Какой собор находится на красной площади. Кто хотел снести собор? Церковь Святой Троицы

Для всего мира самыми известными «визитными карточками» России являются Кремль, и Собор Василия Блаженного в Москве. Последний имеет еще и другие названия, наиболее популярным из которых является Покровский собор на Рву.

Общие сведения

Собор отпраздновал свое 450-летие 02.07.2011 г. Это уникальное строение возведено на Красной площади. Изумительный по своей красоте храм представляет собой целый комплекс церквей, объединенных общим основанием. Даже те, кто ничего не знает об архитектуре России, сразу же узнают Церковь Василия Блаженного. Собор имеет неповторимую черту - все его пестрые купола отличаются друг от друга.

В основной (Покровской) церкви находится иконостас, который был перенесен из разрушенной в 1770 г. кремлевской церкви Черниговских чудотворцев. В подклете церкви Покрова Богоматери находятся самые ценные наиболее древняя из которых — икона Василия Блаженного (XVI в.), написанная специально для этого храма. Тут же экспонируются иконы XVII в.: Богоматерь Знамение и Покров Пресвятой Богородицы. Первая копирует изображение, расположенное на восточной стороне фасада церкви.

История возникновения храма

Собор Василия Блаженного, история возведения которого обросла целым рядом мифов и легенд, построен по приказу первого царя Руси Ивана Грозного. Он был посвящен знаменательному событию, а именно - победе над Казанским ханством. К большому сожалению историков, имена зодчих, создавший этот бесподобный шедевр, не дошли до наших дней. Существует много версий относительно того, кто работал над возведением храма, но достоверно так и не установлено, кто создал Собор Василия Блаженного. Москва была главным городом Руси, поэтому царь собирал в столице лучших мастеров. По одному преданию главным зодчим был Постник Яковлев из Пскова по прозвищу Барма. Другая версия полностью противоречит этому. Многие считают, что Барма и Постник - разные мастера. Еще больше путаницы возникает по третьей версии, которая гласит о том, что Собор Василия Блаженного в Москве был построен по проекту итальянского архитектора. Но самой популярной легендой о данном храме является та, в которой говорится об ослеплении зодчих, создавших этот шедевр, дабы они не смогли повторить свое творение.

Происхождение названия

Поразительно, но, несмотря на то, что главная церковь этого храма была посвящена Покрову Пресвятой Богородицы, во всем мире он известен как Собор Василия Блаженного. В Москве всегда было много юродивых (блаженных «божьих людей»), но имя одного из них навсегда запечатлено в истории Руси. Безумный Василий жил на улице и даже зимой ходил полуголым. При этом все тело его было обвито веригами, которые представляли собой железные цепи с большими крестами. Этот человек пользовался большим уважением в Москве. Даже сам царь относился к нему с несвойственным ему благоговением. Василий Блаженный почитался горожанами как чудотворец. Он умер в 1552 г., а в 1588 г. над его могилой была возведена церковь. Именно эта постройка дала общепринятое название данному храму.

Практически все, кто посещает Москву, знают, что главным символом России является Красная площадь. Собор Василия Блаженного занимает одно из самых почетных мест в целом комплексе строений и памятников, находящихся на ней. Храм венчают 10 великолепных куполов. Вокруг основной (главной) церкви, называемой Покрова Богородицы, симметрично расположены 8 других. Они построены в форме восьмиконечной звезды. Все эти церкви символизируют приходящиеся на дни взятия Казанского ханства религиозные праздники.

Купола Собора Василия Блаженного и колокольня

Восемь церквей венчают 8 луковичных глав. Главное (центральное) строение завершено «шатром», над которым возвышается маленькая «главка». Десятый купол был построен над церковной колокольней. Поразительно то, что все полностью отличаются друг от друга по своей фактуре и окраске.

Современная колокольня храма была возведена на месте старой звонницы, которая полностью пришла в негодность в XVII в. Ее возвели в 1680 г. В основании колокольни находится высокий массивный четверик, на котором возведен восьмерик. На нем есть открытая площадка, огражденная 8 столбами. Все они соединены между собой арочными пролетами. Верх площадки венчает высокий восьмигранный шатер, ребра которого украшены изразцами разного цвета (белого, синего, желтого, коричневого). Грани его покрыты зеленой фигурной черепицей. Наверху шатра располагается луковичная главка, увенчанная восьмигранным крестом. Внутри площадки на деревянных балках висят колокола, которые были отлиты еще в XVII-XIX вв.

Архитектурные особенности

Девять церквей Собора Василия Блаженного соединены между собой общим основанием и обходной галереей. Ее особенностью является причудливая роспись, основным мотивом которой являются растительные орнаменты. Неповторимый стиль храма сочетает в себе традиции как европейского, так и русского зодчества эпохи Возрождения. Отличительной особенностью собора являются и Высота храма (по наивысшему куполу) составляет 65 м. Названия церквей Собора: Николая Чудотворца, Троицы, Мучеников Адриана и Наталии, Входа в Иерусалим, Варлаама Хутынского, Александра Свирского, Григория Армянского, Покрова Божией Матери.

Еще одной особенностью храма является то, что в нем нет подвала. У него чрезвычайно прочные стены подклета (достигают толщины в 3 м). Высота каждого из помещений составляет примерно 6,5 м. Вся конструкция северной части храма уникальна, поскольку длинный коробовый свод подклета не имеет никаких поддерживающих столбов. Стены здания «прорезаны» так называемыми «продухами», которые представляют собой узкие отверстия. Они обеспечивают в церкви особый микроклимат. Много лет помещения подклета не были доступны прихожанам. Ниши-тайники использовались в качестве хранилищ и закрывались дверями, о наличии которых сейчас свидетельствуют только сохранившиеся на стенах петли. Считается, что до конца XVI в. в них хранилась царская казна.

Постепенное преображение Собора

Только в конце XVI в. над храмом появились фигурные главы, которые заменили собой первоначальное перекрытие, сгоревшее в очередном пожаре. Этот православный собор до XVII в. назывался Троицким, поскольку самый первый деревянный храм, который находился на этом месте, был построен в честь Святой Троицы. Первоначально это строение имело более строгий и сдержанный вид, поскольку оно было возведено из камня и кирпича. Только в XVII в. все купола были украшены керамическими изразцами. В это же время к храму были пристроены асимметричные постройки. Затем появились шатры над крылечками и затейливая роспись стен и потолка. В тот же период на стенах и потолке появилась изящная роспись. В 1931 г. перед храмом был воздвигнут памятник Минину и Пожарскому. На сегодняшний день Собор Василия Блаженного находится в совместном ведении Русской православной церкви и Исторического музея строение является культурным наследием России. Красоту и уникальность данного храма оценили и во всем Василия Блаженного в Москве отнесен к объектам Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Значение Покровского собора в СССР

Несмотря на гонения советской власти в отношении религии и разрушение огромного множества церквей, Собор Василия Блаженного в Москве еще в 1918 г. был взят под государственную охрану как памятник культуры мирового значения. Именно в это время все усилия властей были направлены на создание в нем музея. Первым смотрителем храма стал протоирей Иоанн Кузнецов. Именно он практически самостоятельно заботился о ремонте здания, хотя его состояние было просто ужасным. В 1923 г. в Соборе разместился историко-архитектурный музей «Покровский собор». Уже в 1928 г. он стал одним из филиалов Государственного исторического музея. В 1929 г. с него были сняты все колокола, а богослужения были запрещены. Несмотря на то что храм на протяжении почти ста лет постоянно реставрируется, его экспозиция закрывалась всего один раз - в годы Великой Отечественной войны.

