Смысл крещения. Именины и день Ангела это одно и то же? Что делать, если у ребенка неправославное имя

Что такое крещение и для чего оно совершается над человеком?

Крещение - это священное действие, в котором верующий во Христа через троекратное погружение тела в воду с призыванием имени Святой Троицы омывается от первородного греха, а также от всех грехов, совершенных им до Крещения, духовно умирает для жизни плотской, греховной и, вновь рождаясь, облекается в благодать Божию для жизни святой, по Евангелию. Апостол говорит: Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни (Рим. 6:4).

Без Крещения нельзя вступить в Церковь Христову и стать причастником благодатной жизни.

Сколько раз можно креститься?

Крещение - это духовное рождение, которое, как и рождение плотское, не может повториться. Как при телесном рождении раз и навсегда заложен внешний облик человека, так и Крещение кладет на душу неизгладимую печать, которая не стирается, хотя бы человек совершил и бесчисленное множество грехов.

Что делать человеку, который не знает, был ли он крещен, и не у кого об этом спросить?

Если желающий креститься взрослый человек точно не знает, был ли он крещен в детстве или он был крещен мирянином, но неизвестно, правильно ли это было совершено, то в таком случае следует принять Крещение у священника, предупредив его о своих сомнениях.

Что необходимо для Крещения?

Для принятия Крещения от взрослого человека требуется добровольное и сознательное желание стать христианином, опирающееся на крепкую веру и сердечное покаяние.

Как подготовиться к Крещению?

Подготовкой к Святому Крещению является истинное покаяние. Покаяние - это неотъемлемое условие того, чтобы Крещение было принято достойным образом, во спасение души. Такое покаяние состоит в признании своих грехов, в сожалении о них, в исповедании их (в доверительной беседе со священником, которая проводится непосредственно перед крещением), в оставлении греховной жизни, в осознании необходимости Искупителя.

Перед Крещением надо познакомиться с основами православной веры, с ≪Символом веры≫, с молитвами ≪Отче наш≫, ≪Богородице Дево, радуйся… ≫ и постараться их выучить. Помогут и огласительные беседы для желающих креститься, которые в нашем храме проводятся ежедневно. Желательно прочитать Новый Завет, Закон Божий и Катехизис. Важно принять учение Христа всем сердцем и разумом, а затем в назначенное время прийти в храм натощак, имея при себе крестик, белую рубашку и полотенце.

Когда надо крестить ребенка? Что для этого нужно?

Определенного времени для совершения Таинства Крещения младенцев церковными правилами не установлено. Православные христиане обычно крестят своих детей в период с восьмого по сороковой день жизни. Откладывание крещения детей после сорокового дня рождения нежелательно, это свидетельствует об отсутствии веры у родителей, лишающих своего ребенка благодати церковных Таинств.

Обязательны ли крестные?

Для детей до 12-14 лет крестные (восприемники) обязательны, потому что сами дети не могут сознательно исповедовать свою веру, а крестные поручаются за веру крещаемых. По правилам 7-го Вселенского собора (787 год) с момента крещения родственником младенцу становится одинакового с ним пола восприемник. Поэтому для крещения младенца необходим один крестный, двое не обязательно. Взрослые могут креститься и без крестных.

Откуда идет обычай иметь крестных?

Во времена гонений на христиан, когда для совершения Литургии и молитв христиане собирались в потаенном месте, новообращенного принимали в общину только в том случае, если у него был поручитель, который готовил его ко Крещению.

Кто может быть крестным?

Все крещенные и воцерковленные, кроме родителей и иных близких родственников.

Кто не может быть крестным?

Крестными не могут быть:

1) дети (восприемник должен быть не моложе 15 лет, восприемница - не моложе 13 лет);

2) люди безнравственные и безумные (душевнобольные);

3) неправославные;

4) муж и жена - у одного крещаемого;

5) монахи и монахини;

6) родители не могут быть восприемниками своих детей.

Может ли кум жениться на куме?

Согласно постановлениям, принятым в Русской Православной Церкви, которые в свою очередь опираются на постанов­ления VI Вселенского Собора: брак невозможен между крестным/ой, крестницей/ком и родителями крещаемого. Все остальные случаи - дозволительны.

Может ли присутствовать на Крещении младенца его мама в месячной нечистоте?

Присутствовать может, но в этом случае не будет совершен обряд воцерковления младенца, который заключается в чтении молитв, относящихся к матери и младенцу и в принесении младенца к престолу или царским вратам (смотря по полу), как бы пред лице Самого Господа. Быть воцерковленным значит быть введенным в собрание церковное, быть причисленным к собранию верных. Такое причисление совершается через Таинство Крещения, в котором человек возрождается к новой жизни и становится полноправным членом христианского общества; воцерковление же есть специальное выражение этого причисления; его можно сравнить с официальным актом, которым закрепляются новые права нового члена общества и которым он вводится во владение этими правами.

Могут ли родители присутствовать при Крещении своего ребенка?

Существующие в некоторых местах обычаи не допускать на Крещение отца и мать не имеют никакого церковного основания. Единственное требование - родители не должны участвовать в Таинстве Крещения (то есть они не держат младенца на руках, не воспринимают его от купели - это делают крестные), а родители могут только присутствовать при Крещении.

Кому надо держать ребенка при Крещении?

В течение всего Таинства Крещения младенца держат на руках крестные. Когда крестят мальчика, до погружения в купель ребенка обычно держит крестная мать, а крестный отец - после этого. Если же крестят девочку, то вначале на руках ее держит крестный отец, а воспринимает от купели крестная мать.

Не лучше ли отложить Крещение до того времени, когда ребенок сможет сам сознательно сказать, что он верит в Бога?

Раз Бог даровал родителям ребенка, у которого есть не только тело, но и душа, то и заботиться они должны не только о его телесном возрастании. Таинство Крещения есть духовное рождение, которое является первым и незаменимым шагом на пути к вечному спасению. В Крещении благодать Божия освящает естество человека, омывая первородный грех и наделяя даром жизни вечной. Только крещеный ребенок способен полноценно приобщаться к святыням, быть общником Евхаристии, вообще воспринимать благодать, которая убережет его от многих искушений и пороков в период возрастания и взросления. А кто откладывает Крещение ребенка, тот оставляет маленькую душу доступной воздействию греховного мира. Конечно, маленький ребенок еще не может выразить своей веры, но это не значит, что родители должны пренебречь его душой. Далеко не всегда учитываются желания маленьких детей по многим важным для них вопросам. Например, некоторые дети боятся и не хотят посещать больницу, но ведь родители, даже вопреки их желанию, лечат их. А Таинства Церкви, первое из которых - Крещение, есть духовное врачевство и то духовное питание, в котором нуждаются дети, хотя они еще и не осознают это.

Можно ли креститься в 50 - 60 лет?

Креститься можно в любом возрасте.

В какие дни Крещение не совершается?

Для совершения Таинства Крещения нет никаких внешних ограничений - ни по времени, ни по месту его совершения. Но в некоторых храмах Таинство Крещения совершается по расписанию в определенные дни, например, из-за занятости священника.

Только ли священник может совершать Крещение?

В исключительных случаях, например, при смертельной опасности для новорожденного младенца или взрослого человека, когда невозможно пригласить священника или диакона, допускается, чтобы Крещение совершил мирянин - то есть любой крещеный православный христианин, понимающий важность Крещения.

Как в случае смертельной опасности окрестить человека без священника?

Для этого необходимо сознательно, с искренней верой, с пониманием важности дела точно и правильно произнести формулу Таинства Крещения - таиносовершительные слова: «Крещается раб Божий (раба Божия) (имя) во имя Отца (первое погружение или окропление водой), аминь, и Сына (второе погружение или окропление водой), аминь, и Святаго Духа (третье погружение или окропление водой), аминь» . Если крещеный таким образом человек останется жив, то священник должен восполнить Крещение положенными в чинопоследовании молитвами и священнодействиями, а если умрет, то его можно отпевать, заказывать панихиды, писать его имя в церковных записках

Можно ли креститься беременной?

Беременность не является препятствием для Таинства Крещения.

Надо ли приносить на Крещение свидетельство о рождении?

Для совершения Таинства Крещения свидетельство о рождении не требуется, оно нужно лишь для того, чтобы сделать запись в храмовый архив - кто, кого и когда крестил.

