Движение небесных тел борьба за научное мировоззрение. В борьбе за научное мировоззрение

  1. 1. Борьба за научное мировоззрение Выполнила: Ученица 11 Б класса средней школы №846 Комарова Олеся. г. Москва 2005 год. Экзаменационный проект по астрономии
  2. 2. Содержание: Введение Древнейшие цивилизации Античная астрономия Геоцентрическая система Птолемея «Темные века» Система Николая Коперника Последователи Коперника Современные доказательства теории Коперника Место солнечной системы в нашей Галактике 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9.
  3. Ни одно животное не станет смотреть вверх…Только это нелепое создание человек-тратит время попусту, глазея на небо. Герберт Уэллс.
  4. 4. Величественна картина звездного неба. Тысячи звезд, мерцая и переливаясь, манят к себе любознательные умы. Человек пытался и пытается осмыслить какое место он занимает во Вселенной, что такое мир? Как он устроен? Всегда ли он существовал, и если нет, то возник ли сам или создан Богами?
  5. 5. Древнейшие цивилизации
  6. 6. Каменные века В этот период в различных частях планеты создавались обсерватории, которые служили для определения начала года. Наиболее известные:Стоунхендж, его прообраз Вуденхендж, Нью Генжер и другие. Стоунхендж Стоячие камни в Баллохрое Нью-Грейндж
  7. 7. Древние цивилизации Согласно верованиям египтян, в середине мира находился Геб, прародитель богов, он олицетворял Землю. Жена и сестра его – Нут была самим небом, матерью Ра(солнца) и звезд. Богиня Нут Мир древних египтян Бог Луны-Тота
  8. 8. Древние греки разделяли мир на две части: темную и светлую, границей этих миров была Земля. Верхняя часть- небо, а в нижней царил Эреб -подземный мрак. Здесь же располагался Тартар-тюрьма для титанов. Мир древних греков
  9. 9. Древние индийцы считали, что Земля-плоскость, ограниченная со всех сторон, которая стоит на 12 колоннах, которые держаться на жертвах. Небо -светящийся и подвижный свод, от которого отражаются животворные лучи. Мир древних индийцев
  10. 10. Античная астрономия
  11. 11. Античные астрономы прошли огромный путь, на котором у них не было предшественников. Они создали совершенно новые математические методы, которые были взяты на вооружение средневековыми арабскими, а позднее и европейскими астрономами.
  12. 12. Анаксимандр (около 610- после 547 г.до н.э.) Создал первую геоцентрическую систему мира. В центре - круглая и плоская Земля.Ее окружают три трубчатых кольца - торы, в одном находятся несколько отверстий - планеты, во втором - Луна, а в третьем, дальнем кольце, отверстие размером с Землю и сквозь него сияет самый сильный огонь-Солнце. Мир по Анаксимандру
  13. 13. Анаксагор (около 500-428г.до н.э.) Вселенная Анаксагора – это расширяющийся сферический пузырь, в середине которого, опираясь на воздух, лежит земной диск. Вокруг него вращается наклоненное небо, а также Солнце и Луна. Вихрь несет и звезды. Система мира Анаксагора
  14. 14. Филолай (470-388 г.до н.э.) Создал огнецентрическую систему мира. В центре- центральный огонь, вокруг него пролегают орбиты Антиземли, Земли и Луны, Солнца, планет и звезд. Особенности системы: 1)Солнце сияет отраженным светом 2)Земля является звездой Система мира Филолая
  15. 15. Аристотель (384-322 до н.э.) Первый привел доказательства о шарообразности Земли, Которые были сделаны на основе наблюдения за солнечными и лунными затмениями. Система устройства его Вселенной осталась неизменной, центр-Земля. Система мира Аристотеля
  16. 16. Аристарх Самосский-Коперник античного мира (около 310-250г.н.э.) Впервые предложил гелиоцентрическую систему устройства мира. Его догадка состояла в том, что маленькая Земля не может вращать вокруг себя большое Солнце, все должно быть наоборот. Смена дня и ночи он объяснил вращением Земли вокруг своей оси, а кажущуюся неподвижность звезд, тем, что они очень далеки. Система мира Аристарха
  17. 17. Гиппарх В основу своей системы мироздания положил принцип геоцентрической системы своих предшественников. Только в его системе Земля сдвинута относительно центра вращения Солнца, такая орбита была названа эксцентриком. Система мира Гиппарха
  18. 18. Если Солнце в плоскости экватора – полоски нет. Если Солнце ниже экватора, то освещена полоска вблизи нижней плоскости. Такое кольцо из бронзы Гиппарх соорудил на площади Родоса. Если Солнце выше небесного экватора, то луч освещает внутреннюю сторону кольца, вблизи ее верхней плоскости.
  19. 19. Геоцентрическая система Птолемея “ Знаю, что я смертен, знаю, что дни мои сочтены; но когда я мысленно неустанно и жадно прослеживаю пути светил, тогда я не касаюсь ногами Земли: на пиру Зевса наслаждаюсь амброзией, пищей богов… ” К.Птолемей “ Альмагест ”
  20. 20. Клавдий Птолемей жил и работал в Александрии. Он поставил перед собой ряд задач: построить теорию видимого движения по небосводу Солнца, звезд и 5 известных планет. Назначение: вычисление положений небесных светил относительно звезд. Предсказание солнечных и лунных затмений. Для своих наблюдений соорудил специальные инструменты: армиллярную сферу, астролябию, трикветр и некоторые другие Армиллярная сфера Трикветр Астролябия
