Экология в современном мире. Глобальные экологические проблемы

Уровень воздействия человека на окружающую среду зависит в первую очередь от технической вооруженности общества. Она была крайне мала на начальных этапах развития человечества. Однако с развитием общества, ростом его производительных сил ситуация начинает меняться кардинальным образом. XX век — это век научно-технического прогресса. Связанный с качественно новым взаимоотношением науки, техники и технологии, он колоссально увеличивает возможные и реальные масштабы воздействия общества на природу, ставит перед человечеством целый ряд новых, чрезвычайно острых проблем, в первую очередь — экологическую.
Что такое экология? Под этим термином, впервые употребленным в 1866 г. немецким биологом Э.Геккелем (1834—1919), понимается наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой. Ученый полагал, что новая наука будет заниматься только взаимоотношениями животных и растений со средой их обитания. Этот термин прочно вошел в нашу жизнь в 70-х годах XX столетия. Однако сегодня о проблемах экологии мы фактически говорим уже как о социальной экологии — науке, изучающей проблемы взаимодействия общества и окружающей среды.

Сегодня экологическую ситуацию в мире можно охарактеризовать как близкую к критической. Среди глобальных экологических проблем можно отметить следующие:

1. - атмосфера во многих местах загрязнена до предельно допустимых размеров, а чистый воздух становится дефицитом;

2. - частично нарушен озоновый слой, защищающий от губительного для всего живого космического излучения;

3. в значительной мере истреблен лесной покров;

4. - загрязнение поверхности и обезображивание природных ландшафтов: на Земле невозможно обнаружить ни одного квадратного метра поверхности, где бы не находилось искусственно созданных человеком элементов.
уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов растений и животных;

5. - мировой океан не только истощается в результате уничтожения живых организмов, но и перестает быть регулятором природных процессов

6. - стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых;

7. - исчезновение видов животных и растений

1Згрязнение атмосферы

Еще в начале шестидесятых годов считали, что загрязнение атмосферы это локальная проблема больших городов и индустриальных центров, но позже стало ясно, что атмосферные загрязнители способны распространяться по воздуху на большие расстояния, оказывая неблагоприятное воздействие на районы, находящиеся на значительном удалении от места выброса этих веществ। Таким образом, загрязнение атмосферы - это глобальное явление, и для контроля за ним необходимо международное сотрудничество.


Табл.1 Десять самых опасных загрязнителей биосферы


Диоксид углерода

Образуется при сгорании всех видов топлива. Увеличение его содержания в атмосфере приводит к повышению её температуры, что чревато пагубными геохимическими и экологическими последствиями.


Оксид углерода

Образуется при не полном сгорании топлива. Может нарушить тепловой баланс верхней атмосферы.


Сернистый газ

Содержится в дымах промышленных предприятий. Вызывает обострение респираторных заболеваний, наносит вред растениям. Разъедает известняк и некоторые камни.


Оксиды азота

Создают смог и вызывают респираторные заболевания и бронхит у новорождённых. Способствует чрезмерному разрастанию водной растительности.



Один из опасных загрязнителей пищевых продуктов, особенно морского происхождения. Накапливается в организме и вредно действует на нервную систему.


Добавляется в бензин. Действует на ферментные системы и обмен веществ в живых клетках.


Приводит к пагубным экологическим последствиям, вызывает гибель планктоновых организмов, рыбы, морских птиц и млекопитающих.


ддт и другие пестициды

Очень токсичны для ракообразных. Убивают рыбу и организмы, служащие кормом для рыб. Многие являются канцерогенами.


радиация

В превышенно допустимых дозах приводит к злокачественным новообразованиям и генетическим мутациям.




К числу наиболее распространенных загрязнителей атмосферы относятся такие газы, как фреоны
। К парниковым газам также относится и метан, поступающий в атмосферу при добыче нефти, газа, угля, а также при гниении органических остатков, росте численности крупного рогатого скота। Прирост метана составляет 1,5 % в год। Сюда же можно отнести такое соединение, как закись азота, попадающее в атмосферу в результате широкого использования в сельском хозяйстве азотных удобрений, а также в результатесгорания углеродсодержащих топлив на теплоэлектроцентралях। Однако не стоит забывать, что несмотря на огромный вклад перечисленных газов в «парниковый эффект», главным парниковым газом на Земле является все же водяной пар। При этом явлении тепло, полученное Землей, не распространяется в атмосферу, а благодаря парниковым газам остается у поверхности Земли, и лишь только 20% от всего теплового излучения земной поверхности безвозвратно уходит в космос. Грубо говоря, парниковые газы образуют своеобразный стеклянный колпак над поверхностью планеты.

В дальнейшем это может привести к усиленному таянию льдов и к непредсказуемому поднятию уровня мирового океана, к затоплению части побережья материков, исчезновению целого ряда видов растений и животных, не способных приспособиться к новым природным условиям жизни. Явление «парникового эффекта»является одной из главных первопричин такой актуальной проблемы, как глобальное потепление климата।


2 Озоновые дыры

Не менее сложна в научном отношении экологическая проблема озонового слоя. Как известно, жизнь на Земле появилась только после того, как образовался охранный озоновый слой планеты, прикрывший ее от жестокого ультрафиолетового излучения. Многие века ничто не предвещало беды. Однако в последние десятилетия было замечено интенсивное разрушение этого слоя.

4 Опустынивание

Под воздействием живых организмов, воды и воздуха на поверхностных слоях литосферы

постепенно образуется важнейшая экосистема, тонкая и хрупкая, - почва, которую называют "кожей Земли". Это хранительница плодородия и жизни. Горсть хорошей почвы содержит миллионы микроорганизмов, поддерживающих плодородие.
Чтобы образовался слой почвы мощностью (толщиной) в 1 сантиметр, требуется столетие . Он может быть потерян за один полевой сезон. По оценкам геологов, до того как люди начали заниматься сельскохозяйственной деятельностью, пасти скот и распахивать земли, реки ежегодно сносили в Мировой океан около 9 миллиардов тонн почвы. Ныне это количество оценивают примерно в 25 миллиардов тонн 2 .

Почвенная эрозия – сугубо местное явление – ныне приобрела всеобщий характер. В США, например, около 44 % обрабатываемых земель подвержено эрозии. В России исчезли уникальные богатые черноземы с содержанием гумуса (органического вещества, определяющего плодородие почвы) в 14 –16 %, которые называли цитаделью русского земледелия. В России площади самых плодородных земель с содержанием гумуса 10 – 13 % сократились почти в 5 раз 2 .

Особенно тяжелая ситуация возникает, когда сносится не только почвенный слой, но и материнская порода, на которой он развивается. Тогда наступает порог необратимого разрушения, возникает антропогенная (то есть созданная человеком) пустыня.

Один из самых грозных, глобальных и быстротечных процессов современности – расширение опустынивания, падение и, в самых крайних случаях, полное уничтожение биологического потенциала Земли, что приводит к условиям, аналогичным условиям естественной пустыни.

Естественные пустыни и полупустыни занимают более 1/3 земной поверхности. На этих землях проживает около 15 % населения мира. Пустыни – естественные образования, играющие определенную роль в общей экологической сбалансированности ландшафтов планеты.

В результате деятельности человека к последней четверти ХХ века появилось еще свыше 9 миллионов квадратных километров пустынь, и всего они охватили уже 43 % общей площади суши 2 .

В 90-х годах опустынивание стало угрожать 3,6 миллионам гектаров засушливых земель.

Это составляет 70 % потенциально продуктивных засушливых земель, или ¼ общей площади поверхности суши, причем эти данные не включают площадь естественных пустынь. Около 1/6 населения мира страдает от этого процесса 2 .

Как считают эксперты ООН, современные потери продуктивных земель приведут к тому, что к концу столетия мир может лишиться почти 1/3 своих пахотныхземель 2 . Такая потеря в период беспрецедентного роста населения и увеличения потребности в продовольствии может стать поистине гибельной.

5 Загрязнение гидросферы

Одним из самых ценных богатств Земли является гидросфера - океаны, моря, реки, озера, ледники Арктики и Антарктики. На Земле имеется 1385 млн. километров водных запасов и очень мало, всего лишь 25% пресной воды пригодной для жизни человека. И не смотря на

это люди, очень безумно относятся к этому богатству и бесследно, беспорядочно его уничтожают, загрязняя воду различными отходами. На свои нужды человечество использует главным образом пресные воды. Их объём составляет чуть больше 2% гидросферы, причём распределение водных ресурсов по земному шару крайне неравномерно. В Европе и Азии, где проживает 70% населения мира, сосредоточено лишь 39% речных вод. Общее же потребление речных вод возрастает из года в год во всех районах мира. Известно, например, что с начала XXI века потребление пресных вод возросло в 6 раз, а в ближайшие несколько десятилетий возрастёт еще по меньшей мере в 1,5 раза.