От какого слова происходит слово «крещение»? Если от слова «крест», тогда почему в Евангелии говорится о том, что Иоанн «крестил» водою, еще до того, как Спаситель претерпел крестные страдания?

На всех европейских языках «крещение» значит «баптизо», то есть погружение в воду, омовение в воде. Первоначально этот термин не был связан с церковным Таинством, обозначая всякое омовение водою, погружение в нее. Славянский же язык, возникший уже в христианскую эпоху, подчеркивает именно христианский смысл Крещения как сораспятия со Христом, умирания во Христе и воскресения для новой благодатной жизни. Поэтому, когда Евангелие говорит о крещении Иоанна, то имеется в виду символическое погружение в воду приходящих к нему людей во оставление грехов; происхождение же названия Таинства от слова ≪крест≫ - филологическая особенность нашего языка.

О Символе Веры

Ч то такое Символ веры ?

Символом веры называется краткое и точное изложение главных истин христианской веры. Он состоит из двенадцати членов (частей). В каждом из них содержится истина православной веры. 1-й член говорит о Боге Отце, 2-7 члены говорят о Боге Сыне, 8-й - о Боге Духе Святом, 9-й - о Церкви, 10-й - о крещении, 11-й и 12-й - о воскре­сении мертвых и о вечной жизни.

Как и почему был составлен Символ веры?

С апостольских времен христиане пользовались так назы­ваемыми «символами веры» для того, чтобы напоминать самим себе основные истины христианской веры. В Древней Церкви существова­ло несколько кратких символов веры. В IV в., когда появились ложные учения о Боге Сыне и о Духе Святом, возникла необходимость прежние символы дополнить и уточнить.

На Первом Вселенском Соборе были написаны первые семь членов Символа веры, на Втором - остальные пять. Первый Вселенский Собор состоялся в городе Никее в 325 г. для утверждения апостольского учения о Сыне Божием против неправильного учения Ария. Он считал, что Сын Божий создан Богом Отцом и поэтому не является истинным Богом. Второй Вселенский Собор состоялся в Константинополе (Царь- граде) в 381 г. для утверждения апостольского учения о Святом Духе против лжеучения Македония, отвергавшего Божественное достоинство Духа Святого. По двум городам, в которых состоялись эти Вселенские соборы, Символ веры носит название Никео-Цареградского.

В чем значение Символа веры?

Значение Символа веры - сохранение единого исповедания непреложных истин (догматов) веры, а через это - единства Церкви.

Символ веры начинается со слова «верую», поэтому произ­несение его является исповеданием веры.

Когда произносится Символ веры?

Символ веры произносится принимающим крещение («огла­шенным») во время совершения Таинства Крещения. При крещении младенца Символ веры произносится восприемниками. Кроме того, Символ веры соборно поется верующими в храме во время Литургии и читается ежедневно в составе утреннего молитвенного правила. Его должен знать каждый православный христианин.

Как понимать «верую во единаго Бога Отца, Вседер­жителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым»?

Это значит веровать во единого Бога Отца, в то, что Бог все содержит в Своей силе и власти, всем управляет, что Он сотворил небо и землю, видимыи и невидимым, то есть духовный мир, к которому при­надлежат Ангелы. Этими словами выражается уверенность, что Бог есть, что Он есть один и нет другого кроме Него, что все, что существу­ет, как в видимом физическом мире, так и в невидимом, духовном, то есть вся необъятная вселенная создана Богом и ничто не может быть без Бога. Человек сердцем принимает эту веру. Вера - это уверенность в реальном существовании Бога и доверие к Нему. Бог един, но не одино­кий, потому что Бог един по существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Дух Святой, - Троица единосущная и нераздельная. Единство Трех, бесконечно любящих друг друга лиц.

Как понимать «и во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша»?

Это значит веровать, что Господь Иисус Христос - это Тот же Единый Бог, второе Лицо Святой Троицы. Он - Единородный Сын Бога Отца, рожденный до начала времен, то есть когда и времени еще не было. Он, как Свет от Света, так же неразлучен с Богом Отцом как свет с солнцем. Он - Истинный Бог, рожденный Истинным Богом. Он рожден, а вовсе не сотворен Богом Отцом, то есть Он одного существа с Отцом, Единосущен Ему.

Сыном Божиим называется второе Лицо Святой Троицы по Своему Божеству. Господом называется потому, что Он есть истинный Бог, так как имя Господь есть одно из имен Божиих. Сын Божий на­зван Иисусом, то есть Спасителем, это имя наречено самим Архангелом Гавриилом. Христом, то есть Помазанником, назвали Его пророки - так издавна называли царей, первосвященников и пророков. Иисус, Сын Бо­жий, назван так потому, что Его человечеству безмерно сообщены все дары Духа Святого и, таким образом, Ему в высочайшей степени при­надлежат ведение Пророка, святость Первосвященника и могущество Царя. Иисус Христос называется Сыном Божиим Единородным, пото­му что Он только один и единственный есть Сын Божий, рожденный из существа Бога Отца, и потому Он - единого существа (природы) с Богом Отцом. В Символе веры сказано, что Он рожден от Отца, и этим изображается то личное свойство, которым Он отличается от других Лиц Святой Троицы. Сказано прежде всех век, чтобы никто не думал, что было время, когда Его не было. Слова Света от Света некоторым образом изъясняют непостижимое рождение Сына Божия от Отца. Бог Отец есть вечный Свет, от Него рождается Сын Божий, Который также есть вечный Свет; но Бог Отец и Сын Божий есть единый вечный Свет, нераздельный, единого Божественного естества. Слова Бога истинна от Бога истинна, взяты из Священного Писания: Сын Божий пришел и дал людям свет и разум, чтобы познали Бога истинного и пребывали в ис­тинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная (см. 1 Ин. 5:20). Слова рожденна, несотворенна прибавлены святыми от­цами Вселенского собора для обличения Ария, который нечестиво учил, что Сын Божий сотворен. Слова единосущна Отцу означают, что Сын Божий есть одного и того же Божественного существа с Богом Отцом.

«Имже вся быша» означает, что все существующее сотворено Им, как и Богом Отцом - Творцом неба и земли. Бог Отец все сотворил Сыном Своим как вечною премудростию Своею и вечным Словом Сво­им. Это означает, что мир сотворен Единым Богом - Святой Троицей.

Как понимать «нас ради человек и нашего ради спа­сения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася»?

Это значит веровать, что Иисус Христос для спасения рода человеческого явился на землю, воплотился от Духа Святого и Девы Марии, и вочеловечился, то есть принял не только тело, но и душу че­ловеческую и сделался совершенным человеком, не переставая в то же время быть Богом - стал Богочеловеком.

Сын Божий, по обещанию Своему, пришел на землю для спасения не одного какого-либо народа, а всего человеческого рода. «Сшедшаго с небес» - как Сам о Себе говорит: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин. 3:13). Сын Божий вездесущ и потому всегда пребывает на небе и на земле, но на земле Он прежде был невидим и стал видим лишь когда явился во плоти, воплотился, то есть принял на Себя плоть человече­скую, кроме греха, и сделался Человеком, не переставая быть Богом. Воплощение Христово совершилось содействием Святого Духа, так что Святая Дева как была Девою, так и пребыла Девой после Рождества Христова. Православная Церковь называет Деву Марию Богородицею и почитает Ее выше всех сотворенных существ, не только людей, но и ангелов, так как она Матерь Самого Господа.

Слово вочеловечшася прибавлено, чтобы никто не подумал, что Сын Божий принял одну только плоть или тело, но чтобы в Нем признавали совершенного Человека, состоящего из тела и души. Иисус Христос был распят за всех людей - Он крестною смертью Своей из- бавАил род людской от греха, проклятия и смерти.

Как понимать «распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна»?

Это значит веровать, что Господь Иисус Христос во время правления в Иудеи Понтия Пилата (т.е. в совершенно определенный исторический момент) был распят на кресте за грехи людей ради спасе­ния всего человеческого рода. Сам Он был безгрешен. Он действитель­но страдал, умер и был погребен. Спаситель страдал и умер не за Свои грехи, которых у Него не было, а за грехи всего человеческого рода и не потому страдал, что не мог избежать страдания, а потому, что добро­вольно восхотел пострадать.

Как понимать «и воскресшаго в третий день по Пи­санием»?

