Сколько было апостолов. Двенадцать (краткие исторические данные из жизни апостолов Иисуса)

Мф. X, 1-4: 1 И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. 2 Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, 3 Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, 4 Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его.

Мк. III, 13-19: 13 Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. 14 И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, 15 и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов; 16 поставил Симона, нарекши ему имя Петр, 17 Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть «сыны громовы», 18 Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита 19 и Иуду Искариотского, который и предал Его.

Лк. VI, 12-16: 12 В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу. 13 Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами: 14 Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, 15 Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, 16 Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем.

Руководство к изучению Четвероевангелия

Прот. Серафим Слободской (1912-1971).
По книге «Закон Божий», 1957.

Избрание апостолов

(Мф. X, 2-14; Мк. III, 13-19; Лк. VI, 12-16; VIII, 1-3)

Постепенно число учеников у Иисуса Христа увеличивалось. Однажды, будучи в Галилее, Иисус Христос взошел на одну гору помолиться и провел в молитве всю ночь. Когда же настал день, Он призвал учеников Своих, избрал из них двенадцать и назвал их апостолами, то есть посланниками, так как Он посылал их для проповеди Своего учения.

Имена двенадцати апостолов следующие:

1. Симон, которого Спаситель назвал Петром.

2. Андрей, брат Симона Петра, названный Первозванным.

3. Иаков Зеведеев.

4. Иоанн Зеведеев, брат Иакова, названный Богословом. Этих двух братьев, Иакова и Иоанна, за их пламенную ревность, Спаситель назвал Воанергес, что значит сыны грома.

5. Филипп.

6. Нафанаил, сын Фоломея, и потому названный Варфоломеем.

7. Фома, названный также Дидимом, что значит близнец.

8. Матфей, иначе Левий, бывший мытарь.

9. Иаков, сын Алфея (иначе Клеопы), называвшийся меньшим в отличие от Иакова Зеведеева.

10. Симон, по прозванию Кананит, иначе Зилот, что значить ревнитель.

11. Иуда Иаковлев, он также носил еще имена: Левея и Фаддея.

12. Иуда Искариотский (из города Кариота), который потом предал Иисуса Христа.

Апостолам Господь дал силу исцелять больных, изгонять бесов и воскрешать мертвых.

Кроме этих двенадцати главных апостолов, Иисус Христос позже избрал еще семьдесят апостолов: Марка, Луку, Клеопу и других. Он их также посылал на проповедь.

Когда семьдесят апостолов возвратились с проповеди, то с радостью говорили Иисусу Христу: «Господи! и бесы повинуются нам от имени Твоего».

Он же сказал им: «не тому радуйтесь, что духи вам повинуются; но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах», то есть радуйтесь не чудесам, которые даны вам для проповеди, а радуйтесь тому, что вы получите блаженство и вечную жизнь с Богом, в Царстве Небесном.

Кроме учеников, постоянно сопутствовали Иисусу Христу некоторые женщины, Им исцеленные, которые служили Ему своим имением, таковы: Мария Магдалина (из города Магдала), из которой Иисус изгнал семь бесов, Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, Сусанна и многие другие.

Архиеп. Аверкий (Таушев) (1906-1976)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1954.

6. Избрание двенадцати Апостолов

(Мф. X, 2-4; Мк. III, 13-19; Лк. VI, 12-16)

Пробыв всю ночь в молитве, несомненно об утверждении основываемой Им Церкви, на горе, по мнению древних, на Фаворе, Господь призвал учеников Своих и избрал из них 12, чтобы они постоянно были при Нем и могли потом свидетельствовать о Нем. Это были как бы начальники новых будущих 12 колен Нового Израиля. Число 12 имеет в Священном Писании знаменательное значение, как произведение 3 и 4: Три – вечное несозданное Существо Божие, четыре – число мира – 4 страны света. Число 12 обозначает проникновение человеческого и мирового Божественным. Три первых Евангелиста и кн. Деяний дают нам список имен 12 Апостолов. В этом списке замечательно то, что Апостолы разделены везде на три группы по 4 человека в каждой, причем во главе каждой группы стоят одни и те имена и в составе каждой группы одни и те же лица. Имена Апостолов следующие: 1) Симон-Петр, 2) Андрей, 3) Иаков, 4) Иоанн, 5) Филипп, б) Варфоломей, 7) Фома, 8) Матфей, 9) Иаков Алфеев, 10) Леввей или Фаддей, как называли Иуду Иаковлева, 11) Симон Кананит или Зилот и 12) Иуда Искариотский. Варфоломей это тот же, кого Ев. Иоанн называет Нафанаилом: Кананит это перевод на евр. яз. греческого слова «Зилот», что значит: «ревнитель». Так называлась еврейская партия, ревновавшая о независимости еврейского государства. Слово «Искариот» считают составленным из двух слов: «Иш» – муж и «Кариот» – название города. Самое слово «Апостол» в переводе с греческого значит «посланник», что соответствовало назначению избранных быть посланными на проповедь. Для большего успеха их проповеди Господь облек их властью исцелять болезни и изгонять бесов.

А. В. Иванов (1837-1912)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Спб., 1914.

Избрание Апостолов

(Мк. 3:13-19; Лк. 6:12-16, Мф. 101-4)

После многих чудес и долговременного учения Иисус Христос избирает из числа Своих постоянных последователей - 12 учеников, которых называет Апостолами. Перед избранием их Он провёл всю ночь в молитве. Имена Апостолов по спискам трёх Евангелий и Книги Деяний (1:13) следующие: Симон Пётр и брат его Андрей, сыновья Ионы, Иаков и Иоанн - сыновья Зеведеевы, Филипп и Варфоломей (иначе называемый, как догадываются, Нафанаилом), Матфей, или Левий Алфеев, мытарь и, кажется, брат его Иаков Алфеев (младший), а также Фома близнец, Иуда Иаковлев, называемый Леввеем и Фаддеем, Симон Зилот или Кананит, и Иуда Искариотский, сделавшийся впоследствии предателем своего Учителя.

1. Двенадцатеричное число Апостолов, очевидно, имеет отношение к числу 12-ти колен Израилевых (Мф. 19:28; Лк. 22:30)=Апок. 21:12,14). Название Апостол должно было означать их Божественное посланничество и в этом смысле прилагается и к Самому Иисусу Христу по преимуществу (Евр. 3:1).

2. Разница в порядке, в каком следуют имена Апостолов у различных Евангелистов и даже у одного и того же Луки (Лк. 6:13-16; Деян. 1:13), доказывает, что между учениками Иисуса Христа не было строгаго различия в старшинстве; а различие имён некоторых из них объясняется обычаем носить несколько имён и переменять их в важных случаях жизни (=Аврам - Авраам, Иаков - Израиль, Исав - Едом, Соломон - Иеддеди и прочее).

