Что такое шрифт брайля. Луи Брайль: Ослепляющее великолепие вечной надежды

Азбука Брайля - это система письменности, позволяющая людям с дефектами зрения распознавать буквы и символы при помощи тактильной чувствительности пальцев.

Навыки чтения и письма по методу Брайля позволяют слепым и слабовидящим людям быть грамотными и независимыми, получить работу, общаться по интернету с друзьями и коллегами из других стран.

Система чтения для незрячих людей

Азбука для слепых Брайля на французском языке была изобретена в первой половине 19 века французом Луи Брайлем, который сам потерял зрение в трехлетнем возрасте.

В школе для незрячих в Париже мальчика научили чтению слов, напечатанных большими выдавленными буквами, ощупывая их пальцами. Тексты были просто громадные.

В 15 лет он придумал другие буквы, состоящие из выпуклых точек.

Азбука Брайля содержит 65 основных символов.

Он взял за основу ячейку из 6 точек — два столбца по 3 точки в каждом. Любая точка может быть проколота - существует всего 63 возможные комбинации. Затем добавили еще две точки, усовершенствовав шрифт.

Этого хватало не только на все буквы французского алфавита, знаки препинания и цифры, но и на часто используемые слова и буквосочетания, математические символы, обозначения химических элементов и даже ноты.

Недостатки системы:

  • Наибольшая скорость чтения по этой системе - почти 150 слов за минуту. Это в два раза ниже, чем у хорошо видящих людей.
  • Книги, созданные методом Брайля - просто огромные по величине.

Как писать шрифтом Брайля вручную

1 способ - используя брайлевский прибор и металлический грифель.

Прибор состоит из пластины с выдавленными шеститочиями и крышки с отверстиями. Между ними вставляется бумага большей плотности, чем обычно. Грифелем, похожим на шило, надавливают на бумагу через отверстия крышки и получают брайлевский знак.

Читают тексты, перевернув страницу. Поэтому писать их нужно в обратном порядке, справа налево.

2 способ - используя брайлевскую печатную машинку.

На ее клавиатуре располагаются:

  • Кнопка пробела - в центре.
  • По 3 кнопки справа и слева от пробела. Они соответствуют точкам брайлевской ячейки.
  • Кнопка возврата назад.
  • Ручка для вращения строки вверх-вниз.

При написании буквы нажимаются сразу все кнопки-точки, из которых она состоит.

Напечатанный этим способом текст не нужно переворачивать для чтения.

Азбука Брайля на русском языке

Русский шрифт Брайля был создан в 1881году, его корректировали только 1 раз - в 1918 году, когда отменили буквы «i», «фита» и «ять».

В Российской Федерации при работе с брайлеровскими текстами используются листы обычного размера повышенной плотности. По международному стандарту промежуток между точками равен 2,5 мм, а количество строк на листе - не больше 25.

Азбука Брайля: таблички

Указатели, мнемосхемы и таблички, выполненные шрифтом Брайля и информирующие о графике работы и месторасположении офисов в здании, давно используются во многих странах:

  • В образовании: колледжами, университетами, детсадами, простыми и спортивными школами, интернатами.
  • В медицине: поликлиниками, частными медицинскими клиниками, больницами, реабилитационными центрами, санаториями.
  • Ощественными учреждениями: муниципалитетами, службами социального и пенсионного обеспечения и т. п.
  • Предприятиями, магазинами в торговых центрах, банками.
  • Общественным транспортом: метро и автобусами.
  • Библиотеками, театрами, выставками, музеями, филармониями.

Несколько лет назад Евросоюз издал закон об обязательном наличии надписей для слепых и слабовидящих людей в пассажирских лифтах и на маркировке всей производимой фармацевтической продукции.

Общемировое значение системы Брайля

Метод чтения Брайля используется всеми языками мира, даже для японских и китайских иероглифов. В последние годы его также применили для ряда языков Парагвая, Бутана, Руанды и Бурунди.

Системой Брайля можно воспроизвести:

  • любой алфавит;
  • цифры;
  • математические знаки, уравнения;
  • музыкальные ноты;
  • компьютерные символы;
  • сложные схемы и графики.

