Как появился герб россии. Как появился двуглавый орел в гербе россии

Римляне считали, что одна голова хорошо, но две все же лучше. На Руси это решение поддержали. Более пяти веков на гербе нашего государства красуется двуглавый орел

Сокол Рюрика

Гербом вполне мог стать пикирующий сокол - рарог. Эмблему с его изображением часто приписывают прибывшему на княжение в Новгород Рюрику. Символ, напоминающий рарога, был на знаках князей Святослава Игоревича и Владимира Святого. Очертания этого «знака Рюриковичей» постоянно менялись. Историки предполагают, что рарог мог видоизмениться в трезубец (или наоборот), который стал впоследствии гербом Украины.

Римский след


Есть версия, что орла как геральдический символ приняли в Римской империи в XII веке. Он был одноглавым и черным (по образу знака легионов). Предполагают, что двуглавым орел мог стать в XV веке (хотя предпосылки придать птице необычный вид проявлялись и раньше). Две головы могли подчеркивать статус императора, формально стоявшего во главе крещеного мира.

Тайна за семью печатями

На Руси двуглавого орла разместил на общегосударственной печати в конце XV века Иван III. Что стало образцом для подражания - печать государей Священной Римской империи или фамильный герб жены Ивана III Софьи Палеолог, - доподлинно неизвестно.

Судьба ездока

Первое время двуглавый орел украшал общегосударственную печать Ивана III, «Государя всея Руси», наравне с ездецом (всадником, пронзающим копьем змея) - символом Московского княжества. Вскоре орел взял верх и ездец перекочевал на грудь птицы.


Гром и молнии

В эпоху Александра I орел взял в лапы факел и перуны - громовые стрелы. До этого птица сжимала державу (символ власти над страной) и скипетр (посох, которым властитель, словно пастырь стадом, правит народом, вверенным ему Богом).

Золотое оперение


Орел превратился в черного при Петре I, когда Россия стала империей (до этого орел чаще изображался золотым, так как почетный символ обычно вышивался золотыми нитями). На крыльях петровского орла появились гербы царств и земель, входящих в империю, а шею украсили цепь и орден Святого Андрея Первозванного - высшая награда новой империи.

Обманный маневр


Распростер крылья орел на государственной печати Лжедмитрия I в Смутное время. Предполагается, что печать сделали в Польше - она вырезана в соответствии с западноевропейскими геральдическими канонами. Их влияние также коснулось и всадника: он повернулся влево от зрителя (до этого ездец смотрел направо).

Временное отречение


В феврале 1917 года грянула революция. Вместе со свержением царя были отменены титулы, сословия да и сама империя. Временное правительство Российской Республики в поисках нового символа сохранило двуглавого орла, но в стилистике вернулось к образцу XV века. Орел лишился не только царских регалий и московского ездеца, но и цвета. Однако, даже избавленный от наследия империи, орел долго не продержался - большевики вскоре заменили его на серп и молот.

Восставший из пепла

После развала Советского Союза встал вопрос о символе нового государства. В 1993 году им вновь стал золотой орел с расправленными крыльями и царскими регалиями в лапах. Венчают орла три короны, появившиеся впервые на гербе Петра I.

Фото: Alamy (x2) / Legion-media, Интернет-портал «Российская символика», Александр Щепин / Фотобанк Лори, Yan Veretennikov (CC-BY-SA)

В XII-XIV веках стали появляться великокняжеские и городские, а позднее и дворянские гербы. Древним московским гербом был всадник, поражающий копьем дракона, а уже с XVI века московский герб стали изображать в центре русского государственного герба, подчеркивая главенствующую роль Москвы в объединении русских земель.

Двуглавый орел в российской геральдике постепенно стал играть основную роль. Сам по себе этот символ имеет очень древнее происхождение. Он встречается и в Хеттском государстве, и в Мидии. Орел, смотрящий на Запад и Восток, становится главным государственным символом Византийской империи. Двуглавая птица должна была олицетворять единство Европы и Азии, божественность и величие власти.

Герб Русского царства

Как орел попал на герб России

Но нас с вами больше всего интересует, как такая экзотическая птица стала главным символом и Русского государства. Легенд и мифов на этот счет предостаточно. Предпочтительной является версия, что двуглавый орел «прилетел» к нам более 500 лет назад. Именно в это время, в 1472 году, состоялся брак великого князя Московского Ивана III Васильевича и византийской царевны Софьи (Зои) Палеолог. Именно при Иване III завершилось объединение русских земель, окончательно разрушилась зависимость от Золотой Орды и активно стали развиваться связи с разными странами Европы. В 1497 году был принят общерусский Судебник- единый свод законов страны.

Малый герб Российской империи

Желание и возможность быть наравне со всеми европейскими правителями и подвигло великого князя принять новый герб как символ государства. Породнившись с византийской династией, московские государи могли говорить о преемственности власти. Соединив герб Византии и герб Москвы, получили новый герб, ставший символом Русского государства. А еще данный символ в очередной раз подчеркивал приоритетную для той эпохи идею «Москва - третий Рим».

В XVII веке двуглавая птица стала держать в лапах скипетр и державу - регалии, принятые во всех монархических государствах. А вот сын Федор Иоаннович разместил между коронованными головами орла православный крест. Это связано с тем, что в 1589 году было и церковная независимость России.

Герб России при Романовых

Михаил Федорович Романов добавил на эмблему Георгия Победоносца - его изображение разместилось на груди орла. Не удержался от внесения изменений и Павел I. При нем на гербе появился мальтийский крест и корона. Через несколько лет Александр I убрал мальтийскую символику. После победоносной Отечественной войны 1812 года орел стал изображаться с опущенными расправленными крыльями. В лапах вместо скипетра и державы появились венок, молнии и факел.

Самые серьезные изменения коснулись государственного символа при Александре II. При нем было создано специальное Гербовое отделение. Оно изменило изображение орла и святого Георгия Победоносца. 11 апреля 1857 года император утвердил новый герб Российской империи, через месяц сенат опубликовал указ с описанием новых гербов и норм их использования. Новый герб просуществовал до 1917 года, вместо него эмблемой СССР стали серп и молот.

Герб СССР

После 1991 года вновь возник вопрос о символе нового государства. С 1993 года гербом Российской Федерации вновь стал золотой орел с расправленными крыльями и царскими регалиями в лапах. На современном гербе три короны, как и на гербе .

Эмблемам, их символическому смыслу в средние века придавалось огромное значение. Особая роль отводилась знакам, олицетворяющим понятие государства, верховную власть государя, идею его господства над подданными. Среди государственных символов первенствовали эмблемы, составляющие отличительный знак государства — государственный герб. Подбор эмблем государственного герба, определение их сочетания, пропорций, цветов относились к компетенции высшей государственной власти. Государственный герб являлся важной частью института внешнего оформления верховной власти.

Что же такое герб?

Герб (от немецкого Erbe — наследство) — эмблема, наследственный отличительный знак, сочетание фигур и предметов, которым придается символическое значение, выражающее исторические традиции владельца.

