Алена хмельницкая почти год живет с новым возлюбленным. Алена Хмельницкая: личная жизнь после развода, новый муж Хмельницкая алена александровна личная

К знаменитостям всегда приковано внимание. Их свадьбы, расставания, пополнение в их семьях обсуждаются и дополняются разными подробностями. Не стал исключением и развод Алены Хмельницкой и Тиграна Кеосаяна. Пары, семейная жизнь которой длилась двадцать лет.

Причина развода Алены Хмельницкой и Тиграна Кеосаяна

Свой разрыв пара не стремилась обнародовать. И только после того, как улеглось волнение, вызванное им, выяснилось, что супруги расстались в 2012 году. Причина произошедшего оказалась до такой степени банальной и часто встречающейся, что не удивились ни коллеги, ни самые близкие друзья. Дело в том, что Тигран стал посещать всевозможные светские мероприятия с новой спутницей. Ею оказалась редактор телеканала Russia Today Маргарита Симоньян. Вначале никто попросту не обратил на это внимание. Но в один прекрасный день в блоге журналистки Божены Рынска появилась заметка о том, что она встретила пару в Юрмале. Значит, уже на тот момент развод Алены Хмельницкой и Тиграна Кеосаяна был неминуем.

Божена развила эту тему дальше и даже объявила, что отец ребенка этой девушки - не кто иной, как Тигран. Читатели и подписчики стали задавать вопросы. В 2013 году у Маргариты родилась дочка Марьяна. Кто её настоящий отец, девушка таинственно умалчивала. Точно известно, что на тот момент её гражданским мужем был Андрей Благодыренко. В подтверждение своего статуса Марьяна носила кольцо на безымянном пальце.

Будучи в Юрмале, девушка уже ждала второго ребёнка. Отец его, по утверждению Божены, Кеосаян. Журналистка и не скрывала своего искреннего удивления насчет того, что развод Алены Хмельницкой и Тиграна Кеосаяна для окружающих - тайна. Баграт - такое имя дали своему сыну, родившемуся в 2014 году, Симоньян и Кеосаян.

Последнее появление вместе

Последний раз пару вместе видели на премьерном показе картины «Два дня» (2011 год). Никто и не мог тогда предположить, насколько близко расставание Алены Хмельницкой и Тиграна Кеосаяна. Видимо, таким крепким и незыблемым считался их союз. Ведь всего год назад до этого события у них появился второй ребенок - дочь Ксения. И поэтому причиной постоянного отсутствия Алены рядом с супругом стали считать заботы о новорожденной. Время от времени она всё же появлялась на светских вечеринках. Но при этом была либо в одиночестве, либо в сопровождении приятельниц.

Как всё начиналось

Свадьба Кеосаяна и Хмельницкой состоялась в 1993 году. У него к тому времени уже был опыт режиссерской работы над фильмом «Катька и Шиз». Алёна была молодой актрисой, студенткой. Они познакомились в ленкомовском буфете. После женитьбы в карьере обоих супругов начался взлёт. В 1994 году в молодой семье произошло пополнение - родилась дочка Саша. Новоиспечённый супруг энергично взялся за режиссуру. С 2007 года он является ведущим и продюсером различных телевизионных программ. По окончании декрета Алена начинает активно пополнять багаж своих киноролей, несколько раз она вела совместные с супругом программы.

Она играла главные роли и в картинах мужа, обычно это ей доставались «сильные и независимые» стервы. Актриса бы с радостью примерила на себя другое амплуа, героини доброй и душевной, но режиссеры к этому не стремятся.

Первые тревожные звоночки

Почему произошел развод Алены Хмельницкой и Тиграна Кеосаяна и когда появились первые недомолвки между ними? Отношения этих людей долгое время считали самым настоящим эталоном в кругу творческой элиты. Казалось, что это тот самый случай, когда любовь если уж не до гроба, то до самой старости точно. Переломным для пары оказался 2009 год. Именно тогда по непонятной ни для кого причине эпатажному актёру Никите Джигурде пришло в голову проговориться о давнем романе с актрисой. Они снимались в одной картине, и их отношения переросли в более тесные. И хоть это обоюдное увлечение было недолгим, о нём не забывал. Так получалось, что произошло это перед самой свадьбой Алены. Что побудило Джигурду извлечь свои воспоминания на свет, было неясным. Но коллеги Тиграна прекрасно видели, как нелегко приходилось режиссеру в тот период. Он ходил мрачным и старался свести к минимуму общение с кем-либо. Вероятно, не желая доводить дело до развода и стремясь сохранить брак, Алёна решилась на рождение второго ребенка. К сожалению, супружеским отношениям это не помогло, реанимировать их не удалось.

Пресса о расставании пары

Развод Алены Хмельницкой и Тиграна Кеосаяна, конечно же, спровоцировал массу кривотолков. Одним из часто повторяемых в прессе высказываний Хмельницкой стала фраза о том, что, расставшись, они с мужем стали лучше друг к другу относиться. Они, как и раньше, близкие и родные люди. По этой причине их расставание прошло тихо, без бурных истерик и скандалов. В своих интервью актриса также подчеркивает, что не препятствует общению дочерей с отцом. Младшая Ксения часто у него гостит и общается с братиком. Дети не обделены ни лаской, ни вниманием обоих родителей. Не обошли СМИ вниманием и личную жизнь актрисы, приписав ей тесные отношения с одним российским бизнесменом. Алена благодарна тем журналистам, которые не спешат ей приписать любовные романы, главной героиней которых она не является.

Супруги после развода

Алена Хмельницкая продолжает свою актерскую карьеру и с пониманием воспринимает выбор бывшего мужа. К нему и его новой возлюбленной она относится вполне сдержанно. Это удивляет многих. Ведь для знаменитостей привычно превращать свои расставания в шоу и извергать на головы бывших все накопленные обиды. Алена Хмельницкая не относится к числу таких людей.

