Михаил козаков и его женщины. Михаил Козаков-сын, отец, дед ч.3 Козаков боролся со страшной болезнью

Материал вышел в июньском номере журнала STORY.
Спецпроект "Династии" предваряет редакционное: "В этой главе перед читателем предстают во всей красе, славе и блеске три великих семьи: царственные Виндзоры, супермиллиардеры Гетти и прославленные деятели российской культуры Козаковы"
Выкладываю здесь по просьбе Ефима Шифрина - друга Михаила Козакова. Сегодня koteljnik в своем блоге опубликовал беседу в НЙ с Виктором Топаллером, где очень тепло и грустно говорил о ММ.
Пусть сегодня прозвучат в унисон эти строки.

Представляя широко разветвленное генеалогическое древо творческой династии Козаковых, замечаешь, что чаще всего повторяются имена-Михаил и Зоя, и род занятий- актер-актриса.

Год назад не стало Михаила Козакова. Он умер от неизлечимой болезни в Израиле, куда уехал с благими намерениями - затеять новый театральный проект и, пожалуй, главное - быть ближе к младшим детям.

А к детям у Михаила Михайловича всегда было отношения особое.



Козаков очень ценил семейственную преемственность в творчестве.

В конце прошлого века выпустил сборник «Три- Михаила-Три- Козаковы», где под одной обложкой собрал произведения своего отца-писателя Михаила Эммануиловича Козакова, собственные эссе, и первый опус Мишки-маленького, которому в ту пору было всего девять лет.

Предварил сборник посвящением: «Трем Зоям: бабушке- Зое Дмитриевне, маме-Зое Александровне, дочери - Зое Михайловне посвящаю.

Михаил Козаков, внук, сын, отец»

В интервью 2006г. на мой вопрос:

- Как Вам живется сегодня?

Ответил:

Несмотря на мои почтенные годы, несмотря на все трудности нашей общей, мягко говоря, непростой жизни, в общем, я не имею права ныть.

Во- первых, я относительно здоров.

Во-вторых, а, точнее, это - самое важное, здоровы (тьфу, тьфу, тьфу), мои родные и близкие, а главное (опять же, плюю через левое плечо), мои многочисленные дети и внуки. А их у меня не мало: пятеро детей и пятеро внуков. Правда, разбросаны они по всей земле. Кто-то живет в Москве, но кто-то в Америке, Грузии, Израиле. Почти со всеми связь личная и телефонная. Но главное - будучи чадолюбивым, чрезвычайно ценю и люблю их, особенно самых маленьких. Да не обидится все мое многочисленное и дорогое потомство, младшая дочка Зойка - можно сказать, свет в окошке!

Но и со старшей дочкой Катей и с ее дочками я, слава Богу, иногда вижусь. Кирилл, так тот снялся в моем последнем телефильме «Очарование зла», а вот, тоже актриса - дочь Манана, играет по-грузински в Тбилиси. Но все мы по мере сил не теряем связи друг с другом.

Представляю, с какой готовностью, и с какими подробностями рассказал бы он сейчас о своих. Обо всех. Как часто мы с ним обсуждали это за 20 последних лет - и в частных разговорах, и в наших официальных интервью, и при подготовке к печати его самого полного двухтомника «Актерской книги».

Хорошо, что написал много, и работал взахлеб, с удовольствием:

«Когда вырастут, чтобы смогли понять, кем был их отец»

Мемуары пишут многие актеры. Беллетристику писал Шукшин. Вот Юрский пишет. Я пишу. Мне покойный Семен Изральевич Липкин как-то сказал: Вы писатель. У вас есть ритм на кончике пера.

Бумага вообще очень дисциплинирует. Я сейчас веду дневники не для печати, а для своих маленьких детей. Когда они вырастут, чтобы смогли понять, кем был их отец. Многое я им рассказать не могу. Но я и для себя пишу. Бумага для меня как психоаналитик, приносит облегчение, я ей доверяю. Она помогает собраться, выверить что-то. Влезаешь внутрь себя и вынимаешь все потаенное и горькое и мерзостное и всякое. Но, повторяю, это не для печати. Хотя никто никогда не знает, что в результате получится. Вообще, я считаю себя в первую очередь актером, во вторую - режиссером, в третью - чтецом и только потом я -«бумагомаратель». Однако может так случиться, что через много лет все забудут про мои роли и мои спектакли, а книга как раз и останется для людей, которые будут интересоваться театральным процессом в те времена, когда я проживал на земле.

Будет справедливо начать рассказ о династии Козаковых с Михаила Эммануиловича - известного советского писателя, близкого к объединению «Серапионовы братья», редактора журнала «Литературный современник».

Вот как вспоминает ММ - будем именовать его так, потому что Михаилов Козаковых по крайней мере три вот в этом материале, как уже было сказано :

Жизнь у отца была нелегкая. Издавался он мало, а семья была большая: бабушка, мама, трое маминых сыновей и все от разных отцов (только я - его родной); няня и кухарка. После войны еще прибавились и мамины сестры.

Герой его известнейшего романа «Девять точек» звался Федором Калмыковым. Он, этот Федя, по-видимому, папино альтер-эго. Но что в этом романе вымысел, а что - правда, мне знать не дано. Как и многое другое, что имело прямое отношение к папиной жизни и работе. Почему?