Гербы изображаются на знаменах, печатях, монетах, помещаются в качестве знака собственности на архитектурных сооружениях, домашней утвари, предметах вооружения, произведениях искусства, рукописях, книгах и т.п. Они подразделяются на следующие основные группы:

государственные,

земельные (городов, областей, губерний, провинций и др. территорий, входящих в состав государства),

корпоративные (средневековых цехов),

родовые (дворянских и буржуазных родов).

Государственный герб — официальная эмблема государства, изображаемая на печатях, бланках государственных органов, денежных знаках и других. Изучением гербов занимается определенная наука – геральдика.

Геральдика (позднелатинское heraldica, от heraldus — глашатай) — гербоведение, вспомогательная историческая дисциплина, основным предметом исследования которой является герб — символический знак отличия для лиц, фамилий, родов, государств.

Считается, что гербы появились в X веке, но выяснить точную дату сложно. Первые гербы, изображённые на печатях, приложенных к документам, относятся к XI веку. Следует иметь в виду, что в эпоху поголовной неграмотности использование гербового знака для подписи и для обозначения собственности было для многих единственным способом заверить документ своим именем. Такой опознавательный знак был понятен и неграмотному человеку (вполне возможно, что гербы появились сначала на печатях, а уже затем на оружии и одежде).

Первым английским королём, имевшим личный герб, был Ричард I Львиное сердце (1157-1199). Его три золотых леопарда использовались с тех пор всеми королевскими династиями Англии.

Во время боевых походов гербы, размещавшиеся на щитах рыцарей, становились их главной отличительной особенностью, поскольку доспехи были закрытыми и лица рыцарей были скрыты забралами. Отличительные знаки рыцарей были родовыми и передавались по наследству. Популярность же рыцарских турниров привела к появлению глашатаев — герольдов, в задачу которых входило описание гербов и определение их принадлежностей. Герольды в средневековой Европе пользовались огромным влиянием.

Распространению гербов способствовали и Крестовые походы. Скопление в одном месте множества феодалов из разных стран, интернациональный характер крестоносного войска, необходимость опознавать друг друга (в условиях неграмотности и языковых барьеров), а также особенности вооружения, способ ведения войны и заимствование множества изобретений восточной цивилизации — все это стало причиной возникновения и оформления геральдики.

В XII-XIII веках гербы появились у городов, у цехов, у священников почти на всей территории Европы. Поначалу они отражали в основном сложные социальные отношения, в частности поземельные споры, зачастую становились элементом суда.

С образованием сословных монархий практическая геральдика принимает государственный характер: право пожалования и утверждения гербов становится исключительной привилегией королей, вводится гербовая грамота — официальное свидетельство на право употребления изображенного и описанного в нем герба, за утверждение герба устанавливается определенная такса — "розыск прав на герб", за пользование неутвержденным гербом взыскивается штраф. В абсолютистских монархиях при королевских дворах учреждаются специальные ведомства во главе с герольдмейстером (в 1696 году — во Франции, в 1706 году — в Пруссии).

Двуглавый орел на гербах государств Древнего мира и Средневековья

Большинство древних цивилизаций имело в своей культуре некоторые элементы геральдики, например систему печатей или штампов, которая в дальнейшем неразрывно будет связана с геральдикой. Двуглавый орел относится к легендарным гербовым фигурам. Он занимает заметное место среди древнейших символов и геральдических знаков.

Родиной двуглавого орла является Древний Восток. Именно там найдены древнейшие изображения этого знака. Старейшее из них датируется XIII веком до нашей эры – это каменный рельеф в развалинах города Алача-Эюке в Малой Азии (современная Турция), изображающий двуглавого орла с распростертыми крыльями, опирающегося на двух небольших непонятных животных, предположительно кроликов (см. Приложение 2). Близь турецкого селения Богазкёй был найден другой рельеф (XII век до нашей эры), где двуглавый орел помещен ниже двух фигур женских божеств, приветствующих царя хеттов. Упоминаются цилиндрические печати VI века до нашей эры, обнаруженные в Халдее.

Знак двуглавого орла получил широкое распространение в арабском и персидском мире. Он использовался на монетах государства Сасанидов (Персия, VI век), монетах арабских династий Зенгидов и Ортукидов (XII-XIV века).

Не так просто судить, в каком качестве использовались изображения двуглавых орлов в древнем мире: сохранившиеся изображения крайне немногочисленны и не сопровождены надписями. Для искусства древних свойственно стремление к симметрии, и возникновение фигуры орла, которому с помощью второй головы придается симметричная структура, отвечает характерным традициям древневосточной культуры. Исследователи высказывают предположения, что двуглавый орел служил знаком царской власти, символом вечной жизни, неусыпной зоркости, всезнания, бдительности. Но роли государственного герба или герба правителей двуглавый орел не исполнял.

Старейшее изображение двуглавого орла в Западной Европе датируется 1180 годом – оно помещено на печати графа Людвига фон Сарвердена. Считается, что европейцы познакомились с двуглавым орлом в ходе Крестовых походов и заимствовали этот знак с востока. В 1138-1254 гг. двуглавым орлом как опознавательным знаком пользовалась династия Гогенштауфенов – императоров и королей Священной Римской Империи Германской нации. Встречается двуглавый орел на золотых монетах императора Фридриха I Барбароссы. Изображали двуглавого орла в своем гербе короли Королевства Обоих Сицилий в 1197-1268 гг.

В XIII-XV вв. двуглавый орел широко распространяется в Западной Европе. Известные нам гербы с этим знаком исчисляются десятками (гербы на монетах и печатях Людвига Баварского, короля Чехии Вацлава IV, короля Франции Бертрана III Красивого, епископов Кёльнского и Майнцкого, городов Фридберг (Германия) и Палермо (Сицилия), местностей Свойя (современная Франция) и Нидерланды).

В 1434 году двуглавый орел впервые появляется в официально учрежденном государственном гербе – гербе Священной Римской Империи: орел изображался черным в золотом поле, имел золотые клювы, когти и окружающие головы нимбы.

Двуглавый орел был известен и на другом полюсе европейской культуры – в Византии. Как декоративный элемент двуглавый орел встречается в Византии с V века, а с первой половины XIV века он начинает использоваться как один из государственных опознавательных знаков.

Особенно активно пользовались знаком двуглавого орла императоры из династии Палеологов – последней династии правителей Византии.

В рукописном Евангелии императора Дмитрия Палеолога изображен так называемый "орел Палеологов" – золотой двуглавый орел под короной на красном поле, на груди у которого медальон с монограммой Палеологов. Такой же орел помещался и на печатях императора Дмитрия. На красном шелковом знамени императора Андроника II Старшего Палеолога изображен золотой двуглавый орел под двумя коронами. Ниже лап орла – два медальона с монограммой императора, а между головами – равноконечный крест с расширяющимися концами. Последний император Византии – Константин XI Палеолог – погиб в 1453 году, во время взятия столицы Византии – Константинополя – войсками турок-османов. По легенде, по окончании битвы турки смогли опознать тело императора лишь по золотым двуглавым орлам на сапогах.

