Государственное устройство. Молдова - унитарное государство

Молдова - унитарное государство. В административно-территориальном отношении разделена на районы. Конституция Молдовы устанавливает особый статус автономии, согласно которому населенным пунктам юга Республики Молдова могут быть предоставлены особые формы и условия автономии в соответствии с особым статусом, установленным органическими законами. 23 декабря 1994 г. Парламент Республики Молдова принял Закон об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери). Однако в отношении левобережья Днестра это положение не может быть реализовано, поскольку существующая в этом районе Приднестровская Молдавская Республика является с 1991 г. таким же суверенным государством, как и сама Молдова.

Действующая Конституция Республики Молдова принята 29 июля 1994 г. и вступила в силу 27 августа 1994 г. Законом от 5 июля 2000 г. в нее были внесены существенные изменения, главные из которых связаны с изменением формы правления. В место республики смешанного типа (полупрезидентской) в Молдове была учреждена парламентская республика. Политический режим демократия в процессе становления.

Высшим представительным органом народа, осуществляющим законодательную власть, является однопалатный Парламент. Он состоит из 101 депутата, избираемых на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права. Срок полномочий - 4 года.

Парламент принимает законы, постановления и резолюции; ратифицирует и денонсирует международные договоры, назначает референдумы; дает толкование законов и обеспечивает единство законодательного регулирования на всей территории страны; утверждает государственный бюджет и осуществляет контроль за его исполнением; утверждает основные направления внутренней и внешней политики государства; утверждает военную доктрину государства; осуществляет парламентский контроль за исполнительной властью в формах и пределах, предусмотренных Конституцией; объявляет чрезвычайное, осадное и военное положение; приостанавливает деятельность органов местного публичного управления в случаях, предусмотренных законом.



Законодательная инициатива в соответствии с Конституцией принадлежит самим депутатам Парламента, главе государства и Правительству. Органические законы принимаются большинством голосов избранных депутатов после рассмотрения не менее чем в двух чтениях. Ординарные (обычные) законы и постановления принимаются большинством голосов присутствующих депутатов. Принятые законы передаются для промульгации Президенту Республики. Последний, если у него есть замечания по закону, не позднее чем в двухнедельный срок должен направить его Парламенту для пересмотра. Если Парламент проголосует за прежнее решение, Президент промульгирует закон.

В целях реализации программы деятельности Правительства Парламент по предложению Правительства может принять специальный закон, уполномочивающий Правительство издавать ордонансы в областях, не являющихся предметом органических законов.

Парламент может быть распущен досрочно Президентом после консультаций с парламентскими фракциями в случае невозможности формирования Правительства или блокирования в течение 3 месяцев принятия законов. Парламент также может быть распущен в случае, если он в 45-дневный срок не выразил Правительству вотум доверия, отклонив предложение не менее 2 раз. В течение 1 года Парламент может быть распущен только 1 раз. Его нельзя распустить в последние 6месяцев до истечения срока полномочий Президента Республики, а также в период действия чрезвычайного, осадного или военного положения.

Глава государства - Президент Республики, который представляет государство и является гарантом суверенитета, национальной независимости, единства и территориальной целостности страны. В соответствии с изменениями, внесенными в Конституцию в июле 2000 г., он избирается Парламентом тайным голосованием (прежде - непосредственно гражданами). Срок полномочий Президента РМ - 4 года. Одно и то же лицо не может занимать эту должность более двух сроков подряд.

В области внешней политики Президент ведет переговоры, участвует в ведении переговоров, заключает международные договоры и представляет их Парламенту для ратификации в порядке и сроки, установленные законом. По предложению Правительства Президент аккредитует и отзывает дипломатических представителей Молдовы и утверждает учреждение, упразднение или изменение ранга дипломатических миссий. Президент также принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей других государств в Молдове.

Президенту принадлежит определенная роль в формировании Правительства. После консультаций с парламентскими фракциями он выдвигает кандидатуру на должность Премьер-министра. На основании вотума доверия, выраженного Парламентом, Президент назначает Правительство. Вслучае необходимости кадровых перестановок или вакансии должностей в Правительстве по предложению Премьер-министра он освобождает от должности и назначает отдельных членов Правительства.

Президент является главнокомандующим вооруженными силами, вводит военное положение в случае агрессии, может принимать и иные меры, направленные на обеспечение национальной безопасности и общественного порядка, в пределах закона и в соответствии с ним.

В сфере отношений с Парламентом Президенту принадлежит право законодательной инициативы, право требовать созыва Парламента на внеочередную или специальную сессию, а также право роспуска Парламента в случаях, предусмотренных Конституцией (см. выше). Помимо этого Президент промульгирует законы и может требовать их повторного рассмотрения Парламентом.

При осуществлении своих полномочий издает указы, обязательные для исполнения на всей территории государства. В ряде случаев, предусмотренных в Конституции, указы должны быть контрасигнованы Премьер-министром.

Правительство обеспечивает проведение внутренней и внешней политики государства и осуществляет общее руководство публичным управлением, следуя программе деятельности, одобренной Парламентом. Правительство возглавляется Премьер-министром, кандидатура которого выдвигается Президентом. В 15-дневный срок после выдвижения кандидат на должность Премьер-министра просит Парламент выразить вотум доверия программе деятельности и всему составу Правительства. Программа деятельности и состав Правительства обсуждаются на заседании Парламента. Парламент выражает вотум доверия Правительству большинством голосов депутатов.

Правительство принимает постановления, ордонансы и распоряжения, которые подписываются Премьер-министром и контрасигнуются министрами, в обязанности которых входит их исполнение. Постановления принимаются для организации исполнения законов. Распоряжения издаются Премьер-министром для организации внутренней деятельности Правительства.

Правительство несет ответственность перед Парламентом и предоставляет Парламенту, его комиссиям и депутатам необходимую информацию и документы. Парламент по предложению не менее 1/4 депутатов может выразить недоверие Правительству большинством голосов депутатов.