Еще в двадцатом веке одним из основных недостатков брайлеровского метода была невозможность общаться, беседовать «здесь и сейчас», то есть в режиме реального времени.

В настоящее время азбука Брайля позволяет слепым людям не только читать или писать, но и пользоваться Интернетом.

Они могут вводить текст в компьютер при помощи клавиатуры с рельефными клавишами, а для чтения ответа существуют дисплеи для слепых, представляющие собой узкую панель, на которой находятся брайлеровские ячейки.

Текст с компьютера преобразуется в импульсные электрические сигналы, которые воздействуют на часть стержней в ячейках и выталкивают их вверх. Незрячий человек, проводя пальцем по всем ячейкам, ощущает выдвинутые стержни как точки и читает слова.

А распечатать текст для чтения незрячими людьми можно с помощью брайлевского принтера.

Азбука Брайля - тактильная система записи, используемая в книгах, надписях, валюте и других предметах для слепых и слабовидящих людей. Благодаря дисплеям, разработанным на основе шрифта Брайля, незрячие могут пользоваться компьютерами и прочими электронными средствами. Вести запись можно при помощи специальных приспособлений, таких как переносной блокнот или брайлевская клавиатура.

Азбука Брайля названа в честь своего создателя - француза Луи Брайля, который ослеп в детстве вследствие травмы. В 1824 году, в возрасте 15 лет, он разработал данный шрифт для французского алфавита в качестве усовершенствования военной техники ночного чтения. Публикация данной системы, в которую впоследствии было включено нотное письмо, произошла в 1829 г. Второе издание, опубликованное в 1837 году, стало первой записи.

Азбука для слепых представляет собой знаки, имеющие вид прямоугольных блоков (ячеек) с выпуклыми точками. Число и расположение этих точек отличают одну букву от другой. Так как представляет собой транскрипцию существующих письменных систем, порядок и количество знаков варьируется в зависимости от языка. Благодаря программному обеспечению, способному к звуковому воспроизведению текста, использование шрифта существенно сократилось. Азбука слепых продолжает играть большую роль в развитии навыка чтения у слепых детей, а грамотность позволяет увеличить уровень занятости среди людей с ограниченными способностями.

Шрифт Брайля был основан на военном шифре, так называемом «ночном письме», разработанном Шарлем Барбье в связи с потребностью производить обмен информацией ночью, не привлекая внимание противника при помощи звука или света. В системе Барбье набор из 12 выпуклых точек соответствовал одному из 36 звуков. Этот метод был отвергнут армией, так как оказался слишком сложен для военных. В 1821 Барбье посетил парижский Королевский институт слепых, где повстречался с Луи Брайлем. Брайль отметил два существенных недостатка данного шифра. Во-первых, знаки соответствовали только звукам, а поэтому не могли отобразить орфографическое написание слов. Во-вторых, знаки из 12 выпуклых точек были слишком велики, чтобы распознать их на ощупь, не двигая пальцами, что существенно замедляло процесс чтения. Азбука Брайля представляет собой модификацию, где ячейки из 6 точек соответствуют отдельным буквам алфавита.

Первоначально шрифт Брайля включал лишь буквы французского алфавита, однако вскоре появилось множество аббревиатур, сокращений и даже логограмм, которые сделали использование системы более удобным. Сегодня азбука Брайля является скорее самостоятельной системой письма для слепых, нежели кодом орфографического написания слов. Существует три уровня шрифта. Первый используется теми, кто только начинает читать на Брайле, и состоит из букв и Наиболее распространенным является второй уровень, где присутствуют сокращения, позволяющие экономить место на странице. Реже можно встретить третий уровень, где целые слова сокращаются до нескольких букв или записываются при помощи специальных символов.

Сегодня для чтения и письма незрячие люди всего мира используют рельефно-точечную систему Луи Брайля. Чтобы понять ее уникальность и значимость, необходимо рассмотреть и рассмотреть предисторию ее создания, все иные попытки создания способов, с помощью которых незрячие люди смогли бы приобщиться к знаниями, обучиться грамоте и получить образование.

