Национальный транс: Культура и магия гаитянского вуду. История и этнология

Родиной Вуду принято считать о. Гаити, но корни этой культуры уходят в Западную Африку, откуда она и была завезена на Гаити, а затем и в другие места (Ямайка, Куба, Бразилия) рабами. Смешение традиционных верований народности Дагомеи (Западная Африка) и католических церемоний и привело к формированию этой религии, которую смело можно назвать продуктом работорговли. Это был своеобразный ответ рабов на те унижения, которые им пришлось пережить во время расцвета работорговли. Под страхом пыток и казни религия была запрещена местными властями, рабов насильно крестили как католиков, что и выразилось в обычаях и ритуалах религии, которую местное население держало в большом секрете.

Вуду можно назвать сложным мистическим видением мира, связывающим воедино человека, природу и сверхъестественные - то есть "надприродные", лежащие вне знакомой реальности - силы. Эта религия достаточно демократична, духовный мир здесь доступен каждому без каких-либо посредников. То, что в других религиях называется "одержанием", в Вуду является практической целью, достигаемой с помощью различных ритуалов. Как говорят об этом сами жители Гаити: "Католик идет в церковь, чтобы разговаривать о боге; вудуист танцует во дворе храма, чтобы стать богом".

С точки зрения Вуду, человек - совокупность нескольких тел, наложенных друг на друга, из которых обычному восприятию доступно только одно - физическое. Следующее - нечто вроде энергетического дубликата тела, позволяющего ему функционировать, "дух плоти". Он не является индивидуальным и после смерти медленно вытекает из тела, переходя к живущим в почве организмам - полностью этот процесс занимает 18 месяцев. То, что называется душой, по вудуистским представлениям состоит из двух компонентов - "маленький добрый ангел" и "большой добрый ангел". "Большой добрый ангел", подобно "духу плоти", является чисто энергетическим, но более тонким, и после смерти немедленно возвращается в бесконечный энергетический резервуар, питающий все живое. "Маленький добрый ангел" - индивидуализированная часть души, источник всего личного. Он способен легко отделяться от тела и возвращаться назад (это происходит во время сновидений, или сильного испуга, или во время "одержимости" - когда он временно замещается лоа (внешними духами). Именно "маленький добрый ангел" является мишенью магических операций и объектом магической защиты (в некоторых случаях маг может помещать его в специальный глиняный кувшин, канари, откуда тот продолжает одушевлять тело). Последний духовный компонент находится на небе и связан не с телом человека, а с его судьбой; это личная "звезда" - словом, то, что в Индии с удивительной меткостью называют кармой.

Приверженцы религии считают, что все вокруг пронизано незримой силой лоа, что роднит вуду с чисто шаманскими воззрениями. Лоа неисчислимы, как песок на морском берегу, и у каждого есть свой знак, имя и предназначение. В вудуистских ритуалах одно из основных мест занимает поклонение змию, заглатывающему собственный хвост - символу гармонии Вселенной и Вечности в древнем мире.

Как называют его гаитяне, Дамбалла Ведо, главный и обязательный элемент во всех таинствах вуду, потому что он есть начало и конец всех вещей - Океан Вечности, со всех сторон окружающий материальный мир; безбрежное пространство, из которого все вышло и к которому все рано или поздно вернется вновь. Всё это аспекты светлой стороны Вуду. Как любая религия, Вуду несёт в себе глубокие философские воззрения, основанные на поклонении природе и её стихиям.

Многие представления о вудуизме дошли до нас уже сильно искажёнными, создав общую картину ужаса и господства неизведанных, таинственных сил зла. Темная сторона таинств вуду получила широкую известность в цивилизованном мире, хотя среди приверженцев культа она занимает далеко не главенствующую позицию. Многое из того, что для цивилизованного человека считается неприемлемым, а иногда даже зловещим, в традиционном обществе оказывается вполне нормальным и повседневным. Мы живём совсем в ином мире, в мире морали и навязанных цивилизацией идеалов и нормативов, поэтому так сложно порой бывает западному человеку понять и оценить то, чем живут люди, одной ногой стоящие в первобытном обществе. Но, всё же, не бывает дыма без огня, и, безусловно, тёмная сторона культа Вуду существует. Здесь должное стоит отдать неимоверной духовной силе вудуистских колдунов, их власти над окружающим и, в первую очередь, их собственной непоколебимой вере в эту силу.

Пантеон лоа загробного мира очень велик, и для разных ритуалах прибегают к помощи тех или иных духов, отвечающих за определённые стихии и жизненные проявления.

Социальная лестница приверженцев культа Вуду состоит из множества ступеней, и, оказавшись на последних из них, верховные жрецы (мамбо и унганы), оказавшись отвергнутыми, изгнанными или верша месть, могут обращаться в «бокоров», так называемых жрецов чёрной магии. В общем-то в вудуизме это далеко не поощряется, и за «чёрные» дела бокорам обязательно должно прийти возмездие, но тем не менее, такие колдуны существуют, держа в страхе целые сёла и города.

Как правило, бокоры состоят в тайных обществах, и деятельность их в высшей степени секретна. В чёрную магию Вуду посвящены лишь немногие, и заниматься ей могут только верховные жрецы. Одной из таких особ был небезызвестный правитель острова Гаити – Франсуа Дювалье, который во всю использовал силу лоа загробного мира в ведении политики, как внешней, так и внутренней. Будучи бокором, папаша Дювалье имел целую армию, с помощью которой держал в страхе население всего острова. Это были одновременно и чёрные маги, и офицеры тайной полиции, и исполнители страшных приговоров. На Западе одним из самых известных аспектов чёрной магии Вуду является зомбификация, т.е. приведение человека в состояние зомби – управляемого биологического робота. Человек, словно, воскрешённый после смерти, лишался души и становился рабом своего хозяина (бокора).

