Разница между практической и лабораторной работой. Особенности проведения лабораторной работы в вузе

Найти

Лабораторные работы. Что это такое?

Каждый студент, обучающийся в ВУЗе, наверняка знает основу своего образования. Это теория, которая представлена посредством лекций, и практика, представленная лабораторными и контрольными работами. Эти работы относятся к каждому курсу и охватывают тот объем знаний, который студент получает на всем этапе прохождения одного курса.

Если на лекциях студент очень устает. Он заполняет конспекты, получаем множество полезной информации, то на самостоятельной работе он усердно напрягает мозги, чтобы найти правильное решение определенной проблемы. Лабораторные работы больше всего интересны для студентов. Эта работа сочетает в себе проверку знаний и получение огромного опыта по выбранной тематике. Более того, на лабораторных работах можно выделиться определенным образом перед преподавателем и завоевать его авторитет, так что именно лабораторные работы прогуливаются студентами реже всего. Как правило, такие практические работы чаще всего преподаются при изучении точных наук, например, на физике и химии. В университете при получении высшего образования лабораторные становятся обязательной частью учебного процесса инженерных и технических специальностей, а студенты на практике изучают работу того или иного оборудования, реакции реактивов и химикатов, а также другие не менее увлекательные процессы.Если вы – студент гуманитарного вуза, то не исключено, что в вашем случае последняя лабораторная работа была проведена еще в выпускных классах на уроке химии или физики. Однако это вовсе не означает, что вы не должны знать, что такое лабораторная работа, и как правильно ее выполнять.

Особенности лабораторных работ

Уже из названия такой работы можно сделать определённые выводы по ней. Основная цель лабораторной – изучить на практике определенные физические и химические процессы, а потом составить отчет о прохождении таких реакций. Все опыты осуществляются в лаборатории и рассматриваются наглядно.

Для того, чтобы в полной мере подготовить грамотный отчет по лабораторной работе, необходимо понимать суть процесса и его смысл. С этой целью преподаватель просит учеников и студентов заранее готовиться к такой работе. Он настоятельно рекомендует сначала в очередной раз изучить теоретическую основу опыта, а только потом приступает к непосредственной практике посредством проведения лабораторной работы.

Что входит в состав лабораторной работы:

Изучение определенного физического процесса на практике, используя при этом правила, описанные на теоретических занятиях, например, на лекциях.
Выбор наиболее оптимального метода выполнения исследования, которые обеспечивает наиболее точный результат.
Определение фактического результата и его сравнение с теоретическими данными, описанными в учебнике согласно выбранной тематике.
Обнаружение причин полученного несоответствия и грамотное изложение их в отчете лабораторной работы.
Грамотное оформление выводов согласно требованиям методички.

Многие студенты считают, что если они не пойдут на лабораторную работу, то в дальнейшем они без труда смогут подготовиться к работе сами, а более того, написать отчет по ней. На самом деле это не так. Когда проходит лабораторная работа, то это подразумевает командный труд, который основан на углубленном практическом освоении материала всех студентов. Они при это м делятся между собой своими мыслями касательно исследуемого процесса. Именно поэтому большая часть студентов предпочитает во что бы то ни стало посетить такое занятие, ведь делать лабораторные работы всей группой и с помощью преподавателя всегда проще, особенно если в знаниях имеется пробел.

Требования к проведению лабораторных работ

В самом начале лабораторной работы, педагог проводит консультацию всех студентов о том, как как соблюдать технику безопасности, а также что именно студентам предстоит усвоить на занятии. Более того, педагог раздает студентам методические пособия, которые потом послужат помощью для оформления отчетности по проделанной работе.

Также стоит отдельно остановиться на правилах оформления отчета и на инструктирующих действия, исходящих от преподавателя. Все студенты, которые проходят инструктаж, делают отметку в журнале преподавателя, что они ознакомлены со всеми последствиями и спецификой такой работы. После проведения инструктажа и после соответствующей подписи педагог больше не несет ответственность за действия студента на лабораторной работе.Студент, расписавшись, подтверждает, что лично ознакомлен со всеми правилами проведения работ и безопасности во избежание чрезвычайных ситуаций.

