Что такое фриз в искусстве. Что представляет собой потолочный фриз? Зрительно уменьшить высоту комнаты

Если говорить человеческим языком, можно сказать, что фриз это какя либо часть здания которая выступает вперед на какое то расстояние от главного фасада.

18.3. При наличии на фасаде объекта фриза настенная конструкция размещается исключительно на фризе в соответствии со следующими требованиями:

18.3.2. При использовании в настенной конструкции, размещаемой на фризе, подложки указанная подложка размещается на фризе на длину, соответствующую физическим размерам занимаемых соответствующими организациями, индивидуальными предпринимателями помещений. Высота подложки, используемой для размещения настенной конструкции на фризе, должна быть равна высоте фриза.

Общая высота информационного поля (текстовой части), а также декоративно-художественных элементов настенной конструкции, размещаемой на фризе в виде объемных символов, не может быть более 70 процентов высоты фриза (с учетом высоты выносных элементов строчных и прописных букв за пределами размера основного шрифта, а также высоты декоративно-художественных элементов), а их длина - не более 70 процентов длины фриза.

Объемные символы, используемые в настенной конструкции на фризе, должны размещаться на единой горизонтальной оси.

В случае размещения на одном фризе несколько настенных конструкций для них может быть организована единая подложка для размещения объемных символов.

18.3.3. Размещение настенной конструкции (настенных конструкций) в виде светового короба (световых коробов) на фризе допускается только при условии организации данного светового короба (световых коробов) на всю высоту соответствующего фриза.

18.3.4. При наличии на фасаде объекта козырька настенная конструкция может быть размещена на фризе козырька строго в габаритах указанного фриза.

Запрещается размещение настенной конструкции непосредственно на конструкции козырька.

Вывески на фризе могут могут быть изготовлены с использованием подложки или без неё. Подложка выполняется на всю длину занимаемого помещения, высота подложки равна высоте фриза, текстовая и художественная часть вывески равна 70% длине и 70% высоте фриза.

Возможно размещение в виде светового короба на всю высоту фриза.


Вывеска на фризе козырька в пределах габаритов козырька.


Запрещеается размещение вывески непосредственнона козырьке .

В пункте 16 сказаны составляющие элементы вывески, (текст, художественные элемнты), для составления правильного дизайна вывески необходимо учитывать разрешённые 70%.

К примеру.


Разработанный дизайн вывески на фризе, с учётом Постановления 902, высота символов, включая логотип не более 70% от ширины и высоты фриза.


Установленная вывеска из объёмных букв и элементов на фризе пристройки к дому.


Вывеска на фризе отдельного здания из объёмных букв и элементов на подложке.

Мы привыкли украшать стены своих домов только обоями и багетами. Но помимо этого, свой интерьер можно разнообразить и с помощью многих других способов. В этой статье поговорим о том, что такое фриз в архитектуре. Фото с примерами различных способов его применения, информация о том, из чего и как он изготавливается, будут присутствовать в тексте. Позволить себе украсить свой дом фризами могут люди с разным доходом, ведь они бывают разных форм и размеров, изготавливаются не только из дорогих, но и из самых дешевых материалов. Их необязательно использовать, размещая по всему периметру сооружения. Достаточно обрамить наиболее важную часть, такую как фасад.

Что такое фриз

Фриз в архитектуре - это широкая центральная часть антаблемента, он может быть ионического или или украшен барельефами. Даже в том случае, если отсутствуют колонны или пилястры, фриз располагается на архитраве (которая является нижней частью антаблемента), а увенчивается карнизом. Фриз используется в храмов, дворцов, самый известный и искусный из них - Парфенон, можно привести в пример древнюю восьмиугольную башню ветров в Афинах.

Также фриз встречается в архитектурном стиле классицизм. Приведем в пример город Санкт-Петербург, где часто встречается фриз в архитектуре. Это Казанский собор, Зимний и так далее.

Из какого материала изготавливают фризы

Материалов для их создания очень много. Одни могут позволить украсить фризы своих дворцов вырезают их из дерева, слоновой кости или различных пород камней, ПВХ, отливают из гипса, штукатурки, а также из стали высокого качества.

