Ибн сина основные труды. Персидский ученый Авиценна: биография, поэзия, труды о медицине

Прошло более тысячи лет с той поры, когда в Бухаре жил человек, наделенный поистине безграничным талантом. Его имя - Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина. В Европе он известен под именем Авиценна. Если вы назовете его имя врачу, тот скажет, что это великий врач. Если заговорите о нем с математиком, тот отметит, что Авиценна был великим математиком и астрономом. Литератор скажет вам, что это великий писатель и поэт. Философы назовут его великим мыслителем, а музыканты - тонким ценителем и знатоком музыки, теоретиком и даже изобретателем популярного теперь в Средней Азии струнно-смычкового музыкального инструмента - гиджака. Кто из них прав? Все сразу. Наследие Авиценны обогатило мировую науку и определило ее развитие на многие века. Ему принадлежит более 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас дошли только 274, или, по некоторым данным, 276. На шестьсот лет раньше Декарта Авиценна записал: «Я мыслю, и это значит, что я существую». Уже в 17 лет Ибн Сина пользовался такой славой умелого лекаря, что был приглашен ко двору Нуха ибн Мансура, которому придворные медики помочь не смогли. Вопреки насмешкам именитых коллег юноша сумел поставить правильный диагноз и вылечить правителя.

Как совсем молодому человеку удалось это? Откуда он черпал знания? Кто учил его наукам и искусству врачевания?

Об этом рассказал сам Ибн Сина в автобиографии, где он описывает свою жизнь до 30 лет. Далее его летописцем стал его верный ученик Джузджани. С именем Авиценны связано много легенд и преданий. Поистине жизнь этого необыкновенного человека достойна восхищения.

Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Хасан ибн Али ибн Сина родился в 370 г. хиджры (980 г. н. э.) в селении Афшане неподалеку от Бухары, в нынешнем Таджикистане. Отец Ибн Сины - Абдаллах - был родом из Балха, старинного города на севере Афганистана. В своей биографии Ибн Сина писал: «Отец мой приехал оттуда в Бухару в дни правления саманида Нуха ибн Мансура и занялся там работой в диване - канцелярии. Ему предоставили управление Хармайсаном, центром одного из районов в окрестностях Бухары. Из Афшаны, одного из ближайших селений, он взял себе в жены мою мать по имени Ситара - „звезда“. Там же и родились сначала я, а затем мой брат». Отец очень старательно подбирал имя первенцу, мечтая о том, каким тот будет уважаемым человеком, какая будет у него благополучная семья. Он не знал, что уделом старшего сына станут скитания и у него никогда не будет ни жены, ни детей. Зато имен у Ибн Сины со временем появилось множество. Его называли Шейх-ур-Раис. «Шейх» - потому что он был большим знатоком религии и философом. Почетное звание «Раис» указывает на то, что он был видным государственно- политическим деятелем и мудрым визирем. Также он был удостоен высоких титулов Худжатул Хакк, что значит «Доказательство или авторитет истины», Хаками бузург - «Великий Исцелитель» и Шараф-уль-Мульк «Слава, гордость страны». Но это было гораздо позже. А пока мальчик рос и был необыкновенно смышлен и любознателен. Его любимым словом было «почему?». О маленьком Хусейне рассказывают такую притчу. Однажды служанка показывала ему золотое кольцо и нечаянно уронила его в мешок с крупой. Потом девушку отвлекли, и она забыла о кольце. Мешок наполнили крупой до краев и унесли в амбар. На следующий день обнаружилась пропажа кольца. Служанку обвинили в краже и выгнали из дому. В это время мальчик кричал и громко плакал. Он прорыдал два дня, издавал разные звуки, но никто не мог понять, чего хочет малыш. Но уже через несколько дней он смог связно говорить и первые его слова были о служанке и кольце. Мальчику поверили, высыпали крупу из мешка и действительно нашли там кольцо. Служанку отыскали, извинились и щедро одарили, но девушка отказалась возвращаться. Однако еще долго она рассказывала знакомым удивительную историю о маленьком мальчике Хусейне.

Когда Хусейну исполнилось пять лет, отец привез его и младшего брата Махмуда в Бухару, мечтая дать детям хорошее образование. Мальчика отдали в начальную мусульманскую школу - мактаб, где он проучился до 10 лет. Несмотря на то что Хусейн был самым младшим учеником хатиба Убайда, знания он усваивал удивительно легко. Мальчик часто задавал учителю вопросы, на что тот неизменно отвечал: «Учи Коран. Там на все есть ответы». Одновременно Хусейн занимался с учителями, которые обучали его грамматике, стилистике и арабскому Языку. Однажды Хусейн заявил учителю: «Я выучил весь Коран. Теперь я могу задать свои вопросы?» Учитель не поверил, возразив, что Коран нужно учить долгие годы и только тем немногим, кто выучил его наизусть, дают почетное звание - «хафиз». «Значит, я хафиз!» - заявил Хусейн. И не замедлил доказать это, рассказав на память все суры и не перепутав ни единого слова. Так не знал Коран даже сам хатиб Убайд. После этого учитель сказал, что Ибн Сине больше не нужно посещать мактаб. В десять лет будущий ученый и мыслитель поражал окружающих необыкновенной памятью, великолепным знанием арабской литературы и быстрым умом. Он сам писал в своей биографии: «К десяти годам я изучил Коран и литературную науку и делал такие успехи, что все поражались». Ходила о нем и занятная легенда. Еще в детстве Ибн Сина отличался необыкновенной чуткостью, как говорили тогда, мог «разделить волосок на сорок частей». Ученики мектаба удивлялись его способностям и однажды решили испытать: под коврик, на котором мальчик сидел во время занятий, подложили лист бумаги. Весь день Хусейн вел себя странно, то поднимая глаза к потолку, то глядя на пол, а потом удивленно сказал: «Не знаю, или потолок в нашей школе опустился, или немного приподнялся пол».