Если говорить о новых взаимоотношениях режиссёра, то он, по утверждению коллег, вполне счастлив. По версии актера Антона Преснова, рассказавшего о них, эта пара является настоящим олицетворением того, как работает режиссер со своей музой. Возлюбленная вдохновляет его своими мыслями. Между ними сложилось прекрасное взаимопонимание. От Маргариты на съемочной площадке исходит тепло, от которого работа наполняется спокойствием.

Кстати, осуждать развод Алены Хмельницкой и Тиграна Кеосаяна (фото бывшихсупругов можно увидеть в этой статье) окружающие их люди не берутся, таким уважением пользовалась эта пара.

Актриса рассказала о новом избраннике, о дружеских отношениях с бывшим мужем и его женой, о том, чем занимаются ее дети.

Несколько лет назад, казалось бы, идеальная во всех смыслах пара - Тигран Кеосаян и Алена Хмельницкая - распалась, хотя они были вместе около двадцати лет.

А началом всего у Алены стала «Юнона» и «Авось» в «Ленкоме». Она, по сути, выросла на этом спектакле, так как мама работала на нем вторым балетмейстером по приглашению Владимира Васильева. Алена была на всех репетициях и потом на каждом спектакле сидела в оркестровой яме. И собственно, именно из-за «Юноны» решила поступать на актерский факультет.
Так что Хмельницкая была счастлива, попав в «Юнону» и в «Ленком», хотя разрывалась между репетициями и сессией. У нее было две жизни: одна - студенческая, а вторая - взрослая, актерская. На четвертом курсе она даже не пробовалась в другие театры, потому что уже была в «Ленкоме».

К тому же тогда Алена начала активно сниматься. С Тиграном она познакомилась сразу после института, а в двадцать два года уже вышла замуж. Вскоре она забеременела Сашей ушла из театра.

С самого начала с Тиграном все было серьезно, а при этом весело и легкомысленно, без глобальных заморочек по этому поводу. Они сразу стали обсуждать свадьбу, как, что будет.
Тигран много работал и был полон всяких планов. И главное - абсолютно уверен в том, что все будет хорошо - и в профессии, и во всем остальном. Алена понимала, что он, безусловно, ответственный, надежный, и знала, что для него значит семья.

Алена очень хотела ребенка. Рождение Саши было абсолютно органичным, Алена не знает, как она вообще жила без нее. Через год после рождения дочки Хмельницкая стала управляющей бутика. Бутик актриса рассматривала исключительно с точки зрения своих фантазий, киношного представления о том, какое это приятное дело - заниматься модной одеждой. Она думала, что из нее может получиться крутая бизнес-леди, а когда Тигран начнет кино снимать, она будет у него играть.

Бутик просуществовал три года, но удовольствие Алена получала, только когда привозили новую коллекцию, вывешивали - и люди начинали покупать. Она что-то зарабатывала, но назвать это успешной деятельностью было нельзя. Потом Тигран начал снимать фильмы. А у Алены все по-настоящему началось с «Ландыша серебристого», который она очень любит.


А вот Саша не выбрала актерскую профессию, предпочла кинорежиссуру, потому, что у нее не актерская сущность и абсолютно не актерские мозги, считает ее мама. В мае она заканчивает учебу на режиссерско-продюсерском факультете в США. Когда Саше исполнилось шестнадцать, она поехала получать диплом американской школы в Англию. Как раз тогда родилась Ксюша. К тому времени Саша уже определилась, что хочет заниматься кинорежиссурой, и все были готовы к ее отъезду за границу. Саша учила английский язык, который у нее шел очень успешно, помимо этого оканчивала немецкую школу, где вторым языком был французский.

Когда Саша уехала, Алена чувствовала себя безумно одинокой, потому что они действительно в последние годы были с ней очень близки, особенно в тот год, когда Алена ходила беременной. Они жили вдвоем в Ницце перед рождением Ксюши и после. Саша маму там опекала и отправилась с ней в больницу, когда пришло время.


После рождения Ксюши никакого возврата в молодость, говорит Алена, она не почувствовала. Сниматься Алена стала, когда Ксюше было полгода, хотя у нее и не было острого желания работать.

В расставании всегда виноваты оба, говорит Алена. И их расставание ни для кого из них не стало какой-то неожиданностью. Были у них и кризисы, и сложные этапы в работе и личных отношениях.

Ксюша - одна сплошная радость, говорит Алена, и она дает ей очень много сил. Каждый выходной она ездит к папе и прекрасно там общается со своей сестричкой и братиком. Поэтому у них полная гармония. Алена общается с новой женой Тиграна Кеосаяна Маргаритой Симоньян. Они ходят друг к другу на дни рождения детей.

Алена считает себя самодостаточным человеком и не думает, если она одна, то не успешна. Актриса не искала никаких чувств и отношений, но и никогда не была ими обделена.

Сейчас у Хмельницкой рядом есть человек. Это бизнесмен Александр Синюшин. Она очень ценит ум, - в мужчине особенно. Алена стала более эгоистичной и теперь считает, что вдвоем людям должно быть лучше, чем поодиночке. Алена говорит, что не может влюбиться в дурака, в не щедрого мужчину. У Алены очень сильный материнский инстинкт, и у мужчины обязательно должен быть контакт с ее ребенком. Ксюше Саша сразу понравился. И именно из-за ее отношения к нему у Алены появилась мысль о том, что это могут быть серьезные, полноценные отношения.

Александр моложе Алены, но не катастрофически, говорит она. Они достаточно долго с Сашей общались. Сейчас уже почти год живут вместе, а до этого встречались, прекрасно проводили время. Хмельницкой нравилась эта легкость - она сама по себе, у нее своя жизнь. Все их устраивало до какого-то момента, а потом они поняли, что им уже хуже отдельно. Решили аккуратненько попробовать жить вместе.

