Ян Стивенссон Дети, которые помнят предыдущие жизни: поиск реинкарнаций. Книги: Реинкарнация.Жизнь после смерти

Исследования Яна Стивенсона

Обратимся подробнее к исследованиям американского врача, профессора психиатрии Университета штата Виргиния, доктора медицины Яна Стивенсона, о которых мы уже мельком упоминали в этой книге. Он очень внимательно работал с детьми, заявлявшими, что прежде их родителями и близкими родственниками были совсем другие люди. В ряде случаев удалось установить личности этих людей, а также подтвердить упоминавшиеся детьми подробности их собственной предыдущей жизни.

В процессе изучения реинкарнации профессор Стивенсон не раз сталкивался с тем, что на теле новорожденных детей обнаруживались родимые пятна и даже шрамы на месте ран, полученных ими в прошлой жизни. В ряде случаев профессору удалось проследить историю последовательных воплощений одной и той же личности, вернее, ее души, и убедиться в закономерности появления на теле младенцев упомянутых отметин - физических подтверждений существования феномена реинкарнации.

По результатам своих многолетних исследований Стивенсон написал книгу «Where Reincarnation and Biology Intersect» («На перекрестке реинкарнации и биологии»). Вот всего несколько примеров из этой книги.

«Кемаль понял, что на этот раз он попался. Со всех сторон его окружили вооруженные турецкие полицейские. Последней надеждой было слуховое окно, выходящее на крышу, но, осторожно выглянув в него, он увидел совсем рядом голенища форменных сапог. Это был конец. Тогда он медленно приставил к подбородку дуло пистолета и, прочитав последнюю в своей жизни молитву, нажал на курок… Если бы знаменитый бандит Кемаль Хайик прожил немного подольше, он смог бы принять участие в празднестве по случаю рождения сына в семье своих родственников, Фахрициев. Тем более что младенца назвали в честь него - Кемалем. И не случайно: новоиспеченный отец в ночь накануне рождения ребенка увидел во сне Хайика, который пришел к ним в гости. Родители младенца сочли этот сон знамением - он, по их мнению, означал, что Хайик возродится в их первенце.

Подтверждение своего предположения родители, к своему удивлению, обнаружили сразу же после появления младенца на свет. На его тельце четко выделялись две отметины: одна - на шее под подбородком, очень похожая на шрам от входного отверстая пули, а другая - на темечке, в том самом месте, где пуля из пистолета Хайика, пробив насквозь его череп, вылетела наружу.

Но еще больше поразились родители юного Кемаля, когда он начал говорить: малыш в подробностях описывал жизнь и обстоятельства смерти Хайика. А еще он сразу невзлюбил всех „силовиков” и часто бросал камешки в сторону полицейских и солдат. Все эти странности становятся совершенно понятными, если допустить, что в тело ребенка действительно вселилась душа Хайика…»

«Рави Шанкар родился в индийском городе Кан-Наудж (штат Уттар-Прадеш) в 1951 году. С раннего возраста он заявлял, что на самом деле его отец - это человек по имени Джагешвар, парикмахер, живший в соседнем квартале. А еще он утверждал, что был убит. Его настоящий отец не воспринимал всерьез этот „детский лепет”, обижался, слыша такие заявления родного сына, и даже стал наказывать мальчика, чтобы отбить у него охоту к подобным фантазиям. Однако это не помогало, и, по мере того как Рави рос, его уверенность в своем предыдущем воплощении возрастала. Тем более что существовали неоспоримые, как он считал, доказательства его правоты. На шее под подбородком у Рави было странное родимое пятно извилистой формы длиной около 5 сантиметров, напоминающее след от ножевой раны.

В конце концов удалось установить, что 19 июля 1951 года, за шесть месяцев до рождения Рави, юный сын Джагешвара Прасада, местного парикмахера, был убит и обезглавлен.

Убийство совершили двое родственников Прасада. Они решили завладеть его собственностью и таким способом избавились от конкурента в лице его сына.

Когда Джагешвар Прасад узнал о странных утверждениях Рави, он решил посетить семью Шанкаров, чтобы услышать обо всем от него самого. Между ними состоялся длительный разговор, в ходе которого Рави признал Джагешвара своим прежним отцом. Он также сообщил ему такие подробности своего убийства, которые были известны только Джагешвару и полиции.

Потрясенный Джагешвар вынужден был признать, что у него нет причин не верить рассказу Рави и что, по-видимому, в этого юношу действительно вселилась душа его покойного сына…»

«Случается, что человек способен предвидеть, в ком из родственников он возродится вновь после своей смерти. Это подтверждает, например, история с Уильямом Джорджем-младшим, родившимся на Аляске в 1950 году. Мать рожала его под наркозом и во время родов видела сон, который исследователи реинкарнации отнесли бы к категории вещих: ей явился покойный тесть, Уильям Джордж-старший, недавно погибший при аварии катера. Однажды он сказал своему сыну и невестке, что если все эти рассуждения про реинкарнацию имеют под собой хоть какую-либо почву, то после смерти он обязательно возродится в каком-нибудь из своих потомков. И при этом предсказал, что имеющиеся у него две отметины - на левом плече и на руке - обязательно окажутся на тех же самых местах на теле потомка.

Уильям Джордж-старший погиб спустя несколько недель после того разговора. А когда еще через девять месяцев родился Уильям Джордж-младший, то все увидели на его теле два пятнышка. Причем на тех же самых местах, где они были у его деда».

Иногда предыдущего обладателя души новорожденного его будущая мать видит во сне. И опознавательным знаком, подтверждающим такую преемственность, нередко является форма и расположение родимого пятна на теле младенца.

