой основе научных зна­ний представляет собой не просто результат созерцания мира, а является итогом практического, деятельного воздействия челове­ка на окружающий мир. и на самого себя в целях обеспечения своего существования и развития. В этом плане философия, опи­раясь на научные знания и используя их, может быть по своей сути как научной, так и не научной. Не теряя своей научной специфики, философия остается формой общественного самосознания, т. е. мировоззрением.

Для того, чтобы стать мировоззренческой теорией, ответить на непосредственные мировоззренческие вопросы, философия дол­жна была проделать большую познавательную работу: добыть знание о всеобщих формах и законах объективной реальности, о всеобщих законах познания и формах мышления, т. е. выступать в роли науки и разумного способа мышления, философия преодолевает разобщенность сфер научного мировоззрения. Разные науки решали эти вопросы и получали ответы, сами по себе не лишенные своей научной ценности, но порознь они не подымались До выполнения мировоззренческой роли.


2. Мировоззрение: понятие, структура.

Мировоззрение - система взглядов человека на окружающий мир и осознание своего места в этом мире, в зависимости от чего формируется направленность его деятельности.

Выделяют три подсистемы или уровня М:

1. мироощущение – чувства, эмоции.

2. мировосприятие – наглядное видение.

3. миропонимание – разум.

По способу существования М делится на:

1. групповое

2. индивидуальное

По степени четкости самооосмысления мировоззрение делится:

1. жизнено-практическое (здравый разум)

2. теоретическое (разновидность философия)

Отождествление М и знания – ошибка. М не только совокупность знаний про мир, но и синтез видов знаний и разных смыслов освоения мира человеком, это не всякий процесс усвоения готового знания, а внутренняя работа. Формируется не только М, но и личность с ее убеждениями и жизненными установками, а поэтому М может иметь место лишь там, где есть "само", т.е. самовоспитание, саморазвитие, самоутверждение, самообразование и т.д. Итак, предложенный Кантом термин М не следует понимать буквально, только как систему взглядов на мир, а как активное самоопределение человека в мире, который ищет пути от идеи до действия. М - это не просто представление о мире, а форма общественного понимания, осмысления человека. Узловыми категориями выступают понятия "мир", "человек". Через эти понятия субъект мировоззрения осмысливает свое назначение в мире и формирует свои жизненные установки. М по своей сути является универсальным, так как интегрирует знания и чувства в убеждения, а так же практичным, т.к. ориентирует на решение важнейших проблем человеческого существования.

Философия и мировоззрение. Особенности философского мышления

Основные разделы и направления в философии

Функции философии

Предмет и основной вопрос философии

Философия и мировоззрение. Особенности философского мышления

Тема 1. Предмет, основной вопрос и система философии

Я всœегда верил в освобождающий характер философского познания. Философия была всœегда для меня борьбой с конечностью во имя бесконечности. Я стал философом, чтобы отрешиться от невыразимой тоски обыденной жизни, ее уродства.

Н.А. Бердяев

1. Алексеев П.В., Панарин А.В. Философия. М., ʼʼИздательство МГУʼʼ, 2001.

2. Библер В.С. Что есть философия? // Вопросы философии. 1995, № 1.

3. Гадамер Г. Миф и разум / Актуальность прекрасного. М., 1991.

4. Горбачев В.Г. Основы философии. Брянск, ʼʼКурсивʼʼ, 2000.

5. Горелов А.А. Философия. М., ʼʼЮрайт-Издатʼʼ, 2003.

6. Зотов А. Феномен философии // Вопросы философии. 1991, № 12.

7. Канке В.А. Философия. М., Издательская корпорация ʼʼЛогосʼʼ, 1998.

8. Коган Л.А. О будущем философии // Вопросы философии. 1997, № 9.

9. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М., 1991. С. 3-210.

10. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., ʼʼЛогосʼʼ, 1996.

11. Родчанин Е.Г. Философия. Исторический и систематический курс. М., ИКЦ ʼʼМарТʼʼ, 2004.

12. Свинцов В.И. Основной вопрос философии: миф или реальность? // Общественные науки и современность. 1995, № 4.

13. Спиркин А.Г. Философия. М., ʼʼГардарикиʼʼ, 2003.