Правительство вправе принять на себя ответственность перед Парламентом за программу, заявление общеполитического характера или проект закона. Оно уходит в отставку, если предложение о выражении недоверия, внесенное в трехдневный срок с момента представления программы, заявления общеполитического характера или проекта закона, принимается Парламентом. В противном случае представленный проект закона считается принятым, а программа или заявление общеполитического характера - обязательными для Правительства.

Правовая система

Общая характеристика

Правовая система современной Молдовы входит в романо-германскую правовую семью, сохраняя элементы прежнего социалистического права.

Молдова имеет самобытную и достаточно богатую историю права. Основным источником средневекового молдавского права были обычаи. Некоторые правовые нормы содержались в жалованных грамотах, издаваемых молдавскими господарями. Кроме того, на территории Молдовы было реципировано (воспринято) византийское право, представлявшее собой переработанное для нужд феодальной Византийской империи римское право. Так, было очень распространено и действовало до начала XX в. Шестикнижие фессалоникского (ныне Салоники) судьи Константина Арменопуло (1345 г.). Эта сокращенная переработка Прохирона - византийского законодательного сборника IX в., содержавшего нормы гражданского, уголовного, отчасти процессуального и нормы церковного права, имела целью приспособить искаженное римское право к феодальным отношениям Молдавии. Книга первая Шестикнижия содержала процессуальные нормы, вторая - нормы вещного права, третья - нормы вещного и обязательственного права, четвертая - нормы брачного права, пятая - нормы наследственного права, шестая - нормы уголовного права.

Широко распространенным в Молдавии был также славянский перевод византийского свода, известного под названием Синтагмы Матвея Властаря, содержащего не только церковные, но и уголовные и гражданские законоположения, основанные на законодательстве византийского императора Юстиниана (VI в.) и его преемников.

Хотя с XVI в. Молдавия попала под иго Турции, последняя не вмешивалась в развитие молдавского законодательства. В 1646 г. при господаре Василии Лупу был составлен и утвержден первый свод молдавских феодальных законов. Уложение Василия Лупу представляло собой цельную систему феодального законодательства, по своей структуре оно состояло из 96 глав, разбитых на 1245 статей. Строгого разделения различных правовых институтов не проводилось. Источниками Уложения Василия Лупу послужили обычное право, памятники византийского права и судебная практика. В основу первых одиннадцати глав кодекса был положен "Земледельческий закон", изданный во второй половине VIII в. в Византии. Он являлся своеобразной кодификацией славянского обычного права в сочетании с византийским, применявшимся во многих славянских поселениях на территории империи.

Уложение Василия Лупу послужило основным источником Валашского свода законов 1652 г. Оно было действующим уголовным кодексом до середины XVIII в. В области гражданского права Уложение Василия Лупу применялось вплоть до распространения на территории Бессарабии общерусского законодательства в первой половине XIX в.

Присоединившись к России, Бессарабия сохранила местные законы (Шестикнижие Арменопуло, собрание законов А. Донича и соборная грамота А. Маврокордато), переведенные в 1831 и 1854 гг. на русский язык. Предпринятые особой комиссией попытки составить свод этих законов не имели практического результата. В 1847 г. общерусское право было введено в Бессарабии в качестве дополнительного источника, применявшегося при недостаточности местных законов. Однако постепенно оно почти целиком заменило устаревшее бессарабское право. Тем не менее даже в конце XIX в. в судебной практике встречались ссылки на византийское право, включая Свод Юстиниана VI в. (Corpus juris civilis).

После воссоединения Бессарабии с Союзом ССР и образования Молдавской ССР на территории последней механически было введено законодательство Украинской ССР. С этого момента и до 1990 г. правовая система Молдавии ничем не отличалась от правовых систем других союзных республик. С начала 1960-х гг. в Молдавской ССР были приняты "собственные" УК, УПК, ГК, ГПК и другие кодексы, большинство из которых оставались в силе к 2000 г.

В 1990 г. в Молдавии началась коренная правовая реформа, направленная на возвращение в романо-германскую правовую семью. Общие ориентиры этой реформы такие же, как и на всем постсоциалистическом пространстве: идеологический и политический плюрализм, социально ориентированная рыночная экономика, расширение прав и свобод личности и укрепление их гарантий. Особенностью правового развития Молдовы по сравнению с другими государствами СНГ является стремление законодателей привить в Республике романскую правовую культуру, что объясняется лингвистическим родством молдован с романскими народами. С этой целью при написании новых законов старательно копируется романская (прежде всего, французская) юридическая техника и стилистика, последовательно заимствуются присущие романским странам государственные и правовые институты. Так, прообразом для Конституции Молдовы 1994 г. в значительной мере послужила Конституция Французской Республики 1958 г. У французов заимствован институт Высшего совета магистратуры, Высшей судебной палаты, понятия "органический закон", "промульгация", "контрасигнатура"; внутренние войска на итальянский манер получили название "карабинеров" и т.д. Политика искусственной "имплантации" романской правовой культуры приводит к постепенному отдалению Молдовы от общего правового пространства СНГ.

Несмотря на огромное количество современных законов, принятых в 1990-е гг., Молдова пока сильно отстает от других государств СНГ по темпам кодификации нового права. К 2000 г. из новых кодексов были приняты только Земельный (1991), Кодекс арбитражного производства (1992), Таможенный кодекс (1993), Уголовно-исполнительный кодекс (1994), Кодекс конституционной юрисдикции (1995), Лесной (1996) и Налоговый (1997), Кодекс торгового мореплавания (2001). Лишь в 2002 г. Парламент одобрил новые Уголовный и Гражданский кодексы.

Основным источником права являются законодательные и иные нормативные акты. Их иерархия включает Конституцию, конституционные, органические и ординарные законы, указы Президента Республики, постановления и распоряжения Правительства, подзаконные акты министерств и ведомств, органов местного самоуправления.

