Самые многодетные звёздные родители. Интервью с евгенией добровольской

Евгения Владимировна Добровольская. Родилась 26 декабря 1964 года в Москве. Советская и российская актриса театра и кино. Народная артистка Российской Федерации (2005).

Отец - Владимир Ильич Добровольски. Мать - Галина Витальевна. Работали на руководящих должностях.

Евгения - поздний ребенок, поэтому родители ее очень любили, хотя и не могли из-за работы уделять много времени.

С ранних лет занималась балетом, обучалась под руководством известной балерины Татьяны Постниковой и уже в 6 лет дебютировала на сцене в постановке «Бременские музыканты».

В школьные годы посещала различные кружки и секции, занималась спортом, танцами.

В старших классах стала посещать театр-студию на Красной Пресне под руководством Вячеслава Спесивцева.

Евгения с ранних лет точно знала, что хочет стать артисткой, и, как она говорила, всегда "четко представляла, в каком направлении двигаться".

После школы она поступала в ГИТИС и в ЛГИТМиК, но не прошла. Как говорила Евгения, из-за собственной глупости. В то время, по ее словам, она была "экспрессивной, наглой и мерзкой девицей": "К примеру, могла спросить у известного актера, сидящего в приемной комиссии: «А вы-то сами кто, что позволяете себе судить об актерском мастерстве?!»".

Провалив экзамены, она устроилась в Театр Моссовета уборщицей. И в том же году ей повезло: снялась в главной роли в фильме «Клетка для канареек», который сразу сделал ее знаменитой.

За свою дебютную кинороль Олеси в фильме «Клетка для канареек» в 1985 году она получила приз за лучшую женскую роль международного кинофестиваля молодых кинематографистов соцстран (Кошалин, Польша).

После удачного кинодебюта, смогла поступить в ГИТИС.

Евгения Добровольская в фильме "Клетка для канареек"

В 1987 году окончила ГИТИС, курс и Сергея Колосова. Далее была принята в МХАТ имени М. Горького. В 1988-1989 - актриса

Театра-студии под руководством . В 1989-1991 - актриса театра-студии «Современник-2», созданной на базе выпускного курса Школы-студии МХАТ под руководством .

С 1991 - актриса МХАТ им. А. П. Чехова.

Театральные работы Евгении Добровольской:

«Игры женщин» - Милена
«Чайка» А. Чехова - Нина Заречная
«Кабала святош» - Арманда Бежар
«Урок женам» - Агнесса
«Урок мужьям» - Изабелла
«Борис Годунов» - Марина Мнишек
«Злодейка, или Крик дельфина» - Катя
«Горе от ума» - Софья / Лиза
«Привидения» - Регина Энгстран
«Мишин юбилей» - Лида
«Амадей» - Констанция Вебер
«Пьемонтский зверь» - сестра Иоанна
«Священный огонь» - сиделка Уэйленд
«Немного нежности» - Диана
«Ю» - Сестра
«Господа Головлевы» - Аннинька
«Гримёрная» - Актриса С
«Лес» - Улита
«Мещане» - Елена Кривцова
«Чайка» - Аркадина / Маша
«Женитьба» - Фекла Ивановна
«Письмовник» - Ада
«Про Любовь Раневскую» - Любовь Андреевна Раневская
«Мизери» - Энни Уилкс.

Как сказано выше, в кино успешно дебютировала с фильма «Клетка для канареек». Следующая роль - детдомовки Аллы Скороходовой в картине «Пока не выпал снег» - еще добавила популярности актрисе.

Из-за учебы в ГИТИСе ей пришлось отклонить ряд заманчивых предложений в середине 1980-х.

В 1987-м сыграла заметную роль в фильме «Моонзунд», где ее партнером выступал .

За фильм «Первый этаж» получила в 1990 году спецприз жюри международного кинофестиваля «Звёзды завтрашнего дня» (Женева) и приз за лучшую женскую роль на фестивале «Золотой Дюк» (Одесса).

Большим успехом у зрителей пользовался исторический сериал 1996 года «Королева Марго» , в котором она воплотила образ Маргариты Валуа. Хотя самой актрисе ни роль, ни сам сериал не понравились.

Евгения Добровольская в сериале "Королева Марго"

В 1998 году была удостоена почетного звания Заслуженная артистка Российской Федерации.

В 2001 году удачной работой актрисы стал фильм «Механическая сюита», за который она получила премию «Золотой овен» (за лучшую женскую роль второго плана) и премию «Ника» (также за лучшую женскую роль второго плана).

В 2005 году в возрасте 41 года стала Народной артисткой Российской Федерации - самой молодой.

Сыграла в таких популярных лентах как «Артистка», «Иванов», «Умница, красавица», «Савва Морозов», «Немного не в себе», «Трое в Коми», «Алхимик. Эликсир Фауста» и многих других.

Евгения Добровольская в сериале "Правила маскарада"

В 2015-м на экраны вышел сериал «Двойная сплошная» , в котором актриса исполнила главную роль - Анну Егорову. После успеха первого сезона, было решено начать съемки второго.

"Анна трактует все происходящее не как измену, а как правильную жизнь. Хотя это не правильная жизнь, а большой грех, прелюбодеяние. Но она выставляет это как некую неизбежность и пытается очень долго в подобной ситуации существовать, доказывая самой себе, что это не просто так, что она никого не бросает, не делает никого несчастным. В результате волна совершенного ею греха накрывает всех", - говорила она о своей героине в «Двойной сплошной».

Как признавалась актриса, съемки в сериалах зачастую - "вынужденная мера, чтобы заработать деньги". "А что до кино, то хотелось бы, чтобы меня там было больше", - отмечала она.

Рост Евгении Добровольской: 160 сантиметров.

Личная жизнь Евгении Добровольской:

Первый муж - Вячеслав Баранов, актёр. Прожили в браке с 1983-го по 1988-й. Он играл в фильмах «Тимур и его команда», «Батальоны просят огня», озвучивал Голлума в фильме «Властелин Колец», был официальным голосом Джеки Чана.

С ним она познакомилась во время съемок фильма «Клетка для канареек», когда ей едва исполнилось 18 лет. Поженились через полгода.

Через три года совместной жизни расстались. Актриса поясняла: "У меня есть теория: если вместе хуже, чем в одиночку, надо расходиться. Повторить счастливое супружество родителей у меня не получилось. Я ставила в отношениях точку, если ловила себя на том, что ликую, когда за мужем закрывается дверь. Я никогда не видела в мужчине опору, не жила в иллюзиях, что любимый идеален и с ним нам удастся прожить вместе до последнего вздоха. Поэтому и не стремилась замуж, это мужчины настаивали на походе в ЗАГС".

Второй муж - Михаил Ефремов, актёр. "С Мишей мы познакомились в студенческие годы, он учился в Школе-студии МХАТ, у нас была общая компания. Когда первый раз его увидела, в обморок от восторга не упала: мале­нького роста, нервный человек, которому палец в рот не клади. И я была ему под стать - не признающая авторитетов, безбашенная. Мишу я помнила по фильму «Когда я стану великаном». Поразительно, как 15-летний мальчик смог так бесподобно сыграть? Мы влюбились друг в друга на сцене. Миша поставил спектакль «Тень», и мы с ним играли главные роли, да так хорошо, что в этом творческом безумии сошлись и в жизни", - рассказывала она.

Семейная жизнь не сложилась. В 1997 году Добровольская забрала детей и ушла от мужа.

В 2002 году у Добровольской были отношения с актером , который на тот момент был женат. От него она 19 июля 2002 года родила сына Яна.

Несмотря на то, что Бойко был женат (на известном балетмейстере Рамуне Ходоркайте), не стала скрывать имя отца своего ребенка. При этом она заявляла, что ей очень стыдно за отношения с Бойко, поскольку он оказался плохим отцом. А их роман она назвала "мимолетной хренью".

Третий муж - Дмитрий Мананников, кинооператор. Женаты с 2009 года. У них 6 февраля 2009 года родилась дочь Анастасия.

"Никто из мужчин никогда не просил меня родить ребенка. Появление на свет всех четверых - исключительно мое решение, поэтому все они, кроме Николаши (он - Ефремов), носят мою фамилию. Всю жизнь я рассчитываю только на себя и никогда не настаивала, чтобы моими детьми занимались их папы", - говорила актриса.