Вероятно, византийским влиянием определяется широкое распространение двуглавого орла в Балканских странах, где традиция использования этого символа приобрела новые формы и особенности. Здесь на разных исторических этапах двуглавый орел служил государственным символом. Сегодня черный двуглавый орел без атрибутов на красном поле служит государственным гербом Албании, а золотой двуглавый орел на красном же поле – гербом Черногории.

Богатую историю двуглавого орла можно резюмировать следующим образом: возникнув в древние времена на востоке, двуглавый орел к XV веку получил распространение на огромных пространствах от Персии (современного Ирана) до Западной Европы и использовался в самых разных качествах: от декоративного украшения, до государственного символа.

Первые гербы на Руси

Что же известно об истории российского герба? В источниках имеется мало письменных свидетельств о российских символах. Да они и скудны и нечетки.

В древней Руси как такого гербового изображения не было. У славян Поднепровья живших в VI-VIII веках нашей эры существовали затейливые орнаменты, знаменовавшую ту или иную территорию.

Древнейшими эмблемами считаются так называемые знаки Рюриковичей.

У Святослава это двузубец, у его потомков трезубец и позже – атакующий сокол. Что эти знаки собой символизировали, доподлинно неизвестно. Однако большинство историков сходится во мнении, что это христограммы (т.е. символы, относящиеся к христианской вере).

Некоторые князья симпатизировали какому-то одному типу знаков и использовали их чаще, чем какие-либо иные. Так, род московских князей, к которому принадлежал и Иван III, первый государь Руси, относительно часто пользовался фигурой всадника. При раскопках в Новгороде были найдены монеты, относящиеся к 1212 — 1216 годам. Всадники на монетах и печатях московских князей изображались самые разные: известны "мечник" (всадник с мечом в руке), "сокольник" (всадник с соколом на руке), "копейщик" (всадник с копьем), просто всадник без всякого вооружения и снаряжения. В последствии этот знак появляется на лицевой стороне монеты (копейки). На другой стороне обычно изображали какой-либо символ, связанный с князем, например, изображение его покровителя (см. Приложение 1)

Изображение ездеца понималось современниками как изображение самого владельца знака – князя. На монетах и печатях ездец, обыкновенно, сопровождался надписью, сообщавшей титул и имя князя. Титульная надпись и ездец воспринимались в комплексе: ездец – как изображение князя, а титульная надпись – как подпись при изображении, поясняющая кто именно изображен на данной монете или печати.

Своеобразие российской знаковой культуры заключается в следующем:

1. знаки создавались произвольно, без учета каких-либо общих правил их построения,

2. знаки были, в целом, непостоянны: один и тот же князь, город, иерарх пользовался разными знаками на своих печатях и монетах и произвольно менял их вне связи с какими-либо объективными причинами.

Это объясняется тем, что Россия до конца XIV века не была единым целым, были лишь отдельные княжества, изредка объединяющиеся (в основном для отражения врага). Под символикой же понимается целый комплекс явлений и предметов, которые олицетворяли в себе какой-либо зримый образ, выражающий представления людей о том, что должно являть собой государственные начала.

История возникновения гербов

Понятие Геральдика своим происхождением обязана средневековому латинскому слову heraldus (глашатай) и являет собой гербоведение. Со второй половины XIX века геральдика является вспомогательной исторической дисциплиной, изучающей гербы. Ранее, начиная с XIII столетия и до первой половины XIX века, геральдика - это наука о составлении дворянских, цеховых и земельных гербов. В наиболее распространенном понимании геральдика занимается гербами, появившимися в европейском средневековье.

Рыцарская геральдика - это искусство и система использования геральдических символов. Восходят они к временам крестовых походов и возникли в середине XII века как средство идентифицировать средневекового рыцаря, который в доспехах и с опущенным забралом не мог быть опознан ни врагом, ни товарищами по оружию. Первоначально четкие и живописные символы писались на щитах, те же символы изображались на плащах, шлемах. Первым гербом, о котором свидетельствуют документы, в Европе является упоминаемый под 1127 годом герб на щите Жоффрея, графа Анжуйского. Во времена, когда большинство населения было неграмотно, рыцари и дворяне сочли удобным использовать герб для своих печатей, которыми они «подписывали» документы; самая ранняя печать, изображающая геральдический щит, датируется 1136 годом.

Распространению геральдики способствовали рыцарские турниры. Введенный в середине XI века французским бароном Жоффруа де Прели для практики в конном сражении турнир стал центральным действом средних веков. Турниры распространили моду на гербы и эмблемы (не только на щитах и плащах, но также на шлемах, знаменах и одеянии лошадей) по всей Европе. В 1320 году был составлен древнейший справочник по геральдике - «Цюрихский гербовник». В XIV веке первое изложение правил геральдики было сделано итальянским юристом Бартоло. Скоро стало ясно, что в применении гербов необходимо навести порядок, поскольку их носители часто выбирали гербы по своему усмотрению, и случаи повторения были нередки. Контроль над этим был поручен представителям короля или наиболее сведущим дворянам - герольдам.


Герб Жоффруа
Плантагенета,
графа Анжуйского

Став официальными арбитрами, представляющими королевский дом, герольды разработали строгую систему, позволяющую регулировать использование гербов и следить за тем, чтобы они не повторялись. Поскольку гербы выдавались герольдами только дворянам от имени королевского дома, то они рассматривались как знаки отличия и символы высочайшего социального статуса. Важность правильного составления и понимания гербов была так велика, что королевские дома повсеместно создают коллегии герольдов, специальные институты, где изучают гербы и родословные. Правила геральдики входят в учебные программы молодых дворян. При пожаловании нового титула или получении дворянства составляются новые гербы, которые подтверждаются королевской грамотой. Коллегии разных стран действуют по различным правилам, большая часть различий касается отдельных нюансов, например, размещения девиза. Для описания гербов повсеместно применяется блазон (язык геральдики, от старофранцузского слова blason - щит).


Герб королевского
дома Румынии, 1921

Старейшая из коллегий действует и сейчас - это «Колледж оф армз», разбирающий родословные и гербы Англии, Северной Ирландии и Уэльса. Он основан Ричардом III в 1484 году. Своя коллегия есть в Шотландии, Ирландии. Они же присваивают гербы новым дворянам, а также государственным и общественным организациям, пожелавшим иметь герб. Существуют лица трех рангов, имеющие право определять герб: короли гербов, герольды и пурсуиванты. В некоторых других странах также сохранились учреждения, занимающиеся вопросами геральдики: это Бельгия, Дания, Финляндия, Нидерланды, Италия, Испания, Швеция, Швейцария и ЮАР.

В Ватикане есть учреждение, рассматривающее гербы учреждений и прелатов католической церкви, а в Риме геральдическая коллегия изучает и систематизирует многочисленные гербы знатных династий, домов и родов Италии. С отмиранием строго сословного общества гербам уже не придавали такого значения. Во Франции гербы были отменены после Великой французской революции. Вместе с тем там, где переход к новому обществу не сопровождался таким взрывом, они сохранились.

