П 700 гранит характеристики. Истребитель авианосцев – ракетный комплекс «Гранит

Черт, как же мне нравится эта машина! Сверхзвуковой крылатый корабль с хищным, продолговатым фюзеляжем и острыми треугольниками плоскостей. Внутри, в тесной кабине пилота, взгляд теряется среди десятков циферблатов, тумблеров и переключателей. Вот ручка управления самолетом, удобная, из ребристой пластмассы. В нее встроены кнопки управления оружием.

Левая ладонь сжимает ручку управления двигателем, прямо под ней пульт управления закрылками. Впереди стеклянный экран, на него проецируется изображение прицела и показания приборов – быть может, в нем когда-то отражались силуэты «Фантомов», но сейчас прибор отключен и потому совершенно прозрачен…

Пора покидать кресло пилота – внизу, у лестницы, столпились другие желающие попасть в кабину . Последний раз окидываю взглядом синюю панель приборов и спускаюсь с трехметровой высоты на землю.

Уже прощаясь с МиГом, я неожиданно представил, как 24 таких же самолета движутся где-нибудь под поверхностью Атлантики, ожидая своего часа в пусковых шахтах атомной субмарины. Такой боекомплект противокорабельных ракет находится на борту российских «убийц авианосцев» — подводных атомоходов проекта 949А «Антей». Сравнение МиГа с крылатой ракетой — не преувеличение: массогабаритные характеристики ракеты комплекса П-700 «Гранит» приближаются к характеристикам МиГ-21.

Твёрдость гранита

Длина исполинской ракеты — 10 метров (в некоторых источниках — 8,84 метра без учета СРС), размах крыла «Гранита» – 2,6 метра. Истребитель МиГ-21Ф-13 (в дальнейшем мы будем рассматривать эту известную модификацию) при длине фюзеляжа 13,5 метров, имеет размах крыла 7 метров. Казалось бы, отличия существенные – самолет крупнее ПКР, но последний аргумент должен убедить читателя в правильности наших рассуждений.

Стартовая масса ПКР «Гранит» равна 7,36 тонны, в это же время, нормальная взлетная масса МиГ-21Ф-13 составляла… 7 тонн. Тот самый МиГ, который дрался с «Фантомами» во Вьетнаме и сбивал «Миражи» в раскаленном небе над Синаем, оказался легче советской противокорабельной ракеты!

Противокорабельная ракета П-700 «Гранит»

Сухая масса конструкции МиГ-21 составляла 4,8 тонны, еще 2 тонны приходилось на топливо. В процессе эволюции МиГа взлетная масса увеличилась и, у наиболее совершенного представителя семейства МиГ-21бис достигла 8,7 тонн. При этом масса конструкции подросла на 600 кг, а запас топлива увеличился на 490 кг (что никак не отразилось на дальности полета МиГ-21бис – более мощный двигатель «сожрал» все резервы).

Фюзеляж МиГ-21, как и корпус ракеты «Гранит» представляет собой сигарообразное тело со срезанными передними и задними концами. Носовая часть обеих конструкций выполнена в виде воздухозаборника с регулируемым с помощью конуса входным сечением. Как и на истребителе, в конусе «Гранита» располагается антенна РЛС. Но, несмотря на внешнее сходство, в конструкции ПКР «Гранит» имеется немало отличий.

Рассекреченное фото. Так выглядит боевая часть ПКР «Гранит».

Компоновка «Гранита» значительно плотнее, корпус ракеты имеет большую прочность, т.к. «Гранит» рассчитывался на подводный старт (на атомных перед запуском в ракетные шахты закачивают забортную воду). Внутри ракеты находится огромная боевая часть массой 750 кг. Мы говорим о вполне очевидных вещах, но сравнение ракеты с истребителем неожиданно приведет нас к необычному выводу.

Полёт на пределе возможностей

Вы бы поверили фантазеру, утверждающему, что МиГ-21 способен пролететь дистанцию 1000 км на предельно малой высоте (20-30 метров над поверхностью Земли), на скорости, в полтора раза превышающей скорость звука? При этом неся в своем чреве огромный боеприпас массой 750 килограммов? Разумеется, читатель недоверчиво покачает головой – чудес не бывает, МиГ-21 в крейсерском режиме на высоте 10.000 м мог преодолеть 1200-1300 км. Кроме того, МиГ-21, в силу своей конструкции, мог показать свои отличные скоростные качества только в разреженной атмосфере на больших высотах; у поверхности земли скорость истребителя ограничивалась 1,2 скоростями звука.

Скорость, форсаж, дальность полета… Для двигателя Р-13-300, расход топлива в крейсерском режиме 0,931 кг/кгс*час., на форсаже — достигает 2,093 кг/кгс*час. Даже увеличение скорости не сможет компенсировать резко возросший расход топлива, кроме того, в таком режиме никто не летает больше 10 минут.

Согласно книге В.Марковского «Жаркое небо Афганистана», где подробно описываются боевая служба авиации 40-й армии и Туркестанского военного округа, истребители МиГ-21 регулярно привлекались к нанесению ударов по наземным целям. В каждом эпизоде боевая нагрузка МиГов состояла из двух 250 кг бомб, а во время сложных вылетов, она вообще сокращалась до двух «соток». При подвеске более крупных боеприпасов стремительно сокращалась дальность полета, МиГ становился неповоротлив и опасен в пилотировании. Необходимо учесть, речь идет о наиболее совершенных модификациях «двадцать первого», применявшихся в Афганистане — МиГ-21бис, МиГ-21СМ, МиГ-21ПФМ и т.д.

Боевая нагрузка МиГ-21Ф-13 состояла из одной встроенной пушки НР-30 с боекомплектом 30 снарядов (масса 100 кг) и двух управляемых ракет «воздух-воздух» Р-3С (масса 2 х 75 кг). Осмелюсь предположить, что максимальная дальность полета 1300 км была достигнута вообще без внешних подвесок.

Силуэт F-16 и ПКР «Гранит». Советская ракета выглядит солидно даже на фоне крупного F-16 (взлетная масса 15 тонн) .

Противокорабельный «Гранит» более «оптимизирован» для маловысотного полета, площадь фронтальной проекции ракеты, меньше чем у истребителя . У «Гранита» отсутствует убирающееся шасси и тормозной парашют. И все-таки, на борту противокорабельной ракеты меньше топлива – пространство внутри корпуса отнимает 750 кг боевая часть, пришлось отказаться от топливных баков в консолях крыла (у МиГ-21 их два: в носовой и средней корневой части крыла).

Учитывая, что «Граниту» придется прорываться к цели на предельно малой высоте (ПМВ), сквозь плотные слои атмосферы, становится понятно, почему реальная дальность полета П-700 намного меньше заявленной в 550, 600 и, даже, 700 км. На ПМВ на сверхзвуке дальность полета тяжелой противокорабельной ракеты составляет 150…200 км (в зависимости от типа БЧ). Полученное значение полностью совпадает с тактико-техническим заданием ВПК при СМ СССР от 1968 г. на разработку тяжелой противокорабельной ракеты (будущего «Гранита»): 200 км на маловысотной траектории.

Отсюда следует еще один вывод – красивая легенда о «ракете-лидере» остается всего лишь легендой: низколетящая «стая» не сможет следовать за «ракетой-лидером», летящей на большой высоте.

Впечатляющая цифра 600 км, которая часто появляется в СМИ, справедлива только для высотной траектории полета, когда ракета следует к цели в стратосфере, на высоте от 14 до 20 км. Этот нюанс влияет на боевую эффективность ракетного комплекса, летящий на большой высоте объект может быть легко обнаружен и перехвачен — мистер Пауэрс свидетель.

Легенда о 22 ракетах

Несколько лет назад один уважаемый адмирал опубликовал воспоминания о службе 5-ой ОПЭСК (Оперативной Эскадры) ВМФ СССР в Средиземном море. Оказывается, еще в 80-е годы советские моряки точно рассчитали количество ракет для поражения авианосных соединений Шестого американского флота. Согласно их выкладкам, ПВО АУГ способна отразить одновременный удар не более 22-х сверхзвуковых противокорабельных ракет. Двадцать третья ракета гарантировано поражает авианосец, а дальше начинается адская лотерея: 24-я ракета может быть перехвачена ПВО, 25-я и 26-я снова прорвут оборону и попадут в корабли…

Бывший моряк говорил правду: одновременный удар 22 ракет — это предел для ПВО авианосной ударной группировки. В этом легко убедиться, самостоятельно рассчитав возможности Иджис-крейсера типа «Тикондерога» по отражению ракетных атак.

USS Lake Champlain (CG-57) — ракетный крейсер типа «Тикондерога»

Итак, атомный подводный крейсер проекта 949А «Антей» вышел на дистанцию запуска 600 км, успешно решена проблема с целеуказанием.
Залп! – 8 «Гранитов» (максимальное число ракет в залпе) пробивают толщу воды и, взметнувшись огненным смерчем на высоту 14 км, ложатся на боевой курс…

Согласно фундаментальным законам природы, сторонний наблюдатель сможет увидеть «Граниты» на дальности 490 км – именно на таком расстоянии ракетная стая, летящая на высоте 14 км, поднимается над горизонтом.

По официальным данным, фазированная антенная решетка РЛС AN/SPY-1 способна обнаружить воздушную цель на дальности 200 американских миль (320 км). Эффективная площадь рассеяния истребителя МиГ-21 оценивается в пределах 3…5 кв. метров – это достаточно много. ЭПР ракеты меньше – в пределах 2 кв. метров. Грубо говоря, радар Иджис-крейсера обнаружит угрозу на расстоянии 250 км.