  21. 21. Птолемей в своей работе использовал не только свои наблюдения, но и наблюдения своих предшественников: от астрономов Древнего Вавилона до Гиппарха. Академия Платона Афинская школа Поэма Арата «Явления»
  22. 22. Выбирая между подвижной и неподвижной Землей, Птолемей, исходя из физики Аристотеля, выбрал неподвижную -основа его теории. Земля-центр мироздания, все светила движутся вокруг нее. Для объяснения сложности движения планет Птолемей ввел понятие эпициклы – это комбинации двух и более круговых движений. Система мира Птолемея
  23. 23. Астрономические исследования Птолемея были подытожены в его главном труде – “ Альмагесте ” , написанном в 150 году н.э. Это сочинение служило основным учебником астрономии для научного мира почти 1500 лет и был переведен на десятки языков мира. «Альмагест»
  24. 24. "Темные века"
  25. 25. Астрономы Ближнего и Среднего востока не внесли новых идей в систему мироздания, теория Птолемея остается неоспоримой. Вклад в развитие астрономии внесли такие астрономы как: Аль-Беруни, Омар Хайям, Улугбек и многие другие. Аль-Бируни Омар Хайям Индийские астрономы
  26. 26. По проекту Улугбека была построена астрономическая обсерватория, ставшая самой знаменитой на Ближнем и Среднем Востоке. Высота ее была сравнима с современным 12-13-этажным домом. А под землю уходила на 10м. Улугбек Обсерватория Улугбека
  27. Также он написал книгу из двух частей. В первой были собраны каталоги и описания более 1000 звезд, а во второй логарифмические таблицы, с точностью вычисления до 1 млн.после запятой.
  28. 28. В Европе «темные века» не были ознаменованы никакими фундаментальными открытиями. Основные занятия европейских средневековых астрономов- наблюдения. Наблюдения в эпоху средневековья Иллюстрация к «Эпитомы» Иллюстрация из «небесного атласа»
  29. 29. Система Николая Коперника «Остановивший Солнце, сдвинувший Землю.»
  30. 30. Николай Коперник родился в Польше в 1473 году, в семье богатого купца. Учился в Италии на епископа, где овладел древнегреческим языком и смог читать учения античных астрономов в оригинале. Книга со свечей на столе Коперника Коперник наблюдает лунное затмение 6 ноября 1500,Рим. Николай Коперник Рукопись Коперника.
  31. 31. Основные наблюдения и открытия били сделаны в Фромборке, в соборе Успения Богородицы, где он устроил себе обсерваторию – Фромборская башня. Цель наблюдения Коперника заключалась в упрощении модели Птолемея, он хотел сделать ее более стройной и простой. Путь к упрощению Коперник нашел на страницах «Альмагеста». Фромборк Армиллярная сфера
  32. 32. Основа системы: 1)Солнце-центр 2)Земля- одна из рядовых планет, обращающихся вокруг Солнца. Планисфера Коперника
  33. 33. Введение гелиоцентрической системы объяснило многие явления: 1)Годовое движение солнца по эклиптике 2)Прецессии земной оси 3)Петлеобразное движение планет и многое другое. Ян Матейко. Портрет Николая Коперника.
  34. 34. На протяжении многих лет Коперник не решался опубликовать свою книгу «О вращении небесных сфер»,общественность была еще не готова к этому. Книга увидела свет лишь в 1543 году, когда ее автор был уже присмерти. Николай Коперник умер 23 мая 1543 года и был похоронен под стенами Фромборского кафедрального собора. Памятник Копернику в Варшаве. Умирающий Коперник
  35. 35. Во славу создателя гелиоцентрической системы мира, благодарные потомки воздвигли Николаю Копернику памятник рядом с современным планетарием в Варне. Планетарий в Варне Памятник Копернику в Варне
  36. 36. Последователи Николая Коперника
  37. 37. Джордано Бруно - "Академик без академии" Выступал в защиту учения Коперника. Также утверждал, что существуют другие обитаемые миры, что мы не единственные во всей Вселенной, а также, что у Вселенной много центров и она ограничена. За свои взгляды преследовался инквизицией и по ее приговору был заживо сожжен 17 февраля 1600 года. Джордано Бруно.
  38. Открыл:
    • Фазы Вене..." target="_blank"> 38. Галилео Галилей
      • Открыл:
      • Фазы Венеры(это явление возмож но лишь в том случае, если Венера обращается вокруг Солнца)
      • На Луне открыл горы и измерил их высоту
      • Открыл 4 спутника Юпитера: Ио, Европа, Ганимед, Каллисто.
      • Млечный путь – скопление звезд.
      Первый человек, направивший свой телескоп на небо. Он своими наблюдениями и открытиями подтвердил теорию Коперника. Телескоп Галилея
    • Современные доказательства системы Н.Коперника
    • 46. Место Солнечной системы в нашей Галактике
    • 47. Наша Солнечная система находится где-то посередине между центром Галактики и краем ее диска, а не в центре, как думали наши предки. Солнце вращается вокруг центра Галактики, делая свой оборот за 200 млн.лет. Схема строения нашей Галактики

