85 мм противотанковое орудие д 44.

85-мм дивизионная пушка Д-44 разработана в КБ завода № 9 («Уралмаш») под руководством главного конструктора Фёдора Фёдоровича Петрова во второй половине 1944 года после ряда доработок прошла гос. испытания.


85-мм дивизионная пушка Д-44 была принята на вооружение в 1946 году. С 1946 по 1954 год на заводе № 9 («Уралмаш») было изготовлено 10 918 орудий.


Данное орудие может поражать танки, бронетранспортёры, самоходно-артиллерийские орудия, а также другие бронесредства противника.


Также же она может использоваться для ведения огня по бронеколпакам, амбразурам деревоземляных и долговременных точек, уничтожения живой силы и огневых средств, находящихся за лёгкими укрытиями или вне укрытий.


Конструктивная компоновка орудия имела классическую схему: ствол и затвор наложены на лафет.


Ствол – труба-моноблок имеющая двухкамерный дульный тормоз, муфты и казенник обоймы.


Орудийный лафет входит: противооткатные устройства, уравновешивающий механизм, люлька, механизмы наведения, верхний станок, нижний станок имеет подрессоривание, колеса, станины, прицельные приспособления и щитовое прикрытие.


На дульную часть ствола навинчивается активный дульный тормоз, представляющий собой массивный полый цилиндр. На его образующей выполнены окна (отверстия).

Копирный клиновой полуавтоматический затвор предназначен для запирания канала ствола, производства выстрела. Чтобы произвести первый выстрел затвор открывается вручную, в дальнейшем, после каждого выстрела затвор открывается автоматически. Люлька цилиндрическая литая обойменного типа, при накате и откате направляет ствол.


В состав противооткатного устройства входят пнвматический накатник и гидравлический тормоз отката. На люльке закреплена при помощи сварки обойма с гнездами, в которой размещаются цапфы служащие для соединения с верхним станком.

Рамка (верхний станок) служит основанием для качающейся части орудия. В уравновешивающий механизм накачивается азот или воздух.


Нормальное давление азота (воздуха) в уравновешивающем механизме: когда качающаяся часть закреплена по-походному от 54 до 64 кгс/см2; при наибольшем угле возвышения которое составляет 35° от 50 до 60 кгс/см2.


В уравновешивающий механизм для создания гидравлического запора заливается 0,5 литра веретенного масла АУ.

В уравновешивающем механизме давление регулируется компенсатором при изменении температуры воздуха в пределах от -20° до +20°С.


Уравновешивающий механизм с компенсатором наполнен веретенным маслом АУ (0,6 литра).

На качающейся части слева установлены винтовые механизмы наведения (поворотный и подъёмный), щитовое прикрытие и уравновешивающий механизм.


На несущем щите, который жестко скреплён с нижним откидным, задним и передним бронелистами и рамкой, размещалась вращающаяся часть орудия.


На щите смонтированы торсионная система подрессоривания ходовой части.


Боевую ось составляют две прямые полуоси. Усиленные колёса от ГАЗ-АА, имели шины ГК. Полые раздвижные станины СД-44 имеют на концах сошники. С несущим щитом они соединены шарнирно.

Одной из малоизученных тем советской артиллерии военного периода является 85-мм дивизионная пушка У-10, инициативно разработанная КБ УЗТМ под руководством Ф.Ф. Петрова. О том, что пушка была, сомнений нет, зато есть сомнения в опытной серии и боевом применении. Неизвестно даже, как эта система точно выглядела. Думаю, выложенный материал некоторые недоворки и сомнения развеет.




ЦАМО РФ, фонд 81, опись 12038, дело №52, стр.1, 15, 17

Система получилась тяжеловатой для пушки, ориентированной для противотанковой цели (2622 кг в боевом положении) и довольно высокой (1835 мм), а наличие дульного тормоза не очень-то способствовало маскировке. Кроме того, УЗТМ был загружен другими заказами, одним словом, было не до У-10. Тем не менее, определенные перспективы пушка имела: на дальних дистанциях демаскировка от дульного тормоза была не столь существенным параметром, да и 52-К с щитовым прикрытием, которую применяли как противотанковую, являлась куда более тяжелой и габаритной конструкцией. На испытаниях У-10 показала очень хорошую кучность, превосходящую тогдашние образцы дивизионной и противотанковой артиллерии. Странно даже, что У-10 не возродилась весной 1943 года: поставить ее на поток было проще, чем ЗИС-2, а по могущству боеприпаса она однозначно превосходила грабинскую пушку. Впрочем, год спустя начались работы по Д-44, но это уже другая история...