Фильмография Евгении Добровольской:

1983 - Клетка для канареек - Олеся
1984 - Пока не выпал снег - Алла Скороходова
1985 - Контракт века - Катя, дочь Фетисова
1986 - В одну-единственную жизнь - Вика, дочь Зоренко
1987 - Моонзунд - Ирина Артеньева, сестра
1988 - Командировка
1988 - Филиал - Ирина, лаборант
1989 - Когда мне будет 54 года - Рита, подруга
1989 - Зелёный огонь козы
1990 - Фанат - 2 - Катя
1990 - По 206-й... - Тоня Андриевская, корреспондент-стажёр
1990 - Первый этаж - Надя
1991 - Щен из созвездия Гончих псов - Лида
1991 - Террористка - девица
1992 - Отражение в зеркале - Анна
1992 - На тебя уповаю - Алла
1992 - Мужской зигзаг - Наташа Батюшкина, жена
1992 - Грех - Лена
1993 - Игры женщин (фильм-спектакль)
1993 - Ватиканский шпион (Missus / Nom de code Missus) - Ольга
1994 - Мишин юбилей (фильм-спектакль) - Лида, невеста Миши
1996 - Королева Марго - королева Марго (озвучание - Наталья Казначеева)
1997 - Кризис среднего возраста - медсестра Маша / тетя Тоня
1998 - Чехов и Ко - хористка Паша
1999 - Д.Д.Д. Досье детектива Дубровского - Вероника Беженцева, жена Беженцева (нет в титрах)
2001 - Чайка (фильм-спектакль) - Маша
2001 - Подозрение - Саша Сомова, медсестра
2001 - Механическая сюита - Люба, библиотекарь
2002 - Дневник камикадзе - Даша
2003 - Участок - Любовь Кублакова
2003 - Убойная сила-5 - Марина Короткова
2003 - Бульварный переплет - Вера
2004 - Узкий мост - Ирина
2004 - Одинокое небо - Лидочка
2004 - Марс - Галка
2004 - Лес (фильм-спектакль) - Улита, ключница
2004 - 32-е декабря - Маша, медсестра
2005 - Ловитор - Мара
2005 - Девять неизвестных - Вера, судебный пристав
2005 - Греческие каникулы - Варвара Васильевна
2005 - Воскресенье в женской бане - Люба Дроздова
2006 - Счастье по рецепту - Элла Якушева
2006 - Случайный попутчик - Аня Спиридонова
2006 - Заколдованный участок - Люба Кублакова
2006 - Господа Головлевы (фильм-спектакль) - Аннинька
2006 - Блюз опадающих листьев - Ксения Ливнева
2005 - Сундук предков (L"été d"Isabelle) - аптекарь
2005 - Сквозная линия (фильм-спектакль) - Айрин
2005 - Охота на изюбря - Клавдия Федякина
2007 - Снежный ангел - Инна, подруга Майи
2007 - Савва Морозов - Зинаида Морозова
2007 - Реальный папа - Светлана Васильевна, экс-супруга Романа
2007 - Мещане (фильм-спектакль) - Елена Николаевна Кривцова
2007 - Любовь на острие ножа - Нина Новаковская
2007 - Ирония судьбы. Продолжение - Снегурочка
2007 - Артистка - Анна Петрова, актриса
2008 - Я - чайка... Не то. Я - актриса. Татьяна Лаврова (документальный)
2008 - Чемпион - Инна Чернышёва
2008 - Храни меня, дождь - Валентина
2008 - Умница, красавица - Соня Головина
2008 - Пробка (не был завершен)
2008 - Похождения нотариуса Неглинцева - Ольга Ивановна
2008 - Муха - Лена
2008 - Мёртвые души - Елена Александровна Шаламова
2008 - Беляев (не был завершен) - Мила
2009 - Скелет в шкафу - Соня, жена Степана
2009 - Командировка - Шурочка
2009 - Весельчаки
2010 - Шериф - Ольга Олеговна Орлова
2010 - Судьбы загадочное завтра - Татьяна Степановна, мать Насти
2010 - Реальные кабаны - Лиза, жена Максима
2010 - Парень с Марса - мать Юли
2010 - Немного не в себе - Людмила, жена Михаила
2010 - Москва, я люблю тебя! (киноальманах) - Она
2010 - Иванов - Бабакина
2010 - Дом образцового содержания - Людмила Керенская
2010 - Громозека - Лариса Громова
2010 - В лесах и на горах - Манефа (Матрена Максимовна), игуменья, сестра Чапурина
2011 - Чужая мать - Малика
2011 - Только любовь - Татьяна Георгиевна, мать Ромы
2011 - Прощание славянки - Альбина Колоскова
2011 - Правила маскарада - Елена Миллер
2011 - Небесный суд - Анна Боровская
2012 - Средство от смерти - Юлия Бондарева
2012 - Самара - Евгения Владимировна Райская
2012 - Развод - Валя Иванчук
2012 - Моя большая семья - Ирина Евгеньевна Рейниш
2012 - Белая гвардия - Ванда Михайловна Лисович
2013 - Трое в Коми - Мария Семенова, писательница
2013 - Повороты судьбы - Евгения Колесникова
2013 - Олег Видов. Всадник с головой (документальный)
2013 - Пётр Лещенко. Всё, что было... - Маша, жена Буренина
2014 - Новогоднее дежурство - Ирина
2014 - На дне - Василиса
2014 - Женщины на грани - Алла Павловна
2014 - Алхимик. Эликсир Фауста - Люба Невельская
2015 - Идеальная жертва - Клавдия Петровна, хозяйка гостиницы
2015 - Достали!
2015 - Двойная сплошная - Анна Николаевна Егорова
2017 - Все возрасты любви - Тамара Андреевна

Сколько было мужей у известной российской актрисы?

На этот вопрос Евгения Добровольская ответила в программе «Жена» на канале ТВЦ:

У меня было три мужа и, как говорит Галина Волчек , одно заблуждение (роман с актёром Ярославом Бойко . - Прим. ред. ).

«Мама жалела всех моих мужей»

Первая попытка поступить в театральный институт закончилась неудачно: мне сказали, что я профнепригодна. Домой я не вернулась. Пошла работать в Театр Моссовета уборщицей. А уже месяца через три меня утвердили на роль в фильме «Клетка для канареек». На съёмках этой картины я познакомилась со своим первым мужем, актёром Вячеславом Барановым . Мне было 17, а ему 25. Мои родители плохо отнеслись к нашему решению пожениться. Мама всё время говорила: «Бедный Слава». Она вообще жалела всех моих мужей. Слава очень много тогда в меня вложил, но я не смогла быть хорошей женой. Он хотел, чтобы я стирала, гладила, готовила и убирала. Нет, я всё умела делать, просто мне это не нравилось. Кстати, после брака со Славой я вообще перестала гладить, выкинула из дома утюг, а после второго брака с Мишей Ефремовым поставила крест на готовке и уборке.

Ребёнка могло и не быть...

Первая беременность не была осознанной. Я даже думала о том, что мне не стоит оставлять этого ребёнка. Но потом всё же решилась рожать. После того как Степан появился на свет, я ушла от Славы и прямо из роддома уехала жить к маме. А потом мы разменяли Славину квартиру, он переехал в однокомнатную, а у меня со Степаном появилась комната в коммуналке. Там были палас, фотообои и детская кроватка. Я спала на полу. Штор и абажура не было, посуду мы с подружкой утащили из столовой ресторана «Прага». Не очень приличный поступок? Но я и не говорю, что я приличная.

«Ефремов переехал ко мне без объяснений в любви»

С Мишей Ефремовым мы учились в параллельных потоках. Дружили несколько лет, не расставались ни на секунду - ни на сцене, ни в жизни. Однажды мне пришлось уехать на озвучание картины в Санкт-Петербург, а когда я вернулась, увидела кровать посреди своей комнаты и спящего на ней Ефремова. То есть он переехал ко мне со своей кроватью без объяснений в любви. Я была против свадьбы, но он пошёл в ЗАГС, принёс туда справку из театра, что нас нужно срочно расписать, потому что мы уезжаем на гастроли. И нас расписали. Я поставила условие, сказала, что буду с ним, только если он бросит пить. И он бросил. В тот момент он боялся меня потерять. Первый раз он не пил пять лет, второй раз - три года, а в последний раз - совсем чуть-чуть.

«Он ревновал меня страшно»

Наш творческий союз был прекрасным, а семейный - грустным. Дома он меня подавлял. Мне приходилось быть женой, с которой можно не разговаривать и на которую можно не обращать внимания. В меня летали и табуретки, и пепельницы, и бутылки с водой... Только уворачивайся. Но поскольку мы жили на равных, то и дрались мы тоже на равных. Последние годы на работу в театр ходили разными дорогами, а там встречались как коллеги. Обратно из театра мы тоже шли разными дорогами и встречались дома как муж и жена. Основным камнем преткновения в наших отношениях была профессиональная ревность. Я не ревновала, а он ревновал меня страшно. Любой мой успех отражался на нём негативно. Я не понимала, почему он себя так вёл: у него и ролей было больше, и положение лучше.

«Ефремов предал меня»

Когда я забеременела, Миша был против ребёнка. Вот и думай теперь, кем я была для него: любимой женщиной или той, с кем просто удобно жить. Поведение Ефремова я расценила как предательст-во и ушла от него. Беременность протекала очень тяжело, меня постоянно переводили из одной больницы в другую. За всё это время Миша ни разу меня не навестил, а потом, когда родился Николай, вдруг приехал за мной в роддом. Но это была скорее формальная встреча. Я понимала, что это его мама настояла на том, чтобы он забрал меня и сына.

Мы ещё пять лет прожили вместе, а потом Миша перестал бояться меня потерять. Я понимала, что этот человек меня убивает, но всё равно жила с ним, потому что мне некуда было идти. Однажды я просто сказала: «Всё. Стоп». Вышла из машины и ушла. Как сейчас помню, это произошло на Сущёв-ском Валу, у нас была машина «Нива» и 100 долларов. Я его спросила: «Что выбираешь?» Он сказал, что выбирает 100 долларов. Я вышла из машины и ушла.

