Снежный человек по. Йети - снежный человек

, «Рамаяне» («ракшасы»), фольклоре разных народов (фавн, сатир и силен в Древней Греции, йети на Тибете и в Непале, бьябан-гули в Азербайджане, чучунны, чучунаа в Якутии, алмас в Монголии, иерен, маорен и ен-хсунг в Китае, киикадам и албасты в Казахстане, леший, шиш и шишига у русских, див в Персии (и Древней Руси), дев и албасты на Памире, шурале и ярымтык у казанских татар и башкир, арсури у чувашей, пицен у сибирских татар, сасквоч в Канаде, тэрык, гиркычавыльин, мирыгды, килтаня, арынк, арыса, рэккем, джулии на Чукотке, бататут, седапа и орангпендек на Суматре и Калимантане, агогве, какундакари и ки-ломба в Африке и т. п.).

Плутарх писал, что имел место случай поимки сатира солдатами римского полководца Суллы. Диодор Сицилийский утверждал, что тирану Дионисию были присланы несколько сатиров. Эти странные существа были изображены на вазах Древней Греции, Рима и Карфагена.

На серебряном кувшине этрусков, находящемся в Римском музее доисторической эпохи, изображена сценка, когда вооруженные охотники на лошадях преследуют громадного человека-обезьяну. А в псалтыре королевы Марии, относящемся к XIV веку, изображено нападение стаи псов на покрытого шерстью человека.

Очевидцы снежного человека

В начале XV века турки захватили в плен европейца по имени Ганс Шильтенбергер и отослали его ко двору Тамерлана, который передал пленника в свиту монгольского князя Едигея. Шильтенбергер все-таки сумел в 1472 году вернуться в Европу и издал о своих приключениях книгу, в которой, помимо прочего, упомянул и диких людей:

Высоко в горах обитает дикое племя, не имеющее ничего общего со всеми остальными людьми. Шкура этих существ покрыта шерстью, которой нет лишь на их ладонях и лицах. Они скачут по горам, как дикие звери, питаются листвой, травой и всем, что удается отыскать. Местный правитель преподнес Едигею в дар двух лесных людей – мужчину и женщину, захваченных в дремучих зарослях.

Индейцы северо-запада США и Западной Канады верят в существование диких людей. В 1792 году испанский ботаник и естествоиспытатель Хосе Мариано Мосиньо писал:

Не знаю, что и сказать о Матлоксе, жителе гористой местности, приводящем всех в неописуемый ужас. По описаниям, это настоящий монстр: тело его покрыто жесткой черной щетиной, голова напоминает человеческую, но гораздо больших размеров, клыки мощнее и острее медвежьих, руки неимоверной длины, а на пальцах рук и ног – длинные искривленные когти.

Тургенев и президент США лично сталкивались со снежным человеком

Наш соотечественник, великий писатель Иван Тургенев, охотясь в Полесье, лично сталкивался с снежным человеком. Он рассказал об этом Флоберу и Мопассану, и последний описал это в своих мемуарах.



«Будучи еще молодым, он (Тургенев) как-то охотился в русском лесу. Он бродил весь день и к вечеру вышел на берег тихой речки. Она струилась под сенью деревьев, вся заросшая травой, глубокая, холодная, чистая. Охотника охватило непреодолимое желание окунуться в эту прозрачную воду.

Раздевшись, он бросился в нее. Он был высокого роста, силен, крепок и хорошо плавал. Он спокойно отдался на волю течения, которое тихо его уносило. Травы и корни задевали его тело, и легкое прикосновение стеблей было приятно.

Вдруг чья-то рука дотронулась до его плеча. Он быстро обернулся и увидел странное существо, которое разглядывало его с жадным любопытством. Оно было похоже не то на женщину, не то на обезьяну. У него было широкое морщинистое гримасничающее и смеющееся лицо. Что-то неописуемое – два каких-то мешка, очевидно груди, – болтались спереди. Длинные спутанные волосы, порыжевшие от солнца, обрамляли лицо и развевались за спиной.

Тургенев почувствовал дикий, леденящий страх перед сверхъестественным. Не раздумывая, не пытаясь понять, осмыслить, что это такое, он изо всех сил поплыл к берегу. Но чудовище плыло еще быстрее и с радостным визгом касалось его шеи, спины и ног.

Наконец, молодой человек, обезумевший от страха, добрался до берега и со всех ног бросился бежать по лесу, бросив одежду и ружье. Странное существо последовало за ним. Оно бежало так же быстро и по-прежнему повизгивало.

Обессиленный беглец – ноги у него подкашивались от ужаса – уже готов был свалиться, когда прибежал вооруженный кнутом мальчик, пасший стадо коз. Он стал хлестать отвратительного человекоподобного зверя, который пустился наутек, издавая крики боли. Вскоре это существо, похожее на самку гориллы, исчезло в зарослях ».

Как выяснилось, пастушок уже и раньше встречал это существо. Он рассказал барину, что это всего лишь местная юродивая, давно ушедшая жить в лес и совершенно там одичавшая. Тургенев, впрочем, замечал, что от одичания не вырастает шерсть по всему телу.



Встречался с снежным человеком и президент США Теодор Рузвельт. Он включил эту историю, художественно обработав, в свою книгу «Охотник на диких зверей». Действие рассказа происходит в Свекловичных горах, между штатами Айдахо и Монтана. Оттуда, кстати, до сих пор поступают свидетельства о встречах с снежными людьми.

В первой половине XIX века траппер (то есть охотник, ставящий капканы) Бауман и его товарищ исследовали дикое ущелье. Их лагерь постоянно разоряло какое-то громадное существо, передвигавшееся причем на двух, а не на четырех ногах. Нападения происходили либо ночью, либо днем в отсутствие охотников, и потому толком рассмотреть существо не удавалось. Однажды товарищ остался в лагере, и Бауман, вернувшись, нашел его растерзанным. Следы, окружавшие тело, были идентичны человеческим, но выглядели гораздо больше.