Покровский собор в 1991-2014 гг.

После развала Советского Союза Собор Василия Блаженного перешел в совместное пользование Русской Православной церкви и Государственного исторического музея. С 15.08.1997 г. в храме были возобновлены праздничные и воскресные богослужения. С 2011 г. открыты для посещения недоступные ранее приделы, в которых устроены новые экспозиции.

В 1561 году была освящена одна из самых известных церквей России - Покровский собор, или, как его называют иначе, храм Василия Блаженного. Портал «Культура.РФ» вспомнил интересные факты из истории его создания.

Храм-памятник

Покровский собор - это не просто церковь, а храм-памятник, возведенный в честь присоединения Казанского ханства к Русскому государству. Главная битва, в которой русские войска одержали победу, произошла в день Покрова Пресвятой Богородицы . И храм был освящен в честь этого христианского праздника. Собор состоит из отдельных церквей, каждая из которых также освящена в честь праздников, в которые происходили решающие бои за Казань, - Троицы, Входа Господня в Иерусалим и других.

Грандиозная стройка в рекордные сроки

Изначально на месте собора стояла деревянная Троицкая церковь. Вокруг нее во время походов на Казань возводились храмы - они отмечали громкие победы русского войска. Когда Казань окончательно пала, митрополит Макарий предложил Ивану Грозному перестроить архитектурный ансамбль в камне. Он хотел окружить центральный храм семью церквями, но ради симметрии количество увеличили до восьми. Так, на одном основании были построены 9 самостоятельных храмов и звонница, их соединяли сводчатые переходы. Снаружи церкви были окружены открытой галереей, которую называли гульбищем - это была своеобразная церковная паперть. Каждый храм увенчали собственным куполом с неповторимым рисунком и оригинальной отделкой барабана. Грандиозное по тем временам сооружение высотой 65 метров строили всего шесть лет - с 1555 по 1561 год. Вплоть до 1600 года это было самое высокое здание Москвы.

Храм в честь прорицателя

Хотя официальное название собора - собор Покрова на Рву, все знают его как храм Василия Блаженного. По преданию, известный московский чудотворец собирал деньги на строительство храма, а потом был похоронен у его стен. Юродивый Василий Блаженный ходил по московским улицам босым, почти без одежды практически весь год, проповедовал милосердие и помощь ближним. Ходили легенды и о его провидческом даре: говорят, он предсказал московский пожар 1547 года. Сын Ивана Грозного Федор Иоаннович распорядился построить церковь, посвященную Василию Блаженному. Она стала частью Покровского собора. Церковь была единственным храмом, который работал всегда - круглый год, и днем, и ночью. Позже по ее названию прихожане начали и собор называть собором Василия Блаженного.

Луи Бишбуа. Литография «Церковь Василия Блаженного»

Виталий Графов. Московский чудотворец Блаженный Василий. 2005

Царская сокровищница и аналой на Лобном месте

В соборе нет подвальных помещений. Вместо них построили общее основание - перекрытый сводами подклет без поддерживающих столбов. Вентилировались они через специальные узкие отверстия - продухи. Изначально помещение использовали как склад - там хранилась царская казна и ценности некоторых богатых московских семей. Позже узкий вход в подклет заложили - его нашли лишь во время реставрации 1930-х годов.

При своих колоссальных внешних размерах, внутри Покровский собор совсем невелик. Возможно, потому, что изначально он строился как мемориальный памятник. Зимой собор и вовсе был закрыт, так как не отапливался. Когда в храме начали проводить службы, особенно по большим церковным праздникам, внутри помещалось очень мало людей. Тогда аналой переносили на Лобное место, а собор будто служил громадным алтарем.

Русский зодчий или европейский мастер

До сих пор доподлинно неизвестно, кто построил храм Василия Блаженного. У исследователей есть несколько вариантов. Один из них - собор возвели древнерусские зодчие Постник Яковлев и Иван Барма. По другой версии, Яковлев и Барма были на самом деле одним человеком. Третий вариант гласит, что автором собора стал иностранный архитектор. Ведь композиция храма Василия Блаженного не имеет аналогий в древнерусском зодчестве, а вот в западноевропейском искусстве найти прототипы здания можно.

Кем бы ни был архитектор, существуют печальные легенды о его дальнейшей судьбе. Согласно им, когда Иван Грозный увидел храм, то был поражен его красотой и велел ослепить зодчего, чтобы тот никогда и нигде не повторил свою величественную постройку. Другая легенда гласит, что строителя-иностранца и вовсе казнили - по той же причине.

Иконостас с заворотом

Иконостас для собора Василия Блаженного создали в 1895 году по проекту архитектора Андрея Павлинова. Это так называемый иконостас с заворотом - он настолько велик для небольшого храма, что продолжается на боковых стенах. Его украшают старинные иконы - Богоматерь Смоленская XVI века и образ святого Василия Блаженного, написанный в XVIII веке.

Также храм декорирован росписями - они созданы на стенах здания в разные годы. Здесь изображены Василий Блаженный, Богородица, главный купол украшен ликом Спаса Вседержителя.

Иконостас в соборе Василия Блаженного. 2016. Фотография: Vladimir d"Ar

«Лазарь, поставь на место!»

Собор несколько раз едва не разрушили. Во время Отечественной войны 1812 года здесь разместились французские конюшни, а после храм и вовсе собирались взорвать. Уже в советское время сподвижник Сталина Лазарь Каганович предлагал разобрать собор, чтобы на Красной площади стало больше места для парадов и демонстраций. Он даже создал макет площади, и здание храма с нее легко снималось. Но Сталин, увидев архитектурный образец, сказал: «Лазарь, поставь на место!»

Достопримечательности

105104

Самое известное и знаковое место в России и в Москве, свидетель судьбоносных событий прошлого, а ныне - главная арена грандиозных празднеств в Москве - Красная площадь - по праву именуется сердцем столицы и лицом страны. В её облике запечатлелись история и мощь всего государства. Величавая красота и неизменная торжественность поистине культового места восхищает туристов со всего мира, не устающих запечетлевать всю мощь монументальность площади на ярких фото. Прогулка по Красной площади и её ближайшим окрестностям - не просто обязательный, но первостепенный маршрут для каждого гостя в Москве. Ведь именно в этом общественном пространстве, за несколько веков ставшем сакральным, сконцентрированы главные достопримечательности и целый комплекс уникальных памятников, воплощающих национальные идеи и ценности разных эпох. О них - главных объектах, составляющих популярнейший пешеходный маршрут столицы, - и пойдёт речь в нашем гиде.


