Биология в лицее. Значение простейших

Простейшие - источник питания для других животных. В морях и в пресных водах простейшие, прежде всего инфузории и жгутиковые, служат пищей для мелких многоклеточных животных. Черви, моллюски, мелкие ракообразные, а также мальки многих рыб питаются преимущественно одноклеточными. Этими мелкими многоклеточными, в свою очередь, питаются другие, более крупные организмы. Самое большое из когда-либо живших на Земле животных - голубой кит, как и все другие усатые киты, питается очень мелкими ракообразными, населяющими океаны. А эти рачки питаются одноклеточными организмами. В конечном счете существование китов зависит от одноклеточных животных и растений.

Простейшие - участники образования горных пород. Рассматривая под микроскопом размельченный кусочек обыкновенного писчего мела, можно видеть, что он состоит преимущественно из мельчайших раковинок каких-то животных. Морские простейшие (корненожки и радиолярии) играют весьма важную роль в образовании морских осадочных горных пород. В течение многих десятков миллионов лет их микроскопически мелкие минеральные скелеты оседали на дно и образовывали мощные отложения. В древние геологические эпохи при горообразовательном процессе морское дно становилось сушей. Известняки, мел и некоторые другие горные породы в значительной мере состоят из остатков скелетов морских простейших. Известняки с давних пор имеют огромное практическое значение как строительный материал.

Изучение ископаемых остатков простейших играет большую роль в определении возраста разных слоев земной коры и нахождении нефтеносных слоев.

Борьба с загрязненностью водоемов - важнейшая государственная задача. Простейшие - показатель степени загрязненности пресных водоемов. Каждому виду простейших животных необходимы для существования определенные условия. Одни простейшие живут только в чистой воде, содержащей много растворенного воздуха и не загрязненной отходами фабрик и заводов; другие приспособлены к жизни в водоемах средней загрязненности. Наконец, есть и такие простейшие, которые могут жить в очень загрязненных, сточных водах. Таким образом, нахождение в водоеме определенного вида простейших дает возможность судить о степени его загрязненности.

Итак, простейшие имеют огромное значение в природе и в жизни человека. Одни из них не только полезны, но и необходимы; другие, напротив, опасны.

Борьба с этими многочисленными и опасными протозойными заболеваниями требует детального изучения биологии возбудителей, их циклов развития.

Некоторый практический интерес представляют и свободноживущие простейшие . Разные виды их приурочены к определенному комплексу внешних условий, в частности к различному химическому составу воды.
Определенные виды простейших живут при разной степени загрязненности пресных вод органическими веществами. Поэтому по видовому составу простейших можно судить о свойствах воды водоема. Эти особенности простейших используют для санитарно-гигиенических целей при так называемом биологическом анализе воды.

В общем круговороте веществ в природе простейшие играют заметвую роль . В водоемах многие из них являются энергичными пожирателями бактерий и других микроорганизмов. Вместе с тем сами они служат пищей для более крупных животных организмов. В частности, выклевывающиеся из икринок мальки многих видов рыб на самых начальных этапах своей жизни питаются преимущественно простейшими.
Тип простейших в геологическом отношении является весьма древним. В ископаемом состоянии хорошо сохранились те виды простейших, которые обладали минеральным скелетом (фораминиферы, радиолярии). Ископаемые остатки их известны начиная с самых древних нижнекембрийских отложений.

Морские простейшие - корненожки и радиолярии - играли и играют весьма существенную роль в образовании морских осадочных пород. В течение многих миллионов и десятков миллионов лет микроскопически мелкие минеральные скелеты простейших после отмирания животных опускались на дно, образуя здесь мощные морские отложения. При изменении рельефа земной коры, при горнообразовательных процессах в прошлые геологические эпохи, морское дно становилось сушей. Морские осадки превращались в осадочные горные породы. Многие из них, как, например, некоторые известняки, меловые отложения и др., в значительной своей части состоят из остатков скелетов морских простейших. В силу этого изучение палеонтологических остатков простейших играет большую роль в определении возраста разных слоев земной коры и, следовательно, имеет существенное значение при геологической разведке, в частности при разведке полезных ископаемых.

