Сыновья стоянова отреклись от отца, сменив фамилию и отчество. А что не нравилось в перевоплощении в женщин

На Малой сцене МХТ имени Чехова появилась «Игра в «Городки», поставленная по одноименной книге Юрия Стоянова. Воспоминания народного артиста о всенародно любимой юмористической телепрограмме выпустило в прошлом году издательство «Эксмо». На одном из вечеров мхатовцы прочитали несколько глав - успех оказался огромным. Тогда решили подготовить спектакль, в котором заняты только мужчины - все знаменитые и популярные, среди них и сам автор. Они меняются текстами, одни фрагменты исчезают, другие появляются, мелькают новые герои, звучат истории, не вошедшие в издание, - каждый показ становится неповторимым. «Культура» расспросила Юрия Стоянова о премьере, исполнителях и о том, как рождались его писательские труды.

культура: «Игра в «Городки» - Ваша вторая книга, о дебютной, признаюсь, я и не знала.
Стоянов: Первая называлась «До встречи в «Городке», мы писали ее вместе с Илюшей Олейниковым. Каждый, независимо от другого, вспоминал важное о себе, что происходило до того, как мы пересеклись. Это был томик-перевертыш с символическими макетом и версткой. От одной обложки - его история, от второго корешка - моя. Они соединялись посередине - фотографиями. Отдельными и общими.

Мы решили сделать книжку, когда у нас появилась небольшая пауза. Но и в помине не было желания осчастливить мир повествованием об уникальной судьбе артиста. Бог нас миловал, и звездная болезнь прошла стороной. Во-первых, мы хорошо помаялись до того, как стали узнаваемыми. Во-вторых, возраст уже был не тот, чтобы медные трубы нанесли непоправимый урон характеру.

культура: То есть голова не закружилась, но захотелось продолжить мемуары?
Стоянов: Ту книгу считаю действительно биографической, вторую - нет. Хотя, конечно, я рассказываю о том, что знаю и что случалось со мной. Но, по сути, это делает любой пишущий человек. Да и роли артиста, даже если он играет Гамлета или что-нибудь из Мольера или Островского, все равно в огромной степени основаны на его личном жизненном опыте.

Все-таки «Игра в «Городки» выдержана в жанре рассказа, и у нее есть «референсы» - писатели, которым я не подражаю, но точно знаю: если бы не любил Марка Твена, Чехова и Довлатова, то эта книга никогда бы не появилась. В нее я включил фрагменты из первой - для хронологического соответствия жизни, чтобы сохранить временную последовательность. Но чем дальше от начала удалялся, тем больше появлялись просто новеллы, навеянные реальными случаями.

культура: Мемуаров сейчас множество, и большинство из них наговариваются на диктофон, а потом литературный помощник превращает их в текст.
Стоянов: Ни та, ни другая книга - не надиктованы. Они написаны, первая - рукой, вторая - при поддержке гаджетов; планшет или ноутбук всегда таскаю с собой. Работал во время коротких отпусков, в основном в Финляндии, которую обожаю. Соблазнов крайне мало: озеро, лес, лодка и тишина. Там я писал эти коротенькие актерские рассказы подолгу - часов по 8–10 в день.

культура: Их не назовешь актерскими байками.
Стоянов: Такое определение меня бы оскорбило. Позволю себе смелое высказывание: думаю, что «Игра в «Городки» больше литература, чем первая книжка. Она и писалась иначе. У «До встречи» был уникальный литредактор Светлана Дружинина - представитель вымирающей профессии. Ее вклад - огромный, она работала с человеком, который никогда ничего не писал. Во всяком случае, с целью опубликовать это.

культура: Вы имеете в виду себя или Илью тоже?
Стоянов: Она была нашей общей поддержкой. «Игра» написана без помощи - и в этом принципиальное отличие. То есть замечательный редактор у меня был - мы работали на удаленном доступе. По скайпу я высылал текст, он ставил пару запятых и комментировал: «Я так смеялся, так смеялся, все замечательно...» или «Я так плакал, так плакал, очень хорошо...» Мне эта форма работы тоже понравилась.