3. При этом можно заметить, что во всех стихах Апостолов прежде вписываются те семь учеников, призвание которых описано в Евангелиях. Только Матфей почему-то ставит Фому прежде себя, хотя о призвании Фомы нигде не говорится.

4. При ближайшем разсмотрении списков Апостолов можем отметить следующее:

а) Симон, сын Ионы, из Вифсаиды Галилейской, прозван от Иисуса Петром, или Кифой (по-Сирски), что значит камень. В списке Апостолов он стоит всегда первым: но это не давало ему первенства чести и власти над другими Апостолами. Он был в таком же отношении ко всем Апостолам, в каком каждый из них к своим последующим.

б) Брат его Андрей, сначала бывший учеником Предтечи, называется Первозванным, как первый призванный Иисусом Христом к последованию (Ин. 1:41).

в) Иаков и Иоанн, сыны громовы - воанергес (по-Сирски, Мк. 3:17), пользовались особенною любовию Иисуса Христа и вместе с Петром были в числе ближайших Его учеников и сотрудников, в важнейших случаях Его жизни. Название сынов грома они получили, вероятно, за свою ревность (Лк. 9:54), Мать их Саломия, по преданию, была дочь Иосифа Обручника, и следовательно сестра Иисуса Христа по плоти; кажется, она также была спутницею Иисуса Христа. По крайней мере, она является при погребении Его. И прежде ещё она просит Иисуса Христа о посаждении сынов ея по обе стороны Его Престола во время открытия Его царства. Иоанн называет себя любимым учеником Иисуса Христа, он возлежал на Его груди на последней вечери и, стоя при Кресте, был усыновлён Матери Божией.

г) Из других Апостолов обращает ещё внимание Иаков Алфеев или малый, котораго многие смешивают с Иаковом, братом Господним, хотя тот никогда не считался в числе 12-ти и, по преданию, был сын не Алфея или Клеопы, а Иосифа Обручника от первой жены. Прозвание его малый или младший дано ему в отличие от Иакова Зеведеева.

д) Иуда, по всей вероятности, сын какого-нибудь Иакова, а не брат Иакова Алфеева. Другие имена Иуды - Фаддей и Леввей - считают первое Халдейским, другое - Иудейским.

е) О Симоне замечено, что он прозывался Кананит, может бытъ - Хананеянин, вернее же - житель Каны; другое прозвание его Зилот есть, вероятно, перевод имени Кананит, то есть ревнитель. В последнюю войну Иудейскую была известна партия Зилотов - но едва ли она существовала во времена Иисуса Христа.

ё) Иуда Искариот (по-Иудейски ишкариот), муж из Кариота, небольшого города в колене Иудином (Нав. 15:25, по Русскому тексту-Кириаф, по-Славянски град). Но некоторые производят название Искариота от Сирскаго слова скариута, которое означает мужа, или хранителя шкатулки, казначея, на что указывает и Евангелист Иоанн (12:6; 13:29).

5. Разсматривая списки Апостолов и обращая внимание на указания мест происхождения их, мы можем заметить, что все они - за исключением Иуды предателя - были Галилеяне, жители презренной у Иудеев страны, как бы в доказательство того, что буяя мира избра Бог, да премудрых посрамит, и немощная мира избра Бог, да посрамит крепкая и худородная мира и уничиженная избра Бог и не сущая, да сущая упразднит (1 Кор. 1:27,28). Иуда Искариот был один из Иудеи - из того племени, которое более всех гордилось чистотою крови, хотя ещё пророк Даниил говорил, что даже старейшины среди них не Иудеи, но сыны Хамовы (13:56; Иез. 13:3,46) - и чуждалось всякаго общения с язычниками Самарянами и даже Галилеянами.

И он же сделался предателем своего Учителя - являясь, таким образом, и по имени и по отношениям своим к Иисусу представителем своего народа, который предал на смерть своего Мессию и за то отвержен Богом.

6. Иисус избирает 12-ть Апостолов не тотчас после вступления их в общество Его, а после целаго года последования их за Ним и испытания их расположенности, а следовательно, после того, как у них самих созрела решимость идти за Галилейским Учителем и разделять с Ним Его труды и опасности. Правда, они и по избрании в число 12-ти ещё долго не могли отрешиться от свойственных их народу предрассудков и обманчивых чаяний относительно царства Мессии; но под влиянием учения Христова и при виде всё более и более усиливающейся вражды вождей народа к Иисусу, они мало-помалу свыкались с мыслью о возможности предсказываемой Им смерти и готовились разделить с Ним Его участь (Ин. 11:16; Мф. 26:35; Мк. 14:31).

Ближайшее знакомство с характером избранных Иисусом Апостолов показывает, что каждый из них отличался какою-нибудь особенною чертою добродетели, необходимою для будущаго проповедника и соработника Христу в созидаемой Им на Земле Церкви. Так, Пётр отличался твёрдостью веры; Иаков ревностию и горячностию, как можно видеть из того, что он с братом своим Иоанном
назван сыном грома и первый из 12-ти пострадал мученически (Деян. 12:2).

Иоанн, кроме горячности, отличался особенно нежною любовно к своему Учителю и глубокою проницательности в тайны Царствия Божия. Варфоломей (Нафанаил) - простосердечием, Филипп дружелюбием, Матфей безкорыстием и кротостию; Фома - благоразумною осторожностью; Андрей — как и брат его Пётр - отличался твёрдостию и мужеством, почему - вероятно - и прежнее имя его оставлено за ним без перемены (Андрей - значит мужественный).

К сожалению, ни Евангелия, ни предания не сохранили нам подробных и полных сведений о жизни и деятельности других Апостолов; но несомненно, что все они, кроме Иуды Искариотскаго, отличались ревностию в деле распространения проповеди, преданностию и послушанием своему Учителю и самоотвержением. Эти черты их характера были известны Иисусу и послужили для Него главнейшим побуждением к избранию их в число Своих ближайших учеников и друзей.

7. Избрание Иуды в число 12-ти Апостолов показывало, что в этом ученике было много хороших качеств, которые делали его достойным лика Апостольскаго: он не оставлял Иисуса даже в то время, когда многие, соблазняясь учением Его, ушли от Него (Ин. 6:66); он разделял со своим Учителем нужды и лишения (Мф. 19:27); он вместе с другими был посылаем на проповедь во Израиле и удостоен дара исцеления и изгнания бесов (Мф. 10:5,8). К сожалению, добрые качества и труды сего Апостола помрачены были и уничтожены страстью сребролюбия, которая привела его к совершенной гибели. Этою именно страстью, а не каким-то тайным антагонизмом между ним, как Иудеем и прочими Апостолами - как Галилеянами - объясняет Евангелист Иоанн то, почему Иуда сделался предателем Иисуса (Ин. 12:6).

