Эдит Пиаф: слава и смерть уличной птички. Эдит пиаф

Пиаф Эдит

Настоящее имя - Эдит Джованна Гассион (род. в 1915 г. - ум. в 1963 г.)

Великая французская эстрадная певица, гордость Франции, символ ее культуры, явление мирового музыкального искусства .

Главной темой песен Пиаф была любовь. Трагическая, изломанная, несчастная, дерзкая, всем своим порывом противоположная мелкому благополучию и мещанской благопристойности. Любовь - рок, любовь - испытание, любовь - проклятие, ниспосланное судьбой. Такой была и ее жизнь.

Личная жизнь Эдит Пиаф не пример для подражания. В ней было все: и дружеские отношения, и мимолетные увлечения, и конечно любовь. Едва кончалась одна большая любовь, начиналась другая. В этом у нее было свое правило: «Женщина, которая позволяет, чтобы ее бросили, - круглая дура. Мужиков пруд пруди, вон сколько их по улицам ходит. Только нужно найти замену не после, а до. Если после, то тебя бросили, если до - то ты! Большая разница».

Этот принцип Эдит всегда применяла с сознанием исполняемого долга. Ни один мужчина не мог ее переделать. И если находился такой, кто пытался ее бросить, он попадал впросак - она уже давно была на несколько корпусов впереди. Пока новый любовник еще не мог жить с нею под одной крышей, она молчала, держала при себе старого, считая, что в доме всегда должен быть мужчина: «Дом, где не валяется мужская рубашка, где не натыкаешься на носки, галстук, висящий на спинке стула еще теплый пиджак, - это дом вдовы, в нем тоска и мрак».

Эдит появилась на свет 19 декабря 1915 г. в три часа ночи под фонарем около дома номер 72 на улице Бельвиль в Париже. Роды принимали двое полицейских - «скорую помощь» вызывать было уже поздно. Будущая эстрадная звезда родилась в цирковой семье акробата Луи Гассиона и певицы Аниты Майар в не очень подходящее время. Шла Первая мировая война, и отец, выбравшийся по случаю в отпуск, сразу же после рождения дочери вернулся в окопы кормить вшей. Мать через два месяца отдала девочку своим родителям-алкоголикам и забыла и о муже и о ребенке: она была «настоящая актриса, но у нее не было сердца».

Когда Луи Гассион в 1917 г. смог приехать в очередной отпуск, он увидел свою дочь в таком состоянии, что пришел в ужас: «головка, как надувной шар, руки-ноги, как спички, цыплячья грудь». Недолго думая, отец забрал ребенка и отвез его к своей матери в Нормандию - у него даже мысли не было отдать ее в приют. Здесь в городке Бернейе бабушка Луиза служила кухаркой у своей сестры Мари, которая содержала публичный дом.

«Мадам» Мари и ее девицы были в восторге от маленькой Эдит. «Ребенок в доме - это к счастью!» - считали они. Им с трудом удалось отмыть ее от грязи, и тут выяснилось, что у девочки катаракта - она ничего не видит. Малышка оставалась слепой в течение трех лет, и все это время ее новая большая семья не теряла надежды на ее выздоровление. Сначала Эдит возили по врачам, а потом одной из девиц пришла в голову мысль съездить на богомолье к Святой Терезе в Лизье.

Праздник Успения Богородицы 15 августа 1921 г. все девицы во главе с «мадам» провели в соборе, где они молились о здоровье их любимицы. И чудо произошло. Через неделю после посещения Святой Терезы ребенок прозрел. Потрясение было настолько велико, что «заведение» во второй раз закрыли на целый день и закатили пир без мужчин, но с шампанским.

Так Эдит обрела зрение, но вскоре лишилась уютного дома, где ее все очень любили. Не дав девочке проучиться в школе и года, под давлением кюре и «приличной» общественности Луи Гассион был вынужден забрать ее из «неприличного дома». С восьми до четырнадцати лет он таскал за собой Эдит по кабачкам и бистро, по городским улицам и деревенским площадям - война окончилась, и он снова стал уличным акробатом. Позже Эдит говорила: «Я столько исходила с папой дорог, что у меня ноги должны были бы стереться до самых колен».

Ее работа заключалась в сборе денег. «Улыбайся, - учил отец, - тогда больше дадут». Уже тогда Эдит пробовала петь перед завсегдатаями кафе, что гарантировало Луи ежедневную выпивку. Он давно отказался от мысли сделать из нее гимнастку: «У этой девочки все в горле и ничего в руках!» - говаривал он. Первый раз Эдит спела на улице, когда ей было девять лет. Песенка, с которой она дебютировала, называлась «Я потаскушка».

В пятнадцатилетием возрасте Эдит надоело бесплатно работать на отца и терпеть его подружек, постоянно сменяющих друг друга. Она пробовала разносить молоко, мыла полы и понимала, что это все не для нее - она мечтала петь на улице. Но для того, чтобы не выглядеть в глазах прохожих обыкновенной попрошайкой, нужно было найти аккомпаниатора. Как-то раз Эдит встретила музыканта-самоучку по имени Раймон, с которым она некоторое время выступала в солдатских казармах и на площадях.

Скоро она стала петь самостоятельно, а потом уговорила свою сводную сестру Симону Берто уйти от пропойцы-матери и работать вместе. Ко времени их встречи Эдит уже знала множество мужчин. Первого она не помнила, о втором могла сказать только то, что он научил ее играть на банджо и мандолине. Вокруг нее всегда крутились мужчины, но больше всего уличной певице нравились солдаты Иностранного легиона, колониальных войск и моряки: «Если на тебя смотрит парень, ты уже не пустое место, ты существуешь. С ними можно и похохотать и побеситься, солдаты - легкий народ».

Однажды вечером в 1932 г. в бистро возле форта Роменвиль Эдит встретила своего Малыша - светловолосого паренька Луи Дюпона, который был на год ее старше. Несмотря на то что у Эдит было множество поклонников в близлежащей казарме, Луи стал ее первой настоящей любовью. С того вечера она начала жить вместе с Малышом под одной крышей, потому что он был первым, кто ей это предложил. О женитьбе вопрос не стоял, но уже через два месяца Эдит забеременела.

Будущий папаша ревновал свою подружку и частенько поколачивал. Их взгляды на жизнь были диаметрально противоположны - Эдит рвалась на улицу, а он хотел, чтобы она сидела дома. Даже рождение их дочери Сесель не смогло изменить ситуацию: Эдит снова стала петь на улицах, поздно возвращалась домой, что приводило к частым ссорам и дракам, которые заканчивались в полицейском участке. Долго так не могло продолжаться. Окончательно они расстались после того, как Эдит устроилась на работу в кабаре «Жуан-ле-Пэн» на улице Пигаль - в самом центре парижского «дна».

Ее новыми друзьями стали проститутки, грабители, сутенеры, торговцы краденым, шулера. Постоянного дома у нее теперь не было - она кочевала из отеля в отель, снимая комнату на ночь, где Сесель могла спокойно спать. Утром Эдит укладывала ее в коляску и целый день возила с собой по городу. Несмотря на такой беспорядочный образ жизни, девочка росла здоровой и веселой. Однажды Малыш выкрал дочку из отеля, надеясь, что Эдит вернется к нему. Но такие номера с ней не проходили - она вычеркнула его из своей жизни.

У Малыша Сесель пробыла недолго: в два с половиной года она заболела менингитом и умерла. Эдит в это время было девятнадцать лет. На похороны не хватало десяти франков, и Эдит в первый раз пошла на бульвар: «Тем хуже… я это сделаю». В номере отеля клиент поинтересовался, зачем она этим занимается. Услышав, что стоявшая перед ним малолетка только что потеряла дочь, он выругался, положил на стол крупную купюру и ушел.

Через несколько дней Эдит уже не вспоминала об умершей дочери - улицы днем, кабаре ночью - жизнь продолжалась как прежде. Однажды в октябре 1935 г. она выступала на Елисейских полях, и здесь на улице Труайон в ее судьбу вмешался случай - ее заметил владелец фешенебельного кабаре «Жернис» Луи Лепле. Исполнение песни Жана Ленуара «Как воробышек» так поразило его, что он тут же предложил уличной певице работу.