По словам Алены, у них с Сашей все совпадает именно так, как хотелось бы. Нет ничего, что она любила бы, а он нет. В том числе и предпочтения в отдыхе, и вкусовые пристрастия похожи.
Синюшин занимается бизнесом в области музыки, но с технической стороны. У Саши есть друзья и знакомые из актерского мира, с которыми он общается, поэтому для него все это не в новинку.

Алена Хмельницкая

Виктор Горячев

Алена Хмельницкая — образец приятного сочетания красоты и ума, располагает к себе искренностью, доброжелательностью и легкостью в общении. И это остается константой, несмотря на перипетии в личной жизни. Несколько лет назад, казалось бы, идеальная во всех смыслах пара — Тигран Кеосаян и Алена Хмельницкая — распалась, хотя они были вместе около двадцати лет. Актриса приоткрыла завесу и рассказала о том, как пережила этот непростой период и встретила новую любовь.

— Алена, кажется, еще недавно ты только начинала карьеру, а сегодня у тебя уже взрослая дочь, которая стоит на пороге самостоятельной профессиональной жизни, оканчивая университет в США. А у тебя началом всего, по-моему, стала «Юнона» и «Авось» в «Ленкоме».

— Безусловно! Это было огромным событием, ведь я, по сути, выросла на этом спектакле, так как мама работала на нем вторым балетмейстером по приглашению Владимира Васильева. Я была на всех репетициях и потом на каждом спектакле сидела в оркестровой яме. И собственно, именно из-за «Юноны» решила поступать на актерский факультет. Так что я была счастлива, попав в «Юнону» и в «Ленком», хотя разрывалась между репетициями и сессией. У меня было две жизни: одна — студенческая, а вторая — взрослая, актерская. На четвертом курсе даже не пробовалась в другие театры, потому что уже была в «Ленкоме». К концу института вопрос «что делать дальше?» был неактуален. Но, если бы меня не пригласили на «Юнону», с моей театральной карьерой могло все повернуться по-другому.

— А тогда ты понимала, что в «Ленкоме» — дальше тупик?

— Да, я настолько хорошо знала этот театр, что понимала всю ситуацию. Хотя, наверное, все равно каждый раз ждала распределения, просто не могла уйти оттуда. К тому же тогда начала активно сниматься. Плюс появилась личная жизнь. С Тиграном я познакомилась сразу после института, а в двадцать два года уже вышла замуж. Вскоре я забеременела Сашей, уже не могла скакать по сцене в роли Кончиты (смеется) и просто ушла из театра. Без мысли о возвращении.

— Тебе совсем не хотелось продлить приятный романтический и безответственный период свиданий?

— Нет, потому что с самого начала все было серьезно, а при этом весело и легкомысленно, без глобальных заморочек по этому поводу. Ну замуж, и отлично. Мы сразу стали обсуждать свадьбу, как, что будет.

— Это было начало девяностых, сложное время, кино тоже переживало тяжелый период. Тигран тебе показался перспективным молодым человеком?

— Конечно! Он много работал. И мне казалось, что для своих лет он очень серьезен и полон всяких планов. И главное — абсолютно уверен в том, что все будет хорошо — и в профессии, и во всем остальном. Я понимала, что он, безусловно, ответственный, надежный, и знала, что для него значит семья.

— Ты не боялась, что родится ребенок и изменит ваши отношения?

— Нет, совершенно. И очень хотела ребенка. Нам было где жить, помогали родители, поэтому мы не думали о многих вещах, которые волновали молодых в то время. Период был непростой, но не беспросветный. Безусловно, Сашка поменяла все. Появился смысл, понимание, для чего все это нужно. Ее рождение было абсолютно органичным, не знаю, как я вообще жила без нее.

— Через год после рождения дочки ты стала управляющей бутика. Кино почти исчезло, но можно было показаться в театры, а не идти в бизнес. Почему решилась на такой шаг?

— Наверное, весь передел в нашей стране так на меня подействовал, что я решилась на эту работу, мне она казалась безумно интересной. Бутик я рассматривала исключительно с точки зрения своих фантазий, киношного представления о том, какое это приятное дело — заниматься модной одеждой. Я думала, что из меня может получиться крутая бизнес-леди (смеется), а когда Тигран начнет кино снимать, я буду у него играть, а может быть, и не только у него. В труппу театра я тогда уже не хотела идти, потому что понимала, что лишусь свободы.

— И через какое время закончилась красивая жизнь с бутиком?

— Он просуществовал три года, но удовольствие я получала, только когда привозили новую коллекцию, вывешивали — и люди начинали покупать. Я что-то зарабатывала, но назвать это успешной деятельностью было нельзя. К тому же процесс оказался не таким творческим, как я его себе представляла, и это стало очевидным с самого начала. (Смеется.)

— Год после рождения Саши, да и потом какое-то время вы жили достаточно скромно. Как ты переносила это и что думала о будущем?

— Все сейчас вспоминают девяностые годы с криминальным оттенком. Нас все это миновало, хотя у Тиграна были заказчики рекламы и клипов, которые пересекались с этим миром. Время перемен было невероятно острым, чувствовался дух свободы, начались зарубежные поездки, так что уныние меня не посещало. Наверное, потому что мы были очень молодыми. Потом кино стало возрождаться, появились первые сериалы. Тигран начал снимать фильмы. А у меня все по-настоящему началось с «Ландыша серебристого», который я очень люблю.

— А вот Саша не выбрала актерскую профессию, предпочла кинорежиссуру. Почему?

— У нее не актерская сущность и абсолютно не актерские мозги. Она очень много времени проводила на съемочной площадке, ей нравился этот процесс, но с другой стороны камеры. У нее всегда был аналитический взгляд, без веры в предлагаемые обстоятельства. (Смеется.) В мае она заканчивает учебу на режиссерско-продюсерском факультете. Впереди открытая жизнь. При самом лучшем раскладе сразу снять свой фильм там она не сможет. Но думаю, что и здесь было бы то же самое. Так что поживем — увидим!

