«С лесом надо дружить. В лесах счастливой охоты С лесом надо дружить

Всем известна поговорка: с лесом надо дружить… С ней не поспоришь, но если задуматься над ее значением, то возникает закономерный вопрос: а можно ли подружиться с неодушевленным предметом? И тут же хочется себе возразить: разве лес – это неодушевленный предмет? Он ведь наполнен жизнью, там все живое: птицы и звери, деревья, трава и земля. Мне кажется, что лес - это единое существо, которое живет по своим законам. Дружба с ним -– это уважение этих законов, их соблюдение. Человек тоже является частью природы, но он не господин, как это считалось раньше. Человек живет и развивается по законам, которые едины не только для леса, но и для всей вселенной.

И если мы, люди, считаем себя умными и наделенными жизненной мудростью, то обязаны «дружить» с лесом, стремиться сохранять его самого и его богатства, поскольку этим мы сохраняем также и себя самих.

Многие русские писатели об этом говорили. Среди них был и М. Пришвин. При чтении его рассказов не перестаешь удивляться его наблюдательности и доброте, силе его сердечного участия в мире живой природы.

«Кладовая солнца» Пришвина рассказывает о том, что лес является живым существом. Оказавшись там, герои попадают под власть этой необыкновенной страны. В нее попасть очень легко: Настя и Митраша в предрассветной темноте «без особого труда перешли эту приболотицу». Мы понимаем, что матушка-природа благосклонно относится к своим детям: «Борина Звонкая охотно открыла детям свою широкую просеку», которая сейчас, в апреле, была покрыта темно-зеленой травой брусники.

Настя и Митраша наблюдают за тем, как живет лес и его обитатели, они понимают эту жизнь, ведь они являются ее частью. Однако Пришвин показывает, что лес наказывает детей, ослушавшихся его или уклонившихся от принятых лесных законов. Природа пыталась предупредить детей, что они поступают неправильно, направившись в разные стороны у Лежачего камня. Лес все силы направил на то, чтобы их остановить: «…серая хмарь плотно надвинулась и закрыла все солнце с его живительными лучами», даже «злой ветер очень резко рванул», а деревья зарычали на все Блудово болото, завыли, застонали.

В мир природы погружает нас и книга рассказов «Лесная капель», также принадлежащая перу Пришвина. Эта книга рассказывает нам о целительных свойствах клюквы, о роли леса в жизни человека, а также о тайнах леса, о том, как охотник проводит облавы на волков, о повадках зайца и лисицы, тетерева и волка, зачем на болоте следует придерживаться твердой тропы, и что такое большие торфяные болота, а также о многих других лесных секретах.

Книги Пришвина позволяют нам понять, что природа живет по своим мудрым законам. Если эти законы нарушить, то нарушится вся жизнь на земле. Так, поскольку рыбе нужна чистая вода - значит, нам необходимо охранять наши водоемы. Ценные животные обитают в лесах, горах и степях, поэтому мы обязаны охранять леса, горы и степи.

Так уж заведено, что всему живому нужен дом, а человеку – родина.

А любить свою родину – значит любить, знать и охранять природу!

С лесом надо дружить… Конечно, надо, кто же с этим спорит? Но что значит «дружить» с неодушевленным предметом? Хотя нет, постойте! У меня язык не поворачивается назвать лес неодушевленным. Он живой, живой весь, начиная с птиц и зверей и заканчивая деревьями, травой, землей. Лес, мне кажется, это единое существо, живущее по своим законам. И дружить с ним – это значит уважать эти законы, соблюдать их. Тем более что человек - тоже часть природы, а не его господин, как было принято считать раньше. Он живет и развивается по общим законам, единым и для леса, и вообще для всей вселенной. Поэтому если мы, люди, мним себя умными и мудрыми, то должны «дружить» с лесом, сохранять его, потому что тем самым мы сохраняем и себя тоже.

Об этом говорили многие русские писатели. Одним из самых ярких среди них был М. Пришвин. Читая его рассказы, удивляешься наблюдательности, доброте этого человека, его силе сердечного участия в мире всего живого.