14. Философия. Справочник студента / Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов. М., ООО ʼʼИздательство АСТ; Филологическое общество ʼʼСЛОВОʼʼ, 2000.

15. Хайдеггер М. Что такое философия? // Вопросы философии. 1993, № 8.

16. Чанышев А.Н Философия как "филология", как мудрость и как мировоззрение // Вопросы философии. 1995, №№ 5-6.

Постижение философии - ϶ᴛᴏ прямой, хотя и трудный путь к образованности и культурности человека. Философия обобщает, систематизирует сложившиеся знания об окружающем мире. Это знание, прежде всœего, о человеке, его сущности и уникальном месте в мире, смысле жизни.

Термин ʼʼфилософияʼʼ введен Пифагором. Философия (от греч. phileo – люблю и sophia – мудрость) - ϶ᴛᴏ форма общественного сознания, система идей, направленная на поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия. Х. Ортега-и-Гассет говорил: ʼʼФилософия - ϶ᴛᴏ ʼʼжизненный разумʼʼ, это выражение высшей потребности разума обосновать свое собственное существованиеʼʼ.

Философия составляет теоретическую основу мировоззрения. Мировоззрение - ϶ᴛᴏ обобщенная система взглядов человека и общества на мир в целом, на свое место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества. Понятие ʼʼмировоззрениеʼʼ шире понятия ʼʼфилософияʼʼ, ведь мировоззрение присутствует и на житейском уровне у человека, порой даже не умеющего ни писать, ни читать. Соотношение философии и мировоззрения можно сформулировать так: философия - ϶ᴛᴏ система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.

Философии как форме общественного сознания исторически предшествовали: миф, религия, научное знание.

Миф - ϶ᴛᴏ эмоционально окрашенные, вневременные, архетипически структуированные представления человека о мироустройстве. Это форма не только мысли, но и жизни. Миф постоянно смешивается с обыденным опытом. Функция мифа состоит в том, чтобы не объяснять, а подтверждать, не удовлетворять любопытство, а придавать уверенность и силу представлениям человека, связывая между собой смыслы происходящих событий.

Религия своим основным признаком имеет веру в священную сверхъестественную силу – Бога и ритуальное поклонение ей. Священное, в отличие от сверхъестественного вообще, включает еще в себя признание безусловной ценности его для человека. В корне религии лежит догма о сотворенности мира и человека Богом. Религия является важным фактором интеграции и стабилизации общества, она есть один из универсальных культурных механизмов регуляции человеческой деятельности.

Наука - ϶ᴛᴏ совокупность достоверных (объективных) знаний человека о мире и самом себе. Критериями научного знания является систематизированность, доказательность, опытная проверяемость, непротиворечивость. Наука была всœегда опорой и союзницей философии.

Определяя философию как особую форму мировоззрения, крайне важно подчеркнуть наличие в ней органического соединœения двух начал – научного и духовного. В истории философии проблема их взаимосвязи, а, следовательно, и предметного содержания, издавна представлена такими подходами, как сциентизм и антисциентизм. Основной предмет полемики: возможно ли философию рассматривать как разновидность научного познания мира?

Сциентисты, к примеру Аристотель, Конт, Маркс, отождествляли философию с естествознанием на базе единства их логико-методологического базиса. Чертами философского знания объявлялись строгость, недвусмысленность, проверяемость, воспроизведение действительности, руководство изменением мира. Антисциентизм, напротив, жестко утверждает, что философия родственна искусству, интуиции или художественному творчеству. Это Бердяев, Ясперс, Дильтей и другие. Сегодня происходит снятие крайних позиций в определœении философии. Формируется так называемый ʼʼгуманитарный подходʼʼ. Его представители считают, что философия не является в чистом виде ни наукой, ни религией, ни искусством. Она способна охватить одновременно всœе способы интерпретации мира. Речь идет о научном и ценностном освоении бытия.

