Основные типологии любви в психологических теориях. Любовь в психологической теории А.Адлера

Существуют различные подходы к осмыслению феномена любви. Каждый подход имеет свои сильные и слабые стороны.

Биологизаторские теории ориентируются на поиск объективно существующей, материальной основы любви и на рассмотрение феномена любви в контексте эволюции человечества. Очевидными недостатками этих теорий являются отрицание собственно аспекта любви и рассмотрение ее как эпифеномена, надстроенного над физиологическими процессами.

Чтобы получить жизнь, вы должны дать. Дайте ей вернуться с мягкостью. На самом деле то, что вы даете без эгоизма, вернется, помноженное, потому что Вселенная эволюционирует по спирали. Энергия испуганного и возмущенного преступления возвращается к вам в равных количествах. Но энергия понимания и любви возвращается к вам, умноженная.

Хаос мира - это хаос в нас, поскольку, как и мы, так это мир, чтобы сделать мир лучше, мы должны начать с нас. Гностический ученый, Моноим, говорит: Он отказывается от поиска Бога и творения или других вещей. Научите, кто находится внутри вас, сделать все, чтобы быть его и сказать: «Боже мой, мой разум, мои мысли, моя душа, мое тело». Узнайте причину печали и радости, любви и ненависти. Если вы внимательно посмотрите на это, вы найдете его в себе.

Бихевиористский и необихевиористский подходы игнорируют субъект-субъектную природу близких отношений, не учитывают влияния социального контекста; модели любви, разработанные в рамках этих подходов, соответствуют американской культуре и рыночным отношениям, в которых ведется счет вознаграждениям и издержкам, и не могут быть распространены на другие типы культур.

Предупреждаю, кто бы вы ни были! О, вы, кто хочет войти в тайны Природы, если вы не сможете найти в себе ответ, который вы задаете, вы не найдете его нигде! Сокровище прячется внутри вас! Чувак, знай себя, и ты узнаешь Вселенную! Драко Оракул. Квантовая физика говорит нам теперь, что на квантовом уровне мы ничего не можем отделить, нейтроны, протоны и электроны, составляющие всю Вселенную, ведут себя как строка, такая как холст, который связывает и связывает все вместе и вибрирует во вселенной без пространственно-временной барьер.

Если вы сломаете цветок плакать звездой, расскажите нам о древности мудро. Фундаментальное состояние Вселенной - изобилие. В «квантовом поле» никогда не было недостатка, вселенная изолирована целиком, где действует термодинамический принцип: «ничего не теряется, ничего не набирается, все трансформируется». Мысль о том, что мы собираемся дисбаланс квантового состояния, вибрирующего состояния, пока оно не восстановит равновесие. Неважно, какую мысль вы получили, и кому вы ее послали, та же мысль материализуется через квантовое поле назад, откуда он был несбалансирован, то есть внутри вас.

Психодинамические теории любви в историческом плане впервые сделали любовь предметом анализа, осветили влияние переживаний детства и родителей на формирование способности любить и быть любимым, выделили бессознательный компонент любви и отметили роль бессознательного в любовных отношениях, разработали методы терапии в области психологии любви. Ограниченность этого подхода связана с опорой в построении теории в основном на клинический материал, с переоценкой роли бессознательного и детства в развитии любовных отношений.

Вот почему сказано, что вы не можете ненавидеть своего соседа, не повредив свою печень, потому что вы - то, что думаете. Мышление превращается в разговор, слово действия или жизнь, которую мы создаем, потому что мы создатели собственной жизни. Поэтому, когда мы понимаем, что мы создаем свою собственную реальность в квантовой области, у нас может быть все, что мы хотим. Единственное, что противостоит этому пониманию, - это наши собственные ограничивающие убеждения в отношении отсутствия безопасности, горя, беспомощности и т.д. поэтому мы должны заботиться о том, что мы думаем, это может произойти!