Молодой артистке нужно было подобрать звучное сценическое имя. Папашу Лепле осенило: «Ты настоящий парижский воробышек, и лучше всего к тебе подошло бы имя Муано. К сожалению, имя малышки Муано уже занято. Надо найти другое. На парижском жаргоне „муано“ - это „пиаф“. Почему бы тебе не стать Мом Пиаф?» Так с его легкой руки Эдит Гассион стала именоваться Малюткой Пиаф.

Через неделю в кабаре «Жернис», которое посещали аристократы, деятели литературы и искусства, состоялся дебют Пиаф. После первой же песенки раздался шквал аплодисментов. Успех Пиаф превысил все ожидания Лепле: «Порядок. Она их покорила…» Это был самый трудный момент за всю ее карьеру, но до самой смерти она считала его самым прекрасным. Она опьянела от счастья.

С работой все было в порядке, но в личной жизни в это время Эдит просто «сошла с рельс». Это был период бурного увлечения моряками, легионерами и разными проходимцами, которые поджидали ее после концерта у дверей кабаре.

Каждый день, в течение семи месяцев Эдит не жалела на своих дружков заработанных с таким трудом денег - они пропивали все до последнего су. Она была по-своему счастлива: «Любовь - это не вопрос времени, а вопрос количества. Для меня в один день умещается больше любви, чем в десять лет. Мещане растягивают свои чувства. Они расчетливы, скупы, поэтому и становятся богатыми. Они не разводят костра из всех своих дров. Может быть, их система хороша для денег, но для любви не годится».

Ночью 6 апреля 1936 г. все рухнуло - папаша Лепле был убит в своем доме людьми, которые составляли в последнее время окружение Эдит. Некоторые из них были даже ее любовниками. Газеты взвыли - такая сенсация - певица причастна к убийству своего хозяина. Однако полиции не удалось ничего доказать, и Пиаф выпустили на свободу. Но от нее уже все отвернулись: «Как жаль, что ты потеряла своего покровителя. Только он один и мог поверить в тебя. Теперь тебе один путь - обратно на мостовую».

В Париже Эдит объявили бойкот, и она уехала в Брест петь в антрактах между фильмами в местном кинотеатре. Здесь она осталась верна себе - в первый же вечер завела знакомых среди моряков. «Славные ребята, они не задавали никаких вопросов», но вели себя так, что распугали всех штатских зрителей в кинотеатре. В итоге дирекция осталась недовольна работой Пиаф и не продлила ей контракт. В провинции тоже ничего не получилось…

Казалось, что второй раз подняться с самого дна Эдит уже не сможет. Но ее выручил старый приятель Реймон Ассо - «длинный, худой, нервный, с очень черными волосами и загорелым лицом» - он стал для нее другом, учителем, импресарио и, конечно, любовником. Именно Реймон сделал из «Малютки Пиаф» «Эдит Пиаф», что было очень нелегко. Он буквально учил ее читать и писать - Пиаф не понимала некоторых слов в собственных песнях и не могла без ошибок дать автограф, кроме того, она не разбиралась в нотной грамоте. Реймон учил ее хорошим манерам и терпеливо объяснял, как следует вести себя в жизни, за столом, с людьми.

В их отношениях взлеты сменялись падениями, но все же Эдит повторяла: «Как я его люблю! Он заставляет меня делать все, что хочет». Реймон Ассо отшлифовал ее биографию и создал «стиль Эдит», написав для нее несколько шлягеров. Ассо был первым мужчиной из тех, кого знала Эдит, интересы которого простирались дальше желания выпить, погулять или заняться любовью. Он был ей необходим, и она не могла без него обойтись, чтобы вырваться из мира прошлой уличной жизни.

Реймон любил Эдит как свою жену, как свое творение и как своего ребенка, но понимал, что ничто не может ее удержать. Они расстались через полтора года после ее триумфального дебюта в самом знаменитом парижском мюзик-холле «АВС» на Больших бульварах. «Вчера во Франции родилась великая певица…» - писали газеты. Блестящей победой она во всем, исключая разве что свои вокальные данные, была обязана Реймону Ассо, и Пиаф всегда помнила об этом. Каждый раз, когда он в ней нуждался, она оказывалась рядом. Но любовь прошла, и в этом Эдит никогда не шла на компромисс. Ей нужно было новое, свежее чувство: «Любить по-настоящему можно, только когда чувствуешь это как в первый раз. Когда любовь остывает, ее нужно или разогреть, или выбросить. Это не тот продукт, который хранится в прохладном месте!»

Следующей любовью Эдит Пиаф стал певец Поль Мерисс. Он поразил ее воображение, его поступки были непредсказуемы: «Если за завтраком он вдруг стал бы есть орхидеи, она восприняла бы это нормально». Отношения между ними были непростыми - слишком разным был темперамент, но, несмотря на постоянные ссоры, они не расставались.

В 1940 г. Эдит познакомилась с драматургом Жаном Кокто, который стал ее добрым другом. Он искренне хотел помочь Эдит наладить нормальные отношения с Полем. Для этого он написал одноактную пьесу «Равнодушный красавец», сюжет которой был взят из рассказа Пиаф об их с Мериссом жизни, и предложил им сыграть это в театре. «Все очень просто, - уговаривал он Эдит, - Поль ничего не говорит, а ты играешь сцену, которую устраиваешь ему каждый день». Некоторые друзья Пиаф сомневались в успехе и даже в день премьеры предрекали провал. Выйдя на подмостки, начинающая актриса от волнения вдруг забыла все слова, но, взяв себя в руки, она отыграла спектакль на одном дыхании, покорив зрителей своим талантом.

«Равнодушный красавец» продлил пребывание Поля в жизни Эдит, но ее чувство умерло. В августе 1941 г. на съемках фильма «Монмартр-на-Сене» она встретила высокого, элегантного мужчину - журналиста Анри Конте. Он был полной противоположностью Полю, но вошел в жизнь Пиаф не столько как ее очередной любовник, сколько как автор ее бессмертных песен, в которых она так нуждалась. К большому сожалению певицы, он не хотел жить в ее доме - был разгар немецкой оккупации, и каждый вечер он уходил к другой, обманывая Эдит, что у него нет ночного пропуска. Пиаф еще какое-то время боролась за него, но удержать не смогла.

К этому времени относится ее участие в антифашистском движении Сопротивления. Во время войны Эдит Пиаф почти не появлялась на сцене, но, к удивлению многих, приняла предложение спеть в Германии. За это ее обвинили в сотрудничестве с немцами. Не все знали, что певица выступала в лагерях военнопленных и отдавала им полученные гонорары. Однажды она попросила руководство лагеря разрешить ей сфотографироваться на память с соотечественниками. В Париже из большой фотографии подпольщики сделали 120 маленьких и изготовили фальшивые документы для «французов, добровольно приехавших в Германию». Вернувшись в лагерь через несколько месяцев, Пиаф привезла эти документы в коробке с гримом и передала их военнопленным. Тому, кто сумел бежать, эти бумаги спасли жизнь.

За месяц до освобождения Франции от фашистов в жизни Эдит начался период, который она называла «фабрикой по производству певцов», продолжавшийся до самой ее смерти. Начала она с Ива Монтана и сразу же влюбилась в него по уши. Ив отвечал ей взаимностью и неоднократно предлагал ей стать его женой. Однако этот разговор он заводил всегда не вовремя - либо за едой, либо когда Эдит пила и ей хотелось подурачиться. Ив упорно продолжал называть ее своей невестой и то носил на руках, то ни с того ни с сего закатывал ей сцены ревности, и они часами орали друг на друга.

После первого удачного выступления Монтана в «Альгамбре» в отношениях между ними повеяло холодом, а после совместных съемок в кинофильме Марселя Блистэна «Безымянная звезда» они расстались. Уходя с триумфом после двухчасового сольного концерта на сцене «Этуаль», где до этого мог выступать только великий Морис Шевалье, Монтан обнял Пиаф в последний раз и сказал: «Спасибо. Я тебе обязан всем».

