Талантливая женщина и солнечная мама. Путь Ии Саввиной

Они такие разные. Марина Неелова и Ия Саввина. Разные типажи, разные роли. Но есть в их судьбах кое-что общее. У каждой в жизни - одна большая тайна, имеющая отношение к их детям. А еще - один человек, который в разное время называл себя мужем обеих актрис.

ТАЙНА ОТЦОВСТВА

Главная тайна Марины Нееловой - ее дочь. Точнее имя отца девочки. Когда-то вся богемная Москва с удивлением и некоторым восторгом взирала на страстный роман между известнейшей актрисой и только набиравшим популярность шахматистом Гарри Каспарофвым. Они познакомились в 1984 году в гостях у прославленной фигуристки Татьяны Тарасовой (которую нынешнее поколение знает исключительно по ледовым шоу Первого канала) и ее мужа, пианиста с мировым именем Владимира Крайнева. Каспарову - 21 год. Нееловой - на 16 больше. Их такая мелочь, как разница в возрасте, интересовала мало. Окружающие, конечно, вздыхали, охали, ахали, осуждали, благословляли, но, даже не понимая, принимали. Как минимум - в свои компании. Так Гарри Каспаров стал вхож в лучшие дома столицы.

Только один человек, как гласит народная молва, был резко против этих отношений. Мама юного шахматиста, властная и непоколебимая Клара Шагеновна, чье веское слово для Гарри было законом. Все два года этого романа она лишь наблюдала за его развитием. Но когда стало известно об «интересном положении» Нееловой, наконец вмешалась. И вроде как после этого вмешательства Каспаров, повинуясь воле матери, дал отставку своей возлюбленной.

Столичный бомонд тогда повел себя на удивление единодушно. После такого поступка Каспарова все дружно встали на защиту Нееловой. А Валентин Гафт во всеуслышание объявил, что отныне шахматисту закрыт доступ в приличные дома столицы.

В 1987 году у Марины Нееловой родилась дочь Ника. Вопрос об ее отцовстве нередко поднимался в театральных кругах, но сама актриса всегда пресекала его на корню. Гарри Каспаров тоже никаких комментариев на этот счет не давал. Лишь однажды, когда о возможном отцовстве его спросили без обиняков, прямо в лоб, ответил расплывчато: «Определенно этот вопрос (во всяком случае для меня) не разрешен». И поди ты пойми, что имелось в виду...

Сама Марина Неелова после нескольких лет затворничества неожиданно вышла замуж за дипломата Кирилла Геворгяна, уехала из страны и сбежала таким образом от ненужных пересудов. В конце концов, родители ребенка - те, кто его воспитал. А дочь Нееловой Ника выросла в полной семье, где ее все любили и обожали. Сегодня Ника достойно представляет фамилию своей матери. Хотя она не выходит на сценические подмостки, однако тоже выбрала творческую профессию. Ника - художник, о самобытных работах которой ныне говорят по всей Европе. И это не преувеличение. В конце 2010 года девушка стала победительницей престижного европейского конкурса «Новые сенсации», не так давно в Лондоне прошла ее персональная выставка, многие работы Ники находятся в частных коллекциях по всему миру. И ведь никто не скажет, что к успеху Нееловой-младшей была причастна Неелова-старшая.

«ОТКАЖИТЕСЬ ОТ РЕБЕНКА!»

Единственный наследник Ии Саввиной, сын Сергей, тоже в свое время удостоился персональной выставки. И это стало для него невероятным достижением. Ведь мальчик родился со страшным диагнозом - синдром Дауна, что в нашей стране звучит как приговор.

Ей предлагали отказаться от сына не один и не два раза. Сначала в роддоме, потом в местной поликлинике. Далее - везде. Врачи с пеной у рта доказывали, что отдать его в детский дом будет самым правильным решением. Ия с ужасом смотрела на эскулапов и понимала: никогда в жизни она не решится на подобный шаг. «Ну как же, - убеждали тем не менее ее, - ведь вы известная актриса, а дети с таким диагнозом рождаются обычно у всяких деклассированных личностей - алкоголиков там или наркоманов. А что подумают ваши поклонники?» «Даже и не думайте, что когда-нибудь он сможет хотя бы узнавать вас, - продолжали настаивать медицинские светила. - Вы еще с ним намучаетесь, ведь дети с синдромом Дауна иногда и сидеть не могут научиться». «И помните, что живут люди с таким диагнозом лет до шестнадцати», - пугали ее все те же доктора.

А она, не слушая никого и ничего, бросила все силы на воспитание сына. Даже о собственной карьере она, Актриса с большой буквы, тогда абсолютно не думала (что не мешало ей, впрочем, продолжать блистать на киноэкранах и театральных подмостках). Да и на семейной жизни - ее первым мужем и отцом ребенка был известный ученый-геолог Всеволод Шестаков - пришлось поставить крест. Дни и ночи напролет она учила маленького Сережу самым простым вещам. То, на что у других детей уходят месяцы, он осваивал годами. Зато результаты позже удивляли видных медиков. И те из них, кто когда-то уверял ее в бесполезности подобных занятий, признали свою ошибку. Но больше удивляла самоотверженность актрисы, которая (с помощью своей свекрови, педагога по образованию, и знаменитого детского педиатра Георгия Сперанского) смогла достичь невозможного. Ее сын Сергей Шестаков не только освоил алфавит и русскую речь, он даже выучил английский. Стали появляться заказы - он работал на дому как переводчик. А уже в довольно зрелом возрасте Сергей увлекся живописью. На открытии его персональной выставки известная актриса плакала, не скрывая своих слез. Это была настоящая победа. Сына и ее самой! Сегодня Сергею Шестакову 56. Хотя он, по сути, так и остался большим ребенком, тем не менее поражает всех своими многочисленными талантами. Играет на рояле, декламирует стихи. Ну и рисует, конечно. Вот только до сих пор так и не может осознать, что его любимая мама уже никогда не посмотрит на него с гордостью и любовью: актриса Ия Саввина ушла из жизни 27 августа 2011 года...

ПЕРВЫЙ БРАК И ПОСЛЕДНИЙ

Марину Неелову и Ию Саввину связывает еще и то, что у обеих в разное время в мужьях числился один и тот же человек. Это режиссер, актер театра на Таганке Анатолий Васильев.

С Мариной Нееловой он жил в браке, когда молодая актриса только начинала свой путь в профессию. Собственно, именно ему и можно сказать спасибо за то, что открыл миру ее талант, сняв в своей дипломной картине «Цвет белого снега», а потом уговорив переехать из Питера в Москву. Как только Неелова сменила место прописки, ее карьера резко пошла в гору. Сначала актриса попала в труппу театра имени Моссовета - с обязывающей, но такой лестной формулировкой: «К нам пришла молодая Раневская». Потом ее пригласили в «Современник», попасть куда для самой Марины (после работы с Олегом Далем в «Старой, старой сказке») казалось недостижимой задачей...