Недостаток воды усугубляется ухудшением её качества. Используемые в промышленности, сельском хозяйстве и в быту воды поступают обратно в водоёмы в виде плохо очищенных или вообще неочищенных стоков. Таким образом, загрязнение гидросферы происходит, прежде всего, в результате сброса в реки, озера и моря промышленных,

сельскохозяйственных и бытовых сточных вод.
Согласно расчетам ученых, вскоре для разбавления этих самых сточных вод может потребоваться 25 тысяч кубических километров пресной воды, или практически все реально доступные ресурсы такого стока. Нетрудно догадаться, что именно в этом, а не в росте непосредственного водозабора главная причина обострения проблемы пресной воды. Стоит отметить, что сточные воды, содержащие остатки минерального сырья, продукты человеческой жизнедеятельности обогащают водоемы питательными веществами, что в свою очередь приводит к развитию водорослей, а как следствие к заболачиванию водоема. В настоящее время к числу сильно загрязненных относятся многие реки - Рейн, Дунай, Сена, Огайо, Волга, Днепр, Днестр и другие. Городские стоки и крупные свалки часто бывают причиной загрязнения вод тяжелыми металлами и углеводородами. Поскольку тяжелые металлы накапливаются в морских пищевых цепях, их концентрация может достигнуть летальных доз, что и произошло после большого промышленного выброса ртути в прибрежные воды Японии вблизи города Минимата. Повышенная концентрация этого металла в тканях рыбы привела к гибели многих людей и животных, съевших зараженный продукт. Повышенные дозы тяжелых металлов, пестицидов и продуктов переработки нефти могут заметно ослаблять защитные свойства организмов. Концентрация канцерогенов в Северном море достигает в настоящее время огромных величин. Огромные запасы этих веществ сконцентрировались в тканях дельфинов,

являющихся конечным звеном пищевой цепи. Страны, расположенные на побережье Северного моря с недавнего времени проводят комплекс мероприятий, направленных на снижение, а в перспективе и на полное прекращение сброса в море и сжигания токсических отходов. Кроме того, человек осуществляет преобразование вод гидросферы путем строительства гидротехнических сооружений, в частности водохранилищ. Крупные водохранилища и каналы оказывают серьезное отрицательное воздействие на окружающую среду: изменяют режим грунтовых вод в прибрежной полосе, влияют на почвы и растительные сообщества, в конце концов, их акватории занимают большие участки плодородных земель.

В наши дни угрожающими темпами растет загрязнение мирового океана. Причем здесь существенную роль играет не только загрязнение стоками, но и попадание в воды морей и океанов большого количества нефтепродуктов. В целом, наиболее загрязнены внутренние моря: Средиземное, Северное, Балтийское, Японское, Яванское, а также Бискайский,

Персидский и Мексиканский заливы. Загрязнение морей и океанов происходит по двум каналам. Во-первых, морские и речные суда загрязняют воду отходами, получаемыми в результате эксплуатационной деятельности, продуктами внутреннего сгорания в двигателях. Во-вторых, загрязнение происходит в результате аварий, когда в море попадают токсичные вещества, чаще всего нефть и нефтепродукты. Дизельные двигатели судов выбрасывают вредные вещества в атмосферу, которые впоследствии оседают на поверхности воды. На танкерах перед каждой очередной загрузкой промываются емкости для удаления остатков ранее перевозимых грузов, при этом промывочная вода, а вместе с ней и остатки грузов чаще всего сбрасываются за борт. Кроме того, после доставки груза танкеры отправляются к пункту новой загрузки порожними, в этом случае для надлежащего плавания танкеры наполняются балластной водой, которая в процессе плавания загрязняется нефтяными остатками. Перед загрузкой эта вода также выливается за борт. Что же касается законодательных мер по контролю над нефтяным загрязнением при работе нефтяных терминалов и слива балластной воды из нефтеналивных судов, то они были приняты гораздо раньше, после того как стала очевидной опасность больших разливов

К числу таких способов (или возможных путей решения проблемы) можно отнести возникновение и деятельность разного рода «зеленых» движений и организаций. Кроме пресловутого « Green Pea с e ’а», отличающегося не только размахом своей деятельности, но и, порой, заметным экстремизмом действий, а также аналогичных организаций, непосредственно проводящих природоохранны

е акции, существует другой тип экологических организаций – структуры, природоохранную деятельность стимулирующие и спонсирующие – типа Фонда дикой природы, например. Все экологические организации существуют в одной из форм: общественные, частные государственные либо организации смешанного типа.

Кроме разного рода объединений, отстаивающих у цивилизации права постепенно уничтожаемой ею природы, в сфере решения экологических проблем существует целый ряд государственных или общественных природоохранных инициатив. Например, природоохранное законодательство в России и других странах мира, различные международные соглашения или система «Красных книг».

Международная "Красная книга" – список редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений – в настоящий момент включает 5 томов материалов. Кроме того, существуют национальные и даже региональные «Красные книги».

В числе важнейших путей решения экологических проблем большинство исследователей также выделяет внедрение экологически чистых, мало- и безотходных технологий, строительство очистных сооружений, рациональное размещение производства и использование природных ресурсов.

Хотя, несомненно, - и это доказывает весь ход человеческой истории - важнейшим направлением решения стоящих перед цивилизацией экологических проблем стоит назвать повышение экологической культуры человека, серьезное экологическое образование и воспитание, все то, что искореняет главный экологический конфликт – конфликт между дикарем-потребителем и разумным обитателем хрупкого мира, существующий в сознании человека.

Фэн Лю
Размышления о глобальном экологическом кризисе с точки зрения конфуцианства и экологии

доктор философии, профессор, декан факультета философии
Университета Цинхуа, президент Китайской Ассоциации
экологической философии (Пекин, Китай).
E - mail : [email protected]

Глобальный экологический кризис является приметой времени. Вся современная цивилизация по сути своей антиэкологична, а глобальный экологический кризис вызван глобальным расширением современной цивилизации. С точки зрения экологии мы можем определенно говорить, что современная цивилизация с массовым производством, массовым потреблением и массовыми отходами неустойчива. Древняя китайская цивилизация была сельскохозяйственной, то есть своего рода экоцивилизацией, и потому она сохранялась долгое время. Конфуцианство внесло в нее особый вклад. Конечно, мы не можем вернуться к древней экоцивилизации, но можем многому научиться у наших предков, если хотим в будущем построить новую экоцивилизацию. Исправляя ошибки современности, мы можем воспользоваться ценными предложениями конфуцианства. Новой экоцивилизации также необходимо унаследовать некоторые положительные элементы современной западной цивилизации.

The global environmental crisis is one of the symptoms of modernity.
The whole modern civilization is anti-ecological, and the global ecological crisis is caused by the global expanding of modern civilization. From a point of view of ecology, we can definitely judge that modern civilization with “mass production, mass consumption, and mass wastes” is unsustainable. Because ancient Chinese civilization remained as agricultural civilization, a kind of eco-civilization, it was sustained for a long time. Confucianism made a special contribution to ancient Chinese civilization. We cannot, of course, go back to ancient eco-civilization, but we can learn a lot from our ancestors when we try to construct a new eco-civilization in the future. We can benefit from valuable suggestions from Confucianism while correcting the mistakes of modernity. A new eco-civilization will also need to inherit good elements from modern western civilization.

Глобальный кризис окружающей среды, или экологический кризис, является приметой современности. Другими словами, это кризис, вызванный современной западной цивилизацией. Современность и современная западная цивилизация не могут быть отделены от единой западной культурной традиции и ее цивилизации.

Слова культура и цивилизация используются мною как приблизительные синонимы. Мне бы хотелось воспользоваться определением культуры, которое дают Джон Моуэн и Майкл Майнор: «…культура - это образ жизни. Она включает в себя материальные объекты общества, такие как оружие, футбольные мячи, автомобили, религиозные тексты, вилки и палочки для еды. Также она состоит из идей и ценностей, например, большинство американцев придерживаются того, что люди имеют право выбирать среди различных марок товаров. Культура состоит из учреждений, которые включают правовые, политические, религиозные и даже бизнес-организации» . Соглашаясь с этими двумя авторами, я считаю, что культура или цивилизация в основном имеет 3 аспекта:

1) материальные объекты;

2) институты;

3) идеи и ценности.

Таблица 1

При использовании метода анализа культуры (культурного анализа) мы можем понять, почему современная западная цивилизация вызвала глобальный экологический кризис. Современную западную цивилизацию можно описать следующим образом.

Непосредственную причину глобального экологического кризиса можно узнать, если рассмотреть материальные объекты. Поскольку в производстве и потреблении во всем мире все чаще используется минеральное топливо (уголь, нефть, газ и т. д.), окружающая среда загрязнена, биосфера Земли разрушается, на планете становится все теплее. Массовое производство и массовое потребление возможны только при условии быстрого развития современной промышленности. Из-за массового производства и массового потребления люди не только загрязнили естественную окружающую среду, но и все больше стали захватывать дикую среду обитания. По сравнению с традиционными сельскохозяйственными продуктами, которые получены преимущественно в результате фотосинтеза растений с помощью человека и домашних животных, практически все современные промышленные товары являются антиэкологическими. Автомобили - типичная современная промышленная продукция, производство и потребление которой представляет собой процесс загрязнения. Невозможно избежать загрязнения окружающей среды и экологического ущерба при массовом производстве и массовом потреблении, которые чрезмерно используют минеральное топливо.