культура: Книга получилась ироничной, какой-то невероятно чистой и легкой, даже в печальных эпизодах.
Стоянов: Мама моя, прочитав, вздохнула: «Что ж ты так и не научился себя любить?» Один замечательный сценарист сказал: «Отчего вы все время стесняетесь? Почему не напишете о том, что сыграли, об отношении к вам в мире, а не только в родной стране, как создали совершенно уникальный продукт, которого не было, нет и уже не будет на телевидении?» Но тогда это был бы не я.

культура: Все-таки Вы пишете о том, что происходило на самом деле. Привирали или правда и только правда?
Стоянов: Это не документальная проза. То, что касается непосредственно меня, моих родственников, - правда почти абсолютная. Я бы сказал - моя правда или мое отношение к ней. Когда проходит время, то какие-то факты становятся более выпуклыми. Может и немного занести, но только в сторону любви к человеку, но не ненависти. Могу сделать героя лучше, смешнее, обаятельнее или несчастнее, но не хуже. Принцип домысла - только такой. А поскольку, надеюсь, это какая-никакая, а литература, то я имею право, особенно в диалогах, подчинять речь актерским законам, чтобы почувствовал читатель характер персонажа.

культура: Книга быстро исчезла с полок книжных магазинов. Ощущаете себя популярным писателем?
Стоянов: Очень не люблю формулировок. Да и не писатель я, а пишущий артист. Это все-таки разное. Мне важно не только то, как рассказы читаются, но и как они звучат.

культура: Действительно, их хочется произносить вслух.
Стоянов: Этого я и добивался. Вот и получились рассказы для сцены.

культура: Вы остроумно исполняли их на бенефисных встречах с публикой, потом - вместе с актерами на мхатовском вечере и вот теперь подготовили репертуарный спектакль для Малой сцены МХТ имени Чехова...
Стоянов: Когда мы начали инсценировать книгу, то получилось, что практически ничего не надо придумывать - литературный прием автоматически становился сценическим ходом. Я имею в виду перепады эмоций, сломы настроений. После дозы смеха обязательно присутствует достаточно грустный финал. На сцене это делается элементарно - не только абзацем звучащего текста, но печальной мелодией, соответствующей в моем понимании данному фрагменту. Она как бы вытекает из повествования. Это может быть Брамс или Бриттен, моя музыка или знакомый мотив из программы «Городок», а то и просто народная песня, русская или украинская.

Сложилась очень легкая история. Пришел художник, мы с ним быстро решили: раз восемь рассказов, то пусть будет и восемь торшеров. Придумали подзаголовок - «Говорят и показывают мужчины». Восемь артистов, все мои друзья, которых я очень люблю: Станислав Любшин, Авангард Леонтьев, Коля Чиндяйкин, Стас Дужников, Валерий Трошин, Юрий Кравец, Игорь Золотовицкий. Все феноменально работают. Могу о каждом написать.

Кажется, мы добились того, что в спектакле нет и намека на творческий вечер автора или бенефис актера. Даже с перебором. Зрители спрашивают, почему Любшин говорит «дорогой Юра», ведь он должен сказать «дорогой Слава». То есть они решили, что каждый из нас - автор своего рассказа. Вот этого я и хотел. Просто счастлив, что есть люди, которые так и не поняли, что они слушали рассказы, написанные мною. Значит, «Городок» и все, что со мной в нем произошло, - не только факты моей биографии, а энциклопедия жизни большой страны на конкретном историческом отрезке. Его вместе со мной во многом очень похоже прожили артисты, читатели, зрители.

культура: На сайте Художественного театра режиссер спектакля не обозначен принципиально?
Стоянов: В программке спектакля написали, что Юрий Стоянов. Но какая режиссура нужна, чтобы произнести фразу: «Давно это было, Майкл Джексон еще был черным, а моя зарплата белой»?

культура: В литературе своих кумиров Вы назвали, а есть ли тип театрального действа, на который ориентировались, создавая вечер литературных миниатюр?
Стоянов: Сравнил бы это - и только потому, что Вы просите, - со способом существования на сцене Ираклия Андроникова. Пример дальний и нескромный, но его рассказы слушаешь и не понимаешь - это правда или вымысел, исследование нравов или лукавый анекдот. Все жанры смешаны, поданы личностью, украшены обаянием. Если кто-нибудь назовет наш спектакль «литературно-драматической композицией», то мне покажется, что я попал в страшный сон. Я бы назвал то, что получилось, невероятно смешной историей, в финале которой кто-то обязательно заплачет.