Слайд 2

Слайд 3

Система мира Система мира-это представления о расположении в пространстве и движении Земли, Солнца, Луны, планет, звезд и других небесных тел. Уже в глубокой древности сложились первые представления о месте Земли во Вселенной. Эти системы мира были крайне наивны: плоская Земля, под которой находится подземный мир, а над ней возвышается небесный свод.

Слайд 4

Представления о мире древних египтян В своих представлениях об окружающем мире древние народы исходили прежде всего из показаний своих органов чувств: Земля казалась им плоской, а небо - громадным куполом, раскинувшимся над Землей. На картине показано, как небесный свод опирается на четыре высокие горы, расположенные где-то «на краю света». Египет находится в центре Земли (каждый народ ставил в центр мира свою страну). Небесные светила как бы подвешены на небесном своде.

Слайд 5

Близки к древнеегипетским были и представления о мире древних халдеев - народов, населявших Междуречье начиная с VII века до н. э. По их воззрениям, Вселенная была замкнутым миром, в центре которого находилась Земля. Небо халдеи считали большим куполом, возвышавшимся над миром и опиравшимся на «плотину небес». Он был сделан из твердого металла верховным богом Map ду ком. Днем небосвод отражал солнечный свет, а ночью служил темно-синим фоном для игры богов - планет, Луны и звезд. Представления о мире народов Междуречья

Слайд 6

Как и многие другие народы, древние греки представляли себе Землю плоской. Землю они считали плоским диском, окруженным недоступным человеку морем, из которого каждый вечер выходят и в которое каждое утро садятся звезды. В золотой колеснице поднимался каждое утро бог Солнца Гелиос и совершал свой путь по небу. Вселенная по представлению древних греков

Слайд 7

Великий греческий философ Аристотель понимал, что Земля имеет форму шара и приводил одно из сильнейших доказательств этого - круглую форму тени Земли на Луне во время лунных затмений. Но Аристотель считал Землю центром мира. Материю он полагал состоящей из четырех элементов, которые образуют как бы четыре сферы: сферу земли, воды, воздуха и огня. Земля неподвижна, а небесные светила обращаются вокруг нее. Система мира по Аристотелю

Слайд 8

В священных книгах древних индусов отражены их представления о строении мира, имеющие много общего с воззрениями египтян. Согласно этим представлениям, восходящим к третьему тысячелетию до нашей эры, плоская Земля с громадной горой в центре поддерживается четырьмя слонами, которые в свою очередь, стоят на огромной черепахе, плавающей в океане. Астрономические представления в Индии

Слайд 9

Астроном Клавдий Птолемей, работавший в Александрии во II веке н.э. подвел итоги работ древнегреческих астрономов, а также собственных астрономических наблюдений и построил наиболее совершенную теорию движения планет на основе геоцентрической системы мира Аристотеля. Чтобы объяснить наблюдаемые петлеобразные движения планет, Птолемей предположил, что планеты движутся по малым кругам вокруг некоторых точек, которые уже обращаются вокруг Земли. Система мира Птолемея

Слайд 10

В средние века под влиянием главным образом католической церкви произошел возврат к примитивным представлениям древности о плоской Земле и опирающемся на нее полушарии неба. Представления о мире в средневековье

Слайд 11

Согласно гелиоцентрической системе мира центром нашей планетной системы является Солнце. Вокруг него обращаются планеты Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер и Сатурн. Единственным небесным телом, которое обращается вокруг Земли, является Луна. Николай Коперник Система мира по Копернику

Слайд 12

Учение Коперника было признано не сразу. Сторонники гелиоцентрической системы мира жестоко преследовались церковью. По приговору инквизиции в 1600 г. был сожжен в Риме выдающийся итальянский философ Джордано Бруно. В 1633 г. другой итальянский ученый Галилео Галилей предстал перед судом инквизиции. Престарелого ученого заставили подписать "отречение" от своих взглядов. За право распространять подлинные знания об устройстве Вселенной вел борьбу против церковников М.В.Ломоносов. Ломоносов в остроумной и привлекательной стихотворно-сатирической форме высмеивал мракобесов. Борьба за научное мировоззрение Г. Галилей Дж. Бруно М.В.Ломоносов

Посмотреть все слайды

Одно из главных требований к любой научной теории заключается в том, что теория должна пе­редбачати раньше неизвестны факты и явления. Способность теории предусматривать есть в то же время и критерием ее истинности, ее соответствия закономерностям реального мира.

В астрономии теоретические предвидения проверяются наблюдениями. Блестящим примером научного пе­редбачення в отрасли изучения Вселенной, предвидения, которое основывается на знании законов движения планет и закона всемирного притяжения, стало открытие планеты Нептун.

Комментируя это выдающееся событие в истории природознав­ства, Ф. Енгельс писал, что система мира Коперника длительное время оставалась гипотезой, достаточно переконли­вою, но все же гипотезой. Однако после открытия Непту­на справедливость этой гипотезы можно считать оста­точно доказанной.

Методические рассуждения. В связи с открытием Непту­на, сделанному благодаря теоретическому прогнозированию, можно привести ученикам еще несколько примеров поражающих научных предвидений. К ним принадлежат чрезвычайно точные прогнозы на десятки и сотни лет вперед моментов солнечных и лунных затмений, предвычисления май­бутніх положений планет, а также сделанные в свое время на основе периодической системы элементов Менделеева пе­редбачення свойств новых химических элементов и чи­сленні предвидения физиков-теоретиков о существовании неизвестных к этому элементарных частиц.

ух планет и астрология. С видимыми перемещениями планет относительно созвездий, перемещениями, которые являются результа­том вращением этих небесных тел вокруг Солнца, пов"яза­на дежурная попытка наших предков обнаружить связь между небесными явлениями и долями людей. Речь идет об астро­логію, в основе которой лежали ошибочные мистические представления о влиянии небесных светил на жизнь человека.

Астрологи считали, что будущее каждого жителя Земли «записано» на небе расположением планет и других небесных светил в момент его рождения.

На самом же деле, понятно, никакой реальной причинно­го связи между расположением планет и долями людей нет и быть не может. Хотя бы уже потому, что планеты вза­галі не могут оказывать на Землю никакого ощутимого физического влияния. Поскольку эти небесные тела не е джере­лами сколь-нибудь сильного электромагнитного випро­мінювання, то единственным их влиянием на Землю могло бы стать гравитационное влияние.

Однако междупланетные расстояния есть на­стільки большими, а массы планет такими незначительными сравнительно с солнечной, что их гравитационное влияние на Землю, а также его колебания, связанные с взаимными перемещениями Земли и планет, практически не могут сколь-нибудь существенно изменять ход земных процессов. Ведь, как известно, сила притяжения ослабляется пропор­ційно квадрату расстояния. Потому даже маленький Месяц, благодаря своей близости к Земле, предопределяет на ней приливные явления, неизмеримо мощнее, чем гигант Юпі­тер, от орбиты которого нас отделяет около 600 млн. км.

БОРЬБА ЗА НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Астрономия в большей степени, чем любая другая наука, связанная с мировоззренческими вопросами. Это и понятно: ведь именно астрономия делает наибольший взнос в з"ясу­вання места человека и человечество во Вселенной, в изучении отношения «Человек - Вселенная».

Одним из основных положений материалистической діалек­тики е представления о глубоком единстве человека и мира (в частности, человека и Вселенной), хоть в то же время между ними существует и коренное качественное отличие - естественное и соці­альне.

А идеализм и религия «разрывают» мир, протиставля­ють его человеку. С точки зрения объективного идеализма и религии мир является «таинственным» и «непізнаванним», а человек является не продуктом естественного саморазвития
материи, а ре­зультатом «творение».