На заключительном этапе второй мировой войны возникла потребность в более мощном дивизионном орудии, чем 76-мм пука ЗИС-3. Различные КБ предложили несколько вариантов новых пушек предназначенных для поражения инженерно-технических сооружений и живой силы противника, уничтожения бронированной техники и долговременных огневых точек. В частности, КБ завода №9 («Уралмаш») под руководством главного конструктора Ф.Ф. Петрова во второй половине 1944 года спроектировало 85-мм дивизионную пушку Д-44.

Опытный образец пушки ЗИС-Д-44 (длина ствола - 4675 мм/55,1 клб, вес пушки в б/п - 1630 кг) был изготовлен на заводе №92 им. Сталина. В начале 1945 года эта пушка прошла полигонные испытания. Согласно заключению комиссии ЗИС-Д-44 эти испытания не выдержала, в том числе из-за неудовлетворительной экстракции гильз. Пушка была доработана на заводе №9 и 8 мая 1945 года направлена на повторные испытания. Стрельбы начались на Гороховецком полигоне 10 мая. Здесь пушка показала максимальную скорострельность 20…22 выстрела в минуту (без исправления наводки). Испытания обкаткой проводились за автомобилем «Студебеккер», а по бездорожью - за трактором Я-12. Всего с 19 по 25 мая пройдено 1512 км. Из них по булыжной мостовой 810 км со средней скоростью 25,7 км/час, а максимальной - 33 км/час. По проселочной дороге - 426 км со средней скоростью 21,9 км/час и максимальной - 40 км/час. По асфальтовому шоссе - 220 км со средней скоростью 41,2 км/час, максимальной - 55 км/час. По бездорожью и пересеченной местности - 56 км со средней скоростью 11,7 км/час.

После войсковых испытаний пушка была принята на вооружение в 1946 году под названием «85-мм дивизионная пушка Д-44». Один из главных её создателей - Н.Г. Кострулин, был удостоин Сталинской премией 1-й степени.

Пушка Д-44 выполнена по классической схеме артиллерийского орудия, её отличительными особенностями являются компактность размещения механизмов наведения, малая высота линии огня и возможность транспортировки механической тягой со скоростью движения до 60 км/ч. Время перевода пушки из походного положения в боевое и обратно не превышает одной минуты.

Ствол серийной пушки Д-44 (заводское обозначение - 52-П-367) состоял из трубы-моноблока, казенника, муфты, дульного тормоза и обоймы. Дульный тормоз - активного типа. Тормоз отката - гидравлический. Противооткатные устройства помещены в обойме над стволом, при выстреле они откатывались вместе со с ним. Нормальная длина отката - 580…660 мм, предельная - 675 мм. Затвор - вертикальный клиновой с полуавтоматикой механического (копирного) типа. Люлька представляла собой литую цилиндрическую обойму, закреплённую на верхнем станке лафета. На нём же смонтирован подъемный механизм. Поворотный механизм - винтового типа. Уравновешивающий механизм - толкающего типа, с гидравлическим запором воздуха, он состоял из одной колонки, расположенной слева от ствола.

Прицельные приспособления: панорамный прицел М71-7 или механический - С71-7, оптические прицелы ОП1-7, ОП2-7, ОП4-7 или ОП4М-7.

Для защиты расчёта от пуль стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов и мин на верхнем станке лафета закреплено щитовое прикрытие.

Нижний станок лафета снабжён двумя раздвижными трубчатыми станинами. Ходовая часть - двухколёсная. Колеса - размерностью 6,50-20 от грузового автомобиля ГАЗ-АА, с шиной ГК (заполненной губчатым каучуком). Боевая ось состояла из двух прямых полуосей. Подрессоривание пушки - торсионное.

В качестве боеприпасов используются унитарные патроны с осколочно-фугасными гранатами (более 12 типов), подкалиберными снарядами катушечной формы, кумулятивными и дымовыми снарядами. Дальность прямого выстрела БТС БР-367 по цели высотой 2 м составляет 1100 м. На дальности 500 м этот снаряд под углом 90° пробивает броневую плиту толщиной 135 мм. Начальная скорость БПС БР-365П - 1050 м/с, бронепробиваемость - 110 мм с дистанции 1000 м.

Серийное производство Д-44 велось на заводе №9. С 1946 по 1954 год было изготовлено 10918 орудий. Д-44 состояла на вооружении армий стран-участниц Варшавского договора и поставлялась на экспорт. В 60-е годы лицензионное производство пушки под индексом «тип 56» освоил Китай.