Групповая цель, расстояние … пеленг … Смятенное сознание операторов командного центра, обостренное импульсами страха, видит 8 страшных «засветок» на экране радара. Зенитное оружие к бою!

Полминуты потребовалось команде крейсера на подготовку к ракетной стрельбе, с лязгом откинулись крышки УВП Марк-41, первый Standard-2ER (extended range – «большой дальности») выбрался из пускового контейнера, и, распушив свой огненный хвост, исчез за облаками… за ним еще один… и еще…

За это время «Граниты» на скорости 2,5М (800 м/с) приблизились на 25 километров.

По официальным данным, пусковая установка Марк-41 может обеспечить темп выпуска ракет 1 ракета в секунду. На «Тикондероге» две пусковые установки: носовая и кормовая. Чисто теоретически предположим, что реальная скорострельность в боевых условиях в 4 раза меньше, т.е. Иджис-крейсер выпускает за минуту 30 зенитных ракет.

Standard-2ER, как и все современные ЗУР большой дальности, представляет собой ракету с полуактивной системой наведения. На маршевом участке траектории «Стандарт» летит в направлении цели, ведомый дистанционно перепрограммируемым автопилотом. За несколько секунд до точки перехвата, включается головка самонаведения ракеты: РЛС на борту крейсера «подсвечивает» воздушную цель и ГСН ракеты ловит отраженный от цели сигнал, рассчитывая свою опорную траекторию.

Примечание . Осознав этот недостаток зенитных ракетных комплексов, американцы возликовали. Ударные самолеты могут безнаказанно атаковать морские цели, сбрасывая с узлов подвески «Гарпуны» и тут же «смываться», ныряя на предельно малую высоту. Отраженный луч пропал – зенитная ракета беспомощна.

Сладкая жизнь летчиков закончится с появлением зенитных ракет с активным наведением, когда ЗУР станет самостоятельно подсвечивать цель. Увы, ни перспективная американская «Стандарт-6», ни «дальняя» ракета комплекса С-400 с активным наведением, до сих пор не могут успешно пройти испытания – конструкторам еще предстоит решить много технических вопросов.

Останется главная проблема: радиогоризонт. Ударным самолетам даже не обязательно «светиться» на радаре – достаточно выпустить ракеты на самонаведении, оставаясь незамеченными ниже радиогоризонта. Точное направление и координаты цели «подскажет» им самолет ДРЛО, летящий в 400 км позади ударной группы. Впрочем, и здесь можно найти управу на обнаглевших авиаторов – не зря для ЗРК С-400 создана ракета большой дальности .

На надстройке Иджис-крейсера хорошо заметны два полотна ФАР радара AN/SPY-1 и две РЛС подсветки целей AN/SPG-62 на крыше надстройки.

Возвращаемся к противостоянию 8-ми ПКР «Гранит» и «Тикондероги». Несмотря на то, что система «Иджис» способна одновременно вести обстрел 18 целей, на борту крейсера имеется лишь 4 радара подсветки AN/SPG-62. Одно из преимуществ «Иджиса» в том, что помимо наблюдения за целью, БИУС автоматически контролирует количество выпущенных ракет, рассчитывая стрельбу так, чтобы в каждый момент времени на конечном участке траектории находится не более 4-х из них.

Финал трагедии

Противники быстро сближаются друг с другом. «Граниты» летят со скоростью 800 м/с. Скорость зенитных «Стандарт-2» 1000 м/с. Начальное расстояние 250 км. 30 секунд ушло на принятие решения о противодействии, за это время расстояние сократилось до 225 км. Путем несложных вычислений было установлено, что первый «Стандарт» встретится с «Гранитами» через 125 секунд, в этот момент расстояние до крейсера будет равно 125 км.

На самом деле ситуация американцев гораздо хуже: где-то на расстоянии 50 км от крейсера, головки самонаведения «Гранитов» засекут «Тикондерогу» и тяжелые ракеты начнут пикировать на цель, исчезнув на время из зоны видимости крейсера. Они возникнут вновь на удалении 30 км, когда будет уже слишком поздно что-либо предпринимать. Зенитные автоматы «Фаланкс» не смогут остановить ватагу русских монстров.

Запуск ЗУР Standard-2ER с эсминцев «Арли Берк».

В запасе у ВМС США остается всего 90 секунд – именно за такое время «Граниты» преодолеют оставшиеся 125-50=75 километров и спикируют на малую высоту. Эти полторы минуты «Граниты» будут лететь под непрерывным обстрелом: «Тикондерога» успеет выпустить 30 х 1,5 = 45 зенитных ракет.

Вероятность поражения самолета зенитными ракетами обычно дается в пределах 0,6…0,9. Но табличные данные не совсем соответствуют действительности: во Вьетнаме на один сбитый «Фантом» зенитчики тратили 4-5 ракет. Высокотехнологичный «Иджис» должен быть эффективнее радиокомандного ЗРК С-75 «Двина», тем не менее, инцидент со сбитием иранского пассажирского «Боинга» (1988 г.) не дает четких доказательств увеличения эффективности.

Не мудрствуя лукаво, примем вероятность поражения цели 0,2. Не каждая птица долетит до середины Днепра. Только каждый пятый «Стандарт» поразит цель. Боевая часть содержит 61 кг мощного взрывчатого вещества – после встречи с зенитной ракетой, «Гранит» не имеет шансов добраться до цели.

В итоге: 45 х 0,2 = уничтожено 9 целей. Крейсер отбил ракетную атаку.
Немая сцена.

Последствия и выводы

Иджис-крейсер, вероятно, способен в одиночку отбить восьмиракетный залп атомного подводного ракетоносца пр. 949А «Антей», израсходовав при этом около 40 зенитных ракет. Отобьет и второй залп – для этого у него достаточно боекомплекта (в 122 ячейках УВП размещаются 80 «Стандартов»). После третьего залпа крейсер погибнет смертью храбрых.

Конечно, в составе АУГ не один Иджис-крейсер… С другой стороны, в случае прямого военного столкновения, авианосную группировку должны были атаковать разнородные силы советской авиации и флота. Остается поблагодарить судьбу, что мы не увидели этого кошмара.

Какие можно сделать выводы из всех этих событий? А никаких! Все вышесказанное было справедливо только для могучего Советского Союза. Советские моряки, как и их коллеги из стран НАТО, давно знали, что противокорабельная ракета превращается в грозную силу только на предельно малой высоте. На больших высотах нет спасения от огня ЗРК (мистер Пауэрс свидетель!) — воздушная цель становится легко обнаружима и уязвима. С другой стороны, дистанции пуска в 150…200 км было вполне достаточно, чтобы «прищучить» авианосные группировки. Советские «щуки» не единожды царапали перископами днища авианосцев ВМС США.

Конечно, здесь нет места «шапкозакидательским» настроениям – американский флот был тоже силен и опасен. «Полеты Ту-95 над палубой авианосца» в мирное время, в плотном кольце перехватчиков «Томкэт», не могут служить достоверным доказательством высокой уязвимости АУГ — требовалось подобраться к авианосцу незамеченным, а это уже требовало определенных умений. Советские подводники признавали, что тайно приблизиться к авианосной группировке были делом непростым, для этого был нужен высокий профессионализм, знание тактик «вероятного противника» и Его Величество Случай.

В наше время американские АУГи не представляют угрозы для сугубо континентальной России. Никто не станет использовать авианосцы в «маркизовой луже» Черного моря — в этом регионе есть крупная авиабаза «Инжирлик» на территории Турции. А в случае глобальной ядерной войны авианосцы станут далеко не первостепенными целями.

Что касается противокорабельного комплекса «Гранит», то сам факт появления такого оружия стал подвигом советских ученых и инженеров. Только сверхцивилизация была способна создавать такие шедевры, сочетающие в себе самые передовые достижения электроники, ракетной и космической техники.

Табличные значения и коэффициенты — www.airwar.ru

В годы холодной войны конструкторами СССР и США было положено начало проведению работ по созданию подводных лодок, содержащих сверхскоростные ракетные торпеды и крылатые ракеты. Обострившиеся отношения СССР с США стали причиной появления у советских вооруженных сил ракетных крейсеров, оснащенных противокорабельными ракетами и сверхзвуковыми бомбардировщиками. В 1983 году на флота СССР была принята сверхзвуковая крылатая ракета П-700 комплекса “Гранит”. С 1969 года, начала ее создания, и до сегодняшних дней комплекс усовершенствовался и прошел не одно государственное испытание.

Как создавалось оружие?

Ракета П-700 “Гранит” разрабатывалась в НПО машиностроения под руководством главного конструктора В. Н. Челомея. В 1984 году он был сменен Гербертом Ефремовым. Впервые на государственное испытание крылатая ракета П-700 комплекса “Гранит” была предъявлена в 1979 году.

Бортовую автономную селективную систему, осуществляющую управление крылатой сверхзвуковой ракетой, собрали ученые и конструкторы Центрального научно-исследовательского института “Гранит”. Ответственным за работу данного участка был назначен генеральный директор В. В. Павлов.

Тестирование выполнялось при помощи береговых стендов, подводной лодки и крейсера “Киров”. С 1983 года были окончены все конструкторские работы, и Военно-морской флот СССР получил в свое распоряжение комплекс П-700 “Гранит”. Фото внизу представляет особенности оформления противокорабельной ракеты.