Простейшие - источник питания других животных. В морях и в пресных водах простейшие, прежде всего инфузории и жгутиконосцы, служат пищей для мелких многоклеточных животных. Черви, моллюски, мелкие ракообразные, а также мальки многих рыб питаются преимущественно одноклеточными; без простейших их существование было бы невозможным. Этими многоклеточными животными в свою очередь питаются более крупные животные, и прежде всего подрастающие мальки рыб. Понятно, какое огромное значение имеют простейшие в жизни природы и в народном хозяйстве.
Самое крупное из когда-либо живших на Земле животных - голубой кит - питается населяющими океаны очень мелкими ракообразными. Ими же питаются и другие беззубые киты. А эти рачки в свою очередь питаются одноклеточными животными. Так и получается, что, в конечном счете, существование китов зависит от одноклеточных животных и растений.
Простейшие - участники образования горных пород. Рассматривая под микроскопом размельченный кусочек обыкновенного писчего мела, можно видеть, что он состоит преимущественно из мелких раковинок каких-то животных. Из таких же микроскопических раковинок состоят и многие известковые горные породы Поволжья, Урала, Крыма, Кавказа. Каждая такая раковинка содержала когда-то тело простейшего животного - фораминиферы, жившего в далекие времена на дне морей и океанов.
Да и в настоящее время значительная часть дна океана покрыта илом, состоящим из раковинок фораминифер. Многие известняки состоят почти целиком из таких раковин. Известняки с давних пор имеют огромное практическое значение как строительный материал. Из них построены, например, гигантские сооружения древности - египетские пирамиды.

2. Признаки животных организмов. Характеристика царства Животные (Zoa). Организация животных типа Стрекающие (Cnidaria). Особенности биологии представителей классов Гидроидные (Hydrozoa), Сцифоидные (Scyphozoa) и Коралловые полипы (Anthozoa). Биологическое и практическое значение кишечнополостных.

3. Тип Плоские черви (Plathelminthes). Расчленение тела. Строение систем органов. Представители классов Ресничные (Turbellaria), Сосальщики (Trematoda), Ленточные черви (Cestoda). Особенности жизнедеятельности и развитие в связи с образом жизни. Циклы развития видов на примере планарии, печеночного сосальщика, бычьего солитера.


  1. тело листовидное или лентовидное, сплюснуто в дорсо-вентральном направлении;

  2. Кожно-мускульный мешок состоит из кожного эпите‑­

  3. лия, утратившего клеточное строение (тегумент), под ко‑­

  4. торым расположены три слоя гладких мышц (кольцевые, продольные и диагональные);

  5. отсутствие полости тела . Пространство между внутрен‑­

  6. ними органами заполнено клетками паренхимы, которая выполняет опорную, выделительную и запасающую функ‑­

  7. билатеральная симметрия ;

  8. трехслойность, т.е. развитие систем органов из эктодермы, энтодермы и мезодермы;

  9. Пищеварительная система представлена передней кишкой эктодермального происхождения (рот, глотка, пищевод) и средней кишкой энтодермального происхожде‑­

  10. ния, замкнутой слепо. Задняя кишка и анальное отверстие отсутствуют. В кишечнике происходит переваривание пищи и всасывание питательных веществ. Непереваренные остат‑­

  11. ки пищи выбрасываются через рот. ^ У ленточных червей пищеварительная система отсутствует. Питание их осуществляется всей поверхностью тела с помощью микротрихий;

  12. Выделительная система протонефридиального типа. Представлена терминальными клетками звездчатой формы и отходящими от них ветвящимися канальцами. Каналь‑­

  13. цы начинаются от терминальных клеток; в них - пучки колеблющихся ресничек (ресничное пламя). Терминальные клетки имеют щелевидные отверстия, через которые в просвет из паренхимы поступают продукты дис‑­

  14. симиляции. Мерцательное пламя обеспечивает продвиже‑­

  15. ние жидкости в канальцах. Канальцы сливаются между собой, образуя два боковых канала, открывающихся наружу экскреторными порами. Протонефридии удаляют про‑­

  16. дукты диссимиляции и регулируют осмотическое давление;

  17. Нервная система лестнично-узлового типа (ортогон).Представлена окологлоточным нервным кольцом, соединяющим надглоточный и подглоточный ган‑­

  18. глии, и отходящими от него продольными нервными ство‑­

  19. лами, из которых наиболее развиты боковые. Нервные ство‑­

  20. лы соединены комиссурами. Из органов чувств развиты ор‑­

  21. ганы осязания и химического чувства;

  22. Половая система хорошо развита. Подавляющее большинство плоских червей гермафроди‑­

  23. ты. Оплодотворение перекрестно.