Геоцентрическая система мира. В средние века господствующее положение занимала религиозная картина мира, в основе

какой лежала геоцентрическая система Аристотеля - Птоле­мея, освященная церковью и сведенная в ранг непогрешимой истины.

Однако было бы неправильно саму систему Арістоте­ля - Птолемея считать «антинаучной». Для своего времени это была вполне научная система. Она с единственной точки зрения объясняла видимые движения небесных светил и давала возможность с достаточной для практических потребностей той эпохи точностью предвычислять их будущие видимые поло­ження на небесной сфере.

Другое дело, что эта система оказалась неправильной, однако она была важным шагом до истины. Но серед­ньовічну церковь истина не интересовала. К картине мира Аристотеля - Птолемея ее притягивало другое: централь­не местонахождение Земли в мироздании, что хорошо узго­джувалося с религиозными представлениями. Потому церковь и пе­ретворила геоцентрическую систему мира в религиозную догму.

Как мы уже отмечали, первичный материал для нау­кового исследования поставляют наблюдения. При этом одним из важнейших вопросов теории познания есть вопрос о том, дают ли наблюдение достоверные сведения о свойствах окружающего мира.

Вопрос этот не случаен, поскольку в процессе спосте­режень возможные всякого рода ошибки и неточности, способные порождать неправильные, иллюзорные представления о мире, которые не отвечают истинному положению вещей. Это могут быть ошибки случайные, ошибки, связанные с ограниченными возможностями и несовершенством органов чуттив человека, психологическим состоянием наблюдателя, с особенностями конструкции измерительных приборов, с условиями наблюдений.

Хорошо известны, например, разнообразные иллюзии зрения, которые возникают в результате особенностей строения нашего глаза. Ситуации, которые порождают всякого рода оптические иллюзии и способные вводить в заблуждение наблюдателей, могут, в частности, складываться и при астрономических наблюдениях и до-

слежках. Благодаря этому добыты данные могут вияви­тися недостоверными, а в некоторых случаях и такими, что существенно искривляют настоящую картину спостережува­них явлений. А неправильные, перекручены представления о действительности нередко становятся благодатной почвой для різ­ного рода религиозных спекуляций. Хорошо известна классическая астрономическая иллюзия, жертвой которой стали наши предки - иллюзия суточного вращения всех небесных светил вокруг Земли. Земной шар вращается вокруг своей оси из за­ходу к востоку, а нам кажется, что Солнце, Луна, планеты и звезды перемещаются в противоположном направлении.

Еще одно явление космического порядка, которое имеет ілюзор­ний характер и которое мы наблюдаем чуть ли не каждого дня. Нам кажется, что диск Солнца имеет такой же поперечник, как и диск полного Месяца. В действительности же со­нячний диаметр приблизительно в 400 раз больший от мі­сячного. Но Солнце находится в 400 раз дальше от Земли, и по этой причине видимые угловые размеры обоих светил для земного наблюдателя почти совпадают. Кстати, именно по этой причине маленький Месяц может (это від­бувається во время солнечных затмений) полностью пере­крити огромный диск дневного светила.

«Космическая иллюзия», которая сыграла заметную роль в роз­витку планетной астрономии, связана и из спостережен» нями Марса. В результате огромного расстояния при теле­скопічних наблюдениях отдельные мелкие детали на по­верхні этой планеты сливаются в сплошные линии, которые некоторым астрономам показались системой гидротехнических сооружений, построенной умными жителями Марса. Когда автоматические междупланетные станции, которые осуществили полет на Марс, передали детальные изображения поверхности плане­ти, иллюзорный характер марсианских «каналов» стал абсолютно ясным.

Научная революция Коперника. Конец XV и начало XVI столетия были временами глубоких изменений в истории Еврослежках. Благодаря этому добыты данные могут вияви­тися недостоверными, а в некоторых случаях и такими, что существенно искривляют настоящую картину спостережува­них явлений. А неправильные, перекручены представления о действительности нередко становятся благодатной почвой для різ­ного рода религиозных спекуляций. Хорошо известна классическая астрономическая иллюзия, жертвой которой стали наши предки - иллюзия суточного вращения всех небесных светил вокруг Земли. Земной шар вращается вокруг своей оси из за­ходу к востоку, а нам кажется, что Солнце, Луна, планеты и звезды перемещаются в противоположном направлении.

С земным положением наблюдателя связано и пе-тлеподибне перемещение планет среди звезд. Это тоже является иллюзорным явлением, поскольку планеты в действительности никаких петель не описывают, а двигаются вокруг Солнца за эллиптическими орбитами. «Петли» - явление позирне, которое возникает в силу того, что мы наблюдаем за плане­тами из подвижной Земли, то есть в земной системе отсчета.

Еще одно явление космического порядка, которое имеет ілюзор­ний характер и которое мы наблюдаем чуть ли не каждого дня. Нам кажется, что диск Солнца имеет такой же поперечник, как и диск полного Месяца. В действительности же со­нячний диаметр приблизительно в 400 раз больший от мі­сячного. Но Солнце находится в 400 раз дальше от Земли, и по этой причине видимые угловые размеры обоих светил для земного наблюдателя почти совпадают.

Кстати, именно по этой причине маленький Месяц может (это від­бувається во время солнечных затмений) полностью пере­крити огромный диск дневного светила.

Интересная иллюзия возникает и при наблюдениях метеор­них потоков. Когда Земля встречается с роем твердых частиц, они, врываясь в атмосферу и спивударяю-чись с молекулами воздуха, испаряющиеся и розпада­ються на атомы. В свою очередь, атомы возбуждаются, іоні­зуються, и при этом возникает свитиня. Земной наблюдатель видит эффектное зрелище - дождь падающих звезд. Ему

кажется, что траектории светящихся частиц выходят из одной точки неба - радианта, хотя в действительности эти траєк­торії почти параллельные друг другу.

«Космическая иллюзия», которая сыграла заметную роль в роз­витку планетной астрономии, связана и из наблюдений нями Марса. В результате огромного расстояния при теле­скопічних наблюдениях отдельные мелкие детали на по­верхні этой планеты сливаются в сплошные линии, которые некоторым астрономам показались системой гидротехнических сооружений, построенной умными жителями Марса. Когда автоматические междупланетные станции, которые осуществили полет на Марс, передали детальные изображения поверхности плане­ти, иллюзорный характер марсианских «каналов» стал абсолютно ясным.