Дети снежного человека

Весьма любопытная встреча с бигфутом в 1924 году ожидала лесоруба Альберта Остмана. Он ночевал в спальном мешке в лесу под Ванкувером. Снежный человек схватил его, прямо в мешке положил себе на плечо и понес. Шел он часа три и принес Остмана в пещеру, где, кроме похитившего его йети, еще оказались его жена и двое детей.



Есть лесоруба не стали, а приняли вполне гостеприимно: предложили поесть еловых побегов, которыми снежные люди питались. Остман отказался и неделю продержался на консервах из своего рюкзака, который снежный человек предусмотрительно захватил с собой.

Но вскоре Остман понял, в чем причина такого гостеприимства: его готовили в мужья уже подросшей дочери главы семейства. Представив брачную ночь, Остман решил рискнуть и подсыпал в еду гостеприимным хозяевам нюхательного табака.

Пока те полоскали рты, он со всех ног рванул из пещеры. Многие годы он никому не рассказывал о своем приключении и на вопросы, где пропадал целую неделю, просто отмалчивался. Но когда пошли разговоры про снежных людей, язык у старика развязался.

Женщина йети

Документально подтверждено, что в XIX веке в Абхазии в селе Тхина жила у людей женщина Зана, похожая на снежного человека и имевшая от людей нескольких детей, впоследствии нормально интегрировавшихся в человеческое общество. Вот как описывали ее очевидцы:

Рыжеватая шерсть покрывала ее серовато-черную шкуру, причем волосы на голове были длиннее, чем на всем теле. Она издавала нечленораздельные выкрики, но обучиться речи так и не смогла. Ее крупное лицо с выступающими скулами, сильно выдающейся челюстью, мощными надбровными дугами и крупными белыми зубами отличалось свирепым выражением.

В 1964 году Борис Поршнев, автор книги о реликтовом гоминиде, встречался с некоторыми внучками Заны. По его описанию, кожа этих внучек – звали их Чаликва и Тая – была темной, негроидного типа, жевательные мышцы – сильно развитыми, а челюсти – чрезвычайно мощными.

Поршневу даже удалось расспросить жителей деревни, которые, будучи детьми, в 1880-х годах присутствовали на похоронах Заны.

Русский зоолог К. А. Сатунин, который в 1899 году видел самку реликтового гоминида в Талышских горах на юге Кавказа, обращает внимание на то, что «движения существа были совершенно человеческими».

Снежный человек в плену

В 20-е годы XX века в Средней Азии были пойманы несколько йети , заключены в тюрьму и после безуспешных допросов расстреляны как басмачи.

Известен рассказ надзирателя этой тюрьмы. Он наблюдал за двумя бигфутами , находящимися в камере. Один был молодой, здоровый, сильный, он никак не мог смириться с несвободой и все время бушевал. Другой, старый, сидел спокойно. Они ничего не ели, кроме сырого мяса. Когда кто-то из командиров увидел, что надзиратель кормит этих заключенных только сырым мясом, он его пристыдил:

– Нельзя же так, все-таки люди…

По сведениям людей, участвовавших в борьбе с басмачами, там еще оставалось около 50 подобных субъектов, которые вследствие своего «одичания» опасности для населения Средней Азии и революции не представляли, а вылавливать их было очень трудно.



Известно свидетельство подполковника медицинской службы Советской Армии B. C. Карапетяна, который в 1941 году произвел осмотр живого снежного человека, пойманного в Дагестане. Он описывал свою встречу с йети так:

«Вместе с двумя представителями местных властей я вошел в сарай… До сих пор я вижу, словно наяву, возникшее передо мною существо мужского пола, полностью обнаженное, босое.

Вне всякого сомнения, это был человек, с полностью человеческим телом, несмотря на то что его грудь, спину и плечи покрывала косматая шерсть темно-коричневого цвета длиной 2–3 сантиметра, очень похожая на медвежью.

Ниже груди шерсть эта была реже и мягче, а на ладонях и подошвах ее не было вообще. На запястьях с огрубевшей кожей росли лишь редкие волосы, но пышная шевелюра головы, очень грубая на ощупь, спускалась до плеч и частично прикрывала лоб.

Хотя все лицо покрывала редкая растительность, борода и усы отсутствовали. Вокруг рта также росли редкие, короткие волосы.

Человек стоял совершенно прямо, опустив руки по швам. Рост его был чуть выше среднего – порядка 180 см, тем не менее, он словно возвышался надо мной, стоя с выпяченной могучей грудью. Да и вообще он был гораздо крупнее любого местного жителя. Глаза его не выражали абсолютно ничего: пустые и безразличные, это были глаза животного. Да, по сути, он и был животным, не более того ».

К сожалению, при отступлении нашей армии гоминид был расстрелян.

Снежный человек в Гималаях

Но больше всего прославились снежные люди из Гималаев, реликтовых гоминидов там называют поместному «йети».

Впервые об этих необычных обитателях гор стало известно из записок английских офицеров и чиновников, служивших в Индии. Автором первого упоминания считается Б. Ходжсон, с 1820 по 1843 год полномочный представитель Великобритании при дворе короля Непала. Он довольно подробно описывал, как во время его путешествия по Северному Непалу носильщики пришли в ужас, увидев волосатое бесхвостое существо, похожее на человека.



Несколько буддистских монастырей утверждают, что у них хранятся останки йети, в том числе скальпы. Западные исследователи давно заинтересовались этими реликвиями, и в 1960 году Эдмунд Хиллари сумел получить скальп из монастыря Хумджунг для научной экспертизы.

Примерно в это же время были исследованы реликвии и еще из нескольких тибетских монастырей. В частности, мумифицированная рука снежного человека. Результаты экспертизы многие ставили под сомнение, и находились сторонники версий как подделки, так и непонятного артефакта .

