Как создать магию таумкрафт. Создаем мистический верстак

Подробности Super User Инструкции по Minecraft Обновлено: 06 мая 2015

Чтобы получить все рецепты для ThaumCraft 4, нужно скрафтить специальную книжечку - путеводитель по моду ThaumCraft. Для того, чтоб создать ее, вам потребуется обзавестись волшебной палочкой, которая вам пригодится и в дальнейшем, но обо всем по порядку.

Крафтим волшебную палочку

1. Рубим дерево и создаем палки.

2. Собираем железо и делаем наконечник для будущей волшебной палочки.

3. Формируем волшебную палочку.

Создаем таумономикон - книгу рецептов и путеводитель по ThaumCraft 4

Для создания этой книги, на понадобится: волшебная палочка, 3 куска кожи, 6 деревянных досок, 9 штук тростника.

1. Делаем из тростника бумагу, из бумаги и кожи создаем книги, а из книг формируем книжную полку.

2. Устанавливаем, в любом месте, книжную полку и жмем по ней правой кнопкой мыши с волшебной палочкой в руке.

Создаем стол для исследований

С помощью стола для исследований, вы сможете открыть рецепты крафта, новых, мощных вещей. Для его крафта понадобится: 6 деревянных плит, 4 доски, стеклянный пузырек, чернила и перо.

1. Делаем стол и устанавливаем его.

2. Создаем чернильницу и устанавливаем ее на стол.

После всего проделанного, вы сможете войти в интерфейс стола, нажатием правой кнопки мыши.

Там вы увидите следующее:

  1. Таблица аспектов. Все открытые вами аспекты будут появляться здесь.
  2. Ячейка для чернильницы.
  3. Ячейка для бумаги.
  4. Ячейка для свитка.
  5. Ячейка для аспектов.
  6. Ячейка изучения новых аспектов.
  7. Ячейка изучения свитков.
  8. Ячейка в которой будет появляться свиток.


Про аспекты и нюансы работы со столом для исследований

{youtube}XVMYq-XjF5g|610|380{/youtube}

Создаем мистический верстак

Для того, чтобы создать мистический верстак, достаточно установить одинарный стол, который мы крафтили ранее и кликуть по нему правой кнопкой мыши, с помощью волшебной палочки.

Я лишь выполняю обещание .

Не так давно вышло обновление мода Thaumcraft 6 , основного стержня всех серверов с магическим уклоном. По мере существования пятой части, время от времени выходили различного рода обновления, тем самым насыщая данную модификацию дополнительным контентом. Thaumcraft 6 , в свою очередь служит лишь переосмыслением своего предшественника, и стартует с версии Minecraft 1.10.2 .

Я перерыл уйму сайтов, но так и не нашел текстовое описание данного мода, даже на майнкрафт вики, в следствии чего состряпал небольшой гайд-введение, по имеющимся изменениям.

Автор модификации (он же Азанор) переписал код с чистой страницы. Что примечательно, механизмы остались прежними, но сама механика игры, несколько перевернулась, что становится заметно с самого начала игры. Главным изменением в этой части, я пожалуй отмечу отсутствие волшебной палочки (да мои юные феейчки, палочку из игры вырезали напрочь, уж увы). Ее заменит перчатка заклинателя, но об этом позже С чего же начать и как в таком случае получить элементарный тауномикон?

Для начала вам стоит вооружиться ̶р̶а̶г̶а̶л̶и̶к̶о̶м̶ ̶н̶а̶ ̶д̶р̶а̶н̶и̶к̶е̶ киркой, отправиться в шахту, и найти заветные вис кристаллы. В данной версии они выглядят подобным образом:


Думаю игрокам которые уже имеют представление о серверах линейки Magic RPG , не стоит описывать, что это за ̶б̶р̶ю̶л̶и̶к̶и̶ руда, и для чего она нужна. Для всех остальных, ссылка на гайд по Thaumcraft 5 : тык.

Ну так вот, благополучно колотим их нашим орудием, после чего наблюдаем надпись:


(Я ощущаю странную дрожь в пальцах, с чем это связано? Наверное мне стоит отдохнуть).