Методические рассуждения. Полезно обратить внимание учеников на то, что в астрономии с несоответствием видимого дійс­ному мы встречаемся особенно часто. Например, нужно еще раз напомнить о том, что когда мы смотрим на небо, то все светила кажутся нам расположенными на однако­вих расстояниях от Земли, будто на внутренней поверхности гигантской пули - небесной сферы.

При этом привычные узоры созвездий образованы звездами, которые в действительности зна­ходяться на разных расстояниях от Земли и одна от другой и только проектируются в одну и ту же область небесной сферы. Вообще выяснение того, какой космический объект находится ближе, а который дальше, не простое задание даже для астрономов, вооруженных специальной апарату­рою. Прямыми измерениями удается определять від­стані лишь для сравнительно близких космических объектов. Для дальнейших придется тратить большие усилия на то, чтобы выяснить, есть ли система небесных тел, что их интересует, действительно единственной физической системой взаємодію­чих объектов или ее составляющие части лишь проектируются в одну и ту же область небесной сферы.

Научная революция Коперника. Конец XV и начало XVI столетия были временами глубоких изменений в истории Еврони.

По словам Енгельса, то была «эпоха, которая потребу­вала титанов и которая породила титанов относительно силы мысли, страсти и характера, относительно многосторонности и вче­ності» ".

Одним из таких титанов был большой польский ученый Г. Коперник, который разработал гелиоцентрическую систему мира и тем самым осуществил наибольшую революцию в уяв­леннях о мироздании, которое оказало огромное влияние на все последующее развитие науки.

«Революционным актом, которым исследование природы заявило о своей независимости...- писал Ф. Енгельс в «Диалектике природы», - было издание бессмертного произведения, в каком Коперник бросил - хоть и робко и, так сказать, лишь на смертном одре - вызов церковному авторитету в вопросах природы.

Отсюда начинает свое летоисчисление освобождения природоведения от теологии, хоть выяснение между ними отдельных взаимных претензий затяглеся до наших дней и в некоторых головах далеко еще не завершилось даже и теперь. Но с этого времени пошел громадными шагами также и развитие наук, какой по­силювався, если можно так высказаться, пропорцио-нально квадрату расстояния (во времени) от своего выходного пункта» 2.

Значение научной революции Коперника не вичерпує­ться, однако, тем, что она свела нашу Землю на стано­вище рядовой планеты Солнечной системы и тем самым нанесла чрезвычайно сильный удар по религиозной кар­тині мира.

Раскрыв позирний, иллюзорный характер видимого суточного движения небесных светил и петлеобразных перемі­щень планет, Коперник тем самым утвердил в науке чрезвычайно важен методологический принцип: «Мир может быть не таким, которым мы его непосредственно спо­стерігаємо».

Стало ясно, что отождествление непосредственно спостере­жуваного в реальной действительностью без тщательной всесторонней проверки может привести к неправильным, перекру­чених представлений об окружающем мире.

Методические рассуждения. При изучении раздела програ­ми, посвященного борьбе за научное мировоззрение, очень важно заострить внимание учеников на том, что ситуации, за которые наблюдаемые явления имеют иллюзорный харак­тер, при изучении космических процессов встречаются достаточно часто. И потому делать те или другие выводы о свойствах реального мира непосредственно из результатов наблюдений нужно с большой осторожностью. Такие действия всегда имеют в себе потенциальную опасность ошибочно воспринять видимое за действительное, и тем самым способствовать виник­ненню тех или других ошибок.

От Коперника к Ньютону. Учение Коперника стало могучим толчком к освобождению сознания людей от церковно религиозных представлений о мироздании. У него появились последователи, которые достаточно много сделали как для про­паганди и распространение этого учения, так и для его по­дальшого развитию.

Одним из них был итальянский мыслитель Джордано Бруно, страстный борец против схоластической філосо­фії. Во многих своих высказываниях о бесконечности мироздания, множественности населенных миров, единство зако­нів природы Бруно поднимался к истинному матеріаліз­му. Таким образом, Бруно во многом пошел дальше Ко­перника, учение которого было связано с представлением о недвижимости Солнца, его центральное положение в світо­будові и существование сферы неподвижных звезд, которая ограничивает Вселенную.

Неоценимый вклад в развитие природоведения и освобождение его от средневековой схоластики сделал

Галилео Галидей. Он первым стал систематически вводить в науку эксперимент, а также математическое и геометрич­не моделирование явлений природы. Его телескопические спо­стереження и сделанные благодаря ним открытия стали
пере­конливим подтверждением основных положений учения Коперника.

Одним из главных достижений Галилея было открытие принципа инерции, что заложило основы классической меха­ніки.

Изучая движение планет вокруг Солнца, Кеплер искал силу, которая «подталкивает» эти небесные тела и не дает им остановиться.

После открытия принципа инерции стало ясно, что искать нужно силу, которая превращает равномерное прямо­лінійний движение планет в криволинейный. Закон действия этой силы - силы притяжения - открыл Исаак Ньютон.

Церковь и наука. Учение Коперника нанесло первый ощутимый удар по религиозному мировоззрению. И дело было не только в том, что разрушалась религиозная карти­на миру. Разрушались представления, которые церковь объявила абсолютной непогрешимой истиной. А это не могло не вызывать сомнения у непогрешимости и других религиозных догм. Начался процесс постепенного ослабления религиозной власти над умами людей, высвобождения масс от влияния религиозного мировоззрения.

Последующее развитие науки, разнообразные практические применения научных знаний обусловили то, что научные представления набирали все большего авторитета среди широких кругов людей. В свете научных данных религиозные представления о мире выглядели все менее обгрунтова­ними и все более наивными.

Как же развивались «отношения» между церковью и наукой от средневековья до наших дней? В результате деятельности Коперника, Бруно и Галилея церковь уже в средние века была вынуждена определенным образом пересмотреть свои позиции. А в дальнейшем изменение исторических условий не раз вынуждало защитников религии приспосабливаться к новым об­ставин. Особенно четко этот
процесс приспособления можно проследить на примере католической церкви.