— Отъезд Саши, по-моему, тоже стал определенной вехой для тебя. Вы же были просто как две подружки. Как ты пришла к тому, чтобы отпустить ее учиться за границу?

— Когда ей исполнилось шестнадцать, она поехала получать диплом американской школы в Англии. Как раз тогда родилась Ксюшка. К тому времени Саша уже определилась, что хочет заниматься кинорежиссурой, и мы были готовы к ее отъезду за границу. Причем мы на это ее не настраивали. Она учила английский язык, который у нее шел очень успешно, помимо этого оканчивала немецкую школу, где вторым языком был французский.

— Когда Саша уезжала, у вас с Тиграном все еще было прекрасно?

У меня тогда не стоял вопрос: остаюсь я одна или нет, потому что это было Сашино решение. Из-за своего эгоизма я не оставила бы ее при себе. Но когда дочь уехала, я чувствовала себя безумно одинокой, потому что мы действительно в последние годы были с ней очень близки, особенно в тот год, когда я ходила беременной. Я не работала и все время посвящала ей. Мы жили вдвоем в Ницце перед рождением Ксюши и после. Саша меня там опекала невероятно: не давала поднимать тяжелые сумки, закрывала зонтиком от солнца, разговаривала с врачами и отправилась со мной в больницу, когда пришло время.

— После рождения Ксюши у тебя не было ощущения, что ты вернулась на шестнадцать лет назад, когда появилась Саша?

— Никакого возврата в молодость я не чувствовала. Но у меня и не перестроились мозги до такой степени, чтобы я стала возрастной мамашей. (Смеется.) После рождения Ксюши у меня вообще время немножко сместилось, младенчество Саши, казалось, было совсем недавно. Но за это время поменялся мир и я сама. Все-таки когда рожаешь уже состоявшимся человеком, несколько другие приоритеты. Ты понимаешь, что профессия есть профессия, но ребенок важнее. Сниматься я стала, когда Ксюше было полгода, хотя у меня и не было острого желания работать. Просто так получилось. И вообще у меня все было проще в тридцать девять лет. (Смеется.) Я не думала, на что купить памперсы.

Абсолютно четко помню, как однажды утром проснулась и физически ощутила, что у меня обязательно должен быть еще ребенок. Я думаю, что Ксюша постучалась ко мне. И с того момента мы с Тиграном вплотную занялись этим вопросом. Муж был очень «за», он всегда говорил, что детей в семье должно быть как минимум двое. Беременность была долгожданной, и я тогда настолько погрузилась в эти свои эмоции, что, честно говоря, наверное, отпустила какие-то вещи. Меня ничего особенно не волновало, я ничем особенно не интересовалась. А у Тиграна была своя телевизионная программа, которой он был очень увлечен.

— Позже ты не думала, что в вашем расставании есть и твоя вина, потому что ты тогда многое отпустила?

— В расставании всегда виноваты оба. Я думаю, что мы еще раньше пошли немного в разные стороны. Наверное, перемены начинаются, когда тебя в отношениях перестает что-то остро волновать. Но ты думаешь: «В принципе все ведь неплохо? Зачем что-то менять?» А это ошибка. Ничего не произошло вдруг, это развивалось в течение достаточно долгого времени. И наше расставание ни для кого из нас не стало какой-то неожиданностью.

— Не раз за долгие годы нашего знакомства я наблюдала вас с Тиграном вместе, и всегда чувствовалось, как вы подходите друг другу, какие живые у вас отношения…

— Это точно — живые. (Смеется.) Были у нас и кризисы, и сложные этапы в работе и личных отношениях. Мы же эмоциональные люди. Так что все происходило бурно. (Смеется.)

— Ты делилась своими переживаниями с Сашей?

— Естественно. Она ведь жила с нами и прекрасно все знала и понимала. Мы с ней близкие люди, поэтому я ничего не скрывала. И вообще мы с Тиграном не делали вид, что ничего не происходит. Сашка всю жизнь переживала из-за наших отношений (смеется), как и за многое другое вместе с нами. Она трогательный, чувствительный человек.

— Может, для Саши ваше расставание прошло легче, потому что она уехала и ее отвлекла новая жизнь?

— Надеюсь, так и произошло, но она уже давно была взрослым человеком. Я рядом с ней почти всегда чувствовала себя младшей. А вот Ксюша — другая, совсем ребенок, и пока она в основном живет в своем мире, в фантазиях. И она гораздо более беспокойная и активная, чем Саша. Когда у нее рождается какой-то план, тут же старается его осуществить. Может повернуться и пойти куда-то, не сказав ничего. Поэтому надо бдить. (Смеется.)

— Без Ксюши тебе было бы сложнее пережить ситуацию?

— Не знаю, как это было бы. Ксюша — одна сплошная радость, и она дает мне очень много сил.

— А как она восприняла то, что папы теперь нет рядом постоянно?

— Никак она это не воспринимала, потому что была совсем маленькой. И сейчас не задает вопросов. Каждый выходной она ездит к папе и прекрасно там общается со своей сестричкой и братиком. Поэтому у нас полная гармония.

— Когда ты , новой женой Тиграна, это был порыв рассказать о ваших взаимоотношениях или некий эпатаж?

— Я совсем не эпатирующий человек. Просто мы прекрасно провели время, сфотографировались, и нам захотелось выложить фото.

личный архив Алены Хмельницкой

— И сейчас продолжаете общаться?

— Конечно. Мы с Ритой общаемся. Они с Тиграном были у нас в гостях на дне рождения, мы у них. Она умный человек. Я вообще в последнее время особенно ценю ум и адекватность. Глупые люди опасны. Они могут быть милейшими, но часто даже не понимают, что делают человеку больно.

— Ты помнишь, когда снова почувствовала потребность в любви?

— Нет, я ничего не хотела. Сама ее не искала никогда. А в тот момент разбиралась сама с собой. В принципе я самодостаточный человек и считаю, что совершенно необязательно, если ты одна, то ты не успешна. На этот счет у меня нет никаких комплексов. Но я, не ища никаких чувств и отношений, никогда не была ими обделена.