Проснувшись по утру, у вас появляется книга в которой, будучи в трансе вы записали ваше странное сновидение, дабы его не забыть, о чем свидетельствует следующая надпись:

Открываем свой "дневник юного психонавта", в котором (если в крации) говорится, что следует смешать три различных кристала (любых), кремний, редстоун, и... Миску. Да из которой вы черпаете грибную похлебку. Располагаем вышеописанные ингредиенты в любом виде на ванильном верстаке, и получаем салис мундус (пыль, волшебная). После крафта нам возвращают наш кремний, и тарелку (можете заварить в ней бичик).

Далее, распыляем пыль (простите за какофонию) над книжной полкой, и получаем всеми известный тауномикон, эдакую, своего рода библию для магов. Повторив те же манипуляции с ванильным верстаком, получаем его аналог, только магический. В тауномиконе существует всем знакомая "цепочка квестов", но несколько в ином виде:


Из выше изображенного мы видим, что нам необходимо скрафтить таунометр, его рецепт вы увидите кликнув по "закладке" с права от книги. Стоит отметить, что при крафте используется энергия ви , которая в 6 версии мода больше не разделяется на типы, в отличии от той же руды, и берется, что называется "с потолка". Эта энергия служит некой абстрактной субстанцией, которая витает в каждом чанке, но в каждом чанке ее кол-во ограничено (со временем чанк восстанавливает свое кол-во ви , за счет соседних). В крафте, подобная механика выглядит таким образом:


Белым шрифтом обозначено требуемое количество ви для крафта, синим- всего витающие в атмосфере (больше не придется ̶с̶ ̶г̶о̶л̶о̶й̶ ̶з̶а̶д̶н̶и̶ц̶е̶й̶ в кожаной броньке мататься сломя голову по всей карте в поисков узлов, для зарядки палочки).

Скрафтив таунометр, изучаем все вокруг (как и в 5-ой версии мода), получая за это различные очки знаний. В данной версии модификации существует три вида знаний, которые в идеале нужно обуздать все:

1. Наблюдение (Получается при исследовании мира таунометром)
2. Теории (Получается по мере открытий исследований на одноименном столе)
3. Прозрение (Получается рандомно, при любой деятельности в мире таумкрафта, своего рода "крит").

Что касается стола исследований- тут полный треш. По крайней мере для игроков, совершенно не владеющими английским языком. Интерфейс стола исследований выглядит подобным образом:

Сперва кликаем на зеленую клавишу Create theory под маркером 1 . И начинаем изучение. Под маркером 2 , у вас имеются доступное кол-во идей, которые можно увеличить, размещая рядом со столом исследований волшебного котла, верстаков, и книжных полок. Кол-во лампочек подскажет нам, сколько осталось "попыток/шагов" при изучении того или иного исследования (по пути дальнейшего изучения тауномикона , кол-во лампочек увеличивается). Третий маркер (3 )- это наш бонус, который при активации "сжирает" некоторое количество лампочек, но дает определенное преимущество (на практике рассмотрим его позже). Нажимаем на зеленую клавишу, после чего видим перед собой стопку листов с вопросительным знаком. Открывается само исследование, пути которого будут разветвляться по мере продвижения этого исследования, и каждый выбирает наиболее оптимальный для себя. Да, тут все сугубо индивидуально, но тут то вам и пригодится хоть какое нибудь представление в языке западных земель, подробности на скриншоте ниже:

После чего матрица готова. Но она не крутится. Кликаем по ней еще раз, но уже перчаткой заклинателя , и (с) "она все таки крутится!".

По основам вроде все. Позже напишу об основных механиках игры, таких как: создание наболдажников, големов, и разложения материи на аспекты, ибо тема будет слишком громоздкой.

В любом случае данный сервер откроется не так скоро. Однако исходя из статистики, думаю его можно ожидать сразу после индастриала , но опять таки, сугубо предположения.

Итак, для большинства игроков, главный минус этой версии мода заключается в приспособлении к английскому языку, поскольку тут он понадобится несколько больше чем в предыдущей части. И так выбор: "напрячь извилины и приспособиться", или "оставить как есть", ведь "раньше лучше было". Не менее занятный вопрос "перед кем этот выбор стоит?". Ну да ладно. Будем надеяться, что к открытию Magic RPG , какие нибудь любители, русификатор все таки состряпают.

Всем привет. Этот гайд предназначен для тех, кто не знает с чего начать, зайдя на сервер Magic .