Уже издревле человечество задумывалось об изобретении шрифта, с помощью которого люди, лишенные зрения, могли бы обучаться наравне со зрячими. Среди таких первооткрывателей, которым были не чужды нужды слепых, можно упомянуть Араб-Эль Амида (1321 г.), арабского ученого, Франсиско Лукаса (1580 г.) из Мадрида, римлянина Рампазетто (конец 16 в.), философа Гарсдерфера, который в своих сочинениях описывает, как можно научить слепых чтению и письму грифелем на таблицах, покрытых слоем воска.

Нельзя не вспомнить Франсиско Лана (1631-1687 гг.), иезуита из Италии, который изобрел точечный шрифт. Поле его знака делилось на девять частей, в зависимости от того, в какой части и в каком количестве находились точки, определялось значение знака. Но все попытки обучения слепых при помощи шрифтов вышеупомянутых изобретателей, к сожалению, были единичными. До тех пор, пока Валентин Гаюи, талантливый и авторитетный ученый, тифлопедагог, стоявший у истоков теории и практики обучения и воспитания незрячих, не предложил собственный вариант шрифта.

"Валентин Гаюи (1745-1822гг.) родился в семье ткачей во Франции. Став опытным лингвистом, и знавший несколько разных языков, он был одним из образованнейших людей своего времени.

Вдохновленный идеями гуманизма эпохи Просвещения, успехами аббата Л’Эпе (Abbé de l’Epée) в обучении глухонемых. В.Гаюи задумал обучать другую категорию людей с ограниченными возможностями - слепых. С именем В.Гаюи связано открытие первого учебного заведения для незрячих. Для того, чтобы обучить своих незрячих учеников грамоте, В.Гаюи изобрел рельефно-линейный шрифт, который в 1785г. он представил комиссии Парижской академии наук. Система письма Валентина Гаюи представляла собой обыкновенный шрифт для зрячих - «унциал», т. е. «равный одной унции» (29,86 грамма).

Первоначально шрифт был передвижной, как типографский. Набирали его строками, вставляя в гнезда, проделанные в доске. После усвоения букв, слепой располагал их последовательно в специальном наборном ящике так, как это делают наборщики в типографии. Но такой шрифт нельзя было читать без помощи зрячих людей, которые помогали незрячим справиться со столь тяжелым оборудованием. В связи с этим В. Гаюи, задумал печатать рельефом на бумаге, что значительно облегчало процедуру чтения. При печатании книг выпуклый шрифт вытеснялся на одной стороне влажной бумаги, затем листы склеивались чистыми сторонами, сшивались и переплетались в книгу. При помощи «унциала» помимо букв, можно было изображать так же цифры и ноты. Шрифт был не менее 15 мм в высоту (в последствии высота букв варьируется) и вполне доступен для осязания, а рельеф после прочтения хорошо сохранялся. Буквы имели такое же очертание, как и при письме для зрячих людей, они были украшены различными завитками и имели курсивную форму, что, конечно, затрудняло их осязательное восприятие.

Первая книга, напечатанная «унциалом», увидела свет в 1786 году. Это был трактат Валентина Гаюи «О воспитании слепых детей». «Унциал» Гаюи не нашел практического применения в школах, несмотря на то, что в основанном им Парижском институте слепых, использовались для обучения книги, напечатанные рельефно-линейным шрифтом. Ученики Гаюи изучали алфавит при помощи букв, вырезанных из меди, воспроизводя их на бумаге карандашом.

Система В.Гаюи послужила толчком для дальнейшего исследования проблемы письма и чтения слепых с помощью рельефа. Так, Франсуа Лезюэр (1767-1827 гг.) -первый незрячий ученик Гаюи, который до встречи с учителем занимался попрошайничеством, продолжает дело своего учителя. Франсуа оказался талантливым учеником и быстро усваивал знания. В.Гаюи учил мальчика читать, используя деревянные буквы, Франсуа овладел также счетом, игрой на рояле. Впоследствии Валентин Гаюи добивается приглашения продемонстрировать успехи своего подопечного в Версале, а затем и в Академии наук.