«Ханумант Саксена родился в индийской деревне в 1955 году. Незадолго перед его зачатием мать увидела во сне человека по имени Маха Рам, жителя той же самой деревни, которого застрелили несколько недель тому назад. Ханумант появился на свет с большим пятном на груди, в том же самом месте, где была огнестрельная рана на теле Махи Рама. Едва научившись говорить, Ханумант сообщил, что он - Маха Рам, а впоследствии удивительно точно описывал людей и места, которые были известны покойному».

«Алан Гэмбл появился на свет в 1945 году в канадской провинции Британская Колумбия. На основе „вещего сна” матери, предшествовавшего родам, и двух родимых пятен было установлено, что в него вселилась душа Уолтера Уилсона, близкого родственника, умершего от гангрены, возникшей после огнестрельного ранения левой руки. Знаки на теле младенца находились как раз там, где вошла и вышла пуля, прострелившая руку Уилсона».

Первое исследование реинкарнации Ян Стивенсон провел с шестилетним Имадом Аль-Аваром. Этот мальчик первыми произнес слова «Джамили» и «Махмуд», чем очень удивил родителей и всех родственников. Позже он часто повторял слово «Кхибри». Когда Имаду было два года, он увидел на дороге незнакомца, побежал ему навстречу и обнял. Мужчина удивился и спросил: «Разве мы с тобой знакомы?» Имад в ответ сказал, что знает его как хорошего соседа. Затем выяснилось, что мужчина проживает в деревушке Кхибри, которая находится за горами, на расстоянии 30 км. Через несколько лет мальчик продолжил рассказывать различные истории, однако уже более связно. Он поведал о том, как жил в Кхибри и что ему все время хочется туда вернуться. Он говорил о красивой Джамили. Вспомнил также о близком родственнике, который попал под грузовик и ему раздробило ноги, что привело к смерти. Родственники с интересом слушали эти рассказы, за исключением отца. Тот запрещал сыну говорить о своих воспоминаниях, ему была неприятна мысль о том, что с его ребенком произошла реинкарнация.

Стивенсона очень заинтересовала эта история. Он долго и неоднократно разговаривал с Имадом, его родными, а потом сам отправился в Кхибри. Там он нашел подтверждение рассказу о погибшем под колесами грузовика родственнике Сайде. Выяснил также, что у Сайды был двоюродный брат Ибрагим, который был осужден односельчанами за то, что имел любовницу Джамили. Оба брата принадлежали к семейству Бумгази. Ибрагим умер в возрасте 25 лет от туберкулеза. В течение последних шести месяцев жизни он не вставал с постели, а ухаживал за ним его дядя Махмуд. Дом Ибрагима по описанию точно соответствовал рассказам мальчика. А сосед Ибрагима оказался тем самым незнакомцем, которого Имад обнимал на дороге.

По исследованию Я. Стивенсона, в рассказах Имада было 44 факта, которые совпадали с фактами из жизни Ибрагима Бумгази.

Из книги Путешествия вне тела автора Монро Роберт Аллан

2. ПОИСКИ И ИССЛЕДОВАНИЯ Что делать человеку, оказавшемуся перед лицом неведомого? Отвернуться и забыть?В случае со мной такой реакции препятствовали два фактора. Первый - самое обычное любопытство. Второй - как можно забыть или не замечать слона в гостиной?Или еще точнее -

Из книги Диагностика кармы. Книга 2 автора Лазарев Сергей Николаевич

Из книги Новая Физика Веры автора Тихоплав Виталий Юрьевич

Психофизические исследования В проведении и изучении психофизических исследований во второй половине ХХ века следует выделить две важные особенности. Во-первых, выполненные исследования отличаются не только тщательной подготовкой в проведении самих опытов, но и

Из книги Солнечный ветер автора Тихоплав Виталий Юрьевич

Исследования А. Н. Дмитриева В связи с возрастающим плазмонасыщением биосферы Земли возникла насущная необходимость в исследовании этого необычного явления. Наблюдая и исследуя аномальные явления в многочисленных комплексных научных экспедициях в район Теректинского

Из книги Аватары Шамбалы автора Марианис Анна

ИССЛЕДОВАНИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ Разумеется, научные достижения сотрудников Шамбалы представлены не только естествознанием, в том числе астрономией. Не претендуя на какую-либо полноту в освещении научной деятельности членов гималайского Братства, упомянем хотя бы

Из книги Путешествия вне тела автора Монро Роберт Аллан

2. Поиски и исследования Что делать человеку, оказавшемуся перед лицом неведомого? Отвернуться и забыть?В случае со мной такой реакции препятствовали два фактора. Первый – самое обычное любопытство. Второй – как можно забыть или не замечать слона в гостиной?Или еще

Из книги Лучшие притчи. Большая книга. Все страны и эпохи автора Мишаненкова Екатерина Александровна

Притчи Роберта Стивенсона Две спичкиНекий путешественник оказался в лесах Калифорнии, когда настал сезон засухи и подул сильный ветер. Он проделал долгий путь, он устал и проголодался; он спустился с коня, чтобы раскурить трубку. Но когда он сунул руку в карман, то

Из книги Учение Храма. Наставления Учителя Белого Братства. Часть 2 автора Самохина Н.