Проходит два столетия, наступает XIX возраст. Новая капіталі­стична формация завоевывает ведущие позиции в суспіль­стві, растет и роль науки. Католическая церковь не может игнорировать это обстоятельство. И на И Ватиканскому соборе в 1869-1870 гг. был провозглашен тезис о возможности познания бога естественным светом ума через познание современного мира.

Но на то время это была еще не столько попытка сближать религию с наукой, сколько відображен­ня стремление церкви нейтрализовать атеистическое значен­ня научных открытий, предотвратить их влияние на умы людей. Потому настойчиво повторялось, что не следует возлагать особенно большие надежды на человеческий ум, и всячески подчеркивалось, что наука не должна
вступа­ти в противоречие с истинами веры, а лишь способствовать их обоснованию.

XX столетие с его стремительным социальным и научно-техническим прогрессом опять существенно изменило обстановку в мире. Авторитет религии начал падать, сфера ее влияния неуклонно уменьшалась. И это опять не могло не позна­читися на деятельности церкви, в частности на ее отношении к науке и научному прогрессу.

Успехи природоведения в XX столетии вынудили, на­приклад, католическую церковь сделать новые шаги по пути «сближения» с наукой. Теоретической основой су­часного католицизма является томизм - учение христианского теолога XIII столетия Фоми Аквинского о гармонии между верой и знанием. Исходя из этого учения, какое твер­дить, что в религии и в науки якобы общий источник - божественный ум, его современные сторонники нама­гаються согласовать религиозную веру с научными знаниями о мире.

«Современный фидеизм совсем не отбрасывает науки, - писал в свое время Феербах, - он отбрасывает только «избыточные претензии» науки, именно, претензию на объективную истину».

Католическая церковь создала в странах Западной Євро­пи специальные астрономические обсерватории, оборудованные від­повідним оборудованием. Ученые монахи проводили многочасовые наблюдения, делали астрономические открытия. Среди них мы можем встретить имена известных астрономов. В большинстве своих высказываний эти католические ученые стремились показать, вроде бы результаты исследования Вселенной не только не взрывают веры у бога, а, навпа­ки, подтверждают правоту религиозных взглядов.

Однако надежды руководителей католической церкви не справ­дились. Достижения природоведения за последние десяти­річчя не только не привели к идее бога, а, напротив, убедительно свидетельствовали в интересах материального единства мира. Все попытки прямого истолкования тех или других научных результатов в религиозном духе не выдерживали и не выдерживают сколь-нибудь серьезной критики. Это обстоятельство, а также обстановка в мире, что изменилась, зму­сили II Ватиканский собор, который состоялся в 1962 - 1965 гг., предпринять еще один шаг навстречу науке.

Было торжественно заявлено, что церковь положительно оценивает научный прогресс и отныне не будет зариться на свободу научного исследования и самостоятельность науки.

В ноябре в 1979 г. дежурный глава римской католи­цької церкви Иоанн Павел II в первый раз официально признал, что большой итальянский ученый Галилео Галилей несправед­ливо пострадал в результате преследования со стороны церк­ви. Папа заявил, что инквизиция силой заставила Галилея отречься от учения Коперника.

Эта акция еще раз свидетельствует о том, что современная церковь готова пойти на любые словесные уступки, чтобы создать видимость отсутствия противоречий между религией и наукой и подтвердить возможность их «мирного сосуществования».

Истинный смысл такой тактики вполне очевиден. Если современная религия ничего не может противопоставить нау­ковим данным в сущности, если она не в силе бороться с наукой прямо и непосредственно, то следует изобразить спра­ву так, будто научная деятельность дана от бога и потому не только не противоречить религии, но и с необходимостью должен приводить к богу.

Что же касается обоснования религиозных представлений за допо­могою научных данных, то, поскольку прямые «научные до­ведення» существования бога оказываются малопереконли-вими и без особенных трудностей опровергаются из науко­вих
позиций, католические теологи начали искать другие пути и возможности.

Да, неотомисти были вынуждены если и не полностью отказаться от тезиса, за которым природоведение должно доводить существование бога, то по крайней мере значительно ее по­м"якшити.

В модернизированном виде она звучит приблизительно так: необходимость веры в бытие бога должна оказываться через осмысление пробелов в научном познании и зі­ставлення разных научных данных.

Бог недосягнулся средствам науки, твердят, напри­клад, некоторые богословы, он находится за ее границами. Потому свидетельства его существования следует искать в «белых пятнах» современного природоведения, в тех проблемах, которые науке не удается развязать.

Сторонники этой точки зрения не без оснований вважа­ють, что значительно удобнее и выгоднее толковать в ре­лігійному плане не то, что уже открыто природознав­ством, а то, что еще неизвестно... Хотя из позиции науки такой способ естественно «научного» обоснования религии не выдерживает, понятно, никакой критики. Рано или поздно наука успешно решает проблемы, которые стоят перед ней, и ликвидирует тем самым любые «бели пятна».

Немного на другой позиции относительно науки стоят официальные теоретики руского православия, которые вообще пытаются по возможности обойти вопрос, так или иначе связанные с взаимоотношением науки и религии.

Заигрывая с наукой, современная церковь в то же время нама­гається возложить ответственность за все трудности, из яки­ми имеют дело народные массы в западном мире, на научно-технический прогресс. Это один из найулюбленіших тактических приемов, который охотно использует церковь в капиталистических странах для содержания верующих и увеличения их количества. В то же время всячески наголошує­ться на том, что наука до сих пор не смогла удовлетворить самые насущные потребности людей, - обеспечить человеку долгую жизнь без болезней и при достаточном количестве еды. Так формируется враждебное отношение к науке, недоверие в ее возможности, представление о том, что наука якобы займаєть­ся не теми проблемами, которыми ей следует заниматься.