Итак, можно говорить о существовании двух философий, или о двух способах интерпретации бытия – ценностном и научном. Ценностная философия не интересуется ʼʼобъективной реальностьюʼʼ, взятой независимо от ее значения для человека. Она выступает как система ценностных суждений о месте человека в мире, о существовании мира как справедливом или несправедливом, прекрасном или безобразном. Такова мысль Эпикура, Ницше, Соловьева, Бердяева. Предмет ценностной философии - ϶ᴛᴏ всœеобщее в системе ʼʼМир – Человекʼʼ, взятое с точки зрения личностного восприятия мира.

Современный немецкий мыслитель К. Ясперс пишет: ʼʼВ случае если науки в своих областях получили убедительно достоверные и общепризнанные знания, то философия не добилась этого, несмотря на свои старания в течение тысячелœетий. Нельзя не признать: в философии нет единогласия относительно окончательно познанного. То, что, по убедительным причинам, всœеми признается, становясь благодаря этому научным знанием, уже не философия. Полученная же достоверность не является научной, ᴛ.ᴇ. одинаковой для каждого разума, а представляет собой удостоверенностьʼʼ.

В случае если наука стремится к новому знанию, ценностная философия живет новым видением одних и тех же проблем, обращаясь к предельным основаниям человеческого существования. Это вопросы о смысле жизни, происхождении человека, предназначении человеческой истории. Философских ʼʼистинʼʼ столько же, сколько философов. Мы не можем противопоставлять различные философии как ʼʼистинуʼʼ и ʼʼложьʼʼ. К примеру, считать правым Эпикура, который воспевал телœесные радости бытия, и ошибающимся Сенеку, проповедовавшего стоическое безразличие к ним.

Философии, как и науке, присущи доказательность, систематичность, стремление к обобщению результатов познанию и раскрытию законов окружающего мира. Но в отличие от научных философские положения нельзя подтвердить или опровергнуть на опыте. Философия имеет дело с предельно общими понятиями. Каждый философ добавляет свой вариант решения проблем свободы, истины и т.п. Невозможно и показать степень продвижения философии в решении своих проблем. Одновременное существование множества философских систем, направлений также ставит под сомнение возможность говорить о философии как о науке. К тому же постоянное обращение философии к духовному миру человека, смыслу жизни, нравственных ценностях делает ее учением о должном, о том, что должно быть, а с этими вопросами частные науки дела не имеют.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, антисциентисты правы: в той мере, в какой философия обсуждает экзистенциальные вопросы о смысле бытия, она не может считаться наукой. Философия является самостоятельной областью теоретического знания. Образно говоря, философия - ϶ᴛᴏ ʼʼкрышаʼʼ над зданием духовной культуры общества, обобщение познавательного опыта человечества, его итог, резюме.

У человеческой мысли нет примирения со смертью. Из этой жизненной потребности и рождается философия. Человек стремится найти пути к достижению бессмертия, но для этого крайне важно выявить связи между своим ограниченным в пространстве и времени существованием и миром в целом, универсумом, который обладает качеством вечности, безграничности, целостности. Каждый человек осмысливает свои взаимоотношения с миром, в связи с этим каждый из нас в какой-либо степени философ.

Немецкий мыслитель И. Кант писал: ʼʼНельзя научиться философии, т.к. ее просто не существует как законченной системы знаний, к примеру, как математики, физики, химии. Можно научиться философствоватьʼʼ. Что означает данная фраза? Философское мышление - ϶ᴛᴏ особая установка мысли, своеобразная манера рассуждения, в базе которой находится несколько принципов.

Принцип универсализма предполагает рассмотрение любого отдельного явления как момента субстанциональной всœеобщности. В этом смысле нефилософское познание мира имеет принципиально противоположную установку: изучая отдельные фрагменты реальности, субъект настолько углубляется в законы их строения, функционирования и развития, что всœеобщее постепенно ʼʼугасаетʼʼ в них; их относительная самостоятельность превращается в замкнутую систему, как бы выключенную из цепи универсальных связей действительности.

Принцип субстанционализма означает стремление объяснить или пережить ʼʼвсœе имеющееся бытиеʼʼ через некое первоначало, дойти до самого основания. В чем причины существования данной установки? Все в мире изменяется, в связи с этим нужно найти нечто неизменное и устойчивое. Во всœем можно сомневаться, тем не менее крайне важно найти нечто бессомненное, в чем уже нельзя усомниться. Проблемы философии настолько безграничны по объёму, что требуют дойти до самого основания, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ само не требовало бы дальнейшего объяснения.