В начале 1946 г. Эдит решила заняться малоизвестным ансамблем «Друзья песни» и вывести его на большую эстраду. Когда ее спросили, как она собирается справиться с девятью молодыми людьми сразу, она ответила: «Нужно уметь меняться, в этом секрет вечной молодости». Одного воспитанника ей уже было мало. Вместе с ансамблем Эдит Пиаф в ноябре 1947 г. отправилась в турне по Америке.

Здесь, в Нью-Йорке она познакомилась со своей самой большой Любовью, которая сразу стерла все ее прошлое. Боксер Марсель Сердан готовился к своему первому матчу, а Эдит - к выступлению на сцене театра-кабаре «Версаль» - они оба собирались покорить Америку. «Это была моя настоящая и единственная любовь. Я любила. Я боготворила… Чего бы я ни сделала, чтобы он жил, чтобы весь мир узнал, как он был щедр, как он был безупречен».

Марсель Сердан заставил Эдит переродиться и избавил от горечи, которой было отравлено ее сердце. Он открыл в ней нежность, доброту и зажег яркий свет в ее душе. Ее спрашивали: «Как вы могли полюбить боксера? Это же сама грубость!» «Грубость, у которой стоило поучиться деликатности!» - парировала Эдит. Их нежные отношения ни для кого не были секретом, в том числе и для жены Сердана - Маринетты, живущей с сыновьями в Касабланке. Казалось бы, этим двум женщинам следовало ненавидеть друг друга.

Но когда Марсель погиб вместе со всей командой в авиационной катастрофе под Нью-Йорком, жаждущая утешения Маринетта позвала к себе Эдит, и та первым же самолетом вылетела в Касабланку. Затем осиротевшее семейство было доставлено в Париж, где Пиаф нянчилась с недавней соперницей и ее детьми с такой сердечностью, какой не удостаивала даже родственников.

А в тот вечер 27 октября 1949 г., когда стало известно о трагедии, Эдит должна была выступать в «Версале». Певица находилась в состоянии, близком к сумасшествию или самоубийству, но отказаться от концерта она не могла. «Свое выступление я посвящаю светлой памяти Марселя Сердана», - сказала она, когда увидела зал, и запела «Гимн любви» на свои собственные слова, положенные на музыку ее любимым композитором Маргерит Монно.

Она пела так, как никогда еще до этого не пела. И это была та одухотворенность исполнения, та торжественность и мощность подлинных чувств, которая заставляет тысячу человек превратиться в одного. Ее маленькое, невзрачное тело, одержимое величайшим духом, сообщало бессмертие ее погибшей во цвете лет любви. Со сцены Пиаф унесли в глубоком обмороке.

Странно, но в биографии Эдит Пиаф заметны некоторые печальные совпадения: двое ее любовников погибли в авиакатастрофах, а сама она четырежды попадала в автомобильные аварии. И ладно, если бы последствием были только сломанные ребра, изуродованная губа, рубцы на лице. В больнице, куда она попала после первой автокатастрофы, Пиаф спасали от боли морфием, к которому она в конце концов пристрастилась, как до этого привыкла к алкоголю.

Знаменитая певица прятала бутылки со спиртным в самых неожиданных местах квартиры, и наступил день, когда содержание алкоголя в крови достигло опасной концентрации - теперь она пьянела от нескольких стаканов пива. Иногда, уже основательно набравшись, она вдруг удирала на ночную прогулку по питейным заведениям, щедро угощала засидевшихся там завсегдатаев и, не отставая от них, опрокидывала рюмку за рюмкой.

В какой-то момент, еще не потеряв над собой контроля, она принималась петь, и невольные слушатели поощрительно хохотали: «Во дает! Не отличишь от Эдит Пиаф!» А на рассвете в квартире Пиаф раздавался телефонный звонок, и неизвестный хозяин бара требовал от прислуги: «Немедленно приезжайте за своей мадам. Уже шесть часов, мы закрываемся, а она не хочет уходить и орет: „Я твоя!“ Нам пора спать. Захватите, кстати, чековую книжку, за мадам порядочно записано».

В ночь, когда ее окружило полчище скользких сороконожек, стало очевидно: у Пиаф - белая горячка. Ее увезли в лечебницу, откуда она тут же сбежала. Помещенная туда вновь, снова вырвалась домой. Она клялась, что с морфием покончено, и тем не менее кололась тайно. Поставщики зелья преследовали Эдит, навязывая свой «товар», а стоило ей отказаться - угрожали разоблачением. Чтобы откупиться от них, она заключала новые контракты на выступления, однако пристрастие к наркотикам давало себя знать. Однажды она не смогла выбраться из-за кулис на сцену, ей почудилось, что выход наглухо закрыт, в другой раз - запела, но, как оказалось, произносила бессмысленные слова, в третий раз - ухватилась руками за микрофон, чтобы не упасть. Она не слышала ни музыкантов, ни собственного голоса - он пропал.

Пение для Эдит превратилось в пытку, ее тело было покрыто синяками и струпьями, она не воспринимала окружающих. Одна клиника сменялась другой, в периоды же просветления Пиаф возвращалась к работе над новыми песнями, становясь, как и прежде, весьма придирчивой. «Для публики я воплощаю любовь. У меня все должно разрываться внутри и кричать - таков мой образ… Моя публика не думает, она как под дых получает то, о чем я пою».

В это время певица первый раз вышла замуж. Ее мужем в 1952 г. стал поэт и певец Жак Пиль, с которым они давно были знакомы по совместным выступлениям. Пиаф снова была счастлива, но жизнь все время складывалась так, что супруги постоянно были в разлуке, выступая с концертами в разных театрах, городах и странах. Может быть, это было и к лучшему - с характером Эдит трудно было ужиться. По существу, они не были связаны ничем: ни дома, ни семьи так и не получилось, и в 1956 г. они развелись.

Пиаф опять выступала с сольными концертами, хотя недоброжелатели, проведавшие о ее наркотической зависимости, предвещали не просто провал, а скандальное отлучение ее от сцены. Она опять купалась в лучах славы - зрители, случалось, не отпускали ее по часу, несмотря на то, что программа была исполнена полностью. И опять в жизнь певицы вторгались ласковые и неутомимые мужчины, как правило, молодые, порою вдвое моложе ее. Они делили с ней постель, поскольку мужчин, которые говорили ей «Спокойной ночи!» и уходили, она попросту не признавала.

Как не признавала и тех, кто вместо того, чтобы заниматься любовью, пускался в рассуждения о работе, искусстве или собственном успехе. Однажды Пиаф сказала сестре: «Никогда не говори, что ты хорошо знаешь мужчину, пока не испытала его в постели. За одну бессонную ночь ты узнаешь о нем больше, чем за несколько месяцев самых задушевных бесед. Уж в постели-то они не врут!» Наверное, ее критерии были чрезвычайно высоки, так как при постоянном обилии поклонников она лишь дважды была замужем.

Симона Берто как-то подсчитала, сколько несчастий обрушилось на Эдит Пиаф в последние двенадцать лет жизни. Помимо четырех автокатастроф, в этом списке - попытка самоубийства, четыре курса дезинтоксикации, один курс лечения сном, три гепатических комы, приступ безумия, два приступа белой горячки, семь операций, две бронхопневмонии, внезапно обнаруженный рак.

В начале 1962 г. в больничную палату к Пиаф пришел с визитом обычный поклонник - двадцатисемилетний парикмахер Теофанис Ламбукас, который вышел оттуда ее любовником, молодым певцом Тео Сарапо. Они полюбили друг друга с первого взгляда и 29 октября того же года официально стали мужем и женой. Злые языки утверждали, будто Тео позарился на ее богатства и ради них принес себя в жертву. В действительности он получил в наследство только долги Эдит - 45 миллионов франков, которые добросовестно выплачивал кредиторам всю свою жизнь. Тео Сарапо стал довольно известным исполнителем - и его, как раньше Шарля Азнавура, Ива Монтана и других своих обожателей, Пиаф вывела в люди, превратив обыкновенного любителя в популярного певца. Псевдоним своему мужу она придумала сама, вспомнив, что «сарапо» по-гречески означает «я люблю тебя».