Геральдика в России. Геральдические знаки Рюриковичей хорошо видны на их монетах. На монетах и печатях Руси периода удельной раздробленности возникают устойчивые территориальные символы. Происхождение двух важнейших государственных символов, двуглавого орла и всадника со змеем, восходит еще к временам Киевской Руси, но в изображении их не было той строгости и законченности, которая так отличает западноевропейскую геральдику.

Русская геральдика ведет начало от Алексея Михайловича, до которого существовали лишь печати с условным обозначением (двуглавый орел, всадник со змием, владимирский лев и другие символы), не имевшие строгих определенных форм и правил. Император Леопольд направил в Россию по просьбе царя своего герольдмейстера Лаврентия Курелевича. Курелевич составил «Титулярник» (1672), в котором старается обосновать высокое положение русского царя среди европейских монархов. Очень увлекался геральдикой знаменитый боярин Артамон Матвеев, печатник государя.

Ко времени правления Романовых многие дворяне имели собственные печати, из которых изображения перешли на гербы. После уничтожения местничества вопрос о доказательствах благородного происхождения встал с особой остротой. В Посольском приказе был составлен справочник «Книга в десть о родословии и о гербах российских разных шляхецких фамилий» (около 1686), не дошедший до настоящего времени. В царствование Петра I геральдике стало уделяться еще большее внимание. По мысли Петра I, в первую очередь надлежало упорядочить государственную и территориальную символику. Это было поручено Коллегии иностранных дел.

В 1722 году была учреждена герольдмейстерская контора, впоследствии Герольдия. Первым русским герольдмейстером стал С.А. Колычев, а в помощь ему был выписан пьемонтский дворянин Франциск Санти. Герольдмейстеры занимались и упорядочением старых гербов, и обновлением новых. Санти привнес в русские гербы много несвойственных им французских элементов. Первое в России руководство по теоретической геральдике было издано в 1731 году на латыни, французском и немецком языках. Гербы составлялись для всех родовитых (столбовых) дворян и для тех, кому жаловался титул. Для русских гербов характерно оформление в двух стилях: готическом и ренессансном. Очень редки гербы в стиле рококо.


Герб провинции
Квебек в Канаде

В 1785 году был составлен первый русский «Гербовник» (составитель А. Т.

Когда и где появился самый первый государственный герб?

Князев; различий между утвержденными и неутвержденными гербами еще не проводилось). «Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи» стал выходить с 1797 и включал только утвержденные императором гербы. С 1857 при департаменте Герольдии Сената было создано гербовое отделение, которое и занималось непосредственно составлением территориальных и личных гербов. В 1857-1886 годах его возглавлял барон Б.В. Кене, который оформлял русские гербы в немецком стиле, особенно сильно переделав государственный герб - двуглавого орла. Несмотря на огромную трудоспособность, результаты деятельности Кене в основном оцениваются отрицательно.

В СССР делались попытки разработать свои геральдические правила для гербов городов. Активно использовались индустриальные символы. После 1991 года в России были восстановлены должности герольдмейстеров на государственном уровне, появились герольдмейстеры и в силовых структурах.

Генеалогия в геральдике. Гербы передаются по наследству, но два человека не имеют права иметь один и тот же герб в одно и то же время. Таким образом, гербы сыновей обязательно должны различаться. Для этого были введены отметки нисходящей линии. Они помещались в верхней части щита и, кроме определения иерархического положения в одной семье, отличали различные ветви одного семейства. Самый старший сын имел на щите знак в виде узкой полосы с тремя ответвлениями (на гербе принца Уэльского этот знак серебряного цвета), второй сын имел на щите полумесяц, и так далее. После смерти отца его герб наследовал старший сын, гербы же остальных сыновей не менялись. Для незаконных сыновей (бастардов) существовал синистер - узкая черная полоса, пересекавшая герб с верхнего левого угла до нижнего правого. В Шотландии применялся другой порядок, в котором положение в семье показывали линии разных цветов по краям, узорчатые линии и дополнительные знаки, которые наносились в соответствии со строго соблюдаемыми правилами.

Дамы и девушки могли иметь свой герб, но щит при этом мог быть только ромбовидным и без шлема и нашлемника. Если не имеется наследников мужского рода, наследницей отцовского герба становится дочь. При замужестве ее герб помещается в центре герба мужа на маленьком щите. Вдова помещала свой брачный герб в ромбе. Для женских гербов вводились также клейноды: пальмовые ветви или траурное вервие для вдов.

«Энциклопедия Символы и Знаки»

Многие ли знают, почему на гербе двуглавый орел? Что он значит? Изображение двуглавого орла - старинный символ, обозначающий власть. Впервые эта фигура возникла во времена появления первых развитых государств - около пяти тысяч лет назад. Однако на протяжении всей своей истории этот знак поддавался различной трактовке. На сегодняшний день его изображают на многих символах власти (флагах и гербах) различных стран.

Значение символа

Что символизирует двуглавый орел? Это глубокий образ, обозначающий собой сочетание двух начал. направлены в противоположные стороны: на Запад и на Восток. Однако само по себе - это цельное существо, воплощающее единство. Двуглавый орел - образ солнца, означающий благородство и власть.

В некоторых культурах значение символа двуглавого орла немного другое. Его считает посланником, помощником Бога, исполнителем его воли. Он олицетворяет собой грозную силу, способную установить справедливость. Однако при этом многие эксперты сходятся во мнении, что двуглавый орел - символ, значение которого гордыня и надменность.

Крылья птицы - это олицетворение защиты, а острые когти отражают готовность к борьбе за идеалы и за идеи. Птица, изображенная с белой головой, означает чистоту мысли представителей власти, ее справедливость и мудрость. Орел - храбрый, сильный страж, который может увидеть приближающуюся беду с любой стороны.

Появление символа в истории

Проследить значение символа двуглавого орла можно в течение тысячелетий в разных частях света. Одни из первых его следов были обнаружены на землях в долине Тигра и Евфрата, где располагалось одно из первых государств - Южная Месопотамия. Во время раскопок города Лагаш, в котором жили шумеры, было найдено изображение орла.

Также о значении и почитании этого символа свидетельствуют драгоценные талисманы, на которых изображена его фигура.

Хеттское царство

Одно из знаменитых и распространенных изображений символа датировано II тысячелетием до нашей эры. В Передней Азии (на сегодняшний день территория Турции) было найдено высеченное на скале изображение двуглавого орла. Археологи пришли к выводу, что этот знак относится к искусству древних хеттов. В их мифологии орел с двумя головами - это атрибут главного бога Тищуба, повелевавшего грозой.

В Хеттском царстве двуглавый орел смотрел в противоположные стороны, а в лапах у него добыча - зайцы. Археологии интерпретировали этот знак таким образом: орел - царь, который неустанно следит за всем, что его окружает, и побеждает врагов, а грызуны - прожорливые, трусливые вредители.