Снежные люди, скрывались в памирских пещерах

Генерал-майор Советской Армии М. С. Топильский вспоминал, как в 1925 году он преследовал со своей частью снежных людей, скрывавшихся в памирских пещерах. Один из пленных рассказал, что в одной из пещер на него и его товарищей напали несколько существ, похожих на человекообразных обезьян. Топильский обследовал пещеру, где и обнаружил труп загадочного существа. В своем докладе он писал:

«На первый взгляд мне показалось, что это действительно человекообразная обезьяна: шерсть покрывала тело с головы до ног. Однако я отлично знаю, что человекообразные обезьяны на Памире не водятся.

Присмотревшись, я увидел, что труп напоминает человеческий. Мы подергали шерсть, подозревая, что это маскировка, но она оказалась натуральной и принадлежала существу.

Тогда мы измерили тело, несколько раз перевернув его на живот и снова на спину, а наш врач тщательно его обследовал, после чего стало очевидным, что и человеческим труп не был.

Тело принадлежало существу мужского пола, ростом примерно 165–170 см, судя по проседи в нескольких местах, – среднего или даже преклонного возраста… Лицо его было темного цвета, без усов и бороды. На висках имелись залысины, а затылок покрывали густые, спутанные волосы.

Мертвец лежал с открытыми глазами, оскалив зубы. Глаза были темного цвета, а зубы – большими и ровными, по форме напоминающими человеческие. Лоб низкий, с мощными надбровными дугами. Сильно выступающие скулы делали лицо существа монголоидным. Нос плоский, с глубоко вогнутой переносицей. Уши без волос, остроконечные, а мочки более длинные, чем у человека. Нижняя челюсть чрезвычайно массивна. Существо обладало мощной грудной клеткой и хорошо развитой мускулатурой ».

Снежный человек в России

Было множество встреч со снежным человеком и на территории России . Самая примечательная, пожалуй, произошла в 1989 году в Саратовской области. Сторожи колхозного сада, услышав подозрительный шум в ветвях, поймали кушающее яблоки некое человекообразное существо, по всем признакам похожее на пресловутого йети.



Впрочем, это выяснилось, когда незнакомец был уже связан: до этого сторожа думали, что это просто воришка. Когда же они убедились, что незнакомец не понимает человеческого языка, да и вообще не слишком похож на человека, они погрузили его в багажник «Жигулей» и вызвали милицию, прессу и власти. Но йети сумел развязаться, открыл багажник и убежал. Когда через несколько часов все вызванные прибыли в колхозный сад, сторожа оказались в весьма неловком положении.

Снежного человека сняли на видео

Собственно, свидетельств о встречах разной близости со снежным человеком сотни. Гораздо интереснее свидетельства материальные. Два исследователя сумели снять в 1967 году снежного человека на кинокамеру. Эти 46 секунд стали настоящей сенсацией в мире науки. Профессор Д. Д. Донской, заведующий кафедрой биомеханики Центрального института физкультуры, комментирует этот короткий фильм так:

«После многократного рассмотрения походки двуногого существа и детального изучения поз на фотоотпечатках с кинопленки остается впечатление о хорошо автоматизированной, высокосовершенной системе движений. Все частные движения объединены в единое целое, в хорошо отлаженную систему. Движения слаженные, повторяются одинаково от шага к шагу, что можно объяснить лишь устойчивым взаимодействием всех групп мышц.

Наконец, можно отметить такой признак, не поддающийся точному описанию, как выразительность движений… Это характерно для глубоко автоматических движений при их высоком совершенстве…

Все это вместе взятое позволяет оценивать походку существа как естественную, без заметных признаков искусственности, характерных для разного рода преднамеренных имитаций. Рассматриваемая походка существа для человека совершенно нетипична ».

Английский биомеханик доктор Д. Грив, весьма скептически относившийся к реликтовым гоминидам, писал:

«Возможность подделки исключается ».

После смерти одного из авторов фильма, Паттерсона, его фильм был объявлен подделкой, но никаких доказательств не было представлено. Стоит признать, что пресловутая желтая пресса в погоне за сенсациями часто не только выдумывает их, но любит и разоблачать прошлые, как мнимые, так и действительные. Не признавать этот фильм документальным пока никаких поводов нет.

Несмотря на множество свидетельств (порою от людей, заслуживающих абсолютного доверия), абсолютное большинство научного мира отказывается признавать существование снежного человека. Причинами служит то, что до сих пор якобы не обнаружены кости диких людей, не говоря уже о самом живом диком человеке.

Между тем ряд экспертиз (о некоторых мы говорили выше) позволял прийти к выводу, что представленные останки не могут принадлежать кому-либо признанному наукой. В чем же дело? Или опять мы сталкиваемся с прокрустовым ложем современной науки?

Снежный человек (йети, бигфут, сасквоч) является легендарным человекообразным существом, обитающим в высокогорных районах нашей планеты. Многие энтузиасты утверждают, что йети существует, но до сих пор не найдено ни одно тому подтверждение.

Существует мнение, что снежный человек принадлежит к роду приматов, т.е. является дальним родственником человека. Если верить гипотезам и неподтвержденным данным, снежный человек значительно отличается от современного человека разумного. Йети имеет более крупное и плотное телосложение, форма его черепа заострена, у него более длинные руки, шея короче, а нижняя челюсть массивнее. Все тело снежного человека покрывает волосяной покров, который бывает различных цветов: от чёрного и рыжего до седого. Лицо йети имеет темный цвет. Волосы на его голове длиннее, чем на теле. У снежного человека выделяются усы и борода, правда, они редкие. Йети отлично лазают по деверьям. Существует мнение, что горные йети проживают в пещерах, а лесные делают гнезда на ветвях деревьев. Карл Линней назвал горного йети Homo troglodytes, что значит «человек пещерный».