культура: Как строится спектакль?
Стоянов: Для меня принципиально, чтобы мы все читали текст по бумаге. Конечно, временами отрываясь от нее и играя. Опыт показывает: либо надо знать назубок, либо читать. Нельзя быть чуть-чуть беременным. Нас всех «убил» на показе Станислав Любшин. Выходит он, самый старший из нас, и выдает наизусть. Единственный. Мы на него все накинулись: «Дядя Слава, ты что нас подставляешь?» Он отвечает: «Учите, детки, учите, хорошая литература, я легко запомнил...» Мы меняем рассказы, меняемся ими, добавляем те, которых нет в книге. Такой читает Авангард Леонтьев - «Не может быть» о моей поездке в сегодняшнюю Одессу.

культура: Вы же оттуда родом и рассказывали нашим читателям, что счастливы повторять биографию Жванецкого: одессита, влюбленного в родной город, работавшего в Петербурге и живущего в Москве.
Стоянов: Потому сам я не могу читать о своем визите в любимый город. Как-то Гарик не смог прийти, и я решил попробовать, но не осилил: ком в горле давит, не могу и все, грустно очень. Повернулся и протянул листы партнеру - дочитай, мол. Такое тоже может случаться на этом спектакле.

культура: Вы начинали в БДТ у Товстоногова, а как попали в МХТ к Табакову?
Стоянов: Я бы не пошел ни в один другой театр. Мне сейчас понятно, что я - человек, тяжело адаптирующийся в любом коллективе. Мне было хорошо только в том месте и том мире, которые мы создали вместе с Ильей. Мы с ним были отравлены независимостью, опьянены ею. И для меня входить в обстоятельства чудовищного рабского подчинения кому-то - некомфортно. Моя жизнь мужчины, занимающегося женским, невероятно зависимым делом, в обстоятельствах театра была неуспешна и непродуктивна. Память об этом навсегда у меня в порах. Поэтому в эту воду входить второй раз не хочется.

культура: И все-таки Вы заняты в спектаклях МХТ.
Стоянов: Сейчас уже никто не считает меня приходящим, связанным с театром только договором. У меня два названия, скоро появится третье - недавно попал в новую постановку к Игорю Золотовицкому. Занят бываю во всех спецпроектах - песенных, поэтических, юбилейных. Понимаете, какая странная штука: могу работать только тогда, когда меня любят и мне ничего не нужно доказывать. Тогда я свободен и выдаю нужный результат. А сдавать экзамены ненавижу и не буду. Никогда. Хватит, все уже сдал. В Художественном - демократичная атмосфера, славная труппа, мне со всеми очень комфортно, и со стариками, и с молодыми, и с моим поколением. В Художественном мне клево.

культура: Как развивались отношения с Олегом Павловичем?
Стоянов: Наш роман длинный, из многих эпизодов. Олег Павлович неоднократно приглашал меня для всяких разговоров. Каждый раз я его подводил или находил повод, чтобы подвести. Он хотел, чтобы я работал в театре и был репертуарным артистом. А я уклонялся, ссылаясь на разные причины. Иногда спрашивал при встрече: «Ну что, Юрий Николаевич, вы уже удовлетворили свои материальные запросы?» Поступало от Табакова и предложение играть все его роли. Пришлось сказать, что я доедаю только 1 января и только оливье. Потом он спросил: «А что ты играл, сынок, в БДТ?» Я перечислил. Он удивился: «Я же видел «На всякого мудреца довольно простоты», но тебя не помню. Странно... - и после большой паузы продолжил: - Обычно хороших артистов я всегда запоминаю». Тут уже спросил я: «А вы сейчас какого артиста пригласили свои роли играть?» В ответ прозвучало: «Уже очень хорошего». Да и прав Олег Павлович. Был бы я тогда хорошим, не искал бы себя на стороне. Никогда.

Фото на анонсе: Виталий Белоусов/РИА Новости

В Центральном Доме актера прошел творческий вечер Юрия Стоянова "Неформат". О БДТ, Товстоногове, "Тихом Доне" и выстреле Басилашвили поведал Стоянов под непрекращающийся хохот зала.