Древняя Греция

В мифологии древних греков существовал бог Солнца - Гелиос. Он мог передвигаться по небу в колеснице, в которую была впряжена четверка лошадей. Это было распространенное изображение, которое помещалось на стенах. Однако было и другое: вместо лошадей колесницу запрягли двумя двуглавыми орлами - черным и белым. Этот образ до сих пор точно не истолкован, однако, считается, что в нем скрыт тайный смысл. Здесь можно проследить интересную цепочку: орел - царь птиц, а Солнце - «царь» планет. Именно эта птица летает выше других и приближается к божественному светилу.

Двуглавый орел у персов, арабов и монголов

Позже двуглавый орел (значение символа нам уже известно) возникает в Персии. Его образ в первых веках нашей эры использовали шахи династии Сасанидов. На их смену пришли арабы, правители которых размещали представленное изображение на монетах. Эта эмблема также относилась к восточному орнаменту. Он пользовался особой популярностью при декорировании. Им украшали даже подставки для Корана. В Средние века его поместили на штандартах турок-сельджуков. В Золотой Орде орел означал победу. До сегодняшнего дня сохранились монеты с изображением этой двуглавой птицы, отчеканенные во времена правления ханов Узбека и Джаныбека.

Двухголовая птица индуизма

Большой магической силой наделена в мифологии индуизма двухголовая птица Гандаберунда. Она способна противостоять разрушениям. О возникновении этого существа придумали красивое предание. Согласно ему, верховный бог Вишну сразил демона, обернувшись в образ смеси человека и льва Нарасимхи. Однако даже после того, как он одержал победу и выпил кровь своего врага, в нем продолжала бурлить злость и он оставался в страшном образе. Все его боялись, и поэтому полубоги попросили помощи у Шивы. Бог обернулся в восьминогое создание Шарабхи, чья сила и мощь превосходила Нарасимху. Тогда Вишну перевоплотился в Гандаберунду, и в этих образах два божества вступили схватку. С тех пор в индуизме двуглавая птица означает колоссальную, разрушительную мощь.

Самое древнее сохранившееся изображение птицы находится в Индии на статуе, созданной в 1047 году. Чтобы показать огромную силу этого существа, его изображали несущим в когтях и клювах слонов и львов. Сегодня эта эмблема присутствует на штата Карнатака.

Первые эмблемы в Европе

Распространение символа двуглавого орла на европейских землях началось в XI-XV веках во времена крестовых походов. В качестве герба изображение двуглавого орла выбирали себе первые рыцари, тамплиеры. Историки предполагают, что они позаимствовали этот рисунок во время их путешествий по Южной Азии, на территории Османской империи. После попыток рыцарей завоевать Гроб Господня в Святой земле, символ орла с двумя головами стал широко известен. В основном на византийских и балканских землях его использовали в качестве узора. Им украшали ткань, сосуды, стены. Некоторые территориальные князья брали его в качестве своих личных печатей. Версию, что орел мог быть символом императорской семьи в Византии, историки упорно отвергают.

Античная Римская Империя

В 330 году единовластный император Константин Великий, перенесший столицу Священной Римской Империи в Константинополь, сделав его тем самым «Вторым Римом», вводит на смену одноглавому орлу - двуглавого, который олицетворяет собой не только власть императора (светская власть), но и духовную силу (власть Церкви). Вторая голова уравновешивает политическую составляющую этого образа. Она обозначает христианскую нравственность. Она напоминает государственным деятелям действовать не только себе в угоду, но и поступать, думая и заботясь о своем народе.

Священная Римская Империя

В качестве государственного герба Священной (Германской) Римской Империи двухголовый орел принимается в 1434 году во время правления императора Сигизмунда. Птицу изображали черной на золотом щите. Над головами помещались нимбы. Однако этот символ, в отличие от похожего символа в античной Римской империи, не имел под собой христианские мотивы. Двуглавый орел на гербе священной Римской империи был скорее данью историческим традициям, восходящим к величественной Византии.

Появление двуглавого орла в России

Существует несколько версий появления эмблемы двуглавого орла в России. Многие историки утверждают, что возникновение этого символа связано с именем Преемница павшей Византии, высокообразованная царевна, не без политических подоплеки, о которой позаботился Папа Павел II, становится женой русского царя Ивана III. Этот междинастический брак позволил Москве приобрести новый статус - «Третий Рим», поскольку второй - Константинополь - пал в 1453 году. Софья не только привезла с собой символ белого двуглавого орла, который был гербом ее семьи - династии Палеологов. Она и ее приближенные поспособствовали культурному подъему Руси. На государственной печати орла стали изображать с 1497 года. Что подтверждает в своем тексте работа русского писателя Н. М. Карамзина «История государства Российского».

Однако существует и другое мнение о появлении русского двуглавого орла. Многие эксперты склоняются к тому, что Иван III выбрал его в качестве государственного знака, преследуя цель приравнять себя с европейскими монархами. Утверждая равновеликость, русский князь ставил себя на одну линию с семьей Габсбургов, правивших в то время Священной Римской Империей.

Двуглавый орел при Петре I

Известный реформатор, «прорубивший окно в Европу», Петр I во время своего правления уделял много времени не только внешней и внутренней политике. Царь также позаботился о государственной символике. На фоне непрекращающихся войн он решил создать единый символ.

С 1700 года герб страны преображается. Интересны изменения, касающиеся непосредственно птицы. Над ее головами теперь располагаются короны. В лапах у нее держава и скипетр. Уже через десять лет, в 1710 году, эти корректировки внесены во все печати. Позже на монетах, а также на любых других предметах, где изображаются орлы, помещаются над ними императорские короны. Эти символы означают полную самостоятельность и независимость России от других держав. Никто не может ущемить государство в его властных правах. Стоит обратить внимание на то, что символ обрел такой вид еще за десять лет до того, как Россия назовется Российской Империей, а Петр I ее императором.

В 1721 году важным и последним изменением при Петре - становится смена цвета. Двуглавый орел становится черным. Император решился на этот шаг, взяв пример у Священной Римской Империи. Клюв, а также лапы и атрибуты птицы были изображены в золотом цвете. Фон выполнен в таком же оттенке. На груди орла помещен красный щит, окруженный цепью ордена Андрея Первозванного. На щите Святой Георгий на коне поражает дракона копьем. Все эти образы символизируют вечную проблему борьбы Тьмы и Света, Зла и Добра.

Орел после распада Российской империи

После того как в 1917 году Николай II отрекся от престола, государственный знак теряет свою силу и значение. Перед новыми лидерами и представителями власти возникла проблема - необходимо создать новый геральдический символ. Этим вопросом занималась группа специалистов по геральдике. Однако до созыва Учредительного собрания они не видели необходимым создавать кардинально новый символ. Они считали допустимым использовать того же двуглавого орла, однако, его следовало «лишить» прежних атрибутов и убрать изображение Георгия Победоносца. Таким образом, печать временного правительства была нарисована специалистом И. Я. Билибиным.