После окончания учебы в начальной школе Хусейн начал изучать арифметику и алгебру, а потом под руководством домашнего учителя Абу Абдаллаха ан-Натили - логику, геометрию Эвклида и «Альмагест» Птолемея. Однако скоро Натили вынужден был признать, что исчерпал свой учебный материал и уже не в состоянии удовлетворить любопытство ребенка. Он давал ему задания для самостоятельной работы и просил лишь приносить и показывать ему готовые ответы. Трудности у юноши возникли с изучением «Метафизики» Аристотеля. Он никак не мог постигнуть содержание труда, пока случайно не увидел у книготорговца сочинение аль-Фараби «О целях метафизики», которое являлось комментарием к работе Аристотеля. Ибн Сина вспоминал то время так: «Я вернулся домой и поспешил прочесть книгу, и тотчас же раскрылись для меня цели „Метафизики“, так как я знал ее наизусть». В эти же годы Хусейн написал первые самостоятельные трактаты и даже вступил в научную переписку-полемику с аль-Бируни. Абу Абдаллах ан-Натили был вынужден признать, что ученик превзошел его и уже сам учитель узнает от юноши то, чего сам не мог понять. Дальше Ибн Сина продолжал учиться самостоятельно. Его очень привлекали естественные науки, особенно медицина. Медициной Хусейн заинтересовался очень рано. Тогда ему еще не было и 12 лет. Посоветовал мальчику заняться этой наукой знаменитый врач и философ Абу Салаха ал-Масихи. Юноша учился, без преувеличения, день и ночь. Он прочел все доступные ему книги о медицине, начал посещать больных и через некоторое время стал настолько знающим и опытным, что даже известные врачи приходили к нему за советом. У Ибн Сины была обширная практика и слава мудрого лекаря. Юноше в это время едва исполнилось 16 лет. В 17 лет Ибн Сина был приглашен ко двору Нуха ибн Мансура. Правитель уже давно болел, и придворные медики ничем не могли ему помочь. Они открыто смеялись над юношей, не веря, что там, где они потерпели поражение, он сможет одержать победу. Хроники не указывают, чем болел Нух ибн Мансур, но достоверно известно, что Ибн Сина смог установить правильный диагноз и вылечить владыку. Когда Хусейна спросили, какую награду он хочет получить, он попросил разрешения пользоваться дворцовой библиотекой, которая в то время была одной из богатейших на всем Ближнем Востоке. Библиотека стала для юноши настоящим сокровищем. Там он нашел книги, о которых не знал и которых не видел больше никогда в жизни. Перед ним открылись ворота в такие глубины знания и науки, о которых многие мудрецы того времени даже не догадывались. Ибн Сина расширил свои научные познания до грандиозных масштабов. Он изучал логику, естествознание, медицину, метафизику и другие науки, а еще начал писать стихи. Еще в детстве он прекрасно усвоил правила стихосложения. Рифмовать строки умели многие грамотные люди, но лишь у единиц эти слова могли передать радость и слезы сердца, тоску и надежду. Именно такими были стихи Ибн Сины. Первые стихи он сочинял для забавы, но постепенно его творения наполнялись мыслями и чувствами. Их уже знали многие в Бухаре и передавали друг другу. Но этому счастливому времени вскоре настал конец. В 999 г. умер отец - Абдаллах ибн Хасан, и на плечи юноши легла забота о близких. Однако к семье исмаилита относились с подозрением. К тому же в Бухаре начались беспорядки. Вскоре разбойники сожгли библиотеку эмира… После взятия Бухары тюрками и падения династии Саманидов в 1002 г. Ибн Сина направился в Ургенч, ко двору правителей Хорезма. Уже тогда у него зародилась мысль создать обобщающий труд по медицине, где можно было бы найти название болезни со всеми ее признаками, пояснения, отчего она возникает и как ее можно лечить. Для этой цели Ибн Сина делал выписки из различных книг и обобщал их. Так началась подготовка материала для «Канона врачебной науки», над которым Ибн Сина работал долгие годы.

В Хорезме его стали называть «князем врачей». В 1008 г. после отказа Ибн Сины поступить на службу к султану Махмуду Газневи благополучная жизнь сменилась годами скитаний. Некоторые работы он писал в седле во время долгих переездов. В 1015–1024 гг. Ибн Сина жил в Хамадане, сочетая научную деятельность с участием в политических и государственных делах. Эмир Шамс ад-Давл настолько высоко оценил таланты Ибн Сины, что назначил его на должность визиря. Завистники начали плести интриги, но эмир не пожелал казнить Ибн Сину, хотя сместил с должности и изгнал из страны. Правда, через месяц с небольшим болезнь эмира обострилась, и владыка отыскал ученого, осыпал милостями и вновь сделал своим министром. До самой смерти великий ученый так и не смог вернуться на родину, скитаясь на чужбине из одного города в другой. Он побывал при дворах многих властителей. Он дружил и сотрудничал с известным на Востоке медиком и ученым Масихи: работал в его лаборатории, принимал больных, делал хирургические операции. Вместе с Бируни Абу Али занимался астрономией. А в свободное время писал свои труды и поэмы. В этот период появилась книга «Среднее сокращение по логике», затем «Совокупные наблюдения» и философский труд «Появление и возвращение». Но все-таки главным своим трудом Ибн Сина называл «Канон врачебной науки».

Существует множество рассказов о том, как Авиценна излечивал людей от самых разнообразных недугов. Вот один из них. Однажды Ибн Сину пригласили к правителю, у которого долго болел сын. Доктора не могли найти причину болезни и вылечить мальчика. Хусейн же начал лечение незамедлительно, но придворным медикам оно казалось очень странным: врач ходил с мальчиком на прогулки в парк, беседовал, заставлял делать гимнастику, приказал очистить бассейн в парке и учил мальчика плавать, из лекарств давал только укрепляющие. Через несколько месяцев мальчик предстал перед отцом здоровый, бодрый и веселый.

Многие медики в ту пору обвиняли Ибн Сину в шарлатанстве, мол, он не лечит недуги, а только укрепляет организм больного. В это время Ибн Сине минуло тридцать лет. Дальнейшую историю его жизни мы узнаем от его ученика Джузджани. Последний не переставал удивляться, как его учитель может выявить хвори, скрытые внутри организма, ведь он не может заглянуть внутрь. Ибн Сина открыл ученику, что о состоянии организма может поведать пульс человека. «Пульс - это движение сосудов, слагающееся из сжатия и расширения, - говорил он. - Некоторое время я упускал период сжатия. Я повторял исследования до тех пор, пока не почувствовал все его признаки. После этого передо мной открылись врата познания пульса. Я различаю особенности пульса ровного и неровного. Пульс может быть волнообразный и веретенообразный, двухударный, долгий, дрожащий, короткий, малый, медленный, муравьиный. И все это надо уметь отличать. Пульс бывает также мягкий, напряженный, нервный, низкий, пилообразный, полный, пустой». С помощью своего метода Авиценна мог определить многие болезни еще на стадии их зарождения. Об этом существует интересная легенда. В одном селении к Ибн Сине на прием собралась толпа больных. Ибн Сина предложил каждому страждущему взять в руки веревку. По ее колебаниям и натяжению он брался установить диагноз. Одна недоверчивая и хитрая женщина решила испытать признанного врача. Она посадила за пазуху свою кошку, которая совсем недавно привела котят, и привязала к ее лапе веревку, а другой конец подала Ибн Сине. Он очень удивился, взяв в руки эту веревку, а через минуту заявил: «Эта больная недавно родила котят. Она очень истощена, и кормить ее нужно молоком. Никаких других лекарств не требуется».