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Человечество стоит на краю бездны, которая, по мере того как цикл близится к концу, все шире разверзается, желая его поглотить. Формы, которые привели человечество к его теперешнему опасному положению, сливаются и объединяются, чтобы окончательно

Из книги Тайны человеческого мозга автора Попов Александр

Исследования Ломброзо Давайте все-таки уйдем от крайностей и поговорим о тех, кто, являясь вполне ориентирующимися в нашем мире людьми, все-таки считаются гениями, умело совмещая уникальные способности с нормальным развитием мозга. (Впрочем, известный итальянский

Из книги Числовой код рождения и его влияние на судьбу. Как просчитать удачу автора Михеева Ирина Фирсовна

Новые исследования Впервые резус-фактор обнаружили у обезьян макак, которых впоследствии стали именовать макаки-резус. Памятник им стоит в Сухумском обезьяньем питомнике. Там же в довоенные времена проводились эксперименты с обезьянами, имевшими разные группы

Из книги Секреты сновидений автора Шварц Теодор

Из книги Мировая астрология автора Бэйджент Майкл

Эмпирические исследования Хотя карта формального признания статуса города должна, конечно, иметь важное значение, обычно эту дату отделяет много столетий от времени, когда впервые установилось данное сообщество. Когда неизвестна дата основания, единственный способ

Из книги Внутренние пути во Вселенную. Путешествия в другие миры с помощью психоделических препаратов и духов. автора Страссман Рик

БУДУЩИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Нескольких довольно простых научных проектов могли бы инициировать дальнейшее изучение воздействия ДМТ на человеческое сознание. В рамках одного проекта можно было бы измерять уровни эндогенного ДМТ у людей, которые естественным образом

Из книги Большая книга тайных наук. Имена, сновидения, лунные циклы автора Шварц Теодор

Лабораторные исследования Полное лишение сна Истории известны случаи казни посредством лишения сна. Человеку не давали спать, в результате чего примерно через две недели или даже раньше он умирал. После первых бессонных суток у человека отмечаются повышение

Из книги Области человеческого бессознательного: Данные исследований ЛСД [с рисунками пациентов!] автора Гроф Станислав

Из книги Каббала. Высший мир. Начало пути автора Лайтман Михаэль

17.3.6. Метод исследования в каббале Постижение Высшего мира происходит в созданном каббалистом дополнительном органе чувств, который называется душа. То, что воспринимается в нем, называется духовным постижением. Духовное постижение происходит только в той мере, в

«Спящий пророк» Эдгар Кейси о реинкарнации и семейной карме говорил немало, он же стал одним из самых известных авторов книг на эту тему. Узнайте о взглядах различных авторов на эту тему, а также ознакомьтесь с основной литературой о прошлых жизнях.

В статье:

Эдгар Кейси о реинкарнации и семейной карме

Эдгар Кейси был известен под прозвищем «спящий пророк». Это американский мистик и экстрасенс, который умел ставить диагнозы и давать рекомендации по лечению, входя в особое состояние вроде транса. В качестве наследия Эдгара Кейси остались многочисленные книги и записи пророчеств, которые он предавал огласке. У него было немало последователей, некоторыми из них были написаны книги со слов пророка - так было озвучено то, что сам Эдгар Кейси не успел рассказать обществу.

Информация от Эдгара Кейси о реинкарнации и семейной карме относится именно к таким источникам. Она была записана со слов спящего пророка одним из его последователей, который постоянно присутствовал на его сеансах и писал статьи для прессы в качестве журналиста. Автором книги «Эдгар Кейси о реинкарнации и семейной карме» является Кевин Тодеши. Он написал далеко не одну книгу, посвященную наследию спящего предсказателя, однако эту считают одной из самых популярных.

Такие понятия, как карма и реинкарнация, получили широкое распространение в европейском и американском обществе именно благодаря Эдгару Кейси. Один из самых известных целителей и экстрасенсов ХХ века стал одним из тех, кто ввел эти термины в обиход современного человека, а также обозначил принципы кармической ответственности:

Иногда даже сторонники реинкарнации и кармы с трудом соглашаются принять на себя ответственность за те действия, которые совершило их бывшее «я» в прошлых жизнях. И даже если это происходит, чаще всего люди распространяют свою ответственность лишь на 70-100 лет этой жизни и отказываются видеть в различных опытах, переживаемых их душой, одно продолжительное существование.

Книга Кевина Тодеши в доступной для каждого читателя форме рассказывает о механизме действия кармы в отношениях людей, а особенно о ее воздействии на отношения внутри семьи. Читатель должен быть готов сделать вывод - каждая проблема, которая возникает в его жизни, имеет тайный смысл и выносит урок, который он должен усвоить. Карма, по убеждениям Эдгара Кейси, не воздействует на свободу воли человека. Он всегда может сделать выбор, однако последствия его выбора зависят от направленности поступка - каждый получит то, чего заслуживает.

Труц Хардо - «Дети, которые жили раньше: реинкарнация сегодня»

Семих Тутусмус – мальчик, который вспомнил сво

Книга «Дети, которые жили раньше: реинкарнация сегодня» написана немецким врачом Труцем Хардо. Он считает воспоминания детей о прошлых воплощениях доказательством существования реинкарнации. Автор называет детей неподкупными свидетелями, которые не станут лгать, чтобы обрести славу или добиться других целей.

Книга Труца Хардо рассказывает историю турецкого мальчика по имени Семих Тутусмус. Как только ребенок научился говорить, он начал называть себя другим именем – Селим Фесли. Семих утверждал, что так его звали в прошлом воплощении. Ему удалось сохранить немало воспоминаний из прошлой жизни. Мальчик помнил имена знакомых Селима Фесли и другие детали жизни своего прошлого воплощения.

Помнил он и детали своей смерти, которая оказалась насильственной. Более того, мальчику удалось вспомнить имя и фамилию убийцы его прошлого воплощения. Он привел старейшин к месту погребения, по останкам было определено, что мальчик точно описал причину смерти человека. Там же было найдено и орудие убийства - топор. Интересно, что в новом воплощении у Селима Фесли на месте смертельного ранения была крупная родинка. Из этого следует, что не стоит недооценивать значение родинок - они нередко хранят тайны прошлых жизней.