В конце 1948 года на базе Д-44 была создана противотанковая пушка Д-48 (принята на вооружение в 1953 году). В 1956 году для ВДВ на лафете дивизионной пушки Д-44 была смонтирована 16-ствольная 140-мм реактивная пусковая установка РПУ-14 (8У38).

Высокая надёжность и большие запасы 85-мм снарядов позволяют пушке Д-44 до сих пор находится на вооружении ВС РФ, использоваться для боевой подготовки и при боевых действиях.

Mодификации

Д-47. В 1947 году в КБ завода №9 была спроектирована «облегченная» 100-мм дивизионная пушка Д-47. Пушка была получена наложением нового 100-мм ствола на лафет пушки ЗИС-Д-44. Вес её в боевом положении составлял около 2 тонн, вес снаряда - 15,6 кг, начальная скорость - 730 м/с. Опытный образец Д-47 был закончен заводом №9 в декабре 1947 года. Пушка прошла заводские испытания, но на вооружение принята не была.

ЗИС-Д-44А. В конце 1947 года в КБ завода №9 была спроектирована 85-мм дивизионная пушка «большой мощности» ЗИС-Д-44А. Пушка была получена наложением нового ствола с улучшенной баллистикой (начальная скорость БТС - 950 м/с) на лафет пушки ЗИС-Д-44. Опытный образец пушки ЗИС-Д-44А был закончен заводом №9 26 апреля 1948 года. Пушка была испытана, но на вооружение не поступила.

Д-44Н. В 1957 году часть раннее выпущенных пушек Д-44 подверглись незначительной модернизации (заводское обозначение - 52-П-367Н). В частности, пушки получили ночной прицел АПН2-7 или АПН3-7.

Пушка СД-44

СД-44. В 1948 году инженеры К.В. Беляевский и С.Ф. Комиссарик предложили идею орудия, которое могло бы передвигаться по полю боя без помощи буксировщика-тягача. Ими был выполнен эскизный проект самодвижущейся пушки, который 1 января 1949 года был выслан в Министерство вооружений. Проект был одобрен, и в 1949 году завод №9 приступил к изготовлению опытного образца 85-мм самодвижущейся пушки СД-44, который был закончен в первом квартале 1950 года.

Ствол и лафет СД-44 были взяты от Д-44 с небольшими изменениями. Так, на одну из станин пушки был установлен прикрытый кожухом двигатель М-72 Ирбитского мотоциклетного завода мощностью 14 л.с. (4000 об/мин.) обеспечивавший скорость самодвижения до 25 км/ч. Передача мощности от двигателя обеспечивалась через карданный вал, дифференциал и полуоси на оба колеса орудия. КПП, ходящая в состав трансмиссии, обеспечивала шесть передач движения вперёд и две передачи заднего хода. На станинетакже закреплено сиденье для одного из номеров расчёта, выполняющего функции механика-водителя. В его распоряжении имеется рулевой механизм, управляющий дополнительным, третьим, колесом пушки, смонтированный на конце одной из станин. Там же устанавливается фара для освещения дороги в тёмное время суток. СД-44 имела самовытаскиватель (барабан на колесах, трос на щите). Баллистика и боеприпасы полностью совпадали с Д-44.

В режиме самодвижения пушка передвигается стволом назад, при этом на ней размещается как расчёи, так и часть боекомплекта. СД-44 способна преодолевать подъёмы до 27°, броды глубиной до 0,5 м и снежные заносы высотой 0,30…0,65 м. Запас хода по булыжной мостовой - 220 км. На большие расстояния пушка бксируется колёсным или гусеничным тягачом с максимальной скоростью до 60 км/ч.

После заводских и полигонных испытаний пушка СД-44 была доработана (отдел Ю.К. Бессонова, в т.ч. конструкторы Н. Ширёв, Б.Г. Дудко). В 1954 году три пушки СД-44 прошли войсковые испытания. Постановлением Совмина №2329-1105сс от 19 ноября 1954 года первая отечественная пушка с самодвижением была принята на вооружение Советской Армии под обозначением «85-мм самодвижущаяся пушка СД-44».

В 1954 году завод №9 переделал 88 пушек Д-44 в самодвижущиеся пушки СД-44, а в 1955 году - еще 250. В 1957 году завод №9 изготовил новых 109 пушек СД-44 и 150 - СД-44Н (с ночным прицелом), а также переделал 100 пушек из Д-44 в СД-44.

Кроме Советской Армии, СД-44 состояла на вооружении армий Албании, Болгарии, ГДР, Кубы и Китая.