Ибн Сина успешно возвращал здоровье тем, на кого махнули рукой врачи: вправлял вывихи и искривления позвоночника, удалял камни из мочевого пузыря, вырезал полипы в носу, пятилетнему мальчику заправил глазную фистулу. А вечерами он продолжал писать «Канон». Джуз-джани переписывал его труд набело. Часто бывало, что Ибн Сина писал несколько книг одновременно. Но времени на написание катастрофически не хватало - с утра и до позднего вечера перед его домом ждали приема страждущие: и именитые господа, и крестьяне, и ремесленники. Он не отказывал никому. Но многочисленные недруги не успокаивались. По доносу Ибн Сина был брошен в тюрьму. Там он вылечил начальника и получил некоторые льготы, пообещав не пытаться бежать. Авиценну освободили из кандалов, принесли бумагу и другие письменные принадлежности. За четыре месяца в неволе Ибн Сина написал «Книгу о правильном пути» и доработал «Книгу о коликах». Тогда же из-под его пера вышла первая философская повесть - «Живой, сын Бодрствующего». Впоследствии этой книгой будут зачитываться многие люди, подтверждающие, что каждая страница полна мудрых раздумий, философских мыслей. Многие историки литературы придерживаются мнения, что Данте написал свою «Божественную комедию» под влиянием Абу Али Ибн Сины.

В это время к власти пришел новый правитель и освободил Авиценну. Тот переехал в другой город и продолжал писать свой грандиозный труд и принимать больных. Предания рассказывают много удивительных историй исцеления. Однажды к Ибн Сине обратились родственники брата самого эмира Исфагана. Мужчина сошел с ума. Он представлял себя коровой, мычал, бодался, отказывался есть нормальную человеческую пищу и требовал, чтобы его зарезали и сварили суп. Ни лекари, ни священники помочь ему не могли. Со временем больной стал быстро худеть и терять силы. Он мог только лежать и жалобно мычать. Прослышав об удивительном даре Ибн Сины, эмир попросил его осмотреть больного. Ибн Сина выслушал рассказ врачей о болезни, поговорил со слугами, а потом приказал сообщить больному, что для него вызвали мясника и тот скоро придет. Больного эти новости очень обрадовали, и он даже смог сам выйти во двор и лечь на бок, как и полагается животному перед убоем. Но изображавший мясника заявил, что корова слишком тощая и есть ее никто не будет. С того дня больной накинулся на пищу и ел все подряд. Во все блюда, которые ему подавали, по совету Авиценны домешивали лекарства. Со временем брату эмира стало легче - он поправился, стал меньше мычать. Однажды утром он проснулся, позвал слугу и сказал ему: «Странный мне сон приснился: как будто я вообразил себя коровой. Я даже испугался: вдруг проснусь и окажусь коровой на самом деле. Но, слава Аллаху, проснулся, смотрю - я человек». Болезнь была побеждена.

Прошло еще немного времени, и был завершен «Канон врачебной науки». Теперь пять тяжелых томов лежали на столе ученого. Ученые и лекари, читая этот труд, безмерно удивлялись - столько потрясающих открытий было на каждой странице книги.

Впервые в истории медицины Ибн Сина проанализировал причины, симптомы и способы лечения таких страшных болезней, как менингит, плеврит, язва желудка. Он первый сумел отличить чуму от холеры, описал лепру, желтуху и сибирскую язву. Великий ученый даже не догадывался, что и через восемьсот лет блестяще подтвердится его гипотеза о том, что болезни переносят какие-то мелкие существа, которые живут и в воде, и в воздухе. В «Каноне» содержатся также советы по воспитанию детей, отмечается необходимость заниматься физическими упражнениями, которые являются «самым главным условием» сохранения здоровья. На следующее место Авиценна ставил режим питания и режим сна. Еще при жизни ученого «Канон» считался выдающимся медицинским трудом и совсем скоро стал признанной медицинской энциклопедией во всех странах мира. В Европе по нему учились врачи много веков подряд.

Но на этом занятия наукой ни в коем случае не закончились: Ибн Сина начал новый труд - «Книгу справедливости».

Одновременно с ней он создал поэму «Урджуза». Это не обыкновенная поэма - ее главным героем стала медицина. По ней даже школьник мог изучать медицинскую науку, настолько простым и понятным был язык произведения. Очень скоро удивительную поэму перевели на латинский язык и изучали во многих странах. Более 600 лет изучали «Урджузу» во многих медицинских школах. Одновременно с «Урджузой» Ибн Сина создал труд по языкознанию - «Язык арабов». Современники ученого утверждали, что подобной всеобъемлющей работы в области языка не делал еще никто. К сожалению, эта книга так и осталась в черновом варианте и, очевидно, безвозвратно погибла. Неизвестные грабители украли и другое произведение - «Книгу справедливости», состоявшую из двадцати томов. Потеря этой книги потрясла Ибн Сину и повергла в глубокое уныние. Но несмотря ни на что, великий ученый продолжал принимать больных, наставлять учеников, работать. Почти непрерывные скитания из одного города в другой, напряженные занятия, бессонные ночи, страдания, тюремное заключение не могли не отразиться на здоровье ученого. Когда-то он создал книгу о желудочных коликах, а теперь сам страдал этой болезнью. Сначала он успешно справлялся с недугом, пока эмир Ала уд-Даула, находившийся в походе, не вызвал его к себе. Теперь изготовление лекарства пришлось доверить врачу эмира, а тот бросил в лекарственную смесь в пять раз больше семян сельдерея, чем было указано в рецепте. От такого настоя язвы в желудке и кишечнике снова открылись, и надежды на спасение не осталось. Умер Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина в Хамадане 18 июня 1037 г. в возрасте 58 (по некоторым данным - 57) лет после длительной изнурительной болезни. Существует легенда о том, что, предчувствуя смерть, Ибн Сина решил дать ей отпор. Он приготовил сорок лекарств, которые надлежало в строгом порядке использовать в случае его смерти. Об этом он сообщил своему верному ученику. Когда Ибн Сина умер, ученик с точностью начал выполнять все указания ученого. Спустя недолгое время он с волнением заметил, что тело учителя молодеет на глазах, появляется дыхание, розовеют щеки. Оставалось использовать последнее лекарство, но потрясенный ученик уронил сосуд и все содержимое вылилось на землю. Через несколько минут на ложе лежало дряхлое тело старика.

Сейчас на могиле великого мыслителя воздвигнут величественный мавзолей, но самый лучший памятник Ибн Сина создал сам - это более 200 дошедших до нашего времени научных, философских и поэтических трудов, среди которых «Лекарственные средства», «О пользе и вреде вина», «Поэма о медицине», «Трактат о пульсе», «Мероприятия для путешественников», «Трактат о сексуальной силе», «Трактат о цикории» и множество других книг. Но самым известным трудом Авиценны стал «Канон врачебной науки».

Это одна из наиболее знаменитых книг в истории медицины, которая подробно рассказывает обо всем, что касается здоровья и болезней. Эта книга была переведена на латинский язык и разошлась по миру во множестве рукописей. После изобретения печатного станка «Канон» оказался одной из первых книг, вышедших вслед за Библией, и по числу изданий соперничал с ней. Впервые «Канон врачебной науки» был издан на латыни в 1473 г., на арабском языке в 1543 г. В первом томе пятитомного труда Ибн Сина изложил теорию медицинской науки. В ней он дал определение медицине, разъяснил ее цели и задачи, рассмотрел психотипы людей, привел сжатый анатомический очерк так называемых «простых» органов человеческого тела, рассмотрел причины, проявления и классификации болезней и общие правила их лечения. Также здесь приведены рекомендации по питанию, гигиене и образу жизни, которые способствуют сохранению здоровья в любом возрасте. Во второй книге Ибн Сина описывал лекарственные средства, акцентируя внимание на том, что любое растение может помочь человеку бороться с болезнями. Прилагались также рецепты использования растений для лечения различных недугов. Например: «если прикладывать лекарственные повязки с редькой и медом - это исцелит злокачественные язвы, а семена ее с уксусом окончательно заживляют гангренозные язвы», «если скорпион ужалит человека, который поел редьки, то человеку вреда не будет», «если выпить мяты до отравления, она отразит действие смертоносных ядов». Всего во втором томе приведены рецепты более восьмисот лекарств растительного, животного и минерального происхождения с указанием их лечебных свойств и способов применения. Даже лечебники и травники Древней Руси, приводя рецепты настоев и мазей, часто ссылаются на имя «Ависен». Многие лекарства, предложенные Ибн Синой, применяются и в наше время.