Как выяснилось позже, и здесь не обошлось без вмешательства природы, которая в очередной раз подарила человеку вещество, способное некоторым образом влиять на жизненные функции. Так, жрец приготавливал зелье из определённых сортов африканских растений и жабьих желез, которое блокировало участки мозга, отвечающие за сердцебиение, дыхание, кровообращение, но странным образом оставалось нетронутым сознание. Так, человек мог находиться некоторое время в состоянии, похожем на смертельное, т.е. как бы умирал, а по прошествии некоторого времени, оживал, частично не помня своей прошлой жизни либо не помня таковой вообще. Но всё же, как ни старалась наука, повторить весь процесс зомбификации в лабораторных условиях не удалось, хотя были известны даже все составляющие этого магического зелья, отключающего жизненные рецепторы человека.

Чёрные маги Вуду, помимо зомбификации, могут создавать себе или другому человеку двойников, множество копий, «отпечатков». Душу попеременно переселяют в любое из созданных подобий, остальные при этом действуют, повинуясь воле хозяина, отыскать которого среди двойников просто невозможно. Какое-то время назад тайные службы различных стран (в основном США и СССР) были очень заинтересованы трюками вудуистских бокоров, видя в них перспективные способы создания биологического оружия. Было создано множество секретных лабораторий, но никакого успеха в этой области достигнуто не было. В итоге, тайны древности остаются тайнами, и многое объяснить с точки зрения современной науки просто невозможно. И Вуду, будучи сокровищницей этих тайн, всё также будет открываться только истинно ищущим, как и сотни лет назад.

Статус государственной религии Вуду имеет еще только в паре африканских стран, но ареал распространения этого магического искусства ими не ограничен. Но даже несмотря на то, что кто-то, возможно, в соседнем доме именно сейчас приносит в жертву петуха, большая часть человечества знает лишь о существовании каких-то там кукол, в которые втыкают иголки. Негусто для религии, которая успела побывать в статусе ответвления католицизма. Мы решили исправить положение и улучшить вашу информированность, составив краткий гид по зловещей магии Вуду.

Точка отсчета

Распространением вне африканского континента Вуду обязана жадности европейских колонизаторов. Первых рабов из Африки европейские колонизаторы завезли на Гаити еще в 1503 году. Эту дату можно принять за начало распространения вуду по всему земному шару. Оторванным от родной земли и лишенным свободы африканцам приходилось играть по навязанным правилам, ведь католичество насаждалось среди рабов буквально огнем и сталью. Здесь впору сломаться, но чернокожие рабы нашли хитрый способ сохранить свои анимистические верования, облачив их в христианские одежды. Несмотря на то что рабы массово крестились, переходя в лоно католической церкви, за этим благообразным фасадом продолжали скрываться старые боги и устои, являясь, пожалуй, единственной отдушиной изнуренных рабов.

Культ под маской религии

Со временем католичество и африканская вера в старых богов сплавлялись в совершенно новую религию. Смесь языческого культа, христианской концепции единого бога-отца и самых разных обрывков африканской и европейских культур по прошествии веков превратилась в один из самых необычных религиозных феноменов - культ вуду.

Новые лица католических святых

Наибольшее распространение новый культ получил во французских колониях - Луизиане и Гаити. Здесь вуду обзавелся всеми атрибутами любой уважающей себя религии - церковью, устоями и собственными святыми. Но последователям культа все равно приходилось скрываться от колониальных властей, пока в 1804 году не грянула Гаитянская революция. После нее любая попытка миссионерской деятельности на острове заканчивалась смертью проповедника.

Лишь 60 лет спустя гаитянцы вспомнили, что без католичества не было бы и вуду, и вновь позволили представителям Ватикана прибывать на остров, но лишь с разрешения местных властей. То, что увидели прибывшие на Гаити пасторы, повергло их в шок. Католические святые практически утратили свой привычный облик, все больше напоминая низших богов вудуизма - лоа. Так, например, Дева Мария превратилась в покровительницу красоты Эрзули, а Святой Петр стал проводником между мирами Папой Легба.

Часть католической церкви

Ритуальные предпочтения гаитянцев мало отличались от обрядов их африканских предков. Музыка, экстатические танцы, жертвоприношения и магия. Впрочем, все это не помешало Ватикану признать в 1860 году вуду одной из разновидностей католицизма. Папа официально одобрил одержимость и ритуальные убийства животных.

Разделение обязанностей

Не мудрствуя лукаво, гаитянцы разделили свой пантеон на две неравные части: высшее божество (Бондьё) и всех остальных (лоа). Примечательна сама форма вербализации сакрального имени верховного бога: Бондьё - всего лишь замысловатая трансформация французского bon Dieu - «добрый бог». Бондьё никоим образом не влияет на жизнь своего народа - он создал мир и отошел от дел.

Сложнее дела обстоят с лоа (от французского loi - закон). Эти африканские божества и духи, надевшие на себя маски христианских святых, обладают невероятным могуществом. Вся концепция ритуальной магии культа вуду строится на взаимодействии с лоа. Духи бесчисленны, и каждый из них имеет свое собственное имя и предназначение. Обитают лоа в своем особом мире - Ле Гвинее.

Франсуа Дювалье, 1907–1971

Переоценить роль этого человека в истории развития вуду просто невозможно. Именно он долгое время был бессменным диктатором Гаити вплоть до самой свой смерти. Себя он называл Папа Док и представлялся самим Бароном Субботой. Ввел личную гвардию - воспетых в фольклоре тонтон-макутов, изображавших верных правителю мертвецов. Пытался убить президента Кеннеди при помощи восковой куклы, некоторые считают - преуспел.

Мария Лаво, 1794–1881

Еще задолго до Дювалье легенды складывались и о достойной дочери, а позже и матери целого ответвления вуду Марии Лаво. Эта неофициальная «королева вуду» Нового Орлеана и окрестностей прославилась в качестве одной из главных основательниц луизианского направления культа. Героиня бесчисленного множества легенд.

Как вызывают лоа?

Церемонии вуду могут проводиться в любом помещении, главное, чтобы там был установлен столб-митан, символизирующий дорогу, по которой духи спускаются в наш мир. Несмотря на то, что ритуалы вуду разнятся в зависимости от того, к какому духу хочет обратиться колдун, общим остается лишь одно - любые взаимоотношения с лоа требуют соблюдения определенных правил.