Да, расставаться было тяжело, но присказка «был бы милый рядом» - не про меня. Да и не надо мне такого милого рядом! Всё это плохо бы кончилось. После того как мы расстались, Ефремов хотел сделать мне как можно больнее. Он мне звонил и спрашивал: «Ну как ты, страдаешь?» - и рассказывал о своих романах, а я выслушивала. Мне тогда было не до него: у меня было двое детей, и нам негде было жить. Мы не могли снимать квартиру, потому что не было денег. Потом мама одноклассника Степана пустила нас пожить в свою квартиру, которая у неё как раз тогда пустовала. Что касается Ефремова, то у меня не осталось обиды на него. Поболело и прошло.

«Впервые я сдерживаю свой характер»

Мы стали опять общаться с Мишей, когда я забеременела Яном (отец ребёнка - актёр Ярослав Бойко. - Прим. ред. ). После рождения третьего сына я года четыре была одна. Моя бывшая свекровь, мама Ефремова, с которой у меня очень хорошие отношения, мне как-то сказала: «Слушай, тебе надо замуж за иностранца. Он же не будет знать, какая ты. А в этой стране все мужчины тебя боятся». И это правда.

Мой третий муж, Дима (известно, что он кинооператор, остальной личной информацией о супруге Добровольская не делится. - Прим. ред. ), ничего обо мне не знал. Я даже не могу представить, какой шок он испытал, когда увидел маленького ребёнка, а я сказала, что сейчас подойдёт ещё один, а потом ещё и старшенький подтянулся. Дима думал неделю, а потом пришёл и сказал: «Я буду с тобой».

Теперь он несёт ответственность по полной программе. А я, в свою очередь, сдерживаю свой характер. У меня это впервые. Муж практически и не знает, какая я и какой могу быть. Дима очень хотел ребёнка. Он сказал мне как-то: «А ты не заметила, что ты всегда расходишься, когда рожаешь». И он сделал всё, чтобы я от него не ушла после рождения Насти. Я благодарна Диме за то, что он меня раскусил. Мы живём вместе уже 8 лет и ни разу за это время не расходились.

«Мама была уверена, что я закончу жизнь под забором»

Взрослым становишься только тогда, когда уходят родители. Я уже не могу никого назвать мамой, её не стало три дня назад, и значит - я уже взрослая (мама Евгении скончалась за три дня до интервью передаче «Жена». - Прим. ред. ). Когда я была маленькая, мои родители были очень заняты работой. Мама была заместителем министра химической промышленности СССР, а папа - начальником цеха.

У них совершенно не было времени - домой из детского сада меня всё время приводила воспитательница. На ночь мне никто не читал сказки и не заплетал косы. Иногда я сравнивала себя с другими детьми, и мне становилось больно. В 16 лет я ушла из дома, чтобы не травмировать родителей. Им было тяжело со мной. Мама была уверена, что я закончу жизнь под забором. Она всегда мне говорила, что со мной жить невозможно. Я потом поняла: она пыталась заставить меня посмотреть на себя со стороны. А я не смотрела.

Жена Николая Караченцова мешает многодетной актрисе завершить долгострой

Популярная актриса и мать-героиня Евгения ДОБРОВОЛЬСКАЯ в перерывах между съемками в кино, игрой в театре и воспитанием теперь уже четверых детей пытается руководить строительной бригадой, возводящей для нее загородный дом. Строительство давно бы завершилось, если бы не финансовые проблемы и постоянные претензии Людмилы ПОРГИНОЙ. Жена Николая КАРАЧЕНЦОВА, ссылаясь на беспокоящий супруга шум, несколько раз останавливала соседскую стройку.

Года три назад в подмосковном поселке Загорянском рядом с домом Караченцова начали рыть котлован, что вызвало жуткое недовольство жены Николая Петровича Людмилы Поргиной . Понять ее можно, ведь сразу за довольно большим (22 сотки) участком Караченцовых простирался березовый лесок. Старожилы поселка утверждают, что прежде там было еще и болото. Теперь же на соседних восьми сотках вырос небольшой особнячок.
По признанию самой Евгении Добровольской , строит свой дом она только летом, потому что именно в это время появляются деньги. Из-за их нехватки строительство и растянулось на такой долгий срок. Сегодня дом построен. В здании два этажа, мансарда и подвал, который, по словам жителей Загорянки, из-за небрежно сделанной гидроизоляции всегда заполнен водой.
До этого года дом не обогревался, и делать внутреннюю отделку зимой там было нельзя. Когда же провели отопление, деньги у Жени вновь закончились.

По словам актрисы, пока ей удалось довести до ума лишь небольшой блок, в котором можно жить. Хотя на первом этаже тоже можно начинать внутреннюю отделку.

Плутни прораба

Евгения считает, что строительство - совсем не женское занятие, и потому за ходом работ следит уже который по счету прораб. Один из соседей звезды открыл нам «страшную тайну». По его словам, прораб мухлюет со страшной силой, надеясь на то, что актриса, не знакомая с тонкостями строительного дела, ничего не заметит. Сосед признается, что не раз пытался намекнуть Жене о нарушениях, но она лишь отмахивалась. Мужчина поведал, что нынешнего мужа Добровольской он ни разу не видел. Чаще всего она приезжает одна, реже - со старшими детьми.
По словам очевидцев, строительству сильно мешает жена Николая Караченцова. Прошлым летом она постоянно ругалась с рабочими, возводящими соседский коттедж: то ее не устраивала музыка, которую они включали, то раздражал грохот, неизбежный в ходе строительных работ.

Трудяги, чтобы не связываться со скандальной особой (говорят, ее крики были слышны по всей округе), время от времени работу прекращали.
Не исключено, что, пока строительство идет такими темпами, семья замечательной актрисы может стать еще многочисленнее.

Пятого не будет?

На вопрос, сколько в ее доме намечается комнат, Женя ответила так:
- Дело не в количестве комнат. Дом разделен на зоны, представляющие собой отдельные квартиры с душевыми, туалетами, входами, балконами, гардеробными. Он задуман так, чтобы члены моей многочисленной семьи не мешали друг другу, а встречались только в гостиной первого этажа. На первом этаже будут жить те, кто не любит подниматься по лестницам. Это няня и мой средний сын Николаша . На втором этаже планируются квартиры для старшего сына Степана , наша с мужем и просторная детская для младшего сына Яна и дочки Настеньки .
- Разнополые ребятишки будут жить в одной комнате?
- Дети боятся оставаться одни. Ян, например, до сих пор засыпает со светом, а вдвоем им будет веселее. Еще планируется лестница, по которой дети смогут подниматься в мансарду - там, под крышей, расположится их игровая.
Судя по ответу Евгении, больше детских в ее жилище не предусмотрено. Хотя после рождения дочери в интервью одному из журналов актриса призналась, что не против рождения и пятого, и шестого ребенка… Может, поэтому какое-то время назад театрально-киношная тусовка засудачила о пятой беременности Добровольской.

- Женя, а если родится пятый ребенок, где он разместится?
- Да что вы?! Пятых - никаких! У меня и так полон дом: дети, родители, дай бог, чтобы они подольше были живы. А еще собаки, коты… Пока для всех места достаточно.

Пап много, а мама одна

Мало кто знает, что сегодня у актрисы могло быть не четверо, а пятеро детей. Но несколько лет назад случилась трагедия. На достаточно большом сроке беременности Евгения потеряла ребенка от на тот момент гражданского мужа Дмитрия. Забеременев во второй раз, Женя официально стала его женой практически перед самым рождением дочки.
Как известно, старшего сына Степана звезда родила от первого мужа - актера Вячеслава Баранова , с которым познакомилась на съемках фильма «Клетка для канареек». Отцом Николаши стал актер Михаил Ефремов .
- Мое отношение к мужчине никак не отражалось на детях, - говорит Добровольская. - Мне не так уж важно, есть отец, нет, помогает он мне или не помогает. Это мне Бог дал ребенка, и это я за него несу ответственность.
Рассказывая одному из глянцевых журналов историю своей жизни, Женя обмолвилась, что в Библии вычитала следующее: «Блудницы спасутся деторождением». Видимо, в тот период она корила себя за связь с женатым актером Ярославом Бойко , от которого родился Ян.

Отношения с женатым мужчиной - это чудовищно и противно. Особенно если его знает вся страна. Оружие женатого - красивые слова. Потом выясняется, что все вранье.

Первое детское воспоминание: я в яслях на даче в Видном, куда нас вывезли на лето. Жду родителей, смотрю на безнадежно высокий забор и ем пуговицы. На мне красное платье в белых кисках. Я нервничаю, отрываю пуговицы, засовываю в рот, жую, как конфетку, а потом проглатываю. Так все и съела... К счастью, обошлось без последствий. Видно, нас так кормили, что пуговицы были не самым худшим питанием.