Рассмотрим второй аспект современной западной цивилизации - институты. Мы можем понимать их как институты капитализма и демократии. Если посмотреть на прошлое с исторической точки зрения, то можно утверждать, что все общественные институты в традиционных обществах сдерживали народную жадность, и особенно жадность правящего класса, так как те, кто принадлежит к правящим кругам, всегда являются жадными. Но институты капитализма беспрецедентно поддерживают всех людей (как власть имущих, так и простых людей) в жадности на законных основаниях. Многие экономисты пытаются показать, что институт капитализма является своего рода нейтральной структурой общества, но на самом деле это не так. Он предполагает, что чем жаднее, тем лучше, если ты всегда зарабатываешь деньги или материальные ценности законным способом. Институт капитализма - это институциональное условие «массового производства и массового потребления». Со времени окончания холодной войны институт капитализма копируется повсеместно. Производство и жизнь в модели «массового производства, массового потребления и массовых отходов» также глобально повторяется. Глобальное «массовое производство, массовое потребление и массовые отходы» загрязняют Землю все с большей скоростью и в больших масштабах, и все больше толкают человечество к глобальному экологическому кризису. Таким образом, мы можем утверждать, что институт капитализма также является причиной глобального экологического кризиса .

Институт демократии неплох сам по себе, но до настоящего времени он также поддерживает «массовое производство, массовое потребление и массовые отходы». Возможно, самый важный вопрос для будущей политической философии -сможем ли мы сделать так, чтобы демократия больше не поддерживала «массовое производство, массовое потребление и массовые отходы».

И, наконец, рассмотрим третий аспект: идеи и ценности современной западной цивилизации. Мы можем объединить их под одним названием - «модернизм». Часто подъем модернизма связывают с эпохой Просвещения в Европе в XVIII в., а также с эпохой Возрождения в XIV в. Но с незападной точки зрения мы можем обнаружить, что модернизм глубоко уходит корнями в западную традицию культуры и мышления, включая древнюю эллинскую культуру и христианскую культуру средних веков.

Мы не можем считать модернизм логической последовательной системой, но это - идеология, решительно поддерживающая «массовое производство, массовое потребление и массовые отходы», а также институт капитализма. Люди по всему миру, включая современных китайцев, считают эту точку зрения правильной.

В соответствии с современными науками, особенно физикой, весь мир состоит из физических частиц, таких как атомы, электроны, протоны, нейтроны, или в общем из основных частиц, а человек в конечном счете является совокупностью генов, которые состоят из основных частиц.

Сциентизм предполагает, что все знания должны быть объединены в одну научную систему, основанную на прочном фундаменте современной физики, и в рамках этой единой науки существует внутренняя логика или математическая структура. С прогрессом науки, в соответствии с ее внутренней логикой, человеческие знания все больше и больше будут раскрывать все секреты или становиться все ближе и ближе к тайнам сотворения мира Богом. Говоря словами Стивена Вайнберга, физика создаст последнюю окончательную теорию об окончательных законах природы. Когда мы узнаем о них, мы познаем законы управления звездами, камнями и всем, что существует в мире .

Сторонники физикализма и сциентизма предполагают, что нет ничего мистического в природе, что она покорится человеку гораздо легче с помощью машин (механизации), а человечество с развитием науки и технологии способно легко покорить природу. Сегодня люди, поддерживающие физикализм и сциентизм, говорят, что человек может быть успешным и способен преодолеть любые трудности только с помощью духа Прометея. Все трудности и кризисы - временны. Не беспокойтесь о загрязнении, экологическом ущербе, нехватке ресурсов, вымирании видов, глобальном потеплении; мы сможем решить все эти проблемы благодаря научно-технологическим инновациям. Не пытайтесь остановить «массовое производство, массовое потребление и массовые отходы», иначе человеческая цивилизация утратит свой самый сильный стимул к развитию. Некоторые считают, что цифровые технологии помогут нам в создании гораздо более совершенного искусственного мира (созданного человеком), в котором все дикое будет уничтожено .

Либерализм - идеология, прямо поддерживающая институт капитализма. Согласно ему свобода граждан является самым важным социальным условием для развития знаний, мудрости и нравственности, или в целом - прогресса цивилизации. Дайте людям возможность свободно конкурировать друг с другом, и общество естественным образом станет мирным и процветающим. Каждый человек эгоистичен по натуре и делает все зависящее от него, чтобы получить максимум выгоды или прибыли, но рыночная система изменит безнравственные поступки людей на хорошие на благо всего общества. Либералы пытаются доказать, что образ жизни, побуждаемый жадностью, намного лучше, чем умеренный, в том числе христианский . Они утверждают, что такой образ жизни с «массовым производством, массовым потреблением и массовыми отходами» идеально подходит для человеческой натуры. Они считают, что все люди должны мирно сотрудничать в овладении природой, для того чтобы улучшить условия человеческой жизни, и только таким способом можно избежать войн между людьми. Это означает, что люди должны покорять природу, а не друг друга, и если человеческое стремление к завоеваниям должно иметь выход, то природа является подходящим для этого объектом. Либерализм выдвигает на передний план права людей, но мало внимания уделяет обязанностям граждан.

Утилитаризм и экономизм предполагают, что человеческие предпочтения или ценности могут быть измерены единообразно, и все ценности можно измерить деньгами или свести к деньгам. Многие современные экономисты считают, что мы можем эффективно защитить окружающую среду только осознав, что вопрос окружающей среды является экономической проблемой. Назовите цену загрязнению, и мы будем эффективно контролировать эту проблему. Вот он, рецепт излечения от симптомов глобального экологического кризиса, данный экономистами. Они не считают, что любой биологический вид, даже вся биосфера в целом, имеет бесконечную предельную стоимость [Ibid . : 175]. Как правило, они считают, что деньги могут подтолкнуть ученых и инженеров к решению всех проблем, включая экологические.

Материализм, подтвержденный физикализмом, сциентизмом и экономизмом, основан на понимании значения или ценностей человеческой жизни. Согласно ему, конечная цель человеческой жизни заключается в овладевании все большим количеством денег и материальных ценностей, в улучшении материальных условий. В настоящее время материализм представлен направлением консьюмеризма, абсурдным и вульгарным. Но это направление оказывает сильнейшее влияние на современный мир. В этом состоит уникальный парадокс современной цивилизации. Кто-то может возразить мне, что сейчас очень много верующих людей, а все религии кажутся антиматериалистичными. Но я бы хотел сказать, что практически все религии разрушены под напором капитала. Для многих людей религия - всего лишь средство для получения психологического успокоения после долгой, тяжелой работы или жестокой конкуренции.

Когда большинство в обществе верит в материализм в разной степени, институты, естественно, будут поощрять «массовое производство, массовое потребление и массовые отходы».

Вообще говоря, вся современная цивилизация является антиэкологической, а глобальный экологический кризис - результат глобального распространения современной цивилизации. Сегодня развитые страны, такие как Соединенные Штаты, успешно защищают свою окружающую среду, но они всего лишь перевели свое производство, а значит, и загрязнение, в развивающиеся страны, например в Китай. С точки зрения экологии мы определенно можем сказать, что современная цивилизация с «массовым производством, массовым потреблением и массовыми отходами» неустойчива.

Сравнивая современную цивилизацию с древней китайской цивилизацией, мы можем ясно понять, почему первая является неустойчивой. Для многих либералов, включая современных китайских, древний Китай отставал в своем развитии и был малообразованной (неграмотной) страной, а китайцы, включая так называемых мудрецов, все были глупцами. Но с экологической точки зрения древняя китайская цивилизация была довольно устойчива, она просуществовала больше 5 тыс. лет с населением около 400 млн человек, имея богатую культуру ко времени последней династии. В чем причина такой устойчивости? Если сравнить ее с современной цивилизацией, можно легко обнаружить, что каждый аспект древней китайской цивилизации гораздо больше способствовал защите окружающей среды и экологических систем.

Таблица 2

Древняя китайская цивилизация

Материальные объекты

В основном местные сельскохозяйственные продукты, произведенные растениями путем фотосинтеза с помощью человека и животных, без использования химических удобрений и пестицидов

Институты

Иерархия с императором у власти, ученые, составлявшие в основном правящий класс. Основополагающим принципом развития сельского хозяйства
и ограничения коммерческой деятельности являлось руководство по созданию и реформированию общественных институтов

Идеи
и ценности

Главным образом конфуцианство, а также даосизм и буддизм

Ученые - приверженцы современных взглядов наверняка будут смеяться надо мной, говоря, что люди не могут жить счастливо исключительно на продуктах сельского хозяйства, а это возможно только в рамках модели «массового производства, массового потребления и массовых отходов». Люди, пользующиеся автомобилями, гораздо счастливее тех, кто ходит пешком. Но я никогда не соглашусь с этим. Здесь хотелось бы отметить, что сельскохозяйственная технология, способствующая фотосинтезу растений без использования механизации, химических удобрений и пестицидов, является экологической и гуманистической. А продукты, произведенные с помощью этой технологии, - именно такие, которые природа позволяет употреблять человеку. Поскольку древняя китайская цивилизация оставалась сельскохозяйственной, она являлась устойчивой в течение долгого времени.