  24. Отсутствие кровеносной системы

Тип Плоские черви включает три класса: Ресничные черви (Turbellaria ), Сосальщики (Trematoda ) и Ленточные черви (Cestoda). Медицинское значение имеют представители классов Сосальщики и Ленточные черви.

^ 110. Класс Сосальщики. Характеристика класса. Представители, имеющие мед.значение. Распространенность в РБ.

Класс Сосальщики (Trematoda). Трематоды (или сосальщики) – гельминты небольшого размера (от 2 до 80 мм) с плоским листовидным телом, лишенным членистости. Половозрелая стадия сосальщиков называется марита . Марита имеет две присоски, одна из которых окружает ротовой отверстие, а вторая, брюшная, служит органом прикрепления.

^ Покровы тела. Стенку тела составляет кожно-мускульный мешок, состоящий из тегумента (наружного покрова), сросшегося с лежащими под ними мышцами. Тегумент образован из слоя клеток, слившихся между собой, так что образовалась общая масса протоплазмы (синцитий). Наружная часть тегумента состоит из безъядерной цитоплазмы, содержащей большое число митохондрий; глубокая внутренняя часть тегумента содержит ядра. Под тегументом находится базальная мембрана, за которой расположены гладкая мускулатура, состоящая из кольцевых, диагональных и продольных мышечных волокон.

^ Половая система. Большинство трематод – гермафродиты. Кровяные сосальщики - раздельнополые.

Мужская половая система состоит из пары ветвящихся или компактных семенников, двух семяпроводов, сливающихся в семяизвергательный канал, который от‑­

крывается на поверхности копулятивного органа (цирруса).

^ Женская половая система устроена сложно. Яичник (непарный), желточники, семяприемник открываются в оотип, где совершается оплодотворение и окончательное формирование оплодотворенных яиц. Из желточников поступает питательный материал для яиц. Сюда же попадают выделения специальных желез - телец Мелиса. Из оотипа яйца перемещаются в матку, где происхо‑­

дит их созревание, и выводятся наружу через половое отверстие. Яйцо имеет характерные особенности: форма овальная, на одном полюсе находится крышечка, через которую выходит личинка.

У некоторых сосальщиков оплодотворение происходит в семяприемнике. Осеменение обычно бывает перекрестным. Реже наблюдается самоосеменение. Сосальщики очень плодовиты. В течение недели одна особь продуцирует около 1 млн яиц.

Жизненный цикл сложный, со сменой хозяев и несколькими поколениями личиночных стадий.Все виды этого класса являются биогельминтами. Окончательным хозяином служат позвоночные животные и человек, промежуточным, обязательным - моллюски. Некоторые трематоды, кроме того, имеют второго промежуточного хозяина, которым могут быть низшие позвоночные и представители различных групп беспозвоночных. Характерной особенностью жизненного цикла служит размножение личиночных стадий путем партеногенеза.

Половозрелая форма - марита - откладывает яйца, которые выносятся наружу. Для дальнейшего развития яйцо должно попасть в воду. Из яйца выходит первая личинка - мирацидий (имеет овальную форму, ресничный покров, 2 пигментные глазки на переднем конце тела и протонефридии, в задней части тела мирацидия находятся зародышевые клетки, которые дают начало следующему поколению личиночных форм). Мирацидий плавает в воде и активно проникает в тело моллюска. В печени моллюс‑­

ка мирацидий превращается в мешковидную спороцисту , внутри которой сохраняются зародышевые клетки. Затем из зародышевой клетки спороцисты партеногенетически развивается следующая стадия личинок - редии (имеет удлиненное тело, глотку, зачатки кишечника, нервной и выделительной систем и также содержит зародышевые клетки). В теле редии из зародышевых клеток партеногенетически образуется следующее поколение личинок - церкарии (имеют тело с хвостовым придатком, 2 присоски, кишечник, выделительную систему, зачаток половой системы). На переднем конце тела у некоторых форм находится острый стилет или пучок шипов, выполняющих перфорирующую функцию, и группа желез проникновения. У церкариев развиты все системы органов за исключением половой.

нительнотканная, формируемая организмом хозяина. У тех трематод, которые имеют одного промежуточного хозяина (печеночный сосальщик, фасциолопсис), церкарий инцистируется во внешней среде и называется адолескария.

Метацеркария и адолескария являются инвазионными стадиями для окончательного хозяина, в организме которого они превращаются в мариту.

Инвазионной стадией кровяных сосальщиков для окончательного хозяина является церкарий, который активно через кожу внедряется в организм хозяина.