Всем желающим задать вопросы Юрию Стоянову Сергей Глинка обязательно передаст микрофон, - пообещали директора Дома актера Игорь Золотовицкий и Александр Жигалкин, вручая актеру букет.

Уж и не знаю, кто был на сцене, но микрофоны подавал Глинка, - тут же сострил Стоянов.

На сцену Стоянов вышел с двумя гитарами-"подругами", как выразился актер. "Подруг" у него четырнадцать штук. Первую гитару 11-летнему Юре Стоянову подарил дедушка. Он нашел ее в магазине "Березка" в городе Киеве, но купить инструмент без валютных "чеков" было нельзя. Гитара стоила девять долларов. Дедушка умолил продавщиц помочь ему.

И они нанесли на заднюю деку гитары большую царапину и "развалютили" ее. Гитара стала стоить 9 рублей 47 копеек, потому что рубль был дороже доллара, - ностальгически вспоминал Стоянов.

Актер исполнил жалостливый городской романс про несчастную любовь, который он когда-то услышал в родной Одессе: "Следы твоих ног целовал и чуть на тебя не молился".

- "Чуть" - это очень по-одесски звучит, - прокомментировал актер. - Молился бы, но чуть…

Юрий Стоянов рассказал о годах, когда он служил в ленинградском театре БДТ им. Горького под руководством знаменитого режиссера Георгия Товстоногова. Каждая история неизменно сопровождалась дружным смехом.

Мы играли в Омске спектакль "Тихий Дон". Это была моя вторая роль в массовке после трех лет простоя, - поведал Стоянов. - Начало спектакля было таким. В вагоне-"теплушке" трясутся казаки, якобы проезжая по железнодорожному мосту через реку. В это время актер Толя Галичев срывал с себя папаху и орал: "Дон-батюшка! Дон!". Я тоже был в костюме казака, но почему-то попросил сделать себе пейсики и надел круглые бабелевские очечки. Я точно знал, когда Толя закричит, и ровно за секунду до его вопля тихо спросил, картавя: "Пгостите, пожалуйста, вы не подскажете, как эта река называется?". "Дон!" - закричал Толя… После спектакля Товстоногов сказал мне: "Юра, я вам желаю добиться такой же реакции в зале, какой вы сегодня добились на сцене. Это очень плохой признак, когда смеются на сцене и не смеются в зале".

Это был первый разговор Стоянова с Мастером. Второй состоялся в городе Ереване на гастролях в 1980 году при не менее казусных обстоятельствах. У Стоянова закончились деньги, актер два дня не ел, а до зарплаты оставалась еще дней шесть. Пришлось Стоянову посылать телеграмму отцу. Папа денег, конечно, выслал. Вечерний спектакль закончился поздно. Стоянов еле дотерпел до шести утра. В ресторане гостиницы "Интурист" актер заказал себе шашлык, красную икру, фаршированные яйца и еще много закусок. Только собрался все съесть, как вдруг в дверях появился Товстоногов. Пришел позавтракать в шесть утра. Он подошел, долго оценивал стол "бедного" молодого актера, спросил, можно ли присоединиться. Георгий Александрович заказал чай, два яйца и творог. "Говорят, вы хорошо показываете нашего начальника отдела кадров, - поинтересовался у Стоянова Товстоногов. - Покажите и мне". "Ипполит побледнел". Начальником отдела кадров в театре, который не вылезал из-за границы, был номенклатурный работник "одной серьезной организации". "С комом в горле и весь мокрый", Стоянов кое-как изобразил кадровика. "Слухи о вашем комедийном даровании очень сильно преувеличены", - резюмировал Товстоногов.

В процессе вечера Юрий Стоянов исполнил несколько песен своего сочинения, написанные по разным поводам. Чего только он не придумывал - "да все, что не могло пригодиться артисту никак". Например, написал эпитафию самому себе "на полном серьезе", заканчивающуюся словами: "Явив на свет двоих детей, в наследство дал им только внешность". А что еще мог дать артист, играющий в массовке, в те времена?