Причина, по которой китайская цивилизации смогла оставаться в течение длительного времени аграрной цивилизацией, в том, что ее институты постоянно поддерживали сельское хозяйство и ограничивали коммерцию. Правители всех династий считали сельское хозяйство основой, а также самой важной политической и экономической проблемой, тогда как коммерция была второстепенной. Подобный тип социальной организации никогда не способствует повсеместной человеческой жадности.

В соответствии с конфуцианством человек всегда связан с природой. Природа - это далеко не просто совокупность физических частиц (организмов), потому что природа живая - в ней многое рождается и умирает каждую секунду (天地之大德曰生). Самое важное знание - это знание о смысле человеческой жизни, как поступать правильно и как приносить пользу семье и обществу. Наука в современном смысле не являлась самой важной темой в древней китайской цивилизации. Лучшие древнекитайские мыслители никогда не считали, что человеческое знание может раскрыть все секреты природы, а человек сможет покорить природу. Свобода человека может воплотиться только в самосознании правильной жизни и следовании каждого индивида этому пути. Правильный образ жизни (道) основывается на единении как естественных (天道), так и моральных законов (人道). Последователи конфуцианства никогда не считали, что люди могут стать более независимыми или более свободными при бесконечном наращивании силы для покорения природы. Несмотря на то, что конфуцианцы не имели четкого представления о многообразии ценностей и плюрализме, они не считали, что человеческие ценности могут быть измерены количественно, и определенно отрицали, что все ценности можно измерить деньгами. Основная цель конфуцианца - стать мудрецом через неустанное учение и практику развития своих добродетелей и повышение собственного духовного уровня. Мудрец всегда учится у природы, цзюнь цзы (благородный муж, gentleman) - у мудрецов, а философы - у цзюнь цзы (圣希天,贤希圣,士希贤). С такими воззрениями, направляющими создание и перестройку общественных институтов, материализм едва ли может стать самым популярным представлением о значении человеческой жизни.

С точки зрения экологии древняя китайская цивилизация является прогрессивной, а современная цивилизация движется в противоположном направлении, поскольку является антиэкологичной и неустойчивой.

Но со времен поражения в опиумной войне между Китаем и Великобританией (1840-1842 и 1856-1860 гг.) китайцы в целом и китайские мыслители в частности потеряли веру в свою цивилизацию и традиции. Наиболее выдающиеся мыслители, такие как Чэнь Дусю, Ху Ши, Лу Синь и т. д., считали, что Китаю нужно прилежно учиться у Запада и необходимо изменить все аспекты старой цивилизации, для того чтобы выжить. С тех пор модернизм постепенно становился все более популярной идеологией в Китае.

Коммунистическая партия Китая признает основные цели современности, несмотря на то, что основным ее принципом является марксизм, а не либерализм, при этом марксизм является альтернативой модернизму. Модернизация же теперь - основная модель изменения Китая, и Коммунистическая партия Китая без колебаний и сомнений приняла эту модель.

Начиная с 1978 г. модернизация, а также в какой-то мере и вестернизация быстро развивались вместе с ростом рыночной экономики. В настоящее время в Китае все больше и больше автомобилей, поездов, самолетов и заводов. Практически в каждой городской семье есть телевизор, холодильник, стиральная машина, кондиционер и т. д. Разрастаются города, появляется все больше новых городов. Но при этом окружающая среда очень сильно загрязняется и ухудшается состояние экосистем. Это называется развитием, и оно идет по пути вестернизации. Но такой вид развития является определенно неустойчивым.

К счастью, некоторые жители Китая поняли, что общество не может больше развиваться в этом направлении, и с 2007 г. лидеры Коммунистической партии Китая стали призывать людей к созданию экоцивилизации. Сейчас все больше философов понимают, что древняя китайская цивилизация не так уж и плоха, как в начале ХХ в. считали Чэнь Дусю, Ху Ши и Лу Синь. В действительности древняя китайская цивилизация - нечто вроде экоцивилизации. Конечно, мы не можем вернуться к древней экоцивилизации, но мы можем многому научиться у наших предков в процессе создания новой экоцивилизации в будущем. Новая эко-цивилизация также заимствует положительные элементы у современной западной цивилизации.

Благодаря новым наукам, таким как экология, современная физика, и современным философским учениям мы можем критиковать как модернизм, так
и древнее конфуцианство, и попытаться прояснить некоторые идеи, которые могут помочь при создании экоцивилизации.

Физикализм как взгляд на природу абсолютно неверен, хотя он и может быть полезным для некоторых ученых, позволяя достичь определенных результатов в конкретном исследовательском направлении. Природа - это не совокупность физических частиц, как говорит Илья Пригожин, «…природа на самом деле связана с появлением непредсказуемой новизны, где возможное ценнее, чем реальное» (Prigogine 1997: 72). Я считаю, что взгляд на природу в конфуцианстве более правильный, чем физикалистский, хотя у конфуцианского подхода есть свои недостатки. Так, например, в философии конфуцианства нет определения природы в духе Пригожина. Сторонники конфуцианства используют три категории, которые вмещают все предметы мира: Тянь (небеса) (天), Ди (земля) (地) и Жэнь (человек) (人). В некотором контексте значение слова «Тянь» очень близко по значению к слову «природа» как окончательная реальность. Но в другом контексте преувеличивается человеческое участие и преуменьшается трансцендентность (превосходство) Тянь. Конфуцианству необходимо учиться у новых наук, а взгляд на природу сторонников конфуцианства должен выражаться как трансцендентальный натурализм.

Сторонники сциентизма абсолютно неправы, утверждая, что наука приближается к разгадке всех секретов природы и является постоянной системой со своей внутренней логикой. Лучше последуем за Пригожиным, чтобы узнать, что такое наука. Он утверждает: «Я всегда считал науку диалогом с природой. Как и в настоящем диалоге, ответы часто непредсказуемы и иногда удивительны» (Prigogine 1997: 57). Если природа и в самом деле связана с появлением непредсказуемой новизны, а науки являются диалогом между природой и человеком, то какой бы прогресс ни делала наука, природа всегда будет скрывать свои бесконечные секреты от людей. Следовательно, мы должны почитать природу.

Либерализм имеет смысл в политической философии и может помочь исправить некоторые ошибки конфуцианства. Но права и свободы человека, как определяют их либералы, должны быть пересмотрены. Либералы считают, что пределом свободы одного человека является свобода другого человека и он может неограниченно расширять свою свободу, меняя естественную окружающую среду или покоряя природу. Именно эта идея приводит людей к жизни с «массовым производством, массовым потреблением и массовыми отходами». В связи с мощным влиянием либерализма в сегодняшнем мире люди считают, что высшей целью этики и политики является расширение свободы человека как индивида и человечества как вида. Но, на мой взгляд, нам следует запомнить слова Альдо Леопольда: «Этика в экологическом смысле - это ограничение свободы действий в борьбе за существование» . Мне кажется, в конфуцианстве более разумное понимание человеческой свободы, чем у либералов. У людей нет права претендовать на божественную власть, и они не могут получать все больше свободы в природе. И я считаю, что сторонники конфуцианства правы, когда утверждают, что человеческая свобода может быть выражена только как самосознание правильного пути в жизни (道) и независимое следование ему.

Утилитаризм как этическое направление внес свой особый вклад в модернизм. Его роковая ошибка заключается в монизме ценностей, предполагающем, что существует только одно истинное благо, а все остальные ценности могут быть лишь сведены к нему. Классический утилитаризм утверждает, что удовольствие или счастье является единственной ценностью, а современный утилитаризм предполагает, что польза - это подходящее определение для обозначения общей ценности, к которой могут быть сведены все конкретные блага. Этот подход решительно поддерживает экономизм, сторонники которого утверждают, что все человеческие действия в конце концов являются экономическими и могут быть точно просчитаны путем экономического подсчета, а все ценности могут быть неизбежно сведены к деньгам или измерены ими. Следовательно, утилитаризм и экономизм прямо поддерживают материализм. Из трансцендентальной философии и религии можно легко понять, что материализм - это неверное и заурядное понимание человеческой жизни. Но он оказывает влияние практически на каждого в современном мире и оправдывается утилитаризмом, экономизмом и современной экономикой, которые считаются науками. Я считаю, что этика конфуцианства дает гораздо больше представлений о благе. Конфуцианцы никогда не утверждают что-либо как абсолютное благо и никогда не считали, что чем что-то больше, тем лучше. В соответствии с конфуцианством приемлемость действия (中) есть одна из главных добродетелей человека. Благородные мужи всегда должны выполнять работу соответствующим образом, не больше и не меньше. По конфуцианству, совсем не значит, что чем выше экономический рост, тем лучше для людей, людям необходим средний уровень материального достатка, чтобы жить мирно и счастливо. В этом вопросе конфуцианство вполне согласуется с экологией. С точки зрения экологии человеческие экономические системы являются подсистемами экосистем, и человеческие экономические действия должны быть ограничены пределами границ несущей способности экосистем.