«Они любили друг друга необыкновенной любовью, - вспоминала Симона Берто, - той, о которой пишут в романах, о которой говорят: такого не бывает, это слишком прекрасно, чтобы могло быть на самом деле. Он не замечал, что руки Эдит скрючены, что она выглядит столетней старухой. Он никогда не оставлял ее…»

Она сама оставила своего Тео 11 октября 1963 г., скончавшись у него на руках от отека легкого в их доме на Лазурном берегу. Хоронили Эдит Пиаф через три дня. Десятки тысяч парижан пришли на кладбище Пер-Лашез к большому гробу, в котором затерялось маленькое тело великой певицы. Проститься с давней любовью пришли и все «мальчики Пиаф», как называл их Шарль Азнавур. Но на сей раз они надели не голубые, а черные костюмы.

В тот вечер Тео хотел остаться в одиночестве. Он вернулся в перевернутую вверх дном квартиру, где пахло кладбищем от забытых цветов, и увидел лежащий на комоде деревянный лист с девизом Эдит: «Любовь все побеждает!»

Из книги Закулисные страсти. Как любили театральные примадонны автора Фолиянц Каринэ

Зачем нужна любовь? Две любви Эдит Пиаф «Моя жизнь была отвратительной, это правда. Но моя жизнь была и восхитительной. Потому что я любила прежде всего ее, жизнь. Мне бы хотелось, чтобы сказали обо мне, как о Марии Магдалине: ей многое простится, ибо она много

Из книги Разговоры с Раневской автора

Поет Эдит Пиаф - Наталью Кончаловскую знаете? - спросила Ф. Г.- Всегда готов! - салютовал я.- Она не только пионерские вирши пишет.- Рад стараться, ваше высокородие!- Ну и глупо! Не понимаю, что вызывает в вас такой приступ слабоумия?- Самое короткое в мире

Из книги «Воробышек» на балу удачи (сборник) автора Берто Симона

Из книги Самые пикантные истории и фантазии знаменитостей. Часть 1 автора Амиллс Росер

ЭДИТ ПИАФ - Наталью Кончаловскую знаете? - спросила Ф. Г.- Которая написала самое короткое в мире стихотворение в соавторстве с мужем? С самим Сергеем Михалковым! Решила потягаться с Чуковским и написать новую, антибактериальную поэму-сказку для детей. Муха села на

Из книги Божественные женщины [Елена Прекрасная, Анна Павлова, Фаина Раневская, Коко Шанель, Софи Лорен, Катрин Денев и другие] автора Вульф Виталий Яковлевич

Эдит Пиаф Множество связейЭди?т Пиа?ф (Эди?т Джова?нна Гассио?н) (1915–1963) – французская певица и актриса.Она родилась под светом уличного фонаря на парижской улице, где жандарм помогал во время родов ее матери. Ее родители были алкоголиками, развелись и оставили ее на

Из книги Сильные женщины [От княгини Ольги до Маргарет Тэтчер] автора Вульф Виталий Яковлевич

Эдит Пиаф. Любовь парижских улиц В октябре 1935 года посетители, среди которых были известные журналисты, директор Радио-Сите Марсель Блештейн-Бланше и Морис Шевалье, собрались в бывшем ресторане «Жернис» на улице Пьер-Шаррон на открытие кабаре. Директор нового заведения

Из книги 50 величайших женщин [Коллекционное издание] автора Вульф Виталий Яковлевич

Эдит Пиаф Любовь парижских улиц В октябре 1935 года посетители, среди которых были известные журналисты, директор Радио-Сите Марсель Блештейн-Бланше и Морис Шевалье, собрались в бывшем ресторане «Жернис» на улице Пьер-Шаррон на открытие кабаре. Директор нового заведения

Из книги Мои королевы: Раневская, Зелёная, Пельтцер автора Скороходов Глеб Анатольевич

Эдит Пиаф ЛЮБОВЬ ПАРИЖСКИХ УЛИЦВ октябре 1935 года посетители, среди которых были известные журналисты, директор Радио-Сите Марсель Блештейн-Бланше и Морис Шевалье, собрались в бывшем ресторане «Жернис» на улице Пьер Шаррон на открытие кабаре. Директор нового заведения

Из книги Женщины, изменившие мир автора Великовская Яна

Поет Эдит Пиаф – Наталью Кончаловскую знаете? – спросила Ф. Г.– Которая написала самое короткое в мире стихотворение в соавторстве с мужем? С самим Сергеем Михалковым! Решила потягаться с Чуковским и написать новую, антибактериальную поэму-сказку для детей.– Муха села

Из книги 100 историй великой любви автора Костина-Кассанелли Наталия Николаевна

Эдит Пиаф Эди?т Пиа?ф, настоящее имя которой Эдит Джованна Гасион, родилась девятнадцатого декабря 1915 года в Париже, а умерла в Грасе десятого октября 1963 года. Эдит Пиаф являлась французской певицей и актрисой, получившей всемирное признание и популярность, благодаря

Из книги Эдит Пиаф автора Надеждин Николай Яковлевич

Эдит Пиаф и Марсель Сердан Эта маленькая женщина, чье прозвище-псевдоним переводится с парижского арго как «воробей», имела такое большое сердце и такой потрясающий голос, что непонятно было, как и то, и другое помещались в ее худеньком теле!Жажда жизни Пиаф просто

Из книги Эдит Пиаф. Без любви мы – ничто автора Брийяр Жан-Доминик

30. Великая Эдит Пиаф Не имея, по сути, никакого образования и не владея музыкальной грамотой, Пиаф пела и чужие песни, и сочиняла сама. Одним из поэтов, которых она полюбила сразу и безоговорочно, стал Раймон Ассо. Его стихи отлично укладывались на музыку, которую так любила

Из книги автора

32. Состоятельная Эдит Пиаф Во время того концерта на Больших бульварах Эдит пела песни, которые специально для нее написал Раймон Ассо – «Она жила на улице Пигаль», «Мой легионер», «Вымпел для легиона». И на следующий же день по Франции пронеслось: «Вчера на сцене „АВС“

Из книги автора

Жан-Доминик Брийяр Эдит Пиаф. Без любви мы – ничто Выражаем особую благодарность литературному агенту Анастасии Лестер за помощь в приобретении прав на публикацию этой книгиВпервые было опубликовано на французском языке издательством «Hors Collection», подразделение «Place

Ее гений, похоже, был вознесен из преисподней. С первого мгновения своего рождения она, словно искалеченный зверек, сражалась за элементарное право выжить. Ее затмевающая иных звезд слава — награда за мученическое детство. Ее мученическая смерть — расплата за яркий и безграничный талант.

Шла Первая мировая война, когда на мокром тротуаре бедной окраины Парижа женщина-алкоголичка родила девочку. Мать принесла ее домой и впоследствии, бросив семью, отдала дочурку на воспитание своим родителям, тоже алкоголикам. Чтобы ребенок не мешал голодным плачем, перманентно пьяная бабушка подмешивала в молоко вино.

В 1917 году за 2-летней Эдит вернулся с фронта ее отец Луи Гассион. Распухшая от дистрофии и ослепшая от конъюнктивита девочка вызвала жалость в его огрубевшем сердце. Гассион отправил дочь на воспитание своей матери, которая содержала дом терпимости. Три года Эдит была окружена искренней любовью и заботой проституток. Три года счастливого детства… Молитвами ли девиц или благодаря квалифицированному лечению девочка прозрела в день Святой Терезы. Образок Святой Терезы Эдит Пиаф будет носить с собой всю жизнь…

Порхание «воробышка» . Когда Эдит было шесть лет, Луи Гассион забрал ее с собой. Он был бродячим акробатом, а в обязанности малышки входил сбор денежных вознаграждений. Вырученные от уличных выступлений гроши отец пропивал. Именно в то время и состоялся первый вокальный дебют Эдит. Однажды девочка спела Марсельезу. Толпа была растрогана, и в шапку посыпался град монет.