В середине 50-х началась разработка подвесных кабин, предназначавшихся для для десантирования пушки СД-44 с самолётов. Летом 1958 года успешно прошли испытания десантной кабины П-110 с парашютно-реактивной системой (вес в снаряженном состоянии с СД-44 - 3900 кг) для использования её с самолётами Ту-4Д.

Характеристики 85-мм дивизионная пушка Д-44

Расчёт, чел 6 (7*)

Масса в боевом положении, кг 1725 (2250*)

Длина ствола, клб 55,1

Длина в походном положении, мм 8340 (8400*)

Ширина в походном положении, мм 1680 (1770*)

Угол возвышения/склонения, град +35/-7

Угол горизонтальной наводки, град 54

Начальная скорость ОФС, м/с 793

Масса ОФС снаряда, кг 9,54

Максимальная дальность стрельбы ОФС, м 15820

Скорострельность, выстр./мин до 15

Описание

85-мм дивизионная пушка Д-44 была спроектирована в КБ завода № 9 «Уралмаш». Однако опытный образец пушки был изготовлен на заводе № 92 им. Сталина и получил индекс ЗИС-Д-44. После испытаний система была доработана на заводе № 9. 8 мая 1945 года пушка ЗИС-Д-44 поступила на Гороховецкий полигон, где 10 мая начались стрельбы. На испытаниях пушка показала скорострельность в 20-25 выстрелов в минуту. Испытания обкаткой проводились на автомобиле «Студебеккер», а по бездорожью на тракторе «Я-12». Всего с 19 по 25 мая пройдено 1512 км. Из них по булыжной мостовой 810 км со средней скоростью 25,7 км/час, а максимальной 33 км/час. По проселочной дороге 426 км со средней скоростью 21,9 км/час и максимальной 40 км/час. По асфальтовому шоссе 220 км со средней скоростью 41,2 км/час, максимальной 55 км/час. По бездорожью и пересеченной местности 56 км со средней скоростью 11,7 км/час.

Согласно заключению комиссии ЗИС-Д-44 полигонные испытания не выдержала, в том числе из-за неудовлетворительной экстракции гильз. Однако после повторных полигонных, а затем и войсковых испытаний пушка была принята на вооружение под названием «85-мм дивизионная пушка Д-44».

Ствол серийной пушки Д-44 состоял из трубы-моноблока, казенника, муфты, дульного тормоза и обоймы. Дульный тормоз активного типа. Затвор вертикальный клиновой с полуавтоматикой механического (копирного) типа. Тормоз отката гидравлический. Противооткатные устройства помещены в обойме под стволом, при выстреле они откатывались вместе со стволом. Люлька представляла собой литую цилиндрическую обойму. Подъемный механизм имел один сектор. Поворотный механизм винтового типа. Уравновешивающий механизм толкающего типа, с гидравлическим запором воздуха, он состоял из одной колонки, расположенной слева от ствола.

Подрессоривание пушки торсионное. Боевая ось состояла из двух полуосей. Обе полуоси прямые. Колеса от автомобиля ГАЗ-АА, усиленные с шиной ГК.

Прицельные приспособления: прицел С71-7 (первоначально был панорамный прицел), оптические прицелы ОП1-7, ОП2-7, ОП4-7, ОП4М-7. Кроме того, могут применяться ночные прицелы: АПН-2 или АПН3-7.

Серийное производство Д-44 велось на заводе № 9.

В конце 1948 года в КБ завода № 9 разработан проект 85-мм самодвижущейся пушки СД-44 и 1.01.1949 г. этот проект был выслан в Министерство вооружений. Проект был одобрен, и в 1949 году завод № 9 приступил к изготовлению опытного образца, который был закончен в I квартале 1950 года. После заводских и полигонных испытаний пушка СД-44 была доработана. В 1954 году три пушки СД-44 прошли войсковые испытания. Постановлением СМ № 2329-1105 от 19.11.1954 г. пушка СД-44 была принята на вооружение. Всего выпущено 697 орудий.

Д-44
85-ММ ДИВИЗИОННАЯ ПУШКА

D-44 85-mm divisional gun

На заключительном этапе второй мировой войны возникла потребность в более мощном дивизионном орудии, чем 76-мм пука ЗИС-3. Различные КБ предложили несколько вариантов новых пушек предназначенных для поражения инженерно-технических сооружений и живой силы противника, уничтожения бронированной техники и долговременных огневых точек. В частности, КБ завода №9 («Уралмаш») под руководством главного конструктора Ф.Ф. Петрова во второй половине 1944 года спроектировало 85-мм дивизионную пушку Д-44 .

