Сохраняется ли определяющая роль волги в жизни. II

«Мусульмане Поволжья» - Религиозные и национальные традиции мусульманских народов Поволжья. Мечеть. Народы Поволжья. Слова исповедания веры. Национальный состав Поволжья. Ислам и терроризм. Коран. Башкиры в Саратовской области. Татары в Саратовской области. Мусульманин. Кого мусульмане называли пророком. Что такое Ислам. Мусульманские праздники. Сабантуй. Семья. Казахи в Саратовской области.

«Реки Самарской области» - Как реки влияют на жизнь человека. Используя физическую карту, назовите крупные реки области. Река Волга на выходе из Самарской области в Саратовскую. Картину «Бурлаки на Волге» И.Е. Репин писал в с. Ширяево. Река Волга. Основополагающий вопрос. Дом-музей И.Е. Репина. Река Безенчук. На рисунке подпишите части реки. Река Чагра. Общие сведения. Страна, богатая поверхностными водами. Реки Самарской области.

«Леса Пензенской области» - Арендные отношения. Недревесные лесные ресурсы. Березы в золотом уборе. Использование лесных ресурсов. Породный состав лесов. Лесопользование. Деревья лиственные и хвойные. Лесистость Пензенской области. Лесные культуры сосны обыкновенной. Виды древесно-кустарниковой растительности. Транспортная инфраструктура. Постоянная лесосеменная плантация. Цветы многолетние. Инвестиции в лесопользование. Объем заготовки лекарственного сырья.

«Южный город Самара» - Храм-памятник Святого Георгия Победоносца. Вечный огонь. Самара. Многонациональная губерния. Современный город. Культурный центр. Достопримечательности. Польский католический костел. Набережная. Центр России. Самарский академический театр драмы. Самарская государственная филармония. Маленькая Швейцария. Первое упоминание о Самаре. Самарский железнодорожный вокзал. Самарская площадь.

«Достопримечательности Пензы» - Монумент воинской и трудовой славы. Чудеса города. Областная картинная галерея. Памятник Первопоселенцу. Семь чудес Пензы. Областной драматический театр. Монумент славы. 7 достопримечательностей. Ознакомление с достопримечательностями города Пензы. Монумент «Глобус». Семь чудес. Достопримечательности Пензы. Музей одной картины. Виртуальная экскурсия.

II. Волга: ее значение для России, проблемы, решения

2.1. Значение

Бассейн Волги занимает трети площади европейской части России. В нем проживают 59,6 млн человек, то есть больше 40% населения Российской Федерации. Здесь производят около 50% ее промышленной и более 40% сельскохозяйственной продукции. На волгу и ее притоки приходится свыше 70% грузооборота речного транспорта России. В бассейне Волги вылавливают более половины улова рыбы на внутренних водоемах нашей страны (в том числе 90% осетровых). Даже только приведенные цифры показывают огромное значение Волжского бассейна для Российской Федерации.

Благоговейное отношение к Волге имеет глубокие исторические корни. В древности ее называли Ра, что значит «щедрая», а также Итиль - «река рек». Называли ее также и святой, и матушкой.

До 30-х гг. нашего века Волгу практически использовали только как транспортный путь и рыбопромышленный бассейн. Основными органическими недостатками Волжского торгового пути на протяжении многих веков были отсутствие водных соединений с Мировым океаном и ступенчатость глубин. Первый недостаток когда-то пытались преодолеть организацией волоков. Но волоком можно было переправлять через водоразделы лишь очень небольшие судна. Петр I организовал работы по соединению Волги с Доном и Балтийским морем. Однако из-за отсутствия техники, соответствовавшей масштабам работы, затраченные усилия по соединению Волги с Доном не увенчались успехом. По-иному сложилась судьба работ на Верхней Волге. В 1703 г. начали и в 1709 г. завершили строительство Вышневолоцкой системы. Через реки Тверцу, Цну, Мету, Волхов, Ладожское озеро и Ниву грузы, перевозимые по Волге, получили выход в Балтийское море. Ограниченная пропускная способность этой водной системы заставляло искать другие пути развития водных связей Волжского бассейна с Балтикой.