Ведь я очень любил отца, он во мне буквально души не чаял. Начиная с моего рождения, с более или менее осознанного возраста до самой его смерти, до 16 декабря 1954 года, стало быть, почти 20 лет, мы прожили вместе, почти не расставаясь.

С мамой - да. Расставаться приходилось. Она дважды сидела. Такие были времена.

Ей вообще в жизни досталось немало горя. Погиб ее сын от первого брака Владимир Никитин, любимый мой Вовка, начавший с Курской битвы и за два месяца до окончания всемирной бойни оставшийся на поле боя под Штеттином. В звании лейтенанта, награжденный многими боевыми орденами.

А через год у нас в квартире был убит случайным выстрелом из трофейного пистолета второй мой брат, старше меня на четыре года - Бобка.

Так я остался у родителей один. Единственный.

Я всегда смотрел, до самой своей смерти буду вглядываться в прошлое, в свое детство.

Когда мне становится особенно паршиво на душе, стыдно за все грехи моей жизни, я пытаюсь сбежать туда.

Мы жили в Ленинграде на канале Грибоедова, в так называемой писательской надстройке. Нашими соседями и друзьями семьи были Евгений Шварц, Борис Эйхенбаум, Анатолий Мариенгоф, Михаил Зощенко. Они были для меня дядей Женей, дядей Борей, а в честь дяди Миши, говорят, меня и назвали - т.е. Михаилом Михайловичем.

Сейчас мне кажется, что я плохо знал своего любимого отца. В его кабинете на полках стояли его романы, повести и рассказы, изданные еще в 20-е годы. Вместо Золя и Уилки Коллинза я мог бы ими всерьез заинтересоваться. Но нет. Не произошло. Я пытался…и бросал. Мне до сих пор очень стыдно.

Может быть, мы мало с ним говорили? Конечно, но когда было говорить? Он, отягощенный болезнями, попытками что-то заработать, переводил по подстрочнику какого-нибудь республиканского писателя, униженно мотался по разным редакциям и юридическим конторам, куда я его не раз сопровождал.

Семья была в постоянных долгах. Мама подшучивала над излюбленной отцовской фразой: «Подожди, я тебя еще как куколку одену» - и в свою очередь говорила: «мы умрем, и никто не узнает нашего вкуса».

Впрочем, всему этому они не придавали особого значения и жили, как все их друзья, бедно, не жалуясь на судьбу.

Настоящей хозяйкой дома, конечно, была мама. Она работала в Литфонде, вообще трудилась, буквально не покладая рук. Она занимала в долг, оборачивалась, перезанимала, отдавала долги отца уже после его смерти. Правда, выход его двухтомника «Крушение империи» дал эту возможность. У матери, по словам Шварца, была «энергия парового катка». Как она тянула папу! Папа (и в этом смысле я его двойник) был в бытовом отношении абсолютным неумехой.

Но, в отличие от Михаила Эммануиловича, его сын Минька был жутко влюбчив с раннего ленинградского детства. Я до сих пор помню всех девочек и даже взрослых тетенек, в которых все время влюблялся без памяти.

Папа как-то сразу отметил и полюбил мою одноклассницу Грету, с которой у меня начался затяжной роман. Хотя учились мы с ней в одной школе, но встретились и узнали друг друга только в драматическом кружке.

Мы потом с ней и поженились. И дети у нас родились - Катя и Кирилл. Только папа этого ничего не увидел. Он скоропостижно скончался в декабре 1954 года в день открытия Второго съезда советских писателей.

До этого он был делегатом Первого съезда, и даже получил членский билет из рук А.М. Горького, Но вот делегатом Второго съезда его не избрали. Возможно потому, что с нашим переездом в Москву он перестал быть членом Ленинградского отделения и еще не вписался в Московское.

Отца это очень обидело. Он решил сам поехать в Союз и добиваться справедливости. До глубокой ночи он ходил по кабинетам. Его долго мурыжили, давали уклончивые заверения, а наутро сообщили, что он может приехать: ему выписали постоянный гостевой пропуск. Папа оделся и стал спускаться по лестнице, чтобы ехать в правление. И упал: инфаркт и диабетическая кома.

Через два дня отца не стало. Ему было всего 57 лет.



Продолжение следует

Замечательный актёр и режиссёр Михаил Михайлович Козаков родился в Ленинграде в октябре 1934 года. Он воспитывался в интеллигентной семье, где работа родителей была самым тесным образом связана с литературой. Отец Михаил Эммануилович Козаков был писателем. Мама Зоя Александровна Гацкевич трудилась редактором одного из питерских издательств.

Предки Михаила Козакова были евреями. Стремясь ассимилироваться, они изменили фамилию на «Козаковы». Но в жилах Михаила Михайловича текла не только еврейская, но и сербско-греческая кровь, доставшаяся от мамы. Семьи будущего артиста коснулись сталинские репрессии. Мама и бабушка Михаила Козакова (одесситка Зоя Параскева-Борисова) были дважды арестованы. Первый раз до войны, второй после. К счастью, обе выжили.


Годы Великой Отечественной войны Михаил Козаков провёл вдалеке от блокадного Ленинграда. 4 года он жил в Краснокамском районе, в деревне Чёрная. После окончания войны Козаков вернулся в родной город и поступил в хореографическое училище.