Доказательств оказалось достаточно для того, чтобы убийца был вынужден сознаться в содеянном. Книга рассказывает не только о раскрытии убийства прошлого воплощения человека, который помнил свою прошлую жизнь. Она раскрывает все тайны биографии этой личности, которая отличается неординарностью и насыщенностью.

Борис Моносов - «Карма и реинкарнация»

Книга Бориса Моносова о карме и реинкарнации называет человека бессмертным существом, которое сохраняет информацию, накопленную всеми его бесконечными воплощениями. По словам автора, каждому из нас тысячи и тысячи лет. Однако умение вспоминать свою прошлую жизнь без какой-либо подготовки доступно не каждому. Именно поэтому мы не помним свои прошлые жизни.

Изложенные в книге Бориса Моносова «Карма и реинкарнация» идеи во многом противоречат христианским принципам. Автор считает, что западный мир практически «вырос» из христианского мировоззрения. Он называет его бесповоротно устаревшим и не соответствующим условиям жизни современного человека. Однако большинство из нас воспитаны на христианской морали. Это не дает человеку осознать принципы кармы и реинкарнации - слишком велико противоречие между известными с детства принципами и новой информацией.

В целом книги Бориса Моносова о реинкарнации, карме, эзотерических практиках и упражнениях, а также принципах магии и колдовства могут быть полезны как начинающему, так и опытному практикующему магу. Они способны предоставить немало тем для размышления и даже изменить мировоззрение отдельно взятого читателя.

Ян Стивенсон - книга «20 случаев реинкарнации»

Ян Стивенсон более сорока лет собирал случаи, так или иначе связанные с реинкарнацией, воспоминаниями о прошлой жизни и карме. В своих книгах Ян Стивенсон рассказывает истории реально существующих людей, которые помнили свои прошлые воплощения. Особенное внимание этот автор уделяет детям, которые рассказывали о своих прошлых жизнях, а также случаям, связанным с насильственной смертью и воспоминаниям о личности убийцы из прошлого воплощения.

Автор многочисленных книг о реинкарнации Ян Стивенсон - психолог и биохимик из Америки. Его мать интересовалась теософией, а отец был журналистом. Около сорока лет своей жизни Ян Стивенсон посвятил путешествиям, во время которых общался с людьми, которые помнили о своей прошлой жизни. Им было исследовано больше трех тысяч случаев, связанных с тем, что принято называть паранормальными явлениями. Кроме реинкарнации, свои книги Ян Стивенсон посвятил стигматам, экстрасенсорике, а также влиянию матери на образование плода. Но реинкарнация осталась главной темой его книг:

В 1962 году один молодой ливанец рассказал профессору Стивенсону странную историю. Оказывается, в родной деревне этого юноши живут дети, помнящие подробности своих предыдущих жизней. Рассказ был так жив и убедителен, что профессор решил посетить эту загадочную деревушку. Но прошло полтора года до того, как он сумел приехать в Ливан. По приезду Стивенсон тут же отправился в Корнайел и познакомился там с мальчиком, Имадом Аль-Аваром, которому шел шестой год.

В целом, книги Яна Стивенсона могут приоткрыть тайны паранормальных явлений, а также немало рассказать о случаях, которые доказывают сущестование такого явления, как реинкарнация или переселение душ.

Другие книги о реинкарнации

Среди книг о реинкарнации мировым бестселлером считается книга Майкла Ньютона «Путешествия души». Гипнотерапевт Майкл Ньютон пишет о своих представлениях о том, куда душа отправляется после смерти физического тела, а также принципах, по которым выбирается следующее ее место рождения. По его мнению, человек сам выбирает, где родиться в следующем воплощении. Автор считает, что ни рая, ни ада не существует, а все мировые религии - ложь. Он описывает также свой опыт работы над сеансами гипноза, проведенными для разных людей с целью вспомнить их прошлые жизни.

Книга Доктора Моуди «Жизнь до жизни» способна научить уникальной методике самогипноза, которая необходима тому, кто желает вспомнить прошлые жизни самостоятельно. Самостоятельные путешествия по воспоминаниям обо всех воплощениях вашей души откроют причины нынешних болезней и проблем.

Книга Эльзы Баркер «Письма живого усопшего или послания с того света» - еще одна попытка открыть человечеству ответы на вопросы о том, что ожидает каждого после смерти, возможно ли запомнить хотя бы одно из воплощений после перерождения и найти ответы на прочие вопросы о реинкарнации и карме. Однако особенна эта книга тем, что касается такой темы, как следующие воплощения - те, которые ожидают каждого человека.

В целом книги о реинкарнации и карме необходимы каждому человеку. Каждый из нас живет, рождается и умирает, чтобы начать все заново. Некоторым авторам удалось приоткрыть тайны принципов перехода в следующие воплощения, которые они излагают в своих трудах. Эта литература часто вступает в противоречия с принципами мировых религий, однако она способна изменить жизнь каждого человека к лучшему - понимание кармы и следование ее законам всегда дают положительный результат.

В конце 1950-х годов ХХ века психиатр Ян Стивенсон (1918-2007) из медицинского колледжа в Шарлотсвилле, Виргиния, занялся поиском ответов на вопрос о памяти прошлых существований. Он начал изучать отчеты о реинкарнации с использованием систематической научной процедуры.

Даже его критики не могли не признать тщательность, с которой контролировались им использовавшиеся методы, и сознавали, что любая критика его небесспорных открытий должна была бы следовать не менее строгому методу.