В борьбе за звание герба с двуглавым орлом «билось» изображение свастики, означавшей благополучие и вечность. Благодаря этим качествам, возможно, этот символ и понравился Временному правительству.

В 1918 году при принятии конституции РСФСР был выбран новый герб, а об орле забыли до 1993 года, когда он становится Теперь он изображается в золотом цвете, содержит в себе практически те же атрибуты, существовавшие во времена Российской империи - отсутствует на нем Андреевский орден. Допустимо использовать этот символ и без щита.

Штандарт президента России

Президент Б. Н. Ельцин в 1994 издал указ «О штандарте (флаге) президента Российской Федерации». Флаг президента представлял собой трехцветное полотно (три одинаковые горизонтальные полоски белый, синий, красный) и в центре изображённый на нем золотой герб. Штандарт обрамляется золотой бахромой.

Слово герб происходит от немецкого слова эрбе, что значит наследство. Герб - символическое изображение, которое показывает исторические традиции государства или города.
Гербы появились очень давно. Предшественниками гербов можно считать тотемы первобытных племен. У прибрежных племен в качестве тотемов были фигурки дельфинов, черепах, у племен степей - змеи, у лесных племен - медведя, оленя, волка. Особую роль играли знаки Солнца, Луна, воды. Время правления великого князя Ивана III (1462-1505 гг.) - важнейший этап складывания единого Российского государства. Ивану III удалось окончательно ликвидировать зависимость от Золотой Орды, отразив в 1480 году поход хана Ахмата против Москвы. В состав Великого княжества Московского вошли ярославские, новгородские, тверские, пермские земли. Страна стала активно развивать связи с другими государствами Европы, ее внешнеполитическое положение укрепилось. В 1497 году был принят общерусский Судебник - единый свод законов страны.
Именно в это время - время успешного строительства российской государственности.
Великий Князь Московский Иван III (1462-1505) женился на Византийской царевне Софье Палеолог и для повышения своего авторитета в отношениях с иностранными государствами принимает родовой герб Византийских царей - Двуглавого Орла. Двуглавый орел Византии олицетворял собой Римско-Византийскую империю, охватывающею Восток и Запад. Император Максимилиан II не дал однако Софье своего Императорского орла, орел изображенный на стяге Софьи Палеолог имел не Императорский а только цесарский венец.
Тем не менее, возможность стать равным со всеми европейскими государями побудила Ивана III принять этот герб как геральдический символ своего государства. Превратившись из Великого Князя в царя Московского и взяв для своего государства новый герб - Двуглавого Орла, Иван III в 1472 г. возлагает на обе главы Цесарские венцы, одновременно на груди орла появляется щит с изображением иконы Св. Георгия Победоносца. В 1480 Царь Московский становится Самодержцем, т.е. независимым и самостоятельным. Это обстоятельство находит свое отражение в видоизменении Орла, в лапах его появляется меч и православный крест.


Рухнувшая Византийская империя делает Русского Орла приемником Византийского и сын Ивана III, Василий III (1505-1533) возлагает на обе главы Орла одну общую самодержавную Шапку Мономаха. После смерти Василия III, т.к. наследник его Иван IV, получивший впоследствии название Грозный, был еще мал, наступает регентство его матери Елены Глинской (1533-1538), а фактическое самовластие бояр Шуйских, Бельских (1538-1548). И здесь Русский Орел претерпевает весьма комическое видоизменение.

Ивану IV исполняется 16 лет, и он коронуется на царство и сразу же Орел претерпевает весьма существенное изменение, как бы олицетворяя собой всю эпоху царствования Ивана Грозного (1548-1574, 1576-1584). Но в царствование Ивана Грозного был период, когда он отрекся от Царства и удалился в монастырь, передав бразды правления Семену Бекбулатовичу Касимовскому (1574-1576), а фактически боярам. И Орел среагировал на происходящие события очередным изменением.
Возвращение Ивана Грозного на трон вызывает появление нового Орла, главы которого увенчаны одной, общей короной явно западного образца. Но это еще не все, на груди Орла, вместо иконы Св. Георгия Победоносца появляется изображение Единорога. Почему? Об этом можно только догадываться. Правда, справедливости ради надо отметить, что Орел этот был Иваном Грозным быстро отменен.

Умирает Иван Грозный и на троне воцаряется слабый, ограниченный царь Федор Иванович “Блаженный” (1584-1587). И снова Орел изменяет свой облик. В правление царя Федора Ивановича между коронованными головами двуглавого орла появляется знак страстей Христовых: так называемый голгофский крест. Крест на государственной печати был символом православия, придающим религиозную окраску гербу государства. Появление «голгофского креста» в гербе России совпадает со временем утверждения в 1589 году патриаршества и церковной независимости России. Также известен и другой герб Федора Ивановича, который несколько отличается от вышеуказанного.

В XVII веке православный крест часто изображался на русских знаменах. Знамена иноземных полков, входивших в состав русского войска, имели собственные эмблемы и надписи; однако на них помещался и православных крест, который указывал, что полк, воюющий под этим знаменем, служит православному государю. До середины XVII века широко использовалась печать, на которой двуглавый орел с ездецом на груди коронован двумя коронами, а между голов орла возвышается православный восьмиконечный крест.

Сменивший Федора Ивановича Борис Годунов (1587-1605) мог бы явиться родоначальником новой династии. Занятие им престола было вполне легально, но народная молва не хотела видеть в нем законного Царя, считая его цареубийцей. И Орел отражает это общественное мнение.
Смутой воспользовались враги Руси и появление в этих условиях Лжедмитрия (1605-1606) было вполне закономерным, как и появление нового Орла. Надо сказать, что на некоторых печатях изображался другой, явно не русский Орел. Здесь события также накладывали свой след на Орла и в связи с Польской оккупацией Орёл становится очень похож на польский, отличаясь, разве что, двухголовием.

Шаткую попытку установить новую династию в лице Василия Шуйского (1606-1610), живописцы из приказной избы отразили в Орле лишенного всех державных атрибутов и как бы в насмешку из места сращения голов вырастет не то цветок, не то шишка. Русская история довольно мало говорит о царе Владиславе I Сигизмундовиче (1610-1612), правда, он не был коронован на Руси, но указы издавал, на монетах чеканилось его изображение и Русский Государственный Орел имел при нем свои формы. Причем впервые в лапе Орла появляется Скипетр. Короткое и в сущности фиктивное правление этого царя фактически положило конец Смуте.
Закончилось Смутное время, Россия отразила претензии на престол польской и шведской династий. Были побеждены многочисленные самозванцы, подавлены полыхавшие в стране восстания. С 1613 года по решению Земского собора в России стала править династия Романовых. При первом царе этой династии - Михаиле Федоровиче (1613-1645) прозванный в народе «Тишайшим» - Государственный герб несколько меняется. В 1625 году впервые двуглавый орел изображается под тремя коронами, на груди возвращался Георгий Победоносец, но уже не в виде иконы, в виде щита. Также, на иконах Георгий Победоносец всегда скакал слева напрово, т.е. с запада на восток навстречу извечным врагам - монголо-татарам. Теперь же враг оказался на западе, польские шайки и римская курия не оставили свох надежд привести Русь в католическую веру.