Гештальттеории любви преимущественно ориентированы на решение проблем клиента в сфере партнерских отношений и не имеют развернутой теоретической модели любви. Основные теоретические положения гештальтпсихологии просто переносятся в область любви.

Когнитивные теории хорошо объясняют феномены изменения восприятия мира, себя и партнера влюбленным человеком, описывают влияние когнитивных стилей на формирование близких отношений. Однако эти теории, переоценивая когнитивную сферу личности, недооценивают эмоционально-волевую и дают в силу этого односторонний анализ природы любви.

Вера - постоянная мысль. Мы можем выбирать мысли, которые хотим, которые постоянно поддерживаются, превратятся в веру и веру в жизнь, которую мы хотим построить. Вера может быть успокаивающей, но только благодаря своему собственному опыту она становится освобождающей.

Во Вселенной все вибрация, мысли, которые мы выбираем, резонируют с нашими желаниями, резонанс, который изменяет нашу структуру тела на самые близкие частицы. Но что мы выбираем из огромности мыслей, которые нас окружают? Нам показали цель, в которой мы должны прийти, Свет от Света, и нам показали Путь, чтобы идти по пути Света, любви, радости и сострадания.

Социально-психологические теории любви, акцентируя внимание на типах и стадиях любви, во многом остаются чисто формальными, а проведенные социально-психологические исследования направлены на изучение отдельных аспектов любви и не способны дать целостного понимания этого феномена. Так, теория Л. Я. Гозмана, включающая ряд социально-психологических исследований, лишь вписывает любовь как аттракцию 5 в социальный контекст.

Истинное знание - это то, что раскрывается сердцем, нашей душой, - это примирение мысли с любовью, ум с сердцем, думать сердцем и желаниями и устремлениями наших предков и наших предков. Балансируя то, что вы знаете, с тем, что вы думаете, воля с желанием, мужчина с женщиной в вас, чтобы примириться. Эволюция означает возвышение, возвышение до частоты Божественного Света, контроль над вашими мыслями и через них слова и дела, устранение всех негативных элементов, которые привлекают нас к темноте.

Раньше люди знали всюду, что они были в этой вселенной, точно так же, как пчелы знают в улье все, что нужно делать, или большинство животных. Каждое действие, которое они совершали, они решали сердцем, душой, опускали каждую мысль в сердце и уравновешивали волю ума с желанием сердца.

5 Аттракция (привлекать, притягивать) - понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого, формирование привязанности, симпатии.

Гуманистические теории любви ориентированы на человека, верят в его возможности, однако носят чисто гипотетический, философско-описательный характер.

До тех пор, пока человек не признает реальность своей собственной психологии и возможность коренного изменения ее, он, без сомнения, не чувствует необходимости в психологическом самонаблюдении. Мысль - это наш продукт, который проектирует, вызывает и привлекает силы, которые могут быть полезными или повреждающими вибрации выдуманных мыслей. Мышление создает среду, в которой мы живем, то есть переориентируем вселенную, и Вселенная переориентирует нас, или, вернее, мир спонтанно перестроен, чтобы адаптироваться к нашим желаниям и привязанностям.

Первые попытки определить стержневые характеристики (компоненты) любви с помощью факторного анализа привели к выделению двух: 1) эмоциональная поддержка объекта любви и 2) толерантность к его недостаткам и требованиям (Swensen, Gilner, 1964). 3. Рубин (Rubin, 1970) включил в любовь заботу, потребность и доверие к другому. Однако эти составляющие присущи и дружбе. Динер и Пышчинский (Diener, Pyszczynski, 1978) упростили любовь до высокой симпатии и сексуального влечения, а Педерсен и Шумейкер (Pederson, Shoemaker, 1993) понимают любовь как пятикомпонентное явление, в которое входят: 1) совместность - активность, осуществляемая только с романтическим партнером; 2) выражение - вербальное и невербальное выражение (проявление) склонности и привязанности; 3) намерение и коммуникация - осознание проблем партнера по любви и способность обсуждать и решать эти проблемы; 4) романтичность - наличие идеализированных установок по отношению к любовным взаимоотношениям, подчеркивающих волнение в присутствии любимого человека; 5) сензитивность и спонтанность - готовность отвечать на спонтанные желания партнера.