Детские и юношеские годы запомнились ему огромным количеством прочитанной литературы, которой в доме папы-писателя и мамы-редактора было великое множество. Родители, невзирая на загруженность, всегда находили время на «взрослые» разговоры с сыном. Они обсуждали прочитанные книги, спорили об искусстве. Единственная тема, которую старались обходить – политика.

Фильмы

По окончании школы и хореографического училища Михаил Козаков отправился в Москву и поступил в Школу-студию МХАТ. Кинематографическая биография Михаила Козакова стартовала в студенческие годы. Он снялся в замечательной ленте «Убийство на улице Данте». Здесь состоялся дебют не только Козакова, но и таких в будущем известных актёров, как и .


Дебют в роли Шарля Тибо оказался для Козакова успешным. Его охотно приглашают в новые проекты. Он появляется в картинах «Восемнадцатый год» и «Трудное счастье». Но настоящая известность к артисту пришла позже, после выхода на экраны легендарного фильма «Человек-амфибия». Картина вышла на экраны в 1961 году и сразу же стала хитом. Козаков сыграл роль главного, но отрицательного героя – Зуриту.


Одновременно со съёмками в кино артист работает в театре. Пожалуй, здесь он задействован намного больше, чем в кинематографе. Сразу же после окончания театрального вуза Михаил Козаков был принят в театр имени . На этой сцене он сыграл Гамлета – роль, оказавшую огромное влияние на выбор амплуа.

Через 3 года после «Маяковки» Михаил Михайлович перешёл в «Современник». Здесь, начиная с 1959 года, он трудился 15 лет. В 1971-ом Козаков переходит во МХАТ, но уже через год меняет эту сцену на Театр на Малой Бронной.


Михаил Козаков и Евгений Евстигнеев в спектакле "Декабристы"

В 1970-ых артист возвращается на экраны. В эти годы выходят замечательные картины, которые впоследствии вошли в золотой фонд отечественного кинематографа. «Вся королевская рать», «Соломенная шляпка», «Здравствуйте, я ваша тетя!» зрители смотрят с огромным удовольствием.

В эти же годы Михаил Козаков попробовал свои силы в качестве кинорежиссёра. Его картина «Ночь ошибок» вышла на экраны в 1975 году. А через 3 года зрители увидели ещё один прекрасный фильм Козакова «Безымянная звезда».


Первоначально планировалось, что главную роль в этой ленте исполнит . Но его пришлось заменить . В паре с ним сыграла . Лента имела большой успех. Но он не сравним с тем, который получила картина Михаила Козакова «Покровские ворота». Этот фильм сразу же превратился в культовый, сделав своего творца по-настоящему знаменитым.

После «Покровских ворот» режиссёру удалось снять ещё несколько проектов, которые прославились. Трагифарс «Визит дамы», комедия для детей «Если верить Лопотухину», экранизация произведения «Маскарад» закрепили имя Михаила Козакова в нише наиболее талантливых советских режиссёров. Особенно успешным был «Визит дамы».


В 1992 году Михаил Козаков иммигрировал в Израиль. Он пробовал продолжить там свою творческую работу, сколотил труппу из актёров-эмигрантов, но выдержал лишь 4 года. Вернувшись на родину в 1996-ом, Михаил Михайлович создал и возглавил «Русскую антрепризу Михаила Козакова». В 2000-ых он снимает и снимается. В эти годы вышло два его проекта: картина «Медная бабушка» и мини-сериал «Очарование зла» о жизни русских эмигрантов.

Личная жизнь

Артист был женат 4 раза. В первом браке с эстонкой Гретой Таар, случившемся сразу после окончания Школы-студии, он прожил 10 лет. Жена работала костюмером на «Мосфильме». В этом союзе родилось двое детей – , который пошёл стопами отца и выбрал актёрскую профессию, и дочь Екатерина, филолог. Примечательно, что стопами двух знаменитых дедушек, а также отца и мамы, пошла внучка Михаила Михайловича – .


После развода с Гретой Таар в жизни артиста случился неудачный брак с художником-реставратором Медеей Берелашвили. Они прожили лишь 3 года, но разошлись с огромными скандалами и взаимными обвинениями. В этом браке родилась дочь Манана Козакова, тоже ставшая актрисой. После болезненного развода Михаил Козаков пристрастился к спиртному.

Вывести его из состояния затяжной депрессии сумела третья супруга, Регина. Вместе они прожили замечательных 18 лет, но детей в этом союзе не было. По слухам, Регина на многое закрывала глаза ради мира в семье.


Михаил Козаков, его жена Анна Ямпольская и их дети

Поговаривают, она простила мужу роман с Анастасией Вертинской, который бурно обсуждался в актёрской среде. Но Регина оставила мужа, уехав работать в Америку. Через 3 месяца после её отъезда пара подала на развод.

Личная жизнь Михаила Козакова заиграла новыми красками в 55 лет, после того, как он встретил четвёртую супругу Анну Ямпольскую, младше его на 25 лет. В браке родились сын Миша и дочь Зоя. Первый ребёнок появился на свет, когда отцу исполнилось 62 года.

Смерть

В 2010 году Михаилу Козакову диагностировали рак лёгких. Страшная болезнь была обнаружена слишком поздно. Тем не менее, артист согласился на операцию, которая была произведена в клинике города Рамат-Ган. Михаил Михайлович чувствовал близкую кончину и заблаговременно приобрёл место последнего приюта на Введенском кладбище.


