Все школьные сочинения по литературе. Человек и природа в сказке-были Пришвина Кладовая солнца (Школьные сочинения) Другие сочинения по этому произведению

Сочинение

Стоят вельможные деревья,

Почти влезая в каждый дом.

Давно их кончено кочевье,

Они в решетках, под замком.

Н. Заболоцкий

Человек — дитя Природы. Возможно, именно Природа и есть тот самый Бог, которого ищут отчаявшиеся люди. И в самом деле, стоит ли обращаться к религии или мистике для поиска истины? Не в том ли истина, что мы — дети Природы, а одновременно — ее убийцы?..

Не следует впадать в крайности, как это часто делают «зеленые» во время своих манифестаций. Человечество выбрало техногенный путь развития, и с этим уже ничего не поделаешь. Теперь нужно найти форму разумного и бережного сосуществования наших механизмов и нашей Природы.

Американцы очень любят все подсчитывать. Так вот, их статистика утверждает, что в семьях, где есть собака или кошка, число сердечно-сосудистых заболеваний в пять раз меньше, чем в семьях, где их нет. Более того, в этих семьях люди почти не подвержены простудам. Насчет простудных заболеваний есть научная гипотеза. Дыхание собак и кошек создает в квартире бактерицидную, антимикробную среду. Впрочем, давно известны поговорки: «Собака лизнет — все болезни вылечит», «Кошка на больное место ложится». Слюна собак и кошек действительно обладает особыми свойствами. Не исключено, что они действуют как живые кварцевые лампы — стерилизаторы окружающей среды. Возможно, частичка Природы в виде ее домашних представителей заботится о нашем здоровье, создавая своеобразное оздоровительное биополе.

По данным тех же американцев, в странах Европы 90 процентов семей держат какое-нибудь домашнее животное. Это могут быть песик или птичка, хомячок или рыбки в аквариуме. А уж цветы в горшках имеются, наверное, у 99 процентов населения.

Чем это вызвано? Модой? Привычкой?

Да нет, просто человек, насильно вырванный из естественной среды обитания, пытается внести в свои квартиры-клетки хоть какую-то долю живой Природы.

В нашей стране в доперестроечный период очень любили бороться за что-нибудь. «За перевыполнение плана», «за братство народов», «за любовь к природе», «за сохранение лесонасаждений»… Бороться не надо. Мы же не боремся за нормальный аппетит или спокойный сон. Мы стараемся иметь нормальный аппетит и спать в покое. За Природу не надо бороться. И говорить о любви к ней столь же абсурдно, как клясться в дружбе своей коже или объясняться в любви воздуху, которым дышим. Просто следует относиться к ней так, как мы относимся к родителям, даже не всегда хорошим; как мы относимся к своему телу, пусть часто безалаберно; как относимся к самой жизни, не всегда приятной, но все равно чудесной.

И никогда не забывать, что все вокруг живое. Сломал ветку — будто сломал палец у товарища, налил бензин в ручей — будто нагадил в чайник соседу, поджег рощу — спалил дом…

Закончить тему хочется великолепным четверостишием Тютчева:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Другие сочинения по этому произведению

Митраша и Настя С лесом надо дружить. Единство человека и природы в сказке-были Пришвина “Кладовая солнца” Анализ сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца» Чему научила меня сказка-быль М. М. Пришвина «Кладовая солнца» Герои повести М. Пришвина «Кладовая солнца» Настя и Митраша

Сочинение

М. М. Пришвин – один из своеобразнейших писателей, который подарил нам множество рассказов, повестей, “географических очерков” о природе. В них все объединено человеком – неспокойным, думающим, человеком с открытой и смелой душой. Великая любовь писателя к природе родилась из его любви к человеку. Эта тема прослеживается в сказке-были М, М. Пришвина “Кладовая солнца”.

“В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Передо лавльЗалесского, осиротели двое детей”, – так начинается замечательное произведение. Это начало напоминает сказку, где читатель входит в чудесный мир, где все живое взаимосвязано. На этом фоне появляются два образа – Настя и Митраша. “Настя была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки”. Митраша был маленький, но плотный, “мужичок в мешочке”, улыбаясь, называли его между собой учителя в школе.