Также на лабораторной работе студент должен соблюдать порядок действий, предписанных преподавателем. Эти действия описаны в методических рекомендациях к лабораторной работе.

Во время прохождения работы студент должен вести черновой вариант отчета. После этого черновой вариант оформляется в конечный вариант отчета. Если студент не может справиться с такими действиями или он просто не успевает это сделать, то он может обратиться в учебные центры, где ему помогут профессионалы, которые готовы написать лабораторную работу. После того, как работа будет написана, студент отдает ее на проверку преподавателю, после чего ждет оценки за проделанный труд.

Вряд ли найдется такой студент, который не знает, . Если не до конца понимает, то хотя бы слышал этот термин. Еще в школе многие учителя дают возможность ученикам побывать в школьных лабораториях и проделывать эксперименты согласно с пройденным материалом по физике или химии.

Итак, давайте поразмышляем, что такое лабораторная работа и для чего она нужна.

Как мы знаем, весь учебный процесс состоит из теоретической и практической части, то есть на лекциях студенты обогащаются теоретическими знаниями, а на практических и лабораторных занятиях – применяют их в действиях. Лабораторная работа – довольно увлекательное времяпрепровождение, где учащийся демонстрирует свои познания по пройденному материалу и получает полезный опыт. Если у студента есть небольшой грешок из-за посещения лекций, то на лабораторном занятии у него есть огромная возможность показать себя с лучшей стороны. По этой причине лабораторные мало кто прогуливает. К тому же прогулявшую лабораторную работу все равно, рано или поздно, нужно сдавать в индивидуальном порядке. А это намного сложнее, чем со всей группой и с помощью преподавателя.

Чаще всего такой вид практической работы свойственный тем, кто изучает точные науки, студенты технических и инженерных специальностей.

Целью лабораторной работы является изучение химических реакций и закономерностей, неких физических процессов или законов, и их осознание.

Прежде чем приступить к самой работе, нужно хорошо владеть материалом по теме, по которой будут проводиться опыты. Поэтому преподаватель чаще всего предупреждает о предстоящей лабораторной и просит всех студентов хорошо подготовиться. Перед началом работы, преподаватель в общих чертах должен ознакомить студентов с предстоящими действиями, с аппаратурой, техникой безопасности и правилами поведения в лаборатории. Преподаватель обязан проинструктировать о технике безопасности и в соответственном журнале и каждый студент должен поставить в нем свою подпись.

При выполнении лабораторных заданий студент обязан:

  • следовать порядку выполнения работы, который описан в методичке, выданной преподавателем;
  • все результаты о проделанной работе записывать в черновик, после чего оформить в чистовом варианте отчет;
  • после завершения выполнения работы, предъявить ее преподавателю.

Как и каждую самостоятельно проделанную работу, лабораторную тоже нужно защищать. Работа защищается индивидуально. И от того насколько хорошо студент был подготовлен и насколько правильными и корректными были ответы на вопросы преподавателя, зависит оценка за лабораторную работу. Если же преподаватель не доволен знаниями и подготовкой студента, то он отправляется подготавливаться дальше или приходит в другой раз. Но, как показывает практика, лучше не затягивать и сдавать работу за первым разом.

И все же, если такая работа вам не под силу, то вы всегда можете на нашем сайте, и больше ни за что не переживать.

Сущность понятия лабораторно-практическая работа. В системе работы по восприятию и усвоению нового материала учащимися широкое применение находит метод лабораторно-практических работ.

Свое название он получил от лат. laborare, что значит работать. На большую роль лабораторно-практических работ в познании указывали многие выдающиеся ученые.

Химии подчеркивал М.В. Ломоносов никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции 2 . Другой выдающийся русский химик Д.И. Менделеев отмечал, что в преддверии науки красуется надпись наблюдение, предположение, опыт, указывая тем самым на важное значение опытных лабораторных методов познания. 6 В чем заключается сущность лабораторно-практических работ как метода обучения? Лабораторно-практическая работа - это такой метод обучения, при котором студенты под руководством учителя и по заранее намеченному плану проделывают опыты или выполняют определенные практические задания и в процессе их воспринимают и осмысливают новый учебный материал.