В 1810 г. вступила в эксплуатацию Мариинская водная система, соединившая Волгу с Балтикой через реки Шексну, Вытергу, Онежское озеро, р. Свирь, Ладожское озеро и Неву, а в 1811 г. - Тихвинская водная система, сделавшая то же через реки Мологу, Чагодому, Сясь и Приладожский канал.

В 1828 г. закончили строительство Вюртембергской (Северо-Двинской) системы, соединивший бассейн Волги через реку Шекену, Топорнинский канал, озера Сиверское и Кубенское с р. Сухоной, Северной Двиной и Белым морем.

В первой половине XIX в. начали активно развиваться работы и по преодолению другого крупного недостатка Волжского транспортного пути - ступенчатости глубин.

Наряду с судоходством большое значение в бассейне Волги исстари имел рыбный промысел. Волга всегда была обильна рыбой туводной, полупроходной и проходной. Резкие колебания в уловах в Волжском бассейне отмечали еще и в те времена, когда влияние хозяйственной деятельности человека было практически незначительным.

На небольших притоках Волги еще в допетровские времена строили мельницы. Во времена же Петра I энергию воды начали использовать для металлургических заводов, создаваемых на Урале.

В конце XIX-начале XX в. стало ясно, что исключительно благоприятное положение Волги в самом центре европейской части России, богатейшие земельные, водные и минеральные ресурсы, огромные рыбные богатства бассейна Волги, наличие квалифицированных кадров рабочих в промышленных районах - Московском, Ивановском, Нижегородском, Уральской - не могут быть использованы в полной мере без развития надлежащей энергетической базы.

2.2. Проблемы

Проблему «Большой Волги» трактовали как ирригационную, транспортную и энергетическую.

Главнейшими народнохозяйственными задачами были:

обеспечение электроэнергией быстро развивавшегося хозяйства Центрального, Поволжского и Уральского экономических районов,

реконструкция крупнейшей в Росси Волжско-Камской воднотранспортной магистрали и создание на ее основе Единой воднотранспортной системы европейской части страны,

водоснабжение и обводнение Московского и других промышленных районов,

развитие орошения земель в Заволжье и Прикаспийской низменности.

К величайшему сожалению, при дальнейшем проектировании не были исследованы, а соответственно и учтены, многие отрицательные экологические последствия реконструкции бассейна Волги. В некоторых случаях отсутствовала даже качественная оценка возможных воздействий гидротехнического строительства на окружающую среду. Мнение крупнейших ученых-географов, ихтиологов, биологов Л.С. Берга, Н.М. Книповича, Н.И. Вавилова, А.А. Рихтера и других, обращавших внимание на недопустимость строительства гидроузлов на Нижней Волге, не было принято во внимание. Это породило в дальнейшем множество экологических проблем.

2.3. Решения

На примере Волги мы видим, что природа из фона исторических событий превращаются в действующий персонаж человеческой трагедии. В прошлом результаты воздействия человеческой деятельности на природную среду становились заметными лишь в интервале жизни многих поколений. Теперь же, как мы это видим на примере Волги, - в течение жизни одного поколения. Не вызывает сомнения, что человечество очень скоро может закончить свое земное существование, если в кратчайшие сроки не найдет новых способов взаимодействия с природой и воздействия на самого себя. Поэтому экологический императив, как справедливо отмечает Н.Н. Моисеев, требует нравственного императива.

Для включения человека в естественные циклы биосферы, нужно, по подсчетам некоторых ученых, уменьшить антропогенную нагрузку на биосферу примерно в 10 раз. Это абсолютно нереалистично, поскольку при нынешней технологии потребует уменьшения во столько же раз потребностей человека или сокращения числа жителей планеты. Наиболее приемлемый выход из создавшейся ситуации - незамедлительная разработка и реализация переходной программы, изменения взаимоотношения общества и окружающей среды. Для этого необходимо не только технико-технологическое перевооружение, но и утверждение в сознании людей новой нравственности.

Полагаю, что реализация предлагаемой концепции использования внутренних водоемов позволит сделать существенный шаг в направлении более эффективного использования водных, земельных, биологических, рекреационных и энергетических ресурсов и значительно уменьшить нагрузку на биосферу. В бассейне Волги расположились земли 8 республик и 29 областей, а также находится столица России Москва, поэтому рациональное использование его водных, земельных, биологических, минеральных, рекреационных и энергетических ресурсов можно осуществлять только путем согласования водоохранной и водохозяйственной деятельности. Вот почему сейчас придают большое значение научному обеспечению Волжского бассейнового соглашения, которое будет способствовать осуществлению многих организационных, проектных, технологических, экономических и других мер, обеспечивающих рациональное водо - и природопользование в бассейне великой реки России.