Наши мысли - это не абстрактные абстракции материального субстрата, содержание мозга, а информация, энергетические поля, которые обладают способностью распространяться так же, как любое электромагнитное поле, и оказывать организационное и структурирующее воздействие на вещество.

На квантовом уровне материи мы не просто зрители, но мы играем активную роль как участника, мы создатели и разрушители нашей вселенной. На нейрофизиологическом уровне любая новая информация создает свою собственную нейронную сеть, новые синапсы и нейромедиаторы, использование этих нейронных сетей в течение достаточного времени путем повторения приведет к длительной памяти на уровне гиппокампа, место нашей долговременной памяти, в том числе для приобретения новых нейронов, тем самым проявляя морфогенетический эффект.

Ангелы зовут это небесной отрадой, черти - адской мукой, а люди - любовью.

Гэнрих Гэйне


Р. Стернберг (Sternberg, 1986) разработал трехкомпонентную теорию любви. Первая составляющая любви - интимность, чувство близости, проявляемое в любовных отношениях. Любящие чувствуют себя связанными друг с другом. Близость имеет несколько проявлений: радость по поводу того, что любимый человек рядом; наличие желания сделать жизнь любимого человека лучше; желание оказать помощь в трудную минуту и надежда на то, что у любимого человека тоже имеется такое желание; обмен мыслями и чувствами; наличие общих интересов.

Один закон должен уважать эту вселенную, закон действия и реакции. Это единственная определенность в физике и высший критерий, к которому мы должны относиться. Что вам не нравится, другие нет! Это правило во вселенной, а не огонь ада или цветы небесные! Закон действия и реакция универсальны.

Мысль - это действие, и реакция - это автоматическая реакция подсознания на эту мысль. С этой точки зрения вера должна воспринимать как истинную, даже то, что отвергается разумом и чувствами. Ум сознателен, имеет выбор того, чего хочет, имеет свободную волю. Ваш выбор имеет то же значение, что и мой выбор! Никто и ничто не может противостоять этой власти. Либо вы выбираете видеть пустую часть стекла, либо полную, ваша правда только в вашем уме, это то, что вы думаете о том, что происходит. В зависимости от интерпретации, которую вы даете жизни, вы будете жить как ад, так и небо.

Традиционные способы ухаживания могут помешать близости, если они состоят из одних ритуальных действий и лишены искреннего обмена чувствами. Близость может разрушаться негативными чувствами (раздражением, гневом), возникающими во время ссор по пустякам, а также страхом быть отвергнутым.

Вторая составляющая любви - страсть. Она приводит к физическому влечению и к сексуальному поведению в отношениях. Хотя половые отношения здесь важны, но они не являются единственным видом потребностей. Сохраняется потребность в самоуважении, потребность получить поддержку в трудную минуту.

Великие вечные истины, великие законы жизни, предшествуют, в принципе, всем религиям, прослеживаясь из поколения в поколение из-за незапамятных времен. Большинство людей разбросаны по внешним заботам, только те, кто действительно мудр, глубоко озабочены открытием в них огромных тонких и экстраординарных миров.

Учения, которые Иисус пришел, чтобы поделиться с нами, и что те, кто следовал за ними, полностью повернули их, вы найдете их только благодаря своим собственным поискам и пониманию. Иисус говорит нам созерцать цветы и научиться жить от них. Глядя на красоту цветка, у людей могут быть моменты, независимо от того, насколько эфемерны, осознание красоты как неотъемлемой части их самого сокровенного существа, их истинной природы. Не становитесь лучше, пытаясь быть хорошим, но находя доброту, которая уже в вас, и позволяющая ей выйти.