В 1645 году при сыне Михаила Федоровича - царе Алексее Михайловиче - появилась первая Большая государственная печать, на которой двуглавый орел с ездецом на груди коронован тремя коронами. С этого времени постоянно использовался именно такой тип изображения.
Следующий этап изменения Государственного герба наступил после Переяславской Рады, вхождения Украины в состав Российского государства. На торжествах по этому случаю появляется новый, невиданный трехглавый Орел, который должен был символизировать собой новый титул русского царя: «Всея Великия и Малыя, и Белыя Руси Царь, Государь и Самодержец».
К жалованной грамоте царя Алексея Михайловича Богдану Хмельницкому и его потомкам на город Гадяч от 27 марта 1654 года приложена печать, на которой впервые двуглавый орел под тремя коронами изображен держащим в когтях символы власти: скипетр и державу.
В отличие от византийского образца и, возможно, под влиянием герба Священной Римской империи двуглавый орел начиная с 1654 года стал изображаться с поднятыми крыльями.
В 1654 году кованый двуглавый орел был установлен на шпиле Спасской Башне Московского Кремля.
В 1663 году впервые в русской истории из-под печатного станка в Москве вышла Библия - главная книга христианства. Не случайно в ней был изображен Государственный герб России и давалось его стихотворное «объяснение»:
Тремя венцами орел восточный сияет,
Веру, надежду, любовь к Богу являет,
Криле простер, объемлет все мира конца,
Север, юг, от востока аж до запада солнца
Простертыми крыльями добре покрывает.

В 1667 году, после долгой войны России с Польшей из-за Украины, было заключено Андрусовское перемирие. Для скрепления этого договора была изготовлена Большая печать с двуглавым орлом под тремя коронами, со щитом с ездецом на груди, со скипетром и державой в лапах.
В этом же году появился первый в истории России Указ от 14 декабря «О титуле царском и о государственной печати», который содержал официальное описание герба: «Орел двоеглавый есть герб державный Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великая и Малая и Белыя России самодержавца, Его Царского Величества Российского царствования, на котором три короны изображены знаменующие три великие Казанское, Астраханское, Сибирское славные царства. На персях (груди) изображение наследника; в пазноктях (когтях) скипетр и яблоко, и являет милостивейшего Государя, Его Царского Величества Самодержавца и Обладателя».
Умирает царь Алексей Михайлович и наступает короткое и ничем не примечательное царствование его сына Федора Алексеевича (1676-1682). Трехглавый Орел заменяется старым двухглавым Орлом и при этом ничего нового собой не отражает. После недолгой борьбы с боярским выбором на царство малолетнего Петра, при регенстве его матери Натальи Кирилловны, на престол возводят второго царя - слабосильного и ограниченного Иоанна. А за двойным царским троном стоит царевна Софья (1682-1689). Фактическое царствование Софьи вызвало к жизни нового Орла. Продержался он однако не долго. После новой вспышки смуты - Стрелецкого бунта появляется новый Орел. Причем старый Орел не исчезает и оба они существуют некоторое время параллельно.

В конце концов, Софья потерпев поражение, отправляется в монастырь, а в 1696 году умирает и царь Иоанн V, престол достается единолично Петру I Алексеевичу «Великому» (1689-1725).
И почти сразу Государственный Герб резко меняет свои формы. Начинается эпоха великих преобразований. Столица переносится в Санкт - Петербург и Орел преобретает новые атрибуты. На главах появляются короны под одной общей большей, а на груди орденская цепь ордена Св. апостола Андрея Первозванного. Этот орден, утвержденный Петром в 1798 году, стал первым в системе высших государственных наград России. Святой апостол Андрей Первозванный, один из небесных патронов Петра Алексеевича, был объявлен покровителем России.
Синий косой Андреевский крест становится основным элементом знака ордена Святого Андрея Первозванного и символом военно-морского флота России. С 1699 года встречаются изображения двуглавого орла, окруженного цепью со знаком Андреевского ордена. А уже в следующем году Андреевский орден размещают на орле, вокруг щита с всадником.
С первой четверти XVIII века цветами двуглавого орла стали коричневый (естественный) или черный.

Также важно сказать еще об одном Орле которого Петр нарисовал совсем еще мальчиком для знамени Потешного полка. У этого Орла была всего одна лапа ибо: «Кто только одно сухопутное войско имеет - одну руку имеет, но кто флот имеет две руки имеет».
В короткое царствование Екатерины I (1725-1727) Орел снова изменяет свои формы, ироническая кличка «Болотная царица» ходила повсеместно и соответственно Орел просто не мог не изменится. Однако продержался это Орел весьма незначительный срок. Меньшиков обратив на него внимание приказал изъять его из употребления и ко дню коронации Императрицы появился новый Орел. Указом императрицы Екатерины I от 11 марта 1726 года было закреплено описание герба: «Орел черный с распростертыми крыльями, в желтом поле, на нем ездец в красном поле».

После смерти Екатерины I в короткое царствование Петра II (1727-1730) - внука Петра I, Орел практически не изменился.
Впрочем и правление Анны Иоанновны (1730-1740) и Ивана VI (1740-1741)- правнука Петра I, не вызывает практически никакого изменения Орла за исключением непомерно вытянутого вверх тела. Однако восшествие на престол Императрицы Елизаветы (1740-1761) влечет за собой кардинальное изменение Орла. Ничего не остается от императорской власти, да и Георгий Победоносец заменяется крестом (к тому же, не православным). Унизительный период России добавил унизительного Орла.
На весьма кратковременное и чрезвычайно оскорбительное для русских людей царствование Петра III (1761-1762) Орел не среагировал никак. В 1762 году на престол вступает Екатерина II «Великая» (1762-1796) и Орел меняется приобретая могучие и грандиозные формы. В чеканке монет этого царствования было много произвольных форм герба. Наиболее интересная форма - Орел появившийся во времена Пугачева с огромной и не совсем привычной короной.
Орел Императора Павла I (1796-1801) появился еще задолго до кончины Екатерины II как-бы в противовес ее Орлу для отличия гатчинских батальонов от всей Русской Армии, для ношения на пуговицах, бляхах и головных уборах. Наконец он появляется на штандарте самого цесаревича. Создает этого Орла сам Павел.
В короткое время правления императора Павла I (1796-1801 гг.) Россия вела активную внешнюю политику, столкнувшись с новым для себя противником - наполеоновской Францией. После того как французские войска заняли средиземноморский остров Мальту, Павел I взял Мальтийский орден под свое покровительство, став гроссмейстером ордена. 10 августа 1799 года Павлом I был подписан Указ о включении в состав государственного герба мальтийских креста и короны. На груди орла под мальтийской короной располагался щит со Святым Георгием (Павел толковал его как «коренной герб России»), наложенный на мальтийский крест.
Павел I сделал попытку ввести полный герб Российской империи. 16 декабря 1800 года он подписал Манифест, в котором описывался этот сложный проект. В многопольном щитке и на девяти малых щитках было помещено сорок три герба. В центре находился вышеописанный герб в виде двуглавого орла с мальтийским крестом, большего, чем остальные размера. Щит с гербами наложен на мальтийский крест, а под ним опять появился знак ордена Святого Андрея Первозванного. Щитодержатели, архангелы Михаил и Гавриил, поддерживают императорскую корону над рыцарским шлемом и наметом (плащом). Вся композиция помещена на фоне сени-мантии с куполом - геральдического символа суверенитета. Из-за щита с гербами выходят два штандарта с двуглавым и одноглавым орлами. Этот проект не был окончательно утвержден.