Монарх и члены академии по достоинству оценили успехи В. Гаюи и его ученика Лезюэра. Идея о возможности и необходимости обучения незрячих была воплощена в жизнь. При покровительстве короля в 1784г. в Париже была открыта первая школа для слепых. Лезюэр становится помощником Валентина Гаюи в обучении слепых детей и пытается видоизменить его шрифт. Так появился прямой латинский шрифт Лезюэра. Шрифт Лезюэра также, как и шрифт Гаюи,был рельефно - линейным и не годился для самостоятельного рельефного письма, а печатную продукцию также можно было издавать лишь типографским способом. Достоинство шрифта Франсуа Лезюэра заключалось в том, что он убрал все украшения и выпрямил буквы, что значительно облегчило осязательное восприятие текста. Однако шрифт все равно требовал дальнейшего упрощения, либо видоизменения, так как не вполне соответствовал осязательным возможностям слепых. Такие попытки в дальнейшем предпринимались, в основном, тифлопедагогами различных европейских стран.


Совершенствования рельефных шрифтов для слепых шло по линии вытеснения рельефной линии рельефной точкой, наиболее удобной для осязательного восприятия слепых. Именно к такому выводу пришел и австрийский тифлопедагог, директор Венского института слепых Иоганн Вильгельм Клейн (1756-1848 г.). Иоганн Клейн вносит огромный вклад в развитие тифлопедагогики, обогащает теорию и практику обучения незрячих разнообразными приемами и методами обучения. Помимо того, что он впервые в своем «Учебнике для занятий со слепыми» описал идею тренировки собак-поводырей, Клейн для чтения и письма незрячих изобрел свою «игольчатую» рельефную систему. В процессе разработки шрифта Клейн опирался на существующий практический опыт Гаюи. Знаки «игольчатого» шрифта повторяли очертания букв латиницы, т. е. сохранили форму «унциала» Гаюи, однако изображались пунктирной линией. Каждая буква состояла из большого числа точек. В связи с этим некоторые исследователи считают, что изобретение Клейна является переходным этапом от рельефно-линейного шрифта к рельефно - точечному.

Книги Клейна печатались тем же способом, что и книги Гаюи и Лезюэра. Однако и этот шрифт не полностью удовлетворял потребности людей с глубокими нарушениями зрения.

Не менее интересным является шрифт французского военного Никола Мари Шарля Барбье де ля Серр (1767-1841 гг.). Барбье был далек от нужд слепых, занимался изучением тайнописи, работая в военном ведомстве. В 1808г. Шарль де ля Серр, используя наработки иезуита Франсиско Лана, изобрел свою шифровальную рельефно-точечную систему для сохранения военных тайн и для чтения секретных донесений ночью. Поэтому шрифт Барбье был назван «письмо в темноте». Его знак состоял из двенадцати точек, расположенных в два столбика, по шесть в каждом. Также была разработана таблица, состоявшая из 36 звуков и звуковых сочетаний. Таблица имела шесть строк, на каждой из которых можно было записать по шесть звуков, букв. Первый столбик по количеству точек обозначал порядковую строку, второй — порядковый звук в строке.

Для письма Барбье предложил свой прибор — деревянную линейку с бороздками по всей длине, на которую накладывался лист, и подвижную металлическую скобу, крепившуюся сверху на лист и линейку. С помощью пуансона в бумаге проделывались выпуклые точки и создавались рельефно-точечные буквы. Однако изобретение Барбье не пригодилось военным, и в 1821 году он представил свое изобретение воспитанникам Королевского института слепых, среди которых был двенадцатилетний Луи Брайль. В 1821-1822 гг. эта система была введена в Парижском институте слепых и изучалась параллельно с системами Гаюи и Лезюэра. Главным недостатком системы Барбье было то, что она была фонетической, т.е. слова писались так, как произносились, знаков препинания не было, ноты и математические знаки не могли записываться. Шрифт был сложным и громоздким. Знак состоял из большого числа точек и попадал под подушечку осязающего пальца не полностью, поэтому скорость чтения такого шрифта была невысока, даже по сравнению со скоростью чтения рельефно-линейного шрифта. Несмотря на имеющиеся недостатки, система Барбье используется в практике обучения слепых. Особое значение данной системы письма заключается в том, что изобретение Барбье натолкнуло юного Луи Брайля на мысль о создании своего уникального рельефно - точечного шрифта и прибора для письма, прототипом которого послужил прибор Барбье.