Третья и четвертая книги «Канона» подробнейшим образом описывают болезни всех человеческих органов: голова, мозг и нервы, глаз, ухо, горло и нос, зубы, легкие и сердце, пищевод и желудок, кишечник, печень и желчный пузырь, почки и мочевой пузырь. Приводятся советы по диагностике и лечению заболеваний, методы проведения операций. Каждый раздел начинается с подробного анатомического описания соответствующего органа. Ибн Сина первым смог понять принцип действия глаза и описать его. Ранее считалось, что глаз испускает лучи, которые отражаются от предметов, возвращаются в глаз и дают его изображение. Последняя, пятая, книга является учебником по фармакопее, где изложены принципы и способы составления лекарств. Также большое внимание уделено проблемам психологии.

Почти тысяча лет прошла со дня смерти величайшего из мировых ученых, но память о нем живет в веках, а его наследие и теперь открывает потомкам глубины знания и мудрости.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина

Статуя Авиценны в Душанбе , Таджикистан .

Дата рождения:

Место рождения:

с. Афшана , государство Саманидов

Дата смерти:

Место смерти:

Хамадан , Аббасидский халифат

Направление :

Восточный аристотелизм

Основные интересы:

медицина, философия, астрономия, химия, геология, логика, поэзия

Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Си́на (перс. ابو علی حسین بن عبدالله بن سینا ‎ - Abū ‘Alī Husein ibn ‘Abdallāh ibn Sīnā , тадж. Абуал ӣ Ҳуссайн ибни Абдуллоҳ ибни Сино ), Ибн Сина (перс. ابن سینا‎ - ebn-e sinâ , тадж. Ибни Сино , в латинизированной форме - Avicenna (Авице́нна ); родился в селе Афшана близ Бухары 16 августа 980 года - умер в г. Хамадан , 18 июня 1037 г.) - таджикский философ и врач, представитель восточного аристотелизма . Был придворным врачом саманидских эмиров и дайлемитских султанов, некоторое время был визирем в Хамадане. Всего написал более 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас дошли только 274 [ источник не указан 28 дней ] .

Биография

Мальчик с раннего возраста проявлял исключительные способности и одарённость. Уже к десяти годам он знал наизусть почти весь Коран. Затем его отправили изучать мусульманское законоведение в школу, где он был самым младшим. Но вскоре даже самые взрослые из слушателей школы оценили ум и знания мальчика и приходили к нему советоваться, хотя Хусейну только исполнилось 12 лет. Позже он изучал логику и философию, геометрию и астрономию под руководством приехавшего в Бухару учёного Абу Абдаллаха Натили. С 14 лет юноша начал заниматься самостоятельно. И геометрия, и астрономия, и музыка ему давались легко, пока он не познакомился с «Метафизикой» Аристотеля . В автобиографии он упоминал, что несколько раз прочитал этот труд, но не смог понять его. Помогла в этом книга Аль-Фараби с комментариями к «Метафизике». В 16 лет Ибн Сину пригласили лечить самого эмира Бухары. В автобиографии Авиценна писал: «Я занялся изучением медицины, пополняя чтение наблюдениями больных, что меня научило многим приёмам лечения, которые нельзя найти в книгах».

После взятия Бухары тюрками и падения династии Саманидов в 1002 году Ибн Сина направился в Ургенч , ко двору правителей Хорезма . Тут его стали называть «князем врачей». В 1008 г. после отказа Ибн Сины поступить на службу к султану Махмуду Газневи благополучная жизнь сменилась годами скитания. Некоторые работы он писал в седле во время своих долгих переездов.

В 1015-1024 гг. жил в Хамадане, сочетая научную деятельность с весьма активным участием в политических и государственных делах эмирата. За успешное лечение эмира Шамс ад-Давла он получил должность везира, но нажил себе врагов в военных кругах. Эмир отклонил требование военных предать Ибн Сину казни, но принял решение сместить его с занимаемой должности и выслать за пределы своих владений. Через сорок дней с эмиром случился очередной приступ болезни, который заставил его отыскать ученого и вновь назначить своим министром.

После смерти эмира за попытку перейти на службу к правителю Исфахана на четыре месяца он был заточен в крепость. В последние годы жизни служил в Исфахане при дворе эмира Ала ад-Давла. Перед смертью он приказал отпустить всех своих рабов, наградив их, и раздать всё своё имущество беднякам.

Ибн Сина был учёный, одержимый исследовательским духом и стремлением к энциклопедическому охвату всех современных отраслей знаний. Философ отличался феноменальной памятью и остротой мысли.

Наследие

Книга исцеления

Написанный на арабском энциклопедический труд «Книга исцеления» («Китаб аль-Шифа») посвящён логике, физике, биологии, психологии, геометрии, арифметике, музыке, астрономии, а также метафизике. «Книга знания» («Даниш-намэ») также является энциклопедией.

Труды по медицине

Латинская копия «Канона врачебной науки»

Основные медицинские произведения Ибн Сины:

    «Канон врачебной науки » («Китаб ал-Канун фи-т-тибб») - сочинение энциклопедического характера, в котором предписания античных медиков осмысленны и переработаны в соответствии с достижениями арабской медицины. В «Каноне» Ибн Сина предположил, что заболевания могут вызываться какими-то мельчайшими существами. Он первый обратил внимание на заразность оспы , определил различие между холерой и чумой , описал проказу , отделив её от других болезней, изучил ряд других заболеваний. Существует множество переводов «Канона врачебной науки» на латинский язык.

    «Лекарственные средства» («Ал-Адвият ал калбия») - написан во время первого посещения Хамадана. В произведении подробно приведены роль сердца в возникновении и проявлении пневмы, особенности диагностики и лечения заболеваний сердца.

    «Удаление вреда от разных манипуляций посредством исправлений и предупреждений ошибок» («Дафъ ал-мазорр ал куллия ан ал-абдон ал инсония би-тадорик анвоъ хато ан-тадбир»).

    «О пользе и вреде вина» («Сиёсат ал-бадан ва фазоил аш-шароб ва манофиъих ва мазорих») - самый короткий трактат Ибн Сины.

    «Поэма о медицине» («Урджуса фит-тиб»).

    «Трактат о пульсе» («Рисолайи набзийа»).