Я писал песни вместо того, чтобы пойти к Товстоногову и сказать: "Я очень хочу сыграть Моцарта и знаю, что могу", - продолжал Стоянов. - Во-первых, я не хотел, а во-вторых, не знал, что могу.

Но Моцарта в спектакле "Амадеус" Стоянов все-таки сыграл. Сальери играл народный артист СССР Владислав Стржельчик. 60-летний актер выходил в старом халате, говорил скрипучим голосом, кашлял, шамкал, "гипертрофировал старость", потом вдруг скидывал халат, под которым был потрясающий камзол, и бросал в зал реплику, достойную Сары Бернар: "Мне 34 года!". Однажды Стржельчик вышел на сцену "выпимши".

К концу первого акта он говорил такое, что я тут не могу это повторить, а это было сказано со сцены БДТ, - вспоминал Стоянов. - "Моцарт, умоляю, уйди!" - грохотал Стржельчик. "Витя, убери его, а то я его убью!" - это уже реплика из-за кулисы.

Самые смешные и одновременно грустные гастроли были у театра в Индии. Всех искололи уколами, но многие актеры все равно заболели экзотическими болезнями. В Индию БДТ привез очень востребованную в Бомбее в 39-градусную жару пьесу Чехова "дядя Ваня" и спектакль "Ханума". Между спектаклями актеров отвезли на остров с выдолбленным в скале храмом невероятной красоты.

Сотни тысяч индусов построили этот храм буквально на костях, - изобразил экскурсовода Стоянов. - И тут раздается реплика помощника завпоста Юры: "Ну, молодцы, в общем! Собрались и сделали!".

Вспомнил Стоянов трагикомичную историю, связанную со спектаклем "Дядя Ваня". Роль дяди Вани играл Олег Басилашвили. В одной из сцен он стрелял из пистолета. Звук выстрела имитировал за кулисами некто Леша, ударяя увесистым молотком по листу железа, на который в один "прекрасный" день невовремя ступила нога начальника пожарной охраны. Молоток опустился ему аккурат на большой палец ноги.

- В гробовой тишине, вместо выстрела над залом пронеслось …, - выдержал мхатовскую паузу Стоянов. - Простое русское слово, одинаковое на всех языках стран СНГ. Так еще называют женщин первой древнейшей профессии.

С некоторой грустью вспомнил Стоянов реплику Кирилла Лаврова в ответ на его уход из БДТ в 1995 году:

- "Стоянов ушел из БДТ - это и хорошо, и плохо. Хорошо, потому что ушел. Плохо, потому что теперь у него будет больше времени на эту свою пошлятину - "Городок", - сказал Лавров. Но никто из труппы не рассмеялся.

Один из зрителей, почувствовав в словах Стоянова затаенную обиду, поинтересовался, простил ли он Лаврова.

Я и не обиделся. А как он должен был к этому относиться, если в первых трех выпусках передачи на канале "Россия" в бегущей строке внизу слово "агентство" было написано без буквы "т"? - спросил, в свою очередь, Стоянов. Актер признался, что когда он увидел "концерт Илюши Олейникова со "скромным" и "тонким" названием "Смех-шок", то подумал: "Неужели я буду в этом участвовать?". И через год уже был в этом концерте.

- За двадцать лет сотрудничества у нас было всякое, - ответил на вопрос о дружбе между соавторами "Городка" Стоянов. - Мы ругались, мирились, жили семьями, снимались вместе в кино. В кино же нельзя сниматься по отдельности! В результате мы пришли к выводу, что хорошее партнерство больше весит, чем красивые слова о дружбе.

Дама из Челябинска призналась Стоянову в любви и поблагодарила его за тонкие и добрые женские образы, которые он создал в "Городке".

Играть женщин - это не сложный актерский хлеб, поверьте, - поблагодарил Стоянов. - Но я убежден, что женщины лучше, чем мужчины, потому любые интриги, даже крайней степени подлости, у женщин, как правило, мотивированы любовью, а не карьерой и баблом.

Выходные по случаю 8 марта завершились словами, нашедшими отклик в сердце каждой женщины, сидевшей в зале.