Конституционными в правовой системе Молдовы называются законы по пересмотру Конституции. В свою очередь, конституционные законы в Молдове по романской терминологии именуются "органическими". Конституция (ст.72) устанавливает перечень вопросов, которые регулируются органическим законом (избирательная система, организация и деятельность Парламента, Правительства, судов и т.д.). Кроме того, Парламент может признать необходимым принятие органических законов и в других областях.

В отличие от большинства государств СНГ Конституция Молдовы не содержит общего правила о приоритете норм ратифицированных международных договоров над нормами внутренних законов. Такой приоритет, согласно Конституции (п.2 ст.4), имеют только международные нормы пактов и договоров об основных правах человека, одной из сторон которых является Республика Молдова.

Официальное название - Республика Молдова (Republica Moldova, Republic of Moldova). Расположена в юго-восточной части Европы. Площадь 33,8 тыс. км2, численность населения 3,6 млн чел. (2002, 4,2 млн чел. с данными по территории Левобережья реки Днестр и г. Бендеры). Государственный язык - молдавский, латинская письменность. Столица - г. Кишинёв (662 тыс. чел., 2002). Государственный праздник - День независимости 27 августа (с 1991). Денежная единица - молдавский лей.

Член ООН (с 1992), СНГ (с 1992), Черноморского экономического сотрудничества (с 1992), ОБСЕ (с 1993), Совета Европы (с 1995), ВТО (с 2001) и др.

Достопримечательности Молдавии

География Молдавии

Расположена между 26°40 ’ и 36°40 ’ восточной долготы и 45°28 ’и 48°28 ’северной широты. Не имеет выхода к морю, береговая линия 0,7 км устья реки Дунай. На востоке, севере и юге граничит с Украиной, на западе с Румынией.

Ландшафт: в центре и на севере - холмистая степь Кодру, на юге - равнина (Буджатская). Самая высокая точка страны - возвышенность Бэлэнешть (429 м). Главные реки (км): Прут (695), Днестр (630), Рэут (286, протяжённость по территории). Озёра (км2): Белеу (6,26), Бык (3,72), Драчеле (2,65). Почвы: преобладает чернозёмная (80%), подзолистая. Растительный и животный мир: флора представлена ок. 1870 видами растений. Лесной покров сохранился почти на 11% территории. Существуют заповедные зоны, наиболее крупный заповедник «Кодры». В лесах встречаются: бук, дуб, клён, липа, ясень, черешня и др. Фауна представлена 68 видами млекопитающих (лиса, кабан, косуля, барсук, олень, заяц и др.) и 270видами птиц (серая утка, серая куропатка, серый гусь, перепел, фазан и др.). В реках и озёрах обитает много видов рыб. Редкие и исчезающие виды фауны (норка, лесная куница, дрофа, цапля и др.) находятся под охраной государства. К природным ресурсам относятся лигниты, гипс, фосфориты. Главное богатство - плодородная пахотная земля. Климат умеренно континентальный, с мягкой зимой (средняя температура января –4°C) и тёплым летом (средняя температура июля +23,7°C).

Население Молдавии

Плотность населения 125,7 чел. на 1 км2.

Численность населения (включая население Левобережья) в 1991-2002 сократилась с 4357 тыс. до 4251,7 тыс. чел. В Молдавии (без Левобережья) за 2000-02 население уменьшилось с 3635 тыс. до 3618 тыс. чел. В 2002 коэффициент естественного прироста населения на 1000 жителей отрицательный –1,7 (+6 в 1991). Средняя продолжительность жизни 67 лет (2002). Численность по возрастным группам: 0-14 лет - 866 тыс. чел., 15-64 года - 2437 тыс. чел., 65 лет и старше - 341 тыс. чел. (на нач. 2000, включая жителей Левобережья).

Экономически активное население к 2003 1579 тыс. чел. (43,5% жителей Молдавии), в т.ч. 797 тыс. женщин (50,5%). В сельском, лесном и рыбном хозяйстве трудилось 765 тыс. чел. (53%). Каждый третий житель занят в сельском хозяйстве (41,4%), в промышленности - 13,5, в сфере услуг - 35,1%.

Наибольшая доля востребованных граждан со средним специальным образованием - 28,2%, со средним образованием - 21,3, с неполным средним образованием - 18,8, с высшим образованием - 14,2%.

Согласно пенсионной реформе (декабрь 1998) возраст выхода на пенсию в 1999-2008 увеличивается каждый год на 6 мес. - для женщин с 55 до 60 лет, для мужчин - с 60 до 65 лет. В 2003 временно (на 5 лет) приостановлено действие этого механизма, пенсионный возраст для женщин достиг 57 лет, для мужчин - 62 лет.

По переписи (1989) проживают 2795 тыс. молдаван (64,5%), 600 тыс. украинцев (13,8%), 562 тыс. русских (13%), гагаузы (3,5%), болгары (2%), евреи (1,1%), другие национальности (2,1%). Новая перепись населения назначена на апрель 2004.

Языки: молдавский, русский - язык межнационального общения, гагаузский.

Религия представлена православием. Ортодоксальная церковь охватывает 95% православных христиан. Существуют 18 конфессий.

История Молдавии

Территория была заселена с эпохи палеолита. Археологические раскопки свидетельствуют: люди здесь жили ещё 7000 лет до н.э. Много веков из-за важного местоположения территория как мост через Европу и Азию служила ареной многих войн римлян, гуннов, татар, турок, немцев и других народов. В 13 в. территория между Карпатами и Чёрным морем стала частью Монгольской империи.

Как независимое государство «Земля молдавская» датируется первым документом в 1359, упоминание об этнической народности «молдаване» появилось в 1391. В войнах с турками, янычарами, венгерскими и польскими королевскими войсками, с войсками Крымского хана завоеван суверенитет Молдавии. В 16 в. она была покорена Османской империей, под турецким игом, ведя освободительную борьбу, находилась почти 300 лет. В 1812 по условиям Бухарестского мира после русско-турецкой войны (1806-12) восточная часть Молдавии отошла к царской России, получив название Бессарабия, стала обособленным от Молдавского княжества географическим образованием. В январе 1918 была провозглашена советская власть, 27 марта 1918 Румыния присоединила к себе российскую часть Молдавии. Советский Союз не признал этого захвата.