Это значит веровать, что Иисус Христос воскрес в третий день после Своей смерти, как было предсказано в Писании. Иисус Христос силою Божества Своего воскрес из мертвых в том же теле, в котором родился и умер. В Писаниях пророков Ветхого Завета было ясно предсказано о страданиях, смерти, погребении Спасителя и о воскресении Его, поэтому сказано: «по Писанием». Слова «по Писа­нием» относятся не только к пятому, но и к четвертому члену Сим­вола Веры.

Иисус Христос умер в Великую Пятницу около трех часов дня, а воскрес после полуночи с субботы на первый день недели, име­нуемый с того времени «Воскресеньем». Но в те времена и часть дня принималась за целый день, поэтому и говорится, что Он был во гробе три дня.

Как понимать «и восшедшаго на небеса и седяща одесную Отца»?

Это значит веровать, что Господь Иисус Христос в сороко­вой день по Воскресении Своем с пречистою Своею плотью вознесся на небо и воссел одесную (по правую сторону, в чести) Бога Отца. Господь Иисус Христос вознесся на небеса человечеством Своим (плотью и ду­шою), а Божеством Своим Он всегда пребывал с Отцом. Слова «седяща одесную» (сидящего с правой стороны), надо понимать духовно. Они значат, что Господь Иисус Христос имеет одинаковое могущество и сла­ву с Богом Отцом.

Своим вознесением Господь соединил земное с небесным и показал всем людям, что их отечество на небе, в Царствии Божием, ко­торое открыто теперь для всех истинно верующих.

Как понимать «и паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца»?

Это значит веровать, что Иисус Христос опять (паки - опять, вновь) придет на землю, чтобы судить всех людей, как живых, так и умерших, которые тогда воскреснут; и что после этого Страш­ного Суда настанет Царство Христово, которому никогда не будет конца. Суд этот называется страшным, потому что совесть каждого человека откроется перед всеми, и обнаружатся не только дела до­брые и злые, какие кто делал во всю жизнь свою на земле, но и все сказанные слова, тайные желания и мысли. По этому суду правед­ные пойдут в жизнь вечную, а грешные в муку вечную - за то, что творили злые дела, в которых не раскаялись и которых не загладили добрыми делами и исправлением жизни.

Как понимать «и в Духа Святаго, Господа Животво- рящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокла- няема и сславима, глаголавшаго пророки»?

Это значит веровать, что третье Лицо Святой Троицы - Свя­той Дух, такой же истинный Господь Бог, как Отец и Сын. Веровать, что Дух Святой - Животворящий, Он вместе с Богом Отцом и Богом Сыном дает тварям жизнь, людям же в том числе и духовную: «если кто не ро­дится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5). Духу Святому приличествует поклонение и прославление, равное с От­цом и Сыном, потому Иисус Христос повелел крестить людей (все на­роды) во имя Отца и Сына и Святого Духа (см. Мф. 28:19). Святой Дух говорил через пророков и апостолов и по Его вдохновению написаны все Священные книги: «Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи дви­жимы Духом Святым» (2 Пет. 1:21).

Говорится здесь и о главном в православной вере - о тайне Святой Троицы: Единый Бог - это Отец, Сын и Дух Святой. Дух Свя­той открылся людям видимым образом: при Крещении Господа в виде голубя, а в день Пятидесятницы Он сошел на апостолов в виде огнен­ных языков. Причастным Духу Святому человек может сделаться через правую веру, церковные таинства и усердную молитву: «если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Не­бесный даст Духа Святаго просящим у Него» (Лк. 11:13).

«Иже от Отца исходящаго» - Который исходит от Отца; «Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима» - Которому следует по­клоняться и Которого следует прославлять наравне с Отцом и Сыном. «Глаголавшаго пророки» - говорившего через пророков.

Как понимать «во Едину Святую, Соборную и Апо­стольскую Церковь»?

Это значит веровать в основанную Иисусом Христом через апостолов Церковь: единую, Святую, Соборную (в которую входят все верные, ее члены). Здесь говорится о Церкви Христовой, которую Иисус Христос основал на земле для освящения грешных людей и воссоединения их с Богом. Церковью называется совокупность всех православных христиан, живущих и умерших, соединенных между собою верою и любовью Христовой, священноначалием и святыми таинствами. Каждый в отдельности православный христианин на­зывается членом, или частью Церкви. Когда говорится о вере в еди­ную Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, то под Церковью разумеются все в совокупности верные ей люди, которые исповедуют одну и ту же православную веру, а не то здание, куда ходят молиться Богу и которое называется храмом Божиим.

Церковь едина, потому что «одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф. 4:4-6).

Церковь Святая, потому что «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (т. е. за всех верующих - членов Церкви), что­бы освятить ее (освятив крещением каждого христианина), очистив банею водною посредством слова (т. е. крещальной водой и тайносо- вершительными словами при крещении), чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо по­добного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5:25-27).

Церковь Соборная, или кафолическая, или Вселенская, по­тому что она не ограничивается никаким местом (пространством), ни временем, ни народом, но включает в себя истинно верующих всех мест, времен и народов.

Церковь Апостольская, потому что она непрерывно и неизмен­но от времен апостолов сохраняет и учение, и преемство даров Святого Духа через освященное рукоположение. Истинная Церковь называется также Православной или Правоверующей.

Как понимать «исповедую едино крещение во остав­ление грехов»?

Это значит признавать и открыто объявлять, что для духов­ного возрождения и прощения грехов нужно только один раз принять Крещение. Крещение - это Таинство, в котором верующий, при трое­кратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Крещение едино, потому что оно есть духовное рождение, а рождается человек однажды, потому и крестится однажды.

В Символе веры упомянуто только о Крещении, потому что оно является дверью в Церковь Христову. Только принявший Крещение может участвовать в других церковных таинствах. Таинством называет­ся такое священное действие, через которое тайно, невидимым образом подается человеку реальная сила (благодать) Святого Духа.

Как понимать «чаю воскресения мертвых»?

Это значит с надеждой и уверенностью ожидать (чаю - ожи­даю), что настанет такое время, когда души умерших людей опять сое­динятся со своими телами и все умершие оживут действием всемогуще­ства Божия. Воскресение мертвых последует одновременно со Вторым и Славным Пришествием Господа Иисуса Христа. В момент всеобщего воскресения тела умерших людей изменятся, по существу своему тела будут те же самые, но по качеству будут отличны от нынешних тел - они будут духовны - нетленны и бессмертны. Изменятся тела также и тех людей, которые будут еще живы во время Второго Пришествия Спаси­теля. Соответственно перемене самого человека изменится и весь види­мый мир - из тленного обратится в нетленный.

Как понимать «и жизни будущаго века. Аминь»?

Это значит ожидать, что после воскресения мертвых совер­шится Суд Христов, и для праведников наступит бесконечная радость вечного блаженства в единении с Богом. Жизнь будущего века - это жизнь, которая будет после Воскресения мертвых и Всеобщего Суда Христова. Слово «аминь» означает подтверждение - истинно так! Только так может быть выражена истина православной веры и никем она не может быть изменена.

О наречении имени и об именах

Именины и день Ангела это одно и то же?

Иногда день именин называют днем ангела, потому что свя­той и ангел-хранитель сближаются в своем служении человеку настоль­ко, что обозначаются даже общим именованием, хотя и не отождествля­ются.

Ангел Хранитель у каждого человека свой, он дается Богом при Крещении. Ангел Хранитель является бестелесным духом, он не имеет имени. А святые, в честь которых людям даются имена, являются тоже людьми, которые своей праведной жизнью угодили Богу и прославлены Церковью. День памяти святого, имя которого носит человек, является днем именин. Один святой может быть покровителем многих людей с одинаковыми именами.

Днем Ангела является день Крещения человека, а еще днем Ангела можно назвать день памяти всех Небесных Сил бесплотных (21 ноября по новому стилю).

Но в народном сознании эти праздники слились воедино, и в день именин поздравляют с днем Ангела.

Как выбрать имя младенцу?

В Русской Православной Церкви существует обычай нарекать имя младенцу в честь святых (по святцам). Младенца обычно называют именем святого, память которого отмечается Церковью в сам день рожде­ния, в восьмой день после его рождения, или в день Крещения. Но можно выбрать имя любого святого, память которого празднуется вскоре после дня рождения младенца. Иногда ребенка называют в честь святого, кото­рого избрали заранее и молились ему еще до появления чада.

Как правильно определить, кто твой святой?