Понятно, возражение огромной позитивной роли, которую сыграла и продолжает играть наука в развитии человеческого общества, ее колоссального взноса в прогресс земной цивилизации ни на чем не основывается. Не будь науки, мы, наверно, до сих пор жили бы в лучшем случае на уровне средневековья и не имели бы ни самолетов, ни машин, ни станков, ни радио, ни телевидения, ни медицинских прила­дів, ни много другого с того, которое определяет лицо сучас­ної цивилизации.

Что же касается конкретных научных достижений, то здесь бессмысленно ставить вопросы о том, хорошие они или пога­ні, полезные или вредные. Ответить на подобный вопрос «вообще» невозможно. Все зависит от конкретных істо­ричних условий.

Любое научное открытие может послу­жити на благо людям. Но в определенных социальных условиях, в классовом антагонистичном обществе его можно в принципе использовать во вред людям, повернуть на их уничтожение. В частности, в странах современного империализма есть определенные силы, заинтересованные в разжигании военной істе­рії, применении новейших достижений физики, химии, біо­логії, электроники, автоматики для создания варвар­ських видов оружия массового уничтожения.

Вместе с тем возникает и такой вопрос: возможно, ре­лігійні теоретики в чем-то все-таки правы, мо­жливо, наука и в самом деле «не с того начала» и не совсем тем занимается? Например, вместо того, чтобы інтенсив­но изучать Вселенную, исследовать мир элементарных частиц, следует направить все научные силы и средства на разработку методов лечения болезней и удлинения люд­ського жизни.

Бесспорно, оба этих задания имеют первостепенное значение, и их решению уделяется огромное значение. Но не значат, что все другие задания можно до пори до времени отложить. Прежде всего потому, что су­спільство нуждается »и в космических исследованиях, и в атомной энергии, и в познании закономерностей строения материи и во многом другому. Но еще и потому, что роз­виток идет очень сложным путем и решение того или другого конкретного задания иногда требует комплексного подхода, использования данных разных наук.

Да, скажем, современная медицина широко використо­вує достижения физики, электроники, биологии, космической медицины, математические методы исследования. Такие же тесные связки существуют между физикой и биологией, биологией и хі­мією, геологией и астрономией и др. И связки, подобные этим, не е случайными.

На основе огромного опыта познания окружающего мира современная наука пришла к выводу о необходимости системного подхода к изучению разных явлений природы. Иначе говоря, любое явление нужно изучать не изолировано, не отрывать его искусственно от других явлений, а рассматривать в единственном комп­лексі с теми естественными процессами, с которыми оно прямо или посредственно связано.

Методические рассуждения. Мы рассмотрели вопрос о взаимосвязях науки и религии главным образом на при­кладі католицизму, поскольку из всех современных церквей именно католическая церковь (и отчасти православная) уделяет этому вопросу больше всего внимания.

При изучении этого раздела курса астрономии особли­во важно отметить, что в центре борьбы науки и религии в сущности всегда стояло вопрос о месте и роли человека в мироздании, о смысле человеческого существования.

Так было в то время, когда друг другу противостояли научная и религиозная картины мира, так стоит дело и теперь, когда богословы уже не вступают в спор с наукой по кон­кретних вопросам мироздания. В этой связи особенно важное значение приобретает философское осмысление достижений природоведения, систематический анализ всех новейших научных открытий и проблем из позиций атеїз­му и диалектического материализма независимо от того, успели ли уже богословы интерпретировать и фальсифицировать эти открытия и проблемы в религиозном плане. Потому вчи­тель астрономии и физики должен не только внимательно сте­жити за развитием этих наук, но и быть постоянно в курсе тех мировоззренческих проблем, которые возникают в процессе их развития.


слежениях. Благодаря этому добытые данные могут оказаться недостоверными, а в некоторых случаях и такими, что существенным образом искривляют настоящую картину наблюдаемых явлений. А неправильные, искаженные представления о действительности нередко становятся благодатным грунтом для разного рода религиозных спекуляций. Хорошо известная классическая астрономическая иллюзия, жертвой которой стали наши предки - иллюзия суточного обращения всех небесных светил вокруг Земли. Земной шар оборачивается вокруг своей оси из мероприятия восточнее, а нам кажется, что Солнце, Луна, планеты и звезды перемещаются в противоположном направлении.С земным положением наблюдателя связанное и пе-тлеподібне перемещение планет среди звезд. Это тоже является иллюзорным явлением, поскольку планеты на самом деле никаких петель не описывают, а двигаются вокруг Солнца за эллиптическими орбитами. «Петли» - явление кажущееся, которое возникает вследствие того, что мы наблюдаем за планетами из подвижной Земли, т.е. в земной системе отсчета.

Еще одно явление космического порядка, которое имеет иллюзорный характер и которое мы наблюдаем мало не каждого дня. Нам кажется, что диск Солнца имеет такой самый поперечник, как и диск полной Луны. На самом деле же солнечный диаметр приблизительно в 400 раз больше месячного. Но Солнце находится в 400 раз дальше от Земли, и по этой причине видимые угловые размеры обеих светил для земного наблюдателя почти совпадают. Кстати, именно по этой причине маленькая Луна может (это происходит во время солнечных затемнений) полностью перекрыть огромный диск дневного светила.

Интересная иллюзия возникает и при наблюдениях метеорных потоков. Когда Земля встречается с роем твердых частичек, они, врываясь в атмосферу и співударяю-чись с молекулами воздуха, испаряются и распадаются на атомы. В свою очередь, атомы возбуждаются, ионизируются, и при этом возникает світіня. Земной наблюдатель видит эффектное зрелище - дождь падающих звезд. Ему

кажется, что траектории светящихся частичек выходят с одной точки неба - радианта, хотя на самом деле эти траектории почти параллельные одна одной.

«Космическая иллюзия», что сыграла заметную роль в развитии планетной астрономии, связанная и из наблюдений нями Марса. Вследствие огромного расстояния при телескопических наблюдениях отдельные мелкие детали на поверхности этой планеты сливаются в сплошные линии, которые некоторым астрономам сдались системой гидротехнических сооружений, построенной умными жителями Марса. Когда автоматические межпланетные станции, которые осуществили полет на Марс, передали детальные изображения поверхности планеты, иллюзорный характер марсианских «каналов» стал абсолютно ясним.