Часто бывает так: чем выше в гору идет карьера, тем сложнее становятся отношения в семье. А уж если это семья двух творческих людей, один из которых вдруг резко вырывается вперед, то диагноз здесь однозначный: такой союз практически обречен.

Неудивительно, что чем чаще появлялась Неелова в кино, тем мрачнее становилась обстановка дома. Тем не менее с первым мужем она прожила восемь лет. Брак с Васильевым тихонечко подошел к распаду, и супруги без публичного выяснения отношений приняли решение развестись. Тогда же они договорились: если и не скрывать от досужей публики этот свой союз, то по крайней мере особо его не афишировать. Так и получилось, что долгое время никто не знал, что Неелову и Васильева когда-то связывали супружеские узы.

С актрисой Ией Саввиной Анатолий Васильев встретился, когда они оба уже были взрослыми состоявшимися людьми - на момент их знакомства им было за сорок. Случилось это в 1979 году. Тогда Олег Ефремов зазвал Саввину отдохнуть на Соловках. И именно там набирался сил перед будущими творческими свершениями Анатолий Васильев.

В Москву они приехали, уже будучи парой. Поселились в одной квартире, а потом, поняв, что шум и суета столицы их обоих раздражает, удрали в деревню Дорофеево, где купили дом. Там звезда киноэкранов и театральная прима проводила все свободное время - примерно по пять месяцев в году. На пару с мужем она частенько просиживала часы с удочкой в руках и такой жизнью была безмерно довольна.

Да, бывали и у них размолвки. Все-таки оба люди тонкой душевной конструкции, чуть выведешь из равновесия - и все, от идиллии не остается и следа. Про взрывной нрав Саввиной знали даже те, кто не был с ней знаком. Ну а приятели - в шутку, в которой много правды, - называли ее помесью гремучей змеи с лесным колокольчиком. Валентин Гафт даже посвятил ей эпиграмму, очень короткую и точную. Не в бровь, а про глаза, как говорится:

Глазки светло-голубые:
Каждый добрый, вместе - злые.

Так что, конечно, ссорились. И разъезжались - каждый в свой угол. Однако спустя время понимали: они - две половинки одного целого. И вновь воссоединялись.

Ия Саввина и Анатолий Васильев прожили вместе долгих тридцать лет. Правда, почти все это время - в гражданском браке. И только за две недели до ухода из жизни, когда актриса начала подводить итоги своей жизни, она сама предложила Васильеву пожениться. Так что в мир иной она отправлялась со спокойной душой. Ведь точно знала: ее единственный сын не останется без присмотра...

МЕЖДУ ПРОЧИМ

Поразительно вот что. Когда-то Неелову называли отчего-то «молодой Фаиной Раневской». Так вот - и Ию Саввину, внешне, да и внутренне такую непохожую на Неелову, тоже постоянно сравнивали с Фаиной Георгиевной. Причем сама актриса активно поддерживала мнение, что есть между ними что-то общее.

Саввина, как и Неелова, когда-то служила в театре имени Моссовета. Ей посчастливилось застать Фаину Георгиевну. И хотя Раневская всячески опекала Саввину, между ними, обладательницами не самого легкого нрава, однажды вспыхнул грандиозный скандал. Как-то Раневская гаркнула на Саввину: «Как вы смеете стоять ко мне спиной, когда я на сцене!» Другая бы в ответ промолчала, однако не тут-то было. «Если не прекратите ваше барское хулигантство, я уйду, кувыркайтесь тут как хотите», - ответствовала она гордо. «Потом мы обе рыдали четыре часа. Она винила себя, а я - себя», - расскажет позже Саввина о той истории.

Фото PHOTOXPRESS, ИТАР-ТАСС

В программе «Прямой эфир» бывший муж актрисы Ии Савиной рассказал о судьбе ее сына Сергея, который родился с синдромом Дауна.

В студии ток-шоу «Прямой эфир» побывал Анатолий Васильев - супруг знаменитой советской и российской актрисы Ии Савиной.

Впервые за 6 лет после смерти своей знаменитой жены он прервал обет молчания и решил рассказать подробности о жизни сына Сергея - единственного ребенка актрисы - у которого синдром Дауна.

Хотя такие люди не живут долго, но Сергею уже 60 лет. В мире всего 3 человека старше его, у которых такой диагноз. О том, как его знаменитая мама продлевала ему жизнь и почему сама она вышла замуж за 10 дней до смерти - об этом впервые рассказал муж Ии Саввиной Анатолий Васильев.

Артистка скончалась в 2011 году вследствие осложнений меланомы. За 10 дней до смерти она вышла замуж за Анатолия Васильева. По словам второго супруга звезды театра, она предчувствовала свою кончину.

«Она сказала тоскливо-тоскливо: «Отпустите меня», это был намек на эвтаназию», - вспоминает Васильев.

От первого брака с Всеволодом Шестаковым у Савиной остался сын Сережа. Мальчик родился с синдромом Дауна. Как отметили знакомые, актриса тщательно занималась развитием мальчика. Как правило, дети, появившиеся на свет с таким диагнозом, не могут прожить долго. Однако наследнику Савиной скоро исполнится 60 лет. Он получил высшее образование, научился играть на синтезаторе и рисовать картины.

Анатолий Васильев - муж Ии Савиной

Ведущий передачи «Прямой эфир» наведался в гости к Сергею Шестакову и показал, как живет сын известной актрисы. говорила, что у Савиной «настоящий крест дома», имея в виду ее ребенка.

Друг Ии Сергеевны Юрий Горин вспоминает, что она никогда не скрывала сына. При гостях мальчик читал стихи. Савина не собиралась отказываться от ребенка, а, наоборот, гордилась им. По словам знакомых звезды, в воспитании Сережи ей помогали мама и няни. Васильев стал опекуном приемного сына после смерти жены.

«Он не притязателен. Он занимается своими делами часами. Он играет на синтезаторе, рисует, учит английский... Он остается один. Отлично пользуется микроволновкой... Помнит все дни рождения, мы даже забываем», - рассказал Анатолий Исаакович.

Борис Корчевников приехал в гости к Сереже, увидел его дневник, в котором тот тщательно записывает события каждого дня. Несколько страниц были посвящены празднованию Нового года.

Юрий Горин отметил, что Васильев спас Сережу от преследований.

«На Фрунзенской набережной была квартира. На нее претендовала Заира, другая жена Шестакова. Приходилось прятать Сережу», - рассказал актер.

Сергей - сын Ии Савиной

Скандал с имуществом возник в 2012 году. Друг Савиной отмечает, что Заира хотела воспользоваться ситуацией и стать опекуном сына актрисы. Женщина была знакома с Ией Сергеевной и втерлась к ней в доверие.

По словам адвоката семьи Юлиана Соболева, в данный момент ситуация с имуществом по-прежнему не решена.