Результаты первоначальных исследований д-ра Стивенсона были опубликованы в 1960 году в Соединенных Штатах, а год спустя в Англии. Он внимательно изучил сотни случаев, где утверждалось о наличии воспоминаний о предыдущих рождениях. Протестировав эти примеры по своим научным критериям, он сократил число пригодных случаев всего до двадцати восьми.

Но у этих случаев имелся ряд общих сильных черт: все субъекты помнили, что были определенными людьми и проживали в определенных местах задолго до своего рождения. К тому же факты, которые они предъявляли, могли быть непосредственно подтверждены или опровергнуты путем независимой экспертизы.

Один из сообщаемых им случаев касался юного японского мальчика, который с очень раннего возраста настойчиво утверждал, что прежде он был мальчиком по имени Тодзо, чей отец, фермер, жил в деревушке Ходокубо.

Мальчик объяснял, что в предыдущей жизни, когда он — в качестве Тодзо — был еще маленьким, его отец умер; вскоре после этого его мать снова вышла замуж. Однако всего через год после этой свадьбы Тодзо тоже умер — от оспы. Ему было всего шесть лет.

Вдобавок к этой информации мальчик дал подробное описание дома, в котором жил Тодзо, внешности его родителей и даже его похорон. Создавалось впечатление, что речь шла о подлинных воспоминаниях из прошлой жизни.

Чтобы проверить его утверждения, мальчика привезли в деревню Ходокубо. Обнаружилось, что его прежние родители и другие упомянутые люди, несомненно, жили здесь в прошлом. К тому же деревня, в которой он никогда раньше не был, ему была явно знакома.

Без какой-либо помощи он привел своих спутников в свой бывший дом. Оказавшись на месте, он обратил их внимание на магазин, которого, по его словам, не существовало в его предыдущей жизни. Подобным же образом он указал на дерево, которое было ему незнакомо и которое, очевидно, выросло с тех пор.

Проведенное расследование быстро подтвердило, что оба эти утверждения соответствовали действительности. Его свидетельства до посещения Ходокубо составили общим счетом шестнадцать четких и конкретных заявлений, которые можно было проверить. Когда их проверили, все они оказались правильными.

В своей работе д-р Стивенсон особенно подчеркивал свое высокое доверие к свидетельствам детей. Он считал, что они не только гораздо менее подвержены сознательным или неосознанным иллюзиям, но и вряд ли могли прочитать или услышать о событиях в прошлом, которые они описывают.

Стивенсон продолжил свои исследования и в 1966 году опубликовал первое издание своей авторитетной книги «Двадцать случаев, которые свидетельствуют о реинкарнации». К этому времени он лично уже изучил почти 600 случаев, которые лучше всего, казалось, объяснялись реинкарнацией.

Восемь лет спустя он выпустил второе издание этой книги; к тому времени общее число изученных случаев выросло вдвое и составило примерно 1200. Среди них он нашел такие, которые, по его мнению, «не просто внушают мысль о реинкарнации; они, похоже, дают весомые свидетельства в ее пользу».

Случай Имада Элавара

Д-р Стивенсон услышал о случае воспоминаний о прошлых жизнях у одного мальчика, Имада Элавара, проживавшего в небольшой ливанской деревушке в районе поселений друзов (религиозная секта в горных районах Ливана и Сирии).

Хотя и считается, что друзы находятся в рамках исламского влияния, они на самом деле имеют большое число очень разных верований, одним из которых является вера в реинкарнацию. Возможно, как результат этого в общине друзов отмечаются многочисленные случаи воспоминаний о прошлых существованиях.

До того как Имад достиг двухлетнего возраста, он уже начал говорить о предыдущей жизни, которую он провел в другой деревушке, под названием Хриби, также поселении друзов, где, по его утверждению, был членом семьи Бухамзи. Он часто упрашивал родителей свозить его туда. Но его отец отказывался и считал, что он фантазирует. Мальчик скоро научился избегать говорить на эту тему в присутствии отца.

Имад сделал целый ряд заявлений о своей прошлой жизни. Он упоминал красивую женщину по имени Джамиле, которую он очень любил. Говорил о своей жизни в Хриби, о том удовольствии, которое испытывал, охотясь со своей собакой, о своей двустволке и своей винтовке, которые, поскольку он не имел права их хранить, ему приходилось прятать.

Он описал, что у него была маленькая желтая машина и что он пользовался и другими машинами, которые были у семьи. Он также упомянул о том, что был очевидцем дорожного происшествия, во время которого на его двоюродного брата наехал грузовик, нанеся ему такие увечья, что тот вскоре умер.

Когда в конце концов было проведено расследование, оказалось, что все эти утверждения были достоверны.

Весной 1964 года д-р Стивенсон совершил первую из нескольких поездок в этот горный регион, чтобы поговорить с юным Имадом, которому в ту пору было пять лет.

Прежде чем посетить «родную» деревню, Имад высказал в общем итоге сорок семь четких и определенных утверждений относительно своей предыдущей жизни. Д-р Стивенсон желал самолично проверить достоверность каждого, а потому решил как можно скорее свозить Имада в селение Хриби.

Уже через несколько дней это оказалось возможно; они вместе отправились за двадцать миль в деревню по дороге, по которой редко кто ездил и которая то и дело петляла в горах. Как и на большей части территории Ливана, оба селения имели хорошее сообщение со столицей, Бейрутом, находящимся на побережье, но между самими селениями, из-за плохой дороги, проходившей по пересеченной местности, не было никакого регулярного движения транспорта.

Приехав в селение, Имад сделал еще шестнадцать заявлений на месте: он высказался неопределенно в одном, ошибся в другом, но оказался прав в остальных четырнадцати. А из этих четырнадцати заявлений двенадцать касались очень личных происшествий или комментариев по поводу его предыдущей жизни. Весьма маловероятно, чтобы эти сведения могли быть получены не от семьи, а из какого-то другого источника.