«Начинается земля, как известно, от Кремля…» От Московского Кремля началась и история главной площади в Москве. В конце XV века после разрушительного пожара выгоревшее пространство между северо-восточной кремлёвской стеной и Торгом застраивать не стали, уцелевшие постройки снесли, и на новообразованной площади вскоре закипела торговля. Пожар, Торг, Троицкая (по церкви святой Троицы) - так почти два столетия называли площадь, прилегающую к Кремлю. Современное имя закрепилось за ней на исходе XVII века. Красной площадью место нарекли не по красному цвету кремлёвских стен, а за исключительную красоту. Самое людное место в Москве, ставшее не только торговым, но и политическим центром города, постепенно застраивалось великолепными зданиями - настоящими шедеврами архитектуры. Вместе с тем, главной достопримечательностью, расположенной в непосредственной близости от Красной площади, всегда оставался Кремль.

Средневековая крепость, с конца XV столетия служившая резиденцией российских правителей, по сей день является основным общественно-политическим и духовным центром страны. Московский Кремль - один из крупнейших в мире архитектурных ансамблей, облик которого складывался на протяжении веков. «Место величайших исторических воспоминаний» удивительно многолико: поражают своей мощью и красотой высокие стены и башни, восхищают своей монументальной торжественностью старинные храмы и палаты, дворцы и административные здания. Кремль - это и уникальный музейный комплекс Москвы, одна из богатейших сокровищниц историко-художественных реликвий и памятников. Вобрав в себя многовековую культуру страны, Кремль превратился в общенародную святыню, стал неоспоримым символом великого государства.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Музей, Религия, Памятник архитектуры

Главный храм в Москве - Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на рву, возведённый на Красной площади в 1555–1561 годах. Строительством грандиозного культового сооружения была ознаменована триумфальная победа над Казанским ханством. Удивительная красота храма и затейливость архитектурного решения его образа породили интересную легенду о том, что участвовавшие в создании собора зодчие по приказу Ивана Грозного были ослеплены, дабы не имели возможности соорудить подобный шедевр.

На протяжении своего существования Покровский собор не раз претерпевал изменения в своём облике. Так, в 1588 году к нему была пристроена ещё одна (десятая) церковь в честь Василия Блаженного, давшая древнему храму второе, «народное» имя.

Покровский собор был не только воинским храмом, но и символом национальной идеи, согласно которой Москва провозглашалась Третьим Римом - религиозно-политическим центром, главным хранителем православной веры. Собор также являет собой зашифрованный образ Небесного Иерусалима: разнофигурные и многоцветные главы восьми церквей, окружающие высокий шатёр девятого храма, в плане образуют восьмиконечную звезду - символ, отсылающий к Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к Спасителю.

Сегодня Собор Василия Блаженного - это действующий храм, а также один из крупнейших музеев страны и Москвы в частности, повествующий об истории православной Руси.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность

Перед Собором Василия Блаженного находится легендарный монумент, посвящённый Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому - предводителям второго народного ополчения, войска которого в 1612 году освободили Москву от польских оккупантов. Идея увековечения славы национальных героев возникла в начале XIX века. Автором монумента был избран российский скульптор Иван Мартос. В 1812 году началась работа по созданию памятника. На его отливку потребовалось 1100 пудов меди.

Массивную скульптурную композицию планировали разместить в Нижнем Новгороде - городе, являвшемся центром формирования ополчения. После окончания Отечественной войны 1812 года памятник приобрёл особый общественно-патриотический смысл: был призван стать символом победоносного изгнания захватчиков из Москвы. Первоначальное решение было изменено, монумент установили в центре Красной площади. Его открытие стало торжественным событием, в котором принял участие сам император Александр. А уже в 1931 году памятник, мешавший проведению парадов и демонстраций, переместили к Собору Василия Блаженного.

Читать полностью Свернуть


О существование на Красной площади общественной трибуны, именуемой Лобным местом, впервые повествуют летописные источники середины XVI столетия. Возникновение в Москве «театра прокламаций» связывают со спасением столицы от нашествия крымских татар в 1521 году. До петровских времён Лобное место оставалось главной политической трибуной страны. С этой возвышенной круглой площадки оглашали царские указы и приговоры, объявляли об избрании патриарха, о начале войны или о заключении мира.

Зачастую на Лобном месте для всенародного поклонения выставляли мощи православных святых. А вот казни, вопреки распространённому мнению, здесь происходили крайне редко, в исключительных случаях. Древнерусский ораторский постамент, известный также как «Царево место», долгое время имел сакральное значение. Вплоть до революции возле него останавливались Крестные ходы, отсюда архиерей осенял народ крестным знамением.

Сохранившийся до наших дней облик сооружение приобрело в 1786 году. Тогда устаревший помост был реконструирован по проекту Матвея Казакова. Круглая платформа, выполненная из тёсаного камня, приобрёла каменные перила; вход был оформлен в виде двери с железной ажурной решёткой; для подъёма устроена лестница.

Со временем Лобное место утратило свою первоначальную роль. Тем не менее, вокруг него не перестают собираться люди. Незаурядная достопримечательность притягивает миллионы взглядов не только как необычный архитектурный объект, но и как историческое место, отмеченное торжественными и трагическими событиями многовековой российской истории.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Памятник архитектуры, Торгово-развлекательный центр

Парадным фасадом на Красную площадь выходит здание ГУМа - главного отечественного универмага. Масштабное трёхэтажное сооружение в псевдорусском стиле протянулось по восточной границе площади примерно на четверть километра. Возведённое в 1893 году здание почти всегда (за исключением первых лет советской власти) использовалось по своему первоначальному предназначению. Верхние торговые ряды, Государственный универсальный магазин, «Торговый дом ГУМ» - в этих трёх названиях запечатлелась не только судьба крупнейшего пассажа страны, но обозначились основные этапы в развитии российского государства. До революции здесь размещалось более 300 салонов известных торговых фирм, где были представлены практически все группы промышленных и продовольственных товаров. Именно здесь впервые появились ценники, исключающие торг. В XX веке историко-архитектурный памятник пережил национализацию, неоднократные угрозы сноса, всё же обернувшиеся двумя реконструкциями (в 1953-м и в начале 1980-х гг.), и, наконец, приватизацию.

Современный ГУМ не устаёт совершенствовать своё внутреннее пространство и смысловое наполнение. Сегодня это не просто самый красивый магазин в Москве, предлагающий покупателям широчайший спектр товаров, но и комфортная зона отдыха с многочисленными кафе и ресторанами, а также место проведения разнообразных культурных мероприятий - художественных выставок, концертов, модных показов, интересных фотосессий. Каждой зимой перед зданием ГУМа открывается рождественская ярмарка и главный городской каток.