«Здесь проблема. Сережа ограниченной дееспособности, поэтому не может оформить завещание, и его опекун – тоже не может. Реальность такова, если что-то случается с Сережей, то квартира отойдет дальним родственникам», - отметил специалист.

Как живет сын Ии Савиной с синдромом Дауна. Прямой эфир

И жизнь, и слезы, и любовь...

Когда страдающему синдромом Дауна сыну Ии САВВИНОЙ сказали, что мамы больше нет, он ответил: «Тогда пойду и поставлю свечку»

У Ии Саввиной не было актерского образования. Она с детства мечтала стать журналисткой, писала статьи в школьную стенгазету и, будучи золотой медалисткой, легко поступила на журфак МГУ. Своим знанием литературы и особенно поэзии юная Ия сразила приемную комиссию. Той настолько понравилось, как девушка читает Маяковского, что ее просили декламировать еще и еще.Потом был студенческий театр МГУ, открывший несколько актеров и режиссеров, перед именем которых сегодня уместно поставить прилагательное «великий». Ия Саввина - одна из них.

На экране она дебютировала в фильме Иосифа Хейфица «Дама с собачкой», поразив и зрителей, и кинокритиков удивительным сочетанием ангельской внешности, незаурядного актерского дарования и сильным характером.

Актриса снялась более чем в 60 фильмах, добрая треть которых сегодня считается классикой отечественного кино, - «Звонят, откройте дверь!», «Анна Каренина», «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», «Служили два товарища», «Сюжет для небольшого рассказа», «Романс о влюбленных», «Частная жизнь», «Слезы капали», «Гараж».

Еще студенткой Ия Саввина вышла замуж за профессора геологии Всеволода Шестакова. Рождение сына, которого она ждала как величайшего чуда, обернулось ужасным потрясением - у мальчика был синдром Дауна. Врачи предлагали актрисе оставить ребенка в больнице, но она отказалась. И смогла не только обеспечить Сереже тщательный уход, внимание и заботу, но и продлить ему век, который у детей Солнца (так называют людей с синдромом Дауна) ограничен.

После развода с первым мужем судьба подарила актрисе личное счастье - сначала бурный роман с театральным режиссером Петром Штейном, потом - тихую, без буйств и потрясений, но счастливую семейную жизнь со вторым мужем, актером Театра на Таганке Анатолием Васильевым.

О том, что у нее меланома - рак кожи, Ия Сергеевна узнала несколько лет назад. Ее прооперировали, казалось, она пошла на поправку. В марте прошлого года актриса отпраздновала свое 75-летие, но уже в мае ее сразил инсульт, а еще через два месяца она попала в автокатастрофу, получив серьезную травму грудной клетки. С тех пор дни актрисы были сочтены.

С мамой Верой Ивановной, конец 30-х

Ия Саввина умерла поздно вечером 27 августа на руках у своего мужа, с которым после двух десятилетий совместной жизни наконец-то официально оформила отношения - буквально за несколько дней до смерти. Похоронили ее на Новодевичьем кладбище рядом с могилой поэтессы Беллы Ахмадулиной, голосом которой говорит Пятачок из знаменитого мультфильма о Винни-Пухе, озвученный Саввиной.

АКТРИСА И ПЕДАГОГ АЛЛА ПОКРОВСКАЯ: «ОНА НИКОГДА НЕ ВЫПЯЧИВАЛА СВОЕ НЕСЧАСТЬЕ, НЕ ТРЕБОВАЛА К СЕБЕ СНИСХОЖДЕНИЯ»

С актрисой и педагогом Школы-студии МХАТ Аллой Покровской Ию Саввину связывали долгие дружеские отношения.

- Алла Борисовна, как выпускница журфака МГУ Ия Саввина стала блистательной актрисой?

Наверное, во многом это заслуга Ролана Быкова - у него в студенческом театре МГУ она прошла отличную актерскую школу. Спектакль, в котором Ия играла главную роль, - «Такая любовь» по пьесе чешского драматурга Павла Когоута, - гремел тогда на всю Москву. Там был очень сильный состав, так, помимо Саввиной, в спектакле была занята и Алла Демидова. После успешного дебюта Ия стала известной среди театральной общественности, а Иосиф Хейфиц выбрал ее на главную роль в «Даме с собачкой», где она оказалась партнершей самого Алексея Баталова.

Что же до отсутствия актерского образования, скажу так: актерству научить нельзя - либо у человека есть талант, либо нет. У нее был.

- Но существуют же какие-то специальные умения и навыки!

Далеко не все, кто учится в театральных институтах и этими умениями и навыками овладел, становятся впоследствии актерами. Ия, помимо актерского дара, обладала прекрасными внешними данными. Она была красивой, нежной, с невероятно притягательными глазами, немыслимым обаянием - это еще надо было родиться такой! Все эти составляющие и сложились в ее артистический талант.

Но она ведь и журналисткой была очень хорошей, у нее много замечательных статей о выдающихся актерах, с которыми она была знакома, - Фаине Раневской, Любови Орловой, Михаиле Ульянове, Сергее Юрском.

Ия писала книги, прекрасно знала поэзию, и мы часто приглашали ее к студентам Школы-студии МХАТ, чтобы она почитала стихи. Понимаете, она заметно превосходила средний уровень и по актерскому дарованию, и по образованию. При этом вовсе не производила впечатления человека не от мира сего. Напротив, была прекрасной хозяйкой, любила жить в деревне, где обзавелась маленьким домиком, умела работать на земле - что-то там сажала, потом собирала урожай, делала какие-то запасы. Ей все удавалось!

- Говорят, характер у нее был сложный...

- (Смеется). А каким он может быть, если в одном человеке совмещается столько дарований? Когда видишь вокруг себя бездарей, с умным видом изрекающих всякие глупости, поневоле начнешь демонстрировать жесткий нрав.

Да, у нее время от времени возникали какие-то трения, но Ия была достаточно умна для того, чтобы конфликты не выглядели глупыми.

В работе она могла быть требовательной и нетерпимой, но в окружении друзей и близких становилась совсем другой - мягкой, доброй, умиротворенной - и многим помогала. Если она кого-то любила, готова была сделать для этого человека все, что в ее силах.

- С кем Ия Сергеевна дружила?

Ее многие любили, поэтому их дом никогда не пустовал - там постоянно были люди. Из нашего театра она сдружилась с Наташей Теняковой и со мной, ее близкой подругой была и ушедшая несколько лет назад в монастырь Люба Стриженова.

- Лично вас в ней что больше всего удивляло и восхищало?

Пожалуй, ее сила духа и мужество, которых трудно было ожидать от такой маленькой и хрупкой женщины. Казалось бы, родить ребенка с синдромом Дауна - это большое горе. Но она никогда не выпячивала свое несчастье, не требовала к себе какого-либо снисхождения только потому, что у нее болен ребенок. Ия относилась к его состоянию, как к чему-то совершенно естественному (хотя по каким-то обмолвкам, оговоркам я понимала, что ей очень тяжело).