Методические соображения. Полезно обратить внимание учеников на то, что в астрономии с несоответствием видимого действительному мы встречаемся особенно часто. Например, надо еще раз напомнить о том, что когда мы смотрим на небо, то все светила кажутся нам расположенными на одинаковых расстояниях от Земли, будто на внутренней поверхности гигантского шара - небесной сферы. При этом обычные узоры созвездий образованы звездами, которые на самом деле находятся на разных расстояниях от Земли и одна от одной и лишь проецируются в одну и одну и ту же область небесной сферы. Вообще выяснение того, какой космический объект находится ближе, а который дальше, не простая задача даже для астрономов, вооруженных специальной аппаратурами. Прямыми измерениями удается определять расстояния лишь для сравнительно близких космических объектов. Для дальнейших приходится тратить большие усилия на то, чтобы выяснить, или есть система небесных тел, которая их интересует, в самом деле единой физической системой взаимодействующих объектов или ее составные части лишь проецируются в одну и одну и ту же область небесной сферы.

Научная революция Коперника. Конец XV и начало XVI век были временами глубоких изменений в истории Евро-

ни. Эпоха Возрождения стала эпохой революционной и идеологической борьбы.

По словам Енгельса, то была «эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанів относительно силы мысли, страсти и характера, относительно многосторонности и учености» ".

Одним из таких титанов был большой польский ученый М. Коперник, который разработал гелиоцентрическую систему мира и тем самым осуществил наибольшую революцию в представлениях о мироздании, которое справило огромное влияние на все дальнейшее развитие науки.

«Революционным актом, которым исследование природы заявило о своей независимости...- писал Ф. Енгельс в «Диалектике природы»,- было издание бессмертного произведения, в котором Коперник бросил - хотя и боязливо и, так сказать, лишь на смертном одре - вызов церковному авторитету в вопросах природы. Отсюда начинает свое летосчисление освобождения природоведения от теологии, хотя выяснение между ними отдельных взаимных претензий затяглеся к нашим дням и в некоторых главах далеко еще не завершилось даже и теперь. Но с этих пор пошел исполинскими шагами также и развитие наук, который усиливался, если можно так высказаться, пропорціо-нально квадратные расстояния (во времени) от своего исходного пункта» 2.

Правильное понимание наблюдаемых небесных явлений складывалось веками. Вы знаете о зарождении астрономии в Древнем Египте и Китае, о более поздних достижениях дневнегреческих ученых, о наблюдениях жрецов и об их ложных представлениях о природе, об использовании ими своих знаний для собственной выгоды. Жрецы же создали и астрологию - ложное учение о влиянии планет на характер и судьбы людей и народов и о мнимой возможности предсказывать судьбу по расположению светил.

Известна вам и геоцентрическая система мира, разработанная во II в. н. э. древнегреческим ученым Клавдием Птолемеем. Он в центр мира «поставил» хотя и шарообразную, но неподвижную Землю, вокруг которой обращались все остальные светила (рис. 29). Видимое петлеобразное движение планет Птолемей объяснил сочетанием двух равномерных круговых движений: движением самой планеты по малой окружности и обращением центра этой окружности вокруг Земли. Однако по мере накопления данных наблюдений о движении планет теория Птолемея требовала все больших усложнений, которые делали ее громоздкой и неправдоподобной. Очевидная искусственность все усложняющейся системы и отсутствие достаточного согласия между теорией и наблюдениями требовали ее замены. Это ибыло сделано в XVI в. великим польским ученым Николаем Коперником.

Коперник отбросил догматическое положение о неподвижности Земли, веками владевшее умами людей. Поставив Землю в число рядовых планет, он указал, что Земля, занимая третье место от Солнца, наравне со всеми планетами движется в пространстве вокруг Солнца и, кроме того, вращается вокруг своей оси Коперник смело доказывал, что именно вращением Земли и ее обращением вокруг Солнца можно правильно объяснить известные тогда небесные явления и видимое петлеобразное движение планет (рис. 16 и 30). Эта революция в астрономии и в мировоззрении, сделанная гелиоцентрической теорией Коперника, как отметил Ф Энгельс, освободила исследование природы от религии.

Галилео Галилей, впервые направивший телескоп на небо, правильно истолковал свои открытия как подтверждения теории Коперника. Так, Галилей открыл фазы у Венеры. Он нашел, что такая их смена возможна лишь в том случае,

Рис. 29. Система мира по Птолемею.

если Венера обращается вокруг Солнца, а не вокруг Земли. На Луне Галилей обнаружил горы и измерил их высоту. Оказалось, что между Землей и небесными телами нет принципиального различия, например горы, подобные горам на Земле, существовали и на небесном теле. И становилось легче поверить, что Земля - это лишь одно из таких тел.

У планеты Юпитер Галилей открыл четыре спутника. Их обращение вокруг Юпитера опровергло представление о том, что лишь Земля находится в центре вращения.

На Солнце Галилей обнаружил пятна и по их перемещению заключил, что Солнце вращается вокруг своей оси. Существование пятен на Солнце, считавшемся эмблемой «небесной чистоты», тоже опровергало идею о будто бы принципиальном различии между земным и небесным.

Млечный Путь в поле зрения телескопа распался на множество слабых звезд. Вселенная предстала перед человеком как нечто несравненно более грандиозное, чем маленький мирок, кружащийся якобы вокруг Земли, по представлениям Аристотеля, Птолемея и средневековых церковников. Церковь, как вы уже знаете из курсов истории и физики, расправилась с Джордано Бруно, делавшим

Рис. 30. При наблюдении с Земли проекция планеты на небо выписывает петлю (чертеж сделан в проекции «сбоку»).

смелые философские выводы из открытия Коперника. Смелую борьбу против церковников за право распространять подлинные знания об устройстве Вселенной вел М. В. Ломоносов (1711 -1765) Ломоносов в остроумной и привлекательной стихотворно-сатирической форме высмеивал мракобесов.

Раскрепощение человеческой мысли, отказ от слепого следования за ограниченными догматами церкви, призыв к смелому материалистическому изучению природы - вот главный, общечеловеческий итог борьбы Коперника, Бруно и Галилея за научное мировоззрение.

Бывшие