После смерти родителей все их крестьянское хозяйство досталось детям: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, золотой петух Петя и поросенок Хрен. Дети заботились обо всех живых существах. Настя занималась женскими домашними делами, “с хворостинкой в руке выгоняла она свое любимое стадо, растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи”. На Митраше лежало все мужское хозяйство и общественное дело. “Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы”. Так дети жили дружно, не зная горестей и бед.

Однажды решили они пойти в лес за клюквой. “Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растет в болотах летом, а собирают ее поздней осенью”. Вспомнив о том, что есть такое место, называемое палестинкой, “вся красная, как кровь, от одной только клюквы”, Настя и Митраша отправляются в лес. Взяли они с собой самое необходимое. Настя положила в корзинку хлеба, картошки, бутылку молока. Митраша взял топор, двуствольную “тулку”, сумку с компасом. Зачем же он берет компас? Ведь в лесу можно ориентироваться по солнцу, как это делали деревенские старожилы. “Мужичок в мешочке” хорошо помнит отцовские слова: “В лесу эта стрелка тебе добрей матери: …небо закроется тучами и по солнцу в лесу ты ориентироваться не сможешь, пойдешь наугад – ошибешь-ся, заблудишься…”.

Кто знал, что дети столкнутся с природной стихией и воочию увидят Блудово болото? Пройдя полпути, Настя и Митраша сели отдохнуть. “Было совсем тихо в природе, и дети до того были тихи, что тетерев Косач не обратил на них никакого внимания”, О Блудовом болоте ходила легенда, что “лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня.,.” С тех пор ель и сосна растут вместе. И ветер иногда качает эти деревья. И тогда ель и сосна стонут на все Блудово болото, словно живые существа.

После отдыха дети решили идти дальше. Но не тут-то было, “довольно широкая болотная тропа расходилась вилкой”. Что же делать? Проявив свой упрямый характер, Митраша идет по слабенькой тропе, а Настенька – по плотной. Вдруг рванул ветер, и сосна и ель, нажимая друг на друга, по очереди застонали, как бы поддерживая спор брата и сестры. “Среди звуков стона, рычанья, ворчанья, воя в это утро у деревьев иногда выходило так, будто где-то горько плакал в лесу потерянный или покинутый ребенок”. Даже волк в это время вылез из своего логова. “Он стал над завалом, поднял голову, поставил единственное ухо на ветер, выпрямил половину хвоста и завыл”.

Как и всякая сказка, сказка-быль М. М. Пришвина имеет счастливый конец. Митраша из-за своего упрямства оказался на Блудовом болоте. И в борьбе за жизнь ему помогла собака Травка, А что же Настя? Она, увлеченная сбором ягод, на некоторое время забыла о брате, “еле передвигает за собой корзину, вся мокрая и грязная, прежняя золотая курочка на высоких ножках”.

Под вечер голодный Митраша и уставшая Настя встретились. Им суждено было встретиться вновь в лесу и продолжить свой путь вместе, как уже двести лет “живут” на Влудовом болоте ель и сосна.

Другие сочинения по этому произведению

Митраша и Настя Природа и человек С лесом надо дружить. Анализ сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»

Еще с первого дня существования человечества на Земле, человек тесно взаимодействовал с природой. Именно природа давала ему пищу, предоставляла способы помыться и обогреться, позднее - открывала все свои всевозможные ресурсы, создавая благоприятные условия для жизни каждого человека. Безусловно, природа - это неотъемлемая часть жизни любого живого существа, в том числе и разумного.

В сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца» достаточно ярко и аргументировано раскрывается тема взаимодействия человека и природы. В начале сказки читатель узнает о том, что на судьбу двоих детей (мальчика Митраша и девочки Насти) выпала нелегкая ноша - расти сиротами и во всем помогать друг другу. Благо, родители оставили им небольшой домик и неплохое хозяйство, за которым нужно ухаживать, с чем дети отлично справлялись. Брат с сестрой не только занимались домашними делами, но и помогали другим людям и казались взрослыми не по годам.

Центральным происшествием сказки становиться поход Митраша и Насти в лес за клюквой. С особым трепетом автор описывает читателям природу села, леса и даже два одиноких дерева у болота восстают перед читателем как два живых существа, которые навеки сплетены друг с другом. С рассказа мы узнаем подробности сбора детей в лес: как Настя заботливо берет с собой продукты, а мальчишка - отцовское ружье. Вместе с детьми читатель наблюдает всю роскошь лесной природы, представляет звуки, которые издают лесные жители, и переживает, дабы герои не угодили в страшное болото, где пропало немало животных и людей.