Это был ее крест, и она мужественно его несла. И мы видим результат - Ия продлила жизнь своему сыну: как правило, люди с синдромом Дауна живут не больше 40 лет, а Сереже уже 54. Идет даже речь о том, чтобы занести его в Книгу рекордов Гиннесса как долгожителя среди таких людей.

АКТЕР, РЕЖИССЕР И ПЕДАГОГ ДМИТРИЙ БРУСНИКИН: «ДУРАКУ САВВИНА ОТКРЫТО ГОВОРИЛА, ЧТО ОН ДУРАК»

Дмитрий Брусникин - не только добрый друг, но и коллега Ии Саввиной - был режиссером последнего в жизни актрисы спектакля, в котором ей так и не довелось выйти на сцену.

- Дмитрий Владимирович, зрители очень часто путают актеров с их ролями и ошибаются...

Ия Саввина на экране и сцене была такой же, как в жизни. И к тому же настолько богата духовно, что могла найти в себе любой из репетируемых образов - ее на все хватало. Ее абсолютной искренности, честности и принципиальности многие побаивались: мол, она чрезмерно строга. Иногда у Ии возникали из-за этого проблемы.

Но она никогда не участвовала в каких-то пошлых проектах, не занималась тем, что ей не нравилось, сославшись на материальную необходимость. Она опиралась только на собственный вкус, а не на чужое мнение.

Заслужить ее расположение было нелегко. Дураку Саввина открыто говорила, что он дурак. Она вообще была очень остра на язык, в этом смысле ее можно назвать продолжательницей Фаины Раневской, афоризмы и едкие высказывания которой общеизвестны. Кстати, Ия Сергеевна дружила с Раневской, очень уважала ее, и Фаина Георгиевна отвечала ей тем же.

- Актриса Саввина была еще и очень мужественной женщиной. Согласитесь, ребенок-инвалид - тяжелое испытание...

Справедливости ради надо сказать, что Сережа не всю жизнь жил вместе с матерью, только последние лет 10-12. Связано это было с пресловутым квартирным вопросом: как только Ия смогла позволить себе квартиру большего метража, сразу же забрала его у мамы и сестры, где он жил до этого.

Хоть Ия Сергеевна и не ходила в церковь, у нее были особые отношения с религией, с верой, ее очень уважали священники. Болезнь сына она воспринимала как данность. Несмотря ни на что, это было ее дитя, ее счастье, ее радость, ее солнышко. Она относилась к нему, как любая мать к своему ребенку. Сережа прекрасно рисует, играет на пианино, замечательно читает стихи, хорошо знает английский язык и даже получил высшее образование, что большая редкость для людей с таким заболеванием.

- По-вашему, чья это заслуга?

Кто с ним только ни занимался: и мать, и отец Всеволод Михайлович Шестаков, и бабушка - свекровь Ии. Все они уделяли Сереже много времени, он не был обделен вниманием. Думаю, жизнь у него была даже более насыщенной, чем у многих здоровых его сверстников.

- Как долго вы знали Ию Саввину?

Со времен студенчества.

Я учился в Школе-студии МХАТ у Олега Николаевича Ефремова вместе с покойным ныне Романом Козаком, Сашей Феклистовым. В конце первого курса наши мастера повезли нас на Соловки. Ия Сергеевна и ее муж, Анатолий Исаакович Васильев, присоединились к нам, там мы с ними и познакомились. С тех пор мы стали частыми гостями в их доме.

- Хозяева были людьми хлебосольными?

В их доме всегда было много гостей. Если бы там было неуютно и холодно, то, наверное, он бы так не притягивал. А еще Ия Сергеевна фантастически готовила, можно сказать, была чемпионом мира по кулинарии - на любом конкурсе поваров заняла бы первое место. Она обожала читать поваренные книги, от старинных до современных, у нее был миллион всяких рецептов - кем-то рассказанных, откуда-то переписанных. При этом она все равно импровизировала, у нее был свой стиль. Я как человек, которому довелось пробовать ее блюда, могу сказать: это было невероятно вкусно! Ей одинаково хорошо удавались и солянка, и холодец, и заливное, и хачапури, и долма.

- Мне Ия Сергеевна казалась женщиной, равнодушной к своему внешнему виду...

В последний год жизни она очень плохо себя чувствовала, у нее не хватало сил еще и на это. Но Ия всегда была очень аккуратной.

- В театре знали, что она так тяжело болеет?

Конечно, но в прессу это не просочилось. У Ии Сергеевны вообще были прохладные отношения со СМИ: она крайне редко давала интервью, не любила повышенного внимания к своей персоне, никогда не праздновала юбилеи. Не была она и персонажем светской хроники - ей это было неинтересно.

Зато ее очень увлекала работа. Практически до последнего дня жизни Ии мы репетировали пьесу Петрушевской «Он в Аргентине», в которой Саввина была занята с Натальей Теняковой. Ия Сергеевна, которая очень долго не играла в театре новых ролей (она всегда очень ответственно подходила к их выбору), страстно хотела репетировать. Все мы надеялись на лучшее, и она верила, что обязательно выйдет на сцену и сыграет премьеру. Но, увы, из-за ее плохого самочувствия репетиции пришлось прервать...

- Что теперь будет с ее сыном Сережей?

Ия Сергеевна часто говорила, что они с Сережей должны уйти из жизни в один день, иначе о нем просто некому будет позаботиться. Но судьба распорядилась иначе. К счастью, еще жива мама Саввиной, дай Бог ей здоровья, есть сестра и муж, который является официальным опекуном пасынка. Надеюсь, все у Сережи будет хорошо.

СУПРУГ ИИ САВВИНОЙ АКТЕР АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВ: «ИЯ РЕАГИРОВАЛА НА КАКИЕ-ТО ЖИЗНЕННЫЕ КОЛЛИЗИИ РЕЗКО, НО СПРАВЕДЛИВО»

Должен был пройти почти год, прежде чем муж Ии Саввиной актер Анатолий Васильев согласился рассказать о жене. Этот мужественный человек прошел с ней все круги ада, связанные с болезнью, и особенно последнюю, самую тяжелую неделю, когда актриса страдала от невыносимой боли. Несмотря ни на что, он верил, что жена выздоровеет и обязательно выйдет на сцену. На его руках она потеряла сознание, не сказав ему ни слова на прощание. Он вызвал «скорую», которая - увы! - помочь ничем не смогла.

- Анатолий Исаакович, вы лучше других знаете, каким человеком была Ия Сергеевна...

Прежде всего она была очень мудрой. Ия реагировала на какие-то жизненные коллизии резко, но справедливо. Кому-то это, наверное, не нравилось, но ее раздражала чужая глупость, тупость, бестолковость, непорядочность, непрофессионализм - то, что раздражает всех нас. Она была разной, как все мы: веселой, когда пела и танцевала, сосредоточенной, когда читала или писала, сердитой - тогда ругалась и могла даже накричать.

- О вашей жене покойной говорят как о замечательном знатоке поэзии...