Создателем современной письменности слепых стал французский педагог Луи Брайль, основавший первое специализированное образовательное учреждение для незрячих детей. Он родился в семье сапожника в январе 1809 года, а в три года полностью потерял зрение. Однако с помощью родителей уже к школьному возрасту он умел многое. Родители Луи Брайля, когда мальчику исполнилось 11 лет, отправили его учиться в Институт для слепых детей, который находился в Париже. Когда Брайль испытал код Барбье, он почувствовал, насколько тот сложен, но у мальчика появилась идея по упрощению этого кода и созданию нового, используя возможности человеческого восприятия на ощупь.

Луи Брайль, когда ему было 15 лет, разработал свой код, где символы обозначались максимум шестью точками, и придумал комбинации для всех без исключения букв, знаков препинания, цифр и даже нот.

Для обозначения букв Брайль использовал шесть точек, расположенных в два столбца и три ряда. Учитывая порядок букв в латинском алфавите, первые буквы обозначались верхними и средними точками, для обозначения следующих букв добавлялись нижние точки, сначала два раза слева, потом два раза справа. Наличие или отсутствие точки давало определенный символ. Одной из особенностей использования шрифта Брайля является то, что текст пишется справа налево, а потом письмо переворачивается и написаное читается слева направо.

В 1837 году вышла первая книга, которая была напечатана шрифтом Брайля. Это была история Франции, но к сожалению, она не получила признания, потому что не все люди понимали возможности использования азбуки Брайля. Широко применять шрифт Брайля начали намного позже, уже после смерти автора, а в его институте эту систему стали использовать через 2 года после его смерти, потому что учителя в институте были не очень прогрессивными и предпочитали старый громоздкий шрифт Гаюи.

За пределы Франции легендарное изобретение учителя без зрения вышло только в 1854 году. Следует отметить, что версии шрифта Брайля разработаны для разных языков мира, основание которых не опирается на латинский алфавит.

В 1869 году при задействии азбуки Брайля напечатали первый роман, который носил название «Лавка древностей» автор Чарльз Диккенс. В 1990 году Вашингтонский каталог охватил все существующие в мире системы письма для слепых. А в 2002 году на банкнотах Евросоюза цифра, которая означает номинал купюры, записывается шрифтом Брайля.

В настоящее время с помощью шрифта Брайл слепые люди имеют возможность не только читать или писать, но и пользоваться Интернетом. Сейчас придумали устройство к компьютеру, которое превращает обычный текст в текст, написанный шрифтом Брайля.

При помощи шрифта Брайля можно записывать не только буквы, но и математические знаки, технические символы, ноты и т.д. Поэтому именно этот шрифт в отличие от шрифта Муна и других шрифтов, использовавшихся в практике обучения используется для обучения детей и повседневных нужд взрослых с глубокими нарушениями зрения. В основе рельефно — точечной системы Брайля лежит шеститочие. 6 рельефных точек расположены в три горизонтальных ряда по две точки в каждом. В первоначальном варианте Брайль использовал штрихи, но затем отказался от них. Брайль предложил и прибор для письма по своей системе, который используется и поныне. При работе над своим шрифтом Луи Брайль учитывал наработки Шарля Барбье, который до него уже использовали «точку» для своего шрифта «письмо в темноте». Точки в шеститочии Брайля, имеющие полусферическую форму, располагаются следующим образом: слева наверху — точка 1, слева посередине -2, слева внизу — 3, сверху справа — 4, посередине справа — 5, и, наконец, справа внизу - точка 6. Стандартное шеститочие имеет параметры, пригодные для восприятия подушечкой пальца руки.