Во время работы по созданию сверхзвуковой крылатой ракеты П-700 использовался принцип взаимной увязки трех элементов:

  • Средств, осуществляющих указание цели.
  • Носителя, на котором выполнена установка ракет.

В результате создание из данных элементов единого комплекса обеспечило возможность Военно-морскому флоту Советского Союза справляться со сложнейшими задачами морских боев: уничтожать мощные корабельные и авианосные группировки.

Какие корабли были вооружены новым комплексом?

Согласно постановлению Центрального Комитета КПСС, после успешного летно-конструкторского испытания, прошедшего в ноябре 1975 года, комплексом “Гранит” были вооружены:

  • “Антей” - атомная подводная лодка.
  • “Орлан” - тяжелый атомный ракетный крейсер.
  • “Кречет” - тяжелый авианесущий крейсер.
  • “Адмирал флота Советского Союза Кузнецов”.
  • Тяжелый авианесущий крейсер.
  • “Петр Великий” - тяжелый крейсер.

На тип носителя влияют габариты ракеты. Со временем ракеты П-700 нуждаются в замене более универсальными и компактными противокорабельными ракетами с меньшим радиусом действия. Потребность в замене также объясняется их техническим устареванием.

Эффективность установки

Для противостояния реальной авианосной угрозе со стороны Воздушно-морских сил США российскими конструкторами было найдено асимметричное и экономичное решение. Проведенные подсчеты показали, что комплектация каждого российского подводного крейсера комплексом “Гранит” стране обходится намного дешевле, чем США их авианосцы. После проведенных работ по модернизации и их носителей ПКР “Гранит”, при условии их усовершенствования и поддержания в боевой готовности, может давать высокие показатели до 2020 года.

Что собой представляет орудие?

Ракета П-700 комплекса “Гранит” является изделием сигарообразной формы, передняя часть которого содержит кольцевой воздухозаборник и складывающееся крестообразное хвостовое оперение. Центральная часть фюзеляжа оснащена коротким крылом, имеющим высокую стреловидность. После запуска ракеты крыло раскладывается. Ракета адаптирована для морского и воздушного пространства. В зависимости от оперативной и тактической обстановки ПКР может применять различные траектории полета. Комплекс “Гранит” может осуществлять залп из имеющегося боекомплекта, а также применять ПКР поодиночке. В таких случаях применяется принцип: одна выпущенная П-700 - один пораженный корабль противника.

На какую цель ориентированы сверхзвуковые крылатые ракеты?

Типовой задачей комплекса “Гранит” является уничтожение морских целей. По мнению военных экспертов, осуществлять стрельбу по береговым объектам проблематично. Объясняется это тем, что при наведении на земные цели ГСН (головки самонаведения) ПКР не функционируют. В таких случаях для ракет предназначен автономный режим, при котором головки самонаведения отключены. Вместо них функцию наводки ПКР выполняет инерционная система. Крылатые П-700 обладают очень высокой дальностью стрельбы по наземным и береговым целям (выше, чем по морским). Для уничтожения объектов на суше для ПРК не требуется снижение на малые высоты. Несмотря на это, подобное использование крылатых ракет без активированного ГСН - занятие дорогостоящее: боекомплект комплекса “Гранит” является уязвимым для ПВО противника.

Как происходит старт?

В движение крылатая ракета П-700 “Гранит” приходит при помощи расположенного по центральной оси турбореактивного двигателя КР-21-300. В задней части ракеты находится блок, который содержит четыре ускорителя, работающих на твердом топливе. Для хранения ракеты предусмотрен специальный герметичный транспортно-пусковой контейнер. До старта ПКР “Гранит” П-700 крылья и оперение находятся в сложенном положении. При помощи куполообразного обтекателя осуществляется прикрытие воздухозаборника. Для того чтобы установка “Гранит” П-700 во время старта ракеты не была повреждена выхлопами, перед запуском она заполняется водой, взятой за бортом. Данная процедура необходима для того, чтобы включить ускоритель, который выталкивает из шахты ракету. Куполообразный обтекатель откидывается уже в воздухе. При этом крылья и оперение, которые до старта находились в сложенном состоянии, раскрываются. После сгорания ускоритель откидывается, а ракета для своего полета использует маршевый двигатель.

Чем укомплектовано орудие?

Ракеты “Гранит” П-700 содержат:

  • Фугасно-проникающую боевую часть. Она весит от 585 до 750 кг.

  • Тактическую ядерную.
  • вес которого составляет 500 килотонн.

Сегодня - по принятому международному соглашению - ядерные крылатые ракеты “Гранит” П-700 запрещены. Для их оснащения предусмотрены только конвенционные боевые части.

Тактико-технические характеристики

  • Размер ракеты комплекса “Гранит” П-700 составляет десять метров.
  • Диаметр - 85 см.
  • Размах крыла - 260 см.
  • До старта вес орудия составляет 7 тонн.
  • Изделие способно достичь минимальной высоты полета на участке атаки 25 метров.
  • Комбинированная траектория полета дает возможность ракете достигать дальности до 625 км.
  • Маловысотная траектория позволяет совершать вылет на дистанцию, не превышающую 200 км.
  • Использование системы управления ИНС, АРЛГСН.
  • Орудие оснащено проникающей боевой частью, вес которой составляет 750 кг.

За счет большой массы и высокой скорости П-700 затруднено попадание в них зенитных ракет противника. По мнению некоторых военных экспертов, боевая часть П-700, которая весит 750 кг, эффективна только для поражения площадной цели. Обусловлено это тем, что для крылатых ракет характерны отклонения на дальность до 200 метров, что затрудняет точечное попадание по отдельной цели.

Что такое БЦВМ?

Для наведения ракеты на цель применяется активная радиолокационная головка. Информационные каналы, которые используются трехпроцессорной бортовой вычислительной машиной (БЦВМ), дают возможность выделить из большого числа помех настоящую цель. Во время группового (залпа) обнаружение противника становится возможным при помощи обмена информацией, идентификации и распределения цели по различным параметрам между самонаводящими головками ракет.

Способность ракет из целого ряда конвойных, авианесущих или десантных кораблей выявить нужную цель и нанести по ней удар возможна за счет заложенных в бортовой вычислительной машине необходимых данных обо всех классах современных кораблей. Работа БЦВМ направлена на радиоэлектронные средства противника, которые путем создания помех и других противовоздушных тактических приемов способны уводить выпущенные крылатые ракеты в сторону от цели. В современных П-700 имеется станция 3Б47 “Кварц”, которая при помощи специальных устройств сбрасывает дополнительные отражатели и ложные цели, предоставляемые противником. Наличие БЦВМ делает ракету П-700 высокоинтеллектуальной: ПКР защищается от радиолокационных помех противника, в ответ ставит свои и создает ложные цели для атакуемой противовоздушной обороны. При групповом старте за счет БЦВМ возможен обмен информацией.

Как осуществляется атака?

Для стрельбы по цели, дистанция до которой превышает 120 км, П-700 поднимается на высоту до 17 км. Большая часть полета совершается на этом уровне. На данной высоте снижено воздействие на ракету сопротивления воздуха, что дает ей возможность экономить топливо. На уровне 17 км улучшается радиус обнаружения цели. После того как цель найдена, выполняется ее идентификация. Затем выпущенные ракеты снижаются до 25 метров. ГСН выключается. Это делает ПКР невидимыми для радаров противника. ГСН включается уже перед самой атакой, когда необходимо осуществить точную наводку. Атака ракетами организуется таким образом, что сначала уничтожаются приоритетные цели, а затем - второстепенные. Распределение информации осуществляется между головками ракет перед самой атакой. За счет этого для поражения каждой цели предназначено определенное число ракет. Наличие запрограммированных в каждой крылатой ракете тактических приемов дает им возможность защищаться от оборонных противовоздушных средств противника.

Как действуют ПКР?

Атака выпущенной одной крылатой ракеты может быть направлена на отдельный корабль. Если осуществлен групповой старт, ПКР поражают целый комплекс кораблей. Имеющийся у воздушно-морских сил опыт использования П-700 показал высокую эффективность ракет по береговым целям противника в том случае, если они действуют в группе. В таком случае первые ракеты, содержащие спецзаряд, выводят из строя все средства противовоздушной обороны противника. Авианосная группа, которую имеет атакуемый город или порт, уже не в состоянии оказывать сопротивление. Следующий этап атаки выполняется другими ракетами, которые не имеют спецзарядов для ослепления противника. В комплексе выпущенных ракет одна из них может выполнять функцию наводчика. Преимущественно такую ПКР используют при ведении беглого огня. Для нее предусмотрено использование значительной высоты. При перехвате вражескими радарами или ее уничтожении, функцию наводки автоматически берет на себя другая сверхзвуковая крылатая ракета.

Учения 2016-го

16 октября 2016 года, выполняя учебно-боевые задачи, экипаж атомного подводного ракетного крейсера “Антей” выпустил ракету П-700 комплекса “Гранит”. Местом проведения стрельбы стал полигон на архипелаге Новая Земля.

Как считают некоторые военные эксперты, запуск П-700 был осуществлен с целью отстрела устаревших или неисправных ракет с дальнейшей их заменой. Одновременно отрабатывался режим стрельбы по наземным целям. Имеется также и другая версия учений: в связи с обострившейся политической обстановкой в мире данное мероприятие послужило сигналом НАТО, что Россия обладает не устаревшими советскими ракетными носителями, а модернизированными, способными в любую минуту выстрелить по наземной цели.