Группу болезней, вызываемых трематодами, называют трематодозами. Комплекс экологических условий на территории Республики Башкортостан благоприятны для прохождения всего цикла развития печеночного, кошачьего и ланцетовидного сосальщиков. Для развития легочного и кровяных сосальщиков они неблагоприятны, но усиление миграции населения не только внутри России, но из стран дальнего и ближнего зарубежья, эндемичных по парагонимозу и шистозоматозам способствует завозу этих трематодозов на территорию республики.

Медицинское значение имеют следующие представители трематод: печеночный сосальщик(Fasciola hepatica), кошачий сосальщик(Opisthorchis felineus), легочный сосальщик(Paragonimus westermani), кровяные сосальщики(Schistosoma haematobium, Schistosoma mansoni, Schistosoma japonicum).

Класс Сосальщики. Ланцитовидный сосальщик. Систематическое положение, морфофизиологическая характеристика, жизненный цикл, инвазионная стадия, путь инвазии, факторы инвазии, локализация, патогенное действие. Лабораторная диагностика и меры общественной и личной профилактики дикроцелиоза. Распространенность в РБ.

^ ЛАНЦЕТОВИДНЫЙ СОСАЛЬЩИК - Dicrocelium lanceatum - возбудитель дикроцелиоза (биогельминтоз)

Географическое распространение - повсеместное.

Цикл развития. Биогельминт. Основной хозяин - травоядные млекопитающие. Первый промежуточный хозяин - наземные моллюски родов Zebrina, Helicela и др. Второй - муравьи сем. Formica . В организме моллюска развиваются спороцисты I и II порядка, стадии редий отсутствует. Церкарии склеиваются, образуют сборные цисты, выделяются наружу на растения. В организме муравьев развиваются метацеркарии.

Инвазированные муравьи при понижении температуры воздуха передвигаются на верхушки растений и впадают в своеобразное оцепенение. Заражение человека и животных происходит при случайном проглатывании муравьев с травой.

Локализация. В печени крупного и мелкого рогатого скота и некоторых других животных; очень редко встречается у человека.

Патогенное действие сходно с другими трематодами печени.

Лабораторная диагностика. Микроскопирование фекалий и дуоденального содержимого. Обнаруживаются яйца. Яйца имеют удлиненно-овальную форму, всегда асимметричны. Оболочка толстая, гладкая с широкой слегка уплощенной крышечкой на суженом полюсе яйца. Зрелое яйцо темно-коричневого цвета, незрелое - светло-желтого. Размеры 38 - 45 ´ 25 - 30 мкм.

Необходимо помнить о возможности попадания транзитных яиц в желудочно-кишечный тракт человека вместе со съеденной печенью домашних животных, больных дикроцелиозом.

Профилактика. Меры профилактики дикроцелиоза разработаны недостаточно. Иногда в местах выпаса проводят борьбу с муравьями. Однако такие мероприятия могут привести к другим нежелательным последствиям, так как муравьи являются важными почвообразователями и помощниками человека в борьбе с насекомыми-вредителями. Имеет значение также уничтожение моллюсков и дегельминтизация скота.
^ 116. Класс Ленточные черви. Характеристика класса. Представители, имеющие мед.значение. Распространенность в РБ.

Морфология. Цестоды имеют плоское лентовидное тело. Длина тела и число члеников у разных видов сильно варьируют (от 1 мм до 10 - 18 м). На переднем конце находится головка - сколекс , далее шейка и затем стробила, состоящая из члеников - проглоттид. Сколекс снабжен приспособлениями для прикрепления к стенкам кишечника - присосками, а у некоторых видов и крючьями (отряд цепней) или присасывательными щелями – ботриями (отряд лентецов). Шейка явля‑­

ется зоной роста. Новые проглоттиды отпочковываются от шейки, в силу чего образовавшиеся ранее отодвигаются назад.

^ Нервная и выделительная системы имеют такое же строение, как у трематод. Нервная система и органы чувств развиты слабо. Выделительная система представлена протонефридиями. В отличие от трематод у цестод в выделительной системе два выделительных протока, которые проходят по бокам тела и открываются наружу выделительной порой. Кровеносной и дыхательной систем нет.

^ Половая система в проглоттидах, ближайших к шейке, еще отсутствует, но по мере роста члеников начинает развиваться. Вначале появляются мужские, затем женские органы. Гермафродитные проглоттиды в средней части стробилы достигают половой зрелости.

^ Мужская половая система: большое количество пузырьковидных семенников, протоки которых сливаются в общий семяизвергательный канал, заканчивающийся циррусом.