Гениальностью и простотой отличается прибор Брайля, при помощи которого можно писать рельефом, практически без изменений его используют в наши дни незрячие всего мира. Система Луи Брайля получает признание лишь после его смерти. Многие тифлопедагоги, с одной стороны подвергали критике гениальное изобретение Брайля, с другой стороны предпринимали попытки улучшить систему брайлевского письма. Так, американец Уильям Уэйт пытался изменить систему Брайля за счет экономии время и пространства. Его система также была точечной и напоминала систему Брайля, но отличалась горизонтальным расположением точек (в два ряда) и их количеством - по 4 точки в ряду (::::)

В 1873 г. в Бостоне Д. Смит создал так называемый «модернизированный брайль Смита». При этом основы системы сохранялись, а изменялись лишь значения конкретных комбинаций точек. Такой метод видоизменения называется «фреквенцией» (частичным изменением) системы. Впоследствии появляется большое количество фреквенций. Стремясь к наибольшему единообразию национальных вариантов шрифта Брайля, Международная конференция по унификации азбуки Брайля 1950 года в Париже осудила принцип фреквенции. Так, в 1929г. происходит унификация записи нот, а в 1932г.- создание единого английского алфавита Брайля.

Первая попытка создать алфавит Брайля в России принадлежит князю Денису Михайловичу Оболенскому (1844 -1918гг.). Д.М. Оболенский при создании русского брайля ориентировался на немецкий алфавит.

В 1877 г. попечитель Института для слепых Императорского Человеколюбивого Общества А. В. Полежаев предложил для использования свою азбуку. Он также, как и Оболенский использовал
шеститочие Брайля. Однако Полежаев не считал нужным соблюдать сходство с французским и немецким алфавитом Брайля, полагая, что слепые из разных стран, вследствие их бедности, не будут иметь возможности общаться друг с другом. Существенным для Полежаева являлась лишь простота обучения азбуке. Важнейшим принципом его алфавита стало использование знаков, состоящих из небольшого числа точек, для часто встречающихся букв.

Большая заслуга по созданию русской азбуки Брайля принадлежит К.К.Гроту, руководившего Александро-Мариинским попечительством для слепых в Петербурге. В 1880 году председатель Киевского Отделения Попечительства А. Ф. Андриашев прислал Гроту свой вариант азбуки для слепых. В ней гласные изображались преимущественно точками, а согласные — линиями, использовались также окружности.

Но К.К.Грот настаивал на введении именно системы Брайля и направил в Германию для знакомством с зарубежным опытом обучения слепых педагога Е.Р.Трумберг. Именно Трумберг, при содействии директора Дрезденского института для слепых Бютнера составила алфавит, одобренный Гротом, который ввел его в обращение в 1881г. Некоторое время шрифт Трумберг конкурировал со шрифтом Полежаева, но впоследствии вытеснил его. С тех пор русский алфавит Брайля изменялся лишь однажды — в связи с орфографической реформой 1917-1918 г., которая заключалась в изменении ряда правил русского правописания, когда были упразднены знаки для букв «i», «ять» и «фита».


А что сейчас?

Современные дисплеи для слепых действуют следующим образом. В ряд расположены ячейки Брайля. Текст преобразуется в сигналы, некоторые стержни в ячейках выдвигаются, человек проводит пальцем по всем ячейкам и считывает слова. Весят эти дисплеи более килограмма и стоят более $2 тыс. Возникает вопрос - достигли ли устройства своего пика развития или можно найти новые решения?
Главные недостатки при работе со шрифтами Брайля - низкая скорость считывания текста и невозможность вести общение в реальном времени. Прогресс по созданию все более совершенных способов коммуникаций идет по пути возрастания скорости распознавания букв. Сначала были рельефно-линейные шрифты (выпуклые буквы Хауи). Им на смену пришли рельефно-точечные шрифты (Брайль). Возможный следующий шаг: одна точка - один знак.

Размышляя и экспериментируя, автор заметил одну интересную особенность человеческого восприятия. Если на каждой фаланге пальцев человека разместить по 6 точек, то при надавливании на отдельные точки при помощи, скажем, острия карандаша человек сможет точно сказать, в каком именно месте это произошло. А это значит, что, разместив на каждом из 4-х пальцев (большой по одной важной причине не в счет) по 6 надавливающих элементов (например, микро-соленоидов), можно получить всего 72 элемента, причем расположение клавиш может соответствовать расположению клавиатуры QWERTY (стандартная раскладка клавиатуры компьютера или пишущей машинки). Элементы можно разместить на перчатке или в напальчниках, а вместо надавливающих элементов использовать тепловые элементы или слабые электрические разряды.