Надо найти в месяцеслове (в конце Православного церковно­го календаря) одноименного святого, а если их несколько, то выбрать того, чей день памяти следует первым после дня рождения или того из них, кого особенно почитаете. Можно положиться и на выбор имени священником при крещении.

Как определить день именин?

Именинами, днем тезоименитства, является день памяти од­ноименного святого, ближайший после дня рождения, или того, в честь которого Вас нарек священник при совершении Таинства Крещения.

Как следует проводить день своих именин?

В этот день надо пойти в Церковь, причаститься, подать запи­ски о здравии и о упокоении своих сродников, заказать молебен своему святому покровителю. Лучшим занятием в день именин является чтение жития своего святого и других духовных книг, а также совершение дел благочестия. Не возбраняется и праздничная трапеза для близких и дру­зей без особых излишеств в «ястии и питии».

Можно ли назвать ребенка именем отца?

Можно, если это имя есть в православном месяцеслове.

Что делать, если у ребенка неправославное имя?

Если имя, под которым ребенок зарегистрирован, отсутствует в православном месяцеслове, это еще не значит, что при Крещении его имя следует менять. Вполне возможно, что по неосведомленности ро­дители дали ребенку православное имя, но в западноевропейской или местной его форме. В таком случае священник обычно переводит его в церковнославянскую форму и крестит под этим именем, предваритель­но сообщив его родителям крещаемого или ему самому.

Вот примеры таких переводов: Анжела - Ангелина; Жанна - Иоанна; Оксана, Аксинья - Ксения; Аграфена - Агриппина; Полина - Апполинария; Лукерия - Гликерия; Егор - Георгий; Ян - Иоанн; Денис - Дионисий; Светлана - Фотина или Фотиния; Марта - Марфа; Аким - Иоаким; Корней - Корнелий; Леон - Лев; Томас - Фома.

В том случае, когда не удается установить подобного соответ­ствия (например, их не имеют такие имена, как Эльвира, Диана), священник рекомендует родителям или самому крещаемому выбрать православное имя (лучше близкое по звучанию), которое впредь будет его церковным именем.

Что делать, если человек с неправославным именем, не помнит имени, с которым его крестили?

Можно поднять архив в том храме, где человека крестили. Если это невозможно, нужно обратиться к священнику. Священник про­читает молитву на наречение имени и наречет имя православного свя­того.

Можно ли данное при рождении православное имя при Крещении менять на иное православное имя? Например, Виталия крестить с именем Вячеслав?

Если при рождении младенцу было присвоено имя, содержащееся в православных святцах, при наречении менять это имя на иное не сле­дует. Иногда люди, желающие креститься, просят о наречении имени, отличающегося от данного при рождении. В большинстве случаев это связано не с желанием в корне изменить образ жизни, как это бывает при принятии монашества, а с суеверным стремлением избежать воз­действия колдунов, знающих имя человека.

На первый взгляд, таинство Крещения имеет довольно странное определение: «Крещение — это таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается Духом Святым в жизнь духовную, святую». Что происходит с человеком при выходе из крещальной купели и чем он отличается от своих некрещеных братьев?

Кратко можно сказать, что таинство Крещения — это таинство духовного рождения. Все мы когда-то родились от земных родителей. Христос же говорит, что нам надлежит родиться свыше (Ин. 3:3). Свыше — значит от Бога. Перед каждым крещающимся стоит наполненная водой купель — «утроба» Церкви, рождающая человека в новую, небесную жизнь. Само слово – таинство — указывает на тайну, то есть на то, что нам доступно понять лишь в самой малой мере. В момент крещения происходит нечто невыразимое, человек вступает в общение с Богом, приобщается к Нему. Крещение – это не формальное членство в каком-то обществе или партии, а вхождение в новый опыт жизни с Богом.

Многих людей тот факт, что они являются христианами, ни к чему не обязывает. Крестятся, чтобы меньше болеть, или «ну мы же русские, поэтому обязательно должны креститься», или чтобы жизнь удачнее сложилась… Но крещение не спасает человека от неприятностей земной жизни, не гарантирует здоровья, денежного и семейного благополучия, не увеличивает продолжительность жизни и, наконец, оно не спасает от физической смерти. Здоровье, бизнес и т.п. — категории жизни временной, земной.

Господь, в первую очередь, заботится не о том, чтобы у Его чада было все в изобилии, а о том, чтобы его душа не забывала о небесном Отечестве, чтобы Его сын или дочь были открыты вечному. Креститься может любой человек. И парадокс церковных таинств, в том числе и Крещения, состоит в том, что с каким бы намерением человек ни приступал к ним, если только он не принимает таинства насильно, они все равно совершаются и они действительны.

Но для самого человека крайне важно, с каким расположением души он подходит к таинству. Будет это для него красивым, но ничего в его жизни не меняющим обрядом, или событием духовного возрождения, Пасхой души. Первые христиане очень хорошо это понимали, и подготовка к таинству Крещения у них занимала порой несколько лет! Человек был некрещеным, но ему не запрещалось молиться, посещать некоторые богослужения, изучать основы веры (как не запрещается это и сейчас). Этим он показывал, что его намерения действительно серьезны, что для него Крещение — самое важное событие в жизни, желание начать новую жизнь, светлую, чистую, Божию.

В этом и маленькому ребенку, и взрослому человеку, готовящимся войти в Церковь, всегда помогали восприемники (крестные). В древности восприемники, выбранные из людей, известных своим благочестием и добродетельной жизнью, были поручителями за человека, желающего креститься. Восприемники приводили такого человека к епископу на беседу, наставляли в основах христианской жизни. В момент совершения Таинства помогали своему крестнику выйти из купели — воспринимали от купели, поэтому и назывались восприемниками. Стать крестным почетно и радостно, с другой стороны, — очень ответственно. Это означает, что каждый день до самой своей смерти крестный будет молиться за своего крестного сына или дочь, как за родного ребенка, стать спутником на пути к Богу, научить молитве и азам духовной жизни, будить телефонным звонком в воскресное утро: «Вставай, сегодня идем в храм!». Вот обязанности настоящего крестного. Стоит задуматься и о том, что крестный будет держать ответ перед Богом за каждого своего крестника: на него распространяются как духовные успехи крестника, так и его грехи, совершенные из-за того, что крестный не научил, не наставил, не предостерег. Чему же может научить восприемник далекий от религиозной жизни, равнодушный к вопросам веры?.. Пусть лучше он просто остается хорошим другом, но не берет на себя такую великую духовную ответственность.

Крещение — это только начало, а не единственное формальное условие для спасения. С праотцами Адамом и Евой произошла катастрофа – грехопадение. Так как все человечество — их потомки, то все мы нуждаемся в устранении последствий этой катастрофы. С грехопадением у человека прервалось живое, непосредственное общение с Богом, а с братьями по разуму установилось общение по формуле: «человек человеку волк». Изменился и сам способ существования человеческой природы: люди стали подвержены страданиям, болезням, смерти. Однако человек не несет личной ответственности за то, что рождается с такой природой: он получает ее как наследство от родителей. Но в грехопадении наших прародителей есть момент, за который каждый человек несет личную ответственность, и от которой, как раз, и избавляет таинство Крещения. Эту ответственность можно назвать властью дьявола.

Во-первых, власть дьявола означает, что после грехопадения не только Адам и Ева, но и все их потомки, все человечество, после смерти неизбежно, независимо от своих нравственных усилий, оказывались во власти дьявола. Когда человек крестится, эта неизбежность разрушается. После Крещения, окажется ли человек во власти дьявола после физической смерти, зависит от его личного выбора при жизни.

Во-вторых, власть дьявола над человеком очень ярко проявляется и во время земной жизни. Лучше всего о состоянии человека, находящегося в этой власти, сказал апостол Павел: «…желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак, я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божьем; но в членах моих вижу закон иной, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного…» (Рим.7:18-23). Такая раздвоенность присуща всем людям, и дело здесь вовсе не в психологии. Объясняется она той же властью дьявола. Неужели Крещение освобождает человека от этого раздвоения? Нет. Но в земном аспекте Крещение дает человеку способность преодолевать его. Происходит освобождение от власти дьявола и человек получает объективную возможность жить другой, духовной жизнью, бороться с грехами, то есть с тем, что отделяет человека от Бога. Этой возможности он не имеет, будучи некрещеным. Конечно, и некрещеный человек может бороться с греховными привычками. Но от власти дьявола он освободиться, не способен, и все изменения в его духовной жизни будут только количественные (более или менее добрый, правдивый, нравственный и т.д.), но не качественные.