8. Предвидел ли Иисус Христос предательство Иуды? И если предвидел, то почему избрал его в число Апостолов? Евангелисты не оставляют сомнения в том, что Иисус не требоваше, да кто свидетельствует о человецех: Сам бо ведяше, что бе в человеце (Ин. 2:25), и потому часто проникал в сердца и помышления Своих слушателей - и тем более мог постигать склонности ближайших учеников Своих и предвидеть их действия (Мф. 26:31-35).

Само избрание Апостолов сделано Иисусом уже во второй год Его служения - то есть после того, как ученики Его достаточно ознакомились с учением Его и были подготовлены к делу, для котораго избирались - и сделано было после продолжительной и без сомнения горячей молитвы Богочеловека к Отцу Небесному.

Если же, при всём том, в лик Апостолов включён был и сын погибели, то, как догадываются некоторые, сие было попущено было Отцом Небесным, по особому некоему смотрению, чтобы тот крест Голгофский, который суждено было Ему некогда понести, не оставлял Его всю жизнь и был перед очами Его в лице одного из ближайших учеников и спутников Его.

Присутствие сего ученика вблизи Богочеловека должно было исторгать из любящаго сердца Его болезненные вопли к Отцу Небесному и о том, чтобы мимо прошла чаша страданий, ожидающих Его, и о спасении сына погибельнаго (Ин. 17:12); присутствие Иуды при Иисусе было как бы обоюдоострым оружием, которое проникало в сердце Иисуса и возмущало радости Его, испытываемыя им от веры учеников и обращения грешников.

Слово апостол с греческого языка переводится как посланник или посол. Применительно к христианской вере такой человек выступает как посол новой веры. Наиболее известными являются 12 апостолов Иисуса Христа, имена которых прославились в веках и особо почитаются.

Иногда люди могут путать, сколько апостолов было у Иисуса Христа, так как существует несколько рангов, которые относятся к этому званию:

  • два первоверховных – Петр и Павел, они обладают особым значением для христианской церкви;
  • 12 апостолов Христа – самые приближенные ученики, именно они изображаются на Тайной Вечере и чаще всего ассоциируются с этим словом ;
  • от семидесяти – тоже посланники в количестве 70 человек, которые занимались проповедью христианства в 1–2 веках новой эры, в отличие от 12 они путешествовали парами, имеют не меньшее значение для распространения веры, но они не были одарены Святым Духом в день Пятидесятницы, поэтому не могли обладать чудесными возможностями, присущими 12.

Нужно сказать про Павла, который не входит в число 12. Далее перечислим имена 12 апостолов Иисуса и рассмотрим значение каждого из них.

Имена святых апостолов

Каждый из апостолов Иисуса Христа получил соответствующую миссию и назначение в определенный регион. Именно там они проповедовали, путешествовали и обращали людей в веру Нового Завета. Соответственно, нередко тот или иной ученик Христа почитается именно в том регионе, где проповедовал.

  • Андрей Первозванный. Получил назначение в Малую Азию, также побывал в Крыму и на территории современного Киева, где оставил пророчество о великом городе. Путешествовал по территории нынешней Руси, поэтому особо почитается в нашей стране. Многие знают об Андреевском флаге, который представляет собой две пересекающиеся диагонально черты. Этот символ появился в связи с Андреем, который был распят именно на кресте из двух диагональных балок.
  • Варфоломей. Был одним из первых учеников Спасителя, привез Евангелие на территорию Индии. Путешествовал по Малой Азии, в Армении, где был сначала распят вниз головой, а потом с него сняли кожу.
  • Иоанн. Единственный из всех, который умер своей смертью, хотя этот факт не делает его подвиг менее значимым. Ведь именно он не только оставил одно из Евангелий, но и стал автором Откровения, мистического и загадочного – основы христианского эсхатологического учения о конце времен. Кстати, в доме родителей Иоанна обитала после Воскресения Христа и Богородица. Там же в Эфесе почил и сам последователь Спасителя.
  • Иаков Алфеев. До принятия своего подвижнического подвига был сборщиком податей. Однако после того как примкнул ко Христу, начал ученичество, а потом и проповедь, по одной из версий в итоге был побит камнями, по другой версии был распят во время путешествия в Египет.
  • Иаков Заведеев. Проповедовал на территории Испании, а погиб от меча на территории Иерусалима по приказанию царя Ирода, который устраивал активные гонения на ранних христиан. Также иногда носит имя Иакова Старшего, является первым мучеником за веру во Христа, только его гибель описывается в каноническом тексте Нового Завета.
  • Иуда Фаддей. Путешествовал по территории Ближнего Востока, был распят, его не следует путать с Иудой Искариотом.

  • Матфей, или Левий. Тоже до собственной подвижнической деятельности был сборщиком податей (этот факт упоминается как примечательный, так как мытари тогда, собственно, равно как сейчас, не пользовались особым почетом в обществе и в большей степени считались вредителями и отрицательными людьми), но потом принял апостольский подвиг.
  • Петр. Относится к числу первоверховных, почитается особым образом. Не только принял мученичество, но и сам просил распять себя кверху ногами, так как посчитал недостойным себя получить уход из земного мира идентичный тому, которым ушел Христос.
  • Филипп. Филипп описывается как ученик из города Вифсаиды, и евангелисты соединяют его с Андреем и Петром, которые были из того же города. Он также был среди окружающих Иоанна Крестителя, когда последний впервые указал на Иисуса как на Агнца Божьего.
  • Симон Зилот. Проповедовал на территории Египта и Ближнего Востока. Также распространял учение в Абхазии, где принял распятие на кресте.
  • Фома. Тот самый, который продолжал не верить в Воскресение до того, как не увидел сам Воскресшего Спасителя. Проповедовал на территории Персии и Индии, где был пронзен копьями.
  • Матфий. Был взят для того, чтобы войти в число 12 и сменить собою Иуду Искариота. Проповедовал на территории Македонии, Колхиды и Иудеи, где был в лучших традициях общения между язычниками и апостолами побит камнями.

В этот список не включают Иуду Искариота, который, как известно, совершил предательство, ведь именно он указал на Христа властям и стал причиной Его взятия под стражу. Изначально он присутствовал в числе ближайших учеников, но, как не трудно догадаться, в итоге был исключен, то есть апостолом он не является.