Я считаю, что экоцивилизация - единственный выбор для человечества в будущем. Будущая экоцивилизация может быть построена следующим
образом.

Невозможно объединить все веры воедино, так как никто не сможет доказать, что существует только одна правда, а остальные вероисповедания, конфликтующие с ней, являются неверными. Но мы можем доказать, что физикализм, сциентизм и материализм нелепы. Только когда люди отвергнут эти подходы, они смогут понять, что современная промышленная цивилизация с «массовым производством, массовым потреблением и массовыми отходами» является неустойчивой, а экоцивилизация - единственный путь, по которому необходимо следовать в будущем. На мой взгляд, христиане, буддисты, конфуцианцы и люди других вероисповеданий, которые отрицают физикализм, сциентизм и материализм, могут договориться и выбрать экоцивилизацию.

Таблица 3

Аспекты будущей экоцивилизации

Перевод с английского Е. С. Столяровой

Литература

Doti J. L., Lee D. R. The Market Economy: A Reader. Chinese translation by Lin Jihong. Jiangsu: People"s Press, 2000.

Leopold A. A Sand CountyAlmanac. Oxford: OxfordUniversity Press, 1987.

Mowen J. C., Minor M. S. Consumer Behavior: A Framework. New Jersey: Pearson Education Inc., 2001.

Prigogine I. The End of Certainty: Time, Chaos, and the New Laws of Nature. New York: The Free Press, 1997.

Slouka M. War of Worlds: Cyberspace and the High-Tech Assault on Reality. Chinese translation by Hunag Beijian. Nanchang: Jiangxi Education Press, 1999.

Weinberg S. Dreams of a Final Theory. Chinese translation by Li Yong. Hunan: Science & Technology Press, 2003.

В современной экологии сталкиваются две системы взглядов, два разных подхода к проблеме взаимоотношений Человека и Природы.

Согласно одному подходу эти взаимоотношения строятся по правилам, которые устанавливает сам человек антропоцентрический, или технологический подход, т. е. ставящий человека, его технологии, его «власть над природой» в центр экологических проблем. Он характерен для многих политиков, экономистов, хозяйственников и представляется естественным для большинства инженеров.

Овладевая законами природы, подчиняя их своим интересам, опираясь на свой разум, социальную организацию и технологическую мощь, человек считает себя свободным от давления большинства тех сил, которые действуют в живой природе. Возникшие проблемы окружающей среды представляются только как следствие неправильного ведения хозяйства. Антропоцентристы считают, что все проблемы могут быть устранены путем технологической реорганизации и модернизации, что законы природы не могут и не должны мешать научно-техническому и социальному прогрессу человечества.

Согласно другому подходу человек как биологический вид в значительной мере остается под контролем главных экологических законов и в своих взаимоотношениях с природой вынужден и должен принимать ее условия. Это биоцентрический, или экоцентрический, подход, по существу ставящий в центр экологических проблем состояние и устойчивость живой природы, биосферы. Он характерен для относительно небольшого круга профессиональных экологов и системных аналитиков, воспринявших экологическую ориентацию глобальных проблем, а также для стихийного экоцентризма многих людей.

Развитие человеческого общества рассматривается как часть эволюции природы, где действуют законы экологических пределов, необратимости и отбора. Возникновение проблем окружающей человека среды в значительной степени опосредованно антропогенным, т. е. порожденным самим человеком, нарушением регуляторных функций биосферы. Последние не могут быть восстановлены или изменены технологическим путем.

Выбор между этими двумя подходами или компромисс между ними во многом определяет стратегию дальнейшего развития человеческого общества. Большинство людей пока еще склоняются к антропоцентрической точке зрения, так как она выглядит проще, оптимистичнее и отталкивается от предыдущего практического опыта человечества. Однако в настоящее время уже существуют очень веские аргументы в пользу экоцентризма, пренебрегать которыми нельзя.

В 1974 году американский эколог Барри Коммонер предложил совокупность правил современной экологии:

– все связано со всем;

– все должно куда-то деваться;

– ничто не дается даром;

– природа знает лучше.

Несмотря на парадоксальную форму выражения, указанные законы довольно точно отражают сущность проблемы взаимодействия человеческого общества и окружающей его природной среды. Начиная с 80годов стало очевидно, что совокупная антропогенная нагрузка превысила утилизационную способность природных сред и началось их неуклонное разрушение. В общеисторическом плане возникла необходимость перехода от концепции покорения природы к природоохранной цивилизации, обеспечивающей экономический динамизм при сохранении устойчивости природных систем.

Рассмотрим сущность указанных законов.

1. Все связано со всем.

Все живое на Земле подчинено космическим силам, одному потоку солнечной энергии, его ритмам. Глобальные круговороты веществ, океанские течения, миграции птиц и рыб, деятельность человека – все это придает биосфере признаки единой системы.

2. Все должно куда-то деваться.

Природа сама по себе безотходна. Все опавшие листья, трупы животных становятся пищей для других организмов, которые разлагают их до простых соединений, и они затем вновь потребляются растениями. При этом происходит круговорот веществ в биосфере. Человек изменил химический состав воды, воздуха и почвы как увеличением концентрации существующих в природе веществ, так и путем привнесения ксенобиотиков (веществ, чуждых для природы). Антропогенному воздействию природа противостоит либо разбавлением, либо донными отложениями. Но эти загрязнения остаются в пределах биосферы, могут быть доступными различным формам организмов и могут продолжать оказывать свое вредное воздействие. При этом существенно нарушается замкнутость круговорота веществ и действует главный постулат, имеющий большое практическое значение: закон неустранимости отходов, или побочных воздействий производства. Этот закон исключает принципиальную возможность безотходного производства.

3. Ничто не дается даром.

Все большие системы эволюционируют в сторону усложнения и совершенствования организмов. При этом любое приобретение в эволюции сопровождается утратой какой-то части прежнего достоинства и возникновением новых, более сложных проблем. Отсюда следуют:

– закон необратимости эволюции (от простого к сложному),

– правило ускорения эволюции: с ростом сложности организации систем темпы эволюции возрастают.

Не существует бесплатных ресурсов: энергия, солнечный свет, вода, кислород, какими бы “неисчерпаемыми” ни казались их запасы на Земле, оплачиваются расходующей их системой.

4. Природа знает лучше.

Возникла наука “бионика” наука о применении принципов действия живых систем и биологических процессов для решения инженерных задач. Бионика переводит гениальные находки и идеи природы на язык человеческой техники и решает их другими средствами, “с другого конца”. Сопоставляются полные технико-экономические параметры в парах: автомобильлошадь, компьютерчеловеческий мозг, промышленный катализаторфермент, гидравлический компрессорсердце и т. д.

Позднее Б. Коммонер внес поправку в формулировку закона: “Природа знает лучше, что делать, а люди должны решить,как сделать это возможно лучше”.

Гете сформулировал еще один закон, задолго до появления термина “экология”: “Природа не признает шуток; она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга; ошибки же и заблуждения исходят от людей”. Вторая часть гетевского определения напоминает коммонеровское: ”Природа знает лучше”.

Предметом экологического права в соответствии с традиционной точкой зрения являются общественные отношения, складывающиеся в сфере взаимодействия общества и природы.

Правильное определение предмета правового регулирования, по мнению профессора Б.В. Ерофеева, является обязательным условием правильного применения правовых норм, поскольку ошибки в правоприменительной практике чаще всего бывают из-за ошибок в определении тех общественных отношений, к которым применима та или иная норма, либо, наоборот, в подборе той или иной нормы к интересующим нас отношениям. Ерофеев Б.В. Экологическое право России: Учебник. Т. 1. М., 1995. С.91.

Профессор Петров рассматривает предмет экологического права с точки зрения взаимосвязи отраслевых экологических отношений и комплексных и считает, что экологическое право действует в рамках данной взаимосвязи и решает задачи обеспечения качества окружающей природной среды.

Профессор Ерофеев придерживается традиционной точки зрения и наделяет предмет экологического права следующими признаками.

1. Профессор Ерофеев считает, что данные отношения должны иметь волевой характер. Другими словами их возникновение, изменение и прекращение происходит в соответствии с волеизъявлением людей.

Но определение волевого характера общественных отношений равносильно определению возможности правового воздействия на те или иные общественные отношения, развивает мысль профессор Ерофеев. Так, изменение путей миграции диких животных не может зависеть от воли человека, оно происходит в соответствии с объективными законами природы. Поэтому при размещении или строительстве объектов (транспортных магистралей, линий связи, каналов и т.п.) должны разрабатываться и осуществляться мероприятия, обеспечивающие сохранение путей миграции животных. В действительности бывает наоборот - предпринимаются попытки изменить эти пути с целью наиболее благоприятного размещения объектов.

Таким образом, в качестве предмета правового регулирования могут выступать не все общественные отношения, а лишь поддающиеся правовому регулированию, имеющие "правовую природу".