ДАННЫЕ НА 2017 г. (стандартное пополнение)
Комплекс П-50 / П-700 "Гранит" 3К45, ракета 3М45 - SS-N-19 SHIPWRECK
Комплекс "Гранит-2" 3К45-2 / ОКР "Гранитит", ракета 3М45-2

Противокорабельная крылатая ракета. Разработка комплекса начата "НПО Машиностроения" (ОКБ-52) В.Н.Челомея (с 1984 г. генеральный конструктор - Г.А.Ефремов) в 1969 г. Главный конструктор - В.И.Патрушев, начиная с 1978 г. - В.А.Вишняков, начиная с 2003 г. после создания дирекции "НПО Машиностроения" по КР "Гранит" - А.А.Малинин (по 2010 г. как минимум), по состоянию на 2012-2013 г.г. главный конструктор по направлению - Константин Данилов ().

Разработка ракеты "Гранит" явилась продолжением работ по созданию ракеты подводного старта с дальностью 400-600 км и скоростью полета 3200-3600 км/ч типа (носитель - ПЛАРК пр.688, проект). В связи с усилением ПВО авианосцев ВМС США истребителями F-14 с ракетами "Феникс" и многоканальной РЛС, для достижения гарантированного поражения предполагалось наносить удар группой ПКР не менее 20 шт. Согласно решению ВПК при Совмине СССР от 08 апреля 1966 г. в первом квартале 1967 г. ОКБ-52 должно было в рамках НИР "Гранит" () представить аванпроект ПКР. Проработка аванпроекта показала, что ракета с заданными ТТХ будет иметь длину 13 м и РДТТ не сможет быть маршевым двигателем. Решением ВПК при СМ СССР от 21 октября 1968 г. внесены изменения ТТХ с сохранением требования вписаться в габариты ПУ ПКР "Малахит". Данные ТТХ легли в основу Постановления Совмина СССР №539-186 от 10 июля 1969 г. о проведении ОКР "Гранит" по созданию комплекса (), срок начала совместных испытаний комплекса назначался на второй квартал 1973 г.

Особая благодарность пользователю SHARK () за помощь в подготовке материалов.





Выгрузка ракет 3М45 Гранит" с ПЛАРК "Курск" пр.949А. Видна конструкция СРС и складывающиеся аэродинамические поверхности ракеты. (http://militaryphotos.net , обработано).


Пуск ПКР 3М45 "Гранит" - SS-N-19 SHIPWRECK. Пуск с крейсера пр.1144. Фото 2009 г. как минимум, опубликовано 05.10.2013 г. ().


Ракета 3М45 / SS-N-19 SHIPWRECK комплекса "Гранит" в музее "НПО Машиностроение", г.Реутов (http://militaryphotos.net , обработано).


ОКР "Гранит" предусматривала создание противокорабельной ракеты с автономным (без взаимодействия с носителем) выбором главной цели в ордере кораблей и универсальным стартом - надводным либо подводным. Эскизный проект выпущен в 1969 г. и утвержден в 1970 г. (?).

Испытания ракет начаты на наземном стенде в ноябре 1975 г. первый подводный пуск в рамках автономных испытаний проведен около мыса Фиолент в Крыму 26 февраля 1976 г. Автономные испытания завершены в 1976 г. При испытаниях на полигоне в Неноксе выявлено много сбоев в работе БРЭО производства серийных заводов (Ленинградский завод им.А.М.Кулакова, "Северный пресс", казахстанский завод "Омега"). Летные испытания комплекса "Гранит" проводились с середины 1979 г. до конца 1980 г. Всего проведено 17 пусков на полигоне Ненокса (стенды ЦСК и БСГ-9), в т.ч. 9 пусков ракет со стенда БСГ-9. Совместные испытания комплекса и носителей проводились с 1980 г. по август 1981 г. Пуски с ракетного крейсера "Киров" пр.1144 проводились в ходе государственных испытаний крейсера с сентября по декабрь 1980 г. - 4 пуска, в том числе 1 пуск двухракетным залпом на близкую к максимальной дальность. Мишени - судно-мишень пр.1784 в окружении корабельных щитов. При одиночных пусках на минимальную и среднюю дальность ракеты успешно навелись на главную цель. При залповой стрельбе главная цель была поражена одной из ракет, вторая ракета поразила один из щитов. Первый пуск с головной ПЛАРК К-525 произведен 8 декабря 1980 г. При пуске произошел сбой бортовой системы управления и ракета не спикировала на цель. При втором пуске 10 декабря 1980 г. ошибка повторилась. В ходе изучения проблемы была обнаружена ошибка в алгоритме работы СУ и после её исправления двухракетный и одиночный пуски в середине декабря 1980 г. прошли успешно. Совместные испытания завершены в августе 1981 г. - всего выполнено 20 пусков с ПЛАРК и 8 пусков с ракетного крейсера "Киров" (в августе 1981 г. проведено 4 пуска ракет). Всего в ходе испытаний с 1975 г. по август 1981 г. произведено 45 пусков ракет.

Комплекс принят на вооружение ВМФ СССР Постановлением Совмина СССР №686-214 от 19 июля 1983 г. ( , в некоторых источниках встречается дата 12 марта 1983 г., но она не соответствует действительности). Ракеты производились Оренбургским машиностроительным заводом (ПО "Стрела").


ПКР "Гранит" во время проведения летно-конструкторских испытаний (кадры из документального фильма серии "Ударная сила", ОРТ).


Погрузка ранней модификации ракет комплекса П-50 / П-700 "Гранит" на ракетный крейсер "Киров" пр.1144 (монтаж кадров из документального фильма Kirov.flv - http://youtube.com)


Пусковые установки :
- согласно ТТЗ ВПК при СМ СССР 1966 г. и 1968 г. на создание комплекса ракеты должны были запускаться из ПУ комплекса "Малахит".

ЦСК и БСГ-9 - наземные испытательные стенды;

СМ-225 / СМ-225А - наклонная (40 град) ПУ разработки КБ Специального Машиностроения (КБСМ) для ПЛАРК и . Старт "мокрый" - ПУ перед стартом заполняется водой для снижения термических нагрузок на ПУ и носитель и выравнивания давления. ПУ состояла из корпуса и пускового стакана с ракетой, между корпусом ПУ и пусковым стаканом размещались средства аммортизации, внутри пускового стакана находились направляющие. Резинокордовое соединение препятствовало воздействию воды на средства аммортизации. Во время пуска и при проведении погрузочно-разгрузочных работ стакан фиксировался. При катастрофе на ПЛАРК "Курск" ракеты не получили значительных повреждений в ПУ.


Пусковая установка СМ-225 / СМ-225А комплекса "Гранит" (Асанин В., Ракеты отечественного фота. // Техника и вооружение).


Пусковая установка и головная часть ракеты комплекса "Гранит" на ПЛАРК "Курск" после подъема, полиуретаном зафиксирована ракета (http://forums.airbase.ru).


Погрузка ракеты "Гранит" на ПЛАРК пр.949А (http://forums.airbase.ru).


- СМ-233 / СМ-233А - подпалубная наклонная (угол наклона - 60 град.) ПУ на ракетных крейсерах пр.1144 и тяжелых авианесущих крейсерах . Старт "мокрый" - ПУ перед стартом заполняется водой для снижения термических нагрузок на ПУ и носитель; пусковые установки созданы на базе лодочных ПУ СМ-225 и подобны им по конструкции и системе управления.

Создание модификации ПУ СМ-233А для кораблей велось по решению Минсудпрома, Минобщемаша и ВМФ СССР №1/0018 от 05 февраля 1982 г. Конструкционный материал пускового стакана в ПУ СМ-233А - стеклопластик. Защитная крышка снабжена устройством радиомаскировки. Изменения в ПУ СМ-233А:
- уменьшение количества механизмов и устройств задействованных в предстартовой подготовке и пусках ракет;
- снижение трудозатрат и стоимости ПУ за счет уменьшения металлоемкости и упрощения конструкции;
- сокращение объемов и упрощение условий технического обслуживания;
- повышение ремонтопригодности;
- уменьшение количества взаимных связей ПУ с кораблем;


Пусковая установка СМ-233 комплекса "Гранит" (Асанин В., Ракеты отечественного фота. // Техника и вооружение).


Пусковые установки СМ-233 на ракетном крейсере "Киров" пр.1144 (http://militaryphotos.net).

Пусковые установки СМ-233А ПКР "Гранит" на ТАКР пр.1143.5 (Военный парад , 1998 г.)


Пусковые установки СМ-233А ПКР "Гранит" на ТАКР пр.1143.5 ("Арсенал", №1 / 2008 г.)


Ракета 3М45 :
Конструкция ракеты - нормальной аэродинамической схемы с треугольным крылом, треугольными килями и стабилизаторами, на стартово-разгонной ступени так же треугольные стабилизаторы, аэродинамические поверхности в предпусковом положении сложены. Торовидная СРС сбрасывается после отработки, колпак воздухозаборника и крышка сопла маршевого ТРД отстреливаются сразу после пуска (выхода ракеты над поверхностью воды при подводном старте).