Между интимностью и страстью соотношения неоднозначные: иногда близость вызывает страсть, в других случаях страсть предшествует близости. Бывает и так, что страсть не сопровождается близостью, а близость - страстью. Важно при этом не путать влечение к противоположному полу с половым влечением.

Ортега-и-Гассет считает, что страсть - это не высшее проявление любовного порыва, а, наоборот, его проявление в самых заурядных душах. В ней нет, точнее, не должно быть ни очарованности, ни самозабвенности. В крайних случаях любви-страсти страсть непомерна, а любовь попросту отсутствует.

Человек находится в интересах двух миров, микро и макромира, бесконечного и бесконечного, и представляет собой объединение двух полюсов, мысли и любви, между которыми он может двигаться по своей силе выбора. Солнце светит и окутывает всех нас, вас, меня, траву, змею, цветы и т.д.

Пчела собирает мед из цветов, в то время как паук поднимает яд, у каждого из них своя судьба, и ничего больше, чем он обречен, не заставит пчелу и паука не выйти из матрицы судьбы. Только человек - единственный, у кого есть выбор. Человек может также быть пчелой, может быть пауком, может быть ангелом или демоном, и человек может наслаждаться первыми лучами солнца или расстраиваться, наслаждаться красотой цветка или быть равнодушным. Иисус послал нас любить цветы, как через это чувство цветка, признать в нас и признать нас любовью в этом цветке.

Третья составляющая любви - решение-обязательство (ответственность ). Она имеет кратковременный и долговременный аспекты. Кратковременный аспект отражается в решении о том, что конкретный человек полюбил другого, долговременный аспект - в обязательстве сохранять эту любовь («клятва в любви до гроба»).

И эта составляющая неоднозначно соотносится с двумя предыдущими. Чтобы продемонстрировать возможные комбинации, Р. Стернберг разработал систематику любовных отношений (табл. 1.1).

Давайте признаем божественное в нас, любовь, которая объединяет нас с первых секунд творения, любовь, которую мы пренебрегли и отпустили, обнимаем ее в ее тайне. Любой, кто любит цветок, близок к священной тайне. Мысль и речь - самые важные инструменты, которые человек может использовать, и эти инструменты были даны только человеку. Мы ищем судьбу или судьбу? Ничто во Вселенной не исчезает бесследно, мысль, которую мы выражаем, ведет и несет с собой целую массу поколений старших и детей, из всех возможных комбинаций в квантовом поле.

Каждый человек, начиная с самого начала, даже с самого рождения, полностью вписывает всю необходимую ему информацию. Все учение мира, вся космическая информация, предки, все открытия могут быть поглощены из этого источника. На квантовом уровне мы являемся суммой всех возможностей и потенциалов, мы - прошлое, настоящее и будущее, вся Вселенная, запертая в ореховой раковине.

Таблица 1.1. Систематика видов любви Р. Стернберга



Примечание: + компонент присутствует, - компонент отсутствует.


Эти виды любви представляют собой предельные случаи. Большинство реальных любовных отношений попадает в промежутки между этими категориями, поскольку разные компоненты любви континуальны, а не дискретны.

Все компьютеры на земле вчера, сегодня и завтра, со всеми всемирными библиотеками, все вместе взятые, никогда не смогут содержать даже малую часть информации, содержащейся в одном человеке. Нам просто нужно знать, как его использовать, чтобы получить доступ к нему. Для этого нам нужно преодолеть наши страхи, ограничения, наложенные другими, через которые мы командовали и командовали роботами, признать нас в качестве космических, универсальных существ как свободных граждан этой Вселенной.

Знать правду не по-своему, а по образу жизни, в осознании того, что мы все одинаковы. Не сама истина важна, поскольку ее поиск, а не вершина горы, важна как путь туда. Истина никому не может доказать, вы можете жить только ею, вы можете наслаждаться ею так же, как вам нравится рассвет, трель хлыста или листовки невинной любви. Тот, кто узнал, никому не скажет, потому что он не может сказать ему. Вы не можете показать кому-либо, как и как вы любите, как никто не может чувствовать ваши чувства.