Опыт артистического бродяжничества, как и время, проведенное в доме терпимости, не прошли для Эдит даром. Она научилась, по крайней мере, двум способам зарабатывать деньги, и в 15 лет, сбежав от отца, начала самостоятельную жизнь. Эдит пела в самых злачных кабаках Парижа, но ее основной сценой по-прежнему оставался тротуар. Некрасивая, в засаленных одежонках, она делала грим и прическу а-ля Марлен Дитрих и самой себе казалась неотразимой кинозвездой. Матросам и портовым рабочим после совместного распития энного количества дешевого вина очень нравилась веселая певичка… В результате одного из таких «романов» у Эдит родилась девочка, которая вскоре умерла…

Как ни странно, но Эдит была очень самоуверенной и жизнерадостной. Она твердо решила покорить мир. В хмурый октябрьский полдень 1935 года ее увидел владелец крупного кабаре Луи Лепле. Он просто был заворожен ее голосом. Он дал ей постоянную работу в своем заведении и придумал псевдоним — Пиаф («воробышек»).

Рождение Галатеи . Луи Лепле был убит. Желтая пресса безжалостно добивала Эдит версиями о ее причастности к этому загадочному убийству. Все вокруг были уверены, что вульгарную певичку ждет панель и бесславие. Но Эдит не умела долго предаваться отчаянию, тем более не умела бездействовать, а в силу веселого нрава никогда не оставалась одна. Следующий покровитель нашелся довольно скоро. С
известным поэтом-песенником Раймоном Ассо Пиаф познакомилась еще в бытность Лепле. Ассо слыл человеком из высшего общества. Интеллектуал и педант, он стал для Пиаф по-настоящему близким другом и возлюбленным. Раймон занялся образованием Эдит. В 21 год она едва умела писать и читать.

Но самой «кровопролитной» оказалась борьба с ее дурными манерами и грубым вкусом. «Не чавкай. Не разговаривай с полным ртом. Держи правильно вилку», — то и дело раздавался громовой голос Раймона, словно он имел дело с ватагой непокорных дошколят. Случалось, что отчаявшийся воспитатель пускал в ход крепкое словцо и тумаки.

Ассо подолгу репетировал с Эдит каждую интонацию. В любящих и требовательных руках Ассо талант Пиаф получил наилучшую огранку. Она же работала сутками, одержимая музыкой, требуя одеревеневших от усталости пианиста и автора повторять все сначала. Ассо организовал ее выступление в самом знаменитом мюзик-холле Парижа — «АВС». То был первый ошеломляющий успех. Назавтра все газеты писали, что во Франции родилась великая певица. «Я умру в тот день, когда не смогу больше петь», — повторяла Пиаф. Она выживала в авариях, поднимаясь после многочисленных ран и переломов. Боролась с болезнями, выдерживая бесчисленные операции и переливания крови. Иногда от обилия принятых лекарств у нее случались провалы в памяти, прямо на сцене Пиаф не раз теряла сознание. Но что такое физические страдания в сравнении с наслаждением от пения!

Пиаф никогда не устраивала шоу из своих выступлений, просто выходила к роялю в закрытом черном платье и пела, но этого оказалось достаточно, чтобы положить к своим больным ногам ироничный в отношении европейских звезд Голливуд…

Спасенные и погубленные . Только в творчестве Пиаф была постоянна. Мужчины не задерживались долго на ее жизненном пути. Она влюблялась искренне. Страсть была тем «перцем», которого ей не хватало для ощущения остроты жизни. Любовь питала и наполняла ее голос
чувственным надрывом. Но как только отношения с мужчиной переставали быть похожи на бурю и утрачивали романтику, Пиаф уходила первой, не сожалея и не оглядываясь. Только двум ее возлюбленным удалось избежать этой участи: знаменитому в боксе Марселю Сердану и последнему мужу певицы Тео Серапо. Сердану «повезло» — он погиб до того, как Пиаф его разлюбила. Бросить юного Тео помешала смерть самой Эдит.

Эдит Пиаф имела дар находить таланты. Так она открыла «унылого парня» Шарля Азнавура и помогла ему сделать карьеру. Потом Пиаф влюбилась в только что приехавшего в Париж Ива Монтана.
Она сама писала для него песни. Придумала ему образ, научила одеваться и двигаться по сцене, составила протекцию в кино. Но страсть к Монтану угасла, и Пиаф без особых объяснений выставила его за дверь.

Эдит дружила с кумиром своей юности Марлен Дитрих . Дитрих была свидетельницей на свадьбе Пиаф и ее партнера по сцене Жака Пиллса. Но попытка обрести семейное счастье после трагического романа с Серданом потерпела фиаско. Брак с Пиллсом распался через пять лет.

Марсель Сердан не мог стать мужем Пиаф, так как был женат, имел троих сыновей. Они познакомились во время гастролей Эдит по Америке. Сердан проводил там финальные бои за титул чемпиона мира. Пиаф приходила на все его матчи, а он, в ущерб спортивной карьере, не пропускал ни одного ее концерта. В отличие от последующей череды молодых любовников Пиаф Марсель Сердан был ее ровесником. По первому зову Эдит он бросал и семью, и тренировки. Так было и в день, когда Марсель взял билет на тот Богом проклятый рейс. На месте крушения самолета тело Сердана опознали по часам, подаренным ему Эдит Пиаф. У певицы началась тяжелая депрессия, обострившая залеченный артрит. Чтобы избавиться от выворачивающей суставы боли Пиаф принимала наркотики. Преодолев наркотическую зависимость, перешла на алкоголь…

Имя Пиаф имело магическую власть в самых высоких кругах общества. Зная это, певица всегда находила силы, время и способ помочь нуждающимся. Так во время Второй мировой войны оккупационные войска выдали Пиаф пропуск в лагерь для военнопленных. Выступив с концертом, Эдит выразила желание сфотографироваться с узниками. Фашистские власти не смогли отказать великой певице. В Париже Пиаф увеличила лица каждого из ста двадцати пленников и приклеила фотографии на фальшивые удостоверения. В чемодане с двойным дном она провезла документы в лагерь. Сто двадцать человек, благодаря Пиаф, обрели свободу.

Последнее «люблю» . Единственное, что было не дано Пиаф, это создать семейный уют. В ее гостиной стоял рояль, а вокруг в хаотическом порядке кресла для толпы посетителей. Однажды кто-то привел к ней в дом 20-летнего парикмахера Теофаниса Ламбукиса. Жгучий красавиц Тео, сын греческих эмигрантов, с
детства был околдован талантом Эдит Пиаф. Он поклонялся ей, как богине. Пиаф было 46 лет. Она уже знала, что больна раком. Медленно умирая, она уже с трудом удерживала вилку в скрюченных пальцах. Но глаза юного Тео горели такой любовью, что после горестных размышлений Пиаф согласилась выйти за него замуж, и стала называть Теофаниса — Тео Сарапо. «Сарапо» по-гречески — «Я тебя люблю». Молодой грек словно не замечал, как плохо выглядит любимая женщина. Он разрезал для нее еду на кусочки и дрожал от восхищения при виде, как она подносит пищу ко рту. Общественное мнение поливало их союз грязью злословия. Тео обзывали альфонсом, с еще большим раздражением воспринимали его артистические опыты. В защиту мужа едва державшаяся на ногах Пиаф исполнила с одного из этажей Эйфелевой башни песню «Моя жизнь начинается сегодня с тобой…»

Эдит Пиаф умерла на руках Тео Сарапо через год после свадьбы. Последнее, что ей дал Господь видеть при жизни, страстно влюбленный взгляд преданного и безутешного в горе юного мужа.

Эдит Пиаф (1915-1963) – французская актриса и певица.

Детские годы

Её настоящее имя Эдит Джованна Гассион, появление этой малышки на свет произошло на парижском тротуаре 19 декабря 1915 года. На крик новорожденной прибежал полицейский, он отдал женщине плащ, в который та завернула только что родившуюся дочку, сказала, что назовёт её Эдит. А через месяц отдала малышку на воспитание своим родителям.

Мать Эдит, несостоявшаяся цирковая артистка Анетт Майар, выступа на сцене под именем Лина Марса. Папа, Луи Гассион, был уличным акробатом. Когда началась Первая мировая война, он пошёл на фронт добровольцем. В конце 1915 года получил два дня отпуска специально, чтобы повидать родившуюся дочь.