Заключение

Хотим мы или не хотим, но вынуждены признавать, что будущее у человечества может быть только в том случае, если оно найдет способы быть в равновесии с биосферой.

Для этого человек обязан, по выражению академика Н.Н. Моисеева, жить в рамках определенного экологического императива, поскольку вне биосферы он существовать не может. Поэтому человек должен вписываться в те рамки, которые установлены самой природой.

Нужно помнить, что степень воздействия человека на окружающую среду должна быть строго ограничена и контролируема, поскольку человечество подошло к порогу допустимого.

Список используемой литературы

Каспий - настоящее и будущее (тезисы докладов) /Под общей редакцией Чуйкова Ю.С. - Астрахань, 1995. - 317 с.

Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. - М.: «Наука», 1987. - 339 с.

Куражковский Ю.Н. Введение в экологию и природопользование. - Ростов-на-Дону, 1990. -157 с.

Чуйкова Л.Ю. Общая экология: Учебное пособие по экологии/Под общей редакцией Ю.С. Чуйкова. - Астрахань: Издательство ИТА «Интерпресс», 1996. -224 с.

Экология Астраханской области (информационный сборник), выпуск 3. Астрахань, 1994. -78 с.

Волга - царица всех русских рек

В наше время река играет значительную роль в экономике России, поскольку на ней расположы большое количество гидроэлектростанций, сама же река необходима для различных морских грузоперевозок, которые сейчас успешно осуществляются...

История возникновения Башкортостана

Характер и условия принятия башкирами подданство Русского государства. Башкиры приняли русское подданство по своему волеизъявлению, добровольно. Это диктовалось сложившейся в тот период исторической обстановкой...

История промышленного развития города Красноярска во второй половине XIX века

Пещера Шульган–Таш (Капова)

Пещера Шульган-Таш (Капова) известна местному населению с незапамятных времен. Первые литературные сведения о ней принадлежат русскому географу П.И. Рычкову, который посетил ее зимой 1760 года. Он дал яркое и красочное ее описание...

Проблемы этногенеза Татарстана

Русская народная вышивка

Большое символическое значение имеет и цвет изображаемого символа, знака. Чаще всего в русской вышивке используются два цвета: красный и белый. Кроме этих цветов мастерицы используют золотой, а также черный (или синий)...

Село Водзимонье Вавожского района Удмуртской Республики

Село окружено со всех сторон обширными полями, которые местами пересечены небольшими колками лесов. Древесная растительность распространена вдоль речки и к югу от села переходит в небольшой участок леса и сосновых посадок...

Характеристика английского общества по роману Чарльза Диккенса "Большие надежды"

Для подробного описания английского общества середины XIX века мною был использован роман Чарльза Диккенса "Большие надежды", который можно отнести к документальному источнику. Во-первых, потому, что Чарльз Диккенс является современником...

Экологические проблемы Астрахани

Экологическое краеведение Туркменистана

Одним из условий устойчивого развития Туркменистана является формирование нового экологического мышления. Оно вбирает в себя совокупность идей, взглядов, убеждений, чувств, интересов, мотиваций, настроений и переживаний...

Экология Астрахани и Волги

Загрязнение воздуха в Астрахани, как и в других крупных городах, происходит из-за выбросов промышленных предприятий и автотранспорта, причем доля последнего в Астрахани достигает 70%...

По словам премьер-министра Дмитрия Медведева , именно в бассейне Волги сложилась самая напряжённая экологическая ситуация, которая по многим позициям существенно хуже, чем общая ситуация в стране. Для решения этой общегосударственной проблемы приступили к формированию нового приоритетного проекта по очищению и сохранению Волги в рамках соответствующего приоритета «Экология».

Проект «Сохранение и восстановление реки Волги» направлен на улучшение экологического состояния реки и её притоков, сокращение объемов загрязненных сточных вод, ликвидации наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда, обеспечение сохранения биоразнообразия. В рамках проекта на предприятиях, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, внедрят лучшие технологии по очистке сточных вод и в обязательном порядке установят современные автоматизированные системы по контролю за сточными водами. Также запланировано строительство, реконструкция, модернизация самих объектов очистки сточных вод жилищно-коммунального хозяйства и предприятий.