Другой подход к составляющим любви имеется у Р. Хаттиса (Hattis, 1969). Он выделил шесть факторов: уважение, положительные чувства по отношению к партнеру, эротические чувства, потребность в положительном отношении со стороны партнера, чувство близости и интимности, чувство враждебности (из-за возникающих время от времени размолвок и ссор).

Мы также думаем, что мы думаем о еде, которую мы едим, и орел на вершине горы и свет звезд. Если мы разрезаем дерево, мы фактически вырезаем часть нас из вибрации первых частиц, которые нас составляют, более жестко наклоняясь вперед к материи. Для познания истины требуется совесть и чистота в мыслях, словах и делах, мудрости, разума плюс любовь. Причин был дан нам использовать его в поисках мудрости. Любовь, распространяемая в пространстве для одного человека, может коснуться душ многих, поднять их вибрацию на свет, прикоснуться и оживить чувство любви.

Чарльз Дарвин: любовь как фактор естественного отбора

1809–1882

«У птиц это соперничество часто представляет более мирный характер. Все, кто интересовался этим предметом, считают, что у многих видов самцы сильно , привлекая самок своим пением. У гвианского горного дрозда, райской птицы и у некоторых других птиц самцы и самки слетаются в одно место; самцы по очереди тщательно распускают напоказ свои ярко окрашенные перья и проделывают странные телодвижения перед самками, которые остаются зрительницами, пока не выберут себе самого привлекательного партнера. Те, кому случалось близко наблюдать нравы птиц в неволе, очень хорошо знают, что они нередко обнаруживают индивидуальное предпочтение и неприязнь; так, сэр Р. Херон (R. Heron) сообщает об одном пестром павлине, который особенно привлекал всех своих пав».

Дарвин считал, что любовь является элементом полового отбора. Эта для традиционного викторианского общества, ведь она гласила, что женщина выбирает себе партнера, а не наоборот. По мнению Дарвина, самцы борются за внимание самок всеми возможными способами. В результате в ходе эволюции у них закрепляются необходимые для победы признаки и черты характера. Например, большие рога у самцов оленей или пышный хвост у павлинов - все, что может привлечь самку. У людей примерно так же: любовь возникает, когда партнер обладает , которые делают его привлекательным кандидатом для моногамных отношений. В свою очередь, эти качества (вроде верности и доброты) появились в результате полового отбора.

Супругой Дарвина стала его кузина Эмма Веджвуд. Некоторые аспекты их личной жизни косвенно упоминались в трудах ученого. К примеру, Дарвин писал, что отношения между близкими по крови родственниками могут закончиться болезненным и слабым потомством. К этому выводу он пришел в результате личной трагедии: трое детей Дарвинов погибли в раннем возрасте.

Фридрих Энгельс: любовь как взаимное уважение

1820–1895

«Современная половая любовь существенно отличается от простого полового влечения, от эроса древних. Во-первых, она предполагает у любимого существа взаимную любовь, в этом отношении женщина находится в равном положении с мужчиной, тогда как для античного эроса отнюдь не всегда требовалось ее согласие. Во-вторых, сила и продолжительность половой любви бывают такими, что невозможность обладания и разлука представляются обеим сторонам великим, если не величайшим несчастьем, они идут на огромный риск, даже ставят на карту свою жизнь, чтобы только принадлежать друг другу, что в древности бывало разве только в случаях нарушения супружеской верности. И наконец, появляется новый нравственный критерий для осуждения и оправдания половой связи: спрашивают не только о том, была ли она брачной или внебрачной, но и о том, возникла ли она по взаимной любви или нeт».

В своем opus magnum Энгельс связывает происхождение моногамного брака с появлением частной собственности, которая, в свою очередь, стала основой капиталистического государства. По мнению Энгельса, любовь, на которой строятся супружеские отношения в католическом или протестантском обществе, отличается от настоящих чувств. В этом случае она выступает как одна из пристойных причин для заключения брака - сделки о перераспределении собственности. В результате возникает очередная патриархальная семья. Будущее же - за «индивидуальной половой любовью», в основе которой подлинные чувства, страсть и свобода выбора, а не меркантильность родственников. Такая любовь предполагает равенство партнеров и взаимное уважение, что было достаточно дерзкой мыслью в эпоху начала борьбы за равные .