Читать полностью Свернуть

Музей, Достопримечательность

Ансамбль Красной площади невозможно представить без Исторического музея. Огромное краснокирпичное здание, напоминающее нарядный древнерусский терем, было возведено на северном конце площади (напротив Собора Василия Блаженного) в 1875–1883 годах. Авторами архитектурного шедевра стали выдающиеся российские зодчие В.Шервуд и А.Семёнов. Неслучайно присутствие в декоре здания символических элементов: навершиями главных башен являются двуглавые орлы, а малые боковые шатры венчают фигуры львов и единорогов. Ведь именно здесь вскоре после окончания строительства расположился Императорский музей («Музея имени Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича»), призванный стать хранителем исторических реликвий страны.

За время своего существования учреждение не только изменило название, став Государственным историческим музеем, но и значительно расширило свои фонды. Сегодня музейное собрание включает свыше 5 миллионов предметов, отражающих политику, экономику, культуру российского государства с древнейших времён до начала XX века. Среди экспонатов - личные вещи царей и императоров. Масштабная экспозиция поделена на залы, каждый из которых посвящён определённому периоду в жизни страны.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Религия, Памятник архитектуры, Исторический памятник

Путь на Красную площадь со стороны Манежной площади и площади Революции лежит через Воскресенские ворота - восстановленный фрагмент Китайгородской стены. Двухарочное сооружение с надвратными палатами и двумя шатровыми башнями, увенчанными двуглавыми орлами, расположено между Историческим музеем и зданием Городской думы. Торжественную надстройку ворота приобрели в 1680 году. Возведение же на этом месте двухпролётного проезда датируется 1535 годом.

За свою многовековую историю крепостное сооружение сменило не одно имя: ворота называли Неглиненскими (по когда-то стоящему рядом мосту через реку Неглинная), Троицкими (по ближней Троицкой башне Кремля). Именовались ворота и Триумфальными: через них осуществлялись торжественные въезды российских правителей на Красную площадь. Возникновение распространённого ныне названия «Воскресенские» объясняется тем, что в 1680 году к воротам была прикреплена икона Воскресения Христова. Исторический памятник также известен как Иверские ворота. Ещё в XVII веке между проездами была установлена Часовня Иверской иконы Божьей Матери - одна из самых почитаемых в Москве. Культовую постройку снесли вскоре после революции, а в 1931 году разобрали и Воскресенские (Иверские) ворота, мешавшие проезду военной техники в ходе парадов. И ворота, и часовню восстановили в 1994 году.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Религия, Памятник архитектуры

Расположенный в северной части Красной площади одноглавый собор, украшенный четырьмя ярусами килевидных кокошников, являет собой образец русского храмового зодчества первой половины XVII столетия. Над северо-западным углом открытой галереи, окружающей основной объём, возвышается шатровая колокольня - характерное сооружение того времени. Однако Казанский собор - не подлинный памятник старины, а воссозданный храм. Архитектурная копия древней церкви, разобранной в 1936 году, появилась на историческом месте в постсоветский период, в 1990–1993 годы.

Ещё в 1625 году деревянный предшественник каменного храма был освящён в честь Казанской иконы Божией Матери. Общенациональная известность этой святыни связана с событиями Смутного времени. Список с иконы (копия) сопровождал второе ополчение, освободившее Москву от польско-литовских интервентов. Казанский собор, возведённый в 1635 году на средства родоначальника династии Романовых - царя Михаила Федоровича, стал воинским храмом, своеобразным памятником русским воинам, павшим в борьбе за независимость своего Отечества. Культовое сооружение за несколько веков своего существования не раз перестраивалось. Сегодня мы можем и наблюдать его первоначальный облик, и сделать отличное фото столь знаковой достопримечательности.

Читать полностью Свернуть


За Казанским собором вдоль Никольской улицы находится архитектурный комплекс конца XVII столетия. Это один из старинных монетных дворов в Москве. Его называли Красным или Китайским (по расположению у Китайгородской стены). Старейшая постройка комплекса - двухэтажные кирпичные палаты с проездной аркой, возведённые в 1697 году. Фасад здания, обращённый во внутренний двор, богато украшен в барочном стиле. Окна второго этажа обрамлены белокаменными резными наличниками, простенки декорированы приставными колонками, по верху стены протянута цветная полоса изразцового фриза. Подвал палат использовался для хранения драгоценных металлов, на нижнем этаже функционировали кузница, плавильная и другие производственные помещения, верхний этаж занимали казначейная, пробирная, кладовая.

Красный монетный двор работал на протяжении столетия. Здесь чеканили золотые, серебряные и медные монеты общегосударственного образца. Надежная система охраны позволяла использовать двор и в качестве долговой тюрьмы. В дальнейшем комплекс перестраивали, появлялись новые корпуса для размещения государственных учреждений. Продолжала действовать тюрьма, где содержали таких опасных преступников, как Е. Пугачёв, А. Радищев. В начале XX века один из корпусов Старого монетного двора был преобразован в Никольские торговые ряды, часть построек приспособили под торговые помещения. В советское время в старинных зданиях размещались административные учреждения. Сегодня бывший монетный двор находится в распоряжении Государственного исторического музея.

Читать полностью Свернуть

Кремль, Москва

Достопримечательность, Памятник архитектуры

Двухэтажное здание, расположенное напротив Исторического музея, между Воскресенскими воротами и Казанским собором, было построено в 30-х годах XVIII века как один из корпусов Монетного двора. С екатерининских времён его занимало Московское губернское правление. Свой первоначальный барочный декор, созданный архитектором П.Ф. Гейденом, сооружение утратило в 1781 году. Тогда в ходе реставрационных работ, осуществляемых знаменитым московским зодчим М.Ф. Казаковым, здание приобрело лепной классицистский фасад. Однако нередко дворовые фасады не менее интересны, чем парадные. Во внутреннем дворе можно наблюдать сохранившиеся элементы декоративной кирпичной кладки, характерной для раннего барокко. С 1806 года и до начала следующего столетия над Домом губернского правления возвышалась ратушная башня, служившая пожарной каланчой.

Не так давно историко-архитектурный памятник был отреставрирован и сегодня своим обновлённым фасадом оформляет восточную линию парадного входа на Красную площадь.

Читать полностью Свернуть

Кремль, Москва

Достопримечательность, Памятник архитектуры

В конце XIX столетия к Дому губернского правления было пристроено представительное здание, предназначенное для Московской городской думы. Масштабы сооружения и его нарядный декор, характерный для древнерусского зодчества, делают его созвучным соседнему зданию Исторического музея, возведённому на десятилетие ранее. Автором проекта выступил выдающийся российский архитектор, мастер эклектики и псевдорусского стиля Д.Н. Чичагов. Ныне главный фасад старинной постройки определяет облик площади Революции (бывшей Воскресенской), одной из ближайших к Красной площади.