Часто можно встретить гипсовые фризы, так как их изготавливать проще и менее затратно. Берется готовая силиконовая форма, затем выливается жидкий гипс. После высыхания им можно украшать помещения комнат. Но, как известно, для гипса непозволительно находиться при высокой влажности воздуха, так как он начнет разрушаться. Так что им не украшают только помещения.

Где применяются фризы

В простом смысле слова, фриз в архитектуре - это полоса, украшенная орнаментом или рельефами. Обычно им украшают верхнюю часть сооружения, в помещениях - потолки и стены. Ими украшают здания и не только фасады. Полоса фриза может обрамлять весь периметр здания. Он может быть расположен на храмах, дворцах, башнях и даже мостах, смотря какая у архитектора была задумка. И интересно, что такое арочный фриз в архитектуре. Нам привычно слышать, что он бывает на зданиях. Но где именно? Как раз его располагают над всем, что может напоминать или быть аркой, - над окном, парадным входом (обычно у него габаритная дверь, которая не может обойтись без фриза), балконом и, наконец, над аркой. В пример можно привести арку Главного штаба на дворцовой площади.

Фризами украшают и интерьер. Например, его размещают под самым потолком или над дверью. Тот же принцип - узкая или широкая полоса, заполненная рельефами с различными сюжетами или незамысловатыми орнаментами. Используется и имитация фриза - обычная плоская или выпуклая наклейка.

В каких сооружениях встречаются фризы

Мезон Карре в Ниме (16 г. до н.э.). На этой фотографии вы можете увидеть, что здесь фриз в архитектуре - это полоса, расположенная по периметру храма на вершине капители колонн.

Как правило, греческие и римские храмы имели либо фриз, либо чередующиеся триглифы и метопы вместо него, но иногда (как в Парфеноне) в архитектуре храма могут присутствовать другие детали.

В Индии, к примеру, есть фризы на храме солнца в Конараке. Эти фризы необязательно находятся над колоннами, они могут использоваться в разных местах храма.

В России ярким примером применения фризов является Казанский собор, находящийся в Санкт-Петербурге. Они увенчивают колонны храма, но не отличаются замысловатыми формами.

Что бывает изображено на фризах

При строительстве, в зависимости от бюджета, на фризах могут быть расположены объемные скульптуры либо рельефы различного объема. Популярные изображения - сюжеты из древнегреческих мифов, библейские персонажи или события. Могут быть помещены греческие божества, такие как Афродита, Амур и Психея, Аполлон, прекрасные нимфы и другие.

Что изображено на фризе, зависит от предназначения здания. Библиотеке будет соответствовать фриз с богиней мудрости Минервой, на академии искусств или театре, вероятно, будет изображен Аполлон со своими музами, на здании суда - богиня правосудия Фемида, на загсе - маленькие амуры. Вот, что такое арочный фриз. В архитектуре храма обычно он бывает сложным и с большим количеством деталей. Но какой бюджет был заложен в постройку, таким и могут сделать фриз. Применяются и обычные орнаменты, не имеющие определенного смысла, и использующиеся только в качестве декора.

Завершающими штрихами в конце любого ремонта или реставрации помещения, конечно же, являются декоративные предметы и элементы, акцентирующие внимание на выборе фактуры, цвета и формы используемых материалов. Одними из таких элементов можно назвать фризы и бордюры, без которых, на сегодняшний день, уже невозможно представить современный целостный интерьер.

Схожесть бордюров и фризов заключается в том, что и те, и другие представляют собой декоративную кайму для оформления стен, пола и потолка, а также, для разделения их на отдельные зоны.

Для того, чтобы избежать путаницы, необходимо объяснить, в чем, все-таки, разница между фризами и бордюрами:

Фриз

Горизонтальная кайма, полоса или лента с узорчатым или орнаментальным изображением, рельефная, но иногда может быть плоской с шириной от 15 до 30 см.

В интерьере служит обрамлением верхней части стены под потолочным карнизом, дверных и оконных проемов.

Также, используется, чтобы подчеркнуть красоту и ритм отдельного фрагмента плиточной кладки.

Выделяют настенный и потолочный фриз, исходя из того, как его крепят к поверхности: настенный приклеивают к стене вплотную, а потолочный – верхней частью к потолку, нижней к стене.