С точки зрения этнографии представления о снежном человеке и его разновидностях очень интересны. Образ страшного огромного и дикого человека может быть всего лишь отражением страхов перед темнотой ночного леса и неизвестностью. Вполне правдоподобна версия, что за йети принимали ушедших и одичавших людей.
Если реликтовый снежный человек и существует, то, скорее всего, они живут парами. Они могут передвигаться на задних конечностях. Их рост колеблется в пределах от 1 до 2,5 м. большая часть встреч с йети происходила в горах Центральной Азии и в Северной Америке. На Суматре, в Африке и Калимантане встречаются особи ростом не более 1,5 м. Существует версия, что есть три разных вида снежного человека. Первым тип уже достаточно изучен и задокументирован, именно ему принадлежат отпечатки оголенных ступней, найденные в снегах горы Эверест на высоте 21 000 футов (6,4 км) в 1921 году.


Этот снимок был сделан полковником Говард-Бери , уважаемым и хорошо известным альпинистом. Это произошло, когда он возглавил экспедицию на Эверест. После осмотра следов, местные носильщики сообщили, что отпечатки оставлены меч-кангми. Это снежный человек: «канг» означает «снег», «ми» - «человек», «меч» переводится, как «отвратительно пахнущий». Так и родилось слово меч-кангми. До недавнего времени считалось, что йети проживает только в Гималаях и Тибете. В настоящий момент местом обитания йети считается также Памир, Центральная Африка, труднодоступные районы Якутии, Чукотки, низовий реки Оби. В 1970-е годы появились сообщения о встрече йети в США. Там его прозвали «бигфут ».

Американскому учёному Роджеру Паттерсену удалось произвести съемку бигфута. В одном из ущелий в Северной Калифорнии ученый смог приблизиться к бигфуту на сорок метров. Лента была отправлена на экспертизу в Москву, Лондон.К анализу были привлечены криминалисты, биомеханики, антропологи, ортопеды-протезисты. Эксперты дали следующее заключение: походка существа совсем не похожа на походку человека. Англичане проводили исследования независимо от русских, но мнения ученых совпали: Паттерсен действительно заснял йети в его естественной среде.

Огромный интерес вызывает йети или снежный человек. Об этом существе уже несколько десятилетий ходят разнообразные слухи. Кто такой йети? Ученые могут лишь предположить, так как доказать его существование очень сложно из-за недостатка фактов.

Очевидцы, встречавшие странное существо, подробно описывают его внешность, наводящую страх:

  • чудище, похожее на человека, передвигается на двух ногах;
  • конечности длинные;
  • рост 2 - 4 метра;
  • сильный и проворный;
  • может лазить по деревьям;
  • имеет зловонный запах;
  • тело полностью покрыто растительностью;
  • череп вытянут, челюсть массивная;
  • шерсть белого или коричневого цвета;
  • лицо темное.

  • Кроме того, ученым довелось изучить размер ноги чудища по отпечаткам, оставленным на снегу или земле. Также очевидцы предоставили клочки шерсти, найденные на зарослях, через которые пробирался йети, рисовали его по памяти, пытались сфотографировать.

    Прямые доказательства

    Определить с точностью, кто такой снежный человек, невозможно. При приближении к нему у людей начинает кружиться голова, меняться сознание и подниматься давление. Существа действуют на энергетику человека таким образом, что их просто не замечают. Кроме того, йети внушают всем живым существам животный страх. При его приближении вокруг наступает полная тишина: птицы замолкают, а животные убегают.

    Многочисленные попытки снять существо на видеокамеру оказывались практически безрезультатными. Даже если это удавалось, снимки и видеозаписи были очень плохого качества, несмотря на высококачественную аппаратуру. Это объясняется не только тем, что йети слишком быстро передвигаются, несмотря на огромный рост и плотное телосложение, но и тем, что техника, так же как и люди, начинает выходить из строя. Попытки догнать убегающего «человека» не принесли успеха.

    Те, кто хотел сфотографировать йети, рассказывают, что при попытке посмотреть ему в глаза, человек перестает себя контролировать. Соответственно, снимки просто не делаются, или на них видны посторонние предметы.

    Факт. Очевидцы из разных уголков планеты обрисовывают существа либо женского, либо мужского пола. Это говорит о том, что снежные люди, скорее всего, размножаются обычным способом.

    Кто такой снежный человек на самом деле - не понятно. То ли это инопланетное существо, то ли индивид из древности, сумевший чудом дожить до нашего времени. А может это результат опытов, проводимых между человеком и приматами.

    Где живет снежный человек

    Тибетские древние летописи имеют повествование о встречах буддийских монахов и огромного волосатого чудища на двух ногах. С азиатских языков слово «йети» переводится как «некто, который живет среди камней».

    Факт: первые сведения о снежном человеке появились в печати в 50-х годах прошлого столетия. Авторами этих текстов стали альпинисты, пытавшиеся покорить Эверест. Встреча с йети произошла в гималайских лесах, в которых находятся тропы, ведущие к вершине горы.

    Места, где живет мистическое существо, представляют собой леса и горы. Снежный человек в России впервые зафиксирован на Кавказе. Очевидцы уверяют, как только они увидели огромного примата, он исчез прямо на глазах, оставив после себя небольшое облако дымки.

    Пржевальский, занимавшийся изучением пустыни Гоби, столкнулся с йети еще в XIX веке. Но дальнейшее исследование было прекращено из-за отказа государства выделять деньги на экспедиции. На это повлияли церковнослужители, считавшие йети существом из ада.

    После этого снежного человека видели в Казахстане, Азербайджане и других местах. В 2012 г. охотник из Челябинской области столкнулся с человекоподобным существом. Несмотря на сильный страх, ему удалось заснять чудище на мобильный телефон. Потом йети много раз видели вблизи поселений. Но его приближение к людям пока не нашло объяснений.

    Несмотря на то, что никто не может сказать, кто такой йети, . Это подкреплено не только слабыми фактами, но и верой, которая порой сильнее всех доказательств.