В 1924 образуется Автономная Молдавская республика в составе советской Украины. В 1940 Бессарабия присоединена к СССР и провозглашена Молдавская ССР. В неё вошли 9 бессарабских уездов и 6 районов Левобережья Днестра. В 1989 началось движение за национальную независимость, и в 1990 провозглашен суверенитет республики, c 27 августа 1991 - независимая Республика Молдова. В 1992 короткая гражданская война на межнациональной почве между правым и левым берегами Днестра закончилась расколом территории. Левобережье провозгласило себя автономным государством - Приднестровской Молдавской Республикой (1994, не признана другими странами).

В апреле 2003 после 11 лет безуспешного переговорного процесса о статусе ПМР при участии посредников (ОБСЕ, Российской Федерации, Украины) стороны согласились с проектом ОБСЕ о федерализации страны и сразу приступили к разработке новой Конституции Федеративной Республики Молдова. Референдум по принятию новой Конституции - в 2004, выборы федеральных органов власти - в 2005.

Государственное устройство и политическая система Молдавии

Молдавия - суверенное и независимое, неделимое, демократическое, правовое государство с республиканской парламентской формой правления. Молдавия фактически стала парламентской республикой с 2000, внеочередные выборы в парламент в соответствии с этой поправкой в Конституции прошли 25 февраля 2001. Действует Конституция 1994.

До 1998 территория Молдавии делилась на 40 районов, по реформе 1998 - на 10 уездов и автономно-территориальное образование (АТО) Гагаузия. В 2002 принят новый закон об административно-территориальном устройстве, прошедший экспертизу Совета Европы. Молдавия возвратилась к существовавшему до 1998 районному делению территории: на 32 района, 60 городов, 912 сел, АТО Гагаузия с 32 населенными пунктами (в непризнанной ПМР 147 населённых пунктов). Наиболее крупные города - Кишинёв, Белцы, Бендеры, Комрат, Тирасполь.

Глава государства - президент, 4 апреля 2001 на этот пост избран В. Воронин. Высший орган законодательной власти - однопалатный парламент. Председатель парламента - Евгения Остапчук. Высший орган исполнительной власти - правительство, премьер-министр - В. Тарлев.

Президент избирается парламентом на 4 года тайным голосованием 3/5 голосов избранных депутатов и не более чем на 2 срока подряд. Парламент избирается на основе всенародных выборов по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе - 51 депутат по партийным спискам и 50 депутатов от одномандатных округов. Срок полномочий депутатов парламента 4 года. Президент выдвигает кандидатуру премьер-министра и в соответствии с вотумом доверия парламента назначает главу правительства.

В 1991-2003 избиралось три президента: М.Снегур (срок правления 1991-96), П.Лучинский (декабрь 1996 - февраль 2001), В.Воронин (с февраля 2001). Главы правительств при Снегуре - А.Сангели, И.Чубук, при Лучинском - И.Чубук, И.Стурза, Д.Брагиш.

По закону о местном самоуправлении (2003) органы местного управления - местные советы и примары. Районные местные советы (первый уровень), сельские, коммунные, городские советы (второй уровень) избираются всенародно, председатель района избирается районными советниками. Контроль на местах осуществляют территориальные бюро Государственной канцелярии. Глава АТО Гагаузии - башкан. 25 мая 2003 состоялись выборы (3-я кампания после 1995, 1998) в новые местные органы власти в 32 районах М. Избиралось 11 935 советников и 898 примаров. Партия коммунистов получила 48,03%, т. е. 367 мандатов, в советы и более 50% должностей примаров. Блок «Социал-либеральный альянс» - Moldova Noastra - 21,03% (189 мандатов), ХДНП - 9,53, Демократическая партия - 6,98, Блок «СДП- СЛП» - 3,69, Демократическая аграрная партия -2,035, независимые кандидаты - 5,32%. В муниципальный совет Кишинева 51 мандат получили 6 партий, набравших более 2% голосов (Партия коммунистов - 43,59%).

В Молдавии сложилась многопартийная система. Официально зарегистрированы 26 политических партий и общественно-политических движений. Наиболее крупные и влиятельные - Партия коммунистов Республики Молдова (ПКРМ - правящая партия с 2001), лидер партии - В. Воронин, Христианско-демократическая народная партия, лидер Ю.Рошка, Демократическая партия, лидер Д.Дьяков, Партия возрождения и согласия, лидер М.Снегур, Либеральная партия, Партия социально-экономической справедливости, Социал-либеральная партия, Социал-демократическая партия, Общественно-политическое движение «Равноправие», Партия социалистов и др. В результате внеочередных парламентских выборов (февраль 2001) в парламенте три фракции - фракция ПКРМ (71 место из 101), её лидер В. Степанюк, и две фракции от оппозиционных партий правого толка - Социал-демократический альянс (19 мест), её лидер - бывший премьер-министр Брагиш, и фракция Христианско-демократической народной партии (11 мест), её лидер - Рошка.

Ведущие организации деловых кругов: Торгово-промышленная палата, Союз промышленников, Бизнес-центр, Клуб деловых людей Timpul.

Создан ряд общественных организаций: Конфедерация профсоюзов, Конфедерация свободных профсоюзов «Солидарность», Национальная конфедерация патроната, включающая независимые, профессиональные организации в различных областях деятельности. Элементы гражданского общества: практика ежегодного подписания коллективного договора между профсоюзами и властью, а также постоянный диалог между президентом и представителями гражданского общества всех социальных слоёв для достижения согласия в обществе.