Она знала наизусть очень много стихотворений, но это касалось только ее любимых поэтов - Юрия Левитанского, Булата Окуджавы, Иосифа Бродского... И Владимира Высоцкого Ия любила именно как поэта, а не как актера или барда, обожала читать его песни как стихи. Так что дело тут не в уникальной памяти, схватывающей на лету любую, в том числе и поэтическую информацию, - она хорошо помнила только тех, кого любила.

- Сейчас мало кто знает стихи наизусть...

Наше с Ией Сергеевной поколение отличается от современного: нынешней молодежи такие знания не нужны, а мы не могли и не хотели жить без них. Существовал так называемый самиздат: запрещенные в стране произведения перепечатывались под копирку на машинках на папиросной бумаге. Такие книги мы под строгим секретом читали и передавали друг другу. Сейчас стихи забыты - время другое. Но когда-нибудь маятник, как уже миллион раз бывало в истории, качнется в обратную сторону, и люди снова начнут собираться на поэтические вечера.

Правда ли, что одной из подруг вашей супруги была поэтесса Белла Ахмадулина, рядом с которой ее и похоронили?

Мне об этом говорить трудно: только сама Ия могла назвать имена тех, кого действительно считала близкими друзьями. Но круг людей, вхожих в наш дом, был очень широк. С Ахмадулиной они, кстати, не так часто пересекались в жизни, хотя взаимное приятие у них было - Ия питала самые добрые чувства к Белле Ахатовне, и та отвечала тем же. Чтобы хорошо друг к другу относиться, им и не нужно было тесное общение: достаточно было на расстоянии понимать, что есть человек, который в чем-то с тобой совпадает.

А были люди, перед которыми Ия просто преклонялась. Например, артисты балета Екатерина Максимова и Владимир Васильев, которых она считала живыми гениями и говорила им об этом в лицо.

По образованию Ия Сергеевна - журналист, и эта профессия ее тоже от себя не отпускала. Где можно почитать сегодня ее эссе и очерки о великих актерах?

Друзья собрали их в сборник и подарили Ии Сергеевне на 60-летие.

В этой книжке все, что она успела написать, - за исключением двух-трех статей. К сожалению, их очень мало. У нее было очень легкое перо, ум и глубина - такое сочетание среди современной журналистской братии встречается редко. Потому я с Ией время от времени даже ругался по этому поводу: мол, почему ты ничего не пишешь? После этого она садилась за письменный стол, но терпения хватало не надолго. Видимо, ее журналистское время прошло. В МГУ, да и сразу после окончания журфака, она горела этой работой, печатала статьи на машинке - компьютеров в то время еще не было. Но со временем охота писать пропадала, пропадала, пока не сошла на нет.

- Одна из героинь очерков Ии Саввиной - Фаина Раневская. Их связывали особые отношения?

Это была очень трогательная дружба. Помню звонки по вечерам: когда Ия снимала трубку, Фаина Георгиевна своим низким голосом спрашивала: «Девочка моя, что вы делаете?». На стене у нас висит картина с надписью на обратной стороне, сделанной рукой Раневской: «Талантливой Саввиной от такой же Раневской. 1974 год».

Когда нашему с Ией союзу было года три, Фаина Георгиевна однажды случайно налетела по телефону на меня: «Можно Иечку?». - «Ее, - говорю, - сейчас нет». - «А вы, - спросила, - ее друг»? И, услышав утвердительный ответ, воскликнула: «Как я ей завидую!».

Правда, встречались они редко, но раз в несколько месяцев Ия говорила мне: «Хочу навестить старуху» - так она называла Раневскую. Мы садились в машину, я подвозил Ию к дому на Бронной, а сам ходил во дворе и ждал ее возвращения. И хотя они по два, а иногда и по четыре часа вели свои разговоры, мне это было не в тягость.

«У СЕРЕЖИ ВСЕ ПРОЩЕ, ОН ЖИВЕТ В СВОЕМ МИРЕ, КОТОРЫЙ, ВИДИМО, ЛУЧШЕ НАШЕГО»

- Говорят, у Ии Сергеевны были особые отношения с растениями?

Она их просто обожала! Все подоконники в нашей квартире были заставлены цветами и цветочками, которые при отъезде на лето за город надо было кому-то поручить. Несмотря на то что в последнее время Ии уже тяжело было этим заниматься, она развозила их по друзьям и знакомым. Когда же мы осенью приезжали в Москву, начинался обратный процесс возвращения горшков и расстановки по подоконникам.

А в земле она любила копаться столько, сколько я ее знал. Ей нравилось перетереть комочки, чтобы земля стала, как пух, что-нибудь посадить, а потом наблюдать, как все это растет. Ии достаточно было ткнуть в землю сухую ветку, и та тут же зеленела и зацветала.

- Важен был сам процесс или результат в виде урожая?

Одно было для нее неотделимо от другого. Ей нравилось побросать в подол огурчики, а на следующее утро снова пойти и обнаружить, что вчера что-то пропустила, - радовалась всегда невероятно. Очень любила делать всякие заготовки - солить, сушить, мариновать. Она вообще обожала готовить, и получалось у нее это замечательно. Собирала кулинарные книги: от классика русской кулинарии Елены Ивановны Молоховец (это середина ХIХ века) и до современных изданий. Все друзья и знакомые знали: хочешь сделать Ии Сергеевне подарок - купи поваренную книгу!

Она могла перечитывать эти труды бесконечно, а потом, скрупулезно соблюдая рецептуру, готовить сложнейшие блюда. Над некоторыми нужно было колдовать неделю, а иногда и 10-15 дней: неделю вымачивать мясо в каком-нибудь растворе, потом неделю его отбивать, а потом еще неделю мариновать - дождаться блюда было просто невозможно. Особенно много таких рецептов именно у Молоховец, каждое блюдо у нее готовится не меньше трех дней, за что я ее недолюбливал. Но это была стихия Ии. Причем ей очень важно было не столько попробовать блюдо самой, сколько угостить гостей и увидеть, как их физиономии расплываются в улыбках удовольствия.

- Ия Сергеевна до последних дней жизни репетировала новый спектакль?

Вместе с Наташей Теняковой они должны были сыграть в пьесе Людмилы Петрушевской. К сожалению, это было застольное чтение - они, так сказать, разминались, даже не успели выйти на сцену. Ия часто читала мне отрывки - наигрывала, нащупывала, как будет впоследствии делать роль.

Могло бы получиться очень интересно. К сожалению, сейчас эту пьесу репетируют другие актрисы. Меня это очень расстраивает, но ничего не поделаешь: театральный процесс - вещь жестокая.

- Ия Сергеевна была мужественной женщиной и в жизни, и в профессии?

Да! Особенно это видно по ее последним дням. Известие о том, что жить ей осталось всего несколько дней, она приняла спокойно и стойко.

- Покойная жена вам снится?

К сожалению, нет, и это очень странно и обидно. Наяву, как видение, она мне является очень часто, а во сне почему-то не приходит.