Обратите внимание! Для каждого по порядку есть отдельные дни памяти на протяжении всего календарного года. Помимо этого есть дни, которые прославляют всех апостолов. Православному весьма полезно регулярно обращаться к этим святым своей верой и разумением, вдохновляться примером этих ближайших учеников Христа, которые уподобились Ему, приняли мученичество и не отступали от веры.

Таким образом, апостолы Христа были мучениками, и каждый из них принял существенные страдания, прежде чем отойти к Господу. Тем не менее, они были готовы к такому развитию событий, и не только по собственному разумению.

Ведь вполне логично образованные люди могли предположить, как будут к ним относиться язычники и представители иудейства, которые совсем недавно распяли Мессию.

Сам Христос прежде наставлял и говорил про трудную жизнь апостолов, которая предстоит после того, как Сын Человеческий отойдет на Небеса. Он рассказал о том, как трудно будет каждому, и как каждого будут судить, и презирать, и гнать из городов.

Тем не менее, сам Спаситель заповедовал своим ученикам продолжать проповедь и путешествовать по разным городам, для того чтобы разнести благую весть Нового Завета.

Апостол Павел

Уникальной личностью является Павел, который не относился к числу учеников Спасителя в период Его земного пути. Как правило, из апостолов Иисуса Христа выделяют особым образом двух первоверховных: Петра и Павла.

Каждая личность чрезвычайно интересна и, хотя представляют собой гармоничное единство, они также являют собой своеобразные противоположности.

Именно разница личностей этих людей, которые в итоге объединились в вере, указывают на универсальность и объединяющий потенциал христианства, который способен размывать любые формальные различия между людьми.

Имея совершенно разные судьбы, они оба с предельной ясностью в итоге приняли Христа и стали невероятно значимыми Его служителями.

Итак, если кратко рассматривать историю этого человека, следует отметить основные факты, которые указывает Википедия и другие популярные источники:

  • урожденный Саул (Савл) был образованным гражданином Римской империи, представителем фарисейства;
  • после распятия Христа продолжал активную антихристианскую деятельность и однажды отправился в Дамаск, по дороге он ослеп, и ему было видение Христа, который, скажем кратко, провел нечто наподобие воспитательно-образовательной беседы;
  • в итоге Савла все-таки отвели в Дамаск, но слепого, где он встретил святителя Ананию (он был апостолом от семидесяти), который по Божьей милости исцелил Савла;
  • после этого события будущий апостол сам принял крещение и начал активную проповедь;
  • после обращения в христианство кипрского проконсула Сергия Павла он получил свое новое христианское имя Павел, с которым и творил дела земные до окончания своего пути.

Конечно, не совсем корректно говорить, кто из апостолов является более ценным или какой именно главнее и более значим.

В отличие от остальных Павел не присутствовал на дне Пятидесятницы, то есть не получил от Христа даров Святого Духа. Тем не менее, он получил от Иисуса Христа по разумному количеству святых даров, которые сподобили его творить различные чудеса. Павел подобно Христу воскрешал умерших и совершал много других чудес, которые свидетельствовали о его глубокой вере.

Тем не менее, не представляется возможным не указать на невероятную продуктивность Петра, который:

  • создал огромное количество раннехристианских общин;
  • детально разъяснил ущербность иудохристианства и отделил христианство от иудаизма;
  • создал «послания» для разных народов, которые стали частью Евангелия и до сих пор представляют собой основу канонических писаний, благодаря этому его также называют «апостолом язычников», так как он создавал свои послания именно народам, не обращенным в христианство.

Эти заслуги включили Павла в апостолы Иисуса Христа и сделали его особо почитаемым, в ранге первоверховного. Как и остальные, он погиб в мучениях, причем его не распяли как римского гражданина, но обезглавили, до этого он подвергся различным мучениям.

Обратите внимание! Интересным фактом является одновременное распятие Петра с казнью Павла. Именно эти апостолы Христа с особой ревностностью проповедовали новое учение и удивительным образом практически одновременно завершили свой земной путь.

Полезное видео:12 апостолов Иисуса Христа

Вывод

В завершение следует отметить актуальность для православного читать такие книги, как жития апостолов. Они позволяют узнать много интересного из библейской истории, а помимо этого являются вдохновляющим примером. Каждый из учеников Спасителя достоин для подражания православным верующим.

Христианство распространилось по земле большими трудами учеников Христа — апостолов. Они обходили страны и континенты, принимали мученичество, отдавая жизнь за Христа, от Которого при жизни даже отрекались по малодушию. Среди них особо выделяются двенадцать апостолов, ближайших учеников Христа.

Имена двенадцати апостолов

12 апостолов — самые близкие ученики Иисуса Христа, сопровождавшие Его повсюду во время Его земной жизни.

    Андрей Первозванный,

    Симон — сын Ионы, прозван Петром (или Кифой, камнем).

    Симон Кананит, Зилот, по преданию — жених на свадьбе в Кане Галилейской, где Христос обратил воду в вино. на которой был Иисус со своей Матерью, где, как это всем стало известно, Он обратил воду в вино.

    Иаков, брат Господень — сын Иосифа Обручника от первого брака (богословы также называют его двоюродным братом Христа, считая племянником Иосифа, здесь мнения расходятся). Именно апостол Иаков стал первым епископом Иерусалима. Он был замучен до смерти иудеями около 65 года в Иерусалиме, самой своей смертью проповедуя Крест Христов.

    Иаков Зеведеев (Старший), брат апостола Иоанна — Его Господь одним из первых пригласил идти за Собой, узнавая Его учение. А после Воскресения и Вознесения Господа на Небо вместе с другими апостолами святой Иаков трудился и проповедовал учение Христа. Путь его был не самым протяженным. Но и он скончался не своей смертью, а мученически закончил жизнь от меча Ирода Агриппы. Смерть апостола Иакова — единственного из двенадцати апостолов — описана в Новом Завете.

    Апостол и евангелист Иоанн Богослов — святой, известный и почитаемый по всему миру. Он один из 12 апостолов, называемый Православной Церковью «сотаинником Божиим». Молитва ему во все века и сегодня остается сильной, ведь это обращение к любимому ученику Христа, одному из двенадцати его ближайших и единственному, кто не предал Господа, оставшись с ним даже у Креста. В земной жизни он всегда был свидетелем чудес Христа, а после смерти его тело даже не было найдено. Земная жизнь Иоанна была святой и праведной: он был самым молодым учеником Христа. Почти юношей призвал его Христос на служение людям и до самой старости — а скончался он в возрасте более 100 лет — он проповедовал и творил чудеса силою Божией.

    Филипп - апостол, который привел к Иисусу фарисея Нафанаила.

    Варфоломей — из одного города с Андреем и Петром.

    Фома — прозванный Фома неверующий, прославился тем, Господь явился ему,показав свои раны после Воскресения.