С 2001 внутренняя политика определяется программными установками новой власти. Главная задача - последовательно проводить политику с учётом предвыборных обещаний коммунистов «возродить страну, поднять экономику», следовать стратегии устранения ошибочных в прошлом решений, добиваясь в экономической сфере достижения устойчивого экономического роста и преодоления бедности, в политической жизни - достижения политической стабильности и гражданского согласия, урегулирования приднестровского конфликта, вывода российских войск, размещенных на территории Приднестровья со времён военного конфликта, объединения страны.

Внешняя политика Молдавии определяется национальными интересами страны. По Конституции Молдавия соблюдает «постоянный нейтралитет». Цели внешней политики: укрепление государственного суверенитета и территориальной целостности, повышение авторитета Молдавии на международной арене, развитие дипломатических отношений и взаимовыгодных связей со всеми странами мира. Особое внимание уделяется сотрудничеству со стратегическим партнёром Российской Федерацией и с соседними странами - Украиной и Румынией. Долгосрочная стратегическая цель - интеграция в европейские структуры, членство в ЕС.

По Конституции Молдавии - нейтральное государство, не участвует в каких-либо военных блоках, военно-политических формированиях. Общая численность национальной армии 8,5 тыс. чел. Вооружённые силы включают мотострелковые, артиллерийские подразделения, ПВО, авиацию, подразделения боевого и тылового обеспечения. На вооружении находятся 209 транспортных самолётов, 150 миномётов, 6 вертолётов, 5 транспортных самолётов, 6 МиГов. Возраст военной техники в среднем 10-15 лет.

Республика Молдова имеет дипломатические отношения с Российской Федерацией (установлены 6 апреля 1992). С 13 мая 2002 вступил в силу базовый политический Договор о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Молдова.

Экономика Молдавии

Молдавия находится в стадии перехода к рыночному хозяйству.

В 2002 достигнут относительный рост во всех секторах экономики: объём ВВП 1623,8 млн долл., ВВП на душу населения 448 долл., инфляция 4,4%, среднемесячная заработная плата 691,9 лея, или 51 долл. США.

Молдавия - аграрно-индустриальная страна. В структуре ВВП (2001) преобладает тенденция, присущая переходной экономике, с устойчивым ростом доли сферы услуг - до 55% (35% в 1999). Доля аграрного сектора - 22,7%, промышленности - 16,3% (в 1995 25%), строительства - 3%.

Приоритетная отрасль экономики - агропромышленный комплекс, базирующийся на переработке сельскохозяйственного сырья и производстве пищевых продуктов, напитков. Самая значимая отрасль - винодельческая. Здесь сосредоточен наибольший экспортный потенциал: 25% общего объёма экспорта, 8% доходов государственного бюджета, 9% ВВП. Важные отрасли промышленности - сахарная и табачная. Доля энергетического комплекса в промышленном производстве 23% (2000), машиностроения - 6%, лёгкой промышленности - 3%, промышленности стройматериалов - 3%, лесной и деревообрабатывающей - 2%, химической промышленности -1%.

Сельское хозяйство - стратегическая отрасль молдавской экономики. 2/3 сельскохозяйственного производства - продукция земледелия. Возделываются пшеница, сахарная свёкла, табак, соя, картофель, овощи, виноград. В валовом объёме сельскохозяйственной продукции продукция растениеводства 70%, в т.ч. зерновые культуры 31%, виноград 10%, картофель 7%, подсолнечник и овощи по 5%; доля животноводческой продукции 30% (2002). Разводятся: крупный рогатый скот, свиньи, овцы, козы, домашняя птица. Культивируются пчеловодство, рыболовство. Традиционно наиболее продуктивная отрасль - виноградарство. Молдавия - одна из признанных стран - производителей винодельческой продукции.

В 2002 доля частного сектора в производстве сельскохозяйственной продукции 71%. Собрано 1402 тыс. т зерновых культур, сахарной свёклы 1116 тыс. т, табака 12 тыс. т, винограда 660 тыс. т. Объём животноводческой продукции - 126 тыс. т (в живом весе).

Земельный фонд (на 1 января 2002) 3384 млн га, в т.ч. в государственной собственности 772 тыс. га (22,8%), в собственности административно-территориальных образований 742,2 тыс. га (21,9%), в частной собственности 1869 тыс. га (55,3%). В земельном фонде 75% - земли сельскохозяйственного назначения.

Молдавия имеет развитую транспортную систему. Длина автомобильных дорог 9,5 тыс. км (2002). Длина железных дорог 1150 км, внутренние водные судоходные пути 0,6 тыс. км. Железнодорожный транспорт представлен монопольным предприятием «Молдавская железная дорога». В 2002 объём грузовых перевозок 16,5 млн т, уменьшился в 4 раза по сравнению с 1992 (67 млн т), а объём пассажирских перевозок сократился соответственно с 658,6 млн до 281 млн чел. Общее состояние сети автомобильных дорог не отвечает международному уровню. Воздушный транспорт обслуживают 4 государственные, 6 зарубежных и 15 частных авиакомпаний. В 2002 Кишинёвским международным аэропортом перевезено 296,4 тыс. пассажиров. Связь представлена телекоммуникационной компанией АО «Молдтелеком» с 3 операторами мобильной связи.

Для Молдавии характерна крайне низкая платёжеспособность населения. В 2002 объём розничной торговли 10,1 млрд леев (18,4% дореформенного уровня).

Предприятия сферы бытового обслуживания предоставили населению в 2002 объём услуг на сумму 3,98 млрд леев, их рост на 11,4% по сравнению с 2001 достигнут в основном за счёт повышения цен и тарифов на услуги. За 1992-2003 объём услуг сократился более чем в 5 раз.

Туристическая деятельность в Молдавии регламентируется Законом о туризме (2000). Её осуществляет Национальное агентство по туризму при Правительстве Республики Молдовы.