Программа долгосрочная и рассчитана до 2025 года, общий объём по разработанной программе, составляет 257 млрд рублей, в том числе средства федерального бюджета - 114 млрд рублей, средства региональных бюджетов - 44,5 млрд рублей и внебюджетные источники - 98 млрд рублей.

Министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской , рассказал о конкретных механизмах и инструментах, которые будут применяться в рамках приоритетного проекта. К наиболее важной части проекта министр отнес меры по снижению антропогенного воздействия и сокращению поступления загрязнённых сточных вод. Это касается 17 регионов прилегающих непосредственно к Волге.

Также посчитали необходимым обеспечить (срок - 2019 год) ввод нормы об обязательной очистке сточных вод предприятий - абонентов волжских водоканалов до их сброса в централизованной системе водоотведения.

В качестве источников дополнительных доходов федерального бюджета на реализацию приоритетного проекта рассматривают, во-первых, индексацию платы за пользование водными объектами. В соответствии с ранее принятыми решениями плата повышается на 15% ежегодно, что позволит за период реализации проекта дополнительно привлечь порядка 20 млрд рублей. Во-вторых, однократное увеличение ставки платы за использование акватории водных объектов, а также ставки платы за использование водных объектов без забора водных ресурсов для целей производства электрической энергии. Это позволит привлечь порядка 14 млрд рублей до 2025 года, 1 млрд рублей, в частности, - уже в следующем году. Минфин утверждает, что корректировка платы на ведении бизнеса особо не скажется.

Как отметил глава региона Андрей Бочаров, для Волгоградской области и её жителей Волга является важнейшим источником обеспечения, поддержания жизни и развития.

«Особое значение для нас и для всех, кто находится здесь, в низовьях Волги, и дальше, имеет вопрос, связанный с накопленными за десятилетия особо опасными отходами химпрома, находящимися в хранилищах, расположенных на берегу Волги. Необходимо срочно приступить к разработке проектно-сметной документации, а затем и к ликвидации всего этого накопленного ущерба. Это на самом деле очень тяжёлый и сложный вопрос, которому необходимо в данной концепции уделить особое внимание. Решение проблем низовья Волги, задача сохранения уникального природного комплекса Волго-Ахтубинской поймы требуют особого внимания со стороны властей всех уровней и комплексного решения» , - отмечает глава региона.

Напомним, что мероприятия долгосрочной комплексной региональной программы реализуются с 2014 года и направлены на обеспечение водными ресурсами Волго-Ахтубинской поймы, защиту от негативного воздействия вод населения и объектов экономики, расчистку русел рек в целях увеличения их пропускной способности, капитальный ремонт гидротехнических сооружений, охрану, восстановление и экологическую реабилитацию водных объектов и на обводнение и мелиорацию, которая имеет для региона первоочередное значение.

«Особенно это актуально для жителей засушливых территорий области, в том числе граничащих с Казахстаном. Там у нас проживает - и не только проживают, а занимаются хозяйством, воспитывают детей - в общей сложности порядка 300 тыс. человек. Поэтому для нас вода в прямом смысле источник жизни. Уверен, все это понимают» , - подчеркивает Андрей Бочаров .

В этом году Волгоград завершил работу по локализации сброса в Волгу неочищенных канализационных стоков. И здесь уже есть определённый прогресс. Завершино строительство дюкера через Волгу. Это два трубопровода, которые уходят в очистные сооружения, находящиеся на острове Голодный. Также завершен первый этап работ по берегоукреплению (это больше 3 км). Также завершено берегоукрепление в Новониколаевском районе.

«Необходимо отметить, что две современные лаборатории, отвечающие духу времени, построены здесь. И сегодня качество воды можно проверять в режиме онлайн. Мы также понимаем, что нам необходимо продолжать работу по нашей набережной, берегоукреплению. Это большая работа, но здесь есть взаимопонимание у наших коллег с министерством. Водоочистные сооружения в Краснооктябрьском районе города Волгограда сданы будут в этом году. Шесть районов Волгограда будут запитываться именно из этого источника» , - сообщает Андрей Бочаров .