В данном эпизоде раскрывается взаимоотношения человека и лесной природы. Дальше из-за принципиального спора сестры с братом, их тропинки расходятся, и девочка идет известным протоптанным путем, а мальчик, следуя указаниям компаса, попадает в болото, откуда теряет надежды выбраться. Именно в этот момент раскрывается еще одна связь человека и природы - в сказку вводится еще один важный персонаж - собака Травка. Собачка помогает Митрашу выбраться с тянущего болота и даже ловит для него зайца в качестве поживы, за что мальчик спасает собаку (да и себя тоже) от хитрого волка «Серого помещика», который после недавней облавы обозлился на всех жителей села и их животных. В этом случае раскрывается противостояние человека природе, когда представители диких животных угрожают жизни и благополучию людей.

Тем временем Настя или Золотая Курочка, как нежно ее прозвали в сказке, собирает много вкусных, сладких, красных ягод, но вспомнив о брате, спешит ему на помощь. Ту ночь дети провели в лесу, где им больше не грозила опасность - еще один пример взаимодействия человека и природы. После герои вернулись домой, и пожертвовали все собранные целебные ягоды больным деткам-сиротам.

Стоит упомянуть, что всю эту историю поведал рассказчик, что разведывал болотные богатства, а конкретнее - добывал торф, которого там было в излишке. Этим автор еще раз подчеркивает, как природа заботится о человеке, предоставляя ему все необходимое. И осталось только одно очень важное пожизненное дело - взаимно заботится о природе.

Великая любовь Пришвина к природе родилась из его любви к человеку...
К. Г. Паустовский

Наиболее известным произведением Михаила Михайловича Пришвина является сказка-быль «Кладовая солнца», написанная после Великой Отечественной войны, в 1945 году. Она отличается как занимательным сюжетом, так и поэтическим описанием картин русской природы.
«Кладовая солнца»... Так Пришвин образно назвал залежи торфа на болотах. Это естественным образом сформировавшийся источник топлива, предназначенного человеку в наследство. Само название сказки- были говорит о том, что человек - часть природы и всем ей обязан.
Необыкновенно яркие и запоминающиеся пейзажные зарисовки сделал автор. Рассказывая о болоте, где Настя собирала клюкву, Пришвин, кажется, описывает каждую травинку, каждую ягодку, каждый кустик, каждую веточку, каждую кочку. Он знает названия растущих в той местности трав, кустарников и деревьев. Поэтому описания автора необычайно точные и детальные.
Главные герои произведения - Настя и Митраша - необычайно близки к природе. Даже описывая внешность девочки, Пришвин не избегает сравнения с представителем животного мира: «Настя была как Золотая Курочка на высоких ножках». Дети живут в гармонии с окружающим миром, вместе с домашними животными, которые воспринимаются ими как члены семьи и без которых они не смогли бы выжить. Брату и сестре помогают корова Зорька, телушка Дочка, петух Петя, поросёнок Хрен.
Животные изображаются автором так, что мы начинаем им сочувствовать, как людям. Собака Травка, оставшаяся одна после смерти своего хозяина лесника Антипыча, вызывает у нас не меньшую жалость, чем осиротевшие Настя и Митраша. Она одинока и вынуждена жить для себя. Жалобный вой Травки напоминает плач человека. Именно она утешает Настю, потерявшую брата, она помогает Митраше вылезти из болота.
Пришвин не просто рисует пейзажные картины, а одушевляет природу. Она не может не откликаться на события, происходящие с детьми. Когда Настя и Митраша не смогли выбрать дорогу и поссорились, погода сразу испортилась: небо потемнело, налетел ветер, деревья «зарычали, завыли, застонали». В другом эпизоде «ёлочки-старушки» волновались за Митрашу, когда тот пробирался по топкому болоту. Пришвин использует приём олицетворения, подчёркивая, что природа - такое же живое существо, как и человек.
Сказка-быль «Кладовая солнца» - необычайно органичное произведение. Природа у Пришвина не агрессивна и не враждебна к людям. Наоборот, она становится защитницей одиноких детей, попавших в беду, их помощницей. Жизнь природы и человека должна находиться в гармонии. Только тогда, прислушиваясь к голосу природы, человек сможет выжить.

Бывшие