Ракета 3М45 комплекса "Гранит" в музее НПО "Машиностроение", г.Реутов (http://militaryphotos.net)


Разрезная схема устройства ПКР 3М45 комплекса 3К45 "Гранит" - SS-N-19 SHIPWREK. Красным цветом обозначена фугасно-проникающая боевая часть. (из архива пользователя TR1, http://forum.keypublishing.com , опубликовано 23.09.2011 г.).


Предположительные проекции ракеты 3М45 / SS-N-19 SHIPWRECK комплекса П-50 / П-700 "Гранит" (с) версия от 03.10.2011 г. (при использовании - ссылка).


Система управления и наведение - система управления ракеты инерциальная с автопилотом с корректировкой по данным системы наведения, включающей в себя несколько БЦВМ (вероятно, 4 БЦВМ), активную РЛ ГСН и систему обмена информацией между ракетами (СОИР) залпа с несколькими каналами приема-передачи информации. Антенна РЛС ГСН расположена в центральном теле воздухозаборника двигателя. Система управления ракеты и оборудование наведения разработаны НИИ-49 (ЦНИИ "Гранит"), главный конструктор - В.Б.Голованов, с 1973 г. - Н.М.Мозжухин. Бортовая аппаратура разработана под руководством Л.М.Камаевского, комплекс аппаратуры для ПЛАРК - Б.Н.Степанов, для надводных кораблей - Е.П.Михеев. Производство бортовой аппаратуры системы управления велось опытным заводом НИИ-49 / НПО "Гранит" (ныне - ОАО "Северный пресс").

Система из 4-х БЦВМ вероятно включала в себя две счетно-решающих БЦВМ параллельно выполнявших программу (обрабатывая информацию от первичных преобразователей), третья БЦВМ выполняла функции "арбитра" - сравнивала результаты вычислений, при несовпадении проводилось тестирование и отключалась сбойная БЦВМ. При добавлении четвертой БЦВМ, проводилось циклическое тестирование трех БВЦМ.

По западным данным РЛ ГСН работает в двух диапазонах - J - 10-12 ГГц и К - 27-40 ГГц.

В алгоритмах наведения ракеты использована логика выбора главной цели в ордере кораблей. Анализировался размер целей и удаление целей от точки ожидаемых координат цели. Подобный алгоритм позволял выбрать самую крупную цель в ордере кораблей. Позже подобный алгоритм был использован на ПКР " ".

При групповом пуске ракет после обнаружения цели РЛС ракеты (радио-локационным визиром) происходит целераспределение с использованием СОИР, согласно введенного при пуске типа цели. После определения координат целей, назначенных при целераспределении и их параметров движения, ракета с выключенной РЛС снижается на малую высоту и совершает полет к точке предполагаемых координат цели. При подходе к точке предполагаемых координат цели РЛС (визир) включается и происходит захват цели. Каждая ПКР выходит к своей цели согласно ранее проведенному целераспределению.

На первом этапе разработки комплекса предполагалось использовать наведение ракеты через радио-локационный визир оператором корабля-носителя, аналогично ПКР и .

Распределение целей между ракетами залпа осуществлялось с использованием системы обмена информации между ракетами (СОИР) по нескольким алгоритмам, созданным с использованием теории игр в ЦНИИ "Гранит". Через СОИР шел обмен данными РЛ ГСН ракет, координировался боевой порядок ракет в зависимости от схемы атаки. Система управления комплекса на стороне носителя позволяет осуществлять залповую стрельбу всем боекомплектом.

Типовые траектории полета:
- по надводным кораблям - высотная и маловысотная траектории;
- по береговым целям - высотная траектория;
- по подводным лодкам - маловысотная траектория (с применением ядерной БЧ)

Целеуказание комплексу осуществляется средствами обнаружения носителя либо с помощью авиационной или космической системы целеуказания. Авиационный комплекс целеуказания "Успех" использовался с применением самолетов-целеуказателей (Ту-95РЦ и др.) или вертолетов Ка-25Ц. Космический комплекс разведки и целеуказания МКРЦ "Легенда" создавался при непосредственном участии на этапе теоретической проработки академика М.В.Келдыша.

Ракета оснащена системой защиты, разработанной начиная с 1965 г. в лаборатории отдела №25 ЦНИИ "Гранит" под руководством Р.Т.Ткачева и Ю.А.Романова. Основным компонентом системы является станция постановки активных помех 3Б47 "Кварц" разработанная в Таганрогском НИИ связи. Ракета может совершать противозенитные маневры.

Двигатели :
- СРС (стартово-разгонная ступень) - торообразный корпус СРС содержит два типа зарядов РДТТ (по 4 шт, вероятно, стартовые и разгонные). СРС разработана Пермским КБМ (ныне - НПО "Искра"), главный конструктор - Л.Н.Лавров.

Маршевый - короткоресурсный ТРД КР-21-300 / изделие 21 разработки АМНТК "Союз", главный конструктор - С.А.Гаврилов, двигатель производился Уфимским Моторостроительным ПО (г.Уфа). Разработка маршевого ТРД с ускоренным запуском на максимальный режим начата по Постановлению Совмина СССР №539-186 от 10 июля 1969 г. о проведении ОКР "Гранит" по созданию ракетного комплекса (). Государственные испытания двигателя завершены в 1981 г. и рабочая конструкторская документация передана УМПО (г.Уфа) для серийного производства двигателя ().

Двигатель со сверхзвуковым воздухозаборником с центральным телом, запуск двигателя происходит по команде датчика давления после выхода из воды (при старте с подводной лодки) или после старта (при старте с надводного корабля), пиропатроны сбрасывают обтекатель воздухозаборника и маршевый ТРД работает вместе со стартово-разгонной ступенью. По данным некоторых источников, двигатель создан с использованием турбокомпрессора отработанного на двигателе КР-17-300 ПКР " ". В части источников (Широкорад ) встречается наименование двигателя "КР-93".

Система регулирования работы двигателя - ЭРРД-21 (электронный регулятор работы двигателя)
Стартер двигателя - твердотопливный газогенератор (расположен в центральном теле сопла двигателя)
Время выхода на режим - не более 10 с


- по состоянию на 2010 г. отделением 08 "НПО Машиностроения" ведутся работы по частичной модернизации маршевого двигателя ракеты 3М45-2 (). В этимх же работах принимает участие и разработчик двигателя - НПП "Мотор" ().

ТТХ ракеты :
Длина корпуса - 8840 мм (или ракеты с СРС?)
Диаметр корпуса - 1140 мм
Размах крыла - 2600 мм
Диаметр описанной окружности (ракета в контейнере) - 1350 мм

Масса стартовая - 7360 кг
Масса СРС - 1760 кг
Масса БЧ:
- 584 кг
- 750 кг (обычная БЧ по др.данным)
- 618 кг (по неподтвержденным путанным данным, лента.ру)

Дальность действия:
- 700-800 км (на высотной траектории, согласно ТТЗ ВПК при СМ СССР 1966 г.)
- 200 км (на маловысотной траектории, согласно ТТЗ ВПК при СМ СССР 1966 г.)
- 500 км (согласно ТТЗ ВПК при СМ СССР 1968 г.)
- 700 км (по береговым целям)
- 625 км (ядерная БЧ, высотная траектория, данные неподтвержденные)
- 500-550 км (ПКР, обычная БЧ, высотная траектория, данные неподтвержденные)
- 200 км (ядерная БЧ, маловысотная траектория)
- 145 км (ПКР, обычная БЧ, маловысотная траектория)

Скорость полета:
- 3500-4000 км/ч (согласно ТТЗ ВПК при СМ СССР 1966 г.)
- 2500-3000 км/ч (согласно ТТЗ ВПК при СМ СССР 1968 г.)
- 1.5-1.6 М (на малой высоте)
- 2.5-2.6 М (на большой высоте)

Высота полета:
- 20000-24000 м (согласно ТТЗ ВПК при СМ СССР 1966 г.)
- до 14000 м

Типы БЧ :
- ядерная мощностью до 500 кт - по др.неподтвержденным данным 618 кт, радиус поражения - 1200 м; согласно договоренностей между СССР и США (1991 г.) крылатые ракеты с ядерными БЧ на кораблях ВМФ России и США не базируются;

Фугасно-проникающая БЧ разработки НПО "Алтай" (г.Бийск), принята на вооружение в 1983 г. Боевая часть имеет бронированный корпус и взрыватель с замедлением.


Фугасно-проникающая БЧ ПКР "Гранит" разработки НПО "Алтай" (http://frpc.secna.ru).


Разрез фугасно-проникающей БЧ ПКР 3М45 "Гранит" (фото из архива пользователя "Дмитрий", http://paralay.iboards.ru , опубликовано 09.09.2011 г.).


Модификации :
- П-500П - проект ракеты подводного старта со скоростью полета более 3000 км/ч прорабатывавшийся ОКБ-52 для вооружения ПЛАРК пр.688, вероятно, в 1964-1966 г.г. Пусковая установка - ПУ ПКР "Малахит". СРС и маршевый двигатели - РДТТ.

- "Гранит " с ПВРД - на стадии аванпроекта прорабатывался вариант ракеты с ПВРД 4Д04 разработки НПО "Красный Октябрь" (ОКБ-670 генерального конструктора М.М.Бондарюка).
Скорость полета - до 4М

- П-50 / П-700 "Гранит", ракета 3М45 - ПКР, базовый вариант.