Принцип умозрительности дословно можно перевести, как ʼʼумей зреть умом, а не глазамиʼʼ. Философия есть исключительно интеллектуальная теоретическая деятельность, связанная с постоянными размышлениями, сопоставлениями, свободой мысли. Это и полет фантазии, и мысленные конструкции, и мысленные эксперименты. К примеру, современный испанский мыслитель Ортега-и-Гассет призывал своих слушателœей рассматривать философию как прекрасную интеллектуальную, чисто теоретическую игру, которая намного приятнее, чем настоящая жизнь.

Спекулятивность философского мышления: создание знаний без обращения к практике. Философ имеет дело с явлениями, уже представленными в знании своей эпохи, а не получает их опытным путем. К примеру, английский методолог ХХ в. Б. Рассел спрашивал: ʼʼРазве можно в лаборатории получить ответы на такие вопросы: что такое дух, разделœен ли мир на материю и сознание, человек на тело и душу, имеет ли Вселœенная единство и цель?ʼʼ

Абстрагирование (абстракция – ʼʼотвлечение от конкретногоʼʼ) - ϶ᴛᴏ основной метод создания философских знаний. Х. Ортега-и-Гассет писал: ʼʼФилософ исповедует чистый теоретический героизм, занимаясь поисками того, что находится за пределами человеческого опыта. Философствовать, значит искать нечто, находящееся за кадром, не данное в чувствах и ощущениях. Философ ищет то, что стоит за конкретной вещью, событием, ᴛ.ᴇ. как бы ʼʼвторое бытие вещейʼʼ. О какой особенности философского восприятия мира идет речь? Мир (вещи, явления, события) дан человеку через чувства, ощущения и опыт. Это внешнее бытие мира. Но философ объявляет его недостаточным, неудовлетворительным, неистинным. Он ищет то, что находится ʼʼза вещамиʼʼ, что невидимо и неслышимо. Другими словами, он пытается за внешними проявлениями обнаружить внутреннее и скрытое.

Сомнение и проблематизация . Философия начинается с сомнения – так считали древние греки. Философствовать – означает проблематизировать действительность и одновременно искать решения выявленных проблем. Философ выступает как орган социального, познавательного, нравственного беспокойства и как его источник. Это постоянное болезненное состояние самонеудовлетворенности, неудовлетворенности окружающей действительностью – кто этого не имеет, тот не является истинным философом.

Философия есть рефлексия . Рефлексия – ʼʼоборачивание мысли на самого себя, а через себя на окружающий мирʼʼ (Декарт). ʼʼЭто ориентированность на то, как мы воспринимаем себя со стороны; соотнесенность человека и человека в их персональном бытииʼʼ (Гегель). Рефлексивность - ϶ᴛᴏ стремление понять человека и окружающую его действительность не по отдельности, как они существуют сами по себе, но только в их соотнесенности. Данный подход предполагает мысленное разделœение Универсума на две реальности: субъективную, связанную с самоопределœением человека как ʼʼяʼʼ, объективную, существующую вне и независимо от сознания человека.

Философская рефлексия за основу берет человека. ʼʼЯ мыслю, я существую. Несомненно одно – что я есть, мыслю, и это единственное, чего нельзя отрицать, т.к. отрицать - ϶ᴛᴏ уже мыслить. Вещи, о которых я мыслю, могут и не существоватьʼʼ (Декарт). В чем причина данного подхода? Природа существует до человека в своей структуре и взаимосвязях. Мир, который человек воспринимает - ϶ᴛᴏ не мир как он существует сам по себе, а субъективный мир.
Размещено на реф.рф
Человек знает тот мир, который создали его чувства, ощущения, язык, жизненный опыт, сознание. Мир дан человеку субъективно. По этой причине говорить о мире можно только через человека. Философа интересует именно такая ситуация: каким человек воспринимает окружающий мир, что думает о нем, как его познает, какова значимость его для человека. Поле философских размышлений рождается в объектно-субъектной связке.

Философия и мировоззрение. Особенности философского мышления - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Философия и мировоззрение. Особенности философского мышления" 2017, 2018.