    Святой апостол Иуда или Юди Фаддей. Он не раз упоминается в четырех книгах Евангелия, также в Новом Завете есть Послание от Иуды, то есть наставления апостола новообращенным христианам.

    Апостол Левий Матфей, один из четырех евангелистов

    Иуда — предатель Господа.

Самые почитаемые апостолы

Известно, что в православной традиции принято молиться разным святым в разных трудностях, по разным случаям. Благодать помогать в особых сферах жизни связана с чудесами, совершенными ими на земле или их судьбой. Так и многие святые апостолы прославились благодатью помощи в большом количестве дел, ведь их жизнь была разнообразной, насыщенной духовными подвигами и путешествиями.


Апостол Андрей

Святой апостол Андрей — назван Первозванным потому, что он стал первым учеником Христа. Его Господь первым из людей пригласил идти за Собой, узнавая Его учение. А после Воскресения и Вознесения Господа на Небо вместе с другими апостолами святой Андрей трудился и проповедовал учение Христа. Путь его был более долгим и протяженным, чем у других миссионеров. Именно апостол Андрей принес христианство на земли будущей России. Но не среди варваров он скончался, а мученически закончил жизнь невдалеке от родины, самой своей смертью проповедуя Крест Христов и учение Его. Иногда на образе показана смерть апостола Андрея или орудие его казни: крест, на котором он был, как и Христос, распят, имеющий необычную для тех времен форму: это две скошенные доски равной длины. По указанию Петра I он стал основой знамени Российского флота — Андреевского флага. Он также иногда изображается на иконе — это белое полотнище, перечеркнутое двумя скошенными голубыми линиями.


Апостол Петр

Святой Петр был сыном рыбака Ионы, братом апостола Андрея Первозванного. При рождении был назван Симоном. Апостол Андрей, которого первым позвал Христос, возвестил благую весть (именно так переводится слово «Евангелие», в общем смысле означающее учение Христа) старшему брату Симону. По свидетельству евангелистов, он стал первым человеком, который воскликнул: «Мы нашли Мессию, Имя Которого — Христос!» Андрей Первозванный привел брата ко Христу, а Господь назвал его новым именем: Петр, или Кифа — по-гречески «камень», пояснив, что на нем, как на камне, будет создана Церковь, которую не сможет победить ад. Два простых брата-рыбака, ставшие первыми товарищами Христа в Его пути, до конца земной жизни сопровождали Господа, помогали Ему в проповеди, оберегали от нападок иудеев и восхищались Его силой и чудесами.

Горячий по характеру, апостол Петр загорелся желанием служить Христову учению, однако так же внезапно и отрекся от Него уже при аресте. Апостол Петр был в числе избранных учеников Господа, которых он собрал на Елеонской горе, чтобы рассказать о Страшном Суде и будущем человечества. Сопровождал он Христа и на закате Его земного пути: на Тайной Вечере он принял Причастие из рук Христа, затем вместе с другими апостолами в Гефсиманском саду пытался заступиться за Христа, но испугался и, как и все, скрылся. Петра спрашивали, не ходил ли он вслед за Христом, а он сказал, что не знает Иисуса вообще. Видя смерть Христа, как и другие апостолы, испугавшись подойти к Его Кресту, он со временем покаялся в своем предательстве Господа.

Апостол прошел много стран, проповедуя христианство, и был казнен на перевернутом кресте в Риме.


Любимый ученик Христа

После призвания двух первых апостолов — Андрея Первозванного и Петра — Христос призвал апостолов Иакова и Иоанна, чинивших сети в лодке с отцом. Они были сыновьями Зеведея, как и апостолы Петр с Андреем — рыбаками; Иоанн был юношей, а Иаков — примерно ровесником Христа. Бросив сети, они остались с Христом навсегда в числе его ближайших учеников.

Со временем братья Зеведеевы получил от Христа имя «Воанергес» — «Сыны грома» в переводе с иврита. Это прозвище было ироничным — Евангелие рассказывает нам об эпизодах с их участием, когда Иаков и Иоанн показывали пламенную, горячую натуру. Господь выделял их даже из двенадцати апостолов, делая причастниками важнейших моментов Своего земного служения. Только их Он

  • взял с собой как свидетелей воскрешения дочери Иаира,
  • сделал участниками Его Преображения на горе Фавор,
  • просил о совместной молитве в Гефсиманском саду перед Распятием.

Во время предательства Христа и Его Распятия Господь был оставлен всеми апостолами, кроме Иоанна Богослова. Он умирал на Кресте, а рядом стояла только Его Мать, Иоанн и жены-мироносицы. Возможно, именно поэтому от старости скончался только Иоанн Богослов.

Он же написал последнее, четвертое Евангелие «от Иоанна», сохранив для нас глубокие богословские мысли Христа, Его пророчества и последнюю беседу с учениками во время Тайной Вечери.


13 апостол — Павел

Святой апостол Павел, имевший до прихода ко Христу имя Савл, был по сути прямой противоположностью Петра. Если Петр был бедным рыбаком, апостол Павел был гражданином Римской империи, родившись в малоазийском городе Тарсе. Он закончил там греческую академию, изучил многие труды греческих философов, но остался правоверным иудеем и перешел академию раввинскую, готовясь к должности религиозного наставника иудеев в Иерусалиме. Он был свидетелем смерти первого христианина-мученика Стефана, убитого фарисеями за веру, а затем сам стал гонителем христиан — Савл искал их и стремился предать в руки фарисеев, осуждавших христиан.

Однако Сам Господь Иисус Христос в чудесном видении направил его к Себе. Он явился Савлу в сильном свете, вопросив: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня?» — и на недоуменный вопрос будущего апостола, кто это, ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь». Савл ослеп и был направлен Христом в Дамаск, чтобы христиане крестили его именем Павел и исцелили. Так и произошло.

Апостол же Петр был одним из первых наставников Савла-Павла в христианстве. Павел со временем прошел наибольший из всех апостолов путь миссионерства и написал больше, чем у всех апостолов, Посланий христианам разных городов.

Святой апостол Павел был казнен. Как гражданин Рима он не мог быть подвергнут позорной казни для бродяг и иноплеменников на кресте — апостолу отсекли голову мечом.


Мощи святых апостолов

Спустя несколько веков, при торжестве христианства в Византийской империи, в 357 году император Константин Великий повелел перенести мощи первого просветителя Византийских земель апостола Андрея в Константинополь — бывшее селение Византия, где проповедовал святой. Здесь их торжественно положили для поклонения в храме Собора Апостолов вместе с мощами апостола и евангелиста Луки и апостола Тимофея, сподвижника апостола Павла.Здесь они почивали до 1208 года, когда город захватили крестоносцы и кардинал Петр Капуанский перенес часть мощей в итальянский город Амальфи. С 1458 года глава святого апостола пребывает вместе с мощами его брата, первоверховного апостола Петра, в Риме. А десница — то есть правая рука, которой воздается особая честь, — была перенесена в Россию.