В первую очередь, необходимо начертить на земле символ вызываемого лоа. Под ритмичную пульсацию барабанов колдун танцем открывает магическую церемонию - сантерию. Постепенно к экстатическому действу присоединяются остальные участники церемонии.

Когда наступает определенный момент, колдун берет заранее приготовленного жертвенного петуха и обезглавливает его в качестве приношения духам. Однако даже это не гарантирует, что лоа соизволят явиться на церемонию - все зависит от личной магической силы бокора, от его опыта и степени посвящения.

Воскрешение мертвеца, которого не было

Термин «зомби» привезли на Гаити африканские рабы еще в начале XVIII века. Родина слова - полумистическое королевство черного континента Дагомея. На самом деле слово «зомби», выяснили исследователи, является искаженной формой «nzambi», что в переводе с африканского банту значит «душа мертвеца».

Долгое время обряд поднятия мертвых, свидетелями которого бывали и белые люди, считался одной из самых необъяснимых религиозных загадок. Так продолжалось бы и по сей день, если бы на помощь науке не пришел этнобиолог Дэвис Уэйд, сумевший провести несколько опасных экспериментов. Отважный ученый установил, что бродящие по Гаити «живые мертвецы» никогда не умирали. Секрет крылся в особом порошке, применяемом шаманами для создания зомби. С помощью особой смеси, содержащей тетродотоксин, бокор вводил человека в состояние глубокой комы и спокойно ждал, пока семья несчастного не похоронит тело. Спустя день после погребения колдун приходил на кладбище и выкапывал свежеиспеченного раба: кислородное голодание, помноженное на токсичное воздействие зелья, приводило к повреждению головного мозга жертвы - области, отвечающие за память и речь, попросту отмирали, и из могилы вставало существо, умеющее лишь выполнять команды колдуна.

В нашем представлении религия вуду прочно связана со зловещими колдунами, которые протыкают иглами кукол символизирующих своих врагов, лишая их тем самых здоровья, а то и жизни. Из литературы и кино мы знаем, что колдуны вуду способны создавать зомби и повелевать ими. Тем не менее сводить эти верования лишь к чёрной магии в корне неправильно. В вуду древние африканские мифы переплелись с христианским мировоззрением - и в итоге родилась религия, направленная в первую очередь на исцеление души и тела.

Вуду - религия оживших мертвецов

Родом из Западной Африки

Корни культа вуду уходят в Западную Африку, откуда в страны Америки завозили чернокожих рабов. В итоге сейчас существует три основных типа этой религии, которые различаются своими ритуалами, возникшими под влиянием другой культурной среды. Первый, самый древний, - в той же Западной Африке (в частности, его исповедуют многие племена Ганы, Бенина, Того, Нигерии и Конго). Здесь верования, которых придерживаются около 30 миллионов человек, являются традиционными и остались практически такими же, как много веков назад.
Другой тип вуду называют Луизианским - его приверженцы живут в штате Луизиана и на юго-востоке США, где историческая религия темнокожих невольников из Западной Африки претерпела изменения под влиянием их бывших хозяев - испанских и французских поселенцев.
Третий тип вудуизма существует на Гаити, Кубе, Ямайке и в некоторых других государствах Латинской Америки. Он появился в результате смешения африканских верований и элементов католицизма.
Общим для всех типов являются вера в единого Верховного Бога и загробную жизнь. А в вуду Гаити и Луизианы заметное место отведено мифологическим личностям, напоминающим Деву Марию, Святого Петра, Святого Патрика и других значимых персонажей христианства.

Духи, помогающие невольникам

Историки называют временем возникновения культа вуду на Гаити, наиболее яркого и интересного из трёх типов данной религии, 1503 год - когда из Западной Африки прибыли первые рабы. Их владельцы (сначала испанцы, а позже, с середины XVIII века, - французы) категорически не желали, чтобы невольники имели собственную религию - ведь это выглядело первым шагом к непослушанию. Всех рабов насильно крестили и заставляли исполнять христианские обряды.
Но темнокожие невольники верили в культ своих предков, который называли вуду (на языке африканского народа фон это слово означает «дух», «божество»). Такие верования были ответом на унижения и запреты - и держались в глубокой тайне. А чтобы хозяева рабов её не раскрыли, обряды и ритуалы были максимально похожими на католические: в них использовались те же статуи богов, свечи, мощи, реликвии и т.д.
В культе вуду действуют три основные силы. Главная из них - единый и всемогущий бог, которого называют Нсамби, или Бондьё. Вторая - его дети, духи лоа. Они есть у всего сущего - людей, растений, камней, рек и т.п. Их почитают, им молятся, у них просят совета и помощи. Один из духов лоа носит имя Папа Легба и стережёт границу между миром мёртвых и миром живых - то есть, по сути выполняет функции святого Петра. Если не воздавать ему почести, он закроет двери между мирами, и другие лоа не услышат просьбы людей.
Третья сила - духи умерших предков и родственников, которые также могут помогать или вредить людям. Эти три мистические силы постоянно взаимодействуют друг с другом. Смысл религии вуду состоит в том, чтобы общаться с духами и посредством определённых ритуалов добиться их расположения.

Современный Барон Суббота

Одним из наиболее значимых лоа является , который ведает смертью и изображается в виде скелета в цилиндре, с сигарой и в чёрных очках.
Этот образ с успехом использовал один из бывших диктаторов Гаити - Франсуа Дювалье (Папа Док), правивший с 1959 по 1971 год. До сих пор жители острова с ужасом вспоминают те времена - когда в стране проводилась политика жесточайших репрессий, а более 50 тысяч человек исчезли без всякого суда. Папа Док внушал рядовым гражданам, что он и есть Барон Суббота, а значит, имеет право решать, кому жить на свете, а кому нет. В уничтожении своего народа ему помогали сотрудники военизированных формирований, которых прозвали тонтон-макутами - по имени персонажа креольского мифа о дяде (Tonton), который похищает непослушных детей, засовывая их в мешок (Macoute), а затем съедает. Тонтон-макуты, по сути сотрудники тайной полиции, носили чёрные очки и позиционировали себя как зомби, убить которых невозможно.