Анна Горбашова, обозреватель

С ее песней. Программа была веселая, а песня - грустная. Такими же были и их образы, и именно "Городок" сыграл поворотную роль как в творческой, так и в личной судьбе Юрия Стоянова. Его путь к успеху был долгим, трудным, полным разочарований и пустых надежд когда-нибудь получить главную роль в театре. 17 лет он играл роли без слов, а в лучшем случае ему позволяли выйти на сцену с гитарой. Так решил великий режиссер Георгий Товстоногов.

Ему было почти сорок, когда они с Олейниковым, двое никому неизвестных, уже немолодых актеров, неудачников, решили создать программу "Городок". Сегодня на счету "Городка" около 500 выпусков, а на счету у Юрия Стоянова такое количество разных образов, которым едва может похвастаться кто-нибудь еще. Сегодня он востребован и на телевидении, и в театре, и в кино. Он сыграл роли во многих далеко не комедийных фильмах: "Человек у окна" , "Двенадцать", "Ландыш серебристый" .

"Я очень не люблю юмор сытых людей - стеб, - говорит Стоянов. - Я ведь никогда не был хохмачом, и с виду на меня посмотришь - не обхохочешься. А вот когда ты начинаешь работать, ты должен понять, в какой стране ты шутишь, с какой историей, с какими людьми, с какой жизнью. И тогда ты увидишь, что наш юмор - это очень серьезное средство спасения от больших болей и больших бед".

Этого актёра только ближе к 40 годам узнали и полюбили зрители. Лишь в это же время он встретил свою настоящую любовь. Сейчас Юрий Стоянов многими признан как лучший в России комедийный актёр. Но он никак не может «наиграться» и осваивает новые, не только смешные роли.

В чём секрет успеха Стоянова? Какую роль в поворотах его судьбы сыграли Одесса, родители, великий актёр Павел Луспекаев и артисты-современники — Виктор Сухоруков и Илья Олейников? Подробности — далее.

1957 год. 10 июля в семье строгой учительницы литературы, украинского языка и врача-гинеколога, болгарина по национальности, рождается мальчик Юра. Родители молодые, проходят практику после окончания вузов в селе Бородино Тарутинского района, под Одессой. Рождаться на свет сыну гинеколога было не так уж сложно и непредсказуемо. Папа сам принимал роды. Позже супруги переехали в легендарный город – столицу юмора, и Юра навсегда пропитался «фирменной» одесской самоиронией.

Неуспокоенный характер и взгляды на жизнь достались Стоянову от отца, а интересная внешность и стройная фигура – от матери. Это позже, уже взрослым актёром, он переболел желтухой и резко располнел. А в юности был гармонично сложен.

Юрий был единственным сыном и жил в атмосфере любви и понимания. Однако мечты о профессии актёра у Юры появились рано и совершенно самостоятельно. Как шутит сам актёр, он знал наизусть названия всех книг отца по гинекологии, хранившихся в доме (их было 1200!). Хотя ещё ничего в самой гинекологии не понимал. Но знал всегда, что его призвание — артист, даже если эта профессия не вызовет понимания у родителей.

Отступать некуда – впереди Москва

Стоянов Юрий был уверен, что если и становиться актёром, то только в Москве. С выбором места обучения у него тоже не было вопросов – ГИТИС! Будучи уже взрослым, он признавался, что просто не знал других вариантов. В расшифровке ГИТИСа значилось слово «институт», и это было ценно для него как одессита.

«Щепка», к примеру, имела статус училища, а МХАТ и вовсе школы. Юрий опасался, что его поднимут на смех на родине, узнав, что он не в вуз поступил, а обратно в школу. Он так и представлял своих знакомых, как они в недоумении спрашивают: «Шо, у нас в Одессе своих ПТУ нету?»

О том, что оказался в ГИТИСе, Стоянов никогда не жалел. Его курс был очень сильным: талантливые студенты и сильный педагогический состав. Самая молодая актриса – ставшая популярной потом Татьяна Догилева. А самый взрослый сокурсник – Виктор Сухоруков, в будущем культовый актёр 90-х, исполнитель одной из центральных ролей в фильме «Брат-2».

С Виктором Стоянов прожил в одной комнате общаги весь период обучения в вузе. Именно от него он узнал азы профессии и первые уроки жизни.