Многих в таких случаях спасает религия, а я, к сожалению, атеист. Друзья неоднократно пытались обратить меня в веру и окрестить, но это же не происходит по чьему-то желанию или велению. А в силу своего атеизма я понимаю, что она ушла навсегда, и это очень страшно. Навсегда! Будь я верующим, надеялся бы встретиться с ней где-то в мире ином, но я понимаю, что этого не будет. Она живет только в моей памяти.

- Чем вы спасаетесь?

Навалились заботы. Прежде всего бытовые - и Сережка, и работа, и еды надо купить, и одежду, и обувь - старая износилась. Все это как-то отодвигает душевную боль на второй план.

- Как дела у Сережи?

Слава Богу, с ним все в порядке - все, что ему нужно, у него есть: синтезатор, много красок, много картонок. И он замечательно всем этим занимается - играет на синтезаторе, рисует, учит английский. У него все проще, он живет в своем мире, который, видимо, лучше нашего. Вообще, Сережа - вечно улыбающийся, недаром таких людей, как он, называют детьми Солнца. Очень редко бывает, что ему что-то не нравится, а так он все время пребывает в прекрасном расположении духа.

- Как ему сказали о том, что мамы не стало?

В августе прошлого года мы втроем были в нашем доме под Костромой, где проводили по пять месяцев в году. Когда Ия заболела, возникла нужда срочно поехать в Москву, чтобы показать ее в клинике на Каширке, - наш знакомый врач заподозрил осложнения. Поскольку мы думали, что уезжаем на два-три дня, Сережа остался там с очень хорошей деревенской женщиной Машей, которая всегда нам помогала. Но в Москве стало ясно, что обратно мы уже не вернемся, - болезнь прогрессировала быстрыми темпами.

Когда Ии не стало, я позвонил Маше и попросил сообщить Сергею, что его мамы больше нет. Но через день она мне перезвонила и призналась, что, как ни пыталась, не смогла этого сделать. Пришлось мне попросить Сережу к телефону и все ему сказать. Он ответил: «Да? Тогда я пойду и поставлю свечку».

Сын Ии очень любит ходить в церковь, вот и сегодня был в храме, ставил свечки за маму, папу и всех, кого помнит. К этому его приучил отец, который вместе с ним ходил в храмы, и теперь этот ритуал доставляет ему большое удовольствие.

Вот я с вами разговариваю (по телефону. - Авт. ), а прямо напротив меня стоит портрет Ии Сергеевны, внизу горит лампадка. Бывает, Сережа, пробегая мимо, вдруг остановится, перекрестится, глядя на мамин портрет, и после паузы бежит дальше по делам. Поэтому понять, как он в душе относится к тому, что ее больше нет, я не могу. Сережа остался сиротой, вот что страшно. Сегодня у него из близких я один...

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Кто теперь этим может интересоваться? - только такие как мы...

МАРИНА НЕЕЛОВА И ИЯ САВИНА. ОДИН МУЖ НА ДВОИХ

Они такие разные. Марина Неелова и Ия Саввина. Разные типажи, разные роли. Но есть в их судьбах кое-что общее. У каждой в жизни - одна большая тайна, имеющая отношение к их детям. А еще - один человек, который в разное время называл себя мужем обеих актрис.

ТАЙНА ОТЦОВСТВА

Главная тайна Марины Нееловой - ее дочь. Точнее имя отца девочки. Когда-то вся богемная Москва с удивлением и некоторым восторгом взирала на страстный роман между известнейшей актрисой и только набиравшим популярность шахматистом Гарри Каспарофвым. Они познакомились в 1984 году в гостях у прославленной фигуристки Татьяны Тарасовой (которую нынешнее поколение знает исключительно по ледовым шоу Первого канала) и ее мужа, пианиста с мировым именем Владимира Крайнева. Каспарову - 21 год. Нееловой - на 16 больше. Их такая мелочь, как разница в возрасте, интересовала мало. Окружающие, конечно, вздыхали, охали, ахали, осуждали, благословляли, но, даже не понимая, принимали. Как минимум - в свои компании. Так Гарри Каспаров стал вхож в лучшие дома столицы.

Только один человек, как гласит народная молва, был резко против этих отношений. Мама юного шахматиста, властная и непоколебимая Клара Шагеновна, чье веское слово для Гарри было законом. Все два года этого романа она лишь наблюдала за его развитием. Но когда стало известно об «интересном положении» Нееловой, наконец вмешалась. И вроде как после этого вмешательства Каспаров, повинуясь воле матери, дал отставку своей возлюбленной.

Столичный бомонд тогда повел себя на удивление единодушно. После такого поступка Каспарова все дружно встали на защиту Нееловой. А Валентин Гафт во всеуслышание объявил, что отныне шахматисту закрыт доступ в приличные дома столицы.

В 1987 году у Марины Нееловой родилась дочь Ника. Вопрос об ее отцовстве нередко поднимался в театральных кругах, но сама актриса всегда пресекала его на корню. Гарри Каспаров тоже никаких комментариев на этот счет не давал. Лишь однажды, когда о возможном отцовстве его спросили без обиняков, прямо в лоб, ответил расплывчато: «Определенно этот вопрос (во всяком случае для меня) не разрешен». И поди ты пойми, что имелось в виду...

Сама Марина Неелова после нескольких лет затворничества неожиданно вышла замуж за дипломата Кирилла Геворгяна, уехала из страны и сбежала таким образом от ненужных пересудов. В конце концов, родители ребенка - те, кто его воспитал. А дочь Нееловой Ника выросла в полной семье, где ее все любили и обожали. Сегодня Ника достойно представляет фамилию своей матери. Хотя она не выходит на сценические подмостки, однако тоже выбрала творческую профессию. Ника - художник, о самобытных работах которой ныне говорят по всей Европе. И это не преувеличение. В конце 2010 года девушка стала победительницей престижного европейского конкурса «Новые сенсации», не так давно в Лондоне прошла ее персональная выставка, многие работы Ники находятся в частных коллекциях по всему миру. И ведь никто не скажет, что к успеху Нееловой-младшей была причастна Неелова-старшая.

«ОТКАЖИТЕСЬ ОТ РЕБЕНКА!»

Единственный наследник Ии Саввиной, сын Сергей, тоже в свое время удостоился персональной выставки. И это стало для него невероятным достижением. Ведь мальчик родился со страшным диагнозом - синдром Дауна, что в нашей стране звучит как приговор.

Ей предлагали отказаться от сына не один и не два раза. Сначала в роддоме, потом в местной поликлинике. Далее - везде. Врачи с пеной у рта доказывали, что отдать его в детский дом будет самым правильным решением. Ия с ужасом смотрела на эскулапов и понимала: никогда в жизни она не решится на подобный шаг. «Ну как же, - убеждали тем не менее ее, - ведь вы известная актриса, а дети с таким диагнозом рождаются обычно у всяких деклассированных личностей - алкоголиков там или наркоманов. А что подумают ваши поклонники?» «Даже и не думайте, что когда-нибудь он сможет хотя бы узнавать вас, - продолжали настаивать медицинские светила. - Вы еще с ним намучаетесь, ведь дети с синдромом Дауна иногда и сидеть не могут научиться». «И помните, что живут люди с таким диагнозом лет до шестнадцати», - пугали ее все те же доктора.