В результате заговора, 11 марта 1801 года Павел пал от рук дворцовых цареубийц. На престол вступает молодой Император Александр I «Благословенный»(1801-1825). Ко дню его коронования появляется новый Орел, уже без Мальтийских эмблем, но, по сути, этот Орел довольно близок к прежнему. Победа над Наполеоном и практически полный контроль над всеми процессами в Европе вызывает появление нового Орла. Он имел одну корону, крылья орла изображались опущенными (расправленными), а в лапах не традиционные скипетр и держава, а венок, молнии (перуны) и факел.
В 1825 году в Таганроге умирает (по официальной версии) Александр I и на престол вступает сильный волей и осознанием долга перед Россией Император Николай I (1825-1855). Николай способствовал могущественному, духовному и культурному возрождению России. Это явило нового Орла, который с течением времени несколько изменился, но по-прежнему нёс в себе все те же строгие формы.
В 1855-1857 годах в ходе геральдической реформы, которая проводилась под руководством барона Б.Кене, тип государственного орла был изменен под влиянием германских образцов. Рисунок Малого герба России, исполненный Александром Фадеевым, был высочайше утвержден 8 декабря 1856 года. Этот вариант герба отличался от предшествующих не только изображением орла, но и количеством «титульных» гербов на крыльях. На правом помещались щиты с гербами Казани, Польши, Херсонеса Таврического и объединенным гербом Великих Княжеств (Киевского, Владимирского, Новгородского), на левом - щиты с гербами Астрахани, Сибири, Грузии, Финляндии.

11 апреля 1857 года последовало Высочайшее утверждение всего комплекта государственных гербов. В него вошли: Большой, Средний и Малый, гербы членов императорской фамилии, а также «титульные» гербы. Одновременно были утверждены рисунки Большой, Средней и Малой государственных печатей, ковчегов (футляров) для печатей, а также печатей главных и низших присутственных мест и лиц. В общей сложности одним актом утвердили сто десять рисунков, литографированных А.Беггровым. 31 мая 1857 года Сенат опубликовал Указ с описанием новых гербов и норм их употребления.
Также известен и другой Орёл Императора Александра II (1855-1881), где вновь возвращается Орлу блеск золота. Скипетр и держава заменяются факелом и венком. В продолжении царствования венок и факел несколько раз сменяются скипетром и державой и несколько раз возвращаются вновь.

24 июля 1882 года Император Александр III в Петергофе утвердил рисунок Большого Герба Российской империи, на котором была сохранена композиция, но изменены детали, в частности фигуры архангелов. Кроме того, императорские короны стали изображать наподобие реальных алмазных венцов, использовавшихся при коронации.
Большой российский государственный герб, Высочайше утвержденный 3 ноября 1882 года, есть в золотом щите черный двуглавый орел, коронованный двумя императорскими коронами, над которыми такая же, но в большем виде, корона, с двумя развевающимися концами ленты андреевского ордена. Государственный орел держит золотые скипетр и державу. На груди орла герб Московский. Щит увенчан шлемом святого великого князя Александра Невского. Намет черный с золотом. Вокруг щита цепь ордена св. апостола Андрея Первозванного; по сторонам изображения святых Архистратига Михаила и Архангела Гавриила. Сень золотая, коронованная императорскою короною, усеянная российскими орлами и подложенная горностаем. На ней червленная надпись: С Нами Бог! Над сенью государственная хоругвь, с восьмиконечным на древке крестом.

23 февраля 1883 года были утверждены Средний и два варианта Малого герба. В январе 1895 года было высочайше повелено оставить без перемен рисунок государственного орла, выполненный академиком А.Шарлеманем.
Последний по времени акт - «Основные положения государственного устройства Российской империи» 1906 года - подтвердил все предшествующие законоположения, касающиеся Государственного герба, но при всех строгих контурах является наиболее эллегантным.
С незначительными изменениями, внесенными в 1882 году Александром III, герб России просуществовал до 1917 года.


Комиссия Временного правительства пришла к выводу, что сам по себе двуглавый орел не несет в себе никаких монархических или династических признаков, поэтому его, лишенного короны, скипетра, державы, гербов царств, земель и всех остальных геральдических атрибутов «оставили на службе».

Совсем иного мнения придерживались большевики. Декретом Совнаркома от 10 ноября 1917 года вместе с сословиями, званиями, титулами и старорежимными орденами герб и флаг были упразднены. Но принять решение оказалось легче, чем выполнить. Государственные органы продолжали существовать и функционировать, поэтому еще полгода старый герб использовали там, где было необходимо, на вывесках с обозначением органов власти и в документах.


Новый герб России был принят вместе с новой конституцией в июле 1918 года. Первоначально колосья не венчала пятиконечная звезда, ее ввели через несколько лет, как символ единения пролетариата пяти континентов планеты.
Казалось, что двуглавый орел окончательно отправлен в отставку, но словно сомневаясь в этом, власти не спешили убирать орлов с башен московского кремля. Это произошло только в 1935 году, когда Политбюро ЦК ВКПб решилось заменить прежние символы рубиновыми звездами.

В 1990 году Правительство РСФСР приняло постановление о создании Государственного герба и государственного флага РСФСР. После всестороннего обсуждения Правительственная комиссия предложила рекомендовать Правительству герб - золотого двуглавого орла на красном поле.

В 1993 году, указом Президента Б.Н.Ельцина двуглавый Орел был утвержден в качестве государственного герба. И наконец 8.12.2000 двуглавый Орел был утвержден Государственной Думой.
За основу современного герба взят герб Петра I. Но двуглавый орел золотого цвета, а не черного, и помещён он на красном геральдическом щите.

На протяжении истории нашего государства, каждый глава государства вносил свой вклад в развитие и формирование герба. При этом он старался, чтобы происходящие в этот момент исторические события и достижение, нашли отражения на гербе. Характер и политические взгляды тоже находили отражение в гербе.
Изначально орел появился в России из распавшейся могучей Римской империи. Он был необходим молодому Российскому государству, как символ власти. Чем крепче становились Россия, тем увереннее и сильнее выглядел орел на гербе. Со временем у него появились все атрибуты власти: корона, скипетр и держава.

Бывшие