Философское мышление имеет ряд особенностей, отличающих его от научно-технического, экономического, политического, художественного и других форм мыслительной деятельности. Философское мышление направлено на выявление самого существенного в мире и поэтому самого важного для человека и его жизни.

Вся проблематика философского мышления строится вокруг феномена человеческого существования в мире, обществе.

Философское мышление – это высший теоретический уровень отображения реальности в сознании человека. Важнейшими задачами философского мышления является поиск целого, общего, универсального порядка, красоты, гармонии, истины. Философское мышление является самым предметно-масштабным. Философское мышление ориентировано не только на раскрытие общих принципов и законов познавательного и практического взаимодействия человека с миром, но и на постижение смысла жизни человека, ценностей и перспектив его существования в изменяемом им мире.

Основные особенности философского мировоззрения:

1. Рефлексивность. (р. – приобретенная способность сознания сосредоточиться на самом себе). Философское мышление представляет собой рефлексию над всеми сферами жизни общества, благодаря чему выявляются основные законы его развития. Оно функционирует и развивается на основе анализа характера и значения других форм мышления (обыденного, научного, политического, художественного, экономического и др.) и выступает в качестве мышления о самом мышлении.

2. Целостность – направленность на объединение, многообразие человеческой жизни (личной, социальной, духовной). философское мышление отличается наивысшей степенью полноты воспроизведения в сознании общих условий существования любого явления, высшей степенью (предельным масштабом) абстрактности (теоретичности) своих идей, положений, выводов (знаний), наиболее глубоким, целостным и полным познанием истины.

3. Критичность. Философское мышление критично по своей сути. Представляя собой эпоху, схваченную в мысли, философия в лице своих творцов осмысливает и содействует преодолению образцов культуры, ее доминирующих стереотипов, утративших свое значение для современности, обосновывает и распространяет новые ценности жизни.

Особенность творческого характера философского мышления проявляется в способности заглядывать в далекое будущее, прогностических догадках и предположениях, на века и тысячелетия опережающих время. Примером этого может служить идея атома (Левкип, Демокрит, Эпикур и др.), на 2,5 тысячелетия опередившая возникновение атомной теории.

Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм.

Космоцентризм -- философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил -- Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).

Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распространен в средневековой Европе).

Антропоцентризм -- тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).

Типы философского мировоззрения:

1. Один из важных вопросов в философии – вопрос о том, разделен ли мир на материю и дух, и если да, то что первично.

1. Два основных типа – идеализм и материализм.

Идеализм – это учение о том, что началом всего существующего является дух, идея, сознание, т. е. нечто идеальное.

Две разновидности: Объективный и. , субъективный и.

Объективный и. (Платон, Гегель) – полагают, что идеальное существует объективно, т. е. независимо от человека.

Субъективный и. (Беркли, Юм) – считают идеальное формами внутреннего человеческого опыта.

Материализм (создатель Демокрит; представители: Ф. Бэкон, К. Маркс) – это учение, признающее первичным исходным началом всего существующего материю.

Декарт – дуализм. Считал, что одновременно равноправно существуют тело и душа, материальное и идеальное. Дуализм – это учение, признающее равноправное существование и материального и духовного начала.

2. Важное значение в философии имеет вопрос о возможностях познания мира и в этом вопросе философы делятся на агностиков, представителей рационализма и представителей сенсуализма.

Агностики - представители агностицизма (непознаваемости)), отрицают возможность познания мира и мыслителей, признающих, что мир познаваем в той или иной форме.

Рационализм (разум) – направление, представители которого полагают, что человек познает мир, прежде всего, с помощью разума (Декарт). Основной способ познания – дедукция.

Сенсуализм (чувства) – направление, представители которого полагают, что основной способ познания мира – чувственное восприятие (Джон Локк).

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 4. Специфика философского мышления. Типы философского мировоззрения.:

  1. 4.Специфика философского мышления. Типы философского мировоззрения.
  2. Мировоззрение: понятие и сущность. Специфика философского мировоззрения.
  3. 3. Специфика философского мышления: понятие фундаментального философского настроения, философия и философствование. Понятие «предельное (метафизическое) вопрошание и предельное противоречие (антиномия)».
Чувства