Опытный образец пушки ЗИС-Д-44 (длина ствола - 4675 мм/55,1 клб, вес пушки в б/п - 1630 кг) был изготовлен на заводе №92 им. Сталина. В начале 1945 года эта пушка прошла полигонные испытания. Согласно заключению комиссии ЗИС-Д-44 эти испытания не выдержала, в том числе из-за неудовлетворительной экстракции гильз. Пушка была доработана на заводе №9 и 8 мая 1945 года направлена на повторные испытания. Стрельбы начались на Гороховецком полигоне 10 мая. Здесь пушка показала максимальную скорострельность 20…22 выстрела в минуту (без исправления наводки). Испытания обкаткой проводились за автомобилем «Студебеккер», а по бездорожью - за трактором Я-12. Всего с 19 по 25 мая пройдено 1512 км. Из них по булыжной мостовой 810 км со средней скоростью 25,7 км/час, а максимальной - 33 км/час. По проселочной дороге - 426 км со средней скоростью 21,9 км/час и максимальной - 40 км/час. По асфальтовому шоссе - 220 км со средней скоростью 41,2 км/час, максимальной - 55 км/час. По бездорожью и пересеченной местности - 56 км со средней скоростью 11,7 км/час.

После войсковых испытаний пушка была принята на вооружение в 1946 году под названием «85-мм дивизионная пушка Д-44». Один из главных её создателей - Н.Г. Кострулин , был удостоин Сталинской премией 1-й степени.

Пушка Д-44 выполнена по классической схеме артиллерийского орудия, её отличительными особенностями являются компактность размещения механизмов наведения, малая высота линии огня и возможность транспортировки механической тягой со скоростью движения до 60 км/ч. Время перевода пушки из походного положения в боевое и обратно не превышает одной минуты.

Ствол серийной пушки Д-44 (заводское обозначение - 52-П-367) состоял из трубы-моноблока, казенника, муфты, дульного тормоза и обоймы. Дульный тормоз - активного типа. Тормоз отката - гидравлический. Противооткатные устройства помещены в обойме над стволом, при выстреле они откатывались вместе со с ним. Нормальная длина отката - 580…660 мм, предельная - 675 мм. Затвор - вертикальный клиновой с полуавтоматикой механического (копирного) типа. Люлька представляла собой литую цилиндрическую обойму, закреплённую на верхнем станке лафета. На нём же смонтирован подъемный механизм. Поворотный механизм - винтового типа. Уравновешивающий механизм - толкающего типа, с гидравлическим запором воздуха, он состоял из одной колонки, расположенной слева от ствола.

Прицельные приспособления: панорамный прицел М71-7 или механический - С71-7, оптические прицелы ОП1-7, ОП2-7, ОП4-7 или ОП4М-7.

Для защиты расчёта от пуль стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов и мин на верхнем станке лафета закреплено щитовое прикрытие.

Нижний станок лафета снабжён двумя раздвижными трубчатыми станинами. Ходовая часть - двухколёсная. Колеса - размерностью 6,50-20 от грузового автомобиля ГАЗ-АА, с шиной ГК (заполненной губчатым каучуком). Боевая ось состояла из двух прямых полуосей. Подрессоривание пушки - торсионное.

В качестве боеприпасов используются унитарные патроны с осколочно-фугасными гранатами (более 12 типов), подкалиберными снарядами катушечной формы, кумулятивными и дымовыми снарядами. Дальность прямого выстрела БТС БР-367 по цели высотой 2 м составляет 1100 м. На дальности 500 м этот снаряд под углом 90° пробивает броневую плиту толщиной 135 мм. Начальная скорость БПС БР-365П - 1050 м/с, бронепробиваемость - 110 мм с дистанции 1000 м.

Серийное производство Д-44 велось на заводе №9. С 1946 по 1954 год было изготовлено 10918 орудий. Д-44 состояла на вооружении армий стран-участниц Варшавского договора и поставлялась на экспорт. В 60-е годы лицензионное производство пушки под индексом «тип 56» освоил Китай.

В конце 1948 года на базе Д-44 была создана противотанковая пушка Д-48 (принята на вооружение в 1953 году). В 1956 году для ВДВ на лафете дивизионной пушки Д-44 была смонтирована 16-ствольная 140-мм реактивная пусковая установка РПУ-14 (8У38).

Высокая надёжность и большие запасы 85-мм снарядов позволяют пушке Д-44 до сих пор находится на вооружении ВС РФ , использоваться для боевой подготовки и при боевых действиях.

Психология