До последнего момента актёр и режиссёр держался на ногах. Он успел сняться в картинах «Зоя», « » и «Любовь-морковь».

Смерть Михаила Козакова поставила точку на его творческой биографии 22 апреля 2011 года. Он скончался в израильской клинике, где его ранее оперировали.

Фильмография

  • 1956 - «Убийство на улице Данте»
  • 1958 - «Трудное счастье»
  • 1961 - «Человек-амфибия»
  • 1966 - «Выстрел»
  • 1967 - «День солнца и дождя»
  • 1971 - «Вся королевская рать»
  • 1974 - «Лев Гурыч Синичкин»
  • 1974 - «Соломенная шляпка»
  • 1975 - «Здравствуйте, я ваша тетя!»
  • 1982 - «Покровские ворота»
  • 1995 - «Мания Жизели»
  • 2007 - «Любовь-морковь»

Продолжение

После развода с Гретой Михаил Козаков на гастролях в Тбилиси,

в доме друзей познакомился с художницей Медеей.. Поженились, у них родилась дочь Манана.

. Манана Козакова, актриса Тбилисского театра им. Марджанишвили.

Наш разговор в апреле 2012 года

— Родители расстались, когда мне не было и двух лет.

Первая моя встреча с папой, о которой я помню, была в том самом доме, где когда-то и познакомились они с мамой. У маминой тети, с которой папа просто дружил. И я помню, что мама меня очень подготовила к этой встрече, сама мне шила необыкновенно красивое платье (тогда мне казалось, что очень нарядное). Но точно помню - синее с ромашками. Мне было 5 лет. Я нервничала почему-то. И тот день я помню очень хорошо.



Важно, что это мне запомнилось как кадры какие-то.

Папа мне показался очень интересным человеком - я таких не видела, и сразу каким-то родным, хотя он ничего особенного и не делал. Просто читал мне стихи Пушкина. Он и тогда, и потом всегда читал стихи, и разговаривал об искусстве. Вообще, все, кто папу знал близко, утверждают, что для него главным было искусство, его работа. Такие отношения, он по-другому редко и общался. Даже на пляже, а мы вместе отдыхали два года подряд, когда он ставил у нас в театре Чайку, в 2007-м. Мы с ним заплывали в море далеко, и он что-то мне увлеченно рассказывал. И это всегда было вокруг искусства. Никакие бытовые вопросы его не интересовали.

А в детстве у меня появился отчим и сестренка Нино. Отчим - очень хороший человек. Но я не могу сказать, что он заменил мне отца, нет, отца никто не может заменить. И я, конечно, никогда не называла его папой. Да я и папу называла обычно по имени - Мишей. Он иногда обижался, но потом смеялся. Отчим меня воспитал, и моя дочка Тинатин называет его дедушкой.

Когда ей было 4 года, я стала ей рассказывать, что иногда люди выходят замуж не один раз, а два, и даже больше. Потом был папин юбилей-65 лет, и мы приехали в Москву. Я стала ее знакомить со всеми родственниками: вот твоя тетя Катя, вот твоя тетя Зоя(а Зое тогда было столько же лет, как и Тинатин). В общем, она с трудом могла разобраться в наших сложных родственных связях, но родни сразу получилось очень много. Она запуталась, где тетя, где сестра. А когда мы вернулись в Тбилиси, она спросила мою маму: это у тебя столько детей? А потом подошла к моему отчиму и спросила у него: А Миша-твой брат? Потом, уяснив, что люди женятся несколько раз, спросила еще одну бабушку- маму моего мужа Левана: « А ты только один раз была замужем? Да? Ой, бедненькая! Как тебе не повезло»

Сейчас ей 17 лет, она заканчивает школу. Занимается танцами в ансамбле Рамишвили-Сухишвили. Ее интересует модерн.

Она общается с Зоей по Интернету. Как и наши мамы когда-то, мы стараемся, чтобы дети дружили. Мы ведь с Катей и Кириллом с детства переписывались и встречались. Родители очень хотели, чтобы мы не теряли друг друга.

Когда вы почувствовали, что станете актрисой?

Было бы удивительно, если бы при таких родителях случилось бы по-другому. Династия! Ну конечно часто таким детям внушают, что им обязательно нужно идти по стопам родителей. Хотя я сопротивлялась, и даже поступала на факультет журналистики. Но как-то мне пришло в голову, что я не хочу протестовать против настоящих своих желаний. И я поняла, что всю жизнь буду жалеть, если не приму верного решения. И в одну ночь все перевернулось, и решилось. Сейчас я очень рада, что стала именно актрисой.

Когда мне было 16 лет, я была на съемках « Маскарада», отец снимал меня в эпизоде. Вот тогда я в первый раз увидела, как Миша работает, До этого - только его фильмы. А тут - сам процесс. Как он это все талантливо выстраивал. Как будто он занял какую-то нишу, в которую я пока не смела войти. В которой все было сказочно волшебно и талантливо. Он как бы со мной этим поделился. И я увидела его совершенно по-другому, стала гордиться отцом. Вот тогда-то и зародилось это желание приобщиться.

А потом он делился с нами, когда приехал ставить Чайку в наш театр. Я сильно нервничала, потому что, когда близкие люди вместе работают, все напряжено. Муж у меня режиссер, и я знала прекрасно, что это такое.