Несмотря на то что Имад так и не назвал имя, которое он носил в своей предыдущей жизни, единственной фигурой в семействе Бухамзи, которой соответствовали — и соответствовали весьма точно — эти сведения, был один из сыновей, Ибрагим, умерший от туберкулеза в сентябре 1949 года. Он был близким другом двоюродного брата, который погиб при наезде на него грузовика в 1943 году. Он также любил красивую женщину Джамиле, которая уехала из селения после его смерти.

Находясь в деревне, Имад припомнил еще некоторые подробности своей прежней жизни в качестве члена семьи Бухамзи, впечатляющие как своим характером, так и своей достоверностью. Так, он правильно указал, где он, в бытность Ибрагимом Бухамзи, держал свою собаку и как она была привязана. И то, и другое не являлось очевидным ответом.

Он также правильно идентифицировал «свою» постель и описал, как она выглядела в прошлом. Также он показал, где Ибрагим хранил свое оружие. Кроме того, он сам узнал и правильно назвал по имени сестру Ибрагима, Худу. Он также без подсказок узнал и назвал брата, когда ему была показана фотографическая карточка.

Убедителен был диалог, который произошел у него с «его» сестрой Худой. Она спросила Имада: «Ты что-то сказал, перед тем как умереть. Что это было?» Имад ответил: «Худа, позови Фуада». Это было действительно так: Фуад незадолго до этого вышел, а Ибрагим захотел снова его увидеть, но почти сразу же умер.

Если между юным Имадом и пожилой Худой Бухамзи не было тайного сговора — а это казалось почти невозможным, если учесть внимательное наблюдение со стороны д-ра Стивенсона, — то трудно представить себе какой-либо иной способ, как Имад мог узнать об этих последних словах умирающего, кроме одного: что Имад и в самом деле был реинкарнацией покойного Ибрагима Бухамзи.

В действительности этот случай даже более весом: из сорока семи утверждений, высказанных Имадом о своей прошлой жизни, только три оказались ошибочными. От такого рода свидетельств трудно отмахнуться.

Можно было бы возразить, что этот случай имел место в обществе, в котором культивируется вера в реинкарнацию, а потому, как можно было бы ожидать, поощряются фантазии незрелых умов в этом направлении.

Понимая это, д-р Стивенсон сообщает об отмеченном им любопытном моменте: реминисценции о прошлых жизнях встречаются не только в тех культурах, в которых реинкарнация признается, но и в тех, где она не признается — или, во всяком случае, не признается официально.

Он, к примеру, расследовал около тридцати пяти случаев в Соединенных Штатах; такие же случаи имеются в Канаде и Великобритании. К тому же, как он указывает, такие случаи встречаются и в Индии в среде мусульманских семей, которые никогда не признавали реинкарнацию.

Едва ли нужно подчеркивать, что это исследование имеет довольно важные последствия для научных и медицинских знаний о жизни. Тем не менее, каким бы очевидным ни казалось это утверждение, его будут категорически отрицать во многих кругах.

Реинкарнация составляет прямой вызов современным положениям о том, что являет собой человек, — положениям, исключающим все, что нельзя взвесить, измерить, разъять или выделить в чашке Петри или на предметном стекле микроскопа.

Д-р Стивенсон как-то сказал телевизионному продюсеру Джефри Иверсону:

«Науке следует уделять гораздо больше внимания имеющимся у нас данным, указывающим на жизнь после смерти. Свидетельства эти впечатляющи и происходят из разных источников, если посмотреть честно и беспристрастно.

Господствующая теория утверждает, что когда умирает ваш мозг, то погибает и ваше сознание, ваша душа. В это так свято верят, что ученые перестают видеть, что это всего лишь гипотетическое предположение и нет никакой причины, почему бы сознание не должно было пережить смерть мозга».

В конце 1950-х годов ХХ века психиатр Ян Стивенсон (1918-2007) из медицинского колледжа в Шарлотсвилле, Виргиния, занялся поиском ответов на вопрос о памяти прошлых существований.

Он начал изучать отчеты о реинкарнации с использованием систематической научной процедуры.

Даже его критики не могли не признать тщательность, с которой контролировались им использовавшиеся методы, и сознавали, что любая критика его небесспорных открытий должна была бы следовать не менее строгому методу.

Результаты первоначальных исследований д-ра Стивенсона были опубликованы в 1960 году в Соединенных Штатах, а год спустя в Англии. Он внимательно изучил сотни случаев, где утверждалось о наличии воспоминаний о предыдущих рождениях. Протестировав эти примеры по своим научным критериям, он сократил число пригодных случаев всего до двадцати восьми.

Но у этих случаев имелся ряд общих сильных черт: все субъекты помнили, что были определенными людьми и проживали в определенных местах задолго до своего рождения. К тому же факты, которые они предъявляли, могли быть непосредственно подтверждены или опровергнуты путем независимой экспертизы.

Один из сообщаемых им случаев касался юного японского мальчика, который с очень раннего возраста настойчиво утверждал, что прежде он был мальчиком по имени Тодзо, чей отец, фермер, жил в деревушке Ходокубо.

Мальчик объяснял, что в предыдущей жизни, когда он — в качестве Тодзо — был еще маленьким, его отец умер; вскоре после этого его мать снова вышла замуж. Однако всего через год после этой свадьбы Тодзо тоже умер — от оспы. Ему было всего шесть лет.

Вдобавок к этой информации мальчик дал подробное описание дома, в котором жил Тодзо, внешности его родителей и даже его похорон. Создавалось впечатление, что речь шла о подлинных воспоминаниях из прошлой жизни.

