Как создать магию таумкрафт. Создаем мистический верстак
Подробности Super User Инструкции по Minecraft Обновлено: 06 мая 2015
Чтобы получить все рецепты для ThaumCraft 4, нужно скрафтить специальную книжечку - путеводитель по моду ThaumCraft. Для того, чтоб создать ее, вам потребуется обзавестись волшебной палочкой, которая вам пригодится и в дальнейшем, но обо всем по порядку.
Крафтим волшебную палочку
1. Рубим дерево и создаем палки.
2. Собираем железо и делаем наконечник для будущей волшебной палочки.
3. Формируем волшебную палочку.
Создаем таумономикон - книгу рецептов и путеводитель по ThaumCraft 4
Для создания этой книги, на понадобится: волшебная палочка, 3 куска кожи, 6 деревянных досок, 9 штук тростника.
1. Делаем из тростника бумагу, из бумаги и кожи создаем книги, а из книг формируем книжную полку.
2. Устанавливаем, в любом месте, книжную полку и жмем по ней правой кнопкой мыши с волшебной палочкой в руке.
Создаем стол для исследований
С помощью стола для исследований, вы сможете открыть рецепты крафта, новых, мощных вещей. Для его крафта понадобится: 6 деревянных плит, 4 доски, стеклянный пузырек, чернила и перо.
1. Делаем стол и устанавливаем его.
2. Создаем чернильницу и устанавливаем ее на стол.
После всего проделанного, вы сможете войти в интерфейс стола, нажатием правой кнопки мыши.
Там вы увидите следующее:
- Таблица аспектов. Все открытые вами аспекты будут появляться здесь.
- Ячейка для чернильницы.
- Ячейка для бумаги.
- Ячейка для свитка.
- Ячейка для аспектов.
- Ячейка изучения новых аспектов.
- Ячейка изучения свитков.
- Ячейка в которой будет появляться свиток.
Про аспекты и нюансы работы со столом для исследований
{youtube}XVMYq-XjF5g|610|380{/youtube}
Создаем мистический верстак
Для того, чтобы создать мистический верстак, достаточно установить одинарный стол, который мы крафтили ранее и кликуть по нему правой кнопкой мыши, с помощью волшебной палочки.
Я лишь выполняю обещание .
Не так давно вышло обновление мода Thaumcraft 6 , основного стержня всех серверов с магическим уклоном. По мере существования пятой части, время от времени выходили различного рода обновления, тем самым насыщая данную модификацию дополнительным контентом. Thaumcraft 6 , в свою очередь служит лишь переосмыслением своего предшественника, и стартует с версии Minecraft 1.10.2 .
Я перерыл уйму сайтов, но так и не нашел текстовое описание данного мода, даже на майнкрафт вики, в следствии чего состряпал небольшой гайд-введение, по имеющимся изменениям.
Автор модификации (он же Азанор) переписал код с чистой страницы. Что примечательно, механизмы остались прежними, но сама механика игры, несколько перевернулась, что становится заметно с самого начала игры. Главным изменением в этой части, я пожалуй отмечу отсутствие волшебной палочки (да мои юные феейчки, палочку из игры вырезали напрочь, уж увы). Ее заменит перчатка заклинателя, но об этом позже С чего же начать и как в таком случае получить элементарный тауномикон?
Для начала вам стоит вооружиться ̶р̶а̶г̶а̶л̶и̶к̶о̶м̶ ̶н̶а̶ ̶д̶р̶а̶н̶и̶к̶е̶ киркой, отправиться в шахту, и найти заветные вис кристаллы. В данной версии они выглядят подобным образом:
Думаю игрокам которые уже имеют представление о серверах линейки Magic RPG , не стоит описывать, что это за ̶б̶р̶ю̶л̶и̶к̶и̶ руда, и для чего она нужна. Для всех остальных, ссылка на гайд по Thaumcraft 5 : тык.
Ну так вот, благополучно колотим их нашим орудием, после чего наблюдаем надпись:
(Я ощущаю странную дрожь в пальцах, с чем это связано? Наверное мне стоит отдохнуть).