- ОКР "Гранитит" / комплекс 3К45-2 "Гранит-2", ракета 3М45-2 - модернизированный вариант комплекса с обновленным оборудованием. Разработка начата в 2001 г. по государственному контракту №А-583 между Министерством обороны (в/ч №42888) и НПО машиностроения от 10.05.2001 г. на проведение опытно-конструкторской работы (ОКР) по теме «Гранитит». Тактико-техническое задание выдано Министерством обороны России 09.07.2001г. Главный конструктор по направлению - А.А.Малинин. В том числе по частичной модернизации маршевого двигателя ракеты 3М45-2 (). Работы по модернизации двигателя (изделие 21) касаются увеличения срока службы и обеспечения возможности работы на большей скорости и высоте - работы в 2010 г. вело НПП "Мотор" (ист. - Годовой отчет за 2010 г. ). Общая стоимость госконтракта на проведение ОКР "Гранитит" на момент заключения составляла 370 000 000 рублей. Работа по проекту разбивалась на несколько этапов ():
- 1 этап - разработка эскизного проекта, срок исполнения 03.01.2001 г. - 30.11.2001 г., стоимость этапа 6 000 000 рублей;
- 2 этап - разработка рабочей конструкторской документации (РКД) на комплекс «Гранитит», срок исполнения 01.10.2001г. - 30.11.2002 г., стоимость этапа 15 500 000 рублей;
- 3 этап - разработка эксплуатационной документации на комплекс «Гранитит», срок исполнения 03.01.2003г. - 30.06.2003г., стоимость этапа 1 000 000 рублей;
- 4 этап - изготовление опытных образцов составных частей комплекса «Гранитит», стендового и технологического оборудования для проведения наземных, автономных и комплексных испытаний в обеспечение летных испытаний, срок исполнения 01.07.2002 г. - 30.11.2003г., стоимость этапа 83 300 000 рублей;
- 5 этап - проведение наземных, автономных и комплексных испытаний составных частей комплекса «Гранитит», корректировка рабочей документации по результатам испытаний, срок исполнения 03.01.2001 г. - 30.06.2002 г., стоимость этапа 98 000 000 рублей;
- 6 этап - изготовление и поставка составных частей комплекса «Гранитит» для летных испытаний, срок исполнения 01.07.2002 г. - 30.09.2004 г., стоимость этапа 162 000 000 рублей;
- 7 этап - проведение летных испытаний, срок исполнения 03.01.2004 г. - 30.11.2004 г., стоимость этапа 5 000 000 рублей;
- 8 этап - участие в летных испытаниях, корректировка рабочей документации по результатам летных испытаний, доработка составных частей комплекса, срок исполнения 03.01.2004 г. - 30.11.2004г.
По состоянию на 2010 г. работы по проекту еще продолжались, но письмом от 17 декабря 2010 г. № 205/223/1362 государственный заказчик (Минобороны) уведомил ОАО ВПК «НПО Машиностроения» о том, что в связи со срывом предприятием графика выполнения ОКР шифр «Гранитит» и невозможностью ее дальнейшего продолжения в рамках действующей лимитной цены, выполнение указанной ОКР приостановить. Согласно протоколу согласования фактических затрат № Н/18 от 30.08.2011 г. заказчиком согласованы фактические затраты в размере 713 067 201 руб. 29 коп., выплаты по контракту составили 706 680 616,00 руб ().
Актом проверки Рособоронзаказа от 15.07.2010 г. № 2/3/25-10К установлено, что ОКР «ЗМ45-2»выполняется по ТТЗ Минобороны России от 09.07.2001 г. и государственному контракту от 10 мая 2001 г. № А-583, по состоянию на 1 июня 2010 г. из 86 этапов (подэтапов) ведомости исполнения выполнено 52, готовность выполнения ОКР составляла 70 % ().

Носители :
- тяжелые авианесущие крейсера , и ("Ульяновск") - 12 подпалубных ПУ СМ-233А, в строй введен 1 корабль - ныне "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов". В конце 1990-х годов выведен из строя боевой пост ракетного комплекса "Гранит" - в результате ошибочных действий экипажа залит топливом при заправке корабля и не подлежит восстановлению (сведения не подтверждены ).


Испытательный пуск ПКР 3М45 "Гранит" с борта ТАКР пр.11435 "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" ().


Пуск ракеты "Гранит" с ТАКР пр.1143.5 (фото из архива sevstud1986, обработано, http://forums.airbase.ru)



- атомный ракетный крейсер пр.1165 "Фугас" (проект) - 32-48 подпалубных ПУ (проект не реализован).


Эскиз атомного ракетного крейсера пр.1164 "Фугас" (автор - А.Н.Соколов, Асанин В., Ракеты отечественного фота. // Техника и вооружение).


- атомные ракетные крейсера - 20 подпалубных ПУ СМ-233 (на стадии проекта крейсера - 16 ПУ), в строй введено 4 корабля:
"Киров" пр.1144 (ныне - "Адмирал Ушаков") - 1980 г. (объявлено о модернизации 26.07.2010 г.)
"Фрунзе" пр.1144.2 (ныне - "Адмирал Лазарев") - 1984 г. (объявлено о модернизации 26.07.2010 г.)
"Калинин" пр.1144.2 (ныне - "Адмирал Нахимов") - 1988 г. (объявлено о модернизации 26.07.2010 г.)
"Петр Великий" пр.1144.2 - 1998 г. (в строю, 2010 г.)


- атомный ракетный крейсер пр.1293 (проект) - 16 подпалубных ПУ (проект не реализован).


Эскиз атомного ракетного крейсера пр.1293 (автор - А.Н.Соколов, Асанин В., Ракеты отечественного фота. // Техника и вооружение).


- ПЛАРК пр.688 (проект) - ракеты (проект) в пусковых контейнерах идентичных или аналогичных ПУ ПКР "Малахит" ПЛАРК пр.670.
- 2013 г. 04 октября - в ходе учений силами Северного флота выполнены успешные пуски противокорабельных крылатых ракет по мишеням в центральной части Баренцева моря. В том числе, по одному пуску ракет "Гранит" из акватории Баренцева моря произвели ПЛАРК "Орел" и "Ворнеж" пр.949А. Так же один пуск произвел атомный ракетный крейсер "Петр Великий" пр.11442. Дальность пусков составила не более 400 км ().


Пуск ракеты 3М45 "Гранит" ракетным крейсером "Петр Великий" в ходе учебных стрельб 4 октября 2013 г. (кадры телеканала RT).


- 2017 г. 05 июля - ПЛАРК пр.949А Северного флота "Смоленск" выполнила из подводного положения пуск крылатой ракеты «Гранит» по сложной морской мишенной позиции, находящейся на удалении порядка 400 километров. По данным объективного контроля, цель поражена успешно ().

2017 г. 19 сентября - в ходе учений Северного флота выполнен успешный пуск противокорабельных ракет 3М45 "Гранит" с атомного ракетного крейсера "Петр Великий" пр.11442, а так же с ПЛАРК пр.949А "Орел" и "Воронеж". Пуски выполнялись из разных районов Баренцева моря по единой цели, находившейся на удалении от 200 до 300 километров от кораблей. Ракетные подводные крейсеры выполнили стрельбу из подводного положения ().


Успешный пуск ракеты 3М45 Гранит" с атомного ракетного крейсера пр.11442 "Пётр Великий" 19 сентября 2017 г. (кадр видео Министерства обороны России).


Источники :
Асанин В., Ракеты отечественного фота. // Техника и вооружение. №10 / 2006 г., №№ 6, 9 / 2007 г., № 6 / 2009 г.
Годовой отчет за 2010 г. ОАО "НПП "Мотор". Уфа, 2011 г.
Лазарев Н.М. Океанский ракетно-ядерный флот Советского Союза в биографиях его творцов, создателей и военно-морских корабельных инженеров-механиков. т. III, М., 2003 г.
Лента.ру. 2001 г.
НПО "Алтай" - 50 лет. // Бийский вестник. №1-2 / 2009 г.
ОАО ФНПЦ "Алтай". Официальный сайт http://frpc.secna.ru , 2011 г.
Осинин С.Н., РЭБ в Военно-Морском Флоте. От Порт-Артура до наших дней. М., "Оружие и технологии", 2006 г.
С опорой на силу и разум. // Трибуна ВПК. №11 / 2010 г.
Творцы и создатели. Ода коллективу. М., НПО Машиностроения, 2009 г.
Чижов А.В., "80 лет ЦНИИ "Гранит" (хроника испытаний)". С.-Пб., ЦНИИ "Гранит" , 2001 г .
Широкорад А.Б., Огненный меч Российского флота. М., "Яуза", "Эксмо", 2004 г.
Штурм глубины. Сайт http://www.deepstorm.ru , 2010 г.
Balancer.ru. Сайт http://forums.airbase.ru , 2010-2011 г.г.
Kirov.flv. Документальный фильм начала 1980-х г.г. Сайт http://youtube.com , 2010 г.
сайт. Сайт http://military.tomsk.ru/forum , 2010 г.
P-700 Granit SS-N-19 Shipwreck missile. Сайт
Эскиз противокорабельной ракеты П-700 «Гранит» Тип Противокорабельная ракета Статус стоит на вооружении Разработчик НПО машиностроения (ОКБ-52) Главный конструктор В. Н. Челомей Годы разработки -1983 годы Начало испытаний ноябрь 1975 года Принятие на вооружение 19 июля 1983 года Производитель НПО машиностроения Основные эксплуатанты ВМФ СССР
ВМФ России Изображения на Викискладе

При создании комплекса впервые был использован подход, основой которого является взаимная увязка трёх элементов: средств целеуказания (в виде космических аппаратов), носителя и ПКР. Созданный комплекс приобрёл возможность решать сложнейшие задачи морского боя нарядом огневых средств одного носителя.