«Второй Луспекаев»

С Сухоруковым у актёра ещё не раз пересекались пути. Сразу после института их обоих пригласили в ленинградские театры на конкретные роли в спектаклях. Стоянов оказался в театре, признанным лучшим в стране, – Большом драматическом (БДТ). Им руководил Георгий Товстоногов, считавшийся среди коллег гением.

Много надежд артист связывал с поступлением в труппу. Но его путь к успеху был трудным, полным призрачных надежд получить хоть когда-нибудь заметную роль в театре.

Наиболее значимые роди в БДТ были сыграны им в 3 спектаклях.

  1. «Смерть Тарелкина».
  2. «Пиквикский клуб».
  3. «Амадеус».

Но основное время, 17 лет, он играл роли без слов. Этому предшествовал случай, которому Стоянов придаёт особое значение.

Товстоногов однажды произнёс роковую фразу: «Стоянов – это второй Павел Луспекаев». Сравнение это Юрий воспринял двояко: был польщён и смущён одновременно, понимал, что от него ожидают чего-то особенного, но развернуться не дают.

Сам он восхищался актёрской органикой и человеческой энергетикой Луспекаева, считал его уникальным и неповторимым артистом. Поэтому считал, что быть вторым таким же невозможно!

Товстоногов начал «мариновать» молодого актёра, не предлагая ему условий для самореализации. О Георгии Александровиче говорили, что он часто выдерживал своих актёров, как дорогое вино. Подолгу не давал им главные и даже второстепенные роли, чтобы они потеряли спесь и страстно захотели сыграть уже что-то стоящее. Но только обычно он ставил подобные эксперименты над человеком в течение трёх-четырёх лет. А со Стояновым перестарался…

Юрий получал роли лишь в массовках. Если «везло», то в эпизодах без слов или безымянную роль музыканта. Весь театр знал его как «парня с гитарой». Это постоянное музицирование имело практическую пользу: за время работы в театре Юрий виртуозно овладел инструментом.

Но однажды после очередного предложения выйти на сцену в новом спектакле с он развернулся и ушёл из театра. Начался период разочарования и неопределённости дальнейшего пути. Он совпал с большими политическими переменами в стране, а, как следствие, в жизни всех россиян.

«Городок»: всенародная слава и любовь

На волне больших перемен Стоянов оказался на телевидении, где открыл авторскую программу, совершенно перевернувшую российский мир юмора. Передача состояла из маленьких мизансцен на двоих актёров. Они задумывались как мини-спектакли, но тут же превращались в анекдоты и расходились по всей стране.

Однако каждый выпуск «Городка» заканчивался вовсе не весёлой одноимённой песней — хитом 90-х. Анжелика Варум пела её с неприкрытой тоской в голосе, и в тексте звучала ностальгия по детству и юности. Зачем «жителям» «Городка» понадобилась такая лирика? У Стоянова своё понимание юмора, не отделимого от юмора России. По его мнению, это юмор людей, преодолевающих боль и большие беды. В этом преодолении — вся история России.

Идея создания передачи принадлежала Олейникову. Он понял, что со Стояновым может горы свернуть и дал своему новому другу то, чего у того не было давно или даже никогда: уверенность в себе и своих творческих способностях, обожание своей работы и возможность прилично зарабатывать на жизнь семьи.

В «Городке» на счету у Юрия Стоянова около 500 выпусков и огромное количество образов. О таком разнообразии в театре и мечтать было бы невозможно. Среди них около 3 000 женских! И здесь, в своей передаче, Юрий был ещё и режиссёром. После успеха «Городка» актёра стали приглашать в кино и телефильмы. И не только на комедийные образы.

Первым фильмом, где Юрий Стоянов снялся в серьёзной роли, стал «Ландыш серебристый». за ним последовали роли в кинолентах: «Заяц над бездной», «12» и в сериале «Белая гвардия». Особенно высоко кинокритики оценивают глубокое исполнение ролей Стояновым в фильмах «12» и «Человек у окна».

Спустя 15 лет после разрыва с БДТ Юрий Стоянов появляется и на сцене театра – МХТ. Он сыграл в пьесе с символическим названием «Перезагрузка», созданной современным автором Ильёй Илькиным. Зритель видит необычную историю про то, как в теле мальчика возрождается 50-летний человек, отягощённый воспоминаниями своей прежней жизни. Режиссёр спектакля Игорь Коняев утверждает, что без Стоянова эта постановка не получилась бы.