Чтобы проверить его утверждения, мальчика привезли в деревню Ходокубо. Обнаружилось, что его прежние родители и другие упомянутые люди, несомненно, жили здесь в прошлом. К тому же деревня, в которой он никогда раньше не был, ему была явно знакома.

Без какой-либо помощи он привел своих спутников в свой бывший дом. Оказавшись на месте, он обратил их внимание на магазин, которого, по его словам, не существовало в его предыдущей жизни. Подобным же образом он указал на дерево, которое было ему незнакомо и которое, очевидно, выросло с тех пор.

Проведенное расследование быстро подтвердило, что оба эти утверждения соответствовали действительности. Его свидетельства до посещения Ходокубо составили общим счетом шестнадцать четких и конкретных заявлений, которые можно было проверить. Когда их проверили, все они оказались правильными.

В своей работе д-р Стивенсон особенно подчеркивал свое высокое доверие к свидетельствам детей. Он считал, что они не только гораздо менее подвержены сознательным или неосознанным иллюзиям, но и вряд ли могли прочитать или услышать о событиях в прошлом, которые они описывают.

Стивенсон продолжил свои исследования и в 1966 году опубликовал первое издание своей авторитетной книги «Двадцать случаев, которые свидетельствуют о реинкарнации». К этому времени он лично уже изучил почти 600 случаев, которые лучше всего, казалось, объяснялись реинкарнацией.

Восемь лет спустя он выпустил второе издание этой книги; к тому времени общее число изученных случаев выросло вдвое и составило примерно 1200. Среди них он нашел такие, которые, по его мнению, «не просто внушают мысль о реинкарнации; они, похоже, дают весомые свидетельства в ее пользу».

Случай Имада Элавара

Д-р Стивенсон услышал о случае воспоминаний о прошлых жизнях у одного мальчика, Имада Элавара, проживавшего в небольшой ливанской деревушке в районе поселений друзов (религиозная секта в горных районах Ливана и Сирии).

Хотя и считается, что друзы находятся в рамках исламского влияния, они на самом деле имеют большое число очень разных верований, одним из которых является вера в реинкарнацию. Возможно, как результат этого в общине друзов отмечаются многочисленные случаи воспоминаний о прошлых существованиях.

До того как Имад достиг двухлетнего возраста, он уже начал говорить о предыдущей жизни, которую он провел в другой деревушке, под названием Хриби, также поселении друзов, где, по его утверждению, был членом семьи Бухамзи. Он часто упрашивал родителей свозить его туда. Но его отец отказывался и считал, что он фантазирует. Мальчик скоро научился избегать говорить на эту тему в присутствии отца.

Имад сделал целый ряд заявлений о своей прошлой жизни. Он упоминал красивую женщину по имени Джамиле, которую он очень любил. Говорил о своей жизни в Хриби, о том удовольствии, которое испытывал, охотясь со своей собакой, о своей двустволке и своей винтовке, которые, поскольку он не имел права их хранить, ему приходилось прятать.

Он описал, что у него была маленькая желтая машина и что он пользовался и другими машинами, которые были у семьи. Он также упомянул о том, что был очевидцем дорожного происшествия, во время которого на его двоюродного брата наехал грузовик, нанеся ему такие увечья, что тот вскоре умер.

Когда в конце концов было проведено расследование, оказалось, что все эти утверждения были достоверны.

Весной 1964 года д-р Стивенсон совершил первую из нескольких поездок в этот горный регион, чтобы поговорить с юным Имадом, которому в ту пору было пять лет.

Прежде чем посетить «родную» деревню, Имад высказал в общем итоге сорок семь четких и определенных утверждений относительно своей предыдущей жизни. Д-р Стивенсон желал самолично проверить достоверность каждого, а потому решил как можно скорее свозить Имада в селение Хриби.

Уже через несколько дней это оказалось возможно; они вместе отправились за двадцать миль в деревню по дороге, по которой редко кто ездил и которая то и дело петляла в горах. Как и на большей части территории Ливана, оба селения имели хорошее сообщение со столицей, Бейрутом, находящимся на побережье, но между самими селениями, из-за плохой дороги, проходившей по пересеченной местности, не было никакого регулярного движения транспорта.

Приехав в селение, Имад сделал еще шестнадцать заявлений на месте: он высказался неопределенно в одном, ошибся в другом, но оказался прав в остальных четырнадцати. А из этих четырнадцати заявлений двенадцать касались очень личных происшествий или комментариев по поводу его предыдущей жизни. Весьма маловероятно, чтобы эти сведения могли быть получены не от семьи, а из какого-то другого источника.

Несмотря на то что Имад так и не назвал имя, которое он носил в своей предыдущей жизни, единственной фигурой в семействе Бухамзи, которой соответствовали — и соответствовали весьма точно — эти сведения, был один из сыновей, Ибрагим, умерший от туберкулеза в сентябре 1949 года. Он был близким другом двоюродного брата, который погиб при наезде на него грузовика в 1943 году. Он также любил красивую женщину Джамиле, которая уехала из селения после его смерти.

Находясь в деревне, Имад припомнил еще некоторые подробности своей прежней жизни в качестве члена семьи Бухамзи, впечатляющие как своим характером, так и своей достоверностью. Так, он правильно указал, где он, в бытность Ибрагимом Бухамзи, держал свою собаку и как она была привязана. И то, и другое не являлось очевидным ответом.

Он также правильно идентифицировал «свою» постель и описал, как она выглядела в прошлом. Также он показал, где Ибрагим хранил свое оружие. Кроме того, он сам узнал и правильно назвал по имени сестру Ибрагима, Худу. Он также без подсказок узнал и назвал брата, когда ему была показана фотографическая карточка.