Так, в «Кладовой солнца» Пришвин говорит нам, что лес – это живое существо. Герои, попав туда, оказываются под властью этой волшебной страны. Она впускает их довольно легко: «Дети без особого труда перешли эту приболотицу в предрассветной темноте». Мы видим, что матушка-природа благосклонна к своим питомцам: «Борина Звонкая охотно открыла детям свою широкую просеку, покрытую и теперь, в апреле, темно-зеленой брусничной травой».

Дети наблюдают за жизнью леса и его обитателей, им понятна эта жизнь, потому что они – тоже ее часть. Но писатель показывает, что лес может наказать детей, которые в чем-то ослушались или уклонились от устоявшихся лесных законов. Природа предупреждала брата и сестру, что они неправильно поступают, разделившись у Лежачего камня. Всеми силами лес пытался остановить детей: «Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла все солнце с его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетенные корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на все Блудово болото зарычали, завыли, застонали».

Книга рассказов Пришвина «Лесная капель» также погружает нас в мир природы, мир леса. Из нее мы узнаем о целебных свойствах клюквы, о значении леса для человека, о том, как охотник устраивает облавы на волков, какие повадки у зайца и лисицы, у волка и у тетерева, почему надо, особенно на болоте, держаться твердой тропы, и что собой представляют большие торфяные болота и т.д.

Читая книги Пришвина, начинаешь понимать, что жизнь природы идет по своим мудрым глубинным законам. И если их нарушать, то будет нарушена вся жизнь, в том числе, и человека. Поэтому если для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. Если в лесах, степях, горах обитают разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы.

Так заведено свыше, что рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна родина. И знать, любить и охранять природу - значит любить свою родину.

С лесом надо дружить… Конечно, надо, кто же с этим спорит? Но что значит “дружить” с неодушевленным предметом? Хотя нет, постойте! У меня язык не поворачивается назвать лес неодушевленным. Он живой, живой весь, начиная с птиц и зверей и заканчивая деревьями, травой, землей. Лес, мне кажется, это единое существо, живущее по своим законам. И дружить с ним – это значит уважать эти законы, соблюдать их. Тем более что человек – тоже часть природы, а не его господин, как было принято считать раньше. Он живет и развивается по общим законам, единым и для леса, и вообще для всей вселенной. Поэтому если мы, люди, мним себя умными и мудрыми, то должны “дружить” с лесом, сохранять его, потому что тем самым мы сохраняем и себя тоже.
Об этом говорили многие русские писатели. Одним из самых ярких среди них был М. Пришвин. Читая его рассказы, удивляешься наблюдательности, доброте этого человека, его силе сердечного участия в мире всего живого.
Так, в “Кладовой солнца” Пришвин говорит нам, что лес – это живое существо. Герои, попав туда, оказываются под властью этой волшебной страны. Она впускает их довольно легко: “Дети без особого труда перешли эту приболотицу в предрассветной темноте”. Мы видим, что матушка-природа благосклонна к своим питомцам: “Борина Звонкая охотно открыла детям свою широкую просеку, покрытую и теперь, в апреле, темно-зеленой брусничной травой”.
Дети наблюдают за жизнью леса и его обитателей, им понятна эта жизнь, потому что они – тоже ее часть. Но писатель показывает, что лес может наказать детей, которые в чем-то ослушались или уклонились от устоявшихся лесных законов. Природа предупреждала брата и сестру, что они неправильно поступают, разделившись у Лежачего камня. Всеми силами лес пытался остановить детей: “Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла все солнце с его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетенные корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на все Блудово болото зарычали, завыли, застонали”.
Книга рассказов Пришвина “Лесная капель” также погружает нас в мир природы, мир леса. Из нее мы узнаем о целебных свойствах клюквы, о значении леса для человека, о том, как охотник устраивает облавы на волков, какие повадки у зайца и лисицы, у волка и у тетерева, почему надо, особенно на болоте, держаться твердой тропы, и что собой представляют большие торфяные болота и т. д.
Читая книги Пришвина, начинаешь понимать, что жизнь природы идет по своим мудрым глубинным законам. И если их нарушать, то будет нарушена вся жизнь, в том числе, и человека. Поэтому если для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. Если в лесах, степях, горах обитают разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы.
Так заведено свыше, что рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна родина. И знать, любить и охранять природу – значит любить свою родину.