Родители Анетт своеобразно начали воспитывать внучку. За девочкой никто не следил, а, чтобы она не беспокоила своим плачем, в молоко подливали немного вина, которое являлось для них самих основным повседневным продуктом. Бабушка была человеком безграмотным, малышку не купали и не разговаривали с ней.

В 1917 году отец Луи приехал навестить семью, но узнал, что Анетт бросила его, а дочь отдала своим родителям. Он поехал к ним и обнаружил, что малышка не совсем здорова. Луи не захотел оставлять девочку в таких условиях и отвёз своей матери Луизе Гассион, которая работала кухаркой в публичном доме.

В этом заведении девочку выкупали, соскребли с неё корку грязи, надели свежее платьице, и она получилась невероятно прелестным ребёнком, но, к сожалению, полностью слепым.

Оказалось, что в первые месяцы жизни у малышки начала развиваться катаракта, но прежним «воспитателям» не было до этого дела.

Бабушка Луиза не жалела для внучки ничего, она платила врачам деньги, но они оказались бессильны и не смогли помочь девочке обрести зрение. Оставалось только просить помощи у Бога. Женщины из публичного дома настолько трепетно относились к Эдит, что постоянно молились об её исцелении Святой Терезе.

19 августа 1921 года бабушка Луиза с маленькой внучкой отправилась в город Лузье к алтарю Святой Терезы, куда ежегодно стекались реки паломников. Луиза вымолила прозрения для Эдит, девочка стала видеть через шесть дней, 25 августа 1921 года. Первое что предстало её взору, были клавиши пианино. С тех пор Эдит Пиаф никогда не расставалась с образами младенца Иисуса и Святой Терезы.

Закончилась война, вернулся домой отец, он отдал дочку в школу. Однако её обучение быстро закончилось. Родители одноклассников были против того, что с их детьми учится девочка, живущая в публичном доме. Эдит ничего не оставалось делать, как начать работать вместе со своим отцом на площадях и улицах Парижа. Она пела, а папа показывал цирковые акробатические номера.

Юность

Луи Гассион сходился с разными женщинами. Но когда очередная из них начала вымогать у Эдит заработанные деньги, девушка развернулась и ушла из дома, решив, что вполне сможет обеспечить себя сама.

Она устроилась на работу в молочную лавку. Однако такой труд ей быстро разонравился, потому что приходилось рано вставать и постоянно возиться с молочными бутылками.

Эдит решила вернуться к прежнему уличному ремеслу.

Теперь она работала не с отцом, а с двумя своими друзьями. Вскоре рассталась с ними и начала сотрудничать со своей сводной младшей сестрой по отцу Симоной. В день у них получался неплохой доход, которого вполне хватало на комнатку в захудалой гостинице, на консервы, и вино, и на новые вещи, когда старые уже было невозможно носить от грязи. Девушки не утруждали себя тем, чтобы постирать одежду или приготовить из продуктов еду.

Кабаре «Жернис»

Эдит было двадцать лет, когда в её жизни произошло судьбоносное знакомство.
Был октябрь, на улице холодно, она стояла в огромном пальто с дырявыми рукавами и туфлями на босую ногу. Долго ждала, что хоть кто-нибудь подаст монетку уличной певице. Подошёл холёный мужчина лет сорока в шикарном костюме и лайковых перчатках, с насмешкой сказал: «Сумасшедшая, если поёшь в такую погоду!» Эдит ответила грубо: «Но мне же надо хоть что-то есть» . Он оторвал клочок газеты, написал адрес и сказал, чтобы завтра она пришла к четырём часам на прослушивание. Ещё дал 5 франков, чтобы она купила себе еды.

На прослушивание Эдит опоздала на час. Он всё равно её ждал и завёл в кабаре «Жернис», которое располагалось на Елисейских полях. Никогда в своей жизни Эдит не видела такой роскоши, тогда она ещё не знала, что это самое модное и дорогое заведение Парижа, здесь собираются сливки общества. «Иди на сцену и спой всё, что знаешь» , – сказал вчерашний новый знакомый, владелец кабаре Луи Лепле. Он слушал её два часа и понял, что нашёл самородок. Внимательно посмотрел на девушку и сказал: «Тебе нужен псевдоним. Подойдёт Пиаф» (на французском языке это слово означает «воробышек»). Так родилась звезда французской и мировой песни Эдит Пиаф.

В день своего дебюта она впервые испытала в жизни сильный страх. Выйдя на сцену, увидела в зале безумную роскошь: сливки общества, смокинги, бабочки, меха и бриллианты, деликатесы на столах. А кто она? Как будто маленькая обезьянка из парижского зоопарка, в причудливом платье, с нелепой причёской и ярко накрашенными красными губами. Публика смеялась и смачно ела. Эдит разозлилась на них и стала петь, так проникновенно и отчаянно, как никогда в жизни.

Это был триумф. Луи Лепле ликовал. Потом началась работа, он учил Эдит мимике и сценически жестам, репетировать с аккомпаниатором, подбирать костюм.

Зимой 1936 года Пиаф уже выступала в цирке «Медрано» на большом концерте звёзд французской эстрады. Затем последовало выступление на Радио-сити. На Эдит Пиаф надвигался ошеломительный успех, слушатели радио требовали только её песен. Но случилась трагедия: выстрелом в голову был убит Луи Лепле. Подозрение пало на Пиаф, потому что он включил её в своё завещание и оставлял после смерти некую сумму денег.

Великая Эдит Пиаф

Ещё одно знакомство подарил ей Бог, оно определило дальнейшую судьбу Эдит. На этот раз с поэтом Раймоном Ассо. Он научил её всему и в профессии, и в жизни, создал стиль «Пиаф», написал для неё лучшие песни:

  • «Париж – Средиземноморье»;
  • «Вымпел для легиона»;
  • «Она жила на улице Пигаль»;
  • «Мой легионер».

Музыку для песен писала Маргерит Монно, которая впоследствии стала близкой подругой Эдит.

Раймон Ассо проторил для Эдит Пиаф дорожку в самый знаменитый мюзикл-холл Парижа «АВС». После её выступления в прессе написали: «Вчера в Париже на сцене «АВС» родилась великая певица».

Потрясающий голос, непревзойдённый драматический талант, упорство и трудолюбие – всё это привело упрямую уличную девчонку на вершину успеха. Она купила себе дом в центре Парижа, его обустройством занимались лучшие дизайнеры. Однако, заехав в него, она чувствовала себя неуютно в шикарной спальне с антикварной мебелью и предпочла спать в комнате консьержки. В доме всегда было полно друзей, некоторые жили там по месяцу, не переводились икра и шампанское, Пиаф никогда не знала точно, сколько у неё на данный момент есть денег.

Когда началась Вторая мировая война, Эдит рассталась с Раймоном. Она попробовала себя в качестве актрисы в пьесе французского режиссёра Жана Кокто «Равнодушный красавец», через год по этой пьесе сняли фильм «Монмартр на Сене», где Пиаф исполнила главную роль.

Маленькая мужественная женщина выступала в немецких лагерях перед французскими военнопленными, а потом вместе с автографами передавала им вещи для побега. Она занималась благотворительностью, давала концерты для семей погибших.

Эдит помогла начать свой творческий музыкальный путь таким знаменитостям, как Шарль Азнавур и Ив Монтан. Её пластинки издавались миллионными тиражами. Она стала великой, потому что познала в жизни страдание, и это помогло ей быть искренней на сцене.

В последние годы жизни она спела свои самые знаменитые песни – мировые шедевры:

  • «Падам, падам»;
  • «Милорд»;
  • «Я не жалею ни о чём»;
  • «Толпа»;
  • «Право любить».

Личная жизнь

Мужчины в жизни Эдит Пиаф появились рано, и было их много, она с завидной регулярностью влюблялась и бросала своих любовников. В 17 лет у неё завязались отношения с Луи Дюпоном, который подрабатывал доставкой продуктов, развозя их на велосипеде. В тот же день, когда они познакомились, Луи поселился в гостиничной комнате, где Эдит жила с сестрой.

Через год у них родилась дочь Марсель. Это событие никак не изменило жизнь Эдит, она продолжала работать в том же духе. Луи потребовал сделать выбор между ним с дочерью и работой. Эдит выбрала работу, и Луи в тот же час ушёл от неё.