Знаете ли вы что…

Должность жрецов вуду передаётся по наследству. Их дети после достижения 31 года проходят обряд посвящения и получают ритуальную трещотку ассон, сделанную из полой тыквы с камнями и обломками костей внутри.

Кукла с иглой в сердце

В культе вуду общаться с духами позволено только жрецам, которые могут быть как мужчинами (их называют унганы), так и женщинами (мамбо). Они проводят обряды с жертвоприношениями и ритуальными танцами, во время которых впадают в транс и в этом состоянии просят лоа о помощи.
Ключевой частью большинства обрядов являются общие танцы вокруг столба-шеста, называемого митан и расположенного во дворе храма. Они проходят под звуки барабанов, их цель - ввести окружающих в то же состояние транса. Считается, что только тогда на людей нисходит благодать духов. Гаитяне верят: католик идёт в церковь, чтобы говорить о боге, а вудуист танцует во дворе храма, чтобы самому стать богом.
Нередко унганы и мамбо оказываются обиженными или отвергнутыми другими людьми. Тогда они начинают мстить и становятся бокорами - то есть колдунами, которые прибегают к помощи тёмных сил. Любопытно, что такую магию поклонники вуду называют не чёрной, а красной (по местному поверью, если злые духи овладевают человеком, его глаза краснеют).
Один из самых популярных способов помочь человеку или навредить ему - действия со специально изготовленной куклой, олицетворяющей этого человека. Такая кукла должна содержать биологический материал того, на кого воздействуют (к примеру, его волосы или ногти), либо принадлежащие ему вещи, либо его изображение. Унганы и мамбо во время магического обряда устанавливают незримую связь между реальной личностью и куклой, а затем, манипулируя с ней (втыкая иглы, разрезая ножом и т.п.), влияют на здоровье и жизнь людей.
Кстати, принято думать, что такие действия непременно приносят вред. Но на самом деле куклы вуду гораздо чаще изготавливаются для лечения больных - и только в крайних случаях для негативного влияния.

Незаменимые работники

Считается, что бокоры могут оживлять мертвецов и командовать ими - поэтому таких колдунов очень боятся.
Естественно, тайна оживления мертвецов всегда привлекала исследователей. Учёные не без основания полагали, что в случае зомбирования происходит не смерть человека, а его переход в другое состояние - когда под воздействием неизвестных препаратов частично блокируются участки мозга, отвечающие за жизнедеятельность организма (сердцебиение, дыхание, кровообращение). В итоге люди долгое время выглядят как мертвецы - но при этом способны двигаться и выполнять несложную работу.
Впервые о таких странных существах написал в 1929 году репортёр газеты «Нью-Йорк Таймс» Уильям Сибрук. Он посетил дом знаменитой колдуньи-мамбо Маман Сели и оказался свидетелем обряда, когда на его глазах умершего человека оживили и отправили работать на плантацию сахарного тростника, где тот трудился без всякой оплаты. Большинство читателей посчитали эту историю выдумкой.
Но в 1981 году весь мир облетели фотографии жителя города Порто-Пренса (столицы Гаити) Клавдиуса Нарцисса. По рассказам мужчины, он внезапно скончался ещё в 1962 году. В больнице было выписано свидетельство о его смерти. Тело захоронили, но спустя некоторое время оно было похищено из могилы. Клавдиуса увезли на отдалённую ферму, где влили в глотку какое-то зелье, после чего он частично очнулся от глубочайшего сна и в течение 18 лет работал на плантации с несколькими сотнями таких же зомби. Потом к нему вернулось сознание, и он сумел бежать. Клавдиус пожаловался, что стал жертвой колдовства, к которому причастны его братья из-за спора за право владения участком земли. Он прекрасно помнил, как его хоронили (забитый в гроб гвоздь задел его лоб, в этом месте остался шрам). То есть мужчина не умер по-настоящему, а впал в состояние, напоминающее смерть. Клавдиуса обследовали, родные признали, что это именно он (хотя от страха перед зомби отказались с ним общаться).

Порошок для зомби

В конце 1980-х годов американские исследователи сумели подкупить одного из унганов - и он передал им магическое зелье (за это колдун поплатился жизнью, его убили узнавшие о нарушении запрета соотечественники). В состав порошка входили растительные и животные ингредиенты: приготовленные особым образом морские жабы, рыба-собака, ядовитые черви, травы. В результате получался мощнейший нервно-паралитический препарат, способный воздействовать на организм в 500 раз сильнее цианистого калия. Эксперименты, проведённые над обезьянами, показали, что этот порошок способен блокировать процессы жизнедеятельности - и впоследствии они могут восстановиться до прежнего уровня.
Унган-изменник поведал некоторые детали обряда. Порошок не только дают для приёма внутрь, но и наносят на кожу будущего зомби или кладут ему в гроб. Но секрет конкретного механизма перевода людей в состояние зомби колдун так и не раскрыл.
В настоящее время учёные пытаются создать подобный препарат искусственным путём - но сумели ли они этого добиться, пока остаётся тайной. Во всяком случае, никаких сообщений об этом не поступало - ни от официальных лиц, ни в результате утечки информации. Культ вуду продолжает хранить свои тайны.

Пожалуй, ни одна магическая система в мире не имеет за собой такого мрачного шлейфа, как гаитянский вуду. Знаменитые куклы, одержимость духами и, разумеется, зомби - таким выглядит в глазах среднестатистического европейца культ вуду. FURFUR погрузился в таинственный мир этой гаитянской синкретической религии, чтобы выяснить, соответствуют ли действительности все слухи и рассказы о ней.