Я поздний ребенок и не скажу, что долгожданный. В яслях жила круглый год. Родители занимали руководящие посты, им было не до меня. Папа уходил в шесть утра, мама в семь, возвратились оба в восемь, если было квартальных или иных отчетов. Долгое время я думала, что так и надо: проводить каникулы в пионерском лагере, а дома по вечерам быть выгнанной в другую комнату, потому что родители устали, смотрят телевизор и у них нет сил почитать мне книжку. И только потом, наслушавшись от подружек, как мама по утрам заплетает им косички, а папа на ночь рассказывает сказку, поняла, что я, оказывается, брошенная и ненужная, и испытала от этого страшную боль.

Хотя, не знаю, может, так и следовало со мной поступать? Родители рассказывают, что в детстве я была чудовищным ребенком. В садике воспитатели даже привязывали меня к батарее, чтобы не мешала другим детям одеваться. А старшая сестра, приходя из школы, запирала в туалете до возвращения папы и мамы - до того я ее доставала. Однажды я так же поступила с ней, и с тех пор она вела себя более осмотрительно.

Но даже тогда, в подростковом возрасте, несмотря на ссоры и беспрерывные конфликты с родителями, я их любила. Теперь же, когда прошло время, поняла: все мои успехи - для них. Мне было все равно, дадут мне очередное звание или награду или нет, а на глазах родителей блестели слезы радости, когда они осознали, что из никчемной, брошенной ими девчонки, московской шпаны из подворотни, выросло что-то путное. Я их люблю, и еще мне их очень жаль...


Впереди - вся жизнь. 1987 год

А вообще, в этом странном воспитании были и свои плюсы. Полная незаинтересованность папы и мамы в моей жизни обеспечивала свободу, воспитывала характер. Подружек по детсаду водили в студии и кружки. Мне же, предоставленной самой себе, совершенно нечем было заняться, и я напрашивалась с ними «за компанию». Вот и получилось, что я занималась сразу художественной гимнастикой, балетом, театром и танцами. Балетную студию вела известная балерина Татьяна Постникова. Первое выступление, первое телевидение случилось в ее танцклассе. В шесть лет в «Бременских музыкантах» танцевала принцессу, Когда мама, наконец, поняла, что я хочу связать будущее с балетом, было уже поздно, возраст ушел.

В пятом классе, выпросив у папы денег, я купила пианино и сама наняла преподавателя музыки. Потом сама поступила в театр-студию на Красной Пресне под руководством Вячеслава Спесивцева, где в четырнадцать лет сыграла Джульетту. В школе всегда была отличницей, вот только в комсомол не приняли из-за хулиганского поведения...

У меня на все хватало времени и желания. После кружков и студий были еще и дискотеки, и катки, и темные подворотни... Дружила я только с мальчишками, домой возвращалась поздно, ничего и никого не боялась. Стала осторожней лишь после того, как нарвалась на маньяка. Шок от той встречи запомнила на всю жизнь. Ночью в школьном дворе мне приставили к горлу нож и сказали: «Пошли!» Но я каким-то образом исхитрилась ударить гада по колену своим тяжелым сапогом и побежала к гаражам, где всегда кто-нибудь ковырялся с машиной. Ноги не держали, вместо крика о помощи из горла вылетал шепот. Сейчас я этот сдавленный всхлип «Помогите!» использую в спектакле «Гримерная».

Поскольку дружила с мальчишками, девочки использовали меня как посредника в сердечных делах: «Пойди, передай ему». Пока раз за разом «передавала», «он» в меня влюблялся, и получалось: я разлучница. Наблюдая, как легко пацаны очаровываются одной, а потом другой, в любовь я не верила и не считала нужным тратить время на пустые переживания. У меня было много других важных дел. В седьмом классе, например, поехала в институт стоматологии исправлять зубы, которые росли вкривь и вкось. Врачи очень удивились: «Девочка, ты одна?! А где родители?» Потом долго ходила с пластинкой на зубах, шепелявила, но знала: надо терпеть, потому что уже тогда решила стать артисткой.


Женя была поздним ребенком.
С родителями Владимиром Ильичом и Галиной Витальевной

Решить-то решила, но меня опять подвел характер: поступление в театральный я провалила. Прихожу на первый тур и слышу от никому не известных теток-экзаменаторш: «У вас вот этого не хватает, того не достает». Ну и не сдержалась, резанула: «А сами-то вы, вообще, кто?!» Естественно, в ГИТИСе на мне поставили жирный крест.

Раз не получилось поступить в Москве, решила податься в Питер. Там познакомилась с Никитой Михайловским, который тогда перешел на второй курс, но уже был звездой после картины «Вам и не снилось». Мы бродили по Питеру, пару раз переночевала в его небольшой квартирке, где по вечерам собиралось много народу. Мастером курса, на который я хотела поступать, был знаменитый режиссер Игорь Владимиров. Он мне сказал: «Уверен, ты будешь учиться в Москве. Возвращайся к папе-маме, нечего тебе скитаться по общежитиям. Не пройдешь там, приезжай, возьму сразу на второй курс».

Во время своего путешествия в Питер я опять нарвалась на маньяка. Попалась на элементарную приманку: «Девочка, хочешь сниматься в кино?» Вместо киностудии завел он меня в какие-то развалины, на стройку. Но не на ту нарвался. Внешность ангела - в семнадцать мне нельзя было дать больше четырнадцати - была обманчива: на этот раз звезданула насильника доской по башке. Очень злилась на себя за то, что с моим, как мне казалось, цинизмом поверила в сказку, Дура!


В своём дебютном фильме "Клетка для канареек" Добровольская снималась вместе с будущим первым мужем - Вячеславом Барановым

Вопреки совету Владимирова к папе с мамой я больше не вернулась. Пошла работать уборщицей в Театр имени Моссовета, мыла сцену. И Раневскую видела, и Плятта, и все спектакли бесплатно пересмотрела. С ведром и шваброй в этом театре тогда трудились многие девчонки, которые впоследствии окончили Школу-студию МХАТ. Униженной и оскорбленной я себя совсем не чувствовала. Артисты уважительно к нам относились, понимая, что такое положение временное и скоро мы можем стать коллегами.

Не проработала я в театре и полутора месяцев, как мне позвонила подружка с предложением за компанию сходить на кинопробы. Было интересно побывать на «Мосфильме», и я поехала. В предбанник киностудии набилась толпа девчонок, мечтавших стать артистками. Я поняла: это «засада» - и устроилась на батарее в углу. Проходя мимо, ассистент по актерам вдруг ткнул в меня пальцем и сказал: «Вот вы, назовите фамилию, имя, телефон». Не знаю, чем он руководствовался, но в результате я получила главную роль в фильме Павла Чухрая «Клетка для канареек».

С тех пор каждый год Павел Григорьевич обещал, что возьмет меня в новую картину. Время шло, и вот в прошлом году, когда моему дебютному фильму исполнилось почти четверть века, я слышу. Чухрай запустился с новым проектом и ищет «молодую Добровольскую» на главную роль... Увы, уже ничем помочь не смогу. Тем не менее, не устаю говорить ему спасибо за то, что отстоял меня. Худсовет хотел, чтобы снималась красивая и замечательная Наташа Вавилова, сыгравшая в фильмах «Москва слезам не верит» и «Розыгрыш». Но Павел Григорьевич сказал: «Нет. Будет играть вот ЭТО». Даже несмотря на то, что пришлось меня переозвучивать из-за специфического говора, доставшегося все из той же московской подворотни.

На съемках «Клетки для канареек» я познакомилась со Славой Барановым, который стал моим первым мужем. Хотя слов этих - «муж», «жена» - я не люблю. Произошло все как-то буднично, без всякой романтики. Мне было семнадцать, жить негде, он отличный парень, хороший актер, на несколько лет старше и влюблен в меня. Я всегда чувствовала себя очень одинокой, из-за этого все и случилось. Просто подошла к Славе и сказала: «Давай поженимся». И сама же ушла от него через три года. Мы с ним были очень разные. Слава хотел, чтобы жена сидела дома. А я, при том что замечательно готовлю, убираю и стираю, хотела совсем другого... И характер у меня чудовищный. А поскольку я Славу не любила, то не пыталась сдерживаться и очень его мучила.


Со старшим сыном Стёпой

Спустя год я поступила-таки в ГИТИС в мастерскую Людмилы Касаткиной и ее мужа, режиссера Сергея Колосова, и с головой ушла в учебу. На третьем курсе института забеременела, и это спровоцировало кризис в отношениях с мужем. Из роддома я прямиком поехала к маме, потому что не собиралась ни сидеть со Степой, ни жить со Славой.

Этому решению предшествовало долгое и содержательное общение с Людмилой Касаткиной. Наши с ней отношения - это отдельная история. Людмила Ивановна постоянно угрожала мне отчислением, ставила тройки и двойки по актерскому мастерству по одной ей понятной логике: «Сколько раз Добровольская была на сценречи? Три? Тройку и поставим за экзамен». И это несмотря на то, что я классно читала отрывок, потому что профессия для меня всегда была главным. Узнав, что я забеременела, Касаткина устроила настоящую обструкцию: «Я тебя поздравляю! Ты не будешь артисткой, ты будешь мамой!» Все во мне возмутилось такому приговору. Никогда не забуду, как с огромным животом пришла домой к Касаткиной и Колосову и, стоя в прихожей (они даже не пригласили пройти в комнату), выслушивала, какая я дрянь и гадина, подвела курс. Они с удовольствием рассказали, что главную роль в дипломном спектакле, поставленную на меня, отдают другой студентке. Уверяла их: «Да вы охнуть не успеете, я уже рожу. Пока курс съездит на картошку, снова буду в строю!»