Маленькая Марсель оставалась по ночам одна, когда её мама уходила на свои выступления. Вскоре девочка заболела испанским гриппом, её поместили в больницу, где она умерла на руках у своей непутёвой матери. Эдит не сильно горевала по этому поводу, через несколько дней она бурно проводила время с друзьями и вином, ещё не зная тогда, что детей у неё больше никогда не будет.

Самой большой любовью её жизни стал чемпион мира по боксу ‒ француз Марсель Сердан.

Он подарил Эдит первое в её жизни норковое манто, а она покупала ему бриллиантовые запонки, шикарные костюмы и обувь из крокодиловой кожи. Но он был женат, имел трёх сыновей и ради своей семьи соблюдал рамки приличия.

Сердан разбился во время авиакатастрофы, а Пиаф не смогла пережить эту трагедию без помощи морфия, в результате чего получила наркотическую зависимость.

Её последней любовью стал греческий парикмахер Тео Сарапо. Ему было всего 26 лет, в 1962 году состоялся обряд бракосочетания в православной церкви. Он знал её диагноз и то, что жить Эдит осталось не больше года.

Последние годы жизни

Через несколько лет после смерти Сердана Эдит сама попала в автокатастрофу, переломы рёбер и руки давали боль, она снимала её при помощи наркотиков. Здоровье её угасало стремительно, приступы белой горячки сменялись гепатическими комами и курсами лечения от алкоголизма и наркомании. Она подстригла волосы, очень сильно похудела, лицо стало похоже на череп, обтянутый кожей. Врачи диагностировали рак печени.

В 1963 году печень отказала, певица перестала есть, её мучили страшные боли, Эдит весила 34 килограмма. 10 октября 1963 года Пиаф умерла в бессознательном состоянии.

Её похоронили на кладбище Пер-Лашез. Более сорока тысяч поклонников устилали её последний путь цветами.

Как говорила великая Эдит Пиаф: «Даже телефонный справочник можно спеть так, что зал будет рыдать» . И она единственная в мире могла так петь. У неё есть своё собственное место в истории песни.

1. Эдит Джованна Гассьон (такова была фамилия ее родителей) - урожденная парижанка , однако детство ее и юность прошли на самых темных и нищих улицах этого «города света». Уже потом под пером журналиста, который тайно получал свой гонорар от знаменитой певицы, родилась легенда о том, что та появилась на свет прямо на ступенях дома 72 по улице Бельвиль, где новорожденную принял на руки местный жандарм. Сегодня туристы приходят постоять на этих ступенях и взлянуть на памятную доску у подъезда.

2. Мать Эдит, певичка кабаре, через два года после рождения дочери бросила мужа-акробата, отдала ее на воспитание своим родителям, а сама, что называется, «пошла по наклонной». Но и у бабушки не было ни сил, ни охоты заниматься ребенком: когда девочка плакала от голода, в бутылочку вместо молока та могла плеснуть вина, до которого была большой охотницей. Узнав, как обстоят дела, отец Эдит отвез ее собственной матери - содержательнице публичного дома.

3. Девочке было три года, когда обнаружилось, что она практически потеряла зрение. Набожная (или суеверная?) бабушка вместе со своими «девушками» решила отвезти внучку к мощам святой Терезы в надежде на исцеление. Легенда гласит, что чудо произошло после того, как маленькая Эдит неделю носила на глазах повязку с землей, привезенной с могилы святой. С тех пор и всю свою жизнь Эдит Пиаф носила на шее медальон с ее изображением и всегда заходила помолиться в церковь - куда бы ни забрасывала ее гастрольная жизнь.

4. С 9 лет Эдит начала выступать: вернувшийся из армии отец забрал ее с собой, чтобы отправиться в путешествие с уличными циркачами. А в 15 лет уже самостоятельная девушка пела на тротуарах и во дворах со своей «заклятой подругой» Симоной Берто. Через два года Эдит без ума влюбилась в мелкого коммерсанта Луи: пара поселилась на парижском Монмартре, у 17-летней любовницы родилась дочь Марсель, которая, к несчастью, скончалась от менингита, прожив на свете всего два года. С возлюбленным Луи в результате Эдит рассталась, и больше детей у певицы никогда не было.

5. Ныне известное по всему миру имя Пиаф певице подарил Луи Лепле, владелец одного из парижских кабаре . Именно благодарая его стараниям к ней пришел первый оглушительный успех: в 1936 году Эдит Пиаф записала свой первый диск. Но вскоре Луи был найден убитым в собственной постели, и кто-то из (вероятно, обиженных на нее) любовников Эдит на допросе в полиции шепнул следователю ее имя. Впрочем, достаточных улик против Эдит Пиаф так и не нашли.

6. Вплоть до самого начала Второй мировой войны Эдит Пиаф с триумфом покоряет самые знаменитые мюзик-холлы, поет на радио, играет в театре, влюбляется и без конца меняет возлюбленных. Она продолжает выступать и в оккупированном немцами Париже, а в 1943 году даже отправляется в Берлин - с «промо-туром» французской песни, вместе с другими французскими артистами. Все это не мешало ей помогать скрывавшимся от оккупантов евреям или ее соотечественникам-военнопленным: легенда гласит, что из снятого в лагере группового «фото на пямять» потом изготавливали отдельные снимки для документов и побега.

7. Благодаря щедрому сердцу Эдит Пиаф многие талантливые юноши тех лет сделали огромные шаги к своей артистической славе. Среди них были и Ив Монтан , и Шарль Азнавур. Но только великая страсть, которая вспыхнула между Эдит и знаменитым боксером Мишелем Серданом, вдохнула такое чувство в ее «Гимн любви», которое обессмертило эту песню. В октябре 1949 года 33-летний Сердан вылетел в Нью-Йорк, где Эдит Пиаф была на гастролях, но самолет потерпел крушение над Атлантикой. В глубоком горе певица начала принимать морфий.

8. В июле 1951 года певица попала в автокатастрофу вместе с Шарлем Азнавуром, который был тогда одновременно ее наперсником, протеже, секретарем и шофером. Чтобы унять боль от многочисленных переломов, ей опять назначили морфий, и через год Эдит начала свой первый курс лечения от наркотической зависимости.

9. К 1955 году после многочисленных процедур детоксикации Эдит Пиаф удалось на время справиться с зависимостью от морфия, но остался тяжелый ревматоидный артрит, алкоголь и боль одиночества после смерти Марселя Сердана, которого Эдит так и не смогла забыть, хотя и не раз потом влюблялась, и выходила замуж. Ее грандиозный триумф продолжал расти, а слава завоевала весь мир.

10. Эдит Пиаф ушла из жизни в возрасте 47 лет - организм сдался под чудовищным грузом болезней, пагубных излишеств и страданий всей жизни. Узнав о ее кончине, близкий друг великой певицы писатель, художник и режиссер Жан Кокто сказал: «Я не знал никого другого, кто так не берег свою душу. Она не тратила ее - она была расточительницей, словно швыряла золото в форточку».

Кто не знает величайшую французскую певицу, чьи песни стали мировыми хитами, а она сама - примером для подражания миллионов? Но далеко не каждый знает, сколько испытаний пришлось на ее долю. Она пережила трудное - почти голодное - детство, смерть ребенка, 2 автомобильные катастрофы, 7 операций, 3 комы, несколько приступов белой горячки, приступ безумия, попытку самоубийства, две мировые войны.

Не пережила она лишь рак печени в последней стадии, который обнаружили у нее за 2 года до смерти. И если вы когда-нибудь в очередной раз захотите пожаловаться на свою судьбу, просто вспомните «воробышка» Парижа, женщину, которая до последних дней шла вперед, не сдаваясь, покоряя сердца миллионов, одухотворенную и одаренную силой любить, - Эдит Пиаф.

1. Родилась Эдит Пиаф (настоящее имя - Эдит Джованна Гасьон) 19 декабря 1915 года. Практически в тот же день мать девочки - несостоявшаяся актриса Анита Майар, - в то время как ее муж был на фронте, отдала девочку на воспитание своей матери. Но ей она оказалась не нужна - чтобы утихомирить мешающую ей своим плачем девочку, «любящая» бабушка кормила ребенка разбавленным вином. Такое кормление дало свои плоды - к трем годам Эдит полностью ослепла.