Депутаты заседали в роскошном «тереме» вплоть до 1917 года. После революции над главным входом вместо герба Москвы появился медальон с изображением рабочего и крестьянина, а само здание заняли отделы Московского совета. В 1936 году, после реконструкции внутренних помещений, уничтожившей первоначальное убранство, в здании был открыт Центральный музей В.И. Ленина - крупнейший выставочный центр, полностью посвящённый жизни и деятельности вождя социалистической революции. Сегодня это филиал Исторического музея, представляющий собой прекрасное экспозиционное пространство для проведения различных выставок.

Читать полностью Свернуть

Кремль, Москва

Музей

Один из самых молодых и интереснейших музеев столицы - Музей Отечественной войны 1812 года - распахнул свои двери в 2012 году. Уникальные коллекции расположились в новом двухэтажном павильоне, занявшем пространство внутреннего двора между зданием бывшей Московской городской думы и палатами Красного Монетного двора. Автором проекта современного сооружения, удачно вписанного в историческую застройку, стал известный московский архитектор П.Ю. Андреев. Сотрудниками Исторического музея была проведена огромная работа по отбору экспонатов и подготовке их к показу.

На первом этаже выставочного комплекса представлена экспозиция, отражающая предысторию легендарных событий - десятилетний период взаимоотношений России и Франции накануне войны, а также мемориальный раздел, включающий серию картин «1812 год. Наполеон в России» В.В. Верещагина и собрание памятных медалей и раритетов. В экспозиционных залах второго этажа раскрывается образ самой Отечественной войны 1812 года, освещаются и последовавшие за ней заграничные походы, благодаря которым Европа освободилась из-под власти Наполеона. Современное выставочное пространство оснащено мультимедийной информационной системой, что делает посещение музея ещё более увлекательным.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Исторический памятник

Перед Сенатской башней Кремля расположен уникальный историко-архитектурный объект XX века - Мавзолей В.И.Ленина, ставший центром западной части Красной площади. Существующее каменное здание мавзолея, возведённое в 1929–1930 годах, - третье по счёту. Две предшествующие ему усыпальницы создавались как временные и были деревянными. Первый мавзолей был построен уже через 6 дней после смерти Ленина - 27 января 1924 года: так стало возможным продлить церемонию прощания с вождём мирового пролетариата после официальных похорон. Спустя полгода весьма скромную постройку сменило более значительное ступенчатое сооружение с колоннами и трибунами. Оба проекта были выполнены архитектором А.В. Щусевым. Впоследствии идея сохранить тело Ленина приобрела важное общественно-политическое значение, кроме того, бальзамирование было признано успешным. Тем же Щусевым был спроектирован вариант здания, призванного стать усыпальницей вождя на долгие годы.

Дошедший до наших дней памятник представляет собой железобетонную конструкцию с кирпичными стенами, облицованную гранитом, с отделкой мрамором и лабрадоритом. Надпись «Ленин» над входом инкрустирована из порфира. Зачастую пластическое решение мавзолея, имеющего ступенчатую композицию, связывают с вавилонскими зиккуратами. Однако здание на Красной площади являет собой своеобразную, и даже новаторскую форму в духе достижений авангарда. Хотя, безусловно, ритуально-мемориальный характер памятника и сам саркофаг Ленина отсылают нас к далёкому прошлому, к древней традиции поклонения мощам.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность

На Красной площади находится и одно из самых известных мемориальных кладбищ страны - Некрополь у Кремлёвской стены. История легендарного погоста началась в 1917 году, когда в братских могилах, вырытых от Никольских до Спасских ворот, были похоронены 240 борцов революции, павших в Октябрьском вооружённом восстании в Москве. В дальнейшем у Кремлёвской стены появлялись не только братские могилы (всего в них погребено свыше 300 человек), но и отдельные захоронения. Первым, кого похоронили в отдельной могиле на Красной площади, стал Я. Свердлов (в 1919 году), последним - К. Черненко (в 1985-м).

За несколько десятилетий Почётный некрополь пополнился 12 могилами видных государственных и военных деятелей Советского Союза (И. Сталина, К. Ворошилова, С. Будённого, Л. Брежнева и других), а также 115 захоронениями в виде урн с прахом выдающихся личностей. Над могилами установлены памятники - бюсты знаменитых большевиков, за каждым из которых посажена голубая ель. На Кремлёвской стене, являющейся колумбарием, видны мемориальные доски, на которых золотыми буквами выгравированы имена и годы жизни «героев своего времени».

Список похороненных у Московского Кремля не исчерпывается советскими политиками и военачальниками, а включает также иностранных коммунистов, деятелей науки, лётчиков и космонавтов. В некрополе погребены А. Луначарский, В. Чкалов, М. Горький, С. Королёв, Ю. Гагарин, Г. Жуков, М. Келдыш и другие.

Читать полностью Свернуть

Кремль, Москва

Достопримечательность, Памятник архитектуры, Исторический памятник

Из двадцати башен Кремля на Красную площадь выходят четыре - Угловая Арсенальная, Никольская, Сенатская и Спасская. Последняя - высокая и красивая башня с часами знакома каждому: праздничный бой её курантов давно стал атрибутом Нового года в России.

Архитектурное сооружение, построенное в 1491 году, возвышается над главными воротами Московского Кремля, издавна почитаемыми как святые. Через эти ворота в древнюю крепость въезжали великие князья и цари, а начиная с XVIII века - российские императоры; через них прибывали послы иностранных государств; через них проходили крестные ходы.

Первоначально башня именовалась Фроловской, в честь ближайшей церкви Фрола и Лавра, ныне не существующей. Второе название было дано в 1658 году по образу Спаса Смоленского, помещенному над Фроловскими воротами после освобождения русскими войсками Смоленска в 1514 году. Икона, более 70 лет скрытая под слоем штукатурки, в 2010 году была восстановлена.

Для соблюдения времени богослужения ещё в XVI веке на башне были установлены первые часы. Нынешний облик куранты приобрели в середине XIX столетия. Механизм в разное время «обучали» разным мелодиям. Сегодня главные часы страны умеют исполнять мелодию гимна Российской Федерации и хора «Славься» из оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинки.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Музей, Религия, Памятник архитектуры, Исторический памятник

Ещё в первой половине XIV столетия на вершине Боровицкого (Кремлёвского) холма были возведены первые белокаменные храмы, определившие пространственную организацию будущей Соборной площади. Древние постройки не сохранились, однако новые соборы выросли на месте своих предшественников. Строительство величественных культовых сооружений осуществлялось в конце XV - начале XVI века - в период, когда завершалось объединение русских земель вокруг Москвы, превратившейся в столицу единого Русского государства.