Так и получилось: выйдя из роддома, вернулась в институт. Сидела на всех репетициях и, глотая слезы, смотрела, как вместо меня вводят в спектакль другую. Нельзя наказывать за рождение ребенка. Ты, мол, рожать вздумала?! Так вот тебе! Ничего не получишь! Неправильно это, не по-человечески...

Степу я отдала маме, которая к тому времени уже не работала. Родителям ничего не оставалось, как принять ситуацию такой, какая есть. Они перестали что-либо говорить и лишь с тревогой смотрели на меня: «Боже, что она творит!»

Из-за «приговора», вынесенного Касаткиной, я очень боялась, что карьера с рождением ребенка действительно может закончиться. Ее слова о том, что не стану актрисой, без конца прокручивались в голове. Казалось, дуре, это самое страшное, что может случиться в жизни. Вину же за трудности, которые пришлось пережить, я возложила на отца Степы. Мне казалось, что он мне мешает. Я пожалела Славу - хорошего, доброго парня - и освободила его от себя. Он потом женился, лет пятнадцать прожил в браке, а сейчас, по словам Степы, который с ним общается, снова одинок. Очень виновата перед старшим сыном за то, что первые годы он был брошен мной на бабушку и дедушку, я даже не приезжала к нему...

Степа жил в чудовищных условиях: мои родители все время ругались, сказок ему, как и мне, не читали, однажды даже колготки сорвали с ноги вместе с ногтем. Наверное, эти младенческие испытания и то, что меня не было рядом. повлияли на характер сына - он, например, испытывает патологическую ненависть к среднему брату Николаше. Как только смогла, забрала Степу к себе. Разменялись со Славой, и у меня появилась двадцатипятиметровая комната с балконом в коммунальной квартире. В ней были палас, матрас, детская кроватка и шкаф, стены украшали фотообои «Осенний лес», с потолка свешивалась «лампочка Ильича».

Степа рос очень самостоятельным. С первого класса один ездил в школу. Времени провожать его у меня не было. А он так боялся снова оказаться у бабушки с дедушкой, что мужественно справлялся с проблемами в одиночку. Он и любит меня, и ненавидит...


Вторым мужем Добровольской стал Михаил Ефремов

Худо-бедно, но жизнь как-то налаживалась. Ко мне в коммуналку часто наведывались друзья. В нашей компании комната была только у меня, поэтому всегда собирались либо в общаге Театра-студии Табакова, где жили Игорь Нефедов, Серега Шкаликов, либо у Добровольской. Однажды кто-то привел с собой Мишу Ефремова. Он очень хороший артист и человек трогательный. Маленький, но шебутной. Все время ему били рожу, и Миша ходил без зубов.

Два года мы с ним просто дружили. Он пригласил меня работать в свой театр «Современник-2». Все уже думали, что мы не просто так, а он мне был совершенно не интересен как мужчина. Но Миша упорно за мной ухаживал. Познакомил с папой Олегом Николаевичем Ефремовым: «Это Добровольская, мой дружбан». Был остроумным, легким, заводным. Водил в рестораны. Как-то так получалось, что мы очень много времени проводили вместе. А в один прекрасный день я вернулась домой, включила свет и чуть не вскрикнула от неожиданности: посередине комнаты стояла неизвестно откуда взявшаяся кровать, на которой лежал Миша и протирал спросонья глаза. «А я решил к тебе переехать!» - огорошил он... Вскоре мы поженились.

У нас была необычная свадьба. Миша нарядил весь свой театр в костюмы шестидесятых годов, я была с косичками и в очках, кто-то трубил в трубу: «Бу-бу-бу!» Тетеньки в загсе посмотрели на нас, нетрезвых, и расписали, даже не произнеся положенных в таких случаях речей. После этого мы накрыли студенческий стол на газетах, угощали гостей солеными огурцами, капустой, картошкой и водкой. Нам с Мишей было просто друг с другом, оба легкие на подъем - зажигали так, что мало не казалось.

Ефремов - бесспорный лидер, он способен объединять вокруг себя людей. Но этим людям постоянно приходится его спасать, вызволять из милиции, вытаскивать из каких-то неприятных историй. Когда мы поженились, я сразу поставила ему условие: пьянства не будет. Пять лет, что мы прожили в браке, Миша был «зашит». Трезвый, прекрасный, худой, чудный, здравый, просто великолепный парень. У меня не возникало с ним проблем.

А вот у него со мной были, поскольку я иногда могла выпить в компании. Ефремов очень не любил, когда это случалось. Наверное, обидно было, что не может присоединиться. Я во хмелю становилась веселая, делала добрые дела, могла куда-нибудь уехать и очнуться в другом городе. Раз - и ты вдруг в Ростове. А когда наступит завтра, думаешь: как же выбираться-то из этого «раз»?! Но до Миши мне было далеко. Даже когда не пил, он вытворял такое! Помню, ехали на первый наш «Кинотавр». Зарегистрировали билеты, прошли на посадку, и вдруг у нас перед носом захлопывают железную дверь и говорят: «Все! Хватит!» Осталось нас человек пятнадцать отвергнутых пассажиров. В железной двери была прореха, залатанная фанерой. Миша начал долбить в нее тяжеленной сумкой, разбил в щепки, открыл защелку с той стороны и организовал выход разгневанного народа на взлетную полосу. Оказалось, в самолете много безбилетных, «своих». После устроенного Ефремовым демарша их высадили, а нас всех взяли на борт...


Николаша с родителями и прадедушкой
- знаменитым оперным режиссером Борисом Покровским

Мы с Мишей не расставались ни дома, ни в театре. Партнерами были замечательными, словно подзаряжались друг от друга. Переиграли с ним практически весь мировой репертуар: Моцарта и Констанцию, Треплева и Заречную, Самозванца и Марину Мнишек, Софью и Чацкого. Играли на одной сцене и снимались в одних фильмах. Бывало, договаривались: на репетицию или домой идем разными дорогами - до того утомлялись от постоянного партнерства.

Рождение Николаши оказалось таким же спонтанным, как и рождение Степы. Миша был против категорически. До такой степени, что ушел. Сказал, что у него уже есть сын и второго ему не надо. А я не желала знать, почему он против. Зачем я буду слушать этот бред? Мне ребенок был нужен.

Все свои беременности я выходила одна. Видимо, не суждено мне гулять вдвоем с мужем по аллеям парка, шурша листьями. Жалко. Хотела романтики... Дура!

Алла Борисовна Покровская, Мишина мама, уехала и оставила мне квартиру на последние несколько месяцев до рождения ребенка. Только воспользоваться ею я не смогла. Беременность протекала тяжело, кружилась голова, из-за истощения я часто падала в обмороки. Даже до магазина доползти в одиночку не получалось, а помочь было некому - все разъехались. Так что пришлось заранее лечь в роддом под надзор врачей. В больницу «на сохранение» меня привезла Мишина сестра Настя. Я была такой худой, что врачи не сразу поняли, которая из двух девушек беременна. И очень удивились, когда я начала стягивать джинсы. Выписать пациентку в таком тяжелом состоянии не могли, поэтому меня перевозили из одного роддома, который закрывался на чистку и санобработку, в другой.

Миша, пока я была в роддоме, лежал по соседству в «травме». Он вернулся со съемок в Казахстане со сломанной челюстью, ему опять дали по роже. А как только у Миши случались неприятности, сразу требовалась я. Он начал названивать в родильное отделение и требовать Добровольскую к телефону. Я сначала отказывалась подходить, а потом сдалась на уговоры нянечек. Мишу выписали раньше, и он пришел встречать нас с сыном из роддома.

И тут случился путч. Все на баррикадах, а мы дома на больничных.

«Что будем делать? Как жить?» - переживала я.

«Все нормально, - отвечал Ефремов. - Высоцкий же там!»

Друг Никита, сын Владимира Высоцкого, действительно сражался тогда «за себя и за того парня».

Выкормить Николашу в то голодное время помогла мне подруга, журналистка Маша Слоним. Она давала мне валюту, на которую я покупала детское питание. Дед Олег, вернувшийся с театрального фестиваля в Китае, привез роскошный подарок: кучу памперсов.

Я тяжело восстанавливалась после кесарева сечения. Уверена, что проблемы со здоровьем во время беременности возникли не на пустом месте. Мишин уход заставил меня сильно нервничать. Все девять месяцев проходила смурная, много работала. А Николаша, несмотря ни на что, родился весельчаком: едва появившись на свет, начал хохотать. Я прикладываю его к груди, а он заливается. Дети не хохочут в грудном возрасте! Даже боялась за него, поскольку известно, что «смех без причины признак дурачины». Он хохочет до сих пор. Абсолют но безбашенный ребенок получился.