Я держалась поначалу очень натянуто с Мишей и старалась быть такой прилежной актрисой, чтобы не заслужить замечаний. Но вскоре все наши актеры и я вместе с ними почувствовали, что с ним очень легко работать, если отдаваться этому со всей страстью и желанием. И до сих пор все актеры вспоминают эти репетиционные дни, этот всего - навсего один месяц, за который он поставил у нас Чайку. Это же всегда интересно, когда разные культуры сопрягаются, разный менталитет сливается в превосходный результат.

М. Козаков о постановке «Чайки» в Тбилиси. (из интервью 2007г)

Идея пришла еще год назад, когда я приехал в гости к Манане и ее мужу Левану Цуладзе, незадолго до этого ставшему главным режиссером известного театра. Целый год я обдумывал спектакль и поставил его всего за 40 дней - в июле и первой декаде августа. На грузинском языке и с молодой труппой.

Я подумал: если грузины ставят в Москве, почему русские не могут поставить в Тбилиси? Кстати, подобный опыт и тоже с «Чайкой» у меня уже был в Израиле. В начале 90-х я играл Тригорина в Камерном театре Тель-Авива и ставил этот же спектакль со своими студентами на иврите.

Почему именно «Чайка»? Прошло более века со времени написания пьесы, а она все еще современна. В ней все говорят о театре: два писателя, две актрисы - это люди профессионально близкие мне. Речь, часто парадоксально идет о смысле творчества, в условиях одной семьи и одной компании. И, конечно же, это « пуды любви».

Спектакль решен с элементами модерна. Действие перенесено в наши дни. Чеховский текст претерпел незначительные коррективы. Так, вместо лошадей герои ждут просто «транспорт», Сорину не 60, а 70 лет, Тригорин вместо Тургенева и Золя упоминает Набокова и Булгакова, а успокаивают одного из героев не валериановыми каплями, а посильнее - феназепамом.

Театр Нины Заречной дан пластически, а Треплев аккомпанирует на саксофоне.

Манана блестяще играет Полину Андреевну, показав себя незаурядной характерной актрисой. Ну, это я заметил еще со времен «Маскарада».

Работал я, разумеется, с переводчиком, а зять Леван помогал интонационно доводить текст.

Манана.- До работы в театре Марджанишвили Леван в 90-х создал маленький театр. Подвальный. Построил буквально своими руками, освоив все строительные профессии. Это было в те годы, когда в Тбилиси было холодно, голодно и страшно. У нас даже электричества не было. То, что сделал Леван - это настоящий героизм.

А я, если честно, особенно в будущее не верила. Мне казалось, что это донкихотство. Никому тогда театр вообще не был нужен. Я не представляла, что из нашего катакомбного театра может что-то получиться, без всяких спонсоров и меценатов. Но мы стали играть каждый день и театр наш стал популярным и любимым в Тбилиси.

А папа как к этому относился?

Он видел наши спектакли, и полюбил Левана. Я думаю, за такое же отношение к любимому делу, к театру. Они были единомышленниками. Леван точно так же не любит отдыхать, а только заниматься театром, думать о новых проектах. Они ночами напролет разговаривали о своих планах, о том, что еще можно будет предложить зрителю. Насколько это интересно, насколько своевременно.

Не хотелось вам еще с детства, чтобы папа пригрел, приголубил и поговорил о чем-нибудь простом и обыденном?

Нет. Я так привыкла к таким обстоятельствам, что мне казалось это единственно возможным способом общения. Стихами.

А какие подарки дарил папа?

Книги. Всегда книги. Не буду лукавить и рассказывать, что Миша дарил мне какие-то симпатичные безделушки. Нет. И я с детства относилась к этому с пониманием. Главное, чтобы он был, чтобы мы общались, насколько это было возможно. Я никогда ничего от него не требовала. Я вообще привыкла мало требовать - такой уж у меня характер. Дарит - спасибо!

Мало папиных фотографий на память осталось. Какие-то стихи, записи. Я сейчас часто читаю его книги, слушаю его записи.

Я люблю его фильмы. Тут много совпадений. Его первый фильм был « Безымянная звезда» и дипломная работа моего мужа тоже была «Безымянная звезда». Еще были совпадения. Когда у нас была история с нашим подвалом, папа рассказывал, что очень похоже все происходило в молодом Современнике. Очень много было у нас биографических совпадений и для меня это было очень важно.

Вообще Мишу я любила в характерных ролях, может быть потому, что сама-характерная актриса. И многим это покажется странным - вроде бы такой образованный, такой высокоинтеллектуальный человек, а в ролях смешных и нелепых чудаков был неподражаем. Но они были им так тонко сыграны.

Он еще очень любил свой фильм «Визит дамы». И в последние наши встречи он много рассказывал, как мучился с этим фильмом, как сложно ему было работать с безумно талантливыми Екатериной Васильевой и Валентином Гафтом. Как переживал, что они потом мало ценили эти свои роли.

Его очень любил грузинский зритель как превосходного чтеца.

Я благодарна Богу, что так совпало, что в последние годы мы с ним так тесно и подолгу общались.

Михаил Михайлович женился пять раз. Он не умел и не хотел жить один, мучительно, почти болезненно переживал вынужденное одиночество.