Кроме того продолжается ликвидация накопленного ущерба - свалок в Урюпинске и свалки в Кировском районе города Волгограда. Идет работа над проектно-сметной документации по ликвидации свалок в Городищенском, Волго-Ахтубинском и Дубровском районах.

Как сказал Андрей Бочаров , по поручению правительства уже проработан механизм, который позволит в дальнейшем в большей части избежать подобных негативных ситуаций. Он предусматривает строительство дополнительного водопропускного сооружения с устройством мини-ГЭС из Волгоградского водохранилища в реку Ахтубу, которая и питает Волго-Ахтубинскую пойму, а также строительство по руслу реки Ахтубы четырёх насосных станций для подачи в пойму воды в меженный период. Механизм также предусматривает периодическую эксплуатационную расчистку замываемого Волго-Ахтубинского канала. Проект масштабный и может быть реализован в формате государственно-частного партнёрства с участием Минэнерго и Минприроды.

Он добавил, что на данный момент формированы и направлены другие предложения для включения в проект федеральной Концепции рационального использования водных ресурсов и устойчивого функционирования водохозяйственного комплекса Нижней Волги, сохранения уникальной системы Волго-Ахтубинской поймы. В рамках этих проектов также подготовлены предложения в приоритетный проект «Оздоровление Волги». По части из них уже готова проектно-сметная документация.

Волга – это самая крупная река европейской территории России. Протекает она по восточной ее части, преимущественно с севера на юг. Впадает в северную часть Каспийского моря, образуя низменность. Это самая длинная река Европы и одна из крупнейших в мире. Общая длина Волги – 3530 км. По ее берегам располагаются 4 города-миллионника: Казань, Самара, Волгоград, Нижний Новгород. Использование человеком реки Волги довольно разностороннее.

История освоения этой огромной реки насчитывает много веков. В период Советской власти использование реки Волги человеком достигло максимума. В частности, на реке было построено восемь гидроэлектростанций. Также река имеет важное значение для рыбного промысла и любительской рыбалки. Таким образом, использование человеком реки Волги является важным в экономическом плане.

Значение Волги

Воды Волги протекают через 15 административных регионов России. Каналами эта река соединена с бассейнами Балтийского, Белого, Черного и Азовского морей. В северной части Приволжского региона (верхняя Волга) произрастают леса и развито лесное хозяйство. Остальная часть бассейна Волги – это степные и лесостепные районы, занятые сельхозугодьями. В северо-восточной части бассейна Волги, которая относится к Предуралью, имеются значительные запасы нефти и газа. Также есть скопления калийных солей. В нижнем Поволжье имеются месторождения поваренной соли. Использование человеком реки Волги имеет давнюю историю и сейчас развито во многих направлениях.


Волга является судоходной рекой и имеет большой гидроэнергетический потенциал. В водах реки обитает большое количество видов рыб (70 видов, включая 40 промысловых).

Рыболовство на Волге

Важнейшими промысловыми видами рыб на Волге являются: лещ, сазан, судак, сом, щука, стерлядь, осетр. Лучшие условия для ловли рыбы – весна. На втором месте – осень. А зимой возможности улова наименьшие. Раньше вдоль берега Волги были целые предприятия по переработке рыбы. Длина выловленных осетров достигала 4 метров. В одной рыбе могло содержаться до 200 кг икры. Однако начиная с конца XIX века началось истощение рыбных запасов. Оно ускорялось с загрязнением речной воды углеводородами. Сейчас массовый вылов и загрязнение воды уже привели к резкому обеднению рыбных запасов этой могучей реки.

Судоходство на Волге

Развитие судоходства началось очень давно. В VIII веке возник знаменитый Волжский торговый путь. В 1810-х по реке стали курсировать пароходы. Развитый пассажирский флот появился на этой реке в середине ХХ века. Речные порты считались крупнейшими в Европе. Сооружение гигантских водохранилищ ограничило передвижение малых судов, которые чувствительны к волнению воды. На некоторых Волжских водохранилищах высота волн может иногда достигать полутора метров.