Николаша был любимым внуком Олега Николаевича, который считал нас с Мишей настоящей семьей. То, что мы так долго прожили вместе, во многом его заслуга. Миша был недоволен тем, что Николаша единолично пользовался привязанностью деда. «У тебя, между прочим, есть еще внуки», - говорил он отцу. Младший Ефремов вообще все время противоречил старшему. Наверное, его можно понять, нелегко всю жизнь нести на себе груз: сын Такого Человека. Олег Николаевич его очень любил. А Миша ему все время что-то доказывал. Когда отмечали юбилей Олега Ефремова, празднование проходило в два этапа. В Москве ждали президента Ельцина, которой должен был вручить награду. В Петербурге торжественный прием в честь Ефремова устроил мэр Собчак. Миша явился на питерское чествование нетрезвый, подошел к микрофону и произнес бессмысленную нечленораздельную речь, щедро сдобренную матом. Его слова не были обращены к отцу, просто пьяный бред, но Олег Николаевич не заслужил такого отношения. Он был удивительно интеллигентным человеком, я ни разу не слышала, чтобы он хоть на кого-то повысил голос.

Еще помню, в спектакле «Борис Годунов» мы с Мишей репетировали царевича Федора и Ксению, брата и сестру. Репетиции у Олега Николаевича были необыкновенно развернутые, насыщенные, он на них приглашал историков, пушкиноведов. И вот Ефремов говорит сыну, стараясь помочь понять образ: «Ты понимаешь, Федор - он же первый картограф! Он сделал карту!» - «Даже если ты мне это перед выходом на сцену скажешь, ничего в моей игре не поменяется!» - отрезал Миша.

За две недели до премьеры нас перекинули на другие роли - Марины Мнишек и Самозванца. Так вот знаменитую сцену у фонтана Олег Николаевич с нами вообще не проходил: «Вы как-нибудь дома порепетируйте».

Критики потом писали, что мы словно не стихами говорим, а отношения семейные выясняем. А у нас вообще не было бытовых ссор. Дома «спектакли» запрещались категорически, нам их хватало на работе. В других семьях жена иногда слезами от мужа чего-нибудь да добьется. С Мишей этот номер не проходил: «Не верю! Ты играешь!»

У нас существовало несколько договоренностей, облегчавших совместную жизнь. Он мыл посуду и выносил мусор, потому что эти две вещи, не знаю почему, я делать не могу. Остальное на мне. Я всегда готовила полноценный обед: первое, второе, на третье - компот...


По мнению Жени, в том, что они с Мишей прожили вместе
так долго, большая заслуга Олега Николаевича Ефремова

Мы жили театром, и стычки случались только из-за работы. Если мнения не совпадали, взбешенный Миша мог и табуреткой в меня запустить, приходилось уворачиваться. А однажды не успела. Мы тут же рванули в «травму». Миша страшно перепугался, что чуть не стал женоубийцей, старался потом загладить вину. Но надолго его не хватало. С тех пор у меня на виске шрам остался.

В какой-то момент накопившаяся внутренняя усталость вылилась в серьезный конфликт, и мы разъехались на полгода. Я тогда назло всем, в том числе себе, постриглась наголо. Дура! Так плохо было, что решила: пусть буду уродкой. Первым разлуку не выдержал Миша, вызвал меня на разговор. Я пришла на свидание в платочке. Он говорит: «Сними платок, чего ты в нем сидишь-то?» Сняла. Он как увидел бритую голову - обалдел: «Пошли домой! Скорее!» И мы снова стали жить вместе.

Но эта пауза в отношениях дала возможность понять, что я как-то неправильно живу: угла своего нет, и своих друзей нет, только общие, доставшиеся от мужа, даже машину водить не умею... Осознав ошибки, стала их исправлять: пошла на курсы вождения, завела знакомых из иного, нетеатрального окружения. Стала потихоньку становиться не такой зависимой от Миши. Внешне же в наших отношениях ничего не менялось, пока соблюдалась главная договоренность - о взаимной верности. Семь лет вопрос этот не возникал. А когда возник, мы расстались, даже ничего не выясняя.


Отец и сын Ефремовы. 1994 год

Мы живем в таком мире, где не скроешься, не спрячешься. Добрые люди позвонили мне и обо всем рассказали. Да, они добрые, потому что незачем ходить в розовых очках. Если при такой тяжелой жизни тебе еще и изменяют, гори оно все синим пламенем. Я не знаю, что такое ревность: что мое - не отдам, а если уже не мое - отпущу. И я сказала ему: «Ты для меня умер».

Он говорил: «Что ты делаешь, что скажет туса?!» А какое мне дело до того, кто что скажет, если его пассия уже ждет ребенка? Я за детей. Пусть будут! Меня волновала только реакция нашего сына. Мне казалось, что пятилетний Николаша пока еще ничего не понимает. Но когда переехали в другую квартиру и раскладывали вещи, он вдруг как заорет: «Ты лишила меня отца!» Я усадила его и все рассказала. Он очень переживал, а ночью пришел ко мне, лег рядом и сказал: «Прости меня, ты самая лучшая». С тех пор я решила, что всегда буду говорить детям правду, какой бы она ни была. Теперь у нас с сыновьями принято обсуждать на семейном совете, как будем жить, что делать, кто куда поедет отдыхать, кто где будет учиться...

Многие женщины готовы простить измену, если муж не уходит из семьи. Но это те, которых мужья содержат. Они рассуждают так: «Я потерплю. Он приносит много денег в дом, одевает меня как куколку, а я езжу отдыхать за границу, где нахожу себе приключения». Ефремов никогда меня не содержал. Кроме того, эта логика вообще не для меня. Когда муж ведет себя недостойно, женщина вянет, чахнет и угасает, понижается ее самооценка. Она чувствует себя униженной. Знаю много пар, где жены закрывают глаза на измены мужей и становятся нервными, издерганными. Я избавила себя от подобной участи. После нашего с Мишей развода Дмитрий Харатьян заметил как-то: «Ты такая спокойная стала, а была бешеная».

Но далось мне расставание нелегко. Олег Николаевич Ефремов мой первый год после развода назвал годом физического выживания. Безумно больно, когда вырываешь целый кусок жизни. А бывшие друзья из журнала «Столица» публиковали статьи, в которых писали, что Добровольская теперь не будет ведущей артисткой МХАТа, потому что больше не жена Ефремова. Я не видела смысла огрызаться, просто сидела и ждала: пусть будет как будет. Но выводы сделала. Странно было, что такое пишут люди, знавшие меня. Время всех рассудило.

Поскольку с мужем всегда жили на съемных квартирах, у нас даже нечего было делить. Так что просто разъехались, и дело с концом. Всего имущества - сто долларов и старая «Нива». Я выбрала машину, чтобы возить детей на дачу к родителям, Миша взял деньги. Моей комнаты в коммуналке уже не было - ее пришлось продать за несколько лет до этого, чтобы внести первый взнос в кооператив МХАТа. Шесть лет кочевала с детьми с одной арендованной квартиры на другую, прежде чем его построили. Больше года на одном месте мы не задерживались. Приходилось даже несколько раз ночевать в машине, той самой «Ниве». Мальчики относились к переездам как к чему-то само собой разумеющемуся. Помню, Николаша открыл дверцы шкафа в очередном новом жилище и спросил: «Какая моя полка?» Разложил вещи и сел играть - все, он уже дома. К родителям я обращаться за помощью не стала, не хотела выслушивать, какая я плохая, а Миша бедный и хороший. Мама почему-то всегда была на его стороне. Сестра звала жить к себе, но только без Николаши. В сыне бурлила, раздражая окружающих, гремучая смесь моего и Мишиного характеров. В итоге выходила из положения собственными силами. Не скрою, приходилось очень тяжело. Случалось, даже есть нам с детьми было нечего. Николаша таскал из детсада хлеб и печенье, оставшееся от полдника, чтобы накормить маму и старшего брата... Но для меня лучше так, чем, унижаясь, просить кого-то о помощи.


Женя считает, что Николаша - точная копия отца.
На отдыхе в Израиле

Еще после рождения Николаши я покрестилась. Сделала это тайно, никто не знал. Вышла из храма, который был в нашем дворе, и столкнулась в подъезде дома с Мишей. «А почему у тебя голова мокрая?» - удивился он. Отшутилась: мол, хотела постричься и передумала. Здание церкви реставрировали, я стала ходить туда убираться. Мне очень понравилась атмосфера храма. Отец Павел (Вишневский) стал моим духовным отцом.

Вера - большое подспорье, она дарит душе спасение и покой. Ломаешь над чем-нибудь голову день за днем, а батюшка произносит фразу, и понимаешь: Бог ты мой, как же просто! Раз говорю духовнику - мол, вот этого нету в моей жизни и того, только это есть. А он отвечает: «Так и этого не достойна». Я улыбнулась и вышла из храма просветленная и успокоенная.

Миша хотел обвенчаться, а я не могла, словно предчувствие останавливало. Екатерина Сергеевна Васильева, крестная моих детей, как-то сказала: «Если бы повенчалась, не случилось бы измены». А случилась бы, что тогда? Как нести этот крест? Развестись-то нельзя.

Миша, едва мы расстались, сразу же «расшился» и «уехал». Семь лет боялся меня потерять, и этот страх был главным сдерживающим фактором. Не знаю, не понимаю, что такое любовь. Может, это как раз страх потерять человека?