Соборная площадь, являющаяся историческим и архитектурным центром Московского Кремля, спустя пять веков сохранила уникальный архитектурный ансамбль, включающий знаменитые памятники русского храмового зодчества - Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, Церковь Ризположения, Колокольню «Иван Великий», собор Двенадцати апостолов. Помимо архитектурной ценности храмы имеют важное историко-мемориальное значение. Успенский собор знаменит тем, что в нём происходили все коронации российских монархов, начиная с Ивана III и заканчивая Николаем II. А усыпальницей русских правителей (великих и удельных князей, царей) стал Некрополь Архангельского собора. В настоящее время соборы Кремля являются не только действующими православными храмами, но и музеями, экспонирующими шедевры древнерусского искусства.

Читать полностью Свернуть

Музей, Достопримечательность, Исторический памятник

История музейного дела на территории Московского Кремля началась в 1806 году, когда по указу императора Александра I статус музея получила Оружейная палата. Первоначальное собрание составила хранившаяся в Кремле сокровищница, первые сведения о которой датируются XV веком. После революции кроме Оружейной палаты музейными учреждениями стали соборы Кремля, Патриаршие палаты. В стенах исторических зданий сегодня размещаются постоянные экспозиции, проводятся временные тематические выставки.

Многие коллекции музеев Московского Кремля поистине уникальны. Это и коллекция государственных регалий, коллекция удивительных дипломатических даров, коллекция коронационных костюмов, редчайших старинных экипажей российских правителей, богатейшая коллекция оружия и доспехов. В музейное собрание входит около трёх тысяч икон, охватывающих период с конца XI до начала XX века. Особый интерес представляет археологическая коллекция, которую образуют артефакты, найденные на территории Кремля.

Дошедший до наших дней ансамбль колокольни «Иван Великий», складывавшийся на протяжении трёх с лишним столетий, включает в себя три разновременных объёма. Это столп колокольни Ивана Великого, в 1600 году увеличивший свою высоту до 81 м, Успенская звонница середины XVI - второй половины XVII века, а также увенчанная шатром Филаретовая пристройка - звонница первой половины XVII века. До начала XVIII столетия Колокольня являлась самым высоким в России зданием. В 1812 году при отступлении из Москвы французские войска взорвали храм: столп колокольни уцелел, однако северные пристройки были разрушены до основания. Вскоре после окончания войны памятник был восстановлен.

Сегодня на трёх ярусах звона колокольни «Иван Великий» и на примыкающих к ней пристройках находятся 22 старинных колокола. С 2008 года в историческом здании работает музей, знакомящий посетителей с его уникальным внутренним пространством. Со смотровой площадки памятника отрывается панорамный обзор и восхитительные виды на Кремль и Замоскворечье.

Царь-пушка, по своему устройству, несомненно, являющаяся орудием, ни разу не участвовала в боевых действиях. Никому не удалось услышать и звон Царь-колокола, от которого во время пожара откололся огромный кусок весом 11 т и который к тому же целое столетие пролежал в яме, представ на суд публики лишь в 1836 году. Однако вопрос о функциональности одного из кремлёвских исполинов в XX веке получил неожиданный ответ: исследователи установили, что Царь-пушка стреляла как минимум один раз. Как бы то ни было, уже сам облик памятников - их внушительные размеры и искусное декоративное оформление поражают воображение и вызывают неподдельный восторг.

Читать полностью Свернуть

Музей, Достопримечательность, Памятник архитектуры, Исторический памятник

Музеем русского дворцового интерьера по праву называют Большой Кремлёвский дворец. Однако музейным учреждением роскошный дворцовый комплекс Московского кремля никогда не был. Масштабное сооружение, возведенное в 1838–1849 годах, первоначально служило московской резиденцией российских монархов и их семей. Над созданием архитектурного шедевра работала группа выдающихся русских зодчих, которую возглавлял знаменитый петербургский архитектор, мастер «русско-византийского» стиля Константин Тон.

В советское время в залах бывшего императорского дворца проходили сессии Верховного Совета СССР. Сегодня это парадная резиденция Президента России. Здесь проводятся церемонии вступления главы государства в должность, переговоры с лидерами других стран, церемонии вручения государственных наград и другие официальные общегосударственные мероприятия. Однако увидеть великолепное убранство дворца всё же возможно: в свободное от мероприятий время по предварительным заявкам организаций здесь осуществляется экскурсионное обслуживание.

Главная достопримечательность набережной - Московский Кремль, а именно - его южная стена. В самом её начале расположена круглая Водовзводная башня, далее - Благовещенская башня, за которой следуют - Тайницкая, две Безымянных и Петровская башни. Замыкает набережную угловая Беклемишевская башня и Большой Москворецкий мост. За стеной и башнями виден не только Большой Кремлёвский дворец, но Архангельский и Благовещенский соборы и, конечно же, 81-метровая Колокольня Ивана Великого. С Кремлёвской набережной открывается изумительный вид на Васильевский Спуск и, частично, на Красную площадь.

Читать полностью Свернуть

Парк, Достопримечательность, Памятник архитектуры, Исторический памятник

От Красной площади до Кремлевской набережной вдоль западной стены Московского Кремля протянулся парк, история которого насчитывает почти два столетия. Устройство сада, спроектированного знаменитым архитектором Осипом Бове, приходится на 1820–1823 годы. Тогда в Москве активно проводились восстановительные работы после пожара 1812 года. Парк, выросший над заключённой в трубу рекой Неглинкой, включал три сада (Верхний, Средний и Нижний), именовавшиеся Кремлёвскими. Нынешнее общее название было получено в 1856 году в честь Александра I, победителя Наполеона и освободителя Европы.

Старинный сад, преобразившийся за последние годы, всё же сохранил былое очарование и первоначальную планировку. До сих пор существуют отчетливые границы между его тремя частями. Главным входом в сад по-прежнему являются великолепные чугунные ворота с двуглавыми орлами, изготовленные по проекту Е. Паскаля. Среди знаменитых достопримечательностей Александровского сада - «Итальянский грот» у подножия Средней Арсенальной башни, символизирующий возрождение Москвы из пепла, Могила Неизвестного Солдата, композиция с фонтанами и скульптурами, имитирующая русло реки Неглинки. Вдоль живописных аллей парка, которые становятся отличным фоном для туристических фото, произрастают различные виды кустарников и деревьев, среди которых - двухсотлетний дуб.

Читать полностью Свернуть

Посмотреть все объекты на карте

Что есть что в церкви

По легенде, десятилетней девочке трижды явилась Богородица и велела взять спрятанную в земле икону. В указанном месте нашли завернутый в кусок сукна образ Богоматери. Она оказалась чудотворной, и Иван IV выделил деньги на строительство монастыря на месте явления образа.

Казанский священник Гермоген при переводе на патриаршую кафедру в Москву забрал образ Казанской Божьей Матери с собой. В Казани остался список. А в 1721 году Петр I перенес чудотворный образ в Казанский собор Санкт-Петербурга.

Казанский храм на Красной площади в Москве построили на средства князя Дмитрия Пожарского.