Проснувшись по утру, у вас появляется книга в которой, будучи в трансе вы записали ваше странное сновидение, дабы его не забыть, о чем свидетельствует следующая надпись:
Открываем свой "дневник юного психонавта", в котором (если в крации) говорится, что следует смешать три различных кристала (любых), кремний, редстоун, и... Миску. Да из которой вы черпаете грибную похлебку. Располагаем вышеописанные ингредиенты в любом виде на ванильном верстаке, и получаем салис мундус (пыль, волшебная). После крафта нам возвращают наш кремний, и тарелку (можете заварить в ней бичик).
Далее, распыляем пыль (простите за какофонию) над книжной полкой, и получаем всеми известный тауномикон, эдакую, своего рода библию для магов. Повторив те же манипуляции с ванильным верстаком, получаем его аналог, только магический. В тауномиконе существует всем знакомая "цепочка квестов", но несколько в ином виде:
Из выше изображенного мы видим, что нам необходимо скрафтить таунометр, его рецепт вы увидите кликнув по "закладке" с права от книги. Стоит отметить, что при крафте используется энергия ви , которая в 6 версии мода больше не разделяется на типы, в отличии от той же руды, и берется, что называется "с потолка". Эта энергия служит некой абстрактной субстанцией, которая витает в каждом чанке, но в каждом чанке ее кол-во ограничено (со временем чанк восстанавливает свое кол-во ви , за счет соседних). В крафте, подобная механика выглядит таким образом:
Белым шрифтом обозначено требуемое количество ви для крафта, синим- всего витающие в атмосфере (больше не придется ̶с̶ ̶г̶о̶л̶о̶й̶ ̶з̶а̶д̶н̶и̶ц̶е̶й̶ в кожаной броньке мататься сломя голову по всей карте в поисков узлов, для зарядки палочки).
Скрафтив таунометр, изучаем все вокруг (как и в 5-ой версии мода), получая за это различные очки знаний. В данной версии модификации существует три вида знаний, которые в идеале нужно обуздать все:
1. Наблюдение (Получается при исследовании мира таунометром)
2. Теории (Получается по мере открытий исследований на одноименном столе)
3. Прозрение (Получается рандомно, при любой деятельности в мире таумкрафта, своего рода "крит").
Что касается стола исследований- тут полный треш. По крайней мере для игроков, совершенно не владеющими английским языком. Интерфейс стола исследований выглядит подобным образом:
Сперва кликаем на зеленую клавишу Create theory под маркером 1 . И начинаем изучение. Под маркером 2 , у вас имеются доступное кол-во идей, которые можно увеличить, размещая рядом со столом исследований волшебного котла, верстаков, и книжных полок. Кол-во лампочек подскажет нам, сколько осталось "попыток/шагов" при изучении того или иного исследования (по пути дальнейшего изучения тауномикона , кол-во лампочек увеличивается). Третий маркер (3 )- это наш бонус, который при активации "сжирает" некоторое количество лампочек, но дает определенное преимущество (на практике рассмотрим его позже). Нажимаем на зеленую клавишу, после чего видим перед собой стопку листов с вопросительным знаком. Открывается само исследование, пути которого будут разветвляться по мере продвижения этого исследования, и каждый выбирает наиболее оптимальный для себя. Да, тут все сугубо индивидуально, но тут то вам и пригодится хоть какое нибудь представление в языке западных земель, подробности на скриншоте ниже:
После чего матрица готова. Но она не крутится. Кликаем по ней еще раз, но уже перчаткой заклинателя , и (с) "она все таки крутится!".
По основам вроде все. Позже напишу об основных механиках игры, таких как: создание наболдажников, големов, и разложения материи на аспекты, ибо тема будет слишком громоздкой.
В любом случае данный сервер откроется не так скоро. Однако исходя из статистики, думаю его можно ожидать сразу после индастриала , но опять таки, сугубо предположения.
Итак, для большинства игроков, главный минус этой версии мода заключается в приспособлении к английскому языку, поскольку тут он понадобится несколько больше чем в предыдущей части. И так выбор: "напрячь извилины и приспособиться", или "оставить как есть", ведь "раньше лучше было". Не менее занятный вопрос "перед кем этот выбор стоит?". Ну да ладно. Будем надеяться, что к открытию Magic RPG , какие нибудь любители, русификатор все таки состряпают.
Всем привет. Этот гайд предназначен для тех, кто не знает с чего начать, зайдя на сервер Magic
.