По данному вопросу мнения профессоров Петрова и Ерофеева сходятся. Правовое вмешательство государства в экологические общественные отношения действительно не самоцель, а средство обеспечения благоприятной для жизни и деятельности человека среды обитания. Это вмешательство необходимо, когда экономические потребности общества входят в противоречие в первую очередь с экологическими интересами. Например, ст. 86 Лесного кодекса регламентирует возможность граждан реализовывать право общего природопользования, определяя пребывание граждан в лесах. И несмотря на то, что предметом регулирования является естественное право человека, ч. 5 ст. 86 ограничивает это право в интересах пожарной безопасности лесов, ведения лесного хозяйства, а в государственных природных заповедниках, национальных, природных парках и на других особо охраняемых территориях - в связи с установленным на них режимом лесопользования. В данном случае интересы природопользования возобладали.

По этому поводу Ерофеев считает, что возможность и потребность правового регулирования общественных отношений предопределяет отнесение их к предмету правового регулирования.

2. Эти отношения должны складываться по поводу объектов природы, образующих различные экологические системы.

3. Эти отношения должны быть направлены на регулирование не только всех компонентов природной среды, образующих различные экосистемы, но и всей совокупности объектов, составляющих среду обитания человека и обеспечивающих условия его жизнедеятельности и состояние здоровья.

Данное положение действует при одном условии - такие общественные отношения должны складываться в рамках использования природных объектов. Общественные отношения, связанные с затратами человеческого труда, не следует признавать предметом экологического права. Например, мелиоративные работы сопряжены со вторжением в природные экосистемы, и общественные отношения, складывающиеся по поводу этих работ, являются предметом экологического права; непосредственную же эксплуатацию мелиоративных систем (насосов для перекачки воды узлов, механизмов и частей мелиоративных машин) нельзя отнести к предмету экологического права.

Для определения предмета экологического права, утверждает Ерофеев, необходимо точно установить природу объекта, по поводу которого складываются общественные отношения. Она имеет двойственный характер:

1) общую для всех объектов природу возникновения и состояния. Ее характеризуют естественный характер возникновения и состояние объектов в экологических связях с окружающей природной средой. Так, корова не может иметь правовой статус объекта природы, поскольку произведена от искусственно выведенной человеком породы животных и находится не в экологической взаимосвязи с природой, а в системе производственных отношений сельского хозяйства. Не может являться таковым и дикий лось в зоопарке на основании отсутствия экологической взаимосвязи с природой - второго признака любого природного объекта. Изъятый из состояния естественной свободы лось перестает быть частью экосистемы и становится частью социальной системы. С этого момента на него распространяются имущественные отношения;

2) специфическую природу возникновения и существования, обусловленную функциональными особенностями природного объекта. Например, земля является основным средством производства. Законодательно установлен приоритет охраны земель сельскохозяйственного назначения. Воды являются обязательным условием существования живых организмов, без воды человек может прожить всего несколько дней. Поэтому законодательством установлен приоритет вод, предназначенных для питьевых и бытовых нужд населения. Леса являются легкими Земли, вырубка которых приводит к дисбалансу химических элементов в атмосфере, и поэтому законом определен приоритет интересов лесного хозяйства и т.п.

Правовой статус некоторых природных объектов неоднозначен. Сложность определения правового статуса атмосферного воздуха заключается в том, что "он, обладая всеми свойствами, присущими объектам материального мира, в практическом плане не поддается индивидуализации". Габитов Р.Х. Правовая охрана атмосферы: Учеб. пособие. Уфа, 1996. С. 8. В связи с этим, по мнению Р.Х. Габитова, необходимо обратить внимание на некоторые проблемные аспекты понятия правовой охраны атмосферного воздуха.

В первую очередь следует определить понятие атмосферного воздуха как объекта правовой охраны, так как это позволит правильно определить круг отношений, регулируемых законодательством об охране атмосферного воздуха, область его распространения.

Кроме того, понятие атмосферного воздуха лежит в основе правовой модели его охраны, четкое определение которого позволит совершенствовать конструкцию этой модели.

Автор отмечает, что в толковых и энциклопедических словарях отсутствует термин "атмосферный воздух". Но в литературе существует следующее определение. Это "чистый и сухой воздух над уровнем моря, который представляет собой механическую смесь нескольких газов. Основные из них: азот - 78,09 %, кислород - 20,95 %, аргон - 0,93 %, углекислый газ - 0,3 %. Содержание остальных газов - неона, гелия, метана, ксеона, водорода, азона, иода - незначительный процент. Нормальное соотношение этих газов в атмосфере является оптимальным для жизнедеятельности человека и животного мира. Уменьшение содержания какого-либо компонента воздуха, так же как и его увеличение, губительно сказывается на здоровье людей.

Из тысячеметровой глубины атмосферы наиболее благоприятный для жизнедеятельности человека состав воздуха находится в слое до 18 км. На этом уровне, в частности в верхней части тропосферы (8- 18 км), характерны движения воздуха в горизонтальном направлении, достигающие скорости до 100-150 м/с. В результате атмосферный воздух очень быстро распространяется на большие расстояния. Эта исключительно большая подвижность атмосферного воздуха затрудняет определение его как объекта охраны законодательством. Поэтому, когда в законодательстве речь идет о запрещении загрязнения атмосферного воздуха, то, надо полагать, действует запрет на загрязнение атмосферы как пространства, находящегося над территорией того или иного предприятия, города, региона". Габитов Р.Х. Указ. соч. С. 10-11. Далее автор отмечает, что мнение относительно рассмотрения атмосферы в качестве пространства поддерживают и другие ученые. Так, Н.И. Малышко по этому поводу пишет, что "помимо охраны атмосферного воздуха от загрязнения и обеспечения его чистоты, новым в законодательной практике является регулирование общественных отношений по использованию атмосферного воздуха не только как пространства и среды для транспортных сообщений, сброса пылевых и газообразных отходов промышленности, транспорта и других народно-хозяйственных отраслей, а и для производственных нужд". Малышко Н.И. Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха. Киев, 1982. С. 40. С этих позиций Р.Х. Габитов в завершение рассматривает соотношение понятий загрязнения атмосферы и загрязнения атмосферного воздуха. В рамках выявленных различий между понятиями воздуха и пространства автор указывает, что загрязняется, как правило, атмосфера. Таким образом, под загрязнением атмосферного воздуха понимают любое отклонение состава воздуха от нормального, при котором он содержит 78,03 % азота, 20,99 % кислорода, 0,04 % углекислого газа и около 1% водорода, аргона и других инертных газов. Детри Ж. Атмосфера должна быть чистой. М., 1973. С. 15.

Что же касается загрязнения атмосферы, то под ним понимаются выбросы газообразного и физического характера различными источниками, насыщающие атмосферу посторонними примесями до такой степени, что их присутствие ухудшает, затрудняет или вообще делает невозможным использование человеком здоровой воздушной среды.

Обобщая, автор делает следующий вывод. Атмосфера как объект правовой охраны представляет собой часть окружающей среды, взаимосвязанную и взаимодействующую с другими ее элементами. Это та часть окружающей земной шар воздушной оболочки, которая находится в пределах государственных границ, в верхнем слое ограниченная теми максимально возможными пределами, в которых она используется на данном этапе развития производительных сил и охраняется в целях сохранения благоприятных условий для жизнедеятельности людей путем применения различных мер, в том числе и правовых.

Такого рода специфика природных объектов определяет и специфику общественных отношений, складывающихся в сфере их функционирования, считает Б.В. Ерофеев. Ерофеев Б.В. Экологическое право России: Учебник. Т. 1. М., 1995. С. 94. В данном случае речь идет об общественных отношениях, связанных с привнесением в природную среду вещества или энергии, не существовавших ранее в природе.

Рис. 3. Виды общественных отношений, составляющих предмет экологического права

Таким образом общественные отношения, возникающие по факту привнесения в природный объект (например, в атмосферу) чужеродного вещества, работают в рамках правомерной деятельности (в соответствии с установленными предельно допустимыми нормами техногенной нагрузки - ПДК, ПДВ), реализуя тем самым контрольную функцию государства.

Общественные отношения, связанные с охраной используемых природных объектов, экосистем и окружающей природной среды в целом, возникают с учетом дополнительных оснований. Известно, что сам факт наличия вредных веществ в атмосфере в рамках ПДК не ухудшает санитарно-бытовых условий жизнедеятельности людей. Загрязнение происходит в результате различных превращений и взаимодействия атмосферных загрязнителей. Эти реакции образуют соединения в виде аэрозольных частиц. При некоторых погодных условиях могут образовываться большие скопления вредных газообразных и аэрозольных примесей в приземном слое воздуха, так называемые смоги. Смог - это результат циклической реакции, в итоге которой в атмосфере постепенно накапливается озон. По своему физиологическому воздействию на организм человека они крайне опасны для дыхательной и кровеносной системы.

Кроме того, существуют общественные отношения, связанные с извлечением веществ и энергии из природной среды (отношения по недропользованию, сопряженные с изъятием полезных ископаемых), связанные с использованием полезных свойств природного объекта (сельскохозяйственное землепользование, основанное на плодородии почв). И, наконец, в рамках предмета экологического права действуют общественные отношения, возникающие в связи с преобразованием используемого природного объекта. Ерофеев подразделяет их на преобразовательные отношения радикального характера, в ходе которых изменяется природная функция этого объекта (пример - выращивание лесопосадок улучшает качество земель), и частичные изменения используемого природного объекта, в силу чего происходит совершенствование его экологических функций (пример - мелиорация улучшает биофизические свойства почв).