Сочинение по литературе на тему: С лесом надо дружить

Другие сочинения:

  1. Главным героем романа М. Ю. Лермонтова является молодой офицер Печорин. Многим он кажется холодным, жестоким в своих нравственных “преступлениях” палачом-эгоистом. Но так категоричны могут быть лишь люди, которые весьма поверхностно ознакомились с произведением. Григорий Александрович характером своим и мироощущением, как Read More ......
  2. Любой из нас имеет хотя бы одного друга или подругу. Я, например, имею много друзей и подруг. Мы с ними вместе ходим в школу, гулять, в кино, на дискотеку в школу. Часто они приходят ко мне в гости. Мы вместе Read More ......
  3. На протяжении всей жизни нам приходится преодолевать множество препятствий. Самые трудные из них связаны с работой над собой, с преодолением себя. Всем с детства известна поговорка “Надо, значит, надо”. Нас окружает много таких “надо”, не замечать которые мы не можем. Read More ......
  4. Роман И. А. Гончарова – это роман-диалог, роман-спор, который не кончается со смертью Обломова, с последней страницей романа. Несмотря на поражение Обломова и убедительность Штольца, остается ощущение, что истина в их споре о жизни, как всегда, где-то посередине. Хочется еще Read More ......
  5. Знание нескольких языков, кроме своего, родного, считаю необходимым. И чем больше, человек знает языков, тем более у него возможностей. Некоторые люди изучают язык потому, что им нужно это для работы, другие путешествуют за границей. Все, кто знают много иностранных языков, Read More ......
  6. Пьеса Максима Горького “На дне” была написана в период великих перемен в стране. В пьесе показана низшая степень человеческого падения и отчаяния. Автор показал всю правду жизни людей на границе времен. Герои пьесы – это обездоленные люди, которых жизнь лишила Read More ......
  7. Сказка Антуана де Сент-Экзюпери наполнена мудрос­тью, словно кувшин – прохладной водой. Это мудрость, утоляющая жажду. Не нравоучения – а советы друга. Больше всего мне нравится в сказке глава, повествую­щая о взаимоотношениях Маленького принца с прекрас­ным цветком – розой. Маленький принц Read More ......
  8. Золя навсегда сохранит веру в непререкаемое право художника на оригинальное творческое самовыявление. Это отнюдь не противоречило его пониманию натурализма. И уже в самые ранние годы борьба за “свободу “думать” и “мечтать”, за безраздельное “служение красоте” постепенно даже не уступает место, Read More ......
С лесом надо дружить