Затем крафтим сам жезл:
Теперь берем книжную полку и жезлом кликаем по ней ПКМ:
Сим-салабим, абра-кадабра и получаем вот такую книжку, которая называется таумономикон
:
Открываем книгу и видим 6 разделов. В первом разделе можно ознакомиться с рудами, растениями, которые добавляются модом и многим другим (советую внимательно читать эту книжку, она вам очень поможет):
Далее скрафтим себе очень полезную вещь - таумометр
, для этого вам придется выкопать пару любых кристаллов (в данном случае я использовала грозовые):, встречаются они часто, проблем с ними у вас не будет:
Теперь вы можете и должны изучать все вокруг! Делается это очень просто - смотрим на предмет через таумометр
и жмем ПКМ:
В начале вы не сможете изучить все, так как вам нужно открыть основные аспекты: Ignis, Ordo, Perditio, Aqua, Aer, Terra . Из этих аспектов составляются более сложные.
Открываем 4 вкладку "изобретения" и видим магический верстак
и стол исследований
:
Сначала крафтим стол
(сделаем сразу 3 штуки):
Затем ставим их таким образом:
По-первому столу жмем жезлом ПКМ и получаем магический верстак
:
Теперь крафтим чернильницу
:
И используем ее на двойном столе, получая стол исследований
:
Тут мы остановимся более подробно. Как вы могли заметить в таумономконе
не все исследования вам доступны: одни мигают, другие серые. Мигающие исследования вы можете изучить в данный момент. Сейчас я вам расскажу как это сделать. Для начала вам нужна бумага и чернильница (можете ее взять в столе исследований). Открываем таумономикон и жмем ЛКМ по исследованию, которое хотим изучить:
В рюкзаке появится свиток - записки исследований
:
Открываем стол исследований, чернильницу кладем в левое верхнее окошко, а записки исследований в правое верхнее окошко:
Справа открывается свиток с исследованием, которое нужно изучить. Тут мы видим аспект Ordo и вопросительные знаки, которые говорят о том, что мы не знаем каких-то аспектов. Что же делать? Либо ходить по миру и пытаться все изучить при помощи таумометра
, либо в столе исследований
из 6 начальных аспектов получить более сложные. Делается это так: с левой стороны мы видим аспекты, которые нам дали сразу после крафта стола. Жмем по аспекту ЛКМ и он помещается в нижние окошки, вот так:
Жмем на фиолетовую кнопку между ними и получаем новый аспект Motus:
Если комбинация аспектов не правильная, то новый аспект просто не появится. А теперь я вам покажу на примере свитка "экспертиза" технологию проведения исследования.Для этого вам придется открыть аспекты Cognitio и Sensus:
Теперь нам нужно соединить эти аспекты. В данном случае нам предстоит объединить в цепь 3 аспекта, пользуясь теми аспектами, которые нам доступны в столе. Для создания связей между аспектами, нам нужно поставить рядом тот аспект, из которого состоит предыдущий либо является его частью. Давайте рассмотрим на примере:
Аспекты Cognitio и Sensus содержат в себе аспект Spiritus, а аспект Spiritus состоит из аспектов Victus и Mortuus (состав открытых вами аспектов вы всегда можете посмотреть в таумономиконе, раздел "базовая информация" - "магические аспекты), в данном случае я использовала для соединения аспект Mortuus. Далее присоединим цепочку к аспекту Ordo:
В данном случае аспект Ordo содержится в аспекте Gelum, а аспект Spiritus содержит аспект Victus. И тот, и тот аспект включает в свой состав Aqua, поэтому легко соединяем их вместе. Это только 1 из вариантов исследования, вы можете использовать свои комбинации, все зависит от наличия аспектов в вашем столе. Теперь берете этот свиток, жмете ПКМ, держа его в руке, и он помещается в ваш таумономикон. Исследования в виде шестиугольников изучаются проще, если у вас хватает аспектов, жмете ЛКМ и готово:
Например, изучили вы голодный сундук, открываем его страничку и видим, что он крафтится в магическом верстаке и для этого нужны аспекты Aer, Ordo, Perditio. Где же их взять? Вот тут вам нужен узел ауры
:
Без очков откровения и таумометра он еле заметен и выглядит вот так.