    Описание

    В свидетельских показаниях о встречах со «снежными людьми» чаще всего фигурируют существа, которые отличаются от современного человека более плотным телосложением , заострённой формой черепа , более длинными руками, малой длиной шеи и массивной нижней челюстью , относительно короткими бёдрами , с густым волосяным покровом по всему телу - чёрного, рыжего, белого или седого цвета. Лица тёмного цвета. На голове волосы длиннее, чем на теле. Усы и борода очень редкие и короткие. Хорошо лазают по деревьям. Высказывались предположения, что горные популяции снежных людей живут в пещерах , лесные строят гнёзда на ветках деревьев. Карл Линней обозначил его как Homo troglodytes (человек пещерный). Очень быстр. Он может обогнать лошадь, причём на двух ногах, а в воде - моторную лодку. Всеядный, но предпочитает растительную пищу, очень любит яблоки. Очевидцы описывали встречи с экземплярами различного роста, от среднего человеческого до 3 м и более.

    Представления о снежном человеке и его различных местных аналогах весьма интересны с точки зрения этнографии . Образ огромного страшного человека может отражать прирождённые страхи перед темнотой, неизвестностью, отношения с мистическими силами у разных народов . Вполне возможно, что в некоторых случаях за снежных людей принимались люди с неестественным волосяным покровом или одичавшие люди.

    Происхождение названия

    Снежным человеком его назвали благодаря группе альпинистов, покоривших Эверест . Они обнаружили пропажу пищевых запасов, затем услышали душераздирающий крик, и на одном из заснеженных склонов появилась цепочка следов, похожих на человеческие. Жильцы пояснили, что это Йети, ужасный снежный человек, и категорически отказались разбивать лагерь в этом месте. С тех пор европейцы и называют это существо снежным человеком.

    Существование

    Большинство современных учёных скептически относятся к возможности существования снежного человека.

    …о снежном человеке он сказал: «Очень хочется верить, но нет оснований». Слова «нет оснований» означают, что вопрос изучался, и в результате изучения обнаружилось, что нет оснований доверять первоначальным утверждениям. Это: и есть формула научного подхода: «хочется верить», но раз «нет оснований», то надо от этой веры отказаться.
    Академик А. Б. Мигдал От догадки до истины.

    Отношение профессионального биолога к вопросу о возможности существования «снежного человека» проиллюстрировал палеонтолог Кирилл Еськов в популярной статье :

    Мне, по крайней мере, неизвестны законы природы, налагавшие бы прямой запрет на существование в горах Центральной Азии реликтового гоминоида - «обезьяночеловека», или просто крупной человекообразной обезьяны. С вечными снегами он, надо полагать, вопреки своему названию не связан никак (кроме того, что иногда оставляет там следы), а обитать должен в поясе горных лесов, где вполне достаточно и пищи, и укрытий. Ясно, что любые сообщения о североамериканских «бигфутах» можно со спокойной совестью выкидывать не читая (ибо своих видов приматов на том континенте нет и никогда не было, а чтобы пройти туда из Азии через приполярную Берингию, как это сделали люди, надо хотя бы обладать огнём), но вот в Гималаях или на Памире - почему бы и нет? Есть даже вполне правдоподобные кандидаты на эту роль, например, мегантроп - очень крупная (около двух метров ростом) ископаемая обезьяна из Южной Азии, обладавшая рядом «человеческих» черт, которые сближают её с африканскими австралопитеками, прямыми предками гоминид […]
    Итак, допускаю ли я (как зоолог-профессионал) принципиальную возможность существования реликтового гоминоида? - ответ: «Да». Верю ли я в его существование? - ответ: «Нет». А поскольку речь тут зашла не о «знаю/не знаю», а о «верю/не верю», я позволю себе высказать на сей счет вполне субъективное суждение, основанное личном опыте: […] там, где единожды ступила нога профессионала, ни одно животное крупнее крысы не имеет ни единого шанса остаться «неизвестным науке». Ну, а поскольку к концу двадцатого столетия мест, где та нога профессионала не ступала бы вовсе, почитай, уже не осталось (по крайней мере на суше) - выводы делайте сами…

    - «Криптуха, сэр!», статья. Кирилл Еськов, Компьютерра, 13.03.07, №10 (678): стр. 36-39.

    В настоящее время нет ни одного представителя вида, живущего в неволе, ни одного скелета или шкуры . Тем не менее якобы имеются волосы, отпечатки следов и несколько десятков фотографий, видеозаписей (плохого качества) и аудиозаписей. Достоверность этих свидетельств под сомнением. Долгое время одним из наиболее убедительных доказательств считался короткий фильм, снятый Роджером Паттерсоном и Бобом Гимлином в 1967 году в Северной Калифорнии. На плёнке, как утверждалось, запечатлена самка снежного человека . Однако в 2002 году , после смерти Рэя Уоллеса, для которого была сделана эта съёмка, появились свидетельства его родственников и знакомых, рассказавших (впрочем, без предъявления каких-либо вещественных доказательств), что вся история с «американским йети» была от начала и до конца сфальсифицирована; сорокасантиметровые «следы йети» делались искусственными формами, а киносъёмка - постановочный эпизод с человеком в специально сшитом костюме обезьяны .

    Однако, следует заметить, что фильм Паттерсона вызвал неподдельный интерес исследователей телеканала National Geographic Channel. В рубрике «Реальность или фантастика» (эфир в декабре 2010 года), была сделана попытка изучить и исследовать фильм Паттерсона с точки зрения возможности его фальсификации. В качестве экспертов были привлечены опытные гримёры, высокий актёр, имитирующий походку, специалисты по спецэффектам и учёные. Оценивался внешний вид существа в фильме, его шерсть, прилегающая к мускулам, пропорции конечностей, динамика движения, учитывалось расстояние съемки и т. д. В итоге, по единодушному мнению привлечённых экспертов, даже на современном уровне развития медиа-индустрии и видеоэффектов, не говоря уже об уровне 1967 года, практически невозможно добиться такой степени реалистичности сюжета о снежном человеке.