После того, как мы расстались с Ефремовым, некоторые искренне считали, что и я ищу утешения в вине, злоупотребляю алкоголем. Почему? Непонятно. Например, Валентина Илларионовна Талызина, когда ей предложили взять меня в антрепризу, выдала: «Да она же алкоголичка!» И сама потом, познакомившись со мной поближе, со смехом об этом рассказывала. Я могу оправдываться или отмалчиваться, но дети - главный показатель. Посмотрите на моих мальчиков! Они похожи на детей алкоголички? Кроме того, я еще работаю с утра до ночи, мне злоупотреблять некогда.

Вскоре судьба развела нас и на сцене, мы перестали работать в одном театре. Это произошло после инцидента, о котором тогда долго судачили в Москве. Во МХАТе был традиционный общий сбор перед открытием сезона. Незадолго до начала меня вызвала завтруппой и, явно ожидая бурной реакции, объявила:

«Ваш муж больше с вами не живет! Он ушел к актрисе театра Петра Фоменко Ксении Мочалиной». Тоже мне новость: не живет! Надеялась, что я сорвусь и ей будет чем позабавить коллег. А я ответила внешне спокойно: «Она не артистка театра, и фамилия у нее Качалина». - «Так вы все знаете?!» - мадам была явно разочарована. Я отсидела сбор и сразу ушла. А спустя два часа вернулась в театр на спектакль и узнала, что Миша уволен: видимо, до него докатилось эхо этого разговора, он завелся и ударил ногой в пах замдиректора театра, сказавшего ему что-то под горячую руку...

Дальше надо было как-то жить одной. Мы всегда все дедали вместе. От этого трудно было отвыкать. После развода осталось много долгов. И я сказала: «Извини, Миша, у тебя новая прекрасная жизнь, но одна отдавать долги не буду». Тогда я и предположить не могла, что он совсем перестанет мне помогать. Не подавала на алименты, а он их и не платил. Даже с сыном первое время не общался. Был на меня обижен, говорил, будто я его обманула. Не знаю, что он имел в виду. Миша - человек взбалмошный и импульсивный. Может быть, его задело, что я не цеплялась за него, не пыталась удержать.

Мне, дуре, казалось, что мы расстанемся друзьями, у нас все-таки растет ребенок, работаем в одной профессии. Но Мишу словно подменили. Он перестал разговаривать со мной и даже здороваться. Создавалось впечатление, будто ему кто-то запрещал это делать. И если мы все же созванивались, за минуту успевали поругаться и обозвать друг друга.

Может быть, это происходило из-за того, что Мишу настраивали против меня. Ефремов совершенно не может быть один: едва исчезает какая-то женщина, появляется другая. А мне абсолютно безразлично, кто ему жарит яичницу и стирает носки. Сегодня мы с Мишей по-прежнему дружим, и когда предлагают вместе сниматься, отвечаю согласием, даже не просмотрев сценарий. Достаточно, если Миша его прочел и сказал: «Нормально, сыграем». Я верю в него как в артиста безгранично, знаю, что вытащит и в том случае, если я чего-то не буду понимать. Конечно, жаль, что он уже не такой худой и чудесный, каким был раньше. Ведь он не только талантлив, но и красив. Если бы Миша не изуродовал внешность своим образом жизни, он мог бы потрясающе играть героев-неврастеников. Ему бы просто не было равных.

Николаша вырос и стал копией отца, только в два раза выше. Я говорю: в деда. Мы возобновили дружбу с бывшим мужем, когда я была беременна Яном. Миша так поразился, что я люблю кого-то кроме него, что сразу нарушил обет молчания. Даже подсказывал, что отвечать на вопросы желтой прессы о том, кто отец ребенка: «А давай скажем, что Путин!» Кстати, из прессы мои родители и узнали, что я жду третьего малыша. Соседи по даче по доброте душевной принесли заметку про «вашу Женю». Сама я не решалась сообщить новость маме, недавно перенесшей инсульт.

Все мои подружки тогда плакали: как же ты теперь будешь жить одна с тремя детьми? Может быть, отец Яна останется с тобой? Я же думала: не приведи Господи! Если живешь с человеком, ему нужно доверять. А Слава Бойко женат. Поэтому я себя чувствовала очень плохо. Грязюка какая-то! Отношения с женатым мужчиной - это чудовищно и противно. Особенно если его знает вся страна. Оружие женатого - красивые слова в самом начале. Потом выясняется, что все вранье. Он говорит, что разведется, но при этом все время смотрит на часы.

Слава рассказывал, что я была его юношеской влюбленностью, еще когда он жил в Киеве. Оказавшись в Москве, вздыхал безответно, потому что я уже вышла замуж за Мишу. А много лет спустя меня пригласили на главную роль в картине «Подозрение». Жизнь героини фильма круто менялась после предательства любимого человека, на ее долю выпадало немало испытаний. Посмотрела фотографии артиста, который должен был играть ее возлюбленного. Он мне не понравился. «Должен сниматься мужчина, глядя на которого, каждая женщина поймет: такого можно ждать всю жизнь, - сказала я. - Например Бойко». - «Его не отпустит театр Табакова». Тогда я сама позвонила Славе и сказала: «Не хотел бы ты сыграть рокового мужчину моей жизни?» - «Сейчас приеду», - ответил он. Так все и случилось...

Не думаю, что это была любовь. Просто случаются в жизни моменты, когда возникает взаимный интерес коллег, потом он проходит. Вот и все. Не хочу, чтобы кто-то разводился из-за меня и страдал. Не люблю слова «жена», вероятно, потому, что не подпадаю под это понятие.


Отец третьего сына Жени - актер Ярослав Бойко

Если честно, я вообще не очень понимаю, что такое любовь. Под этим чувством не обязательно понимать «страдания между ног». Ведь помимо любви к мужчине есть еще любовь к детям, вообще вокруг столько людей, которые нуждаются в любви, и совсем не телесной! А чувство к мужчине должно быть основано на взаимности и обоюдном уважении. На какую любовь мужчина способен, такая женщина и будет рядом с ним. Можно посмотреть на его спутницу и сказать, какой он сам.

Леня Ярмольник сказал про меня: «У Добровольской сколько было секса, столько и детей». Шутит, конечно. Я белой завистью завидую людям, которые живут как положено: муж, жена, ребенок. Мечтаю о православной семье: чтобы муж работал и все за всех решал, а я бы готовила, вое питывала детей, гуляла беременная по парку под ручку с благоверным. Он бы гладил меня по животу, а я бы молчала и во всем с ним соглашалась. Трудно представить, что я молчу, но, возможно, это было бы прекрасно...

В отцы Яна журналисты записывали то Константина Хабенского, то Пореченкова... Миша Пореченков рассказывал, что позвонили его жене, спросили: «А не от вашего ли мужа родила Добровольская?» Леля ответила: «Да, конечно». После этого позвонили мне с вопросом: «А может, отец вашего ребенка Пореченков?» - «А Хабенский-то вам уже плох, что ли?» - возмутилась я. Костя мог быть отцом моего сына. Но дело как раз в том, что все думали на одного, а я родила совсем от другого.

Создавать семью с Бойко я не собиралась. Ребенок не является показателем хороших отношений между мужчиной и женщиной. Не уверена, что рождение детей может взбодрить угасающие чувства. Ведь часто стукнет мужику сорок - и он меняет партнершу: «Не хочу эту, которая прожила со мной полжизни, нужно что-нибудь свеженькое, которое смотрит на меня, открыв рот». И никакие дети еще никого не удержали. Но все не однозначно. Обо мне тоже говорили: мол, Миша нашел молодую, а я осталась с двумя детьми. После этого представляешь несчастную брошенную тетку, которая стоит у плиты. Потом выясняется, что и молодая была не молода, и я отнюдь не та, что льет слезы над кастрюлями.


Старшие дети были рады появлению маленького Яна

Мне просто не везло - все мои мужчины были актерами, а им, по большому счету, все равно, кто под боком: пришел, переоделся, ушел. Главное, чтобы жена не орала, вовремя убирала и стирала. Даже если нет обеда, не проблема: можно сходить в ресторан. Многие женщины согласны на такое сосуществование, а я нет. И характер у меня не сахар, поэтому осталась одна. Дура!

Друзья говорили: «Тебе надо найти человека из другой среды». Но для меня близкое общение с кем-то из публики невозможно. Зрителям никогда не понять артистов. Они видят в них персонажей, а не людей. И меня, Женю Добровольскую, мужчины-зрители ассоциируют с моими героинями: кто-то влюбляется в королеву Марго, кто-то в сексуальную и развратную Констанцию из «Амадея». И, как правило, мысли их гадкие и непристойные. Был лишь один поклонник-благодетель не из актерского круга, о котором я вспоминаю с теплотой и благодарностью. Это началось, когда я еще была замужем за Ефремовым. Человек, не знакомясь со мной, красиво ухаживал, присылал записки, в которых разбирал мое творчество, сравнивая с Комиссаржевской. На каждый спектакль дарил огромные букеты красных роз. А потом я получила от него письмо: я такой-то, не был долгое время в стране, пришел в театр, увидел вас и пропал. Очень приятно было прочитать такие признания от необыкновенно умного человека. Когда мы расстались с мужем, я с ним встретилась. Он помог мне навести порядок в делах, систематизировал финансы и бумаги. А потом пропал разом, словно сам себя отрезал. Рада, что он избавился от любви ко мне - безответной, дурацкой, потому что ничем ответить ему не могла при всем безмерном уважении и зависимости от его возможностей и интеллектуальных способностей. Поклонение артистам для умных людей сродни болезни.