— Но у тебя же был тайм-аут?

— Конечно. Но я ведь не сидела дома в разбирательствах с собой, а ходила куда-то, общалась, знакомилась, но ни на что не соглашалась. Я снималась, ездила на кинофестивали, очень втянула себя в общественную жизнь и не дала себе никакой возможности сетовать по поводу произошедшего, жалеть себя, обсуждать ситуацию с кем-то. Мои подруги были вне всего этого.

— Переоценка мужчин тоже произошла?

— Сейчас я уже не могу говорить об этом абстрактно, потому что рядом есть человек. (Улыбается.) Это бизнесмен Александр Синюшин. Я очень ценю ум, — в мужчине особенно. Но ведь если ты ничего не чувствуешь сердцем, то зачем тебе этот человек? Общайся просто так. Есть люди, с которыми можно интересно провести время, а потом счастливой вернуться домой одной.

— Конечно. Единственное, я стала более эгоистичной и теперь считаю, что вдвоем людям должно быть лучше, чем поодиночке. Есть замечательная фраза: «С мужчиной должно быть хорошо, а плохо жить я и сама могу». Наверное, мне уже невозможно влюбиться в дурака (хотя необязательно он должен быть Спинозой), в не щедрого мужчину. Не смогу быть с человеком, который не относится с уважением и пониманием к моей работе. И, конечно, самое главное — у меня очень сильный материнс-кий инстинкт, и у мужчины обязательно должен быть контакт с моим ребенком. Это я понимала четко. Ксюше Саша сразу понравился. И именно из-за ее отношения к нему у меня появилась мысль о том, что это могут быть серьезные, полноценные отношения.

— Вы ровесники с Александром?

— Нет, он моложе меня, но не катастрофически. (Смеется.)

— Как быстро развивались события после знакомства? Не успела опомниться, как сердце было занято?

— Нет, все-таки я успела опомниться. (Смеется.) Мы достаточно долго с Сашей общались. Сейчас уже почти год живем вместе, а до этого встречались, прекрасно проводили время, и в принципе так могло бы продолжаться и дальше. Мне нравилась эта легкость — я сама по себе, у меня своя жизнь. Все нас устраивало до какого-то момента, а потом мы поняли, что нам уже хуже отдельно, и эта ситуация раздражает. Решили аккуратненько попробовать жить вместе.

— Тебе уже хотелось заботиться о ком-то и получать заботу?

— Да, хотелось, но уже конкретно с этим человеком.

— Ваши взгляды на жизнь, на людей, на удовольствия совпадают?

— У нас все совпадает именно так, как хотелось бы. Нет ничего, что я любила бы, а он нет. В том числе и предпочтения в отдыхе, и вкусовые пристрастия похожи. Видимо, так бывает. (Улыбается.)

— У вас пересекаются сферы деятельности?

— Практически нет. Он занимается бизнесом в области музыки, но с технической стороны. А любит то, что люблю я. (Смеется.) Надо просто чувствовать друг друга. У Саши есть друзья и знакомые из актерского мира, с которыми он общается, поэтому для него все это не в новинку. А вообще профессия не имеет абсолютно никакого значения. Вы необязательно должны быть из одного круга. Пока у нас все гармонично. Будем надеяться, что так и будет.

— Твое участие в мюзикле «Золушке» можно считать неким возвратом в прошлое, так как «Юнона» и «Авось» — музыкальный спектакль. Кстати, для многих откровение, что ты поющая актриса.

— Это такое… актерское пение. В Школе-студии МХАТ я занималась вокалом, кроме этого никаких профессиональных навыков у меня не было. Поэтому, играя эстрадную певицу в «Ландыше серебристом», я не пела. А в «Золушке» моих вокальных данных хватило, хотя, безусловно, нужно попадать в ноты. (Смеется.) Просто мачеха — это характерная роль, в ней не надо быть супервокалистом. Иначе бы меня не позвали. Во время репетиций я занималась с прекрасными педагогами по вокалу и еще раз убедилась, что любые мышцы — а связки — это тоже мышца — можно натренировать, если есть задатки.

— Когда тебя утвердили в «Золушку», ты была так счастлива, словно получила роль у Спилберга. Почему?

— Потому что я с детства сходила с ума по этому жанру. Как только у нас в семье появился видеомагнитофон, привезенный родителями из-за границы, я начала смотреть фильмы с Фредом Астером, «Поющие под дождем», «Кабаре» и другие мюзиклы. Видеокассеты передавались из рук в руки. Во-вторых, участие в нем было для меня чем-то неизведанным, выходом из зоны комфорта. Мы работали на пределе сил. Уже в финальной стадии репетиций с декорациями и оркестром я уходила утром из дома, а возвращалась глубокой ночью. У меня была безумная физическая усталость, потому что кроме графика это были еще сложные костюмы, каблуки, лестницы, микрофоны…

— Алена, как теперь думаешь: в сорок пять жизнь только начинается?

— По крайней мере, хорошая жизнь точно продолжается. Естественно, какие-то грустные мысли меня посещают, точнее, проскакивают, несмотря на весь мой оптимизм. Мы же думающие люди. (Смеется.) Но во мне все равно гораздо больше жизнелюбия. C возрастом стало больше осознанности и ответственности за поступки, пришла внут-ренняя успокоенность, я вижу связь вещей. И уже не плыву по течению. Понимаю, почему общаюсь с одним человеком, а с другим не хочу. Вообще жизнь поменялась, и то, что сейчас происходит в ней, — это мой выбор, а не случайность.