    С другой стороны, от энтузиастов этой темы можно слышать обвинения в адрес «официальной науки» в том, что её представители просто отмахиваются от имеющихся доказательств. Вот характерный текст такого рода:

    На самом деле те, кто говорит «нет оснований», просто не хотят даже ознакомиться с тем, что «нарыто» исследователями-энтузиастами. «Тому в истории мы тьму примеров слышим». Я приведу только два. Когда канадец Рене Дахинден в конце 1971 года привёз нам копию фильма, снятого Паттерсоном в 1967 году, я лично подошёл однажды к тогдашнему директору Института антропологии МГУ В. П. Якимову и предложил показать фильм ему и сотрудникам института, он буквально выставил вперёд руки, как бы отшатываясь от предложенияи сказал; «Нет! Не надо!» Но это не мешало ему заявлять, что нет оснований…
    А когда на международном симпозиуме, на котором он (Якимов) председательствовал, профессор Астанин вышел на трибуну, чтобы представить присутствующим материалы анатомического исследования кисти йети из монастыря Пангбоче (Тибет), Якимов не дал ему говорить и согнал с трибуны в нарушение демократических традиций подобных форумов - под протестующие возгласы участников… В итоге некоторые из них покинули заседание симпозиума.
    И недавний пример: когда я приехал из США после пятинедельного там «расследования» событий на ферме Картеров осенью 2004 г., где по словам хозяйки обитал клан бигфутов, и предложил выступить и рассказать о результатах в отделе антропологии Института этнологии РАН, его зав. С. Васильев уклонился под предлогом занятости другими вопросами.
    В то же время, когда поднялся шум в прессе о существовании «снежного человека» в горах Шории (юг Кемеровской обл.), то тот же Васильев ничтоже сумняшеся заявил: «Увы, мы не располагаем данными о существовании человекоподобных, где бы то ни было в мире»…
    Игорь Бурцев, канд. ист. наук, Директор Международного центра гоминология, Москва.

    Большое внимание теме снежного человека уделял советский учёный Б. Ф. Поршнев .

    Комиссия Академии наук по изучению вопроса о «снежном человеке»

    Члены комиссии Ж.-М. И. Кофман и профессор Б. Ф. Поршнев и другие энтузиасты продолжали активно заниматься поисками снежного человека или его следов .

    Общество криптозоологов

    Упоминания в истории и литературе

    Абстрактный рисунок снежного человека.

    Известны многочисленные изображения существ, подобных снежному человеку (на предметах искусства Древней Греции , Рима , Древней Армении , Карфагена и этрусков и средневековой Европы) и упоминания, в том числе в Библии (в русском переводе косматый ), Рамаяне (ракшасы ), в поэме Низами Гянджеви «Искандер-наме», фольклоре разных народов (фавн , сатир и силен в Древней Греции , йети на Тибете , в Непале и Бутане , гулей-бани в Азербайджане , чучунны, чучунаа в Якутии , алмас в Монголии , ежэнь (野人 ), маожэнь (毛人 ) и жэньсюн (人熊 ) в Китае , киик-адам и албасты в Казахстане , леший , шиш и шишига у русских , див в Персии (и Древней Руси), чугайстер на Украине , дев и албасты на Памире , шурале и ярымтык у казанских татар и башкир , арсури у чувашей , пицен у сибирских татар , абнауаю в Абхазии , сасквоч в Канаде , тэрык , гиркычавыльин , мирыгды , килтаня , арынк , арыса , рэккем , джулии на Чукотке , бататут , седапа и орангпендек на Суматре и Калимантане, агогве , какундакари и ки-ломба в Африке и т. п.). В фольклоре предстают в виде сатиров , бесов , чертей , леших , водяных , русалок и т. п.

    Противники версии существования снежного человека, к которым можно отнести большинство профессиональных биологов и антропологов , указывают на отсутствие однозначных подтверждений (живых особей или их останков, качественных фотографий и видеозаписей) и возможность произвольного толкования имеющихся свидетельств. Часты ссылки на известный биологический факт: длительное существование популяции требует минимальной численности порядка сотен особей, жизнедеятельность которых, по мнению критиков, просто не может быть незаметной и не оставляющей многочисленных следов. Выдвигаемые объяснения свидетельств в целом сводятся к следующему набору версий:

    Ссылки

    См. также

    Примечания

    1. К. Еськов. «Криптуха, сэр!»
    2. Фильм Паттерсона
    3. Б. Ф. Поршнев Современное состояние вопроса о реликтовых гоминоидах Винити, Москва, 1963
    4. Советский «снежный человек». Журнал «Итоги»
    5. Жанна-Мария Кофман
    6. см. например, «Популярный биологический словарь», 1991, Изд. АН СССР под редакцией членом-корреспондента А. В. Яблокова
    7. В. Б. Сапунов, доктор биол. наук Снежный человек в двух измерениях, или альтернатива ноосферы
    8. Ж. Кофман У истоков новой науки (К 40-летию выхода в свет монографии профессора Б. Ф. Поршнева «Современное состояние вопроса о реликтовых гоминоидах» ВИНИТИ 412 с 1963) журнал «Медиана» № 6 2004
    9. КАЗАХСТАНСКАЯ ХРОНИКА «П» Год 1988
    10. Трахтенгерц М. С. Область обитания приматов вида аламас журнал «Естественные и технические науки» ISSN 1684-2626, 2003, № 2, стр.71-76
    11. Dmitri Bayanov, Igor Bourtsev In The Footsteps of the Russian Snowman 240 pages «Pyramid Publications» 1996 ISBN 5-900229-18-1 ISBN 978-5-900229-18-8 (англ.)
    12. Б. А. Шуринов Парадокс XX века «Международные отношения» 315стр. 1990 ISBN 5-7133-0408-6
    13. Российский биолог считает сасквачей и прочих йети одичавшими олигофренами .
    14. Бейко В. Б., Березина М. Ф., Богатырёва Е. Л. и др. Большая энциклопедия животного мира: Науч.-поп. издание для детей. - М.:ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007. - 303 с. УДК 087.5, ББК 28.6, стр. 285.