Ввод-вывод

Конечно, использовать перчатку только для получения информации невыгодно. Надавливающие элементы можно использовать и как кнопки. Тогда этой же перчаткой можно будет вводить информацию в компьютер, нажимая большим пальцем на соответствующие кнопки. Причем мы получаем адаптивную клавиатуру, где сами кнопки, расположенные на пальцах, двигаются навстречу большому пальцу. Это приведет к сокращению амплитуды движения пальцев. Это, в свою очередь, уменьшит время нажатия на клавишу, т.к. оба пальца рук будут двигаться скоординированно навстречу друг другу.

А оснастив перчатки простым синтезатором речи или дисплеем, можно решить проблему коммуникации для немых и глухонемых. В отличие от стандартных устройств, перчатка имеет малые размеры, проста в применении и может быть связана с различными устройствами ввода-вывода информации.

Обращенный Брайль

Другая идея - остаться с хорошо знакомым слепым шрифтом Брайля, но заставить буквы «бежать». Используя «перчаточную» технологию, можно изготовить напальчник, состоящий из матрицы Брайля, и последовательно подавать букву за буквой. Таким образом будет осуществляться чтение. Можно также на 4-х пальцах расположить 2 элемента Брайля. Преимущества предложенного устройства ввода-вывода информации:
- малая масса и габариты;
- удобство применения;
- адаптивность;
- возможность работать в самых различных позах (эргономичность).

Что дальше?
Сейчас исследуются возможности подсоединения телевизионных камер непосредственно к окончаниям зрительных нервов. Получены первые положительные результаты, но данная технология находится только в стадии испытаний и может быть применена к ограниченному количеству людей, так что без осязательных аппаратов не обойтись. Ученые в своих исследованиях идут дальше. Так, группа Кришнакутти Сатья из Университета Эмори исследовала работу мозга слепых при чтении ими текстов, напечатанных азбукой Брайля. Сканируя мозг подопытных, ученые установили, что при ощупывании букв пальцами работают зрительные центры мозга - причем точно так же, как у людей, читающих текст глазами. Проводившееся в этот момент сканирование их мозга методом магнитного резонанса показало, что зрительные центры работают столь же активно, как и осязательные. Что это значит, пока неясно, но факт очень интересный.
http://vitaportal.ru/zabolevaniya-glaz/azbuka-braj...tayut-i-pishut-nezryachie.html

http://www.popmech.ru/article/2238-brayl/

Взято

Как правильно держать грифель?

Грифель держат металлическим кончиком вниз. Возьмите рукоятку грифеля так, чтобы она упиралась в основание указательного пальца у самой ладони.

Теперь крепко возьмите грифель тремя пальцами: указательным сверху, большим и средним с боков.

Чтобы получилась точка, нужно просто надавить на бумагу сверху вниз - так же, как ходит игла в швейной машинке.

Как писать по Брайлю?

Заправьте бумагу в прибор. Возьмите грифель и аккуратно, не нажимая, поместите кончик грифеля в первую клетку от правого края прибора. Попробуйте провести кончиком грифеля внутри контура клетки. Чувствуете углубления? Попробуйте почувствовать, где находятся все шесть углублений в брайлевской клетке.

При письме по Брайлю рука движется справа налево, потому что точки накалываются с обратной стороны бумаги.

У каждой точки-позиции в клетке есть свой номер. В первой колонке по ходу движения руки (справа налево!) находятся точки 1, 2 и 3, а во второй колонке - 4, 5 и 6.

Попробуйте надавить грифелем на бумагу в точке 1 - вы услышите щелчок. Держите грифель строго вертикально. Попробуйте проколоть все шесть точек так, чтобы получилось полное шеститочие.

Чтобы потренироваться, напишите такие точки:

  1. точка 3
  2. точки 1, 2
  3. точки 1 и 6
  4. точки 1, 3, 5
  5. точки 2, 4, 5, 6

Как пишутся русские буквы по Брайлю?