Бордюр

Бордюр выглядит, как плоская кайма, но, в отличие от фриза, применяется для оформления нижней части стен (1/3 часть от пола), над плинтусом, на полу . Ширина бордюра, в среднем, варьируется от 5 до 15 см, а материалом для него может быть полоса обоев, мозаика, плитка, полиуретановый молдинг.

Фризы и бордюры в разных комнатах

Фризы в дизайне интерьера могут быть весьма полезны и даже незаменимы, когда нужно скрыть мелкие дефекты или неровности на поверхности. А с помощью бордюра есть возможность визуального зонирования комнаты, к тому же, кроме горизонтального размещения, его можно использовать по вертикали.

Предлагаем рассмотреть соответствующие примеры использования бордюров и фризов в помещениях разного назначения.

Спальни

Спальня спальне – рознь, например, фриз в комнате взрослого человека отличается от декоративной яркой каймы в детской. В девичьей спальне фриз может быть более ажурным и узорчатым, чем в комнате юноши, и, конечно, стиль данного помещения имеет значение при выборе рельефной полосы.

Классический фриз изготавливают из гипса, хотя элементы из полиуретана и по внешним, и по качественным характеристикам ему не уступают. Гипсовые рельефные фризы подойдут к интерьеру спальни для взрослого человека с определенным сформировавшимся вкусом.


Молодая супружеская пара для окантовки стыков стен и потолка может подобрать более современный вариант: широкие планки из дерева, или орнаментальные, расписанные вручную полосы.

В спальне детской будет совершенно неуместным обрамление резными деревянными фризами или лепниной, лучше выбрать нечто более подходящее возрасту ребенка. Так, контрастная тону обоев лента с веселым рисунком несомненно обрадует вашего малыша, да и интерьер не утратит своей детской прелести.


Располагать широкий фриз посередине стен спальни могут те, в чьих комнатах потолки обладают завидной высотой. В помещении с невысокими стенами лучше отказаться от затеи, так как оно станет казаться еще ниже.

Гостиная

В интерьере гостиной, невольно, обращают внимание буквально на все: цвет обоев, фактуру обивки мебели, выбор люстры и то, насколько органично в данном помещении смотрятся фризы и разделительные бордюры.

Материалом для фризов здесь может быть полиуретановая лепнина, резьба по дереву или молдинги разной ширины. Все зависит от стиля гостиной и ее наполненности, поскольку, обильная обстановка может не вынести дополнительного визуального напряжения, идущего сверху. Если комната для приема гостей богато декорирована предметами вычурных форм и расцветок, желательно подбирать скромные, почти лишенные рельефности фризы, а бордюрами украсить только поверхность пола у стен.


Более активные узорчатые окаймления целесообразно буде использовать в сдержанных стилях интерьеров (в скандинавском, контемпорари, минимализме), и в помещениях с упором на качество облицовочных материалов (барокко, классицизм, ампир). Здесь можно применить гипсовую орнаментальную лепнину в виде эффектных фризов, а бордюрной лентой оформить нижнюю часть стен, на расстоянии одного метра от пола.

Ванная комната

Если дело касается помещения ванной, те или иные декоративные приемы могут осуществляться при условии, когда площадь комнаты и высота потолков, в лучшем случае, не угнетает.


В скромных, невысоких ванных комнатах от использования фризов можно отказаться, акцентируя внимание на бордюрах с рисунком и цветом, не сильно контрастирующим с основным тоном стен.


В более просторных ванных, особенно, с преобладанием в интерьере светлых оттенков, можно использовать броскую кайму в декоре стен и пола одновременно.

Если нет острой необходимости, лучше отказаться от использования рельефных фризов под потолком небольшой ванной, так как это, во-первых, довольно нелепо, а во-вторых, непрактично: потеки, брызги, паутина и пыль просматриваются гораздо четче на фактурных поверхностях.


Материалом для бордюров, без вариантов, является плитка (или паркетная доска – на полу), фризы лучше выбирать влагостойкие, например, из полиуретана, или широких рельефных керамических плит. Не имеет смысла разделять разные покрытия стен ванной комнаты бордюрами из полос обоев. По крайней мере, не следует делать это в области у раковины, ванны и под потолком, ведь, брызги воды и конденсат в этих местах в скором времени отобразятся на качестве материала.