Убедителен был диалог, который произошел у него с «его» сестрой Худой. Она спросила Имада: «Ты что-то сказал, перед тем как умереть. Что это было?» Имад ответил: «Худа, позови Фуада». Это было действительно так: Фуад незадолго до этого вышел, а Ибрагим захотел снова его увидеть, но почти сразу же умер.

Если между юным Имадом и пожилой Худой Бухамзи не было тайного сговора — а это казалось почти невозможным, если учесть внимательное наблюдение со стороны д-ра Стивенсона, — то трудно представить себе какой-либо иной способ, как Имад мог узнать об этих последних словах умирающего, кроме одного: что Имад и в самом деле был реинкарнацией покойного Ибрагима Бухамзи.

В действительности этот случай даже более весом: из сорока семи утверждений, высказанных Имадом о своей прошлой жизни, только три оказались ошибочными. От такого рода свидетельств трудно отмахнуться.

Можно было бы возразить, что этот случай имел место в обществе, в котором культивируется вера в реинкарнацию, а потому, как можно было бы ожидать, поощряются фантазии незрелых умов в этом направлении.

Понимая это, д-р Стивенсон сообщает об отмеченном им любопытном моменте: реминисценции о прошлых жизнях встречаются не только в тех культурах, в которых реинкарнация признается, но и в тех, где она не признается — или, во всяком случае, не признается официально.

Он, к примеру, расследовал около тридцати пяти случаев в Соединенных Штатах; такие же случаи имеются в Канаде и Великобритании. К тому же, как он указывает, такие случаи встречаются и в Индии в среде мусульманских семей, которые никогда не признавали реинкарнацию.

Едва ли нужно подчеркивать, что это исследование имеет довольно важные последствия для научных и медицинских знаний о жизни. Тем не менее, каким бы очевидным ни казалось это утверждение, его будут категорически отрицать во многих кругах.

Реинкарнация составляет прямой вызов современным положениям о том, что являет собой человек, — положениям, исключающим все, что нельзя взвесить, измерить, разъять или выделить в чашке Петри или на предметном стекле микроскопа.

Д-р Стивенсон как-то сказал телевизионному продюсеру Джефри Иверсону:

«Науке следует уделять гораздо больше внимания имеющимся у нас данным, указывающим на жизнь после смерти. Свидетельства эти впечатляющи и происходят из разных источников, если посмотреть честно и беспристрастно.

Господствующая теория утверждает, что когда умирает ваш мозг, то погибает и ваше сознание, ваша душа. В это так свято верят, что ученые перестают видеть, что это всего лишь гипотетическое предположение и нет никакой причины, почему бы сознание не должно было пережить смерть мозга».

Мы предлагаем Вам познакомиться с книгами, которые являются основой иного миропонимания и природы Вашей перевоплощающейся и развивающейся (надеемся, что и для Вас это так) души. Поскольку в Вашей жизни теперь есть место для бессмертия, стоит рассмотреть получше Ваше участие в Вашем духовном развитии в событиях повседневности. Тогда жизнь обретет смысл.

Прежде всего, это книги двух основоположников регрессионной терапии – Майкла Ньютона и Долорес Кэннон . Затем мы предлагаем Вам небольшую, но очень глубокую книгу всемирно известного экзистенциального психотерапевта Виктора Франкла «Сказать жизни «Да!»: Психолог в концлагере». В конце этой книги напечатана сценическая пьеса, или Метафизическая конференция «Синхронизация в Биркенвальде». Эта послевоенная пьеса потрясающе прямо говорит о реинкарнации в обход официальной научной парадигме тех времён. И если Вы прагматично относитесь к воспитанию детей, то книга Кэрол Боумэн о прошлых жизнях детей Вам нужна как методичка по правильному поведению при появлении фактов воспоминаний о прошлом у Ваших детей или внуков. В ней же Вы найдёте упоминание о всё ещё не переведённых на русский язык работах исследователя реинкарнаций психиатра Яна Стивенсона . Книга Сильвии Браун удивительно искренна, и при «полулюбительском» формате описания содержит весьма профессиональные открытия, например, о морфологическом резонансе. Брайан Вайсс , осторожный профессиональный психиатр и гипнолог, подошёл к описанию реинкарнаций и исцеления с точки зрения обучения и учительства. Раймонд Моуди , психиатр и один из основателей области исследования околосмертного опыта (Near Death Experience - NDE) и научного исследования опытов сохранения сознания вне тела. Трудно найти ищущего, который бы не слышал его имени и не прочитал хотя бы одну его книгу. Книга Кевина Тодеши о знаменитом «спящем пророке» Эдгаре Кэйси , его исследованиях семейной кармы, брака и отношений между родителями и детьми. И, наконец, высший методологический взгляд на смысл повторных воплощений – в книге Шри Ауробиндо (пока только на английском, на радость читающим на этом языке) «The Problem of Rebirth» (Проблема повторного воплощения). Она в основном повествует о видах кармы и перевоплощении.

Большая часть книг, предложенных для ознакомления, есть в бумажном варианте, и их, конечно, удобнее читать, чтобы возвращаться к важным местам, подчёркивать и делать закладки. Мы благодарны тем интернет-ресурсам, которые держат в свободном доступе ознакомительные варианты книг.

Скачать книги по регрессии и реинкарнации

Здесь можно скачать файлы книг. В квадратных скобках указан формат файла книги.

  • [ PDF ]
  • [ PDF ]
  • [ DOC ]
  • [ DOC ]
  • [ DOC ]
  • [ RTF ]
  • [ DOCX ]
  • [ DOCX ]
Чувства