А она, не слушая никого и ничего, бросила все силы на воспитание сына. Даже о собственной карьере она, Актриса с большой буквы, тогда абсолютно не думала (что не мешало ей, впрочем, продолжать блистать на киноэкранах и театральных подмостках). Да и на семейной жизни - ее первым мужем и отцом ребенка был известный ученый-геолог Всеволод Шестаков - пришлось поставить крест. Дни и ночи напролет она учила маленького Сережу самым простым вещам. То, на что у других детей уходят месяцы, он осваивал годами. Зато результаты позже удивляли видных медиков. И те из них, кто когда-то уверял ее в бесполезности подобных занятий, признали свою ошибку. Но больше удивляла самоотверженность актрисы, которая (с помощью своей свекрови, педагога по образованию, и знаменитого детского педиатра Георгия Сперанского) смогла достичь невозможного. Ее сын Сергей Шестаков не только освоил алфавит и русскую речь, он даже выучил английский. Стали появляться заказы - он работал на дому как переводчик. А уже в довольно зрелом возрасте Сергей увлекся живописью. На открытии его персональной выставки известная актриса плакала, не скрывая своих слез. Это была настоящая победа. Сына и ее самой! Сегодня Сергею Шестакову 56. Хотя он, по сути, так и остался большим ребенком, тем не менее поражает всех своими многочисленными талантами. Играет на рояле, декламирует стихи. Ну и рисует, конечно. Вот только до сих пор так и не может осознать, что его любимая мама уже никогда не посмотрит на него с гордостью и любовью: актриса Ия Саввина ушла из жизни 27 августа 2011 года...

ПЕРВЫЙ БРАК И ПОСЛЕДНИЙ

Марину Неелову и Ию Саввину связывает еще и то, что у обеих в разное время в мужьях числился один и тот же человек. Это режиссер, актер театра на Таганке Анатолий Васильев.

С Мариной Нееловой он жил в браке, когда молодая актриса только начинала свой путь в профессию. Собственно, именно ему и можно сказать спасибо за то, что открыл миру ее талант, сняв в своей дипломной картине «Цвет белого снега», а потом уговорив переехать из Питера в Москву. Как только Неелова сменила место прописки, ее карьера резко пошла в гору. Сначала актриса попала в труппу театра имени Моссовета - с обязывающей, но такой лестной формулировкой: «К нам пришла молодая Раневская». Потом ее пригласили в «Современник», попасть куда для самой Марины (после работы с Олегом Далем в «Старой, старой сказке») казалось недостижимой задачей...

Неудивительно, что чем чаще появлялась Неелова в кино, тем мрачнее становилась обстановка дома. Тем не менее с первым мужем она прожила восемь лет. Брак с Васильевым тихонечко подошел к распаду, и супруги без публичного выяснения отношений приняли решение развестись. Тогда же они договорились: если и не скрывать от досужей публики этот свой союз, то по крайней мере особо его не афишировать. Так и получилось, что долгое время никто не знал, что Неелову и Васильева когда-то связывали супружеские узы.

С актрисой Ией Саввиной Анатолий Васильев встретился, когда они оба уже были взрослыми состоявшимися людьми - на момент их знакомства им было за сорок. Случилось это в 1979 году. Тогда Олег Ефремов зазвал Саввину отдохнуть на Соловках. И именно там набирался сил перед будущими творческими свершениями Анатолий Васильев.

В Москву они приехали, уже будучи парой. Поселились в одной квартире, а потом, поняв, что шум и суета столицы их обоих раздражает, удрали в деревню Дорофеево, где купили дом. Там звезда киноэкранов и театральная прима проводила все свободное время - примерно по пять месяцев в году. На пару с мужем она частенько просиживала часы с удочкой в руках и такой жизнью была безмерно довольна.

Да, бывали и у них размолвки. Все-таки оба люди тонкой душевной конструкции, чуть выведешь из равновесия - и все, от идиллии не остается и следа. Про взрывной нрав Саввиной знали даже те, кто не был с ней знаком. Ну а приятели - в шутку, в которой много правды, - называли ее помесью гремучей змеи с лесным колокольчиком. Валентин Гафт даже посвятил ей эпиграмму, очень короткую и точную. Не в бровь, а про глаза, как говорится:

Глазки светло-голубые:

Каждый добрый, вместе - злые.

Так что, конечно, ссорились. И разъезжались - каждый в свой угол. Однако спустя время понимали: они - две половинки одного целого. И вновь воссоединялись.

Ия Саввина и Анатолий Васильев прожили вместе долгих тридцать лет. Правда, почти все это время - в гражданском браке. И только за две недели до ухода из жизни, когда актриса начала подводить итоги своей жизни, она сама предложила Васильеву пожениться. Так что в мир иной она отправлялась со спокойной душой. Ведь точно знала: ее единственный сын не останется без присмотра...

МЕЖДУ ПРОЧИМ

Поразительно вот что. Когда-то Неелову называли отчего-то «молодой Фаиной Раневской». Так вот - и Ию Саввину, внешне, да и внутренне такую непохожую на Неелову, тоже постоянно сравнивали с Фаиной Георгиевной. Причем сама актриса активно поддерживала мнение, что есть между ними что-то общее.

Саввина, как и Неелова, когда-то служила в театре имени Моссовета. Ей посчастливилось застать Фаину Георгиевну. И хотя Раневская всячески опекала Саввину, между ними, обладательницами не самого легкого нрава, однажды вспыхнул грандиозный скандал. Как-то Раневская гаркнула на Саввину: «Как вы смеете стоять ко мне спиной, когда я на сцене!» Другая бы в ответ промолчала, однако не тут-то было. «Если не прекратите ваше барское хулигантство, я уйду, кувыркайтесь тут как хотите», - ответствовала она гордо. «Потом мы обе рыдали четыре часа. Она винила себя, а я - себя», - расскажет позже Саввина о той истории.

В канун 80-летия Ии Саввиной мы попросили вспомнить о ней близких актрисе людей, ее коллег. Первым откликнулся самый близкий ей на протяжении 30 последних лет жизни человек - ее муж, актер Театра на Таганке Анатолий Васильев. Ровно пять лет назад овдовевший.

Первое, что приходит в голову, когда я задумываюсь об Ие, - это воспоминания о том, как мне с ней было хорошо, - начинает разговор Анатолий Исаакович. - У актеров есть такое выражение - органичный человек. Вот она была для меня безумно органична, жить с ней мне было необычайно легко, комфортно. Вот сижу дома, звонок в дверь, Ия пришла - мне сразу же хорошо!