  • А я уверен - главная страсть в моей жизни -ремесло. Именно ради него, служа этой любви, я рассчитываю, выпить или не выпить, похудеть или отрастить бороду и многое другое. Если бы я так любил женщин, как я люблю искусство, никаких проблем с женщинами бы не было. Но я хочу ежесекундного растворения женщины во мне. Женился не раз, потому что стремился к дому. Я пытаюсь понять и принять позицию женщины, но хочу, чтобы и меня понимали. Или не надо выходить замуж за такого человека как я, или принимай меня целиком. Я, наверное, не имею права вслух рассуждать на эту тему. Это - разговор с собой для тайного того самого дневника.
  • Окончание следует

Михаил Михайлович Козаков. Родился 14 октября 1934 года в Ленинграде - умер 22 апреля 2011 года в Рамат-Ган (Израиль). Советский, российский и израильский актёр и режиссёр театра и кино. Народный артист РСФСР (1980). Лауреат Государственной премии СССР (1967).

Отец - Михаил Эммануилович Козаков (1897-1954), писатель. Происходил из еврейской семьи, его предки, стремившиеся к ассимиляции в русской среде, приняли фамилию Козаков.

Мать - Зоя Александровна Никитина (урождённая Гацкевич, 1902-1973), редактор «Издательства писателей в Ленинграде». Она имела сербские и греческие корни. Бабушка Михаила Михайловича, Зоя Дмитриевна Параскева-Борисова, была родом из Одессы. В годы сталинских репрессий мать дважды арестовывали: в 1937 году (вместе с бабушкой артиста, обе освобождены в 1938 году) и повторно в 1948 году.

Во время войны Михаила вместе с другими ленинградскими детьми эвакуировали в Молотовскую область (сейчас - Пермский край). С 1941 по 1944 год он жил в деревне Чёрная Краснокамского района.

С 1945 года учился в Ленинградском хореографическом училище.

По окончании 222-й мужской школы (бывшей Петришуле) в 1952 году Михаил Козаков поступил в школу-студию МХАТ. Учась на последнем курсе, успешно дебютировал в кино, снявшись в роли Шарля Тибо в политической драме М. И. Ромма «Убийство на улице Данте» (1956).

В 1956 году окончил Школу-студию МХАТ (курс П. В. Массальского) и поступил на работу в Театр имени В. Маяковского, где прослужил с 1956 по 1959 год. Затем играл в «Современнике» (1959-1970), во МХАТе (1971-1972), в Театре на Малой Бронной (1972-1981) и в Ленкоме (с 1986). Также, по словам Михаила Козакова, он играл на сцене Саратовского ТЮЗа у Ю. П. Киселёва в пьесе «Обыкновенная история».

Добился блестящих успехов как актёр и режиссёр театра и кино. Проникновено читал стихи Тютчева, Пастернака и других поэтов. Наряду со Смоктуновским, Юрским, Марковым и другими мастерами художественного чтения принял участие в записи серии пластинок «Страницы русской поэзии XVIII-XX вв.».

В конце 1950-х снялся в картинах «Восемнадцатый год» и «Трудное счастье». А широкая известность пришла к нему с выходом на экраны легендарного фильма «Человек-амфибия» в 1961 году. Михаил Козаков сыграл роль главного, но отрицательного героя – Зуриту.

Михаил Козаков в фильме "Человек-амфибия"

В 1970-е вышел ряд популярных фильмов с его участием: «Вся королевская рать», «Соломенная шляпка», «Здравствуйте, я ваша тетя!».

Михаил Козаков в фильме "Здравствуйте, я ваша тётя!"

Успешными были работы Михаила Козакова в качестве кинорежиссёра. Его картина «Ночь ошибок» вышла на экраны в 1975 году. А через 3 года зрители увидели ещё один прекрасный фильм Козакова «Безымянная звезда», где он сыграл вместе и .

Огромной любовью зрителей пользовался снятый им фильм «Покровские ворота».

Также стоит отметить его работы «Визит дамы», комедию для детей «Если верить Лопотухину», экранизацию произведения Лермонтова «Маскарад».

В автобиографической книге «Третий звонок» актёр откровенно писал, что с 1956 по 1988 год сотрудничал с КГБ СССР.

В августе 1991 года М. М. Козакову предложили высокооплачиваемую работу в Израиле, после чего он переехал туда вместе с семьёй. В течение четырёх лет играл на иврите в Тель-Авивском камерном театре, создал русскую труппу (антрепризу), с которой подготовил четыре спектакля.

"Я гражданин и России, и Израиля. А может быть завтра стану гражданином Америки или Канады, если Америка и Канада захотят и я захочу. А послезавтра я могу уехать жить и работать, к примеру, в Улан-Удэ, если захочу. И если это не противозаконно. Ибо есть закон и совесть. А совесть есть Бог", - говорил актер.

В 2012 году в беседе с Дмитрием Гордоном продюсер Марк Рудинштейн рассказал: "Эмигрировав в Израиль, Козаков тут же написал книгу, где заявил: он уехал, когда в России наступило время Рудинштейнов, Ярмольников и Кобзонов. Потом, в трудное для себя время, Миша приехал обратно, героически сообщив, что бросил Израиль, и позвонил, извинялся".

В 1996 году артист вернулся в Россию и организовал собственную труппу под названием «Русская антреприза Михаила Козакова».

До 2010 года Михаил Козаков выступал с моноспектаклями (один из таких моноспектаклей - «Пушкин и о нём») и в роли чтеца (в частности, записал компакт-диск) и со стихотворными произведениями И. А. Бродского и А. А. Ахматовой.