^ Женская половая система. В оотип открываются влагалище, протоки яичников, желточников, телец Мелиса. Оплодотворенные яйца поступают в матку. Матка может иметь различную форму: иногда это трубка, свернутая в петли, заканчивающаяся выходным отверстием (широкий лентец), через которое яйца выходят во внешнюю среду, иногда - это трубка, оканчивающаяся слепо; у некоторых матка мешковидная.В молодых проглоттидах половой системы нет. В гермафродитных члениках происходит образование половых продуктов, оплодотворения и образования яиц, которые переходят в матку, где начинается их созревание. По мере поступления яиц матка увеличивается в размерах (за исключением форм, имеющих выходное отверстие в матке) и постепенно заполняет весь членик, вытесняя остальные органы половой системы. Такой членик называется «зрелым». В процессе роста червя задние, зрелые членики постепенно отрываются, а от шейки образуются все новые, молодые членики.

^ Жизненные циклы цестод довольно сложны, в них обязательно имеются две личиночные стадии - онкосфера и финна.

Онкосфера развивается в яйце, когда оно еще находится в матке. Это - шестикрючный зародыш шарообразной формы. Снаружи онкосфера покрыта толстой оболочкой, имеющей радиальную исчерченность. В кишечнике промежуточного хозяина онкосфера выходит из оболочек, с помощью крючьев проникает в кровеносные сосуды и кровью заносится в различные ткани и органы, где превращается в следующую личиночную стадию - финн:

Цистицерк - финна в виде пузыря, заполненного жидкостью, внутрь которого ииернут один сколекс (бычий и свиной цепни).

Ценур - пузырь с несколькими ввернутыми головками.

Цистицеркоид спереди имеет рас‑­

ширенную часть с ввернутым сколексом, а сзади - хвос‑­

товой придаток (карликовый цепень).

Эхинококк - финна в виде большого материнского пузыря с дочерними и внучатыми пузырями, внутри которых развивается большое количество сколексов.

Плероцеркоид- червеобразная личинка, на переднем конце которой находятся две присасывательные бороздки (ботрии).

Процеркоид - широкий лентец

Ларвоциста альвеококка - многокамерный пузырь

Финны развиваются во взрослую особь в кишечнике окончательных хозяев, заражение которых происходит при поедании мяса промежуточных хозяев. Под влиянием пищеварительных соков сколекс выворачивается из пузыря наружу, прикрепляется к стенке кишечника, и от шейки начинают отпочковываться проглоттиды.

В личиночной стадии парзитируют в организме человека эхинококк (Echinococcus granulosis) и альвеококк (Alveococcus multilacularis) (печень, легкие, головной мозг, редко – селезенка, почки, кости, мышцы). Методы специфической и дополнительной диагностики альвеококкоза и эхинококкоза: реакция латекс-агглютинации (РАЛ) с эхинококковым антигеном, реакция непрямой гемоагглютинации (РНГА) с эритроцитарным диагностикумом, реакция флоккуляции с бентонином (РФБ); аллергическая проба; рентгенолический метод, УЗИ, томография, радиоизотопное сканирование.

Для карликового цепня (Hymenolepis nana) человек одновременно является окончательным и промежуточным хозяином. Лабораторная диагностика гименолипедоза основана на обнаружении яиц в фекалиях.

Болезни, вызываемые цестодами, называют цестодозы.

^ Патогенное действие цестод - токсико-аллергическое и механическое (нарушение целостности стенки кишечника присосками, крючьями, ущемление ботриями широкого лентеца, давление на органы и ткани ларвоцист эхинококка и альвеококка) и поглощение переваренной пищи хозяина и витаминов (широкий лентец).

Цель урока: повторить, обобщить, систематизировать и расширить знания о многообразии простейших в связи с обитанием в различных средах, показать их роль в природе и жизни человека.

Задачи урока.

1. Образовательные:

2. Развивающие :

  • развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения изученного материала;
  • развивать у учащихся умения выделять главное, отбирать нужный материал, работать с таблицами, схемами, рисунками, текстами;
  • развивать логическое мышление.

3. Воспитательные :

  • воспитание бережного отношения к природе и к своему здоровью;
  • прививать экологическую культуру учащимся;
  • развивать мировоззренческие позиции.

Оборудование: таблицы: « Одноклеточные животные»; «Строение желудка крупно-рогатого скота», «Строение ротового аппарата мухи», рисунки представителей простейших; карточки; схемы, компьютер, диск с презентацией урока, основной раздаточный материал.