    «Мероприятия для путешественников» («Фи тадбир ал-мусофирин»).

    «Трактат о сексуальной силе» («Рисола фил-л-бох») - описаны диагностика, профилактика и лечение сексуальных нарушений.

    «Трактат о уксусомёде» («Рисола фи-с-сиканджубин») - описаны приготовление и лечебное применение различных по составу смесей уксуса и мёда.

    «Трактат о цикории» («Рисола фил-хиндабо»).

    «Кровеносные сосуды для кровопускания» («Рисола фил-урук ал-мафсуда»).

    «Рисола-йи жудия» - описываются лечение заболеваний уха, желудка, зубов. Кроме этого в нём описаны проблемы гигиены. Некоторые исследователи оспаривают авторство Авиценны.

    Копия рукописи «Канон врачебной науки » (Аль-Ганун Фи ат-Тибб) Ибн Сины 1030 года , сделанная в 1143 в Багдаде . Институт рукописей Национальной академии наук Азербайджана в Баку

Оздоровительная физкультура

Он писал в своем труде о роли и месте физических упражнений в оздоровительной и лечебной практике. Дал определение физическим упражнениям - произвольные движения приводящие к непрерывному, глубокому дыханию.

Он утверждал, если человек умеренно и своевременно занимается физическими упражнениями и соблюдает режим, то он не нуждается ни в лечении, ни в лекарствах. Прекратив эти занятия он чахнет. Физические упражнения укрепляют мышцы, связки, нервы. Он советовал при занятиях учитывать возраст и здоровье. Высказывался о массаже, закаливании холодной и горячей водой. Рекомендациями Авиценны могли воспользоваться только феодалы.

Оздоровительная физкультура придуманная им жива по сей день и тысячу лет помогает людям.

Философия

Могила Авиценны в Хамадане , Иран

Могила Авиценны изнутри, Хамадан, Иран

В понимании предмета метафизики Ибн Сина следовал Аристотелю . Вслед за Аль-Фараби Ибн Сина различает возможно сущее, существующее благодаря другому, и абсолютно необходимо сущее, существующее благодаря себе. Ибн Сина утверждает совечность мира Творцу. Творение в вечности Ибн Сина объяснял с помощью неоплатонического понятия эманации, обосновывая таким образом логический переход от первоначального единого к множественности тварного мира. Однако в отличие от неоплатонизма он ограничивал процесс эманации миром небесных сфер, рассматривая материю не как конечный результат нисхождения единого, а как необходимый элемент любого возможного бытия. Космос делится на три мира: материальный мир, мир вечных несотворенных форм, и земной мир во всем его многообразии. Индивидуальная душа образует с телом единую субстанцию, обеспечивающую целостное воскрешение человека; носителем философского мышления выступает конкретное тело, предрасположенное к принятию разумной души. Абсолютная истина может быть постигнута посредством интуитивного видения, которое предстаёт кульминацией процесса мышления.

К кругу мистических произведений Ибн Сины относятся «Книга о птицах», «Книга о любви», «Книга о сущности молитвы», «Книга о смысле паломничества», «Книга об избавлении от страха смерти», «Книга о предопределении».

Ему же принадлежат стихотворения на персидском языке, большей частью в форме рубаи .

Астрономия

Находясь в Гургане , Ибн Сина написал трактат об определении долготы этого города. Ибн Сина не смог воспользоваться тем методом, которым пользовались Абу-л-Вафа и ал-Бируни , и предложил новый метод, состоящий в измерении кульминационной высоты Луны и её сравнении с высотой в Багдаде путём вычислений по правилам сферической тригонометрии .

В «Книге о способе, предпочитаемом другим способам при конструировании наблюдательного инструмента», Ибн Сина описал изобретенный им наблюдательный инструмент, который по его мнению, должен был заменить астролябию ; в этом инструменте для уточнения измерений впервые применялся принцип нониуса .

Память

    В его честь Карл Линней назвал род растений семейства Акантовые - Авиценния . В Таджикистане в его честь названы Таджикский государственный медицинский университет и горная вершина, ранее известная как Пик Ленина .

    В селе Афшана существует музей Абу Али ибн Сина.

    В Новосибирске с 1996 года работает медицинский центр «Авиценна»

    В Самарканде и Бухаре есть улицы названные в честь Ибн Сины.

    В Бухаре в 1990 году открыт медицинский институт названный в честь Абу Али ибн Сина.

Примечания

    Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия ИБН СИНА (рус.). Архивировано из первоисточника 22 августа 2011. Проверено 13 января 2010.

    Гумилев Л. Н. ГОСУДАРСТВА САМАНИДОВ И ГАЗНЕВИДОВ

    Как подчеркивает Л. Н. Гумилев:

… в IX - Х вв. на территории Большого Ирана , особенно в Хорасане (куда входили и Мавераннахр , и часть современного Афганистана ), сформировалась этническая общность «таджиков », которая включала предков современных персов и таджиков , а также некоторое другое ирано-язычное население (например, говорившее на языке азери в Азербайджане). Много позже, уже в послемонгольское время, в новых условиях эта общность, часть которой (в Азербайджане и Мавераннахре) подверглась тюркизации, стала распадаться на две самостоятельные - персов и таджиков. Ничего подобного в IХ - Х, да и в ХI - ХIII вв. не было, и таджики той поры - общее название массы ираноязычного населения, связанного единой культурой, этническим самосознанием и языком…

Литература

Публикации сочинений

    Ибн Сина. Даниш-намэ. Книга знания. Сталинабад, 1957.

    Ибн Сина. Канон врачебной науки. В 5 т. Ташкент, 1956-60.

    Ибн Сина. Математические главы «Книги знания». Душанбе, 1967.

    Ибн Сина. Послание о любви. Тбилиси: Мецниереба, 1976.

    Ибн Сина. Избранное. М.: Книга, 1980.

    Ибн Сина. Избранные философские произведения. М.: Наука, 1980.

    Аль-Бируни и Ибн-Сина. Переписка. Таш­кент: Фан, 1973.

О нём

    Ахадова М. А. Арифметическая часть «Книги знания» Ибн Сины. Геометрическая часть «Книги знания» Ибн Сины. Учёные записки Бухарского госпединститута, 12, 1964.

    Петров Б. Д. Ибн Сина (Авиценна) М., Медицина 1980.

    Джибладзе Г. Н. Системы Авицены: Абу Али Ибн-Сина. Экзотерический очерк. (Некоторые обобщения и материалы). Тбилиси, 1986.

    Диноршоев М. Натурфилософия Ибн Сины. Душанбе, 1985.

    Завадовский Ю. Н. Абу Али Ибн Сина: Жизнь и творчество. Душанбе, 1980.

    Лютер И. О. Метафизика Ибн Сины: угол - отношение, качество, положение или всё-таки количество? Историко-математические исследования, 8(43), 2003, с. 278-302.

    Шидфар Б. Я. Ибн Сина. М., 1981.

    Сагадеев А. В. Ибн Сина (Авиценна). М., 1985.

    Gardet L. La pense religieuse d Avicenne (Ibn Sina). Paris, 1951.