В 2010 году у актёра был диагностирован рак лёгких в неоперабельной форме. Лечение проводилось в Израиле в клинике Тель-ха-Шомер.

22 апреля 2011 года Михаил Козаков скончался после продолжительной болезни. Незадолго до кончины артист приобрёл участок на Введенском кладбище, где покоится его отец и где, согласно завещанию, актёр похоронен.

"Это был очень красивый и очень своеобразный человек, который прожил красивую, очень непростую, иногда путанную, иногда странную, необъяснимую жизнь. Потому что метания между Израилем и Россией, конечно, они не прибавляли ни здоровья, ни сил творческих, ни вдохновений. Но, тем не менее, такая трагическая, но вместе с тем счастливая судьба была уготована этому красивому, прекрасному, очень одарённому человеку", - сказал о Козакове художественный руководитель театра «Ленком» Марк Захаров.

Рост Михаила Козакова: 180 сантиметров.

Личная жизнь Михаила Козакова:

Пять раз был женат.

Первая жена в 1955-1965 годах - Грета Антоновна Таар (род. 1934), соученица по «Петришуле», костюмер на «Мосфильме». В браке в 1957 году родилась дочь Катерина, филолог, а в 1962-м - сын , киноактёр.

Внучки: Дарья (род. 1980) и Полина (род. 1991) от дочери Катерины. От сына Кирилла - внук Антон (живёт в Нью-Джерси) и внучка (от брака с ).

Михаил Козаков и Грета Таар с сыном Кириллом и дочерью Катериной

Вторая жена (в 1968-1971 годах) - Медея Берелашвили, художник-реставратор. В браке в 1969 году родилась дочь Манана, выпускница Щукинского училища, актриса Тбилисского академического театра имени Котэ Марджанишвили. Внучка - Тинатин Цуладзе (род. 1995).

Третья жена (в 1971-1988 годах) - Регина Соломоновна (урожд. Быкова; род. 1940), переводчица поэзии и прозы с английского языка на русский и с русского языка на английский, литератор, с 1988 года живёт в Нью-Йорке.

Четвертая жена (в 1988-2003 годах) - (род. 1959), выпускница ГИТИСа, актриса и театральный продюсер. В 1988 году у пары родился сын Михаил, а в 1995-м - дочь Зоя.

Пятая жена (в 2006-2010 годах) - Надежда Седова (род. 1981), историк.

Фильмография Михаила Козакова:

1956 - Убийство на улице Данте - Шарль Тибо
1958 - Трудное счастье - Николай Нагорный
1958 - Восемнадцатый год - Валериан Оноли
1959 - Золотой эшелон - Черемисов
1960 - Вдали от Родины - гауптман Заугель
1960 - Евгения Гранде - Шарль Гранде
1960 - Последние залпы - Горбачёв
1960 - Балтийское небо - лётчик Байсеитов
1961 - Девять дней одного года - Валерий Иванович
1961 - Суд сумасшедших - Мишель
1961 - Человек-амфибия - Педро Зурита
1965 - Строится мост - Мамедов
1966 - Выстрел - Сильвио
1967 - День солнца и дождя - актёр в роли Мишки-Япончика (камео)
1967 - Звёзды и солдаты - Нестор
1969 - Повесть о чекисте - Белов
1970 - Два дня чудес - профессор-экзаменатор института Добрых Волшебств
1970 - Обыкновенная история - Пётр Иванович Адуев
1971 - Вся королевская рать - Джек Бёрден
1971 - Гойя, или Тяжкий путь познания - Жилмард
1972 - Гроссмейстер - Володя
1973 - Детство. Отрочество. Юность - Пётр Александрович
1973 - Исполняющий обязанности - Александр Штерн
1974 - Автомобиль, скрипка и собака Клякса - скрипка / бас-гитара / повар
1974 - Домби и сын - Соль Джилс
1974 - Записки Пиквикского клуба (телеспектакль) - Джингль
1974 - Иван да Марья - кассир
1974 - Лев Гурыч Синичкин - Зефиров
1974 - Соломенная шляпка - виконт де Розальба
1975 - Здравствуйте, я ваша тётя! - полковник Фрэнсис Чесней
1975 - Ярослав Домбровский - Андрей Васильев
1976 - Театр неизвестного актёра - Генрих Генрихович
1977 - Хождение по мукам - Бессонов
1978 - Безымянная звезда - Григ
1978 - Жизнь Бетховена - Джоакино Россини
1978 - Комедия ошибок - Антифол
1978 - Красавец-мужчина - Лупачёв
1979 - Дефицит на Мазаева - возлюбленный Киры
1980 - Синдикат 2 - Ф.Э. Дзержинский
1980 - Государственная граница - Ф.Э. Дзержинский
1981 - 20 декабря - Ф.Э. Дзержинский
1981 - И с вами снова я - П.Я. Чаадаев
1981 - Товарищ Иннокентий - С.В. Зубатов
1981 - Шестой - Илларий Данилович Данилевский
1982 - Кто стучится в дверь ко мне? - актёр, играющий Сирано де Бержерака
1982 - Покровские ворота - Константин Ромин в наши дни
1982 - Попечители - наблюдатель
1983 - Демидовы - Бирон
1983 - Уникум - Иосиф Тимурович Петров, гипнотизёр
1984 - Герой её романа - Эраст Цыкада
1984 - Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад - дачник Дудников
1984 - Сцены из трагедии «Фауст» - Фауст
1985 - Сцены из драмы «Маскарад» - Арбенин и Неизвестный
1986 - Воительница
1986 - Храни меня, мой талисман - камео
1988 - Господин оформитель - Грильо
1989 - А это случилось в Виши - врач
1990 - Дураки умирают по пятницам - Гелий Иванович
1991 - Тень, или Может быть, всё обойдётся - Цезарь Борджиа
1995 - Роковые яйца - Воланд
1995 - Мания Жизели - Аким Волынский
1999 - Ужин в четыре руки - Георг Фридрих Гендель
1999 - Чествование - Скотти Темплтон
2000 - 24 часа - Коста
2000 - В начале было слово - закадровый текст
2000 - Дуэт для голоса и саксофона - Голос
2001 - Лавина - Лев Борисович
2002 - Игра в модерн - Фризе
2004 - Воры и проститутки. Приз - полёт в космос - фотограф
2004 - Смерть Таирова - А.Я. Таиров
2005 - Узкий мост - Якушев
2004 - Чудная долина - дед Саид
2004 - Играем Шекспира - рассказчик
2005 - Здравствуйте, мы - ваша крыша! - Соломон
2006 - Сдвиг - академик Харитонов
2006 - Сотворение любви - Наум Трахт
2007 - Любовь-морковь - доктор Коган
2008 - Любовь-морковь 2 - доктор Коган
2009 - Апельсиновый сок - Леонид, отец Даши
2009 - Участковая - ветеран Владимир Борисович Барканов
2010 - Зоя - оператор Рапопорт
2011 - Последняя встреча - Ю.В. Андропов
2011 - Борис Годунов - отец Пимен
2010 - Хранители сети - Сергей Иванович Калгаров
2010 - Сказка. Есть - директор школы Станислав Далиевич Сальвадоров
2011 - Любовь-морковь 3 - доктор Коган