Проведение лабораторно-практических работ с целью осмысления нового учебного материала включает в себя следующие методические приемы 1 постановку темы занятий и определение задач лабораторно-практической работы 2 определение порядка лабораторно-практической работы или отдельных ее этапов 3 непосредственное выполнение лабораторно-практической работы учащимися и контроль учителя за ходом занятий и соблюдением техники безопасности 4 подведение итогов лабораторно-практической работы и формулирование основных выводов.

Изложенное показывает, что лабораторно-практические работы как метод обучения во многом носят исследовательский характер, и в этом смысле высоко оцениваются в дидактике. Они пробуждают у студентов глубокий интерес к окружающей природе, стремление осмыслить, изучить окружающие явления, применять добытые знания к решению и практических, и теоретических проблем.

Метод этот воспитывает добросовестность в выводах, трезвость мысли. Лабораторно-практические работы способствуют ознакомлению студентов с научными основами современного производства, выработке навыков обращения с реактивами, приборами и инструментами, создавая предпосылки для технического обучения. Одной из целей технологического образования является развитие у студентов преобразующего мышления и творческих способностей, реализовать которые можно, используя метод проектов, где студенты включаются в творческую деятельность.

Заглянуть в глубь человеческого сознания, понять возможности человека, умственные, физические, психические пределы, понять основы творческих озарений и достижений, корни гениальности, истоки вдохновения - вот задачи, которые предстоит решать психологу, ученому, педагогу и многим, многим другим. Как же воспитать студентов, будущую научную и творческую молодежь в бурном потоке знаний, где в борьбе со старым утверждается новое? Необходимо, на наш взгляд, с малых лет воспитывать в молодом поколении осознание постоянного развития науки, техники, культуры и прочее, предрекая ему возможность собственного участия в этом диалектическом процессе приучать искать необычные нестандартные решения проблем, чтобы подготовить его к самостоятельному и вечному поиску нового.

Непосредственное участие в подготовке подрастающего поколения к трудовой творческой деятельности принимает преподаватель технологии и технического творчества.

Но преподаватель должен быть для студента не столько наставником, сколько партнером, помогающим в реализации целей деятельности студента, в организации эксперимента, в создании условий для проявления активности и творчества студента. Поэтому преподаватель должен быть в одинаковой степени и профессионалом и гражданином, а главное пытливым, ищущим исследователем, способным нестандартно мыслить, аргументировать результаты исследований и не считать их последней истиной.

Во-вторых, определяющим фактором повышения технологической культуры студента является содержательная составляющая педагогической деятельности преподавателя, включающая новинки в науке и технике.

Формы могут быть различные пятиминутка на лекции, факультативные беседы, диспуты, реферативный обзор студентами технических журналов. Но, с другой стороны, сколь бы ни были насыщенными новинками технологии лекции преподавателя без сотрудничества со студентами эффекта ожидать не приходится. 1.2.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Разработка лабораторно-практических работ по технологии

Актуальность выбранной темы курсовой работы и необходимость её разработки обусловлены современными тенденциями социально-экономического развития.. Повышение требований к научной и практической подготовке современного человека.. Деятельность в условиях современного производства требует от квалифицированного рабочего, инженера и техника..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Лабораторные работы выполняются обучающимися самостоятельно. Это значит, что преподаватель и состав учебной лаборатории (кафедры) в ходе занятия должны не столько контролировать, сколько осуществ­лять научное и методическое руководство действиями обучающихся.

Руководство действиями ведется так, чтобы, с одной стороны, обес­печить проявление инициативы и самостоятельности обучающихся, а с другой, - держать непрерывно в поле зрения работу каждого, тактично и без навязчивости в самых необходимых случаях приходить на помощь в нужный момент. Однако в этом случае преподаватель должен ограни­читься только направляющими вопросами, а не прямой помощью. Прямая помощь, советы и указания обучающимся, должны даваться только в безотлагательных случаях. Педагогу необходимо постоянно помнить, что он - научный руководитель, а не контролер, хотя в его обязаннос­ти, естественно, входит и наблюдение за работой студентов.