Кухня

Если ванная – место постоянно влажное, то в кухне, к тому же, постоянно скапливаются различные испарения на всех поверхностях и предметах, поэтому, рекомендуется учитывать данные особенности и специфику помещения, чтобы поддержание чистоты в комнате не вызывало конфуз.

Фризами в интерьере кухни декорируют верхние части мебели, если расстояние до потолка не превышает 30 см. Такой способ оформления позволяет добиться целостности помещения, красиво объединяя потолок с фасадами.

Здесь уместно и практично будет выбрать фриз с ровной, без рельефа, поверхностью, из дерева или полиуретана, предварительно прогрунтованных и окрашенных в тон фасадов мебели.


1

Бордюрами в куне принято зонировать помещение на рабочую и столовую зону. А воспользоваться можно не только декоративной различностью, но и фактурной, и качественной. Например, отделить рабочую зону, облицованную плиткой, от нерабочей в виде паркетной доски, можно бордюром из искусственного камня.


1

Столовая, если она находится за пределами пространства кухни, может быть оформлена чрезвычайно тонко и продуманно. Фризы в ней будут выглядеть, как бордюры с художественной росписью, подкрепленные тонкими молдингами, лучшим образом сочетающимися с насыщенным эклектичным убранством комнаты.

Подводя итоги под вышесказанным, нужно отметить способность традиционных архитектурных элементов внедряться в современный прогрессивный интерьер, оставаясь, при этом, первозданным источником вашего вдохновения.

Классическая архитектура

Здесь фризом называется средняя часть антаблемента , расположенная между архитравом и карнизом . В дорическом ордере полоса фриза членится чередованием триглифов и метоп . В других архитектурных ордерах фриз выполняется гладким либо украшается неглубоким скульптурным рельефом .

Архитектура Средних веков и Нового времени

Вне строгих рамок классической архитектуры фризом может называться и отделка верхней части сооружения в виде сплошной полосы между главной балкой и карнизом, часто с украшением. Полоса может украшаться орнаментом , росписью (живописным изображением) или скульптурным рельефом.

Виды фриза

Анфимион - род фриза с выпуклыми орнаментами, встречающийся чаще всего в сочетании с ионийской колонной .

См. также

Напишите отзыв о статье "Фриз (архитектура)"

Примечания

Ссылки

  • Логотип Викисклада На Викискладе есть медиафайлы по теме Фриз
  • Фриз, в архитектуре // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Фриз (архитектура)

О, Аlix, моя милая Alix! Как же можно свыкнуться с таким ужасом? ...................... ..................... я так устала просить и унижаться… Всё будет совершенно бесполезно, если ЧК не согласится послать запрос в Алапаевск.................. Я никогда не узнаю где его искать, и никогда не узнаю, что они с ним сотворили. Не проходит и часа, чтобы я не думала о таком родном для меня лице... Какой это ужас представлять, что он лежит в какой-то заброшенной яме или на дне рудника!.. Как можно вынести этот каждодневный кошмар, зная, что уже не увижу его никогда?!.. Так же, как никогда не увидит мой бедный Василёк (имя, которое было дано при рождении моему папе)... Где же предел жестокости? И почему они называют себя людьми?..
Милая, добрая моя Alix, как же мне тебя не хватает!.. Хоть бы знать, что с тобою всё в порядке, и что дорогой твоей душе Дмитрий не покидает тебя в эти трудные минут.............................................. Если б у меня оставалась хоть капелька надежды найти моего родного Николая, я бы, кажется, вынесла всё. Душа вроде бы притерпелась к этой страшной потере, но до сих пор очень болит… Всё без него другое и такое пустынное».

18 мая, 1927 года. Отрывок из письма княжны Елены к Александре (Аlix) Оболенской:
«Опять приходил тот же милый доктор. Я никак не могу ему доказать, что у меня просто нет больше сил. Он говорит, что я должна жить ради маленького Василька... Да так ли это?.. Что он найдёт на этой страшной земле, мой бедный малыш? ..................................... Кашель возобновился, иногда становится невозможно дышать. Доктор всё время оставляет какие-то капли, но мне совестно, что я не могу его никак отблагодарить. ..................................... Иногда мне снится наша любимая комната. И мой рояль… Боже, как же это всё далеко! Да и было ли всё это вообще? ............................... и вишни в саду, и наша нянюшка, такая ласковая и добрая. Где всё это теперь? ................................ (в окно?) не хочется смотреть, оно всё в копоти и видны только грязные сапоги… Ненавижу сырость».