ТАСС/Самолыго Юрий

Она родилась в столице, в семье солистов Большого театра. Детство за кулисами обеспечило особое отношение к балету: волшебство, творящее на сцене, стало для нее обыденным. Глядя на родителей, девочка понимала, что балет — это огромный труд и бесконечные изматывающие гастроли, а никакое не волшебство. Будучи ребенком, они и не понимала, что родители творят историю русской культуры, а забежавшая на ужин Майя Михайловна Плисецкая — живая легенда. Однако и у Алены были мысли продолжить династию — в семье обсуждался вопрос поступления в хореографическое училище. Но сама судьба распорядилась иначе.

Мама Хмельницкой, взрослея, решила продолжать карьеру на сцене, но в новом амплуа. Она пробовала себя в качестве режиссера, пока училась на балетмейстера. Одним из спектаклей, где ассистентом режиссера по хореографии была Валентина Савина, стал мюзикл «Юнона и Авось». Свою 10-летнюю дочь на репетиции мама брала с собой.

Закулисье драматического театра стало для Алены настоящим открытием. Погрузившись в эту атмосферу, она уже не мыслила жизни без театральных подмостков. Родители оценивали ее шансы на поступление в театральный, как высокие, но поспешных выводов не делали. Надо было для начала окончить школу — Алена училась в школе с французским уклоном.

В 12 юная девушка прошла кастинг в картину Александра Белинского «Карамболина-карамболетта» и смогла почувствовать еще и атмосферу съемочной площадки. Но и тогда окончательного решения она не приняла. Вместе с увлечением театром и кино, она продолжала заниматься художественной гимнастикой и даже посещала курсы при «Суриковке».

Когда Алене исполнилось 15, родителям, к тому времени ставшим уважаемыми педагогами и балетмейстерами, сделали предложение поработать в Лондоне. Резонно рассудив, что дочь уже совсем взрослая, они согласились. Поэтому школу Хмельницкая заканчивала без строгого надзора.

Взрослая


Карамболина-карамболетта (1983)

В этот же период в жизни подросшей богемной представительницы столичной золотой молодежи появились настоящие романы. Первой любовью юной красавицы называют Андрея Деллоса — художника и московского ресторатора. По слухам, после отъезда родителей, они даже съехались с Аленой и жили в одной квартире. Она искренне полюбила импозантного мужчину, а вот он прекрасно понимал, что Хмальницкая слишком юна и у нее еще все впереди.

Встретив очаровательную француженку, молодой человек влюбился без памяти. Скоро он расстался с Аленой, а новой пассии сделал предложение и, расписавшись, молодожены уехали в родную страну невесты.

Горевала Хмельницкая недолго. Часто бывавшая у родителей в Англии будущая актриса завела отношения на расстоянии с Егором Кончаловским, который учился в Великобритании. Но и они скоро закончились. Спокойной и рассудительной Алене захотелось ярких впечатлений, поэтому следующим ее избранником стал молодой и никому неизвестный актер Никита Джигурда.

Тем временем пришло время поступать. Хмельницкая прошла все прослушивания в трех вузах — Щукинском училище, ГИТИСе и школе-студии МХАТ. Осталось выбрать, какая актерская школа станет ее альма матер. Советовалась с родителями и с приятелями из той же среды и остановила свой выбор на МХАТе.

Студентка


Дом свиданий (1991)

Несмотря на тяжелые для кинематографа 90-е, опытную студентку — на момент поступления она уже снялась в трех кинофильмах, приглашали на небольшие роли. Но настоящей удачей стала роль Леонсии Солано в кинофильме «Сердца трех», который стал по‑настоящему культовым в нашей стране. Конечно, Алена вмиг стала знаменитой.

На тот момент у нее уже было признание театралов — еще в 1990-м Хмельницкую позвали играть Кончиту в той самой «Юноне и Авось», которая когда-то очаровала совсем юную мечтательную девочку, в Ленкоме. В театре она оставалась до того время, когда у Алены родилась дочка.

Актриса рассказывает, что всегда хотела стать мамой. Заканчивая школу, она наверняка знала две вещи: что обязательно поступит в театральный и что родит ребенка. Когда, еще в вузе, ее подруга Катя Семенова первой вышла замуж и обзавелась потомством, Алена любила возиться с родившимся Никитой и даже стала его крестной мамой. Но сама на протяжении долгого времени не представляла, от кого родит своего малыша.

Тиграша


Актриса рассказывает, что теперь уже бывший муж — режиссер Тигран Кеосаян, до сих пор записан в ее телефоне ласково «Тиграша». Они остались друзьями после развода, а теперь приятельствуют и с его второй супругой. Их брак, по мнению актрисы, просто изжил себя, и на момент официального расторжения отношений они уже полтора года не жили вместе. Но вспоминая все годы, проведенные вместе, Хмельницкая уверяет, что ни одной минуты не выбросила бы из них.

Их роман начинался спокойно. Сначала общались, дружили, потом внезапно съехались. Через несколько месяцев отправились к родителям Алены в Европу, где они тогда работали. Кеосаян красиво просил ее руки, они дали согласие и по приезде в Москву, пара сочеталась законным браком.

Через год появилась их первая дочь Саша, а спустя еще год оба молодых родителя почувствовали на себе тяжесть выбранной профессии. Шли 90-е, снималось очень мало кинофильмов, в театре платили копейки. Хмельницкая была вынуждена даже уйти из Ленкома и попытать счастье в предпринимательстве — стала директором бутика. Но «крутиться» пришлось недолго.

В 1997 Кеосаян снял «Бедную Сашу», через два года вышел еще один хит — «Президент и его внучка», позднее — снова точный выстрел — зритель на ура принял «Ландыш серебристый». В семье появились деньги, да и Алена вернулась на съемочную площадку.

Надо отметить, что далеко не во всех фильмах супруг снимал ее. Но бесподобная драматичная Ирма в исполнении Хмельницкой в «Ландыше серебристом» стала одной из любимых почти отрицательных героинь начала двухтысячных. Следующей удачей стала ее Татьяна Панченко в «Ундине», а закрепила успех Алиса из лирической мелодрамы «Три полуграции».