Русская Православная Церковь, почитая себя преемницей апостольского служения Андрея Первозванного, с начала обращения в христианство Руси считает его своим покровителем и помощником.

Могила святого Иакова Старшего, Иерусалимского епископа, находилась в Иерусалиме около соборного храма, однако через несколько веков после его смерти по благословению Патриархов мощи апостола Иакова были подняты из земли — обретены — и отданы на хранение в разные христианские города мира. Частица святого тела апостола привезена и в Россию. Апостол особо почитается с древности в Новгороде: здесь хранится эта часть мощей святого и построено два храма в его честь. Именем Иакова, сокращено — Яков, Яша — часто называли детей крестьян.

А мощи святого Иакова, брата Иоанна Богослова, особо почитаются в Испании. Он проповедовал в тех местах, пройдя винный путь от Иерусалима (именно поэтому он почитается как покровитель путешествующих и паломников). По преданию, после его убиения Иродом, тело его в лодке было вынесено на берег реки Улья. Сейчас здесь находится названный в честь него город Сантьяго-де-Компостела. В 813 году одному из испанских монахов было знамение Божие: звезда, своим светом показавшая место захоронения мощей Иакова. Название города, построенного на месте их обретения, переводится с испанского как «Место святого Иакова, обозначенное звездой».

С Х века сюда начинается паломничество, которое к XI веку приобрело значимость второго по статусу паломничества после посещения Иерусалима.

Над местом казни святого апостола Петра был воздвигнут собор в его честь, ныне — важнейший собор Рима, где находится кафедра Папы Римского и мощи апостола Петра. На месте смерти апостола Павла император Константин Великий, давший свободу христианской вере и сделавший христианство государственной религией Рима, первый крестившийся римский правитель, возвел храм, где и хранятся мощи апостола.

По свидетельствам ученых, мощи и апостола Петра, и апостола Павла — это их останки. Есть ряд анатомических подробностей, которые подтверждают: их тела действительно сохранились до наших дней.

Да хранят вас своими молитвами святые апостолы!

Расскажите, пожалуйста, биографию Апостолов!

Само слово «апостол» имеет интересную этимологию. Первоначально греческое слово существовало в форме прилагательного и шло при упоминании морских судов - получалось что-то вроде «транспортное судно». Так же оно обозначало сам факт отправления флотилии для военных целей или для основания новой колонии или же саму флотилию. Ближе к временам Христа это слово стало употребляться в значении «посланник», но его употребление было в этом значении весьма редким. Обычно посланник обозначался как или .

Новозаветное употребление придало этому слову особое, принципиально новое значение. Если верить Лук.6:13, то такое значение придал ему Сам Иисус, хотя, как мне думается, оно является переводом какого-то арамейского слова. Примечательно, что им, в основном, пользуются Лука и Павел, тогда как в остальных 3 евангелиях это слово употреблено всего 4 раза (в Синодальном переводе это отражено всего в 2 местах). Матфей, Марк и Иоанн называют ближайших учеников Иисуса просто «двенадцать», видимо, по аналогии с 12 коленами народа Израильского: «…когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых.» (Матф.19:28)

Задача двенадцати объясняется Лукой в следующем тектсе: «Созвав же двенадцать, дал силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней, и послал их проповедывать Царствие Божие и исцелять больных.»(Лук.9:1,2)

В Деяниях же Лука сужает задачу апостолов: «но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.» (Деян.1:8), чем, как можно предположить, позволяет наделить статусом апостола любого серьезного свидетеля Иисуса. Павел понимает апостольство именно в этом ключе, поэтому называет апостолами своих родственников Андроника и Юнию: «Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.» (Рим.16:7). Сомнений в своем апостольстве у Павла не возникает и он зачастую посвящал весьма обширные фрагменты подтверждению своего наивысшего статуса в Церкви (это было необходимо как поддержка его проповеди). Апостолом так же назван Варнава – спутник Павла (Деян.14:14).

Но вернемся к Двенадцати и поговорим о них более подробно. В Новом Завете приводится несколько списков.

«[поставил] Симона, нарекши ему имя Петр, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть "сыны громовы", Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита и Иуду Искариотского, который и предал Его.»(Мар.3:14-19)

«Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его.»(Матф.10:2-4)

«Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами: Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем.» (Лук.6:13-16)

Можно заметить, что в этих списках первое, пятое и девятое места всегда занимают одни и те же – Петр, Филлип и Иаков Алфеев. Таким образом, двенадцать учеников как бы подразделялись на 3 группы, в каждой из которых был лидер – старший из четырех (примерно так всегда и бывает в небольших коллективах). В первую группу входят Петр с братом Андреем и еще два брата – Иоанн и Иаков Зеведеевы. Эти четверо составляют круг наиболее приближенных к Иисусу учеников – только они присутствуют при воскрешении дочери Иаира и Преображении, с ними Иисус беседует о Своем Втором Пришествии и только их просит бодрствовать в Гефсиманском саду.

Также следует обратить внимание на некоторые различия в списках. Симон Кананит и Симон Зелот – одно и то же лицо. Слова кананит и зелот имеют примерно одно значение – ревнитель. Иуда Иаковлев и Левей Фаддей также, предположительно, один и тот же человек.

А теперь давайте поговорим о каждом из них подробнее.

Апостол Петр известен в Библии также под именами Симон и Кифа. Еврейское имя апостола – Симеон. Петр был жителем Вифсаиды в Галилее, где вместе с отцом и братом занимался рыбной ловлей (Ин. 1:44). Петр был женат, что было весьма редким случаем среди апостолов. Петру принадлежать два соборных послания, входящих в НЗ (он является наиболее вероятным их автором).

Андрей , брат Петра был сначала учеником Иоанна Крестителя (возможно, к числу учеников Иоанна принадлежал и Петр). Андрей был первым призван Иисусом. По преданию, апостол Андрей проповедовал в Скифии и, пройдя по Руси, достиг Скандинавии. Небольшой рассказ об этом содержится в «Повести временных лет».