Крещение — это не только освобождение, но и приобщение, ведь цель христианской жизни — это обожение, соединение с Богом. Но оно осуществляется не напрямую. Во время Крещения человек присоединяется к Церкви, которая является Телом Христовым. А поскольку Христос, став человеком, Своей Божественной силой преодолел в Самом Себе смерть и тление, то, приобщившись к Его Телу — Церкви, — все это можем сделать и мы.

Почему же тогда люди продолжают грешить после Крещения? Крещение — это не магический обряд. После этого Таинства человек имеет объективную потенциальную возможность обожения, но у него остаются все те же греховные привычки и склонности, которые были и до Крещения. Поэтому Крещение — это самое начало духовной жизни. Человек получает некий «аванс». И теперь надо пройти долгий и нелегкий путь, годы духовного труда и настоящей церковной жизни, постоянного участия в церковных таинствах. Нередко на этом пути совершается масса ошибок, сотни падений… Главное — подниматься и снова идти. Только так начинается постепенное преображение человека, когда в сердце не остается места для греха. Заканчивается же это преображение уже не здесь.

В чём смысл таинства крещения? Почему не обряд крещения, а таинство? Крещение ребенка

Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.

Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие.

Крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа.

Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха.

Значение крещения в жизни человека

Во времена первых христиан крестились те люди, которые, ознакомившись и приняв учение Христово, решали дальнейшую часть своей жизни жить не как язычники или сторонники иудаизма, которых Иисус Христос обвинил в нарушении Закона Божьего, а идти по жизни вместе с истинным Богом, уйдя от соблазнов и не совершая греха.

По примеру древних христиан современному человеку, желающему креститься, надлежит изучить учение Христово и убедиться в серьезности своего решения идти по жизни с Богом (то есть в своей жизни не отступать от заповедей Божьих и исполнять законы Божии). Только после того, когда решение креститься не будет чисто формальным, а станет являться твердым убеждением и не будет противоречить совести и жизненной философии (идеологическим взглядам) данного человека, он и должен идти ко крещению.

В древнехристианских общинах люди, желающие креститься, заявляли о своем намерении пресвитеру, а в дальнейшем епископу.

Смысл и значение Таинства Крещения

Освященный елей, которым во время Таинства помазуется сперва вода, а потом крещаемый, есть знак исцеления и здоровья, примирения и мира. Свечи изображают свет правой веры, кадило – благоухание Святого Духа, белые одежды новокрещеного – осво божденную от власти греха и сатаны новую жизнь, или душу христианина, которую он должен хранить незапятнанной.

Почему Господь настаивал на крещении всех обратившихся? В чем значение крещения? Если крещение не влияет на обращение, то почему оно столь важно?

Основываясь на Священном Писании, доктор Мастерс показывает, что библейское крещение предназначено только для верующих, и дает ответы на часто задаваемые вопросы о крещении младенцев.

Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Несущим элементом любой культуры является религия. Это не просто вера в сверхъестественное или система обрядов. Это образ жизни, определенная система идей, верований, представлений о человеке, его месте в мире. Русь времен Владимира стала государством, переросла языческие верования, была окружена народами, имеющими свою письменность, развитые религии. Она стремилась войти в этот мир. Принятие христианства от Византии было подготовлено всей предшествующей историей Руси.

Сведения о проповеди христианства в Поднепровье восходят к I веку н. э. и в преданиях связаны с именем Андрея Первозванного. Апостол якобы поставил крест на месте будущего Киева, предсказав, что тут возникнет «град велик». В источниках содержатся сведения о крещении княгини Ольги, о существовании в период ее властвования христианских храмов. Таким образом, проповедь христианства существовала издавна, хотя христианство еще и не стало господствующей религией.

Смысл и значение Таинства Крещения — раздел Кулинария, ВВЕДЕНИЕ В ЛИТУРГИЧЕСКОЕ ПРЕДАНИЕ Крещение Есть Таинство, В Котором Верующий, При Троекратном Погружении Тела В…

Крещение есть Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду и при призывают крестящим его имени Пресвятой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается Духом Святым в жизнь духовную и святую. Тем самым крещаемый вводится в Церковь и становится ее членом.

Самое Таинство Крещения состоит из освящения воды и елея, помазания освященным елеем и главного священнодействия – троекратного погружения крещаемого в воду со словами: «Крещается раб Божий (его имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь».

Освященный елей, которым во время Таинства помазуется сперва вода, а потом крещаемый, есть знак исцеления и здоровья, примирения и мира. Свечи изображают свет правой веры, кадило – благоухание Святого Духа.

Значение и последствия крещения Руси. Цивилизационное значениеЦивилизационное значение Крещения Руси трудно переоценить. Известный филолог В. Н. Топоров, оценивает значение принятия христианства для Русской цивилизации, как сыгравшее исключительную роль в истории страны и предопределившие на многие столетия ее место в истории, как событие вселенского характера. Принятие христианства на Руси приобщило к уже христианскому миру обширную и самую отдаленную часть единого пространства – Восточную Европу, открыло новый огромный мир, который должен был христианизироваться с помощью русских христиан, «тружеников одиннадцатого часа».

Религии имеют свою непростую историю, и, в частности, переход Киевской Руси от язычества к христианству следует оценивать положительно, как переход к «цивилизованной» религии. Обязательным элементом языческого культа населявших Европу племен, в том числе и славян, были человеческие жертвоприношения.

Не в первый раз поднимается эта тема. Объясню почему:

мы нашу дочь не крестили (хотя оба крещеные, я с дтства, муж в 18 лет крестился), ибо решили что дочери сначала привьем вру, а потом она сама согласится на крещние.

Мы оба верующие и крещние младенцев считает обрядом.

Я не собираюсь ни кого переубеждать и хочу чтоб мне тоже не пытались привить своё мнение…

Одна девушка мне на форуме написала «вообще-то крещение это совсем не обряд»… так вот наткнулась на очнь интересную информацию

ПРЕДПОСЫЛКИ К КРЕЩЕНИЮ:

Крещенным является лишь тот, кто принял собственное и сознательное решение следовать за Иисусом Христом любой ценой

ЦЕЛЬ И СМЫСЛ КРЕЩЕНИЯ:

Само крещение не производит ту духовную реальность, которую оно изображает. Святой Дух при обращении совершает Своё дело в верующем поэтому сказано: «Кто будет веровать и креститься, спасен.

О Слове Господа Иисуса Христа, в основе спасения человека лежит духовное рождение: “Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие… Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух” (Ин. 3:5-6). Это рождение водой и Духом совершается в таинстве крещения.

В крещении человек очищается от греховной скверны, освобождается от рабства страстям и рождается для духовной жизни. Крещение обладает такой духовной силой, что оно совершается лишь однажды, хотя бы после крещения, жизнь человека и не соответствовала высокому христианскому званию. С этой точки зрения, крещение можно уподобить духовной лампаде, зажженной Св. Духом в сердце человека. Огонь этой лампады может то усиливаться, то меркнуть.

Крещение есть Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду и при призывают крестящим его имени Пресвятой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается Духом Святым в жизнь духовную и святую. Тем самым крещаемый вводится в Церковь и становится ее членом.

Самое Таинство Крещения состоит из освящения воды и елея, помазания освященным елеем и главного священнодействия – троекратного погружения крещаемого в воду со словами: «Крещается раб Божий (его имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь».

Освященный елей, которым во время Таинства помазуется сперва вода, а потом крещаемый, есть знак исцеления и здоровья, примирения и мира. Свечи изображают свет правой веры, кадило – благоухание Святого Духа, белые одежды новокрещеного – осво божденную от власти греха и сатаны новую жизнь, или душу христианина, которую он должен хранить незапятнанной, наконец, нательный крест.

Мы живем в такое время, когда крещению придают самые невероятные формы и значение – от самых упрощенных до глубокого мистицизма, от детокрещения (православные, католики, лютеране…) до полного отрицания водного крещения (сухие баптисты, молокане, духоборы и др., которые считают себя крещенными в духе). Даже некоторые фундаментальные евангельские верующие различают два вида крещения: водное крещение и крещение погружения во Христа.

В этой связи очень важно разобраться, что имел ввиду Иисус Христос, когда говорил ученикам:

Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и вот, Я с вами, во все дни до скончания века. (Мф 28:19-20; Мк 16:15-16)

О каком крещении говорит здесь Иисус Христос: мистическом? детокрещении? духовном погружении во Христа?