Также возможно использование и для уничтожения береговых целей.

История создания

Работы по созданию дальнобойной сверхзвуковой крылатой ракеты подводного старта в СССР были начаты постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 539-186 от 10 июля 1969 года в ЦКБМ МОМ . К этому времени на вооружении подводных лодок уже состояла сверхзвуковая крылатая ракета П-6 ; однако запуск её был возможен только с поверхности, что сильно повышало уязвимость субмарины, и с учётом демаскирующего эффекта ракетного залпа подвергало лодку значительному риску. Кроме того, П-6, спроектированная ещё в конце 1950-х, спустя десятилетие уже не удовлетворяла требованиям по скорости, дальности и высоте полёта.

Разработка новой крылатой ракеты подводного старта была инициирована параллельно с созданием развития П-6 - крылатой ракеты П-500 «Базальт», на которую собирались перевооружить существующие носители. Однако П-500 «Базальт» была также непригодна к запуску из-под воды. Требовалось создать полностью новую ракету. Проект получил обозначение П-700 «Гранит». В дальнейшем было принято решение разрабатывать новую ракету для применения не только с подводных лодок, но и с надводных кораблей, дублировав разработку П-500.

Этап лётно-конструкторских испытаний ракеты проходил с ноября 1975 года. Государственные испытания комплекс «Гранит» прошёл в период с 1979 по июль 1983 годов. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР № 686-214 от 19 июля 1983 года комплекс был принят на вооружение следующих кораблей:

  • атомных подводных лодок проектов 949 «Гранит» и 949А «Антей» ;
  • тяжёлых атомных ракетных крейсеров проектов 1144 «Орлан» и 1144.2 «Орлан» ;
  • тяжёлых авианесущих крейсеров проекта 1143.5 «Кречет» .

Существовали проекты и иных носителей, которые однако не были реализованы.

Конструкция

Ракета П-700 «Гранит» имеет сигарообразную форму с кольцевым воздухозаборником в передней оконечности и складывающимся крестообразным хвостовым оперением. Короткое крыло большой стреловидности, раскладывающееся после запуска, установлено в центральной части фюзеляжа.

В движение ракету приводит расположенный по центральной оси турбореактивный двигатель КР-21-300. Запуск ракеты осуществляется из-под воды при помощи расположенного позади ракеты блока из четырёх твердотопливных ускорителей. Ракета хранится в герметичном транспортно-пусковом контейнере со сложенными крыльями и оперением, воздухозаборник прикрыт куполообразным обтекателем. Перед стартом установка заполняется забортной водой (эта процедура применяется и на надводных кораблях во избежание повреждения установки выхлопом), после чего включившийся ускоритель выталкивает ракету из шахты и доставляет на поверхность воды. В воздухе обтекатель воздухозаборника отбрасывается, крылья и оперение распрямляются, отгоревший ускоритель отбрасывается и ракета продолжает полёт при помощи маршевого двигателя.

Ракета оснащается боевыми частями различных типов . Это может быть либо полубронебойная (фугасно-проникающая) боевая часть весом в 584-750 кг , либо тактическая ядерная тротиловым эквивалентом до 500 килотонн. В настоящее время в связи с международными соглашениями о запрете ядерных крылатых ракет морского базирования, все П-700 оснащены только конвенционными боевыми частями.

Наведение ракеты осуществляется с помощью активной радиолокационной головки наведения. Бортовая автономная селективная система управления ПКР построена на основе трёхпроцессорной бортовой вычислительной машины (БЦВМ) с использованием нескольких информационных каналов, что позволяет успешно разбираться в сложной помеховой обстановке и выделять истинные цели на фоне помех. При групповом пуске ракет (залпе), ракеты, обнаружив противника своими головками самонаведения, обмениваются информацией, идентифицируют и распределяют цели по их размерам, взаимному расположению и иным параметрам. В БЦВМ заложены электронные данные по современным классам кораблей; тактические сведения, например, о типе ордеров кораблей, что позволяет ракете определить, что перед ней - конвой, авианесущая или десантная группа, и атаковать главные цели в её составе; данные по противодействию средствам радиоэлектронной борьбы противника, способные постановкой помех уводить ракеты от цели; тактические приёмы уклонения от огня средств противовоздушной обороны.

Для повышения боевой устойчивости П-700 оснащена станцией постановки радиопомех 3Б47 «Кварц» и устройствами сброса дипольных отражателей и ложных целей.

Характеристики

Параметр Значение
Длина, м 10
Диаметр, м 0,85
Размах крыла, м 2,6
Стартовый вес, кг 7000
Скорость на высоте, 2,5
Скорость у земли/воды, 1,5
Дальность, км 550 (625) по комбинированной траектории,
145 (200) по исключительно маловысотной траектории
Потолок, м 14 000 -17 000 на маршевом участке,
в зависимости от схемы траектории
Минимальная высота полёта, м до 25 (на участке атаки)
Система управления ИНС + АРЛГСН
Боевая часть Проникающая 518-750 кг (данные расходятся) или
ядерная, до 500 кт

Применение

Ракеты запускаются из контейнерных наклонных пусковых установок СМ-225 (для подводных лодок) или СМ-233 (для надводных кораблей), располагающихся под палубой корабля-носителя под углом в 60 градусов. Перед стартом, для снижения термических нагрузок на пусковую установку, контейнер заполняется забортной водой .

Так как время полёта ракеты на большую дальность значительно, и цель может выйти за границы радиуса обнаружения ГСН ракеты, комплекс нуждается в точном целеуказании, осуществляемом авиационным комплексом «Успех» с самолётов Ту-95 РЦ или вертолётов Ка-25 Ц, или космическим комплексом разведки и целеуказания МКРЦ «Легенда» Ракета также может быть использована для поражения наземных целей .

Оценка проекта

Опыт боевой и оперативной подготовки ВМФ показывает, что большая масса и высокая скорость ракет комплекса затрудняют их поражение зенитными ракетами противника.

Ракета ни разу не применялась в боевых условиях, мнения о её реальной эффективности разнятся.

Носители

Разработчики

  • Головная организация - НПО машиностроения . Главный конструктор -

Не искушенный в вопросах аэродинамики человек бывает немало удивлен обликом современных крылатых ракет. «Крылатая ракета» оказывается узким сигарообразным снарядом с парой торчащих в разные стороны крохотных «лепестков». Трудно поверить, что эти миниатюрные «крылья» способны удержать в воздухе многотонную ракету и помогают ей преодолеть расстояние во многие сотни и тысячи километров.


Секрет крылатых ракет (КР) объясняется просто: подъемная сила крыла находится в квадратичной зависимости от скорости летательного аппарата. Скорость увеличилась в два раза – подъемная сила возросла в 4 раза, т.е. теперь самолету требуется в четыре раза меньшее по площади крыло!
В отличие от пилотируемых самолетов, КР представляют собой однорежимный летательный аппарат, летящий всегда с одинаковой, очень высокой скоростью (от 250 м/с у «Томагавка» до 700 м/с у ПКР «Гранит»)! Создателям КР незачем заботиться о взлетном и посадочном режиме полета – на взлете КР, разгоняемая мощным ускорителем, ведет себя как баллистический снаряд, а «посадочная скорость» крылатой ракеты равна ее максимально допустимой скорости – и чем сильнее КР «вмажется» в цель, тем будет лучше.

Долгое время фраза «крылатая ракета» была синонимом морских противокорабельных ракет - вплоть до создания тактического «Томагавка» основным применением КР было истребление кораблей противника. Тренд в этом вопросе был задан советскими учеными, которые к середине 50-х годов запустили в серию ряд уникальных проектов, изменивших законы морского боя – чудовищные противокорабельные ракеты «Комета» и КСЩ. Вскоре появился еще один «супергерой» - П-15 «Термит», утопивший «Эйлат» и устроивший погром в пакистанском порту Карачи (индийские ракетные катера разнесли там буквально все, включая береговое нефтехранилище). Всего во второй половине ХХ века советский ВПК «порадовал» мир двадцатью моделями уникальных противокорабельных ракет – различных по размерам, принципам наведения и вариантам базирования. От сравнительно примитивных П-5 до фантастических комплексов П-700 «Гранит».

«Гранит» … легендарный робот-камикадзе, способный поражать цели на удалении 600 км, летать на больших и предельно малых высотах, самостоятельно выбирать цели и крушить своей полумегатонной боевой частью авианосные группировки «вероятного противника». Фантастический ударный комплекс, сплав самых современных технологий времен Холодной войны, объединивший в себе лучшие разработки ракетно-космической техники, электроники и кораблестроения.


"Рентгеновкий снимок" ПКР П-700


Просторы Интернета переполнены обсуждениями в формате «ракета «Гранит» vs авианосная ударная группировка», но мы не станем в очередной раз втягиваться в заведомо безрезультатный спор. Сегодня мы постараемся найти ответ на не менее любопытный вопрос: Существовали ли вообще зарубежные аналоги морскому ударному комплексу П-700 «Гранит»?