В 1991 Молдавия провозгласила курс на экономическую реформу. Рыночные преобразования проходили в условиях тяжелейшего кризиса, вызванного потрясениями от разрыва экономических связей с СССР, ценовым шоком в 1992 (ежемесячная инфляция 1200%, спад производства 30%, реальные доходы упали на 54%), военным конфликтом в Приднестровье, который разрушил единый территориальный и хозяйственный комплекс страны.

В 1993-2002 Молдавия прошла несколько этапов рыночных преобразований. В основу реформирования экономики положены жёсткие принципы монетаризма, рекомендации и программы МВФ, ориентация скорее на обеспечение макроэкономической стабильности, нежели на развитие реального сектора экономики.

Главные усилия на первом этапе (1992-95) направлялись на подавление галопирующей инфляции, сокращение дефицита государственного бюджета, создание рыночных структур. В 1993 введена национальная валюта - лей, создана двухуровневая банковская система (Национальный банк Молдовы (НБМ) и 22 коммерческих банка), началась массовая приватизация на боны народного достояния. По итогам двух программ приватизации (1993-94 и 1995-96) приватизированы 2235 предприятий, в приватизации участвовали 3,1 млн чел., 90% граждан стали владельцами бонов народного достояния. В аграрном секторе реорганизовано 48% сельскохозяйственных предприятий. Задачи следующего этапа реформ (1996-98): достижение макроэкономической стабилизации и роста экономики, денежная приватизация государственной собственности. Процессы преобразований носили непостоянный и противоречивый характер, что подтверждает эволюция ВВП: резкий спад до 30,9% в 1994 по сравнению с 1993, относительно медленный спад - от 1,4 до 3,4% в 1995-99, в 1997 впервые ВВП увеличился на 1,6%. С завершением в 1998 третьей программы приватизации в экономике доминирует частный сектор (55% в ВВП). Общая депрессивность экономики в 1999 достигла своего пика: спад производства в промышленности - 9% (по сравнению с 1998), годовая инфляция - 43,7%. Из-за дефицита собственных средств на преобразования в экономике возросла зависимость Молдавии от внешнего финансирования, хронический характер приобрела проблема погашения внешнего долга.

Один из главных тормозов развития экономики - энергетический комплекс. В 1999 начался процесс его разгосударствления. В счёт огромных долгов за российский газ приватизация молдавского АО «Молдовогаз» завершилась передачей контрольного пакета акций РАО «Газпром РФ». Внешний долг за российский газ 1137 млн долл. США (март 2003), в т.ч. 276 млн долл. США долг Приднестровья. В аграрной сфере к 2003 завершена программа «Земля», финансируемая Всемирным банком: создано 546,8 тыс. крестьянских хозяйств, 1152 АО, 1124 ООО, 225 ассоциаций крестьянских хозяйств, 64 кооператива, 4 колхоза; насчитывалось 1117 тыс. собственников земли.

Динамика отечественных инвестиций вплоть до 2001 снижалась: в 1998 на 25%, в 2000 на 15%. Общий объём иностранных инвестиций в 1994-2002 достиг чуть более 400 млн долл. США, на душу населения - 170 долл. США.

Придя к власти в 2001, партия коммунистов вынуждена была признать: за период реформ (1992- 2000) объём ВВП сократился в 3 раза, фактически произошла деиндустриализация страны, удельный вес промышленности в создании ВВП уменьшился более чем в 2 раза, после 1995 доля промышленности в ВВП стала меньше доли сельского хозяйства, которое в своём развитии отброшено на 35-40 лет назад, реальные доходы населения сократились почти в 10 раз. В 2001-02 структурные реформы продолжились на принципиально новой основе модифицированного законодательства и ряда принятых программ, направленных на усиление государственного регулирования экономикой. В социальной сфере с 2003 началась реализация международного проекта по преодолению бедности в Республике Молдова.

Главная цель кредитно-денежной политики, проводимой НБМ, - поддержание стабильности национальной валюты, создание и регулирование денежного и кредитного рынков. Объём кредитов в национальной экономике в 1994-2002 увеличился в 6,2 раза, деньги в обращении - в 6,6 раза. В 2001 банковские активы 5993,5 млн леев, кредиты в экономику 3154,8 млн леев, деньги в обращении - 1834,2 млн леев. Динамика кредитов в реальный сектор экономики неблагоприятна. Соотношение кредитов к объёму ВВП уменьшилось с 7,2% в 1995 до 4,5% в 2001. Вместе с тем спрос на кредиты в реальном секторе экономики поддерживался снижением уровня процентной ставки за кредит - с 377% в 1994 до 11,5% в 2003.

НБМ проводит политику свободно плавающего курса национальной валюты. Цели валютной политики: укрепление национальной валюты и аккумулирование валютных резервов страны (в 1994-2002 лей обесценился более чем в 3 раза). НБМ контролирует репатриацию валютной выручки, её свободная продажа поддерживает валютные резервы (250,2 млн долл. США на 1 апреля 2003).

Цель финансовой политики - достижение сбалансированного государственного бюджета, сокращение его дефицита, уменьшение долгового бремени. В 2002 доходная часть бюджета утверждена в сумме 3593,4 млн леев, расходная - 3973,4 млн леев, дефицит - 380 млн леев. В 1990-е гг. уровень бюджетного дефицита постепенно сокращался с 10,3% ВВП в 1996 до 6% ВВП в 1997, достигнув в 2002 0,5% ВВП. Общая сумма доходов государственного бюджета на 57% сформирована за счёт косвенных налогов и на 21% за счёт прямых налогов.

Важный резерв увеличения доходной части бюджета - сокращение доли теневой экономики, в 2002 она достигла 34% ВВП.