Озвучивание Михаила Козакова:

1973 - Три орешка для Золушки - Король
1975 - Мук-скороход - Падишах
1976 - Осьминожки - текст от автора (в титрах ошибочно указан как Михаил Казаков)
1976 - 38 попугаев - Слонёнок
1977 - Бабушка удава - Слонёнок
1977 - Как лечить удава - Слонёнок
1977 - Куда идёт слонёнок - Слонёнок
1978 - А вдруг получится! - Слонёнок
1978 - Дождь - мануфактур-советник Гарри Пых
1978 - Привет мартышке - Слонёнок
1979 - Зарядка для хвоста - Слонёнок
1979 - Завтра будет завтра - Слонёнок
1979 - Д’Артаньян и три мушкетёра (х/ф) - Кардинал Ришельё (роль Александра Трофимова)
1982 - Ушастик и его друзья. Серия «Таинственная пропажа» - Ворона
1984 - А в этой сказке было так... - Кащей Бессмертный
1985 - Великое закрытие - Слонёнок
1985 - Загадка Сфинкса - текст от автора
1986 - Легенда о Сальери - Сальери
1991 - Ненаглядное пособие - Слонёнок
2007 - Рататуй (м/ф) - Антуан Эго

Режиссерские работы Михаила Козакова:

1974 - «Ночь ошибок» (телеспектакль)
1978 - «Безымянная звезда»
1982 - «Покровские ворота»
1982 - «Попечители» (телеспектакль)
1983 - «Если верить Лопотухину»
1984 - Сцены из трагедии «Фауст»



1989 - «Визит дамы»

1999 - «Ужин в четыре руки»
1999 - «Чествование»
2000 - Дуэт для голоса и саксофона (поэзия Иосифа Бродского)
2002 - «Джокеръ»
2004 - «Медная бабушка»
2004 - «Играем Шекспира»
2006 - «Очарование зла»

Сценарии Михаила Козакова:

1982 - «Попечители» (телеспектакль)
1985 - Сцены из драмы «Маскарад» (телеспектакль)
1988 - «И свет во тьме светит»
1989 - «А это случилось в Виши» (фильм-спектакль)
1989 - «Визит дамы»
1991 - «Тень, или Может быть, всё обойдётся»
1999 - «Ужин в четыре руки»
2004 - «Играем Шекспира»
2007 - «Любовь по системе Станиславского»

Дискография Михаила Козакова:

1974 - «О время, погоди!» (стихотворения Ф. Тютчева читают М. Козаков и Б. Ахмадулина)
1977 - «Ленгстон Хьюз. Чёрные блюзы. Читает Михаил Козаков» (моноспектакль, Мелодия)
1985 - «Гамлет. Тема и вариации. Читает М. Козаков» (моноспектакль, Мелодия)
1988 - «Остановка в пустыне», стихотворения И. Бродского читает М. Козаков
2004 - «Любовь моя, Одесса». Музыкально-поэтическая композиция
2004-2005 - «Барышня-крестьянка. Выстрел. Пиковая дама. Читает Михаил Козаков»
2005 - «Евангелие от Мастера. Читает Михаил Козаков» (Моноспектакль по «роману в романе» «Мастер и Маргарита»)
2006 - «Мой Бродский. Избранное. Читает Михаил Козаков»
2009 - «Леопольд Эпштейн. Стихи


Любовь