Разумеется, на младших курсах преподаватель, осуществляя жесткую регламентацию работы обучающихся в лаборатории, выступает в своей обычной педагогической роли. Чем старше курс, тем отчетливее снижа­ется степень регламентирования, и роль преподавателя сводится к обя­занностям консультанта. При всех обстоятельствах студенты должны знать, что преподаватель, оказывая им педагогически целесообразную помощь своим советом, никогда не будет вести занятия школьного типа с подробными объяснением необходимых действий.

В процессе подготовки и выполнения лабораторных работ студенты все необходимое, связанное с экспериментом, записывают в свои рабо­чие тетради или специальные бланки. Тут же фиксируют поставленную перед ними экспериментальную задачу, структурную или принципиаль­ную схему, методику выполнения заданий, поясняя записи схемами, таблицами и другими материалами. В тетрадь (бланк) заносятся все на­блюдения по ходу выполнения эксперимент. а также результаты в виде выводов с соответствующими таблицами, графиками и описанием полу­ченных результатов опытов. Обработка результатов эксперимента долж­на быть выполнена предварительно в тот же день, после чего обучающи­еся приступают к оформлению отчета.



Как правило, отчет состоит из трех частей. Рассмотрим план отчета при работах на техники.

В первой части указываются наименование и цель выполнения рабо­ты, дается описание технических данных приборов, которые помогали выполнять работу (указываются наименование приборов и их типы, пре­делы шкал, цена одного деления), приводится структурная или принци­пиальная схема установки, используемой в работе.

Вторая часть отчета посвящается регистрации опытных данных, по­лучаемых в ходе эксперимента (журнал наблюдений) и результатов вы­числений. По результатам наблюдений или вычислений строятся графи­ки, позволяющие произвести анализ исследуемого явления.

В третьей части приводятся расчетные формулы и выводы по работе.
В конце отчета ставятся дата, подпись исполнителя и преподавателя,
принявшего лабораторную работу.

Лабораторные занятия заканчиваются защитой результатов работы и полученных выводов. В некоторых вузах такая защита организуется перед всей группой обучающихся, и если лабораторные работы выполнялись фронтально и вполне самостоятельно, конечно, интересно знать, к ка­ким выводам пришли товарищи. Они задают много вопросов, дискутиру­ют, а это как раз то, что и надо для более глубокого уяснения изучаемой дисциплины.

Преподавателю остается в заключение лишь подвести общие итоги. Как правило, обучающийся не получает задание на выполнение сле­дующей лабораторной работы, пока не отчитается за предыдущую.

Вопросы и задания

1. Определите назначение, цели и место практических занятий в систе­ме профессиональной подготовки специалистов в вузе.

2. В чем заключается подготовка преподавателя к проведению практи­ческого занятия?

3. Почему решение учебных задач является ключевым элементом практического занятия?

4. Раскройте порядок проведения практического занятия. Какие основ­ные функции выполняет преподаватель при его проведении?

5. В чем заключаются особенности проведения практических занятий,
на которых изучаются образцы техники, условия и правила ее эксп­луатации, практического использования?

6. Что представляют собой следующие рабочие документы: «Специальное задание обучающимся на подготовку к практическому занятию»,
«Методические указания преподавателю», «План проведения прак­тического занятия»?

7. Раскройте сущность и назначение лабораторного практикума как разновидности практического занятия.

8. Назовите и раскройте содержание основных форм проведения лабораторных занятий в вузе.

9. Какие три подхода существуют к проведению лабораторных работ?

10. Изложите порядок подготовки обучающихся и преподавателя к лабораторной работе.

11. С какой целью перед лабораторной работой проводится коллоквиум?

12. Что должен включать в себя отчет по лабораторной работе?

Чувства