По Волге транспортируют различную продукцию. Вверх по течению перевозят соль, нефть и ее продукты, уголь, цемент, металлы, рыбу, овощи, гравий, продовольствие и товары, а вниз – лес, уголь, пиломатериалы, металлы, нефть и нефтепродукты, строительные материалы, минеральное сырье.

Туризм на Волге

Наиболее распространенный вид туризма – круизные маршруты. Длительность одного круиза бывает от нескольких дней до одного месяца. Попутно туристы знакомятся с городами и другими объектами, расположенными вдоль реки. Обычно круизы совершаются в теплое время года. На одном из притоков Волги – реке Кама – каждый год организуются соревнования по парусному спорту.


Дельта Волги (плавни) является довольно уникальным объектом и одновременно любимым местом рыбаков. Также здесь снимаются документальные фильмы о природе.

Таким образом, хозяйственное использование реки Волги достаточно разнообразно и велико. Однако есть и экологические проблемы. В связи с этим, возможности использования реки Волги в будущем будут зависеть от того, насколько продуманной будет политика в области природопользования.

Бассейн Волги занимает трети площади европейской части России. В нем проживают 59,6 млн человек, то есть больше 40% населения Российской Федерации. Здесь производят около 50% ее промышленной и более 40% сельскохозяйственной продукции. На волгу и ее притоки приходится свыше 70% грузооборота речного транспорта России. В бассейне Волги вылавливают более половины улова рыбы на внутренних водоемах нашей страны (в том числе 90% осетровых). Даже только приведенные цифры показывают огромное значение Волжского бассейна для Российской Федерации.

Благоговейное отношение к Волге имеет глубокие исторические корни. В древности ее называли Ра, что значит «щедрая», а также Итиль - «река рек». Называли ее также и святой, и матушкой.

До 30-х гг. нашего века Волгу практически использовали только как транспортный путь и рыбопромышленный бассейн. Основными органическими недостатками Волжского торгового пути на протяжении многих веков были отсутствие водных соединений с Мировым океаном и ступенчатость глубин. Первый недостаток когда-то пытались преодолеть организацией волоков. Но волоком можно было переправлять через водоразделы лишь очень небольшие судна. Петр I организовал работы по соединению Волги с Доном и Балтийским морем. Однако из-за отсутствия техники, соответствовавшей масштабам работы, затраченные усилия по соединению Волги с Доном не увенчались успехом. По-иному сложилась судьба работ на Верхней Волге. В 1703 г. начали и в 1709 г. завершили строительство Вышневолоцкой системы. Через реки Тверцу, Цну, Мету, Волхов, Ладожское озеро и Ниву грузы, перевозимые по Волге, получили выход в Балтийское море. Ограниченная пропускная способность этой водной системы заставляло искать другие пути развития водных связей Волжского бассейна с Балтикой.

В 1810 г. вступила в эксплуатацию Мариинская водная система, соединившая Волгу с Балтикой через реки Шексну, Вытергу, Онежское озеро, р. Свирь, Ладожское озеро и Неву, а в 1811 г. - Тихвинская водная система, сделавшая то же через реки Мологу, Чагодому, Сясь и Приладожский канал.

В 1828 г. закончили строительство Вюртембергской (Северо-Двинской) системы, соединивший бассейн Волги через реку Шекену, Топорнинский канал, озера Сиверское и Кубенское с р. Сухоной, Северной Двиной и Белым морем.

В первой половине XIX в. начали активно развиваться работы и по преодолению другого крупного недостатка Волжского транспортного пути - ступенчатости глубин.

Наряду с судоходством большое значение в бассейне Волги исстари имел рыбный промысел. Волга всегда была обильна рыбой туводной, полупроходной и проходной. Резкие колебания в уловах в Волжском бассейне отмечали еще и в те времена, когда влияние хозяйственной деятельности человека было практически незначительным.

На небольших притоках Волги еще в допетровские времена строили мельницы. Во времена же Петра I энергию воды начали использовать для металлургических заводов, создаваемых на Урале.

В конце XIX-начале XX в. стало ясно, что исключительно благоприятное положение Волги в самом центре европейской части России, богатейшие земельные, водные и минеральные ресурсы, огромные рыбные богатства бассейна Волги, наличие квалифицированных кадров рабочих в промышленных районах - Московском, Ивановском, Нижегородском, Уральской - не могут быть использованы в полной мере без развития надлежащей энергетической базы.

Чувства