Крещение в православной церкви и смысл таинства крещенияЗдравствуйте, все! Сегодня на женском сайте расскажу о таинстве крещения в православной церкви.

Начнем с истории обряда крещения

Крещение – это один из самых древнейших ритуалов православной церкви.

Православная церковь объясняет смысл таинства крещения так: крещение является как бы смертью человека для греха, и, одновременное, воскрешение его для Христа.

Православная церковь разрешает проведение обряда крещения человека в любом возрасте. Если крестят младенца, то биологические, а так же крестные родители должны сами быть крещенными и обладать христианской верой.

Выбор имени при крещение

Перед началом самого обряда крещения, человеку положено дать имя, с которым его будут крестить.

Чаще всего человеку дают имя в честь святого или, как говорят, по святцам.

Как проходило крещение РусиНет ни малейших сомнений, что распространение христианства в древнерусском государстве – одно из наиболее значительных событий средневековой истории всей Восточной Европы. Однако вокруг него нагромождено множество безосновательных, часто односторонних суждений.

Что нам говорит официальная церковная версия тех событий? Разумеется, она выглядит максимально благостно.

При каком князе произошло крещение Руси?

Ключевую роль в крещении Руси отводят князю Владимиру. Вплоть до принятия христианства он характеризуется как кровожадный и жестокий человек. В 988 году Владимир принимает решение стать православным и приобщить к новой религии всех жителей своих владений. Это оказало исключительно благотворное влияние на них.

По учению современных ортодоксальных церквей, посредством крещения человек становится членом Церкви. Только после крещения человек получает доступ ко всем церковным таинствам, прежде всего, к причащению , в котором, по учению церкви, происходит соединение человека с Богом . Таинство состоит либо в троекратном погружении человека в воду, либо в обливании крестимого с произношением священником установленных молитв.

Происхождение таинства

Погружению в воду или обливанию у всех почти народов древности - халдеев , финикиян , египтян , персов , отчасти у греков и римлян - усвоялось особое значение, в смысле не только физического, но и нравственного очищения. По словам Макробия, у римлян обмывали новорожденных в воде в восьмой или девятый день по рождении, при чем нарекали им имя .

Богословие таинства

В различных христианских направлениях обряд крещения толкуется по-разному. В православной и католической церквях крещение относится к разряду таинств.

Слово «крещение» - славянский эквивалент греческого βάπτισμα («погружение»). В Священном Писании оно впервые встречается в связи с деятельностью Иоанна Крестителя , который приходивших к нему погружал в воды реки Иордан в знак того, что они отказываются от совершения зла и смывают с себя грехи, чтобы с чистой душой встретить Мессию , приход которого проповедовал Иоанн.

В крещении, с точки зрения Церкви, человек умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Святого Духа в жизнь духовную. При крещении человек не только смывает с себя все прежние грехи, но он также умирает для греха:

Архиепископ Фессалоникийский Симеон о таинстве крещения пишет следующее, ссылаясь при этом на псалом 50 :

Крещение в древней церкви

Крещение в православии

Крещение младенцев

В православной церкви крещение совершается над человеком в любом возрасте, начиная с новорождённых младенцев. Над младенцами крещение в Православной Церкви совершается по вере родителей и восприемников - крёстных отцов и матерей. Они несут ответственность за христианское воспитание детей, ручаются за веру крещаемого и обязаны разделить труды родителей по его воспитанию. Младенца мужского пола из купели после крещения берёт на руки мужчина, а женского - женщина. Крёстными родителями не могут быть: монашествующие, родители в отношении собственных детей, супруги при крещении одного младенца, но состоящим в браке разрешается быть восприемниками разных детей одних и тех же родителей при условии, что их крещение совершается в разное время.

В древности крестить старались только тех, кто принимал крещение сознательно, поэтому крещение детей было редкостью и вызывало немалые споры . Некоторые считали, что дети безгрешны, и в случае их смерти, они и без крещения попадут в рай, другие считали необходимым крещение детей, основываясь на словах Христа: «пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное.» (Мф. ). Многие, даже уверовавшие, оттягивали своё крещение, чуть ли не до смертного одра, рассчитывая подольше пожить в наслаждениях и грехах, а затем очиститься крещением от всех грехов и умереть почти безгрешным. Поэтому Церковь стала бороться с этим обычаем, и стала требовать крещения младенцев уже в 8-й день от роду (как было заведено и с ветхозаветным обрезанием), а в случае угрозы здоровью и жизни ребёнка, даже раньше. В этом случае несознательный ещё ребёнок крестится по вере родителей (от которых он ещё находится в почти полной духовной зависимости) и восприемников, и если крещёного младенца принесли в храм причащать, то поститься и вычитывать молитвы ко причащению (хотя бы частично) за младенца должны его родители (если слабая кормящая мать не может, тогда пост должен держать хотя бы отец причащаемого младенца) или крёстные, даже если сами они в этот день не причащаются.

До 40-го дня даже православной роженице нежелательно входить в храм (по примеру Девы Марии), поэтому, если крестят 8-дневного, то его мать стоит, обычно, в притворе , а ребёнок на руках у крёстных (в крайних случаях, на руках у его отца). При воцерковлении мальчиков с чтением песни Симеона Богоприимца заносят в алтарь через южные пономарские двери, кланяются с ним престолу проносят через горнее место и выносят уже через северные врата, а девочек в алтарь не вносят (священнослужителями могут стать лица только мужского пола). Хотя раньше и мальчиков, и девочек не только вводили в алтарь, но и прикладывали к престолу (мальчиков - три раза, девочек - один). И мальчики и девочки прикладываются к иконам Спасителя и Божией Матери на иконостасе и полагаются на амвоне . Отец должен перед амвоном и священником сделать 3 земных поклона и взять на руки своё чадо .

Перед крещением должно совершаться оглашение , то есть, глубокое и всестороннее объяснение основ и смысла Православной веры.

Массовое крещение взрослых в реке

В начале крещения сам человек или его крёстный родитель должен трижды отречься от сатаны «и всех дел его, и всего служения его », трижды исповедать (заявить во всеуслышание) своё желание «сочетаться со Христом » и осознанно прочитать Символ веры , который должен быть хорошо знаком и понятен крещаемому или его восприемникам .

Затем священник произносит великую ектению , освящает воду в купели рукой, сложенной в именословное перстосложение , помазует воду и крещаемого елеем (см. елеопомазание), совершает собственно крещение (погружение); во время чтения 31-го псалма (Пс. ) на крещёного надевается крест и белая одежда (в древней церкви надевался ещё и венок на голову крестившегося, как на причисленного к лику мучеников и «царственного священства»). Священник совершает миропомазание и затем с крещёным и восприемниками троекратно обходит купель. Читается Апостол (Рим. ) и Евангелие (Мф. ), священник омывает и отирает миро , совершает постриг волос крещённого, произносит сугубую ектению и отпуст .

Таким образом, при совершении таинства крещения используется несколько обрядов , каждый из которых имеет символическое духовное значение:

  • обращение крещаемого к западу (символу тьмы) для отречения от сатаны, который есть духовная тьма ;
  • помазание елеем младенца перед погружением в воду (купель) для непобедимости в борьбе с сатаной;
  • погружение в воду, при котором Дух Святой тайно сходит на крещаемого, дарует семя Жизни (притча о Сеятеле) и очищает от грехов ;
  • возложение креста на грудь означает, что крестившийся желает постоянно помнить о кресте - символе спасения, и терпеливо (и с радостью) нести его всю свою жизнь.
  • одевание в белую одежду указывает, что крещаемый очистился от грехов и должен вести чистую жизнь. Кроме того, белый цвет - проявление радости от обручения со Христом (Святые отцы учат, что душа каждого человека призвана стать невестой Бога);
  • хождение вокруг купели - символ вечности;
  • пострижение волос - предание новокрещённого воле Божией.

После крещения совершаются

  • Причащение - если в тот день в этом храме совершалась божественная Литургия и Святые Дары ещё не потребились. Если Святые Дары уже потреблены, взрослых новокрещённых дозволяется причастить запасными (подсушенными) Святыми Дарами.