Фриз, в архитектуре - в архитектуре древнегреческих и древнеримских храмов, лежащая между архитравом и гзымсом часть антаблемента, в дорическом стиле занятая чередующимися триглифами и метопами, а в ионическом и коринфском стилях рельефными орнаментами или такими же изображениями фигур и называемая в последнем случае также зоофором. Ф. называется, кроме того, непрерывная полоса рельефов, опоясывающая в некоторых античных храмах, как, например, в афинском Парфеноне, стены целлы. В новейшей архитектуре и декоративном искусстве название Ф. дают всякой полосе, тянущейся горизонтально в разделке стены на части, полосам, обрамляющим какое-либо среднее пространство, и вообще пластической или писанной красками орнаментации, значительно более длинной, чем широкой, например бордюрам ковров, орнаментированным иначе, чем среднее поле, полосам по краям штучного деревянного или каменного пола, отличающимся от него цветом и рисунком. У столяров Ф. называется всякий выступ, делаемый по верхней или нижней части какого-либо их изделия.

  • Антаблеман - Антаблеман, венчание колонн; верхния, выдающиеся вперед над колоннами части архитект. ордеров: архитрав, фриз и карниз.
  • Бочарный свод - Бочарный свод - по виду своему весьма похож на парусный, лишь внутренняя поверхность его образуется иначе. Положим, дано для покрытия какое-либо четырехугольное пространство; для сего на одной из стен...
  • Запрестольный образ - Запрестольный образ - большая икона (или картина в строго-церковном стиле), находящаяся в алтаре православного храма, за престолом, на восточной стене. Обыкновенно она изображает И. Христа, Божию Мате...
  • Обвертывающие и обвертываемые линии и поверхност - Обвертывающие и обвертываемые линии и поверхности (Courbes enveloppe, Surface enveloppe; Courbes et surfaces enveloppe) . - Уравнение всякой плоской кривой заключает в себе, кроме координат ее точек, ...
  • Овы - Овы - в архитектуре мотив пластической орнаментации, представляющий собой ряд как бы птичьих яиц, помещенных одно подле другого и образующих своей совокупностью горизонтальную полосу. О., окруженные и...
  • Немет - Немет (мадьяр. nemet - немецкий, германский, образовалось, по всей вероятности, из русско-славянского немец) - довольно обычная приставка в названиях мест и местностей в Венгрии, имевших или имеющих к...
  • Кассеты в архитектуре - Кассеты в архитектуре Кассеты, или кессоны (архит.) - квадратные, имеющие вид как бы опрокинутых ящиков впадины, употребляемые иногда в разделке потолков и сводов, располагаемые симметрично, окаймленн...
  • Консоль - Консоль - в архитектуре, выступающий из стены камень, имеющий своим назначением подпирать какую-либо часть постройки, еще более выступающую вперед, напр. карниз, балкон, стенной вертикальный уступ и т...
  • Котлин - Котлин (прежде Ретусари) - остров в Финском заливе, в 25 вер. от устья Невы, в С.-Петербургской губ. Остров низменный и только в восточной части приподнят искусственно, для устройства крепости. Форма...
  • Панно - Панно (франц. panneau) - в архитектуре гладкая, плоская или криволинейная поверхность на стене, двери, потолке или другой части во внутренности или наружности здания, обрамленная простым лепным бордюр...
  • Параллельные линии - Параллельные линии - прямые линии называются П., если ни они, ни их продолжения взаимно не пересекаются. Все точки одной из таких прямых находятся на одинаковом расстоянии от другой. Однако принято го...
  • Передаточные механизмы - Передаточные механизмы - В машинах приходится движением одной из ее частей А вызывать движение другой части В и притом так, что первая часть или надавливанием, или трением приводит в движение другую ч...
  • Перлы, архитектурный термин - Перлы, архитектурный термин - в архитектуре мотив лепной орнаментации, представляющий собой ряд шариков, как бы жемчужин, нанизанных на нитку и помещенных в желобке.
Бывшие