Структура урока.

1. Послушайте рассказ. (Идет презентация слайды № 1-11)

Ребята, послушайте, одну историю. Встретились как-то между собой три представителя подцарства Простейших и заспорили. Кому и где лучше живется?

Первая говорит: - И все- таки, живу я лучше всех. И тепло, и врагов нет, и пищи навалом. Человек ведь всеядное существо – глядишь, и колбаски, и яблочка перепадет, правда, в полупереваренном виде, да это ничего терпимо.

А как, что не по мне, так я ему – человеку – мигом дыру в кишечнике сделаю. У меня это просто.

Тут другая подхватывает: - Ну, да тут тебе и крышка. Поскольку человек существо разумное, знает, как себя лечить – мигом таблеток наглотается – и конец тебе. Думать о дырах забудешь, если жива останешься.

Первая говорит: - Ой-ой-ой, напугала та? А ты думаешь, тебе в животе термита живется лучше?

Другая: - Ну, вот еще. Ведь я живу в помещении, в отдельном кармашке, а непросто, как некоторые, в кишечнике болтаюсь. Тут мне и дом, и стол, - добром и сахарком хозяин готов расплачиваться, только знай себе усваивай. И никаких тебе антибиотиков?

Тут третья вмешалась: - Нет, братцы, вот я вас послушала и поняла, что лучше моей родной лужи мест просто не бывает. Плыви куда хочешь, ешь что хочешь, правда всё это тяжелым трудом достается, да и невзгоды и лишения всякие приходиться терпеть. Например, пересохла моя лужа на прошлой неделе, так пришлось немного полетать, пока дождь снова её не наполнил. Но, зато полная свобода.

Так долго они ещё спорили, но к единому мнению так и не пришли.

Ребята, скажите, можно ли разрешить их спор?

О каких видах взаимоотношений между животными говорится в этом отрывке?

Это проблема, решить которую мы, и постараемся на уроке.

А сейчас открываем тетради и записываем тему урока.:«Многообразие простейших, их значение в природе и в жизни человека ». .

Сначала мы вспомним отличительные особенности простейших. Для этого заполнит каждый таблицу, поставив крестик там, где верный ответ? Ответы сверьте с таблицей на экране. (Приложение №1 , слайд № 13).

«Сходство и различия простейших».

Органоиды

П р о с т е й ш и е

Амеба

Евглена зеленая

Инфузория-туфелька

1.Оболочка

2.Цитоплазма

4. Ложноножка

6. Ресничка

7.Пищеварительная вакуоль

8.Сократительная вакуоль

9.Ротовое отверстие

10.Порошица

11.Хлоропласты

12.Светочувствительный глазок

Игра – викторина.

На доске расположены карточки разных цветов: красная, жёлтая, оранжевая, синяя, зелёная.

Ответив на вопрос, подойди к доске и возьми карточку соответствующего цвета, Прочитай вопрос и подумав ответь, или попроси помощи у одноклассников.

  • Какого цвета светочувствительный глазок евглены зеленой?
  • На что по форме похожу фораминеферы?
  • Какого цвета вода?
  • Какого цвета пигмент хлорофилл?
  • Какого цвета плод у абрикоса?

Вопрос № 1: Что произойдет с амебой, если поместить её в пробирку с прокипяченной и охлажденной до комнатной температуры водой?

(Амеба или погибнет, или образует цисту, так как кипяченая вода бедна кислородом и в ней отсутствуют микроорганизмы, которыми амеба питается).

Вопрос №2: Какая опасность грозила бы пресноводным простейшим в случае отсутствия у них сократительных вакуолей?

(Сократительные вакуоли удаляют избыток воды из организма, при их отсутствии простейшие могут погибнуть от высокого внутреннего давления)

Вопрос № 3: Некоторые амебы, например, раковинные и лучевики, имеют раковины с отверстиями, через которые выходят ложноножки. Каково значение этих раковин?

(Раковины – средство защиты, кроме того, выросты, шипы обеспечивают плавучесть морских амеб).

Вопрос № 4: В пазухах листьев высокой пальмы скопилась дождевая вода. Через некоторое время в ней обнаружены те же инфузории, что и в расположенном рядом озере. Каким образом инфузории «взобрались» на пальму?

(Неблагоприятные условия, например, пересыхание водоема, инфузории переживают в состоянии цисты. Цист много в пыли на берегу озера. Ветром цисты могли быть занесены на пальму).