В системе Брайля нет отдельных заглавных и маленьких букв. Заглавная буква обозначается точками 4 и 5, которые ставятся перед словом.

Как пишутся знаки препинания?

Тире и дефис по Брайлю не различаются, это один и тот же знак. После запятой и перед тире не ставится пробел.

Как пишутся английские буквы по Брайлю?

Система Брайля применяется во всех языках, даже в японском и китайском. В отличие от «зрячих» алфавитов, которые могут очень сильно различаться в разных языках, брайлевские очень похожи друг на друга.

Как пишутся цифры по Брайлю?

Перед записью цифр и чисел ставится специальный цифровой знак (точки 3, 4, 5, 6)

Цифры по Брайлю пишутся так же, как первые 10 букв латинского алфавита. Перед записью чисел цифровой знак пишется только один раз - перед всем числом.

Что ещё можно написать по Брайлю?

По Брайлю можно написать всё то же самое, что и обычным плоскопечатным шрифтом: номера телефонов, списки покупок, стихи, ноты, математические формулы, химические символы… Но если по-зрячему можно придумать огромное количество разных символов, то количество возможных сочетаний точек в шеститочии ограничено. Их всего 63, не считая пробела. Поэтому в брайле один и тот же символ может обозначать разные вещи. Например, точки 1-2-4-5 могут обозначать русскую букву Г, латинскую G, цифру 7 или ноту «фа».

Некоторые символы обозначаются сочетаниями нескольких брайлевских знаков. Например, значок & обозначается так:

Для записи сложных математических и физических формул и уравнений существует расширенный восьмиточечный брайлевский код. В нём добавлено ещё две точки: 7 под точкой 3 и 8 под точкой 6. Это позволяет создать 255 различных символов (не считая пробела).


Теги: Брайль

Наши покупатели очень часто задают нам этот вопрос. Что же это за процедура? вы можете купить ТСР за свой счёт. Главное условие - оно должно быть прописано в вашей карте индивидуальной программы реабилитации (ИПР). После этого вы сможете получить компенсацию от Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

  • компенсация выплачивается только в том случае, если приобретенное ТСР прописано в вашей карте ИПР;
  • стоимость приобретенного ТСР может превышать размер компенсации, но эту разницу вам придется доплачивать самостоятельно;
  • размер компенсации определяется региональным отделением ФСС.

Информацию по размеру компенсации для вашего региона можно посмотреть на сайте ФСС fss.ru

1. Нужно иметь карту ИПР. Где ее получить?

Карта ИПР заполняется на основе решения федерального учреждения медико-социальной экспертизы. Поэтому с просьбой о заполнении ИПР следует обратиться в то место, где вы получали или будете получать свидетельство об инвалидности, а именно - в местное отделение Бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ). Найти бюро МСЭ можно в вашей районной поликлинике .

Но не все инвалиды приписаны к местным районным бюро МСЭ. Как правило, инвалиды по зрению приписаны к специализированным глазным бюро МСЭ и должны получать ИПР именно там.

2. Документы, необходимые для подачи на компенсацию

Компенсация выплачивается на основании следующих документов:

  • заявление инвалида, либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению ТСР;
  • документы, подтверждающие расходы на самостоятельное приобретение ТСР за собственный счет (чек товарный и кассовый, копию документа, подтверждающего соответствие качеству продукции - декларация или сертификат соответствия);
  • документ, удостоверяющий личность;
  • страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС).

ВАЖНО! Компенсация выплачивается именно за то средство, которое рекомендовано в карте ИПР или в заключении врачебной комиссии. Поэтому обязательно предупреждайте продавца о правильном заполнении товарного (мягкого) чека.

3. Куда сдать все документы для получения компенсации?

Обратитесь в ФСС по месту жительства. Выплата компенсации осуществляется уполномоченным органом в течение одного месяца с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет.

Таким образом, вы получите компенсацию в соответствии с предоставленными документами, подтверждающими расходы по приобретению ТСР.

Если стоимость приобретенного вами ТСР меньше или равна размеру компенсации за данное ТСР по вашему региону, то вы получите полное возмещение средств. Если же эта стоимость больше, то вам не возместят разницу.

Любовь