Откуда пришел культ вуду

Первых рабов из Африки европейские колонизаторы завезли на Гаити еще в 1503 году. Эту дату можно принять за точку отсчета в становлении вуду как полноценной религии. Оторванным от родной земли и лишенным свободы африканцам приходилось играть по навязанным правилам: католичество насаждалось среди рабов буквально огнем и сталью. Здесь впору сломаться, но чернокожие рабы нашли хитрый способ сохранить свои анимистические верования, облачив их в христианские одежды. Несмотря на то что рабы массово крестились, переходя в лоно католической церкви, за этим благообразным фасадом продолжали скрываться старые боги и устои, являясь, пожалуй, единственной отдушиной изнуренных рабов. Шло время. Католичество и африканская вера в старых богов сплавлялись в совершенно новую религию. Смесь языческого культа, христианской концепции единого бога-отца и самых разных обрывков африканской и европейских культур по прошествии веков превратилась в один из самых необычных религиозных феноменов - культ вуду.

Новая вера

Наибольшее распространение новый культ получил во французских колониях - Луизиане и Гаити. Здесь вуду обзавелся всеми атрибутами любой уважающей себя религии - церковью, устоями и собственными святыми. Но последователям культа все равно приходилось скрываться от колониальных властей, пока в 1804 году не грянула Гаитянская революция. После нее любая попытка миссионерской деятельности на острове заканчивалась смертью проповедника.

Лишь 60 лет спустя гаитянцы вспомнили, что без католичества не было бы и вуду, и вновь позволили представителям Ватикана прибывать на остров, но лишь с разрешения местных властей. То, что увидели прибывшие на Гаити пасторы, повергло их в шок. Католические святые практически утратили свой привычный облик, все больше напоминая низших богов вудуизма - лоа. Так, например, Дева Мария превратилась в покровительницу красоты Эрзули, а Святой Петр стал проводником между мирами Папой Легба.

Ритуальные предпочтения гаитянцев мало отличались от обрядов их африканских предков. Музыка, экстатические танцы, жертвоприношения и магия. Впрочем, все это не помешало Ватикану признать в 1860 году вуду одной из разновидностей католицизма. Папа официально одобрил одержимость и ритуальные убийства животных.

Блаженный Пий IX, занимавший в 1840 году трон понтифика, признал вуду одной из разновидностей католицизма.

Боги и маги

Не мудрствуя лукаво, гаитянцы разделили свой пантеон на две неравные части: высшее божество (Бондьё) и всех остальных (лоа). Примечательна сама форма вербализации сакрального имени верховного бога: Бондьё - всего лишь замысловатая трансформация французского bon Dieu - «добрый бог». Бондьё никоим образом не влияет на жизнь своего народа - он создал мир и отошел от дел.

Сложнее дела обстоят с лоа (от французского loi - закон). Эти африканские божества и духи, надевшие на себя маски христианских святых, обладают невероятным могуществом. Вся концепция ритуальной магии культа вуду строится на взаимодействии с лоа. Духи бесчисленны, и каждый из них имеет свое собственное имя и предназначение. Обитают лоа в своем особом мире - Ле Гвинее.

Еще одним символом Вуду является Уроборос, или Дамбала Ведо, - змей, заглатывающий собственный хвост. Это существо, по верованиям гаитянцев, стоит у истоков и конца всех вещей, он бог неба и создатель всего живого на земле.

Центральной фигурой лоа является Папа Легба, посредник между людьми и потусторонними сущностями. Заклинатель призывает его первым из лоа, чтобы получить разрешение на контакт со всеми остальными духами. Образ Папы Легба отчасти коррелирует со Святым Петром: и тот и другой являются хранителями врат другого мира. Ортодоксальное изображение Папы Легба - старик в соломенной шляпе и с палочкой.

Чуть ниже по иерархической лестнице стоит Барон Самеди, Барон Суббота - наверное, самый распространенный в массовой культуре лоа. Это Осирис и Анубис гаитянской религии в одном лице. Вместе со своей женой, Мамой Бриджит, Барон Самеди оберегает души умерших, поэтому на каждом новом кладбище первая могила посвящается Барону Субботе. Захоронение отмечено крестом - не христианским распятием, но перекрестком дорог. К слову, Барон Суббота - это прозвище, ведь истинное имя этого лоа произносить нельзя. Выглядит Барон Самеди очень колоритно: черный костюм гробовщика, высокий цилиндр, неизменная сигара в зубах. Как утверждают последователи культа вуду, больше всего на свете Барон любит табак и крепкий гаитянский ром. Барону подчиняется сама смерть, но одновременно он же отвечает за сексуальность и деторождение. Здесь нет никаких противоречий, достаточно вспомнить Дамбалу Ведо.

Контакт между лоа и паствой осуществляют жрецы, разделенные на специальности. Хунганы и мамбо заведуют предсказаниями, а за черную магию отвечают бокоры. И т, и другие в своей практике используют множество ритуальных предметов, самым известным из которых является кукла - вольт.

Кукла призвана символизировать определенного человека, и с помощью особого ритуала воль становится неразрывно связан с объектом воздействия бокора. Для того чтобы ритуал прошел успешно, кукла, помимо прочего, должна содержать кровь или волосы жертвы.

Франсуа Дювалье

Или, как он называл себя сам, Папа Док. Бессменный диктатор Гаити до самой свой смерти. Представлялся самим Бароном Субботой. Ввел личную гвардию - воспетых в фольклоре тонтон-макутов, изображавших верных правителю мертвецов. Пытался убить президента Кеннеди при помощи восковой куклы, некоторые считают - преуспел.

Мария Лаво

Неофициальная «королева вуду» Нового Орлеана и окрестностей. Прославилась в качестве одной из главных основательниц целого нового ответвления вуду - луизианского. Героиня бесчисленного множества легенд.

Как и где делать магию

Церемонии вуду могут проводиться в любом помещении, главное, чтобы там был установлен столб-митан, символизирующий дорогу, по которой духи спускаются в наш мир. Несмотря на то что ритуалы вуду разнятся в зависимости от того, к какому духу хочет обратиться колдун, общим остается лишь одно - любые взаимоотношения с лоа требуют соблюдения определенных правил. В первую очередь, необходимо начертить на земле символ вызываемого лоа.