С лесом надо дружить… Конечно, надо, кто же с этим спорит? Но что значит «дружить» с неодушевленным предметом? Хотя нет, постойте! У меня язык не поворачивается назвать лес неодушевленным. Он живой, живой весь, начиная с птиц и зверей и заканчивая деревьями, травой, землей. Лес, мне кажется, это единое существо, живущее по своим законам. И дружить с ним – это значит уважать эти законы, соблюдать их. Тем более что человек - тоже часть природы, а не его господин, как было принято считать раньше. Он живет и развивается по общим законам, единым и для леса, и вообще для всей вселенной. Поэтому если мы, люди, мним себя умными и мудрыми, то должны «дружить» с лесом, сохранять его, потому что тем самым мы сохраняем и себя тоже.
Об этом говорили многие русские писатели. Одним из самых ярких среди них был М. Пришвин. Читая его рассказы, удивляешься наблюдательности, доброте этого человека, его силе сердечного участия в мире всего живого.
Так, в «Кладовой солнца» Пришвин говорит нам, что лес – это живое существо. Герои, попав туда, оказываются под властью этой волшебной страны. Она впускает их довольно легко: «Дети без особого труда перешли эту приболотицу в предрассветной темноте». Мы видим, что матушка-природа благосклонна к своим питомцам: «Борина Звонкая охотно открыла детям свою широкую просеку, покрытую и теперь, в апреле, темно-зеленой брусничной травой».
Дети наблюдают за жизнью леса и его обитателей, им понятна эта жизнь, потому что они – тоже ее часть. Но писатель показывает, что лес может наказать детей, которые в чем-то ослушались или уклонились от устоявшихся лесных законов. Природа предупреждала брата и сестру, что они неправильно поступают, разделившись у Лежачего камня. Всеми силами лес пытался остановить детей: «Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла все солнце с его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетенные корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на все Блудово болото зарычали, завыли, застонали».
Книга рассказов Пришвина «Лесная капель» также погружает нас в мир природы, мир леса. Из нее мы узнаем о целебных свойствах клюквы, о значении леса для человека, о том, как охотник устраивает облавы на волков, какие повадки у зайца и лисицы, у волка и у тетерева, почему надо, особенно на болоте, держаться твердой тропы, и что собой представляют большие торфяные болота и т.д.
Читая книги Пришвина, начинаешь понимать, что жизнь природы идет по своим мудрым глубинным законам. И если их нарушать, то будет нарушена вся жизнь, в том числе, и человека. Поэтому если для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. Если в лесах, степях, горах обитают разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы.
Так заведено свыше, что рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна родина. И знать, любить и охранять природу - значит любить свою родину.

С лесом надо дружить… Конечно, надо, кто же с этим спорит? Но что значит «дружить» с неодушевленным предметом? Хотя нет, постойте! У меня язык не поворачивается назвать лес неодушевленным. Он живой, живой весь, начиная с птиц и зверей и заканчивая деревьями, травой, землей. Лес, мне кажется, это единое существо, живущее по своим законам. И дружить с ним – это значит уважать эти законы, соблюдать их. Тем более что человек - тоже часть природы, а не его господин, как было принято считать раньше. Он живет и развивается по общим законам, единым и для леса, и вообще для всей вселенной. Поэтому если мы, люди, мним себя умными и мудрыми, то должны «дружить» с лесом, сохранять его, потому что тем самым мы сохраняем и себя тоже.
Об этом говорили многие русские писатели. Одним из самых ярких среди них был М. Пришвин. Читая его рассказы, удивляешься наблюдательности, доброте этого человека, его силе сердечного участия в мире всего живого.
Так, в «Кладовой солнца» Пришвин говорит нам, что лес – это живое существо. Герои, попав туда, оказываются под властью этой волшебной страны. Она впускает их довольно легко: «Дети без особого труда перешли эту приболотицу в предрассветной темноте». Мы видим, что матушка-природа благосклонна к своим питомцам: «Борина Звонкая охотно открыла детям свою широкую просеку, покрытую и теперь, в апреле, темно-зеленой брусничной травой».
Дети наблюдают за жизнью леса и его обитателей, им понятна эта жизнь, потому что они – тоже ее часть. Но писатель показывает, что лес может наказать детей, которые в чем-то ослушались или уклонились от устоявшихся лесных законов. Природа предупреждала брата и сестру, что они неправильно поступают, разделившись у Лежачего камня. Всеми силами лес пытался остановить детей: «Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла все солнце с его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетенные корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на все Блудово болото зарычали, завыли, застонали».
Книга рассказов Пришвина «Лесная капель» также погружает нас в мир природы, мир леса. Из нее мы узнаем о целебных свойствах клюквы, о значении леса для человека, о том, как охотник устраивает облавы на волков, какие повадки у зайца и лисицы, у волка и у тетерева, почему надо, особенно на болоте, держаться твердой тропы, и что собой представляют большие торфяные болота и т.д.
Читая книги Пришвина, начинаешь понимать, что жизнь природы идет по своим мудрым глубинным законам. И если их нарушать, то будет нарушена вся жизнь, в том числе, и человека. Поэтому если для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. Если в лесах, степях, горах обитают разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы.
Так заведено свыше, что рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна родина. И знать, любить и охранять природу - значит любить свою родину.

Бывшие