Итак, зашли, нашли себе кусочек земли, заприватили, построили уютный домик, можно начать постигать тайну магии. Начнем с крафта жезла: крафтим 2 железных наконечника :

Затем крафтим сам жезл:

Теперь берем книжную полку и жезлом кликаем по ней ПКМ:

Сим-салабим, абра-кадабра и получаем вот такую книжку, которая называется таумономикон :

Открываем книгу и видим 6 разделов. В первом разделе можно ознакомиться с рудами, растениями, которые добавляются модом и многим другим (советую внимательно читать эту книжку, она вам очень поможет):

Далее скрафтим себе очень полезную вещь - таумометр , для этого вам придется выкопать пару любых кристаллов (в данном случае я использовала грозовые):, встречаются они часто, проблем с ними у вас не будет:

Теперь вы можете и должны изучать все вокруг! Делается это очень просто - смотрим на предмет через таумометр и жмем ПКМ:

В начале вы не сможете изучить все, так как вам нужно открыть основные аспекты: Ignis, Ordo, Perditio, Aqua, Aer, Terra . Из этих аспектов составляются более сложные.

Открываем 4 вкладку "изобретения" и видим магический верстак и стол исследований :

Сначала крафтим стол (сделаем сразу 3 штуки):

Затем ставим их таким образом:

По-первому столу жмем жезлом ПКМ и получаем магический верстак :

Теперь крафтим чернильницу :

И используем ее на двойном столе, получая стол исследований :

Тут мы остановимся более подробно. Как вы могли заметить в таумономконе не все исследования вам доступны: одни мигают, другие серые. Мигающие исследования вы можете изучить в данный момент. Сейчас я вам расскажу как это сделать. Для начала вам нужна бумага и чернильница (можете ее взять в столе исследований). Открываем таумономикон и жмем ЛКМ по исследованию, которое хотим изучить:

В рюкзаке появится свиток - записки исследований :

Открываем стол исследований, чернильницу кладем в левое верхнее окошко, а записки исследований в правое верхнее окошко:

Справа открывается свиток с исследованием, которое нужно изучить. Тут мы видим аспект Ordo и вопросительные знаки, которые говорят о том, что мы не знаем каких-то аспектов. Что же делать? Либо ходить по миру и пытаться все изучить при помощи таумометра , либо в столе исследований из 6 начальных аспектов получить более сложные. Делается это так: с левой стороны мы видим аспекты, которые нам дали сразу после крафта стола. Жмем по аспекту ЛКМ и он помещается в нижние окошки, вот так:

Жмем на фиолетовую кнопку между ними и получаем новый аспект Motus:

Если комбинация аспектов не правильная, то новый аспект просто не появится. А теперь я вам покажу на примере свитка "экспертиза" технологию проведения исследования.Для этого вам придется открыть аспекты Cognitio и Sensus:

Теперь нам нужно соединить эти аспекты. В данном случае нам предстоит объединить в цепь 3 аспекта, пользуясь теми аспектами, которые нам доступны в столе. Для создания связей между аспектами, нам нужно поставить рядом тот аспект, из которого состоит предыдущий либо является его частью. Давайте рассмотрим на примере:

Аспекты Cognitio и Sensus содержат в себе аспект Spiritus, а аспект Spiritus состоит из аспектов Victus и Mortuus (состав открытых вами аспектов вы всегда можете посмотреть в таумономиконе, раздел "базовая информация" - "магические аспекты), в данном случае я использовала для соединения аспект Mortuus. Далее присоединим цепочку к аспекту Ordo:

В данном случае аспект Ordo содержится в аспекте Gelum, а аспект Spiritus содержит аспект Victus. И тот, и тот аспект включает в свой состав Aqua, поэтому легко соединяем их вместе. Это только 1 из вариантов исследования, вы можете использовать свои комбинации, все зависит от наличия аспектов в вашем столе. Теперь берете этот свиток, жмете ПКМ, держа его в руке, и он помещается в ваш таумономикон. Исследования в виде шестиугольников изучаются проще, если у вас хватает аспектов, жмете ЛКМ и готово:

Например, изучили вы голодный сундук, открываем его страничку и видим, что он крафтится в магическом верстаке и для этого нужны аспекты Aer, Ordo, Perditio. Где же их взять? Вот тут вам нужен узел ауры :

Без очков откровения и таумометра он еле заметен и выглядит вот так.

Бывшие