В Молдавии с 90-х гг. сохраняется острая социальная проблема - низкие доходы граждан, нищета и бедность. В 2002 средняя месячная заработная плата 691,9 лея (51 долл.), минимальная потребительская корзина 1134 лея (83 долл.). Денежные доходы на душу населения в 2002 - 321,6 лея (23 долл.), средняя пенсия 160 леев (11,4 долл.). Сдержанными темпами росли сбережения молдавских граждан. Общая сумма вкладов в леях на конец 2002 - 708 тыс. леев, в расчёте на душу населения размер вкладов 195,7 лея. Сохраняется огромная дифференциация доходов богатых и бедных слоёв населения, в 2003 это соотношение - 10,4:1. Издержки трансформации привели к росту безработицы. К 2003 насчитывалось 140 тыс. безработных. В поисках работы возник массовый выезд граждан за рубеж. Поступления денег молдавских гастарбайтеров в Молдавию через банковскую систему в 2002 достигли 270 млн долл. США.

В 1994 была либерализована внешняя торговля, в 1995 отменены все ограничения на экспорт-импорт. По условиям вступления в ВТО действующие в Молдавии таможенные пошлины - от 0 до 15%, средняя тарифная ставка 6,75%.

Экономика чрезвычайно зависима от внешних связей. Почти полностью зависит от импорта энергоносителей, прежде всего из Российской Федерации. Из-за узости внутреннего рынка более 1/2 производимой продукции экспортируется. Объём внешней торговли в 1994-97 вырос со 1224 млн до 2127 млн долл. США. При опережающих темпах роста импорта возникла серьёзная проблема отрицательного сальдо торгового баланса (348 млн долл. США в 1997). В 1998 резкое снижение объёма товарооборота до 1675 млн долл. США связано с сокращением экспорта в Российскую Федерацию из-за финансового кризиса в Российской Федерации. В 2002 объём внешней торговли - 1718 млн долл. США, экспорт 666 млн долл. США, импорт 1052 млн долл. США, сальдо отрицательное - 386 млн долл. США.

Структура экспорта и импорта за годы реформ сохранилась без особых изменений. В экспорте - львиная доля пищевых продуктов, напитков, табака - 68% (2002), доля текстиля - 16%, кожи и изделий из нее - 3,6%. В импорте преобладает доля энергетических ресурсов - 22,8%, доля машин, аппаратов, электрооборудования - 14%, химической продукции - 11,2%. Основное место в экспорте занимает рынок стран СНГ - 54,4% (2002), рынок ЕС - 22,3%, рынок ЦВЕ - 13,8%, в импорте доля стран СНГ - 40,2%, ЦВЕ - 23,8, ЕС - 25,1%. Приоритетное направление - торговля с Российской Федерацией, её доля в молдавском экспорте - 37,1%, в импорте - 15,3%.

Наука и культура Молдавии

Центральный орган управления наукой - Высший совет по науке и технологическому развитию, куда входят 6 представителей центрального аппарата Министерства образования и науки, 4 - от Академии наук, 8 - от НИИ технико-экономической информации. Число научно-исследовательских учреждений - 85 (2001). В Академии наук 6 секций: физико-математическая, биологическая и химическая, гуманитарных наук, сельскохозяйственная, медицинская, техническая. Научный потенциал - 3200 специалистов, в т.ч. 246 докторов наук, 966 кандидатов наук (2002).

В Молдавии обязательное общее 9-летнее среднее образование, полное среднее образование - 11-12 лет. Всего 1500 учебных заведений, в т.ч. 45 высших учебных заведений, из них 33 частных. В 2002 в вузах обучалось 95 тыс. студентов. На начало учебного 2002 действовали 672 дневные общеобразовательные гимназии и 211 дневных лицеев, в них обучались 603 тыс. учащихся, 63 специализированных учебных заведения, в них обучались 15,2 тыс. учащихся.

Расходы на образование и здравоохранение в 2002 - 5 и 3% ВВП соответственно.

Современная молдавская культура, литература и искусство находятся в стадии зарождения. Но уже сейчас за пределами страны признаны такие мастера, как писатель И.Друцэ, композитор Е.Дога, киноактриса С.Тома, оперная певица М.Биешу, эстрадная певица Н.Чепрага, молодые художники Ю.Матей, А.Мудря и др. В республике постоянно действуют 7 музеев (в Кишиневе) - Национальный музей этнографии и природы, Национальный музей истории Молдовы, Национальный музей искусств, Дом-музей А.С. Пушкина, работает выставочный зал Союза художников, множество музейных филиалов. Работают 12 профессиональных театров. Много библиотек, в т.ч. Национальная библиотека и Муниципальная библиотека им. Б.П. Хашдеу с 46 филиалами, библиотека искусств, библиотеки еврейской, русской, украинской, болгарской и гагаузской литературы. Молдавия богата фольклорным искусством, особенно бережно сохраняются традиции в гончарном деле, изготовлении ковров, в резьбе по дереву. Регулярно проводятся музыкальные фестивали «Мэрцишор» и «Приглашает Мария Биешу», широко известны в республике и за рубежом народные музыкально-танцевальные коллективы «Жок», «Флуераш». Проводятся культурные мероприятия национального и международного уровня - национальный драматический конкурс и международный фестиваль «Еуджен Ионеско».

    См. также: Конституция Молдавской ССР Конституция Республики Молдова (молд. Constituţia Republicii Moldova) основной закон Республики Молдова, определяющий её общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования… … Википедия

    Молдавия в настоящее время является парламентской республикой. Государственный строй определяется конституцией, принятой парламентом 29 июля 1994 года и дополненной 19 июля 1996 и 5 июля 2000 года. По конституции Молдавия демократическое… … Википедия

    Конституционный суд Республики Молдова Curtea Constituţională Republicii Moldova … Википедия

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    Политическая система Молдавии - Республика Молдавия ‑ суверенное и независимое, неделимое, демократическое, правовое государство. Государственное устройство ‑ парламентская республика. Согласно Конституции 1994 года с поправками от 2000 года Парламент является высшим… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Совет министров. Совет Министров МССР Совет Министров Правительство МССР (СМ МССР) Совет Министров Молдавской Советской Социалистической Республики … Википедия