    Nasr S.H. Three Muslim Sages. Avicenna. - Suhrawardi - lbn Arabi. Cambridge (Mass.), 1964.

    Morewedge P. The metaphysica of Avicenna. London, 1973.

    ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, Учебное пособие, В. К. Пельменев, Е. В. Конеева, Калининград 2000

Средневековые ученые и писатели с мусульманского Востока были известны в Европе по коротким именам или прозвищам. Вот и персидский Авиценна не исключение. Его настоящее имя в сокращенном варианте можно привести как Ибн Сина.

Детство

Будущий ученый родился в 980 году, недалеко от Бухары, в Средней Азии. С самого раннего детства ребенок отличался умом и сообразительностью. К десяти годам прекрасно знал Коран. В бухарской школе он сначала изучал законодательство, а позже - философию, логику и геометрию. Это была эпоха расцвета мусульманской науки. Восточные ученые оказались на несколько шагов впереди по сравнению с европейскими средневековыми монахами. Один из них - Абу Абдаллах Натили - взялся за обучение многообещающего подростка.

Авиценна, биография которого в дальнейшем ознаменовалась многочисленными самостоятельными открытиями, быстро вышел из-под опеки наставников и стал заниматься в одиночку. Большое влияние на 16-летнего юношу оказала книга Аристотеля «Метафизика».

Философские взгляды

Многие принципы, заложенные древнегреческим философом в его трудах, стали ориентиром для персидского последователя. В своих изысканиях он был не одинок. Подобные взгляды разделяли Аль-Кинди, Ибн Рушд и Аль-Фараби. Эта школа получила название «восточного аристотелизма». Авиценна, биография которого полна различными открытиями, стал ее ключевым сторонником.

В его работах прослеживается строгий стиль изложения, подчиненный логике. В мусульманском богословии он получил название «акль». Согласно взглядам Авиценны, Аллах был вечным двигателем идей и форм. Также он критиковал антропоморфизм. Важным принципом восточного аристотелизма была мира. Согласно ей Земля была сердцем Вселенной, а все остальные небесные тела вращались вокруг нее.

В Бухаре

Юный Ибн Сина стал лекарем бухарского эмира благодаря глубоким познаниям в медицине. Кроме того, он получал доступ ко всем известным тогда литературным трудам на эту тематику. Молодой ученый много общался с местными тюркскими жителями, благодаря чему освоил этот язык. Однако его служба окончилась после того как тюркские племена захватили Бухару и свергли правившую тогда династию Саманидов. Это случилось в 1002 году.

В Хорезме

После этого Авиценна, биография которого в качестве ученого еще только началась, отправился в город Ургенч. Это был центр Хорезма - богатого и важного региона. Здесь философ и врач продолжал оттачивать свое образование. Он получил важное задание - составить свод законов для единого государства Хорезма. Ему удалось справиться со своей задачей. За молодым придворным пристально следил везир, а также шах.

Авиценне пришлось столкнуться с косностью и сервильностью здешних начетчиков из государственного совета. Они жили согласно Корану и резко сопротивлялись любым нововведениям в жизни Хорезма. Молодому ученому пришлось вести долгие споры и диспуты со старейшинами, которые и слышать не хотели о любых реформах. Только благодаря напору молодости и помощи шаха Ибн Сина смог протолкнуть свой проект, добившись широкого признания не только в Хорезме, но и за его пределами.

Однако когда к власти в 1008 году пришел Махмуд Газневи, Авиценна отказался служить при его дворе. Это привело к его изгнанию и долгим скитаниям.

Последние годы

В конце концов ученый прибыл в персидский город Хамадан, где прожил около 10 лет. Ему удалось вылечить местного эмира, за что он получил титул визира. Из-за этого философ часто конфликтовал с различными партиями при дворе правителя и военными. Именно в Хамадане он занялся политикой и стал работать на государственной службе.

Самые плодотворные годы с точки зрения занятий наукой пришлись на жизнь Ибн Сины в Исфаане. Местный эмир предоставил ему все условия для продуктивной деятельности. Именно здесь Авиценна, биография которого известна многочисленными скитаниями и путешествиями, нашел покой и занялся сочинением своих основных книг. Некоторые из них погибли во время нашествия вражеских войск. Тем не менее наследие персидского писателя дошло до наших времен в большом объеме. Оно состоит из множества трактатов по медицине, химии, астрономии, механике.

Авиценна скончался в 1037 году, после того как переболел желудочной болезнью. Его прах был помещен в мавзолей Исфахана, где также находили последний покой местные эмиры.

Медицинские работы

Биография Авиценны больше всего известна его энциклопедическим справочником «Канон врачебной науки». По нему арабские и персидские врачи учились вплоть до XVII века. Сочинение было разделено автором на пять книг.

Первая из них посвящена теории медицины. Писатель рассмотрел понятия болезней, а также причины их появления. Он определил симптомы таких страшных заболеваний, как холера, чума, оспа и проказа. В последующих книгах рассказывается о разных простейших лекарствах, в том числе о растениях.

Медицинские исследования, которыми полна биография Авиценны, также позволили ему написать и издать разные трактаты по самому широкому кругу вопросов. Они касались здорового образа жизни, сердечных заболеваний, пульса, кровеносных сосудов, правильного питания и т. д. Врач пропагандировал различные физические упражнения, которые, по его мнению, должны были продлить жизнь человека.

Исследования Ибн Сины охватывали не только физическое, но и психологическое состояние человека. Врач в своих работах описал четыре вида характера - горячий, холодный, влажный и сухой. Эта классификация во многом соответствует европейской, где присутствует темперамент холерика, флегматика и т. д.

Также Авиценна описал сложные человеческие натуры. Согласно его теории, характер зависел от того, какая жидкость превалировала в организме - кровь, слизь или желчь.

Разносторонняя деятельность ученого всегда привлекала исследователей к такой фигуре, как Авиценна. Биография, фото его письменных трудов и яркие приключения часто попадают в самые разные учебники.

Филолог и музыкальный теоретик

Персидскии ученый Авиценна, биография которого известна каждому соотечественнику, часто писал свои научные труды и публикации в виде стихотворных поэм. Этот стиль был популярным на мусульманском Востоке. Интересно, что ученый увлекался еще и музыкой. Его перу принадлежит несколько работ по теории композиции. Он относил музыку к математической науке и говорил в своих трудах о закономерности построения музыкальных произведений.

Известные тогда инструменты были описаны и классифицированы в одной из книг, автором которой являлся Авиценна. Ученый (биография перса позволила ему бывать на множестве официальных мероприятий, где проводились концерты) заложил основы музыкальной науки. На родине она не получила распространения, зато в Европе в Новое время переосмыслили многочисленные изыскания средневекового исследователя. Разных теоретиков тогда интересовала биография Авиценны. Кратко говоря, его труды стали фундаментом для музыкальной теории современности.