Символика таинства

Каждый элемент обряда в православном таинстве крещения выражает посвящение человека Христу. Например, острижение волос в греко -римском мире было знаком рабства человеку, а в таинстве крещения острижение пряди волос знаменует собой рабство Богу. Нательный крестик, который вешают на шею крещаемому, должен напоминать о крёстном подвиге Христа, о долге христианина и заповеди Спасителя:

Смысл этого напоминания в том, чтобы помочь крещённому преодолеть эгоизм, гордость, сластолюбие, лень, страх и приблизиться к той любви, которой любил человека и мир Христос. Белая рубаха, в которую облачают крещаемого, означает чистоту жизни во Христе, преображение человека Божественным Светом; свеча в его руке или в руке крёстного - духовное просвещение, свет радости.

Крещение является духовным рождением - после крещения (и миропомазания) можно приступать ко всем остальным таинствам Церкви (покаяние - в усечённом виде - можно совершать и над некрещеными).

Крещение в католицизме

Крещение младенца в католической традиции

Крещение младенцев

Таинство крещения

Крещение совершает диакон , священник или епископ , в крайнем случае крестить может и мирянин. Перед крещением кандидат отрекается от сатаны и читает Символ веры . Крещение производится путём троекратного погружения в крещальную купель , либо троекратным возлиянием воды на голову крещаемого. В латинском обряде чаще используется крещение окроплением, в восточных и в некоторых западных (например амвросианском) обрядах - погружением. Во время крещения обязательно произносится тайносовершительная формула «(имя), я крещу тебя во имя Отца и Сына и Святого Духа».

После крещения следует помазание новокрещенного св. миром (не являющееся таинством миропомазания), облачение в белую одежду и вручение зажжённой свечи. Белая одежда является символом облечения во Христа, горящая свеча - символом света и истины.

Крещение в протестантизме

Крещение младенцев

Лютеранская церковь, как и многие другие протестантские церкви, принимает как крещение в младенческом возрасте, так и крещение взрослых. Некоторые протестантские конфессии не крестят детей от рождения, считая, что человек должен принять решение о крещении сознательно и четко понимать, зачем он это делает (так как крещение, по мнению некоторых протестантских конфессий, возможно только на основании личной веры человека, а верить Богу и принимать решения, основанные на вере, человек может только в сознательном возрасте) . Более подробное объяснение этого действия ниже.

Протестантская теология крещения

Среди течений протестантизма существуют различные подходы к теологии крещения.

Согласно классической протестантской мысли, крещение следует понимать как испытание обращения в веру, которое приводит к максимальному единению своих устремлений с целями Самого Господа. Крещение рассматривается как неотъемлемое условие для обретения жизни вечной со Христом и полноценной жизни христианина-протестанта в жизни церкви, но не рассматривается как обязательное условие спасения души . Крещение в Евангелическо-лютеранской Церкви воспринимается как таинство установленное Христом, в ходе которого крещаемый получает дар Святого Духа. Крещение рассматривается как акт покаяния дарующий прощение грехов, являющийся условием спасения и делающим человека частью народа Божьего.

Лютеране, англикане, кальвинисты и многие другие протестанты признают различные формы крещения, при условии присутствия в ходе него воды и слов «во имя Отца, Сына и Святого Духа», что происходит из понимания таинства, как оно установлено в Библии . У представителей многих более поздних направлений протестантизма признается только одна форма крещения - полное погружение, упоминание о крещении как о погребении с Христом (см. Кол. ). В Новом Завете протестантизм достаточно прямо усматривает логику погребения со Христом для последующего за этим воскресения. Фактически, смерть и последующее воскресение со Христом являются основными элементами крещения; погребение, в какой-то степени лишь второстепенный фактор. Учитывая все это, крещение полным погружением рассматривается как единственная форма крещения , полностью отображающая этот полный цикл.

Баптизм и близкие протестантские конфессии

Главная идея этого учения формулируется следующим образом: существуют три обязательных условия крещения.

Первое: крестить можно только взрослых. Крещение детей считается недействительным. Что такое взрослый? В разных странах и в разное время этому слову даётся разное толкование. В СССР и в России ранее крестили при достижении 18 лет, с середины 80-х гг. крестят с 16 лет.

Происхождение обряда

Сам обряд погружения в воду, практикуемый Иоанном, по-видимому, произошел от омовений, принятых в Ветхом Завете, скорее всего, от обряда обращения прозелитов - обращенных из язычников. Если обращенные мужчины проходили через обряд обрезания, то для женщин омовение было единственным символом обращения.

Богословие обряда

Сцена крещения. Стекло, первая половина XII века. Франция, Sainte-Chapelle de Paris.

В различных христианских направлениях обряд крещения толкуется по-разному. В православной и католической церквях крещение относится к разряду таинств.

Слово «крещение» - славянский эквивалент греческого βάπτισμα («погружение»). В Священном Писании оно впервые встречается в связи с именем Иоанна Крестителя . Приходившие к нему иудеи погружались в воды реки Иордан в знак того, что отказываются от совершения зла, смывают с себя, «топят» грязь греха, дабы в чистоте души встретить Мессию , приход Которого проповедовал Иоанн.

Вода - символ очищения, символ жизни, но одновременно - и смерти: в пучинах вод таится погибель. Обряд погружения в воды озёр и источников - священный акт приобщения к чередованию жизни и смерти, к постоянному обновлению природы. Но в религии Богооткровения все священнодействия становятся прямым орудием Бога , посредством которого Он даёт Свою благодать и раскрывает смысл Своего действия в мире, одновременно осуществляя это действие. «Крещение покаяния », которое совершал Иоанн Предтеча, раскрывает смысл действия Бога как уничтожение зла и греха, спасение человека от них; являет требования Бога к людям: расстаться со своими грехами , покаяться в них и тем самым приготовиться к встрече Спасителя, обещанного Богом. В «крещении покаяния» осуществлялось и целительное воздействие Божие на заражённые грехом человеческие души.

Принимая крещение во имя Христа, человек не просто «смывает» с себя грехи. Погружаясь в воду, он умирает для греха - умирает с Христом, чтобы воскреснуть с Ним для вечной жизни. Продолжая грешить после крещения, человек тем самым отказывается от благодати:

Крещение является духовным рождением - после крещения (и миропомазания) можно приступать ко всем остальным таинствам Церкви (покаяние - в усечённом виде - можно совершать и над некрещеными).

Крещение в древней церкви

Крещение в православии

Крещение младенцев

В православной церкви крещение совершается над человеком в любом возрасте, начиная с новорождённых младенцев. Над младенцами крещение в Православной Церкви совершается по вере родителей и восприемников - крёстных отцов и матерей. Они несут ответственность за христианское воспитание детей, ручаются за веру крещаемого и обязаны разделить труды родителей по его воспитанию. Вопреки многим утверждениям, в Православии крестные отец и мать могут состоять в браке между собой так как крестным считается тот кто берет младенца на руки сразу после купели. Младенца мужского пола берет на руки мужчина, а женского-женщина.

В древности крестить старались только тех, кто принимал крещение сознательно, поэтому крещение детей было редкостью и вызывало немалые споры . Некоторые считали, что дети безгрешны, и в случае их смерти, они и без крещения попадут в рай, другие считали необходимым крещение детей, основываясь на словах Христа: «пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное. » (Мф. 19:14). Многие, даже уверовавшие, оттягивали своё крещение, чуть ли не до смертного одра, рассчитывая подольше пожить в наслаждениях и грехах, а затем очиститься крещением от всех грехов и умереть почти безгрешным. Поэтому Церковь стала бороться с этим лукавым обычаем, и стала требовать крещения младенцев уже в 8-й день от роду (как было заведено и с ветхозаветным обрезанием), а в случае угрозы здоровью и жизни ребёнка, даже раньше. В этом случае несознательный ещё ребёнок крестится по вере родителей (от которых он ещё находится в почти полной духовной зависимости) и восприемников, и если крещённого младенца принесли в храм причащать, то поститься и вычитывать молитвы ко причащению (хотя бы частично) за младенца должны его родители (если слабая кормящая мать не может, тогда пост должен держать хотя бы отец причащаемого младенца) или крёстные, даже если сами они в этот день не причащаются.