На этом месте стояли пушечные амбары. Но они сгорели в начале XVII века. В 1625 году появилась деревянная церковь, куда Дмитрий Пожарский перенес образ Казанской Богоматери.

В 1632 году Казанский храм сгорел. Тогда государь выделил на восстановление церкви кирпич от строившегося в дворца. И в 1636 на месте сгоревшего выстроили каменный Казанский собор в благодарность за избавление России от польско-литовских захватчиков и в память о погибших русских воинах.

В середине XVII века в Казанском соборе на Красной площади служил протопоп Аввакум.

Он не принял церковную реформу Никона, расколовшую православную церковь на никониан и старообрядцев, и возглавил борьбу против нововведений. Раскольников отлучали от церкви, ссылали в дальние монастыри, сажали в темницы. Самого Аввакума выслали с семьей в Тобольск, а затем в Даурию и Мезень. В 1666 его предали анафеме и сослали в Пустозерский острог. Там Аввакум 15 лет провел в земляной тюрьме. Тогда появилось «Житие протопопа Аввакума». Затем протопопа заживо сожгли.

Историческим для Казанского собора стал день 26 апреля 1755 года - там прошел торжественный молебен в честь открытия Московского университета. Собор стал приходским храмом этого учебного заведения. А в 1812 году здесь получил благословение М.И. Кутузов, и собор стал первым в Москве памятником Отечественной войны.

Но в 1936 году Казанский собор разрушили, поэтому в недавно отстроенной церкви нет ни одной реликвии.

Можно сказать, что Казанский собор спас историк архитектуры Петр Барановский. Когда разрушали храмы, он отчаянно пытался спасти древние сооружения. Благодаря Барановскому уцелели строения в Коломенском и собор . Архитектор даже объявил голодовку и лег у подножия храма, заявив, что умрет вместе с ним. В итоге Барановского сослали в Мариинск, но Василий Блаженный остался стоять на Красной площади.

Казанский собор спасти не удалось. К началу революции храм уже утратил первоначальный облик. Под руководством Барановского в 1927 году его начали восстанавливать, но в 1930 реконструкцию заморозили. Барановского отправили на строительство первых трасс БАМа, а церковь через 6 лет снесли. На ее месте устроили временное кафе и общественный туалет.

В 1990-х Казанский собор отреставрировали по точным обмерам и зарисовкам Петра Барановского. И 4 ноября 1993 года, в день Казанской иконы Божией Матери, церковь открыли для посетителей. При этом Казанский собор стал первым примером восстановления храма, полностью разрушенного в советский период.

(храм Василия Блаженного) - яркий памятник русской архитектуры, расположенный на Красной площади. Пышный и торжественный вид собора с необычными разноцветными главами, полюбившийся москвичам и хорошо запомнившийся иностранцам, сделал его одним из главных символов не только Москвы, но и всей России.

Храм был построен в 1555-1561 годах неизвестным архитектором (существуют разные версии) по приказу Ивана Грозного в память о победе над Казанским ханством и взятии Казани, которое пришлось на день Покрова Пресвятой Богородицы. Впоследствии неоднократно перестраивался.

Особенность храма состоит в том, что по сути это 9 отдельных церквей, объединённых общим основанием. В центре находится бесстолпная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, вокруг неё сгруппированы 8 церквей поменьше: Троицы, святого Николая Чудотворца (в честь Великорецкой иконы), Входа Господня в Иерусалим, мучеников Адриана и Наталии, святого Иоанна Милостивого, Александра Свирского, Варлаама Хутынского, Григория Армянского. Престолы церквей освящены в честь православных праздников и дней памяти святых, пришедшихся на дни решающих сражений за Казань.

Архитектура

Архитектурный облик Покровского собора уникален. Вычурный и торжественный, словно расписной пряник, с первого взгляда он кажется беспорядочным нагромождением разноцветных куполов, но в действительности это не так. Здание собора имеет чёткую структуру и представляет собой ромб, вписанный в квадрат, образуя в плане восьмиконечную звезду. Фактически это 9 отдельных церквей, объединённых общим основанием (подклетом): в центре находится бесстолпная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, завершающаяся высоким шатром с небольшой позолоченной главкой, вокруг неё сгруппированы 8 церквей поменьше, увенчанные рельефными луковичными главами разных цветов. С южной стороны находится двухъярусная шатровая колокольня, а с восточной - придел в честь Василия Блаженного. Здание опоясывает закрытая галерея-гульбище, к которой примыкают два массивных крыльца с шатровой кровлей.

Высота собора составляет 65 метров.

В общей сложности Покровский собор украшают 11 куполов, 9 из которых расположены над церквями, один - над приделом Василия Блаженного, ещё один (совсем небольшой) - над колокольней. Из них 9 куполов отличаются уникальным рельефом и раскраской: цветными шипчиками, ромбами, орнаментом; значение их цветов доподлинно неизвестно, но считается, что храм символизирует собой Небесный Иерусалим. По предположению русского писателя Николая Чаева (1824 - 1914), цвет куполов объясняется сном блаженного Андрея Юродивого (Константинопольского), которому привиделся Небесный Иерусалим с садами со множеством цветущих деревьев и плодов несказанной красоты.

Декоративное оформление храма выглядит пышно, но лаконично: оно включает традиционные для русской храмовой архитектуры ширинки, полуколонки, кокошники и гирьки. Галерея по всему периметру расписана изображениями цветов и растительным орнаментом. Стены украшают фасадные иконы Покрова Пресвятой Богородицы с предстоящими Василием и Иоанном Блаженными (южная стена колокольни) и Богоматери Знамение со святыми на полях (восточный фасад).

История Покровского собора

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву получил своё название по расположению вблизи , который проходил по Красной площади вдоль восточной стены Кремля в 16-19 веках. Однако, в разговорной речи официальное название храма практически не употребляется: он стал более известен как собор Василия Блаженного - в честь наиболее известного московского юродивого и чудотворца. - легендарная личность в истории Москвы; в прошлом на месте Покровского собора существовала деревянная Троицкая церковь (что на Рву), на кладбище при которой юродивый и был похоронен. После его канонизации в 1588 году над местом захоронения чудотворца к Покровскому собору был пристроен придел в его честь. Впоследствии именем чудотворца в народе стали называть весь собор.

Храм был построен в 1555-1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани.

История храма Василия Блаженного полна загадок и белых пятен: в частности, доподлинно неизвестно, кто был его архитектором. Согласно наиболее распространённой версии, он был построен зодчими Иваном Бармой и Постником Яковлевым, однако, она считается устаревшей. Существует версия, что легендарные Барма и Постник - один и тот же человек (Постник Яковлев по прозвищу Барма), а также теория, что собор мог быть построен неизвестным итальянским архитектором (так как значительную часть сооружений Кремля строили именно итальянцы), которая пока не нашла убедительного подтверждения. Распространённая городская легенда гласит, что после строительства царь Иван Грозный, поражённый красотой собора, приказал ослепить зодчих, чтобы они не построили больше ничего подобного, однако, в действительности это маловероятно: если одним из зодчих действительно был Постник Яковлев, то после Покровского собора он принимал участие в строительстве Казанского Кремля и, очевидно, не мог быть ослеплён. Хотя, опять же, существует версия, что это были разные Постники.