Она не снималась только в 2009 году, когда вместе с мужем стала вести передачу «Ты и я», а еще часть этого года носила вторую дочь Ксюшу. К работе вернулась сразу после родов, уже в 2010-м, а спустя полтора года светские новости взорвало известие о разводе Хмельницкой и Кеосаяна.

Сегодня


Радости и печали маленького лорда (2003)

Она признается, что на момент официального расставания они уже не жили вместе. Расходились без сожалений и взаимных обид. Их дети получают не меньше любви и заботы, чем раньше, к тому же у дочерей появились новые братик и сестра — от второго брака Тиграна.

Еще один проект, в котором Хмельницкая расцвела заново — мюзикл «Золушка», вышел в 2016 году. В нем актриса сыграла роль мачехи. Делясь впечатлениями об этой работе, восторженная актриса шепнула журналистам, что не променяла бы свою мачеху даже на саму Золушку!

На премьере ее впервые застукали и с новым кавалером — бизнесменом Александром Синюшиным. Алена лишь улыбнулась в ответ на каверзные вопросы, однако, уточнив, что между ней и Александром действительно есть некие отношения. Весной 2017 года влюбленные съехались, а зимой 2018 года избранник Хмельницкой рассказал, что сумел наладить отличные отношения с младшей дочерью актрисы Ксенией.

Алена Хмельницкая, ее биография, личная жизнь и фото детей интересны широкой общественности. Алена Хмельницкая известна публике благодаря ярким образам, которые актриса на протяжении трех десятков лет представляет в киноиндустрии. Каждая ее работа – это запоминающийся интересный герой, черты которого наша героиня передает с особенным мастерством.

Алена Хмельницкая

Становление Алены Хмельницкой в профессии

Девочка появилась на свет в 1971 года в семье танцовщиков балета Большого театра. Таким образом, ей была уготовлена карьера в мире деятелей культуры. Хмельницкие часто ездила на гастроли. География поездок была чрезвычайно широка и везде артистов встречали и провожали бурными овациями.

Алена осознавала звездный статус родителей, но сама не испытывала трепета к балетному искусству. Причиной тому было крупное телосложение ребенка, при котором о карьере легкой и изящной балерины можно было забыть. Несмотря на это любовь к искусству в целом девочке передалась.

Актриса Алена Хмельницкая в молодости

Первые искры страсти к актерской профессии зажглись в душе Алены в тот день, когда артисты балетной театральной группы ставили хореографию актерам «Ленкома». Тогда юная Хмельницкая вживую увидела ведущих звезд театра: Абдулова, Янковского и других, не менее прославленных актеров.

Девочка стала страстной поклонницей театрального искусства и поставила себе целью стать профессиональной актрисой. Тогда еще никто не знал, что Алена Хмельницкая, ее биография, личная жизнь, дети и фото в Википедии займут свое место.

Алена Хмельницкая на сцене театра

После того как будущая актриса сообщила родителям о своем выборе, она получила безраздельную их поддержку на новом поприще. В двенадцатилетнем возрасте Алене представилась возможность в первый раз поучаствовать в съемках и посмотреть на таинства процесса.

Дебютной ролью юной актрисы стал образ из истории «Карамболина-карамболетта». Это был начальный шаг на пути к славе и признании в киномире.

Алена Хмельницкая в фильме «Карамболина-карамболетта

После выпуска из простой средней школы и получения диплома будущая актриса училась в школе МХАТ. Вскоре ей удалось продемонстрировать свой талант, став уже после первого курса участницей труппы «Ленкома». В этот период Алена удостоилась ролей в театральных спектаклях «Поминальная молитва» и «Юнона и Авось». Завершив обучение в школе-студии, актриса стала постоянной и полноправной участницей театрального коллектива. Сотрудничество с этим театром после получения профессионального образования продлилась недолго, всего два года с 1992 до 1994.

Первую значимую роль Алена Хмельницкая сыграла на завершающем году своего обучения в МХАТе. Это была кинолента «Дом Свиданий», где артистке досталась ведущая роль Наталии Соколовой.

До этого ее лицо мелькало в эпизодах кинолент «Курьер» и «Загон». 1986 и 1987 года соответственно. С того времени биография, личная жизнь и фото детей Алены Хмельницкой стали еще более интересными широкой публике.

Кадр из сериала «Сердца трех»

Дальше появились роли в кинофильмах «Сказка о купеческой дочери и таинственном цветке», «Убийство в Саншайн-Менор». Успех окутал героиню еще до завершения ВУЗа. После выдачи диплома популярность росла еще быстрее и успешнее.

Она участвовала каждый год в множестве успешных картинах. Именно по этой причине ей пришлось оставить работу в «Ленкоме». Кинематографическая карьера отнимала все время актрисы.

Взлеты и падения карьеры

К сожалению, отдаться с головой кино было ошибкой. В 90-е годы в этой сфере наблюдался застой и развития практически не было. Поток предложений для Алены Александровны иссяк, и она подалась в бизнес. Такое решение в те времена принимали многие деятели культуры, надеясь на лучшее.

Хмельницкая стала сотрудницей бутика модной одежды. В ее функции входил подбор персонала, а также закупка последних коллекций одежды. Поскольку, как заявила однажды актриса, экономическая составляющая ее деятельности приносила ей трудности в работе, вскоре ей стало скучно в бутике и она оставила бизнес.

Кадр из фильма «Радости и печали маленького лорда»

Возвращение в большое кино состоялось в 1999-м году. В это время в киноиндустрии стало заметно некоторое оживление. Героиня опять стремительно начала зарабатывать былую популярность. Она появилась в кинолентах «Рождественская мистерия», «Марш Турецкого», «Президент и его внучка», «Ландыш серебристый» и ряд других кинофильмов.

Сериал «Ундина» стал именно тем проектом, который позволил Хмельницкой обрести утраченную популярность.