До 40-го дня даже православной роженице нежелательно входить в храм (по примеру Девы Марии), поэтому, если крестят 8-дневного, то его мать стоит, обычно, в притворе , а ребёнок на руках у крёстных (в крайних случаях, на руках у его отца). При воцерковлении мальчиков заносят в алтарь через южные пономарские двери, кланяются с ним престолу проносят через горнее место и выносят уже через северные врата, а девочек в алтарь не вносят (священнослужителями могут стать лица только мужского пола). Хотя раньше и мальчиков, и девочек не только вводили в алтарь, но и прикладывали к престолу (мальчиков - три раза, девочек - один). И мальчики и девочки прикладываются к иконам Спасителя и Божией Матери на иконостасе и полагаются на амвоне . Отец должен перед амвоном и священником сделать 3 земных поклона и взять на руки своё чадо .

Таким образом, при совершении таинства крещения используется несколько обрядов , каждый из которых имеет символическое духовное значение:

  • обращение крещаемого к западу (символу тьмы) для отречения от сатаны, который есть духовная тьма ;
  • помазание елеем младенца перед погружением в воду (купель) для непобедимости в борьбе с сатаной;
  • погружение в воду, при котором Дух Святой тайно сходит на крещаемого, дарует семя Жизни (притча о Сеятеле) и очищает от грехов ;
  • возложение креста на грудь означает, что крестившийся желает постоянно помнить о кресте - символе спасения, и терпеливо (и с радостью) нести его всю свою жизнь.
  • одевание в белую одежду указывает, что крещаемый очистился от грехов и должен вести чистую жизнь . Кроме того, белый цвет - проявление радости от обручения со Христом (Святые отцы учат, что душа каждого человека призвана стать невестой Бога);
  • хождение вокруг купели - символ вечности;
  • пострижение волос - предание новокрещённого воле Божией.

Символика обряда

Каждый элемент обряда в православном таинстве крещения выражает посвящение человека Христу. Например, острижение волос в греко -римском мире было знаком рабства человеку, а в таинстве крещения острижение пряди волос знаменует собой рабство Богу. Нательный крестик, который вешают на шею крещаемому, должен напоминать о крёстном подвиге Христа, о долге христианина и заповеди Спасителя:

Смысл этого напоминания в том, чтобы помочь крещённому преодолеть эгоизм, гордость, сластолюбие, лень, страх и приблизиться к той любви, которой любил человека и мир Христос. Белая рубаха, в которую облачают крещаемого, означает чистоту жизни во Христе, преображение человека Божественным Светом; свеча в его руке или в руке крёстного - духовное просвещение, свет радости.

Крещение младенца в католической традиции

Крещение в католицизме

Крещение младенцев

Крещение младенцев в Католической Церкви производится по вере родителей и крёстных. Они обязуются воспитывать ребёнка в христианской вере. В восточных католических обрядах сразу после крещения над младенцем может быть произведено таинство миропомазания и он может быть причащён Крови Христовой. В латинском обряде первое причастие и миропомазание традиционно откладываются. Первое причастие обычно совершается в 7-12 лет, миропомазание в юношеском возрасте (его преподаёт только епископ).

Крещение взрослых

В Католической Церкви перед крещением взрослых обязательна подготовка к принятию таинства, так же как это было заведено в раннем христианстве. Подготовка, на которой рассказывается о догматах веры, объясняется порядок церковной жизни и обязанности христианина, называется катехуменатом или оглашением , а обучаемые - катехуменами или оглашенными. Катехуменат длится от нескольких месяцев до нескольких лет (в России - один год). Часто крещение взрослых согласно древней традиции совершается на богослужении Навечерия Пасхи во время так называемой Литургии Крещения. Однако таинство может проводиться и вне литургического действа.

Перед совершением таинства священник спрашивает оглашенных, хотят ли они принять крещение, затем благословляет их, чертя знак креста на лбу новокрещаемых, после чего совершает молитву экзорцизма для очищения крещаемых от первородного греха . Все присутствующие в храме, включая катехуменов, читают литанию всем святым, после чего священник благословляет воду для крещения. Для благословения священник трижды погружает в крещальную воду пасхал - пасхальную свечу.

Оглашенные и все присутствующие в храме отрекаются от сатаны и читают Апостольский символ веры , обновляя свои крещальные обеты. Священник совершает собственно крещение путём троекратного погружения или обливания крещаемого со словами «Крещу тебя во имя Отца и Сына и Святого Духа». После совершения таинства новокрещённому вручается зажённая свеча и надевается белая одежда, как символ света Христова и очищения для новой жизни. Затем совершается помазание новокрещённых елеем (не являющееся таинством миропомазания), которое символизирует крепость в борьбе со злом.

Таинство крещения смывает первородный грех и все грехи, совершённые христианином до таинства, поэтому перед крещением катехумены не исповедуются .

Обряд крещения

Крещение совершает диакон , священник или епископ , в крайнем случае крестить может и мирянин. Перед крещением кандидат отрекается от сатаны и читает Символ веры . Крещение производится путем троекратного погружения в крещальную купель, либо троекратным возлиянием воды на голову крещаемого. В латинском обряде чаще используется крещение окроплением, в восточных и в некоторых западных (например амвросианском) обрядах - погружением. Во время крещения обязательно произносится тайносовершительная формула «(имя), я крещу тебя во имя Отца и Сына и Святого Духа».

После крещения следует помазание новокрещенного св. миром (не являющееся таинством миропомазания), облачение в белую одежду и вручение зажжённой свечи. Белая одежда является символом облечения во Христа, горящая свеча - символом света и истины.

Крещение в протестантизме

Крещение младенцев

Лютеранская церковь как и многие другие протестанские церкви принимает как крещение в младенческом возрасте так и крещение взрослых. Некоторые протестантские конфессии не крестят детей от рождения, считая, что человек должен принять решение о крещении сознательно . и четко понимать, зачем он это делает (так как крещение, по мнению протестантов, возможно только на основании личной веры человека, а верить Богу и принимать решения, основанные на вере, человек может только в сознательном возрасте) . Более подробное объяснение этого действия ниже.

Протестантская теология крещения

Среди течений протестантизма существуют различные подходы к теологии крещения.

Согласно классической протестантской мысли, крещение следует понимать как испытание обращения в веру, которое приводит к максимальному единению своих устремлений с целями Самого Господа. Крещение рассматривается как неотъемлемое условие для обретения жизни вечной со Христом и полноценной жизни христианина-протестанта в жизни церкви, но не рассматривается как обязательное условие спасения души . Крещение в Евангелическо-лютеранской Церкви воспринимается как таинство установленное Христом, в ходе которого крещаемый получает дар Святого Духа. Крещение рассматривается как акт покаяния дарующий прощение грехов, являющийся условием спасения и делающим человека частью народа Божьего.

Лютеране, англикане, кальвинисты и многие другие протестанты признают различные формы крещения, при условии присутствия в ходе него воды и слов «во имя Отца, Сына и Святого Духа», что происходит из понимания таинства, как оно установлено в Библии. У представителей многих более поздних направлений протестантизма признается только одна форма крещения - полное погружение, упоминание о крещении как о погребении с Христом (см. Кол. 2-12). В Новом Завете протестантизм достаточно прямо усматривает логику погребения со Христом для последующего за этим воскресения. Фактически, смерть и последующее воскресение со Христом являются основными элементами крещения; погребение, в какой-то степени лишь второстепенный фактор. Учитывая все это, крещение полным погружением рассматривается как единственная форма крещения , полностью отображающая этот полный цикл.

Баптизм и близкие протестантские конфессии

Главная идея этого учения формулируется следующим образом: существуют три обязательных условия крещения.

Первое: крестить можно только взрослых. Крещение детей считается недействительным. Что такое взрослый? В разных странах и в разное время этому слову даётся разное толкование. В СССР и в России ранее крестили при достижении 18 лет, с середины 80-х гг. крестят с 16 лет.

От первого условия произошло название конфессии. В начале они называли себя просто христианами. Но, переехав в Англию, в годы относительной религиозной свободы христиане с новыми религиозными взглядами стали публично крестить взрослых людей, ибо прежнее их крещение, когда они были ещё детьми, считалось в новой конфессии недействительным. Представители новой конфессии нередко делали обряд крещения одновременно и своеобразным агитационно-пропагандистским мероприятием. Народ, глядя на них, стал говорить: «Вот крестители! Вот крестители!». «Крестители» по-гречески звучит как «баптисты». В частности Иоанн Креститель, крестивший Иисуса Христа, в Евангелиях в оригинале (а он написан на греческом языке) называется Иоанном Баптистом. Греческое слово с тем же звучанием перешло в английский язык. Слово понравилось, и представители новой конфессии с середины XVII века стали называть себя баптистами

Бывшие