Иоанн и Иаков Зеведеевы , как и Петр с Андреем тоже были родом из Вифсаиды. Иисус называл их «сыновьями грома» -Воанергес. Предположительно, Иоанн были младшим, а Иаков – старшим. Матерью Иоанна и Иакова была Саломея, что видно из сравнения Мк. 16:1 и Мф. 27: 56. Если согласовать свидетельства синоптических Евангелий с Евангелием от Иоанна (Иоан.19:25), то выходит что Саломея была сестрой Девы Марии, а Иоанн с Иаковом – двоюродными братьями Иисуса. Иаков первым из апостолов принял мученическую смерть, будучи убит мечем по приказу Ирода Агриппы I (Деян. 12:2). О смерти Иоанна достоверных свидетельств нет. Иоанну приписывается авторство четвертого Евангелия, 1-го, 2-го и 3-го соборных посланий и Откровения – последней книги Библии.

Филипп также был уроженцем Вифсаиды и был призван Иисусом срезу же после Андрея и Петра. Известно, что Филипп был женат, как и Петр, и у него были дочери, на рассказы которых опирался известный собиратель историй о апостолах и евангелистах Папий Иерапольский. Часто апостола Филиппа путают с Филиппом-благовестником, крестившим ефиопского евнуха. У последнего, кстати, тоже были дочери (Деян.21:9)

У Филиппа был друг Нафанаил - «Израильтянин, в котором нет лукавства», о котором также есть смысл упомянуть в разговоре об апостолах.

Фома Близнец - (имя «Фома» созвучно арамейскому слову «близнец»). Вероятно, его исходным именем было Иуда, так как в Ин. 14:22 он назван «Иуда не Искариот», а в одной из древних сирийских рукописей «Иуда Фома». Второе имя было более уотребляемо, чтобы избежать путаницы с Иудой Предателем.

Матфей был мытарем – сборщиком податей (Мф. 9:9), которых население Иудеи считала пособником оккупантов-римлян. Отец Матфея Алфей, и Алфей, отец апостола Иакова, вероятно, разные люди. Матфей вероятный автор одного из Евангелий.

Варфоломей . О Варфоломее почти ничего не известно. Но у нас есть веские причины идентифицировать его с Нафанаилом. Предположительно именем апостола было Нафанаил бар Толемай (Нафанаил сын Толемая). Обратите внимание на греческое написание имени «Варфоломей» - . О Нафанаиле ничего не сказано у Синоптиков, в 4-ом Евангелии не говорится о Варфоломее. Из разговора Иисуса с Нафанаилом в Ин. 1:47-51 можно заключить, что он стал одним из апостолов, тем более в Иоанн упоминает о нем в заключительной части Евангелия (Ин. 21:2), где описывается явление Иисуса рыбачившим апостолам. Вспомнив о дружбе Нафанаила с Филиппом, мы можем более ясно представить себе черты второй четверки апостолов (о чем я говорил выше).

Иаков Алфеев – лидер последней четверки. О нем почти ничего неизвестно, помимо предположения, что он был «Иаковом меньшим», сыном Марии и братом Иосии (Мк. 15:40) Предположительно, автор соборного послания Иакова.

Иуда сын Иакова также малоизвестен. Некоторые идентифицируют его с Иудой братом Господним, автором послания Иуды, вошедшего в канон НЗ. О братьях Господних следует поговорить подробно. Их имена – Иаков, Иосия (Иосиф), Симон и Иуда (Мк.6:3, Мф.13:55-56). Здесь можно сделать несколько предположений. Во-первых, они могли быть родными братьями Иисуса, детьми Марии. В Евангелиях есть указания на то, что у Иисуса были не только братья, но и сестры (Матф.13:56, Мар.3:32, Мар.6:3), так что это предположение выглядит вполне убедительно. Но по мнению многих, такая позиция вредит догмату о непорочном зачатии (опирающемуся исключительно на евангельские свидетельства), поэтому более распространено мнение, что братья Иисуса есть дети Иосифа от первого брака или являются его двобродными братьями, сыновьями Марии, жены Алфея, сестры Девы Марии. Последняя версия, представляется мне наиболее интересной. Её выдвинул Иероним Блаженный в трактате «Против Гельвидия о вечной девственности блаженной Марии».

О Иакове брате Господнем известно, что Иисус явился ему по воскрешении одному из первых (1 Кор. 15:7). Иаков возглавлял Иерусалимскую общину (Галл. 1:19, 2:9, Деян. 12:17) и имел прозвище Иакова Праведного (Справедливого). Согласно свидетельству Иосифа Флавия, он был убит толпой противников христиан за свою веру. («Иудейские древности» 20. 9)

Симон Зелот . Мы знаем, что зелоты представляли собой экстремистскую группировку во времена, предшествовавшие Иудейской войне. Мог ли этот апостол ранее принадлежать к зелотам? О существовании группировки зелотов во времена Иисуса нет свидетельств, и мы можем предположить, что Симон назван зелотом (ревнителем) за свою особую духовную ревность. Однако слово «зелот» никогда не употреблялось самостоятельно и всегда шло с определением ревности – например, ревнитель закона. Нарицательным это слово стало лишь по отношению к партизаним –экстремистам, поэтому можно предположить, что данная группировка во времена Иисуса была уже достаточно развита и Симон к ней принадлежал.

К числу известных апостолов можно отнести и Павла . Апостол Павел носил имя Саул (Савл) и происходил из колена Вениаминова, к которому принадлежал и знаменитый царь (Фил. 3:5, Рим. 11:1). Не исключено, что будущего апостола назвали именно в честь царя Саула. Скорее всего, Павел был женат, так как член синедриона не женатым быть не мог. Но из посланий Павла мы узнаем, что жены рядом с ним не было. Так как Павел стал апостолом будучи еще очень молодым (слово «отрок» указывает на то, что у него только-только начала расти борода) можно предположить, что он не был вдовцом, а молодая жена оставила его, когда тот отказался от высокого положения в обществе и полностью посвятил себя служению Христу. Имя Павел апостол получил после обращения в христианство проконсула острова Кипр Сергия Павла (Деян 13:7). Послания Павла занимают большую часть Нового Завета.

Павел первым выполнил апостольское предназначение, указанное в (Деян.1:8). Он был свидетелем Иисуса и в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. «Край земли» - это Рим. Павел возглавил Римскую общину и был казнен при императоре Нероне. В Риме же был казнен и Петр, сменивший Павла.