Рассмотрев виды общественных отношений, перейдем к особенностям их содержания. Надо заметить, что не все отношения, касающиеся природных объектов, составляют предмет экологического права. Ерофеев устанавливает следующие критерии принадлежности к ним. Экологические общественные отношения должны находиться в сфере действия эколого-правовых норм. Например, строительство предприятием очистных сооружений является формой взаимодействия с природой и поэтому входит в предмет экологического права, а деятельность по разработке проекта этого сооружения, снабжение строительства необходимыми материалами, руководство работами и т.п. составляют предмет специальных отраслей права.

Поскольку под предметом правового регулирования понимают общественные отношения, на которые направлено действие правовых норм, то сам предмет, по мнению Ерофеева, определяется не по "норме - руководителю", а по "норме - исполнителю". Например, обеспечение лесорубочных работ осуществляет лесохозяйственная организация в соответствии с ее уставом (ст.ст. 52, 173 ГК РФ). Рабочие лесхоза осуществляют рубку леса в соответствии с трудовым соглашением, но тем не менее отношение по рубке (непосредственное лесопользование) входит в предмет не трудового права, а экологического, поскольку процесс лесопользования урегулирован нормами Лесного кодекса (нормами - исполнителями).

Таким образом, вышеизложенное позволяет охарактеризовать особенности экологических общественных отношений следующим образом:

1. Данные общественные отношения носят исторический характер, поскольку порождены особенностями конкретного исторического периода. Другими словами, они напрямую зависят от уровня развития производительных сил. Чем выше становился уровень развития производительных сил, тем более возрастала техногенная нагрузка на окружающую природную среду. Такое положение вещей потребовало радикальной переориентации способов взаимодействия с природой - с потребительского на охранительный.

2. Данные общественные отношения носят производственный характер, поскольку только в рамках производственных отношений человечество оказывает негативное воздействие на природную среду. А поэтому экологические отношения присутствуют во всех четырех фазах экономического процесса воспроизводства: производстве, распределении произведенной продукции, обращении ее и потреблении. Яковлев В.Н. Экологическое право. Кишинев, 1988. С. 34.

Так, субъекты хозяйственной деятельности обязаны вносить установленные платежи за пользование природными ресурсами, осуществлять за счет своих средств природоохранные мероприятия, возмещать причиненный их действиями ущерб. Поэтому совершенствование экологических общественных отношений осуществляется не только через непосредственное их правовое обеспечение, но и через экологизацию хозяйственной деятельности.

3. В экологических общественных отношениях немаловажную роль играет государство в качестве субъекта. Так, если в имущественных отношениях государство вмешивается лишь в использование наиболее важных для общества имущественных объектов, то в экологических отношениях его присутствие практически постоянно.

4. Экологические общественные отношения всегда имеют многоцелевой характер, отличающий использование природных объектов от хозяйственной эксплуатации имущества. Это:

а) сохранение природных объектов в ходе их использования. Такая цель присуща и хозяйственной эксплуатации объектов имущественного характера, однако, если имущество в ходе его эксплуатации подвергается неизбежному износу, то природные объекты не изнашиваются, а изменяются под воздействием человеческой деятельности. Поэтому понятие "обеспечивать сохранность" применительно к экологическим отношениям означает недопущение необратимых отрицательных изменений природных объектов в результате человеческой деятельности. Например, лов рыбы запрещается в период нереста, так как в противном случае это повлечет за собой истощение рыбных запасов;

б) улучшение природных объектов в ходе их использования. Если применительно к эксплуатации имущества это улучшение выражается в ремонте, замене частей объекта более качественными частями и т.п., то применительно к природным объектам оно выражается в активизации его полезных природных функций и нейтрализации вредных. Например, в ходе эксплуатации земель землепользователи обязаны повышать плодородие земель (то есть активизировать полезную функцию земли) и устранять эрозийные процессы (то есть нейтрализовать отрицательную функцию);

в) восстановление нарушенных природных объектов, то есть принятие таких мер, которые бы обеспечивали восполнение природными объектами их полезных свойств, утраченных в ходе эксплуатации или иного воздействия на них.

Одновременно с вышеперечисленными свойствами экологических общественных отношений эффективное использование природных объектов выражается в двух основных направлениях:

1) в эффективном использовании непосредственно эксплуатируемых природных объектов. Так, при рубке леса лесорубочные делянки должны использоваться полно, без недорубов;

2) в эффективном использовании полезных свойств эксплуатируемых природных объектов. Например, потеря древесины на местах рубок влечет нехватку ее для производственных нужд, что в свою очередь требует расширения объемов лесозаготовок.

Таким образом, приходит к выводу Ерофеев, экологические общественные отношения - это исторически обусловленные производственные отношения, направленные на сохранение, улучшение, восстановление и эффективное использование природных объектов (экосистем) при одновременной их охране в целях максимального обеспечения сохранности окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений людей.

Определение правовой природы экологических общественных отношений позволяет сформулировать предмет экологического права - это складывающиеся в сфере действия эколого-правовых норм исторически обусловленные производственные отношения между гражданами и организациями при обязательном участии государства по поводу улучшения, восстановления, эффективного использования природных объектов (экосистем) в целях сохранения окружающей среды и в интересах настоящего и будущего поколений.

Отличительной особенностью вышеуказанного определения предмета экологического права является обозначенное автором положение государства - быть в качестве третьего лица. Традиционное же определение предмета экологического права и в частности экологических общественных отношений относит государство к одной из сторон таких отношений. Так, по мнению В.В. Петрова, в рамках действия эколого-правовых норм возникают общественные отношения между государством в лице специально уполномоченных органов и природопользователями. Такое распределение ролей, на наш взгляд, наиболее соответствует истине, так как практически сохраняется монополия государственной собственности на природные объекты. И такое положение вещей будет справедливым, если относиться к природе как к национальному достоянию.

Употребление будущего времени здесь не случайно. В силу того обстоятельства, что наша страна переживает глубокий экономический кризис, регионы пытаются привлечь инвестиции в умирающее производство различными способами. Например, как и Красноярский край, объявляя свои территории свободной экономической зоной. Нельзя сказать, что такой шаг является "ноу-хау" в мировом бизнесе, поэтому уже сейчас следует говорить о противостоянии торговли и охраны окружающей среды. Об этой проблеме на международном уровне пишет И.О. Краснова. Краснова И.О. Торговля и окружающая среда: международный аспект // Государство и право. 1996. № 8. Автор данной статьи акцентирует внимание на том, что "сторонники охраны окружающей среды придерживаются точки зрения о том, что свободная торговля по своей сути не может не вызывать ухудшения экологических условий на Земле. В качестве наиболее яркой иллюстрации и доказательства истины этого суждения приводится так называемая проблема Макиладора" - проблема усилившейся деградации окружающей среды в приграничной с США зоне Мексики, возникшей после установления здесь свободной торговли. Программа Макиладора была принята в соответствии с Указом Президента Мексики в 1965 г. Данная программа направлена на обеспечение экономического развития приграничной зоны страны посредством стимулирования иностранных инвестиций. В соответствии с ней иностранным компаниям разрешалось приобретать в собственность мексиканские комплектовочные предприятия, получившие название "макиладерас", и осуществлять экспертно-импортные операции с произведенными на этих предприятиях товарами без таможенной пошлины. Первоначальный эффект превзошел ожидания. Эта деятельность оказалась экономически крайне выгодной для обеих сторон. Мексике она принесла рабочие места, а американским компаниям помогла получить высокие прибыли за счет экономии на дешевой рабочей силе. Kelly M.J. Anovironmental Amplications of the Northern American Yree Yrade Agreement, 3 Andiana Anternational and Comparatioe Law Review, 361 (Spring 1993).

Как характеризуют экологические последствия этой реформы некоторые комментаторы, "американские компании, привлекаемые режимом беспошлинной и бесконтрольной торговли, создали здесь такой экологический хаос, которого не было еще четверть века назад". Rich J.G. Bordering on Jrouble, Jhe Environmental Jorum, May/ June 1991. At 26.

Свободная торговля также открывает привлекательные возможности для экологической экспансии - еще более значительного загрязнения окружающей среды государств с ослабленными экологическими требованиями, которые становятся так называемым экологическим убежищем для грязных производств. Duffy J.P. III, The Environmental Amplications of the North American Yree Yrade Agreement, 10 Hotsfra Labor Law Journal. 561.

Доказательства в перспективе экологически благополучного характера международной торговли приводятся в так называемой концепции о "кривой ". В основе ее лежит мысль о том, что лишь на высоком уровне развития государства становятся политически, морально и экономически подготовленными к охране окружающей среды. Другими словами, международная торговля дает богатство, необходимое для проведения мероприятий по охране окружающей природной среды. Следовательно, чтобы иметь возможность эффективно охранять окружающую среду, надо сначала достичь определенного уровня экономического развития, путь к которому лежит через свободную международную торговлю. Одновременно данная концепция предполагает, что богатство экономически отстающих государств может быть достигнуто прежде всего за счет своих природных ресурсов и сопряженной с этим первоначальной деградацией окружающей среды, которая будет своего рода платой за ожидаемое богатство. Weiss E.B. Environmental and Yrade as Partners in Sustainable Development: A Commentary, 86 American Journal of Anternational Law, 728, 730. 1992.