Под ритмичную пульсацию барабанов колдун танцем открывает магическую церемонию - сантерию. Постепенно к экстатическому действу присоединяются остальные участники церемонии.

Когда наступает определенный момент, колдун берет заранее приготовленного жертвенного петуха и обезглавливает его в качестве приношения духам. Однако даже это не гарантирует, что лоа соизволят явиться на церемонию - все зависит от личной магической силы бокора, от его опыта и степени посвящения.


Степени посвящения в вуду

Колдуны вуду проходят несколько ступеней совершенствования своего магического ремесла. На первой ступени стоят еще неоперившиеся адепты, зато последнюю - шестую - занимают по-настоящему грозные маги.

  1. Первый этап становления жреца называется «язык духа». Освоившие его могут общаться с покойниками, но лишь с относительно свежими, например, недельной давности.
  2. Вторая ступень - «пристальный взгляд». Этот ритуал позволяет бокору влиять на любовное настроение жертвы. В этом темном деле помощником-лоа выступает, как ни странно, Эрзули, традиционно изображаемая в облике непорочной Девы Марии. Кроме того, способность «пристальный взгляд» дает жрецу возможность понимать язык змей.
  3. На третьей стадии посвящения бокор учится использовать sobo, «громогласный призыв». Этот ритуал требует тщательной подготовки и начинается с десятиминутной песни шамана, сжимающего в одной руке растертый магнитный камень, а в другой кремниевую пыль. Песня оканчивается именем духа грома Собо - его и выкрикивает с силой колдун. В результате (теоретически) все враги заклинателя глохнут на несколько часов. Бокор же с довольным видом принимает поздравления соратников.
  4. Четвертая ступень дает колдуну возможность скрыться от оппонента под защитой духов леса. Grans Bwa - своеобразный стелс, грамотно проведенный ритуал скрывает бокора от любого преследователя. Как и вся остальная магия вуду, «защита духов леса» - заклинание не моментальное: созданный буквально из земли и палок амулет шаман должен омывать собственной кровью в течение двух часов, да еще и под ритуальные песнопения. Поэтому фора у жреца, желающего скрыться, должна быть очень существенная.
  5. Адепт пятой ступени владеет уже серьезными силами. Достигший этого уровня постигает таинство вуду, то есть вполне может создать самую настоящую куклу вуду. С ее помощью маг превращается в грозного манипулятора-кукловода, способного причинить любой вред своим врагам.
  6. Последний, шестой этап называется zombi. Освоившие этот прием вольны поднимать мертвецов по собственному желанию и превращать их в рабов. Таинство ритуала бережно хранится поколениями потомственных жрецов.

Африканская республика Того прославилась наличием крупнейшего ритуального рынка в мире. Akodessewa Fetish предлагает колдунам и шаманам сакральные предметы всех мастей.


Как быть зомби

Термин «зомби» привезли на Гаити африканские рабы еще в начале XVIII века. Родина слова - полумистическое королевство черного континента Дагомея. На самом деле слово «зомби», выяснили исследователи, является искаженной формой «nzambi», что в переводе с африканского банту значит «душа мертвеца».

Долгое время обряд поднятия мертвых, свидетелями которого бывали и белые люди, считался одной из самых необъяснимых религиозных загадок. Так продолжалось бы и по сей день, если бы на помощь науке не пришел этнобиолог Дэвис Уэйд, сумевший провести несколько опасных экспериментов. Отважный ученый установил, что бродящие по Гаити «живые мертвецы» никогда не умирали. Секрет крылся в особом порошке, применяемом шаманами для создания зомби.

С помощью особой смеси, содержащей тетродотоксин, бокор вводил человека в состояние глубокой комы и спокойно ждал, пока семья несчастного не похоронит тело. Спустя день после погребения колдун приходил на кладбище и выкапывал свежеиспеченного раба: кислородное голодание, помноженное на токсичное воздействие зелья, приводило к повреждению головного мозга жертвы - области, отвечающие за память и речь, попросту отмирали, и из могилы вставало существо, умеющее лишь выполнять команды колдуна.

Кинематограф, художественная литература, а также многочисленные легенды изображают Вуду ожившим кошмаром: мир тьмы и поклонения дьяволу, дикие ритуалы во мраке ночи, злые духи, проклятия и порча, и наконец - ходячие мертвецы-зомби. Именно так многие представляют себе Вуду.

В действительности Вуду - это наследие традиционных африканских верований - многоликая религия, дающая миллионам последователей веру и утешение. Предположительно, она зародилась от 6 до 10 тысяч лет назад на территории современного Бенина. До сих пор примерно половина населения Центральной Африки и побережья Гвинейского залива исповедует это учение. Более сорока миллионов адептов практикуют Вуду по всему миру. Но вряд ли культ получил бы настолько широкую мировую известность, если бы областью его локализации оставался лишь африканский континент.

«Если я попрошу вас перечислить мировые религии, вы назовёте: Христианство, Ислам, Иудаизм, Буддизм… Но один континент всегда не учитывается - чёрная Африка. Существует молчаливое убеждение в том, что у чёрных не было религии. Но мы-то знаем правду!» - рассуждает знаменитый канадский антрополог, океанолог, писатель и фотограф Уэйд Девис. Девис стал известен с 1985 года, когда вышел его роман-бестселлер «Змей и Радуга», основанный на реальных событиях, и повествующий о зомби на Гаити.

Окончательно культура Вуду сформировалась сравнительно недавно - около четырёх столетий назад. Своим возникновением она обязана смешению религиозных традиций (христианской и языческой) в период французского колониального рабства.

Первые рабы были привезены на Гаити в 1503 году. Отлучённые от дома африканцы несли знания о своих богах и фетишах по всей Атлантике. Именно на Гаити учение Вуду пустило свои корни. На стенах церквей по всему острову часто можно увидеть символы Вуду, но эти две религии в лучшем случае всегда пребывали в состоянии беспокойного мира.