Фридрих Энгельс и сам придерживался философии свободы выбора. В 40-х годах XIX века он познакомился с сестрами Мэри и Лиззи Бернс. Мэри стала его гражданской партнершей: Энгельс жил с ней примерно 20 лет, а официально они поженились всего лишь за несколько часов до ее смерти. Отношения со второй сестрой Бернс развивались по схожему сценарию: 15 лет совместной жизни и регистрация брака перед смертью возлюбленной.

Зигмунд Фрейд: любовь как половое влечение

1856–1939

«Гениталии не проделали вместе со всем человеческим телом развития в сторону эстетического совершенствования, они остались животными, и поэтому и любовь в основе своей и теперь настолько же животна, какой она была испокон веков. Любовные влечения с трудом поддаются воспитанию, их воспитание дает то слишком много, то слишком мало. То, что стремится из них сделать культура, недостижимо; оставшиеся без применения возбуждения дают себя знать при активных половых проявлениях в виде неудовлетворенности».

Любовь, по Фрейду, похожа на психическое заболевание: психиатр изучает ее через симптомы и причины. По мнению Фрейда, в основе любых отношений и любви лежит «либидо» - бессознательное сексуальное влечение человека, которое он стремится реализовать. Все романтические чувства - всего-навсего желание половой близости. Это легло в основу теорий психоанализа и психосексуальных фаз развития личности.

Но в жизни Фрейд был менее категоричен. Со своей единственной женой Мартой Бернейс он познакомился в 1882 году. Прежде чем пожениться, влюбленные четыре года вели переписку - за это время Фрейд отправил около 900 любовных писем. По словам его биографов, письма психиатра вполне могли вписаться в сентиментальные романы. Однако некоторые исследователи считают, что Марта не была его единственной женщиной. Фрейду приписывают интрижку с сестрой своей жены Минной, которая часто сопровождала супружескую пару. Противники этих слухов считают, что нравы того времени не позволили бы психиатру так себя вести.

Эрих Фромм: любовь как работа над собой

1900–1980

«Зависть, ревность, честолюбие, любой вид жадности - это страсти; любовь - это действие, реализация человеческой силы, которая может быть реализована только в свободе и никогда в принуждении.

Любовь - это активность, а не пассивный аффект, это помощь, а не увлечение. В наиболее общем виде активный характер любви можно описать посредством утверждения, что любовь значит прежде всего давать, а не брать».

Немецкий социолог оспаривает распространенное мнение о том, что любовь - это просто сентиментальное чувство, увлечение, возникающее в результате счастливого стечения обстоятельств. По мнению Фромма, это псевдолюбовь, которую навязывают романтические фильмы и книги. Псевдовлюбленные не работают над своими отношениями, они в итоге становятся деструктивными и часто заканчиваются неудачей. Настоящую же любовь может познать только зрелый человек, который умеет любить. Это чувство не может появиться внезапно, потому что любовь требует длительной работы над собой.

Со своей первой женой, Фридой Рейхманн, Фромм познакомился на курсах по психоанализу брака. Несмотря на то что их отношения были плодотворными в профессиональном плане, супруги прожили вместе всего четыре года. После официального развода Фромм сразу же женился на фотокорреспонденте Хенни Гурланд. Девушка страдала от ревматического артрита и по совету врачей перебралась в Мексику, чтобы пройти курс лечения радиоактивными источниками. Ради нее Фромму пришлось пожертвовать научной карьерой, но лечение продлило жизнь Хенни только на три года. После смерти жены Фромм был очень подавлен, но все же решился на третий брак. С Аннис Фримен он прожил 27 лет - до самой смерти.

Любовь