Бывшая свекровь Алла Борисовна Покровская в шутку предложила найти иностранца, который бы ничего обо мне не знал, - чтобы не было предвзятого отношения. Мы с ней сошлись после того, как я развелась с ее прекрасным сыном, до этого она меня не терпела, считала, например, что невестка должна каждое утро бежать вприпрыжку покупать ее Мише свежую прессу. Сейчас я счастлива дружить с ней, потому что это мудрая женщина, изумительная артистка и педагог. Она, к слову, считает, что окружающие меня неправильно воспринимают. Вот например: однажды я призналась знакомым, что очень хочу жить за городом, чтобы в хозяйстве были собаки и курочки. Так они закричали: «У тебя курочки? За городом?! Не верим!» Почему?! Почему все думают, что я обожаю тусовки? Да для меня мучение, если нужно срываться и куда-то идти! Помню, пригласили вручать премию «Золотой орел», пришлось делать прическу, искать костюм, одалживать золото-бриллианты. Ужас! Мне действительно хочется совсем другого.


На даче с Яном, ретривером Зорге и бернской овчаркой Яппи

Конечно, бывали приступы меланхолии: никому-то я не нужна, от жен не ухолят, а от меня ушли, оставили с ребенком. Как же так? Меня оставить можно, а других нет? Но эти глупые переживания быстро проходят.

Или еще о глупом и смешном. Один из моих любимых решил жениться на другой, я спрашиваю: «Какая свадьба! А я?» - «Я должен». - «Почему?! Она беременна?» - «Нет»! И весь разговор...

Как-то раз ехала в машине и рыдала от того, что я такая противная и никто мне не нужен. «А сама ты кого-нибудь любишь?» - спросила себя. И честно ответила: «Нет». А потом вспомнила: «О! Я Брэда Питта люблю!» - и успокоилась. Есть все-таки на свете человек, с которым мне было бы хорошо. И зачем только он женится на Анджелине Джоли?!

Еще, чтобы избавиться от хандры, можно послушать песни из репертуара «Русского радио», что-нибудь типа «А он ушел к другой», поплакать навзрыд, а потом посмеяться над собой. Неприятное послевкусие от измен и предательств улетучивается, превратившись в такие же легковесные и пошлые переживания. Говоришь себе: «Улыбнись, дура!» - и выкидываешь плохое из головы. А вспоминаешь хорошее, например, как обрадовались старшие мальчики, когда узнали, что у них будет братик. Они же все и всех знают, дело-то было не в подворотне, а дома. Хотя, если задуматься, взглянуть со стороны... Три парня от трех разных отцов, ни один из которых не живет в семье... Утешаюсь словами батюшки: мальчикам важно, чтобы рядом была мама. Но в сущности у моих детей есть и отцы - они записаны в паспортах и свидетельствах о рождении, двое из троих общаются с сыновьями. Степа и Николаша похожи на своих отцов, а маленький - нет. Думаю: «Что же за прелесть бегает у меня, кто же это такой золотой?» Я! У него и характер мой.


Пятнадцатилетняя разница в возрасте не мешает Степе и Яну быть друзьями

Мужчины не имеют никакого отношения к моей жизни и ничего в ней не меняют. Я всего добивалась сама, ни один мужик ни вот столько не сделал, чтобы мне помочь. От них одни проблемы. Я не переживаю, если рядом нет мужчины. Знаю наверняка: больше расстраивалась бы из-за отсутствия ролей. Для меня важнее работа, искусство, творчество. И, конечно, мои дети - они моя семья, родные, любимые люди. Мне сложно любить чужого человека, даже если на какое-то время он стал моим сексуальным партнером. Не хочу быть «пристегнутой» к каким-то мужьям или мужчинам. В моей жизни ничего не изменили ни Баранов, ни Ефремов, ни Хабенский, ни Бойко, ни другие. Не они стали этапами в моей судьбе, а яркие и важные события. То, как я впервые снялась в кино, как поступила в ГИТИС, как пришла во МХАТ, как играла в «Табакерке» и многое другое... А дети? Это такое счастье! Вот мне говорили: у артистки не может быть столько детей. Но я же есть! Одна из самых молодых народных артисток России. Когда мне дали звание, спросила в дирекции: «Что мне теперь полагается? Машина? Квартира?» - «Да ладно, - ответили, - ты же не настоящая народная». Принято, что звание дается, когда человеку далеко за пятьдесят. А вот Андрей Васильевич Мягков, с которым мы проработали бок о бок уже пятнадцать лет и дружим, сказал: «Очень рад, что вы получили звание по праву и вовремя».


С новым избранником Дмитрием

Недавно была у меня еще одна попытка родить, но я потеряла ребенка, отходив полсрока. Ведь я снова не одна. Слава богу, мой любимый не артист, работает в операторской группе. Я его очень люблю. Может быть, мы поженимся, и это будет чудом. А может, все останется как есть. Счастлива, что мы вместе. Диму любят дети, маленький Ян просто обожает. Рада, что родители Димы приняли меня в семью, и без штампа в паспорте я для них настоящая невестка. Очень благодарна им за это.

Собираясь родить любимому ребенка, я проходила медицинское обследование, и врачи выяснили, что у меня не хватает гормона покоя, поэтому я такая неугомонная. Попробовали его добавить, но организм сразу разладился, стало повышаться давление. Потому что подправить надо что-то в душе, осознать ошибки, покаяться. И Бог простит. Мне хотелось светлых, прекрасных и чистых отношений, но после рождения Яна я поняла, что не имею права на них, пока не ушла из греха. И четыре года жила одна, никого к себе не подпускала. Ходила в храм, перечитывала Библию и вдруг наткнулась на фразу: блудницы спасутся деторождением. И все встало на свои места. Тогда я дала обет, что не будет больше в моей жизни этой грязи - женатых мужчин...

А дети еще будут.


апрель 2007

2009 - 2019 "сайт - Евгения Добровольская. Всё о замечательной актрисе театра и кино"
Копирование материалов возможно только с активной гиперссылкой на

На все вопросы о личном Евгения всегда отвечает с удовольствием, но как будто убирает из этого понятия своего супруга, оператора Дмитрия Мананникова. Знаменитость с радостью говорит о четверых детях. А вот одно только имя мужа у нее вызывает нервный тик.

«У меня прекрасная семья, я живу с детьми и живу ради них. Муж – это посторонний человек, он тебе даже не родственник. Вы можете себе это представить? Та женщина, которая держится за мужчину и говорит, что не знает, как без него, совершает глупость собачью», – рассказала Добровольская в одном из интервью.

После восьми лет брака супруги, возможно, переживают кризис в отношениях. А ведь,когда Евгения и Дмитрий познакомились, не было пары более счастливой. Тогда артистка ради молодого избранника была готова даже пойти на рискованный шаг – родить четвертого ребенка. И этот период она вовсе не вспоминает с нежностью. Уверяет, что ничего более сложного ей переживать еще не приходилось.

«Когда тебе везде пишут врачи наши любимые, что ты – позднородящая, это ужасно. Вы не представляете, через что проходят женщины. В 39 им уже такого наговорят, а в 43, тем более. Вы не представляете себе, чего я наслушалась», – вспомнила период беременности актриса.

И дочка Настенька, которую звезда кино родила в 43 года, стала не единственной глобальной переменой в жизни Евгении после замужества с Дмитрием. Сразу после этого, когда артистка поняла, что необходимо срочно худеть, она изменила свой образ жизни. Сегодня в интервью Добровольская вспомнает, что готова была на все ограничения лишь бы стать подтянутой и стройной. Она отказалась даже от маленьких радостей, что пыталась привить и семье. С момента, когда артистка села на диету, в доме больше не было ничего вредного. Однако эти усилия муж не оценил.

«У нас был скандал в семье – закрылся холодильник, там не было неправильной еды, я стала всех кормить как надо, дошло чуть-ли до развода. Никаких пицц, шоколадок – катастрофа. Я считаю, в таком случае все недовольные должны выйти вон! В этом деле нужно быть, по-хорошему, эгоистом, потому что когда ты начинаешь следить за желудком мужчины и прокладывать путь к нему, ты теряешь себя!» – добавила актриса в программе «Ты не поверишь» на телеканале НТВ.

Сегодня знаменитость, которая уже трижды была замужем, признается, что рецепт семейного счастья ей неведом. К тому же, опыт актрисы показал, что лучше семью не заводить вообще. Первым супругом был актер Вячеслав Баранов. Вторым – Михаил Ефремов. Нынешний спутник Евгении – Дмитрий Мананников. У артистки есть четверо детей.

«Секрет семьи? Я вообще против семьи, против постороннего мужчины, который пришел к тебе однажды, и теперь сидит рядом. Если только он не поселил тебя в замок! А раз этого не произошло, то я вообще тогда не понимаю, зачем это все нужно», – отметила актриса.

Бывшие