А вот говорят, что она была очень резкой, могла иной раз и послать подальше...

Анатолий Васильев: Да, бывало такое. Это происходило в том случае, если происходящее не совпадало с ее представлением о совершенстве. У нее были очень высокие требования к жизни, к происходящему вокруг. Я на ее эскапады не реагировал, всегда дожидался, пока этот кипяток перестанет бурлить, другие - бледнели, краснели, начинали заикаться. Такое маленькое существо - и так вулканически взрываться...

А пыль после "взрыва" быстро оседала?

Анатолий Васильев: Когда как. Иного пошлет куда положено, и тот месяц-другой над собой работает, ее расположение возвращает. Эти взрывы, скажу вам, чаще происходили в приятельских отношениях, если человек не близок, она на него и взрываться-то не будет. А вот те, кто дорог и интересен, получали "по полной".

Одной из главных отрад вашей семейной жизни была дача в Щелыкове.

Анатолий Васильев: Да, 500 километров от Москвы - уезжаешь к чертовой матери, всякая цивилизация кончается и начинается вегетативная жизнь. Лес, грибы, в огород забегают лисы, запрыгивают зайцы, в лесу из-под тебя глухари вылетают...

Ие Сергеевне, городской, воронежской, это было нужно?

Анатолий Васильев: Да она всю жизнь говорила, что она крестьянка! Они жили в пригороде Воронежа, свой дом, огород. На нашем видео есть кадры, как она с серпом сладострастно лезет под кусты, полет траву, высаживает семена, за которыми потом надо будет ухаживать все лето. При этом ругается, что устала как собака, а с утра снова. Парники, помидоры, засолить, закрутить, до трех утра возиться с этим... На балконе до сих пор остались закрученные ею банки с кабачками, с морковью.

Готовила, наверное, вкусно...

Анатолий Васильев: Вкусно - это мягко сказано. Готовила грандиозно. На том же балконе - две полки длиной по полтора метра, полные кулинарных книг: кухня еврейская, таджикская, украинская, белорусская, латиноамериканская... Есть даже два тома Молоховец позапрошлого века. Любимые рецепты были те, что рассчитаны недели на две готовки, а еще лучше на месяц. Вот у Молоховец есть рецепт "цыплята на манер рябчиков". Птиц надо вымачивать, чего-то им впрыскивать, добавлять можжевеловых ягод и еще всякого, пока они на вкус рябчиков не начнут напоминать. Дней 15-20 процесс шел.

И как успевала при этом...

Анатолий Васильев: Да, успевала - писать учебные программы, статьи, учить роли. Я ж никогда не видел, чтоб она роль учила! Тем не менее когда она выскакивала на сцену, то выдавала монологи по 5-7 минут. И никогда не было спешки, истерики - "не успела туда, не успела сюда": все спокойно, не спеша, покряхтывая, покуривая.

А ведь на ней был еще Сережа, сын с синдромом Дауна. Ему сейчас уже 58...

Анатолий Васильев: На Сергея было потрачено много усилий не только Ией, но и ее свекровью, подругами, друзьями. Одни учили его играть на пианино, другие английскому, кто-то занимался с ним литературой, и теперь Сережа учит и прекрасно читает стихи - Пушкина, Окуджаву. А лет 6 назад начал вдруг рисовать, этому его никто не учил. Начал с фломастеров, перешел на гуашь. Две выставки уже было.

Прямая речь

Валентин Гафт: Я обратил на нее внимание еще до выхода "Дамы с собачкой". Год где-то 59-й, я спускаюсь по лестнице на "Ленфильме", и в профиль у окна стоят двое, облокотившись о стенку. Это были Саввина и Хейфиц, режиссер "Дамы...". Оторваться было нельзя - мутноватое окно, два прекрасных профиля: картинка, будто кистью писанная, такой тонкости, нежности. И я подумал тогда: вот где, наверное, разговор о прекрасном...

У нее была потрясающая способность создавать. Она не мелочилась, ей надо было играть только глубокие человеческие вещи. Иной раз смотришь на нее в сцене и думаешь: господи, как же она хорошо знает жизнь, людей, как точно логику человека улавливает, чувствует болевые точки...

Елена Проклова: На ее счастье, у Ии Сергеевны не было актерского образования, играть ее не учили, и в каждой своей роли она на 100 процентов жила, до самозабвенья, выкладывая всю душу, без актерства, без того, чтоб придумать "образок" и его играть.

А на отдыхе - это был просто другой человек. На даче в Щелыкове мы, помню, идем по лесу, грибы собираем, а она все вскрикивает: "Ах ты поганец какой, вылез тут!", "А этот-то, как смотрит на меня!" Она разговаривала с ними, каждому давала прозвище, и было видно, что человека оторвали от природы, сунули в этот город, и она, кажется, прожила жизнь не совсем в своей тарелке. В театре я ее никогда такой не видела. А кстати, "поганец" - это было не про поганку, а про беленький...

Игорь Верник: Вспоминаю ее такой: с сигареткой, легкая, озаренная, улыбается. Она была нежна с теми, кто ей был близок, со мной всегда держалась как старший товарищ. Помню, как-то в 80-х, когда я снимался в первых клипах, рекламных роликах, встречаемся в коридоре МХАТа, и она бросает мне так, на ходу: "Ну что, улыбка на миллион долларов?"

На репетициях всегда сидела с книжкой или с кроссвордом. Кроссворды были такие, которые среднестатистический человек решает за час, а у нее уходило несколько минут. Потом пошли книжки из кроссвордов. Она никогда не позволяла себе расслабленности, голова всегда должна была работать, не простаивать.

Актриса, журналист, литературовед

Сергей Юрский :

Что такое творческий человек? Творчество - это особый способ жизни, где сохранение своего внутреннего огня является самым главным. И ради этого перетерпеваешь все. Ее жизнь была очень трудной, но Ия преодолевала это творчеством. Актерски - но не только.

Ия Саввина - блестящая журналистка с университетским дипломом, знаток литературы и литературовед, автор киноведческих очерков об Ульянове, Раневской, Орловой, грузинских комедиях... Актерская работа отодвинула в сторону эту ее ипостась. И вот случилась - Шаболовка, Главная редакция научных, художественных и учебных программ. Особенный канал, связанный с театром, литературой, с классикой. И литературная работа для ТВ, на мой взгляд, вошла в пятерку главных достижений Ии.

Ее сценарии стали основой для инсценировок "Театра Тургенева" и "Театра Салтыкова-Щедрина" для "Учебки". Фильм тургеневский был снят всерьез, мы не просто разыграли сцены, а выезжали в Спасское-Лутовиново, актеры, режиссеры, Ия - как автор и редактор группы. В фильме по Салтыкову-Щедрину сыграла и она сама, а потом мы все: Тенякова, Богатырев, Ия, я, уже без грима зачитывали и обсуждали письма, дневники Михаила Евграфовича...

Бывшие