Казалось бы, ответ очевиден – за рубежом не было создано ни одной противокорабельной КР, равной по размерам и боевым возможностям с 7-тонным «Гранитом»! Единственная американская ПКР «Гарпун» имеет в 10 раз меньшую стартовую массу – всего около 700 кг, и как следствие – в 3 раза меньшую по массе боевую часть, в 2 раза меньшую скорость и в 5 раз меньшую дальность. Французский «Экзосет» обладал еще более скромными характеристиками. Возможно, кто-нибудь вспомнит израильскую ПКР «Габриель» или китайскую ракету С-802 – все они являются дозвуковыми КР с довольно слабыми по мощности боевыми частями и стартовой массой в пределах 600-700 кг. Даже хорошо известный «Томагавк», один из вариантов которого был предназначен для использования в качестве дальнобойной противокорабельной ракеты (BGM-109B TASM), не мог сравниться по характеристикам с «Гранитом» - «Топор» был слишком медленный и «тупой», к тому же имел меньшую дальность полета и значительно меньшую по массе БЧ.

Действительно, прямых аналогов «Граниту» за рубежом не существовало. Но стоит лишь взглянуть на ситуацию под иным углом, как появляется ряд интересных совпадений, которые, можно буквально идентифицировать, как аналоги противокорабельного комплекса П-700 «Гранит».

Первый случай – стратегическая сверхзвуковая крылатая ракета морского базирования SSM-N-9 «Регул II». Как и любая авиационная техника, созданная на рубеже 50..60-х годов, «Регул II» обладал запредельными скоростными и высотными характеристиками. Две скорости звука в стратосфере, дальность полета 1900 км – этого было вполне достаточно, чтобы прорвать противовоздушную оборону любой страны.


SSM-N-9 «Regulus II»


Ко всему прочему, «Регул II» страдал выраженным гигантизмом – массогабаритные характеристики американской ракеты превзошли даже показатели огромного «Гранита». Длина «Регул II» достигала 17,5 метров, а стартовая масса - порядка 10 тонн!
Всего стратегическим ракетным комплексом «Регул II» планировалось оснастить 4 ракетных крейсера и 25 подводных лодок ВМС США.

Конечно, сравнивать напрямую «Регул II» с «Гранитом» не совсем корректно – это был специфический носитель ядерного с довольно примитивной инерциальной системой наведения: гироскопы и секундомер … тик-тик-тик, время вышло – «Регул II» спикировал вниз и превратился в ослепительную вспышку света. Наконец, к моменту своего появления «Регул II» уже морально устарел и полностью проиграл по результатам испытаний баллистической ракете «Полярис».
И, тем не менее, «Регул II» имел ряд очевидных сходств с «Гранитом» - крупная и тяжелая сверхзвуковая ракета корабельного и подводного базирования, предназначенная для поражения загоризонтных целей на большой дальности.

Наш второй гость – стальной страж небес, невероятный зенитно-ракетный комплекс RIM-8 «Талос». Казалось бы… Однако, попрошу читателя набраться терпения и позволить объяснить, чем именно «Талос» можно считать близким родственником «Граниту».

К созданию «Талоса» американцы шли 15 лет – с 1944 года (когда появилась реалистичная мечта о сверхдальнобойном ЗРК) до 1959 г. (установка на боевом корабле первого серийного ЗРК). Идея была проста – научиться сбивать самолеты на дальности 100 и более километров. Проблему с точностью наведения на большом расстоянии на первых модификациях ЗРК решили довольно просто – «Талос» стрелял зенитными ракетами с ядерной боевой частью. Взрыв мощностью 2 килотонны в тротиловом эквиваленте мог мгновенно испепелить любой самолет на дальность 500 м от точки детонации – предполагалась использовать эти «снаряды» для отражения атак советских ракетоносцев морской авиации (Ту-16 или перспективных Т-4), прорвавшихся к авианосным группировкам сквозь истребительные заслоны.

Одновременно со «специальными» существовали «обычные» осколочно-фугасные боевые части массой 136 кг, а также несколько специфических ракет, о которых пойдет речь ниже.
В результате на свет появилась огромная по размерам зенитная ракета, длиной 12 метров и массой 3,5 тонны (из них 2 тонны приходилось на стартовый ускоритель, сгорающий за 3-5 секунд).


Одно из главных отличий от "Гранита" - зенитная ракета RIM-8 оснащалась прямоточным воздушно-реактивным двигателем


Помимо циклопических размеров и сходной компоновки с осе-симметричным воздухозаборником, «Талос» роднит с «Гранитом» еще одно, не менее важное обстоятельство: все модификации ЗРК «Талос» имели возможность поражения надводных целей (т.е. могли выполнять задачи противокорабельных ракетных комплексов), а также могли применяться для ударов по наземным объектам (в том числе, специальная модификация ракеты для уничтожения РЛС противника). Настоящий демон трех стихий!

Конечно, 130…160 кг боевая часть не могла рассматриваться, как серьезное противокорабельное оружие, тем не менее, этого было достаточно для уничтожения любого вражеского корвета или ракетного катера. Намного солиднее выглядела «специальная» боевая часть W30, чей подрыв на близком расстоянии мог вывести из строя любой крупный корабль. Всерьез обсуждались планы использования ядерных «Талосов» для «бомбардировки» вражеских позиций в зоне высадки морских десантов. Ко всему прочему, зенитный ракетный комплекс имел меньшее время реакции, высокую скорострельность и значительный боекомплект, что еще в большей степени расширяло его ударные возможности.


Результат прямого попадания ракеты RIM-8. Эсминец-мишень почти разрублен надвое

К слову, советские моряки тоже обратили внимание на эту положительную особенность зенитных ракетных комплексов – могу уверенно предположить, что в случае вооруженного конфликта первыми во врага полетели бы не П-35 и П-500, а зенитные ракеты комплексов «Волна» и «Шторм». Аналогичная ситуация наблюдалась во 2008 году у берегов Абхазии – первый залп российского ракетного корабля «Мираж» по грузинским катерам был сделан из ЗРК «Оса-М».

Возвращаясь к «Талосу», в 1965 году на вооружение была принята новая модификация зенитной ракеты RIM-8G с дальностью стрельбы 100 миль (185 километров), что сделало «Талос» самым дальнобойным морским ЗРК двадцатого века.

Кроме того, инженеры компании Bendix проделали значительную работу, создав для своего дальнобойного ЗРК целую линейку ракет, наводящихся на источники излучения вражеских радаров. Специальная модификация ракеты, получившая обозначение RIM-8H Talos-ARM, могла использоваться для сверхдальней стрельбы по вражеским кораблям с включенными радарами – другими словами, ЗРК «Талос» превратился в первый американский противокорабельный ракетный комплекс дальнего радиуса действия.

Всего за время своего существования, ЗРК большой дальности RIM-8 «Талос» был установлен на 7 ракетных крейсерах ВМС США, из которых лишь атомный крейсер «Лонг Бич» мог полностью реализовать возможности уникального комплекса (в отличии от остальных ракетных крейсеров, перестроенных из артиллерийских кораблей Второй мировой, «Лонг Бич» специально создавался под новые ЗРК и оснащался мощным радаром SCANFAR с фазированной антенной решеткой).


"Борьба за конструкцию вместо стилей
Расчет суровый гаек и стали"

Атомный ракетный крейсер "Лонг Бич" имел несуразный "коробчатый" облик, что, впрочем, определялось уникальным комплексом оружия крейсера.

С технической стороны, ЗРК представлял собой поворотную двухбалочную пусковую установку, бронированный погреб для хранения ракет и их подготовки к стрельбе, а также пост управления стрельбой и дюжину радаров SPW-2 и SPG-49 для наведения ракет на маршевом участке и для подсветки целей.

Минутой славы для «Талоса» стала война во Вьетнаме – крейсера с «Талосом» на борту регулярно привлекались в качестве кораблей радиолокационного дозора и патрулей ПВО, курсирующих в прибрежных районах Южно-Китайского моря. Морской дальнобойный ЗРК превратился в леденящую кровь легенду у летчиков Северного Вьетнама. МиГи стремились по возможности держаться подальше от береговой линии, в противном случае, был велик риск попасть под внезапный удар – идущие неподалеку от берега крейсера «просвечивали» небо на добрую сотню километров вглубь территории Вьетнама.


Размеры двуступенчатой ЗУР RIM-8 сравнимы c размерами ПКР "Гранит". Скорость зенитной ракеты - 2,5М. Дальность - до 185 км, высота поражения - 24 км

Всего «Талосы» претендуют на четыре подтвержденные воздушные победы, все на рекордных дальностях воздушного боя – два МиГа сбил «Лонг Бич» (например, один из случаев имел место 23 мая 1968 года, дальность перехвата составила 112 км), еще по одному на счету крейсеров «Чикаго» и «Оклахома-Сити». Кроме того, на счету «Оклахома-Сити» имеется еще одна победа – в 1971 году, находясь у побережья Вьетнама, крейсер засек излучение подвижной береговой РЛС и уничтожил объект противорадарной ракетой RIM-8H.

«Талос» имел хорошие возможности для борьбы с высоколетящими целями, но к началу 1970-х годов, в связи со сменой общей парадигмы военной авиации и перехода на маловысотные режимы полета, уникальный морской ЗРК стал стремительно устаревать – в 1976 году флот официально выразил намерения снять «Талос» с вооружения, последний запуск ракеты RIM-8 состоялся в 1979 году, а еще через год последний крейсер с ЗРК этого типа был исключен из состава ВМС. Однако история


Специальная боевая часть зенитной ракеты RIM-8


Запуск ракеты с крейсера "Литтл Рок"

Чувства