Это было начало новой светлой полосы. С того периода и по 2017 год биография, личная жизнь, дети и фото Алены Хмельницкой снова стали популярными темами для обсуждения. Далее в карьере актрисы были не менее яркие картины:

  • «Петя великолепий»;
  • «Заяц над бездной»;
  • «Оазис любви»;
  • «Три полуграции» и другие.

В многочисленных интервью актриса делится, что часто чувствовала себя невостребованной. У нее в карьере были долги перерывы. Отсутствие работы вызывало у Хмельницкой неуверенность в себе и депрессивное состояние. Кроме того, к ней применялось понятие типажности. Многие предложения о новых ролях были похожи одна на другую. Алене, как и любому другому актеру, хотелось разноплановости.

Алена Хмельницкая в фильме «Манекенщица»

Обычно Хмельницкую видят в роли одинокой разведенной женщины, без детей, но с домашними животными. Она разочарована в мужчинах, но продолжает искать свое счастье. Героини Хмельницкой сильные и своенравные, они всегда идут к цели и добиваются своего.

Известная актриса Алена Хмельницкая

Актриса страстно желает сыграть в историческом фильме, но режиссеры упорно не предлагают ей такой роли. Однажды Алене выпал шанс сыграть в фильме о послевоенных годах, но беременность заставила актрису отказаться от роли. Впоследствии, как признается героиня, она не раз вспоминала тот случай и жалела о несостоявшейся киноработе.

Карьера и личная жизнь А. Хмельницкой на современном этапе

Сейчас, в 2017 году Алена Хмельницкая, ее фото, дети, биография и личная жизни также популярны.

С 2009 года Хмельницкая вместе с режиссером Тиграном Кеосаяном вела телепроект «Ты и Я» на втором по значимости канале России. К этому моменту актриса уже пробовала себя в роли ведущей и с новой задачей справилась отлично. До этого в далеком 1994 году она выступала лицом музыкальной телепрограммы «Утренняя почта».

Алена Хмельницкая и Тигран Кеосаян в роли ведущих в программе «Ты и Я»

Семейная жизнь актрисы обсуждается большинством таблоидов страны. Ее бракосочетание с Тиграном Кеосаяном, состоявшееся в 1993 году, стало еще одним шагом на пути развития ее блестящей карьеры. Известный режиссер старался снимать жену как можно чаще.

Важным фактом, стало то, что Алена в то время уже была состоявшейся актрисой и профессиональная связь вскоре переросла в крепкий брачный союз.

Алена Хмельницкая: фото

Режиссер стал отцом детей Алены Хмельницкой(фото), что стало в личной жизни и биографии актрисы важным фактором. Первой свет увидела Александра в 1994 году. После чего с большим разрывом в 2010 году была рождена младшая дочь – Ксения. Старшая дочь знаменитой пары решила повторить судьбу отца и пошла обучаться в ВУЗ Нью-Йорка, специальность «Кино и телевидение».

Алена Хмельницкая с мужем и младшей дочерью

Первые признаки неурядиц в паре артистки и режиссера проявились в 2011 году, когда звездный тандем все реже появлялся на публике вместе. Потекли реки сплетен.

Журналисты с удовольствием «жевали» тему о том, что Тигран Кеосаян завел отношения Маргаритой Симоньян. Впоследствии новая возлюбленная родила режиссеру сына, а семья окончательно распалась. Произошло событие в 2014 году. Все это привлекло повышенное внимание к отцу детей Алены Хмельницкой, ее биографии, личной жизни и фото.

Алена Хмельницкая с младшей дочерью Ксенией

Вскоре в СМИ появилась новость о том, что разведенная актриса познакомилась поближе и даже подружилась со своей последовательницей, на что указывала фотография, выложенная героиней в социальной сети.

Фото было сделано на дне рождения младшей дочери Алены, Ксении. В тот день девочке исполнилось 6 лет. Ситуация вызвала много разговоров и комментариев со стороны близких людей, репортеров и поклонников распавшейся пары.

Алена Хмельницкая и Андрей Деллос

Алена заявила, что не собирается перечеркивать 21 год счастливой семейной жизни и будет поддерживать хорошие отношения с новой семьей бывшего мужа. На такой шаг актрису сподвигла любовь к детям. Она считает, что у них должно быть счастливое детство, которое не вправе испортить взрослые своими дрязгами.

Дети Тиграна Кеосаяна растут вместе и много общаются. Алена Хмельницкая заявляет, что пока не знает, как объяснит в будущем маленькой дочери то, что папа живет с другой семьей, но пока, по сути, ребенку все равно. А старшая Александра уже все сама понимает, ей уже 23 года.

Алена Хмельницкая и Александр Синюшин

Близкие считают Алену мудрой женщиной, на что она отвечает скромной улыбкой. По ее мнению, сохранять приятельские взаимоотношения с бывшим мужем – это совершенно естественно. Актриса говорит, что сейчас чувствует себя значительно лучше, чем 15 лет назад. В этом ей помогает плотный график театральных постановок и съемок, а также йога.

У Хмельницкой есть личный инструктор, который помогает эй эффективно выстраивать свои тренировки. Актриса занята в спектаклях и дает по 15 представлений в месяц. Также рабочий график насыщен гастролями и киносъемками. Актриса говорит, что связана продолжительными отношениями с человеком, чьей личности она пока не раскрывает.

Алена Хмельницкая

Биография, личная жизнь, дети и фото Алены Хмельницкой в Википедии заняли достойное место. Яркая Леонсия из киноленты «Сердца трех», Татьяна Панченко из фильма «Ундина» и другие запоминающиеся образы сделали Хмельницкую популярной актрисой современности. Ее талант позволил проявить себя в разных амплуа и добиться желаемого признания публики.

Алена Хмельницкая сейчас

В свои 45 лет актриса прекрасно выглядит и не любит говорить о своей личной жизни. Зато ее профессиональная деятельность широко представлена на экранах в различных кинолентах, а также на театральных подмостках.

Любовь