В среде богословов можно встретить утверждение о якобы имевшем место разладе между апостолами, противостоянии Павла и Иерусалимских христиан, ассоциируемых с вечными врагами Павла – иудействующими. Подобная позиция, хотя и выглядит достаточно логичной, не имеет твердого обоснования в документах церковной истории и может рассматриваться лишь как одна из возможных реконструкций тех далеких событий. Например, представители Тюбингенской школы – авторы данной исторической концепции, посчитали полемику Павла с Симоном Волхвом, описанную в тенденциозном приключенческом романе «Псевдо-Климентины», относящемуся к раннему средневековью, полемикой Павла с Петром. Остальные аргументы не более убедительны, чем этот. Однако, как часто бывает, сомнительная гипотеза быстро была возведена чуть ли не в ранг догмата. Тюбингенская концепция раннехристианской истории давно уже была опровергнута на Западе, но в нашей стране, только недавно отошедшей от повального атеизма, богословская концепция, отвергнутая сотню лет назад, кажется вполне актуальной. Такое печальное положение обусловлено практически полным отсутствием серьезных исследований на русском языке, хотя в последнее время уже ощущается, что ситуация понемногу начинает меняться к лучшему.

Как умерли апостолы Христа?

Во-первых, это не столь важно, потому такой информации в Библии нет. Разве что из любопытства или в целом знать.

Во-вторых, все ученики Иисуса Христа умерли мученической смертью - за веру. Петр был распят вверх ногами, потому что отказался от чести умереть, как Иисус. По той же причине крест апостола Андрея был в форме буквы Х, оттого андреевский крест.

Павел был гражданином Рима, потому имел привелегию на быструю не мучительную смерть - ему отрубили голову. Апостол Иоанн единственный умер своей смертью. Уже в глубокой старости он написал все свои послания, потому его послания по времени - последние книги Библии. Его Евангелие - последнее. А последнюю книгу - Откровение, он написал в ссылке на острове (вернее островке) Патмос.

Прежде чем говорить об именах апостолов Христовых, необходимо знать значение слова «апостол». Далеко не все знают, что дословный перевод слова «апостол» - посол, посланный.
Так называли двенадцать учеников Иисуса, оставивших ради нового учения дома и семьи, и последовавших за учителем. В народе иудейском говорили: – «Двенадцать учеников следовали за ним и учились». Два тысячелетия назад в Израиле слова апостол и ученик были синонимами, часто взаимозаменяемыми.

Апостолы
Двенадцать учеников Христа – ближайшие Его сподвижники, призванные донести Слово Божие народам Мира. Каждый сегодня обязан знать их имена и деяния.
Андрей в Писании зовется Первозванным, т.к. до встречи с Иисусом Христом был учеником Иоанна Крестителя и находился с ним, когда пришедший креститься водами Иордана Иисус призвал его последовать за собой. Он был первым избранным апостолом. Андрей был братом Симона, также называемым Петром.
Петр – второй апостол, сын Ионы, родившийся в городе Вифсаиде, известный под именем Симон, названый Христом Кифа (камень по арамейски). Любимый ученик Христа, говоривший о нем как о камне, основе будущей церкви. Трижды отрекся от учителя своего в Иерусалиме после ареста Его, устрашившись навлечь на себя гонения.
Иаков - сын Заведея и Саломии, брат Иоанна евангелиста. Известен тем, что стал первым мучеником среди апостолов, обезглавленный по приказу Ирода. После воскрешения Господня, проповедовал Новый Завет в Иудее, затем, вместе с Андреем Первозванным в Эдессе. Проповедовал в Газе Палестинской, Елеферополе и по всему Средиземноморью, в том числе и в Египте.
Иоанн – брат старшего Иакова, называемый Богословом, которому приписывают авторство четвертого Евангелия и Откровения о Конце Света (Апокалипсис).
Филипп – ученик Христа, приведший к учителю другого апостола Варфоломея.
Иуда Фаддей – сын Клеопы и Алфея, брат Иакова. Апостол, задавший вопрос Христу о грядущем воскресении. Апостол Иуда Фаддей проповедовал Новый Завет в Палестине, Аравии и Месопотамии. Был предан мученической смерти в Армении. Предполагаемое захоронение может находиться в монастыре Святого Фаддея в Иране.
Симон Канонит – ближайший ученик Иисуса, но сведений о нем очень мало. Он упомянут в Евангелии от Матфея. Второе прозвище – Зилот, понимается как приверженность еврейскому национализму (зилотам). По одной из версий на его свадьбе Христос обратил воду в вино.
Варфоломей – называемый еще Нафанаил. Господь говорил о нем как об «истинном израильтянине, в котором нет лукавства».
Фома – знаменит тем, что усомнился в воскрешении своего учителя и уверовал только после того, как Иисус Христос доказал ему это, позволив положить руки на раны свои. В народе закрепилось выражение «Фома неверующий» о, не в меру, подозрительном человеке.
Матфей – известный под иудейским именем Левий, сын Алфеев. До встречи с учителем был мытарем (сборщиком налогов) – презираемой среди израильтян профессией. Считается, что он автор одного из четырех Евангелий.
Иуда Искариот – брат младшего Иакова. Тот, кто выдал Иисуса Христа римским стражникам за тридцать сребреников, а затем покончил жизнь, повесившись на суку дерева.
Матфий – апостол, избранный по жребию, после смерти Иуды Искариота. Принял деятельное участие в проповеди нового учения после воскрешения Христа. Проповедовал в Антиохи Сирийской, в Тиане, в Синопе. Предан смерти через побиение камнями.

Павел и апостолы от семидесяти
Хотя Павел не был учеником Христа, но его, также, причисляют к апостолам. Он был римским гражданином и гонителем первых христиан, но после встречи с воскресшим Христом, обратился в новую веру и принял апостольскую миссию. Основал христианские общины в Малой Азии и на Балканах. Послания Павла занимают внушительную часть Писания. Один из самых почитаемых апостолов.
Павел и Петр считаются первоверховными апостолами. Есть церковная практика, согласно которой к апостолам приравниваются святые, проповедовавшие христианство среди язычников, например император Константин или князь Владимир.
Евангелисты - Матфей и Иоанн, Марк и Лука считаются авторами четырех Евангелий. Марк и Лука упоминаются среди семидесяти учеников, следовавших за учителем и воспринявшим Завет. Апостолы от семидесяти не были постоянными свидетелями чудесных явления Христовых, но стали первыми миссионерами Слова Божия и основателями Христианских общин в Древнем Мире. О семидесяти учениках мало, что известно, но имена их поминаются в церковных службах в день Семидесяти апостолов.
Имена апостолов Иисуса Христа давно стали популярными среди многих народов Мира и ими часто называют новорожденных. Господь неслучайно выбрал двенадцать юношей среди многих других последователей. Даже выбор Иуды Искариота был частью божьего замысла, поскольку предательство его стало неотъемлемым составляющим искупления через смерть и воскрешение.
Известно, что кроме Иуды Искариота и Иоанна евангелиста, остальные из двенадцати погибли мучительной смертью. Иоанн скончался, дожив до старости. Благодаря их вере в Миссию и Деяниям апостолов мы сегодня знаем о Сыне Божьем и Царствие Небесном.

Любовь