2. Позже появится легенда, связанная с рождением Эдит. Впрочем, вряд ли она соответствует действительности, но согласно ей, родилась девочка под уличным фонарем зимой на одной из улиц Парижа.

3. Как только отец Эдит - Луи Гасьон - узнает об этом, он сразу же отправляет девочку на воспитание своей матери, которая держала публичный дом. Однако та полюбила внучку и заботилась о ней. Она делала все, чтобы девочка прозрела. И в 1925 году ей это удалось. Когда уже не оставалось надежды на выздоровление Эдит, бабушка отвезла ее в Лизьё к Святой Терезии. Через несколько дней любимая внучка - о, чудо - вновь стала видеть.

4. Сама Эдит, вспоминая об этом, говорила: «Моя жизнь началась с чуда. В четыре года я заболела и ослепла. Бабушка отвезла меня в Лизьё к алтарю Святой Терезии и вымолила у нее мое прозрение. С тех самых пор я не расстаюсь с образами Святой Терезии и младенца Иисуса. А оттого, что я верующая, смерть не страшит меня. Был период в моей жизни после смерти дорогого мне человека, когда я сама призывала ее. Я потеряла все надежды. Меня спасла вера».

5. В школе Эдит невзлюбили сразу, что неудивительно - жила девочка в публичном доме. Девочка не могла выносить этого, и вскоре отец забрал ее в Париж. Там 9-летняя девочка начинает работать с отцом на площадях города: отец показывал акробатические трюки, а дочка пела. Грамоте Эдит так и не обучилась до конца - даже в песнях, которые она сочиняла сама, были ошибки. Хотя кого это волнует теперь?

6. В 15 лет Эдит познакомилась со своей единокровной сестрой - 11-летней Симоной, которая стала выступать вместе с Эдит. Новая семья отца испытывала огромные финансовые трудности. Эдит в свою очередь помогала им материально, но впоследствии это привело к тому, что девушка покидает отца. Навсегда.

7. Эдит продолжает выступать на улицах, где ее замечают и приглашают петь в кабаре. В 16 лет Эдит познакомилась с Луи Дюппоном - отцом ее единственной дочери Марсель. Однако брак ее был неудачным - муж требовал, чтобы Эдит отказалась от работы, и они расстались. Некоторое время дочь Эдит оставалась с ней, но однажды, не обнаружив ее дома, Эдит поняла, что девочка у мужа - тот рассчитывал, что тогда жена вернется. Но она не вернулась. Более того, девочка заболела менингитом, а чуть позже заразилась и сама Эдит, которая, впрочем, выздоровела. Но судьба и тут не пощадила девушку - Марсель умирает. Больше у Эдит детей не было.

8. В 20 лет ее замечает Луи Лепле и приглашает выступать на Елисейских полях. Он сыграл большую роль в жизни и карьере Эдит: научил ее выбирать песни, петь под аккомпанемент, объяснил значимость костюма, мимики, поведения, артиста. Именно он сделал из Эдит Гасьон Эдит Пиаф. Еще на улице она пела: «Родилась как воробей, прожила как воробей, умерла как воробей». На афишах так и написали: «Малышка Пиаф». Это был успех!

9. Но успех длился недолго. Вскоре Луи убивают, а Эдит попадает под подозрение, так как тот оставил ей некоторую сумму. Слава Богу, на этот раз все заканчивается хорошо, и вскоре Пиаф встречает Раймона Ассо - человека, который делает из Эдит великую певицу. Именно он добивается ее участия в выступлении в мюзикле-холле АВС, что являлось посвящением в профессию. Стоит ли говорить, что на следующий день она проснулась знаменитой? Благодаря ему история жизни Эдит стала историей песен и наоборот, никто не мог отличить сценический образ от Эдит в реальности.

10. Эдит купалась в успехе и славе. Услышав ее голос на радио, люди просят снова и снова ставить в эфир песни Малышки Пиаф.

11. Во время Второй мировой войны «Малышка Пиаф» встречает с Жаном Кокто, который предложил ей сыграть в пьесе «Равнодушный красавец». Впервые она была показана в 1940 году. А год спустя по пьесе был снят фильм, в котором Эдит сыграла главную роль.

12. В это сложно поверить, но Эдит Пиаф была настолько популярна и востребована, что могла себе позволить выступать перед французскими военнопленными. А после концерта умудрялась передать им все необходимое для побега. Земляки ценили ее личное мужество и милосердие, ведь она рисковала своей жизнью.

13. Послевоенное время стало для Эдит временем особого успеха. Ее творчеством восхищались предместья Парижа, ценители искусства по всему миру и даже будущая королева Англии.

14. Эдит помогала молодым талантам. Шарль Азнавур, Ив Монтан, Эдди Константен… Это далеко не все имена, которые стали известны всему миру благодаря «воробышку».

15. В послевоенные годы Эдит знакомится с американским боксером Марселем Серданом, который стал ее самой большой радостью и самой большой печалью. Судьба вновь сыграла злую шутку с Эдит - в 1949 году, вылетев к любимой из Нью-Йорка, он разбился в авиакатастрофе. Эдит впала в тяжелейшую депрессию: она начала пить морфий, после которого у нее случались припадки, а однажды и вовсе едва не выбросилась из окна. Она снова вернулась на улицу. Облачившись в старье, она выступала на улицах Парижа, а ночью приводила к себе неизвестных мужчин.

16. Но траур не мог длиться вечно, и Эдит вновь возвращается к сольной карьере. И даже смогла полюбить снова.

В 1952 году Эдит попадает в две автокатастрофы и ломает почти все ребра и обе руки. Чтобы облегчить ее страдания, врачи колют ей морфий. Казалось бы, Эдит обречена стать пристраститься к наркотикам, но не такой была эта хрупкая женщина. Тем не менее творчество уже не приносило ей прежнего удовольствия, но Эдит только больше погружалась в работу.

17. В 1954 году Эдит снялась в историческом фильме «Если мне расскажут о Версале». Чуть позже у нее состоялось 11-месячное турне по Америке, а после по Франции - такие нагрузки нанесли большой ущерб физическому здоровью. И в 1961 году судьба нанесла самый сильный удар певице — врачи обнаружили у Эдит рак печени. Но она продолжала выступать до конца своих дней.

18. В последние годы ее поддерживал 27-летний Тео - последняя любовь Пиаф. В сентябре 1962 года, превозмогая боль, Пиаф выступила на вершине Эйфелевой башни. А через полгода состоялся последний в ее жизни концерт - зал аплодировал стоя.

19. 10 октября 1963 года Эдит Пиаф умерла. Ее хоронила вся Франция, и оплакивал весь мир - вместе с ней умерла целая эпоха французского шансона.

20. Песни Эдит Пиаф остались с нами навсегда, а мужество и сила воли певицы оставили неизгладимый след в сердцах людей. Еще при ее жизни вышла автобиография. Все ли, что есть в ней, соответствует действительности, неизвестно. Но ясно одно: такой хотела она остаться в памяти людей.

«Когда я не умираю от любви, когда мне не от чего умирать, - вот тогда я готова издохнуть!»

«Я пою не для всех - я пою для каждого».

«Артисты и публика не должны встречаться. После того как занавес падает, актер должен исчезнуть как по мановению волшебной палочки».

«Руки не лгут, как лица».

В ответ на слова врачей, что она убивает себя, продолжая петь перед публикой: «Это самый прекрасный способ самоубийства».

«Я вела ужасную жизнь, это правда. Но также - жизнь изумительную. Потому что, прежде всего, я любила ее».

«За любовь, за счастье нередко приходится расплачиваться слезами».

«Я была голодна. Я мерзла. Но я была также и свободна. Свободна не вставать утром, не спать ночью, свободна выпить, если мне захотелось, мечтать… надеяться».

«Это та толпа, которая, я надеюсь, будет провожать меня в последний путь, потому что я не люблю одиночества. Ужасного одиночества, что сжимает вас в объятиях на заре или с наступлением ночи, когда спрашиваешь себя, стоит ли еще жить и для чего жить?»

Бывшие