Стены храма были возведены из красного кирпича, который был довольно инновационным строительным материалом для Москвы того времени. Чтобы уберечь редкий материал от воздействия атмосферных осадков, снаружи стены здания окрасили в красно-белых тонах, подчёркивающих кладку. В 1588 году по распоряжению царя Фёдора Иоанновича к храму пристроили придел Василия Блаженного, исполненный в виде самостоятельной бесстолпной церкви с отдельным входом.

Сохранилось не так много сведений о том, как Покровский собор выглядел изначально. Известно, что в прошлом опоясывающая его обходная галерея была открытой и не имела массивных шатровых крылец и росписи растительным орнаментом: свод над галереей и два крыльца над лестницами были надстроены во второй половине 17 века, когда здание подверглось значительной перестройке. В тот же период к собору пристраиваются новые церкви: Ризоположения Богородицы, святой Девы Феодосии и другие. По данным русского историка Петра Хавского, к 1722 году в соборе значились 18 престолов: Живоначальной Троицы, Входа Господня в Иерусалим, Николы Великорецкого, Усекновения главы Иоанна Предтечи, Параскевы-Пятницы, Варлаама Хутынского, Апостола Андроника, Григория Армянского, Киприана и Иустинии, Ризоположения Богородицы, Сергия Радонежского, Василия Великого, Александра Свирского, Девы Феодосии, Марии Египетской, Всех Святых, Богоявления и Трёх Патриархов.

По-другому выглядели и главы: те цветные фигурные купола, по которым храм Василия Блаженного известен сегодня, появились лишь в конце 16 века; прежние, вероятно, были шлемовидными, а их покрытие уничтожил один из городских пожаров. Сомнению подвергается даже их изначальное количество: известно, что при реставрации 1784-1786 годов под руководством архитектора Ивана Яковлева было демонтировано 8 небольших главок у основания шатра, которые были признаны более поздними добавлениями.

В Отечественную войну 1812 года собор был разграблен французами, но сразу после войны его отремонтировали и освятили. В 1817 году, когда Красную площадь реконструировали по проекту Осипа Бове, подпорная стена храма со стороны Васильевского спуска и Москворецкой улицы была выложена камнем, наверху установили чугунную ограду.

В советские годы храм Василия Блаженного избежал сноса (хотя богослужения в нём всё же запретили) и стал одним из первых памятников архитектуры, взятых под государственную охрану. С 1918 года началась его музеефикация, а в 1923 было принято решение о создании в нём историко-архитектурного музея, который позже стал частью Государственного Исторического музея. Изначально здание находилось в плачевном состоянии, но уже с 1920-х в нём начались ремонтные и реставрационные работы, призванные вернуть собору первоначальный облик и частично воссоздать интерьеры 16-17 веков. В 1931 году к собору перенесли памятник Минину и Пожарскому, ранее установленный в центральной части Красной площади.

После распада Советского Союза - с 1991 года - здание храма находится в совместном пользовании музея и Русской Православной церкви.

Мифы и легенды

Будучи одной из наиболее известных достопримечательностей Москвы и имея при этом довольно невнятную историю, храм Василия Блаженного просто обязан был обрасти городскими легендами.

Наиболее распространённая легенда касается строительства храма: якобы царь Иван Грозный, поражённый невероятной красотой здания, велел ослепить его зодчих - Барму и Постника, - чтобы они нигде и никогда не смогли построить храма красивее, чем в Москве. В действительности это маловероятно: во-первых, доподлинно неизвестно, какие зодчие возводили здание. Кроме того, непонятно, были ли легендарные Барма и Постник разными людьми - Иваном Бармой и Постником Яковлевым - или это был один человек - Постник Яковлев по прозвищу Барма. Как бы там ни было, после строительства Покровского собора Постник Яковлев участвовал в строительстве Казанского Кремля, значит, не мог быть ослеплён - если это, опять же, не были разные люди.

Существует легенда, будто бы в строении храма Василия Блаженного "зашифрован" образ исторической мечети Кул-Шариф, уничтоженной русскими войсками при взятии Казани в 1552 году: 8 его глав якобы символизируют 8 минаретов разрушенной мечети, а 9-я господствует над ними в ознаменование победы.

Говорят, что Василий Блаженный, предвидя победу над Казанью, собирал деньги на строительство Покровского собора и незадолго до своей смерти в 1552 году передал их Ивану Грозному. Однако, эта легенда не имеет никаких подтверждений.

Не обошлось и без библиотеки Ивана Грозного! По одной из легенд она была спрятана как раз в подвалах Покровского собора. К сожалению, на деле это невозможно: у здания попросту нет подвалов. Собор возведён на массивном подклете, который покоится на искусственном холме, и его фундамент не так глубок. Впрочем, в подклете были помещения для хранения ценностей; другая городская легенда говорит, что в них могла храниться царская казна.

В Отечественную войну 1812 года, когда французские войска покидали Москву, Наполеон приказал взорвать собор, однако, сделать это французам не удалось: якобы начавшийся дождь погасил фитили и помешал подготовить взрыв здания. Говорят, Наполеон отдал такой приказ в сердцах: собор настолько ему понравился, что он захотел перенести его в Париж, но ему донесли, что это невозможно (какая неожиданность!).

В 1930-х годах Лазарь Каганович предложил снести Покровский собор, чтобы на Красной площади было больше места для парадов и демонстраций. Согласно городской легенде, он изготовил макет Красной площади со съёмным зданием собора и принёс его для демонстрации Сталину, чтобы показать, как собор мешает проходу машин и колонн. Показывая макет, он неожиданно сорвал с него Покровский собор, чтобы наглядно показать, насколько без него будет лучше, но удивлённый Сталин воскликнул: "Лазарь, поставь на место!" - и собор был сохранён.

В наши дни храм Василия Блаженного - одна из наиболее популярных достопримечательностей Москвы, обязательная к посещению точка на картах приезжающих в столицу туристов. Его необычный и запоминающийся внешний вид сделал его одним из чудес и символов России - и даже те, кто никогда не был в Москве, легко угадают его купола, которые часто печатают на открытках и сувенирной продукции, в книгах, учебниках и энциклопедиях. Если где-то говорят или пишут о Москве и России - слова с большой вероятностью будут проиллюстрированы именно фотографией Покровского собора.

Одновременно с этим его по-настоящему любят и горожане.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву находится на Красной площади, дом 2. Добраться до него можно пешком от станций метро "Охотный Ряд" Сокольнической линии, "Площадь Революции" Арбатско-Покровской, "Театральная" Замоскворецкой и "Китай-Город" Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линий.

Бывшие