    О волосатых существах - полуобезьянах-полулюдях - давно поступают сообщения то из Сибири, то с Гималаев, то с запада Северной Америки. Что стоит за легендами о "снежном человеке"? Международное общество криптозоологии в Тусоне, штат Аризона, насчитывает всего около трехсот членов, но является объектом постоянных ядовитых насмешек прессы из-за странной деятельности этой организации. "Криптозоология изучает необычные живые существа, - говорит секретарь общества антрополог Ричард Гринуэлл. Она также изучает всякого рода информацию о необычных существах, неизвестных науке". Короче говоря, Гринуэлл и его товарищи по обществу верят в монстров. А допустить существование "китайского дикаря", или, как его еще называют, "Бигфут", - значит подвергать себя острым насмешкам людей, напрочь лишенных романтической жилки.

    Большинство обывателей начинают верить в невероятное только после тщательного изучения и проверки учеными фактических материалов. Криптозоологи утверждают, что за последнее время открыт целый ряд новых видов животных. Среди них карликовый слон, обитающий в Центральной Африке, - по величине он составляет третью часть обычного слона, и онза - очень свирепая разновидность горного льва, о которой уже давно ходят легенды среди мексиканских крестьян. Другими примерами до недавних пор неизвестных представителей дикой природы являются карликовый гиппопотам, белый носорог, гигантская панда и дракон комодо. "Есть доказательства, что эти животные существуют не в воображении, говорит Ричард Гринуэлл. - Так почему не может быть еще более загадочных существ?" Три вида диких существ более других привлекают внимание людей. Вероятно, по причине того, что очевидцы описывают их полулюдьми-полуживотными.

    Эти существа известны под различными названиями: "Большая нога" (по-английски "битфут"), "саскуоч", "Йети ", "снежный человек ", "китайский дикарь"... Лишь немногие ученые проявляли достаточно серьезный интерес к сообщениям очевидцев об этих животных, пока недавно не появились новые сведения из совершенно неожиданного источника... Китайский дикарь.

    Есть сведения, что в течение многих веков на глаза китайским крестьянам попадалось существо, названное ими "йерен". Человекоподобный примат "йерен" (или "китайский дикарь") достигает почти двухметрового роста, он способен изготавливать орудия труда и плести корзины. Сотни случаев, когда крестьяне в центральной части Китая видели это существо, остались без внимания. До конца восьмидесятых годов западные ученые не имели доступа в малонаселенные лесные массивы, где китайские исследователи накопили богатейший фактический материал об этом существе. Но затем шесть стран, включая Великобританию и США, организовали прекрасно оснащенную экспедицию и отправили ее в этот регион, чтобы изучить материалы и, если повезет, взять для анализа какие-либо вещественные доказательства существования "китайского дикаря", - например, пучок его волос.

    Среди тех, кого удалось убедить поехать в Центральный Китай для этой цели, были профессор антропологии университета штата Огайо Джин Пуарье и Ричард Гринуэлл. То, что они обнаружили там, оказалось самым волнующим открытием в их жизни. Сам Пуарье отправился в экспедицию без особого энтузиазма. Будучи знаменитым ученым, он скептически относился ко всем сообщениям о подобных существах. Но его сотрудничество с англичанином Гринуэллом в течение двух лет исследований дало замечательные плоды. В экспедиции приняла участие независимая телесъемочная группа из Лондона во главе с Джералдин Истер.

    Фактическим доказательством существования лесного собрата гималайского "снежного человека " послужили волосы, подобранные фермерами, которые видели странное существо на своей земле. Сначала ученые из шанхайского университета Фудан пришли к выводу, что эти волосы не принадлежат ни человеку, ни обезьяне. Затем их волосы послали в университет штата Огайо и в Бирмингемский университет. Результаты анализа, проведенного сотрудниками отдела космических исследований и физики под руководством доктора Ранджита Сохи, были объявлены в ноябре 1990 года. Заключение английских и американских ученых полностью подтвердило выводы их китайских коллег. Волосы принадлежали существу, которое не было ни человеком, ни обезьяной... А это фактически доказывало существование "китайского дикаря".

    Ученые продолжили анализ структуры хромосом волос, и профессор Пуарье заявил: "Нами установлено, что это животное не подпадает ни под одну из известных категорий. Это первое свидетельство существования нового высшего примата". Последнее открытие в Центральном Китае позволяет сделать вывод, что существо, названное гигантопитеком и существовавшее, как считают ученые, полмиллиона лет назад - задолго до человека - смогло выжить в крайне удаленных от цивилизации районах. Во многих местах в Китае, во Вьетнаме и Индии были найдены челюсти и более тысячи зубов этого древнего "человека-обезьяны". Джералдин Истер утверждает: "Китайский дикарь" - либо существо, о котором мы ничего не знаем, либо гигантопитек, которому каким-то образом удалось одному избежать вымирания в этих районах. Он был современником медведей панд, а панды выжили".

    Подтверждают очевидцы

    В 1981 году в провинции Хубей было образовано научно-исследовательское общество по изучению "китайского дикаря". Вот некоторые из показаний очевидцев, собранных обществом. Утром 19 июня 1976 года Гонг Юлан, крестьянка из деревни Кунли, отправилась с четырехлетним ребенком в горы, чтобы нарезать травы для свиней. Поднимаясь по тропинке между двумя склонами, она вдруг увидела, как в шести-семи метрах от нее бурое существо чешет спину о дерево. Когда это существо заметило Гонг Юлан и ее ребенка, оно бросилось к ним. Испуганная Гонг убежала вниз, под гору, а потом описала это существо исследовательской группе. По ее словам, оно было выше взрослого человека, ростом примерно 180 сантиметров. Волосы на голове относительно длинные, руки и ноги покрыты волосами. Существо передвигалось вертикально, как человек, большими шагами. Оно было мужского пола, достаточно страшное. Когда ей показали фотографию орангутанга в вертикальном положении, Гонг сказала: "Оно выглядело именно так". Поглядев на фотоснимки медведя, она отрицательно покачала головой.