В Западной Африке слово «Вуду» означает Бога Духов - название осталось от языка «фон», где «vodun» переводится как «дух». Поклонение небу, земле, грому и змеям процветало задолго до того, как в Новый Свет начали привозить первых рабов. Вопреки мнению обывателей, у вудуистов есть единый Бог - Бондьё - высшее божество, всемогущий создатель. По легенде, сотворив землю, он ушёл на отдых, отстранился от происходящего в нашем мире, и больше не вмешивается в дела людей. Имя Бондьё происходит от французского bon Dieu (в переводе - добрый Бог). Божеств более низкого порядка называют Лоа. С ними и имеют дело последователи Вуду, обращаясь за помощью через молитвы и ритуалы.

Сегодня сердцем Вуду на Западе является Гаити, где большинство местного населения - приверженцы этой религии. Люди, обладающие особым магическим знанием, становятся жрецами. В этой культуре ими могут стать в равной степени как мужчины (их называют Хунган), так и женщины (Мамбо). Все жрецы, будучи колдунами, общаются с духами через людей, в которых те вселяются. Духи Вуду могут быть добрыми или злыми, священными или обычными. Но одно из этих качеств должно доминировать. Не быть ни злым, ни добрым - значит, быть ничем - то есть, зомби.

Каждый жрец обязан владеть навыками чёрной магии, даже если сам её не практикует - зло нужно знать в лицо и уметь в случае необходимости сразиться с ним.

Повсюду, от Гаити до Африки, церемонии Вуду изобилуют мистическими трансами, песнопениями и ритуальными плясками, поклонением змеям и смерти. История Вуду передаётся из уст в уста, от одного поколения другому, посвящая новых адептов в тонкий мир древних богов и духов…

Чтобы наконец разобраться в том, кто же такие зомби, будет не лишним выслушать мнение из первых уст - настоящего жреца. «Голливуд обрёл в Вуду одного из своих самых ужасных монстров - восставших из могил зомби. Тем не менее, бо́льшая часть этих фильмов - плод воображения продюсеров. На деле феномен зомби заключается в специальных приёмах, которыми пользуются гаитяне, чтобы превратить человека в подобие мёртвого, захоронить его, а потом заставить встать из могилы. Голливуд же свёл сложную религию с четырёхсотлетней историей в один единственный образ» - поясняет священник Вуду Макс Бувуар (Max Bouvoir). «Зомби в Вуду называется существо, душу которого взял колдун и, в следствие этого, оно оказывается как бы в вечном чистилище - оно только кажется мёртвым, когда его хоронят заживо. Человек, превращённый в зомби - это тот, кто совершил серьёзное преступление, которое в других обществах наказывается смертью, или пожизненным заключением. В Вуду мы не убиваем людей. Фактически «не убий» - это заповедь Вуду. Вместо того, чтобы убивать человека, его просто изолируют от общества - именно это происходит с тем, кто, как мы это называем, прошёл через могилу».

Из воспоминаний Уэйда Девиса: «Меня послали на Гаити после того, как группа выдающихся врачей нашла существо, которого сочли за первого известного науке зомби - человека, чья смерть была подтверждена современным медицинским оборудованием, и который несколько лет спустя вернулся в мир живых. Этот случай привлёк их внимание, так как они не верили в магию. Им нужно было материальное объяснение. Учёные заинтересовались рассказами и слухами о существовании народного яда, который каким-то образом приводит человека в состояние видимой смерти так, что это может обмануть даже врача с западным образованием. Они стали исследовать различные зелья, порошки и снадобья… Наблюдая за приготовлением этого порошка в разных районах Гаити, я обнаружил, что основным ингредиентом была морская рыба, во внутренностях и на чешуе которой содержится чрезвычайно сильный нервно-паралитический яд - тетродотоксин».

«Этот яд настолько токсичен, что для летального исхода достаточно дозы на кончике булавки. Он действует на человека очень странным образом, вводя в состояние, подобное смерти. В Японии и Южной Азии бывали неоднократные случаи, когда людей клали в гроб живыми». Именно это вещество содержится в популярном и крайне экстремальном японском деликатесе - рыбе фугу.

История гаитянских зомби легла в основу книги Уэйда Девиса, по которой в 1988 году был снят одноимённый фильм «Змей и Радуга». «На Гаити боятся не самих зомби, как это часто показывают в фильмах, там боятся стать зомби, потому, что став зомби, человек переходит в состояние вечного чистилища, в котором нельзя следовать естественному циклу жизни и смерти. Это своего рода наказание, аналогичное электрическому стулу» - объясняет Девис.

«Чёрное - не обязательно означает злое или плохое. И миф о «страшном» духе Барона Самди́ (в переводе с фр. - Суббота) - стопроцентное тому подтверждение. Этот повелитель мёртвых и кладбищ является важной частью религии, где смерть рассматривается как обряд перехода к рождению» - рассказывает известная гаитянская жрица Анна Бранш (Anna Branche).

Барон Суббота изображается в виде скелета в чёрном фраке и чёрном цилиндре - одежда похоронных дел мастера. В его руках трость. Он курит крепкие сигары, пьёт ром и нецензурно ругается. Любит детей и жизнь, как вторую составляющую смерти. Если ребёнок находится при смерти, то надо обращаться к Барону. Он милосерден к детям, хотя, порой, весьма по-своему. Первая могила умершего мужчины на новом кладбище всегда посвящается Барону Субботе.

Также неотъемлемой частью его образа является крест - это не христианское распятие, а известный практически во всех культурах знак перекрёстка дорог.

Считается, что человек, в которого вселился Барон Суббота, проявляет невоздержанность в питье и пище, курении и сексе. Подобно , Суббота покровительствует всем бандитам и головорезам.

В ноябре, в канун Дня Всех Святых, на Гаити отмечается Праздник Геде (Guédé) - день Мёртвых - это, прежде всего, праздник Барона Субботы. Накануне толпы паломников собираются у его могилы и веселятся всю ночь напролёт: поют в его честь, курят, пьют, поливают ромом толпу и ждут нисхождения виновника торжества. Подношения соответствуют своему герою - чёрный кофе, чёрный петух, чёрный козёл, жареный арахис, ром, настоянный на 21 перце, и, само собой, сигары.