Жизнеописание многих людей может представлять огромный интерес для современного человека. Ведь изучая такие истории можно понять, что собой представлял известный ученый, врач или политик, как именно он делал свои открытия и добивался успеха. Одними из удивительных людей прошлого, бесспорно, являются знаменитые врачи, ведь им приходилось практиковать в то время, когда медицина находилась на весьма раннем этапе своего развития. А особенное уважение вызывают люди, которые занимались сразу несколькими науками. И как раз такой незаурядной личностью был Авиценна - врач, известный также как Абу Али ибн Сина, предметом нашего сегодняшнего разговора станет его биография.

Авиценна Ибн Сина жил около тысячи лет назад в городе Бухаре, его полное имя звучит, как Абу Али Хусейн ибн-Абдаллах ибн-Али ибн-Сина. Удивительная особенность этого известного человека заключалась в том, что предметом его интересов стало много наук, он был талантливым ученым, поэтом и философом, занимался врачеванием, а также математикой и музыкой.

Авиценна появился на свет примерно в 960-980г. в селе Афшана, которое находилось около Бухары. Ныне Бухара - областной центр Бухарской области Республики Узбекистан. Кстати, «Бухара» (Вихара) означает «обитель знания». Название города Вихара существует с примерно с 7 века н.э. Ученые выяснили месяц его рождения, в мусульманском летоисчислении он носит наименование сафар, и отвечает нашей второй половине августа-первой половине сентября.

Авиценна получил имя Хусейн и с малых лет проявлял незаурядные способности к обучению. Он учил арабский язык, а к десяти годам уже знал наизусть коран. Кроме того мальчик изучал арифметику и мусульманское законоведение – фикху. Со временем Хусейн также обучался геометрии, астрономии и прочим наукам, еще позже его внимание привлекла медицина.

Примерно к семнадцати годам Авиценна уже был известен современникам, как известный врач, он практиковал в городе Бухаре и даже приглашался ко двору правителя. На то время это был Нух ибн Масура, он заболел, и придворные медики никак не справлялись с его недугом. Хусейну удалось вылечить правителя и в благодарность тот разрешил ему доступ ко дворцовой библиотеке, считавшейся одной из наиболее богатых на всем Ближнем, а также Среднем Востоке.

Изучение автобиографии Авиценны помогло выяснить, что свое первое произведение – философскую книгу «Исследование о душевных силах» он написал еще в семнадцать лет, а труд «Алмадзкмуль» с мыслями о риторике, поэтике и прочих науках был создан им в возрасте двадцати одного года.

В 1005г молодой ученый переехал в город Хорезм, там он вступил в знакомство с известным математиком, а также астрономом Беруни и прочими учеными. В это время своей жизни Авиценна и получил среди людей звание «князя врачей». Спустя три года Хусейн отказался поступать на службу к султану, которым на тот момент был Махмул Ганезви, и такой отказ стал причиной годов скитаний ученого по Хорасану, а также Табаристану.

Спустя еще семь лет Авиценна уехал в Джурдан, после его пристанищем стали города Хорасана, а также Ирана. В это время ученый занимается работой над своим знаменитейшим многотонным трудом «Канон врачебной науки».

С 1015 по 1024гг Авиценна проживал в Хамадане. Он успешно вылечил эмира Шамс-ад-Давла, благодаря чему ему дали должность везира, однако за этот промежуток ученый успел попасть в немилость. Хусейн даже сидел в заточении, и там также написал несколько работ.

С 1024г Авиценна поселился в городе Исфагане, тамошний правитель Алауддавла обеспечил ему отличные условия для кропотливой научной работы.

Ученый оставил после себя огромнейшее наследие, им были написаны работы по логике, математике, а также физике и прочим наукам, несколько томов «Канона врачебной науки» и пр. Исследователи говорят, что Авиценной было создано более четырехсот пятидесяти научных трудов, однако до нашего времени дошло чуть больше половины из них. Творчество этого уникального человека сыграло важную роль в развитии литературы в странах Средней Азии и на всем Востоке. Кроме многочисленных стихов, имеющих философское и лирическое содержание, мы получили еще и девять его поэм, которые носят наименование урджузы. Восемь из этих произведений рассказывают о медицине.

Авиценна покинул этот мир 24 июня 1037г. Выдающийся ученый был похоронен в Хамадане около городской стены, а спустя восемь месяцев его прах перевезли в Исфахан и погребли в мавзолее Аль ад-Даула.

Работы Авиценны по медицине

Самый значимый медицинский труд Авиценны – это «Канон врачебной науки», который состоит из пяти томов. Эта научная работа собирает в себе сведения по фармакологии, дает подробное описание сердца и печени, а также мозга. В такой работе ученый опроверг мнение, что источник зрения – это хрусталик, и доказал, что изображение предмета дается сетчаткой. Также Авиценна установил различия между многими заболеваниями, представленными чумой и холерой, плевритом и воспалением легких, разобрал такие болезни, как проказа, диабет, язва желудка и пр. Именно он первый высказал предположение, что недуги могут провоцироваться мельчайшими существами.

Авиценна был опытнейшим хирургом, он изучал строение всего человеческого тела, но особенно важным для науки стало исследование и описание ним деятельности головного мозга.

Таким образом, Абу Али Ибн Сина, биография которого изложена тут, был величайшим ученым, чья деятельность сыграла весьма важную роль в развитии многих наук в целом и медицины в частности. На его работах воспиталось много талантливых философов, ученых, докторов и творческих людей.

Екатерина, www.сайт

P.S. В тексте употреблены некоторые формы свойственные устной речи.

Ибн Сина (Абу Али Хусейн Ибн Абдаллах Ибн Сина) входит в число людей, наложивших яркий отпечаток в истории человечества. Его знают как врача, философа, математика, музыканта, поэта, великого ученого, труды которого оставлены в 29 сферах науки. На западе персидского гения называли Авиценной. Биография выдающейся личности способна рассказать потомкам о многом.

Ибн Сина родился в 980 году в небольшом селении Афшана (Средняя Азия) вблизи от Бухары – столицы государства Саманидов. Отец популярного ученого считался богатым человеком, имел статус чиновника.

Когда семья переехала в столицу, одаренному мальчику открылся доступ к широким знаниям, ведь на тот момент Бухара являлась образовательным центром, куда активно съезжались различные философы, врачи, поэты для посещения дворцовой библиотеки.

Авиценна еще в раннем детстве отличался невероятной любознательностью, удивляя взрослых постоянными вопросами. Маленького всезнайку отправили изначально учиться в обычную мусульманскую школу, которую он посещал на протяжении 10 лет.


Параллельно школьной программе Хусейн обучался дополнительно грамматике, арабскому языку, стилистике. Когда мальчику исполнилось 10 лет, он уже знал наизусть весь Коран, что согласно убеждениям мусульман считалось наиболее почтенным знаком.

Окружающие Хусейна люди поражались успехам талантливого подростка. Отец решил забрать сына из школы для усиленной подготовки в индивидуальном порядке. К нему на дом приходил учитель (приезжий старец), преподавая физику, астрономию, философию, географию и др. предметы.

Семья Ибн Сины заботилась также о духовном просветлении своих детей (у философа был еще младший брат) и любопытный юноша живо интересовался содержанием проповедей исмаилитов - противников ортодоксального ислама, которым являлся его отец и первый учитель.