Вопрос № 5: В ходе опытов отметили, что евглена зеленая всегда плывет из более темной в более светлую часть водоема; инфузория-туфелька- из капли соленой жидкости в чистую воду, из капли чистой воды в каплю с бактериями. Что общего между этими явлениями.

(Эти явления – проявление раздражимости – ответной реакции организма на изменение окружающей среды. В опытах наблюдаем положительные пищевой и световой \таксисы, таксис – это направленное движение простейших, отрицательный хемотаксис).

Какую же роль играют простейшие в нашей жизни?

Составление схемы «Роль простейших в природе и жизни человека», при помощи цветных карточек.

Схема выстраивается совместно с учащимися на доске при помощи магнитов. Учащиеся приводят пример простейших, имеющих то или иное значение, например:

  • осадочные породы, мел и кремнезем, образованы раковинами фораминифер и лучевиков;(Слайды № 14-16)
  • инфузория - туфелька может служить биологическим фильтром;
  • морские простейшие составляют планктон и являются пищей для других организмов и т.д.;
  • в кишечнике человека обитает кишечная амеба, питающаяся кишечными бактериями (симбиоз);

Ю.И.Полянский пишет: «Если взять каплю содержимого рубца и рассмотреть её под микроскопом, то в поле зрения инфузории буквально кишат. Трудно даже в условиях культуры получить такую массу инфузорий. Количество инфузорий в 1куб.см содержимого рубца достигает миллиона, а нередко и более» Масса всех инфузорий в желудке коровы может достигать 3 кг. А что они там делают?

Оказывается, что многие жвачные животные (крупный рогатый скот, верблюды, овцы, антилопы) постоянно жуют. Желудок этих животных устроен очень сложно, он состоит из нескольких отделов. Сначала пища поступает в рубец, здесь пищеварительный сок не выделяется, зато здесь живет огромное количество инфузорий и бактерий, которые и переваривают целлюлозу, скатывая её в шарики, которые в свою очередь скатываются в другой отдел желудка – сетку, а от туда снова в рот. Это и есть та «жвачка», которую усердно пережёвывают животные. Затем пища вновь проглатывается в следующий отдел желудка – книжку, а из неё в сычуг. Где и окончательно переваривается под действием пищеварительного сока.(Смотри таблицу «Строение желудка крупно-рогатого скота»).

2. Изучение нового материала.

Давайте тогда с ними познакомимся. (На столах у учащихся есть карточки с названием простейших и их описанием. Они читают материал и готовят устную презентацию). (Слайды № 17-20).

Профилактика. Личная – индивидуальная защита от укусов москитов; общественная – уничтожение природных резервуаров (бродячих собак, шакалов, грызунов и т. д.) Одновременно рекомендуется проводить санитарно-просветительную работу среди населения, а также делать прививки.

Профилактика. Соблюдение правил личной гигиены. Употребление в пищу мытых овощей и фруктов. Употребление для питья только кипяченой воды. Борьба с загрязнением почвы. Санитарно-просветительская работа.

Профилактика. Применяют различные лекарственные препараты, прививки. Осушают болота, в которых выводятся малярийные комары. А на Кавказе для борьбы с малярией была акклиматизирована небольшая рыбка гамбузия, которая поедает личинок малярийных комаров. Малярийным плазмодием – это возбудитель малярии, одного из древних и до сих пор широко распространенных заболеваний

Составление памятки профилактики.

Говоря о заболеваниях, которые вызывают простейшие, необходимо повторить с учащимися профилактические меры (Приложение №6):

  • соблюдение правил личной гигиены;
  • кипячение воды;
  • добросовестное приготовление пи
  • требования к качеству сырых продуктов;
  • своевременное прохождение медицинских исследований (медосмотр)
  • научно-просветительская работа среди населения. (Слайд № 21).

Разрешение проблемной ситуации. Закрепление материала, работая по классификации простейших, учитывая внешние признаки.

О каких видах взаимоотношениях шла речь в отрывке?

Проверка результатов.

И в заключении мне хотелось бы проверить, как вы запомнили особенности простейших и сможете распределить простейших по систематическим группам.(Приложение 7)

Домашнее задание.

Стр.68-71, тетрадь-тренажер стр.41 № 1, стр.58 № 1.