Все те, чьим покровителем является Барон, могут легко общаться с мёртвыми, исцелять людей, а также насылать жуткие проклятия, против которых никто не устоит.

Наравне с Бароном прославляют и его верную супругу - хозяйку ворот кладбища Маму Бриджит (Maman Brigitte). Она является одним из немногих Лоа, обладающих европейской внешностью - белой кожей, зелёными глазами и русыми волосами.

Чтобы приблизиться к истокам своей веры и разобраться в её тайнах, многие гаитянские жрецы отправляются в Бенин. На базарах Западной Африки можно найти порошки и фетиши, необходимые для того, чтобы вызвать духа или божество. Самый крупный рынок фетишей находится в городе Котону.́ Человеку непосвящённому такое место может показаться мрачным и диким. Но представленные здесь товары не всегда нужны для того, чтобы навредить кому-то. Чаще всего эти снадобья используются для общения с Лоа и лечения недугов.

Конечно, можно отыскать здесь и атрибуты для проведения зловещих ритуалов, способных калечить и даже убивать. По легенде особой силой обладают амулеты с использованием глаз и кожи белого человека. Но Вам их не покажут и уж тем более не продадут ни за какие деньги. Зато с лёгкостью можно приобрести куда более приятные и невинные вещицы: скелеты миниатюрных крокодильчиков, куриные перья и всевозможные сушёные травы-отравы… Среди сувениров попадаются волшебные чудо-бутылки. В эти сосуды нужно наливать свой любимый крепкий алкоголь и настаивать на фетишах, что находятся внутри. Выпиваешь стопку такого зелья и просишь Лоа исполнить желание - оно непременно сбудется!

Наиболее известная разновидность вудуистских талисманов - мешочки с различными предметами, называемые гри-гри. Они наполнены высушенными травами, камушками, перьями и т.п… Такой мешочек приносит своему владельцу удачу и защищает от зла.

Небезызвестные куклы Вуду по своей сути могут считаться одной из форм гри-гри. При их упоминании многим представляется образ свирепого шамана, безжалостно вонзающего иглу в тело тряпичной фигурки. Однако, изначальное и основное применение кукол Вуду заключается в обратном: привлечении удачи, улучшении благосостояния, исцелении сложных заболеваний…

Обереги в виде небольших цветных человеческих фигурок издревле подвешивали над входной дверью, чтобы сдерживать нежелательную энергетику, приходящую в дом.

Нередко куклы Вуду переходили по наследству, становясь семейной реликвией. Многие современные семьи до сих пор хранят в своих домах кукол, служивших ещё первым переселенцам из Африки.

Не менее интересная традиция связана со свадьбой. У вудуистов считается плохим тоном не принести в подарок новобрачным пару кукол с вонзёнными в них иголками. Эти куклы проходят через руки гостей - каждый втыкает иглу определённого цвета в определённые части тела фигурок. Если желают долгой и крепкой любви - в область сердца вонзают синюю или красную иглу. Игла в пятке символизирует нерушимый брак, а в области паха - большое количество детей. Прийдя домой, молодожёны ставят талисман на самое видное место.

И по сей день в Старом и Новом Свете велико влияние Вуду. Сегодня эта религия приобрела широкую популярность в современной поп-культуре: в моде, музыке, литературе и кинематографе.

Не секрет, что многие музыканты активно эксплуатируют тему демонических сил. Всё началось с первых исполнителей негритянского блюза, окруживших себя поистине фаустовской атмосферой. Перекрёсток (как наиболее значительный мистический символ Вуду) неоднократно упоминается в мрачной лирике этих певцов. Один из наиболее известных блюзменов - Роберт Джонсон - выделялся не только своим таинственным образом тёмной личности. Его виртуозное владение гитарой приписывалось сделке с Дьяволом, заключённой у перекрёстка. А песня «Crossroad Blues» стала настоящим гимном Вуду. Именно легенда про встречу Джонсона с Сатаной легла в основу сценария культового фильма 1986 года «Crossroads».

Другой легендарный блюзмен - Peetie Wheatstraw - именовал себя «зятем Дьявола и главным шерифом Ада».

Но не только от музыки чернокожих веет демонической магией и проклятиями. Начнём с того, что «Роллинг Стоунз» сделали названием своей группы песню «Rollin’ Stone» (Бродяга) великого и ужасного Мадди Уотерса. Роллинги провели уйму времени в Новом Орлеане, постигая азы настоящей «чёрной» музыки. Вот что говорит Кейт Ричардс, который сегодня и сам похож на жреца культа Вуду: «Публика боится и трепещет от нашего ритма. Он её возбуждает. Здесь каждая звуковая вибрация действует на тебя. Ты можешь создавать определённые шумы, которые тут же взвинчивают тебя самого. Практически каждый звук действует на тело, и хороший фоновый ритм в рок-музыке заставляет людей двигать пальцами в своих ботинках».

Росту популярности ещё одной британской группы - «The Prodigy» сильно поспособствовал сингл «Voodoo People», клип на который снимался на Гаити. В этом видео музыкант Лирой Торнхилл предстал в образе нашего нового друга - Барона Субботы.

Открывая в Лондоне свой второй магазин, дала ему имя «Ностальгия по Грязи» (Nostalgia of Mud). Снаружи он был украшен географической картой, а внутри стилизован под археологические раскопки с земляным полом и фигурками Вуду.

В западной прессе не раз отмечали тот факт, что супермодель Наоми Кэмпбелл увлекается магией, познавая навыки бразильского культа Кандомбле́, весьма схожего с учением Вуду.

В продолжение модной темы нельзя не отметить молодёжные бренды «Swatch» и «Nike», которые выпустили лимитированные капсульные коллекции по мотивам Voodoo.

И кто знает, сколько ещё молодых дизайнеров, музыкантов и художников готовы пойти на тот самый таинственный перекрёсток, чтобы продать душу дьяволу в обмен на мировое признание своего таланта…

Бывшие