Таким образом, если согласиться с мыслью о том, что экономическое благополучие облегчает решение экологических проблем, плата в виде добровольно допускаемой деградации окружающей среды в мировом масштабе выглядит достаточно высокой, при условии, что 2/3 всех государств находятся в состоянии кризисного или отсталого экономического развития. Это также означает, что данные государства присоединяясь к системе свободной международной торговли, должны полностью представлять себе экологические последствия, быть готовыми к ним и в итоге должны сделать выбор между ними и экономическими благами, которые они рассчитывают получить. Краснова И.О. Торговля и окружающая среда: международный контекст // Государство и право. 1996. № 8. С. 67. Данный вывод, на наш взгляд, достаточно справедлив - при отсутствии реально действующих правовых механизмов решения экологических проблем, будь то международный или региональный уровень, речь может идти только о выборе, золотая же середина - научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов - задача, на данный момент практически не осуществимая.

Прежде чем перейти к изучению других вопросов экологического права, следует разобраться, что же понимается под природой в рамках правовых категорий.

Ф.Х. Адиханов в своем курсе лекций по экологическому праву для раскрытия данного вопроса использует точку зрения Ф. Энгельса, позволяющую обозначить рамки исследуемого понятия. "По мнению Ф. Энгельса, к природе относится не только то, что находится на земле, но и Солнце, все другие планеты, весь звездный мир, так как они тоже окружающий нас мир". Далее автор курса задается вопросом, справедливо ли говорить о взаимодействии человека с окружающей природной средой в таких пределах". "В век освоения космического пространства этот вопрос не является риторическим. Уже сейчас появилась необходимость охраны околоземного космического пространства, включая Луну и некоторые другие планеты Солнечной системы, от остатков научно-технических экспериментов, от радиоактивного, химического и бактериологического загрязнения и иного антропогенного воздействия, которое может оказаться неблагоприятным". Адиханов Ф.Х. Экологическое право. Часть общая. Курс лекций. Барнаул: Изд-во Алтай. ун-та, 1994. С. 4.

"... Когда мы говорим о природе, имеем в виду прежде всего объекты земельные. Они неоднородны и подразделяются на две группы. Первую составляет биосфера, сфера жизнедеятельности человека и живых организмов, а также объекты неживой природы (недра и т.п.) или естественная природная среда. Во вторую группу входят объекты, которые в результате человеческой деятельности "оторваны" от естественной среды и превращены в товарно-материальные ценности: промышленное, техническое и иное сырье в виде добытых полезных ископаемых, срубленного дерева, отстреленного дикого животного, выловленной рыбы и т.д. Такие предметы материального мира перестают быть природными объектами. На них экологическое законодательство не распространяется". Там же. С. 5.

Но нередко деление предметов окружающего мира на объекты природы и товарно-материальные ценности не является столь очевидным. Здесь, считает Адиханов, уместно обратить внимание на два обстоятельства. Во-первых, для сохранения, восстановления и умножения объектов природы человек, как правило, привносит в природу свой труд, например сажает лес, разводит диких животных и выпускает в места их естественного обитания. Такой лес, животные, по мнению автора, не перестают быть природными объектами. Хотя и затрачен человеческий труд, они не могут быть признаны товаром, так как здесь цикл товарного производства не завершен, объекты природной среды не отделены от естественной среды и возобновляются для осуществления ими экологической функции.

При определении правового статуса природы в качестве объекта экологического права следует учитывать следующие особенности:

1. Природные объекты не имеют стоимости, выраженной в денежном эквиваленте. Их купля-продажа, залог осуществляются по условной цене. Например, покупная (залоговая) цена земли исчисляется в кратном соотношении к земельному налогу за соответствующий участок.

По этой же причине при определении размера причиненного природным объектам вреда обычный способ его определения через стоимости не применим. Поэтому используется специальная таксовая система методики подсчета размера ущерба.

В отличие от товарно-материальных ценностей природные объекты учитываются не в рублях, а в площадях (земельные, лесные участки, водные поверхности) и в единицах (наземные и водные животные).

2. Правовой статус природного объекта, как правило, неоднозначен. Они выступают в двух (а по мнению В.В. Петрова, в трех) качествах. Во-первых, как природные ресурсы и, во-вторых, как составная часть окружающей природной среды.

Профессор Петров наделяет природные объекты, кроме того, тремя титулами: 1) собственно объекта охраны; 2) объекта собственности и 3) объекта хозяйствования.

3. Для природных объектов характерно деление их на возобновимые и невозобновимые (исчезающие). Такая дифференциация обусловливает характер устанавливаемого правового режима.

4. Правовой режим охраны устанавливается в отношении как отдельного природного объекта, так и природных комплексов. Речь идет об особом режиме - особо охраняемых природных территориях. Для того чтобы территория получила данный статус недостаточно простого набора природных компонентов. Необходимо соответствие определенным условиям, например, если это естественная экосистема, уникальный природный объект и т.п. Признаются природные территории особо охраняемыми в установленном законом порядке (Закон РФ об особо охраняемых территориях был принят в 1995 г.).

5. Достаточно условно природа может быть разделена на естественную природную и окружающую среду. Естественная природная среда - это та часть природы, которая не была подвергнута антропогенному воздействию. Имеется в виду, что при таком понимании природы в ней господствуют естественные экосистемы.

В такой среде качество и сохранение экосистемы обеспечивается самой природой. Это отделенные от традиционных мест проживания человека и его хозяйственной деятельности участки.

В наиболее чистом виде естественная природная среда сохранилась, например, в Антарктиде.

В отличие от естественной природной среды окружающая среда - та часть природы, которая подвергается воздействию человека, несет на себе нагрузку прежде всего хозяйственной деятельности человека. Окружающая среда - это в известной мере преобразованная и видоизмененная экосистема, где естественные связи сочетаются со связями социальными. Здесь качество окружающей среды, достаточное для нормального проживания человека, обеспечивается им самим. Примером такой окружающей среды являются населенные пункты и другие хозяйственно обжитые территории.

Однако следует подчеркнуть, что между естественной природой и окружающей средой нет четкой грани, тем более в правовом смысле. Достаточно, что сфера воздействия человека на природу расширяется все больше и больше. Даже природу Антарктиды в полном смысле нельзя назвать естественной средой. Там в крови пингвинов обнаружены остатки вредных веществ, выбрасываемых в отходы за тысячи километров от этого материка.

Сообществ) между собой и со средой обитания. Данный термин был впервые предложен немецким биологом Эрнстом Геккелем в 1869 г. Как самостоятельная наука она выделилась в начале XX века наряду с физиологией, генетикой и другими. Область приложения экологии – это организмы, популяции и сообщества. Экология рассматривает их как живой компонент системы, которую называют экосистемой. В экологии понятия популяции – сообщества и экосистемы имеют четкие определения.

Популяция (с точки зрения экологии) – это группа особей одного вида, занимающая определенную территорию и, обычно, в той или иной степени изолированная от других сходных групп.

Сообщество – это любая группа организмов различных видов, обитающих на одной площади и взаимодействующих друг с другом посредством трофических (пищевых) или пространственных связей.

Экосистема – это сообщество организмов с окружающей их средой, взаимодействующих между собой и образующих экологическую единицу.

Все экосистемы Земли объединяются в или экосферу. Понятно, что совершенно невозможно охватить исследованиями всю биосферу Земли. Поэтому точкой приложения экологии является экосистема. Однако, экосистема, как видно из определений состоит из популяций, отдельных организмов и всех факторов неживой природы. Исходя из этого возможно несколько различных подходов в изучении экосистем.

Экосистемный подход .При экосистемном подходе экологом изучаются поток энергии и в экосистеме. Наибольший интерес в данном случае представляют собой взаимоотношения организмов между собой и с окружающей средой. Этот подход позволяет объяснить сложную структуру взаимосвязей в экосистеме и дать рекомендации по рациональному природопользованию.

Изучение сообществ . При этом подходе подробно изучается видовой состав сообществ и факторы, ограничивающие распространение конкретных видов. В данном случае исследуются четко различимые биотические единицы (луг, лес, болото и т.д.).
подход . Точкой приложения данного подхода, как явствует из названия, является популяция.
Изучение местообитаний . В данном случае изучается относительно однородный участок среды, где живет данный организм. Отдельно, как самостоятельное направление исследований он обычно не применяется, но дает необходимый материал для понимания экосистемы в целом.
Следует отметить, что все перечисленные выше подходы в идеале должны применяться в комплексе, но в настоящий момент это практически невозможно из-за значительных масштабов исследуемых объектов и ограниченности количества полевых исследователей.

Экология как наука использует разнообразные методы исследования, позволяющие получить объективную информацию о функционировании природных систем.

Методы экологических исследований:

  • наблюдение
  • эксперимент
  • учет численности популяции
  • метод моделирования
Любовь