Во второй половине 1980-х годов в Молдавии, как и в других союзных республиках, возникает пользующийся массовой поддержкой националистический Народный фронт, убедивший в августе 1989 года Верховный Совет придать молдавскому языку статус государственного и восстановить латиницу. На этом фоне 3 декабря 1989 года и 28 января 1990 года в городе Рыбница и городе Тирасполь были проведены местные референдумы об автономии Приднестровья и создании Приднестровской АССР (за это решение высказались более 90 % участвовавших в голосовании). Принятая 23 июня 1990 года Верховным Советом (ВС) МССР Декларация о суверенитете сопровождалась кампанией с осуждением передачи в 1940 году Бессарабии под юрисдикцию СССР и призывами к реинтеграции с Румынией. В качестве ответного шага 19 августа 1990 года гагаузское меньшинство на юге республики провозгласило создание «Республики Гагаузия». Также летом 1990 года на территории Приднестровья (Левобережный индустриальный район с центром в городе Тирасполь и населением в 650 тысяч человек, преимущественно русских и украинцев) проходят референдумы о создании Приднестровской Молдавской ССР. 2 сентября 1990 года в Тирасполе Второй Чрезвычайный съезд депутатов всех уровней Приднестровья провозгласил образование Приднестровской Молдавской ССР. Официальный Кишинёв посчитал эти действия незаконными. На чрезвычайной сессии ВС МССР в начале сентября председатель президиума ВС Мирча Снегур был наделён широкими полномочиями по установлению прямого президентского правления в регионах, нарушающих конституцию. Межнациональное напряжение только усилилось после того, как молдавское националистическое руководство проигнорировало результаты общественного референдума (март 1991 года) по поводу сохранения СССР. В своём подавляющем большинстве русское и украинское население республики открыто выступало против официального курса молдавского руководства по укреплению суверенитета и, в противовес действиям официального Кишинёва, поддержало в августе 1991 года.

ГКЧП. После провала путча республика провозгласила независимость. На этом фоне позиции сторонников быстрого объединения с Румынией ослабли, и выступавшая за этот шаг группа в составе Народного фронта перешла в оппозицию к сторонникам независимости во главе с М. Снегуром.

В декабре 1991 года между молдавскими военно-полицейскими формированиями и вооружёнными формированиями Приднестровья произошли вооружённые столкновения (первое столкновение датируется 2 ноября 1990 года). В марте — августе 1992 года столкновения расширились до уровня вооружённого конфликта с применением тяжёлого вооружения и авиации (с молдавской стороны). Интенсивность боевых действий уменьшилась после вмешательства командования российской 14-й армии, дислоцированной в Приднестровье. Прекращение огня было достигнуто в результате подписания 21 июля 1992 года президентом России Б. Н. Ельциным и президентом Республики Молдова М. Снегуром Соглашения о принципах мирного урегулирования конфликта в Приднестровье.

В августе 1994 года в Молдавии была введена в действие новая конституция, которая закрепила президентско-парламентскую форму правления. В 1995 году на референдуме в Приднестровье также была принята новая конституция, прошли первые самостоятельные выборы в местные органы власти и верховный совет. Фактически в это время траектории политического развития Молдавии и Приднестровья значительно разошлись.

В конце февраля 2001 года на внеочередных выборах в парламент Молдавии победу одержали коммунисты во главе с В. Ворониным (более 50 % голосов), который стал президентом республики в апреле 2001 года. Определённые надежды на активизацию урегулирования конфликта в Приднестровье и отношений с Россией, которые были связаны с перегруппировкой политических сил в Молдавии, не оправдались. Уже в январе 2002 года планы правительства относительно придания русскому языку статуса официального (с соответствующим обязательным преподаванием в школах) вызвали массовые многомесячные протесты. В результате правительство отказалось от ранее заявленных планов. В дальнейшем оппозиция прибегает к массовым протестам против любых планов установления более тесных отношений с Россией.

В июле 2004 года в Приднестровье закрываются молдавские школы, преподавание в которых ведётся с использованием латиницы, а не кириллицы. В ответ Молдавия вводит экономические санкции против Приднестровской Молдавской Республики и выходит из переговорного процесса по урегулированию конфликта.

На выборах, состоявшихся в парламенте 4 апреля 2005 года, В. Воронин был переизбран на президентский пост. За него проголосовали 75 парламентариев (из 76 принявших участие в данной процедуре).

В начале 2006 года произошло ухудшение отношений Молдавии с Россией. Сначала «Газпром» прекратил подачу газа, поскольку Молдавия отказалась от закупок газа по новым ценам. В марте 2006 года Россия ввела запрет на поставки молдавского вина (снят для значительной части производителей осенью 2007 года), вызвав фактический паралич винной отрасли республики. Одновременно разразился «таможенный кризис» в отношениях Молдавии и Приднестровья в результате вступления в силу новых таможенных правил, поддержанных в том числе ЕС: отныне все грузы из Приднестровья, проходящие через территорию Украины, должны иметь отметку молдавской таможни. Приднестровье сочло этот шаг актом объявления блокады республики и попыткой её «задушить» экономически.

В 2007-2008 годах благодаря встречам на высшем уровне диалог между Россией и Молдавией активизировался. 11 апреля 2008 года (впервые за семь лет) состоялась встреча между президентом Республики Молдова В. Ворониным и президентом ПМР И. Смирновым.

В начале апреля 2009 года после объявления результатов парламентских выборов в Кишинёве прошли акции протеста против партии коммунистов, которая, по предварительным данным, добилась победы на выборах. Акции протеста переросли в массовые беспорядки, в ходе которых значительный ущерб был нанесён зданию парламента и президентской резиденции. Президент Воронин назвал беспорядки «попыткой государственного переворота» и обвинил Румынию в их организации.

Оппозиция потребовала пересчитать результаты выборов, и Конституционный суд принял соответствующее решение. По итогам повторного пересчёта Коммунистическая партия Республики Молдова получила 49,48 % голосов избирателей и перешла в оппозицию.

Бывшие