Литература:

  1. Программно-методические материалы Биология 6-11 классы 2-е издание Москва, «Дрофа», 1999 год.
  2. С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина Современный урок часть 1, «Учитель», 2005 год.
  3. О.А. Пепеляева, И.В.Сунцева Поурочные разработки по биологии, «ВАКО», Москва,2004 год.
  4. Г.И. Лернер Уроки биологии, Тесты, вопросы, задачи, Москва, «Эксмо» 2005 год.
  5. И.Х.Шарова Зоология беспозвоночных, Москва, «ВЛАДОС».1999 год.
  6. В.И.Ярыгин Биология, Москва, «Медицина»,1985 год.
  7. Виртуальная школа Кирилла и Мифодия Уроки биологии Животные V SCHOOL. Ru.
  8. Электронный атлас для школьника Зоология 7-8 классы, Новый диск, www.nd.ru .
  9. Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко, Е.А Дмитриева. Разнообразие живых организмов. Методические рекомендации. «Сфера». 7 класс, М.,»Просвещение», 2008 г.

Простейшие - источник питания для других животных. В морях и в пресных водах простейшие, прежде всего инфузории и жгутиковые, служат пищей для мелких многоклеточных животных. Черви, моллюски, мелкие ракообразные, а также мальки многих рыб питаются преимущественно одноклеточными. Этими мелкими многоклеточными, в свою очередь, питаются другие, более крупные организмы.

Самое большое из когда-либо живших на Земле животных - голубой кит, как и все другие усатые киты, питается очень мелкими ракообразными, населяющими океаны. А эти рачки питаются одноклеточными организмами. В конечном счете существование китов зависит от одноклеточных животных и растений.

Простейшие - участники образования горных пород. Рассматривая под микроскопом размельченный кусочек обыкновенного писчего мела, можно видеть, что он состоит преимущественно из мельчайших раковинок каких-то животных. Морские простейшие (корненожки и радиолярии) играют весьма важную роль в образовании морских осадочных горных пород.

В течение многих десятков миллионов лет их микроскопически мелкие минеральные скелеты оседали на дно и образовывали мощные отложения. В древние геологические эпохи при горообразовательном процессе морское дно становилось сушей. Известняки, мел и некоторые другие горные породы в значительной мере состоят из остатков скелетов морских простейших. Известняки с давних пор имеют огромное практическое значение как строительный материал.

Простейшие, обитающие в океанах, пресных водах, почве и в высших организмах, занимают важнейшее место в круговороте веществ в биосфере. В водной среде простейшие - основа планктона, используемая в пищу другими более крупными животными. Из скелетов простейших: фораминифер, радиолярий и панцирных жгутиконосцев - кокколитофорид образуются мощные пласты осадочных пород.

Многие водные простейшие - седиментаторы, питающиеся взвешенными органическими частицами и бактериями, играют существенную роль в биологической очистке вод. Почвенные амебы, инфузории и жгутиконосцы - важное звено почвенной фауны: они принимают участие в почвообразовании. Ряд видов простейших составляют полезную группу симбионтов высших животных, улучшающих пищеварение и обменные процессы в организме.

Более 200 видов жгутиковых обитают в желудках термитов, превращая в них клетчатку в сахар.

Воротничковые жгутиконосцы – возможные предки многоклеточных животных.

Инфузории-туфельки служат кормом для обитателей водоемов.

В морях и океанах ежечасно гибнет множество раковинных корненожек. Падая на дно, они образуют отложения известняка. Мел, которым пишут на классной доске, белят стены и потолки зданий, и известняк, идущий на постройку домов, состоят в основном из раковин морских простейших. По остаткам скоплений раковин вымерших морских одноклеточных животных геологи находят места залежей нефти и других полезных ископаемых.

Пищевые цепи в водных экосистемах начинают с микроскопических водорослей. Вторым звеном в них обычно являются планктонные простейшие - первые потребители зелёной продукции. Затем они становятся основой питания животноядных обитателей водных экосистем рачков, мальков рыб и всех последующих потребителей. Когда остатки мёртвых растений и животных, опускающих на дно, их подбирают донные простейшие.

Немало простейших населяет и каждой миллиметр почвы, насыщенной грунтовой влагой. Вместе с другими обитателями они поддерживают плодородие почв.
Ирония судьбы: растительноядные животные сами не в состоянии переваривать целлюлозу (клетчатку - прим.! За них это делают простейшие, заселяющей их пищевой тракт с первых дней жизни. Кишечник термита, слепая кишка зайца и желудок коровы оборудованы специальными складами для размещения этих сожителей. Хозяин усваивает лишь результат их пищеварения, а заодно и самих простейших.


Любовь