Вскоре невероятно умный ученик встал на единый уровень знаний своего домашнего преподавателя, что стало причиной его самостоятельного познания различных наук. В четырнадцать лет не по годам развитый парень увлекся медициной, изучил все имеющиеся в городе трактаты и даже начал посещать самых трудных больных, чтобы глубже понять истины науки. К занятиям медициной привлек Ибн Сину известный врач и автор основного медицинского учебника того времени - Абу Сахл Масихи.

Однажды во дворце произошел необычный случай: заболел глава государства, но никто из придворных врачей не мог подобрать ему правильное лечение. Тогда к эмиру был приглашен молодой Авиценна, давший нужные рекомендации и успешно выявивший вид болезни. После семнадцатилетнего Хусейна назначили личным врачом правителя.


Получая глубокие знания из новых книг дворцовой библиотеки, у Авиценны стали появляться собственные ученики, а в возрасте 18 лет грамотный юноша позволил себе дискуссировать с выдающимися учеными Востока и Средней Азии по переписке.

Когда Ибн Сине исполнилось 20 лет, он уже являлся автором нескольких книг:

  1. Обширной энциклопедии.
  2. Изданий по этике.
  3. Медицинского словаря.

Но спокойствие в городе сменили войны. Бухара была захвачена тюркскими племенами. Столица подверглась разрушениям, пожарам, включая район дворцовой библиотеки. Отец философа в этот период умер, и парень решил покинуть родину, отправившись в Хорезм с торговым караваном.

Медицина

В Хорезме молодой врач нашел себе много друзей, а вскоре сюда прибыли его бывшие наставники Масихи и Бируни. Местный правитель города способствовал развитию различных наук, разрешая собираться во дворце ученым для плодотворного общения.

Так, на протяжении нескольких лет Хусейн и его сторонники имели возможность спокойно заниматься научными исследованиями и работами.


В те годы государство запрещало вскрывать человеческие тела для изучения их строения. Нарушители закона подвергались смертной казни, но Авиценна и Масихи продолжали делать это тайно. И вот спустя некоторое время ученых пригласили в столицу на собрание к султану. Было известно, что подобные приглашения грозят ученым и поэтам смертью.

Ибн Сина и врач решили бежать. Ученые попали под страшный ураган в пустыне, заблудились, лишились пищи, воды, в результате чего пожилой Масихи умер, а Авиценна чудом остался жить. Он долгие годы скитался, скрываясь от грозного султана, менял имена, но продолжал усердно работать, писать книги.


В 1016 году Ибн Сина остановился в Хамадане (бывшая столица Мидии). Тогда здесь правили малообразованные эмиры, что стало для Авиценны преимуществом. Он быстро получил должность главного врача местного правителя и даже был удостоен звания главного министра-визира.

Годы проживания в Хамадане позволили ученому закончить первый том его основного труда - книги «Канон врачебной науки». Данная работа состоит всего из пяти томов следующего содержания:

  • 1 том: медицинская наука – описание острых хронических заболеваний, их диагностика, лечение, хирургия.
  • 2 том: рассказы о простых лекарствах природного происхождения.
  • 3 и 4 тома: рекомендации лечения болезней человеческих органов, переломов тела.
  • 5 том: описание свойств сложных лекарств самостоятельного приготовления Авиценны, а также с указанием ссылок на древних врачей Европы и Азии.

Ибн Сина выявил, что вирусы являются невидимыми возбудителями инфекционных болезней, но данная гипотеза была подтверждена только через 800 лет Пастером (французский ученый).


Русское издание книги Ибн Сина «Канон врачебной науки»

Впечатляют познания философа о пульсе. Он описал в книге все его возможные виды и состояния. Авиценна стал первым врачом, давшим определение таким сложным заболеваниям, как чума, желтуха, холера и др.

До того как Хусейн подробно объяснил строение человеческого глаза, считалось, что глаз подобен фонарику с лучами особого происхождения. За короткий промежуток времени «Канон врачебной науки» превратился в энциклопедию мирового значения, используемую в различных странах, включая территории Древней Руси.

Философия

Многие работы, сочинения великого Авиценны утрачены, переписаны малограмотными переводчиками, что вызывает сложности построить точную картину его философских суждений. Но некоторые труды все же сохранились. Согласно убеждениям Хусейна наука делится на три категории:

  1. Высшая.
  2. Средняя.
  3. Низшая.

Авиценна не противился теории в отличие от большинства ученых, что началом всех начал, первопричиной всего существующего на планете является Бог. Установив вечность мира, он детально проанализировал сущность души человека, которая приходит в разных обличиях и телах (как животное или человек) на землю, а после снова возвращается к своему Творцу.

Философская позиция Ибн Сины подверглась жесткой критике со стороны еврейских мыслителей, суфий (эзотерики в исламе), однако ученый нашел и множество сторонников, последователей.

Литература и другие науки

Авиценна предпочитал рассуждать на серьезные темы стихами. В этой форме им написаны такие произведения, как «Трактат о любви», «Хай ибн Якзан», «Птица» и др.

Немалый вклад внес ученый в психологию, разработав собственное учение в вопросах темперамента человека (деление на горячий, холодный, влажный и сухой характеры). Отмечены его труды в механике (теория вложенной силы), в музыке (произведения по теории вокального искусства).


Количество всех работ философа в различных источниках разнится. Некоторые историки утверждают, что им создано около 453 книг разного научного направления. В арабской литературе присутствует около десяти сочинений философа (астрономия, химия, алхимия и пр.) в сохраненном неполном рукописном виде. Сейчас они находятся в библиотеках разных стран мира.

Личная жизнь

К сожалению, из воспоминаний учеников великого Авиценны не удалось установить события из его личной жизни. Философом, врачом и поэтом написано множество поэм, в которых воспета женская красота, любовь, гармония, совершенство. Ибн Сина всю свою жизнь путешествовал, не имел постоянного места жительства, поэтому о его статусе семьянина можно только догадываться.

Смерть

Авиценна прожил интересную, полную взлетов и падений жизнь. Вернуться на родину после долгих скитаний мусульманский ученый так и не смог, умер на чужбине в 1037 году. Похоронен выдающийся научный деятель в Хамаране, а спустя 8 месяцев после церемонии его тело перевезено в Исфахал для погребения в мавзолее.


Существует легенда, что при жизни Хусейн создал снадобье, позволяющее жить вечно. Этот секрет он рассказал своему лучшему ученику. Когда же учитель умер, то молодой юноша пытался воскресить тело старца. Ему почти это удалось, но в последний момент, шокированный изменениями в теле ученого во время проведения ритуала, он выронил волшебный сосуд из рук и не смог завершить начатое. Помолодевшее вмиг тело снова перешло в состояние дряхлости.

Библиография

  • «Книга исцеления»
  • «Книга указаний и наставлений»
  • «Книга знания»
  • «Трактат о птице»
  • «Живой, сын Бодрствующего»
  • «Саламан и Ибсал»
  • «Повесть о Юсуфе»
  • «Об искусстве поэзии
  • «Канон врачебной науки»
Психология