Личная жизнь артиста

Первая семья появилась у Стоянова ещё в студенческие годы, вопреки совету отца жениться не раньше 27 лет. Жена Ольга родила ему двух сыновей. Но прожив 5 лет вместе, они расстались. Потом была жена Марина – жизнерадостная и самодостаточная женщина. Рожать детей она боялась, семейным очагом заниматься не слишком хотела. Отношения дали трещину.

Но всё-таки Юрий Стоянов нашёл свою счастливую судьбу в лице Елены. Вместе они уже 12 лет. На момент встречи с Юрой у неё было две дочери. Она развелась, вышла замуж за Стоянова и родила ещё дочь. Юрий сегодня воспитывает её и двух падчериц, поддерживает отношения с одним из сыновей. Второй принял сторону матери и отдалился от отца.

Интересные факты из жизни Юрия Стоянова

  1. Юрий родился в один день с Ильёй Олейниковым – 10 июня, но с разницей в 10 лет.
  2. Идея сделать «Городок» родилась после того, как Стоянов и Олейников вместе с ещё одним приятелем-актёром после очередного праздника сняли юмористические сценки в домашней обстановке. Это были бесшабашные шутки «без купюр». Олейников, пересмотрев видео на трезвую голову, констатировал Стоянову: «А мы пара!» – и предложил сделать совместный творческий проект.
  3. Стоянов однажды уговорил Олейникова сбрить усы, чтобы тот, как и он сам, мог играть роли женщин в «Городке». Но ужаснулся несуразному виду своего друга и махнул рукой на эту затею.
  4. После увольнения из театра Стоянов каждый день приезжал к проходной театра на новой иномарке, взятой у друга из автосалона. Делал вид, что это его транспорт и как бы спрашивал совета, стоит ли её покупать. «Это были понты. Одесса прорезалась», – иронично признавался актёр.

С 2001 года Юрий Стоянов официально народный артист Российской Федерации. Но по-настоящему народным он стал ещё тогда, когда стали безумно популярны его первые выпуски «Городка».

Другие награды:

  • телевизионные премии «Тэффи» за телепередачу «Городок»;
  • приз XIХ государственного фестиваля «Виват кино России!» (2011) за лучшую мужскую роль («Человек у окна»);
  • Российская Национальная актерская премия имени Андрея Миронова «Фигаро» (СПб, 2013).

Юрий Стоянов сейчас. Новости об артисте

В настоящее время Юрий Стоянов востребованный актёр театра МХТ им. А. П. Чехова. Зрители ходят «на Стоянова», и в зале нет свободных мест.

9 сентября 2018 года на малой сцене, в камерной обстановке, состоится показ спектакля «Игра в городки». Это история, во многом автобиографическая, была написана Ю. Стояновым и И. Олейниковым совместно.

До последнего дня жизни выдающегося артиста Илья Олейникова компаньоны были вместе, не остановили ни одной съёмки передачи. Их наблюдения за жизнью, личные переживания вылились в постановку на сцене, в которой теперь участвует один Юрий. Но его лучший друг незримо присутствует рядом с ним.

В роли Кочкарёва Стоянов выйдет на сцену МХТ 20 сентября 2018 года. Постановка с успехом идёт с 2010 года. Одной из партнёрш Юрия является популярная российская актриса Ирина Пегова.

Заключение

Юрий Стоянов, несмотря на уникальный комедийный дар, в жизни человек ранимый и ироничный. Когда его спрашивают, какие люди больше всего повлияли на его судьбу, он называет 5 людей: свою маму, Виктора Сухорукова, Павла Луспекаева, Илью Олейникова и третью жену Лену. О влиянии близких и любимых людей можно догадаться. А вот о влиянии любимого актёра Павла Луспекаева Юрий говорит с особым чувством.

Нелюбитель «сытого юмора», Стоянов до сих пор ощущает в своей душе те самые свои голодные, во всех смыслах, 17 лет в роли «второго Луспекаева». Может, поэтому теперь он Стоянов, и только Стоянов. № 1, единственный и неповторимый.

Бывшие