    Жу Квокьянг, скотовод из Хилонга, уезд Фангсян, дал следующие показания: "16 июня 1974 года я пас четырех быков на горных пастбищах Лонгдонгту, когда вдруг столкнулся лицом к лицу с существом, похожим на человека, но покрытым бурой шерстью. Я направил на него ружье, но оно ухватилось за ствол. Я начал вырывать ружье, но не мог освободить его. Тогда я выстрелил наугад, но промахнулся. Существо открыло пасть, состроив угрожающую гримасу и обнажив желтые зубы. Зубы были как у человека, только чуть шире. От страха у меня подкосились ноги. Три мои быка убежали, но большой черный бык, который раньше нападал на людей, фыркнул и бросился на это существо. Оно отпустило ствол моего ружья и убежало". В горах Куэн-Лунь в северо-западном Китае в начале 1950 года Фан Джинткван работал в составе геологической партии министерства тяжелой промышленности.

    За два года работы по контракту он познакомился со многими местными жителями, которые не только видели, но даже кормили дикарей. Фан уговорил одного старика сводить его в каштановую рощу, где обитали эти существа. Вот его рассказ: "Как и ожидалось, появилось существо. Это была самка ростом не менее 160 сантиметров с детенышем. Может быть, потому что моя одежда отличалась от одежды старика, она отнеслась ко мне с некоторой опаской. А детеныш бесстрашно подбежал к старику, чтобы взять у него каштаны. Мать позвала его. Это был звук, отдаленно напоминавший крик не то лошади, не то осла".

    Жанг Юджин из поселка Хонгта рассказывал, как они однажды убили дикаря: "Когда мне было 18 лет, я служил в гоминьдановской армии. Весной 1943 года меня в составе группы из 50-60 солдат послали на охоту. Мы набрели на домик в горах. Хозяин сказал нам, что в горах за домом полдня кричало какое-то животное. Уездный комендант, возглавлявший нашу группу, приказал мне и еще тридцати солдатам взять три пулемета и окружить это место. Когда мы пришли туда, то увидели не одно, а два существа. Одно из них сидело низко опустив голову и плакало. Другое ходило вокруг первого и время от времени трогало его. Мы в течение получаса наблюдали за ними, потом открыли огонь. Тот дикарь, что ходил, сразу убежал, а другой упал замертво. Осмотрев его, мы обнаружили, что это самец ростом с человека и все его тело покрыто бурыми волосами".

    В рассказах о плачущих дикарях много общего. Лю Джикван рассказывала, как в 1942 году выставили на всеобщее обозрение пару пойманных дикарей: "Мне было тогда 13 лет, и я пошла центр города, чтобы взглянуть на диковинных чудищ, пойманных солдатами-миньдановцами и скованных цепью. Это были самец и самка. Их головы были краснее человеческих, с плеч свисали волосы, самки были большие груди, а у самца по щекам катились слезы. Мы дали им кукурузный початок, и они его съели".

    В достоверности таких показаний легко усомниться. Большинство очевидцев крестьяне, и за давностью лет их рассказ вызывают подозрение в некоторых искажениях истины. Но недавние экспедиций вглубь Китая носили сугубо научный характер. Недавно факультет биологии Хуадонского университета организовал несколько экспедиций, которые обнаружили следы ног дикарей, пещеры, волосы и "гнезда" - необычные сплетенные из веток сооружения, иногда целыми десятками сосредоточенные в одном месте. Предполагается, что это жилища дикарей.

    Снежный человек

    "Китайский дикарь" привлек внимание западных ученых только в последние годы. Но в Гималаях живет существо, о котором впервые стало известно на Западе еще в 1832 году. Любитель приключений англичанин Б.Г. Ходтсон поселился высоко в горах вместе с непальцами и писал домой о высоком человекообразном существе, покрытом густой шерстью. В Британии полагали, что обладавший богатым воображением путешественник ошибочно принимал за человекообразное существо бурого гималайского медведя или, возможно, крупную обезьяну лангур. Но Ходтсон в научном журнале описал, как носильщики-непальцы в ужасе бежали от стоящего вертикально бесхвостого существа с лохматой шерстью, которое направилось к ним. Они называли его "ракшас", что на санскрите означает "демон". Непальцы сказали Ходтсону, что упоминания о таких дикарях восходят к четвертому веку до новой эры.

    Через полвека другой англичанин, майор медицинской службы индийской армии Лоуренс Уодделл, сообщил о том, что видел необычные следы, якобы "оставленные одним из волосатых людей, живущих в вечных снегах". Он обнаружил эти следы на высоте около шести тысяч метров в северо-восточном Сиккиме. В своей книге "В Гималаях" он писал: "Тибетцы все поголовно верят в эти существа. Однако никто из опрошенных по этому вопросу так и не привел мне ни одного достоверного случая". Уодделл пришел к выводу, что волосатые дикари - это просто желтые снежные медведи-хищники, которые часто нападают на яков.

    Следующее письменное сообщение об обнаружении необычных следов относится к 1914 году. Англичанин Дж.Р.П. Джент, лесничий из Сиккима, написал, что нашел следы очень странного крупного существа. Подобные сообщения вызвали всеобщее любопытство, и в 20-30-е годы в горы устремился целый поток путешественников. Они добыли еще больше сведений об удивительном "йети". Именно в это время один газетный репортер назвал это существо "страшным снежным человеком".

    Непальские крестьяне, тибетские ламы, шерпы рассказывали, что "йети " всегда жили у снежной кромки, отделяющей лесные массивы от ледников. Эти рассказы очевидцев весьма противоречивы. Одни говорят, что животные достигают четырехметрового роста и чрезвычайно подвижны. Другие утверждают, что они значительно ниже, ходят вразвалочку, с высоко поднятой головой, сильно размахивая руками. Сельские жители рассказывают, что снежные люди ведут себя осторожно и приближаются к человеческому жилью, только когда их к этому вынуждает голод. Едят они в основном грызунов и лишайник, свою добычу, перед тем как съесть, потрошат, что присуще только человеку. По словам сельчан, в случае опасности "йети" издают громкие лающие звуки. Но это все рассказы местных жителей о "снежном человеке". А где же доказательства его существования?

    Бывшие